Подстричь в схиму что это

Опубликовано: 29.09.2024

"Толковый словарь" с Юрием Пущаевым


Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Схима монашеская: что это?

Верующие Православной Церкви делятся на церковнослужителей (духовенство) и мирян. Отдельную категорию составляют монахи, которые отличаются и от тех и от других. Монашество — не священнический сан, монахи не всегда являются священниками. Принявшие монашество еще именуются иноками, то есть ведущие иной образ жизни. Некоторых монахов называют схимниками. В связи с этим нередко возникают вопросы: что такое схима?Схимники — это кто? Чем они отличаются от монастырской братии? И вообще, схима монашеская — что это?

схима монашеская что это

Православный монах в облачении великой схимы

Схимник — это кто?

Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество).

Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.

«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог» (митрополит Волоколамский Иларион Алфеев).

Степени монашества

В Православной Церкви монашество делится на рясофор и схиму.

Рясофорный монах (с греческого — «носящий рясу») — это послушник. При посвящении в рясофор читаются определенные молитвы, крестообразно стригуться волосы. Однако посвящаемый в рясофор не дает монашеские обеты, ему не всегда даже меняют имя. С момента пострига рясофорный монах готовится принять схиму.

В Русском Православии выделяется низшая и высшая степень схимы: малая (мантийная) и великая. Но если речь идет о схиме, не уточняя какой, то в настоящее время подразумевается великая схима.

Малая схима

Во время пострижения в малую схиму новопостриженный приносит обеты (обещания) соблюдать послушание, нестяжание и целомудрие. Святые Отцы считают, что во время пострига монаху дается особая благодать, это своего рода второе крещение. При постриге человеку дается новое имя.

Внешне монахи малой схимы отличаются своим облачением, которое имеет символическое значение. Облачение малой схимы: хитон, параман, ряса, мантия, клобук, сандалии.

Ряса является повседневной верхней длинной одеждой, имеющей длинные широкие рукава. Ее черный цвет символизирует внутренний покой, бесстрастие и отрешение от мирской суеты.

Хитон представляет собой одежду из грубой ткани. Его носят под рясой. Это символ вольной нищеты и нестяжания.

Параманом называется квадратный плат с изображением креста и с написанными словами:

“Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Послание к галатам апостола Павла, 6:17).

Параман носится на теле под одеждой. По его углам пришиты четыре шнура. Эти шнуры на спине образуется четырёхугольник, а спереди — крест. Духовный смысл парамана — непрестанное напоминание монаху о желании следовать за Христом:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, 8:34).

Мантия, сандалии, четки

Для торжественных случаев монах надевает мантию — длинный плащ без рукавов. Просторная мантия — это как бы ангельские крылья, которые напоминают о готовности монаха на совершение Божьего дела.

«Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать» (архиепископ Антоний Голынский-Михайловский, 1889-1976).

Клобук — это монашеский головной убор, имеющий форму расширенного кверху цилиндра. Его называют духовным «шлемом спасения» и «покрывалом послушания».

При постриге монах надевает сандалии, чтобы он, по словам святителя Симеона Фессалоникийского (14-15 век),

«неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горe, где он сподобится назначенной нам жизни небесной».

Также монахи всегда имеют при себе четки для непрестанного творения молитвы. Это их духовный меч. Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) называл четки «оружием против диавола».

«Есть такие моторы, для запуска которых используется веревка с ручкой на конце; так что, когда хочешь завести мотор, берешь веревку и несколько раз с силой дергаешь ее, пока не разойдется застывшее масло. Так же и четки — это веревка, за которую мы дергаем один, два, пять, десять раз; расходится масло и запускается духовный мотор непрестанной молитвы, так что потом сердце само работает в молитве» (преподобный Паисий Святогорец).

Великая схима

Великая схима в Православии — высшая степень монашества. Даются те же обеты как для малой схимы, но их исполнение является более строгим. Это предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения со Творцом. Монахам великой схимы еще раз меняется имя. Их называют великосхимниками. В монастырях они как правило живут отдельно от остальной братии. Они несут только послушания служения на Литургии и духовничества. Если епископ принимает великую схиму, то он удаляются от управления епархией. Великосхимники носят хитон, аналав, рясу, мантию, куколь, четки, сандалии.

Аналав — небольшой четырехугольный плат с изображением страстей Господних. Символически аналав свидетельствует о полной смерти для мира и всего мирского.

Отличительной деталью одежды великосхимники является головной убор — куколь. Это черный остроконечный капюшон с изображениями крестов, серафимов и текстом Трисвятого. Его две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Куколь является напоминанием о необходимости иметь младенческое незлобие во свидетельство слов Господа: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 18:3). Также куколь символизирует благодать Божию, покрывающую ум монашествующего и помогающая ему бороться со страстями.

Известные схимонахи

Антоний Печерский

Основоположником русского монашества является основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (10-11 век). В Русской Православной Церкви он почитается как «начальник всех русских монахов». С юных лет у преподобного появилось вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни. Монашеский постриг он принял на Афоне (Греция). Вернувшись на Русь, он поселился на берегу реки Днепр под Киевом, где вел отшельнический (одинокий) образ жизни. К нему стали собираться ученики, образовалась монашеская община. По его благословению был построен каменный Успенский Собор.

Мощи преподобного Антония находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. На иконах преподобный Антоний Печерский изображается в облачении великосхимника. По греческой традиции монашеский постриг бывает только двух степеней: рясофор и следующий за ним монашеский постриг, при котором дается сразу обеты великой схимы.

Амвросий Оптинский

В 19 веке широкую известность имел схимонах Авмросий Оптинский (1812-1891), в миру Александр Михайлович Гренков. Родом он был из Тамбовской губернии. Учась в духовной семинарии, во время тяжёлой болезни дал обет уйти в монастырь. Однако по окончании семинарии сначала стал работать учителем в семье помещика, а затем преподавал в духовном училище.

Во время повторения болезни, преподобный посетил Троице-Сергиеву Лавру (Московская область), где от старца получил указание идти в Оптину пустынь (Калужская область). Там он в 1841 году был пострижен в рясофор, а в 1842 году принял малую схиму с именем Амвросий. В 1848 году его здоровье сильно ослабло. Было принято решение о постриге в великую схиму без изменения имени. Прославился преподобный Амвросий как прозорливый старец, который помог многим людям. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.

Серафим Вырицкий

Одним из известных схимонахов 20 века является преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949), в миру Василий Николаевич Муравьев. В мирской жизни он был крупным мехоторговцем, имел семью. Затем по совместному согласию они с женой ушли в монастырь: Василий — в Александро-Невскую Лавру (Санкт-Петербург) с именем Варнава, Ольга — в Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) с именем Христина.

В 1926 году преподобный принял схиму с именем Серафима. Долгое время он был духовником Александро-Невской Лавры. По состоянию здоровья ему пришлось переехать в поселок Вырицу (Ленинградская область), отчего он и известен как Вырицкий. К нему за советом и молитвенной помощью приезжали многие верующие. В 2000 году Русская Православная Церковь прославила его в лике святых.

Люди, которые ощущают особую связь с Богом, порой выбирают нелегкий жизненный путь — монашество. Однако стать монахом совсем непросто. Нужно пройти ряд испытаний, чтобы получить высшую степень монашеского пострига.

Рясофор, малая и великая схимы — три этапа монашества, которые выделяет Православная Церковь. Высшей степенью монашества в православии является облачение в великую схиму. Если про нее говорят без уточнения, то подразумевается как раз великая. Многие далекие от монашеской жизни люди хотели бы узнать, кто такие схимонахи.


  1. Что такое схима
  2. Происхождение слова и значение понятия
  3. Историческая справка
  4. Первые схимонахи и схимонахини
  5. Дальнейшая судьба схимонашества
  6. Современное положение
  7. Виды схим
  8. Малая
  9. Великая
  10. Кто такой монах-схимник
  11. Внешний вид
  12. Правила поведения
  13. Обеты
  14. Принятие схимы
  15. Для чего нужно
  16. Постриг в рясофор
  17. Постриг в малую схиму
  18. Постриг в великую схиму
  19. Видео

Что такое схима

Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.

Происхождение слова и значение понятия

Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».

Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.

великая схима в православии

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

великая схима в православии

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский .

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам .
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

схима монашеская

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.


Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

великая схима в православии

Виды схим

Существует два вида монашеских схим — малая и великая.

Малая

Мантия, надеваемая поверх рясы, является отличительной особенностью малосхимника. Облачение его составляют ряса, параман, клобук, мантия, сандалии и четки.

Великая

Великая схима в Православии подразумевает под собой совершеннейшее отрешение от мира для духовного соединения с Богом.

Облачение состоит из рясы, аналава, куколя, мантии, четок, пояса и хитона. Схимонахи в русских монастырях освобождаются от всех монашеских послушаний, кроме литургии и духовничества.

кто такие схимонахи

Кто такой монах-схимник

Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.

Внешний вид

Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.

Они являются всеоружием Божьим:

  1. Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
  2. Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест , Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: "Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу ". Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
  3. Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
  4. Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
  5. Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
  6. Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
  7. Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
  8. Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
  9. Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
  10. Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.

монахини схимницы

Правила поведения

У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.

Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).

схима (главный ключ)

Обеты

Монах дает при постриге три обета.

  1. Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
  2. Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
  3. Обет послушания — отказ от собственной воли.


Принятие схимы

Существует три чина пострижения.

  • в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
  • в мантию;
  • в схиму.

монах схимник

Для чего нужно

Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.

Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:

  1. Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
  2. Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
  3. Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.

схима (главный ключ)

Постриг в рясофор

Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).

Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:

  • покаяние;
  • плач;
  • отречение от мирской суеты.

Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».

Облачение инока состоит из:

  • подрясника;
  • рясы;
  • камилавки;
  • пояса;
  • четок.

На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.

кто такие схимонахи

Постриг в малую схиму

Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.

Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:

  1. Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
  2. Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.

Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.

Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.

Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.

схима (главный ключ)

Постриг в великую схиму

Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.

Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.

Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.


Видео

Постриг в великую схиму можно увидеть в этом видеоролике.

Первый иноческий постриг со времени возрождения Спасского женского монастыря г. Кобрина — в следующем видео.

ПОПУЛЯРНОЕ

  • В чем смысл Петрова поста?
  • Как обрести душевный покой?
  • Как приобретается порча и беснование в современном мире
  • Милостыня — как правильно совершать милостыню?
  • Адам Ветхий. Житие
  • Наказывает ли Бог катастрофами и стихийными бедствиями?
  • Монах. Фильм Аркадия Мамонтова
  • Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?
  • Без любви не может быть Церкви
  • Пасочница — как делать пасху
  • Суббота — как Церковь относится к субботе?
  • 10 советов постигающим веру
  • Три неудобных вопроса о вере
  • Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться?
  • Таланты и богатство — как ими пользоваться?
  • Адриан Пошехонский, священномученик. Житие
  • Агав, апостол от 70-ти, священномученик . Житие
  • Депрессия — грех или болезнь?
  • Исповедь — 20 вопросов об исповеди и покаянии
  • Смирение — 20 советов для смирения
  • Воспитание детей по-христиански. Как воспитывать в современном мире?
  • Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
  • «Мытарь и фарисей» в электричке
  • Один ли Бог в разных религиях?
  • Адриан и Наталия, мученики. Житие

Наши друзья

ZyKEnZi-fng

Принятие великого ангельского образа (греч. – «το μεγα αγγελικον σχημα», великая схима) – это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1:23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов. С вечера в алтарь вносятся одеяния желающего принять святой образ и полагаются у подножия престола, дабы они освятились от близости трапезы Господней. На утрене в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем святой образ. Принимающий схиму вступает в церковь во время малого входа Литургии, снимает с главы покров и с ног сандалии, трижды поклоняется земно. После входа с Евангелием поется тропарь дня, потом особые тропари и умилительные, покаянные антифоны: «Хотех слезами очистити моих грехов рукописание, Господи, и прочее живота моего благоугодити Тебе, но враг льстит мя и вземлет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!«. «Кто обуреваем и притек?яй к пристанищу сему не спасется? или кто, бол?знуя и прип?дая ко врачевству сему, не исцелеет? Содетелю всех и Врачу недужных, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!«.»Овча есмь словеснаго Твоего стада, и к Тебе прибег?ю, Пастырю Доброму, взыщи мя заблудшаго, Боже, и помилуй мя«.

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются и в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира и яже в мире, по заповеди Господней

После испытания пришедшего и молитв о нем настоятель велит ему трижды подать ножницы и затем постригает его. При пострижении ему дается новое имя. Затем следует облачение. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы, только с ними соединено значение более великих обетов. Так, при облачении в рясу настоятель говорит: «Облачится в ризу правды и радования, великаго ангельскаго образа«. При облачении в мантию говорит: «Приемлет мантию великаго и ангельскаго образа«. Вместо клобука великосхимник надевает к?к?ль (греч. «то кук?лион» – шапочка). Кукуль остроконечен и покрывает главу и плечи кругом, и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. При надевании его настоятель произносит: «Облачится в кук?ль беззлобия, в шлем спасительнаго упования». Затем возлагается аналав (от греч. – «аналамванин» – воспринимать) – такой же, как и параман, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами. При возложении аналава настоятель говорит, что великосхимник восприемлет крест свой на р?мех и следует Владыке Христу. Оканчивается чин пострижения в великую схиму целованием мира – братским приветствием.

Если пострижение совершается не за Литургией, то после облачения нового схимника следует краткая ектения диакона о его благостоянии духовном и пение крещального стиха: «Ели?цы во Христа крести?стеся, во Христа облек?стеся, аллилуиа«, после чего читается Апостол, где святой апостол Павел (Еф. 6:10-17) учит, какова наша духовная брань и как мы должны сражаться. Затем следует евангельское чтение (Мф. 10, 37, 38; 11, 28-30), где Спаситель проповедует самоотвержение и отвержение от плотских привязанностей.

Братия, приветствуя нового сподвижника целованием мира, поют: «Познаим, братие, Таинства силу: от греха бо по Отческому дому востекшаго блуднаго сына, Преблагий Отец, предусрет, лобызает и паки Своея славы д?рует познание, и таи?нственное горними совершает веселие, закалая тельц? упит?ннаго, да мы достойно жительствуем Заклавшему Человеколюбивому Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших«.

В последовании великого ангельского образа находится еще молитва «во еже сняти кукуль». Как новопросвещенные, после Крещения, в продолжении семи дней должны пребывать при всех богослужениях в белой одежде, так и монахи после пострижения семь дней должны присутствовать в храме в своих одеждах. На восьмой день они всенародно в церкви с молитвою слагают с себя кукуль как принадлежность, отличительную от прочих монашеских степеней, чтобы обратиться к телесному подвигу послушания и ежедневному рукоделию. Потом схимник может по собственному усмотрению надевать кукуль и слагать его с себя по необходимости.

В Большом Требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Монах-священник, принявший великую схиму, может литургисать. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом) (Номоканон, гл. 90).

Схима – торжественная клятва, которую приносят монахи, обязуясь соблюдать максимально аскетические правила поведения. Такое же название имеет одежда, в которую облачаются иноки. Существует несколько ступеней для православных монахов. Среди них выделяют Малую и Великую схиму. Когда не упоминают, о какой схиме идет речь, всегда имеется в виду Великая схима.

  1. Малая схима
  2. Великая схима
  3. Особенности жизни
  4. Откуда произошло понятие?

Малая схима

Схима

Фото: Roseparhia.ru

Всего в православии три ступени монашества. Низшая называется рясофора, уже за ней следуют Малая и Великая схима.

Рясофора в дословном переводе с греческого — это «носящий рясу». Так называют послушника при монастыре. При таком постриге инок обязан читать перечень конкретных молитв, постригать волосы в виде креста. При этом он обычно оставляет свое мирское имя и не приносит специальных монашеских обетов. Послушник ведет подготовку, чтобы принять Малую схиму.

Когда человека постригают в Малую схиму, он уже в обязательном порядке меняет свое имя, приносит обеты нестяжания, послушания, девства. Он получает право на ношение мантии – это длинная накидка в пол без рукавов. Она надевается поверх рясы. Также в облачение такого монаха входит 4-угольный плат, называемый парамана, головной убор клобук, на ногах сандалии.

Великая схима

Значение схимы

Optina.ru

Это высшая степень аскетичности, возможная в православном монашестве. В этом случае человек идет на абсолютное отречение от мира, отвергая его, чтобы соединиться с Господом. Схимники приносят такие же обеты, но только их форма на порядок строже и безапелляционней. Они принимают еще одно новое имя, увеличивая количество святых, которые становятся их небесными покровителями.

Схимники приносили дополнительный обет затвора, который заключался в необходимости укрыться в одиночестве от людей. Часто в этом качестве выступала пещера, которая была подобна гробу. В результате они фактически умирали для окружающих, оставаясь один на один со Всевышним. Именно в те времена таких отшельников стали называть монахами Великой схимы. Со временем подобный затвор утратил обязательный характер, условия их жизни смягчились.

Особенности жизни

Спасо-Яковлевский монастырь

Фото: Flickr.com

В монастырях до сих пор схимники находятся отдельно от остальных монахов. Все их послушания – это духовничество и служение литургий. Если схимником становится епископ, он освобождается от обязанностей по руководству епархией. Это же происходит со священниками, которые становятся схимниками.

Их одеяние включает в себя рясу, специальную разновидность парамана, которую называют аналав, головной убор куколь, мантию, пояс, хитон, сандалии.

Как утверждают богословы, Великая схима – вершина монашества, которой можно достигнуть. Говоря о ступенях православного монашества, афонский отшельник Нил Мироточивый отмечал, что те, кто принимает рясофору, записываются в Божье войско. Надевая мантию, человек как бы отправляется в поход, выступает в составе Божьего войска. Принятие Великой схимы – вступление непосредственно в само сражение, когда войска достигают поля битвы. К этому времени монах находится уже в полной боевой готовности.

Для любого монаха пострижение в Великую схиму – особая благодать, важный шаг на пути его служения Богу.

Откуда произошло понятие?

Одежда схимника

Фото: Foma.ru

Само слово «схима» происходить из греческого языка, дословно его можно перевести как «образ, вид или фигура». От этого понятие в русский язык пришло слово «схема».

Говоря о монашестве, имеется в виду, что верующий, постригаясь в Малую или Великую схиму, обретает ангельское подобие, так как для окружающего мира умирает, посвящая всю свою оставшуюся жизнь исключительно Господу.

Когда они следуют обетам, которые принесли, то метафорически превращаются в бесплотных ангелов, становясь образами или «схемами».

Читайте также: