Какие прически запрещены в исламе

Опубликовано: 26.04.2024

Вопрос № 238: «Какие стрижки нельзя делать мужчинам?»

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Мы не раз говорили, что в бытовых вопросах, не касающихся поклонения или вероубеждения, основой является дозволенность. Все мирское дозволено, пока не приходит запрет Аллаха и Его Посланника ﷺ. Одежда, пища, напитки, виды причесок и т. п. — все это является халялем, если только нет указания на обратное. Посмотрев на положения, касающиеся стрижек и их моделей, мы обнаружим два запрета.

Первый — брить часть головы, а другую оставить. Сообщается, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал брить только часть головы»[1].

По мнению большинства ученых, брить часть головы и оставлять другую ее часть небритой является нежелательным, а по мнению других, например имама Ахмада, это является запретным. Приверженцы второго мнения исходят из другого хадиса от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором он сказал, что однажды Посланник Аллаха ﷺ увидел мальчика, часть волос на голове которого сбрили, а часть оставили, и запретил им это, сказав: «Либо сбривайте (волосы) полностью, либо не трогайте их совсем»[2]. Мы видим, что в этом хадисе пришел приказ и запрет, а в предыдущем хадисе Ибн ‘Умар сказал «наха», т. е. «он запретил». Поэтому более сильным мнением является мнение о запретности частичного бритья головы.

Здесь может сразу возникнуть следующий вопрос: «А если часть волос укоротили?» Сегодня при стрижке волос используют автоматические машинки и местами укорачивают волосы под ноль или под насадку, например, 2 мм, а местами оставляют более длинными. Такая стрижка не является «къаза’», потому что в хадисе имеется в виду именно сбривание волос с части головы, а не их укорачивание. Но коснувшись укорачивания волос, мы подошли ко второму запрету, относящемуся к видам причесок.

Второй — уподобляться в этом неверным и многобожникам. В достоверном хадисе пришел общий запрет на уподобление неверным и многобожникам. Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто уподобился какому-то народу, то он из них»[3]. Поэтому если какая-то прическа характерна для неверных, распутников, нечестивцев и грешников и однозначно указывает на уподобление им, то мусульманам запрещено делать такую прическу, даже если это не «къаза’».

Также необходимо упомянуть, что мужчины должны стричься только у мужчин, а женщины — только у женщин.

Однако если человек просто пришел в парикмахерскую и сделал обычную стрижку, при которой некоторые волосы укорочены под ноль или под 1 мм, а некоторые оставлены более длинными, и никто не может сказать, глядя на него, что у него стрижка как у какого-нибудь грешника или певца, то нет никаких проблем в такой прическе.

Обратите внимание, что однажды Пророк ﷺ сказал: «Ни в коем случае не поддавайтесь (влиянию) бедуинов в том, что касается названия вашей молитвы. Поистине — она аль-‘иша»[4]. В те времена бедуины называли вечернюю молитву (аль-‘иша) молитвой первой трети ночи — «аль-‘атама», и Пророк ﷺ запретил это мусульманам, чтобы не было уподобления бедуинам. Задумайтесь: если было запрещено уподобляться даже в одном слове, то что же говорить о прическе, одежде, манере разговора! А сегодня некоторые мусульмане разговаривают как немусульмане, одеваются как немусульмане, ведут себя как немусульмане — все это запретно, потому что является уподоблением, а всякое уподобление запрещено.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
16 Джумада аль-уля 1441 г. (11.01.2020)

[1] Сахих аль-Бухари, хадис № 5920, т. 7, с. 163; Сахих Муслима, хадис № 2120, т. 6, с. 164.

[2] Сунан Абу Дауда, хадис № 4195, т. 4, с. 264; Сунан ан-Насаи, хадис № 5048, т. 8, с. 130; Муснад Ахмада, хадис № 5615, т. 9, с. 437.

[3] Сунан Абу Дауда, хадис № 4031, т. 4, с. 204; Муснад Ахмада, хадис № 5114, т. 9, с. 123.

[4] Сахих Муслима, хадис № 644, т. 2, с. 118.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]


Современность характерна многообразием не только стилей и фасонов одежды. Индустрия красоты предлагает и множество вариантов стрижек и причёсок. Чем же руководствуются мусульмане, выбирая ту или иную форму причёски? Есть ли какие-либо ограничения в этой области? Ответ на этот вопрос даётся в предлагаемой фетве Муфтията РД.

Вопрос: Какие виды стрижек рекомендованы в Исламе?

Ответ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Прическа

В целом, ислам не отдает предпочтения каким-либо видам стрижек, но некоторые из них предосудительны (нежелательны). Все стрижки, которые предполагают бритье волос только с части головы, нежелательны, поскольку Пророк ﷺ сказал: «Либо сбрей все волосы на голове, либо оставь их» (Сунану ан-Насаи №5048, Сунан Абу Давуд №4195).

Мужчине можно как отращивать волосы, так и сбривать их. Если мужчина в состоянии ухаживать за волосами, то ему лучше оставить волосы и ухаживать за ними, иначе лучше будет сбрить их.

Парикмахер

Что касается незамужней женщины, то ей нежелательно сбривать волосы на голове, а замужней необходимо на то одобрение мужа. А при необходимости, например, при лечении разрешено брить как часть волос на голове, так и всю голову.

Прически с острижением, но не бритьем волос дозволены, если в них нет подражания нечестивцам или религиозной культуре иноверцев, поскольку Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто уподобится какому-либо народу, тот из них» (Сунан Аби Давуд, №4931).

Прическа

Аргументация:

عبارة فتح الرحمن بشرح زبد ابن رسلان: قال شهاب الدين الرملي: الثالثة: أنه يكره القزع كراهة تنزيه؛ لخبر "الصحيحين" عن ابن عمر قال: "سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهى عن القزع). وهو حلق بعض الرأس، سواء أكان من موضع واحد، أم مفترقاً . وقيل: إنه حلق بعض مواضع متفرقة منه، وفي رواية لأبي داود: أنه صلى الله عليه وسلم نهى عن القزع وقال: "احلقه كله أو دعه كله".

قال النووي في "شرح مسلم": أجمع العلماء على كراهة القزع؛ إذا كان في مواضع متفرقة، إلا أن يكون لمداواة أو نحوها، وهي كراهة تنزيه، قال بعض أصحاب مالك: لا بأس به في القصة، أو القفا للغلام.

قال الغزالي في "الإحياء": لا بأس بحلق جميع الرأس لمن أراد التنظيف، ولا بأس بتركه لمن أراد أن يدهن ويرجل… ولا خلاف أنه لا يكره إزالته بالمقراض.(1)

عبارة فتح الباري: . وكرهه مالك في الجارية والغلام، وقيل في رواية لهم لا بأس به في القصة والقفا للغلام والجارية، قال (اي: النووي): ومذهبنا كراهته مطلقا، قلت: حجته ظاهرة؛ لأنه تفسير الراوي أما القصة والقفا للغلام فلا بأس بهما. القصة بضم القاف ثم المهملة والمراد بها هنا شعر الصدغين والمراد بالقفا شعر القفا. والحاصل منه أن القزع مخصوص بشعر الرأس وليس شعر الصدغين والقفا من الرأس وأخرج بن أبي شيبة من طريق إبراهيم النخعي قال: لا بأس بالقصة وسنده صحيح.(2)

عبارة تحفة المحتاج: لا يشرع الحلق لأنثى مطلقا إلا يوم سابع ولادتها للتصدق بوزنه وإلا لتداو، أو استخفاء من فاسق يريد سوءا بها ومثلها الخنثى ويكره لهما الحلق.

عبارة الشرواني: (قوله: إذ لا يشرع الحلق لأنثى مطلقا إلا يوم سابع ولادتها) . ويحرم على المرأة المزوجة إن منعها الزوج وكان فيه فوات استمتاع أيضا فيما يظهر وينبغي الحرمة أيضا إذا لم يمنع وكان فيه فوات استمتاع م ر ..(3)

(1) См.: Фатх ар-Рахман, шарх Зубад ибн Раслян, с. 258

(2) См.: Фатх аль-бари Шарх сахих аль-Бухари, т. 10, с. 365

(3) См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширавани), т. 4, с. 119

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть — нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе»[1].

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘» [2]. Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам)[3]. Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам»[4]. Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно[5].

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн)[6], а не запретности (харам)[7]. По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут[8], например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия[9], в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет[10]. Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот — из них»[11].

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете»[12]. И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове»[13]. Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской[14].

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове[15], не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» (Св. Коран, 48:27).

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч»[16]. В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч»[17]; «длина волос Пророка была до мочек ушей»[18]; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)»[19]. Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл[20]. В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы»[21].

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]»[22]. Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла[23].

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха»[24].

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты — определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»[25]

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

[2] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

[3] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

[5] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

[6] Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

[7] Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

[8] Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

[9] Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

[10] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

[12] Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

[13] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

[14] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

[15] Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

[16] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

[17] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

[18] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

[19] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

[20] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

[21] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

[22] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

[23] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

[24] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

[25] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

أكْرِمْ شَعَرَكَ وأحْسِنْ إلَيْهِ

( ن ) عن أبي قتادة .

121 8 - Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ухаживай за своими волосами должным образом и хорошо относись к ним!» Этот хадис передал ан-Насаи со слов Абу Къатады.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1218, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 500.

«Ухаживай за своими волосами должным образом» – то есть, сделай так, чтобы у них был опрятный вид, чтобы они не были грязными и удаляя то, что может послужить причиной появления в них вшей.

«и хорошо относись к ним» – расчесывая и умащая их маслом при необходимости или время от времени. К ухаживанию за ними относится и закапывание того, что выпало из волос. В «аль-Фирдаус» сказано, что у Абу Къатады были длинные и жесткие локоны, которые он умащал маслом два раза в день. См. «Файдуль-Къадир» 2/97.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого есть волосы, пусть ухаживает за ними» Передал Абу Дауд, 4163, назван хасан аль-Хафизом ибн Хаджаром в Фатхуль-Бари, 10/368, назвали также хорошим: имам Ас-Сахави, имам Ан-Навави, шейх Альбани.

от Аиши, да будет доволен ей Аллах, что она сказала: «Я расчесывала волосы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда у меня были месячные.» Передал Бухари, 291.

О запрете расчесываться каждый день без нужды.

Cообщается , что Хумайд аль-Химйари , он Ибн Абду-р-Рахман , сказал : Я встретил одного человека из числа тех , кто сопровождал его Абу Хурайра. Он сказал: « Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует , запретил нам расчесываться каждый день или мочиться в местах купания. Шейх аль-Албани сказал достоверный хадис.
Смысл хадиса в том, что не следует расчесываться все время и даже без нужды, будь человек в пути или дома, чтобы не утруждать себя, и нет в этом разницы между расчесыванием волос и бороды. Также это может привести к изнеженности мужчины.

О не желательности ходить с не расчесанными волосами.

Сообщается, что ’Ата ибн Йасар, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «К Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один человек с не начесанными волосами и неопрятной бородой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал ему знак, как бы повелевая привести в порядок волосы и бороду. Он сделал это и вернулся, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заметил: «Разве так не лучше, чем то, что один из вас приходит с нерасчесанными волосами, подобно шайтану?»» Этот хадис передал Малик.

О дозволенности отращивать длинные волосы.

Пришло от Анаса, да будет доволен им Аллах, что волосы Пророка да благословит его Аллах и приветствует, доходили до его плеч. Передал Бухари, 5563, Муслим, 2338.



Также Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах сказал: «Волосы Посланника Аллаха заканчивались между его ушами и плечами.» Передал Бухари, 5565, Муслим, 2338.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Нет проблем в том, чтобы отращивать длинные волосы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, носил волосы, которые иногда доходили до его плеч. И хотя вместе с тем, что в основе в этом нет проблем, тем не менее это зависит от традиций и обычаев. Если утвердились традиции на том, что это не делается ни кем, кроме определенной группы, которая традиционно известна как падшая в глазах людей, тогда порядочные люди и люди с хорошим характером не должны отращивать длинные волосы, потому что по традиции люди считают, что это делается только людьми низкого положения и аморальными. Поэтому вопрос отращивания мужчинами длинных волос — это нечто разрешенное, но это подчиняюшееся традициям и обычаям людей. Если обычай таков, что все категории людей, благородные и низкие в равной степени, отращивают длинные волосы, то нет ничего плохого в этом, если же это делается только низкими людьми, тогда люди чести и высокого положения не должны делать этого. Никто не должен отвечать на это говоря, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который был самым благородным из людей и самым высоким по положению, отращивал длинные волосы, потому что мы видим, что отращивать волосы — это не Сунна и не вопрос поклонения, напротив, это вопрос следования за обычаями и традициями» См. «Фатауа Нур 'аля Дарб»

Умащение головы и бороды мужа благовониями.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Я умащала пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лучшими благовониями, какие только он мог найти, пока не видела, что от этих благовоний его волосы и борода начинали блестеть». ( Сахих аль- Бухари)

Оставление седых волос .

Это относится как к голове, так и бороде, как к мужчинам, так и женщинам.
Сообщается, что ’Амр ибн Шу’айб передал со слов своего отца и деда, да будет доволен ими всеми Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не выщипывайте седые волосы, поистине, они являются светом верующего. Верующий не станет седым в исламе без того, чтобы Аллах не записал для него из-за этого благого дела, поднимает его в степени и стирает из-за этого один из его грехов». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Передают, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы не любили, когда человек выщипывал белые волосы со своей головы и бороды». Этот хадис передал Муслим

Изменение цвета седых волос, используя хну, красную, желтую и т. п. видов красок

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иудеи и христиане не окрашивают (волосы), так отличайтесь же от них». Этот хадис передала «группа».
Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшее, что можно использовать для окрашивания седины - это хна и катм». Этот хадис передала «группа».

О дозволенности окрашивания волосы в черный цвет на джихаде.

И согласились все ученые на разрешенности этого. Сказал Хафиз Ибн Хаджар (да будет доволен им Аллах): "И исключаются из этого, т.е. из запрета на окрашивание в черный, муджахиды по иджма" (см. «Фатхуль Бари», 6/499) И причина этого - устрашение врага.

О запрете использование окрашивания в черный для обмана и сокрытия

Как делают это женщины перед помолвкой, скрывая свой истинный внешний вид или возраст. И это запретно и порицаемо по иджма. Сказал имам Мубаракфури (рахимахуЛлах): " И это, т.е. окрашивание в черный с целью скрытия и обмана - харам по согласию ученых". (см. «تحفة الأحوذي», 5/360)
И причина этого - хадис: "Кто обманывает нас - тот не из нас" (Хаким, 2156, Ибн Маджа, 2225, Ибн Хиббан, 1107, и др, сказал Альбани: «Сахих)

Оставление прядей волос во время бритья головы.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил “каз‘”».
Передатчик (этого хадиса) сказал:
«“Каз‘” — это оставление в разных местах прядей волос во время бритья головы ребёнка», указав при этом рукой себе на лоб и на обе стороны головы.
( Сахих аль-Бухари)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал выбривать волосы в одном месте и оставлять в другом, он запретил пучки, пряди и хохлы.
Ибн ’Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Или сбривайте все или оставляйте все". Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Дауд и ан-Насаи.

Говорит шейх алляма муфтий Саудии Мухаммад ибн Ибрахим Алю Шейх:
. "А что касается того что делают сейчас некоторые мусульмане, стригут часть и оставляют часть. то это есть казъ (стрижка части головы) от которой запрещал посланник Аллаха и их виды:
1) Стригут одни места и оставляют другие.
2) Стригут середину и оставляют по бокам.
3) Стригут по бокам и оставляют по середине.
4) Стригут переднюю часть и оставляют заднюю.
5) Стригут заднюю часть и оставляют переднюю.
6) Стригут часть волос с боку головы и оставляют другую

Укорачивание женских волос.

тТо, что запретили ученые в вопросе укорачивания волос для женщин, то это нижеследующие случаи:
1.Если она тем самым наряжается для посторонних мужчин.
2.Если она делает это, уподобляясь неверующим или же порочным женщинам.
3.Если она тем самым уподобляется мужчинам.
4.Если ее будет стричь посторонний мужчина, как это делается в салонах «греха».
5.Если она делает это без соизволения мужа.
То, что делает запретным укорачивание в данных случаях понятны и нет в них сомнения, и мудрость запрета в этих случаях так же понятна.

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз сказал:
"Мы не знаем ничего (плохого) об укорачивании волос женщины. Запрещено только брить их, женщина не должна брить волосы на голове, но стричь их из-за длины или густоты, то мы не видим в этом греха. Но способ должен быть хорошим, то есть согласие на это ее мужа, и чтобы не было в этом подражание не мусульманкам. А брить же их полностью запрещено кроме, как по болезни или уважительной причине" ("Женские фатвы" 165)

Шейх Салих аль-Фаузан сказал:
"Волосы на голове у женщины - красота для нее, требуется только следить за ними, поправлять их для красоты и ухаживать за ними в пределах дозволенного. Также требуется скрывать их от посторонних мужчин, не являюшихся родственниками (махрамами). но легкомысленное отношение к ним всякими стрижками или делать их похожими на голову мужчин или уродовать их облик изменение их цвета без надобности - это все не дозволено

Хукм отрезания волос надо лбом (челка)

Вопрос: Каков хукм относительно стрижки, которую делают некоторые женщины, когда они отрезают волосы надо лбом и оставляют пряди волос свисать над ним (то есть в виде челки)?
Ответ: Хвала Аллаху.
Если намерение этого в подражании женщинам кафиров, то это харам, потому что подражание немусульманам – харам. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто подражает какому-то народу – тот из них». Но если намерение не было в том, чтобы подражать кафирам, но это один из новых обычаев, распространенных среди женщин, тогда это то, что считается украшением, которым женщины могут украшаться для мужа или чтобы появляться перед своими родственниками и выглядеть привлекательно перед ними, и тогда мы не видим в этом ничего плохого.
Аль-Ляджна ад-Даима лиль-Ифта, часть 3, стр. 881

О запрете делать прически во время траура.

По причине запрета Посланника Аллаха причесываться во время траура, который пришел в риваяте хадиса у Ан-Насаи (3536, шейх Альбани назвал достоверным).

Сказал шейх Мухаммад Ан-Наджди: «Скорее всего, запрещается делать изысканные прически, смазывая волосы ароматическими маслами и т.п. Абу Мухаммад ибн Хазм писал: "Женщина в трауре не должна делать причесок, но ей разрешается просто расчесывать волосы гребешком" см. «Аль-калиматуль байинат фи ахками хиддадиль муминат», 10

Разрешено ли мухриму расчесывать волосы?
Ответ
Вся хвала Аллаху.

Ибн Усеймин сказал:
«Мухриму не следует расчесывать волосы, потому что паломнику следует выглядеть неопрятным и не ухоженным. Нет ничего неправильного в том, чтобы вымыть волосы, но при расчесывании волосы могут упасть. Но если волосы упадут непреднамеренно, например в результате протирания головы или почесывания головы, то в этом случае нет греха, потому что он не преднамеренно удалил у себя волосы. Необходимо отметить, что в отношении запрещенного в ихраме, если они совершаются по ошибке или по забывчивости, то нет греха на человеке в этом случае, потому что Аллах сказал (перевод смысла):

«Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах – Прощающий, Милосердный.» (33:5)
«Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» (2:286)
И Аллах сказал: «Я поступлю так»

Фатава аркан аль Ислам, стр. 521-522

Следует ли брить голову новорожденной девочке?

Следует ли при рождении брить голову девочке? Можно ли делать это с целью, чтоб сделать волосы сильнее?
Ответ

Хвала Аллаху.
Это не является сунной, чтоб брить волосы у девочки на седьмой день (как в случае с мальчиками). Что касается повода, упомянутого в вопросе, если это действительно так, то в общем ученные полагают, что брить голову девочке - макрух. Но следует отметить, что если это сделает волосы толще и они будут лучше расти, тогда нет ничего неверного с этим, т.к. действие макрух более не считается таковым, если есть причина для этого действия.

Шейх Ибн Усеймин, Маджму ат Асилят тахум вль-Усрат аль-Муслима, стр. 147

Ошибки совершаемые во время обривании головы во время хаджа и умры

Среди ошибок совершаемых при обривании головы следующие:
1. Некоторые люди бреют часть головы полностью и оставляют другую часть. Я видел это своими глазами. Я видел мужчину совершавшего Саи между Сафа и Марва, и он обрил правую часть своей головы, но на левой оставил волосы. Я схватил его и спросил: «Почему ты сделал это?» Он ответил: «Я сделал потому что я хочу сделать Умру дважды, поэтому обрил правую часть для первой умры и оставил другую половину для другой» Это невежество и заблуждение.
2. Некоторые люди выходя из ихрама для умры, обрезают волосы только на одной стороне. Это противоречит внешнему смыслу аята, в котором Аллах сказал:
«Вы побреете головы и подстрижетесь, не испытывая страха.» (48:27)
Подстригание волос должно быть на всей голове. Известно, что подстригание одного или двух волос не оказывает эффекта на внешний вид паломника, который совершил Умру. И это идет в разрез внешнего смысла аята.
Средством избавления от этих ошибок является то, что при обривании головы следует обривать всю голову, и при подстригании волос следует подстригать всю голову.
3. Некоторые люди, завершив Саи, если они не находят кого-либо для того чтобы побрить их головы или подстричь волосы, возвращаются в свои дома и выходят из ихрама и одевают обычную одежду и затем подстригают волосы или обривают головы. Это серьезная ошибка, потому что человек не может выйти из ихрама без обривания головы или без подстригания волос, как сказал пророк, во время Прощального Хаджа, он приказал сподвижникам которые не принесли жертву, что бы они сделали это, и он сказал: «Пусть они подстригут волосы и затем выйдут из ихрама» (Бухари (1691) Муслим (1229). Это указывает на то, что нельзя выходить из ихрама, до того как будут подстрижены волосы.

Основываясь на этом, если паломник завершил Саи и не может найти кого либо подстричь волосу, ему следует оставаться в ихраме, пока он не обреет голову или не подстрижет волосы. Не разрешено выходить из ихрама до этого.
Если человек сделал это по причине не знания и вышел из ихрама без обривания головы или подстригания волос, считая, что это разрешено, то на нем нет осуждения, по причине невежества, но если он узнает об этом, то ему следует одеть ихрам, потому что не разрешено выходить из ихрама, зная что это запрещено. Затем ему следует побрить голову или остричь волосы, и затем он может выйти из ихрама»

Из Далиль аль Ахта аллати йага фиха аль Хадж Валь Мутамир (Ошибки совершаемые паломниками во время Хаджа и умры

СОВРЕМЕННАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ. ЧТО ДОЗВОЛЕНО МУСУЛЬМАНКЕ?
В сегодняшней статье хочу немного разъяснить сестрам,которые пользуются всевозможными процедурами в салонах красоты, а также научить братьев, которые переживают, что их жены, сестры могут совершать грех, посещая например, парикмахера или косметолога.

Хочу объяснить какие процедуры и действия в салонах красоты дозволены по шариату а какие под запретом.

В Исламе не существует полного запрета на улучшение внешнего вида, как мужчинам, так и женщинам. Более того, в некоторых ситуациях Ислам рекомендует, а в некоторых обязывает украшать себя, например, в отношениях между мужем и женой. Некоторые рекомендации я уже давал в этой статье . Если поддерживать привлекательность свою в глазах супруга или супруги, это только укрепит брачные отношения.

Ислам призывает поддерживать опрятный, презентабельный внешний вид.

В целом, улучшение внешнего вида в Исламе разрешено, но существуют некоторые нюансы, которые являются запрещенными.

В наши дни индустрия красоты стала одной из самых востребованных во всем мире. И многое навязывается из СМИ, поэтому нужно быть внимательным и не поддаться на рекламу, а здраво рассуждать с точки зрения дозволенности по шариату.

В первую очередь нужно всегда задаваться вопросами:

  • Будет ли какое- либо действие подражанием неверным ( рекламе), безнравственным людям;
  • Не несет ли изменение внешнего вида неестественный что приведет к изменению того, как создал Аллах человека.

Если однозначно не сможете ответить на какой либо из вопросов , то значит напрашивается вывод, что это будет не дозволено!

Давайте разберем самые распространенные процедуры в салонах красоты, которые пользуются наибольшей популярностью:

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ, что все процедуры, которыми вы собираетесь воспользоваться, категорически запрещено,чтобы проводились противоположным полом.

1. Стрижка и укладка волос на голове;
Женщинам разрешается делать укладку и стрижку волос, если это не приводит к тому, что прическа по своему стилю или длине волос начинает напоминать мужскую.


Укладка волос разрешается по собственному усмотрению, вкусу, главное чтобы выходя из салона мусульманка покрывалась и прятала от посторонних глаз свою красоту. Опять же есть такой нюанс, во все салоны красоты есть доступ и для мужчин и для женщин. В таком случае, попросите мастера-парикмахера или другого сотрудника салона проводить вам процедуру либо в отдельном кабинете, либо за ширмой( которые есть в любом салоне красоты) , чтобы посторонние мужчины не смогли увидеть вас непокрытой. Благо, что в последнее время получили распространение мусульманские салоны красоты, где обслуживаются только женщины, а также появились мужские салоны (барбершоп). В таких салонах можно быть спокойной и вы не столкнетесь с противоположным полом в самый неподходящий момент.

2. Окрашивание волос;

Разрешается красить волосы, если они не будут окрашены в полностью черный цвет, а также в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной. Покраска волос в полностью черный цвет была запрещена Хадисом.


Покраска волос в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной (фиолетовый, синий и т.д.), запрещена из-за уподобления бесстыдным людям.

3. Наращивание волос;

В Исламе не приветствуются любые изменения, связанные с использованием искусственных средств и внешнего вмешательства.


4. Наращивание ресниц;

Если вы хотите нарастить ресницы, используя натуральные (кроме человеческих) или искусственные волосы, которые являются чистыми, чтобы приукрасить себя перед мужем, то это дозволено.(например, одноразовые ресницы, которые легко клеятся и снимаются). А если же хотите этим приукрасить себя перед посторонними мужчинами, то это запрещено.


А также нельзя забывать что, клей, которым присоединяются ресницы для длительного ношения не пропускает воду, то есть омовение будет считаться недействительным и как следствие и намаз тоже.

5. Коррекция и окрашивание бровей и ресниц;

Изменение формы и выщипывание бровей. Это запрещено, поскольку носит инородный характер, то есть происходит вмешательство в естественную форму бровей.

Факихи говорили, что изменение формы бровей запрещено из-за данного хадиса и причины изменения того, что Аллах сотворил в качестве нормы. Поэтому если брови у женщины нормальны, не разрешается изменять их форму, подрезать и утончать их.


Если брови у женщины чрезмерно велики или густы, то дозволено убирать торчащие волоски, выходящие из общего ряда. Чтобы придать опрятный и ухоженный вид. Кстати, с разрешения мужа, можно красить хной ресницы и брови или сурьмой.

6. Маникюр и педикюр (шеллак, наращивание ногтей) Маникюр и педикюр (гигиенический классический), то есть чистка, подпиливание, шлифовка ногтей разрешены, даже обязательны. Так как каждая мусульманка должна быть опрятна. А вот нанесение лака для ногтей не является дозволенным,именно, при совершении омовения, так как лак не пропускает ни воздух ни воду и омовение не будет считаться действительным. Если же вы можете перед каждым омовением перед обязательным намазом удалять с ногтей, то это разрешено.


А вот период хайда(менструации) и нифаса(послеродового кровотечения) женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем и в это время полностью разрешено нанесение лака на ногти во время маникюра. То же самое относится и к нанесению шеллака или наращиванию ногтей. И пока этот период не закончится можете лак не смывать и носить накладные ногти. В остальные же дни можно пользоваться хной для окрашивания ногтей, она не препятствует проникновению воздуха и воды.

7. Эпиляция( восковая, сахарная( шугаринг))
Восковая эпиляция области бикини и удаление волос с тела клиента. Удаление волос с аурата не допускается. Это касается области от груди до коленей. Поэтому удаление волос в этой области, в том числе с бедер и лобка клиента, запрещено. Такую эпиляцию женщины должны делать себе сами, не обращаясь к посторонним. Давать возможность посторонним удалять волосы с этих частей тела – вершина бесстыдства.


Нет никакого греха в том, чтобы удалять волосы клиентов с частей тела, не входящих в аурат: например, нежелательных лицевых волос (за исключением бровей), волос на руках, ступнях ног и т.д. Те же нормы применимы и к лазерной эпиляции.

В конце статьи, хочу заметить, что мы акцентировали свое внимание на самых распространенных процедурах, предлагаемых в салонах красоты. Если, вас интересуют какие-либо еще процедуры и их дозволенность в Исламе, то пишите вопросы в комментариях. В следующей статье обязательно их разберем тоже.

Если вам понравилась эта статья и была полезной, пожалуйста поддержите лайком👍

А также вы можете ознакомиться с остальными статьями на нашем канале:

Читайте также: