Захар усмехнулся во все лицо так что усмешка охватила брови

Опубликовано: 17.09.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 272 256
  • КНИГИ 637 958
  • СЕРИИ 24 166
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 600 171

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В трех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum[1] неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

Илья Ильич проснулся, против обыкновения, очень рано, часов в восемь. Он чем-то сильно озабочен. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь.

Дело в том, что Обломов накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания. Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т. п. Хотя староста и в прошлом и в третьем году писал к своему барину точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз.

Легко ли? предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер. Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением.

По этому плану предполагалось ввести разные новые экономические, полицейские и другие меры. Но план был еще далеко не весь обдуман, а неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой. Обломов сознавал необходимость до окончания плана предпринять что-нибудь решительное.

Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует.

С полчаса он все лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более что ничто не мешает думать и лежа.

Так и сделал. После чаю он уже приподнялся с своего ложа и чуть было не встал; поглядывая на туфли, он даже начал спускать к ним одну ногу с постели, но тотчас же опять подобрал ее.

Пробило половина десятого, Илья Ильич встрепенулся.

– Что ж это я в самом деле? – сказал он вслух с досадой, – надо совесть знать: пора за дело! Дай только волю себе, так и…

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Мы завершим разговор о сложноподчиненном предложении и поговорим о сложносочиненном предложении с подчинением.

Урок 34. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями (окончание). Последовательное подчинение. Предложения с комбинацией различных видов придаточных частей. Сочетание союзов разных придаточных частей. Сложносочиненное предложение с подчинением. Сложные синтаксические конструкции. Лексико-грамматические блоки. Учимся создавать высказывания

Ко второму виду сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные части образуют цепь присоединений: первое (придаточное 1-й степени) относится к главному предложению, второе (придаточное 2-й степени) - к первому придаточному, то есть первое придаточное становится главным для второго придаточного, и т. д. Такая связь придаточных предложений называется цепной, или последовательным подчинением. Знаки препинания в этом случае ставятся так, как в предложении с одной придаточной частью, например:

Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. (И. Тургенев) - К главному предложению присоединяется придаточное 1-й степени времени, далее к этому придаточному присоединяется придаточное 2-й степени определительное.

Доказательством сложности лексико-грамматических связей при последовательном подчинении может служить ситуация, когда одно придаточное предложение находится внутри другого - в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза или союзных слова что если, что когда, так что хотя и т.д. Сочетающиеся союзы и союзные слова разделяются или не разделяются запятой в зависимости от контекстуальных условий - возможности или невозможности изъятия одной придаточной части из другой без нарушения грамматической и смысловой структуры предложения.

Запятая на стыке подчинительных союзов ставится, если одно придаточное (2-й степени) извлекается из другого придаточного (1-й) степени, не нарушая его структуры, например:

Петя знал, что, если он собьется с дороги, может заблудиться. - От главной части зависит придаточное 1-й степени изъяснительное: знал (что?) что может заблудиться; а от этого придаточного зависит придаточное 2-й степени условное: может заблудиться (при каком условии?) если он собьется с дороги. Это придаточное условное можно изъять, не разрушив структуру изъяснительного: Петя знал, что может заблудиться.

Запятая на стыке подчинительных союзов не ставится, если изъятие придаточного 2-й степени разрушает структуру придаточного 1-й степени. Это случается тогда, когда подчинительный союз придаточного 1-й степени что имеет вторую часть то или так. Например:

Петя знал, что если он собьется с дороги, то может заблудиться. - В этом предложении грамматическая зависимость главной и придаточных частей такая же, как и в предыдущем, однако условное придаточное невозможно изъять из изъяснительного, не разрушив его смысла: нельзя сказать Петя знал, что то может заблудиться.

Обратите внимание на отсутствие в обоих случаях интонационной паузы на стыке союзов.

Задание Прочитайте предложения из произведений И. Ильфа и Е. Петрова. Проследите развитие авторской мысли в пределах одного предложения. Проанализируйте структуру предложений и выясните, что - члены предложения или грамматические основы - соединяет союз и. Проверьте, совпадают ли знаки препинания со смысловыми акцентами, и оцените стройность фраз.

1. На рассвете, когда страх немного уменьшился, Остап выбрал местечко, поблизости которого не было ни стен, которые могли бы обвалиться, ни людей, которые могли бы помешать, и приступил к вскрытию стула.

2. Швейцар в фуражке с зигзагом сообщил Бендеру, что товарищ Скумбриевич минуту тому назад здесь был и только что уехал купаться на Комендантский пляж, что давало ему, как он говорил, зарядку бодрости.

3. Надо ли удивляться тому, что распаленный всем происшедшим Остап не стал медлить и полез за Скумбриевичем в воду, нисколько не смущаясь тем, что важный разговор о нечистых акционерных делах придется вести в Черном море.

В русском языке есть масса примеров, когда сложные предложения являют собой комбинацию сочинительной и подчинительной связи (и бессоюзной, о чем разговор ниже). При этом надо иметь в виду, что основная грамматическая связь в таких конструкциях - сочинительная, поскольку с ее помощью соединены равноправные предложения или грамматические основы. И уже внутри частей, соединенных сочинительными союзами, могут находиться распространители - придаточные части, поэтому все предложение получило название сложносочиненного с подчинением. (Прежде мы сталкивались со сложносочиненным предложением, части которого имели общее придаточное.)

Задание. Проанализируем, как строит высказывания рецензент в сочинении-рецензии в попытке обосновать идею авторского текста. Перед нами конец одного абзаца и начало другого.

Искандер вспоминает, что еще в детстве, слушая "Капитанскую дочку", "чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги", и уже тогда у него возникла мысль, что только любовь может быть причиной таких отношений. "Любовь - главнее всех", - делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста.

Искандер, очевидно, искал объяснение такому восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, "видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича".

В первом предложении рецензент говорит о том, как автор текста пришел к своему взгляду на персонажей "Капитанской дочки". Он излагает мысль автора с помощью сложносочиненного предложения: сначала Искандер вспоминает, потом и уже тогда у него возникла мысль. А внутри этих незаконченных частей придаточные предложения, которые, собственно, и раскрывают смысл того, о чем вспоминает Искандер и какая у него возникла мысль. Очень важен и деепричастный оборот в первой части этого сложносочиненного предложения, отсылающий читателя к предмету внимания автора - "Капитанской дочке". А вслед за этим распространенным сложносочиненным предложением с подчинением идет достаточно лаконичное, скупо распространенное сложносочиненное предложение, которое как бы подводит черту, формулируя вывод и одновременно основную мысль исследуемого рецензентом текста. Обратите внимание на вторую часть: связка есть делает высказывание строгим, приближая к научному стилю, а "новое" - основная мысль авторского текста - отнесено в конец предложения и принимает на себя логическое ударение.

Попытайтесь, взяв за образец предыдущий анализ, проанализировать развитие мысли рецензента в следующем предложении, составляющим абзац. Как связаны концовка предыдущего абзаца и начало следующего? К чему относятся слова такому восприятию? Какому союзу синонимичен составной союз в связи с чем? Как придаточная часть распространяет главную? Какую роль играют вводные слова?

При решении пунктуационной задачи в сложносочинённом предложении с подчинением, используйте уже известный алгоритм.

Задание. Объясните все знаки препинания в исследуемом отрывке из рецензии.

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Решать пунктуационную задачу в этом случае надо, руководствуясь принципом, изложенным выше: выяснить, изымается или не изымается придаточная часть без нарушения смысла предложения. Если придаточную часть можно изъять без нарушения смысла предложения, то запятая между сочинительным и подчинительным союзом ставится. Если же такую операцию произвести нельзя, то запятая при аналогичной позиции союзов не ставится. В этом случае обязательно будет присутствовать вторая часть подчинительного союза то или так. Рассмотрим примеры:

1) Я сегодня отправилась в лес пораньше, и, когда солнце поднялось высоко, у меня в корзинке уже набралось десятка два белых грибов. - Две грамматические основы соединены сочинительной связью, а внутри второго предложения есть придаточное времени: набралось (когда?) когда солнце поднялось. Эту придаточную часть можно убрать из предложения, не разрушив смысла высказывания: Я сегодня отправилась в лес пораньше, и у меня в корзинке уже набралось десятка два белых грибов. Поэтому между сочинительным и подчинительным союзом стоит запятая.

2) Я сегодня отправилась в лес пораньше, и когда солнце поднялось высоко, то у меня в корзинке уже набралось десятка два белых грибов. - Смысл высказывания не изменился, но между сочинительным и подчинительным союзом нет запятой, поскольку из-за второй части подчинительного союза то придаточную часть невозможно убрать из предложения, не разрушив структуру и смысл высказывания: нельзя сказать "Я сегодня отправилась в лес пораньше и то у меня в корзинке набралось десятка два белых грибов".

В арсенале русского языка есть, однако, и более сложные случаи. Они так и называются - сложные синтаксические конструкции. Главное, что отличает сложную синтаксическую конструкцию от сложносочиненного предложения с подчинением, - наличие по крайней мере двух, а то и более лексико-грамматических блоков, представляющих собой некоторую завершенную мысль. Лексико-грамматические блоки, естественно, связаны между собой сочинительной связью (или бессоюзной), поскольку в рамках сложного синтаксического целого выступают как равноправные единицы, а на месте их соединения перед сочинительным союзом можно поставить точку как знак, завершающий мысль. Внутри же лексико-грамматического блока могут быть и подчинение, и обособление, и однородные члены. Рассмотрим пример:

Вернувшись домой, Петя решительно и твердо объявил, что если его не пустят, то он убежит, и на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда-нибудь побезопаснее. (Л. Толстой)

Задание. Исходя из смысловой законченности частей, решите, в каком месте внутри предложения можно было бы поставить точку.

Наверняка вы сделали интонационную паузу и поставили точку, то есть закончили мысль, перед вторым союзом и, где и проходит граница лексико-грамматических блоков. На примере этого предложения хорошо видны признаки лексико-грамматического блока:

а) при сохранении действующего лица-1 (Петя) в предложениях, соединенных союзом и, заключена разная законченная информация;

б) законченность информации выражается и в синтаксическом строе: предложения лексически и грамматически завершены;

в) предложения связаны между собой логической связью (в данном случае цепной): в первом предложении действующее лицо-1 подлежащее, производитель действия, и это действие завершено. Во втором предложении появляется действующее лицо-2 (Илья Андреич), которое становится подлежащим, совершающим действие, а действующее лицо-1 превращается в дополнение;

г) в целом лексико-грамматический блок представляет собой мини-текст с типом речи (в данном случае повествованием) и выстроенной текстовой структурой: завязкой, развитием мысли и развязкой.

Задания. 1. Объясните отсутствие запятой между двумя подчинительными союзами что если в первом сложном предложении лексико-грамматического блока.

2. Прочитайте предложения, представляющие собой своеобразную лестницу снизу вверх - от простого к сложносочиненному с подчинением. Выделите в каждом предложении грамматическую основу и элементы, соединенные союзом и. Проследите развитие авторской мысли. Сопоставьте интонацию высказываний и знаки препинания. Не переписывая, составьте схемы предложений.

1. Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. (Ч.)

2. Лошадь круто остановилась у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. (Т.)

3. Потом она вытерла лицо концом платка, и там, где по щекам пробежали слезы, на коже остались светлые бороздки. (Пол.)

4. Я не мог поверить, что Пушкин бывал в этих местах и что я могу находиться там, где бывал он. (Пауст.)

5. Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, немного дрожала. (Л. Т.)

6. Он [Петя] был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее геройство, и он торопился поспеть туда, где его не было. (Л. Т.)

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой, сверьтесь с ответом и проанализируйте его.

1) Мы хотели тотчас идти вверх по реке, но Аня расстелила на столе скатерть, достала провизию и сказала, что пока мы не поедим, она нас никуда не пустит.

2) Солнце еще не взошло и вокруг было темно, как перед ужином, и мама не зажигала свет, чтобы не налетели комары, и только на востоке небо раскалилось докрасна.

3) Собака была уже немолода, и чутье у нее ослабело, так что случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги.

4) Захар усмехнулся во все лицо, так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды, которые от этого раздвинулись в стороны, и по всему лицу до самого лба расплылось красное пятно.

Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно, и преданий об этом старинном доме, единственной хроники, веденной старыми слугами, няньками, мамками и передаваемой из рода в род.

Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею.

Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук. Может быть, и бакенбардами своими он дорожил потому, что видел в детстве своем много старых слуг с этим старинным, аристократическим украшением.

Илья Ильич, погруженный в задумчивость, долго не замечал Захара. Захар стоял перед ним молча. Наконец он кашлянул.

- Что ты? - спросил Илья Ильич.

- Звал? Зачем же это я звал - не помню! - отвечал он потягиваясь. - Поди пока к себе, а я вспомню.

Захар ушел, а Илья Ильич продолжал лежать и думать о проклятом письме.

Прошло с четверть часа.

- Ну, полно лежать! - сказал он, - надо же встать. А впрочем, дай-ка я прочту еще раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану. - Захар!

Опять тот же прыжок и ворчанье сильнее. Захар вошел, а Обломов опять погрузился в задумчивость. Захар стоял минуты две, неблагосклонно, немного стороной посматривая на барина, и наконец пошел к дверям.

- Куда же ты? - вдруг спросил Обломов.

- Вы ничего не говорите, так что ж тут стоять-то даром? - захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, по словам его, он потерял на охоте с собаками, когда ездил с старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло.

Он стоял вполуоборот среди комнаты и глядел все стороной на Обломова.

- А у тебя разве ноги отсохли, что ты не можешь постоять? Ты видишь, я озабочен - так и подожди! Не залежался еще там? Сыщи письмо, что я вчера от старосты получил. Куда ты его дел?

- Какое письмо? Я никакого письма не видал, - сказал Захар.

- Ты же от почтальона принял его: грязное такое!

- Куда ж его положили - почему мне знать? - говорил Захар, похлопывая рукой по бумагам и по разным вещам, лежавшим на столе.

- Ты никогда ничего не знаешь. Там, в корзине, посмотри! Или не завалилось ли за диван? Вот спинка-то у дивана до сих пор не починена; что б тебе призвать столяра да починить? Ведь ты же изломал. Ни о чем не подумаешь!

- Я не ломал, - отвечал Захар, - она сама изломалась; не век же ей быть: надо когда-нибудь изломаться.

Илья Ильич не счел за нужное доказывать противное.

- Нашел, что ли? - спросил он только.

- Вот какие-то письма.

- Ну, так нет больше, - говорил Захар.

- Ну хорошо, поди! - с нетерпением сказал Илья Ильич. - Я встану, сам найду.

Захар пошел к себе, но только он уперся было руками о лежанку, чтоб прыгнуть на нее, как опять послышался торопливый крик: "Захар, Захар!"

- Ах ты, господи! - ворчал Захар, отправляясь опять в кабинет. - Что это за мученье? Хоть бы смерть скорее пришла!

- Чего вам? - сказал он, придерживаясь одной рукой за дверь кабинета и глядя на Обломова, в знак неблаговоления, до того стороной, что ему приходилось видеть барина вполглаза, а барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой, так и ждешь, что вылетят две-три птицы.

- Носовой платок, скорей! Сам бы ты мог догадаться: не видишь! - строго заметил Илья Ильич.

Захар не обнаружил никакого особенного неудовольствия, или удивления при этом приказании и упреке барина, находя, вероятно, с своей стороны и то и другое весьма естественным.

- А кто его знает, где платок? - ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит.

- Все теряете! - заметил он, отворяя дверь в гостиную, чтоб посмотреть, нет ли там.

- Куда? Здесь ищи! Я с третьего дня там не был. Да скорее же! - говорил Илья Ильич.

- Где платок? Нету платка! - говорил Захар, разводя руками и озираясь во все углы. - Да вон он, - вдруг сердито захрипел он, - под вами! Вон конец торчит. Сами лежите на нем, а спрашиваете платка!

И, не дожидаясь ответа, Захар пошел было вон. Обломову стало немного неловко от собственного промаха. Он быстро нашел другой повод сделать Захара виноватым.

- Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, боже мой! Вон, вон, погляди-ка в углах-то - ничего не делаешь!

- Уж коли я ничего не делаю. - заговорил Захар обиженным голосом, - стараюсь, жизни не жалею! И пыльто стираю и мету-то почти каждый день.

Он указал на середину пола и на стол, на котором Обломов обедал.

- Вон, вон, - говорил он, - все подметено, прибрано, словно к свадьбе.

- А это что? - прервал Илья Ильич, указывая на стены и на потолок. - А это?

А это? - Он указал и на брошенное со вчерашнего дня полотенце и на забытую, на столе тарелку с ломтем хлеба.

- Ну, это, пожалуй, уберу, - сказал Захар снисходительно, взяв тарелку.

- Только это! А пыль по стенам, а паутина. - говорил Обломов, указывая на стены.

- Это я к святой неделе убираю: тогда образа чищу и паутину снимаю.

- А книги, картины обмести.

- Книги и картины перед рождеством: тогда с Анисьей все шкафы переберем. А теперь когда станешь убирать? Вы все дома сидите.

- Я иногда в театр хожу да в гости: вот бы.

- Что за уборка ночью!

Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел в окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: "Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам", а Захар чуть ли не подумал:

"Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет".

- Понимаешь ли ты, - сказал Илья Ильич, - что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!

- У меня и блохи есть! - равнодушно отозвался Захар.

- Разве это хорошо? Ведь это гадость! - заметил Обломов.

Захар усмехнулся во все лицо, так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды, которые от этого раздвинулись в стороны, и по всему лицу до самого лба расплылось красное пятно.

- Чем же я виноват, что клопы на свете есть? - сказал он с наивным удивлением. - Разве я их выдумал?

- Это от нечистоты, - перебил Обломов. - Что ты все врешь!

- И нечистоту не я выдумал.

- У тебя вот там мыши бегают по ночам - я слышу.

- И мышей не я выдумал. Этой твари, что мышей, что кошек, что клопов, везде много.

- Как же у других не бывает ни моли, ни клопов?

На лице Захара выразилась недоверчивость, или, лучше сказать, покойная уверенность, что этого не бывает.

- У меня всего много, - сказал он упрямо, - за всяким клопом не усмотришь, в щелку к нему не влезешь.

А сам, кажется, думал: "Да и что за спанье без клопа?"

- Ты мети, выбирай сор из углов - и не будет ничего, - учил Обломов.

- Уберешь, а завтра опять наберется, - говорил Захар.

- Не наберется, - перебил барин, - не должно.

- Наберется - я знаю, - твердил слуга.

- А наберется, так опять вымети.

- Как это? Всякий день перебирай все углы? - спросил Захар. - Да что ж это за жизнь? Лучше бог по душу пошли!

- Отчего ж у других чисто? - возразил Обломов. - Посмотри напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка.

- А где немцы сору возьмут, - вдруг возразил Захар. - Вы поглядите-ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни. Где им сору взять?

У них нет этого вот, как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого, изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму. У них и корка зря не валяется: наделают сухариков, да с пивом и выпьют!

Захар даже сквозь зубы плюнул, рассуждая о таком скаредном житье.

- Нечего разговаривать! - возразил Илья Ильич, ты лучше убирай.

- Иной раз и убрал бы, да вы же сами не даете, - сказал Захар.

- Пошел свое! Все, видишь, я мешаю.

- Конечно, вы; все дома сидите: как при вас станешь убирать? Уйдите на целый день, так и уберу.

- Вот еще выдумал что - уйти! Поди-ка ты лучше к себе.

- Да право! - настаивал Захар. - Вот, хоть бы сегодня ушли, мы бы с Анисьей и убрали все. И то не управимся вдвоем-то: надо еще баб нанять, перемыть все.

- Э! какие затеи - баб! Ступай себе, - говорил Илья Ильич.

Он уж был не рад, что вызвал Захара на этот разговор. Он все забывал, что чуть тронешь этот деликатный предмет, как и не оберешься хлопот.

Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, само собой; а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т.п. Он в таком случае станет доказывать необходимость громадной возни в доме, зная очень хорошо, что одна мысль об этом приводила барина его в ужас.

Захар ушел, а Обломов погрузился в размышления. Через несколько минут пробило еще полчаса.

- Что это? - почти с ужасом сказал Илья Ильич. - Одиннадцать часов скоро, а я еще не встал, не умылся до сих пор? Захар, Захар!

- Ах ты, боже мой! Ну! - послышалось из передней, и потом известный прыжок.

- Умыться готово? - спросил Обломов.

- Готово давно! - отвечал Захар. - Чего вы не встаете?

- Что ж ты не скажешь, что готово? Я бы уж и встал давно. Поди же, я сейчас иду вслед за тобою. Мне надо заниматься, я сяду писать.

Захар ушел, но чрез минуту воротился с исписанной и замасленной тетрадкой и клочками бумаги.

- Вот, коли будете писать, так уж кстати извольте и счеты поверить: надо деньги заплатить.

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Гончаров Иван Александрович

Книга "Обломов"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • .
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • .
  • 128
  • 129
  • »
  • Перейти

В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды.

Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости, а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых.

Более ничто не напоминало старику барского широкого и покойного быта в глуши деревни. Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома и, чай, валяются где-нибудь на чердаке, предания о старинном быте и важности фамилии всё глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков. Поэтому для Захара дорог был серый сюртук: в нем да еще в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие.

Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина, без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно, и преданий об этом старинном доме, единственной хроники, веденной старыми слугами, няньками, мамками и передаваемой из рода в род.

Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею.

Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук. Может быть, и бакенбардами своими он дорожил потому, что видел в детстве своем много старых слуг с этим старинным, аристократическим украшением.

Илья Ильич, погруженный в задумчивость, долго не замечал Захара. Захар стоял перед ним молча. Наконец он кашлянул.

— Что ты? — спросил Илья Ильич.

— Звал? Зачем же это я звал — не помню! — отвечал он потягиваясь. — Поди пока к себе, а я вспомню.

Захар ушел, а Илья Ильич продолжал лежать и думать о проклятом письме.

Прошло с четверть часа.

— Ну, полно лежать! — сказал он, — надо же встать… А впрочем, дай-ка я прочту еще раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану. — Захар!

Опять тот же прыжок и ворчанье сильнее. Захар вошел, а Обломов опять погрузился в задумчивость. Захар стоял минуты две, неблагосклонно, немного стороной посматривая на барина, и наконец пошел к дверям.

— Куда же ты? — вдруг спросил Обломов.

— Вы ничего не говорите, так что ж тут стоять-то даром? — захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, по словам его, он потерял на охоте с собаками, когда ездил с старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло.

Он стоял вполуоборот среди комнаты и глядел все стороной на Обломова.

— А у тебя разве ноги отсохли, что ты не можешь постоять? Ты видишь, я озабочен — так и подожди! Не залежался еще там? Сыщи письмо, что я вчера от старосты получил. Куда ты его дел?

— Какое письмо? Я никакого письма не видал, — сказал Захар.

— Ты же от почтальона принял его: грязное такое!

— Куда ж его положили — почему мне знать? — говорил Захар, похлопывая рукой по бумагам и по разным вещам, лежавшим на столе.

— Ты никогда ничего не знаешь. Там, в корзине, посмотри! Или не завалилось ли за диван? Вот спинка-то у дивана до сих пор не починена, что б тебе призвать столяра да починить? Ведь ты же изломал. Ни о чем не подумаешь!

— Я не ломал, — отвечал Захар, — она сама изломалась, не век же ей быть: надо когда-нибудь изломаться.

Илья Ильич не счел за нужное доказывать противное.

— Нашел, что ли? — спросил он только.

— Вот какие-то письма.

— Ну, так нет больше, — говорил Захар.

— Ну хорошо, поди! — с нетерпением сказал Илья Ильич. — Я встану, сам найду.

Захар пошел к себе, но только он уперся было руками о лежанку, чтоб прыгнуть на нее, как опять послышался торопливый крик: «Захар, Захар!»

— Ах ты, господи! — ворчал Захар, отправляясь опять в кабинет. — Что это за мученье? Хоть бы смерть скорее пришла!

— Чего вам? — сказал он, придерживаясь одной рукой за дверь кабинета и глядя на Обломова, в знак неблаговоления, до того стороной, что ему приходилось видеть барина вполглаза, а барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой, так и ждешь, что вылетят две-три птицы.

— Носовой платок, скорей! Сам бы ты мог догадаться: не видишь! — строго заметил Илья Ильич.

Захар не обнаружил никакого особенного неудовольствия, или удивления при этом приказании и упреке барина, находя, вероятно, с своей стороны и то и другое весьма естественным.

— А кто его знает, где платок? — ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит.

— Всё теряете! — заметил он, отворяя дверь в гостиную, чтоб посмотреть, нет ли там.

— Куда? Здесь ищи! Я с третьего дня там не был. Да скорее же! — говорил Илья Ильич.

— Где платок? Нету платка! — говорил Захар, разводя руками и озираясь во все углы. — Да вон он, — вдруг сердито захрипел он, — под вами! Вон конец торчит. Сами лежите на нем, а спрашиваете платка!

И, не дожидаясь ответа, Захар пошел было вон. Обломову стало немного неловко от собственного промаха. Он быстро нашел другой повод сделать Захара виноватым.

— Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, боже мой! Вон, вон, погляди-ка в углах-то — ничего не делаешь!

— Уж коли я ничего не делаю… — заговорил Захар обиженным голосом, — стараюсь, жизни не жалею! И пыль-то стираю и мету-то почти каждый день…

Он указал на середину пола и на стол, на котором Обломов обедал.

— Вон, вон, — говорил он, — все подметено, прибрано, словно к свадьбе… Чего еще?

— А это что? — прервал Илья Ильич, указывая на стены и на потолок. — А это? А это? — Он указал и на брошенное со вчерашнего дня полотенце и на забытую, на столе тарелку с ломтем хлеба.

— Ну, это, пожалуй, уберу, — сказал Захар снисходительно, взяв тарелку.

— Только это! А пыль по стенам, а паутина. — говорил Обломов, указывая на стены.

— Это я к святой неделе убираю: тогда образа чищу и паутину снимаю…

— А книги, картины обмести.

— Книги и картины перед рождеством: тогда с Анисьей все шкафы переберем. А теперь когда станешь убирать? Вы все дома сидите.

— Я иногда в театр хожу да в гости: вот бы…

— Что за уборка ночью!

Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел в окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет».

— Понимаешь ли ты, — сказал Илья Ильич, — что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!

— У меня и блохи есть! — равнодушно отозвался Захар.

— Разве это хорошо? Ведь это гадость! — заметил Обломов.

Захар усмехнулся во все лицо, так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды, которые от этого раздвинулись в стороны, и по всему лицу до самого лба расплылось красное пятно.

— Чем же я виноват, что клопы на свете есть? — сказал он с наивным удивлением. — Разве я их выдумал?

— Это от нечистоты, — перебил Обломов. — Что ты все врешь!

— И нечистоту не я выдумал.

— У тебя вот там мыши бегают по ночам — я слышу.

— И мышей не я выдумал. Этой твари, что мышей, что кошек, что клопов, везде много.

Придаточное предложение отделяется от главного запятой, если находится перед главным или после него, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного, например: Как только взошла луна, стало гораздо светлее. Николай понял, что разговор окончен. Только в той стороне, откуда подымались все звёзды, чувствовалось приближение рассвета.

Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся далее сочинительный союз и, или, либо и т. п., то придаточное предложение не отделяется от главного запятой, например: Иногда важнее знать не что говорят, а как говорят. Работу не прекращали и когда лил дождь, и когда трещали морозы.

Не отделяется также запятой придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, например: Он ушёл и не сказал зачем.

В сложноподчинённых предложениях с союзным словом который (его падежными формами) запятая ставится после главного предложения, независимо от того, следует ли далее союзное слово. Перед союзным словом, которое располагаться внутри придаточного предложения, далеко от «границы» с главным, запятая не ставится: Потом инженер проводил великого комбинатора до самой двери, переступить_ которую_ сам он страшился.

Если придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как и т.д.), то запятая ставится один раз: перед союзом, если придаточное предложение следует за главным или находится внутри него, и после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному, например: По мере того _ как мы продвигались на север, становилось всё холоднее.

Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания, например: А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу.

Сложный союз расчленяется на две части в следующих случаях:

а) если перед союзом стоит отрицательная частица не, указывающая на возможную, но на самом деле не имевшую места причину, например: Я пришёл не потому, что мне скучно одному.

б) если перед союзом стоит усилительная или ограничительная частица (именно, лишь, только, собственно и т.п.), подчёркивающая указание на причину, например: Дополнительные вопросы задавались именно потому, что в докладе не всё было ясно. Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное?

в) если перед союзом стоит вводное слово, например: Он не отвечал на мои вопросы, вероятно, оттого, что не слышал меня.

Между однородными придаточными предложениями, не соединёнными союзами, ставится запятая, например: Отец подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озёр, какие чудесные растут леса.

Между однородными придаточными предложениями, соединёнными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится, например: Никто не предупредил Воропаева о том, куда его ведут и что он увидит.

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчинёнными предложениями ставится, например: Он жаловался, что здоровье теперь не то, и что работа потеряла прежний интерес, и что люди к нему плохо относятся. Союзы ли…или рассматриваются как повторяющиеся, например: Возникает вопрос, можно ли ограничиться собранными материалами, или же нужны дополнительные исследования.

Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании: Люди, которые только что высадились на эту неустроенную землю и после далёкого морского пути ещё не знали, где проведут предстоящую ночь, слушали концерт, затаив дыхание.

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или относительного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза – то, так, но, например: Вы сможете выполнить эту работу, от которой, если делать её с душой, вы сами получите большое удовлетворение. В этом случае можно опустить или переставить придаточное с союзом если без нарушения структуры предложения.

Если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Капитан понимал, что _ если он сейчас проявит нерешительность, то потом уже нельзя будет ничего сделать. Придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить в другое место предложения. Сравните: Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила (Ночь кончилась, и . вся природа ожила – можно опустить придаточное предложение). – Ночь кончилась, и _ когда взошло солнце, то вся природа ожила (Ночь кончилась, и . то вся природа ожила – невозможно опустить придаточное условное).

Запятая и тире в сложноподчинённом предложении ставятся в качестве единого знака в следующих случаях:

а) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчёркивается распадение единого целого на две части, например: Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам

б) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения, например: Могло ли не отразиться в литературе это новое общественное движение, – в литературе, которая всегда бывает выражением общества!

в) в периоде 1 между его частями, например: Как это произошло, какими причинами было вызвано, какие последствия повлекло, кто за всё это будет отвечать, – все эти вопросы очень волновали людей.

Упражнение 294. Укажите главное и придаточное предложения. Отметьте номера пропусков, на месте которых необходимо поставить запятые.

Самое гигантское животное на земном шаре (1) питается всякой мелочью (2) вес (3) которой (4) составляет всего доли грамма.

В некоторых тестах (1) животным предлагают задачи (2) решение (3) которых (4) у человека (5) связано с работой второй сигнальной системы.

Уровень сервиса (1) рассчитывается по двадцати параметрам (2) среди (3) которых (4) особенно важны (5) дружелюбие и компетентность продавцов.

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.

Прозрачное голубое небо (1) стояло высоко над домами (2) над крышами (3) которых (4) вилась (5) дымка от бегущего поезда.

Упражнение 295. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Благодаря теории Бахтина картина мира (1) неотъемлемой частью (2) которой (3) является литература (4) воспринимается целостно.

1) 1,3 2) 1,4 3) 2,3,4 4) 2,4

Извилистые дорожки (1) главные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

1) 1,3 2) 2 3) 1,4 4) 2,4

Сегодня в охране природы активно развивается (1) направление (2) основой которого (3) является экология (4) – наука о взаимоотношении организмов со средой обитания.

1) 1,2 2) 2 3) 2, 3 4) 1,3,4

Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 3,4

Из гостиной (1) дверь (2) в которую (3) была приоткрыта (4) доносился тихий разговор.

1) 1,3 2) 1,4 3) 2, 3 4) 2,4

В естественных условиях (1) лучше всех выживают тюльпаны (2) семена (3) которых (4) легко рассеиваются по степи.

1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 2 4) 2,4

Пушкин (1) осуждает ложное понимание чести у героя (2) на совести (3) которого (4) множество загубленных жизней.

1) 1,4 2) 2 3) 3 4) 2,4

Потом (1) инженер проводил великого комбинатора (2) до самой двери (3) переступить (4) которую (5) сам он страшился.

1) 1,3,4 2) 2, 4 3) 3 4) 3,5

Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.

1) 1, 3 2) 3 3) 2 4) 2, 4

Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

1) 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 3

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3)2,4 4)1,3

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4

Упражнение 296. Укажите главное и придаточное предложения. Расставьте недостающие знаки.

1. Под утро когда буря спала Алексей услышал отдалё(н,нн)ые звуки боя. 2. Весь следу_щий день Герасим не показывался так что (в)место него за водой должен был с_ездить кучер Потап. 3. Бирюк ост_навл_вался только изредк_ и лиш(?) для того чтобы пр_слушат(?)ся к стуку. 4. Всякому человеку для того чтобы действ_вать (не)обходимо сч_тать свою деятельность важн_ю и хорош_ю. 5. (Не)смотря на то что было холодно снег на воротн_чке та_л весьма заметно. 6. В лесу у самой тропинки р_сли огромные лесные колокольчики так что каждый колокольчик был чуть ли не с кури(н,нн)ое яйцо. 7. (В)следстви_ того что река разл_лась сообщение между посёлками пр_рвалось. 8. Перед тем как уехать в эксп_дицию Дима заш_л ко мне и оставил несколько общих тетрадей с какими(то) записями. 9. (В)виду того что близит(?)ся зима надо позаботит(?)ся о тёплой одежде и пров_анте. 10. Я (не)согласен с ним хотя(бы) только потому что он уверен в своей (не)погрешимости. 11. Перед тем кто тебя постоя(н,нн)о ун_жает ты ещё и л_безишь! 12. Савел_ич работал так что (не)возможно было глаз оторвать от его рук. 13. Мне очень важно и что ты сказал и что тебе ответ_ли. 14. Я вернулся. Только не спраш_вайте меня зачем.

Упражнение 297. Распределите приведенные ниже предложения на две группы:

1. СПП с придаточными уступительными___________________

2. Простые предложения, осложненные обособленны­ми обстоятельствами уступки________________________________________

Укажите номера пред­ложений, в которых на месте пропуска должны сто­ять запятые.

1) Геологоразведочная партия заканчивала работу до­срочно. несмотря на сложные метеорологические ус­ловия.

2) Несмотря на то. что мне очень хотелось пойти в кино, я не могла оставить маленького братика дома одного.

3) Автостраду. несмотря на сложность окрестного рельефа. решено было вести в обход населенного пункта.

4) Несмотря на то. что человек давно уже покорил дикую природу, до сих пор не все еще научились бе­речь ее.

5) Несмотря на позднюю осень. деревья в городских парках и скверах еще не сбросили золото листвы.

6) Несмотря на то. что рейсовый автобус из пункта отправления вышел вовремя, к месту назначения он прибыл с большим опозданием.

Упражнение 298. В каком месте должна стоять запятая, чтобы в составе приведенных ниже СПП оказались прида­точные следствия? Из какого предложения нельзя сделать СПП с названным придаточным? Назовите тип придаточного в этом предложении.

1) Множество ручьев текло в разные стороны. так. что сразу трудно было указать то направление, куда стремилась выйти вода.

2) Ветер гудел и качал темноту и небо. так. что даже звезды сыпались с него и падали в руки кому-то да­лекому, счастливому.

3) Местами брусники было. так. много что целые площади казались как будто окрашенными в бордовый цвет.

4) Пыль лезла в нос и рот пудрила волосы. так. что нельзя было разобрать их цвета.

5) До глубокой осени лилась с неба вода. так. что нельзя было на поля ни войти, ни въехать.

6) Захар усмехнулся во все лицо. так. что усмешка охватила даже брови и бакенбарды.

Упражнение 299. Вставьте недостающие знаки препинания.

1. Дерсу сообщил мне что зимой когда нач_нают зам_рзать реки все крупные п_рнатые хи_ники спускаются в низов_я рек где им легче найти проп_тание. 2. С вос(?)ми часов утра когда ра_свело и началась атака и до семи вечера когда стемнело и всё кончил_сь прошло оди(н,нн)адцать т_мительных часов. 3. Перестань говорить тот(час)же когда замет_шь что раздражаеш_ся сам или тот с кем говоришь. 4. Дело не в том что(бы) знать много а в том чтобы знать из всего того что мож_шь знать самое важное. 5. Человек должен быть всегда радос(?)ным. Если радость кончается ищи в чём ошибся. 6. Умение сказать име(н,нн)о то что нужно и име(н,нн)о так что(бы) нас слушали и пон_мали в_ликое уменье которое д_ётся (не)многим но котор_м (ни)кто не имеет права пр_небрегать. 7. Избавлю вас от описания гор от возгл_сов которые ничего не выр_жают от картин которые ничего не изобр_жают особенно для тех которые там (не)были и от ст_тистических замечаний которых решительно никто читать не будет.

Упражнение 300. После каждого предложения укажите номера пропусков, где необходимо поставить запятые.

1. Тотчас же стало видно (1) что в лесу уже светлая лунная ночь (2) и что поляна освещена сияющим месяцем (3) и что чащи леса почернели (4) и отделились от неё. ________

2. Жутко бывает ночью (1) в горах (2) когда над головой бушует гроза (3) и огненной чертой молния крошит свод чёрного неба.____________

3. Мне нравится ночное пение соловья (1) когда над головой светят звёзды (2) и всё в лесу примолкает. _____________

4. Видно (1) как птица поёт на ветке (2) и каждое пёрышко дрожит у неё от усилия. ____________________

5. Уж кричали третьи петухи (1) и заря начинала заниматься (2) когда он уехал. ___________________________

6. А когда вспыхивала молния (1) и облака вырисовывались тонкой (2) встревоженной грудою теней (3) на поле от края до края ложился широкий (4) золотисто-красный огонь (5) и колосья бежали (6) склонив головы, как испуганное стадо. _________________________

7. Когда лес стоит перед глазами (1) тёмен и неподвижен (2) когда весь он погружён в таинственную тишину (3) и каждое дерево точно прислушивается к чему-то (4) тогда кажется (5) что весь он полон чем-то живым (6) и только временно притаившимся. _________________________

8. Какая это великая истина (1) что (2) когда человек весь отдаётся лжи (3) его оставляет ум и талант!______________

9. На задаваемые вопросы старый охотник объяснил (1) что (2) если в тихую погоду туман подымается кверху (3) и (4) если при этом бывает сильное эхо (5) непременно надо ждать затяжного дождя. ___________

10. Я ждал её рассказа (1) и молчал (2) боясь (3) что (4) если спрошу её о чём-либо (5) то она опять отвлечётся в сторону. ________________

11. Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) не сразу понял (4) кто звонит и зачем.____________

12. Синцову показалось (1) что снаряд попал в амбразуру (2) и разорвался внутри (3) хотя (4) если б это было так (5) то от них с Баюковым ничего бы не осталось._____

Читайте также: