Можно ли бриться в пост

Опубликовано: 14.05.2024

На перепутье культур

Внешний вид, во многом, социально обусловленное явление и способ самоидентификации. Для христиан первых веков вопрос культурной самоидентификации стоял довольно остро. Распространившись на территорию Римской империи и за её пределы, христианство несло в себе как элементы иудейской, так и греко-римской культуры.

Апостолам приходилось непросто: мало было проповедовать Христа – надо было предложить людям реальные «рекомендации» для христианской жизни, дабы евангельские идеалы укоренились в любой из национальных культур.

Ведь, по слову апостола Павла, христианин – это «новый человек», который «обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

Апостол в своих посланиях даёт наставления, касающиеся и внешнего вида христианок: «чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами».

Заметим, что речь здесь идёт не о запрете: апостол лишь говорит, что внешнее – это не главное, и не стоит тратить на это слишком много сил и средств, что, вероятно, было характерно для греко-римской культуры. Ведь Христу, в отличие от языческих богов, золото не нужно – Ему нужна любовь человека и обращение его души.

Тенденция именно к осуждению «украшательства» и ухода за собой в какой-то мере усилилась благодаря развитию монашества и появлению святоотеческой литературы, которая, по сути, стала основным (после Писания) «руководством к действию» не только для монахов. С течением времени стремление к максимальной аскезе и «умерщвление плоти» стало представляться многим не просто добродетелью, а самой сутью христианства.

Главное — уместность

С крещения Руси и до событий 1917 года христианство фактически было в России государственной религией, но, тем не менее, русские женщины, независимо от сословий, украшали себя, пользовались «притираниями» и косметикой, наряжались – в том числе и в церковь.

Дело в том, что христианство всегда относилось к внешнему виду, исходя из двух основных критериев: этического и эстетического. Этические критерии определялись базовыми нормами Евангелия, главный из которых – не вводить в соблазн.

Причём соблазн понимается в широком смысле – не только сексуально откровенный наряд может шокировать и вызвать негодование. Чрезмерная и неуместная роскошь или столь же неуместная неряшливость в образе тоже серьёзный повод для соблазна. Потому главные принципы христианской этики в отношении внешнего вида — уместность и чувство меры.

Эстетический же критерий определяется понятиями о красоте, которые бытуют в культуре того или иного христианского народа, отдельно взятого сословия и т.д.

«Православная субкультура»

Особый «православный дресс-код», превращающий женщин в бесформенно-бесполые существа – порождение «православной субкультуры», которая сформировалась в постсоветское двадцатилетие – 90-е и начало 2000-х годов.

Время, когда в Росиии религия перестала быть вне закона, вновь поставило перед христианами сложный вопрос о самоидентификации. И, к сожалению, долгий отрыв от живой христианской традиции сыграл свою роль: многие стали пытаться строить жизнь по мифологическим представлениям о благочестии дореволюционной России и «народе-богоносце» как «хранителе православия» (отсюда любовь к платочкам – некогда чисто крестьянскому элементу наряда).

В России тогда получило распространение «народное православие», которое стало национальной субкультурой, довольно маргинальной, со специфическим пониманием благочестия.

Одной из существенных черт этой субкультуры стало резкое противопоставление «церковного» и «мирского». Под «мирским», в данном случае, понималась и вся культура. Люди как бы «ушли в изоляцию», выстраивая жизнь исключительно по монашеской литературе, мифологическим представлениям об «идеалах Святой Руси» и бесчисленным апокрифическим брошюрам.

Именно тогда сформировался в этой среде довольно живучий стереотип, что раз «плоть – это зло и грех», то и относится к ней надо соответственно. Забота о себе стала представляться многим чуть ли не смертельным пороком, а замкнутая жизнь в «церковном контексте» казалась единственно правильной и «спасительной» формой существования.

Игнорирование «мирского» общества привело к тому, что необходимость в этической и эстетической оценке собственной внешности потеряла смысл. Вместо того чтобы быть «светом миру», по слову Христа, такие «православные» стали избегать и пренебрегать этим миром, пренебрегать собой в этом мире.

Если хочется перемен


Если вы хотите подстричься с целью изменения своего стиля, то во время Великого поста от этой затеи лучше воздержаться. Его основная идея заключается в воздержании от мирских страстей и соблазнов, чтобы посвятить все свое время и сознание для того, чтобы стать ближе к Господу.


Люди приводят в порядок свою внешность, чтобы привлечь к себе внимание противоположного пола. А за этим, как правило, стоит похоть и соблазн, что само собой является грехом. В Великий пост люди должны стараться как можно меньше потакать своим желаниям и выставлять напоказ свою красоту.

Если вы действительно хотите каких-либо перемен в своей внешности, то лучше немного подождать, а все свободное время посвятить чему-то более важному и серьезному. А когда пост закончится, то тогда можно смело приступать к решительным действиям. Ведь для посещения парикмахерской у вас всегда будет время, а для духовного развития и просвещения оно находится не всегда.

«Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших»

Одной из величайших христианских добродетелей святые отцы называют «рассуждение»: то есть, способность думать самостоятельно, опираясь на евангельские принципы. Пренебрежением к собственному телу и внешности мы совершаем, как минимум, два больших греха: оскорбляем ближнего, с чувствами которого не считаемся, и оскорбляем Бога, нам это тело подарившего. Это не что иное как эгоизм.

Евангелие учит любви — любви к Богу, к миру, и к себе в этом мире, как к творению Божию. Апостол Павел говорит в одном из посланий о том, что наши тела – «храм живущего в вас Святаго Духа».

Желание быть красивой грехом не является. Конечно, проще снять с себя ответственность, отгородившись от мира и одевшись в мешок. Гораздо сложнее — но и более достойно — будучи привлекательной, ухоженной, стильной женщиной, в этом непростом мире жить «с рассуждением», пытаться соответствовать подлинным христианским идеалам, неся в мир радость и любовь.

Можно ли стричь волосы в воскресенье

Священнослужители объясняют: воскресные дни даны человеку для того, чтобы он посещал храм или церковь, для чтения Библии, молитвы.

Выходные нужно освободить от повседневной рутины, чтобы познать себя, сходить на церковную службу, отдохнуть и побыть среди верующих.

Подстригаться, бриться, совершать другие дела можно в понедельник, вторник, среду, путницу или четверг, а не в субботу или воскресенье. Работать в православные праздники вечером также нельзя.

Бывают ситуации, при которых стрижка не является грехом, например, подготовка к операции или удаление клеща, когда предстоит состричь волосы с определенного места.

С другой стороны, мнения современных священников расходятся с рассуждениями старых священнослужителей. Они считают, что после похода в церковь человек может выполнять мирские дела, особенно если браться за них с молитвой.

Кроме этого, богоугодные занятия ни в коем случае не должны наносить вред и быть оправданием для лени. Например, не стирать одежду и идти в православный храм в грязной одежде или не почистить кошачий лоток, оставив его до следующего дня — все это не охарактеризует вас с благоприятной стороны.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Добрый день! Очень буду Вам благодарна, если получу ответ! Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно. 1.Будет ли грехом использование женщиной косметики? 2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр. 3. Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? 4. Одеваться стильно? Дело в том, что я сама стала посещать Храм не так давно, этот период пришелся на мой отпуск. Во время отпуска я очень много читала. В одной из книг о косметике говорилось как об обмане, т.е. что от диавола, если у женщины накрашены глаза, – это ложь, более того, оскорбление Богу, ведь она этим говорит, что ей не нравится то, какой Он ее создал. Это же говорилось и о цвете волос и даже о том, что их не надо завивать в том случае, если они прямые от природы. Все это я легко восприняла с помощью Божией, пока была в отпуске, а вот когда вышла на работу, стала себя ощущать очень неуютно, как белая ворона! Мои родные волосы начинают отрастать (не крашу их, поскольку не знаю, можно или нет), остальная часть волос окрашена – вид неухоженный. Косметикой не пользуюсь, меня сотрудники уже прямо спрашивали: что это ты не красишься? Не могу сказать, что не хочу краситься! Нет, это борьба… иногда она проходит, иногда проявляется очень остро! Надо добавить, что до прихода в Церковь я очень следила за своей внешностью, скорее, даже культивировала внешнее… Была и внешне и внутренне другой, носила джинсы и брюки, подкрашивалась (не вульгарно, но косметика была), красила волосы, была очень яркой женщиной. Потом потянулась к Богу, вышла замуж, муж первое время вообще был в шоке от того, что я становилась серенькой и другой. На меня стало находить уныние оттого, что я не знала, могу ли накрасить глаза или нет, тогда как раньше я была очень веселой и жизнерадостной. Еще надо добавить, что раньше впдала в блуд, причем моя яркая внешность служила в этом очень хорошую службу. От природы я не яркая. Просто однажды я прочитала статью в Интернете, в ней говорилось о том, что если женщина прибегает к косметике, каким-то облегающим вещам, то тем самым вводит других мужчин в грех мысленного прелюбодеяния, что все, что в мире считается КРАСИВЫМ, – сексуальность, женственность – это есть проявление духов блуда. Я задумалась, во мне всего этого было с избытком… Священник, которому я исповедовалась, придерживается т.з., что женщине использовать косметику нельзя, что голова женщины, которая в браке, должна быть покрыта. Он объяснил, что все поступательно дается и не может быть все сразу. Только меня беспокоит то, что я себя чувствую неуютно в своем внешнем проявлении сейчас. Кроме того, у меня в компании и представительские функции. Иногда думаю, что в этой внутренней борьбе есть смысл, с учетом того, что использование мною косметики и крашение волос помогли мне покатиться вниз, к блуду. Муж сейчас опечален и тем, что я перестала быть чувственной и страстной. Признаюсь, сейчас для меня супружеские отношения не являются поиском наслаждений и удовольствий… а муж помнит меня ДРУГОЙ, хотя перед свадьбой он уже знал, видел, что изменения УЖЕ происходили со мной. Для него раньше было приятно, что рядом с ним яркая, чувственная женщина, сейчас он частенько раздражается и говорит, что я стала, как бабулька:))) Есть еще один вопрос, на него я тоже получила ответ, только и этот ответ мне тяжело дается. Перед едой мы молимся и благословляем ее крестным знамением, на работе для меня это невозможно, я стала есть одна. Или еду с водителем мимо Храма, внутренне начинается борьба, хочу осенить себя крестным знамением – если не осеню себя крестом, то после совесть мучит! По этому поводу батюшка мне ответил, что, конечно, если пока не готова, то потом получится, можно мысленно перекрестить пищу и мысленно помолиться. Но при этом он же сказал, что есть слова Христа: «Кто постыдится Меня перед родом сим лукавым и прелюбодейным, того и Я постыжусь, когда приду во славе Своей». Речь идет о том, оскорблю ли я Бога своим стеснением в случае, если мысленно осеню себя крестом, а не при людях? Как перед едой благословляется пища? Каждое блюдо осеняют крестным знамением или весь стол? Помогите! Подскажите, как быть мне? Совесть мне говорит, что краситься – Бога оскорблять, в то же время сама страдаю от этого не реализованного мною желания! Вероятно, это глубокая страсть? И мое желание быть КАК ВСЕ и не выбиваться из общей массы? Батюшка, к которому я могу подойти с моими вопросами, всегда очень занят, мне неловко постоянно задавать ему вопросы, хотя он всегда уделяет время! Это правда! На нем очень большая ответственность, я работаю сейчас до вечера и приехать в Храм не могу, поскольку там уже никого нет! Вот и обращаюсь к Вам!

Отвечает Олег Облогин: Уважаемая Елена, прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что вы задали самый длинный в истории нашего сайта вопрос! Чувствуется серьезный подход к проблеме :))) Теперь позвольте несколько слов о главном. Дело в том, что в вашем случае принципом в жизни должны стать слова апостола Павла о том, что человеку все позволено, но не все полезно и ничто не должно обладать самим человеком. Далее. Всегда нужно избегать крайностей – как в расслаблении духовном, так и в суровом аскетизме. Все хорошо в меру, но у каждого человека она своя, с учетом его пола, возраста, социального и семейного положения, а также особенностей характера и уровня духовного развития. Итак, после описания важнейших принципов для правильного понимания духовной жизни я попробую помочь вам. Только сразу оговорюсь, что это только совет, а не приказ или единственно верный способ жизни для вас. Прочтите его, подумайте над ним, попробуйте его применить в своей жизни и делайте соответствующие выводы и корректировки – по необходимости. Что ж, на конкретные вопросы придется давать не менее конкретные ответы, а потом я постараюсь пояснить свою точку зрения. Итак, приступим. Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно: 1. Будет ли грехом использование женщиной косметики? – Нет, только все хорошо в меру. 2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр? – Абсолютно ПРИЕМЛЕМО и даже НЕОБХОДИМО. 3. Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? – Да, не надо этого бояться. 4. Одеваться стильно? – Да, с учетом общепринятых норм поведения. Главное помнить, что внутренний человеческий мир важнее внешнего, но внешне мы должны стараться выглядеть безупречно (чисто, аккуратно, красиво и даже стильно). Это все не исключает внутренней сосредоточенности и скромности человека – важно понимать, что внешняя обстановка и вид не самоцель, а лишь средство для нормального общения с людьми, ведь встречают-то нас по одежке! Поэтому и на работе, и дома любой человек, а особенно женщина, должен быть ухожен и аккуратен, а неряшливость не приветствуется даже в Православии. Насчет того, что косметика – вызов Богу и т.д., простите, но это чушь и пустословие. Подобные выводы свидетельствуют о недалекости пишущих людей. Важно исполнение заповедей Божиих и борьба со страстями, молитва и поиск смирения (внутреннего), а не использование косметики или отказ от нее. Только важно помнить, что чрезмерное увлечение внешним обликом может привести к самолюбованию и обольщению других, нужно стараться быть скромнее, избегать излишеств. В общем-то не обязательно быть телезвездой или гиперсексуальной особой, просто нужно хорошо следить за собой. Теперь по поводу мужа. Его вполне можно понять. Он просто еще не пришел к вере так же, как и вы. Но в будущем такое возможно. Нужно постараться поговорить и прийти к приемлемому образу жизни. В конце концов, мир в семье важнее любых предписаний, ведь не толкает же ваш муж вас на преступление или нарушение заповедей. Постарайтесь где-то уступить ему и одновременно показать, какую внутреннюю силу и радость приносит христианство. Старайтесь больше терпеть и подавать пример добрых отношений. Не забывайте, что муж – глава семьи, чаще молитесь за него перед Богом. Остальное уладится со временем. А быть бабулькой не надо! Что касается приема пищи, то применяйте крестное знамение по возможности. Если это неудобно (разные люди бывают), то молитесь внутренне и кратко (Господи помилуй, Господи благослови или Иисусовой молитвой). Старайтесь делать это неявно, чтобы другие просто не догадывались бы об этом. Такой молитвы, произнесенной мысленно и с благоговением, вполне достаточно, ибо Бог смотрит на сердце человека, а не на его уста или формально совершенное крестное знамение. Пусть ваша совесть будет спокойна. Кстати, благословляют весь стол сразу, а не по отдельности каждое блюдо. Этот же принцип относится и к проезду мимо храма и.т.д. А насчет того, что «кто постыдится Меня…», – это сказано не по этому поводу, Бога вы не оскорбите, в вашем случае будьте спокойны. Постарайтесь стать настоящей христианкой внутри себя, тогда и все внешнее приобретет определенный вид и смысл. Старайтесь больше читать Священное писание с толкованиями и письма Оптинских старцев (особенно Амвросия Оптинского) – думаю, все это поможет вам научиться правильной духовной жизни. Храни вас Господь.


«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

Бриться – грех?

Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:


Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

vladimir_Lavrov

К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:


Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.


Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Представитель УМК о том, что можно и нельзя во время священного месяца Рамазан

Наступил Рамазан - один из самых благословенных для мусульман месяцев - время поста и особых благодеяний, искупления грехов и предопределения судьбы. В месяц Рамазан Аллах ниспосылает людям большие блага, прощает, облагораживает и одаривает.

Существуют определенные моменты поста, которые вызывают у людей сомнения. Чтобы прояснить их, Trend Life, по просьбам читателей, обратился к заведующему организационным отделом Управления мусульман Кавказа, декану Бакинского Исламского университета гаджи Фуаду Нурулле.

- Становится ли пост недействительным (батил), если случайно пойдет кровь из носа, либо во время пользования ножом или ножницами, либо если расчесать до крови кожу, например, после укуса комаров или других насекомых?

- Нет. Главное, не становиться донором, т.е., не пускать кровь добровольно. Но если ваша кровь спасет кого-то от смерти, то, несомненно, можно в исключительном случае стать и донором. Это является богоугодным делом. Пост, конечно, будет нарушен, но этот день можно будет скомпенсировать на протяжении года. Вообще, любая полученная травма не прерывает пост, даже если будет сломана одна из частей тела.

- Можно ли делать инъекции?

- Только болеутоляющие или жаропонижающие. Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же инъекция подпитывает организм общеукрепляющими витаминами, тогда нельзя. Также нельзя принимать таблетки любого рода. Если человек внезапно заболеет, можно только сделать инъекцию.

- Можно ли стричь ногти, волосы и бриться во время поста?

- Можно, но лучше воздержаться. Потому что во время поста человек не только воздерживается от приема пищи и воды, но и все части тела должны находиться в гармонии с этим постом.

- Можно ли пользоваться парфюмерией, косметикой или дезодорантами?

- Это не запрещено, но лучше воздержаться. Не стоит забывать, что помада с губ может попасть в организм, а это недопустимо во время поста. То же самое относится и к запаху от дезодорантов. Умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, а также парфюма и т.д.), нарушает пост. Нельзя, чтобы через ухо, рот или нос в организм попадали густой туман, дым и пар (витающие в воздухе частички муки, пыль, сигаретный дым и т.д.), нельзя также жевать жвачку и делать клизму.

- Можно ли пользоваться мазями и гелями для кожи?

- Питательные средства делают пост недействительным. Но можно использовать медицинские средства.

- Можно ли женщинам делать косметологические процедуры? Например, выщипывание бровей, эпиляцию, удаление прыщей и угрей.

- Выщипывание бровей не нарушает пост. Но лучше воздержаться от проведения косметологических процедур, потому что в них используются питательные средства.

- Можно ли удалять зуб или проводить стоматологическое обследование, ставить пломбу?

- Лучше не совершать действий, вызывающих потерю крови, в том числе и удаление зуба. Только в случае крайней необходимости, и то с условием - не проглатывать кровь и медикаменты. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, в этом случае пост нарушается.

- Сейчас на дворе жаркое лето. Можно ли плавать в море и загорать на солнце? Принимать душ?

- Принятие ванны, душа, умывание не нарушает поста. Однако следует следить за тем, чтобы вода не проникла в горло. Получение загара от солнечных лучей также не повлияет на пост, тогда как купание обязательно приведет к его нарушению. Не рекомендуется плавать во время поста. Если проглотить случайно воду, или если вода попадет в тело через нос, пост будет нарушен и его нужно будет возмещать.

- Можно ли пользоваться каплями для носа, глаз и ушей?

- Пост не нарушается. Но если что-то попало в горло, необходимо сразу же сплюнуть.

- Нарушается ли пост при рвоте?

- Рвота, если произошла сознательно, нарушает пост. Если же постящегося рвет против его воли, то пост не нарушается, следует лишь прополоскать рот.

Среди 12 месяцев мусульманского календаря именно Рамазан отличается своей священностью и не зря этот месяц называют Венцом года, "Шахруллах" (месяц Аллаха) и "Зийафатуллах" (пир Аллаха).

Согласно хадису Пророка Мухаммеда (С), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая и закрываются врата Ада. Уважаемые мусульмане! Давайте на этот раз осознанно проживем месяц Рамазан. Хотя бы на один месяц отречемся от мирских соблазнов, и будем стараться ради лучшей жизни. Не говорите: "В этом году не получилось, сделаю в будущем году". В известном хадисе говорится: "Если бы люди как следует знали истинное значение Рамазана, тогда они пожелали бы, чтобы Рамазан длился целый год". Подобно тому, как осенний дождь очищает землю от всякой пыли, так и месяц Рамазан очищает душу верующих от грехов.

Именно в месяц Рамазан Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммеду (С). В Коране о посте сказано: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! - на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то - число других дней. А на тех, которые могут это, - выкуп кормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это - лучше для него. А чтобы вы постились, это - лучше для вас, если вы знаете".


Что можно и что нельзя в Рамадан? Какие действуют запреты, условия и правила Рамадана?

Рамадан является одним из главных и священных месяцев у мусульман. Это время осмысления и духовного очищения, но для этого на время истинный мусульманин должен отказаться от многого: вода, приём пищи, половые отношения. Постом верующие проверяют силу своего духа. Соблюдать пост обязаны практически все. Но чтобы чтить традиции и правильно выполнять все условия, необходимо разобраться во всех тонкостях и нюансах предписаний.

Вообще, чтобы не нарушать пост, достаточно следовать двум предписаниям и трём условиям. Однако, разновидностей их выполнения существует огромное множество. Мы собрали полную информацию о правилах Рамадана, действующих условиях и запретах с пояснениями что можно и что нельзя делать, чтобы Вам было легче подготовиться к этому периоду.

Предписания поста

Всего есть два предписания поста:

  • Намерение в сердце соблюдать пост. Каждый мусульманин должен с искренностью и почтением начинать такое важное дело и с полной ответственностью подойди к намерению соблюдать пост месяца Рамадана для довольства Всевышнего Господа. И делать это необходимо от восхода солнца и до заката.
  • Запрет на приём пищи. После утренней молитвы и до самого заката солнца мусульманину нужно полностью отказаться от приёма пищи и воды. Также запрещено дышать табачным дымом и вступать в любые половые отношения.

Условия поста

По правилам Рамадана начинать поститься можно только при соответствии следующим условиям:

  • верующий должен быть совершеннолетним по комплексу предписаний Шариат;
  • верующий должен иметь здравый незатуманенный рассудок, адекватно воспринимать мир и не быть душевнобольным;
  • верующий должен быть здоровым, чтобы иметь возможность правильно поститься.


Кому пост не подходит?

  • Верующие, которые находятся в продолжительной поездке или путешествии на расстоянии более чем 90 километров от дома и находятся в новом месте не более 15 дней. При желании странник может поститься, но по религии Ислама он освобождён от такой обязанности.
  • Верующие, у которых проблемы со здоровьем. Если пост может нанести вред и поспособствовать ухудшению состояния, то Всевышний не одобряет такой пост.
  • Верующие женского пола, у которых идут критические дни или период послеродового очищения.
  • Верующие женского пола, которые беременны или кормят дитя. Если возникают опасения за самочувствие и состояние ребёнка, Аллах освобождает от обязательного соблюдения поста.
  • Верующие преклонного возраста, которым тяжело самим соблюдать пост и которые страдают неизлечимыми недугами и хроническими заболеваниями. Престарелые верующие обязаны делать милостыню, чтобы искупить это.

По состоянию на 2017 год совет ДУМ установил единую сумму фитр-садаки: 100 руб. для нуждающихся верующих, 300 руб. – для людей со среднестатистическим достатком, 500 руб. – для обеспеченных мусульман. В Коране говорится, что Аллах считает размер пожертвования приемлемым и не берёт с верующего больше его возможностей. Этой суммы хватает, чтобы прокормить одного бедного человека дважды за день.

Все освобождённые от поста по пяти вышеперечисленным пунктам должны восполнить пропущенный пост, как только будут соответствовать критериям возможного участия в посту.

Что нельзя делать в Рамадан?

Чтобы не нарушать пост, следует избегать запрещенных предписаний. Эти прегрешения требуют каффара в виде милостыни, поста или какого-либо другого поклонения, которое определённо Шариатом:

  • Преднамеренный прием пищи, питьё воды, приём лекарственных препаратов, курение.
  • Преднамеренная интимная связь с женой/мужем.

Обстоятельства, которых также следует избегать, чтобы не нарушать пост, но в случае совершения они требуют возмещения:

  • Применение клизмы.
  • Применение лекарственного препарата через уши и нос.
  • Специально вызванная тошнота и рвота.
  • Случайное попадание жидкости во время омовения через носоглотку.


Что можно и что не нарушает пост во время Рамадана?

  • Если совершить случайный прием пищи: если мусульманин забылся и что-то съел или выпил, но потом опомнился и прекратил, то он продолжает пост. Считается, что это Аллах угостил его.
  • Если принять душ, совершить полное омовение или недолго находиться в бане.
  • Если пробовать пищу, но не глотать её.
  • Если полоскать ротовую полость и промывать нос.
  • Если закапать зрачки лекарственными препаратами, а также накрасить глаза сурьмой.
  • Если проглотить остатки пищи, которые застряли между зубов, при условии, что размеры остатков не больше горошины.
  • Если почистить зубы мисваком или щёткой.
  • Если вдохнуть какие-либо благовония.
  • Если сдать кровь.
  • Если произошёл неконтролируемый выброс спермы.
  • Если выделилась рвотная масса в небольшом количестве: неконтролируемая рвота, которую возможно самостоятельно сглотнуть обратно.

Во время Рамадана мусульманин может совершать приём пищи лишь дважды в день: до рассвета и после заката.


Сухур

Это время перед восходом солнца, которое отводится в Рамадан для приема пищи. Поесть необходимо до начала наступления рассвета. Не следует есть еду, которая осталась с вечернего приёма пищи.

Новичкам рекомендуется не лениться и не пропускать сухур. Это важный этап начала нового дня. Не следует переедать, но стоит поесть столько, чтобы бодрости и сил хватило на весь день.


Ифтар

Сразу с заходом солнца наступает время ифтара. Необходимо поблагодарить Аллаха за его щедрость, прочесть молитву, чтобы обратиться к Всевышнему с просьбой о принятии поста, всех ошибок и грехов, которые были совершены случайно или преднамеренно.

Затем, немедля, следует поесть и не объедаться.


Как совершается молитва «Таравих»?

Молитва «Тарафих» должна исполняться каждый день во время Рамадана и воздерживаться от неё не рекомендуется для мусульманина. Также желательно исполнять молитву в мечети в окружении других единомышленников. Однако, если нет возможности, возможно индивидуальное совершение.

Читать эту молитву необходимо только после ночной молитвы «Иша» и продолжать возможно до того, как начнётся рассвет. Время исполнения намаза «Витр», который обычно выполняется после ночного намаза, в период Рамадана сдвигается и возможен после молитвы «Тарафих».

Эта молитва не нуждается в искуплении и восполнении в случае её несовершения.

Пост по часам Мекки

В определенных часовых поясах период между восходом и закатом бывает очень долгим, до девятнадцати часов и даже больше. В сильную жару месяца Рамадан это усложняет соблюдение всех обязательств и предписаний, в особенности это касается приёма еды и жидкости. Чтобы не нарушать пост, для таких случаев существует послабление. Ведь цель поста в Исламе не обременять, не мучить, не доставлять трудности и не губить здоровье верующих.

Поэтому верующие, которые живут в месте с очень длинным световым днём, могут совершать пост по часам Мекки. Недомогание из-за длительного дня будет явным уже через пару дней Рамадана. Тогда следует перестроиться и начинать сухур, допустим, по часовому поясу Москвы, а совершать ифтар по часовому поясу Мекки.

Что такое садака в Рамадан

Садака – это помощь людям в исламской культуре. Чтобы не нарушать пост, необходимо выполнить обязательный заклят закятуль-фитр или, как его ещё называют, салакатуль-фитр. Это своеобразный налог, который оплачивает каждый член семьи перед праздничной молитвой дня Разговения. Этот налог собирается для помощи бедным и нуждающимся верующим.

Кто же должен выплачивать закятуль-фитр? Тот, у кого есть крыша над головой, пища и всё необходимое для содержания себя и своих близких, у кого нет долгов и есть возможность оплатить налог. Для этого достаточно передать его в ближайшую мечеть, где в итоге распределят полученные средства.


Как работать в Рамадан?

Каждый мусульманин во время поста старается максимально посвятить себя Всевышнему Аллаху. Однако, зачастую многие не решаются начать пост из-за занятости на работе, учебе. Ведь в этот период пост требует не только много времени, но и отдельного помещения, особого графика, который иногда бывает невозможно подстроить под работу.

Если до поста ещё есть время, возможно, у Вас получится взять отпуск на эти дни. Это позволит полностью сосредоточиться, осмыслить свой образ жизни и разобраться в главных ценностях жизни.

Если у Вас нет возможности взять отпуск на период поста, то, значит, Вы должны распределить время так, чтобы оно работало на Вас. Так как же справляться с неудобствами и умело сочетать работу и религию?

Придерживайтесь следующих советов, и Вам будет намного проще:

  • Грамотно распределяйте время и распишите распорядок дня. Выделите время на молитвенные ритуалы, чтение Корана, намаз, а также акты поклонения. Если Вы не будете правильно организовывать свой график, то можете забыть о каких-либо обязательных условиях поста.
  • Не пропускайте сухур. Не ленитесь и вставайте до рассвета солнца, ведь это первый приём еды за день, который должен насытить Вас и дать силы на целый день. Особенно это важно в летний зной.
  • Не спешите утром. Перед сухуром необходимо выполнить тахаджул минимум в два ракаата. Также не стоит забывать совершать дуа.
  • Цените каждую свободную минуту. Как только у Вас появляется возможность уделить время, чтобы посвятить себя Всевышнему Аллаху. Не думайте, что у остальных график работы менее загружен, чем Ваш. Каждый может найти время, чтобы по пути на учёбу или работу сделать зикр и послушать Коран. Это поможет не отвлекаться от поста и не отвлекаться на недозволенное.
  • Не пропускайте обеденные перерывы. Обеденный перерыв – время отдыха, «перезагрузки» организма. Если недалеко от работы есть мечеть, то в обеденный перерыв лучше посетить её и посвятить время намазу. Это даст Вам сил и энергии, чтобы продолжить работать продуктивно.
  • После работы не затягивайте с ифтаром. Вы можете немного передохнуть и со всеми членами семьи подготовиться к ифтару. Важно сделать это вместе, ведь совместная помощь в домашних делах сближает и придаёт сил. Сам посланник Аллаха всегда помогал членам своей семьи по дому. Перед ифтаром вся семья должна поклониться Аллаху, помолиться и попросить о прощении грехов.
  • Продумывайте меню заранее. Возможно, проще будет приготовить один раз на всю неделю и расфасовать еду по контейнерам. Питание должно быть сбалансированным, особенно это касается сухура. Ведь энергии от еды должно хватить на целый день. Но при этом помните, что не нужно перегружать питание быстрыми углеводами. Они отнимают силы у организма на переработку, что, конечно же, отразиться на Вашей сосредоточенности, бодрости и работоспособности.
  • Не поддавайтесь соблазнам. Особенно это касается перерывов, когда все коллеги идут на обед. Помните, ради чего и для кого Вы это делаете. Ведь пост – это Ваш выбор, который касается только Вас и Всевышнего Аллаха.
  • Мыслите позитивно. Все мысли материальны, и если Вы будете просыпаться с мыслями о том, как тяжко и сложно Вам сегодня придётся, то, скорее всего, так оно и будет. Думайте о том, как просто и легко Вам будет во время поста, как Вы будете развиваться и насыщаться духовно. Если Вы будете хорошо думать об Аллахе и не нагнетать, это уже считается одним из лучших видов поклонения.

Зная правила Рамадана, зная что можно и что нельзя делать, надо ввести вышеперечисленные советы в привычку. Тогда пост будет проходить намного проще и продуктивнее.

Об ограничениях в пище и допустимых послаблениях

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, что такое сухоядение? И какие посты являются строгими, а какие нет.


Ответ: Сухоядение – это вкушение пищи без елея, т.е. масла. Строгие посты – Великий и Успенский. Но о посте нужно думать только в том случае, если уже есть некоторый духовный опыт. Сегодня много людей, тянущихся к вере, решаются вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься, и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета. Пост имеет смысл как воздержание Христа ради и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях. И суть поста не в воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освободившиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом и у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет.

Вопрос: Верно ли утверждение, что каждый выбирает пост по силам? Я знаю человека, который стремлением строгого поста довел себя до больницы и подорвал здоровье. Это же уже как-то неправильно?

Ответ: В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Пост смягчается по отношению к больным, беременным, кормящим, путешествующим. В любом случае, желая соблюдать пост, и знать его меру для себя, посоветуйтесь с духовником, расскажите ему о своем духовном и физическом состоянии и испросите благословения на совершение поста.

Вопрос: Мне 12 лет, я слышала, что до 14 лет в среду и пятницу (да и во время любого другого поста, кроме среды и пятницы в Великий пост) можно вкушать молочную пищу. Так ли это?

Ответ: Вопрос о мере дисциплины поста устанавливается каждым верующим вместе со своим духовником. Эта дисциплина зависит от многих обстоятельств: от возраста, состояния здоровья, меры нашей зависимости от окружающих и многого другого. Действительно, во многих случаях учащимся средних и высших учебных заведений духовниками дается послабление на молочную пищу в среду и пятницу или в иных случаях и в многодневные посты. Но послабление это не может быть дано мною через Интернет, а должно быть решено Вами конкретно с Вашим духовником.

Вопрос: Мне нужно пройти ультразвуковое обследование желудка, съев так называемый «пробный завтрак» из двух яиц, — допустимо ли это в пост?

Ответ: Лекарства пищей в собственном смысле не являются. И если для медицинского обследования необходимо заполнение желудка белком яиц, то стоит заполнить желудок этим белком, воспринимая это в данном случае не как питание, а как необходимое лекарство.

Вопрос: Я занимаюсь бодибилдингом. Употребляю спортивное питание: протеин, аминокислоты. Сразу скажу — это не стероиды. Допустимо ли употреблять спортивное питание во время Поста?

Ответ: Если речь идет о постном питании, допустимо. А если о бифштексах с кровью, то, конечно, довольно странно было бы есть их в Великий Пяток.

Вопрос: Можно ли поститься только первую и последнюю неделю? И можно ли есть хлеб во время поста?

Ответ: В отношении второй части Вашего вопроса ответ несложен: хлеб есть можно, обычный, не ситные булки и не на масле приготовленный, не пирожки сдобные, — обычный простой хлеб.

Что касается соблюдения поста только в первую и последнюю неделю – если речь идет о человеке тяжко болящем, страдающем сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то, конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывает Устав церковный.

Вопрос: У меня есть подруга, глубоко верующая и строго соблюдающая все посты. Однако она тяжело больна, у нее тяжелая степень физического истощения, и врачи ей настоятельно рекомендуют хорошо питаться. Все ее родные и друзья пытаются убедить ее в том, что, отказываясь от мясной и молочной пищи, она фактически совершает самоубийство, и это страшный грех. Посоветуйте, что можно предпринять в такой ситуации.

Ответ: Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого или хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалось и смягчается. Поэтому, можно порекомендовать Вашей подруге не отказываться хотя бы от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют ей врачи, а вместо этого усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински ей не необходимы, но к которым она имеет пристрастие.

О других ограничениях

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли стричь волосы во время поста?

Ответ: Все хорошо в меру, поэтому, если волосы секутся или нет времени длинные волосы долго мыть и тщательно расчесывать, то конечно, лучше остричь. Но наводить какую-то особенную красоту ради привлечения лиц противоположного пола в пост, может быть, и не следовало бы.

Вопрос: То, что смотреть в пост телевизор и слушать радио нельзя вопросов не вызывает, а вот можно ли смотреть по ТВ только один краткий выпуск новостей в день?

Ответ: Уважаемый Андрей, был в жизни преподобного старца Силуана Афонского такой случай: один монах рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А Вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей», — ответил он. — «Почему так?» — «Потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». «Странно, говорит монах. — По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я, когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я литургию, молюсь ли у себя в келии, я от души прошу Бога за людей и за мир». — «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она, какие нужды есть у людей и жалеет их». — «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» — спросил монах. — «Газеты пишут не о людях, а о событиях и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все». Эти слова преподобного Силуана смело можно привести как ответ на Ваш вопрос.

О чтении в дни поста

Вопрос: В этом году я решила начать соблюдать пост. Не могли бы Вы сказать, какие молитвы и тексты из Библии нужно читать ежедневно во время поста?

Ответ: В отношении ежедневных чтений в пост я отослал бы Вас к сайту pravoslavie.ru, где регулярно появляются такие чтения, расположенные по дням поста, там же, или на сайте zavet.ru, или days.ru найти и те отрывки из Священного Писания, которые предлагаются нам Церковью к прочтению во время поста.

Есть еще такой хороший благочестивый обычай – для тех, кто не имеет навыка регулярно читать Новый Завет, делать это постом – одну главу Евангелия и две главы Апостола. Если Великим или Рождественским Постом начать это делать, то практически все Евангелие Вы за пост прочитаете.

«Пищевые» разногласия

Вопрос: Я живу в студенческом общежитии. С соседкой по комнате, мы всегда готовим еду на двоих. Раньше она тоже соблюдала пост, а в этом году решила, что не будет. Я чувствую, что у нас в отношениях стала появляться напряженность из-за вопросов «меню». Как в «пищевых» разногласиях не потерять терпимость друг к другу?

Ответ: Все же, пост соблюдать нужно. Однако ни в какой мере не следует навязывать ваше соблюдение поста живущей рядом с вами соседке. Проявляйте предельную терпимость по отношению к ее упрекам и замечаниям, ведь смысл поста и в том, чтобы стремиться выработать в себе добродетель терпения и неосуждения ближних. Поблагодарим Бога за то, что Он через пищевые ограничения дает нам повод к более серьезному упражнению души. Потому если соседка попросит вас по пути зайти в магазин и купить ей колбасы, то зайдите и купите, ничего страшного не случится. Но сами пост соблюдайте – в этом проявляется наша верность Христу.

Вопрос: Как поступить, если у моей мамы юбилей приходится на пост, а его в нашей семье соблюдаю я одна. Праздник будет шумный, родственников у меня очень много. Уйти тоже нельзя, обида будет серьезная. Веселиться в пост мне не хочется точно, но что делать, я не знаю.

Ответ: Юбилей юбилею рознь, и дни поста тоже бывают разные. В Великую Пятницу хоть столетний юбилей нельзя праздновать. Но в один из рядовых субботних или воскресных дней Великого Поста встретиться с мамой в день ее юбилея, порадоваться, (но не повеселиться), побыть с близкими, не надмеваясь над ними, но при этом соблюсти пост, вполне можно. Поэтому, времени еще много, постарайтесь разумным образом подготовиться, и, думая о пользе души своей мамы, поучаствовать в ее торжестве.

Как быть, если трудно?

Вопрос: В первый раз серьезно подошла к посту. Чувствую себя очень слабой, совершенно опустошенной и неспособной вести привычный активный образ жизни. Пытаюсь молиться, но и молитва толком не идет. С трудом стала вычитывать Правило. Такое впечатление, что кто-то высосал все силы. Посоветуйте, как быть?

Ответ: Совет тут можно дать один — не отступаться. А Вы как думали, что начнете первый раз поститься, и сразу Ваш великопостный путь будет усеян розами? Амброзией и нектаром покажутся картошка и рис? Косточки не будут болеть от земных поклонов и выстаивания великопостных богослужений? Греховный навык требует преодоления: например, бросает человек курить, думаете, просто ему это дается? Иные чуть ли об стенку головой не бьются. Знает человек, что недобрая это, греховная привычка, от которой надо избавиться Христа ради, и держится. В Евангелии что говорится — «по плодам их узнаете их», а не по тому состоянию, которое мы переживаем. Потерпим, помучаемся, понудим себя благочестивой жизнью, и Господь даст утешительный плод; если же будем приятность одну искать — известно, где кончается путь живущих прохладно.

Новый год и Рождество

Вопрос: Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год (в том числе и старый) в разные дни?

Ответ: Рождество Христово – это день рождения Христа. А новолетие – это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперед Рождества.

Читайте также: