Форма прически и от чего зависит определение ее создания

Опубликовано: 11.05.2024

3. Форма причёски. Ее характеристика

История прически дает множество примеров формы, то простой и подчеркнуто рациональной, то сложной и богато декорированной. Форма является функцией содержания, следовательно, зритель, воспринимая и эстетически оценивая форму прически, одновременно практически воспринимает и ее содержание.

Чтобы осознанно заниматься формотворчеством, чтобы технологические процессы формообразования имели четкую направленность на заранее намеченную цель, парикмахер-модельер должен изучить объективные свойства

формы вообще и свойства прически как объемно-пространственной формы в частности.

Общеизвестно, что эмоции, возникающие при созерцании и оценке предметов, часто объясняются тем, что их форма, очертания, цвет, фактура, расположение в пространстве относительно трех координат или по отношению к другим предметам вызывают в нашем сознании представление о покое или движении, взлете или падении, легкости или тяжести и т. п. При описании формы, особенностей ее поверхности или элементов, ее составляющих, очень часто пользуются эмоциональными оценками. Так, линии определяются как вялые и напряженные, форма - строгая, компактная или, напротив, рыхлая, неконкретная, возможно острое решение формы или, наоборот, монотонная, унылая ее организация. Эти эмоциональные оценки связаны с определенными настроениями, которые возникают по ассоциации, аналогии или контрасту.

Геометрические линии, показанные на рис. 18, вызывают различные эмоции: линия на рис. 18, а явно выражает стремление вверх, взлет, тогда как линия на рис. 18, б столь же явно демонстрирует движение вниз, падение; горизонтальная линия на рис. 18, в вызывает ощущение покоя, волнообразная же наклонная линия на рис. 18, г, напротив, - некоторую неустойчивость, текучесть; линия на рис. 18, д - напряженная, а на рис. 18, е - явно вялая.


Рис. 18. Эмоциональное содержание линии: а - стремление вверх; б - движение вниз, падение; в - ощущение покоя; г - неустойчивость, текучесть; д -
напряженность; е - вялость


Изображенные на рис. 19 треугольники вызывают совершенно различные впечатления: треугольник на рис. 19, а - уравновешенность, спокойствие, другой же, остроконечный, треугольник (см. рис. 19, б) динамично устремлен вверх.


Рис. 19. Треугольники, вызывающие ощущение уравновешенности (а) и динамичности (б)


Два совершенно одинаковых по очертаниям треугольника дают представление об общепринятых метафорах "легкая" и "тяжелая" форма (рис.
20).


Рис. 20. Легкая и тяжелая формы одинаковых по очертанию треугольников

Эмоциональные свойства формы (объема) прически возникают (складываются) из деталей, ее составляющих, каждая из которых имеет определенный геометрический вид, очерченный линиями, выражающими определенный эмоциональный характер. Да и сам объем прически в той или иной степени приближается по форме к геометрическим телам: шару, цилиндру, конусу и т. п., каждый из которых в свою очередь может вызывать различные эмоциональные отношения.

Было бы наивно сводить все эмоциональные и эстетические качества модели к ее геометрическим особенностям, но свойства прически как объемнопространственной формы складываются из составляющих ее элементов, которые и являются первичным материалом в работе парикмахера-модельера. Поэтому, рассматривая прическу как объемно-пространственную форму, нужно прежде всего иметь в виду следующие ее свойства:

1) геометрический вид формы и ее частей;

2) величину формы и ее частей;

3) массу формы и ее частей;
4) цвет и фактуру.

Указанные свойства характеризуют форму, конечно же, только в своей совокупности, мы же рассмотрим их по отдельности, по возможности отмечая их связь и взаимовлияние.


Оглавление

Главная цель Академии ESTEL – повышение уровня профессионального образования парикмахеров и вовлечение. мастеров в мир творчества. Новые знания станут толчком к реализации самых разнообразных замыслов и оригинальных творческих идей. Академия ESTEL – это профессиональная поддержка парикмахерского искусства и искренняя заинтересованность в росте мастерства парикмахеров. В Академии ESTEL ценят и уважают индивидуальность каждого парикмахера и дают возможность развития и продвижения.

Академия ESTEL – это высокие стандарты качества образования во всех сферах парикмахерского искусства. Мы всегда смотрим в будущее, опережая время.

АДАПТАЦИЯ

Подбор прически к внешности клиента

Среди ваших клиентов будут люди разного социального происхождения, внешности и привычек. В ваших глазах их всех будет объединять наличие глаз, ушей, рта, лба и подбородка, конкретным расположением которых люди отличаются друг от друга.

Подбор прически предполагает ее приспособление ко внешности клиента с целью наиболее выгодно подчеркнуть его индивидуальность и лучшие черты. При выборе прически следует учитывать анатомические особенности человека: форму головы, телосложение, рост и вес.

Умение правильно визуально оценить внешность клиента поможет вам идеально подбирать прически.

Адаптация

При выборе прически важно уметь анализировать форму головы и лица, чтобы определить ваши действия для выполнения идеальной модели.

Телосложение


Выбирая прическу, правильно оцените внешность клиента. Прическа не должна нарушать пропорции человека (рост, объем, излишняя полнота или худоба подразумевают внесение изменений в модель прически). Помните, что мужская фигура и черты лица отличаются от женской.

Другими словами, длинные волосы могут выгодно подчеркнуть высокий рост, и, наоборот, представить в невыгодном свете людей маленького роста. Точно так же короткие стрижки, хорошо смотрящиеся на людях невысокого роста, подойдут не каждому высокому.

Форма лица


Анализируя форму лица, обращайте внимание на его ширину, вытянутость, дефекты или диспропорции. Идеальной формой лица считается овальная форма. Однако существует много других форм лица (квадратное, треугольное, круглое и т.д.).

При выборе прически для конкретного клиента вы должны руководствоваться индивидуальностью клиента и современными направлениями моды.

Подумайте, как можно создать иллюзию идеальной формы лица: что выгодно подчеркнуть, а что лучше скрыть.

Квадрат


Квадратные голова и челюсть делают лицо широким. Применяйте асимметричную прическу, либо симметричную с увеличенным объемом на макушке. Направляйте волосы к вискам и к челюсти. Адаптированная таким образом форма будет направлена вверх.

Треугольник (груша)


Узкий лоб и широкая челюсть. Чтобы расширить лоб, частично прикройте его. Направляйте волосы вверх и в ширину.


Округлые граница волосяного покрова и подбородок создают широкое лицо. Чтобы удлинить форму, прикройте слегка границу волос и челюсть. Направляйте волосы вверх.

Обратный треугольник (сердце)


Широкий лоб и узкая челюсть. Для уменьшения ширины лба сделайте косой пробор. Направляйте волосы вниз и в стороны.

Профили

Анализируя черты лица, не забудьте обратить внимание на профиль. Правильным (идеальным) считается прямой профиль.

Выпуклый профиль


Характеризуется выступающим вперед носом и менее выдающимися лбом и подбородком. Чтобы скрыть эти недостатки, подберите прическу с объемной формой волос надо лбом.

Вогнутый профиль


Для этого типа характерен выступающий подбородок, скрыть который поможет мягкая челка. Волосы в прическе должны быть направлены вверх. Не создавайте больших объемов в зоне лба – это только сильнее подчеркнет проблемную зону (подбородок).


Как правило, оценить форму лица и головы не представляет сложности. Однако иногда настоящая форма головы может показаться иной за счет стиля прически, который клиент носит в настоящее время. Если у вас возникли сомнения, руками прощупайте форму головы и оцените возможные проблемные зоны. На рисунке прическа позволяет скрыть плоский затылок.

С возрастом анатомическое строение человека меняется. То же касается и черт лица. Возрастные изменения (от детства к старости) постепенны. В определенные периоды может появляться угловатость/заостренность или, наоборот, округлость форм. Понимание этих особенностей поможет вам лучше подобрать прическу для своего клиента. Для пожилых людей, например, лучше подойдут прически с волосами, убранными с боков.

Конечно, не следует забывать и об ушах. Наиболее проблемными считаются большие и оттопыренные уши. Если стрижки, при которых волосы закрывают уши, не подходят для вашего клиента, можно попробовать создать больше объема над ухом и тем самым скрыть дефект.

Не забудьте учесть, носит ли ваш клиент очки, временно или постоянно. Обратите внимание на форму очков и как они сидят на лице.

Шея и плечи

Наряду с формой лица, важно проанализировать длину шеи и ширину плеч для правильного соблюдения пропорций.


Существует 4 основных типа причесок, и каждый из них подбирается парикмахером в соответствии с типом лица клиента. Некоторые (обратный и ацентральный) подходят как мужчинам, так и женщинам. Другие (концентрированный и фронтальный) применимы только для причесок представительниц прекрасной половины человечества.

Выбор формы прически зависит от размеров и очертаний черепа. В основном, этот параметр субъективен – здесь во многом опираются на объемного восприятие.


Создание прически — безусловно, процесс творческий. Однако если парикмахер будет просто размахивать ножницами, бездумно отстригая прядь за прядью, клиент вряд ли останется доволен работой.


В основе любой прически лежит целый ряд параметров, которые необходимо учитывать парикмахеру.

Различают 4 основных типа причесок: ацентральный, или ниспадающий; обратный; концентрированный; фронтальный, или передний.


При укладке феном с насадкой-концентратором очень удобно пользоваться цилиндрической расческой с металлическим основанием, так как она при нагреве горячим воздухом дополнительно завивает волосы.

  1. Типы причесок для мужчин и женщин
  2. Форма (объем) прически
  3. Силуэт прически (силуэтная форма)
  4. Ритм прически (чередование элементов)
  5. Пропорции в прическе (соотношение деталей)
  6. Композиция прически
  7. Композиционный (главный) центр прически

Типы причесок для мужчин и женщин


Обратный тип прически. Все волосы в такой прическе располагаются от лица к затылку. Чаще всего такой тип прически выбирают мужчины. Однако, этот тип подходит и женщинам. Как и ацентральные, обратные прически могут быть выполнены как на длинных волосах , так и на коротких.


Концентрированный тип прически. Вся масса волос, в концентрированной прическе, в том числе волосы нижней части затылка и шеи, направляются от краевой линии роста к макушке. Выполнить такую прическу можно только на длинных волосах, поэтому ее делают только женщинам.


Ацентральный, или ниспадающий тип прически. Волосы направлены по естественному росту: от макушки в разные стороны. Длина волос значения не имеет, такой тип прически можно делать как женщинам, так и мужчинам.


Как видно выше на фото, этот тип прически обязательно выполняется с челкой, поэтому передняя часть волос в любом случае короче остальной массы.


Фронтальный, или передний тип прически. Волосы в таких прическах направлены от затылка на лоб. Чтобы фронтальная прическа получилась удачной, волосы нижней части затылка и шеи должны быть достаточно длинными. Тогда они будут доходить до темени, а потом плавно перетекать в короткую челку. Фронтальные прически выполняются очень редко, в основном в качестве конкурсных работ, и подходят они только женщинам.


Композиция прически — это расположение ее составных частей. Она складывается из объема, силуэта и пропорции. Композиция прически может быть объемной и плоскостной.

Форма (объем) прически

Форма прически — это ее объемное, трехмерное восприятие. Одна из важнейших составляющих формы — ее геометрический вид (например, куб, шар). Этот параметр зависит от высоты, ширины и глубины прически.


Форма (объем) прически составляется из ее элементов и деталей, каждая из которых имеет собственные очертания. Объем прически зависит от размера головы.


Совокупность элементов прически составляет ее общий объем и выражает эмоциональные свойства ее формы.


Моделируя прическу, необходимо обращать внимание на то, как соотносится ее объем с фигурой, формой головы, лица, шеи. Объем прически — показатель субъективный, зависящий, в первую очередь, от веяний моды.

Обратите внимание на фото: формы причесок в разное время были различными — то компактными, то расплывчатыми, то приплюснутыми, то сверхобъёмными, то легкими, то тяжелыми:



Современная мода допускает самые разнообразные степени объема прически.

Силуэт прически (силуэтная форма)

Силуэт прически — это ее двухмерное восприятие, которое представляет собой плоскостную фигуру, ограниченную четкими контурами. Силуэт мы наблюдаем, когда смотрим на прическу в профиль и анфас. Парикмахеры обычно используют термин «силуэтная форма прически». Она может быть квадратной, треугольной, круглой и т. п.


Силуэт прически выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей внешности и модных тенденций.


Поверхность и контуры формы прически состоят из линий прически. Они образуются элементами и деталями прически. Линии отражаются на эмоциональных свойствах прически.


Например, прямые линии пробора, челки, контура создают впечатление строгости и четкости. Локоны, завитки и другие элементы с ломаными линиями создают легкомысленный, кокетливый, мягкий образ.

Ритм прически (чередование элементов)

Ритм прически — еще одна важная составляющая ее композиции. Ритм — это определенный порядок чередования отдельных элементов прически и расстояний между ними.


Эта характеристика прически влияет на зрительное восприятие ее объемной формы. Разнообразные ритмы влияют на степень динамичности формы. Например, неожиданно прерывающееся ритмичное чередование определенных линий создает ощущение статичности, а значит, нарушает гармонию прически.

Пропорции в прическе (соотношение деталей)


Пропорции в прическе — это соотношение деталей, элементов, объема, линий и размеров прически между собой и с фигурой человека. В разделе о выборе прически в зависимости от фигуры приводились примеры того, как неудачно выбранная стрижка визуально делает человека непропорционально сложенным.


Моделируя прическу, надо учитывать, как голова вместе с прической соотносятся с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтов одежды.


Существует «золотая» формула: голова вместе с прической должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза.

Композиция прически

Для композиции прически важны такие характеристики, как симметрия, асимметрия и контраст.


Симметрия достигается за счет одинакового расположения одних и тех же элементов относительно определенной точки или оси. Благодаря симметрии, композиция получается уравновешенной.


Асимметрия противоположна симметрии, а значит, достигается она за счет разного расположения одинаковых элементов относительно воображаемой оси или точки.


Асимметрия придает прическе динамизм, новизну, оригинальность. Кроме чисто художественного значения, она несет и практическую пользу: позволяет скрыть некоторые дефекты строения головы и лица.


Асимметрия достигается при стрижке, окраске или моделировании объемной формы прически. Главное, чтобы асимметричная форма была композиционно уравновешена.


Контраст — это противопоставление и одновременно сосуществование различных форм прически. Например, часть прически может быть более объемной по сравнению с другой частью. Контраст может проявляться и в цвете прически. Контрастные прически всегда динамичные, стильные, неожиданные.


Сочетая симметрию, асимметрию и контраст, парикмахер создает различные образы, разные стили причесок.


Если при укладке волос феном вы используете средства разного назначения (для объема, фиксации, гладкости и т. д.), то термозащитное средство наносите в последнюю очередь.

Композиционный (главный) центр прически

У прически обязательно должен быть композиционный центр — главная часть, где соединяются все элементы. Композиционный (главный) центр в прическе доминирует, на нем делается акцент.


В этой роли может выступать любой элемент или любая часть прически: челка, пучок, украшение. В сложных моделях причесок допускается присутствие нескольких взаимосвязанных композиционных центров.


Композиционный центр должен органично сочетаться с другими элементами прически посредством пропорций, ритма, пластичности, цвета, соразмерности частей, использования украшений.

Это удивительно, насколько сильно прическа или стрижка могут изменить человека. При этом правильно подобранная прическа не только оказывает влияние на внешность, подчеркивая природную красоту лица, она способна придать уверенность в себе, повлиять на собственное поведение и впечатление, которое мы производим на окружающих. Прическа помогает подчеркнуть серьезность или торжественность момента, сделать образ расслабленным или солидным.

Прическа — это один из наших инструментов. Если научиться его правильно использовать, то можно создать нужный образ, работающий на нас.

Выбор прически зависит от множества факторов, и для того, чтобы найти идеальный вариант, нужно учесть их все, подобрав наилучшее решение именно для себя.

Факторы, которые главным образом влияют на выбор прически:

Тип лица

Овалы, прямоугольники, ромбы и другие геометрические фигуры, которые визуально напоминает очертание вашего лица, называют типом лица. Он оказывает большое влияние при выборе прически.

Наиболее пропорциональным и гармоничным большинством людей воспринимается овальное лицо. Эта эталон, к которому нужно стремиться, корректируя очертание лица.

Впрочем, можно наоборот сыграть на контрасте, и нарушить правила, чтобы вызвать ощущение диссонанса и подчеркнуть необычность своей внешности. Все зависит от ваших стремлений, что для вас важнее: приблизить свое лицо к идеальному или привлечь внимание своей непохожестью.

В любом случае, чтобы научиться нарушать правила, их сначала нужно изучить и научиться ими пользоваться.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

Так, например, короткая стрижка Скарлетт Йоханссон, с поднятой вверх челкой, подчеркнула треугольный тип лица актрисы. Каре длинной до подбородка и косой пробор помогли расширить нижнюю часть лица и прикрыть широкий лоб, сделав лицо более пропорциональным.

Особенности лица и головы

На выбор прически влияет не только тип лица, но и его особенности. Вы должны учесть крупные или тонкие черты лица, форму головы, насколько ваше лицо соответствует золотому сечению, то есть, насколько оно пропорционально (длина и ширина носа, ширина и высота лба и так далее).

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

У Селены Гомес довольно крупные, мягкие черты лица и торчащие уши. Гладкая прическа акцентирует внимание на этих особенностях внешности, а объемная, закрывающая уши — маскирует.

При выборе стрижек и причесок важно учитывать свой рост, чтобы иметь возможность скорректировать его по своему желанию.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

У Риз Уизерспун невысокий рост — 156 см. Длинные прямые волосы подчеркивают миниатюрность актрисы, собранные же волосы помогают избежать акцента на росте.

Тип и особенности телосложения

Параметры фигуры, ее пропорциональность, объемы, структура также имеют значение при выборе стрижек и причесок. Прическа не так хорошо помогает скорректировать фигуру, как одежда, но она способна подчеркнуть ее особенности.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

У Мелиссы Маккарти довольно крупная фигура. Излишний объем волос повторяет пышность форм и привлекает к ним повышенное внимание. Слегка волнистые волосы средней длины с небольшим объемом помогают создать баланс и скорректировать пропорции.

Возраст

Прически, которые будут здорово и интересно смотреться на юной девушке, могут казаться неподходящими или даже нелепыми на женщине постарше и наоборот. Хотя, можно использовать на первый взгляд неподходящую возрасту прическу, чтобы создать экстравагантный или, например, чопорный образ.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

Милли Бобби Браун всего 15 лет. Гладкие, идеально уложенные волосы не портят ее внешность, но с ними Милли выглядит старше и серьезнее. Два пучка, завязанных лентами смотрятся гораздо более игриво и прекрасно дополняют образ 15-летнего ребенка.

Типаж

При подборе прически важно учитывать не только особенности своей внешности, но и то, как она воспринимается окружающими. Можно подобрать вариант, который будет вызывать ощущение гармоничности образа, а можно вызвать у окружающих шок и привлечь дополнительное внимание к своей персоне.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

У Анджелины Джоли зрелый и сексуальный типаж. Короткие рваные стрижки под мальчика диссонируют с ее внешностью и лишают лоска и женственности. Длинные волосы, уложенные мягкими локонами, напротив подчеркивают магнетизм внешности актрисы.

Структура волос и прочие особенности

Идеальную прическу нельзя подобрать, если не учесть насколько длинными могут быть волосы, вьющиеся они или прямые, густые или тонкие, а также состояние кожи головы (склонность к жирности, наличие перхоти и так далее) и общего состояния волос (секущиеся кончики, ломкость и прочее).

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

У Кэмерон Диаз тонкие волосы и длинные прямые пряди подчеркивают это. Легкая небрежность и аккуратные локоны визуально придают волосам актрисы объем.

Работа

В зависимости от того, кем вы работаете, будет меняться и строгость подбора прически. Творческим людям можно позволить поэкспериментировать, более того, даже нужно, чтобы выглядеть ярко. Руководителям важно выглядеть солидно. Психологам располагать к себе. В каждой работе есть своя специфика, своя аудитория и в идеале под нее нужно подстраиваться, чтобы прическа работала на вас и помогала вам двигаться по карьерной лестнице.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

Прически редактора модного журнала и рок-дивы будут отличаться, ведь одной женщине нужно продемонстрировать свою строгость и уверенность, а другой — бунтарство и внутреннюю свободу.

Окружение

Субкультуры — один из самых очевидных примеров, когда мы говорим о влиянии окружения на выбор прически. Но своя внутренняя мода может быть у любого круга общения человека и если человек хочет влиться в коллектив, ему нужно ей соответствовать.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

Келли Осборн начинала свою музыкальную карьеру, придерживаясь стиля поп-панк, что отражалось и на ее выборе причесок.

Настроение, царящее на фестивале Коачелла, отлично передают образы в стиле 60-х и 70-х годов, поэтому на головах гостей часто можно увидеть прически в стиле хиппи и бохо.

Характер

Прическа может отражать ваш истинный характер, если вы хотите найти свой стиль. Или создавать для людей впечатление, что вы обладаете определенными чертами характера, которыми может быть, на самом деле, и не обладаете, если вы создаете свой имидж.

Романтичные локоны для мечтательной девушки, укороченное каре для серьезной бизнес-леди, рваная мужская стрижка для дерзкой байкерши. Укладки и стрижки могут передать абсолютно любые особенности характера. Если вам сложно понять, какая прическа лучше передаст ваш темперамент, обратитесь к киноиндустрии. Как правило, прически персонажей хорошо передают их внутренний мир. Мысленно примеряя образы на себя, вы сможете не только найти свой вариант прически и научиться создавать нужное впечатление на окружающих, но и лучше понять себя.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

В начале карьеры, совсем еще юная Тейлор Свифт предстала перед публикой как романтичная, мечтательная и позитивная девушка. Ее прическа: аккуратные длинные локоны, прекрасно передавала эти черты характера певицы.

После завершения съемок в фильмах про Гарри Поттера Эмма Уотсон коротко обстригла волосы. Актриса заявила, что ей нравится такая длина и с короткими волосами она чувствует себя уверенней и свободней. Хотя сейчас актриса часто возвращается к более длинным стрижкам для различных ролей, по ее словам, короткие волосы нравятся ей гораздо больше.

Предпочтения

Если прическа украшает вашу внешность, то окружающие не смогут понять, соответствует она вашему вкусу или нет. Важно, что вы сами можете чувствовать себя некомфортно с прической, которая вам не нравится. Вам будет казаться, что делает вас тем, кем вы не являетесь. Легкий дискомфорт хоть и не позволяет расслабляться, но уверенности в себе определенно не прибавляет. Поэтому не позволяйте делать выбор за вас.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

От природы у Джулии Робертс прямые волосы. Для роли в фильме «Красотка» ей сделали химическую завивку, чтобы подчеркнуть живой характер героини. Джулии так понравилась прическа, что она долгое время не расставалась с озорными кудряшками. С возрастом актрисе захотелось, чтобы ее образ был более спокойным, поэтому сейчас она отдает предпочтение прямым, чуть подвитым волосам.

Мода — такой же важный элемент, формирующий стиль человека, как и внешность или внутренний мир. В моде есть две крайности: четкое придерживание моды прошлых лет, для создания ретро-образа или соответствие нынешним модным тенденциям. Первый вариант подходит, если хочется обратить на себя внимания. Второй покажет, что вы идете в ногу со временем.

Но моде нельзя следовать слепо, всегда есть большое количество альтернатив, многие прически относятся к классике, которая много лет не выходит из моды. Поэтому если что-то из модного не подходит вашей внешности, возрасту, вкусу или по любому другому критерию, ищите свой вариант, вносите корректировки, играйте в чужую игру по своим правилам.

Как подобрать идеальную прическу. Руководство от имиджмейкера

Дита фон Тиз придерживается ретро-стиля, что выделяет ее среди других селебрити. Именно поэтому она часто делает прически, модные в различные десятилетия прошлого столетия.

Дженнифер Лопес не боится перемен и старается идти в ногу со временем. Совершенно неудивительно, что недавно она сделала модное в последние несколько сезонов каре.

На выбор стрижек и причесок могут влиять и многие другие факторы: климат и время года, образ жизни, национальность, настроение, ситуация… Перечислять можно долго.

Самое важное и, пожалуй, самое сложное, учесть все нюансы и объединить их вместе, так как одни рекомендации могут противоречить другим. Необходимо определиться, какого результата требуется достичь, что важнее: гармоничность образа или его яркость, внутренние ощущения или мнение окружающих, комфорт или красота. Изучив себя и правильно расставив приоритеты, вы сможете найти свои идеальные варианты причесок.

Если вам сложно самостоятельно разобраться, какая прическа вам подходит, закажите у нас услугу подбора прически. Мы учтем все описанные в материале факторы и подберем для вас идеальные варианты стрижек и причесок. До конца сентября на услугу действует скидка! Пишите!

История прически дает множество примеров формы, то простой и подчеркнуто рациональной, то сложной и богато декорированной. Форма является функцией содержания, следовательно, зритель, воспринимая и эстетически оценивая форму прически, одновременно практически воспринимает и ее содержание.

Чтобы осознанно заниматься формотворчеством, чтобы технологические процессы формообразования имели четкую направленность на заранее намеченную цель, парикмахер-модельер должен изучить объективные свойства формы вообще и свойства прически как объемно-пространственной формы в частности.

Общеизвестно, что эмоции, возникающие при созерцании и оценке предметов, часто объясняются тем, что их форма, очертания, цвет, фактура, расположение в пространстве относительно трех координат или по отношению к другим предметам вызывают в нашем сознании представление о покое или движении, взлете или падении, легкости или тяжести и т. п. При описании формы, особенностей ее поверхности или элементов, ее составляющих, очень часто пользуются эмоциональными оценками. Так, линии определяются как вялые и напряженные, форма - строгая, компактная или, напротив, рыхлая, неконкретная, возможно острое решение формы или, наоборот, монотонная, унылая ее организация. Эти эмоциональные оценки связаны с определенными настроениями, которые возникают по ассоциации, аналогии или контрасту.

Геометрические линии, показанные на рис. 18, вызывают различные эмоции: линия на рис. 18, а явно выражает стремление вверх, взлет, тогда как линия на рис. 18, б столь же явно демонстрирует движение вниз, падение; горизонтальная линия на рис. 18, в вызывает ощущение покоя, волнообразная же наклонная линия на рис. 18, г, напротив, - некоторую неустойчивость, текучесть; линия на рис. 18, д - напряженная, а на рис. 18, е - явно вялая.

Рис. 18. Эмоциональное содержание линии: а - стремление вверх; б - движение вниз, падение; в - ощущение покоя; г - неустойчивость, текучесть; д - напряженность; е - вялость

Рис. 18. Эмоциональное содержание линии: а - стремление вверх; б - движение вниз, падение; в - ощущение покоя; г - неустойчивость, текучесть; д - напряженность; е - вялость

Изображенные на рис. 19 треугольники вызывают совершенно различные впечатления: треугольник на рис. 19, а - уравновешенность, спокойствие, другой же, остроконечный, треугольник (см. рис. 19, б) динамично устремлен вверх.

Рис. 19. Треугольники, вызывающие ощущение уравновешенности (а) и динамичности (б)

Рис. 19. Треугольники, вызывающие ощущение уравновешенности (а) и динамичности (б)

Два совершенно одинаковых по очертаниям треугольника дают представление об общепринятых метафорах "легкая" и "тяжелая" форма (рис. 20).

Рис. 20. Легкая и тяжелая формы одинаковых по очертанию треугольников

Рис. 20. Легкая и тяжелая формы одинаковых по очертанию треугольников

Эмоциональные свойства формы (объема) прически возникают (складываются) из деталей, ее составляющих, каждая из которых имеет определенный геометрический вид, очерченный линиями, выражающими определенный эмоциональный характер. Да и сам объем прически в той или иной степени приближается по форме к геометрическим телам: шару, цилиндру, конусу и т. п., каждый из которых в свою очередь может вызывать различные эмоциональные отношения.

Было бы наивно сводить все эмоциональные и эстетические качества модели к ее геометрическим особенностям, но свойства прически как объемно-пространственной формы складываются из составляющих ее элементов, которые и являются первичным материалом в работе парикмахера-модельера. Поэтому, рассматривая прическу как объемно-пространственную форму, нужно прежде всего иметь в виду следующие ее свойства:

1) геометрический вид формы и ее частей;

2) величину формы и ее частей;

3) массу формы и ее частей;

4) цвет и фактуру.

Указанные свойства характеризуют форму, конечно же, только в своей совокупности, мы же рассмотрим их по отдельности, по возможности отмечая их связь и взаимовлияние.

Геометрический вид формы и ее частей. Геометричность прически как объемно-пространственной формы имеет условный характер. Когда речь идет об объемно-пространственной форме какого-либо предмета вообще, на первый план выступает понятие объемности, выражаемое тремя измерениями - высотой, шириной и глубиной. Наибольшей степенью объемности обладают тела, приближающиеся к форме шара или куба. Принимая во внимание, что голова человека является основанием (опорой) прически и сама по себе достаточно объемна, здесь понятие объемности прически приобретает несколько иной характер.

Если взять две модели: прилизанную прическу на голове округлой (шарообразной) формы и пышную, полностью или частично тупированную прическу, пусть менее округлой, более вытянутой формы, то вторая прическа представляется парикмахеру более объемной, так как он ведет отсчет объемности непосредственно от кожного покрова головы.

Говоря об объемности формы прически, следует иметь в виду два основных компонента ее структуры: объем и пространство, поскольку любая форма так или иначе взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно или даже очень сложно. По признаку объемно-пространственного строения прически можно условно подразделить на три большие группы:

1) относительно просто организованные монолитные обтекаемые структуры, примером которых могут служить прическа "паж", полностью заглаженные тупированные прически или прически, полностью проработанные ритмическими волнами;

2) структуры, состоящие из разнообразных деталей типа локонов и им подобных, открытые для вхождения в форму пространства, т. е. структуры, представляющие собой сочетание материала формы и воздуха, где пространство (пустоты) воспринимается как компонент формы;

3) структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Дает представление об объеме прически также и силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм, четко ограниченное контурами.

При оценке объемной формы прически наиболее важны два ракурса: вид прически спереди, со стороны лица, и вид сбоку, поэтому в работе парикмахера-модельера чаще других используются два силуэта - анфас и профиль.

Общая форма прически и ее силуэт сами по себе могут дать представление об идее прически, ее назначении и художественном замысле. Кроме того, контурные линии, ограничивающие силуэт, являют собой рамку, заполняя которую деталями, можно еще более выразительно выявить идейно-художественную сущность модели, усиливая декоративность ее решения.

Форма прически характеризуется также поверхностью. Поверхность формы по геометрическому характеру может быть прямолинейной и криволинейной, выпуклой и вогнутой, гладкой и ломаной. Наиболее яркими примерами ломаной поверхности служат мелковолнистые пряди, выполненные специальными гофрировочными щипцами. Сочетание различных поверхностей формы способствует усилению общей выразительности формы и силуэта прически.

Величина формы и ее частей. Это свойство прически как объемной формы следует рассматривать как соотношение двух или более форм при их сравнении. При этом сравнивать, сопоставлять по величине можно только однородные по своему виду прически и их составные части (рис. 21).

Рис. 21. Прически одной модели, но различные по величине

Рис. 21. Прически одной модели, но различные по величине

Общая форма разных причесок одной модели может состоять из двух и более частей (например, челка и узел). Сопоставление величин форм этих частей по принципу большего или меньшего их различия дает множество решений. Чем резче проявляется разница в размерах одной формы по сравнению с другими, тем выразительнее и оригинальнее будет форма каждой создаваемой прически.

В работе над композицией часто используют эффект противопоставления больших и малых величин. При этом величина формы будет иллюзорно увеличиваться или уменьшаться. Например, мелкие детали, составляющие большую форму, еще больше зрительно увеличивают ее, тогда как эти же детали, но в более крупном исполнении, зрительно уменьшают ту же самую форму.

Величина формы и деталей часто бывает непосредственно связана с требованиями моды.

В зависимости от величины часто находится легкость и тяжесть формы.

Масса формы и ее частей. Масса - это зрительное количество формы прически или отдельных ее частей: челки, узла, пучка и т. д.

В моделировании понятие "массивность" имеет очень важное значение, так как композиционно сводит воедино многие факторы, характеризующие форму прически: геометрический вид, величину, цвет, отделку; изменение любого из них часто влечет за собой изменение оценки других характеристик.

Как же проявляется зависимость этих факторов между собой с точки зрения массы прически?

Прежде всего масса зависит от объемно-пространственной структуры: чем монолитнее построена прическа, тем большей массивностью она обладает, более открытая структура (2-я группа в классификации) выглядит легче (при прочих равных условиях). Статичная форма прически (тупированная) всегда выглядит тяжелее, чем точно такая же по форме, но характерная движением волос.

Оценка тяжести прически часто происходит по расположению какой-либо детали относительно лица человека. Например, узел или пучок, расположенный на теменной части, давит на лицо, голову. Этот же узел (иногда даже больший по величине), но находящийся на нижней части затылка, наоборот, облегчает прическу в целом.

Масса также зависит от степени объемности: в прическе одной и той же формы прямые волосы выглядят легче, чем после накрутки на бигуди. Это касается как отдельных деталей, так и формы в целом. Максимальной массой будут обладать формы, приближающиеся по своему виду к форме куба, цилиндра, шара.

С изменением объема часто связана и величина, следовательно, с изменением величины изменяется и масса прически, т. е. большей по величине форме соответствует и большая масса.

Изменение массы общей формы зависит от величины и характера деталей, ее составляющих. Это изменение, также иллюзорное, а не фактическое, очень часто используется в моделировании причесок. Увеличение величины и массы, например, челки зрительно уменьшает массу всей прически в целом (и наоборот).

На изменение массы формы также влияет характер украшений и отделки. Например, наличие тяжелого обруча в прическе статичной формы (тупированной) как бы заставляет предположить, что форму прически составляют эластичные тяжелые сами по себе волосы и для удержания этой тяжелой формы используется обруч. Завитки же, выбивающиеся из волн прически, облегчают ее форму.

Цвет и фактура. Эти элементы формы оказывают существенное влияние на внешний вид формы прически и ее выразительность.

Если, например, в моделях статичных форм правомерно использование чистого цвета - белого, черного, красного, то в прическах, отличающихся зыбкостью формы, движением, эти цвета уже не столь эффектны.

Понятие "фактура" в парикмахерском деле означает фактуру самих волос и, кроме того, характер поверхности прически.

От фактуры волос как материала (толстые или тонкие, крепкие или слабые и т. д.) зависит, получится ли данная форма, будет ли держаться вырабатываемая деталь, дадут ли волосы напряженную линию или при всем старании она окажется вялой. Фактура волос как материала очень важна при моделировании особенно бытовых причесок.

Фактура волос учитывается и при создании характерной поверхности объемной формы, т. е. фактура волос часто оказывается связанной с фактурой поверхности. Например, из тонких волос золотистой блондинки можно сделать прическу, характерную легкими, пышными волнами и мелкими, несколько небрежными локонами и завитками. Эти же детали будут совершенно неуместны в прическе из толстых эластичных черных волос - они будут вызывать ощущение неряшливости. Такие волосы требуют компактной монолитной формы; детали чаще всего должны быть крупнее, линии строже; если делаются локоны, то они должны быть тугими, глянцевито-вычесанными, завитки почти не используются.

Если же брюнетка хочет показать некоторую небрежность, она, как правило, или стрижется коротко, чтобы в прическе не было выраженных деталей, или несколько отращивает волосы, чтобы они могли легко двигаться, опять-таки сплошной, слитной массой.

Фактура поверхности имеет большое значение в моделировании для выявления объемности формы, ее массы и т. д. Общая блестящая гладкая поверхность в прическе статичной (тупированной) формы придает ей массивность, но несколько уменьшает объем, особенно в прическах из темных волос. Негладкая, предположим, гофрированная поверхность зрительно увеличивает объем, масса же здесь больше связана с цветом.

Разница в подходе к моделированию формы причесок, точнее использование тех или иных деталей и вычесывание их с разной "степенью аккуратности" в зависимости от цвета и фактуры, имеет место в работе с волосами любого цвета. Даже блондинок условно делят на две категории: солнечных (все оттенки теплого желтого - от светло-золотистого до цвета тициан) и лунных (все оттенки холодного серого - от платинового до темно-пепельного). Силуэт прически "солнечной блондинки" может быть не очень точным, форма должна вызывать ощущение легкости за счет использования легких деталей (и их количества) - пушистых завитков, локонов, колечек, воздушных волн.

Силуэт прически "лунной блондинки" должен быть строже, форма должна быть более компактной и чуточку более массивной, чем в прическе "солнечной блондинки". Так как здесь стараются обыграть особенность цвета, в прическах чаще используют относительно гладкие поверхности.

Безусловно, свои коррективы вносит и фактура: если волосы "солнечной блондинки" толстые, массивные, то прическа должна быть спокойнее, больше внимания уделяется выявлению силуэта и проработке контурных и конструктивно-декоративных линий, от использования мелких, легких деталей следует отказаться. Такой же подход применяется при работе с каштановыми волосами: мастер ориентируется на фактуру и степень их светлоты.

Умелое использование особенностей цвета и фактуры волос открывает перед парикмахером-модельером большие возможности в композиции формы.

Читайте также: