Как красят волосы в европе

Опубликовано: 15.05.2024


Стилисты рассказали, почему большинство женщин в Европе, молодых и в возрасте, не красят волосы и не скрывают седину. Специалисты отметили основные причины и последствия, которые были ими вызваны.

Почему женщины в Европе не красят волосы и не закрашивают седину

Специалисты отмечают, что на данный момент в Европе формируются новые модные тенденции, которые подразумевают полную свободу самовыражения и право самостоятельно выбирать стиль, не думая об осуждении посторонних людей.

Большинство женщин поддерживают эту тенденцию, стараясь всячески демонстрировать свою независимость от общественного мнения.


Тренд на естественность также подпитывается идеологией феминистического движения, которое имеет большое значение не только для европейских женщин, но и для всего общества.

Европейские женщины зачастую не закрашивают седину и не скрывают такие недостатки, как первые признаки старения, морщины, проблемная кожа, демонстрируя таким образом, что женщина не обязана всегда выглядеть идеально.

Молодые девушки в Европе также часто являются активными участниками феминистического движения и борются за любые проявления естественности: неокрашенные волосы, отсутствие макияжа.


Европейское общество критически относится и к таким процедурам красоты, которые сделаны с целью соответствия общественным стандартам. Больше приветствуются различные креативные решения, которые подчеркивают индивидуальность.

Тем женщинам, которые предпочитают красить волосы, мастера не могут предложить сложные техники, так как они не востребованы в большинстве стран.

Как женщины в Европе ухаживают за собой

Как отмечают специалисты, женщины в Европе больше интересуются модой, чем различными процедурами по уходу за собой. По этой причине индустрия красоты там менее развита, чем в России.

Стандартными процедурами для европейских женщин являются стрижки волос, а также косметологические процедуры, которые не предусматривают хирургического вмешательства и инъекций.

Женщины в Европе любят посещать СПА-салоны, где наиболее доступными и распространенными процедурами являются массаж, корректирующий фигуру и помогающий наладить кровообращение.


Спорт и здоровый образ жизни больше распространен в Европе, чем в России. Однако европейские женщины делают упор на том, что физическая активность необходима для поддержания здоровья и красоты, а не для соответствия общественным стандартам.

Индустрия красоты в Европе развита меньше: во многих странах посещение маникюра или педикюра не распространено, а мастеров, которые могут предоставить подобную услугу, очень мало.

В связи с этим, отмечают стилисты, у европейских женщин более высокий уровень чувства стиля, при этом многие процедуры по уходу за собой они делают сами из-за недостатка мастеров.

Качество сервиса и оказания бьюти-процедур, например, маникюра или макияжа, в Европе значительно ниже по сравнению с русскоговорящими странами, однако европейские женщины меньше в этом заинтересованы.


Индустрия макияжа в Европе также менее востребована: визаж зачастую практикуется для бьюти-съемок или выходов знаменитостей, при этом мастера не прибегают к сложным техникам и чистоте работы.

Европейское общество негативно относится к критике внешнего вида других людей, в связи с этим каждая женщина в Европе может позволить себе выглядеть так, как считает нужным, не опасаясь осуждения окружающих.

Как менялась мода на цвет волос за последние 100 лет — Красота на Wonderzine

С 30-х до нулевых и дальше

  • 21 апреля 2016
  • 34030
  • 5

Текст: Дарья Эванс-Радова

На двадцатый век пришёлся расцвет моды на окрашивание волос. Причина вполне понятная: технология осветления и придания другого цвета стала настолько доступной, что позволить её смогли не только богатые. Крашеные волосы перестали быть показателем статуса, зато стали отражать индивидуальный вкус конкретного человека или общественной группы. В прошлом материале мы изучили, как формировались стереотипы о цвете волос и характере вплоть до 20-х годов прошлого века, а теперь рассказываем, кто задавал моду на тот или иной цвет волос и что наши волосы ждёт дальше.


В это время впервые появился термин «платиновая блондинка», в английском это blond bombshell, а заодно с ним и первая каноническая обладательница светлых волос — актриса Джин Харлоу. Мэрилин Монро в это время ещё в буквальном смысле находилась в яслях. Назвав фильм «Платиновая блондинка», Говард Хьюз хотел капитализировать цвет волос молодой звезды. Фильм имел «ого-го какой!» успех, а вместе с ним и осветляющая краска, которую смели с прилавков поклонницы молодой Джин. Образ платиновой блондинки мужчины находили ярким и сексуальным, а женщины — достойным подражания. Кстати, актриса так и не призналась, что красила свои волосы, уверяя, что оттенок дан ей от природы. Харлоу умерла в возрасте 26 лет, прикованная к постели и теряющая волосы. Как-то она сказала: «Если бы не цвет волос, в Голливуде никогда бы и не узнали о моём существовании».


Осветляющая краска для волос вышла на новый уровень. Появилась формула Miss Clairol Hair Colour Bath, которая позволяла женщинам красить волосы в домашних условиях — это было важно, так как женщины предпочитали не афишировать этот факт. Походить, конечно, старались на Мэрилин Монро, за которой закрепился образ канонической блондинки, несмотря на других предшественниц. Актриса стала символом сексуальности и чувственности. Её образ был построен исключительно вокруг женственности и внешности: томный взгляд, пикантная мушка, тонкие стрелки, алые губы и, конечно, тугие светлые локоны. Мэрилин настолько монополизировала свой цвет волос, что он стал восприниматься практически неразрывно от неё самой.

В то время пока Монро занимала фантазии Америки, в Европе особенной популярностью пользовалась Брижит Бардо, которую тоже с лёгкой руки кинематографа прозвали «секс-символом». После фильма «И Бог создал женщину» образ Бардо стал отправной точкой в оценке женской привлекательности. И опять же внёс свой вклад в формирование стереотипа о блондинке в контексте его сексуальности. Невероятной популярностью в золотую эпоху голливудских див пользуется и Грейс Келлли, самая кассовая актриса своего времени — и ещё один образ для подражания, приближались к которому опять же за счёт пероксида водорода.

60–70-е


В это время появляется супермодель Твигги и вместе со своей короткой стрижкой привносит в моду совершенно новую эстетику. Хотя сама Твигги и обмолвилась как-то о том, что не прочь выглядеть как Мэрилин Монро, она, в общем-то, далеко задвинула её вместе с голливудскими стандартами. Сексуальность и привлекательность больше не ассоциируются с томной блондинкой-кокеткой.

Хотя светлые волосы до сих пор очень популярны. У L’Oréal появляется рекламный слоган «Ведь ты этого достойна» — компания выпускает осветляющую краску, которую называет самой дорогой в Америке. Оттуда и «Ведь ты этого достойна». Кроме того, в обществе меняется отношение к осветлению волос: женщины больше не скрывают того факта, что прибегают к краскам. Светлыми волосами всё не ограничивается. Женщины экспериментируют, на мировой арене появляются совершенно разные типажи: Одри Хепбёрн, Джейн Биркин, Твигги, Джеки Кеннеди, Брижит Бардо, Шер. Кроме того, наконец-то намечается тенденция красить волосы в яркие цвета, благодаря панк-движению. Цвет волос становится способом выражения своей позиции.

В СССР мода на крашеные волосы разгорелась в 1963 году. Волосы стали красить не только для того, чтобы скрыть седину, но и чтобы выразить индивидуальность. Специализированных красок в СССР не было, поэтому обходились подручными средствами. Для рыжего оттенка использовали хну, для каштановых смешивали хну и басму. Для осветления использовали луковую шелуху, а если хотелось радикальных изменений — совсем не безопасную перекись водорода. Оттуда и пошло выражение «пергидрольная блондинка». Типаж «зрелой женщины с сиреневыми/голубыми волосами» возник тогда же. Добивались оттенка просто — добавляли в воду самые обычные чернила. Эталоном моды была манекенщица Регина Збарская. В конце 60-х в СССР привезли первую настоящую краску — из ГДР.



Красители совершенствуются — становятся более стойкими, но более мягкими для структуры волос. Производители краски вдруг озадачились блеском, поэтому красители этого периода и носят красноречивые названия обязательно со словом «shining». Тенденция с ярких цветов 70–80-х смещается в пользу натуральных оттенков. Среди блондинок это Клаудия Шиффер, ни на кого не похожая Кейт Мосс, Гвен Стефани, Ума Турман, Гвинет Пэлтроу, Дрю Бэрримор, Шэрон Стоун, Памела Андерсон.

Дженнифер Энистон вообще заставила американские салоны пережить массовую истерию. После её роли в «Друзьях» парикмахеры едва справлялись с потоком посетительниц, желающих «волосы как у Рэйчел». Среди брюнеток популярны образы Деми Мур, Виктории Бекхэм, Тайры Бэнкс, Синди Кроуфорд, Вайноны Райдер. Зародившаяся в 70-е тенденция красить волосы в ядовито-яркие цвета тоже имеет место — у японских подростков входит в моду красить волосы в травянисто-зелёный цвет.

2000-е


В нулевые, кажется, все одновременно вспомнили, что давно не красили волосы, и, собственно, дорвались. Окрашивания в одном тоне не увидишь — минимум два оттенка вместе, а лучше все и сразу. А ещё лучше — как у Кристины Агилеры. То есть светлые волосы с бордовыми и чёрными прядями. Помимо этого популярен «белый верх, чёрный низ», когда верхний слой волос оставляют в блонде, а нижний красят в каштановый — как у Николь Ричи. У Джессики Симпсон светлое мелирование на тёмных волосах, а у Аврил Лавин — розовое на светлых. Бейонсе осваивает омбре, Рианна красит отдельные пряди. Майли Сайрус — блондинка. Пинк не заморачиваясь красит волосы в голубой, а Гвен Стефани высветляет добела. Мадонна как регулярно меняет цвет волос с 80-х — так и меняет.

2010-е


В 2010-х омбре уверенно заняло лидирующую позицию среди разновидностей окрашивания. Вероятно, оно стало закономерным компромиссом, который пришёл к нам через всю историю окрашивания. Омбре применимо ко всем оттенкам волос, легко в поддержании, для разнообразия на него всегда можно нанести тонировку яркого цвета, а брюнетки при этом могут приблизиться к блондинкам, не связав себя особенными обязательствами с цветом. А главное для всех — нет проблем с отросшими корнями, омбре их, можно сказать, легализировало. Попробовали его, казалось, все — от Ким Кардашьян до Джареда Лето. Кроме омбре в 2010-е появились шатуш, брондирование, балаяж, а также калифорнийский блонд.

Какими волосы будут в будущем? Фантазии кинематографа здесь ограничиваются двумя крайностями: это либо волосы ярких цветов с причудливыми укладками и аксессуарами, как в «Голодных играх», либо минималистичные, «прилизанные» причёски и волосы натуральных оттенков. Однако, скорее всего, их у нас не будет вообще, ну или очень мало — такое мнение на этот счёт у науки со времён Чарльза Дарвина, считавшего волосы рудиментом. Во-первых, у наших предков волосы были гораздо гуще, чтобы защищать их от непогоды, сейчас необходимость в этом отпала. Во-вторых, цвет волос начнет темнеть. Профессор Йельского университета Стернс уверен, что глобализация приведёт к усреднению черт внешности, а брюнетов и брюнеток в населении мира подавляющее большинство. В итоге можно прикинуть два варианта: редкие тёмные волосы либо их полное отсутствие. Надо заметить, что последний вариант был бы гораздо практичнее для вживления разных там чипов и микросхем. Будущее же.

Автор: Надя Мишустина, Цюрих, 19. 08. 2010.

Фото - Наша газета

Седина стала стильной

Увидев в зеркале первую седину, Tереза, как и любая женщина, огорчилась. «Мне только исполнилось 40 лет и вот сюрприз», - вспоминает мать троих детей. «Для меня седые волосы означали одно – старость». Через несколько дней Тереза, работавшая менеджером в берлинском отеле Hyatt, уже сидела в кресле колориста, который окрасил ее длинные волосы в темно-коричневый цвет. Так продолжалось следующие десять лет. За это время многое в ее жизни изменилось: Тереза сменила работу, развелась и отправила в колледж детей, но ее борьба с сединой оставалась неизменной. Каждые шесть недель она переступала порог парикмахерской. И вот, незадолго до cвоего 50-летия, Тереза решила в буквальном смысле «вернуться к корням»: она перестала красить волосы и переехала в родной Цюрих. Свой юбилей Тереза встретила с новой короткой стрижкой кипенно-белого цвета.


Существует стереотип, старый как мир: мужчины с возрастом становятся краше. Морщины прибавляют им характера, седина - благородства и мудрости. А женщины? Седые волосы превращают их в матрон. Для того, чтобы считаться привлекательной, нужно молодо выглядеть. Откройте любой журнал о красоте, он тут же расскажет, как избежать старения и какие косметические процедуры для этого необходимы. Включите ТВ – вас убедят, что кое-где надо себя перекроить. Идем в кино: отменно выглядящие актрисы любую женщину заставят комплексовать по поводу собственной внешности. «Считается, что если у вас седые волосы, вы просто не ухаживаете за собой, ленитесь, - рассуждает Тереза. - А лень приравнивается чуть ли не к смертному греху». Женщины на протяжении нескольких поколений боролись с сединой. Но теперь серебристые пряди вся чаще появляются в их прическах.

Возможно, слегка меняются вкусы в Голливуде, рассуждают британские газеты The Daily Mail и The Guardian, а на стиль актрис так или иначе ориентируется индустрия красоты и все остальные женщины. Актрисы Хелен Миррен, Джуди Денч, Ванесса Редгрейв, Диана Китон, а также министр экономики Франции Кристина Легранд демонстрируют свои седые шевелюры. При этом никто не скажет, что они выглядят как старушки-одуванчики. The Telegraph пишет о моделе Кристен Макменами. 45-летняя ветеранка фешн-индустрии с бравурой демонстрирует свою седину, которая вовсе не помешала ее карьере. Скорее наоборот. Седовласая Макменами снималась в рекламной компании Lanvin, участвовала в показе Сalvin Klein сезона осень 2010 года и получила разворот в британском Vogue.

Седина – главная тема дискуссий на сайте американского журнала More, предназначенном для женщин старше сорока. Отчего седеют волосы? Среди причин называются стресс, насл
едственность, возрастные изменения. Пигментные клетки волосяных фолликулов прекращают вырабатывать меланинин, который отвечает за цвет волос и кожи. Как следствие, стержень волоса вместо пигмента накапливает воздух, и волос приобретает серебристый цвет. На этом сайте женщины рассказывают, как они перестали маскировать cвою седину, обсуждают новые стрижки, новые цвета макияжа и одежды. Делятся тем, как, перестав комплексовать по поводу своих седин, обрели самоуверенность. Многие благодаря форуму расширили свой круг знакомых, приобрели новых подруг. По словам Терезы, на форуме силен дух сестринства. Когда Тереза приехала в Америку, где учится ее сын (который одобрил ее седину), она с радостью встретилась со своими “Silver Sisters”, как называют себя ее седые подруги. “Серебряные сестры” устраивают девичники и даже путешествуют вместе. Cвое пятидесятелите Тереза весело встретила в женской компании в Кейптауне, в Южной Африке - члены этого оригинального сообщества живут по всему миру. «Мы хорошо понимаем и поддерживаем друг друга. Даже в Цюрихе, когда я вижу в магазине или на улице седую женщину, я делаю ей мысленный комплимент: Давай, девчонка!»

Каждая эпоха придумывала свой модный образ; пытаясь соответствовать ему,
женщины меняли свой природный цвет волос. Золотисто-рыжие кудри, как у Венеры Ботичелли, итальянки получали, просиживая под солнцем в специальных шляпах с широкими полями, но без верха. Хна, басма и другие растительные красители были единственными окрашивающими средствами вплоть до начала 20 века. Их недостатком было отсутствие цветовой гаммы. Но тут на помощь женщинам пришли химики. Французский химик и отец миллиардерши Лилиан Бетанкур Эжен Шуэллер создал синтетическую краску для волос и, окрыленный успехом, основал в 1909 году компанию L’Oréal. Точных цифр нет, но сегодня примерно половина женщин в возрасте от 25 до 60 лет подкрашивают волосы. Если предположить, что многие из них, как раньше Тереза, делают это регулярно, то становится ясно, что серебро в волосах - золотая жила для косметических компаний.

Однако не стоит думать, что, перестав закрашивать седину, женщины перестали бояться стареть и больше не хотят выглядеть красивыми. Это не так. Индустрия красоты прочно убедила женщин, что их внешность - это не данность, а проект, работа над которым никогда не кончается. То, что в Швейцарии женщины красиво стареют и любят свою седину, вовсе не значит, что они не пользуются услугами косметологов, диетологов, колористов или пластических хирургов: все эти специалисты не сидят без работы. Тереза по-прежнему ходит в салон, где подкрашивают ее седину. «Я была очень серенькой брюнеткой, а c седыми волосами выгляжу гораздо эффектнее», - признается она и добавляет: «А еще я похудела и накупила кучу новой одежды!»

Уверены, ты хоть раз в своей жизни красила волосы! Интересно, а как с этим справлялись наши предки? Давай узнаем?

Уверены, ты хоть раз в своей жизни красила волосы! Краски для волос прочно вошли в нашу жизнь, и уже сложно представить, как можно поменять имидж, не сменив оттенок волос. Интересно, а как с этим справлялись наши предки? Давай узнаем?

Краска для волос в Древнем Египте

Многие столетия египтяне предпочитали иссиня-черный или ярко-красный цвет волос. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры этому способствовала известная и по сей день хна. Чтобы разнообразить палитру, египетские красавицы разбавляли порошок хны всевозможными ингредиентами, которые могли бы вызвать приступ паники у современниц. Так, в ход шла коровья кровь или измельченные головастики. Волосы, напуганные столь неподобающим обращением, враз меняли цвет. Кстати, египтяне рано седели, генетическая предрасположенность, с которой они боролись с помощью крови буйвола или черных кошек, вскипяченной в масле, либо вороньих яиц. А чтобы получить черный цвет, достаточно было смешать хну с растением индиго. Этим рецептом до сих пор пользуются любительницы натурального окрашивания.

Краска для волос в Древнем Риме

Здесь очень модным был «тицианский» оттенок волос. Дабы его получить, местные девушки протирали шевелюру губкой, смоченной в мыле из козьего молока и золы букового дерева, а после часами сидели на солнышке.

Кстати, рецептов смесей для окрашивания у римских чаровниц было больше сотни! Использовались иногда привычные современной моднице, а порой и невероятные ингредиенты: пепел, скорлупа и листья грецкого ореха, известь, тальк, буковая зола, шелуха лука и пиявки. А счастливицы, обладающие несметным богатством, посыпали голову золотом, чтобы создать иллюзию светлых волос.

Именно в Риме придумали первый химический способ окрашивания волос. Чтобы стать заметно темнее, девушки смачивали свинцовый гребень в уксусе и расчесывались. Соли свинца, осевшие на локонах, имели темный оттенок.

Краска для волос у кельтов и галлов

Еще в 1000г. до нашей эры мужчины сходили с ума от блондинок. Поэтому девушки старались «выбелить» свои локоны с помощью известковой воды, которая делала шевелюру ослепительно белой.

Краска для волос в Древней Греции

Здесь все равнялись на златовласую Афродиту и красили локоны смесью поташа (раствор углекислого калия) с желтыми цветами (название до нас не дошло). Кому был недоступен поташ, довольствовались коровьей мочой.

Краска для волос в Тунисе

Тунисские невесты перед самым главным событием своей жизни «наводили красоту» с помощью смеси, называемой «мардума». В нее входили чернильные орешки, гвоздика и медный купорос.

Краска для волос в эпоху Возрождения

Несмотря на запрет церкви, девушки продолжали эксперименты с цветом волос и, соответственно, с красителями. В ход шла все та же хна, цветы дрока, серный порошок, сода, ревень, шафран, яйца, а также почки телят.

Лидировала в разработке новых красящих формул, как водится, Франция. Так, Марго Валуа придумала свой рецепт осветления волос, который, к сожалению, до нас не дошел. А для окрашивания локонов в черный цвет француженки воспользовались старым и проверенным способом римлян – свинцовым гребешком в уксусе.

19 век – время открытий

В 1863 году синтезировали вещество, известное как парафенилендиамин, который стали применять для окрашивания тканей. На основе этого химического компонента разрабатывались современные формулы красок.

В 1867 году химик из Лондона (Э.Х. Тиллей), объединившись с парикмахером из Парижа (Леон Юго), открыл для женщин всего света новые горизонты, продемонстрировав новый способ осветления волос с помощью перекиси водорода.

Краска для волос в 20-м веке

Кто знает, чем бы мы красились сейчас, если бы неудачный поход жены Эжена Шуэллера в парикмахерскую. Вид безжизненных прядей любимой супруги вдохновил гениального экспериментатора на создание синтетического красителя, содержащего соли меди, железа и сульфата натрия. Опробовав краску на благодарной супруге, Эжен стал продавать красящее вещество в парикмахерские под названием «L’Aureale». Краска вмиг завоевала популярность, что дало возможность Эжену расширить производство, открыть компанию «L’Oreal» и продолжать эксперименты с цветовой гаммой. Вот что любовь с людьми делает!

Краска для волос в 20-е годы

У уже нашумевшей краски «L’Oreal» появился конкурент, компания «Mury», выпускающая краски, проникающие вглубь волоса, что продлевало стойкость цвета и закрашивало седину.

30-е годы

«L’Oreal» расширяет горизонты и выпускает в свет краску на натуральной основе «Imedia», имеющую целую гамму естественных оттенков.

В Германии тоже не сидели на месте: сыну основателя компании «Wella» пришло в голову соединить красящий пигмент с ухаживающим средством. Краска стала более щадящей, что вызвало бурю восторга у женщин.

Краска для волос в 40-е и 50-е годы

Вторая мировая война никак не сказалась на желании девушек быть красивой. Красок становится все больше, формулы – все лучше, шевелюры – краше!

Краска для волос в 60-е годы

Развитие рынка косметики идет гигантскими шагами,крупные компании, чья специализация не имела ничего общего с красками для волос, решают примкнуть к общему безумию. Так компания «Schwarzkopf» создала краску «Igora Royal», ставшую настоящей классикой.

В это же время химики всего мира трудятся над формулой без перекиси водорода, способной закрашивать седые волосы. Появляется все больше новых оттенков, красавицы всего мира смело используют краски для волос.

Краска для волос в современном мире

Сейчас нам доступно великое разнообразие формул и красителей различных брендов. Наука не стоит на месте, поэтому появились муссы, пенки, бальзамы, оттеночные шампуни, тоники. Девушки окрашивают волосы, чтобы поднять себе настроение, не боясь за состояние своей шевелюры. Новые формулы обогащены полезными компонентами, аминокислотами, протеинами, кератином и биодобавками.

Хотя, несмотря на обширный выбор современных красок и щадящие формулы, многие девушки предпочитают натуральные красители и возвращаются к древним способам окрашивания, используя хну и басму, луковую шелуху и даже свеклу!

Было время, когда красить волосы полагалось мужчинам - и только героям. На черепах древних охотников археологи нашли следы красноватой охры. Таким же способом, смешивая охру с жиром, в наши дни красят себе волосы кенийские масаи, но только те охотники,
кто одержал победу в поединке со львом. Свою красную шевелюру они гордо заплетают в десятки косичек. Женщинам же в масайских племенах ни краска, ни прически не полагаются - они бреют голову наголо. Такие же обычаи есть и у других африканских племен, хотя порой вместо охры они используют золу, тоже смешанную с жиром, отчего волосы становятся белыми. Один европейский путешественник, увидев в Конго раскрашенных таким образом туземцев, поспешил оповестить мир о неграх-блондинах, которых он объявил потомками бесследно пропавших десяти колен Израиля.

Эти колена были в свое время уведены в плен воинственными ассирийцами, чьи цари и полководцы тоже тщательно ухаживали за своими пышными прическами и бородами. На одной из ассирийских глиняных табличек сохранился список множества растений, применяемых мужчинами для окрашивания волос, - среди них ботаники опознали только коричник и лук-порей.

А вот в соседнем Египте краситься позволили и женщинам. Правда, красили они не волосы, а. парики, которые надевали на наголо выбритые головы. Парики носили только высшие сословия, причем осветляя их, чтобы отличаться от черноволосых простолюдинов. Фараон с этой целью посыпал свой парик золотой пудрой; всем прочим пришел на помощь кустарник лавсония, из высушенных листьев которого делали яркую, стойкую краску. Это была хна, или хенна, - самая популярная краска древности. В зависимости от концентрации она окрашивала волосы в любой оттенок от соломенного до темно-медного.

Хна с небывалой быстротой распространилась по всему Востоку. В Персии, где она стоила дорого, хвастливые богачи красили ею не только бороды, но и ногти и даже шерсть своих баранов. В Китае участники одного из восстаний красили хной брови, за что и были прозваны «краснобровыми» (чжимэй). Индийские девушки перед свадьбой расписывали хной ладони и даже все тело - эти волшебные узоры, «менди», должны были обеспечить семейное счастье и плодовитость.

Есть и другая версия - египетские цари, а чаще царицы, красили волосы по более прозаической причине: чтобы скрыть седину. Ходили слухи, что именно для этого красилась знаменитая Клеопатра, которая
якобы поседела еще в молодости. Но, скорее всего, в густочерный цвет она красилась затем, чтобы отличаться от светловолосых римлянок. Кстати, этот цвет их волос чаще всего тоже был ненатуральным. Пришедшие с севера предки римлян (и греков) были блондинами, но на новой родине со временем потемнели. Между тем светлые волосы оставались эталоном красоты. Чтобы обрести их, римские матроны использовали великое множество ухищрений. Они часами палили волосы на солнце, используя для этого специальные шляпы - соланы - с широкими полями для защиты лица, но без тульи. Мыли голову золой, соком айвы, отваром из буковой коры - все эти компоненты делали волосы светлее. Самые богатые покупали парики из волос белокурых германских рабынь, но в Риме этот обычай такого распространения, как в Египте, не получил.

Жительницы Древней Греции, тоже страдавшие из-за своих черных волос, старались придать им модный золотистый оттенок с помощью такого малоприятного средства, как коровья моча. После двух-трех часов вымачивания в ней гречанки могли гордиться «кудрями Афродиты» - богиню любви всегда изображали с золотыми, как солнце, волосами. Просто осветлить волосы можно было настоем из скорлупы грецких орехов. А те, кто хотел закрасить седину, пользовались отваром из ольховой коры (это средство было в ходу и на Руси).

В Риме применяли другое средство - краску на основе свинца. Она легко и надежно окрашивала волосы до самых корней, но при этом вызывала у бедных женщин целый букет болезней, в том числе анемию, эпилепсию и бесплодие. Некоторые историки считают, что именно эта краска привела к вырождению римлян и падению Римской империи.

Свинцовая краска убивала щеголей и модниц вплоть до XIX века - ее следы, найденные при изучении останков Наполеона, породили легенду, что императора отравили. На самом деле он всего лишь пытался скрыть седину, тем самым невольно приблизив смерть.

Впрочем, дорогие свинцовые краски были доступны не всем. Простые люди в средневековой Европе красили волосы с помощью отваров из коры деревьев, рюмашки, люцерны, шафрана. Краску для рыжих волос получали из улиток, для черных - из вымоченных в уксусе пиявок. Правда, церковь относилась к окрашиванию волос неодобрительно, как к искажению человеческой природы и пагубному тщеславию. Краситься позволялось только проституткам - на севере Европы они сообразно моде чуть не поголовно были рыжими, а на юге блондинками. В Венеции, где жрицы любви населяли целые кварталы, они осветляли волосы по античным рецептам - купали их в моче, а также смачивали морской водой или содой, а потом долго держали на солнце. Так получался прекрасный медный оттенок, который мы нередко видим на картинах мастеров Возрождения. Все дело в том, что небогатые художники чаще всего использовали в качестве натурщиц именно проституток. Постепенно медно-рыжие волосы вошли в моду, краситься в этот цвет не считали зазорным и знатные дамы – например, Лукреция Борджиа, которая, правда, по части постельных подвигов могла заткнуть за пояс любую жрицу любви.

На западе Европы вплоть до XVI века рыжие волосы были не слишком популярны - они считались отличительным признаком ведьм. Только английская королева Елизавета с ее рыжими кудрями вернула популярность этому цвету, а с ним и рыжей краске для волос. Ее делали не только из привозной хны, но и из местного сырья, прежде всего киновари, или сульфида ртути - красной краски, которая была еще вреднее для здоровья, чем свинец. К счастью, на сей раз мода на окрашивание волос продлилась недолго - уже в начале XVII столетия в моду вошли парики, цвет которых можно было менять без ущерба для здоровья. Парижские модницы оригинальности ради делали свои парики голубыми, розовыми, золотыми.

Парики ушли в небытие на заре XIX века, под гром наполеоновских орудий. В новой Европе ожили старые привычки: пожилые люди закрашивали седину красками темных цветов, а девушки вновь стали почти сплошь светловолосыми. Мода на осветление прически особенно широко распространилась в Париже, в том числе и потому, что модницам пришла на помощь наука. В 1867 году парижский парикмахер Леон Пого впервые применил для окрашивания волос открытую незадолго до этого перекись водорода (пергидроль). Это дешевое и легкодоступное средство позволило всем желающим стать блондинками. С другими цветами дело обстояло сложнее, пока в 1907 году французский химик Эжен Шуэллер не изобрел краситель, содержащий соли меди и железа, а также сульфат натрия. Новым было не только то, что краска состояла исключительно из продуктов химии, но и то, что она позволяла покупателям сразу, без всяких алхимических опытов, получить нужный оттенок волос.

Поколдовав с рецептурой, Шуэллер научился изготавливать семь оттенков, от черного до светло-рыжего, после чего основал
«Французскую компанию по производству безвредных красок для волос». Очень скоро это громоздкое название сменилось более поэтичным «Л'Ореаль» (от латинского aureus - «золотой»), под которым детище Шуэллера и стало известно всему миру. Правда, это случилось только в 1920-е годы, когда прежние туго стянутые прически сменились новыми, более свободными, что сделало цвет волос особенно важным. Никуда не исчезла и потребность закрашивать седину. По упорным слухам, как Гитлер, так и Сталин красили свои знаменитые усы. В новейшую эпоху к этому же нехитрому средству прибегали такие западные лидеры, как Рональд Рейган, Герхард Шредер, Сильвио Берлускони.

Это началось в 30-е годы, когда женщины всех континентов бросились подражать светлокудрым голливудским дивам. Под их влиянием из брюнеток в пергидрольных блондинок превратились такие знаменитые актрисы, как Любовь Орлова, Рита Хейуорт, Мэрилин Монро (позже та же участь ждала Шэрон Стоун и Памелу Андерсон).







Этому способствовало и создание семейством Штреер, владельцами
немецкой фирмы Wella , первой стойкой крем-краски Kolleston , которая не только помогала быстро и безопасно изменить цвет волос, но и ухаживала за ними. Эта новинка появилась на прилавках в 1936 году, но из-за войны так и не попала в массовое производство. Зато когда Kolleston все-таки добрался до потребителя, его ждал настоящий успех: уже в первый год было продано около 5 млн. тюбиков краски. Такой же успех ожидал и Accord – созданное учеными Wella первое средство, с помощью которого можно было и красить, и укладывать волосы.


«Мне аптекарь говорил, что это будет радикально-черный цвет. Не смывается ни холодной, ни горячей водой, ни мыльной пеной, ни керосином. Контрабандный товар» (И. Ильф и Е Петров «12 стульев»).

В СССР долгое время ассортимент краски для волос ограничивался хной и басмой в бумажных пакетиках. Для создания оттенков их, как в древности на Востоке, разбавляли или смешивали друг с другом. В пору их отсутствия (было и такое) пользовались перекисью водорода, луковой шелухой и даже чернилами (для «радикального черного цвета»). В конце 60-х в продаже появилась первая настоящая краска для волос из братских соцстран, потом возникли и собственные аналоги, но они до конца советской эпохи оставались дефицитом. Сегодня все иначе: на наш рынок хлынули краски со всех концов света, причем не только от именитых фирм, но и от никому не известных фирм-однодневок. И хорошо еще, если такая «новинка» просто покрасит о волосы не в тот цвет, в который обещали. Хуже, если их после такой покраски придется долго реанимировать.

То, что изобретенные Шуэллером краски на основе солей металлов с годами портят волосы, делая их тусклыми и ломкими, в Европе заметили еще в 1950-е годы. Тогда их применение постепенно свелось к минимуму - а именно к случаям, когда нужна быстрая и надежная перекраска из светлого в более темный цвет. Большинство красителей сегодня делаются на основе перекиси водорода, аммиака (он размягчает структуру волос) и красящих пигментов. Часто в них включают полезные биодобавки - экстракты целебных растений, аминокислоты, протеины, кератин, пчелиный воск. В стойких красках, которыми чаще всего закрашивают седину, окислителя больше, в мягких - меньше. Последние обычно не меняют естественный цвет волос, а, придавая ему оттенок, делают его ярче и насыщеннее.

Есть и еще более щадящие оттеночные средства - муссы, пенки, бальзамы, шампуни, которые вообще не содержат окислитель и потому не проникают внутрь волос; их эффект сохраняется лишь до первого мытья головы. Это средство хорошо подходит для тонирования волос, создания неуловимых нюансов, добавляющих волосам глубину и блеск. Оттеночные продукты годятся и для щадящего «освежения» прежней окраски. Более устойчивые краски нужны для мелирования. окрашивания отдельными прядями, цвет которых может быть очень далек от природного. В любом случае при выборе краски лучше не гнаться за рекламой, а исходить из своего типа волос и кожи. Так, смуглой брюнетке лучше не ставить себе цель стать блондинкой - ей больше подойдут рыжие тона, которые также будут к лицу и блондинкам. Им, в свою очередь, к радикально черному цвету лучше не стремиться. Больше всего повезло шатенкам - они могут пускаться на любые эксперименты в пределах разумного. Хотя что считать пределом, если сегодня ни голубыми, ни зелеными, ни ярко-красными волосами никого уже не удивишь?

Важно также помнить, что, обретая новый цвет волос, женщина получает в нагрузку и связанные с ним стереотипы. Блондинки - наивные и мечтательные. Брюнетки - пылкие и загадочные. Шатенки - трудолюбивые и открытые. Рыжие - своевольные и уверенные в себе. Если вы не собираетесь соответствовать выбранному образу, лучше покраситься в какой-нибудь другой цвет Или не краситься вовсе - ведь в ваших «родных» волосах (если, конечно, за ними ухаживать) тоже найдется и блеск, и красота, и тайна

Сегодня волосы красят сотни миллионов женщин и мужчин во всем мире. В последние годы у этого занятия появилась новая причина. Это уже не погоня за модой, не бегство от старости. не желание подражать кому-либо. Опросы в крупных городах - Париже и Нью-Йорке, Риме и Москве - дают удивительно схожие результаты. Около 80% женщин утверждают, что окрашивание волос улучшает их настроение и придает уверенность в себе. В этом нет ничего странного - решительно изменяя свою внешность, они демонстрируют не только себе, но и всему миру, что готовы так же решительно изменить свою судьбу.

Читайте также: