Как раньше назывались стрижки

Опубликовано: 16.05.2024

История женской прически

История женской прически

Когда началась история женской прически? Вероятно, это произошло в тот день, когда Ева, откусив от яблока, живо заинтересовалась тем, как она выглядит, и занялась своими волосами. О том, в какой из дней появился первый на Земле парикмахер, историки также точно сказать не могут, хотя и бьются над этим вопросом долгие годы. Однако, 13 сентября свой профессиональный праздник будут отмечать мастера расчесок, щипцов, фенов и ножниц. А мы, готовясь к этому дню, отправимся в небольшой экскурс по страницам Истории парикмахерского искусства.


Прически, укладки, окраска волос, модные парики – все это знали еще древние ассирийцы, греки, персы и египтяне. Сведения об их прическах дошли до наших дней благодаря археологическим находкам с изображением фараонов, греческих богов, знатных римских матрон и персидских воинов. В древней Греции завивали волосы и приподнимали их к верху при помощи лент; кельтские и германские девушки носили распущенные волосы, дамы же заплетали их в большие косы; персы славились умением окрашивать волосы и бороды, а так же завивать их. В раннем средневековье европейские женщины, напротив, не только тщательно скрывали свои волосы, но и выбривали те места, которые могли выглянуть из-под чепца, а в позднем уже начинают их модно укладывать, выставляя напоказ первые произведения парикмахерского искусства тех времен. Оказывается, стоило только начать! Чепец все уменьшался и уменьшался в размерах и, благодаря Ренессансу, превратился в украшение, а волосы стали заплетать в самые причудливые косы и даже осветлять – это стало модным! Не отставали от дам и кавалеры, не только отращивавшие длинные волосы, но и завивавшие их волнами или в кудри. Реформация поступила с прическами по-своему – мужчины коротко стриглись, а женщины снова прячут волосы под чепцы.


Настоящий расцвет парикмахерского искусства начался в эпоху рококо, когда тон моде задавала Франция. Парики, кружева, ленты, гребни, самые удивительные приспособления для создания и сохранения невиданных причесок и уйма времени на их создание – вот что должно было быть у парикмахера того времени. Парижанки носили на голове не волосы - башни из них, украшенные живыми цветами (бутылочки с водой для них прятались внутри прически), чучелами птиц, фруктами и овощами. Конец века 18-го самый экстравагантный период в истории причесок, на тему которых сохранилось множество карикатур, по части которых большими мастерами были англичане, открыто потешавшиеся над неугомонными француженками.


Примерно в 1713 году в моду вошли простые и изящные прически с соответствующими названиями – бабочка, тайна, неженка…. Но с середины XVIII века прическа снова безудержно устремилась вверх, превращаясь в сложные сооружения из собственных и накладных волос, а также бесконечного количества украшений. Моду диктовали две дамы – графиня Дюбарри, фаворитка Людовика XV, и молодая дофина Мария-Антуанетта. Последняя, став королевой, большую часть времени была занята изобретением причесок вместе со своим личным парикмахером. Плодом их трудов стали новые прически – взрыв чувствительности, тайная страсть, сладострастная….


При всей изысканности названий и разнообразии украшений великолепные прически стали родным домом для… вшей. И того хуже – дабы уберечь прическу от проникновения мышей по ночам на нее надевали стеку-каркас. Были в ходу даже специальные лопатки на длинных ручках, чтобы дама могла почесаться и унять зуд от назойливых жителей модной прически.


Французская революция уничтожила многое, в том числе и гигантские прически и парики, хотя милостиво оставила дамам ленты и локоны, ниспадающие на затылок.

Эпоха ампира сделала новым хорошо забытое старое – прически подобные античным, вошедшие в моду во время Наполеоновских войн. Им на смену пришли гладко зачесанные на прямой пробор волосы с узлами по бокам головы и на темени, а также укладки с пучками волос, щедро завитыми в локоны по обе стороны. Век 19-ый славился изящными, но непростыми прическами – тщательно завитыми локонами, косами, уложенными самым причудливым образом. Дамы были прекрасны и романтичны, но сделать такую прическу без умелых рук было невозможно, и парикмахерскому искусству обучали горничных, держали в доме личных парикмахеров, обученных из крепостных.


Мода на прически менялась постоянно, но с такой скоростью, как в XX веке никогда! Бурные перемены, связанные с прогрессом, войнами, расцветом культуры и освоением космоса не могли не коснуться и женской прически. Сложные начесы начала 1900-х типа шлем или тюрбан, украшенные жемчужными нитями или цветами, сменили короткие стрижки и перманент 1920-х. Первые короткие стрижки были вызваны не столько модой, сколько необходимостью: началась первая мировая война и у ухаживающих за раненными девушек не было времени на сложные сооружения из длинных волос.


Мода на новые прически распространялась с невероятной доселе скоростью, благодаря и кинематографу. В тридцатые годы законодательницей мод, в том числе и на прически, стала киноактриса Грета Гарбо - лик XX века. Самыми популярными стала стрижки а-ля гарсон и каре, а так жепрически буби-копф (из коротких завитых мелкими кудряшками волос), фокстрот, танго и полька. Однако, длинные волосы по-прежнему были в моде: их разделяли на прямой пробор, гладко расчесывали, завязывали узлом или закалывали в пучок на шее, заплетали в косы и укладывали вокруг головы. Украшения для прически стали гораздо скромнее: черепаховые гребни, ленты, броши из бижутерии, скромные кружева.

В военные 40-е в моду входят прически с валиком из волос, а после войны и в 50-е годы волосы стали укладывать волнами надо любом, челку подвивали ярусами, локоны завивали в виде ракушки и улитки, появились изящные сеточки для волос, модные завивки. В парикмахерские буквально выстроились очереди – пришла мода на светлый цвет волос и шестимесячные завивки.


Прически 60-х – так когда-то укладывали свои волосы наши бабушки и мамы. Особо модной была прическа колокол и стрижка гаврош. Укладки напоминали листья цветов, челку разделяли на две части и начесывали волосы в объемные прически. Но самую большую популярность приобрела бабетта, сошедшая с киноэкрана благодаря Брижит Бардо, которая вела моду и на прическу конский хвост, и на шиньоны.

70-е годы принесли романтику и женственность, а также моду на готовые прически в виде париков. Самыми модными стрижками с укладкой были: паж, раз и навсегда ставший образом Мирей Матье и творение французского парикмахера, названное в его честь – сассун. Начесы исчезли, оставив место для пышных "африканских" завивок как у Анжелы Дэвис.

80-е дали волю фантазии, предоставив парикмахерам вторить практически все, что им вздумается, вплоть до индейских "ирокезов", но на первом месте оказались спортивные стрижки с асимметричной челкой, пробором и завивкой, укладка каре и… окраска перышками и в самые невероятные цвета, переходящие один в другой. Фигурные заколки, огромные банты, вязаные повязки – стали новым стилем женских украшений для волос.


В конце 80-х годов и начале 90-х пришло великое разнообразие, как в стрижках, так и в укладках. Хотя самой распространенной была простая стрижка каре, количество ее вариантов было многообразным: классическое каре, под углом, градуированное, овальное и множество вариаций на разной длине волос. Тон по-прежнему задавали кино и теле экраны – все стремились быть похожими на популярных звезд. И, если на Западе широко применялись новейшие средства укладки и сохранения формы причесок, то в нашей стране на фоне тотального дефицита женская половина населения выкручивалась, как могла: кудри завивали "на пиве", фиксировали "сахарным сиропом", изобретая совершенно немыслимые чудеса из волос! Стоит вспомнить и популярную в те годы "химическую завивку". Парикмахерская мода стала очень демократичной и на многочисленных парикмахерских конкурсах мастера создавали просто фантастические модели причесок!

Настал новый век и дамы, вдоволь наигравшись "демократией в прическах и цвете волос" стали более женственны и требовательны к своему виду – в моду прочно вошли простота и элегантность. Сейчас носят длинные волосы, из которых можно сделать множество причесок от простого "хвоста" до оригинальной укладки с помощью множества модных заколочек, зажимов, шпилек, ободков или заплетая волосы в множество "африканских" косичек. Не вышли из моды и стрижки, которые приобрели особую элегантность, формируя новые образы, скрывая недостатки овала лица или подчеркивая его достоинства. Цвет волос может быть совершено любым, возможностей для этого более чем достаточно, но предпочтения сместились в сторону естественных цветов, вытесняющих яркие краски.


Парикмахерское искусство достигло невероятных высот благодаря не только мастерству парикмахеров, но и предоставленных им достижениями современной науки возможностей. Варианты причесок, которые можно увидеть на международных конкурсах парикмахерского искусства, невероятно фантастичны и больше похожи на картину художника-фантаста, чем на женскую прическу. Однако, кто знает, может быть они станут самыми обычными для дам следующего века?

К ороткие стрижки и напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

История русских причесок1

История русских причесок1

История русских причесок1

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

История русских причесок2

История русских причесок2

История русских причесок2

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

История русских причесок3

История русских причесок3

История русских причесок3

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» — ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара — за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии — парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» — прядь волос).

  • 5 непонятных слов из «Евгения Онегина»
  • Картина в деталях: портрет Сарры-Элеоноры Фермор
  • 5 картин из коллекции Ярославского художественного музея

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» — высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы — в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

История русских причесок4

История русских причесок4

История русских причесок4

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет — «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы — каре — у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки — щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве — и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX–XX веков появилась новая мужская стрижка — «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль». А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.

Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку — так в моду пришли естественность, удобство и простота.

Виды женских стрижек: названия, фото и описания

Бывает, что хочется сменить образ, но определиться с конкретным выбором никак не получается. Именно на такой случай мы подготовили для тебя каталог женских стрижек на разную длину волос с фото и названиями. Смотри, выбирай и вдохновляйся!

Женские стрижки на короткие волосы

Короткие стрижки в тренде уже несколько сезонов, и в ближайшем будущем останутся с нами. Особенно они хороши на лето, которое уже совсем не за горами.

Пикси

Безусловно, самая популярная стрижка последних сезонов. В зависимости от укладки пикси выглядит очень элегантно или ровно настолько же дерзки и вызывающе.

Пикси

Короткое каре

Максимальная длина укороченного каре – до подбородка, а бывает еще короче. Это чудесный выбор, если у тебя прямые, но достаточно объемные и густые волосы.

Короткое каре

Если тебе нужно добавить объема коротким волосам, варианта лучше боба не найти. Весь секрет – в филигранном построении линий и среза, благодаря которому и достигается округлость формы.

Боб

Милитари

Стрижки в стиле милитари – это экстремально короткие и такие же экстремально простые стрижки под машинку. Долгое время их носили исключительно мужчины, но сейчас это один из последних писков моды.

Милитари

Гарсон

Еще одна стрижка «под мальчика», но в этот раз куда более женственная и утонченная. Она совсем не требует укладки и сочетается с любым образом: от спортивного костюма до вечернего платья.

Гарсон

Шапочка

Ее еще называют стрижкой под горшок, и она безупречно подчеркивает скулы и черты лица в целом. Но, должны признать, что подходит она действительно не всем.

Шапочка

Стрижки с фигурными выстригами

Именно так называются выбритые части в коротких стрижках. Обычно это виски или затылок, но сейчас в моде смелые эксперименты. Очень эффектно смотрятся фигурные выстриги в виде линий, звезд или узоров.

Стрижки с фигурными выстригами

Одна из классических и очень утонченных женских стрижек для любительниц классики. Когда-то моду на нее задала Мирей Матье, и вот оригинальная округлая форма снова актуальна. Особенно с длинной челкой до глаз.

Паж

Виды женских стрижек на длинные волосы: названия, фото и описания

Женские стрижки на средние волосы

Средняя длина открывает безграничное пространство для экспериментов. Тебе доступны всевозможные модификации и коротких, и длинных причесок на любой вкус.

Традиционное каре примерно до плеч подходит всем женщинам без исключения. Нужно только определиться: с челкой или без, с прямым срезом или с рваным краем.

Каре

Боб-каре

Эта стрижка сочетает в себе лучшие черты обеих. Тут и объем, и красивый графичный срез, и удлиненные пряди около лица. Боб-каре смотрится очень изящно и красиво отрастает, в отличие от многих коротких стрижек.

Боб-каре

Каскад

Еще один очень универсальный вариант, но, в отличие от каре – более легкий и дерзкий. Каскад с рваным краем придает объем прямым волосам и помогает упорядочить кудряшки.

Каскад

Лесенка

От каскада лесенка отличается спецификой среза, и она менее хаотична и беспорядочна. Чаще всего это укороченные пряди у лица, которые становятся длиннее ближе к затылку. Очень удобная прическа для локонов или объемных прямых укладок.

Лесенка

Рапсодия

Творческий беспорядок – вот, как можно охарактеризовать рапсодию. У лица она напоминает лесенку, а вот дальше все пряди сострижены так, чтобы они были отчетливо разной длины. Даже утром спросонок рапсодия выглядит свежо и аккуратно.

Рапсодия

Сессон

Любительницы утонченных и женственных образов обязательно должны обратить внимание на эту стрижку. А еще она идеально подходит для вытянутого лица, потому что скрывает лоб и зрительно добавляет объем.

Сессон

Небрежная и встрепанная стрижка на самом деле требует огромного профессионализма мастера. Весь секрет тут в многослойности и неровных концах, за счет чего создается видимость объема.

Шэг

Аврора

Еще одна стрижка, которая надолго ушла из трендов, но теперь стремительно возвращается. Аврора привлекает экстравагантных модниц, потому что она всегда получается смелой, уникальной и неповторимой.

Аврора

Виды женских стрижек на средние волосы: названия, фото и описания

Женские стрижки на длинные волосы

Длинная копна – уже сама по себе настоящее украшение. Но мы расскажем, как сделать его еще более эффектным и красивым!

Лисий хвост

Лисий хвост все активнее вытесняет прямой срез среди базовых и универсальных решений. Суть в том, что сзади он напоминает букву «V». Причем это отличный вариант и для прямых, и для волнистых волос.

Лисий хвост

Длинный каскад

Каскад подходит всем и на все случаи жизни. Он может быть практически незаметен или нарочито груб, но всегда выглядит хорошо и эффектно. Благодаря этому такая незамысловатая стрижка давно считается классикой.

Длинный каскад

Длинная лесенка

На длинных волосах особенно отчетливо видна разница между лесенкой и каскадом. Укороченные пряди у лица постепенно становятся все длиннее и длиннее.

Длинная лесенка

Рваная стрижка

Если волосы достаточно густые, рваные стрижки выглядят просто восхитительно. Разница в длине прядей может быть очень внушительной – в том и особенность.

Рваная стрижка

Голливуд

Еще одна многослойная стрижка с резкими переходами уровня, которая как будто бы создана для экспериментов с укладкой. Не зря ее так любят длинноволосые голливудские модницы!

Голливуд

Прямой срез

Невозможно говорить о длинных прическах, и обойти стороной базовый прямой срез. Особенно сейчас, когда нарочитая геометричность снова в моде.

Прямой срез

Удлиненное боб-каре

Да, чаще всего боб-каре делают на короткие и средние волосы. Но мода на асимметрию и многослойность привнесла свои правки. Очень эффектно смотрятся удлиненные боковые пряди вдоль лица.

Удлиненное боб-каре

Шапочка на длинные волосы

Такая шапочка принципиально отличается от короткой. Суть в том, что верхний слой волос выстригается довольно коротко, а вот дальше остается длина. Таким образом можно создать объем на макушке или у висков.

Шапочка на длинные волосы

Понравилась публикация? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен, это очень помогает нам в развитии!


Мадам Помпадур

Фаворитка французского короля Людовика XV, продержавшаяся при нём двадцать лет, царила в моде Европы в восемнадцатом веке - времени, когда и дамы, и кавалеры старались быть похожими на фарфоровые статуэтки, а не людей из плоти и крови. И те, и другие активно пользовались макияжем, украшали одежду оборками, носили кольца и другие украшения - правда, мужчинам это ничуть не мешало отменно владеть шпагами и стрелять на дуэлях и в сражениях из пистолетов. Некоторым женщинам тоже.

Портрет работы Франсуа Буше.

Среди фасонов, которые мадам Помпадур ввела во французскую моду, была короткая женская причёска из завитых волос, которую обычно украшали цветами, крохотными бантиками и прозрачными косыночками. Это был смелый ход, поскольку до Помпадур француженка обрезала волосы в трёх случаях: если была проституткой, если уходила в монахини или если она была Жанной Д’Арк. Причёска дамам понравилась, потому что красиво обнажала шею сзади, не требовала большой возни и в то же время смотрелась очень элегантно. В историю стрижка так и вошла под именем “помпадур”.

Ввела в моду Помпадур также рыжий оттенок волос (до неё он считался недостатком), огранку бриллиантов в форме лодочки, ридикюли, туфли на каблучке (которые должны были придать женской ножке форму забинтованных, сломанных пополам стоп китаянок) и высокие бокалы для шампанского.

Туфельки восемнадцатого века из коллекции Н.Мустафаева. Такие туфельки должны были придать ступне укороченный и выгнутый вид.

Античный стиль

После революции у Франции была новая законодательница мод - Тереза Тальен, та самая дама, которая ввела корсиканца Наполеона во французское общество. Она ввела моду на всё, что ей представлялось древнегреческим и древнеримским: коротко остриженные локоны, завышенную талию и спускающееся складками с плеч платье из тончайшего, просвечивающего муслина. Известен также её портрет, на котором одна её грудь была обнажена - хотя на античных статуях так одевались только Артемида и амазонки, долгое время европейцы-христиане были убеждены, что женщины Древней Греции вообще имели привычку ходить, открыв одну грудь.

 История коротких женских стрижек. Фрагмент картины Пьера Нарсиса Герена.

Сама Тереза обрезала волосы чуть выше плеч, завивая их “под греческие статуи”, но скоро девушки стали стричься ещё радикальнее. Новая причёска называлась “а-ля Тит”, то есть - как у древнеримского политика Тита. Волосы стриглись на равную длину по всей голове, так коротко, что были открыты уши, и затем завивались. Эту причёску носили одинаково и женщины, и мужчины. Женщины часто повязывали поверх стриженых волос ленты, полагая, что это делает причёску ещё античней.

Иллюстрация к модному журналу начала девятнадцатого века.

Нигилистки

В шестидесятые годыдевятнацатого века многие молодые дворянки в России отстригали девичьи косы, а молодые дворяне, к негодованию общества, отпускали бороды (которые, как считалось, по статусу приличны людям в возрасте и с положением) и, напротив, слишком поздно шли стричься - когда волосы уже начинали падать на плечи. Нынешнего слова “хипстер” тогда и слыхом не слыхивали. Все эти молодые люди были нигилистами, то есть отрицателями - всего старого, что мешает прогрессу.

Среди идей нигилизма была борьба с пустым эстетизмом, зря возбуждающим сентиментальность и половую чувственность. В рамках этой борьбы девушки отказывались от корсетов, сложных в носке и уходе ярких платьев и пышных юбок, надевая вместо того блузки и самые простые фасоны юбок. Причёски из длинных волос, за которыми в условиях девятнадцатого века уход был не очень прост, тоже объявлялись эстетизмом.

Картина Владимира Маковского.

Стриженые волосы высвобождали около часа времени каждый день - не считая ещё пары часов в те дни, когда обычно происходила помывка и просушка волос - и это время предполагалось тратить на что-нибудь более полезное. Например, на учёбу. Хотя с женским высшим образованием в России всё обстояло очень сложно, многие прогрессивные студенты, профессора, врачи бесплатно давали лекции, собирая аудиторию на частных квартирах.

Носили короткие волосы не только исповедницы радикальных идей. В шестьдесят первом году, после отмены крепостного права, мелкие помещики оказались на грани нищеты. Крупные помещики выкинули из своих домов воспитанниц, бедных родственниц, крестниц - всех, кого называли словом “приживалки”, то есть иждивенки, хотя очень часто эти женщины имели вполне определённые обязанности в работе по дому. Страна оказалась переполнена бедными дворянками на грани голодной смерти.

Сельская учительница. Картина Константина Трутовского.

В результате круг допустимых для дамы профессий негласно очень сильно расширился. Девушки поступали на работу не только гувернантками, учительницами и компаньонками, но и наборщицами в типографии, литературными редакторами, журналистками, продавщицами, секретарями. Работа, однако, давая прожить хоть как-то, часто не давала возможности обзавестись горничной и не оставляла сил ухаживать за длинными волосами, так что, глядя на нигилисток, обрезали волосы и многие другие девушки, родственникам объясняя, что это просто мода. Со временем, из-за активного преследования политически неблагонадёжных девушек, мода сошла на нет.

Комиссарши

В двадцатые годы в СССР получила массовое распространение стрижка в виде короткого каре. Хотя не каждая девушка с такой стрижкой была комиссаром, всё же всех стриженых звали скопом - “коммисарши”. К стрижке частенько полагался платок, повязанный узлом назад (в отличие от обычного русского платка, закрывавшего волосы и порой шею), короткая (до колена) юбка и кожаная куртка. Некоторые из юбок перелезли в брюки. От одежды требовалось одно: чтобы она не ограничивала свободу движения. От волос, по сути, требовалось то же самое. Газеты осуждали юбки и платья, сковывающие женщине ноги, словно лошадиные путы, излишнюю закрытость, мешающую закалке и наслаждению воздухом и солнцем, напоминали, что за косы девочек и женщин традиционно таскали по избе - они были одним из способов проявить власть над женщиной.

Картина Георгия Ряжского.

В Европе и США шли те же тенденции, хотя вряд ли кто-то из модниц счёл, что остригает волосы под влиянием коммунистов. Девушки активно осваивали спорт, автомобиль и полёты на самолётах, и с этим новым образом жизни сложные пучки и простые косы мешали.

Хотя в тридцатые годы пошёл разворот на демонстративную женственность, и вскоре брюки стали недопустимой на работе (если она была не физической) одеждой, всё же каре продолжало считаться допустимой стрижкой даже в школе с её очень суровым подходом ко внешности девочек. С каре, например, вошла в историю советского кинематографа Наталья Варлей - правда, играла она не обычную девушку, а спортсменку, способную в одиночестве путешествовать по горам.

20 ретро фотографий элегантных дам со стильными прическами из 1930-х годов , однако, свидетельствуют, что даже модницы в эпоху, диктующую женщинам нарочитую женственность, не обязательно отращивали длинные волосы.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Создание первых женских стрижек приписывают древнеегипетским женщинам, ссылаясь на знаменитые рисунки на папирусах, и на настенные росписи в храмах и в гробницах фараонов. Однако египтологи полагают, что причёски причудливой формы, напоминающие каре - это парики. В Древнем Египте коротко стриглись не только мужчины, но и женщины, спасаясь таким способом от жары и насекомых, а затем водружали на остриженную голову парик. На протяжении последующих веков женщины предпочитали иметь длинные волосы, которые укладывали в сложные замысловатые причёски. По причёске можно было определить возраст женщины, общественный статус, семейное положение. Лишь начало 20-го века можно считать точкой отсчёта в истории женских стрижек, которые стали постепенно входить в моду.

Доподлинно известно, что знаменитый французский парикмахер Антуан в 1909 году предложил сделать короткую стрижку своей клиентке актрисе Эве Лавальер. Мастера на эту смелую идею вдохновил образ легендарной Жанны Д'Арк. В то время актриса Эва Лавальер уже перешагнула 40-летний рубеж, но продолжала активно работать в театре, где ей нередко приходилось играть роли юных девушек. В качестве эксперимента парикмахер сделал эффектную короткую стрижку, чтобы визуально омолодить актрису. Сам Антуан был выходцем из бедной польской семьи, который перебрался во Францию с целью завоевать столицу мировой моды, что ему, безусловно, удалось.

Свою лепту в чрезвычайную популярность коротких стрижек внесла Коко Шанель. Однажды, когда Шанель собиралась в театр, огонь из газовой колонки для подогрева воды случайно опалил её волосы. Причёска была безнадёжно испорчена, а волосы сильно пострадали от пламени. Не желая опаздывать на премьеру, мадемуазель Шанель лёгким движением руки состригла длинные волосы. Это основная версия произошедших когда-то событий, со временем эта история обросла множеством подробностей и деталей. Сама Шанель не раз говорила о том, что легенда гораздо интереснее реальности. Как бы там ни было, но в подражание законодательнице мод многие женщины отважились сделать короткие стрижки.

После окончания Первой мировой войны мода на короткие женские стрижки укрепила свои позиции. Короткие стрижки укладывали при помощи горячих щипцов и фиксировали укладочными средствами. Такая укладка требовала определённой сноровки и мастерства. В то время короткие стрижки не отличались особым разнообразием. Первые стрижки были довольно просты по своему исполнению. Волосы отрезали ровно по одной линии, длина варьировалась и могла быть чуть выше скул или до середины шеи. Танго, фокстрот - такие необычные названия давали стрижкам в те годы. Звезда немого кино Мэри Пикфорд, популярная танцовщица Ирен Кастл, успешная писательница Колет были обладательницами эффектных коротких причёсок. Общественное мнение не было однозначным, на страницах различных изданий разгорались дискуссии о плюсах и минусах новой моды на короткие стрижки.

В конце 50-х годов французский стилист, большой мастер парикмахерского искусства Жак Дессанж решил помочь женщинам и положить конец сложным укладкам, залитым большим количеством лака. В основе женской причёски он видел тщательно выполненную сложную стрижку, которая придавала бы волосам объём. По замыслу мастера у женщины должна быть лёгкая, естественная и даже слегка небрежная причёска. В 70-е годы не менее знаменитый стилист Видал Сассун разработал уникальную технологию точных геометрических стрижек. В основе его работы - идеально выполненные стрижки, благодаря отшлифованному до совершенства методу градуировки. Сложной и длительной укладки такие стрижки не требуют.

В настоящее время короткие женские стрижки по-прежнему остаются в моде и уже давно не вызывают ожесточённых споров и критику. Качественно выполненная профессиональным парикмахером стрижка не просто модна, но ещё универсальна и практична, что особенно важно для современной женщины, ведущей активный образ жизни. Одно из главных требований к короткой стрижке в начале 21-го века - это лёгкость укладки. Ценится также возможность различных вариантов укладки одной и той же стрижки. Не меньшее внимание уделяется экспериментам с креативным окрашиванием, что делает причёску более эффектной.

Читайте также: