Почему у фриды сросшиеся брови

Опубликовано: 17.09.2024

6 июня 1907 года родилась одна из самых неординарных художниц ХХ века – Фрида Кало. Среди ее работ большое место занимали автопортреты. Как говорила сама художницы, она рисовала себя, потому что много времени проводила в одиночестве и хорошо себя изучила. И создала себя сама – ее стиль без преувеличения можно причислить к ее произведениям. M24.ru разбирает этот шедевр на составные части и рассказывает, как Фрида Кало стала той Фридой Кало, которую мы знаем.


Монобровь

В начале ХХ века, как и сегодня, женщины старались избавляться от "лишних" волос на лице. Но Фрида Кало не было обычной женщиной и следовать общим правилам не собиралась. Разумеется, она прекрасно понимала, как необычно и вызывающе выглядят ее монобровь и темные волосы над губой. Кало не просто не удаляла их, а специально затемняла с помощью косметики, и тщательно прорисовывала каждый волосок на своих автопортретах. Это был личный бунт.

Мексиканские народные платья


Платья Фриды Кало в музее художницы в Мехико. Фото: AP/Alexandre Meneghini

Носить роскошные традиционные мексиканские платья Фрида начала по желанию своего мужа – художника Диего Риверы. Убежденный коммунист, он много работал с фольклорной темой. Фрида Кало – какой мы ее знаем – стала самым монументальным его произведением. Точнее, их совместным – Ривера задал вектор ее будущего стиля, а она подхватила и начала творить себя сама. Яркие вышитые платья ей очень к лицу – сложно представить, что до встречи с Риверой Кало одевалась вполне в духе своего времени, согласно европейской моде 1920-х годов.

Эксперименты с мужским костюмом


Фрида Кало с сестрами и кузенами в 1926 году. Фото: museofridakahlo.org

Впрочем, Кало не всегда выглядела женственно. В ней было много мужского – и в юности она щеголяла в строгих мужских твидовых костюмах. На семейных фотографиях Фрида часто появлялась в образе строгого юноши с горящими глазами на смуглом лице. Шалила Фрида не только с помощью костюмов – по многочисленным свидетельствам, в ее поведении было много черт, которые традиционно приятно считать мужскими. Например, она много и с удовольствием сквернословила, не выпускала из пальцев папиросу и очень уважала крепкий алкоголь. Сегодня женщина вряд ли удивит кого-то таким поведением, а вот для первой половины ХХ века это было куда более непривычно, чем сросшиеся брови или усики на женском лице.

Длинные юбки


Фрида так любила традиционные платья еще и потому, что они помогали ей скрыть ноги. С ними все было в порядке, кроме того, что из-за перенесенных художницей травм одна из них оказалась короче другой. В 1925 году автобус, в котором ехала Фрида Кало, столкнулся с трамваем. Она получила серьезные повреждения внутренних органов, многократные переломы позвоночника, ребер, таза и правой ноги. Чудом оставшись жива, она провела в кровати год и не смогла восстановить свое здоровье до конца жизни.

Сапоги с бубенцами


Протез Фриды Кало в музее художницы в Мехико. Фото: AP/Alexandre Meneghini

Правая нога Фриды была сломана 11 раз. Долгое время художнице приходилось носить специальный протез. К тому, что после лечения правая нога осталась короче левой на несколько сантиметров, она относилась спокойно. Свои бедные ноги Фрида обувала в красные сапожки, украшенные вышивкой и бисером. Разницу в длине компенсировал каблук правого, а о перенесенном страдании напоминал раздававшийся при каждом ее шаге звон бубенцов, нашитых на шнуровку.

Коммунистический корсет


Гипсовый корсет Фриды Кало в музее художницы в Мехико. Фото: AP/David Goldman

Переломы позвоночника надолго заковали Фриду в гипсовый корсет, который охватывал ее от шеи до бедер. Фрида не мирилась с корсетом – она освоила его, превратила в часть своего костюма. На груди художница изобразила эмблему своих политических взглядов – красные серп и молот. А под ними, на своем животе, она нарисовала еще не родившегося ребенка и пуповину. Материнство было ее самой страстной мечтой, так и не сбывшейся – в той самой аварии ее живот и матку пропорол автобусный поручень.

Мексиканские украшения


Фрагмент картины "Автопортрет, посвященный доктору Элоессору" (1940)

Яркие краски платьев Фрида дополняла традиционными мексиканскими украшениями – массивными ожерельями, бусами в несколько рядов и, конечно, необычными серьгами. Белые серьги в виде человеческих кистей, которые художница изобразила в своих ушах на "Автопортрете, посвященном доктору Элоессору" (1940), действительно были в ее личной коллекции украшений. Они достались ей в подарок от Пабло Пикассо. Согласно традиционным мексиканским представлениям, такие украшения служат оберегом.

Цветы в волосах

Мы привыкли к "иконическому" изображению Фриды Кало – с короной из кос, обвитых вокруг головы, и буйными цветочными венками. Это не ее личное изобретение – такие прически мексиканские женщины носили долгие годы до рождения Фриды. Чтобы сделать косы объемнее и внушительнее, она вплетала в волосы пряди из цветной шерсти и яркие платки. А оттенок цветов, которые она добавляла в прическу, всегда совпадал с цветом губной помады. Сегодня такую прическу сложно назвать только мексиканской – благодаря рекламе, которую ей сделала Кало, подобным образом убирают свои волосы женщины во всем мире.


Фрагмент картины "Автопортрет с обрезанными волосами" (1940)

Короткая стрижка

Разумеется, так художница выглядела тоже не всегда. В юности она носила довольно короткие волосы, и стригла волосы каждый раз, когда ссорилась с Диего Риверой или узнавала о его измене (оба не отличались верностью друг другу, но при этом Кало остро переживала новости об очередном романе мужа). На знаменитом "Автопортрете с обрезанными волосами" (1940) она запечатлела себя именно в такой момент.

Прошло 60 лет после смерти Фриды Кало, а феномен ее популярности до сих пор не разгадан. Она не только затмила своего мужа, Диего Риверу, которого изначально многие считали великим художником в их паре, но и стала популярнее, например, культового секс-символа Мэрилин Монро. Если вы в Москве и еще не надумали, как провести выходные, то советуем заглянуть в "Манеж", где как раз проходит выставка "Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний". А пока рассказываем о том, как художница создала свой легендарный образ: красные губы и нарисованные кайалом широкие брови.

То, что Фрида Кало опередила свое время, не подается сомнению. Мексиканская художница создала образ смелой феминистки, которая использовала макияж не просто в качестве средства самовыражения, но и одного из инструментов своего творчества.

Летом прошлого года в Музее Виктории и Альберта в Лондоне открылась выставка личных вещей Фриды, включая одежду, украшения, косметику и аксессуары, которые сберег ее муж Диего Ривера и которые хранились в знаменитом "синем доме" пары в Мехико. Благодаря экспозиции мы смогли узнать, что же лежало в косметичке художницы.

В конце концов, Фрида рисовала себе брови с такой ловкостью, с какой она писала свои знаковые работы, такие как "Две Фриды" (1939) и "Сломанная колонна" (1944).
У нее был особый навык нанесения макияжа, она тратила много времени на создание естественного образа. Она всегда была красиво накрашена и хорошо одета, даже когда не ждала гостей. Она прекрасно умела себя подать, — сказала однажды близкая подруга Кало Ольга Кампос.

Появление Кало всегда вызывало трепет. Люди останавливались и оглядывались на нее в изумлении, — вспоминал Эдвард Уэстон, который сфотографировал Фриду во время визита в Сан-Франциско в 1930 году.

Она заплетала свои длинные темные волосы в тугие косы, закрепляла их высоко на затылке и украшала короной из свежих цветов и разноцветными шелковыми лентами. После этого она наносила крем для сухой кожи Pond's, добавляла вуаль из рассыпчатой рисовой пудры Coty, аккуратно расчесывала густые ресницы, прокрашивая их черным пигментом от Talika. Это средство придумали в Париже для лечения ожогов у солдат, но, как оказалось, оно также неплохо стимулировало рост волос.

Известно, что Хелена Рубинштейн, владелица одноименной бьюти-империи, была страстной поклонницей творчества Кало. Она коллекционировала картины художницы и в свое время отправила ей в подарок компактную пудру своей торговой марки.

Кало не только отказывалась пользоваться пинцетом, но, напротив, сделала кустистые, сросшиеся на переносице брови своей фишкой. Ривера как-то сравнил их с птичьими крыльями — Кало потом так и нарисовала свои брови в виде крыльев на автопортрете 1946 года. Чтобы еще больше подчеркнуть свои арки, она использовала карандаш черного цвета от любимой марки Revlon, которая открыла производственную базу в Мексике в 1948 году.

Судя по ее запоминающимся автопортретам, Кало любила расставлять на лице темно-красные и пурпурные акценты, например, наносила помаду и немного румян, а ногти покрывала лаком — все в единой цветовой гамме, красной или оранжевой, иногда ярко-розовой в цвет своего любимого палантина.


Она особенно любила помады, часто целовала конверты с письмами и фотографиями, оставляя красные отпечатки. Оно обожала ярко-розовую помаду Revlon в оттенке Ravishing Rose, а ее любимая помада под названием All rose и бутылочка лака для ногтей Frosted Pink Snow. Завершающий штрих — аромат Chanel No.5, — говорит куратор выставки Клэр Уилкокс.
Макияж был просто еще одним инструментом, который Фрида Кало использовала для создания собственной идентичности — она никогда не делала что-то просто так. Макияж стал одним из способов борьбы. Когда тело начало ее подводить, лицо стало холстом, с помощью которого она творила новую себя, — уверена Клэр.

Из-за приступа полиомиелита одна ее нога была значительно короче и тоньше, чем другая. В возрасте 18 лет Кало попала в ужасную аварию, когда трамвай, в котором она ехала, столкнулся со школьным автобусом. У нее в трех местах был сломан позвоночник, переломаны ключицы, ребра, тазовые кости. Правая нога сломана в одиннадцати местах, ступня раздроблена. Целый месяц Фрида лежала на спине, закованная в гипс с головы до ног.

В результате ДТП на ней буквально не осталось ни единого живого места. Все ее кости были раздроблены. Прежде чем снова встать на ноги, Фрида пережила несколько лет адской боли и перенесла более тридцати операций.

Меня спасло чудо. Потому что по ночам в больнице вокруг моей кровати танцевала смерть,

— рассказывала она Диего.

Но самое ужасное — живот и матка девушки оказались насквозь проткнуты железным штырем отломанного перила. Из-за этой травмы Фрида так и не смогла стать матерью. Пережив несколько выкидышей с кровотечениями, угрожавшими ее жизни, в 43 года она лишилась пальцев на ноге — у нее началась гангрена. За этим последовала тяжелейшая операция на позвоночнике.

Длинные пышные юбки скрывали ее обезображенную ногу, а свободные блузки без талии маскировали специальный ортопедический корсет, которые она была вынуждена носить, чтобы поддерживать поврежденный позвоночник.

Как раз чтобы отвлечь внимание от нижней части тела, Кало фокусировалась на своем лице и волосах. Она хотела не скрыть свои самые необычные черты (такие, например, как усики над верхней губой, которые она никогда не сбривала), а наоборот, подчеркнуть их.

Подтверждение тому — один из ее ранних автопортретов под названием "Очень уродливая".
Из моего лица мне нравятся только брови и глаза. Больше ничего. У меня усы, и в целом я скорее похожа на мужчину, — писала Кало.




Если женщина сохраняет сросшиеся брови, то она ставит себя над модой. Этой женщиной была Фридой Кало. Ей было не стыдно за свои волосы на лице, за свое немощное тело, она превратила свои брови в фирменный знак, стараясь поменять представления людей о женственности и красоте, — писал Десмонд Моррис в книге "Голый человек".

Сросшиеся брови сравнивали с "птицей, парящей над пронзительными черными глазами". Как писал один критик, "возможно, Фрида интересная и творческая женщина, но у нее одна бровь. Она пролегает по ее лицу подобно Великой Китайской стене, и подобно этой стене она, по всей вероятности, видится с Луны".

Именно брови стали одной из самых больших проблем для Джуди Чин, визажиста, которая в 2002 году красила Сальму Хайек на съемках биографического фильма "Фрида". Чин приходилось кропотливо приклеивать дополнительные волоски из ангорской шерсти вручную, один за одним.

Кало любила яркую помаду и румяна — в ее улыбке чувствуется не только уверенность, но и чувство незащищенности. Я постаралась передать это через макияж глаз, играя с приемом светотени. Чтобы сделать чуть округлое и юное лицо Хайек похожим на более жесткий овал Фриды, я воспользовалась техникой контуринга, добавив при этом немного мягкости в ее образ с помощью нежно-розовых румян и помады, — говорила специалист по гриму.

С возрастом, когда здоровье Фриды ухудшилось, ее макияж стал заметно более ярким и интенсивным. Эту бьюти-эволюцию лучше всего иллюстрирует работа Николаса Мюрея, фотографа Vogue, который одним из первых начал использовать цветную фотографию и с которым Кало встречалась на протяжении десяти лет. Он запечатлел ее на фоне зеленых в цветочек обоев, на котором можно подробно рассмотреть ее фирменный макияж: румяные щеки, ярко-оранжевая помада и блестящие ногти.

В жизни Фрида Кало выглядела нетрадиционно, и она не пыталась замаскировать то, что называла мужскими чертами. Ее бесстрашие и уверенность в себе сделали ее образцом для подражания для независимых, свободно мыслящих женщин, которые не обязательно хотят соответствовать общепринятым нормам красоты.

Сегодня Кало остается настоящим первооткрывателем, вдохновляя женщин по всему миру. Может, и нам стоит выбросить пинцет и накрасить губы красной помадой?

Виртуальный тур по дому-музею Фриды Кало в Мехико – ваш план на эти майские.

Густые сросшиеся брови, цветы в волосах и почти театральные костюмы, преисполненные мексиканского колорита, – в этом описании несложно узнать Фриду Кало, одну из самых известных художниц XX века. Бескомпромиссная яркость была ключевым проявлением ее стиля, творчества и, наконец, личности. Свою жизнь, полную душевных и физических страданий, она превратила в самостоятельный вид искусства.

Яркие свидетельства биографии художницы хранит ее дом-музей в Мехико, где она провела большую часть своей жизни. Вилла, известная как «Голубой дом», стала местом, где появились на свет наиболее значимые работы Фриды, включая посмертное полотно «Да здравствует жизнь». Посетить ее дом-музей теперь может каждый желающий – виртуальный тур в формате 360 дает возможность ознакомиться с предметами быта, нарядами и некоторыми работами художницы. Рассказываем, почему увидеть это обязан каждый.

Творческий путь

При всем таланте художница-самоучка долгое время предпочитала держаться в тени своего знаменитого мужа Диего Риверы, который тоже был живописцем. Собственное творчество она считала скорее увлечением, а потому едва ли стремилась к признанию в художественных кругах. Впрочем, в этом была доля лукавства: отчасти Фрида игнорировала собственные творческие амбиции в угоду любимому мужу.

Фрида Кало (1931)

Обрести уверенность в собственных силах помогла первая персональная выставка в 1938 году, которая состоялась в период нью-йоркской командировки Диего. «Картины этой начинающей художницы способны составить достойную конкуренцию работам ее знаменитого мужа», – писали в Time. Следующая выставка прошла в Париже при непосредственном участии Андре Бретона. Известный писатель считал Фриду видным сюрреалистом, хотя она всяческие открещивалась от этого титула.

Первая персональная выставка на родине состоялась только в 1953 году – за год до смерти художницы. К тому времени она уже не могла вставать с кровати, поэтому на открытие экспозиции ее привезли прямо на больничной койке.

Известность Фриды не выходила за пределы родной Мексики вплоть до конца 1970-х, когда возникла волна интереса к женскому искусству и неомексиканизму. Лишь тогда работы художницы начали изредка появляться на выставках. На сегодняшний день Кало входит в список самых авторитетных художниц XX века, а стоимость ее работ исчисляется миллионами долларов. Так, автопортрет «Корни», созданный в 1943 году, ушел с молотка в 2006 году за рекордные 5,6 миллионов.

Диего Ривера

«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида. Если первая всю жизнь отдавалась физической болью, то вторая причиняла боль душевную. Причиной тому были постоянные измены мужа, которые сопровождались ссорами, скандалами и последующими примирениями – все в лучших традициях латиноамериканского сериала.

Диего Ривера и Фрида Кало (1939)

Начало их семейной жизни положило искусство: начинающая художница познакомилась с Риверой c просьбой оценить ее работы. Решительный характер и неординарная внешность девушки мгновенно покорили Риверу. И даже 20-летняя разница в возрасте не смогла помешать союзу, который накрепко связал судьбы этих двух художников.

Диего не раз повторял, что Фрида – главная и единственная в его жизни женщина, что, впрочем, едва ли могло служить гарантом супружеской верности. Этот человек с лицом жабы, телосложением слона и недюжинной сексуальной энергией снискал большую популярность среди женщин.

Последней каплей стал роман Диего с сестрой Фриды. За этим последовал болезненный развод, однако год спустя возлюбленные сошлись вновь. Боль от разрыва художница сублимировала в творчество, а страдающему Диего предложила независимый брак – от секса и финансовых обязательств.

Если верить воспоминаниям друзей, Фрида часто шла на уступки, чтобы сохранить отношения. Однако после второго брака больше не могла играть роль добропорядочной жены. Пустившись во все тяжкие, Фрида много пила, курила, сквернословила, а также крутила романы как с мужчинами, так и с женщинами.

Художественный стиль

Из-за отсутствия формального художественного образования Фрида училась живописи самостоятельно, полагаясь на собственный вкус и интуицию. Так сформировался ее самобытный стиль, вобравший в себя элементы мексиканской культуры и традиций искусства народов доколумбовой Америки.

Формально картины художницы относят к наивному искусству и фолк-арту. Кроме того, ее часто причисляют к сюрреалистам, что, впрочем, тоже не совсем верно. Сновиденческие иллюзии и фрейдистские проекции сюрреалистов казались ей наивными и глупыми. При всей своей фантастичности картины художницы были прямым отражением ее жизненного опыта, зачастую полного горя и разочарований.

Носить мужскую одежду художница начала еще задолго до того, как это стало общепринятой нормой. Для этого стоит вспомнить хотя бы знаменитый «Автопортрет с остриженными волосами», где она предстает в мужском костюме. В юности Фрида отдавала предпочтение брюкам и джинсам, чтобы скрыть физический дефект ноги после перенесенного в детстве полиомиелита.

После замужества на смену им пришли длинные юбки и платья в традиционном теуанском стиле. Однако образ Фриды был скорее вольным переосмыслением мексиканских традиций, которые тесно переплетались с элементами других культур. Художница могла запросто соединить вместе индийское сари с цветастой блузкой в креольском стиле, довершив комплект серьгами работы Пикассо. В конце концов ее изобретательность превратила этот маскарад в отдельный способ творческого самовыражения.

© Michael Ochs Archives

Созданные образы стали важными смысловыми элементами картин Фриды, а также оказали заметное влияние на мир моды. Так, парижский визит Кало в 1939 году вдохновит дизайнера Эльзу Скьяпарелли на создание платья «Мадам Ривера», и в этом же году художница украсит собой обложку французского Vogue. Колоритный образ и яркая личность этой женщины будут вдохновлять самых выдающихся дизайнеров последующих десятилетий: от Жан-Поля Готье до Рикардо Тиши.

Авторское «я»

Сюжеты картин Фриды тесно связаны с ее жизнью, а главной героиней почти всегда выступает она сама. На автопортретах художница практически никогда не улыбается: серьезное выражение лица, густые сросшиеся брови и едва заметные черные усики над плотно сжатыми губами. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому представляю собой ту тему, которую знаю лучше всего», – говорила художница.

Идея картин Фриды зашифрована в деталях, фоне, фигурах, которые рядом с Фридой. Физическая боль, душевные страдания, несостоявшееся материнство, увлечение коммунизмом, любовные романы, грезы о мировой славе и ожидание смерти – для нее творчество было не только способом самовыражения, но и формой психотерапии.

Свои страдания Фрида принимала без лишнего драматизма, нередко в довольно ироничном ключе. Наглядным тому примером служит картина «Немного маленьких уколов», созданная по мотивам газетной заметки о мужчине, который зверски расправился со своей подругой при помощи ножа. Кровавые декорации этой истории Фрида использует для саркастичного переосмысления своих абьюзивных отношений с мужем.

Проблемы со здоровьем

Всю жизнь художница испытывала серьезные проблемы со здоровьем из-за аварии, которую она перенесла в возрасте 18 лет. В результате многочисленных серьезных переломов она оказалась прикована к постели почти на целый год. Главным спасением от пугающей реальности были ее собственные фантазии, которые она выплескивала на холсты. Первые краски и кисти ей купил отец, а также смастерил специальный подрамник, который позволял писать лежа.

После выздоровления художница начинает хромать, а также испытывает проблемы с позвоночником. Это приведет ее к череде сложных операций, а также необходимости носить жесткий ортопедический корсет. С возрастом скелет Фриды становится настолько слабым, что буквально рассыпается на куски. В результате ампутации она лишится одной ноги, заменив ее деревянным протезом, который затем украсит изготовленным на заказ ботинком из красной кожи с вышивкой.

Тяжелое физическое состояние постоянно усугубляли перепады настроения, вызванные действием болеутоляющих препаратов. Несмотря на все сложности, Фрида готовилась отметить серебряную свадьбу и даже уговорила мужа отвезти ее на коммунистическую демонстрацию. Поездка стала роковой: подхватив пневмонию, художница ушла из жизни в возрасте 47 лет.

Сильнее творческой страсти художницы было только ее желание стать матерью. Однако оно так и осталось мечтой: авария, перенесенная в юности, повлекла за собой три неудачные беременности. Они стали причиной продолжительной депрессии, которую только усугубляли постоянные измены Диего.

Стремление завести ребенка было отчасти бунтом против опеки мужа, который всячески открещивался от роли отца. Фрида прекрасно понимала, что материнство станет помехой для творческого саморазвития и отдалит ее от Диего. Однако в рождении ребенка она видела высший долг перед своим родом, что нашло отражение в работе «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я».

Лев Троцкий

Наряду с многочисленными романами Фриде также приписывают связь с легендарным наркомом Львом Троцким, который в январе 1937 года вместе со своей женой Натальей Седовой сошел на берег в мексиканском порту Тампико. Диего лежал тогда в госпитале, поэтому встречала их Фрида. Художница привезла изгнанников в свой дом, где они обрели временное пристанище.

Наталья Седова, Фрида Кало, Лев Троцкий, Макс Шехтман

Несмотря на многочисленные увечья, яркая и обаятельная Фрида легко очаровывала мужчин. Перед художницей не смог устоять и 60-летний революционер, который позже писал ей в одном из своих любовных писем: «Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой».

Стоит ли говорить, что Наталья Седова была сильно обеспокоена новым увлечением мужа. Свою измену Троцкий не отрицал и клятвенно заверял жену в своей верности до гробовой доски. По иронии судьбы русский революционер ушел из жизни всего год спустя, став жертвой нападения. Что же касается Риверы, то поговаривают, роман жены стал для него серьезным поводом для беспокойства и ревности. И это при том, что все прочие интриги Фриды на стороне он всегда воспринимал довольно благосклонно.

Коммунизм

Политические убеждения художницы были столь же революционными, как и ее искусство. Фрида вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, однако через год покинула ее вслед за исключенным Диего. А через десять лет вновь присягнула на верность идеям коммунизма.

Ее дом-музей в Мехико по сей день хранит зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина и публицистику Гроссмана, посвященную Великой Отечественной войне. Место над изголовьем ее кровати украшают большие портреты основоположников марксизма-ленинизма, а также их выдающихся последователей вроде Мао Цзэдуна. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте – незаконченный портрет Сталина.

Интересный эпизод связан с похоронами Фриды. Ее бывший одноклассник и художник Артуро Гарсия Бустос, который также был приверженцем революционных идей, принес красное зная с серпом и молотом в центре большой звезды, возложив его на гроб. Произошел скандал, и знамя убрали. Хотя Фриде столь эффектный жест наверняка пришелся бы по вкусу.

Вероятно, вам также будет интересно:

Гид по творчеству Энди Уорхола

Еда как искусство: что готовили и любили есть художники

6 июня 1907 года родилась одна из самых неординарных художниц ХХ века – Фрида Кало. Среди ее работ большое место занимали автопортреты. Как говорила сама художницы, она рисовала себя, потому что много времени проводила в одиночестве и хорошо себя изучила. И создала себя сама – ее стиль без преувеличения можно причислить к ее произведениям. M24.ru разбирает этот шедевр на составные части и рассказывает, как Фрида Кало стала той Фридой Кало, которую мы знаем.


Монобровь

В начале ХХ века, как и сегодня, женщины старались избавляться от "лишних" волос на лице. Но Фрида Кало не было обычной женщиной и следовать общим правилам не собиралась. Разумеется, она прекрасно понимала, как необычно и вызывающе выглядят ее монобровь и темные волосы над губой. Кало не просто не удаляла их, а специально затемняла с помощью косметики, и тщательно прорисовывала каждый волосок на своих автопортретах. Это был личный бунт.

Мексиканские народные платья


Платья Фриды Кало в музее художницы в Мехико. Фото: AP/Alexandre Meneghini

Носить роскошные традиционные мексиканские платья Фрида начала по желанию своего мужа – художника Диего Риверы. Убежденный коммунист, он много работал с фольклорной темой. Фрида Кало – какой мы ее знаем – стала самым монументальным его произведением. Точнее, их совместным – Ривера задал вектор ее будущего стиля, а она подхватила и начала творить себя сама. Яркие вышитые платья ей очень к лицу – сложно представить, что до встречи с Риверой Кало одевалась вполне в духе своего времени, согласно европейской моде 1920-х годов.

Эксперименты с мужским костюмом


Фрида Кало с сестрами и кузенами в 1926 году. Фото: museofridakahlo.org

Впрочем, Кало не всегда выглядела женственно. В ней было много мужского – и в юности она щеголяла в строгих мужских твидовых костюмах. На семейных фотографиях Фрида часто появлялась в образе строгого юноши с горящими глазами на смуглом лице. Шалила Фрида не только с помощью костюмов – по многочисленным свидетельствам, в ее поведении было много черт, которые традиционно приятно считать мужскими. Например, она много и с удовольствием сквернословила, не выпускала из пальцев папиросу и очень уважала крепкий алкоголь. Сегодня женщина вряд ли удивит кого-то таким поведением, а вот для первой половины ХХ века это было куда более непривычно, чем сросшиеся брови или усики на женском лице.

Длинные юбки


Фрида так любила традиционные платья еще и потому, что они помогали ей скрыть ноги. С ними все было в порядке, кроме того, что из-за перенесенных художницей травм одна из них оказалась короче другой. В 1925 году автобус, в котором ехала Фрида Кало, столкнулся с трамваем. Она получила серьезные повреждения внутренних органов, многократные переломы позвоночника, ребер, таза и правой ноги. Чудом оставшись жива, она провела в кровати год и не смогла восстановить свое здоровье до конца жизни.

Сапоги с бубенцами


Протез Фриды Кало в музее художницы в Мехико. Фото: AP/Alexandre Meneghini

Правая нога Фриды была сломана 11 раз. Долгое время художнице приходилось носить специальный протез. К тому, что после лечения правая нога осталась короче левой на несколько сантиметров, она относилась спокойно. Свои бедные ноги Фрида обувала в красные сапожки, украшенные вышивкой и бисером. Разницу в длине компенсировал каблук правого, а о перенесенном страдании напоминал раздававшийся при каждом ее шаге звон бубенцов, нашитых на шнуровку.

Коммунистический корсет


Гипсовый корсет Фриды Кало в музее художницы в Мехико. Фото: AP/David Goldman

Переломы позвоночника надолго заковали Фриду в гипсовый корсет, который охватывал ее от шеи до бедер. Фрида не мирилась с корсетом – она освоила его, превратила в часть своего костюма. На груди художница изобразила эмблему своих политических взглядов – красные серп и молот. А под ними, на своем животе, она нарисовала еще не родившегося ребенка и пуповину. Материнство было ее самой страстной мечтой, так и не сбывшейся – в той самой аварии ее живот и матку пропорол автобусный поручень.

Мексиканские украшения


Фрагмент картины "Автопортрет, посвященный доктору Элоессору" (1940)

Яркие краски платьев Фрида дополняла традиционными мексиканскими украшениями – массивными ожерельями, бусами в несколько рядов и, конечно, необычными серьгами. Белые серьги в виде человеческих кистей, которые художница изобразила в своих ушах на "Автопортрете, посвященном доктору Элоессору" (1940), действительно были в ее личной коллекции украшений. Они достались ей в подарок от Пабло Пикассо. Согласно традиционным мексиканским представлениям, такие украшения служат оберегом.

Цветы в волосах

Мы привыкли к "иконическому" изображению Фриды Кало – с короной из кос, обвитых вокруг головы, и буйными цветочными венками. Это не ее личное изобретение – такие прически мексиканские женщины носили долгие годы до рождения Фриды. Чтобы сделать косы объемнее и внушительнее, она вплетала в волосы пряди из цветной шерсти и яркие платки. А оттенок цветов, которые она добавляла в прическу, всегда совпадал с цветом губной помады. Сегодня такую прическу сложно назвать только мексиканской – благодаря рекламе, которую ей сделала Кало, подобным образом убирают свои волосы женщины во всем мире.


Фрагмент картины "Автопортрет с обрезанными волосами" (1940)

Короткая стрижка

Разумеется, так художница выглядела тоже не всегда. В юности она носила довольно короткие волосы, и стригла волосы каждый раз, когда ссорилась с Диего Риверой или узнавала о его измене (оба не отличались верностью друг другу, но при этом Кало остро переживала новости об очередном романе мужа). На знаменитом "Автопортрете с обрезанными волосами" (1940) она запечатлела себя именно в такой момент.


Талантливая художница, пылкая возлюбленная и просто сильная женщина с очень непростой судьбой – именно так кратко можно охарактеризовать Фриду Кало.

Самая неординарная художница 20 века сумела прославиться не только благодаря своим картинам, но и из-за своего характера: сильного, неудержимого и яркого. Несомненно, именно внутренняя сила и твердый характер женщины сделали ее непохожей на других. Даже одеяния, которые были призваны скрыть многочисленные шрамы от операций и корсет, без которого тело женщины не могло функционировать нормально, Фрида умело трансформировала в элементы своего стиля.

По своей природе она была лидером, не умела и не хотела подчиняться, и тем более вписываться в какие-либо рамки. Так своенравная художница с характерной монобровью и яркими одеждами стала одной из знаковых личностей прошлого столетия.


Стиль Фриды

Фрида Кало, пережившая серьезную болезнь и страшную автокатастрофу в юном возрасте, в восстановительный период проводила очень много времени наедине с собой. Именно поэтому большинство ее работ представлены автопортретами художницы. «У меня было слишком много времени, чтобы хорошо изучить себя», — говорила она.

Брови.

Естественно, как любая творческая личность, способная творить искусство, Фрида мастерски создавала не только яркие картины со своим изображением, но и свой собственный уникальный образ. Несмотря на физические недуги, Кало была красива и не желала этого скрывать. Ее легендарные сросшиеся брови были одной из ее узнаваемых черт. Другие женщины в начале 20 века старались сделать линию бровей тоньше, но Фрида не собиралась подстраиваться под моду. Она специально затемняла волоски над верхней губой и на переносице с помощью косметики, прекрасно понимая, как контрастно выглядит на фоне других женщин. Она хотела быть уникальной.


Национальные наряды.

Истинная мексиканка, родом из Тихуаны, предпочитала национальные наряды прочей одежде. Бытует мнение, что любовь к мексиканским платьям Фриде привил ее супруг, главная любовь всей ее жизни, – художник Диего Ривера. Помимо того, что яркие расшитые платья и юбки длиной в пол подчеркивали колоритную внешность Фриды, они еще и умело скрывали ее физические недостатки и шрамы: к тому же, после аварии одна нога девушки была короче другой.




После аварии Фрида была вынуждена носить гипсовый корсет, начинающийся от шеи и заканчивающийся на середине бедер. Примириться с этой деталью, напоминающей об ужасном инциденте, навсегда отнявшим у нее возможность жить без боли и стать матерью, она не могла и не хотела. Фрида превратила корсет в часть своего костюма, использовав его как холст: на груди она нарисовала красные серп и молот, отражавшие ее политические взгляды, а на животе запечатлела свою несбыточную мечту о ребенке – эмбриона и пуповину. Впоследствии, когда у Кало появился протез (ее правая нога была сломана 11 раз!), она тоже смогла сделать его стильной деталью образа, надевая всякий раз поверх протеза красный кожаный сапог с вышивкой из бисера. На шнуровке находились бубенцы, которые сопровождали каждый шаг женщины своим звоном.



До встречи с Диего и расцвета карьеры юная Фрида, как ни странно, одевалась по моде своего времени. Но тогда она не вполне ощущала себя «собой». Яркий образ и национальные костюмы помогли ей выразить то, что сидело глубоко внутри.


Мужские костюмы.

В характере и поведении Фриды с самых юных лет родные подмечали много мужских черт. Девушка росла настоящей бунтаркой! Уже во взрослом возрасте она часто и с удовольствием сквернословила, курила папиросы и предпочитала крепкий алкоголь. Для женщины того периода это было немыслимо! Но Фриде это только добавляло особого шарма и создавало вокруг нее ореол таинственности… Чтобы подчеркнуть маскулинность в характере, Кало периодически носила мужские костюмы. На многих семейных фото она запечатлена именно в них.


Семейное фото (Фрида в центре)


Семейное фото (Фрида в центре)

Мексиканские украшения и цветы в волосах


Как любая мексиканка, Фрида обожала украшения. Она носила длинные бусы и ожерелья в национальном стиле, предпочитала крупные яркие серьги. Свою легендарную прическу (коса, обвивающая голову) она неизменно украшала цветами и лентами. Чтобы «корона» из волос выглядела объемнее, Фрида вплетала в косы ленты, платки и цветную шерсть. А оттенок цветов, украшавших прическу, всегда совпадал с оттенком помады художницы. Кстати, такая прическа тоже была характерным национальным признаком мексиканских женщин.



Растиражированный уникальный стиль Фриды способствовал появлению все большего и большего числа подражательниц. Не так давно, на фестивале в честь 110-летия со дня рождения Фриды более тысячи человек (в том числе мужчины и дети) оделись в стиле этой культовой мексиканской художницы.

Читайте также: