Чем мыли волосы в средневековье

Опубликовано: 17.09.2024

В первой половине XX века произошло много глобальных сдвигов и революций. Но не все из них были только политическими или социальными. В 30-х годах произошла революция в мытье волос: в широкую продажу поступили шампуни. Сами собою напрашиваются вопросы: а что было до них? как люди мыли голову? что использовали? Мы вспомним несколько популярных способов по уходу за волосами в разные исторические периоды.

Не такие уж странные методы древних

Женские прически в Древнем Риме

Женские прически в Древнем Риме

У каждой древней цивилизации были свои представления о том, как быть красивыми и чистыми. В Шумере люди мылись просто водой, без мыла, но заботились о том, чтобы волосы выглядели блестящими: смазывали их маслом. Древние китайцы думали еще и об аромате. В этом им помогало древесное растение цедрела. Сегодня оно применяется при изготовлении сигарных коробок.

Древнеегипетский способ ухода был самым простым: египтяне просто брились «под ноль», чтобы избежать встречи со вшами. Египтяне носили парики, которые, когда те становились грязными, стирали в лимонной кислоте. Заменой кондиционера было миндальное масло.

Грекам и римлянам нравились мягкие и ухоженные волосы. Их секрет заключался в использовании оливкового масла и уксуса.

Средневековый уход

«Шулер с бубновым тузом», около 1630 года. Жорж де Латур

«Шулер с бубновым тузом», около 1630 года. Жорж де Латур

В Средние века купание в ванной было большой редкостью, более того, это занятие считалось вредным. Поэтому люди не любили мыться. Однако даже в таких условиях женщины заботились о красоте волос. Для этого они использовали следующую смесь: подгоревший ячменный хлеб, соль и медвежий жир. Получившееся средство способствовало росту шелковистых прядей.

Некоторые средневековые дамы варили волшебное зелье из козьего молока, коры вяза, ивового и тростникового корней. Они верили, что этот состав помогает волосам быть менее хрупкими. Другие красавицы использовали при мытье мяту, розмарин, крапиву.

В эпоху Возрождения способы стали более изощренными: в придачу ко всему добавилось щелочное мыло и лакрица.

XVIII век — царство париков

«Портрет Вильгельма Гиацинта Оранского». Никола де Ларжильер

«Портрет Вильгельма Гиацинта Оранского». Никола де Ларжильер

В 1700-е и 1800-е годы парики были всем. Европейцы мыли голову щелочным мылом или водой, а потом целыми днями смазывали волосы маслом и стягивали их назад. В чем подвох? Теперь аристократы и буржуа любили носить парики, и не просто парики, а настоящие дворцы из волос на голове. В основном они были белого цвета, но женщины иногда использовали пастельные тона, особо они любили оттенки розового, синего и даже лавандового. При этом при изготовлении париков использовались не только человеческие волосы. Хорошо смотрелись козьи и лошадиные. Известно что, у графини Матиньон из Франции был парик на каждый день недели. Это стоило немалых трудов ее парикмахеру, а ей — больших денег.

Викторианцы выбирают яйца

Эвелин Несбит — первая модель Чарльза Дана Гибсона

Эвелин Несбит — первая модель Чарльза Дана Гибсона

В Викторианскую эпоху произошли изменения в представлении о гигиене. Врачи провозгласили пользу от купания. Викторианцы, как известно, были увлечены промышленными достижениями, полезными для здоровья. Щелочь продолжала еще сохранять свои лидирующие позиции в уходе за волосами, но на пятки ей уже наступало новое средство — обычное яйцо. Врачи советовали дамам хотя бы раз в месяц мыть голову яйцом.

Неплохим вариантом было кастильское мыло, а также «мыло из слоновой кости», впервые изобретенное в 1879 году компанией Уильяма Проктера и Джеймса Гэмбла, названной их именами. Примерно в то же время очень популярным было макассаровое масло, которым укладывали волосы. Оно состояло из кокосового, пальмового масла и иланг-иланга. Именно оно помогало сделать незабываемый пробор джентльменам.

А в 1903 году был изобретен шампунь. И больше века человек не хочет пользоваться ничем другим, кроме него. Хотя в проблемных случаях всё же люди вспоминают и про яйца, и про ячмень, и про всевозможные масла.

Домашний очаг

FB VK OK Link


Краса женских волос считалось настолько волнующей, что в Византии, христианской Европе, мусульманских странах то и дело требовали скрывать волосы от мужского взгляда. В Средние Века осуждался даже уход за волосами – за этим орудием похоти и предметом гордыни. Но женщины продолжали о них заботиться.

Правда, это было не так просто, как в наше время – в магазин за хорошим готовым шампунем не сходишь, даже за самым дешёвым. То же и с бальзамами для волос. В каждой семье от мамы к дочке и от свекрови к невестке переходили свои сокровенные рецепты самых верных средств для красоты локонов и для их легкого расчесывания.

Как избавлялись от грязи и жира

Уход за волосами делился на несколько этапов. Прежде, чем применить средства, заменяющие шампунь, волосы дополнительно избавляли от пыли, жира и других загрязнений – ведь моющие и укрепляющие средства были не такими активными, как теперь. Удаляли не только мытьём. В холодных странах, где сушить длинные волосы было тяжело – в качестве фена эпоха могла предложить только огонь в камине и солнечные лучи – волосы мыли довольно редко, предпочитая их очищать механически.

FB VK OK Link

Прежде всего, их как следует вычёсывали. Сначала гребнем проходились по прядям от середины к концам, снимая зубцами пыль, пудру или грязь. Потом начинали вычёсывать всё выше и, наконец, проводили гребнем от корней, распределяя жир с кожи по всей длине волоса – так волосы становились суше у основания и эластичнее благодаря природному защитному средству в середине и на кончиках.

Именно с тех времён, когда косы были длинны и ритуал их прочёсывания сложен, пришло популярное правило «расчеши сто раз». Сейчас парикмахеры считают его излишним – происходит излишняя стимуляция жировыделения у корней и излишнее механическое отшелушивание поверхности волоса. Особенно страдают кудрявые локоны.


Если жира было слишком уж много, то волосы подсушивали. По прядям, как правило, распределяли муку – она впитывала жир, и получившуюся смесь счёсывали. Был и другой способ – взять заношеную, чистую льняную вещь, обрезанную до формы полотенца, и сильно и аккуратно протирать и промокать пряди одну за другой. Именно к этой форме ухода восходит лайфхак – когда волосы грязные и помыть их трудно, завернуть их отдельно от головы в хлопковый платок и провести так ночь. Истёртые волокна льна (или просто современные хлопковые мягкие волокна) замечательно впитывают, и не только влагу.

FB VK OK Link

Не во всех холодных странах избегали мыть голову часто. В русской деревне, например, бабы мылись и промывали волосы раз в неделю. Им не надо было после сушить волосы у камина – в холодное время года они почти весь день возились по хозяйству где-то недалеко от печи, к тому же голову было принято покрывать. Ткань головного убора забирала воду из волос и от тепла печи испаряла её в воздух. Так волосы потихоньку высыхали.

Для того, чтобы смыть с волос пот и жир, использовали отвар мыльнянки и похожих по свойствам растений, а также порой тот же щёлок, которым стирали – его варили из золы и жира. Несмотря на название, он был не настолько едким, как современные средства для стирки. Мыли волосы также простоквашей, кефиром, несладким йогуртом, болтушкой из ржаного хлеба – то есть кислыми, а не щелочными средствами.

Парадоксальным образом в Индии традиционно жир с волос смывали. маслом. Впрочем, ничего такого уж парадоксального. Нагретое и нанесённое на корни волос масло растворяло кожный жир, соединяясь с ним. Оставалось смыть уже само нанесённое масло прежде, чем оно как следует остынет и в соединении с кожным жиром станет неприятно вязким. Кстати, слово «шампунь» — индийского происхождения и происходит от слова, обозначающего массаж, ведь масло для очистки буквально втирали в скальп. Многие европейки, причёсываясь у камина, тоже добавляли немного оливкового масла на расчёску – так лучше стиралась пыль.

FB VK OK Link

Кисломолочные продукты у индианок также были популярны. Растут в Индии и мылящиеся растения, вроде шикакай. В дальневосточных странах же популярен был как универсальное банное средство рис. Кожу растирали рисовой мукой, а волосы мыли крахмальной водой, оставшейся после промывки риса.

Сейчас этот гигиенический момент редко актуален, а прежде практически везде важной частью очистки волос было удаление вшей и гнид. Где-то это делали исключительно пальцами, но всё же во многих местах были свои рецепты. В Европе волосы обрабатывали топлёным свиным салом, которое обездвиживало взрослых вшей и не давало им убегать от гребня, и уксусом, открепляющим гнид от волос, а потом вычёсывали тех и других.


На берегах Средиземного моря популярно было такое средство, как тминовое и анисовое масла, а также сок граната. На севере можно было встретить использование клюквенного сока, смешанного с диким мёдом. На Руси в ходу были настойка из полыни с пижмой и дегтярное мыло.

FB VK OK Link

Не только чистота

От средств для мытья в былые времена женщины хотели того же, что и мы от шампуней. Не только чистоты, но и укрепления, стимуляции роста волос, придания локонам гладкости и блеска. В зависимости от географии и типа волос, подбирались разные средства – преимущественно растительного происхождения.

На Руси верным средством для блеска считался настой или отвар луковой шелухи. К тому же он придавал волосам красивый красноватый оттенок – он хорошо смотрелся на тёмно-русых, коричневого тона, волосах. Даже некоторые светловолосые женщины использовали его, только «заваривали» послабее – тогда блеск был похож на тот, что даёт волосам другое популярное средство, ромашка. То и другое средство считалось хорошим лекарством при перхоти или прыщах на волосистой части головы. Правда, и ромашка, и луковая шелуха могли сделать сухие волосы ещё суше – но русские крестьянки в таких случаях потом смазывали волосы оливковым («греческим», «лампадным») маслом.

Таким же подсушивающим средством на востоке традиционно была хна. Её никогда не использовали без дополнительных средств ухода, иначе волосы становились ломкими. Но она так же, как и луковая шелуха, уменьшала выделение сала на коже головы (что в жарком климате может быть особенно критично) и придавала сильный красный тон чёрным косам жительниц Ирана и Индии. Седые волосы при этом окрашивались ярко-огненными прядями, что выглядело красиво.

Косметика средневековья – что она из себя представляла?
Смесь алхимии с колдовством или серьезную науку?
Мой сегодняшний собеседник не просто изучает средневековую косметику, но и, временами, экспериментирует с ней.


Знакомьтесь — Катя Аристова из клуба исторической реконструкции «Легенда» (Московская область, г. Ступино).

Привет Катя! Рад возможности обсудить на «Людоте» такую интересную тему.
Но, говорят, Средние века отличали антисанитария и грязь. Какая уж тут косметика?

Привет. Тема действительно интересная.

Начнем с главного.
Миф о том, что в средние века все люди ходили грязными, мылись раз в год, воняли и совершенно за собой не следили улетучится после первого же знакомства со средневековой косметической рецептурой.

Первым делом, ради поддержания красоты, дамам советовали именно мыться.
А благоухали они ароматическими смолами, травами и розовым маслом. Ассортимент косметических средств был довольно широк: кремы для смягчения кожи лица, тела, рук, средства для эпиляции и краски для волос, различные составы для чистки зубов и поддержания хорошего запаха изо рта.

Ясно. А когда и кем впервые была упомянута косметика?

Первое упоминание самого наличия косметики искать даже не возьмусь, ибо вещь эта очень древняя: люди разными способами пытались себя украсить чуть ли не с первобытных времён.


Древнейшие упоминания самой рецептуры найти проще.
Если говорить о европейской цивилизации, то первые записи по косметологии относятся к эпохе Античности.

Кое-какие средства для устранения кожных дефектов (ссадин, сыпей, раздражения от грубой одежды) описывает Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) в трактате «О применении жидкостей».

Нам известно о факте существовании трактата «Косметика» греческого врача Критона (I в. н.э.) – в древности этот текст был очень популярен, но до нас, к сожалению, не дошёл.

Зато сохранился отрывок поэмы Овидия «Притирания для лица» (I в. н.э.), в котором рецепты изложены в стихах.

Овидий советует женщинам, хорошенько выспаться, чтобы освежиться, а после позаботиться о белизне кожи: натереться мазью из мёда, яиц, размятых луковиц гладиолуса и порошка из смолотых в муку ячменных и пшеничных зёрен, вики, толчёного оленьего рога. Поэт обещает, что лицо станет белее зеркала.

Ещё он упоминает румяна из лепестков мака и специально уточняет, что больше всего женщину красят хорошие манеры. Отдельные упоминания косметических средств встречаются также у Плиния Старшего (I в.н.э.) и Галена (II в. н.э.).

Какие приметы, суеверия, были связаны с косметикой в Средневековье?

Суеверие здесь тесно переплеталось с чисто бытовыми и вполне понятными страхами.

Очень ярко это иллюстрирует знаменитый отрывок из «Романа о розе», принадлежащий перу Жана де Мёна (1285 г.), в котором мы читаем, как старая сводня цинично рассказывает о женских ухищрениях («чарах» макияжа, наряда, кокетства), с помощью которых можно подчинить своей воле влюблённого.


В подобных «чарах» видели опаснейший обман, ведь несчастный мужчина, женившись на лгунье, выдающей уродливое лицо за прекрасное, получал, как правило, страшную, легкомысленную и сварливую супругу вкупе с перспективой стать подкаблучником.

Такое вот своеобразное злое «колдовство». В век, когда разводов практически не было, сами понимаете, дело страшное.

Ее делали сами или существовала целая ремесленная специализация, которая работала на продажу?

Такое ремесло было, но я пока не могу сказать, насколько оно было развито: мне пока не попадались никакие уставы цехов или гильдий «изготовителей косметики».

Есть, впрочем, подобные уставы банщиков, аптекарей и парикмахеров. Вероятно, представители этих трёх профессий вкупе с некоторыми лекарями и составляли круг специалистов в области косметологии.

В чем хранили косметику?

Большинство средств не хранили долго – консервантов тогда ещё не было, так что портились притирания быстро.

Однако, кое-что мы нашли в трактате «Тротула», который был написан предположительно в XII веке. Это медицинский трактат о здоровье женщин, в котором содержатся главы о том, как женщин украсить.

Хорошая философия: красота дамы – это часть здоровья. Благодаря замечательному переводчику Николаю Горелову, «Тротула» доступна на русском языке.

Так вот, в «Тротуле» есть совет хранить комочек подсохших белил завёрнутым в пергамен, который в данном случае использовали как своеобразный аналог полиэтилена.


Аптекарь и его снадобья, миниатюра XIV в.

Как сосуд для приготовления косметики частенько упоминается «горшок», логично предположить, что в каких-нибудь небольших горшочках готовые средства и держали.

Также мне попадались средневековые изображения аптекарей в окружении множества небольших баночек, которые прекрасно подходят для косметики. Их могли делать из глины, дерева, реже стекла – производство стекла было трудоёмко и недёшево.

Не все так просто

Была ли контрабанда косметики? Или другие криминальные случаи связанные с ней?

Не было какой-то острой необходимости ввозить косметику тайно и какой-то особой активности контрабандистов, соответственно, тоже.


А вот с пудрой и правда связана одна любопытная криминальная история.

В эпоху Возрождения жила знаменитая отравительница, некто Тофания. По легенде, эта дама продавала женщинам пудру, содержавшую хитро замаскированный мышьяк, с помощью которой можно было тихо и практически незаметно избавиться от «надоевшего» мужа.

Могли ли наказать за использование косметики?

Представители высшей светской власти были скорее потребителями косметики, а не её противниками.

Законы против употребления косметики принимали в XVII-XVIII вв., но, скорее всего, на практике они не всегда тщательно исполнялись. В основе этих законов были религиозные мотивы.

Церковь в средние века «наказаниями» не занималась, приговоры исполняли именно представители светской власти.
Христианской общине и её служителям, главным образом, надлежало формировать, скажем, так, «общественное мнение» с помощью проповедей.

Декоративную косметику выставляли орудием соблазнения и служения демонам, способом обманного искажения божественного творения, преумножения разврата и праздности.


С точки зрения христианской этики эти обвинения не вполне безосновательны.

В качестве альтернативы косметике людям советовали обращать внимание на красоту и простоту души, во много раз более привлекательную, чем любая краска на лице. Сложно сказать, насколько успешной была эта проповедь.

Многие сочинения авторов XIII в., таких, как Альдебрандин Сиенски и Ланфран Миланский, содержат рецепты отбеливания кожи. По всей видимости, это было востребовано, несмотря ни на какие обвинения, раз доктора делали эти записи.

Примечательно, что лечебной косметики и гигиенических процедур претензии церкви касались в значительно меньшей степени.

То есть, мытье все-таки было благословенным занятием?

Конечно. Существовали общественные бани (есть масса упоминаний бань в литературе, юридических документах), средневековые медики для поддержания здоровья советовали мыться.

Часто наличие бань связывают с влиянием арабской культуры в XII-XIII вв. (правда, биограф Карла Великого, Эйнгарт, упоминает, что этот, практически ещё варварский правитель уже в далёком VIII в. усиленно стремился ввести при дворе моду на бани и купание в горячих источниках).

Бани не были очень дёшевы и доступны – специальные работники носили в них воду за плату, дрова в городе покупали за деньги, да и дополнительные услуги (мытьё головы, массаж, бритьё или стрижка) имели свою цену.

Тем не менее, подобных заведений было достаточно много, что явно свидетельствует в пользу лояльности общественного мнения.


Реконструкция средневекового мытья на историческом фестивале в Западной Европе

Так что когда в популярной литературе пишут, что в Средние века злая церковь запрещала мыться, чтобы ни в коем случае не проявить заботу о «бренном теле», это не нужно воспринимать очень близко к сердцу 🙂

Мылись, насколько могли себе позволить по уровню достатка и в связи с особенностями быта.

Пользовались ли косметикой мужчины?

Да, безусловно. Более того, косметические рецепты, предназначенные исключительно для женщин скорее редки. Мужчины ухаживали за зубами, волосами, стремились избавиться от угрей, трещин на коже, от облысения и различных кожных заболеваний, некоторые даже пытались похудеть с помощью навозных обёртываний и горячих ванн.

Есть кое-какие упоминания о франтах, не гнушающихся и пудр, румян, помад, завивки волос, правда, отношение к подобным эксцессам было скорее негативное, это был уже перебор.

Личный опыт

А все эти девичьи радости были доступны всем слоям населения, или косметика, гигиена были преимуществом аристократии?

Если учитывать только материальный достаток людей, косметика была доступна всем, кроме бедняков, живущих на грани голода. Ведь основные ингредиенты очень просты, их легко было найти на любой кухне: сало, отруби, вино, яйца, оливковое масло, молоко, травы.


Конечно, были и «люксовые» варианты с дорогими заморскими специями и ароматическими смолами.

Косметика была недоступна широким слоям населения скорее не из-за дороговизны или редкости, а из-за образа жизни.

В средние века труд был исключительно ручной, очень выматывающий и зачастую грязный. Представьте себе крестьянку, которая с раннего утра до позднего вечера занята то в поле, то со скотиной, то с шерстью, то с пряжей или ткачеством.

У неё элементарно не оставалось времени и сил на трудоёмкое приготовление ароматических кашиц и отбеливающих кремов. Да и часто ли она будет ими мазаться, зная, что каждое утро ей нужно, к примеру, чистить помещение для скота?

Вот и получается, что активно косметику использовали только высшие слои общества, знать или богатые бюргеры, у которых было свободное время на все эти обтирания и возможность поручить хозяйство слугам.


Но у тебя, насколько я знаю, такая возможность была – в рамках своего хобби, исторической реконструкции?

Да, мы многое и с удовольствием попробовали на себе.
Например, мы чистили зубы порошком из мастики, ладана, специй, и дроблёных финиковых косточек. Порошок насыпали на маленький лоскут льняной ткани и натирали зубы – зубных щёток в XIII в. ещё не было.

А косточки-то зачем?

В зубные смеси добавляли жесткие крупинки, отчищающие грязь как скраб. Это как раз отчасти компенсирует отсутствие щётки.


Еще мы жевали кардамон и гвоздику, это аналог современной освежающей жвачки, очень понравился результат. Просто обычные зёрнышки специй, и в наши дни любой может попробовать – действительно освежают.

Очень интересно было приготовить средневековую краску для золотистого оттенка волос из чистотела, марены красильной и шафрана. Практически всеми этими составляющими в средние века красили не только волосы, но и ткани.

Я думаю, чаще всего целью покраски было не столько придание волосам какого-то определённого цвета, сколько закрашивание седины. Волосы тонировали в золотистый цвет шафраном, чистотелом, корой самшита – на светлых волосах такие средства могли достаточно неплохо замаскировать седину.

Как выглядела сама процедура крашения волос в Средние века?

Ровно так же как сейчас.

На волосы наносили красящий состав, заматывали голову тканью, оставляли краску впитаться на некоторое время, после смывали. Разница разве что в том, что современные краски женщины держат около часа, а средневековые приходилось оставлять на волосах на целую ночь или даже на сутки.

Кать, а что из косметики 13-го века тебе самой понравилось больше всего?

Мне самой очень понравился ежедневный крем, который назывался «керот». Состоял он из перетопленного сала, специально очищенного воска, камфары, специй, яйца, розового масла и белил.

Никакой белой маски, как обычно представляют люди, этот крем не оставил.
Белила просто выбелили кожу до естественного, но светлого оттенка.

Честно сказать, я не ожидала от средневековой косметики большой эффективности, но это средство меня прямо удивило. Моя кожа от него действительно очень быстро стала мягкой. И запах такой изумительный! Впору хоть сейчас делай вместо покупной косметики.

А светлая кожа имела какое-то значение в образе красавицы?

Огромное! Более того, именно светлая кожа считалась эталоном красоты с со времён античности и до XIX в. включительно, только в XX в. в Европе возникла мода на загар, которая на востоке так и не прижилась – там и в наши дни лица усиленно отбеливают.


Посмотри на живописные изображения женщин ранней эпохи возрождения (XIV-XV вв.) – их кожа удивительно светлая. В уже упомянутой мной «Тротуле» рецептов для отбеливания огромное количество, причём не только для лица, но и для рук. Даже румяна на щёки советуют наносить именно для того, чтобы подчеркнуть белизну кожи.

А что тогда не понравилось? Было вообще такое?))

Конечно. Я бы, например, не решилась использовать губную помаду из ядовитого корня переступня или смесь для эпиляции из негашёной извести.

Из извести? Серьезно?

Совершено. Обилие рецептов такой мази для эпиляции просто впечатляющее. В негашёную известь добавляли воду и минерал, который называется аурипигмент. Затем натирались получившейся горячей кашицей.

Вероятно, частенько вместе с волосами слезала и кожа, но рецептов много, а это значит, средство было в ходу!

А ещё с ужасом думаю о некоторых снадобьях для чернения седых волос, в которых использовались квасцы. Квасцы – это соли металлов, вещества для проявления и закрепления пигмента. Я пробовала работать с квасцами при окрашивании ткани, многие из них ужасно едкие, ужас, во что можно волосы ими превратить!


В августе ты с одноклубницами провела мастер-класс по средневековой косметике на историческом фестивале «Ратное дело-2012». Как возникла идея такого мероприятия?

Мы не были в Самаре с 2009 г., за это время фестиваль вырос, стал очень зрелищным и красивым. Конечно, нам, как участникам, хотелось соответствовать уровню и привезти что-нибудь интересненькое и зрелищное.

Идея показать средневековую европейскую косметику гостям и участникам фестиваля «Ратное дело» пришлась всей команде по душе. Кажется, в России реконструкторы XIII в. такого ещё не делали.

А как отнеслись зрители к средневековой косметике?

Мне очень понравилось, что наши косметические посиделки вызвали интерес и оживление у девочек-участниц и у зрителей. Такая атмосфера была приятная, оживлённая и «дамская».

Некоторые представители сильного пола, правда, тоже пришли полюбопытствовать, но мы были совершенно не против.

Конечно, очень вдохновляет, когда людям приятно. Надеюсь, наша команда ещё не раз покажет интересные выступления на «Ратном деле».

Три рецепта из прошлого

В заключение Катя подарила читателям «Людоты» несколько простых и безопасных рецептов почти 900-летней давности.
Их можно взять на заметку и в наши дни. Может, даже кто-то из вас тоже захочет поэкспериментировать? 😉

Чтобы кожа лица и тела была мягкой,

её следует мыть тёплым настоем отрубей – в средние века им умывались или принимали с ним ванну.
Также зёрна пшеницы толкли в ступке, смешивали с тёплой водой и наносили на кожу как маску.

Маска для лица из корня лилии:

корень лилии очистить от шкурки добела, натереть, чтобы получилась кашица, смешать с 1 сырым чуть взбитым яйцом, дать настояться 1-2 часа, нанести на чистое распаренное лицо и подержать, пока принимаете ванну.

Такую «мазь» очень советовали для смягчения и отбеливания кожи, а также для лечения раздражений, ранок, ожогов.
Это же средство рекомендуют наносить на губы, чтобы сделать их нежными и залечить трещины.

Маска для волос (считалось, что она способствует росту волос):

топлёное свиное сало смешать с равным количеством белого вина и измельчённого в порошок корня алтея.
Нагреть, пока не начнёт закипать, и томить при такой температуре 30-40 минут, иногда помешивая.
После добавляем растёртый крутой яичный желток и измельчённый в порошок тмин.
Процеживаем смесь через мелкое сито или марлю, и маска готова.

Александра Бунаева, Георгий Вощук, социальная сеть «ВКонтакте»

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами: при этом Средние века приятными ароматами похвастаться вряд ли могут.

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Женская гигиена в Средние века.

Женская гигиена в Средние века. Источник: tinhte. vn

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» — «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.

Ванная комната Людовика XVI.

Ванная комната Людовика XVI. Источник: ekladata.com

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

Средневековый бал.

Средневековый бал. Источник: blogspot.com

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея. При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Кровать с балдахином.

Кровать с балдахином. Источник: yandex.ru

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».

Был еще один оригинальный способ мыться — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В Европе моду на чистоту закрепили средневековые рыцари, которые везли из крестовых походов с Востока мыльные трофеи. Первый кусок твердого мыла, который более привычен нам выпустили в Италии в 1424 году. Ах, Италия, спагетти, пицца, вечный город, аморе мио… Известными центрами мыловарения стали Аликанте, Карфаген, Севилья, Венеция. С этих пор началась история обычного мыла, но если мы с радостью используем его в своем обиходе, то европейская знать боялась мыла как огня.

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2, фото № 1

Одно из моих любимых выражений на римском диалекте, дословно оно означает «говори, как ешь», а в моем собственном переводе — «будь проще». Это такое напоминание — когда слишком усердно пытаешься что-то объяснить, не можешь подобрать нужные слова, лучше всегда говорить простым и незатейливым языком — таким же простым, как римская еда. Ни к чему драматизировать. Просто расскажи все как есть. (Из книги «Ешь, молись, люби»).

Вот и мыло, будь проще и мой чище.

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2, фото № 2

Людовик-Солнце, известный своим выражением «После нас хоть потоп» положил его не только в основу своего правления, но и в основу своей жизни и жизни своих придворных. Если процедура одевания занимала несколько часов и каждый приближенный к королю четко знал, что, как и когда он надевает на своего повелителя, то умывался король, протерев смоченными водой кончиками пальцев веки и …все! Представляете как все поменялось, сейчас одеваемся за пять минут, а в ванне можем нежиться часами.

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2, фото № 3

Мытье считалось дьявольским пороком, и никто не мылся, королева Изабелла Кастильская мылась в жизни два раза, при рождении и в день свадьбы, только муж Фердинанд II Арагонский этого не оценил, потому что сам был не мыт. Папа Климент V погиб от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирал от чесотки, как и король Филипп II. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей.

Зловонный аромат стал самым верным спутником всего населения на несколько веков. Мыться отказывались из религиозных соображений, зубы не чистили, совсем не чистили, а в пищу употребляли такие «деликатесы», что дышать рядом с таким человеком было невозможно в прямом смысле этого слова. Уход за телом считался грехом, и тело человека стало рассадником блох, вшей и заразных болезней, что считалось признаком святости, из-за отсутствия привычной для нас гигиены вымирали целые города. При мытье можно было смыть с себя святую воду, которой был окроплен человек при крещении. На чистоту в буквальном смысле смотрели с отвращением и никогда бы не променяли чистоту души, на чистоту тела.

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2, фото № 4

Если дама предпочитала быть чистой, то могла угодить на костер инквизиции, и осознать свою неправоту в любви к воде и мылу. Не мало ведьм оказалось на таких кострах, которые и ведьмами не были, а решили всего лишь сполоснуть себя. А еще они могли быть закиданы камнями, такая практика часто встречалась в мелких городах Европы. В сравнении — простой люд моется гораздо чаще, чем знать, тем более что рек и водоемов в Европе достаточно.

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2, фото № 5

Духи были созданы не для подчеркивания женской прелести, а, чтобы скрыть вонь, исходящую от дамы, не помывшись год-два дамы не пахли, как майская роза, отнюдь, они пахли не хуже Авдиевых конюшен. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами. Помимо аромата грязнуль, городские улицы пахли помоями и экскрементами, туалет был по принципу «где приспичило, там и сел», а сесть можно было и за деревом в парке, и за портьерой в королевском дворце, отчего дышать во дворце было нечем. Так называемые ночные горшки стояли неделями переполненными и духи маскировали и эти ароматы.

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2, фото № 6

Мыло прочно закрепляет свои позиции!

Со временем первые мыловаренные фабрики расползлись по всей Европе, состав мыла отличался от места нахождения и доступности ресурсов: на севере главным компонентом оставался животный жир, включая говяжье, свиное, лошадиное, баранье сало и рыбий жир, а на юге использовали растительный заменитель — оливковое, хлопковое, миндальное, льняное, кунжутное, кокосовое и пальмовое масла, основная миссия мыла была выполнена — оно мыло!

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2, фото № 7

И только в эпоху Возрождения мыловарение в Европейской части было доведено до совершенства и стало максимально приближено к нам известному мыловарению. В мыло стали добавлять отдушки, их создавали на основе эфирных масел, мыло становится не только средством очищения, а скорее роскошью. Мыло стали делать разных форм и ставить фирменные знаки, мыло стали дарить возлюбленным, видимо намекая таким образом на необходимость принять ванну. Вместо золы использовали природную кальцинированную соду, что привело к снижению себестоимости мыла.

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2, фото № 8

Лишь в 1808 году мыло получило свой современный состав. Его вывел французский химик Мишель Эжен Шеврёль по просьбе владельцев текстильной фабрики. Во второй половине XVII века во Франции был издан королевский указ, разрешающий варку мыла только в летнее время и только из золы оливкового масла. В 1841 году в Мексике мыло было в таком дефиците, и стоило так дорого, что выполняло функцию денег.

Продолжение следует, как раз в нем будет история мыловарения в России.

Читайте также: