В какой из сказок герой связал веревку из волос чтобы его привязали

Опубликовано: 17.09.2024


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
1826 – 1889

«Его смех горек и резок,
его насмешка нередко оскорбляет».
И.С. Тургенев.

Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

1. …думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
(Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

2. … «весь с головы до ног оброс волосами», «а когти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»?
(Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – сказка «Дикий помещик»).

3. … «жил дрожал и умирал дрожал»?
(Пескарь – «Премудрый пескарь»).

4. … сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы выручить брата жены?
(Герой сказки «Самоотверженный заяц»).

5. … «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»?
Топтыгин I – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. … радовалась, что теперь у неё «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет»?
(Вобла – сказка «Вяленая вобла»).

7. … заявлял: «Верю в беспрекословное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко убеждён, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или поздно сделается общим достоянием»?
(Карась – сказка «Карась – идеалист»).

8. … «ещё при царе Горохе, во внимание к дряхлости и потере памяти, в сенат посажен был»?
(Глухой тетерев – сказка «Чижиково поле»).
9. … считал цепь, на которой он сидел, наградой за службу?
(Пёс Трезор – сказка «Верный Трезор»).

10. … считался в обществе дураком только потому, что любил книжки читать, совершал добровольные поступки и не делал подлостей?
(Герой сказки «Дурак»).

11. … действовал сначала «по возможности», потом по принципу «хоть куда-нибудь», а затем применительно к подлости?
(Герой сказки «Либерал»).

12. … имел фамилию, родственную по корню слова хищному пресмыкающемуся из отряда ящуров?
(Генерал Крокодилов – упоминается в сказке «Либерал»).

13. … будучи генералом, не понимал, «для какой причины губернаторская должность учреждена», а от «воздаяния» не отказывался?
(Герой сказки «Праздный разговор»).

14. …однажды утром, проснувшись, «явственно ощутил, что его нет», что «душа у него запечатана»?
(Крамольников – «сказка «Приключение с Крамольниковым»).

15. … говорил: «Объявится настоящая, единая и для всех обязательная Правда, придёт
и весь мир осияет»?
(Старый Коршун – из сказки «Ворон-челобитчик»).

Викторина «Каверзные вопросы по произведениям
М.Е. Салтыкова-Щедрина»

1. Какой кабатчик, «вместо того чтобы с обычной любезностью потчевать посетителей, к совершенному изумлению последних не только отказывался наливать им вино, но даже трогательно доказывал, что в вине заключается источник всякого несчастья для бедного человека»?
(Прохорыч – сказка «Пропала совесть»).

2. Какой мужик, накормив тунеядцев, свил верёвку, чтобы тунеядцы эти его к дереву привязали, дабы он не убежал?
(Из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

3. Кого из героев перед смертью совесть мучила, что он «душегуб», «живодёр», «сколько баб, мужиков обездолил, на всю жизнь несчастными сделал»?
(Волк – из сказки «Бедный волк»).

4. В какой сказке Салтыкова-Щедрина героями являются Умеренность, Аккуратность, Лицемерие, Мздоимство, Любоналичие, Уныние и прочие?
(В сказке «Добродетели и пороки»).

5. Кто из воевод роптал, что чин на него большой наложили, а какими злодействами его утвердить – не указали?
(Топтыгин III – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. Какой дятел дописывал шестой том «Истории леших»?
(Герой сказки «Орёл-меценат»).

7. Какой чиж всю жизнь служил в интендантском ведомстве, дослужился там до майорского чина и там же образовал свой ум и сердце?
(Герой сказки «Чижиково горе»).

8. Какой заяц лисе сказки рассказывал?
(Из сказки «Здравомыслящий заяц»).

9. У кого из героев гадюки отъели туловище вплоть до самой шеи?
(У героя сказки «Богатырь» —
под сгнившим богатырём автор подразумевает прогнившее самодержавие).

10. Какой зверь «днём в человеческом виде гостей принимает, а чуть смеркается, берётся за перо и начинает газету писать»?
(Гиена, о которой рассказывала купчиха Замоскворечья — сказка «Гиена»).

11. Какой герой бился об заклад, что съест дохлую кошку, и съел, а после этого вылечился тем, что выпил две бутылки рому?
(Англичанин, о котором рассказывал Степан Головлёв – роман «Господа Головлёвы»).

12. Какой доктор, выходя от умирающего больного, пел: «Кувырком, кувырком, кувырком полетит»?
(Доктор, лечивший Павла Головлёва – «Господа Головлёвы»).

13. В каком имении «оборотным капиталом» были «штук двадцать тощих коров да три лошади»?
(В Погорелках, имении Анниньки и Любиньки Головлёвых –
роман «Господа Головлёвы»).

14. Герой какого произведения, увидев муху на носу своего собеседника, быстро сумел переманить её на свой нос?
(Один из героев произведения «За рубежом» — некто Подхалимов).

15. Кто из героев Салтыкова-Щедрина имел фамилию, одинаковую с названием орудия древней пытки, а товарищ его носил фамилию по названию большой тропической змеи?
(Дыба и Удав – герои произведения «За рубежом»).

Почему сказка о двух генералах названа авто­ром «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Что в этом произведении от жанра сказки? Почему в сборнике сказок оказалась по­весть?

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сказочное начало сюжета: генералы внезапно «по щучьему велению, по моему хотению» (по воле ав­тора) оказались на необитаемом острове. Сказочно и появление на острове мужика, который обустроил быт генералов, кор­мил их, даже суп в пригоршне варил, и доставил домой на Подьяческую улицу. Начиная с уже упомянутого сказочного выражения, в «Повести…» заложено мно­го фольклорных мотивов. Тем не менее в произведении поставлены острые соци­альные проблемы, отражающие реаль­ную жизнь. Никчемность и ничтожество праздных генералов, покорность русско­го мужика особенно резко выявляются на фоне сказочного сюжета. Это и позволило Салтыкову-Щедрину определить род про­изведения в заглавии как повесть, под­черкивая жизненность изображенной си­туации.

Определите важнейшие элементы компози­ции сказки. Есть ли в ней экспозиция? Какой эпизод вы считаете завязкой? Какой — кульминацией? Какой — развязкой?

Завязка несколько опередила экс­позицию сказки. В самом начале сообще­но, что генералы оказались на необитае­мом острове, а затем уже кратко рассказа­на предыстория этого события. Время от времени экспозиционные сведения допол­няют представление о генералах уже в процессе развития действия, например, что один из них был поумнее другого, так как служил учителем каллиграфии. Куль­минация сказки — встреча с мужиком, которая основательно перевернула их су­ществование на острове в «светлую» сторо­ну. Развязка — счастливое возвращение в Петербург, блаженное питие кофе, получе­ние огромной суммы накопившейся в каз­начействе пенсии и награждение мужичи­ны рюмкой водки и пятаком серебра.

Есть ли в сказке эпилог или сюжет обрывается на развязке?

Справка. Эпилог — повествование о том, как сложились судьбы героев после рассказанных в основной части произ­ведения событиях.

О дальнейшей судьбе генералов ниче­го не говорится, да в этом нет необходи­мости: их жизнь абсолютно не изменится по сравнению с той, какой она была до их пребывания на необитаемом острове. Надобности в эпилоге нет, и Салты­ков-Щедрин вполне логично обрывает по­вествование на развязке.

Создайте устные портреты генералов из сказки. Почему так трудно уловить их различие? Как вы объясните такой прием изображения ге­роев?
Автор не показывает различий между судьбами генералов, их характеров. Их об­разы не индивидуализированы. Они совер­шенно одинаковы и по своей низкой ин­теллектуальности, духовной опустошен­ности, неприспособленности к жизни. Оба склонны к лени, их интересы не выходят за рамки гастрономии и т. д. Информация, которую они получают, ограничивается разделом происшествий газеты «Москов­ские ведомости». Прием изображения в художественных образах произведений литературы наиболее характерных при­знаков лиц определенной категории назы­вается типизацией.

Можно напрячь свою фантазию и пред­ставить их в разных ситуациях в раз­личном портретном виде. Когда они сы­ты, они выглядят белыми, довольными, улыбающимися, полными. Самодовольны. А когда голодны, то лица их озлобле­ны, глаза навыкате, зубы оскалены. Они подползают друг к другу, и каждый готов искусать и растерзать товарища, чтобы как-то утолить голод. Эта сцена вы­разительно изображена в сказке. Писа­тель подсказывает деталь портретной ха­рактеристики: они в ночных рубашках и с орденом на шее. Можно при создании устного портрета представить их манеру держаться с мужиком: строгая, надменная манера. Говорят языком приказа, упрека­ют в тунеядстве.

Подготовьте рассказ о мужике, которому уда­лось двух генералов прокормить.

О мужике мы узнаем, что он громадного Роста, очень трудолюбив и приспособлен к сложностям жизни, к физическому тру­ду. Находчив. Писатель удивляет нас по­корностью этого мужика, его готовностью служить господам даже в условиях необи­таемого острова, где он не скован никаки­ми социальными обязательствами. Тем не менее он робеет от окрика генералов и да­же позволяет привязать себя на время сна веревкой, чтобы не убежал. В бытность в Петербурге, он на Подьяческой улице маляром работал. Скорбя о покорности русского народа, Салтыков-Щедрин язви­тельно замечает: «Начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов по­радовать за то, что они его, тунеядца, жа­ловали и — мужицким его трудом не гнушалися!»

Какие слова в этом произведении пришли из языка народных сказок, а какие из словаря канцелярий, в которых служили генералы? Попробуйте со­здать «Краткий словарь генералов из сказки».

Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

История создания

История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

  • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
  • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
  • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
  • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

Композиция и конфликт

Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

  1. Сказочный зачин.
  2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
  3. Развязка — возвращение в столицу.

Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д.

Суть: о чём сказка?

Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

Главные герои и их характеристика

Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои характеристика
два генерала – пожилые чиновники дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
мужик таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

  1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
  2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
  3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
  4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях):

  1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
  2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
  3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

Чему учит?

Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

Средства выразительности

Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.


Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Критика

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тест с ответами по сказке М.Е.Салтыкова -Щедрина "Как один мужик. "»

Тест по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) В результате кораблекрушения.

2) По щучьему велению, по моему хотению.

3) С помощью волшебника.

4) Прилетели на ковре-самолете.

2. В чем мужик варил суп?

1) В котелке. 3) В кокосовой скорлупке.

2) В пригоршне. 4) В чане.

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1) «Московскую правду».

2) «Московские ведомости».

3) «Московское обозрение».

4) «Вестник Москвы»

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

1) По следам, оставленным на песке.

2) По звукам балалайки.

3) По запаху мякинного хлеба.

4) По его крикам.

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

1) Поваром. 3) Маляром.

2) Кузнецом. 4) Извозчиком.

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

1). Маленькой пенсией. 3) Отсутствием жены.

2) Обилием мужиков. 4) Отсутствием детей.

7. Кого звал помещик в гости?

1) Медведя. 3) Генералов-соседей.

2) Губернатора. 4) Судью.

8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

1) На четвереньках. 3) Верхом на лошади.

2) В карете. 4) В телеге.

1. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1) В мундирах. 3) В шубах и валенках.

2) В ночных рубашках. 4) Раздетые.

2. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1) Пуговицу. 3) Тапочки.

2) Орден. 4) Платок.

3. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) Все время спать. 3) Найти мужика.

2) Научиться работать. 4) Поймать зверя.

4. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1) Из собственных волос. 3) Из собственных лаптей.

2) Из собственной рубахи. 4) Из лески.

5. Как генералы вернулись домой?

1) Заснули и проснулись дома.

2) Так же как и попали на остров.

3) Их спасли случайно.

4) Мужик построил корабль.

6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) С волком. 3) С лисой.

2) С медведем. 4) С кабаном

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) Колбасой. 3) Вареньем.

2) Пряниками. 4) Ягодами и грибами.

8. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) Надел тулуп. 3) Оброс волосами.

2) Сидел на печи. 4) Беспробудно пил.

9. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1) Губернское начальство. 3) Соседи.

2) Сам помещик. 4) Царь.

1. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1) На Подьяческой. 3) На Литейной.

2) На Фонтанке. 4) На Невском.

2. Какой из двух генералов был поумнее?

1) Тот, кто был учителем каллиграфии.

2) Тот, кто был учителем географии.

3) Тот, кто был учителем логики.

4) Тот, кто вообще не был учителем.

3. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1) Высекли. 3) Откормили.

2) Напоили. 4) Отпустили поплавать.

4. Как генералы мужика при себе удерживали?

1) Цепью приковали.

2) Веревочкой привязали.

3) Смирительную рубашку надели.

4) Он остался сам.

5. Чем генералы наградили мужика?

1) Бутылкой пива.

4) Рюмкой водки и пятаком.

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) В некотором царстве.

2) В Орловской губернии.

3) В приволжских степях.

7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1) Вперед. 3) Долой.

2) Старайся. 4) Даешь.

8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

В нашем литературном салоне в Государственном литературном музее прошла викторина по сказкам. Борьба шла за звание "Знаток сказок". Победителем стала Виктория Михайлова 8 лет, дочка Юлии Михайловой (http://www.stihi.ru/avtor/iulia1562). Девочке присвоено звание "Знаток сказок" и вручен ценный приз Мудрая сова (хенд майд). :) Поздравляю!

Вопросы разминки:
1.Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра?(12)
2.Сколько братьев было у Элизы,героини сказки Г.Х.Андерсена"Дикие лебеди"?(11братьев)
3.Как звали сестру доктора Айболита?(Варвара)
4.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?(Кощей Бессмертный.)
5.Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого"Три медведя"?(Михаил Потапыч,Настасья Петровна,Мишутка)
6.Кто из трёх поросят построил самый прочный домик?(Наф-Наф)
7.Что приговаривала царица,глядя в волшебное зеркальце?
("Свет мой,зеркальце!скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?")
8.Какой мальчик должен был выложить слово"вечность"?За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет.(Кай)
9.Где находится смерть Кощея Бессмертного?(Дерево,сундук,заяц,утка,яйцо,игла.)
10.Как звали корову кота Матроскина?(Мурка)
11.Сколько раз старик бросал в море невод?(3)
12.Скольких разбойников перехитрил Али-Баба?(40)
13.Как звали джинна,которого освободил из бутылки Волька,из повести-сказкиЛ.Лагина?(Хоттабыч)
14.От кого ушёл Колобок?(От дедушки,от бабушки,зайца,волка,медведя.)


1-й тур.Пушкиниана
1.Что кричал петушок,сидя на спице?
( Кири-куку,
Царствуй,лёжа на боку.)
2.Из какой сказки эти строки?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
( "Сказка о царе Салтане,о сыне его,славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь")
3.К кому обращался за помощью королевич Елисей?(К солнцу,месяцу,ветру)
4.На какую работу нанял поп Балду?(Повар,конюх,плотник)
5.Из какой сказки эти строки?
. Дева вдруг
Ожила.Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И,качаясь над цепями,
Привздохнув,произнесла:
"Как же долго я спала!"
( "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".)
6.Из какой сказки эти строки?
-Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
("Сказка о попе и работнике его Балде")
7.Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?
(Волю первую твою
Я исполню,как мою.)
8.Как звали пса,который сторожил терем семи богатырей?(Соколко)
9.Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря?(Тридцать лет и три года)
10.Кого называл Балда меньшим братом?(Зайца)

2-й тур.Сказки зарубежных писателей

1.Кто послал принцессе розу и соловья?(Принц из сказкиГ.Х.Андерсена"Свинопас".)
2.Кто самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка,большой друг Малыша?(Карлсон)
3.В какой сказке медведь сам сочинял стихи?("Винни-Пух и все-все-все")
4.Какая девушка на балу потеряла туфельку?(Золушка)
5.Как звали хозяина Кота в сапогах?(Маркиз Карабас)
6.Кто носил пояс с надписью "Когда злой бываю,семерых убиваю"?(Храбрый портной)
7.Назовите страну,где вместо "доброго утра"говорят"спокойной ночи",где в булочных продают карандаши,краски,клей,а в канцелярских магазинах продают хлеб?
(Страна лжецов)
8.В какой сказке на земле идёт снег,если на небе взбивают пуховую перину?("Госпожа Метелица")
9.Назовите любимое выражение Карлсона.(Дело житейское)
10.Как звали самую маленькую девочку?(Дюймовочка)

3-й тур.Чей это портрет?

1."Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте село стоит;
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут. "
-Кто это?(Чудо-юдо рыба-кит)
2.Чей это портрет?
"Лежит,потягивается,с боку на бок переваливается.Встанет,попрыгает да и сядет к окошку мух считать. "(Ленивица)
3.Кто эта героиня и из какой сказки?
"Белолица,черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей-
Королевич Елисей"
(Царевна из сказки "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
4."Но самой красивой была хозяйка дворца,стоявшая на пороге.Она тоже была вырезана из картона,на плечах-голубой шарф,а на груди-блестящая брошка,такая же большая,как голова её владелицы,и такая же красивая".Угадали,кто это?
(Балерина из сказки "Стойкий оловянный солдатик")
5."Как только этот ребёнок научился лепетать,он сразу же стал говорить премилые вещи,а во всех его поступках было столько ума, что нельзя было им не восхищаться.А на голове у него был хохолок. "Как звали этого принца?
(Рике с хохолком)
6.В какой сказке вы прочли про эту красавицу?
"Месяц под косой блестит,
И во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает,будто пава".
(А.С.Пушкин"Сказка о царе Салтане".)
7."Она слегка прикоснулась к её платью волшебной палочкой,и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи,весь усыпанный драгоценными камнями".Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное?
(Фея,"Золушка")
8.Угадайте,кто это?
"Перед ней сидит старик седой-седой;сидит на ледяной лавочке да снежные комочки ест;тряхнёт головой-от волос иней сыплется,духом дохнёт-валит густой пар"
(Мороз Иванович)
9."Идёт,по сторонам зевает,вывески читает,ворон считает.А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела".Про какую девочку здесь говорится?
(Про девочку Женю из сказки В.Катаева"Цветик-Семицветик")
10."Она была так прелестна и нежна,но изо льда,из ослепительного,сверкающего льда, и всё же живая!Глаза её сияли,как звёзды,но в них не было ни теплоты,ни покоя."
Кто это?Где вы с ней встречались?Кто о ней написал?
(Г.Х.Андерсен"Снежная королева")

4-й тур.Русские народные сказки

1.Кто с кем такой делёж устраивал:"Твои вершки,а мои корешки".
(Мужик с медведем в сказке"Мужик и медведь")
2.Скажите,какого героя провели на пирожках?
(Медведь из сказки "Маша и медведь")
3.Кто варил кашу,применяя ум и смекалку?
(Солдат в сказке"Каша из топора")
4.Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых:барина,барыню,сыновей и двух дочерей и себя не обидел?
(Барину-голову,барыне-гузку,сыновьям ножки,крылышки-дочерям,а себе-всё туловище.)
5.Какими словами начинаются русские народные сказки?
("Жили-были. ","В некотором царстве,в некотором государстве. ".)
6.Что приказывал царь-батюшка своим невесткам,чтобы проверить их на мастерство?
(Испечь хлеб,соткать ковёр)
7.Чем кормила лиса журавля?
(Кашей)
8.В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась?
(В сказке "Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо".)
9.Из какой сказки эти строчки?
Ах ты,Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко.
("Петушок-золотой гребешок".)
10.Кто первый нашёл теремок?
(Мышка-норушка.)

5-й тур.Сказки русских писателей

1.Как зовут волшебницу,которая боялась воды,и сколько лет она не умывалась?
(Бастинда,500 лет.)
2.Кто написал сказку"Приключения Незнайки"?
(Н.Носов)
3.Как зовут главных героев сказкиЭ.Успенского"Каникулы в Простоквашино"?
(Дядя Фёдор,кот Матроскин,собака Шарик,почтальон Печкин.)
4.Как звали толстяков из повести Ю.Олеши"Три толстяка"?
(Имён нет)
5.По каким странам путешествуют герои сказок А.Волкова?
(Страна болтунов,прыгунов,мигунов,жевунов и т.д.)
6.Какого насекомого испугались все звери?
(Таракан из сказки К.Чуковского"Тараканище")
7.В какой сказке король больше всего на свете любил манную кашу и как звали повариху,которая знала секрет приготовления этой каши?
(Сказка С.Прокофьева"Лоскутик и облачко",Барбацуца)
8.Кто написал сказку "Колобок идёт по следу"?
(Э.Успенский)
9.Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику?
(Дудочка;В.Катаев"Дудочка и кувшинчик")
10.С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(Буратино)

Читайте также: