Какой фрукт модницы ссср использовали для создания причесок

Опубликовано: 15.05.2024


Мода в Советском Союзе не знала жалости. По нынешним меркам она была реальным диктатом. Естественно, современные тенденции, отличающиеся демократичностью, не имеют с ней ничего общего. Сегодня мы можем спокойно носить то, что нравится именно нам, и при этом оставаться в тренде, следовать современной моде. В Советском Союзе было все по-другому. Если кто-то одевался не так, как того требовала мода, значит он считался отсталым и старомодным.

По одежде и прическе легко можно было определить какого года фотография / Фото: irina-kozina.ru

Этот факт повлиял на наше восприятие той эпохи. То есть, по обуви, одежде, а также прическам прошлых лет, можно легко определить, в какие годы была сделана фотография или происходило определенное действие. Если мы видим перед собой девушек и женщин с «бабеттами» на головах, значит перед нами шестидесятые. Все модницы в сапогах-чулках и мини – семидесятые, ну а красотки в дорогущих шапках из меха, с которыми они не расставались и в помещениях – восьмидесятые. Кстати, к восьмидесятым, их концу, относятся и невысокие полусапожки, носки красного цвета, широкая плечевая линия.

Советские женщины подражали героиням из кинофильмов / Фото: kinolook.top

Самое интересное то, что новые тенденции появлялись исключительно благодаря кинематографу. Во всяком случае, именно он являлся первооткрывателем в модном мире. То, что советские женщины видели в кинофильмах, и то, что им приходилось носить каждый день в обычной жизни, слишком сильно контрастировало между собой. И картинки с экрана им нравились намного больше. Каждая девушка и женщина мечтала хоть немного походить на красавицу-героиню фильма и украсить собственные будни, изменив внешность.

Прическа героини фильма «Бабетта идет на войну» покорила всех женщин СССР / Фото: uainfo.org

Обычно с платьями особых сложностей не возникало. Все было относительно понятно и просто. За то время, пока шел фильм, зрительницы делали небольшие зарисовки понравившегося фасона, после чего шли со своим творением к хорошей швее. А вот сделать прическу, как в кино, так легко не получалось. После выхода на экраны в шестидесятых известной кинокартины «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо в главной роли, все зрительницы были просто покорены прической. Естественно, это вызвало «бум».

Это был слегка небрежный и очень объемный пучок, в котором пряди волос очень сильно начесывались. И если на экране все выглядело просто, то на практике уложить таким образом волосы было довольно нелегко. Для «Бабетты» требовалась большая длина и хорошая густота. Также обязательное использование специальных фиксирующих средств. В нашей стране единственным таким средством был лак для волос сильной фиксации «Прелесть». Но и он был дефицитным товаром. Но советских женщин этим было не остановить. В ход шло все, что находилось под рукой: сахарный сироп, раствор кислоты лимонной, пиво, которыми брызгали на прическу. Кстати, лимонная кислота и фиксировала волосы в нужном положении, и придавала им блеск.

Укладка «Бабетты» занимала много времени / Фото: sm-news.ru

Уклада «Бабетты» требовала немало времени и усилий. Чтобы упростить задачу, некоторые дамы в течение нескольких дней не расчесывались. Сами понимаете, что результат иногда был не очень хорошим и даже плачевным. Отсутствие должного ухода за волосами приводило к заселению их насекомыми. Антисанитария стала поводом для критики начесов. Проводили и пропагандистскую работу против этой удивительной прически. Старшеклассницам строго запрещали приходить в школу с «Бабеттой» на голове. Но ведь настоящую модницу какие-то запреты остановить не могли.

Как уже говорилось, укладка, где волосы начесываются, делалась на хорошую длину и густоту. В других случаях получить объем было невозможно. Пучок не мог держать надлежащую форму и имел жалкий вид. Обладательницы коротких и редких волос находили выход, применяя различные уловки. Современным людям такие хитрости, как минимум, покажутся странными.

С помощью консервной банки даже редкие волосы выглядели шикарно / Фото: www.youtube.com

Одним из таких уникальных приспособлений стали консервные банки. Это реальность, не ирония и не миф. Некоторые женщины, сегодня вспоминают (кто-то, стесняясь, а кто-то со смехом), что эта нехитрая тара давала возможность сделать шикарную «Бабетту» даже на тонкие по структуре волосы. Так модницы получали пучок требуемой формы (консервная банка помещалась внутрь пучка).

И это далеко не все ухищрения. Их существовало гораздо больше. Внутрь начеса помещались и шейные платки или газовые легкие шарфики, модные в те годы, пакетики из целлофана, капроновые дырявые чулки. Некоторые брали чулок и спускали петли, получая в результате шарик с завитушками. Его тоже использовали вместо основы при создании этой необычной прически.

Была даже легенда по этому поводу. Гуляла она по просторам Советского Союза, и в каждом городе жители утверждали, что именно здесь произошел этот курьезный случай. Согласно легенде, женщина с очень высокой «Бабеттой», как и положено, ехала на работу в общественном транспорте. Так как людей было много, она оказалась прижатой к поручню. В основе прически была обычная стеклянная банка, пол-литровая. Она не выдержала такого давления и просто лопнула. Возможно, это и выдумка, но кто знает. Вполне можно предположить, что именно так все и было.

Шиньоны хорошо увеличивали объем, но были доступны лишь немногим / Фото: mialady.ru

Самые же продвинутые модницы СССР действовали иначе. Они просто брали шиньоны и получали необходимый им объем. Только вот этих самых шиньонов в свободной продаже было крайне мало и достать их было почти нереально. Делались они в престижных специализированных мастерских и в нескольких парикмахерских. В качестве материала брались волосы самой заказчицы. Соответственно, получить эту роскошную вещь могли далеко не все.

Чтобы оставаться в тренде, девушка придумывали необычные способы / Фото: photosight.ru

Были и такие умелицы, которые самостоятельно дома умудрялись сделать что-то подобное шиньону. Они просто собирали волосы с расчесок и помещали их в чулки из капрона до получения достаточно плотного валика. Но на это требовалось время, а его не было. Ведь прическа была в моде именно в этот период времени, а значит и делать ее нужно было сейчас. Именно поэтому и выходили из положения кто как мог.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Советская мода была безжалостной: по сути, это был настоящий диктат, не имеющий ничего общего с современными демократичными тенденциями, когда каждый может носить то, что ему нравится и при этом умудряться идти в ногу со временем и модными веяниями. В СССР все было иначе: одеться вне актуальных тенденций - значит, выглядеть старомодно и отстало.

Поэтому по одежде, обуви и прическам былых времен так легко прослеживаются те или иные годы: если на фотографиях у всех на голове накручены "Бабетты" - это 60-е; если все поголовно одеты в мини или сапоги-чулки - это 70-е; если мы видим, что даже в помещениях женщины не снимают "богатые" меховые шапки - это 80-е; широкая линия плеча, короткие полусапожки, красные носки - конец 80-х, ну и т.д.

И что характерно - распространению той или иной модной тенденции в первую очередь способствовал кинематограф (об этом же упоминается в моей статье " как в СССР менялась мода на собак "). Настолько был разительным контраст между одеждой и прическами героев кино и тем, что встречалось в повседневной жизни, что женщины, конечно же, не могли устоять перед соблазном добавить немного "киношной красоты" в свои будни.

Сегодня работники кинематографа вспоминают, что стоило в советские времена выйти в прокат какому-нибудь фильму, где есть красиво одетая и изящно причесанная героиня, как зрители заваливали киностудию письмами с просьбами прислать выкройку или хотя бы эскиз платья, рассказать, как делать подобную прическу. Разумеется, на эти письма никто не отвечал, никаких разъяснений не давал и выкроек не присылал, поэтому женщинам приходилось брать дело в свои руки.

И если с платьями все было более или менее понятно: во время просмотра фильма зрительницы зарисовывали, как могли, фасон приглянувшегося наряда, а потом несли эти зарисовки к хорошей портнихе, то с прическами все было несколько сложнее. Так, например, когда в 60-е гг. в прокат вышел известный фильм с Брижит Бардо "Бабетта идет на войну", то прическа героини настолько покорила сердца зрительниц, что начался настоящий "бум".

Фото: fotointeres.ru, Давид Шоломович

Прическа представляла собой объемный и несколько небрежный пучок волос, пряди которых подвергались основательному начесу. Уложить волосы в "Бабетту" было непросто: тут нужна была и хорошая длина, и густота, и использование фиксирующих средств вроде лака для волос "Прелесть", который, конечно же, был дефицитом. Поэтому нередко лак заменяли подручными материалами: сбрызгивали волосы сахарным сиропом, пивом или раствором лимонной кислоты, которая помимо фиксации придавала локонам еще и блеск.

Обложка журнала Вог, 60-е. фото: pinterest.com

Т.к. укладка была занятием хлопотным и непростым, любительницы "Бабетты" порой не расчесывали волосы по несколько дней подряд, что порой приводило к довольно плачевным последствиям в виде появления насекомых, о которых в приличном обществе было не принято упоминать. Именно по причине подобной антисанитарии начесы подвергались критике, в периодике того времени велась пропаганда против "Бабетт", в школах старшеклассницам запрещалось приходить на занятия с подобными прическами, но разве же можно остановить женщин, желающих выглядеть модно и красиво?

Как уже было сказано выше - укладка с начесом требовала густых и длинных волос, на всех остальных объем просто отсутствовал, пучок выглядел жалко и совершенно не держал форму. Поэтому женщинам приходилось использовать всякие хитрости и уловки, которые современным модницам могут показаться просто нереальными.

Фото: pinterest.com

Здесь мне хотелось бы сделать отступление и рассказать одну деталь: в мое детство на одной из стен нашей квартиры висело два фотопортрета - мой, сделанный в детском саду заезжим фотографом и мамин, сделанный в фотоателье в начале 70-х. У мамы на этом фото - как раз та самая модная "Бабетта", и я помню свое недоумение, когда папа поглядывал на эту прическу и каждый раз насмешливо фыркал: "консервная банка". При чем здесь тара для консервов и такой красивый пучок, мне, дошкольнице, было непонятно. Зато чуть позже эта великая тайна детства была раскрыта :)

Сейчас многим не верится, что такое могло быть на самом деле, кто-то даже будет уверять меня, что это - миф и выдумки, но мне посчастливилось вживую пообщаться с женщинами, которые немного стесняясь, признались, что да, делая "Бабетту" на тонкие волосы, они придавали пучку нужную форму, подкладывая в него настоящую консервную банку :)

На самом деле, подобных ухищрений существовало немало: женщины убирали внутрь начеса газовые шарфики и платочки (они как раз в то время были очень модными); придавали объем с помощью целлофановых пакетиков; подкладывали под волосы старые дырявые капроновые чулки или путем спускания петель превращали чулок в такой лохматый шарик, состоящий из завитушек и этот шарик тоже использовали как основу для прически.

Фото: http://pirojok.net

Кстати, именно в те времена, когда наблюдалась необыкновенная популярность "Бабетты", появилась сегодня уже подзабытая частушка: " Девушка с начесом, на затылке шпильки, а внутри начеса — банка из-под кильки". Помимо этого существовала городская легенда, утверждающая, что произошло это именно в данном конкретном городе, хотя мне приходилось ее слышать в противоположных краях СССР: легенда повествовала, как одна женщина с высоченной "Бабеттой" ехала на работу в автобусе и в толчее ее сильно прижали к поручню. Вся прическа держалась на поллитровой стеклянной банке, которая не выдержала напора толпы и разбилась. Не знаю, насколько реальна была эта история, но не удивлюсь, если это произошло на самом деле :)

Фото: pinterest.com

Наиболее продвинутые советские модницы использовали шиньоны для получения объемной прически, но шиньоны в то время в свободной продаже практически не появлялись - их делали в некоторых парикмахерских и специализированных пастижерных мастерских из волос заказчицы, поэтому подобная роскошь была доступна не всем желающим.

Правда, женщины умудрялись в домашних условиях делать некоторое подобие шиньона, собирая с расчески собственные волосы и укладывая их в старые капроновые чулки, чтобы получился упругий валик. Но процесс этот был длительным, а мода требовала наличия прически прямо сейчас, поэтому в дело шли вышеописанные вспомогательные средства.

Ну и напоследок немного живых воспоминаний о "Бабетте" и банках:

Екатерина Сахарова

FB VK OK Link


Выйдя замуж за дофина Франции, будущего короля Людовика XVI, Мария-Антуанетта стала королевой в 19 лет. Государственные дела юную красавицу мало интересовали, поэтому она занималась исключительно собой. Проводила много времени на балах и маскарадах, играла в театре, а еще она была главным трендсеттером Франции XVIII века.


Кроме нарядов, которых в гардеробе главной модницы было превеликое множество, она уделяла огромное внимание прическам и постоянно экспериментировала с ними. Заботу о своих густых белокуро-золотистых волосах она поручила придворному парикмахеру Леонару, фантазия которого не знала границ. Мастер постоянно изобретал для королевы экстраординарные прически.


FB VK OK Link

В то время женская прическа стала стремительно подниматься вверх – в буквальном смысле, порой достигая 70-80 см в высоту. А так как не каждая красавица обладала роскошной шевелюрой, в ход шли шиньоны и парики, различные накладки, которые изготовлялись из покупных волос, в том числе конских. Подобные прически украшались всевозможными лентами, драгоценностями, перьями павлинов и страусов, искусственными цветами, а также вазами с фруктами, чучелами птиц. Иногда в каркас прически вставляли флакон с водой, в который помещали живые цветы – это стимулировало женщину держать осанку, чтобы неожиданно при наклоне головы не облить себя.


FB VK OK Link

На создание подобной прически, которая представляла из себя настоящее произведение парикмахерского искусства, требовалось много времени. Например, несколько недель в моде была прическа A la Belle Poule, в честь одноименного фрегата, который в 1778 году одержал морскую победу, и представляла собой мини копию одноимённого французского военного корабля.

Когда прическа в 70 см высотой была готова, ее нужно было закрепить салом, а в конце – пудрой из рисовой муки. Для этого даму заводили в специальный шкаф без крышки, предварительно прикрыв лицо маской, а платье – пеньюаром, после чего куафер щедро осыпал свою модель разноцветной пастельной пудрой. Задав моду на волосы пастельных оттенков, королева предвосхитила тренд на несколько веков вперед. Конечно, держать такой вес прически на голове было сложно, но что делать! Мария-Антуанетта осталась довольна, несмотря на то что была крайне измучена.

Не только придворным дамам, но и королеве ни раз приходилось ехать на бал в карете, стоя на коленях, чтобы сохранить высокое великолепие на собственной голове. А после бала таким же образом нужно было вернуться во дворец. Ложась спать, прическу «не разбирали», потому что даже для королевы сооружать такое только на один раз – было дорого и очень утомительно. Чтобы сохранить «товарный вид» и не повредить прическу, спали на оттоманках или сидя в кресле с подголовниками. Утром волосы не расчесывали, а лишь поправляли примятые пряди.

FB VK OK Link


Меняли прическу, а значит, причесывались и мыли голову, раз в две недели, а то и реже – раз в месяц. За это время в волосах заводились блохи и вши, а кожа головы ужасно зудела. В таких сооружениях, на горе их хозяек, заводились даже мыши, которых привлекал запах пудры, смешанный с жиром. Чтобы почесать голову, модницы использовали специальные «чесалки» – изящные палочки-спицы, сделанные из серебра или слоновой кости, которые на балу носили на поясе. Кстати, ими допускалось почесать голову прилюдно. Для борьбы с паразитами красавицы также использовали «блохоловки» – маленькие флаконы без крышки, наполненные густой патокой, которые крепились в каркасе прически. На тонкий, сладкий запах слетались насекомые, а затем погибали. Со временем в немытых волосах появлялся специфический прогорклый запах от пудры и жира. Чтобы его заглушить, дамы сильно душились и всегда имели при себе флакон духов.

В 1781 году, после того Мария-Антуанетта стала матерью, она остыла к экстравагантным сооружениям из волос. Переехав из Версаля в Трианон, королева начала носить естественные прически и наряды в пейзанском стиле. На смену «пирамидам» в волосах пришли простые прически «à l’Enfant», которые представляли собой локоны, обрамляющие лицо. Вслед за королевой сменили стиль и парижанки.

Советские «салоны красоты», которые в основном назывались просто парикмахерскими, прочно ассоциируются с рядами сушуаров, под которыми листают журналы советские модницы в ожидании, когда перманент подействует на волосы. Еще один образ — парикмахер в белом халате, сооружающий высоченную бабетту. Парикмахерские были не только местом для приведения себя в порядок, но и центром знакомств и обмена сплетнями.

Начесы, «бабетты» и модельные стрижки: что происходило в салонах красоты в СССР


Здесь можно было устроить на голове «взрыв на макаронной фабрике» с помощью химической завивки, взбить бабетту или завить кудри «как у Орловой». Можно было даже сделать маникюр или педикюр, если повезет, или хотя бы просто освежиться одеколоном. Вся красота жила пару дней, после чего посетителю салона приходилось вновь вставать в очередь за следующей порцией красоты.


В прямом смысле слова салонов красоты как таковых в СССР не было: как мы уже сказали выше, были парикмахерские, и не у каждой из них даже было свое название и вывеска. Как и в любом другом деле, включая здравоохранение и пошив одежды, для советского человека было важно найти своего мастера, к которому потом можно было годами ходить в соседний подвал за углом и еще водить туда все свое семейство.

В хороших парикмахерских мастера строго делились на мужских и женских; «универсалы» в основном работали на периферии и в парикмахерских при вокзалах, банях и других местах общественного пользования. Ничего удивительного: женщинам хотелось хотя бы частично сохранить тайну превращения из золушки в принцессу, да и мужчины не горели желанием демонстрировать такие интимные процессы, как бритье, стрижка усов и бороды, а может, даже и окрашивание волос.


Салоны с оригинальными названиями обычно оказывались самыми лучшими и популярными. Одной из самых знаменитых в Советском Союзе парикмахерских была «Чародейка» на Калининском проспекте (сейчас — Новый Арбат) в Москве. Салон открылся в начале 1970‑х годов и быстро завоевал популярность среди столичных жителей. Желающих постричься или сделать укладку ждал огромный зал с панорамными окнами на улицу, самое передовое оборудование и мастера, побеждающие в различных профильных конкурсах. Конечно, новое оборудование в Москве было проще достать, чем в регионах, но тем не менее «Чародейка» в этом смысле всегда отличалась.


Каждая мечтала сделать модную прическу и стрижку в «Чародейке», но не каждая имела такую возможность: очередь на стрижку длилась несколько недель, на всех желающих мест не хватало. Вот тут бы и пригодилась дружба с парикмахером. Наверняка такие привилегии были у завсегдатаев «Чародейки» — актрис, певиц и жен высокопоставленных советских чиновников. Гламура добавляло и наличие кафе на втором этаже, где, дожидаясь назначенного времени, посетительницы могли за чашкой кофе обсудить городские новости. «Чародейка» стала поистине легендарным местом, и вскоре парикмахерские по всему Союзу тоже стали так себя называть.


Несмотря на элитарность, «Чародейка» была такой же демократичной в плане цен, как и остальные советские салоны: прейскурант утверждался на государственном уровне и мог лишь слегка отличаться с поправкой на регион.

Сколько же стоили парикмахерские услуги в СССР? К примеру, в мужском зале можно было постричь усы за 40 копеек, бороду — за 55 копеек. Мужская «модельная» стрижка стоила всего 40 копеек, а полить все это дело одеколоном обошлось бы в сумму от 5 до 20 копеек в зависимости от категории одеколона.

Модная женская стрижка по методу «Сассун» — от знаменитого стилиста и парикмахера Видала Сассуна, который совершил настоящую революцию в мире моды в 1950‑х годах, предложив вместо сложных локонов и укладок простые в укладке женские стрижки, — стоила в среднем 1,6 рубля. Завивка волос на бигуди стоила 80 копеек. Полный комплекс услуг, включавший химическую завивку и стрижку, обошелся бы советской моднице в целых 5 рублей.



В женских залах творилось волшебство, и не все секреты хотелось раскрывать мужчинам. Некоторые из них были довольно отталкивающими. Ведь профессиональные средства, которые закупались централизованно, быстро заканчивались, и мастерам приходилось прибегать к народным приемам.

К примеру, они могли мыть волосы пивом и им же смачивать локоны перед тем, как накрутить их на бигуди, для лучшей фиксации. Как все это пахло, можно только догадываться. Кончился лак для волос? Не беда: в ход шла вода с сахаром, которая отлично справлялась с фиксацией начесов. «Отлично» — это оценка в условиях, когда нет ничего лучше, и всего остального тоже нет. Конечно же, все это легко распадалось при малейшем дожде и держалось недолго.


Откуда бралась в СССР мода на прически и стрижки при закрытом «железном занавесе»? После выхода на экраны фильма «Колдунья» 1956 года в моду вошли прямые пряди. В 1959 году состоялась премьера картины «Бабетта идет на войну» с молодой Брижит Бардо в главной роли, и образ актрисы настолько вдохновил советских зрительниц, что они ринулись в парикмахерские делать себе прическу как у нее.

Чем больше было объема, тем круче была бабетта: в прически подкладывали вычесанные волосы, капроновые чулки и даже банки. В начале 60‑х все ходили с начесами: и взрослые женщины, и юные девушки. В школах проверяли учениц на предмет наличия начесов и отправляли домой, если прическа была недостаточно гладкой. Увлечение объемом привело к созданию прически «улей», которую можно было создать даже на волосах средней длины. Женщины, у которых были шиньоны, завивали их дома и уже готовыми несли в парикмахерскую, чтобы не тратить время на сидение под феном.


Любимые актрисы и певицы были примером для подражания в прическах. В свое время очень модными считались стрижка как у французской певицы Мирей Матьё, а также уложенные локоны, как у актрисы Любови Орловой. Считается, что она стала одной из первых среди советских женщин, кто решился на пластическую операцию. Простые соотечественницы ничего не знали о пластической хирургии, эту услугу нельзя было получить в парикмахерских, поэтому оставалось лишь с изумлением наблюдать, как Орлова молодеет год от года, и пытаться повторить эффект при помощи огурцов на глаза и сметаны на щеки.



Еще одна популярная московская парикмахерская — это «Красный мак» на углу улицы Петровка и Столешникова переулка. На самом деле это была очередная безымянная парикмахерская, но в народе ее прозвали именно так из-за того, что рядом находилось кафе с таким названием. Местные мастера славились на всю Москву своими навыками. Это было место попроще «Чародейки», но все равно занимать очередь нужно было сильно заранее. Количество желающих росло и оттого, что в городе ходила легенда, будто парикмахеры работают здесь в халатах на голое тело.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Верочка, а угадайте, почему я опоздала?!

Для большинства из нас Советский Союз - что-то очень далекое, знакомое только по фильмам Гайдая и Рязанова, работам творческой группы "Союз-мультфильм". Но нашим мамам и бабушкам эта эпоха знакома не понаслышке. Дефицит в СССР был тотальным, и не только на ананасы и рябчиков. Дефицит распространялся на средства личной гигиены, которые были у многих женщин в Западном мире. И на лекарства, продукты, одежду, книги. Что уж говорить о кремах и косметике! И как женщинам в советские времена удавалось устраивать себе спа-процедуры? Просто. Голь на выдумки полна, дамы использовали "бабушкины рецепты красоты".

И, Галочка, ты не поверишь, но некоторые секреты красоты из СССР гениальны, а многие - актуальны и сейчас. Вот эти бьюти-лайфхаки из далекого USSR.

Яйцо - шампунь, уксус - кондиционер

Очешь часто, когда шампунь заканчивался (а в деревнях ему и взяться-то неоткуда было), девушки в СССР мыли голову желтком яйца и холодной водой. Им же увлажняли кожу головы и локоны. А ополаскивали волосы подкисленной уксусом водой. Этот метод и сейчас используют многие иконы красоты, например, Скарлетт Йоханссон. Уксус сглаживает кутикулы волос и делает их более гладкими и блестящими, облегчает расчесывание и устраняет наэлектризованность.

Кстати, пиво использовали вместо пенки для укладки: им смачивали пряди перед тем, как накрутить на бигуди.

Осветление перекисью

Блонд перекисью, а балаяж - соком лимона. Да, и такое было. Перекись - это вообще главный рецепт красоты советских женщин. Им не только осветляли локоны, но и усики, даже удаляли нежелательный "пушок" на лице.

Сегодня ты можешь прийти в любой салон красоты (что в Советском союзе было доступно только избранным), показать фоточку любой знаменитости с модным окрашиванием и за пару часов - ты гордая обладательница светлых, или любых других, локонов.

В СССР было три способа окрашивания - в рыжий (с помощью той же перекиси), блонд с явной желтизной и черный (не та контрабандная краска "Титаник", какой красился Киса из "12 стульев"). Но да, это был весь ассортимент.

Что делали девушки, которые хотели осветлиться в блонд или до рыжего? Натирали на терке хозяйственное мыло, добавляли в него перекись в качестве окислителя и наносили эту адскую смесь на ни в чем неповинные волосы. Волосы осветлялись, но были жесткими и выглядели, как мочалка. Это, кстати, одна из причин, почему в Советском Союзе в моде была стрижка боб-каре или паж. Просто приходилось срезать посеченные кончики.

Соком лимона брызгали на кончики волос, чтобы немного их осветлить. Такой себе эффект выгоревших волос бабушкими средствами.


True story: как мы редакцией перевоплотились в принцесс в Concept 360

Густые ресницы с помощью зубного порошка и стрелки тушью

Магические ресницы Наталии Селезневой в "Иван Васильевич меняет профессию", провокационные стрелки Светланы Светличной в "Бриллиантовой руке" и тонкие стрелок работниц офиса в "Служебном романе", даже подводка Андрея Миронова в "12 стульев". И все это можно было сделать одним средством, — тушью "Ленинград", в народе — "плевалкой".

Почему плевалкой? Помнишь кадр из "Иван Васильевич" с помощницей Якина? В инструкции по использованию туши было написано — "перед применением увлажнить". Советские барышни, конечно, не пользовались ни розовой водой, ни термальной, ни мистами. Они не находили ничего лучше, чем просто плюнуть в жестянку разок-другой.

Чтобы сделать ресницы невероятно густыми и объемными, перед нанесением второго слоя ресницы припудривали зубным порошком. А стрелки, кстати, рисовали той же "плевалкой", лишь вооружившись кисточкой для рисования.

Коррекция недостатков кожи детским кремом

Детский крем у женщин был как подорожник у детей - от всего. Его смешивали с гримом "Театральный" и использовали как корректор, добавив чуть больше крема - как тональную основу. Им маскировали недостатки кожи, а также с помощью детского крема придавали лицу румянец. Просто добавляли в него немного помады.

Кстати, знаменитая сцена с банкетом из "Ивана Васильевича" не обошлась без этого бьюти-лайфхака. Актрисе Ларисе Ереминой пришлось зарисовывать таким образом фингал. А на веках синяк скрывали голубые тени из мела и крема.

Прическа на ребрах

Все в СССР знали, что значит "музыка на ребрах", но только женщины знали, что значит выражение "прическа на ребрах". В подпольных музыкальных магазинах на рентгеновские снимки переписывали музыкальные пластинки. А в салонах красоты пошли дальше: они растворяли рентгеновские снимки в ацетоне и этим лачили прически для максимальной фиксации. Такая укладка могла продержаться неделю!

А еще вместо лака для волос дома использовали спрей из сахара. После того, как в 60-х в моду вошла прическа бабетта (после выхода фильма "Бабетта идет на войну" с Брижит Бардо), женщинам понадобился фиксатор для начеса. И его делали прямо на кухне, просто растворив сахар в теплой воде.


Инопланетная красота: бьюти-секреты модели Эльзы Хоск

Паяльник вместо плойки

Да, да, ты не ослышалась. Это еще один бабушкин рецепт красоты, которым пользовались все до 50-х. Тогда ни стайлеров, ни плоек, ни фенов с дифузорами не было. Собираясь на вечер Диско или выпускной, свадьбы девушки завивали волосы на паяльник. Брызгали сладкой водичкой пряди, делали адскую машину из металлической расчески или металлических бигуди, закручивали на них локоны, и все! Куда той Гурченко, ты тут суперзвезда!

Детская присыпка вместо пудры

Когда во всем мире девушки пользовались компактной пудрой Chanel и Lancome, советские женщины должны были придумывать свои секреты красоты. Это у Мымры и Верочки из "Служебного романа" была и пудра, и джинсы. Остальным, чтобы избавиться от жирного блеска лица, приходилось пользоваться тальком (детской присыпкой). В случаях с особо жирной кожей - зубным порошком! Кстати, экстракт мяты - одно из лучших средств для контроля сальных желез кожи. Но вот тем советским зубным порошком можно было и ванную отчистить, и пригоревшую сковороду.

Вазелин вместо хайлайтера

Наши бабушки еще те модницы были! Чтобы добиться таких же скул, как у Мэрилин Монро, они наносили на скулы вазелин. Им же смазывали губы и веки. Таким лайфхаком до сих пор пользуются модные визажисты.

Тени цветными мелками

Это сейчас Crayola стали выпускать средства макияжа, тогда же в СССР и про марку эту никто не слышал. Советские барышни вместо теней для век использовали цветные мелки. Да, те самые, которыми дети рисовали "классики" на асфальте. Их растирали в мелкий порошок и смешивали либо с водой, либо с тем же детским кремом.

Губы набором "Юный художник"

Несмотря на то, что в Советском Союзе дела с помадой обстояли получше, чем с чем либо другим, было всего два цвета - морковный и коричневый. Но наши женщины и тут нашли выход из положения, выводя новые оттенки у себя дома. Помада растворялась в ложке над конфоркой, потом в нее добавлялся перетертый мел, а те, кто мог совладать с пропорциями для химреакции - зубной порошок. Как он действовал в комбинации с помадой за 35 копеек - загадка, но от зубного порошка морковная помада становилась алой и даже бордовой! А вместо контурного карандаша использовали подогретый карандаш из набора "Юный художник".

Вместо гигиенической помады на детские губки наносили вазелин.

Читайте также: