Какие эмоциональные линии присутствуют в форме прически

Опубликовано: 15.05.2024

— прически обратного типа. Волосы зачесываются в направлении ото лба к затылку. Такие прически выполняются на длинных и на коротких волосах;

— ацентральный (ниспадающий) тип. Волосы направлены от макушки к краевой линии роста волос. Прически выполняются из различной длины волос, и в этом универсальность причесок этого типа;

— передние прически. Волосы направлены вперед.

Композиция прически — это расположение составных частей, являющихся совокупностью следующих параметров: объем, силуэт, пропорции.

Различают два вида композиции: объемную и плоскостную. Цель композиции заключается в создании функционально и технологически совершенных форм причесок, в придании им красоты и гармонии.

Форма прически — это объемное восприятие прически. Форма прически включает в себя определенные свойства. Важным из них является геометрический вид формы прически (шар, куб). Он определяется изменениями объемной формы прически в высоту, ширину, глубину.

Объем прически обусловлен размером головы. Он включает отдельные элементы и детали, которые сами по себе имеют разнообразные очертания.

Элементы прически, взятые вместе, образуют общий объем модели и выражают эмоциональные свойства ее формы. Объем прически может быть более или менее увеличенным, что зависит от требований существующего направления моды.

При моделировании причесок важную роль играет соотношение объема прически с фигурой, формой головы, шеи, лица.

Объем прически отражает соответствие ее моде. Объемы причесок колебались от малых к сильно увеличенным, от легких к тяжелым, от компактных к расплывчатым. С точки зрения удобства и красоты крайности в выражении объемности причесок не всегда были оправданы. Но всегда объемы причесок отражали основные тенденции моды своего времени.

В настоящее время полностью отсутствует диктат какой-либо формы.

Силуэт прически проявляется на границе между объемной формой прически и пространством при восприятии модели в анфас и профиль.

Силуэт — это плоскостное зрительное восприятие объемных форм прически, четко ограниченных контурами.

Для характеристики различных моделей, их сравнения и оценки пользуются понятием «силуэтная форма прически».

Она может быть приближена по форме к квадрату, треугольнику, окружности или другим геометрическим фигурам.

Силуэтные формы изменяются и развиваются, давая начало новым модификациям.

Выбор силуэтной формы прически обусловливается индивидуальными особенностями внешности, назначением модели и направлением развития моды.


Линии прически

Поверхность и контуры формы прически состоят из многочисленных линий. Они играют важную роль в композиции модели.

Различные элементы и детали прически создают разнообразные линии. Например, прямая линия пробора, контура, окантовки челки или низа затылка создает в прическе впечатление строгости и четкости.

И наоборот, такие элементы причесок, как локоны, волны, завитки, создают в прическе ломаные линии и придают ей легкость, мягкость, кокетство.

Характер линий внутри силуэтной формы модели, их направленность способствуют выразительности композиции.

Цвет прически

Важным элементом композиции прически является цвет. Он оказывает различное действие на органы наших чувств. Цвета в прическах воспринимаются нами как теплые или холодные, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие. Цвет волос оказывает большое влияние на изменение величины массы волос в прическе. Так, светлые волосы зрительно увеличивают и облегчают ее, темные — уменьшают и делают более тяжелой.

Цвет всегда являлся отражением степени модности прически. Вместе с фактурой волос он служит средством выявления достоинств формы и объема прически, подчеркивает выразительность отдельных участков или элементов. Современная мода отмечена поиском новых нетрадиционных цветовых сочетаний.

Наряду с одноцветной окраской в моделировании используются многоцветные виды окраски, которые вносят модный штрих в облик современного человека.

Гармония цвета в прическах может быть родственной или контрастной.

Родственная гармония заключается в сочетании близких по цвету, но различных по насыщенности тонов волос: темно- и светло-русый, каштановый и золотистый, блондин и розовый блондин.

Волосы, окрашенные одним чистым цветом, создают в композиции прически одноцветную гармонию.

Ритм также играет важную роль при композиционном построении формы прически.

Ритм — закономерное чередование отдельных элементов прически или интервалов между ними.

Ритм оказывает влияние на зрительное восприятие объемных форм причесок.

Наличие ритма приводит к достижению разной степени динамичности формы.

Любой перерыв в непринужденном движении ритмично повторяющихся линий создает ощущение статичности. Это нарушает гармонию прически.

Пропорции в прическе — это соотношение размеров, объема, линий, отдельных деталей и частей прически между собой, а также с фигурой человека.

При моделировании причесок необходимо соблюдать принципы пропорции. Важно принимать во внимание соотношение размера головы (с прической) с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтах одежды.

Голова (с прической) должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза.

Важно также соблюдение соотношения размеров прически с силуэтом одежды.

Стиль одежды, ее конструктивные и декоративные линии всегда находят отражение в соответствующих деталях, элементах, силуэтах причесок, которые являются образным языком, отличающим одну эпоху от другой.

Важным средством достижения единства и художественной выразительности композиции прически является симметрия.

В прическе симметричными являются тождественные элементы, одинаково расположенные по отношению к какой-либо точке или оси. Наличие симметрии в композиции моделей причесок создает впечатление уравновешенности.

Для придания динамичности моделям причесок применяется асимметрия, которая может быть заложена как в технологии стрижки или окраски, так и при моделировании объемной формы прически.

Асимметрия в прическах имеет ряд преимуществ: вносит в модель новизну и не традиционность решения, придает нарядность и помогает тонко скрывать многие дефекты в строении головы и лица.

Главное условие целостности асимметричной формы прически — это ее композиционная уравновешенность.

Контраст также играет важную роль в композиции моделей причесок.

Контрастом называется противопоставление, борьба разных решений в форме прически. Это противопоставление выражается в различной степени объемности отдельных элементов и участков прически, в цвете, в форме.

Контрастные решения используются для придания моделям особой модности, остроты и динамичности.

Умелое использование в процессе моделирования причесок принципов симметрии, асимметрии и контраста позволяет создавать модели, разнообразные по стилевой направленности.

Композиционно организованная форма прически обязательно должна иметь свою главную часть, композиционный центр. Это место соединения всех элементов или частей модели, акцент, доминант в целостной композиции.

Композиционным центром может быть любой элемент или часть прически, декоративный пучок, челка, украшающий элемент. В сложных моделях причесок возможно наличие нескольких композиционных центров, взаимосвязанных между собой.

Согласование композиционного центра и остальных частей композиции прически достигается средствами единства и связи всех элементов модели на основе ряда условий соразмерности частей прически между собой, пропорций, пластичности, ритмических связей, цветового решения, органического введения декора. С помощью этих средств достигаются гармония и выразительность композиции всей модели прически.

Итак, к созданию логически осмысленных форм причесок парикмахер-модельер должен идти путем глубокого изучения основ композиции и принципов моделирования причесок, что будет способствовать созданию эстетически и конструктивно ценных моделей.

В моделировании причесок происходит постоянное развитие и видоизменение основных базовых силуэтных форм: «квадрат», «овал», «треугольник», — длительное время присутствующих в моде.

Эти изменения выражаются в формировании новых вариантов силуэтов причесок, т. е. их модификаций.

Классификация и характеристика линий причёски

Композиция модели прически характеризуется прямыми, криволинейными и ломаными линиями. В прическе

различают четыре основные группы линий: 1) силуэтные, или контурные; 2) конструктивные; 3) конструктивно-декоративные; 4) декоративные.

Силуэтные, или контурные, линии создают внешние очертания формы прически и дают самое общее представление о ее форме и степени объемности, определяют пропорции и выражают направление моды, их характер способствует раскрытию замысла композиции. Контурные линии могут дать представление о простоте и лаконичности модели, строгости и сдержанности, женственности и мягкости, спортивности и мужественности, стремительности (динамике) и спокойствии (статике) и т. п.


Контурные линии силуэта, отображающего прическу, имеют большое значение, так как обладают важной особенностью: вести наш взгляд по

поверхности формы прически, создавать движение, динамику. Кроме того, с помощью линии мы имеем возможность задержать движение: линия

остроконечного контура височно-боковой части прически, продолжая взгляд, зрительно удлиняет нос (рис. 29, а), мягкая плавная линия замедляет взгляд и уводит его, отвлекая и таким образом как бы уменьшая тот же самый нос (рис. 29, б).


Рис. 29. Контурная линия прически, зрительно увеличивающая (а) и уменьшающая (б) нос

Конструктивные линии - это рабочие линии, используемые при создании как отдельных деталей, так и формы в целом. Конструктивные линии иногда называют технологическими. К ним относятся линии, разделяющие прическу на какие-то формообразующие части, имеющие довольно самостоятельное значение (например, височно-боковая, челка, затылочная часть, отдельные пряди и т. д.), и различные линии отреза волос.

Разнообразные проборы, от которых волосы получают свои направления в прядях, также относятся к конструктивным линиям. Здесь же нужно отметить конструктивную роль точки, от которой пряди могут расходиться в разные стороны или, напротив, встречаться, сходиться в ней.

В готовой прическе конструктивные линии могут быть малозаметны или не видны вовсе. Например, все проборы, на которые разбирают волосы перед накруткой, почти никогда не видны в прическе, но они-то во многом и определяют ее будущую форму. То же можно сказать и о разделении всей поверхности головы на отдельные участки при стрижке. Линии отреза волос на отдельных участках, хотя это и не всегда заметно в прическе, также активно участвуют в формообразовании. Те же конструктивные линии, которые в прическе все-таки видны, чаще всего воспринимаются не как линии фасона, а как неизбежная закономерность построения основы формы.

Конструктивно-декоративные линии - это видимые конструктивные линии, несущие двойную нагрузку: с одной стороны, они используются в качестве средства построения формы, а с другой - прямо участвуют в эстетическом решении модели. Наиболее четкое представление о двойственном характере работы конструктивно-декоративных линий дает оценка в этом смысле модели прически скульптурной формы, полностью переработанной ритмическими

волнами, выполненными холодным способом. Так как при создании такой прически мы не может эстетически обогатить ее форму, используя разницу объемов ее деталей (силуэт и все детали прилегающие), то в художественном ее решении ведущую роль приобретают линии волн (кроны), выявляющие главную конструктивную особенность этой модели. Они-то и несут основную эстетическую нагрузку: изменение ширины волн (т. е. изменение расположения кронов - конструктивных линий) меняет эстетическую ценность прически.

Использование конструктивно-декоративных линий в моделировании широко и многообразно: эстетически оправданное расположение линии пробора, хорошо проработанные линии фестонов, волн, буклей, характер и чистота обработки окантовок и т. п. - все это имеет большой художественный смысл.

Декоративные линии являются решающими при разработке фасона. К ним относятся линии, образуемые различными элементами отделок, локонов,

элементами деталей более сложной конфигурации. Если контурный силуэт дает общее представление о модели, выявляя, предположим, ее модный характер, то декоративные линии, участвуя в разработке фасона, придают прическе художественные особенности, т. е. наделяют ее чертами индивидуальности (безусловно, сами декоративные линии также могут иметь модный характер).

При работе над прической сложной объемно-пространственной структуры возникает технологическая необходимость в построении деталей, конструктивные линии которых не имеют никакой эстетической ценности, и если их оставить на виду, то они будут мешать выражению художественного замысла. И только маскируя, перекрывая их какими-либо декоративными деталями, можно добиться нужного художественного эффекта. Однако возникающие при этом декоративные линии должны иметь достаточно ощутимую связь с конструктивными линиями, предопределяющими их возникновение. Поскольку основания прядей волос обычно используются конструктивно (т. е. для построения формы), а концы участвуют главным образом в декоративной проработке поверхности прически, то декоративные элементы, создаваемые из концов прядей, должны естественно (т. е. тектокично) продолжать направления волос; характер завитков, поворотов и разворотов декоративных элементов прически также должен быть оправдан по тектонике.

Таким образом, практически все линии, используемые в разработке композиции модели, сохраняя свои особенности, имеют, правда, в разной степени, но все-таки двойственный характер: конструктивные могут выполнять роль декоративных; декоративные, образуя поверхность формы прически, участвуют в общем силуэте (декоративные линии окантовок, например, являют собой части силуэтного контура), и, наконец, сам силуэт прически почти всегда бывает декоративным. Это говорит о том, что все линии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены общим композиционным замыслом. И, что особенно важно, в художественном решении композиции модели любые из этих линий могут оказаться главными, т. е. будут нести основную декоративнохудожественную нагрузку, вследствие чего все прочие линии относительно этих должны иметь в какой-то мере второстепенный, подчиненный характер.
Второстепенные линии либо обосновывают возникновение главных линий, либо участвуют в формальном завершении прически. В зависимости от назначения, идеи, замысла композиции иногда силуэтные или даже конструктивные линии оказываются ведущими и берут на себя основную декоративно-художественную нагрузку, роль их в композиции несколько меняется и приобретает большую эстетическую ценность.

Предположим, для создания современной прически (рис. 30, а) берется модный фасон недалекого прошлого: прическа с ритмическими волнами прилегающего силуэта (рис. 30, б). Если, прорабатывая волны, повторить силуэт тех лет, то получится прическа явно старомодная, что не отвечает требованиям современности. Поэтому избирается модный современный силуэт, а это вызывает изменение в технологии: применяются инструменты, необходимые Для создания современной формы, сама форма делается более объемной, воздушной, может несколько измениться и направление волос (относительно прообраза), но общий рисунок ритмических волн сохраняется, так как он-то и придает всей прическе особенность декоративно-художественного решения. Конструктивные линии волн приобретают декоративнную роль и сообщают модной современной прическе некоторый налет старины, что вполне отвечает требованиям "интеллектуальной" моды 80-х годов. Более объемная (по сравнению с прообразом) форма дает больше вариантов "работы с лицом" клиентки и больше возможностей для уравновешивания асимметричного силуэта анфас.


Рис. 30. Современная прическа в стиле 'Ретро' (а), в которой от прически прошлых лет (б) использован рисунок ритмических волн


Одним из средств достижения гармонической связи элементов является ритм, т. е. повторность элементов и интервалов между ними, объединенных по принципам тождества или нюанса в определенной, ясно выраженной закономерности (простейший пример - волны). Большое повторение следует употреблять умеренно, так как в этом случае может возникнуть монотонность.

Следует отметить еще одно свойство формы, которое постоянно и используется в композиции прически, - динамику. При определенном

соотношении элементов объемных форм возникает зрительное движение.
Равенство отношений по трем измерениям определяет статичность формы (рис. 31), а контраст создает динамику (рис. 32) . Красивым считается овальное лицо, поэтому "работая с лицом" любой формы (круглым, квадратным и т. д.), следует детали, создающие форму прически, расположить относительно лица так, чтобы взгляд зрителя, скользящий по ним, рисовал в сознании красивый образ, чтобы лицо зрительно выглядело (или угадывалось под деталями) как овальное.


Рис. 31. Статичные геометрические формы


Размер деталей должен быть соизмерим (пропорционален) с чертами лица (крупные, мелкие) и с величиной прически в целом. Геометрический вид этих деталей и соотношение их с формой лица также создает те или иные эффекты. Если лицо имеет удлиненную форму, то обрамление его деталями с преобладанием вертикальных линий будет чаще всего противопоказано, так как они зрительно еще больше вытянут лицо.


Рис. 32. Динамика различных геометрических форм: а - прямоугольников; б -усеченной пирамиды и трапеции; в - 'груши' и 'луковицы'; г - расчлененных прямоугольников; д - прямоугольников различного размера, соединенных вместе

Это касается также и некоторых конструктивных линий: пробор посредине почти всегда зрительно расширяет лицо, так как лежит часто в горизонтальной плоскости; если же теменная часть имеет высокий угол наклона, то прямой пробор может восприниматься как вертикальная линия и зрительно удлинять лицо, особенно если детали, расположенные по обеим сторонам пробора, выполнены из длинных волос, имеют мягкие (вертикальные) линии и ниспадают на лицо.

Понятие красоты всегда было связано с понятием гармоничности и соразмерности, поэтому использование некоторых линий в качестве организующего начала служит достижению тех или иных смысловых (художественных) эффектов.

Т ема 1.1. Предмет, цели и задачи в подборе причесок .

1. Предмет моделирование обучает

а) правильному подбору формы прически и цвета волос

б) правильному подбору одежды

в) правильному подбору прически, цвета волос, в сочетании с выбранным стилем

а) не продолжительное господство определённого стиля

б) не продолжительное господство определённого вкуса в какой — либо сфере жизни или культуры.

в) продолжительное господство определённого стиля

3.Прически Древнего Египта выполнялись

а) Из натуральных волос

б) из волос животных (это были парики)

в) из натуральных волос и волос животных

4. Моделирование -это:

а) процесс индивидуального подбора прически

б) процесс создания моделей и разработку на основе различных вариантов

в) процесс реконструкции

5. В прическах древнего Рима и Греции преобладали

а) гладкие формы

в) локоны и гладкие формы

6.Какие задачи решает процесс моделирование

а) подбор прически

б) подбор костюма

в) подбор прически в сочетании со стилем костюма, структурой волоса, декора.

7. Прическа должна соответствовать образу в целом

б) фигурная укладка волос,

в) фигурная укладка волос, завивка, стрижка.

9. Прически эпохи возрождения (XV- XIV) в Европе отличались

а) помпезностью и разнообразием

б) скромностью и не приметностью

10.Прически делятся на какие виды

а) по технологии выполнения

б) по способу зачёсывая волос

в) по способу ношения

11.Стиль барокко появился и был популярен в

12.Классификация прически - это

а) её стилистическое назначение

б) её предназначение

в) её выполнение

13.Стиль рококо появился

а) в первой половине XVIII в.

14.Есть следующие типы причесок

а) передние, обратные

б) концентрированные, а центральные

в) все вышеперечисленные

15. Стиль ампир появился в

а) в конце XIX в.

б) в серединеXVI в.

в) в начале XIX в.

а) устойчивая общность образной системы, средств и приёмов её исполнения

б) индивидуальный подбор прически

в) массовое моделирование

17. Прически в России стали популярны при:

18. Индивидуальное моделирование- это

а) создание конкретной прически для определённого человека

б) создание прически для конкурсов

в) создание прически для большого количества людей

19. В европейских женских прическах в начале XX-го в (1900-1950) преобладал стиль:

в) малая пудренная

20.Перечислите требования, предъявляемое к моделированию причесок для массового внедрения

а) соответствие форм основным направлениям моды,

б) отточенность, несложность проработки деталей, много вариантность прически без изменения её конструкции

в) все вышеперечисленные факты

21. В исторических прическах можно было распознать к какой социальной принадлежности относится человек

22.Интерпретация моды- это

а) изменение прически в соответствие с модой

б) изменение прически в соответствие с предназначением

в) всё вышеперечисленные

23. В современном направлении моды преобладает стиль:

24.В какой последовательностью происходит процесс моделирования

а) выбор стиля, средств воплощения, наличие технологической программы

б) реализация замысла

в) все вышеперечисленные

а) единство идейного содержания, выраженного в образе человека

б) отсутствие какой – либо закономерности в образе человека

в) образ человека

26.Композиции прически -это

а) Совокупность элементов, компонентов, декора в единой модели прически

б) фактура прически

в) структура прически

27. Прическа- это

а) искусственное удаление волос (стрижка)

б) фигурная укладка или завивка, а также стрижка в сочетании и с украшениями

в) фигурная укладка из длинных волос

28.Перечислите основные компоненты композиции

а) форма, силуэт, линии, цвет, декор

а) временное господство определенного вкуса, в какой – либо сфере жизни или искусства

б) постоянное господство определенного стиля

в) направление в искусстве

30.Перечислите основные композиционные средства

а) форма, силуэт, линии, цвет, декор

б) масштабность, контраст, ритм, контраст, нюанс

в) такого понятия нет

31. Моделирование- это

а) процесс создание, парикмахером какого-либо образа в целом

б) создание только прически

в) создание только стрижки

32.Охарактеризуйте третий закон композиции

а) соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека

б) наличие композиционного центра

в) подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически

Тема 1.2. Выполнение причесок повседневного значения. Качество предоставляемых услуг

33. Название прически зависит от:

а) направления в моде

в) половозрастной принадлежности

34.Какие эмоциональные линии присутствуют в форме прически

а) линии возвышенности, приземлённости, спокойствие неустойчивость

35. Понятие стиль заключается в.

а) общности образной системы и средств художественной выразительности, творческих приемов в идейном содержании

б) разобщенности образной системы и средств художественной выразительности

в) не соответствие идейного содержания и художественной выразительности

36.Назовите свойства прически как объемно –пространственной формы

а) глубина, ширина

37. В прическах и стрижках существует разделение по стилям и направлениям

38.Каким образом цвет волос влияет на форму прически

а) придает закаченный вид

б) увеличивает объём

в) все выше перечисленные показатели

39. При создании образа нужно знать основы рисунка

40. В выборе причесок надо учитывать тип волос

41. Силуэт прически - это

а) двухмерное представление прически в анфас и профиль

б) трёхмерное представление прически в анфас и профиль

в) четырехмерное представление прически в анфас и профиль

42. При выборе причесок надо учитывать индивидуальные особенности во внешности человека

43.Назовите группы силуэтов по степени прилегания прически к голове

а) прилегающий, полуприлегающий, декоративный

44. Архитектоника в прическе – это

а) взаимообусловленность конструкций и формы, выраженная в материале, применяемом для декорирования прически

б) не взаимообусловленность конструкций и формы, выраженная в материале, применяемом для декорирования прически

в) взаимообусловленность конструкции и формы, не выраженная в материале

45.Назовите основные группы линий в прическе

в) конструктивно- декоративные, конструктивные, декоративные

46. Какая форма лица называется идеальной

а) полное неравенство одной половины целого другой его половине, полное соответствие по расположению и величине всех входящих в форму прически деталей

б) полное равенство одной половины целого другой его половине, полное соответствие по расположению и величине всех входящих в форму прически деталей

в) полное равенство одной половины целого другой его половине и не полное соответствие по расположению и величине всех входящих в форму прически деталей

48. Композиция – это

а) гармоничное сочетание, расположенных составных элементов

б) составные элементы

49. Асимметрия в прическе- это

а) не равенство прическе по отношению к оси симметрии

б) не равенство прическе по отношению к оси симметрии

в) не равенство прическе по отношению к профилю

50. Первый закон композиции – это

а) подчинение всех композиционных средств в прическе назначению прически

б) разобщенность всех композиционных средств

в) наличие в прическе композиционного центра

Ответы: 1-в; 2-б;3-в; 4 б; 5-б; 6-в;7 -а; 8- в; 9-а; 10-а; 11-а; 12-б; 13-а;

14-в; 15-в; 16-а; 17-в; 18-а; 19 -а; 20-б; 21- а; 22- в; 23- а; 24- в; 25- а; 26-а;

27-б; 28-а; 29-а; 30-б; 31-а; 32-а; 33-а; 34- в; 35-а; 36-в; 37-а; 38-в; 39-а; 40-б; 41-а; 42-а; 43-а; 44-а;45-в;46-б;47-б;48-а;49-а;50-а




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Пехота Наталья ВладимировнаНаписать 8629 21.11.2016

Номер материала: ДБ-375647

  • Другое
  • Тесты
    21.11.2016 4428
    21.11.2016 1132
    21.11.2016 412
    21.11.2016 1383
    21.11.2016 2250
    21.11.2016 2302
    21.11.2016 4823

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

История прически дает множество примеров формы, то простой и подчеркнуто рациональной, то сложной и богато декорированной. Форма является функцией содержания, следовательно, зритель, воспринимая и эстетически оценивая форму прически, одновременно практически воспринимает и ее содержание.

Чтобы осознанно заниматься формотворчеством, чтобы технологические процессы формообразования имели четкую направленность на заранее намеченную цель, парикмахер-модельер должен изучить объективные свойства формы вообще и свойства прически как объемно-пространственной формы в частности.

Общеизвестно, что эмоции, возникающие при созерцании и оценке предметов, часто объясняются тем, что их форма, очертания, цвет, фактура, расположение в пространстве относительно трех координат или по отношению к другим предметам вызывают в нашем сознании представление о покое или движении, взлете или падении, легкости или тяжести и т. п. При описании формы, особенностей ее поверхности или элементов, ее составляющих, очень часто пользуются эмоциональными оценками. Так, линии определяются как вялые и напряженные, форма - строгая, компактная или, напротив, рыхлая, неконкретная, возможно острое решение формы или, наоборот, монотонная, унылая ее организация. Эти эмоциональные оценки связаны с определенными настроениями, которые возникают по ассоциации, аналогии или контрасту.

Геометрические линии, показанные на рис. 18, вызывают различные эмоции: линия на рис. 18, а явно выражает стремление вверх, взлет, тогда как линия на рис. 18, б столь же явно демонстрирует движение вниз, падение; горизонтальная линия на рис. 18, в вызывает ощущение покоя, волнообразная же наклонная линия на рис. 18, г, напротив, - некоторую неустойчивость, текучесть; линия на рис. 18, д - напряженная, а на рис. 18, е - явно вялая.

Рис. 18. Эмоциональное содержание линии: а - стремление вверх; б - движение вниз, падение; в - ощущение покоя; г - неустойчивость, текучесть; д - напряженность; е - вялость

Рис. 18. Эмоциональное содержание линии: а - стремление вверх; б - движение вниз, падение; в - ощущение покоя; г - неустойчивость, текучесть; д - напряженность; е - вялость

Изображенные на рис. 19 треугольники вызывают совершенно различные впечатления: треугольник на рис. 19, а - уравновешенность, спокойствие, другой же, остроконечный, треугольник (см. рис. 19, б) динамично устремлен вверх.

Рис. 19. Треугольники, вызывающие ощущение уравновешенности (а) и динамичности (б)

Рис. 19. Треугольники, вызывающие ощущение уравновешенности (а) и динамичности (б)

Два совершенно одинаковых по очертаниям треугольника дают представление об общепринятых метафорах "легкая" и "тяжелая" форма (рис. 20).

Рис. 20. Легкая и тяжелая формы одинаковых по очертанию треугольников

Рис. 20. Легкая и тяжелая формы одинаковых по очертанию треугольников

Эмоциональные свойства формы (объема) прически возникают (складываются) из деталей, ее составляющих, каждая из которых имеет определенный геометрический вид, очерченный линиями, выражающими определенный эмоциональный характер. Да и сам объем прически в той или иной степени приближается по форме к геометрическим телам: шару, цилиндру, конусу и т. п., каждый из которых в свою очередь может вызывать различные эмоциональные отношения.

Было бы наивно сводить все эмоциональные и эстетические качества модели к ее геометрическим особенностям, но свойства прически как объемно-пространственной формы складываются из составляющих ее элементов, которые и являются первичным материалом в работе парикмахера-модельера. Поэтому, рассматривая прическу как объемно-пространственную форму, нужно прежде всего иметь в виду следующие ее свойства:

1) геометрический вид формы и ее частей;

2) величину формы и ее частей;

3) массу формы и ее частей;

4) цвет и фактуру.

Указанные свойства характеризуют форму, конечно же, только в своей совокупности, мы же рассмотрим их по отдельности, по возможности отмечая их связь и взаимовлияние.

Геометрический вид формы и ее частей. Геометричность прически как объемно-пространственной формы имеет условный характер. Когда речь идет об объемно-пространственной форме какого-либо предмета вообще, на первый план выступает понятие объемности, выражаемое тремя измерениями - высотой, шириной и глубиной. Наибольшей степенью объемности обладают тела, приближающиеся к форме шара или куба. Принимая во внимание, что голова человека является основанием (опорой) прически и сама по себе достаточно объемна, здесь понятие объемности прически приобретает несколько иной характер.

Если взять две модели: прилизанную прическу на голове округлой (шарообразной) формы и пышную, полностью или частично тупированную прическу, пусть менее округлой, более вытянутой формы, то вторая прическа представляется парикмахеру более объемной, так как он ведет отсчет объемности непосредственно от кожного покрова головы.

Говоря об объемности формы прически, следует иметь в виду два основных компонента ее структуры: объем и пространство, поскольку любая форма так или иначе взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно или даже очень сложно. По признаку объемно-пространственного строения прически можно условно подразделить на три большие группы:

1) относительно просто организованные монолитные обтекаемые структуры, примером которых могут служить прическа "паж", полностью заглаженные тупированные прически или прически, полностью проработанные ритмическими волнами;

2) структуры, состоящие из разнообразных деталей типа локонов и им подобных, открытые для вхождения в форму пространства, т. е. структуры, представляющие собой сочетание материала формы и воздуха, где пространство (пустоты) воспринимается как компонент формы;

3) структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Дает представление об объеме прически также и силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм, четко ограниченное контурами.

При оценке объемной формы прически наиболее важны два ракурса: вид прически спереди, со стороны лица, и вид сбоку, поэтому в работе парикмахера-модельера чаще других используются два силуэта - анфас и профиль.

Общая форма прически и ее силуэт сами по себе могут дать представление об идее прически, ее назначении и художественном замысле. Кроме того, контурные линии, ограничивающие силуэт, являют собой рамку, заполняя которую деталями, можно еще более выразительно выявить идейно-художественную сущность модели, усиливая декоративность ее решения.

Форма прически характеризуется также поверхностью. Поверхность формы по геометрическому характеру может быть прямолинейной и криволинейной, выпуклой и вогнутой, гладкой и ломаной. Наиболее яркими примерами ломаной поверхности служат мелковолнистые пряди, выполненные специальными гофрировочными щипцами. Сочетание различных поверхностей формы способствует усилению общей выразительности формы и силуэта прически.

Величина формы и ее частей. Это свойство прически как объемной формы следует рассматривать как соотношение двух или более форм при их сравнении. При этом сравнивать, сопоставлять по величине можно только однородные по своему виду прически и их составные части (рис. 21).

Рис. 21. Прически одной модели, но различные по величине

Рис. 21. Прически одной модели, но различные по величине

Общая форма разных причесок одной модели может состоять из двух и более частей (например, челка и узел). Сопоставление величин форм этих частей по принципу большего или меньшего их различия дает множество решений. Чем резче проявляется разница в размерах одной формы по сравнению с другими, тем выразительнее и оригинальнее будет форма каждой создаваемой прически.

В работе над композицией часто используют эффект противопоставления больших и малых величин. При этом величина формы будет иллюзорно увеличиваться или уменьшаться. Например, мелкие детали, составляющие большую форму, еще больше зрительно увеличивают ее, тогда как эти же детали, но в более крупном исполнении, зрительно уменьшают ту же самую форму.

Величина формы и деталей часто бывает непосредственно связана с требованиями моды.

В зависимости от величины часто находится легкость и тяжесть формы.

Масса формы и ее частей. Масса - это зрительное количество формы прически или отдельных ее частей: челки, узла, пучка и т. д.

В моделировании понятие "массивность" имеет очень важное значение, так как композиционно сводит воедино многие факторы, характеризующие форму прически: геометрический вид, величину, цвет, отделку; изменение любого из них часто влечет за собой изменение оценки других характеристик.

Как же проявляется зависимость этих факторов между собой с точки зрения массы прически?

Прежде всего масса зависит от объемно-пространственной структуры: чем монолитнее построена прическа, тем большей массивностью она обладает, более открытая структура (2-я группа в классификации) выглядит легче (при прочих равных условиях). Статичная форма прически (тупированная) всегда выглядит тяжелее, чем точно такая же по форме, но характерная движением волос.

Оценка тяжести прически часто происходит по расположению какой-либо детали относительно лица человека. Например, узел или пучок, расположенный на теменной части, давит на лицо, голову. Этот же узел (иногда даже больший по величине), но находящийся на нижней части затылка, наоборот, облегчает прическу в целом.

Масса также зависит от степени объемности: в прическе одной и той же формы прямые волосы выглядят легче, чем после накрутки на бигуди. Это касается как отдельных деталей, так и формы в целом. Максимальной массой будут обладать формы, приближающиеся по своему виду к форме куба, цилиндра, шара.

С изменением объема часто связана и величина, следовательно, с изменением величины изменяется и масса прически, т. е. большей по величине форме соответствует и большая масса.

Изменение массы общей формы зависит от величины и характера деталей, ее составляющих. Это изменение, также иллюзорное, а не фактическое, очень часто используется в моделировании причесок. Увеличение величины и массы, например, челки зрительно уменьшает массу всей прически в целом (и наоборот).

На изменение массы формы также влияет характер украшений и отделки. Например, наличие тяжелого обруча в прическе статичной формы (тупированной) как бы заставляет предположить, что форму прически составляют эластичные тяжелые сами по себе волосы и для удержания этой тяжелой формы используется обруч. Завитки же, выбивающиеся из волн прически, облегчают ее форму.

Цвет и фактура. Эти элементы формы оказывают существенное влияние на внешний вид формы прически и ее выразительность.

Если, например, в моделях статичных форм правомерно использование чистого цвета - белого, черного, красного, то в прическах, отличающихся зыбкостью формы, движением, эти цвета уже не столь эффектны.

Понятие "фактура" в парикмахерском деле означает фактуру самих волос и, кроме того, характер поверхности прически.

От фактуры волос как материала (толстые или тонкие, крепкие или слабые и т. д.) зависит, получится ли данная форма, будет ли держаться вырабатываемая деталь, дадут ли волосы напряженную линию или при всем старании она окажется вялой. Фактура волос как материала очень важна при моделировании особенно бытовых причесок.

Фактура волос учитывается и при создании характерной поверхности объемной формы, т. е. фактура волос часто оказывается связанной с фактурой поверхности. Например, из тонких волос золотистой блондинки можно сделать прическу, характерную легкими, пышными волнами и мелкими, несколько небрежными локонами и завитками. Эти же детали будут совершенно неуместны в прическе из толстых эластичных черных волос - они будут вызывать ощущение неряшливости. Такие волосы требуют компактной монолитной формы; детали чаще всего должны быть крупнее, линии строже; если делаются локоны, то они должны быть тугими, глянцевито-вычесанными, завитки почти не используются.

Если же брюнетка хочет показать некоторую небрежность, она, как правило, или стрижется коротко, чтобы в прическе не было выраженных деталей, или несколько отращивает волосы, чтобы они могли легко двигаться, опять-таки сплошной, слитной массой.

Фактура поверхности имеет большое значение в моделировании для выявления объемности формы, ее массы и т. д. Общая блестящая гладкая поверхность в прическе статичной (тупированной) формы придает ей массивность, но несколько уменьшает объем, особенно в прическах из темных волос. Негладкая, предположим, гофрированная поверхность зрительно увеличивает объем, масса же здесь больше связана с цветом.

Разница в подходе к моделированию формы причесок, точнее использование тех или иных деталей и вычесывание их с разной "степенью аккуратности" в зависимости от цвета и фактуры, имеет место в работе с волосами любого цвета. Даже блондинок условно делят на две категории: солнечных (все оттенки теплого желтого - от светло-золотистого до цвета тициан) и лунных (все оттенки холодного серого - от платинового до темно-пепельного). Силуэт прически "солнечной блондинки" может быть не очень точным, форма должна вызывать ощущение легкости за счет использования легких деталей (и их количества) - пушистых завитков, локонов, колечек, воздушных волн.

Силуэт прически "лунной блондинки" должен быть строже, форма должна быть более компактной и чуточку более массивной, чем в прическе "солнечной блондинки". Так как здесь стараются обыграть особенность цвета, в прическах чаще используют относительно гладкие поверхности.

Безусловно, свои коррективы вносит и фактура: если волосы "солнечной блондинки" толстые, массивные, то прическа должна быть спокойнее, больше внимания уделяется выявлению силуэта и проработке контурных и конструктивно-декоративных линий, от использования мелких, легких деталей следует отказаться. Такой же подход применяется при работе с каштановыми волосами: мастер ориентируется на фактуру и степень их светлоты.

Умелое использование особенностей цвета и фактуры волос открывает перед парикмахером-модельером большие возможности в композиции формы.

Композиция причёски - это объединенение всех элементов формы в единое целое , выражает идейно художественное и образное содержание отдельной модели.

Под композицией прически понимается построение, расположение и соотношение ее составных частей. Композицией также называется и конечный результат этих действий - сама прическа.

С композицией непосредственно связано художественное оформление прически. В моделировании художественным оформлением принято называть процесс создания по определенным законам как прически в целом, так и отдельных ее деталей.

Основа композиции - это совокупность образующих форму объемов (частей), соотношений этих объемов, общих пропорций (масштаб) и силуэта. От того на сколько удачно решена композиция в целом, зависит красота и вы­разительность формы прически.

Для правильного проектирования модели прически необходимо знать объективные закономерности формообразования и композиции, т.е. компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как произведения) являются форма, силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные ее детали и декор (украшающие элементы).

Композиционными средствами (приемами) являются пропорции (соблюдение масштабности, единства характера всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.

Обязательным условием композиции является соблюдение единства стиля и образности формы. Выполнение этого условия зависит от умения передавать дух времени в облике прически.

Назначение прически и ее замысел определяют выбор компонентов композиции и композиционных средств.

Разработать композицию модели - это значит найти необходимое сочетание всех компонентов, характер их сопод­чинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности (т.е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма).

Композиция должна быть гармонично целостной. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании различных элементов (главных, менее значимых и второстепенных).

  • - Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению.
  • - Наличие композиционного центра
  • - Соразмерность всех частей композиции между собой, лицом и фигурой человека.

Основными правилами первого закона композиции являются:

органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

соответствие исходного материала назначению и форме прически;

единство исходного материала и декора (украшений).

Под функциональностью прически понимается соответствие ее формы своему назначению. Например, прическа женщины, работающей у станка, должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму. Прически спортсменок должны базироваться также на короткой стрижке.

Вечерние прически должны в целом выглядеть более нарядно и празднично, чем дневные (рабочие). Величина, со­отношение и характер всех деталей, образующих форму, диктуются общим замыслом, т.е. все композиционные средства должны быть направлены на выявление художественного образа.

В своей работе парикмахер-модельер использует совершенно особенный исходный материал - волосы. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически.

Любая деталь в прическе, а также ее форма в целом могут выглядеть красивыми только при условии, что в них отражены особенности исходного материала, т.е. фактура волос. По фактуре волосы могут быть рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т.д. Обеспечить художественную (и практическую) ценность прически можно только учитывая эти исходные данные и используя соответственно те или иные композиционные средства и технические приемы, позволяющие осуществить замысел художника.

Для украшения прически используются волосяные изделия, бижутерия, ленты, обручи, цветы, завитки, цветные пудры и т.п. Применение любых видов отделки в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. При использовании украшения в композиции прически необходимо учитывать его характер, вид, технику изготовления, так как оно не должно противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически.

Пример. Требуется сделать прическу (узел) с применением накладной косы, придающей композиции большую значительность, монументальность. Если собственные волосы клиентки тонкие и слабые, а коса изготовлена из толстых эластичных волос, то прическа будет выглядеть неестественной и некрасивой. В этом случае косу следует использовать только для создания формы прически, т.е. по возможности спрятать ее под волосами клиентки так, чтобы фактура косы не просматривалась. Украшения в этом случае должны отвлекать внимание от фактурных особенностей накладной косы. Такими украшениями в зависимости от назначения прически могут быть ленты, обручи, цветы и бижутерия.

Очень часто применение декоративных украшений, особенно в парадных прическах, обусловливается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки исходного материала (т.е. волос). Например, лишние проборы, какие-то исходные точки разворотов прядей или пустоту в объемно-пространственной структуре прически, которая представляется неэстетичной. Прикрывая изъяны прически украшениями, создают «композиционные мостки». Разнообразные декоративные заколки и гребешки, фиксирующие детали прически из длинных волос в определенных местах, придают ей дополнительную нарядность, спо­собствуют созданию выразительности образа.

Правильно спроектированная модель не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо подчеркнуть идейную направленность композиции. В этом случае украшение органически входит в композицию модели. Например, фата или белые цветы в прическе невесты, эмблема в конкурсной прическе или специ­фические украшения, позволяющие точно обозначить историческое время или исторический типаж.

Помимо украшений существуют и другие средства декоративного решения модели. Формообразование деталей причесок предопределяется главным образом ее конструкцией. Чем сложнее форма прически, тем многообразнее могут быть конструктивные линии, выражающие ее. Это могут быть прямые, кривые, изогнутые, вертикальные, горизонтальные, длинные линии или их различные сочетания. Эти линии неотделимы от формы прически и являются важным средством не только конструктивного, но и эстетического решения модели.

Различают две формы прически: главную, т.е. форму составляющую основу прически, ее объем, и декоративную, предназначенную для внешнего обогащения объема прически, т. е. для создания модели.

К декоративным элементам относятся разнообразные локоны, волны, форма окантовки, различные челки. Декоративные формы не могут существовать самостоятельно, они подчиняются главным формам. Создание же главных форм обусловлено исходными данными как конструктивно, так и эстетически.

Второй закон композиции утверждает наличие центра композиции, т.е. места сосредоточения основных важнейших свя­зей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр модели. Композиционный центр может располагаться в любой зоне головы. Его местонахождение и соединение с другими компонентами прически должно способствовать наи­более четкому раскрытию замысла художника и образности модели. Композиционный центр может не совпадать с гео­метрическим центром или осью симметрии. Все компоненты, составляющие композиционный центр (акцент) прически, разделяются на главные, необходимые для образования объемной формы (с контурными очертаниями), и второсте­пенные (декоративно-конструктивные), к которым относятся локоны, челки, украшения и т.д.

Важным свойством композиции прически является равновесие ее объемной формы, т.е. такое состояние, при котором все элементы прически сбалансированы между собой. Композиционное равновесие - это не простое равенство величин. Оно зависит от распределения основных компонентов композиции относительно центра прически и организации ее пространства, т.е. пропорций, пластики формы и цветотональных отношений отдельных частей.

Основными правилами второго закона композиции являются: выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов прически; уравновешенность композиции.

Важнейшим фактором третьего закона композиции является масштабность, т.е. соотношение прически и ее формы с размером головы, деталями лица и фигурой человека, а также соотношение частей прически между собой.

Масштабность имеет прямую зависимость от цвета и фактуры как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из светлых волос кажется более объемной, чем точно такая же прическа из темных волос. Различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от окружающих элементов могут в общей композиции казать­ся меньше или больше.

Новая мода всегда заключает в себе новую систему пропорций, и в соответствии с ней должна соблюдаться и мас­штабность. Число, размер и форма деталей прически, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение формы и объема той части прически, где этот компонент располагается.

Композиционный центр- это место в котором сосредоточена причёска.

Композиционные средства причёски:

Контраст причёски- под контрастом подразумевается сочетание в одной прическе всевозможных элементов - разных объемов, цветов, различных форм волны и так далее.

Контраст применяют для того, чтобы подчеркнуть уникальность причёски , сделать ее модной, стильной и заметной. Проще всего это сделать при помощи асимметрии.

Самым ярким и простым примером контраста может служить сочетание в прическе прядей разной длины или цвета. Контрастные прически всегда смотрятся свежо и необычно.

Прежде чем добиваться контраста, сначала необходимо определить, какая часть прически будет являться ее композиционным центром. Им может стать, например, пробор или челка, декоративное украшение или отдельный локон. Все детали непременно должны быть связаны с центром композиции, иначе прическа станет неконтрастной, потеряет все свое очарование. Помимо этого, элементы нужно связывать и между собой так, чтобы они составляли одно целое.

Ритм в прическе. Располагая основные части прически в определенной последовательности, нельзя забывать о ритме. Ритм - это равномерное чередование отдельных элементов причёске. В прическе он создает движение, поэтому она может выглядеть спокойной или энергичной, мягкой или резкой. Если ритмичность нарушается или прерывается, прическа становится невыразительной и статичной.

Ритм бывает плавным и быстрым. Пышные и длинные волосы, которые слегка вьются, обладают плавной ритмичностью, а кудрявые волосы и крутые локоны - быстрой.

Сочетание в одной модели фантазийной причёски различного ритма приводит к тому, что она становится асимметричной. Это делает прическу оригинальной и заметной.

С помощью ритма можно подчеркнуть форму причёски , зрительно увеличить объем или обратить внимание на какой-то один элемент. Главное, чтобы ритм не нарушал общую гармонию прически.

Тождество- это полное сходство однородных элементов, равенства их форм.

Пропорции - тонкое восприятие линий и соотношение размеров корпуса, головы, и формы лица.

кцент причёски- фокусная точка(выразительность). Их может быть несколько и они не должны перебивать друг друга.

Гармония причёски- линии причёски должны соединяться целыми и отсутствовать незавершенность.

Также причёски могут быть симметричными и асиммитричными.

Симметрия это полное равенство одной половины целого другой его половине, полное соответствие расположению и величине всех входящих в форму причёски деталей, линий и других элементов композиции по отношению ассимметрии.

Симметрия как средство гармоничного построения композиции чаще всего сообщает причёске спокойное равновесие отдельных частей и деталей формы.

В практике моделирования причёске решение композиции может быть основано также на неполной симметрии и на асимметрии. В том и другом случае необходимым условием гармоничности модели является уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновесия.

Цвет в прически. Цвет - один из важнейших элементов моделирования. Неудачный оттенок может испортить самую красивую причёску. Правильно подобранный цвет способен отвлечь внимание от некоторых недостатков во внешности. С его помощью можно создать даже впечатление объема. Светлые тона делают лицо моложе, свежее, а прическу легче. Темные цвета придают внешности загадочность, но иногда могут и состарить. Они уменьшают и утяжеляют причёску. Сочетание в прическе нескольких оттенков всегда производит неизгладимое впечатление, а вызывающе яркие тона могут шокировать.

Парикмахеры утверждают, что по цвету прически можно судить даже о характере клиента. Мягкие люди предпочитают теплые тона, а решительные и уверенные в себе выбирают холодные.

Цветом легко подчеркнуть основные линии прически. Например, мелирование на длинных прямых волосах подчеркнет преобладание вертикальных линий, а на вьющихся - изогнутых.

Желательно, чтобы цвет волос был гармоничным. В искусстве моделирования есть понятие гармонии, которая может быть родственной или контрастной.

Родственная гармония сочетает близкие оттенки одного цвета. К примеру, светло-русый цвет и темно-русый считаются близко-гармоничными. Родственная гармония чаще всего используется в строгих прическах. При двуцветном окрашивании один оттенок обычно на два-три тона светлее или темнее другого.

При помощи контрастной гармонии можно сделать причёску яркой и модной. Она сочетает оттенки разных цветов, например: светло-русый и черный, платиновый блондин и черный. Сильный контраст всегда бросается в глаза, поэтому его выбирают те, кому нравится всеобщее внимание.

Если волосы покрашены в один цвет, то такая гармония именуется монотонной или одноцветной.

Читайте также: