Уже немолодой плотный и с густой почти белою бородой кто это

Опубликовано: 17.09.2024

\"\u041f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u0435\"\u00a0\u0414\u043e\u0441\u0442\u043e\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e.
\u0410\u0440\u043a\u0430\u0434\u0438\u0439 \u0418\u0432\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0447 \u0421\u0432\u0438\u0434\u0440\u0438\u0433\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u044b\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043a\u043b\u043e\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c\u00a0\u0414\u0443\u043d\u0438 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u043e\u0439, (\u0441\u0435\u0441\u0442\u0440\u044b \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f,\u00a0\u0420\u043e\u0434\u0438\u043e\u043d\u0430 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430).

\u0412\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442 \u0433\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u0438\u043d\u0430 \u0421\u0432\u0438\u0434\u0440\u0438\u0433\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0430 - \u043e\u043a\u043e\u043b\u043e 50 \u043b\u0435\u0442:

\". \u042d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u043b\u0435\u0442 \u043f\u044f\u0442\u0438\u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u0438. \"

\u041e \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0421\u0432\u0438\u0434\u0440\u0438\u0433\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0435\u0435:

\". \u0440\u043e\u0441\u0442\u0443 \u043f\u043e\u0432\u044b\u0448\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e, \u0434\u043e\u0440\u043e\u0434\u043d\u044b\u0439, \u0441 \u0448\u0438\u0440\u043e\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0438 \u043a\u0440\u0443\u0442\u044b\u043c\u0438 \u043f\u043b\u0435\u0447\u0430\u043c\u0438, \u0447\u0442\u043e \u043f\u0440\u0438\u0434\u0430\u0432\u0430\u043b\u043e \u0435\u043c\u0443 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0441\u0443\u0442\u0443\u043b\u043e\u0432\u0430\u0442\u044b\u0439 \u0432\u0438\u0434.\u00a0\u0411\u044b\u043b \u043e\u043d \u0449\u0435\u0433\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438 \u0438 \u043a\u043e\u043c\u0444\u043e\u0440\u0442\u043d\u043e \u043e\u0434\u0435\u0442 \u0438 \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043b \u043e\u0441\u0430\u043d\u0438\u0441\u0442\u044b\u043c \u0431\u0430\u0440\u0438\u043d\u043e\u043c.\u00a0\u0412 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445 \u0435\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u0430\u044f \u0442\u0440\u043e\u0441\u0442\u044c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u044e \u043e\u043d \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043a\u0438\u0432\u0430\u043b, \u0441 \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u043c \u0448\u0430\u0433\u043e\u043c, \u043f\u043e \u0442\u0440\u043e\u0442\u0443\u0430\u0440\u0443, \u0430 \u0440\u0443\u043a\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0441\u0432\u0435\u0436\u0438\u0445 \u043f\u0435\u0440\u0447\u0430\u0442\u043a\u0430\u0445.\u00a0\u0428\u0438\u0440\u043e\u043a\u043e\u0435, \u0441\u043a\u0443\u043b\u0438\u0441\u0442\u043e\u0435 \u043b\u0438\u0446\u043e \u0435\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u043d\u043e, \u0438 \u0446\u0432\u0435\u0442 \u043b\u0438\u0446\u0430 \u0431\u044b\u043b \u0441\u0432\u0435\u0436\u0438\u0439, \u043d\u0435 \u043f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0439.\u00a0\u0412\u043e\u043b\u043e\u0441\u044b \u0435\u0433\u043e, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0435\u0449\u0435 \u0433\u0443\u0441\u0442\u044b\u0435, \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0432\u0441\u0435\u043c \u0431\u0435\u043b\u043e\u043a\u0443\u0440\u044b\u0435 \u0438 \u0447\u0443\u0442\u044c-\u0447\u0443\u0442\u044c \u0440\u0430\u0437\u0432\u0435 \u0441 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0435\u0434\u044c\u044e, \u0430 \u0448\u0438\u0440\u043e\u043a\u0430\u044f, \u0433\u0443\u0441\u0442\u0430\u044f \u0431\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430, \u0441\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u0432\u0448\u0430\u044f\u0441\u044f \u043b\u043e\u043f\u0430\u0442\u043e\u0439, \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0435\u0449\u0435 \u0441\u0432\u0435\u0442\u043b\u0435\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441.\u00a0\u0413\u043b\u0430\u0437\u0430 \u0435\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0433\u043e\u043b\u0443\u0431\u044b\u0435 \u0438 \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043b\u0438 \u0445\u043e\u043b\u043e\u0434\u043d\u043e-\u043f\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0438 \u0432\u0434\u0443\u043c\u0447\u0438\u0432\u043e; \u0433\u0443\u0431\u044b \u0430\u043b\u044b\u0435.\u00a0\u0412\u043e\u043e\u0431\u0449\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u043d\u043e \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0432\u0448\u0438\u0439\u0441\u044f \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438 \u043a\u0430\u0437\u0430\u0432\u0448\u0438\u0439\u0441\u044f \u0433\u043e\u0440\u0430\u0437\u0434\u043e \u043c\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043b\u0435\u0442. \"

\". \u043e\u0431\u0435\u0438\u043c\u0438 \u0440\u0443\u043a\u0430\u043c\u0438 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0442\u0440\u043e\u0441\u0442\u044c. \u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0440\u0430\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434\u0435\u0442\u044c \u0441\u043a\u0432\u043e\u0437\u044c \u043c\u0438\u0433\u0430\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0441\u043d\u0438\u0446\u044b, \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0431\u044b\u043b \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0435\u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u043e\u0439, \u043f\u043b\u043e\u0442\u043d\u044b\u0439 \u0438 \u0441 \u0433\u0443\u0441\u0442\u043e\u044e, \u0441\u0432\u0435\u0442\u043b\u043e\u044e, \u043f\u043e\u0447\u0442\u0438 \u0431\u0435\u043b\u043e\u044e \u0431\u043e\u0440\u043e\u0434\u043e\u0439\u2026\"\u00a0

\u041e\u0431\u0440\u0430\u0437 \u041b\u0443\u0436\u0438\u043d\u0430 \u0438 \u0421\u0432\u0438\u0434\u0440\u0438\u0433\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0430 \u043e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u044f\u0435\u0442 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u043e\u0431\u0430 \u044d\u0442\u0438\u0445 \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f - \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435\u00a0\u0434\u0432\u043e\u0439\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430.\u0410\u0440\u043a\u0430\u0434\u0438\u0439 \u0418\u0432\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0447 \u043e\u043b\u0438\u0446\u0435\u0442\u0432\u043e\u0440\u044f\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u0443\u043f\u0430\u0434\u043e\u043a \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u0443\u044e \u0434\u0435\u0433\u0440\u0430\u0434\u0430\u0446\u0438\u044e, \u043a \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c \u043f\u0440\u0438\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f \u0444\u0438\u043b\u043e\u0441\u043e\u0444\u0438\u0438 \u0420\u043e\u0434\u0438\u043e\u043d\u0430, \u0435\u0433\u043e \u0432\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434\u0430 \u043d\u0430 \u043c\u0438\u0440.

Лакруа Ирина Евгеньевна

Проверочный тест по жизни и творчеству Ф.М. Достоевского с ответами.

ВложениеРазмер
test_po_dostoevskomu_3_varianta.doc 150 КБ
Контрольный тест по литературе за курс 10 класса с ответами 131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочный тест по творчеству Ф.М. Достоевского.

1. В каком учебном заведении получил образование Ф.М. Достоевский:

А) в Московском университете

Б) в Высшем военном инженерном училище

В) в Петербургском университете

Г) в Царскосельском лицее

2. Ф.М. Достоевский был уроженцем: А) Омска Б) Петербурга В) Москвы Г) Твери

3. Укажите причину ареста Ф.М. Достоевского: А) совершение уголовного преступления Б) открытый призыв к свержению самодержавия В) публикация романа "Бедные люди" Г) нелегальное издание антиправительственного журнала, членство в политическом кружке Петрашевского

4. Укажите основную тему раннего творчества Ф.М. Достоевского: А) тема крепостничества Б) тема социального протеста В) тема "униженных и оскорбленных" Г) тема сильной личности, "сверхчеловека"

5. В какое время года происходит действие романа "Преступление и наказание":

6. Укажите произведение, которое не принадлежит перу Ф.М. Достоевского: А) "Неточка Незванова" Б) "Идиот" В) "Бесы" Г) "Обыкновенная история"

7. Какое событие из перечисленных произошло уже после совершения Раскольниковым преступления: А) разговор двух офицеров в распивочной о бесполезной старухе-процентщице Б) встреча с Семеном Мармеладовым В) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни Г) знакомство с Соней Мармеладовой

8. Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет: А) учитель Б) дипломат В) юрист Г) врач

10. Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным:

А) герой, спрятав деньги, не смог потом вспомнить место тайника

Б) из-за страха быть разоблаченным

В) деньги не являлись целью преступления

Г) в спешке забыл взять деньги

11. Какова роль Петербурга в романе "Преступление и наказание": А) психологический фон Б) декоративный фон В) не играет никакой роли Г) соучастник преступлений, герой романа

12. Какое определение романа "Преступление и наказание" наиболее соответствует его характеру: А) криминальный роман Б) авантюрный роман В) социально-психологический, философский роман Г) любовный роман

13. Образ Сони Мармеладовой символичен. Он является воплощением: А) христианского смирения Б) гордости В) алчности Г) бунтарства

14. В романе "Преступление и наказание" можно заметить библейские сюжеты, образы, символику. Укажите, какой образ является основным для понимания главной идеи романа: А) убийца и блудница Б) Голгофа В) крест Г) воскрешение Лазаря


15. Известно, что сны Раскольникова являются воплощением его реальной и подсознательной жизни. Кому ещё из героев романа снились сны и кто является психологическим двойником Раскольникова:

16. Символика цвета играет большую роль в романе "Преступление и наказание". Какой цвет преобладает в описании Петербурга Ф.М. Достоевского: А) желтый Б) зеленый В) черный Г) серый

17. Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова: А) Наполеон Б) Цезарь В) Иоанн Грозный Г) Петр I

18. Какой смысл заключен в названии романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": А) не всякое преступление влечет за собой наказание Б) преступление и наказание противопоставлены В) неотвратимость наказания за совершенное преступление Г) несоответствие наказания совершенному преступлению


19.Первой жертвой Раскольникова была старуха-процентщица, а второй стала:

А) Катерина Ивановна

Б) девочка на бульваре

В) Соня Мармеладова

20. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что: А) она тоже "переступила" нормы человеческой морали Б) ему больше не к кому идти В) она сможет понять Раскольникова Г) она не выдаст его

21. Какое событие в романе явилось началом крушения "идеи" Раскольникова: А) самоубийство Свидригайлова Б) разговор с Профирием Петровичем В) второе свидание с Соней Г) встреча с Мармеладовым

22. Укажите, какой конфликт является основным в романе "Преступление и наказание": А) идейный (Раскольников - Соня Мармеладова) Б) психологический (Раскольников - Профирий Петрович) В) социальный (Раскольников - старуха-процентщица) Г) внутренний (происходящий в душе главного героя)

  1. Ф.М. Достоевский написал:

в) Бедность не порок»

г) «Бедная невеста»

  1. Герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи – процентщицы ради:

б) Оправдания своей теории

в) близких ему людей: матери и сестры

г) Семьи Мармеладовых

3. С какого момента начинается преступление Раскольникова:

а) После убийства старухи – процентщицы и её сестры

б) Во время убийства

4 . Что несёт миру теория, созданная Раскольниковым:

а) Индивидуализм и преступную философию вседозволенности

б) Освобождение от материальной зависимости

в) Освобождение от социального давления общества

г) Разрешение социальных противоречий общества

5. Кому принадлежат комнаты:

а) «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…; другой же угол был слишком безобразно тупой… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по углам…»

б) «Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух – трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках…»

в) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями…»

1. Алёне Ивановне 2. Соне 3. Раскольникову

  1. Кому из героев романа принадлежат слова, ярко выражающие позицию Ф.М. Достоевского: «И кто тебя тут судьёй поставил, кому жить, кому не жить?»

а) Софье Семёновне

б) Катерине Ивановне

в) Авдотье Романовне

7. Определите портрет героини: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица… такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней»

а) Дуня Раскольникова

б) Девушка на мосту

в) Соня Мармеладова

8. Чей это портрет:

а) «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…»

1. Раскольникова 2. Зосимова 3. Разумихина

б) «Лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка…»

1. Катерина Ивановна 2. Алёна Ивановна 3. Лизавета

в) «Человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с … жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевлённые красноватые глазки…»

1. Мармеладов 2. Порфирий Петрович 3. Свидригайлов

г) «Была замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений мягкости и грациозности… Глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые…»

1. Катерина Ивановна 2. Дуня 3. Соня

д) «Человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой…»

1. Мармеладов 2. Порфирий Петрович 3. Свидригайлов

е) «Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка…»

1. Разумихин 2. Лужин 3. Лебезятников

9. Среди перечисленных утверждений выберите несколько правильных.

Согласно первоначальному замыслу ,

А) роман Ф.М. Достоевского должен бал называться «Пьяненькие».

Б) действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить на московских улицах.

В) в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы.

Г) Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа.

Д) в конце романа Мармеладов должен был стать генералом.

Е) Дочь Мармеладова, Соня, должна была выйти замуж за Свидригайлова.

10. Из первой главы романа мы узнаём, что главный герой Родион Романович Раскольников

А) был страстно влюблён в дочь бывшего титулярного советника.

Б) часто посещал распивочные.

В) жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома.

Г) был строен и хорош собою.

Д) задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней.

Е) выручил у старухи-процентщицы четыре рубля за старые отцовские серебряные часы.

11. Из разговора студента с молодым офицером в распивочной Раскольников услышал, что Алёна Ивановна

А) может сразу выдать 5 тысяч рублей.

Б) была милой, отзывчивой и кроткой старушкой.

В) была злой и больной старушонкой.

Г) бьёт свою сводную сестру Лизавету.

Д) составила завещание, согласно которому все деньги после её смерти должны перейти её сводной сестре Лизавете.

Е) недостойна жить, по мнению собеседников.

12. В письме к своему сыну Роде Пульхерия Александровна писала, что Пётр Петрович Лужин

А) является дальним родственником Марфы Петровны.

Б) хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.

В) учится в университете на юридическом факультете.

Г) предлагает Дуне выйти за него замуж.

Д) поедет скоро в Москву по делам.

Е) ей очень понравился.

13. В день похорон мужа Катерина Ивановна Мармеладова

А) бегала к генералу, где обедал бывший начальник мужа.

Б) вышла на улицу с детьми и шарманкой.

В) должна была встретиться со священником.

Г) умерла от горлового кровотечения.

Д) решила жить по «жёлтому билету».

Е) бросила детей и ушла в монастырь.

14. Согласно теории Раскольникова:

А) все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд).

Б) обыкновенные люди совершают преступления.

В) все люди имеют право совершать преступления.

Г) обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно.

Д) люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.

Е) необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

15. В эпилоге романа мы узнаём, что

А) Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.

Б) Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении.

В) Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, умерла от чахотки.

Г) Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

Д) Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.

Е) Соня и Раскольников поженились сразу же после суда.

1. Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего студента:

а) университета юридического факультета.

б) университета философского факультета.

в) университета факультета словесности.

г) духовной семинарии.

2. С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился:

а) в распивочной.

в) на похоронах его жены.

3. Дуня, сестра Раскольникова, работала в доме Свидригайловых:

4. Раскольников убил Лизавету из-за того, что она:

а) вызывала у него отвращение.

б) не любили его сестру.

в) оказалась свидетелем другого убийства.

г) не вернула ему карточный долг.

5. Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом:

а) убитой им старухи-процентщицы.

б) умирающей Катерины Ивановны.

в) доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой.

г) умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны.


6. Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о:

а) Давиде и Голиафе.

б) великом потопе.

в) воскресении Лазаря.

г) сотворении мира.

7. В конце романа Свидригайлов:

а) женился на Соне Мармеладовой.

б) умер от тяжёлой болезни.

в) уехал в Америку.

г) застрелился из револьвера.

8. За своё преступление Раскольников был:

а) приговорён к смертной казни.

б) осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

в) сослан на остров Сахалин.

г) подвергнут 150 ударам плетью на Дворцовой площади.

9. Как звали убитую Раскольниковым старуху-процентщицу:

а) Амалия Фёдоровна

б) Алёна Ивановна

в) Дарья Францовна

г) Марфа Петровна

10. Кому Раскольников в первый раз сознался в своём преступлении:

а) Соне Мармеладовой

б) своей сестре Дуне

в) следователю Порфирию Петровичу

г) своей матери Пульхерии Александровне

11. Кто принёс Раскольникову повестку из полиции о денежном взыскании:

а) прислуга Настасья

б) квартирная хозяйка

в) квартальный надзиратель

12. Почему сестра Раскольникова, Дуня, решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина:

а) Она очень любила этого человека.

б) Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.

в) Она мечтала сделать карьеру в Петербурге.

г) Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.


13. Как описывается в романе внешность Лужина:

а) «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевлённые красноватые глазки. «. » Одет он был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами. «. » Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина»

б) «. он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. «. » Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»

в) «На нём был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые лёгкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое бельё, батистовый самый лёгкий галстучек с розовыми полосками «. ». Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придаёт лицу сходство с немцем, идущим под венец.»

г) «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённое на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать»

14. Что произошло с Раскольниковым на Николаевском мосту:

а) Он упал с моста в Неву и утонул.

б) Он потерял сознание и попал под лошадей проезжавшей мимо коляски..

в) Он спас девочку от нападения разбойников.

г) Его ударил кнутом по спине кучер проезжавшей мимо коляски.

15. Чем закончилось знакомство Раскольникова с Лужиным:

а) Лужин был оскорблён Раскольниковым.

б) Раскольников предложил Лужину деловую сделку.

в) Раскольников спустил Лужина с лестницы.

г) Лужин передал Раскольникову письмо от его матери.

16. Кто познакомил Раскольникова с Порфирием Петровичем:

17. Чем закончились поминки у Мармеладовых:

а) Лужин дал пощёчину Раскольникову.

б) Лебезятников избил Катерину Ивановну.

в) Амалия Ивановна выгнала Катерину Ивановну с детьми из комнаты, которую она им сдавала.

г) Катерина Ивановна упала в обморок, и ей вызвали доктора.


18. Как помог Свидригайлов семье Мармеладовых:

а) Он женился на Соне и рассчитался с долгами её семьи.

б) Он открыл счёт в банке на имя Катерины Ивановны.

в) Он устроил похороны Катерины Ивановны и определил её детей в приличное место.

г) Он устроил похороны Катерины Ивановны и усыновил её детей.

19. Какое событие в романе «Преступление и наказание» является кульминационным:

а) Смерть Мармеладова

б) Сон Раскольникова

в) Исповедь, признание Раскольникова Соне

г) Уголовное преступление Раскольникова.

20. Теория «целых кафтанов» принадлежит:

Среди перечисленных утверждений выберите несколько правильных.

21. На поминках у Мармеладовых

а) Лужин предложил Соне выйти за него замуж.

б) Лужин обвинил Соню в краже у него сторублёвого кредитного билета.

в) Раскольников подрался со Свидригайловым.

г) Лебезятников обвинил Лужина в клевете по отношению к Соне.

д) Раскольников предал через Соню деньги Катерине Ивановне на похороны мужа.

е) Раскольников был арестован.

22. Согласно теории Раскольникова:

а) все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд).

б) обыкновенные люди совершают преступления.

в) все люди имеют право совершать преступления.

г) обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно.

д) люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.

е) необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.

-Музыка

-Статистика

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение

Комментировать « Пред. запись — К дневнику — След. запись » Страницы: [1] [Новые]

В чем схожи и различны Раскольников и Лужин?

– Лужин впитывает в себя теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе “арифметических” построений Раскольникова. Будучи приверженцем “экономической правды”, этот буржуазный дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном случае – своей семье). Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно украдет. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счете, направленности.

– В чем совпадают Раскольников и Лужин?
– Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников – нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
– Лебезятников…..Что о нем можете сказать? (Слайд 6)

Следующий двойник, “прогрессист” Лебезятников, в своей жизненной установке варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!” Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Карикатурной тенью этот двойник пристраивается к главному герою, желающему “взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, принимающий у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Самовозвеличивание и потребность в проверке себя убийством – эти тайные устремления личности главного героя развенчиваются в соприкосновении извне с жизненными установками жалких “наследников” его мысли и в его мучительной констатации. собственной несостоятельности (“вошь”, “тварь дрожащая”).

– Результаты проведенного над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в отношении самого себя как человека “необыкновенного”, не расшатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от нее. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни идеи превращаются в руины, благодаря мрачной тени третьего двойника.

– Свидригайлов не случайно появляется на apeне великого взаимопроникновения миров после двух своих предшественников, которые, растащив отдельные части самодовлеющей идеи смогли, в силу своей ничтожности, расщепить ее ядро. Для этого нужна была незаурядная личность, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных”, устанавливающая за собой право вседозволенности (“Свидригайлов – загадка”,– думает о нем Раскольников).

– Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе? (Слайды 7, 8)

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, што он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых.)

– От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою' последнюю цель – добиться расположения Дуни). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

– Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”. Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

– В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

– Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живуг, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с “сильными мира сего”, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к “сильным мира сего”; ему неприятны люди, живущие по его “теории”. Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретика и возвышает в нем человека.

– У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоугверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к “сильным мира сего, не может принять мир людей, которые не живуг по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над “сильными мира сего”.

– Кто является антиподом Раскольникова? (Слайд 10)

– Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом – более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата – признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат – антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.

– Так в космосе романа возникают спутники Раскольникова: вращаясь вокруг него, они отражают и преломляют в себе катаклизмы его мира, их взаимодействие создает вокруг центрального героя отрицательную атмосферу. Однако феномен личности Раскольникова много избыточней системы его двойников и отнюдь не исчерпывается только ею. Голос Раскольникова резонирует в пространстве, заполненном не только сознаниями двойников, но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. (Слайд 11–16)

Этих героев принято называть антиподами Раскольникова, однако такоe определение требует уточнения. Они не только отрицают своеволие и индивидуализм, ведущие Раскольникова к преступлению, но и продолжают в себе “мессианские” начала его идеи. Следовательно, эти персонажи противопоставляются не столько Раскольникову, с которым имеют точки соприкосновения, сколько его двойникам. Приведу несколько доказательств.

Раскольников, рискуя своей жизнью, спасает из огня детей; будучи бедствующим студентом, содержит больного отца умершего друга; дважды оставляет последние деньги Мармеладовым. Разве все эти поступки не стоят в одном ряду с действиями альтруиста Разумихина ?… “Наполеонам” Раскольников отказывает в праве роптать против существующего мироустройства – против бунта выступает и Порфирий Петрович. Совершив преступление, герой не может перешагнуть через совесть, и в этом он сближается с Соней, вынужденно торгующей своим телом, но не душой. И если Свидригайлов претендует на “родство” С Раскольниковым (“Мы одного поля ягоды”), то с Соней Раскольников собирается идти “по одной дороге” (“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”). Так выстраивается галерея осветленных отражений главного героя. Интересно, что количество двойников и их “перевертышей” (антиподов) совпадает. Это наталкивает на мысль о существовании связей между ними.

Вычленив компоненты идеи Раскольникова, отражаемые в сознаниях двойников и антиподов, можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой из них центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала. (Слайд 11)

– Какое значение имеет система образов? (Слайд 17–19)

– В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова, при 'том он может выходить и за рамки мира главного героя, реализовываться в непосредственном контакте двойника и антипода. Например, идеи о “проценте”, якобы неизбежных для общества жертв (лужинское начало) борются в Раскольникове со стремлением остановить падение только что обманутой девушки, сделать конкретное, пусть “единичное”, а не “всечеловеческое”, благодеяние (разумихинское начало). В то же время противоборство “разумного эгоизма” с “единичным добром”, происходящее в душе центрального героя, Достоевский проецирует и вовне – на систему образов, сталкивая в непосредственном общении носителей этих начал: лужинским выкладкам о “целых кафтанах” эмоционально (в споре) и практически (в жизни) противостоит Разумихин.

Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга.

– Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины “распада связи времен”. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога.

У небольшого дома, на земле сидела шестилетняя девочка. Она была хрупкого телосложения, слегка бледноватая, но, не смотря на это, хороша собой. Светло-русые волосы девочки были чуть спрятаны под фуражку, которая досталась её от покойного отца и с которой она боялась расстаться, бережно храня её все эти годы. Весь её вид говорил сам себя, то есть о том, что она была обитательницей петербургских переулков, если так можно было сказать. Да, эта девочка не имела дома, не имела матери (она погибла неделю назад).
Голубые глаза девочки с печалью смотрели на всё. Она поджала свои колени и, обняв их своими тоненькими и бледными ручками, стала наблюдать за людьми, которые не обращали на неё никакого внимания.
Неожиданно, она поджала свои губки, а на глазах её навернулись слёзы. Никто не знал, как ей было тяжело, но и она, не смотря на то, что была ещё слишком мала, понимала, что некоторым живётся гораздо хуже и тяжелее, чем ей.

Это был человек уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой. В правой руке у него находилась трость, а левая была спрятана в кармане пиджака светло-серого цвета.
Только недавно он пережил мучительную, как для него, так и для девушки, к которой он испытывал безответную любовь, встречу. Он надеялся, что у него есть шанс. Увы, его надежда не оправдалась. Она ясно дала понять ему, что не сможет его полюбить. Да, она его ненавидела и боялась, и он это хорошо понимал. Он отпустил её, пообещав, что никогда больше их пути не пересекутся.
Он вошёл в небольшую гостиницу., мимолётно бросив взгляд на девочку, которая сидела у входа. Он не придал ей никакого значения.
Он вошёл и у первого встретившегося ему оборванца спросил нумер. Парень, окинув его взглядом, чуть встряхнулся и тотчас же повёл его в отдалённый нумер, душный и тесный, который находился в самом конце коридора. Парень вопросительно посмотрел на мужчину.
- Чай есть? – спросил вошедший господин у оборванца.
- Это можно-с.
- Ещё что есть?
- Щи-с, телятина-с, водка-с, закуска-с.
- Принеси телятины и чаю.
- А больше ничего не потребуется? – спросил в каком-то даже недоумении парень.
- Нет, ничего, - голос мужчины был равнодушен.
Оборванец удалился совершенно разочарованный.

Мужчина зажёг свечу и осмотрел нумер подробнее. Маленькая тесная комнатка, которая была, чуть ли не под его рост в высоту. Постель в нумере была не очень чистая, но и слишком грязной её назвать нельзя было. Простые крашенные стол и стул занимали почти всё пространство. В воздухе чувствовался неприятный запах, который не давал нормально дышать.
Мужчина поставил свечу на стол, сел на кровать и задумался.
Он не заметил, как в комнату вошёл парень и поставил на стол всё то, что он попросил, а именно телятину и чай.

На улице начался дождь. Нет, скорее гроза - ливень с молнией и громом.
Девочка наблюдала за тем, как незнакомые ей люди бегали туда-сюда, пытаясь спрятаться от дождя. Но никто даже не подумал о ней, что её не особо-то и удивило. Она чуть прикрыла глаза. Её папа был не такой. Он любил помогать всем. Это было смыслом его жизни.
Она продолжала сидеть, не предпринимая каких-либо действий. Девочка чувствовала, что промокла до нитки. Разум твердил ей о том, что ей надо подняться и где-нибудь укрыться. Но она его не слушала.
Ей было холодно. Но она не думала что-нибудь предпринимать. Она закрыла глаза и чуть опустила голову. Дождь аккуратно убаюкивал девочку, и она потихоньку засыпала.
А люди… Эти глупые люди бегали, думая только о себе, и о том как бы где-нибудь спрятаться.

- Аня, - голос заставил девочку резко раскрыть глаза и чуть вздрогнуть. Она приподняла голову. Парень, стоявший под навесом, смотрел на неё; и во взгляде его было то ли беспокойство, то ли укор.
Девочка осмотрелась: на улице было уже пусто, видимо все люди, уже были дома или ещё где-то; по-крайней мере, на улице не было почти ни души.
Она вновь перевела взгляд на парня, который работал в гостинице, и непонимающе посмотрела на него.
- Аня, - повторил оборванец, - идём.
Он протянул девочке ладонь. Затем помог ей подняться. Они зашли внутрь заведения.

Она сидела в углу, на небольшой скамье, поджав под себя ноги и дрожа от холода, когда в помещение зашёл мужчина. Он окинул девочку равнодушным взглядом, а она, наоборот, с интересом посмотрела на него. Незнакомец не придал этому взгляду особо никакого значения. Он спокойно подошёл к парню, а затем они о чём-то тихо стали переговариваться. Несколько раз мужчина указывал на девочку. Несколько раз он повышал голос на парня, заставляя его то и дело извиняться.
Затем он подошёл к девочке.
- Как звать? – обратился он к девочке.
- Аня, - вместо неё ответил парень. – Она не умеет разговаривать, - поспешно пояснил он, на что мужчина лишь хмыкнул.
- Пошли, - произнёс он, обращаясь к ней снова. – А ты, - на этот раз он обратился к парню, - принеси сухую одежду и что-нибудь поесть. Понял?
- Да, - парень кивнул, а затем поспешил выполнять то, что ему сказали.
Мужчина направился обратно в свой нумер. Девочка неуверенно слезла со своего места, после чего пошла следом за ним.

Он читал книгу. Она ела тёплые щи, которые принёс парень. Изредка мужчина наблюдал за девочкой. Но теперь в его взгляде была какая-та теплота и нежность. Он не казался ей тем злым господином, каким он показался ей.
«Как же она всё-таки похожа на Вас, Софья, - пронеслось в мыслях у мужчины, когда он на некоторое время оторвался от чтения книги и посмотрел на девочку, которая с большим аппетитом уплетала суп. – Пожалуй, я не буду выполнять то, что задумал ранее, после того, как расстался с Вами. Я не могу оставить эту девочку одну. Я хочу воспитать её. Хочу, чтобы она стала моей преемницей. Я сделаю всё, чтобы она была такой же, как Вы… Почти такой же… Она будет мне напоминать о Вас! Вот только она никогда меня не бросит. Нет, я не буду силой её держать. Я просто сделаю так, что у неё никогда в мыслях не появится идеи бросить меня…»
Он заметил, что девочка внимательно смотрит на него своими голубыми глазами. Он приподнялся со своего места, после чего подошёл к ней. Своею ладонью он потрепал её по голове.
- Я скоро вернусь, - проговорил мужчина, после чего покинул нумер.

Он тяжело перевел дыхание, - но странно, сон как будто все еще продолжался: дверь его была отворена настежь, и на пороге стоял совсем незнакомый ему человек и пристально его разглядывал.

Раскольников не успел еще совсем раскрыть глаза и мигом закрыл их опять. Он лежал навзничь и не шевельнулся. "Сон это продолжается или нет", - думал он и чуть-чуть, неприметно опять приподнял ресницы поглядеть: незнакомый стоял на том же месте и продолжал в него вглядываться. Вдруг он переступил осторожно через порог, бережно притворил за собой дверь, подошел к столу, подождал с минуту, - все это время не спуская с него глаз, - и тихо, без шуму, сел на стул подле дивана; шляпу поставил сбоку, на полу, а обеими руками оперся на трость, опустив на руки подбородок. Видно было, что он приготовился долго ждать. Сколько можно было разглядеть сквозь мигавшие ресницы, человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой.

Прошло минут с десять. Было еще светло, но уже вечерело. В комнате была совершенная тишина. Даже с лестницы не приносилось ни одного звука. Только жужжала и билась какая-то большая муха, ударяясь с налета об стекло. Наконец это стало невыносимо: Раскольников вдруг приподнялся и сел на диване.

- Ну, говорите, чего вам надо?

- А ведь я так и знал, что вы не спите, а только вид показываете, - странно ответил незнакомый, спокойно рассмеявшись. - Аркадий Иванович Свидригайлов, позвольте отрекомендоваться.

"Неужели это продолжение сна?" - подумалось еще раз Раскольникову. Осторожно и недоверчиво всматривался он в неожиданного гостя.

- Свидригайлов? Какой вздор! Быть не может! - проговорил он наконец вслух, в недоумении.

Казалось, гость совсем не удивился этому восклицанию.

- Вследствие двух причин к вам зашел: во-первых, лично познакомиться пожелал, так как давно уж наслышан с весьма любопытной и выгодной для вас точки; во-вторых, мечтаю, что не уклонитесь, может быть, мне помочь в одном предприятии, прямо касающемся интереса сестрицы вашей, Авдотьи Романовны. Одного-то меня, без рекомендации, она, может, и на двор к себе теперь не пустит, вследствие предубеждения, ну, а с вашей помощью я, напротив, рассчитываю.

- Плохо рассчитываете, - перебил Раскольников.

- Они ведь только вчера прибыли, позвольте спросить?

Раскольников не ответил.

- Вчера, я знаю. Я ведь сам прибыл всего только третьего дня. Ну-с, вот что я скажу вам на этот счет, Родион Романович; оправдывать себя считаю излишним, но позвольте же и мне заявить: что ж тут, во всем этом, в самом деле, такого особенно преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя?

Раскольников продолжал молча его рассматривать.

- То, что в своем доме преследовал беззащитную девицу и "оскорблял ее своими гнусными предложениями", - так ли-с? (Сам вперед забегаю!) Да ведь предположите только, что и я человек есмь, et nihil humanum. одним словом, что и я способен прельститься и полюбить (что уж, конечно, не по нашему велению творится), тогда все самым естественным образом объясняется. Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва? Ведь предлагая моему предмету бежать со мною в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал, да еще думал обоюдное счастие устроить. Разум-то ведь страсти служит; я, пожалуй, себя еще больше губил, помилуйте.

- Да совсем не в том дело, - с отвращением перебил Раскольников, - просто-запросто вы противны, правы ль вы или не правы, ну вот с вами и не хотят знаться, и гонят вас, и ступайте.

Свидригайлов вдруг расхохотался.

- Однако ж вы. однако ж вас не собьешь! - проговорил он, смеясь откровеннейшим образом, - я было думал схитрить, да нет, вы как раз на самую настоящую точку стали!

- Да вы и в эту минуту хитрить продолжаете.

- Так что ж? Так что ж? - повторял Свидригайлов, смеясь нараспашку, - ведь это bonne guerre, что называется, и самая позволительная хитрость. Но все-таки вы меня перебили; так или этак, подтверждаю опять: никаких неприятностей не было бы, если бы не случай в саду. Марфа Петровна.

- Марфу-то Петровну вы тоже, говорят, уходили? - грубо перебил Раскольников.

- А вы и об этом слышали? Как, впрочем, не слыхать. Ну, насчет этого вашего вопроса, право, не знаю, как вам сказать, хотя моя собственная совесть в высшей степени спокойна на этот счет. То есть не подумайте, чтоб я опасался чего-нибудь там этакого: все это произведено было в совершенном порядке и с полной точности: медицинское следствие обнаружило апоплексию, происшедшую от купания сейчас после плотного обеда, с выпитою чуть не бутылкой вина, да и ничего другого и обнаружить оно не могло. Нет-с, я вот что про себя думал некоторое время, вот особенно в дороге, в вагоне сидя: не способствовал ли я всему этому. несчастью, как-нибудь там раздражением нравственно или чем-нибудь в этом роде? Но заключил, что и этого положительно быть не могло.

- Охота же так беспокоиться!

- Да вы чему смеетесь? Вы сообразите: я ударил всего только два раза хлыстиком, даже знаков не оказалось. Не считайте меня, пожалуйста, циником; я ведь в точности знаю, как это гнусно с моей стороны, ну и так далее; но ведь я тоже наверно знаю, что Марфа Петровна, пожалуй что, и рада была этому моему, так сказать, увлечению. История по поводу вашей сестрицы истощилась до ижицы. Марфа Петровна уже третий день принуждена была дома сидеть; не с чем в городишко показаться, да и надоела она там всем с своим этим письмом (про чтение письма-то слышали?). И вдруг эти два хлыста как с неба падают! Первым делом карету велела закладывать. Я уж о том и не говорю, что у женщин случаи такие есть, когда очень и очень приятно быть оскорбленною, несмотря на все видимое негодование. Они у всех есть, эти случаи-то; человек вообще очень и очень даже любит быть оскорбленным, замечали вы это? Но у женщин это в особенности. Даже можно сказать, что тем только и пробавляются.

Одно время Раскольников думал было встать и уйти и тем покончить свидание. Но некоторое любопытство и даже как бы расчет удержали его на мгновение.

- Вы любите драться? - спросил он рассеянно.

- Нет, не весьма, - спокойно отвечал Свидригайлов. - А с Марфой Петровной почти никогда не дрались. Мы весьма согласно жили, и она мной всегда довольна оставалась. Хлыст я употребил, во все наши семь лет, всего только два раза (если не считать еще одного третьего случая, весьма, впрочем, двусмысленного): в первый раз - два месяца спустя после нашего брака, тотчас же по приезде в деревню, и вот теперешний последний случай. А вы уж думали, я такой изверг, ретроград, крепостник? хе-хе. А кстати: не припомните ли вы, Родион Романович, как несколько лет тому назад, еще во времена благодетельной гласности, осрамили у нас всенародно и вселитературно одного дворянина - забыл фамилию! - вот еще немку-то отхлестал в вагоне, помните? Тогда еще, в тот же самый год, кажется, и "Безобразный поступок "Века" случился (ну, "Египетскието ночи", чтение-то публичное, помните? Черные-то глаза! О, где ты золотое время нашей юности!). Ну-с, так вот мое мнение: господину, отхлеставшему немку, глубоко не сочувствую, потому что и в самом деле оно. что же сочувствовать! Но при сем не могу не заявить, что случаются иногда такие подстрекательные "немки", что, мне кажется, нет ни единого прогрессиста, который бы совершенно мог за себя поручиться. С этой точки никто не посмотрел тогда на предмет, а между тем эта точка-то и есть настоящая гуманная, право-с так!

Проговорив это, Свидригайлов вдруг опять рассмеялся. Раскольникову явно было, что это на что-то твердо решившийся человек и себе на уме.

- Вы, должно быть, несколько дней сряду ни с кем не говорили? - спросил он.

- Почти так. А что: верно, дивитесь, что я такой складной человек?

- Нет, я тому дивлюсь, что уж слишком вы складной человек.

- Оттого что грубостию ваших вопросов не обижался? Так, что ли? Да. чего ж обижаться? Как спрашивали, так и отвечал, - прибавил он с удивительным выражением простодушия. - Ведь я особенно-то ничем почти не интересуюсь, ей-богу, - продолжал он как-то вдумчиво. - Особенно теперь, ничем-таки не занят. Впрочем, вам позволительно думать, что я из видов заискиваю, тем более что имею дело до вашей сестрицы, сам объявил. Но я вам откровенно скажу: очень скучно! Особенно эти три дня, так что я вам даже обрадовался. Не рассердитесь, Родион Романович, но вы мне сами почему-то кажетесь ужасно как странным. Как хотите, а чтото в вас есть; и именно теперь, то есть не собственно в эту минуту, а вообще теперь. Ну, ну, не буду, не буду, не хмурьтесь! Я ведь не такой медведь, как вы думаете.

Читайте также: