В золотых кудрях с пробором в нарукавнице с узором со свирелкой на устах кто это

Опубликовано: 17.09.2024

\u0427\u0443\u0434\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043a \u0432 \u043a\u0443\u0441\u0442\u0430\u0445:

\u0412 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0445 \u043a\u0443\u0434\u0440\u044f\u0445 \u0441 \u043f\u0440\u043e\u0431\u043e\u0440\u043e\u043c,

\u0412 \u043d\u0430\u0440\u0443\u043a\u0430\u0432\u043d\u0438\u043a\u0435 \u0441 \u0443\u0437\u043e\u0440\u043e\u043c,

\u0421\u043e \u0441\u0432\u0438\u0440\u0435\u043b\u043a\u043e\u0439 \u043d\u0430 \u0443\u0441\u0442\u0430\u0445.

\u042d\u0442\u043e \u041b\u0435\u043b\u044c, \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u043d \u0438\u0437\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0445\u0443\u0434\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u043b\u0438\u0442\u0435\u0440\u0430\u0442\u0443\u0440\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f\u0445. \u041b\u0435\u043b\u044c \u2014 \u044e\u043d\u044b\u0439 \u0431\u043e\u0433 \u043b\u044e\u0431\u0432\u0438 \u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438, \u043f\u043e\u0432\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u043f\u0435\u0432\u0447\u0438\u0445 \u043f\u0442\u0438\u0446. \u0421\u0432\u044f\u0449\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0442\u0438\u0446\u0435\u0439 \u0435\u0433\u043e \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0441\u044f \u0430\u0438\u0441\u0442. \u0414\u0440\u0443\u0433\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u043f\u0442\u0438\u0446\u044b \u0432 \u043d\u0435\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0441\u043b\u0430\u0432\u044f\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u044f\u0437\u044b\u043a\u0430\u0445 - \u043b\u0435\u043b\u0435\u043a\u0430. \u0412 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0438 \u0441 \u041b\u0435\u043b\u0435\u043c \u043f\u043e\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0438 \u0436\u0443\u0440\u0430\u0432\u043b\u0438, \u0438 \u0436\u0430\u0432\u043e\u0440\u043e\u043d\u043a\u0438 - \u0441\u0438\u043c\u0432\u043e\u043b\u044b \u0432\u0435\u0441\u043d\u044b. \u041e \u041b\u0435\u043b\u0435 - \u044d\u0442\u043e\u043c \u0432\u0435\u0441\u0435\u043b\u043e\u043c, \u043b\u0435\u0433\u043a\u043e\u043c\u044b\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u0431\u043e\u0433\u0435 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 - \u0434\u043e \u0441\u0438\u0445 \u043f\u043e\u0440 \u043d\u0430\u043f\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u0435\u0442 \u0441\u043b\u043e\u0432\u043e \u00ab\u043b\u0435\u043b\u0435\u044f\u0442\u044c\u00bb , \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u043d\u0435\u0436\u0438\u0442\u044c, \u043b\u044e\u0431\u0438\u0442\u044c. \u041e\u043d \u0441\u044b\u043d \u0431\u043e\u0433\u0438\u043d\u0438 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043e\u0442\u044b \u0438 \u043b\u044e\u0431\u0432\u0438 \u041b\u0430\u0434\u044b, \u0430 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043e\u0442\u0430, \u0435\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e, \u0440\u043e\u0436\u0434\u0430\u0435\u0442 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u044c. \u041e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u043e \u044f\u0440\u043a\u043e \u044d\u0442\u043e \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u0441\u043f\u044b\u0445\u0438\u0432\u0430\u043b\u043e \u0432\u0435\u0441\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u0432 \u041a\u0443\u043f\u0430\u043b\u044c\u0441\u043a\u0443\u044e \u043d\u043e\u0447\u044c.

\u0412\u041e\u041b\u0428\u0415\u0411\u041d\u0410\u042f \u0421\u0412\u0418\u0420\u0415\u041b\u042c \u0412\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0435\u0437\u0430\u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0436\u0438\u043b \u043d\u0430 \u0441\u0432\u0435\u0442\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0431\u0440\u043e\u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u044b\u0439 \u043f\u0430\u0441\u0442\u0443\u0448\u043e\u043a. \u0415\u0433\u043e \u043e\u0442\u0435\u0446 \u0438 \u043c\u0430\u0442\u044c \u0442\u0430\u043a \u043b\u044e\u0431\u0438\u043b\u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0430, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430\u0440\u0435\u043a\u043b\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0432\u0435\u043d\u0446\u0430 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c \u0431\u043e\u0433\u0430 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 - \u041b\u0435\u043b\u044c. \u041f\u0430\u0440\u0435\u043d\u0435\u043a \u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u043e \u0438\u0433\u0440\u0430\u043b \u043d\u0430 \u0434\u0443\u0434\u043e\u0447\u043a\u0435, \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0430\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u0438\u0433\u0440\u043e\u044e \u043d\u0435\u0431\u0435\u0441\u043d\u044b\u0439 \u041b\u0435\u043b\u044c \u043f\u043e\u0434\u0430\u0440\u0438\u043b \u0442\u0435\u0437\u043a\u0435 \u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u0443\u044e \u0441\u0432\u0438\u0440\u0435\u043b\u044c \u0438\u0437 \u0442\u0440\u043e\u0441\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430. \u041f\u043e\u0434 \u0437\u0432\u0443\u043a\u0438 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u0441\u0432\u0438\u0440\u0435\u043b\u0438 \u0442\u0430\u043d\u0446\u0435\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0434\u0438\u043a\u0438\u0435 \u0437\u0432\u0435\u0440\u0438, \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044c\u044f \u0438 \u0446\u0432\u0435\u0442\u044b \u0432\u043e\u0434\u0438\u043b\u0438 \u0445\u043e\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u044b, \u0430 \u043f\u0442\u0438\u0446\u044b \u043f\u043e\u0434\u043f\u0435\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0431\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0433\u0440\u0435 \u041b\u0435\u043b\u044f. \u0418 \u0432\u043e\u0442 \u043f\u043e\u043b\u044e\u0431\u0438\u043b\u0430 \u043f\u0430\u0441\u0442\u0443\u0448\u043a\u0430 \u043a\u0440\u0430\u0441\u0430\u0432\u0438\u0446\u0430 \u0421\u0432\u0435\u0442\u0430\u043d\u0430. \u041d\u043e \u043a\u0430\u043a \u043e\u043d\u0430 \u043d\u0438 \u043f\u044b\u0442\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0440\u0430\u0437\u0436\u0435\u0447\u044c \u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0435\u0433\u043e \u0441\u0435\u0440\u0434\u0446\u0435, \u0432\u0441\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0441\u043d\u043e: \u041b\u0435\u043b\u044c \u0431\u0443\u0434\u0442\u043e \u043d\u0430\u0432\u0435\u043a\u0438 \u0443\u0432\u043b\u0435\u043a\u0441\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c\u044e \u043d\u0430\u0434 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0430\u043b \u043d\u0430 \u0421\u0432\u0435\u0442\u0430\u043d\u0443 \u043d\u0438\u043a\u0430\u043a\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f. \u0418 \u0442\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u0437\u0433\u043d\u0435\u0432\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u043a\u0440\u0430\u0441\u0430\u0432\u0438\u0446\u0430 \u043f\u043e\u0434\u0441\u0442\u0435\u0440\u0435\u0433\u043b\u0430 \u043c\u0438\u0433, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u041b\u0435\u043b\u044c, \u043f\u0440\u0438\u0442\u043e\u043c\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0434\u043d\u0435\u0432\u043d\u044b\u043c \u0437\u043d\u043e\u0435\u043c, \u0437\u0430\u0434\u0440\u0435\u043c\u0430\u043b \u0432 \u0431\u0435\u0440\u0435\u0437\u043d\u044f\u043a\u0435, \u0438 \u043d\u0435\u0437\u0430\u043c\u0435\u0442\u043d\u043e \u0443\u043d\u0435\u0441\u043b\u0430 \u043e\u0442 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u0443\u044e \u0441\u0432\u0438\u0440\u0435\u043b\u044c. \u0423\u043d\u0435\u0441\u043b\u0430, \u0430 \u0432\u0435\u0447\u0435\u0440\u043e\u043c \u0441\u043e\u0436\u0433\u043b\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0441\u0442\u0440\u0435 - \u0432 \u043d\u0430\u0434\u0435\u0436\u0434\u0435, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0435\u043f\u043e\u043a\u043e\u0440\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0430\u0441\u0442\u0443\u0448\u043e\u043a \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c-\u0442\u043e \u0435\u0435 \u043d\u0430\u043a\u043e\u043d\u0435\u0446 \u043f\u043e\u043b\u044e\u0431\u0438\u0442. \u041d\u043e \u0421\u0432\u0435\u0442\u0430\u043d\u0430 \u043e\u0448\u0438\u0431\u043b\u0430\u0441\u044c. \u041d\u0435 \u043d\u0430\u0439\u0434\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u0441\u0432\u0438\u0440\u0435\u043b\u0438, \u041b\u0435\u043b\u044c \u0432\u043f\u0430\u043b \u0432 \u0433\u043b\u0443\u0431\u043e\u043a\u0443\u044e \u0433\u0440\u0443\u0441\u0442\u044c, \u0437\u0430\u0442\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0430\u043b, \u0430 \u043e\u0441\u0435\u043d\u044c\u044e \u0438 \u0432\u043e\u0432\u0441\u0435 \u0443\u0433\u0430\u0441, \u043a\u0430\u043a \u0441\u0432\u0435\u0447\u0430. \u041f\u043e\u0445\u043e\u0440\u043e\u043d\u0438\u043b\u0438 \u0435\u0433\u043e \u043d\u0430 \u0440\u0435\u0447\u043d\u043e\u043c \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0443, \u0438 \u0432\u0441\u043a\u043e\u0440\u0435 \u0432\u043e\u043a\u0440\u0443\u0433 \u043c\u043e\u0433\u0438\u043b\u044b \u0432\u044b\u0440\u043e\u0441 \u0442\u0440\u043e\u0441\u0442\u043d\u0438\u043a. \u041e\u043d \u043f\u0435\u0447\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0435\u043b \u043f\u043e\u0434 \u0432\u0435\u0442\u0440\u043e\u043c, \u0430 \u043d\u0435\u0431\u0435\u0441\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0442\u0438\u0446\u044b \u0435\u043c\u0443 \u043f\u043e\u0434\u043f\u0435\u0432\u0430\u043b\u0438. \u0421 \u0442\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0440\u044b \u0432\u0441\u0435 \u043f\u0430\u0441\u0442\u0443\u0445\u0438 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u043d\u043e \u0438\u0433\u0440\u0430\u044e\u0442 \u043d\u0430 \u0441\u0432\u0438\u0440\u0435\u043b\u044f\u0445 \u0438\u0437 \u0442\u0440\u043e\u0441\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430, \u043d\u043e \u0440\u0435\u0434\u043a\u043e \u0431\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u043b\u0438\u0432\u044b \u0432 \u043b\u044e\u0431\u0432\u0438. ">,<"id":36515348,"content":"\u043e \u0415\u0441\u0435\u043d\u0438\u043d\u0435 , \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0435\u043c\u0443 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0431\u043b\u0438\u0437\u043a\u043e \u0435\u0433\u043e \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e">]" data-test="answer-box-list">

ersovaanna915

Чудный страничек в кустах:

В золотых кудрях с пробором,

В нарукавнике с узором,

Со свирелкой на устах.

Это Лель, именно таким он изображается в художественных и литературных произведениях. Лель — юный бог любви и страсти, повелитель певчих птиц. Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять» , то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь.

ВОЛШЕБНАЯ СВИРЕЛЬ Во времена незапамятные жил на свете среброволосый пастушок. Его отец и мать так любили друг друга, что нарекли первенца именем бога любовной страсти - Лель. Паренек красиво играл на дудочке, и зачарованный этой игрою небесный Лель подарил тезке волшебную свирель из тростника. Под звуки этой свирели танцевали даже дикие звери, деревья и цветы водили хороводы, а птицы подпевали божественной игре Леля. И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она ни пыталась разжечь страсть в его сердце, все было напрасно: Лель будто навеки увлекся своей волшебной властью над природой и не обращал на Светану никакого внимания. И тогда разгневанная красавица подстерегла миг, когда Лель, притомленный полдневным зноем, задремал в березняке, и незаметно унесла от него волшебную свирель. Унесла, а вечером сожгла на костре - в надежде, что непокорный пастушок теперь-то ее наконец полюбит. Но Светана ошиблась. Не найдя своей свирели, Лель впал в глубокую грусть, затосковал, а осенью и вовсе угас, как свеча. Похоронили его на речном берегу, и вскоре вокруг могилы вырос тростник. Он печально пел под ветром, а небесные птицы ему подпевали. С той поры все пастухи искусно играют на свирелях из тростника, но редко бывают счастливы в любви.

Печеркина Алена Игоревна

Дата:13.04.2020 ФИО учителя: Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс:4 «Б» ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 105

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: Сергей Антонович Клычков «Весна в лесу»

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Сергей Антонович Клычков «Весна в лесу»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

Планируемые результаты

знать: особенности и структуру стихотворения Сергей Антонович Клычков «Весна в лесу»

уметь: воспринимать на слух поэтическое произведение; понимать язык поэзии

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; ; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России» учебник Литературное чтение: 4 класс. В.Г. Горецкий ;презентация.

ВложениеРазмер
13042020_sergey_antonovich_klychkov_vesna_v_lesu.doc 82 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 13.04.2020 ФИО учителя: Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ» ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс: 4 «Б» ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: Сергей Антонович Клычков «Весна в лесу»

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Сергей Антонович Клычков «Весна в лесу»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

знать: особенности и структуру стихотворения Сергей Антонович Клычков «Весна в лесу»

уметь: воспринимать на слух поэтическое произведение; понимать язык поэзии

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения ; ; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: « открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России» учебник Литературное чтение: 4 класс. В.Г. Горецкий ;презентация.

Методы и приемы

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Красиво все встали, покажите, как должны стоять настоящие ученики и ученицы.

Теперь покажите, какое у вас настроение.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Актуализация знаний и мотивация

Словес.: учебный диалог

Вспомните, как называется раздел?

Чтобы узнать, что мы сегодня будем проходить,вам надо расшифровать вот эти предложения.

Это имя поэта, чье стихотворение мы будем изучать сегодня.

А название стихотворения спрятано в загадке. Послушайте и отгадайте ее.

Очнулась природа от долгого сна,
Красавица радует всех нас…

Предположите полное названия стихотворения.

Сергей Антонович Клычков

Предлагают свои варианты.

П: осмысление читаемого текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Откройте учебник на странице 116.

Как называется стихотворение?

Какие цели мы поставим на уроке?

- познакомиться с творчеством поэта С. А. Клычкова

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе.

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: подводящий диалог

Словес.: слово учителя

Словес.: выразительное чтение

Словес.: выразительное чтение

Что вы знаете об этом поэте?

Познакомимся с его биографией.

“Сергей Антонович Клычков (настоящая фамилия Лешенков) (1889-1937) поэт, прозаик, переводчик. Сын сапожника из деревни Дубровки Тверской губернии.

Свой творческий дар он унаследовал от “речистых” родителей и предков. Учился в сельской школе, в училище в Москве, на разных факультетах Московского университета. Благодаря поддержке композитора Чайковского совершил поездку в Италию, где познакомился с Максимом Горькими А.Луначарским.

В 1910 году выпускает первый сборник стихов. О поэзии Клычкова восторженно писали знаменитые поэты Гумилев, Брюсов, Волошин. Позже он познакомился с творчеством с творчески и душевно близкими ему писателями - Сергеем Есениным и Николаем Клюевым.”

Какая настоящая фамилия поэта?

Из какой семьи он был родом?

Внимательно следите за моим чтением.

Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звезды наверху.

Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

И медведь с хребтом багровым

Встанет, щуряся, в лому,

По болотам, по дубровам

Побродить с тягучим ревом

И с очей согнать дрему.

Как и я уйду весною

В яр дремучий до зари

Поглядеть, как никнет хвоя,

Как в истоме клохчут сои

И кружатся глухари.

Как гуляет перед бором

Чудный странничек в кустах:

В золотых кудрях с пробором,

В нарукавнице с узором,

Со свирелкой на устах.

Чтение детьми по абзацам.

Внимательно слушают стихотворение, следят за чтением учителя

Внимательно слушают стихотворение, следят за чтением учителя

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р.: выполнение учебного действия

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р.: выполнение учебного действия

П.: извлечение необходимой информации из текста.

Р.: выполнение учебного действия

V. Первичное закрепление

Практический: самост. чтение

Понравилось ли вам стихотворение?

Какие слова вам непонятны в стихотворение?

УТРЕННИК – 1. Утренний спектакль, представление, зрелище (обычно для детей); 2. Утренний мороз весной или осенью.

РУДЫЙ – 1. красный; 2. рыжий.

ЛОМ – ломанные или годные только для переработки предметы.

НИКНУТЬ – 1. Опускаться, пригибаться. 2. Ослабевать, становится вялым, бессильным.

КЛОХТАТЬ – о курах и самках некоторых других птиц; кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки.

СОЙКА – пестрая лесная птица семейства вороновых.

СВИРЕЛКА – свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки.

Подберите синонимы к словам.

КРУЖИТЬСЯ – описывать круги, кружить, вращаться, блуждать.

ЧУДНЫЙ – изумительный, восхитительный, волшебный, дивный, сказочный, бесподобный, исключительный, великолепный, роскошный, божественный.

Подберите антонимы к словам.

МЯГКИЙ – жесткий, резкий, суровый, твердый, черствый.

НИКНУТЬ – расцветать, цвести.

Какие картины изображает поэт? Прочитайте.

- Как ему удаётся показать, что наступает весна и природа оживает? Прочитайте.

- Почему автор приглашает нас рано в утренник?

- Почему зайцы собираются гурьбой?

- Прочитайте, какой ствол выбирает дятел - У какого дерева ствол рыжий?

- Какие звуки можно услышать при чтении этого стихотворения?

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

- Как автор относится к весеннему лесу?- Найдите отрывок, где С.А. использует приём олицетворения.

- Найдите в стихотворении эпитеты, метафоры. Прочитайте.

-Какое самое красивое образное выражение тебе понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Разбирают непонятные слова

Отвечают на вопросы

Разбирают непонятные слова

Отвечают на вопросы

Чтобы больше увидеть

Может, это сосна

Звук капели, стук дятла. Радость, веселье, оптимизм, т.к. природа пробуждается Лес ему нравится , хочет уйти в лес до завтра.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение рассуждения; осуществление синтеза \

Р.: выполнение учебного действия

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П: осмысленное чтение худож. текста

П: поиск и выделение необходимой информации

П:осознанное построение речевого высказывания

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический: самост. работа;

- Что значит прочитать выразительно?

- Заметьте, что в конце 3-4 –х строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит?

-- Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю?

- Прочитайте выразительно про себя.

Кто хочет прочитать вслух?

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

VII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

Словес.: учебный диалог, выразительное чтение

Словес.: учебный диалог, выразительное чтение

чтение стихотворения; работа в парах

- Рассмотрите репродукцию картины Н. Крымова «К весне» на стр. 117 учебника.

Какое время года изображено?

- По каким признакам догадались, что изображена весна?

- Николай Петрович Крымов – заслуженный деятель искусств РСФСР.

Он был не только известным художником – пейзажистом, но и теоретиком живописи и преподавателем, оставившим после себя многочисленных благодарных учеников. Картина «К весне» была написана Крымовым в 1907 году и относится к раннему периоду творчества художника.

Здесь Крымов запечатлел переход от зимы к весне. В природе это время столь быстротечно и неуловимо, что люди его часто и не замечают. Художник в своей картине словно останавливает этот момент , фиксируя его на полотне.

- Что вы видите на переднем плане картины ?

- Кого художник изобразил на ветках деревьев?

- Что изображено за деревьями?

- Каким художник изобразил снег на крыше дома ?

- Сравните репродукцию картины Н.Крымова и стихотворение С. Клычкова.

Прочитайте полностью все стихотворение в парах.

Поднимите руку кто хочет прочитать стихотворение полностью?

Д/З Прочитать стихотворения и ответить на вопросы стр.117

Сравнивают картину и стихотворение

ученики читают стихотворение

На переднем плане картины, справа, мы видим ствол дерева, такой же ствол тянется из левой части картины, как бы случайно попадая на полотно. Ветви этих деревьев причудливо сплетаются в вышине. На деревьях нет листьев, даже почек. Природа только пробуждается от долгого зимнего сна).

На ветвях расположились красногрудые снегири и синички с ярко-жёлтыми красками. Да, зима не спешит сдавать свои позиции).

За деревьями изображены фасады и крыши домов.Левую часть картины занимает обыкновенный дровяной сарай. А во на доме справа художник раскрасил яркими красками стены дома флигеля привлекают внимание и вносят свой вклад в общее весеннее настроение картины. На крышах до сих пор лежит снег, но видно, что он доживает последние деньки. Ещё немного – и весеннее солнце окончательно уничтожит эту зимнюю примету. По крыше , наслаждаясь первыми солнечными лучами, важно прогуливается кот

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р.: выполнение учебного действия

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.: выполнение учебного действия

К.: планирование учебного сотрудничества

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

Итак, с каким стихотворением вы познакомились сегодня на уроке?

Кто написал это стихотворение?

Поднимите руку, кому понравилось это стихотворение.

Какие цели мы ставили на уроке?

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: С.А. Клычков "Весна в лесу" + презентация.

Данный конспект урока чтения разработан для 4 класса (учебник "Родная речь" В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова) , УМК "Школа России". В данной работе представлен план урока и подробное его содержание, п.


Технологическая карта урока по окружающему миру «На воде и в лесу» 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: окружающий мирКласс: 2а.

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени.

Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся.


Тема: С. А. Клычков «Весна в лесу»

Учить видеть в поэзии прекрасное.


Конспект урока литературного чтения "С. А. Клычков «Весна в лесу»" (УМК "Школа России") 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование о жизни и творчестве С.А.Клычкова; ознакомление со стихотворением «Весна в лесу».Планируемые результатыПредметные:знать: биографию С.А.Клычкова;умет.


Конспект урока литературного чтения "С.А. Клычков "Весна в лесу" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С.А Клычкова; умение видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства.Планируемые результаты:Предметные: .

Стихотворения - i_001.jpg

Среди потерь последних шестидесяти-семидесяти лет, уже невосполнимых для культуры нескольких поколений русских людей, — творчество Сергея Клычкова. Совокупными усилиями врагов русского крестьянства в 20—30-е годы нашего века было сделано все, чтобы это имя, как и имена С. Есенина, Н. Клюева и других сопесенников «крестьянской купницы», вычеркнуть из литературы, — к концу тридцатых годов даже «их запах выдрали из книг» (Н. Панченко). Судя по многочисленным материалам нашей теперешней печати, возвращение в общественное сознание имен и произведений, насильственно преданных забвению, вроде бы идет сейчас полным ходом. Но в этом благом деле, оказывается, существует избирательность: к примеру, лирика Клычкова, еще в 1985 году (после пятидесятипятилетнего перерыва) выпущенная в виде двух авторских сборников ничтожным общим тиражом 35 000 экземпляров, не удостоилась ни одного массового отдельного издания до сих пор…

Ныне почти все стихи, написанные Клычковым в 1909–1937 годах, собраны в книгу, которая лежит перед тобой, читатель. Какой удивительно нежный, чистый, и одновременно таинственный и несказанный, свет исходит от нее. Даже ее последние, самые драматические страницы пронизаны этим светом. Тайна его — тайна творческой личности большого поэта: она всегда останется тайной, сколько бы ни стремились мы постичь ее… И все же попытаемся чуть-чуть прикоснуться хотя бы к ее покрову — с надеждой, что помогут нам в этом не только поэзия Клычкова, но и его проза, письма, отклики и воспоминания современников.

В автобиографии начала 30-х годов, от которой сохранилось только начало, поэт пишет: «…я родился в малиннике около густой елки 3 или 4 июля 89 года в Чертухинском лесу, которого в настоящее время уже не имеется матушка моя… принесла меня домой в кузову с малиной, втайне от соседей и от отца, страдавших излишней строгостью и страхом перед лешей и нечистой силой…» (АК[1]). И далее (по другому варианту текста):

«…Написать свою биографию мне действительно трудно… что ж: желающие могут не верить! Единственно, что я могу сделать, это — посоветовать прочесть мои романы и стихи, которые я сам считаю очень правдивыми документами, почти стоящими живых свидетелей.

Лет до 10–11 я прожил с глазу на глаз с бабкой Авдотьей Клинихой, родители мои швагрили (т. е. сапожничали. — С. С.) в Москве, сначала у хозяев, потом и своим кустом. Надо признаться, что лучшей поры в моей жизни не было: изба наша стояла с самого краю деревни крыльцо выходило прямо в болото, шагах в трех от дорожки стояли высоченные кочки со вздыбленными, как у индейцев на картинках, зелеными волосьями, по вёснам по-за кочкам в янтарных блюдцах придорожных канав очень рано зацветали желтые болотные бубенчики, из которых я делал себе „часы“, с этакой цепочкой на обе стороны, как у купца, а по зимним вечерам лениво и доверчиво позанеподалёку от крыльца проходили рогатые лоси, на которых бабка Авдотья почему-то всегда истово крестилась.

— „Милые же вы мои!“ — приговаривала она и провожала их долго и умиленно» (АК).

так кончается одно из стихотворений 1910 года: память детства жила в поэте и постоянно воскресала в его произведениях.

«…Еще в сельской школе, — рассказывал Клычков, — я уже пописывал стишки, больше про домовых и про леших…» Маленький Сережа считал лешего самым что ни на есть живым существом. Позже, уже в Москве, когда ему было 12–13 лет и он учился в известном в то время реальном училище И. И. Фидлера, на уроке естественной истории произошло вот что: «Во время объяснения учителем Кречетовичем классификации животных я со всей детской серьезностью спросил: к какому классу относится леший? Кречетович обомлел и не сразу ответил: дурак!»[2] После такой «аттестации» педагога мальчик сжег свои прежние стихотворные опыты. Вспомнив об этой утрате в автобиографии 1926 года, Клычков с горечью заметил: «…о чем сейчас очень жалею, потому что теперь так не написать».

И всё же леший Антютик вернулся к поэту как раз в 1925–1926 годах, — правда, не в его стихи, а в прозу (романы «Сахарный немец» и «Чертухинский балакирь»)… В ранней же юности, которая пришлась на 1904–1906 годы, Сережей Клычковым, как и многими его сверстниками, овладевает пафос революционной борьбы под лозунгами освобождения народа. Он не только публикует в студенческом журнале «На распутьи» (1906) стихи соответствующей направленности («Мужик поднялся», «Гимн свободе» и т. п.), но и сам участвует в борьбе на московских баррикадах: об этом свидетельствует в мемуарах «Мой век» друг юности поэта — скульптор С. Т. Конёнков («Десять дней мы держали в своих руках Арбат»). Крушение свободолюбивых мечтаний в огне и крови подавления революционных выступлений обернулось для Клычкова драматически: по словам сестры Веры Антоновны, Сережа вернулся в родную деревню осенью 1906 года худой, «весь черный» и довольно долго прятался на чердаке, опасаясь ареста.

Вскоре его постигла другая драматическая ситуация: горячо любимая им девушка вышла замуж («Одела платье белое из шелка И под руку она ушла с другим»). «Переживания были мучительны, и в такие минуты юноши думают вожделенно о смерти. В фойе Художественного Театра Сергей Антонович знакомится с Модестом Ильичом Чайковским, который сам подошел к молодому человеку с каким-то сочувственным вопросом. Сергей открыл душу незнакомому и, как рассказывал после, обрел себе второго отца, заботливого и нежного: „Я уезжаю в Италию. Поедемте, я вас возьму с собой, вы развлечетесь и забудете горе“. Сергей Антонович едет в Италию. Чайковский выходил, выпестовал Сергея Антоновича…»[3] Не случайно сам Клычков назвал М. И. Чайковского (родного брата композитора) удивительным человеком, память о котором он «хранит как святыню».

Именно М. И. Чайковский действенно помог юноше в издании его стихов: первый сборник Клычкова «Песни» был выпущен в начале 1911 года издательством «Альциона» благодаря финансовой поддержке мецената. Эта книга сразу обратила на себя внимание читателей и критики: среди откликнувшихся на нее в печати были В. Брюсов, М. Волошин (статья «Поэты русского склада»), Н. Гумилев… 24 января 1911 года С. Городецкий писал в газете «Речь»: «…юный запевальщик — не литератор, не книгогрыз, а просто птица певчая Сергей Клычков. Родился с песней в груди, повел глазами и запел…»

В том, что автор «Песен» — подлинный поэт, сомнений не было ни у кого. Даже скептический отзыв А. Блока («не вижу насущного») был предварен словами сдержанного признания («Поется Вам легко…»)[4]. Лишь годы спустя, уже после того, когда «тихий лирик», по его собственным словам, стал «романистом с планами», думающим критикам приоткрылся глубинный смысл его раннего творчества. В 1925 году филолог П А. Журов, друг юности Клычкова, в исследовании «Лесная тропа (о Сергее Клычкове, поэте и романисте)» дает проницательную образную характеристику ранней лирики поэта: «Тогда Клычков был стихийно и страстно эпичен и мифологичен. Как это часто бывает у молодого поэта, его эпос был полон лирического тона Инстинктивный поэт, мифотворец, слагатель и уже заклинатель слова, Клычков стоял у того источника слова и образа, к которому многие ищут пути и, не одолев всех особенных трудностей его, не находят и отходят ни с чем. Клычков казался тогда чудесным осколком древнего мира, отыскавшимся свидетелем забытого давнего прошлого, неожиданным, прямо-таки непонятным цветком скрывающейся за небом, скрывшейся уже давно отеческой старины. В каком лесном тереме, за какой деревенской печью мог вырасти этот ясновидец мифа?» (ЦГАЛИ). Современный французский исследователь творчества Клычкова и его большой знаток Мишель Никё недавно так резюмировал свои наблюдения: «…ранние стихотворения Клычкова… это не просто песенки на народный лад или „славянская Аркадия“ (Н. Гумилев). Они составляют фундамент клычковского творчества, в них уже даны главные мифологемы будущих романов. Клычков — настоящий поэт-символист, символист от рождения (рождения в лесу…), ибо он ни к какой поэтической школе не принадлежал»[5].

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 50. С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

Анализ произведений С.А. Клычкова «Весна в лесу» и Д.Б. Кедрина «Бабье лето».

Глоссарий по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Ключевые слова

Стихотворение; репродукция; живопись; осень; весна; любовь к природе; сравнение;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /(Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 7-е изд. – М: Просвещение,2018. - 223с.: ил. экрана.

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;

Научимся работать со стихотворным текстом;

Сможем составить сценарий праздника

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями С.А. Клычкова «Весна в лесу» и Д.Б. Кедрина «Бабье лето».

Эпиграфом нашего урока будут следующие слова: «Чем сильнее чувствует человек, тем ярче он видит поэзию родной природы».

Сегодня на уроке мы продолжаем работу в Поэтической тетради, познакомимся с произведениями двух замечательных русских поэтов, продолжим учиться анализировать текст, знакомиться с особенностями стихотворения, и будем учиться выразительно и грамотно его читать. Узнаем значение новых слов.

Итак, у нас в гостях автор, с которым ранее мы не были знакомы - Клычков Сергей Антонович.

Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии. Родители сыграли большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя. Клычков так писал о себе: «Языком я обязан лесной бабке, ре-чистой матушке Фёкле Алексеевне и муд-рому отцу моему, а больше всего нашему полю за околицей и чертухинскому лесу» С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами. Клычков вступил в литературу как поэт, писавший в жанре народной пес-ни. Для его стихов были характерны песенная нежность, внешняя лёгкость в сочетании с не высказанной открыто печалью.

Фольклорные стилизации, мифологические образы языческой, дохристианской Руси составили содержание его книг «Потаенный сад» (1913—1918), «Кольцо Лады» (1919). Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются в поэтической системе Клычкова только в описаниях природы, и никакие катаклизмы времени — революции, войны — не отражаются в его «вневременных» произведениях.

С.А. Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в прозе (в автобиографическом романе «Сахарный немец», 1925). Как и все новокрестьянские поэты, восторженно принял Октябрьскую революцию, работал в Пролеткульте, издавал и переиздавал книги.

В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос. Поздняя его лирика теряет черты романтической условности, сказочности, наивной мечтательности.

В 1930-е гг. подвергается травле как «кулацкий поэт», в 1937 г. арестован как член «Трудовой крестьянской партии» (несуществующая организация), приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова

- О чём нам говорит название этого произведения? (пауза 2 секунды). Чтобы проверить наши предположения, давайте прочтём это стихотворение.

Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звёзды наверху.

Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

И медведь с хребтом багровым

Встанет, щуряся, в лому,

По болотам, по дубровам

Побродить с тягучим рёвом

И с очей согнать дрему.

Как и я уйду весною

В яр дремучий до зари

Поглядеть, как никнет хвоя,

Как в истоме клохчут сои

И кружатся глухари.

Как гуляет перед бором

Чудный страничек в кустах:

В золотых кудрях с пробором,

В нарукавнице с узором,

Со свирелкой на устах.

О чём это стихотворение? (пауза 2 секунды).

- О весне, о весенних изменениях в лесу, о пробуждении природы, как лесные жители встречают весну.

- Какие признаки наступления весны в лесу вы знаете? (пауза 2 секунды).

- Как оживает природа в лесу с приходом весны.

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (пауза 2 секунды).

- Бодрое, пробуждение, восхищение, радость

- Как относится поэт к весеннему лесу? (пауза 2 секунды).

- С восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса, ещё он ему нравится, хочет уйти в лес до завтра.

- Можно ли назвать стихотворение “Весна в лесу” лирическим? (пауза 2 секунды).

- Да, в нём красота родной природы.

- При чтении нам встречались устаревшие слова:

давайте проведём словарно-лексическую работу. Разберём значение слов.

утренник- начало дня

груда- большая куча чего-нибудь

рудый- вымерший, грубый

дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать.

яр – глубокий, заросший овраг

никнуть- опускаться, пригибаться

истома-чувство приятной расслабленности

бор- хвойный лес

странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье

Посмотрите внимательно на репродукцию картины Н. Крымова «К весне».

— Что и как изобразил художник?

— Сравните эти два произведения. Что можете сказать? (Учащиеся сравнивают картину и стихотворение, находят сходство.)

Какое время суток изображено в стихотворении? Давайте обратимся к тексту и прочтём первую строфу.

Чтение первой строфы.

- О чем эти строки?

- Автор зовет нас в лес.

- Найдите слова, которые зовут нас в лес?

- Тепло, мягкий мох

- Почему автор приглашает нас рано в утренник?

- Чтобы больше успеть увидеть, наблюдать за изменениями в природе

Чтение второй строфы.

- Кого встречаем в лесу?

- Почему зайцы собираются грудой?

- Какие звуки леса мы слышим?

- Капель, звук дятла

- Какой ствол выбирает дятел?

Чтение третьей строфы.

- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки (пауза 10 секунд).

Медведь просыпается от отсвета зари. Он хочет наблюдать за пробуждением весны.

- Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.

Чтение четвертой строфы.

- Почему автор хочет уйти в бор?

- Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых.

- Глухари кружатся, как вы себе это представляете?

Чтение пятой строфы.

- Прочитайте последнее четверостишье. О каком «чудном странничке «с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком, то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.)

- А в каком образе вы представляете Весну?

Так поэт описывает образ Весны

- Весна-это красивая молодая девушка. Волосы у нее длинные золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный сарафан. На голове у нее венок из цветов. В руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные.

- Весна -это красивая девочка. У нее длинные волосы, голубые, как небо глаза. На ней пышное желтое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет. Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются.

Давайте вспомним, какие художественные приёмы использует автор свойственные только поэтической речи?

Эпитет - это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима.

Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

Олицетворения - это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия.

Давайте попробуем прочитать это стихотворение «Весна в лесу» выразительно.

- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? Это говорит о том, что там нет пауз.

-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю? Среднюю.

Мы поговорили о красоте весенней природы в поэзии, о бережном отношении к ней

- Вспомнили, что весеннее солнце нам дарит радость, красоту, хорошее настроение.

А теперь представьте, что вы осенью идете по аллее парка.

Светит теплое солнышко, вы жмуритесь, подставляя лицо солнечным лучам. Вам тепло. Под нога-ми шуршит опавшая листва. Посмотрите на нее. Поднимите. Подкиньте вверх. В лучах солнца, посмотрите, она – как разноцветная радуга. А теперь пошуршите листвой.

«Бродит в роще листопад

По кустам, по кленам.

Скоро он заглянет в сад

Мы с вами оказались в совершенно противоположном межсезонье. Осень.

А вам нравится осень? Иногда, осенний дождь не совсем по нраву людям. Жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Унылая пора? Посмотрите на экран! Разве можно всё это великолепие назвать унылым: ярко красные гроздья рябины, жёлтые, багряные листья деревьев; хороводы листвы.

- Осень воспевают не только поэты, но и художники.

В.В. Белова «Осень»,

Н. Елтышев «Золотая осень»,

И. Бродский «Поздняя осень».

Мы продолжаем работу в Поэтической тетради.

- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении, с которым мы познакомимся?

- Название стихотворения «Бабье лето».

- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»? (пауза 3 секунды).

В сентябре выпадают прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21 сентября. Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется «бабье лето».

Тёплый и сухой период в середине осени. Температура воздуха достигает 25 – 27 С.

-Бабье лето - ясные теплые дни в ранней осени. Существует несколько версий происхождения этого сочетания.

1. Исходное значение сочетания - "пора, когда на осеннем солнце еще могут погреться старые женщины".

2.Также выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали.

3.По другой версии, сочетания бабье лето, бабьи дни, бабьи холода в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду.

4.Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето».

Но для начала послушайте о поэте.

Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища. Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.

Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г. Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты.

С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.

Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.

Когда началась Вели-кая Отечественная война, Кедрин, вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты «Сокол Родины». С этого времени его главной темой становится тема защиты Родины

К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…

Дмитрия Кедрина нет среди нас, но голос его остался надолго», - сказал Лев Озеров. Об этом, мне кажется, говорил и сам Кедрин в стихотворении «Пластинка»: Когда я уйду,

Я оставлю мой голос,

На черном кружке

и вот под иголочкой,

тонкой, как волос,

От гибкой пластинки отделится он

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька.

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, бабье лето:

Паутинки эти — мы.

Что представляли, когда слушали стихотворение? (пауза 2 секунды). Солнце яр-ко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат.

-Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?

-Какие слова помогают понять его настроение и чувства?

Чтобы лучше про-никнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

- Что такое синонимы? Слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению.

Давайте проведём словарно-лексическую работу с теми словами, которые нам встретились в стихотворении.

зябкий (мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный);

быстрый (стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный);

- Что такое антонимы? (слова, противоположные по лексическому значению)

- Подберём антонимы к словам:

зябкий (горячий, жаркий, знойный, тёплый);

- Объясните значение слов:

щёлка - маленькая щель, отверстие

слаже - слаще, прият-нее, лучше

пряжа - нити , полученные прядением.

заслоня- закрыв, сделав невидимым , не-доступным

- Что такое эпитет? (образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.)

Перед тем, как вам будет предложено ещё раз прочесть стихотворение с выражением, прослушайте исполнение В. Шорохова, который написал музыку на слова стихотворения «Бабье лето».

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька.

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, бабье лето:

Паутинки эти — мы.

-Мы сегодня познакомились с замечательными произведениями двух выдающихся русских поэтов.

- Эти стихотворения вызвали у нас противоположные эмоции: радость, восторг от наполнения природы новой жизни с приходом весны и грусть, сожаление уходящего лета.

Выяснили, с помощью чего можно изобразить картины природы, передать настроение человека: с помощью слов, если это литература, красок, если это живопись и звуков, если это музыка.

Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту.

Разбор типового тренировочного задания

Вставьте в текст строфы из стихотворения С.А. Клычкова, пропущенные слова.

Снег обтаял под ______,

И тепло на мягком мху,

Рано в _______ весною

Над опушкою лесною

Гаснут ______ наверху.

Соберутся зайцы ______

Под капелью и теплом,

Громче дятел ____________

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и _______.

В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.

Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звёзды наверху.

Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: В тексте стихотворения Д.Б. Кедрина выделите цветом олицетворения.

-Метки

-Рубрики

  • tatyaro (9)
  • АРОМАТЕРАПИЯ (90)
  • эфирные масла (45)
  • важно (23)
  • первая помощь ! (11)
  • города (326)
  • венеция в живописи (88)
  • санкт-петербург (50)
  • дворцы,замки (91)
  • усадьбы,интерьеры (29)
  • дети (947)
  • дети в живописи (375)
  • дети - фото (40)
  • дети на старинных открытках (73)
  • детские фильмы (5)
  • детский мир (189)
  • для школы (7)
  • мультфильмы (43)
  • старые фотографии (70)
  • для блога (645)
  • комп. (450)
  • дневник на ли.ру (1460)
  • все для поста (219)
  • инструкции (150)
  • как пользоваться рамками для текста (10)
  • разделители (231)
  • рамки (208)
  • спасибо (122)
  • фоны,схемы (82)
  • фотошоп (130)
  • шрифты (34)
  • домоводство (198)
  • полезные советы (151)
  • живопись (4910)
  • аллегорическое (45)
  • акварель (89)
  • архитектурное,городское (98)
  • Вильям Рассел Флинт (13)
  • галантный век-салонная живопись (17)
  • графика, гравюра (159)
  • домашнее (150)
  • жанровая (757)
  • женский образ (542)
  • живопись-сайт (73)
  • изящный век (16)
  • иллюстрации (54)
  • импрессионисты (45)
  • исторический портрет (185)
  • классика (218)
  • Мифология (15)
  • натюрморты (484)
  • о художниках (58)
  • пейзаж (356)
  • портрет (1453)
  • рассказы о шедеврах. (46)
  • семейное (110)
  • современная живопись (49)
  • старые мастера (158)
  • цветы в живописи (185)
  • Эмиль Вернон (38)
  • живопись русская (475)
  • животные (695)
  • бабочки (18)
  • пение птиц (21)
  • птицы (228)
  • здоровье (1417)
  • акупунктура (45)
  • диагностика (66)
  • здоровье и питание (261)
  • зелёная аптека (252)
  • косметология (216)
  • медицина (30)
  • медицина-сайт (27)
  • методы оздоровления (478)
  • народная медицина (302)
  • осторожно! (35)
  • полезно (92)
  • помоги себе сам (471)
  • преодоление (22)
  • худеем! (138)
  • интересно (110)
  • интернет- магазин (42)
  • искусство (943)
  • антиквариат (193)
  • викторианский стиль (83)
  • камеи (25)
  • модерн (10)
  • скульптура (171)
  • театр, балет (100)
  • фарфор (146)
  • хрусталь,стекло (17)
  • ювелирное (26)
  • история (1528)
  • викторианская история (27)
  • история русская (416)
  • история-костюма,мода (212)
  • культура,быт (96)
  • политика (382)
  • русская история (472)
  • русская культура,быт (561)
  • косметология (51)
  • парфюмерия (26)
  • кулинария (597)
  • заготовки (38)
  • выпечка (230)
  • десерт,сладкое, конфеты. (117)
  • книги по кулинарии (19)
  • кулинарные советы (87)
  • полезные советы по кулинарии (61)
  • сайты-кулинария (60)
  • салаты (25)
  • соусы (12)
  • литература (1971)
  • аудиокниги (252)
  • детская литература (131)
  • литература-сайт (50)
  • литература-цитаты (66)
  • о литературе и литераторах (315)
  • письма,дневники,мемуары (271)
  • поэзия (575)
  • поэзия-сайт (19)
  • пушкиниана (185)
  • русская классика (152)
  • читать онлайн (453)
  • электронная библиотека (287)
  • энциклопедии (40)
  • МУДРОСТЬ (207)
  • афоризмы,цитаты (135)
  • музеи (197)
  • эрмитаж (81)
  • музыка (844)
  • скачивание музыки MP3 на компьютер (14)
  • джаз, блюз (14)
  • инструментальная музыка (8)
  • любимое (126)
  • музыка классика (347)
  • музыка ретро (92)
  • музыка-сайт (33)
  • наша музыка (121)
  • о музыке и композиторах (83)
  • сайты для поиска музыки (15)
  • О, ЖЕНЩИНА! (424)
  • аксессуары (14)
  • женские секреты (26)
  • женские штучки (99)
  • женщины великих (136)
  • знаменитые женщины (132)
  • О, ЖЕНЩИНА. (55)
  • открытки (170)
  • 8 марта (15)
  • абстрактная анимация (10)
  • добрый вечер,доброе утро,спокойной ночи (38)
  • новогодние (35)
  • с днем рождения (14)
  • праздничное (7)
  • психология (134)
  • тесты (77)
  • радио (596)
  • вести фм (27)
  • детское радио (131)
  • радио онлайн (41)
  • радионяня (3)
  • радиоспектакли (101)
  • слушать онлайн (121)
  • старое радио (201)
  • разное (493)
  • (5)
  • ВЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ (1)
  • газеты.журналы онлайн (12)
  • Где эта улица. где этот дом?-найти (1)
  • онлайн ТВ и Радио (73)
  • онлайн-ТВ (89)
  • сайты (112)
  • СМИ (29)
  • смотреть (104)
  • ссылки (49)
  • фильмы (109)
  • флэш-игрушки (19)
  • рукоделие (528)
  • вязание (424)
  • холодный фарфор (5)
  • сад и огород (48)
  • сады и парки (40)
  • старина (486)
  • старинные открытки (263)
  • старое фото (119)
  • старые журналы,мода,реклама (77)
  • удалить лишние рубрики (0)
  • философия (71)
  • фото (122)
  • знаменитые фотографы (10)
  • фото природы (811)
  • цветы (1595)
  • ботанические зарисовки (7)
  • комнатные цветы (216)
  • фотонатюрморт (60)
  • цветы-сайты (7)
  • эзотерика (143)
  • астрология (58)
  • вера (8)
  • народные приметы (21)
  • нумеролгия (7)
  • хиромантия (2)
  • юмор (15)
  • язык цветов (35)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

Фотография Весна в лесу. / Вадим Басов / photographers.ua

Сергей Антонович Клычков

Весна в лесу

Борис Пастернак

Bесна в лесу

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна поздне, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом все завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Читайте также: