Можно ли в пост стричься и бриться

Опубликовано: 24.04.2024

В середине Великого поста оглянемся назад и удостоверимся, на верном ли мы пути. Не сбились ли с дороги, чересчур много уделяя внимания внешнему и чересчур мало — своей душе? Мы собрали самые популярные заблуждения о посте, которые мешают его правильно проводить, и постарались их опровергнуть.


1. Устав о посте нужно соблюдать со всей строгостью, включая сухоядение

Устав был написан в V веке в обители прп. Саввы Освященного на Синае, для монахов, постившихся строго и практически не покидавших стен монастыря. Поэтому некоторые моменты устава о посте у нас вызывают недоумение. Например, в нём упоминаются финики и другие экзотические для наших широт фрукты, оливковое масло и прочие продукты, которые у нас достать не так просто. Церковь приняла этот устав и начала им пользоваться, несмотря на то, что предписания о продуктах, благословляемых в пост, не подходят для наших широт.

Второй момент — устав писался для монашествующих. Он не создавался для мирян, которые ведут активный образ жизни, каждый день ездят на работу, тяжело трудятся и живут в нашем холодном климате, где расход калорий намного больше, чем в субтропиках. Поэтому поститься так, как предписывает Типикон, очень и очень трудно.

Лично моё мнение: самое главное — исключить на время поста мясные продукты, а в отношении всего остального брать благословение у своего священника. Господь не ждёт от нас, чтобы мы падали в голодные обмороки или, выйдя на работу, не могли выполнить свои прямые обязанности. Он ждёт от нас очищения души.

2. Под запретом кофе и чай

Неверно считать кофе и чай скоромными продуктами. Это наши национальные напитки. В моей семье есть особый ритуал — мы утром все вместе встречаемся за чаепитием, если я не служу в этот день литургию, общаемся за чашкой чая.

3. В период поста нужно тщательно изучать все этикетки продуктов в супермаркетах

Люди часто выискивают скоромные продукты на упаковке, боясь покупать тот или иной товар. Я считаю, что это фарисейство. Пост — время для того, чтобы уделить больше времени молитве, попросить прощения у тех, кого мы обидели, самому простить обиды. Смирить свою гордыню, свой язык. Такой пост угоден Богу. Если человек не смиряется, редко приходит в храм, не задумывается о своей душе, но при этом активно читает, что написано на этикетках, это уже не пост, а диета. Ограничения в пище — средство, но не цель.

4. Если съели что-нибудь скоромное, пост не будет засчитан

В одном патерике приводится такая история. Два монаха в Великий пост съели скоромное. Потом они в слезах пришли к игумену и покаялись. Игумен каждому из них назначил епитимью: три дня совершать молитву. По прошествии этого времени первый монах возвратился радостным: «Отче, я молился и понял, что Господь меня простил». Второй же был весь в слезах: «Всё это время я оплакивал свой грех». Тогда братия спросила у игумена, кто из монахов прав. Игумен ответил: «Правы оба».

Пост — это не спортивный забег или марафон, в котором, если ты не пришёл к финишу первым, то проиграл. Это, прежде всего, духовная работа над собой. Если мы видим, в чём нам нужно исправляться, значит, наш пост уже проходит не зря. Поэтому говорить о том, что если я съел скоромное, мой последующий пост неугоден Богу, неправильно.

5. Готовить вкусную пищу нельзя

Пост подразумевает, что мы смиряем свои страсти. Мы смиряем чрево — на время поста отказываемся от лакомства. Если мы не можем сделать этого, о каком душевном смирении может идти речь? Однако пост — это не цель. Это средство, чтобы смирить себя. Если вы привыкли есть конфеты, зефир или мороженое, на время поста можно отказаться от них ради смирения. Это будет хорошее духовное упражнение. Но готовить всё без соли, невкусно — уже перебор. Есть сплошную печёную картошку без соли я бы не советовал. Мы не монахи. Мы живём в семьях. Смысл поста не в том, чтобы сделать свою жизнь не выносимой, когда ты садишься за стол и есть это не можешь.

6. Главное в пост — уделять внимание еде

Православные христиане часто превращают пост в некое подобие диеты. Кто-то рассуждает о том, что он сбрасывает калории или «чистит» свой организм… Перед началом Великого поста я говорю своим прихожанам, что это время духовного испытания. Еда — только одно из средств. Есть ещё молитва, чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, особые постовые богослужения, участие в Таинствах, более пристальный взгляд внутрь себя, борьба со своими грехами и пороками.

Пищевые ограничения — лишь духовное упражнение. Если мы не можем ограничить своё тело, о каком сдерживании души может идти речь? Но большинство людей пренебрегает этими духовными моментами поста. Они забывают о молитве, о любви и прощении. Все их мысли и разговоры только о том, что они едят и что пьют. Это очень грустно.

Если мы внимательно читаем слова святителя Иоанна Златоуста о посте, то заметим там предписание сэкономленные за время поста деньги раздать нищим. Но у наших людей питание в пост выходит намного дороже, чем в непостные дни. Получается, мы настолько извратили понятие поста, что для нас самое главное — это стол. Но пост — совсем о другом.

7. В Великий пост обязательно пособороваться

Неверно считать, что собороваться в пост — обязательно. Эта традиция недавняя. Она появилась в Греческой Православной Церкви в XV веке — там таинство Елеосвящения как бы отождествлялось с таинством Покаяния. К нему прибегали в особенности тяжкие грешники после прохождения епитимии в конце поста. На Руси общие соборования известны с XVI века, но совершать их повсеместно именно в Великий пост начали только в конце XX века.

Необходимости непременно участвовать в общем соборовании нет. Тем более, в связи с эпидемией мы решили соблюдать карантин, чтобы не искушать людей, и временно не проводить общие соборования.

8. Нужно одеваться в чёрное

Пост — это прежде всего, скромность во всём, воздержание. Если мы привыкли носить яркую, броскую одежду, желательно её сменить на более скромную. Пост — не время для показа мод и вечеринок. Но сказать, что надо одеваться во всё чёрное, траурное, было бы неправильно. Просто не нужно смущать окружающих своими нарядами. Смиряться нужно и в одежде в том числе.

9. Нельзя краситься и стричься

Любой человек, особенно женщина, должен за собой следить. В пост христианки стараются быть более скромными, без броского макияжа и маникюра, экстравагантных причёсок. Ходить в парикмахерскую, краситься в пост можно, но во всём должна быть мера. Ярко накрашенная женщина в броской одежде во время постового богослужения выглядит несуразно. Меру, на какую длину подстригать волосы, как краситься в пост, какие надевать украшения, а какие нет, каждая женщина должна установить для себя сама.

10. Грех — слушать музыку, читать светскую литературу, смотреть художественные фильмы

В пост мы стараемся не отвлекаться на всё внешнее. Если я стоял на каноне преподобного Андрея Критского, молился, думал о том, в чём хочу покаяться перед Богом, а потом пришёл домой и включил какой-нибудь развлекательный концерт, то откуда у меня возьмётся постовое настроение? В пост христиане стараются отказаться от телевизора, различных развлекательных программ, чтобы не нарушать своего душевного равновесия, но не потому что это плохо, или, наоборот, хорошо.

Что касается новостей, познавательных программ, я хочу всегда знать, что происходит в мире и у нас. Сейчас идёт война, к ней добавилась эпидемия. Каждый день издаются новые законы и распоряжения. Поэтому без новостей, оставаясь в современном обществе, прожить нельзя.

Можно отказаться от современной музыки, фильмов. Очень много фильмов, где бушуют страсти, течёт кровь, звучат непристойные шутки, много негатива. После такого фильма христианин будет ощущать себя в разбитом состоянии. Смотреть такое кино неполезно не только в пост, но и в остальное время. Однако есть фильмы добрые, спокойные, которые вызывают только положительные эмоции, пробуждают чувство любви, сострадания. Отчего бы не посмотреть вместе с семьёй такой фильм в вечер выходного дня?

То же можно говорить о музыке, литературе. Многие не могут прожить без музыки. Отчего бы в пост не послушать классику, современные симфонические концерты? Эта музыка не вызывает в душе негатива. Многие классические произведения создавались на церковную тематику, они способны настроить слушателя на молитвенный лад.

Читать духовную литературу в пост — это прекрасно, но не грех прочесть и что-то из русской классики, например. Классические художественные произведения — не развлекательное чтение. В них заложен глубокий смысл.

11. Запрещено смеяться, шутить и веселиться

Можно ли в пост шутить? Мы стараемся ограничить себя в душевных порывах, чтобы не впасть в грех. Но можно ли прожить свой день и не улыбнуться? Я всегда вспоминаю слова Христа: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).

Я противник такого поста, когда человек ходит с мрачным видом и не реагирует на шутки или улыбку. Он свой пост всем показывает. Безусловно, не надо травить анекдоты или весёлые байки, но улыбнуться на чью-то шутку или сказать свою, но только добрую, — никакого греха здесь нет.

12. Зачатые в пост дети будут страдать

Неверно считать, что на детей, зачатых в пост, действует какое-то проклятие. Каждый ребёнок — чадо Божие, благословлённое Им. Вообще считать, что на ком-то может находиться проклятие, которое будет портить ему жизнь, значит лишать человека его свободной воли и возможности выбора, расписаться за Бога и стать судьёй вместо Него.

Тема супружеских отношений в пост поднималась неоднократно у святых отцов. Что делать, если жена верующая, а муж нет, или наоборот? Не будет ли так, что своим излишним воздержанием жена сама подтолкнёт мужа к греху прелюбодеяния? Моё мнение, как священника, — каждая семья должна выбрать для себя ту меру телесного поста, которую она может нести. Супружеские отношения освящены Самим Богом, поэтому они — дело сугубо внутрисемейное.

13. Дети и пожилые люди не должны поститься

Бывает разная мера поста. Мои дети дома постятся. Они не видят включённого телевизора, развлекательных шоу. В школе они едят всё, что там предлагают, если проголодаются. В каждой православной семье можно установить свою меру, в которой будет поститься ребёнок, если он захочет, — безусловно, без вреда для его здоровья. Когда я вижу ребёнка, который просвечивается насквозь, недокормлен, а его родители с упоением рассказывают, как он постится, мне становится его жалко. Это не пост, а пытка для ребёнка. И у меня большие сомнения, что когда он вырастет, он будет поститься.

14. От воздержания в пище исчезают страсти

15. В пост нужно воздерживаться от греха, а в остальное время можно расслабиться и не следить за этим

Пост — концентрация наших духовных сил. Мы полностью концентрируемся на мыслях, поступках. Вне поста мы живём обычной жизнью, но в пост стараемся по максимуму проводить время с духовной пользой: меньше грешить, чаще прибегать к таинствам Исповеди и Святого Причащения. Но это не значит, что духовную борьбу нужно заканчивать вместе с постом.

Говорить о том, что затем мы должны расслабиться, а все совершённые грехи «замолить» следующим постом, неправильно. Наоборот, после поста мы восходим на новую духовную ступень, становимся лучше, чем были, чище, ближе к Богу. Если мы из поста ничего для себя не вынесли, не смогли избавиться ни от одной страсти или вредной привычки, ни у кого не попросили прощения и сами никого не простили, значит, мы постились зря. Пост должен дать духовный результат.

Протоиерей Николай Марковский

Представитель УМК о том, что можно и нельзя во время священного месяца Рамазан

Наступил Рамазан - один из самых благословенных для мусульман месяцев - время поста и особых благодеяний, искупления грехов и предопределения судьбы. В месяц Рамазан Аллах ниспосылает людям большие блага, прощает, облагораживает и одаривает.

Существуют определенные моменты поста, которые вызывают у людей сомнения. Чтобы прояснить их, Trend Life, по просьбам читателей, обратился к заведующему организационным отделом Управления мусульман Кавказа, декану Бакинского Исламского университета гаджи Фуаду Нурулле.

- Становится ли пост недействительным (батил), если случайно пойдет кровь из носа, либо во время пользования ножом или ножницами, либо если расчесать до крови кожу, например, после укуса комаров или других насекомых?

- Нет. Главное, не становиться донором, т.е., не пускать кровь добровольно. Но если ваша кровь спасет кого-то от смерти, то, несомненно, можно в исключительном случае стать и донором. Это является богоугодным делом. Пост, конечно, будет нарушен, но этот день можно будет скомпенсировать на протяжении года. Вообще, любая полученная травма не прерывает пост, даже если будет сломана одна из частей тела.

- Можно ли делать инъекции?

- Только болеутоляющие или жаропонижающие. Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же инъекция подпитывает организм общеукрепляющими витаминами, тогда нельзя. Также нельзя принимать таблетки любого рода. Если человек внезапно заболеет, можно только сделать инъекцию.

- Можно ли стричь ногти, волосы и бриться во время поста?

- Можно, но лучше воздержаться. Потому что во время поста человек не только воздерживается от приема пищи и воды, но и все части тела должны находиться в гармонии с этим постом.

- Можно ли пользоваться парфюмерией, косметикой или дезодорантами?

- Это не запрещено, но лучше воздержаться. Не стоит забывать, что помада с губ может попасть в организм, а это недопустимо во время поста. То же самое относится и к запаху от дезодорантов. Умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, а также парфюма и т.д.), нарушает пост. Нельзя, чтобы через ухо, рот или нос в организм попадали густой туман, дым и пар (витающие в воздухе частички муки, пыль, сигаретный дым и т.д.), нельзя также жевать жвачку и делать клизму.

- Можно ли пользоваться мазями и гелями для кожи?

- Питательные средства делают пост недействительным. Но можно использовать медицинские средства.

- Можно ли женщинам делать косметологические процедуры? Например, выщипывание бровей, эпиляцию, удаление прыщей и угрей.

- Выщипывание бровей не нарушает пост. Но лучше воздержаться от проведения косметологических процедур, потому что в них используются питательные средства.

- Можно ли удалять зуб или проводить стоматологическое обследование, ставить пломбу?

- Лучше не совершать действий, вызывающих потерю крови, в том числе и удаление зуба. Только в случае крайней необходимости, и то с условием - не проглатывать кровь и медикаменты. Если десны кровоточат и постящийся проглотит кровь со слюной, в этом случае пост нарушается.

- Сейчас на дворе жаркое лето. Можно ли плавать в море и загорать на солнце? Принимать душ?

- Принятие ванны, душа, умывание не нарушает поста. Однако следует следить за тем, чтобы вода не проникла в горло. Получение загара от солнечных лучей также не повлияет на пост, тогда как купание обязательно приведет к его нарушению. Не рекомендуется плавать во время поста. Если проглотить случайно воду, или если вода попадет в тело через нос, пост будет нарушен и его нужно будет возмещать.

- Можно ли пользоваться каплями для носа, глаз и ушей?

- Пост не нарушается. Но если что-то попало в горло, необходимо сразу же сплюнуть.

- Нарушается ли пост при рвоте?

- Рвота, если произошла сознательно, нарушает пост. Если же постящегося рвет против его воли, то пост не нарушается, следует лишь прополоскать рот.

Среди 12 месяцев мусульманского календаря именно Рамазан отличается своей священностью и не зря этот месяц называют Венцом года, "Шахруллах" (месяц Аллаха) и "Зийафатуллах" (пир Аллаха).

Согласно хадису Пророка Мухаммеда (С), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая и закрываются врата Ада. Уважаемые мусульмане! Давайте на этот раз осознанно проживем месяц Рамазан. Хотя бы на один месяц отречемся от мирских соблазнов, и будем стараться ради лучшей жизни. Не говорите: "В этом году не получилось, сделаю в будущем году". В известном хадисе говорится: "Если бы люди как следует знали истинное значение Рамазана, тогда они пожелали бы, чтобы Рамазан длился целый год". Подобно тому, как осенний дождь очищает землю от всякой пыли, так и месяц Рамазан очищает душу верующих от грехов.

Именно в месяц Рамазан Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммеду (С). В Коране о посте сказано: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! - на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то - число других дней. А на тех, которые могут это, - выкуп кормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это - лучше для него. А чтобы вы постились, это - лучше для вас, если вы знаете".

С главным христианским праздником – Пасхой, который отмечается 2 мая 2021 года – связано множество обычаев и примет. За несколько веков сложилось немало традиций, которые по сей день соблюдают многие верующие. Некоторые из негласных запретов касаются пострижения волос.

Некоторые верующие интересуются: «Можно ли стричься в пост перед Пасхой? Можно ли стричься на пасхальной неделе?» Мы ответим на эти и другие вопросы.

Наши предки считали, что в волосах таится жизненная сила и энергия человека. Они символизировали богатство, изобилие и счастье. Не только мытье и стрижка, но даже расчесывание волос было ограничено целым рядом запретов. Состриженные волосы не выбрасывали, а сжигали или закапывали в землю, чтобы не лишиться жизненной силы.

Позднее, после принятия христианства, возникло множество других связанных с волосами правил и примет. При посещении храмов женщины должны были покрывать голову платками, а мужчины, напротив, снимать головные уборы. Длинные распущенные волосы, прикрывавшие и защищавшие тело, носили святые отшельники. Принесение волос в жертву было знаком набожности или покаяния.

Можно ли стричься в пост перед Пасхой?

Накануне этого праздника православные верующие соблюдают самый длинный и строгий пост в году. Он состоит из четыредесятницы (сорока дней, когда мы вспоминаем о сорокадневном посте Иисуса Христа) и Страстной седмицы, во время которой мы вспоминаем о «страстях» (страданиях) Спасителя, его смерти и погребении.

У священников было принято подстригаться перед Великим постом, чтобы в течение последующего времени уже этим не заниматься. Однако на мирян подобные правила не распространяются, и стричься в течение поста верующим не возбраняется.

Можно ли стричься в последнюю неделю поста перед Пасхой? Вы можете сделать это в Чистый четверг. У православных верующих именно в этот день принято завершать начатую в понедельник генеральную уборку в домах, мыться и при необходимости стричься.

Немало примет связано с подрезанием волос. Малышам в возрасте до одного года их впервые подстригали именно в Чистый четверг. Эти волосы клали в тканевый мешочек и хранили дома, полагая, что такой оберег принесет малышу здоровье и счастье.

Девушки подрезали в Чистый четверг концы волос, чтобы они быстрее росли. Считалось, что это способствует оздоровлению всего организма, а новые волосы после этого растут крепкими и более густыми.

Однако стричься в пост перед Пасхой начиная со Страстной пятницы не стоит, ведь это самый скорбный день христианского календаря и самый строгий день Великого поста, когда некоторые верующие полностью отказываются от пищи до выноса плащаницы во время церковной службы. Страстная пятница – это период очищения души и смирения плоти.

Неслучайно с этим днем связано множество примет: в народе говорят, что выстиранное в пятницу белье будет сохнуть с пятнами крови, а растения, посаженные в этот день, погибнут. В этот день также не стоит протыкать землю железом: того, кто это сделает, постигнет беда. В это время нельзя не только заниматься делами по дому, но и мыться, а также подстригать волосы.

А можно ли стричься на пасхальной неделе?

Если вы верующий человек и стараетесь соблюдать традиции, не нужно стричься в и день Пасхи. В этот день, как и в другие церковные праздники, также не рекомендуется заниматься ремонтом или уборкой, шить, вязать, стирать, выполнять работы в саду и огороде. Хотя в церковном уставе строгого запрета на этот счет не существует, верующие стараются этого не делать, если на то нет особой необходимости.

Когда можно стричься во время пасхальной недели 3-9 мая 2021 года? Как говорят священники, абсолютного запрета на пострижение волос в дни православных праздников не существует. Но конечно, по возможности православный христианин постарается в праздник заниматься другими делами, посвятив его заботам духовным, а не мирским.

На Пасху нужно обязательно посетить храм, побывать на праздничном богослужении, литургиях, которые идут в течении всей Светлой седмицы, уделять больше внимания своим близким, помогать нищим. А стричь волосы лучше после Светлой седмицы, однако можно сделать это и на пасхальной неделе, – как говорится, большого греха в этом нет.

Надеемся, что в этой статье вы нашли ответы на интересующие вас вопросы, и сможете сделать верный выбор, решив, можно ли стричься в пост перед Пасхой и на пасхальной неделе.

На перепутье культур

Внешний вид, во многом, социально обусловленное явление и способ самоидентификации. Для христиан первых веков вопрос культурной самоидентификации стоял довольно остро. Распространившись на территорию Римской империи и за её пределы, христианство несло в себе как элементы иудейской, так и греко-римской культуры.

Апостолам приходилось непросто: мало было проповедовать Христа – надо было предложить людям реальные «рекомендации» для христианской жизни, дабы евангельские идеалы укоренились в любой из национальных культур.

Ведь, по слову апостола Павла, христианин – это «новый человек», который «обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

Апостол в своих посланиях даёт наставления, касающиеся и внешнего вида христианок: «чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами».

Заметим, что речь здесь идёт не о запрете: апостол лишь говорит, что внешнее – это не главное, и не стоит тратить на это слишком много сил и средств, что, вероятно, было характерно для греко-римской культуры. Ведь Христу, в отличие от языческих богов, золото не нужно – Ему нужна любовь человека и обращение его души.

Тенденция именно к осуждению «украшательства» и ухода за собой в какой-то мере усилилась благодаря развитию монашества и появлению святоотеческой литературы, которая, по сути, стала основным (после Писания) «руководством к действию» не только для монахов. С течением времени стремление к максимальной аскезе и «умерщвление плоти» стало представляться многим не просто добродетелью, а самой сутью христианства.

Главное — уместность

С крещения Руси и до событий 1917 года христианство фактически было в России государственной религией, но, тем не менее, русские женщины, независимо от сословий, украшали себя, пользовались «притираниями» и косметикой, наряжались – в том числе и в церковь.

Дело в том, что христианство всегда относилось к внешнему виду, исходя из двух основных критериев: этического и эстетического. Этические критерии определялись базовыми нормами Евангелия, главный из которых – не вводить в соблазн.

Причём соблазн понимается в широком смысле – не только сексуально откровенный наряд может шокировать и вызвать негодование. Чрезмерная и неуместная роскошь или столь же неуместная неряшливость в образе тоже серьёзный повод для соблазна. Потому главные принципы христианской этики в отношении внешнего вида — уместность и чувство меры.

Эстетический же критерий определяется понятиями о красоте, которые бытуют в культуре того или иного христианского народа, отдельно взятого сословия и т.д.

«Православная субкультура»

Особый «православный дресс-код», превращающий женщин в бесформенно-бесполые существа – порождение «православной субкультуры», которая сформировалась в постсоветское двадцатилетие – 90-е и начало 2000-х годов.

Время, когда в Росиии религия перестала быть вне закона, вновь поставило перед христианами сложный вопрос о самоидентификации. И, к сожалению, долгий отрыв от живой христианской традиции сыграл свою роль: многие стали пытаться строить жизнь по мифологическим представлениям о благочестии дореволюционной России и «народе-богоносце» как «хранителе православия» (отсюда любовь к платочкам – некогда чисто крестьянскому элементу наряда).

В России тогда получило распространение «народное православие», которое стало национальной субкультурой, довольно маргинальной, со специфическим пониманием благочестия.

Одной из существенных черт этой субкультуры стало резкое противопоставление «церковного» и «мирского». Под «мирским», в данном случае, понималась и вся культура. Люди как бы «ушли в изоляцию», выстраивая жизнь исключительно по монашеской литературе, мифологическим представлениям об «идеалах Святой Руси» и бесчисленным апокрифическим брошюрам.

Именно тогда сформировался в этой среде довольно живучий стереотип, что раз «плоть – это зло и грех», то и относится к ней надо соответственно. Забота о себе стала представляться многим чуть ли не смертельным пороком, а замкнутая жизнь в «церковном контексте» казалась единственно правильной и «спасительной» формой существования.

Игнорирование «мирского» общества привело к тому, что необходимость в этической и эстетической оценке собственной внешности потеряла смысл. Вместо того чтобы быть «светом миру», по слову Христа, такие «православные» стали избегать и пренебрегать этим миром, пренебрегать собой в этом мире.

Если хочется перемен


Если вы хотите подстричься с целью изменения своего стиля, то во время Великого поста от этой затеи лучше воздержаться. Его основная идея заключается в воздержании от мирских страстей и соблазнов, чтобы посвятить все свое время и сознание для того, чтобы стать ближе к Господу.


Люди приводят в порядок свою внешность, чтобы привлечь к себе внимание противоположного пола. А за этим, как правило, стоит похоть и соблазн, что само собой является грехом. В Великий пост люди должны стараться как можно меньше потакать своим желаниям и выставлять напоказ свою красоту.

Если вы действительно хотите каких-либо перемен в своей внешности, то лучше немного подождать, а все свободное время посвятить чему-то более важному и серьезному. А когда пост закончится, то тогда можно смело приступать к решительным действиям. Ведь для посещения парикмахерской у вас всегда будет время, а для духовного развития и просвещения оно находится не всегда.

«Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших»

Одной из величайших христианских добродетелей святые отцы называют «рассуждение»: то есть, способность думать самостоятельно, опираясь на евангельские принципы. Пренебрежением к собственному телу и внешности мы совершаем, как минимум, два больших греха: оскорбляем ближнего, с чувствами которого не считаемся, и оскорбляем Бога, нам это тело подарившего. Это не что иное как эгоизм.

Евангелие учит любви — любви к Богу, к миру, и к себе в этом мире, как к творению Божию. Апостол Павел говорит в одном из посланий о том, что наши тела – «храм живущего в вас Святаго Духа».

Желание быть красивой грехом не является. Конечно, проще снять с себя ответственность, отгородившись от мира и одевшись в мешок. Гораздо сложнее — но и более достойно — будучи привлекательной, ухоженной, стильной женщиной, в этом непростом мире жить «с рассуждением», пытаться соответствовать подлинным христианским идеалам, неся в мир радость и любовь.

Можно ли стричь волосы в воскресенье

Священнослужители объясняют: воскресные дни даны человеку для того, чтобы он посещал храм или церковь, для чтения Библии, молитвы.

Выходные нужно освободить от повседневной рутины, чтобы познать себя, сходить на церковную службу, отдохнуть и побыть среди верующих.

Подстригаться, бриться, совершать другие дела можно в понедельник, вторник, среду, путницу или четверг, а не в субботу или воскресенье. Работать в православные праздники вечером также нельзя.

Бывают ситуации, при которых стрижка не является грехом, например, подготовка к операции или удаление клеща, когда предстоит состричь волосы с определенного места.

С другой стороны, мнения современных священников расходятся с рассуждениями старых священнослужителей. Они считают, что после похода в церковь человек может выполнять мирские дела, особенно если браться за них с молитвой.

Кроме этого, богоугодные занятия ни в коем случае не должны наносить вред и быть оправданием для лени. Например, не стирать одежду и идти в православный храм в грязной одежде или не почистить кошачий лоток, оставив его до следующего дня — все это не охарактеризует вас с благоприятной стороны.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Добрый день! Очень буду Вам благодарна, если получу ответ! Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно. 1.Будет ли грехом использование женщиной косметики? 2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр. 3. Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? 4. Одеваться стильно? Дело в том, что я сама стала посещать Храм не так давно, этот период пришелся на мой отпуск. Во время отпуска я очень много читала. В одной из книг о косметике говорилось как об обмане, т.е. что от диавола, если у женщины накрашены глаза, – это ложь, более того, оскорбление Богу, ведь она этим говорит, что ей не нравится то, какой Он ее создал. Это же говорилось и о цвете волос и даже о том, что их не надо завивать в том случае, если они прямые от природы. Все это я легко восприняла с помощью Божией, пока была в отпуске, а вот когда вышла на работу, стала себя ощущать очень неуютно, как белая ворона! Мои родные волосы начинают отрастать (не крашу их, поскольку не знаю, можно или нет), остальная часть волос окрашена – вид неухоженный. Косметикой не пользуюсь, меня сотрудники уже прямо спрашивали: что это ты не красишься? Не могу сказать, что не хочу краситься! Нет, это борьба… иногда она проходит, иногда проявляется очень остро! Надо добавить, что до прихода в Церковь я очень следила за своей внешностью, скорее, даже культивировала внешнее… Была и внешне и внутренне другой, носила джинсы и брюки, подкрашивалась (не вульгарно, но косметика была), красила волосы, была очень яркой женщиной. Потом потянулась к Богу, вышла замуж, муж первое время вообще был в шоке от того, что я становилась серенькой и другой. На меня стало находить уныние оттого, что я не знала, могу ли накрасить глаза или нет, тогда как раньше я была очень веселой и жизнерадостной. Еще надо добавить, что раньше впдала в блуд, причем моя яркая внешность служила в этом очень хорошую службу. От природы я не яркая. Просто однажды я прочитала статью в Интернете, в ней говорилось о том, что если женщина прибегает к косметике, каким-то облегающим вещам, то тем самым вводит других мужчин в грех мысленного прелюбодеяния, что все, что в мире считается КРАСИВЫМ, – сексуальность, женственность – это есть проявление духов блуда. Я задумалась, во мне всего этого было с избытком… Священник, которому я исповедовалась, придерживается т.з., что женщине использовать косметику нельзя, что голова женщины, которая в браке, должна быть покрыта. Он объяснил, что все поступательно дается и не может быть все сразу. Только меня беспокоит то, что я себя чувствую неуютно в своем внешнем проявлении сейчас. Кроме того, у меня в компании и представительские функции. Иногда думаю, что в этой внутренней борьбе есть смысл, с учетом того, что использование мною косметики и крашение волос помогли мне покатиться вниз, к блуду. Муж сейчас опечален и тем, что я перестала быть чувственной и страстной. Признаюсь, сейчас для меня супружеские отношения не являются поиском наслаждений и удовольствий… а муж помнит меня ДРУГОЙ, хотя перед свадьбой он уже знал, видел, что изменения УЖЕ происходили со мной. Для него раньше было приятно, что рядом с ним яркая, чувственная женщина, сейчас он частенько раздражается и говорит, что я стала, как бабулька:))) Есть еще один вопрос, на него я тоже получила ответ, только и этот ответ мне тяжело дается. Перед едой мы молимся и благословляем ее крестным знамением, на работе для меня это невозможно, я стала есть одна. Или еду с водителем мимо Храма, внутренне начинается борьба, хочу осенить себя крестным знамением – если не осеню себя крестом, то после совесть мучит! По этому поводу батюшка мне ответил, что, конечно, если пока не готова, то потом получится, можно мысленно перекрестить пищу и мысленно помолиться. Но при этом он же сказал, что есть слова Христа: «Кто постыдится Меня перед родом сим лукавым и прелюбодейным, того и Я постыжусь, когда приду во славе Своей». Речь идет о том, оскорблю ли я Бога своим стеснением в случае, если мысленно осеню себя крестом, а не при людях? Как перед едой благословляется пища? Каждое блюдо осеняют крестным знамением или весь стол? Помогите! Подскажите, как быть мне? Совесть мне говорит, что краситься – Бога оскорблять, в то же время сама страдаю от этого не реализованного мною желания! Вероятно, это глубокая страсть? И мое желание быть КАК ВСЕ и не выбиваться из общей массы? Батюшка, к которому я могу подойти с моими вопросами, всегда очень занят, мне неловко постоянно задавать ему вопросы, хотя он всегда уделяет время! Это правда! На нем очень большая ответственность, я работаю сейчас до вечера и приехать в Храм не могу, поскольку там уже никого нет! Вот и обращаюсь к Вам!

Отвечает Олег Облогин: Уважаемая Елена, прежде всего позвольте поздравить вас с тем, что вы задали самый длинный в истории нашего сайта вопрос! Чувствуется серьезный подход к проблеме :))) Теперь позвольте несколько слов о главном. Дело в том, что в вашем случае принципом в жизни должны стать слова апостола Павла о том, что человеку все позволено, но не все полезно и ничто не должно обладать самим человеком. Далее. Всегда нужно избегать крайностей – как в расслаблении духовном, так и в суровом аскетизме. Все хорошо в меру, но у каждого человека она своя, с учетом его пола, возраста, социального и семейного положения, а также особенностей характера и уровня духовного развития. Итак, после описания важнейших принципов для правильного понимания духовной жизни я попробую помочь вам. Только сразу оговорюсь, что это только совет, а не приказ или единственно верный способ жизни для вас. Прочтите его, подумайте над ним, попробуйте его применить в своей жизни и делайте соответствующие выводы и корректировки – по необходимости. Что ж, на конкретные вопросы придется давать не менее конкретные ответы, а потом я постараюсь пояснить свою точку зрения. Итак, приступим. Вопрос о внешнем облике женщины уже обсуждался, хочу спросить более конкретно: 1. Будет ли грехом использование женщиной косметики? – Нет, только все хорошо в меру. 2. Приемлемо ли для православной женщины следить за своей внешностью, как это принято в мирском понимании: посещение косметолога, маникюр, наращивание ногтей, педикюр? – Абсолютно ПРИЕМЛЕМО и даже НЕОБХОДИМО. 3. Допустимо ли для православной женщины красить волосы, делать укладку волос? Ходить в обществе с непокрытой головой? – Да, не надо этого бояться. 4. Одеваться стильно? – Да, с учетом общепринятых норм поведения. Главное помнить, что внутренний человеческий мир важнее внешнего, но внешне мы должны стараться выглядеть безупречно (чисто, аккуратно, красиво и даже стильно). Это все не исключает внутренней сосредоточенности и скромности человека – важно понимать, что внешняя обстановка и вид не самоцель, а лишь средство для нормального общения с людьми, ведь встречают-то нас по одежке! Поэтому и на работе, и дома любой человек, а особенно женщина, должен быть ухожен и аккуратен, а неряшливость не приветствуется даже в Православии. Насчет того, что косметика – вызов Богу и т.д., простите, но это чушь и пустословие. Подобные выводы свидетельствуют о недалекости пишущих людей. Важно исполнение заповедей Божиих и борьба со страстями, молитва и поиск смирения (внутреннего), а не использование косметики или отказ от нее. Только важно помнить, что чрезмерное увлечение внешним обликом может привести к самолюбованию и обольщению других, нужно стараться быть скромнее, избегать излишеств. В общем-то не обязательно быть телезвездой или гиперсексуальной особой, просто нужно хорошо следить за собой. Теперь по поводу мужа. Его вполне можно понять. Он просто еще не пришел к вере так же, как и вы. Но в будущем такое возможно. Нужно постараться поговорить и прийти к приемлемому образу жизни. В конце концов, мир в семье важнее любых предписаний, ведь не толкает же ваш муж вас на преступление или нарушение заповедей. Постарайтесь где-то уступить ему и одновременно показать, какую внутреннюю силу и радость приносит христианство. Старайтесь больше терпеть и подавать пример добрых отношений. Не забывайте, что муж – глава семьи, чаще молитесь за него перед Богом. Остальное уладится со временем. А быть бабулькой не надо! Что касается приема пищи, то применяйте крестное знамение по возможности. Если это неудобно (разные люди бывают), то молитесь внутренне и кратко (Господи помилуй, Господи благослови или Иисусовой молитвой). Старайтесь делать это неявно, чтобы другие просто не догадывались бы об этом. Такой молитвы, произнесенной мысленно и с благоговением, вполне достаточно, ибо Бог смотрит на сердце человека, а не на его уста или формально совершенное крестное знамение. Пусть ваша совесть будет спокойна. Кстати, благословляют весь стол сразу, а не по отдельности каждое блюдо. Этот же принцип относится и к проезду мимо храма и.т.д. А насчет того, что «кто постыдится Меня…», – это сказано не по этому поводу, Бога вы не оскорбите, в вашем случае будьте спокойны. Постарайтесь стать настоящей христианкой внутри себя, тогда и все внешнее приобретет определенный вид и смысл. Старайтесь больше читать Священное писание с толкованиями и письма Оптинских старцев (особенно Амвросия Оптинского) – думаю, все это поможет вам научиться правильной духовной жизни. Храни вас Господь.


«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

Бриться – грех?

Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:


Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

vladimir_Lavrov

К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:


Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.


Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Читайте также: