Вечер черные брови насопил кому посвящено

Опубликовано: 17.09.2024

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…»

Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая его бумаги, библиографы выяснили, что самые светлые и нежные чувства поэт питал к своей односельчанке Анне Сардановской. Эта девушка пленила его в далекой юности, но не смогла сделать своего избранника счастливым. Сперва Есенин уехал покорять Москву, совершенно забыв о своей возлюбленной и связав свою жизнь с Анной Изрядновой, от которой вскоре родился сын. Когда же поэт спустя несколько лет побывал в родном селе Константиново, то выяснил, что его подруга детства уже замужем. А вскоре из дома пришло трагическое известие – Анна Сардановская скончалась во время родов. По-видимому, именно тогда Есенин и осознал, что в его жизни не было более близкого и родного человека.

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была.
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
1923

«Вечер черные брови насопил…» С.Есенин

«Вечер черные брови насопил…» Сергей Есенин

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.

Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…»

Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы долгое время было овеяно тайной. Лишь после смерти Есенина, разбирая его бумаги, библиографы выяснили, что самые светлые и нежные чувства поэт питал к своей односельчанке Анне Сардановской. Эта девушка пленила его в далекой юности, но не смогла сделать своего избранника счастливым. Сперва Есенин уехал покорять Москву, совершенно забыв о своей возлюбленной и связав свою жизнь с Анной Изрядновой, от которой вскоре родился сын. Когда же поэт спустя несколько лет побывал в родном селе Константиново, то выяснил, что его подруга детства уже замужем. А вскоре из дома пришло трагическое известие – Анна Сардановская скончалась во время родов. По-видимому, именно тогда Есенин и осознал, что в его жизни не было более близкого и родного человека.

Вечер черные брови насопил.
Стихотворение Сергея Есенина

Вечер черные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера? Не храпи, запоздалая тройка! Наша жизнь пронеслась без следа. Может, завтра больничная койка Упокоит меня навсегда. Может, завтра совсем по-другому Я уйду, исцеленный навек, Слушать песни дождей и черемух, Чем здоровый живет человек. Позабуду я мрачные силы, Что терзали меня, губя. Облик ласковый! Облик милый! Лишь одну не забуду тебя. Пусть я буду любить другую, Но и с нею, с любимой, с другой, Расскажу про тебя, дорогую, Что когда-то я звал дорогой. Расскажу, как текла былая Наша жизнь, что былой не была. Голова ль ты моя удалая, До чего ж ты меня довела?

Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва, "Детская литература", 1969.

Другие стихи Сергея Есенина

Есенин С - Вечер черные брови насупил (чит. В. Аксенов)

Сергей Есенин
Вечер чёрные брови насопил.

Вечер чёрные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцелённый навек,
Слушать песни дождей и черёмух,
Чем здоровый живёт человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари. ”, “Дымом половодье. ”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает. ”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится. ” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Послушайте стихотворение Есенина Вечер черные брови насопил

\u041f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0435 \u043e\u0431\u043e\u0431\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u043d\u0430 \u0443\u043c \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0442\u043e\u0433\u043e, \u043a\u0430\u043a \u043f\u043e\u0433\u0430\u0441\u043d\u0435\u0442 \u044d\u043c\u043e\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u0432\u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0442 \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0433\u043e \u0431\u0440\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u043d\u0442\u0430 \u043f\u043e\u044d\u0437\u0438\u0438, \u00ab\u0432\u0441\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u00bb, \u00ab\u043d\u043e\u0441\u0442\u0430\u043b\u044c\u0433\u0438\u044f \u043f\u043e \u044e\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438\u00bb, \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0448\u043b\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435 \u0432\u0435\u0440\u043d\u0435\u0448\u044c\u00bb \u0438 \u0442.\u043f. \n

\u041e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u043e\u0434\u0438\u043d \u043d\u044e\u0430\u043d\u0441 \u0432 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0448\u0435\u0441\u0442\u0438\u0441\u0442\u0438\u0448\u0438\u0438. \u0410 \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u00ab\u0432\u044b\u0446\u0432\u0435\u0442\u0448\u0438\u0435 \u043e\u0447\u0438\u00bb, \u0441\u043e- \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u00ab\u0441\u0438\u043d\u0435\u043c\u0443 \u0432\u0435\u0447\u0435\u0440\u0443\u00bb \u0438 \u00ab\u0441\u0438\u043d\u0438\u043c \u043d\u043e\u0447\u0430\u043c\u00bb. \u0410\u043b\u043b\u044e\u0437\u0438\u044f \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u043e\u0447\u0435\u0432\u0438\u0434\u043d\u0430: \u00ab\u0432\u044b\u0446\u0432\u0435\u0442\u0448\u0438\u0435 \u043e\u0447\u0438\u00bb \u043d\u0430\u043c\u0435\u043a\u0430\u044e\u0442 \u043d\u0430 \u0441\u0438\u043d\u0438\u0439 \u0446\u0432\u0435\u0442 \u0433\u043b\u0430\u0437 \u043b\u0438\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0430. \u041f\u043e \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0435 \u0432 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u0430\u043b\u043b\u044e\u0437\u0438\u0438. \u0413\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0432 \u0445\u0443\u0434\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u0441\u043c\u044b\u0441\u043b\u0435 \u0441\u0442\u0438\u0445\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0433\u0434\u0435 \u0441\u0435\u043c\u0430\u043d\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u00ab\u043e\u0431\u043e\u043b\u043e\u0447\u043a\u043e\u0439\u00bb \u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u043d\u0435\u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0432\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b \u0438 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0447\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 (\u0443\u0432\u044f\u0434\u0430\u0435\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438) \u043d\u0435\u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u0438\u043c\u043e\u0433\u043e \u043e\u0442 \u043d\u0435\u0441 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430. \n

\u0421\u0435\u043c\u0430\u043d\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u044f\u0434\u0440\u043e \u0445\u0443\u0434\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u043c\u044b\u0441\u043b\u0430 \u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u0442\u0438\u0445\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f - \u0438\u0434\u0435\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0442\u044c \u043a\u0430\u043a \u00ab\u043c\u0435\u0440\u0442\u0432\u043e\u0435 \u043e\u0434\u0438\u043d\u043e\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u00bb. ">]" data-test="answer-box-list">

rich27

Это небольшое стихотворение, как будто мало относящееся к природе, очень личное, что-то вроде маленькой элегии:

Первые обобщения, которые приходят на ум после того, как погаснет эмоциональное впечатление от этого маленького бриллианта поэзии, «все проходит», «ностальгия по юности», «прошлого не вернешь» и т.п.

Однако есть один нюанс в этом шестистишии. А именно «выцветшие очи», со- и противопоставленные «синему вечеру» и «синим ночам». Аллюзия здесь очевидна: «выцветшие очи» намекают на синий цвет глаз лирического субъекта. По главное не в этой аллюзии. Главное в художественном смысле стихотворения, где семантической «оболочкой» оказывается идея неизменности и вечности природы и изменчивости и конечности (увядаемости) неотделимого от нес человека.

Семантическое ядро художественного смысла есенинского стихотворения - идея, которую можно определить как «мертвое одиночество».

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

В автографе — заголовок «Любовь хулигана» и посвящение «Августе Миклашевской», которые в равной мере относятся и ко второму стихотворению. В Кр. ниве оба стихотворения появились без заголовка и посвящения.

Цикл «Любовь хулигана» был сформирован поэтом в М.каб., где в него были включены: «Заметался пожар голубой. », «Ты такая ж простая, как все. », «Пускай ты выпита другим», «Дорогая, сядем рядом. », «Мне грустно на тебя смотреть. », «Ты прохладой меня не мучай. », «Вечер черные брови насопил. ». Напечатан с общим посвящением «Августе Миклашевской». В том же составе и в том же порядке, но без посвящения повторен в Ст 24 . Общий заголовок цикла снят при подготовке Собр. ст., но порядок стихов сохранен.

Все стихи цикла, кроме заключительного, в наб. экз. не датированы. Последнее стихотворение «Вечер черные брови насопил. » помечено 1923г. Также не имеют дат почти все автографы отдельных стихов. В Собр. ст. все стихи датированы 1923г. Они действительно были созданы с августа по декабрь 1923г., что выясняется из истории взаимоотношений поэта с адресатом цикла. Это подтверждается и историей публикации отдельных стихов. Вместе с тем с полной уверенностью судить о последовательности написания каждого из стихотворений цикла трудно. Нет оснований для того, чтобы рассматривать порядок их расположения в цикле как хронологию их написания. В наст. изд. все стихи цикла датируются 1923г. по Собр. ст., за исключением «Дорогая, сядем рядом. », которое датируется по рукописи.

С Августой Леонидовной Миклашевской (1891—1977) Есенин познакомился вскоре после своего возвращения из зарубежной поездки в августе 1923г. Она была известной московской актрисой, с 1915г. выступала на сцене Камерного театра, была занята в ведущих партиях: Сакунтала (в очередь с А.Г.Коонен), заглавная роль в «Принцессе Брамбилле», Арикия в «Федре» и др. В феврале 1923г. Камерный театр отправился в длительную гастрольную поездку за рубеж. А.Л.Миклашевская осталась в Москве, поскольку ей некому было поручить своего пятилетнего сына. Во время знакомства с Есениным она уже не была актрисой Камерного театра, выступала на эстраде, играла в кабаре «Не рыдай», в театре «Острые углы» и т.п. После возвращения Камерного театра она осталась вне его, играла на различных московских и провинциальных сценах и вернулась в Камерный театр только в 1943г.

Период частых встреч с Есениным был недолгим: с августа до декабря 1923г. Она подробно рассказала о них в воспоминаниях (см. Восп., 2, 83—92). В этот период Есенин намеревался выпустить посвященную ей книгу (она названа в проспекте предполагаемых изданий в макете сб. «Москва кабацкая» — РГАЛИ). Сохранился экз. М.каб. с авторской дарственной надписью А.Л.Миклашевской.

Многие стихотворения цикла стали известны еще до своего появления в печати. В частности, как вспоминал Р.М.Акульшин, «Заметался пожар голубой. » Есенин читал на вечере 1 октября 1923г. в Высшем литературно-художественном институте (см. газ. «Новое русское слово», Нью-Йорк, 1949, 30 января, №13428).

Цикл был высоко оценен критикой. А.З.Лежнев, отметив два основных лейтмотива в стихах Есенина: сожаление о погубленной молодости и тоску по деревне, по дому, по детству,— писал: «В „Любви хулигана“ эти два мотива сплетаются с третьим: эротическим; в результате получаются вещи совершенно необычной — даже для Есенина — нежности и задушевности. Эти первые любовные стихотворения Есенина нельзя даже назвать «эротическими»,— так мало в них эроса. Здесь гораздо больше грусти, элегических излияний, чем страсти» (ПиР, 1925, №1, с.130). Совпал в оценке критик совсем другой ориентации, И.М.Машбиц-Веров: «О любви Есенин „поет“ почти впервые. И следует признать, что 7 стихотворений этого цикла представляют большую художественную ценность. Как всегда, они совершенно искренни и дают на фоне общей усталости поэта и уходящего озорства — правдивую, почти биографическую историю любви от первых до последних дней: „Разлюбил ли тебя не вчера. “. Любовь Есенина удивительно нежная. Даже моменты чувственности, те моменты, где, например, Маяковский бывает „от мяса бешеный“ — у Есенина получаются необыкновенно тихими, кроткими:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Несмотря, однако, на этот основной нежный и тихий характер любви, Есенин назвал эту любовь „Любовью хулигана“. Но это, конечно, не больше, чем повторение юношеского желания во что бы то ни стало казаться хулиганом» (журн. «Октябрь», М., 1925, №2, февраль, с.143—144).

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Беловой автограф — РГАЛИ, без даты, парный к автографу «Заметался пожар голубой. », о его датировке см. прим. к данному стихотворению, его факсимильное воспроизведение — Кр. нива, 1926, №2, 10 января, с.10. Еще один беловой автограф — РГБ, также без даты.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

В Кр. нови опубликовано вместе с «Дорогая, сядем рядом. » под общим заглавием «Любовь хулигана» и общим посвящением «Августе Миклашевской».

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.) с исправлением в ст. 5 по первой публикации и Ст 24 («осенье» вместо «осеннее»).

Черновой автограф — находился в собрании К.Л.Зелинского, местонахождение в наст. вр. неизвестно, с авторской датой 9 октября 1923г., которая принята в наст. изд.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Автограф — РГАЛИ, без даты.

В «Русском современнике» вместе с «Ты прохладой меня не мучай. » под общим заглавием «Любовь хулигана», без посвящения.

Рецензируя номер журнала, где появились стихи Есенина, А.З.Лежнев писал: «У Есенина — элегические настроения и прозрачный, приближающийся к пушкинскому стих, отличающий последнюю фазу его творчества. Но поэт начинает уже повторять себя, что естественно при небольшом диапазоне переживаний, образующих содержание его лирики последнего времени» (ПиР, 1924, №6, ноябрь-декабрь, с.128). Появление стихов Есенина в «Русском современнике» вызвало резкий выпад «Октября». Редакция заявила: «Мы поставим ему, как и всякому попутчику, определенное условие: или печататься в советских или в буржуазных («Русский современник», «Россия» и т.д.) журналах. Такого двурушничества, какое допускал тов. Воронский, мы допустить не можем, и уж дело попутчиков выбрать, где им лучше» (журн. «Октябрь», М., 1924, №4, ноябрь-декабрь, с.185).

«Ты прохладой меня не мучай. »
(с. 197).— Журн. «Русский современник», Л.—М., 1924, №2, с.50; М.каб.; Ст 24 .

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Автограф — РГАЛИ, без даты, парный к автографу «Вечер черные брови насопил. » с общим посвящением «Августе Миклашевской».

Судя по характеру автографа (общее посвящение, перед стихотворениями — порядковые номера 1 и 2, подпись тоже общая, после второго стихотворения), он готовился для публикации. В какую редакцию намеревался передать или передавал его автор — неизвестно. В печати стихотворения разделились, одно появилось в «Русском современнике», другое — в Кр. нови.

Печатается по наб. экз. (вырезка из М.каб.).

Автограф — РГАЛИ, без даты, парный к автографу «Ты прохладой меня не мучай. » (его факсимильное воспроизведение — Собр. ст., 3, между с.128 и 129). Автограф ст. 1—8 — ГЛМ, без даты, в принадлежавшей Есенину тетради, куда вклеивались посвященные ему статьи и рецензии. В наб. экз. и Собр. ст. с пометой — Больница на Полянке. «Больницей на Полянке» Есенин называл Профилакторий им. Шумской (оздоровительное заведение, где пациенты, как указывалось в справочнике, «получают нужные виды лечения и гигиенические навыки для оздоровления своей домашней жизни»). Он лег в этот профилакторий (Москва, Б.Полянка, 52), как сообщила Г.А.Бениславская, 17 декабря 1923г. Датируется по Собр. ст.

Печатается по наб. экз. (машинописный список).

Черновой автограф — РГАЛИ, без даты. В наб. экз. не датировано. В Собр. ст.— 1924.

В рукописи стихотворение озаглавлено «Ровесникам», в Кр. нови и Ст 24 — «Памяти Ширяевца».

Александр Васильевич Ширяевец (наст. фам. Абрамов; 1887—1924) — поэт. «. Я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения»,— писал ему Есенин еще 21 января 1915г., и с той поры его дружеское расположение оставалось неизменным. Хотя Есенин с тех лет считал А.В.Ширяевца участником, как он писал, «нашего народнического движения», их личное знакомство состоялось лишь в 1921г., в Ташкенте. После переезда А.В.Ширяевца в Москву в 1922г. и возвращения Есенина из зарубежной поездки их встречи стали более частыми, но в ближайшее окружение Есенина он не вошел. За месяц с небольшим до смерти, 4 апреля 1924г., А.В.Ширяевец писал одному из своих друзей: «Дня три тому назад на Арбате столкнулся с Есениным. Пошли, конечно, в пивную, слушали гармонистов и отдавались лирическим излияниям. Жизнерадостен, как всегда, хочет на лето ехать в деревню, написал много новых вещей» (Gordon McVay. «Ten Letters of A. V. Shiryaevets» — «Oxford Slavonic Papers». New series. V. XXI. Oxford, 1988, p. 168). А.В.Ширяевец умер 15 мая 1924г. в Старо-Екатерининской больнице в Москве от менингита. Болезнь была скоротечной, его внезапная кончина потрясла Есенина. Он тяжело переживал утрату, не верил в болезнь, считал даже, что А.В.Ширяевец отравился, участвовал в организации похорон, выступал на поминках. Вместе с П.В.Орешиным и С.А.Клычковым вошел в состав «душеприказчиков по литнаследству» поэта.

А.М.Марченко высказала предположение, что стихотворение Есенина — «это еще и вариация на заданную Ширяевцем тему:

Пусть свалюсь в кладбищенскую яму,
К берегам безвестным уплыву. »

(Марченко А., «Поэтический мир Есенина», М., 1972, с. 224—226). В.Т.Кириллов, со своей стороны, сблизил стихотворение Есенина со своим «Мои похороны». Он же сообщил, что однажды «Есенин прочитал два варианта стихотворения на смерть Ширяевца» (Восп., 1, 274). В рукописи зафиксирован только один, окончательный вариант произведения, другие редакции его неизвестны.

Пушкину
(с. 203).— Бак. раб., 1924, 25 сентября, №217; Ст 24 .

Печатается по наб. экз. (машинописный список).

Беловой автограф — ИМЛИ, без даты. В наб. экз. также не датировано. В сб. «Пушкинский альманах», М., 1926 опубликовано с датой 26 мая 1924г. Что явилось основанием этой датировки, не указано. «Пушкинский альманах» был выпущен к вечеру, посвященному столетней годовщине выхода в свет первого сборника стихотворений А.С.Пушкина. Вечер состоялся 12 апреля 1926г. в Бетховенском зале Большого театра. Альманах был издан под маркой Русского общества друзей книги, в нем приняли участие М.А.Цявловский, Л.П.Гроссман, В.В.Вересаев. Стихотворение Есенина напечатано в подборке «Поэты наших дней — Пушкину», где, кроме Есенина, представлены А.А.Ахматова («Смуглый отрок бродил по аллеям. »), А.А.Блок («Пушкинскому Дому»), М.А.Кузмин («Пушкин»). Авторитетность издателей альманаха, их текстологический опыт дают уверенность, что дата в публикации основана на документальных источниках. Хотя не исключено, что это своеобразная игра поэта: 26 мая — дата рождения А.С.Пушкина по старому стилю. Вместе с тем показательно, что стихотворение А.А.Блока также было напечатано с датой (5 февраля 1921г.), восходящей к черновым рукописям поэта.

Пушкинский юбилей (125-летие со дня рождения) отмечался широко, был горячо воспринят и поддержан значительной частью критики и читателями. В этом был своеобразный ответ на те нигилистические и разрушительные идеи и действия, которые так трагически сказались на развитии русской культуры. Вопрос об отношении к А.С.Пушкину вновь стал одним из вопросов, порождавших самые разные точки зрения и позиции литературных группировок и объединений. Именно с событиями пушкинского юбилея связана острая литературная пикировка между Есениным и В.В.Маяковским в сентябре 1924г., которая отразилась в «Юбилейном» и в «На Кавказе».

Есенин читал стихотворение на юбилейном митинге 6 июня 1924г. у памятника Пушкину. «После приветственной речи П.Н.Сакулина и возложения венка к подножию памятника перед Пушкиным выступили ново-крестьянские поэты С.Есенин, П.Орешин, пролетарский поэт В.Казин, поэты Сергей Городецкий и Зенкевич» (журн. «Современник», М., 1925, №1, январь, с.69).

«. После скандалов и озорства он обращается к Пушкину,— писал о Есенине М.Л.Слоним,— и пред его бронзовой статуей стоит, как пред причастьем. Отравленный „горькою отравой“, кабаками и хулиганской позой, усталый от непутевой жизни — пытается возвратиться он в дом, в „простоту, чистоту и пустоту“» (журн. «Воля России», Прага, 1925, №12, декабрь, с.159).

«Низкий дом с голубыми ставнями. »
(с. 205).— Журн. «Русский современник», Л.—М., 1924, №3, с.75; Бак. раб., 1924, 26 сентября, №218; Перс. мот.

Печатается по наб. экз. (машинописный список с авторской правкой).

Черновой автограф — РГАЛИ, без даты. В наб. экз. также не датировано. Датируется по первой публикации.

Сукин сын
(с. 207).— Бак. раб., 1924, 23 сентября, №215; журн. «Новый мир», М., 1925, №3, март, с.79; Перс. мот.

Печатается по наб. экз. (машинописный список с авторской правкой).

Автограф неизвестен. Факсимиле фрагмента автографа (ст. 33—36) без подписи и даты — «Красная газета», веч. вып., Л., 1925, 31 декабря, №316. В альбоме П.Н.Медведева (РНБ) — авторизованный список, выполненный В.И.Эрлихом с подписью автора, с датой 31 июля 1924г. В наб. экз. и Собр. ст.— без даты. Датируется по авторизованному списку.


Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!

Наша жизнь пронеслась без следа.

Может, завтра больничная койка

Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцеленный навек,

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,

Что терзали меня, губя.

Облик ласковый! Облик милый!

Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,

Но и с нею, с любимой, с другой,

Расскажу про тебя, дорогую,

Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая

Наша жизнь, что былой не была.

Голова ль ты моя удалая,

До чего ж ты меня довела?

Полезный материал по теме:

  1. Весенний вечер
  2. Вот уж вечер. Роса.

500

500

Сочинение на тему Песнь о Роланде»

Сочинение на тему «Песнь о Роланде» и главный герой граф Роланд»

Сочинение на тему Что такое рыцарский долг (по сказанию

Сочинение на тему Героический эпос народов «Песня о Роланде»»

Сочинение на тему Характеристика образа Роланда»

Сочинение на тему Общая характеристика средневекового готического эпоса («Песнь о Роланде»)»

Сочинение на тему

Сочинение на тему Характеристика образа Зигфрида»

Сочинение на тему

Сочинение на тему Мотив рыцарской чести долга служения королю в «Песне о Роланде»»

Сочинение на тему Что такое рыцарский долг (по сказанию «Песнь о Роланде»)»

Сочинение на тему Песнь о Нибелунгах»

Сочинение на тему Популярность Роланда в Европе»

Сочинение на тему Характеристика образа Хагена»

Сочинение на тему Карл Великий (персонаж «Песни о Роланде»)»

Сочинение на тему Что такое рыцарский долг (по сказанию

Сочинение на тему Сид — главный персонаж поэмы национальный герой Испании»

Сочинение на тему Объясните роль объединения исторической правды и художественного вымысла в героическом эпосе «Песня о Роланде»

Сочинение на тему Фольклорная природа памятника французского средневекового эпоса»

Сочинение на тему Историческая правда в поэме «Песнь о Роланде» (поход Карла Великого)»

Сочинение на тему Песнь о Роланде характеристика образа Карла Великого»

Сочинение на тему Поэма о героической гибели графа Роланда»

Сочинение на тему Пейзажные образы «Песня о Роланде»»

Сочинение на тему Образ Роланда во французской балладе «Песни о Роланде»»

Сочинение на тему Характеристика образа Гунтера»

Сочинение на тему РОЛАНД — ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА»

Сочинение на тему Роланд (герой «Песни о Роланде»)»

Сочинение на тему Идея родины в «Песни о Роланде»»

Сочинение на тему Характеристика образа Кримхильды»

Сочинение на тему Какие исторические события легли в основу песни о Роланде»

Если не удалось найти сочинение на нужную тему, то Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал в электронном виде и вышлем по электронной почте.

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

УРОК литературы в 11 классе

Тема. Тема любви в лирике С. А. Есенина

Цель : показать учащимся динамику развития любовной лирики

С. А. Есенина, динамику развития чувств и переживаний

лирического героя; ознакомить с особенностями творче-

ского метода поэта; продолжить обучение выразительному

чтению; развивать активное, творческое мышление, умение

анализировать, сравнивать; воспитывать духовно-нравст-

венную культуру учащихся.

Оборудование: портрет С. А. Есенина, тексты стихотворений, иллюстрации

Тип урока: урок — устный журнал.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся знают о динамике развития любовной лирики

С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения; отме-

чают богатство лирического содержания и национальный

колорит стихотворений; анализируют стихи; отмечают

характерные черты лирических стихотворений С. А. Есе-

нина, послужившие причиной их музыкальной интер-

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что для Сергея Есенина означало любить Родину? Приведите в качестве до-

казательства своего мнения стихотворные цитаты о любви к Родине.

• Как изменился для поэта образ Родины после 1917 г.? Стал ли он её любить

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Что вам вспоминается, когда произносят фамилию и имя Сергея Есени-

на? ( Учащиеся обычно вспоминают берёзовые рощи, бескрайние синие дали, ко-

лосящиеся поля и заливные луга, Русь-матушку и её живописные деревеньки.

Ещё могут вспомнить таинственные обстоятельства смерти Есенина или

фильм с Сергеем Безруковым в главной роли. )

Любовная лирика Есенина своеобразна — в ней прослеживается удалой

и лихой хулиган, который, впрочем, чист сердцем и готов возложить на алтарь

любви всё, что ни попросят.

«Я сердцем никогда не лгу…» — сказал о себе Есенин. И действительно, его

произведения на редкость пронзительно искренни. Нежную, яркую и напевную

лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные пери-

оды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекра-

сное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика пол-

на драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным пережи-

ваниям. Она никогда не была оторвана от общих настроений и размышлений,

владевших поэтом, она всегда была обусловлена его общественными взглядами,

которые властно накладывали свой отпечаток на его стихи. Вся лирика Есенина

неразрывно связана с темой любви, она словно не существует без этого высокого

чувства, обращённого ко всему мирозданию. Поэтическая душа не могла не пы-

лать страстью, не восхищаться, не любить.

IV. Работа над темой урока

Устный журнал «Он искал в этих женщинах счастья…»

Страница первая. «Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне

тебя никогда…»

А) Слушание «Литературной визитки»

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И АННА САРДАНОВСКАЯ

— В жизненном и творческом пути Есенина Анна Алексеевна Сардановская

сыграла не только самую первую «женскую роль», но и явилась тем поэтиче-

ским зерном, из которого в дальнейшем вызрела основная ветвь есенинской лю-

Сардановская — внучатая племянница священника села Константинова

Ивана. Она обладала прекрасным голосом, отличалась пением в церковном

хоре. Каждое лето Сардановская приезжала к своему родственнику вместе с ма-

терью, братом и сестрой.

Когда впервые встретились и познакомились Есенин и Сардановская, неиз-

вестно. Но есть воспоминание сестры Сардановской — Серафимы, относящееся

к 1907–1908 гг.: «Наш дедушка священник Иван Яковлевич жил в селе Кон-

стантиново в отдельном доме около церкви. Там, у дедушки, я познакомилась

с Серёжей Есениным, который почти каждое утро прибегал к нам. Был он в осо-

бой дружбе с Анютой, дружил и со мной». Это была детская дружба подростков,

которая продолжалась на протяжении пяти лет. Это первая любовь поэта — Аня

Сардановская. В 9 лет они клятвенно обещали пожениться, когда вырастут. Но

Аня первой вступила в брак.

Можно предположить, что образ юной Сардановской и общение с нею наве-

яли мотивы создания таких стихотворений: «Под венком лесной ромашки…»,

«Тёмна ноченька, не спится…», «Хороша была Танюша [Анюта], краше не было

в селе…», «Подражанье песне» («Ты поила коня из горстей в поводу…»), «Выт-

кался на озере алый свет зари…».

Б) Выразительное чтение стихотворения «Низкий дом с голубыми

В) Аналитическая беседа

• Что вспоминает поэт? Что мучает его и не даёт покоя?

• Каким настроением проникнуто стихотворение?

• Какова связь этого стихотворения со стихотворением «Письмо к матери»,

написанном в этом же году?

Страница вторая. «Куда несёт нас рок событий. »

А) Слушание «Литературной визитки»

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И ЗИНАИДА РАЙХ

— Зинаиду Райх современники считали поистине роковой женщиной. Но

скорее, не Райх была роковой, а жизнь её таковой оказалась — жизнь, которую

определил Сергей Есенин… Всю жизнь она любила одного человека, и всё, что

бы ни делала, имело одну цель — завоевать его любовь. Похоже, что и Есенин

тоже всю жизнь любил эту женщину. Но, что называется, странною любовью.

Летом 1917 г. Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело наро-

да», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была ред-

кая красавица. Через три месяца после знакомства они обвенчались в малень-

кой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо

и умрут в один день…

Есенин был ревнив. Он любил по-русски: сначала бил, а потом валялся

в ногах, вымаливая прощения. Дочь родилась в мае 1918 г. Зинаида назвала её

в честь матери Сергея — Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой при-

ехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида

уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять на-

чинались скандалы… Зинаида Райх хорошо понимала, с кем её свела судьба —

с великим самородком. И прощала ему всё. И терпела. И продолжала любить…

Б) Выразительное чтение стихотворения «Письмо к женщине»

В) Обобщение учителя

— «Письмо к женщине» является обращением к бывшей возлюбленной. Это

стихотворение было написано в 1924 г., хотя события, о которых вспоминает

поэт, происходили в 1919 г. Разрыв с Зинаидой Райх положил начало новому

периоду любовной лирики поэта. Их отношения вступили в горестную фазу дра-

матических переживаний, и они хлынули в стихи. Композиционно в этом про-

изведении можно выделить две части: в первой лирический герой вспоминает

прежние времена, когда он мучительно не понимал смысл происходящего, во

второй показано обретение героем смысла существования.

Страница третья. «Я искал в этой женщине счастье…»

Слушание «Литературной визитки»: Сергей Есенин и Айседора Дункан

Айседора Дункан писала: «Я приехала в Москву в голодный 21-й год и позна-

комилась с Сергеем Есениным. Он произвёл на меня незабываемое впечатление,

перевернув всю душу, заставив забыть обет безбрачия после гибели моих кро-

шек. У него золотая голова! Он так красив, как и талантлив, и… слишком молод

для меня. Несмотря на разницу в 17 лет, через полгода мы поженились и носили

совместную фамилию Есенины-Дункан. Весной 1922 г. мы улетели в свадебное

путешествие сначала в Европу, затем в США. Я провезла его по всему миру и от-

крыла перед ним шедевры мирового искусства. Но Есенин был в душе бродячим

цыганом и слишком любил Россию…» Айседора выучила несколько десятков

русских слов и стала называть любимого «Сергей Александрович». Они ходили

на приёмы, на литературные вечера, где она обязательно танцевала, а он непре-

менно читал стихи… Позже Дункан скажет, что три года, проведённые в России,

несмотря на все невзгоды, были счастливейшими в её жизни.

Страница четвёртая. «Верная Галя»

А) Слушание «Литературных визиток»: Сергей Есенин

и Галина Бениславская

— Галина Артуровна Бениславская была неординарной девушкой: много

читала, неплохо разбиралась в литературе, посещала знаменитое кафе «Стойло

Пегаса», в котором в 1920-е годы читали свои стихи лучшие поэты Москвы. Но

вся её жизнь перевернулась 19 сентября 1920 года, когда в один из вечеров, про-

ходивших в Политехническом музее, она услышала Сергея Есенина. Есенину

исполнилось 25, Галине Бениславской — 23. «С тех пор пошли длинной верени-

цей бесконечные радостные встречи,— вспоминала она.— Я жила вечерами —

от одного до другого. Стихи его захватывали меня не меньше, чем он сам…» Так

беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал её самым близким

другом, но не видел в ней женщину. Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до

пола, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал. «Галя, ми-

лая! Повторяю Вам, что вы очень и очень мне дороги, да и сами Вы знаете, что

без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного…» — писал

Есенин. Поэт делился с Бениславской творческими планами, посвящал её в ра-

достные и грустные события своей жизни. Бениславская не покидала его и за-

ботилась о нём. В последние годы жизни поэта Галина целиком посвятила себя

его издательским делам. Только женитьба Есенина на внучке Льва Толстого,

Софье Андреевне Толстой, заставила Бениславскую отойти от него… Известие

о трагической гибели поэта застало Бениславскую в лечебнице. Она тяжело пе-

реживала смерть любимого человека, но на похороны не приехала. А меньше

чем через год, у его могилы, сама оборвала свою жизнь, завещая похоронить её

Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения «Собаке

Качалова» и выразительное чтение стихотворения

В) Аналитическая беседа

• Какова основная мысль стихотворения? Как автор показывает своё отноше-

ние к происходящему? Что противопоставил Есенин в стихотворении?

• Какие картины изобразил Есенин в стихотворении? Случайно ли поэт взял

Страница пятая. «Ты такая ж простая, как все…»

А) Слушание «Литературной визитки»

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И АВГУСТА МИКЛАШЕВСКАЯ

— В августе 1923 г. произошла встреча Августы Миклашевской с Сергеем

Есениным, в то время как его брак с Айседорой Дункан уже близился к распаду.

Цикл лирических стихов «Любовь хулигана», начатый буквально на следую-

щий день после их знакомства,— один из самых проникновенных в поэзии Есе-

нина. Цикл состоял из семи стихотворений: «Заметался пожар голубой…», «Пу-

скай ты выпита другим…», «Ты такая ж простая, как все…», «Дорогая, сядем

рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…»,

«Вечер чёрные брови насопил…».

С Августой он познакомился летом 1923 г. Есенин тогда прибыл из-за грани-

цы. В том же году состоялась их помолвка. Она «могла пойти за ним всё равно

куда», но его скандальные истории отпугивали её, и брачный контракт не состо-

ялся, «сердце подчинилось разуму». Любовь к этой женщине была целительной

для больной и опустошённой души поэта. Одухотворённое чувство к Миклашев-

ской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет

снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.

Б) Выразительное чтение стихотворения (по выбору учащихся)

В) Аналитическая работа в мини-группах с текстами стихотворений

из цикла «Любовь хулигана»

1-я группа. «Заметался пожар голубой…». Какие метафорические образы

создает поэт? Какой эмоциональный настрой во всём стихотворении? Какими

средствами противопоставляются реальность и мечта?

2-я группа. «Ты такая ж простая, как все…». Докажите, что стихотворение

имеет кольцевое обрамление, а по содержанию — посвящено любви, которая

пробуждает творческое вдохновение.

3-я группа. «Пускай ты выпита другим…». Докажите, что в стихотворении

развиваются темы осени и прощания с хулиганством. Что вы скажете об отно-

шении лирического героя к женщине, чего он ищет в любви?

4-я группа. «Дорогая, сядем рядом…». Почему стихотворение занимает цен-

тральное место в цикле? Какие темы переплетаются в нём? Какая мысль о люб-

5-я группа. «Мне грустно на тебя смотреть…». Как в стихотворении нагнета-

ется настроение грусти?

6-я группа. «Ты прохладой меня не мучай…». Докажите, что главная тема —

7-я группа. «Вечер чёрные брови насопил». Докажите, что поэт сохраняет

веру в жизнь и счастье.

Учитель. Такое количество женщин, сыгравших свою немаловажную роль

в судьбе Сергея Есенина, вероятно, было предопределено свыше, ведь не будь

их, возможно, и не состоялась бы та прекрасная любовная лирика Есенина, ко-

торой и по сегодняшний день восторгаются ценители Поэзии с большой буквы.

И видимо, осознавая всё это, поэт пишет своё «много женщин меня любило, да

и сам я любил не одну…». Каждая любовная история в жизни поэта — это лю-

бовная лирика Есенина из тех же уст, но под новым углом, это ещё одна дверь

в бесконечный мир вселенской любви. Посему не стоит воспринимать Есенина

лишь как «поэта деревни», ведь любовная лирика Есенина также способна вос-

хищать и возвышать душу, даруя ей настоящее счастье.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание . Какой смысл вкладывал С. А. Есенин во фразу: «У меня

стихов про любовь нету». Согласиться с ним или опровергнуть это мнение

2. Опережающие задания. Подготовить сообщения об истории создания цикла

стихотворений «Персидские мотивы», выразительное чтение

Читайте также: