Вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом кому принадлежит

Опубликовано: 17.09.2024

Для контроля знаний по прочитанному произведению на уроках литературы

ВложениеРазмер
test_po_romanu_turgeneva_otcy_i_deti.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

в) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

3. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство

4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова б) смертью Кирсанова в) Кирсанов был ранен

г) герои отказались от подобного способа решения споров

5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтический б) социальный

в) психологический г) философский

6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».

а) кольцевая или циклическая

7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?

а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

б) революционно-демократическое мировоззрение

в) отрицание политической системы, государственного строя

г) естественнонаучные теории

8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?

а) Павел Петрович Кирсанов

б) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов

г) Анна Сергеевна Одинцова

9. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

а) Фенечка б) Евдоксия Кукшина в) Катя Лаптева г) Анна Сергеевна Одинцова 10. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви

б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

в) она испугалась любви Базарова и решила, что

г) Базаров был всего лишь ей любопытен

11. Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?

« Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг»

а) В. Г. Белинскому б) Н. Г. Чернышевскому

в) М. А. Антоновичу г) Д. И. Писареву

12. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

а) продолжает по-прежнему жить в имении с братом

б) уезжает за границу

в) вернулся в Петербург я ведет светский образ жизни

г) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином

13. В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.

а) серебряная пепельница в форме лаптя

б) томик стихов А. С. Пушкина

в) клетчатый балахон с кистями

г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

А) Василий Иванович Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Евгений Базаров

14. К какому литературному направлению относится творчество И. С. Тургенева?

а) классицизм б) сентиментализм

в) романтизм г) реализм

15. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?

16. По происхождению И. С. Тургенев был:

17. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:

а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)

б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)

в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)

г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)

18. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?

а) январь 1840 г.

г) сентябрь 1861 г.

19. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?

а) Аркадий Кирсанов

б) Павел Петрович Кирсанов

в) Анна Сергеевна Одинцова

г) Николай Петрович Кирсанов

20. Кого из героев романа «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?

б) П. П. Кирсанова

в) Аркадия Кирсанова

г) Н. П. Кирсанова

21. Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:

а) удовлетворить любопытство Базарова

б) занять скучающего друга

в) расположить Базарова в пользу дяди

г) оправдать сибаризм П. П. Кирсанова

22. Какое слово в лексиконе Е. Базарова относится к ругательным?

23. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?

а) введены для развития сюжета

б) с их помощью проверяются личностные качества героя

в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки

г) они противопоставлены главному герою

24. Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Укажите черту сходства этих героев.

а) «сатанинская гордость» б) низкое происхождение

в) цинизм г) прагматизм

25. Для чего И. С. Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства, Павлом Петровичем Кирсановым?

а) для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова

б) для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом

в) для того, чтобы унизить демократа Базарова

г) для того, чтобы подчеркнуть аристократизм П. П. Кирсанова

26. Как автор объяснял неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова?

а) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны

б) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время

в) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда

г) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России

27. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство

28. Какова авторская позиция по отношению к Павлу Петровичу Кирсанову?

а) герой вызывает презрение

б) герой вызывает сочувствие

в) герой обрисован иронически

г) герой антипатичен автору

29. Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?

Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями.

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  1. г
  2. б
  3. в
  4. в
  5. в
  6. а
  7. б
  8. б
  9. г
  10. в
  11. г
  12. б
  13. а- б б- в в-г г- а
  14. а
  15. в
  16. а
  17. в
  18. в
  19. г
  20. б
  21. в
  22. в
  23. б
  24. а
  25. б
  26. б
  27. в
  28. в
  29. б

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интерактивный тест по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Интерактивный тест для использования на уроках литературы в 10 классе после изучения романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".


Тесты по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тест по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Материал предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса при изучении творчества И.С.Тургенева.


Тест по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Тест предназначен для обучающихся 10 класса с целью проверки усвоения ими темы "Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".


Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Данный тест даст возможность учителю проверить знание учащимися содержания романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".


Тест по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта"

Вопросы на знание текста. Использовать на уроке внеклассного чтения.

Тесты по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" к уроку литературы в 10 классе.

Разделы: Литература

1. К какому литературному направлению относится творчество И.С.Тургенева?

2. С каким журналом большую часть своей творческой жизни сотрудничал Тургенев?

А) “Вестник Европы”

В) “Отечественные записки”

Г) “Русский вестник”

3. Определите жанр романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

4. Какова композиция романа?

Б) циклическая (повторяющаяся)

Г) “роман в романе”

5. С какой целью автор дважды проводит Базарова по одному и тому же пути ( Марьино –Никольское - деревня родителей)?

А) углубить конфликт

Б) показать несостоятельность идей, убеждений героя

В) показать изменения, происходящие с героем

Г) показать изменение авторского отношения к герою

6. К какому сословию принадлежит Базаров?

7. Давая общую оценку политического содержания своего романа, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против … как передового класса” (выберите нужное).

В) революционных демократов

8. Кому из героев романа соответствуют данные характеристики? Ответы запишите.

А) представитель молодого дворянского поколения, постепенно превращающийся в обыкновенного помещика с поверхностными демократическими увлечениями

Б) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и сожалению об ушедшем прошлом

В) представитель типа “уходящего барства”, плохо приспособленный к новым условиям жизни, поклонник искусства и природы

Г) натура независимая, не признающая никаких авторитетов, нигилист

9. Какой конфликт лежит в основе романа?

А) социальный (дворянство – народ)

Б) конфликт поколений (старшее поколение – молодёжь)

В) идейный (либеральные дворяне – революционеры-демократы)

Г) любовный (Базаров – Одинцова)

10. Какие темы не были затронуты в спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Г) об аристократах

Е) о пролетариате

Ж) о крестьянстве

11. На какой круг русского общества Базаров возлагает надежды по дальнейшему развитию России?

В) патриархальное дворянство

12. В чём раскрывается несостоятельность взглядов Базарова?

А) споры с П.П.Кирсановым

Б) любовь к Одинцовой

В) разрыв с Аркадием

Г) отношения с родителями

13. Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?

А) показать, что у Базарова есть соратники

Б) показать более деятельных “новых людей”, чем Базаров

В) сатирически изобразить тип людей, пристроившихся к нигилизму

Г) показать антиподов братьев Кирсановых

14. Кого из героев романа можно считать “маленьким человеком”?

Б) Николай Петрович Кирсанов

Г) Василий Иванович Базаров

15. Кто из героев романа в большей степени близок самому Тургеневу, его мировосприятию?

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

16. Почему Одинцова не ответила на чувства Базарова?

А) презирала Базарова

Б) считала своё чувство к нему низменной страстью

В) не разделяла его взгляды на жизнь

Г) боялась лишиться покоя в жизни

17. Какова роль женских образов в романе?

А) с их помощью выражена авторская позиция

Б) вдохновляют героев-мужчин на определённые поступки

В) сталкивают героев-мужчин

Г) противопоставлены главному герою

18. Назовите имена героев, для характеристики которых автор использует следующие предметно-бытовые детали. Ответы запишите.

А) серебряная пепельница в форме лаптя _________________________________

Б) томик стихов Пушкина ______________________________________________

В) балахон с кистями __________________________________________________

Г) вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом ___________________

19. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

А) смерть вызвана безответной любовью

Б) так выражен приговор автора “детям”, идеи которых он считал вредными для России

В) автор показал, что такие люди опережают время и их место ещё не определено

Г) автор показал, что такие люди уникальны, не типичны для России, а значит, не нужны

20. Какова авторская идея в романе?

А) победа естественной жизни над искусственно созданной теорией

Б) слабость героя делает невозможной реализацию его теории

В) конфликт разрешается в пользу дворянства

Г) конфликт разрешается в пользу Базарова, а значит, революционеров-демократов

21. Какова функция данного пейзажа в романе?

“ Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами… Как нарочно, мужички встречались все обтрёханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…”

22. Какую функцию выполняет пейзаж в финале романа?

“ Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”

23. Кто из критиков не писал статью о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”?

24. Кто автор статьи “Базаров?

25. Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе?

1. Г 10. В, Е 19. В
2. Б 11. А 20. А
3. В 12. Б 21. Б
4. Б 13. В 22. Г
5. В 14. Г 23. А
6. Б 15. В 24. Б
7. Г 16. Г 25. В
8. А) Аркадий

Б) П.П.Кирсанов

В) Н.П.Кирсанов

Г) Е.Базаров

17. А
18. А) П.П.Кирсанов

Б) Н.П.Кирсанов

В) Е.Базаров

Г) В.И.Базаров

9. В

1. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Михайлова И.М. Литература: Тесты. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2000.

3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы.- М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2000.

15

Большие эпические полотна обычно содержат в себе широкие описания быта. Особенно они часты в общественно-психологическом романе, со всей полнотой воссоздающем социальную среду, ее своеобразную и каждодневную жизнь.

Романисты прошлого изображали бытовую обстановку двумя отличными друг от друга способами. Одни со скрупулезной полнотой и тщательностью воспроизводили разнообразные детали быта — убранство комнат, предметы обихода. Другие ограничивались приведением лишь отдельных бытовых деталей, которые благодаря своей характерности давали читателям ясное представление о всем укладе изображаемой действительности. «Утраченные иллюзии» Бальзака и «Красное и черное» Стендаля написаны на одну тему — о молодом человеке времен Реставрации, борющемся за свою карьеру; тем разительнее выступает в этих романах различие техники бытописания. Бальзак наполняет свой роман описаниями мебели, одежды персонажей, мелких предметов комфорта. Стендаль довольствуется отдельными деталями, характеризующими психологию его героев.

В русской литературе эти две манеры изображения вещей представлены Гоголем и Пушкиным. Гоголь рисует изобилие вещей: вспомним поющие двери в доме старосветских помещиков или ружье, из-за которого разгорелась ссора двух миргородских обывателей. Роль вещей особенно значительна в «Мертвых душах»: книга, всегда раскрытая на четырнадцатой странице, как нельзя ярче и полнее характеризует психологию ее владельца.

Пушкин, подобно Гоголю ценивший художественную выразительность бытовых деталей, шел, однако, иным путем. Его описания этого рода предельно кратки и быстры:

Она глядит: забытый в зале
Кий на бильярде отдыхал,
На смятом канапе лежал
Манежный хлыстик. Таня дале.

Чем можно было лучше охарактеризовать «нетронутость» этой комнаты, как не предметами, казалось, только вчера побывавшими в руках Онегина? Убранство комнаты живо напомнило влюбленной девушке ее героя. Отвергавший «близорукую мелочность» Бальзака, Пушкин выработал искусство предельно сжатой и выразительной бытовой детали. Искусство это развили и углубили Лермонтов и Тургенев.

Бытовые детали присутствуют уже в первом тургеневском романе. «Очень любезно» принимая Рудина у себя в кабинете, Ласунская «осведомилась, хорошо ли он провел ночь, сама налила ему чашку чаю, спросила даже, довольно ли сахару, предложила ему папироску и раза два опять повторила, что удивляется, как она давно с ним не познакомилась». Этот необычно любезный прием означал, что богатая русская барыня «ухаживала» за Рудиным и «чуть не льстила» ему. «Недаром же она устроила это утреннее свидание, недаром оделась просто, но изящно, a la madame Recamier!» (Руд IV). Это бытовое описание нужно в романе, оно движет действие вперед и вместе с тем помогает понять психологию Ласунской. Гордясь «своей находкой» и решив вывести Рудина «в свет», она должна была прежде всего очаровать его своей любезностью.

Нужно, однако, заметить, что этот первый тургеневский роман еще небогат бытовыми аксессуарами. Мы не знаем, например, как была обставлена комната Натальи и что именно представляло собою имение Лежнева. Здесь еще не установилась интимная связь между вещью и ее владельцем. В этом смысле «Рудин» был еще «необжитым».

Недостаточность бытописи преодолевается писателем в «Дворянском гнезде». Этот роман от начала до конца пронизан зарисовками повседневной русской жизни, запечатленными во всем своем бытовом колорите. История рода Лаврецких есть в то же самое время и история быта крепостнической усадьбы на протяжении почти столетия. Вот усадебный быт Петра Лаврецкого, проматывавшего отцовское наследие. «Как тараканы, сползались со всех сторон знакомые и незнакомые мелкие людишки в его обширные, теплые и неопрятные хоромы; все это наедалось чем попало, но досыта, напивалось допьяна и тащило вон, что могло, прославляя и величая ласкового хозяина; и хозяин, когда был не в духе, тоже величал своих гостей — дармоедами и прохвостами, а без них скучал» (ДГ VIII). Образы этой помещичьей семьи рисуются Тургеневым в их повседневном быту — Анна Павловна характеризуется через ее отношение к парикам и карточной игре. Княжна Кубенская, «окруженная арапчонками, тонконогими собачками и крикливыми попугаями, умерла на шелковом кривом диванчике времен Лудовика XV, с эмалевой табакеркой работы Петито в руках. » (ДГ VIII).

С беспримерной выразительностью рисует Тургенев внешнее изменение быта усадьбы под влиянием реформаторских преобразований Ивана Лаврецкого. «В доме, точно, произошли некоторые перемены: приживальщики и тунеядцы подверглись немедленному изгнанию; в числе их пострадали две старухи, одна — слепая, другая разбитая параличом, да еще дряхлый майор очаковских времен, которого, по причине его действительно замечательной жадности, кормили одним черным хлебом да чечевицей. Появились новые мебели из Москвы; завелись плевательницы, колокольчики, умывальные столики; завтрак стал иначе подаваться; иностранные вина изгнали водки и наливки; людям пошили новые ливреи; к фамильному гербу прибавилась подпись: «in recto virtus». В сущности же власть Глафиры нисколько не уменьшилась. » (ДГХ). Противопоставляя этим «переменам» увеличение оброка и еще большую тяжесть барщины, романист тем самым подчеркивает ничтожность «преобразований» помещика - англомана.

Няня Лизы, Агафья, прожила долгую жизнь, которая показана Тургеневым в аспекте бытовых удач и злоключений. Помещик Пестов видит однажды Агафью на молотьбе, берет ее к себе в дом и делает своей любовницей. «Агафья тотчас освоилась с новым своим положением, точно она век свой иначе не жила. Она побелела, пополнела; руки у ней под кисейными рукавами стали «крупичатые», как у купчихи; самовар не сходил со стола; кроме шелку да бархату она ничего носить не хотела, спала на пуховых перинах». Но вот Пестов умирает и Агафью отдают в жены скотнику, однако через несколько лет ее производят в экономки и поручают ей все хозяйство. После того, как муж Агафьи проворовался, «его опять повернули в скотники, а на Агафью наложили опалу; из дома ее не выгнали, но разжаловали из экономок в швеи и велели ей вместо чепца носить на голове платок» (ДГ XXXV). Так жизненные испытания раскрываются в изменениях социального быта крепостной крестьянки.

В двадцать первой главе «Дворянского гнезда» быт Глафиры Лаврецкой описан надолго пережившим ее дворовым Антоном. В неторопливом рассказе крепостной камердинер повествует, «какие они были рассудительные и бережливые; как некоторый господин, молодой сосед, подделывался было к ним, часто стал наезжать, и как они для него изволили даже надевать свой праздничный чепец с лентами цвету массака и желтое платье из трю-трю-левантина; но как потом, разгневавшись на господина соседа за неприличный вопрос: «Что, мол, должно быть у нас, - сударыня, капитал?» — приказали ему от дома отказать, и как оме тогда же приказали, чтоб все, после их кончины, до самомалейшей тряпицы, было представлено Федору Ивановичу». Как ярко отражается во всех этих подробностях крепостного быта психология Глафиры Петровны — возникшее в этой старухе чувство к «молодому соседу» и вместе с тем ее враждебность к - искателю «капитала» и память о любимом ею, очевидно, племяннике.

Романист не довольствуется этими - подробностями, переданными от лица камердинера Антона. От себя самого он повествует о «всем теткином скарбе в целости» — о ветхой книжке, в которую записывал новости ее отец, о старинных календарях и сонниках, о содержимом небольшого пакета, завязанного черной ленточкой. Все эти разнообразные бытовые детали способствуют пластическому изображению патриархальной среды, ее быта и вкусов.

Столь же выразительно изображается процесс изменения патриархального быта. Все в доме Калитиных «стало под лад новым обитателям. Безбородые дворовые ребята, зубоскалы и балагуры, заменили прежних степенных стариков; там, где некогда важно расхаживала зажиревшая Роска, две лягавые собаки бешено возились и прыгали по диванам; на конюшне завелись поджарые иноходцы, лихие коренники, рьяные пристяжные с плетеными гривами, донские верховые кони; часы завтрака, обеда, ужина перепутались и смешались; пошли, по выражению соседей, «порядки небывалые» (ДГ, эпилог). Блестящая косвенная характеристика «новизны» в калитинском доме, показанной через изменившийся распорядок дня в барском доме!

Всего полнее характеризуют вещи человека, воспитанного в патриархальном быту и прочно усвоившего его устойчивые, постоянные обычаи. Именно так нарисована Арина Власьевна Базарова, верившая «во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны. в юродивых, в домовых, в леших» и в десятки примет всякого рода (ОД XX). Незадолго до этого романист описал нам кабинет Василия Ивановича Базарова. «Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами; по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом; кожаный, кой-где продавленный и разорванный диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской березы; на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банки, пузырьки; водном углу стояла сломанная электрическая машина» (ОД XX).

Это скопление вещей многозначительно. Оно говорит, во-первых, о том, что здесь живет человек, прилежно занимающийся медициной, но придерживающийся в ней устарелых методов (портрет Гуфеланда). Обилие «старинной пыли» на бумагах подчеркивает небрежность и непритязательность Базарова-отца. Это кабинет лекаря, и притом военного лекаря (турецкие ружья, нагайки, сабля и две ландкарты на стене). Сломанная электрическая машина свидетельствует, быть может, о бедности Базарова-отца, живущего здесь, «так сказать, на бивуаках».

Столь же красноречиво и описание убранства комнаты Фенечки (ОД VIII). Здесь очень чисто и уютно, так как Фенечка опрятна. Комната небольшая. Николай Петрович поместил Фенечку с ребенком в скромные условия, считаясь, очевидно, с возможностью осуждения со стороны своего брата. Он поставил в комнату старинные стулья, купленные в Польше «покойным генералом», его отцом. В углу горит лампадка перед образом — Фенечка религиозна. В простенках висят фотографические портреты Николая Петровича, которому Фенечка беззаветно предана; «на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зеленым светом; на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами: «кружовник». Николай Петрович любил особенно это варенье». Каждая деталь, каждая вещь здесь соответствует психологии Фенечки, ее вкусам, ее положению в доме Кирсановых.

Тургенев не любит пользоваться бытовыми описаниями, когда речь идет о его героинях. Так, мы почти ничего не знаем о том, как одета Лиза. Лишь в двадцать шестой главе «Дворянского гнезда» мы узнаем о том, что на стоящей на маленьком плоту Лизе «было белое платье, перехваченное вокруг пояса широкой, тоже белой лентой, соломенная шляпа висела у ней на одной руке другою она с некоторым усилием поддерживала гнуткое удилище». Это краткое описание одежды Лизы не имеет самостоятельного значения: оно нужно для того, чтобы объяснить умиление Лаврецкого («О, как мило стоишь ты над моим прудом!»). Тургенев не раз описывает наружность своей героини, но он почти избегает говорить о ее костюме.

Характерно, что комнату Лизы Тургенев описывает только в предпоследней главе «Дворянского гнезда». Он мягко, но настойчиво подчеркивает интимную связь ее убранства с личностью своей героини. «У Лизы была особая, небольшая комнатка во втором этаже дома ее матери, чистая, светлая, с белой кроваткой, с горшками цветов по углам и перед окнами, с маленьким письменным столиком, горкою книг и распятием на стене. Комнатка эта прозывалась детской; Лиза родилась в ней. Вернувшись из церкви, где ее видел Лаврецкий, она тщательнее обыкновенного привела все у себя в порядок, отовсюду смела пыль, пересмотрела и перевязала ленточками все свои тетради и письма приятельниц, заперла все ящики, полила цветы и коснулась рукою каждого цветка» (ДГ XLV).

Зачем понадобилось Тургеневу описывать все эти вещи в комнате Лизы теперь, когда действие романа почти уже завершилось? Романист преследовал здесь отнюдь не экспозиционные цели. Убранство этой «особой небольшой комнатки» должно было помочь читателям понять состояние, в котором находилась героиня его романа. «Все это она делала не спеша, без шума, с какой-то умиленной и тихой заботливостью на лице. Она остановилась, наконец, посреди комнаты, медленно оглянулась, и, подойдя к столу, над которым висело распятие, опустилась на колени, положила голову на стиснутые руки и осталась неподвижной». Здесь, в этой своей «келейке», Лиза решается порвать связь с окружающим ее миром и уйти в монастырь. Именно поэтому так подчеркнуто эмоциональны описания вещей в комнатке. Сметая пыль, перевязывая ленточками тетради и письма приятельниц, Лиза как бы прощается в этот момент со своей прежней жизнью.

«Между тем Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки» (Нак VI). Мы так и не узнаем, какова эта комната: в отличие от Лизы, Елена все время живет вне ее, стремясь уйти из родительского дома. Ничего не узнаем мы о комнате Марианны, которая также живет в разрыве с бытовым укладом чуждого ей дома Сипягиных. Содержание бытовых зарисовок диктуется в том и другом случае различным содержанием главного образа 141* .

Там, где романисту приходится изображать людей, любящих комфорт и роскошь, он окружает их множеством самых разнообразных предметов. Так он поступает в отношении Паншина и особенно Варвары Павловны Лаврецкой. «У нее было много практического смысла, много вкуса и очень много любви к комфорту, много уменья доставлять себе этот комфорт». Отсюда — изобилие вещей, окружающих Варвару Павловну. Когда она с мужем, «в удобной, ею купленной каретке», приехала в Лаврики, «какие появились в разных уютных уголках прелестные дорожные несессеры; какие восхитительные туалетные ящики и кофейники, и как мило Варвара Павловна сама варила кофе по утрам!» В Париже Лаврецкая «скоро и ловко. сумела свить себе гнездышко. Квартиру она нашла премиленькую, в одной из тихих, но модных улиц. мужу сшила такой шлафрок, какого он еще и не нашивал. приобрела восхитительную каретку, прелестный пианино. Не прошло недели, как уже она перебиралась через улицу, носила игаль, раскрывала зонтик и надевала перчатки не хуже самой чистокровной парижанки» (ДГ XV).

Вещи сопровождают Варвару Павловну на всем протяжении ее жизненного пути. Она приезжает к Лаврецкому с «запахом пачули» и с «высокими сундуками и баулами». После того, как ее первый разговор с мужем закончился неудачей, Варвара Павловна приказывает горничной подать ей перчатки на ночь и приготовить «к завтрашнему дню серое платье доверху». В доме Калитиной она появляется в бледнолиловых перчатках и в «очень простенькой» и вместе с тем «прелестной» мантилье «от madame Baudran». С помощью этих вещей она входит в доверие к Марье Дмитриевне. В гостиной она, «снявши перчатки, показывала своими гладкими, вымытыми мылом a la guimauve руками, как и где носятся воланы, рюши, кружева, шу; обещалась принести склянку с новыми английскими духами Victoria’s Essence и обрадовалась, как дитя, когда Марья Дмитриевна согласилась принять ее в подарок. » (ДГ XXXIX).

Так проходит через тургеневский роман эта женщина. Вещи, ее окружающие, указывают на любовь Варвары Павловны к комфорту и в то же время на ее бездушие. С помощью этих вещей Варвара Павловна добивается успеха. У нее нет чести, нет душевной глубины, их заменяет предельный эгоизм. Это прекрасно подчеркивается деталями ее быта.

Тургенев неизменно пользуется вещами для характеристики тех или иных черт своих персонажей. «Два дня спустя Инсаров, по обещанию, явился к Берсеневу с своею поклажей. Слуги у него не было, но он без всякой помощи привел свою комнату в порядок, уставил мебель, подтер пыль и вымел пол. Особенно долго возился он с письменным столом, который никак не хотел поместиться в назначенный для него простенок; но Инсаров, с свойственною ему молчаливою настойчивостью, добился своего» (Нак XI).

Характеризуя с помощью этой бытовой детали настойчивость Инсарова, романист таким же приемом подчеркивает отвращение, которое Базаров питает к дворянским патриархальным домикам («а что мух в этих милых домиках. Фа!»). За границей Павел Кирсанов «придерживается славянофильских воззрений. Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя» (ОД XXVIII). Эта бытовая деталь бесподобна по своей меткости: славянофильские воззрения характеризуются лаптем, символом мужицкой отсталости и нищеты; но лапоть Павла Петровича сделан из серебра, он лишь предмет светского обихода.

Вещи в романах Тургенева становятся материалом для выразительных сравнений. «Рудин вышел. Он теперь знал по опыту, как светские люди даже не бросают, а просто роняют человека, ставшего им ненужным: как перчатку после бала, как бумажку с конфетки, как не выигравший билет лотереи-томболы» (Руд XI). С помощью вещей романист усиливает сюжетное напряжение. Павел Петрович приходит для объяснений к Базарову с «красивой тростью с набалдашником из слоновой кости (он обыкновенно хаживал без трости). » Он выражает Базарову надежду, что тот примет его вызов, не заставив его «прибегнуть к насильственным мерам. — То есть, говоря без аллегорий, к этой палке? — хладнокровно заметил Базаров. — Это совершенно справедливо. Вам нисколько не нужно оскорблять меня. Оно же и не совсем безопасно. Вы можете остаться джентльменом. Принимаю ваш вызов тоже по-джентльменски. — Прекрасно, — промолвил Павел Петрович и поставил трость в угол» (ОД XXIV).

В том же романе бытовые детали использованы дли создания психологической напряженности. Узнав о решении сына уехать, старик Базаров пробует его отговорить. « — Мы, конечно, с Ариной этого не ожидали. Она вот цветов выпросила у соседки, хотела комнату тебе убрать. (Василий Иванович уже не упомянул о том, что каждое утро, чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки, особенно налегая на съестные припасы и на красное вино, которое, сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям.)» (ОД XXI).

Какая поистине драматическая картина! Главная роль в ней принадлежит этим изорванным ассигнациям. Василий Иванович достает их «дрожащими пальцами». За этой бытовой деталью скрывается и беспредельная любовь к сыну, и тягостное сознание своей бедности, и, быть может, невольная обида на сына, не посчитавшегося с трудной долей отца.

Так высока в романах Тургенева роль бытовых деталей, скупо, но выразительно характеризующих бытовой уклад, психологию человека, развитие сюжетных конфликтов.

Примечания

141* ( В «Дыме» образ героини раскрыт па очень выразительном и контрастном ей бытовом фоне. «Бывало, при какой-нибудь уже слишком унизительной сцене: лавочник ли придет и станет кричать на весь двор, что ему уж надоело таскаться за своими же деньгами, собственные ли люди примутся в глаза бранить своих господ, что вы, мол, за князья, коли сами с голоду в кулак свищете, — Ирина даже бровью не пошевельнет и сидит неподвижно, со злою улыбкою на сумрачном лице; а родителям ее одна улыбка горше всяких упреков. » (Дым VII). Бытовой контраст между героиней и средой существенно отличается здесь от того, что было в «Дворянском гнезде». И это естественно: в Ирине нет и в помине того идеального начала, которое было присуще Лизе.)

Тест по роману И.С.Тургенева

1. Кому принадлежит портрет?

Она была удивительно сложена: её коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен; но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза - они были невелики и серы,- но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния…

2. В романе важную роль играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между деталью и персонажем романа.

а) серебряная пепельница в виде лаптя;

б) томик стихов А.С.Пушкина;

в) балахон с кистями;

г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

А) Евгений Базаров

Д) Аркадий Кирсанов

3. Вставьте пропущенное слово.

а) Речь зашла об одном из соседских помещиков. «Дрянь, …», - равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.

б) «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в … театр».

в) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого …»

4. Кому из героев даются такие определения?

а) «архаическое явление»

б) «Она, в своем роде, высоконравственное явление».

в) «мяконький, либеральный барич», «нежная душа, размазня»

г) «добрый малый, но… человек отставной, песенка его спета»

д) «тертый калач», «баба с мозгом»

5. О каком герое замечает автор?

Но в его прекрасных темных глазах не отразилось нечего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа.

6. «Со всем тем в обоих молодых людях, с первых же дней их пребывания в Никольском, произошла перемена», - пишет автор.

Кто и почему?

а) «легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало»

б) «начал предаваться тихому унынию»

7. Продолжите слова Базарова.

- Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотою, живете в деревне? …я хотел сказать, что не понимаю хорошенько, зачем вы поселились в деревне?

- Вы этого не понимаете… Однако вы объясняете это себе как-нибудь?

- Я полагаю, что вы постоянно остаетесь на одном месте потому, что вы себя…

8. «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось…»

Что вселилось? Кого с негодованием сознавал в себе герой?

9. В разговоре с Одинцовой Базаров утверждает, что он «будущий уездный лекарь».

Кому и зачем Аркадий говорит, что Базаров - «один из самых замечательных людей, с которыми когда-либо встречался», что Б. «ждет великая будущность» и «он будет знаменит»?

10. Кому принадлежит восклицание и как характеризует героя?

«О мой друг, …об одном прошу тебя: не говори красиво!»

11. Под каким предлогом Аркадий вновь отправился в Никольское?

12. О какой ситуации идет речь?

« Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно. Но он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны» и отправился к себе в комнату».

Почему Базарову совестно, досадно, почему он поздравил себя с поступлением в селадоны?

13. Кто был единственным свидетелем дуэли Базарова и П.П.Кирсановым?

14. О ком эти слова?

«…его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца…

Да он и был мертвец».

Почему Тургенев называет этого героя мертвецом?

15. Назовите фамилии героев.

а) Авдотья Никитишна

б) Арина Власьевна

г) Василий Иванович

д) Анна Сергеевна

16. От чего умер Базаров?

17. Как сложилась судьба Кирсановых и Одинцовой после смерти Базарова?

18. Можно ли вслед за критиком (Д.И.Писарев) утверждать, что «умереть так, как умер Базаров,- все равно что сделать великий подвиг»? Обоснуйте свое мнение.

Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это — разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.

Столкновение свободного сознания и старых порядков

Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них — убеждённый демократ, а другой — типичный представитель аристократического сословия. Базаров — последователен, целеустремлён, обладает силой воли. В свою очередь, Павел Петрович — мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения — случайны, у него нет представления о своей цели.
Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это — цельная натура, имеющая силу воли и обладающая чувством собственного достоинства.

Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Кому был посвящён роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
а) Н.Г.Чернышевскому б) Н.А.Некрасову в) Н.А.Добролюбову г) В.Г.Белинскому
2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:
а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова б) в любовном конфликте с Одинцовой в) в диалогах с Аркадием Кирсановым г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной
3. К какому сословию принадлежал Базаров?
а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство
4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?
а) смертью Базарова б) смертью Кирсанова в) Кирсанов был ранен г) герои отказались от подобного способа решения споров
5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?
а) романтический б) социальный в) психологический г) философский
6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».
а) кольцевая или циклическая б) последовательная в) параллельная
7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?
а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством б) революционно-демократическое мировоззрение в) отрицание политической системы, государственного строя г) естественнонаучные теории
8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?
а) Павел Петрович Кирсанов б) Евгений Базаров в) Николай Петрович Кирсанов г) Анна Сергеевна Одинцова

9. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения в) она испугалась любви Базарова и решила, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете» г) Базаров был всего лишь ей любопытен
10. В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.
а) серебряная пепельница в форме лаптя б) томик стихов А. С. Пушкина в) клетчатый балахон с кистями г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

А) Василий Иванович Базаров Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов Г) Евгений Базаров 11. К какому литературному направлению относится творчество И. С. Тургенева?

а) классицизм б) сентиментализм в) романтизм г) реализм
12. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?
а) Карабиха б) Ясная Поляна в) Спасское-Лутовиново г) Мураново
13. По происхождению И. С. Тургенев был:
а) дворянином б) мещанином в) разночинцем
14. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:
а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений) б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт) в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт) г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)
15. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?
а) январь 1840 г. б) март 1849 г. в) май 1859 г. г) сентябрь 1861 г.
16. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, природу. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?
а) Аркадий Кирсанов б) Павел Петрович Кирсанов в) Анна Сергеевна Одинцова г) Николай Петрович Кирсанов
17.
Портреты каких героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» представлены ниже?
1.«…высокого роста, в длинном балахоне с кистями…». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету … оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».2.Женщина «…высокого роста… поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно… глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».3. «В маленькой и невзрачной фигурке… не было ничего безобразного; но выражение … лица неприятно действовало на зрителя… Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко… все у нее выходило не просто, не естественно»18.Определите, кому из героев романа «Отцы и дети» принадлежат приведенные ниже слова и выражения:1.«В теперешнее время полезнее всего отрицание…», «Рафаэль гроша медного не стоит…», «Аристократизм, либерализм, принципы… сколько иностранных… и бесполезных слов!»2.«Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее», «… без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди», «…человеческая личность должна быть крепка, как скала…».19. Создавая роман, И.С. Тургенев широко использует прием антитезы. Что обозначает этот термин. 1.
Противостояние героев литературного произведения.
2.
Учение, ставящее в центр мироздания человека и считающее человека «венцом природы».
3.
Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов.
20.Какой барин «вступается за крестьян», но «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»?
а) Николай Петрович Кирсанов б) Павел Петрович Кирсанов в) Аркадий г) Василий Базаров.
21
.
Кто и кому дал такую характеристику
: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич». а) Базаров — Павлу Петровичу б) Базаров — Ситниковой в) Базаров — Аркадию г) Ситников — Аркадию.
22.О ком из героев романа говорится?
«Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света». а) Авдотья Кукшина б) Арина Васильевна Базарова в) Фенечка г) Катя Одинцова.
23. Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:
а) удовлетворить любопытство Базарова б) занять скучающего друга в) расположить Базарова в пользу дяди г) оправдать сибаризм П. П. Кирсанова
24. Какое слово в лексиконе Е. Базарова относится к ругательным
а) прогресс б) либерализм в) романтизм г) «принсипы»
25. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?
а) введены для развития сюжета б) с их помощью проверяются личностные качества героя в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки г) они противопоставлены главному герою
26. Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Укажите черту сходства этих героев.
а) «сатанинская гордость» б) низкое происхождение в) цинизм г) прагматизм
27. Для чего И. С. Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства, Павлом Петровичем Кирсановым?
а) для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова б) для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом в) для того, чтобы унизить демократа Базарова г) для того, чтобы подчеркнуть аристократизм П. П. Кирсанова
28. Как автор объяснял неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова?
а) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны б) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время в) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда г) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России
29. Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами… Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…
а) эстетическую б) социальную в) философскую г) психологическую
30.«Тайный психологизм» Тургенева состоит в том, что:
а) никаких приемов психологизма в романе не используется, а в послесловии автор сам объясняет, что к чему. б) Автор показывает читателю мелкие подробности и детали психологического состояния героев, показывает процесс рождения и развития чувства или мысли. в) Автор считает, что не нужно показывать слишком мелкие и тонкие движения души, излишне дробить характер. Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте, интонации, в изменении внешнего облика героя. г) Автор активно использует приемы психологизма, но что они значат, остается тайной.

uploads -> files files -> Схема проезда на кондитерскую фабрику files -> Тема №1 «Общая характеристика и основные данные планера» files -> Эксплуатация серийных планеров files -> Миутбанан с оавзиклявц лыжехлебн р осругдъль ю кумаслооы с files -> Внеклассное мероприятие по географии Географический квн «Южные материки» files -> Основы парящего полета files -> «Расчет себестоимости единицы доходов»
Поделитесь с Вашими друзьями:

Происхождение Базарова

Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, — выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец — уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова — это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.

Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.

В чем трагедия Базарова?

Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – так Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века. Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Внешность этого героя в полной мере отражает его происхождение и род занятий, а также, в некоторой мере, и взгляды: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». Лицо Базарова свидетельствует о его большом уме и недюжинных способностях: «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает «нигилизм». Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей. Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям — нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни. По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И — самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться. Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения. Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также — его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!» Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник». Мы видим, что Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична – при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.

Читайте также: