Какой характерной чертой обладали прически в древнем риме

Опубликовано: 01.05.2024

Коренное население Древнего Рима называло себя патрициями, от латинского слова "патер" - отец. Они считали, что ведут свой род от основателей города. Постепенно население Рима увеличилось за счет притока рабов. Римляне, обладавшие храбрым, воинственным нравом, покоряли соседние земли, присоединяя их к своим. Новых жителей, в отличие от патрициев, стали называть плебеями. Несмотря на то, что некоторые плебеи были довольно состоятельными, они не имели никаких прав.

Историю Рима принято делить на два периода - Римскую республику и Римскую империю. Времена Римской рабовладельческой республики были ознаменованы господством аристократов в Риме, расширением территорий за счет завоеванных земель. К началу III века до нашей эры римляне покорили весь Апеннинский полуостров. Римская республика превратилась в сильнейшую рабовладельческую державу на Средиземном море.

Из Пунических войн с Карфагеном Римская республика вышла победителем, и Рим стал безраздельно господствовать на западном Средиземноморье.

Римляне безжалостно грабили завоеванные страны. Часть завоеванных сокровищ передавалась в римскую казну, но большая часть награбленных богатств доставалась рабовладельцам. Основная масса народа жила бедно, несмотря на приток рабов. Это приводило к восстаниям; самым значительным было восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака. Восстание потерпело неудачу, но оно способствовало ослаблению мощи Римской республики. Господство рабовладельцев держалось только благодаря сильным армиям, предводимым талантливыми полководцами. Один из них, Кай Юлий Цезарь, стал во главе государства, провозгласив себя императором. Римская республика превратилась в империю. Период Империи характерен небывалой роскошью: возводились дворцы и триумфальные арки, колонны в честь военных побед, храмы.

Греческая культура оказала влияние на быт населения и на всю римскую культуру. Но оптимизм, жизнерадостность, которые были присущи грекам, не соответствовали характеру и духу римлян. Они устраивали серьезные и торжественные праздники, которые мало походили на развлечения, скорее, - на оказание почестей богам. Нравы и обычаи римского общества времен Республики были весьма суровы. Лучшими качествами считались дисциплина и выполнение воинского долга. Во времена Империи экономика, культура, искусство, расцветшие в период Республики, стали неуклонно деградировать. Многочисленные придворные интриги, постоянная борьба за власть, междоусобные войны, голод, массовые эпидемии настолько ослабили и обескровили страну, что она не в силах была зищищать свои границы от нашествия варварских племен, которые в 375 году до нашей эры вторглись в Италию и завоевали ее. Воинственный характер Римской республики, а затем Империи не мог не наложить свой отпечаток на эстетический идеал красоты древних римлян. Дошедшие до нас скульптуры изображают высоких, стройных, мускулистых, суровых воинов. Позднее этот идеал несколько изменился. После завоевания Древней Греции римляне стали считать достоинством атлетическое пропорциональное телосложение.

В скульптурных изображениях императриц и знатных матрон воплотились представления о красоте. Больше всего ценилась гордая осанка, плавность походки.

Основные виды и формы причесок

Парикмахерское искусство у древних римлян, так же как у древних греков, пользовалось особым вниманием. Прически их были просты, но впоследствии римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменив их. Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения.

Рис. 22

Рис. 22

Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба (рис. 22). Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. На скульптурных портретах периода Республики мы не видим вычурных или сложных причесок. Мужчины хорошо подстрижены, многие - довольно коротко.

Рис. 23

Рис. 23

Молодые римляне чисто выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков, ассирийцев.

Во времена Римской империи мужские прически стали более разнообразными. Они утеряли отпечаток аскетизма и суровости, приобретя некоторые черты вычурности и изнеженности. Римские граждане носили прически с челками, с завитыми прядями. Богатые патриции подражали прическам своих императоров. Плешивость маскировали при помощи накладных волос, употребляли парики. Прически на париках зависели от разных обстоятельств - поры дня, погоды. Во времена Империи все прически делались из завитых волос (рис. 23).

Рис. 24

Рис. 24

После долгих лет подражания во внешнем облике древним грекам римляне сумели создать свой стиль; так же как и у древних греков, причесывание стало важной церемонией. За выполнением завивки, ее сохранением наблюдали специальные рабы - тонсоресс. Патриции много часов проводили за туалетом. Тонсоресс выполняли прически горячей завивкой, делали и "мокрую" холодную укладку. Стригли особыми серповидными бритвами.

Рис. 24а

Рис. 24а

Женские прически в период Римской республики делались из длинных волос. Волосы, разделенные прямым пробором, укладывались сзади в тугие объемные пучки. Римские матроны имели от природы темные волосы и по римским законам не должны были его изменять. Прически с пучками носили женщины, принадлежащие к разным сословиям. С расширением связей с другими странами появились новые силуэты и формы причесок - типа египетских ("геометрических"), греческих узлов. Прически типа греческого узла приобрели некоторую тяжеловесность, они стали более плотными, менее нарядными. Прически можно разделить на два основных вида- с разнообразными плетениями из кос (рис. 24, 24а и 24б) и завивкой волнами (рис. 25). Остальные прически были вариантами этих двух видов. Во времена Империи законодательницами мод в области причесок стали императрицы. Поэтому прически условно стали называть по их именам, например типа Домны, типа Береники, типа Агриппины. Прически времен Империи были настолько изысканны и разнообразны, что знаменитый поэт, знаток мод Овидий Назон писал, что легче пересчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок. Прически меняли несколько раз в день, эта страсть была так велика, что даже на мраморных бюстах и скульптурах делали съемные детали для перемены причесок. Прически постепенно увеличивались в высоту, поэтому стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос. Сложные, многоярусные прически требовали большого количества волос, поэтому стали пользоваться накладными волосами-париками. Для невест была особая прическа: шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой. Поверх прически прикрепляли фату желтого цвета. Но фата не являлась единственным головным убором. Невеста могла надеть платок огненного цвета четырехугольной формы. С боков и сзади платок спадал мягкими складками, оставляя лицо открытым. На торжествах прически украшали жемчугом - он ценился дороже всех камней. Так как римским матронам казалось, что черный цвет волос грубит, то стали применять осветлители.

Рис. 24б

Рис. 24б

Распространился обычай носить светлые парики. А наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить цветные парики.

Парики рыжего цвета носили в основном куртизанки, танцовщицы. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и специальных знаний, поэтому рабыни-орнатрикс выполняли эту работу в несколько этапов. Специальная каламистра мыла, просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая, псекас, смазывала волосы кремом или помадой, а третья, кипасис, укладывала их в определенную форму.

Разберем несколько видов женских причесок на скульптурах.

"Скульптурный портрет времен императора Трояна". Прическа молодой женщины поражает красотой, оригинальностью, необычностью формы. Над головой в виде нимба возвышаются локоны, прикрепленные на невидимый проволочный каркас, который дает прочность и устойчивость прическе. Крупные завитые локоны уложены по кругу, создавая видимость волосяного кокошника. Волосы затылочной части заплетены в мелкие, тонкие косички и уложены в круглый пучок, проколотый тонкой длинной шпилькой с круглым навершием.

"Скульптурный портрет императрицы Юлии Домны". В ее прическе представлено другое направление моды - вся прическа выполнена в виде волн из завитых волос. На затылке низко укреплен широкий, плотный пучок.

Головные уборы, украшения, косметика

Одежда древних римлян имела много общего с одеждой греков, но были и свои отличительные черты, особенно в период Империи. Мужские и женские костюмы изготовлялись из льна, тонкой шерсти, восточных шелков. Знатные сановники одевались в тяжелые парчовые ткани, прозрачные шелка ярких цветов, со сложными оттенками. Но преобладали пурпурные, желтые, коричневые цвета. В период Империи модными становятся светло-голубой, розово-сиреневый, светло-лиловый.

Рис. 25

Рис. 25

Мужской костюм состоял из туники и тоги (нижней и верхней). Внешне они напоминали греческий хитон и гиматий. Тога была своеобразным символом римского патриция. Носить ее имели право только свободные граждане Рима. Рабам и иностранцам запрещалось одеваться в тогу. Мужчины дополняли костюм плащами-полудаментум, небольшими круглыми накидками-пенула, наподобие греческих.

Женщины носили одежды из тонкой шерсти и шелков, но со временем их вытеснили тяжелые ткани из парчи. Костюм состоял из туники, по очертаниям напоминающей мужскую. Верхней одеждой служил плащ, драпировавший всю фигуру. Часто при выходе на улицу голову накрывали краем плаща.

Головные уборы. В Древнем Риме голову покрывали, так же как и в Древней Греции, крайне редко. Мужчины - только во время военных походов или многочасовых театральных представлений. Аристократы носили шляпы и шапки, по форме заимствованные у греков. Делались они из фетра, соломы, кожи, плетеных волокон растений. Служители культа полностью покрывали головы. Головные повязки сочетались с венками из листьев, цветов, веток.

Воины носили шлемы разнообразной формы, сделанные в большинстве из кожи или металла, закрывающие щеки и переносицу. Верхняя часть шлема украшалась гребнем, хвостами из шерсти животных, металлическими пластинами. Шлемы полководцев и знатных патрициев изготовлялись из драгоценных металлов, инкрустировались эмалями, чеканкой.

Римляне заимствовали у греков традицию украшать головы во время торжеств и пиров венками, но надевать их имели право не все граждане. Юноши венков не носили. Венками увенчивали головы победителей-триумфаторов. Для изготовления венков использовались не только натуральные растения, но и искусственные цветы - из шелка, металлических пластин, - сильно надушенные ароматическими веществами. Ценились красиво сплетенные венки. Большое значение имели сорт и цвет растений в венке. Так, листья дуба, лавра, мирта символизировали гражданственность, силу и власть.

Головными уборами женщин были ленты, покрывала, в торжественных случаях надевали небольшие диадемы из дорогих металлов, инкрустированные перламутром, пластинами и розетками из камней. При выходе на улицу на прическу накидывали покрывало или вуаль. На ночь для сохранения прически надевали сетки, сплетенные из тонких золотых или серебряных нитей, мешки из тонких сортов льна, шарфы из тонкого шелка.

Украшения. Во времена Римской республики к украшениям относились сдержанно. Употребляли необходимые застежки, пряжки, булавки. Суровые нравы! Республики запрещали излишества, поэтому серьги, кольца надевали крайне редко. Во времена Римской империи огромный приток военной добычи способствовал разложению нравов, тяготению к показной роскоши.

Женские головные булавки, гребни, шпильки стали настоящими произведениями искусства. Они делались из золота, серебра, на концах украшались фигурками зверей, людей, скульптурными группами. Гребни вырезались из дорогих пород дерева, инкрустировались рубинами, сапфирами, сердоликами. Тонкая резьба, чеканка были обычным явлением в головных украшениях. Во времена Империи стали носить по нескольку колец на одном пдльце.

Косметика. Во все времена косметике уделялось большое внимание. В период Республики римляне стремились быть стройными. В банях-термах, где они проводили целые часы, им прислуживали рабы-косметы, обязанностью которых было делать массажи, натирать кожу ароматическими маслами, благовониями. Рабы-тонсоросы стригли и брили. Все эти работы кроме рабов выполняли и вольные мастера, которые обслуживали римлян, не имевших рабов. Римские женщины с охотой пользовались косметикой. Каждая богатая римлянка имела специальный ящичек - "женский мир", который содержал все необходимое для ухода за лицом. Во времена Империи модницы тратили на косметику огромные деньги. На рынках можно было купить любые косметические товары, но особенно ценились египетские мази и порошки, которым приписывали различные магические свойства. Женщины сильно белили лицо, шею, грудь, руки, наводили при помощи охры и винных дрожжей румянец на щеках, не заботясь о естественности. Глаза и брови подводили сажей. Употреблять косметику могли не все. Куртизанкам это было строго запрещено. Едкие сатиры поэтов - Горация, Катулла, Лукиана - высмеивали страсть модниц, доходивших в излишествах до карикатуры. Во времена Империи косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины. Римские франты покрывали лбы, руки меловым порошком, обильно румянили щеки, подкрашивали брови и глаза, применяли пудру лазоревого цвета для обсыпания париков на пирах.

За тысячелетнюю историю древнего Рима женская мода в нём многократно менялась. В первые века, когда Рим был небольшим поселением в захолустье, всяк одевался и причёсывался как умел. Но затем римские девицы и матроны начали тщательно следить за своей внешностью, не отставая в этом от более цивилизованных на тот момент соседей — этрусков и греческих колонистов, чьи полисы располагались на юге Италии.

В римской моде времён Республики прослеживается именно греческое влияние. Как и гречанки, замужние римские женщины не выходили на улицу, не прикрыв голову. Этот обычай сохранился до самого падения Западной Римской империи. Другое дело, что плотные покрывала, целиком закрывающие волосы, со временем сменились на платки из лёгкой ткани, а затем и вовсе на головные повязки или даже диадемы. Главное, чтобы волосы были чем-то укрыты, хотя бы символически — с непокрытой головой на улицах римских городов появлялись только рабыни.

Ранние женские причёски в Риме отличались простотой и предполагали наличие головной повязки, фиксирующей волосы. Кроме того, они подразумевали длинные волосы — в республиканском Риме коротко стриглись только мужчины. Самая простая причёска римской девушки представляла собой собранные по бокам головы пряди, скреплённые заколками почти у самой макушки. После чего надевалась повязка, и волосы ниспадали поверх неё. Другой вариант — волосы расчёсываются на всю длину и делятся вертикальным пробором на две части, после чего, опять же, сверху надевается повязка.

Современная реконструкция причёски «греческий узел».

Встречались и более экзотические варианты. Например, волосы собирались в хвост, но не сзади, а сбоку у лица. Этот хвост также фиксировался повязкой. Но наиболее распространённым был так называемый «греческий узел», когда волосы собирались на затылке. Или же так называемый «нодус» — пучок на затылке и валик надо лбом. Носили римлянки и косы, которые укладывались вокруг головы. Издавна применялась также завивка волос, после которой они укладывались волнами.

Причёска «нодус» Ливии Друзиллы, супруги Октавиана Августа. I в. н.э.

После того, как Рим стал активно контактировать с другими странами, появились и причёски различных «импортных» стилей, например «геометрического» египетского. Но всё же большинство остальных народов для римлян были варварами, подражать которым считалось дурным вкусом. Отдельно нужно упомянуть традиционную римскую свадебную причёску. Невеста заплетала шесть кос, перевитых красной лентой. Их укладывали вокруг головы, а сверху закрепляли алый платок — так называемый фламмеум (то есть «пламенный»). Лицо невесты оставалось открытым, платок должен был ниспадать с боков мягкими складками.

Причёски древнеримских дам в сериале «Спартак».

Наиболее изысканными и разнообразными древнеримские женские причёски стали во времена Империи. Знаменитый поэт Публий Овидий Назон, живший в самом начале I в. н.э., писал, что легче пересчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок. Их иногда меняли несколько раз в день и даже на мраморных бюстах и скульптурах порой делали съемные детали для перемены прически. Законодательницами мод часто выступали императрицы и прочие женщины из семьи правителя Рима. Например, мать Нерона Агриппина прославилась объемной модельной причёской, отличавшейся мелко завитыми волосами, уложенными по бокам головы и разделенными вертикальным пробором.

Бюст Агриппины, середина I в. н.э.

Подобные изыски требовали квалифицированного труда искусных парикмахеров. У мастеров горячей завивки и укладки волос было специальное название: «тонсорес». Рабынь, смазывавших волосы помадой для их фиксации в определённой форме, называли «псекас», а делавших окончательную укладку — «кипасис». Богатые римлянки стремились пользоваться услугами именно личных рабов и рабынь, а не свободных парикмахеров, поскольку в этом случае они могли быть уверены в эксклюзивности их особо вычурных и креативных причёсок.

Камея с изображением каркасной причёски Мессалины, первая половина I в. н.э.

Для наиболее сложных причёсок использовался проволочный каркас. Одной из первых древнеримских каркасных причёсок стал так называемый «тутулус» — локоны крепились надо лбом в многоэтажную конструкцию, а сзади укладывались в форме корзинки. Пользовались успехом и «башни», которые тоже сплетались вокруг специального каркаса. Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому модницам приходилось их отбеливать или красить специальными составами.

Причёска римской матроны 90-х годов I в. н.э.

Разумеется, регулярная горячая завивка и отбеливание волос щелочными составами сказывались на густоте шевелюры не лучшим образом. Из-за этого получили распространение парики из натуральных светлых волос. Для их изготовления богатые матроны покупали рабынь-блондинок, особо ценились девушки из Северной Европы. Из их волос искусные мастера делали накладные парики, шиньоны и даже искусственные брови. В позднем Риме существовал целый квартал подобных умельцев, располагавшийся возле цирка Фламиния.

Пришел, увидел, победил.
Юлий Цезарь

Историческая справка
Лучше всего рассказать о Древнем Риме получилось у … Джорджа Лукаса в «Звездных войнах». В знаменитой саге передана не только вся суть событий, происходивших в римской истории, но и сама величественность нарядов и интерьеров, пускай и все они, как и сама история, были видоизменены до неузнаваемости и перенесены прочь от Земли.

Прически Древнего Рима


Римские легионеры

Сначала Республика – сенат, демократия, свобода, затем Империя и безграничное стремление завоевать весь окружающий мир. Легионеры, марширующие нога к ноге. Императоры, их жены и придворные, утопающие в роскоши. Рим сразили варвары – дикие, как считали римляне, отстающие от них в развитии европейские народы.

Под натиском варваров Рим пал. И было это в 476 году. Именно с 476 года все Империи мечтали стать Римом. «Москва-третий Рим». Вашингтон с его архитектурой и даже самим названием правительственных органов – сенат. Германия времен правления Гитлера – «третий рейх». «Первый рейх» - Священная Римская империя, существовавшая в Средние века и, как считалось, являющаяся возрождением Римской империи. Все хотят воскресить Империю. Все хотят завоевать мир. Но бойтесь варваров - говорили мудрецы.

Юлий Цезарь - прически Древнего Рима

Юлий Цезарь. Его роль исполняет Ален Делон. Фильм «Астерикс на Олимпийских играх».

Культура Древнего Рима произросла из культуры Древней Греции. Как и у всех завоевателей, у римлян не хватало времени на культуру. Когда римляне завоевали Элладу и назвали ее Грецией, их культура была весьма небогата. Именно у греков римляне позаимствовали пантеон богов, предварительно переименовав их. Так, Зевс стал Юпитером, а Афродита Венерой.

Именно у греков римляне позаимствовали форму храмов – прямоугольные с колоннами и скульптур – обнаженные из белого мрамора. Но со временем, на основе позаимствованной греческой культуры, возникла и своя, римская. Древние римляне первыми начали возводить арки благодаря тому, что ими был изобретен бетон, построили они и купол – купол храма всех богов Пантеона.

А еще именно римляне начали создавать скульптуры своих правителей и полководцев, а также их жен. Портретные скульптуры римлян, скульптуры исторических деятелей, даже оттеснили на второй план статуи богов. Стали римляне и прекрасными градостроителями. Все во славу Империи. Включая и первую конную статую императора Марка Аврелия. Именно от римлян пошла мода сажать императоров на коней. Вспомните, хотя бы Петербург и Петра I работы Фальконе.

короткая римская мужская стрижка

Бюст Гая Юлия Цезаря
Здесь типичная короткая римская мужская стрижка

В прическах римляне также взяли за основу греческие образы, однако со временем видоизменили их.



Камея, изображающая Мессалину с детьми, Британником и Октавией
Каркасная прическа

Прически периода Республики были скромными. В период Империи прически, особенно женские, усложняются и вырастают в высоту. В женской моде появляются каркасные прически. В Древнем Риме, в отличие от Греции, женщины вели весьма активный образ жизни, иногда управляя целой империей, стоя за спиной мужа или сына, и им было где и перед кем покрасоваться.

В период Республики римлянки носили простые прически, чем-то напоминающие прическу «греческий узел». Так, они могли носить прическу, состоящую из длинных волос, разделенных на прямой пробор и сзади собранных в объемный пучок. Могли носить и прическу «нодус» - так назывался валик из волос, который делался надо лбом. Сзади волосы собирались в пучок.



Императрица Ливия Друзилла - жена Октавиана Августа
Здесь можно увидеть прическу нодус.

В период Империи римлянки будут носить два варианта причесок – с различными плетениям из кос, уложенными в несколько ярусов, или же с завивкой, но на каркасе. В качестве каркаса чаще всего использовалась медная проволока.

Так, существовала прическа «тутулус» - каркасная. Волосы завивались, приподнимались надо лбом и крепились на раму. Дополнением к такой прическе могла служить конусообразная шапочка.

Прически Древнего Рима

Поппея Сабина

Законодателями моды на прически чаще всего являлись императрицы – для женщин и императоры – для мужчин.

Так, известна прическа императрицы Агриппины Младшей (жены императора Клавдия и матери Нерона). Она носила прическу с легкой челкой на лбу и с двумя объемными полушариями, состоящими из параллельных полос завитых локонов. По обе стороны шеи спускалось несколько змеевидных локонов.

Прически Древнего Рима

Агриппина Младшая

Мода на прически менялась быстро. Сами же прически знатные римлянки меняли по несколько раз в день. Как писал один из римских поэтов, легче сосчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок.

Выполняли прически рабы-парикмахеры, которых называли тонсорес и кипасис.



Императрица Фаустина Старшая.
Прическа с косами.



Стацилия Мессалина. Жена Нерона.
Каркасная прическа.

Мужские прически также были позаимствованы у греков. Это были стрижки, но более короткие. Так, в период Республики римляне носили волосы, подстриженные до мочки уха, и с челкой до середины лба, слегка завитые. Бороды римлян были короче греческих. В период Империи бороды римляне практически носить не будут. В период же Республики с выбритыми лицами чаще всего ходили лишь молодые люди.

В период Империи римляне в прическах будут подражать своим императорам. Так, к примеру, при Октавиане Августе на некоторый срок из моды выйдет завивка и волосы будут носить прямыми, следуя исконно римской, италийской, а не греческой традиции.

Прически Древнего Рима

Император Тиберий.

В моду войдут и S-образные челки. А среди легионеров будет очень популярна короткая стрижка «ежик».

Были известны римлянам и парики. Но чаще всего пожилые римляне маскировали свою плешивость при помощи накладных волос.

Прическа с завивкой

Бюст Нерона
Прическа с завивкой

Одежда римлян была такой же скромной как и греческая. Однако куски ткани, обматывающиеся вокруг тела, римляне стали сшивать. Так, к примеру, нижняя одежда – туника, сшивалась на плечах. Также римляне - всадники, начали носить и штаны, позаимствованные ими у галлов. Особой любовью у римлян пользовался пурпурный цвет, в отличие от греков, которые предпочитали белый. Пурпурный цвет считался цветом власти и тоги (верхняя одежда) такого цвета могли носить лишь императоры и полководцы.



Статуя Августа

Косметику и украшения римляне в период Республики использовали умеренно. А вот в период Империя чрезмерная роскошь была делом вполне обыденным. В этот период косметику использовали как женщины, так и мужчины. К примеру, знатные римляне, сенаторы, полководцы обильно румянили щеки, подкрашивали брови и глаза, а также обсыпали пудрой свои волосы или парики во время пиров.



Фото причесок в римском стиле









Юлия Литвиненко

Античные укладки отличаются утонченной правильной формой, изысканными завитками. История моды тесно связана с развитием государства, различные периоды формирования отразились и на внешнем облике. Прически Древнего Рима схожи с вариантами Древней Греции. Неудивительно, формирование искусства, развитие философии, архитектуры первоначально зародилось в Греции. Римляне-завоеватели, взяв за основу античные формулы, внесли новые идеи в моду своего времени.

Описание стиля древних римлян

История развития римского государства начинается с эпохи Республики (с 509 по 27 гг. до н. э.) период, когда роскошь была под запретом. Мода отличалась простотой, скромностью. Женщины укладывали локоны в валик на затылке, похожий на современную греческую прическу. Также популярной была модель «Нодус» или «узелок». Волосы разделялись прямым пробором, пряди на темени завязывались, образуя валик надо лбом. А локоны сзади собирались пучком, боковые пряди завивались легкой волной. Первыми украшениями служили гребни, ленты, шпильки.


В период Империи эволюционирует и парикмахерское искусство. Основными прическами римлянок становятся модели из мелких кудряшек, уложенных на каркасе, популярны различные плетения. Моду диктовали император и императрица, их образы наследовали все свободные жители империи. Тенденции менялись очень быстро, римлянки же могли менять форму прически несколько раз в день. Для воплощения сложных форм приходилось пользоваться помощью нескольких рабынь.

Искусных, в парикмахерском деле, невольников называли тонсорес, кипасис. Прическа «Тутулус» состояла из россыпи мелких кудряшек, которые укладывались особым образом на каркас из проволоки. А любимой укладкой Агриппины младшей, матери Нерона, была объемная модель с челкой, пышными кудряшками полушарий, разделенных вертикальным пробором.


Внимание! Для сохранения аккуратной формы использовались особые составы, являющиеся первыми средствами для стайлинга.

Широко применялись натуральные средства для окрашивания, любимыми оттенками в Древнем Риме были огненно-красный, блонд, голубой. Регулярные завивки, а также достаточно агрессивные красящие смеси, негативно сказывались на состоянии волос. Роскошные косы быстро редели, отсутствие объема, густоты компенсировали париками. Изготавливались из натуральных волос, очень ценились светлые золотистые локоны.


Прически Древнего Рима могли рассказать о социальном статусе, происхождении, семейном положении. Девушки на выданье заплетали 6 кос, уложенные вокруг головы. Особые формы использовали замужние матроны. Во время правления рода Флавия популярными были высокие модели, напоминающие башню. Более простые формы вернулись с приходом к власти Адриана.


Мужская мода причесок изначально также была позаимствована у греков. Но римские стрижки отличались более коротким выполнением. В период Республики носили модели длиной до мочек уха, завитые легкой волной, в сочетании с челкой. Бороды были короче, аккуратнее, чем в Древней Греции. В эпоху Империи свободные жители ориентировались на первое лицо государства. Мода также была быстротечна, локоны то завивали, то носили прямыми.

Лицо преимущественно брили молодые люди, зрелые мужчины отпускали небольшие бороды. Плешивость и залысины маскировали с помощью накладных прядей, парики были в меньшем почете.


Римлянки использовали уходовую, а также декоративную косметику, аромамасла, первую парфюмерию. Целые состояния тратились на тюбики, краски, женщины использовали маски для сохранения эластичности, молодости кожи. Лицо, область декольте покрывали белилами, защищая покровы от солнечных лучей. Макияж выглядел неестественно, матроны щедро использовали уголь для подводки бровей, румяна. Во время пиршеств активно пудрили прически, тем самым сохраняя форму.

В одежде древних римлян присутствовала скромность, строгость, характерная для античности. Но в отличие от греков, жители Империи сшивали фалды тканей, создавая первые туники. В особом почете был пурпурный цвет, как символ власти имели носить право лишь императоры, полководцы.


Характерные черты древнеримских причесок

Древнеримские укладки трансформировались вместе с развитием империи. В период Республики стрижки, прически отличались своей лаконичностью, простотой. В основном волосы убирались в аккуратные валики на затылке, темени. Мужчины носили короткие волосы. С расцветом Империи и пополнением казны наступило время роскоши, убранства. Как мужчины, так и женщины уделяли особое внимание внешнему виду.


Характерные черты:

  • завитые локоны разной формы и диаметра;
  • присутствовала симметрия в виде прямого пробора, аккуратно уложенных локонов по бокам, на затылке;
  • высокие каркасные укладки открывали линию шеи плеч;
  • мужчины носил короткие стрижки прямых или завитых волос.

Актуальность в наши дни

Античные укладки обрели новый виток популярности. Современные торжественные прически основываются на формах, технике выполнения моделей древних цивилизаций. Как и много веков назад, барышни завивают локоны в игривые завитки, окрашивают в яркие оттенки красного, голубого, классического блонда. Женщины также компенсируют объем, длину с помощью разных техник. Но в отличие от римлянок, отсутствие роста и выпадение маскируют не париками, а наращиванием, вплетением искусственных материалов. Актуальные укладки часто используются для особых событий, подобные модели станут украшением внешности.


Кому подходят прически:

  • юным барышням, предпочитающим классический, романтичный стиль;
  • зрелым женщинам для создания элегантных, изысканных укладок;
  • украсят продолговатые, треугольные овалы, использование объема пышных локонов скорректирует и круглые, квадратные лица;
  • благодаря ниспадающим прядкам можно акцентировать внимание на отдельных чертах;
  • подчеркнут прически хрупкость, изящность стройных силуэтов, выделят женственность, привлекательность барышень с формами;
  • подходят для романтического, классического стиля одежды, сочетаются с вечерними нарядами;
  • небрежное выполнение позволяет использовать модели в кэжуал, гранж, бохо.

Обратите внимание, в зависимости от сложности выбранного варианта подойдет в качестве ежедневной укладки, объемные пышные модели станут оптимальным решением при создании праздничного образа.

Общие рекомендации по выполнению причесок

Прически требуют применения целого арсенала стайлинговых средств. Важно позаботиться не только об удачном стильно образе, но и сохранении здоровых, сияющих локонов. Не рекомендуется часто использовать подобные варианты, создание фактурных завитков ослабляет пряди, приводит к ломкости сечению. Сделать можно и в домашних условиях, используя качественные инструменты, профессиональные средства для укладки.


Подготовка волос:

  1. Локоны нужно вымыть с шампунем и кондиционером. Высушить феном, используя продуваемую расческу или брашинг. Удастся выпрямить пряди, придать необходимый объем.
  2. Обработать волосы термозащитным средством, равномерно распределив на основной области роста и кончиках. С помощью плойки или утюжка создать локоны нужного диаметра и формы.
  3. Попрядно собирать волосы на затылке или макушке, это позволит придать прическе желаемый объем, изысканный вид.
  4. После создания формы сбрызнуть лаком, придать руками отдельным прядям легкие завитки.

Инструменты для выполнения укладки:

  • фен, продуваемая расческа, брашинг;
  • плойка или утюжок;
  • термозащитное средство;
  • для фиксации и объема используются мусс, глина, пенка, а также лак;
  • шпильки, невидимки, резинки;
  • декор для волос обручи, повязки, ленты.


Современные варианты стрижек и укладок в стиле древних римлян

Выполнятся прически могут на средней длине, достигающей мочек уха. Высокие укладки являются отличным вариантом праздничных моделей. Сложная техника требует использования стайлинговых продуктов, шпилек, невидимок. Оптимальная прическа для делового стиля, станет украшением и торжественного образа. Подходит стройным барышням с продолговатой и треугольной формой овала.


Фактурные завитки являются неотъемлемой деталью древнеримских причесок. Современные варианты выполняются на средние и длинные локоны, недостаток объема можно компенсировать с помощью накладных прядок. Высокие укладки подходят для различных торжественных поводов. Не имеют возрастных ограничений для выполнения, с помощью челки и прядок у лица можно скорректировать черты, придать правильные пропорции.


Варианты с полураспущенными локонами визуально делают силуэт выше и стройнее. Придают женственность, легкость образу, рекомендуется барышням с пышными формами. Прическа подходит романтичным, мечтательным натурам, предпочитающим классический стиль. Струящиеся пряди, в сочетании с пышным затылком, создают образ Венеры. Мы также приготовили для вас обзор несложных и привлекательных причесок с распущенными волосами.


Прически с косами создаются на длинных локонах, прямой или вьющейся структуры. Плетения выполняют функцию лент, надежно фиксируют форму, украшают укладку. Аккуратная модель подходит для особых случаев. Актуальный вариант для правильных и вытянутых овалов, акцентирует внимание на чертах лица.


Укладки с челкой придают индивидуальность образу позволяют скрыть высокий лоб и другие небольшие внешние изъяны. Можно создавать на средних и локонах ниже плеч, пышные прически подчеркивают хрупкий, стройный силуэт. Подходят барышням с круглым и продолговатым овалом, удачная модель станет изюминкой образа.


Традиционно древнеримские прически украшались лентами. В современных вариантах можно использовать ободки, подбирая под различные стилистические направления. Акцентируют внимание на чертах, подходят для правил овалов с точеным подбородком. Возможно использовать как вариант ежедневной или праздничной укладки.


Плюсы и минусы

Прически древних римлян нашли отражение и в современном мире. Парикмахерское искусство охватывает множество стилей и направлений, каждая сможет найти подходящий вариант. Перед выполнением стоит взвесить все за и против укладок, учитывать особенности выполнения.

Плюсы:

  • можно создавать прическу самостоятельно;
  • соответствует современным трендам;
  • выполняется на средние, длинные локоны, на любой структуре волос;
  • сочетается с челкой, укладки обладают свойствами коррекции;
  • придает женственность, элегантность, изысканность образу;
  • можно использовать различные варианты с собранными, полусобранными прядками;
  • допускается легкая небрежность, легкие, пышные прически подходят разным типажам внешности;
  • сочетаются укладки с современными стилями, используются и для особых торжественных случаев.

Минусы:

  • выполнение потребует определенного количества времени, стайлинговых инструментов, продуктов для укладки;
  • создание прически для торжественных поводов лучше доверить опытному мастеру.

Звездные примеры

Дженнифер Лопес использует варианты с собранными локонами для светских вечеринок.


Дженнифер Лоуренс часто меняет стиль причесок, классические варианты, собранных локонов, актриса использует для особых случаев.


Оливия Уайлд обладает запоминающейся внешностью, высокие прически подчеркивают выразительные глаза, безупречные черты.


Анджелина Джоли последние десятилетия блистает на красных дорожках с роскошными укладками, элементы которых дублируют прически античности.


Сильные и шелковистые волосы — залог идеальной укладки. Узнайте больше об уходе за локонами:

Полезные видео

Прическа с объемным хвостом.

Небрежный учок за 5 минут.

На причёски (лат. capillitium) в Древнем Риме, как и в наше время, сильно влияла мода. Способы укладки волос менялись на протяжении римской истории как у женщин, так и у мужчин, причём мода на причёски изменялась стремительнее, чем мода на одежду. Наиболее выразительной особенностью женских причёсок являлось использование париков, а мужских - бритьё бороды.

Мужские прически

Римляне многое заимствовали у греческой культуры, и до конца 4-го века до н. э. большинство мужчин придерживалось греческой моды на причёски: отращивали пышные бороды и длинные волосы. Продолжалось это до 3-го века до н. э., когда мода начала резко меняться: после завоевания Греции в моду вошли короткие стрижки и гладко выбритая щетина. Бриться начинали, когда мужчине исполнялся 21 год, первое бритьё (лат. depositio barbae) сопровождалось празднествами.


Марк Красс. 1-ый век до н.э.
Гай Юлий Цезарь, 1 век н.э.
Lucius Calpurnius, 1-ый век до н.э. - 1 век н.э.

Усы и бороду тщательно брили, добиваясь гладкости, хотя это было не самое приятное занятие при римской технике бритья: не очень острыми бритвами, без применения мыла и горячей воды. Сатирик Марциал писал, что "самым мудрым существом является козёл, который носит бороду всю жизнь". Некоторые мужчины носили неухоженную длинную бороду: как правило, это были мужчины с низким социальным положением и достатком (крестьяне и рабы), мужчины, находящиеся в большом горе и трауре (император Август после поражения Вара несколько месяцев отращивал волосы на голове и бороду), а также философы в знак мудрости, нонконформизма и презрения ко всему материальному.

В период ранней Империи начали входить в могу более длинные волосы, но лицо всё ещё полагалось гладко выбривать.


Germanicus Iulius Caesar Claudianus. Начало 1-го века н.э.
Marcus Ulpius Nerva Traianus. Начало 2-го века н.э.

Женские причёски

Во времена республики женщины, как и мужчины, носили простые причёски: волосы расчёсывали на прямой пробор (или без пробора), откидывали назад и затягивали в узел на затылке.

Во времена империи в моду начали входить сложные высокие укладки, сооружения из локонов и кос, а также различные виды завивок. Очень популярна была причёска "тутулус": волосы, завитые в многочисленные локоны, закреплялись надо лбом на проволочном каркасе наподобие кокошника, а на затылке заплетались в мелкие косички и укладывались в виде корзинки. При Флавиях и до Траяна популярными были высокие причёски-башни, а при Адриане в женскую моду снова вернулись незатейливо уложенные волосы.


Livia Drusilla, жена Августа. Начало 1-го века н.э.
Бюст молодой женщины. Вторая половина 1-го века н.э.
Бюст молодой женщины. Затылок. Вторая половина 1-го века н.э.

Знатные женщины могли по-разному укладывать волосы несколько раз в день. Со времён республики женщинам запрещалось красить волосы, но со временем запрет перестал соблюдаться и был снят. Для окрашивания волос использовали хенну, пепел и травы, особенно популярны были рыжие и светлые оттенки. Порой доходило и до очень ярких цветов: про императрицу Мессалину говорили, что «красный цвет её волос виден на берегах Рейна».


Vibia Sabina, жена Адриана. Начало 2-го века н.э.
Фаюмский портрет. 1-2 век н.э.
Poppea Sabina, жена Нерона. 1-ый век н.э.

Парики

Парики (лат. capillamentum, galerus) вошли в моду с практической пользой: их часто носили женщины, которые скрывали плохой рост собственных волос, неудавшееся окрашивание или прочие повреждения волосяного покрова. Мужчины тоже иногда использовали парики, чтобы скрывать свою личность или прятать рано появившуюся лысину, как, например, император Отон. Парики делали из натуральных волос, женщины могли с молодых лет собирать свои волосы для парика, либо остригать рабынь. Так как в моде долгое время были светлые волосы, больше всего ценились парики из волос галльских женщин.


Аристократка с пышной римской прической, реконструкция

Читайте также: