Угт волос что это

Опубликовано: 17.09.2024

Колористика — наука о цвете, цветовых контрастах. Теория цвета — важный инструмент в парикмахерском деле, в окрашивании волос. Сегодня вы узнаете основы колористики, строение волоса, составляющих цвета. Во второй части статьи мы поговорим о фонах осветления, глубине тона, о применении полученных знаний на практике.

Строение волоса

Волос относится к придаткам кожи. Он нечувствителен, потому как лишен нервных окончаний. Условно его разделяют на 2 части:

  • видимую (волосяной стержень);
  • невидимую (корень).

В процессе окрашивания волос задействована только видимая часть волоска, сразу перейдем к ее изучению. Волосяной стержень состоит из медуллы (сердцевины), кортекса (коркового вещества) и кутикулы (внешней оболочки).

Строение волоса

Медулла — центральная часть волосяного стержня. Она представляет собой 2–4 слоя крупных неороговевших клеток кубической формы. Медулла выступает в роли терморегулятора: не допускает перегрев и переохлаждение в разное время года. Медулла невсегда сплошная, может прерываться. Это наблюдается в тонких волосах, где она на трети волосяного стержня отсутствует.

Кортекс — основная часть волосяного пространства. Корковое вещество представлено веретенообразными эпителиальными клетками. Качественные показатели составляющих кортекса отражаются на упругости, прочности, эластичности волос. Окислительные процессы при окрашивании, осветлении протекают непосредственно в корковом веществе.

Структура кортекса также обуславливает оттенок, качество волоса. Связано это с его составляющими:

  • кератином или ороговевшими клетками, соединенными мембранно-клеточным комплексом. Подобный «каркас» придает волосяному стержню формы, делает его упругим и эластичным;
  • меланином, собственно пигментными частицами;
  • воздухом. Воздушные частицы — это «растворитель» натурального пигмента внутри волосяного стержня. Чем меньше воздуха, тем насыщеннее тон, а в седом волоске его больше всего.

Кутикула — это внешняя оболочка волоска, состоящая из 8–10 слоев. Слои сложены из чешуек (плоского бесцветного кератина), расположенных в шахматном порядке, словно соты, черепица. Связь между слоями также представлена мембранно-клеточным комплексом. Слои плотно соприкасаются друг с другом и обеспечивают надежную защиту от негативных факторов внешней среды.

Внешний вид волоса говорит о состоянии кутикулы:

  • тусклые, пористые волосы — признак поврежденной внешней оболочки и раскрытых чешуек;
  • здоровый блеск свидетельствует, что чешуйки достаточно плотно прилегают, не повреждены.

От чего зависит цвет

Цвет шевелюры напрямую связан с меланином (натуральным пигментом). Меланин делится на эумеланин и феомеланин.

Пигменты волоса

Эумеланин — пигментные частицы удлиненной формы, крупного размера, красного и синего цвета. Количество гранул отражается на глубине тона, цветовом нюансе. Для брюнеток характерно большее количество эумеланина. Или наоборот, чем его меньше, тем шевелюра светлее.

Важный момент! В натуральных волосах есть эу- и феомеланин одновременно. На цветовое отражение влияет их количество, каких частиц больше. У природных блондинок преобладает феомеланин, а в черных прядях содержится больше эумеланина.

Феомеланин — молекулы меланина округлой формы и незначительного размера. Они бывают красного и желтого цвета. Избавиться от феомеланина — задача нелегкая. Удалить его полностью практически невозможно, плюс грозит разрушением волосяного стержня.

Частицы феомеланина обуславливают фон осветления. Они влияют на конечный оттенок после окрашивания. Яркий пример — рыжие, желтые или красные нотки в цвете при осветлении. В медных волосах вы увидите огромное количество красно-желтых гранул, а в черных их немного.

С возрастом синтез меланина прекращается, происходит обесцвечивание прядей. Такое явление получило название поседение. Использование агрессивных химических составов при покраске шевелюры приводит к потере волос, связано это с разрушением феомеланина.

Основы теории цвета

В колористике выделяют первичные, вторичные и третичные цвета. Этого достаточно, чтобы в полной мере передать цвет волос.

Первичных цветов только 3 (красный, желтый и синий). Их нельзя получить из других цветов, они основные, базовые.

Смешивая первичные цвета, вы получаете цвета второго порядка (так называемые вторичные). К ним относятся: фиолетовый — это сочетание красного и синего, оранжевый — красного с желтым, а зеленый — желтый с синим.

Если же смешать вторичные цвета с базовыми, то получатся третичные.

Теория цвета, холодные и теплые цвета

Условная линия, разделяющая теплые и холодные оттенки, проходит через зеленый и красный, как указано на схеме выше. Таким образом, фиолетовый, синий относятся к холодным тонам, а желтый, оранжевый — это теплые. Зеленый, красный бывают холодными и теплыми.

Помните, работа с цветом при покраске прядей имеет свою специфику. Основные правила сочетания цветов:

  1. Цвета, противостоящие друг другу в цветовом круге, одинаковой степени интенсивности и способны нейтрализовать друг друга.
  2. Для нейтрализации холодных тонов используются теплые, но не наоборот. Добавляя к теплым тонам холодные, вы получите грязный цвет.
  3. Если клиент с окрашенными локонами холодного оттенка желает получить теплую гамму, сначала нейтрализуйте холод в тоне.
  4. Теплые оттенки, стоящие друг за другом по часовой стрелке, совместимы.
  5. Холодные оттенки, стоящие друг за другом против часовой стрелки, несовместимы.
  6. Сочетать теплые и холодные оттенки не удастся, они несовместимы.

Цветовой круг

Уровень глубины тона

Уровнем глубины тона называется основной цвет волос до покраски, без дополнительных оттенков. На этот показатель влияет исключительно количество меланина в волосяном стержне.

Для удобства и взаимопонимания мастера колористики определили 10 уровней глубины тона и обозначили их цифрами от 1 до 10. Это базовые тона, по цифровому номеру можно судить о его светлости: 1 — самый темный, 10 — самый светлый.

Уровень глубины тона

Базовые тона составляют натуральный цветовой ряд, это первая цифра номера любого красителя. Производители красок частично корректируют цифровое обозначение цвета, расширяя или сокращая его. Для этого существует вторая, третья цифра.

Чтобы определить глубину тона, достаточно визуального осмотра. Возьмите прядь на затылке, ближе к корням, уплотните ее, подобно примеру в палитре, и выберите близкий образец. Его номер соответствует глубине тона вашей шевелюры.

Фон осветления и его нейтрализация

Еще один важный для окрашивания прядей параметр — фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.

Окрашивание — это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.

Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.

Важный момент! Каждой глубине тона свойствен свой фон осветления.

Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:

  • 1, 3, 4 тонам соответствует красный фон осветления: очень темно-красный, темно-красный, красный фон осветления соответственно. Вспоминаем, что для нейтрализации красного используется противостоящий цвет в цветовом круге. Это зеленый. Поэтому выбираем зеленый микстон, корректор.
  • 5, 6, 7 УГТ имеют оранжевый фон осветления. Для нейтрализации оранжевого используют синий. 5 и 7 уровни — смешанные, имеют двойной фон осветления, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону соответствует оранжево-красный фон осветления, поэтому используется сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон шевелюры имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор сине-фиолетовый.
  • На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО: желтый, светлый желтый, очень светлый желтый соответственно. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.

Фон осветления

Возможные действия с фоном осветления:

  • нейтрализация — если клиент желает получить холодный (натуральный) оттенок;
  • дополнительное осветление, повышение глубины цвета — если полученный при обесцвечивании цвет недостаточно светлый;
  • усиление ФО, когда он совпадает с выбранным красителем. Если желаемый цвет глубокий красный, средний медный, светло-золотистый, то необходимости в нейтрализации нет, наш ФО поспособствует проявлению желаемого цвета, сделает результат насыщенным, глубоким.

Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.

Рассмотрим на практике: клиент выбрал краску светлых оттенков, но волосы окрашены темным стойким красителем. Нанесение выбранного красителя на предыдущий не даст желаемого осветления. Для успешного результата необходимо удалить искусственный пигмент из волосяного стержня (получить только ФО), а потом использовать светлую краску.

Что такое цветовое направление

Цветовое направление — это оттенок на локонах, проявившийся в результате окрашивания, не путайте с пигментом (базовым цветом прядей). Например, девушка с медными локонами после покраски — медный считается направлением цвета.

Цветовой нюанс — это дополнительный оттенок, он выделяется в картах красок цифрой или буквой. В маркировке красителей обозначение цветового нюанса стоит после глубины тона (8G, 8/41, 9,60). Третья цифра в маркировке красителя — дополнительный цветовой нюанс, легкий перелив.

Палитры красок от разных производителей могут отличаться обозначением цветового направления, выбранного оттенка. После цифры глубины цвета, вы можете увидеть не цифру, а букву. Это начальная буква названия оттенка на английском (родном для производителя) языке.

Цветовое направление

Обратите внимание! Две одинаковые цифры после обозначения глубины тона указывают на интенсивность выбранного оттенка. Например, 8/44 — интенсивный медный, 8/77 — экстракоричневый.

Колористика — важная наука для парикмахера. Не зная ее основы, добиться желаемого успеха в окрашивании не удастся.

Примеры окрашивания волос в разные цвета:

Колористика волос: законы науки о цветах и правила их применения

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. Основные правила
  3. Выбор оттенков
  4. Особенности окрашивания
  5. Рекомендации профессионалов

Каждый из нас от природы имеет определённый цвет волос. Но что делать, если хочется сменить его: сделать ярче, темнее или светлее? Как угадать с тоном, ведь то, что подчеркнёт достоинства одного человека, противопоказано другому. В этом нам помогут знания о колористике и правилах подбора оттенков.





Что это такое?

Покраска волос – это не только изменение их тона. Это довольно непростой процесс, проходящий по законам физики, химии и колористики. Но сегодня мы не будем углубляться в физико-химические «дебри». Нас интересует изучение цвета и всего, что с ним связано.

Колористикой именуют науку о цвете, она включает в себя познания о его происхождении, о том, какие оттенки считаются базовыми, а какие – составными и дополнительными. Она учит нас правильному смешению тонов, гармонизации образа с их помощью, раскрывает секреты значения каждого цвета с психологической и культурной точки зрения. .

При подборе оптимального цвета волос используются цветовые круги, которые применяются в художественном творчестве, а каждый новый микстон создаётся по всем правилам субтрактивного смешения цветов




Основные правила

Первым, кто создал цветовой круг и дал ему название, был всемирно известный учёный И. Ньютон. Его система включала 7 цветов радуги. Чуть позже Гёте предложил свой вариант с шестью оттенками: основными были красный, синий и жёлтый, а дополнительными – зелёный, фиолетовый и оранжевый. Известен и 12-цветовой круг Иттена. Дальше всех пошёл В. Освальд, разработавший систему, состоящую из 24 цветов. Однако у всех этих колористических «помощников» есть сходства:

  • главными цветами являются красный, жёлтый и синий;
  • из кругов исключены цвета-ахроматы.


Давайте теперь поговорим о том, как создаются новые оттенки, и рассмотрим основные законы миксования применительно к парикмахерскому искусству.

  • Тона, которые находятся справа и слева от того, что находится на вершине треугольника, будут идеально гармонировать друг с другом.
  • Чтобы нейтрализовать нежелательный оттенок, полученный при обесцвечивании, нужно воспользоваться цветом, который расположен в круге точно напротив него. К примеру, вы получили желтоватый тон, значит, смотрим на схему и видим, что напротив жёлтого находится фиолетовый. Теперь становится ясно, почему все бальзамы и оттеночные средства для нейтрализации желтизны имеют этот цвет.


На просторах интернета можно найти множество таблиц по смешиванию красок для получения определённого тона. Представим вашему вниманию одну из них.

Желаемый цвет

Цвета, использованные для его получения

Красный + коричневый + чёрный

Белый + оранжевый + коричневый

Красный + коричневый + чёрный + жёлтый

Синий + белый + красный + коричневый

Красный + белый + синий + чёрный

Жёлтый + красный + чёрный + белый

Белый + жёлтый + тёмно-коричневый (шоколад)

Жёлтый + красный + чёрный + белый

Чёрный + белый + красный

Белый + жёлтый + капелька коричневого

Жёлтый + красный + синий + белый

Жёлтый + красный + синий + белый + чёрный

Жёлтый + белый + чёрный + коричневый

Белый + чёрный + капелька синего


Обратите внимание, что в таблице приведено смешение ярких колеров для получения привычных нам цветов. Пропорции каждого из них будут варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от пожелания клиента касаемо насыщенности итогового цвета. Выделение из всех имеющихся цветов 3 основных объясняется тем, что всё вокруг (и волосы не являются исключением) содержит в расцветке именно эти цвета. Разнится лишь насыщенность каждого. Общепринятая система нумерации уровней цветов выглядит так.

  • Единица – это чёрный, десятка – наиболее светлый блондин.
  • С 1 по 3 преобладающим является синий, содержит немного красного колера, жёлтого практически нет. Получаемые тона: каштан, тёмно-коричневый и их оттенки.
  • С 4 по 7 уровень главенствует красный, а жёлтый и синий представлены по чуть-чуть. В этой категории можно получить множество оттенков различной насыщенности.
  • С 8 по 10 на первое место выходит жёлтый. Остальные цвета исключаются.



А сейчас будем учиться «читать» красители для волос по их номерам. Чаще всего на упаковке вы можете увидеть 1, 2 или 3 цифры. Приведём их расшифровку.




Цифра №1 означает натуральность цвета и его глубину:

  • 1 – чёрный;
  • 2 – очень тёмный каштан;
  • 3 – тёмный каштан;
  • 4 – каштан;
  • 5 – светлый каштан;
  • 6 – тёмный русый;
  • 7 – русый;
  • 8 – светлый русый;
  • 9 – очень светлый русый;
  • 10 – почти блонд.


Среди производителей есть те, что выпускают продукты с номерами 11 и 12 – они означают обесцвечивающие красители. Если на упаковке вы видите только одну цифру, это означает, что тон относится к натуральным, без примесей. Однако большинство продуктов пронумерованы двух- или трёхзначным числом.



Цифра №2 – главный цвет красителя:

  • 0 – натуральный;
  • 1 – присутствует синий с примесью фиолетового (пепельные тона);
  • 2 – есть зелёный пигмент (матовые тона);
  • 3 – присутствуют жёлтый с оранжевым (золотистые тона);
  • 4 – имеется оттенок меди (красноватые тона);
  • 5 – включены красный и фиолетовый (махагон);
  • 6 – есть синий и фиолетовый (оттенки фиолетового);
  • 7 – присутствуют красный и коричневый («гавана»).

Учтите, что 1 и 2 относятся к «холодным», 3-7 – к «тёплым».

Цифра №3 (при наличии) говорит о том, что в красителе имеется ещё один тон, однако, его количество вдвое меньше, нежели основного.


Как же получается тот или иной цвет под действием красителя? Дело в том, что в наших волосах изначально присутствует какой-то натуральный пигмент (исключение – люди-альбиносы). За его насыщенность отвечают эу- и феомеланин. Чем больше эумеланина в составе, тем темнее оттенок. Красящие составы содержат окислитель, разрушающий оба вида меланинов. Отсюда появляется понятие – фон осветления, то есть конечный оттенок, получившийся в результате окрашивания. Для более чёткого понимания термина приведём пример: локоны были обесцвечены и приобрели рыжий цвет, соответственно, фон осветления – оранжевый.

Ниже будет приведена таблица нейтрализации фона осветления.

I. Основы колориметрии

Цвет, который мы видим, является результатом отражения части цветового спектра светового луча от поверхности предмета. Первым, кто прикоснулся к раз­гадке цвета, был Исаак Ньютон, который в XVII веке открыл, что белый свет состо­ит из всех видимых цветов. Это открытие он доказал опытным путем, преломив световой луч с помощью стеклянной призмы. Преломленные лучи разных длин волн образовали разноцветный узор - «радугу»: красный, оранжевый, желтый, зе­леный, голубой, синий, фиолетовый. Эту растяжку цветов впоследствии и назвали цветовым спектром.




После этого открытия многие ученые умы занимались изучением цвета, что в итоге привело к открытию основных законов цвета, а в последующем и к развитию новой науки - колориметрии.Она содержит множество законов, многие из кото­рых имеют право на существование, а многие, особенно те, которые относятся к разряду законов о гармонии цветовых сочетаний, имеют очень условную природу и могут быть оспорены. Мы остановимся только на основных законах колориме­трии, которые являются аксиомами колориста и незнание которых может привести к плачевным результатам при работе с красителями.

В природе существует только три основных цвета,которые нельзя получить путем смешивания - это красный, синий и желтый. Все остальное многообразие цветов получается при смешивании трех основных.




При смешивании двух основных цветов (красно­го, желтого или синего) в равных пропорциях полу­чаются вторичные цвета (составные цвета первого порядка): • красный + желтый = оранжевый; • желтый + синий = зеленый; • синий + красный = фиолетовый.

При смешивании основного цвета (красный, желтый или синий) в равных про­порциях со вторичным цветом (оранжевый, фиолетовый или зеленый), рядом ле­жащим, получаются третичные цвета (составные цвета второго порядка):

• желтый + оранжевый = желто-оранжевый;

• красный + оранжевый = красно-оранжевый;

• красный + фиолетовый = красно-фиолетовый;

• синий + фиолетовый = сине-фиолетовый;

• синий + зеленый = сине-зеленый;

• зеленый + желтый = желто-зеленый.

При смешивании трех основных цветов в равных пропорциях получается гряз­ный коричневый цвет:

• синий + красный + желтый = коричневый.


Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую - зелено-голубые, голубые, синие, фиолетовые. Первые из них называют теплыми цветами, вторые -холодными.


II. Волосы и цвет

Строение волоса


Волос- придаток кожи, не обладаю­щий чувствительностью из-за отсутствия нервных окончаний. Поэтому необхо­димо правильно применять различные химические преператы, поскольку вос­становить структуру волос сложно.

Волос можно условно разделить на две части - видимая часть волоса, которая называется стержнем, и неви­димая - корень. При работе с красите­лями мы никак не затрагиваем внутрен­нюю невидимую часть волоса, поэтому ее рассмотрение опустим и сразу пере­йдем к видимой части волоса. Внешняя видимая часть волоса состоит из трех основных слоев.

Медулла- это сердцевина волоса, которая состоит из 2-4 слоев крупных белковых (протеиновых) кубических не­ороговевших клеток. Медулла является неким атавизмом, поскольку основной ее задачей является терморегуляция, то есть она удерживает тепло в холодное время года и не дает коже перегревать­ся при высоких температурах воздуха. В принципе медулла может присутство­вать не по всей длине волоса или быть прерывистой. В тонких волосах медул­ла чаще всего отсутствует на одной тре­ти длины.

Кортекс- это средний и самый большой слой волоса. Кортекс отвечает за прочность и цвет волоса. Состоит он

из трех частей - кератина (длинных узких ороговевших клеток, соединенных мембранным клеточным комплексом; отвечает за прочность, упругость и форму волоса), меланина (пигмента, отвечающего за цвет волоса), воздуха (отве­чает за рассеянность пигмента, что приводит к различной светлоте; а также является основной составляющей седого волоса). Именно в этом слое происходят все химические процессы при окрашивании и завивке волос.

Кутикула- это внешний слой волоса. Образуется он из ороговевших бесцветных пластинообразных клеток ке­ратина, которые перекрывают друг друга, как черепица. Состоит из нескольких слоев, связанных между собой мем­бранным клеточным комплексом - липидами и «цементом». Кутикула отвечает за внешний вид волоса. Если слой поврежден (слои чешуек приоткрыты), волос выглядит тусклым, пористым; если чешуйки плотно прилегают друг к другу, волос имеет здоровый вид и блестит.

К 1НЦ1 П ЦИЯ ЦВЕ1 Я

Цвет волос




Цвет волос определяется наличием натурального пигмента - мелани­на. Степень окрашивания волос зависит от количества красящих пигмен­тов, их состава, расположения в волосе, наличия воздуха.

Натуральный пигмент волос называют меланином. Меланин - это комбинация двух пигментов: эумеланина и феомеланина.

Эумеланин 1 характеризуется формой (большие удлиненные гранулы) и наличием основных первичных цветов (красного и синего).

Синие молекулы - самые большие (быстрее всего разрушаются) и влияют на глубину и холодность. Красные молекулы - среднего размера и влияют на насыщенность цвета.

Основная задача эумеланина - придание волосам глубины тона и цветового направления. Чем больше (количественно) и насыщеннее эу­меланин, тем темнее волос, чем его меньше - тем светлее волос.

Феомеланин 2 состоит из очень маленьких гранул округлой формы двух цветов - красного и желтого.

Удалить феомеланин из волос очень сложно. Полное удаление фео­меланина практически невозможно и в большинстве случаев ведет к раз­рушению волоса.

Феомеланин влияет на итог окрашивания и характеризуется прояв­лением нежелательных оранжевых, желтоватых и красноватых оттенков. Явное влияние феомеланина на окрашивание волос заметно при обесц­вечивании и осветлении. Поэтому феомеланин отвечает за фон осветле­ния (ФО).

Цвет волоса и его светлота определяются концентрацией меланина и количеством воздуха.

№УГТ Уровень глубины тона
Светлый блондин
Блондин
Светло-русый
Среднерусый
Темно-русый
Светлый шатен
Шатен
Темный шатен
Натуральный черный
Черный

Уровень глубины тона (УГТ)

Уровень глубины тона - уровень светлоты волос. Уровень глубины тона можно определить только визуально. Различают 10 натуральных уровней глубины тона.

1 Также называют гранулированным или зернистым пигментом.

2 Также имеет название диффузный или рассеянный пигмент.

mo КОНЦЕПЦИЯ ЦВЕТА

и




Фон осветления (ФО)





Фон осветления - это цвет, который получается после частичного разрушения натурального пигмента. Основная закономерность: чем светлее волос, тем больше в нем желтого цвета и меньше красного. Пол­ностью красный цвет исчезает только на 8-м УГТ, все остальные уровни, находящиеся ниже, в той или иной степени его содержат. Фон осветле­ния становится видимым только при воздействии активного кислорода на натуральный меланин. Поэтому основная задача ФО - это «испор­тить жизнь колористу» при осветлении волос. Для того чтобы фон освет­ления не испортил вам результат, необходимо знать законы цветового круга на различных уровнях светлоты и умело применять корректоры для нейтрализации.

Пример:натуральная база 6/0. Желание клиента - 7/1.




Решение:


1. Выбор оксигента 3 %.

2. Фон осветления 7-го уровня тона - 7/34.

3. Выбранный цвет накладывается на фон осветления:
7/34

7/1

7/3____

4. Необходимо использование корректоров:

7/1 + 0/66 + 0/11 + 3 % (по длине выбираем 6%)
30 г 2,5 см 2,5 см 30 г

■1 10

:■'■;■■■'. С ^ Г! П^^ Ц;*гТ Д

Колористика достаточно сложная наука о цвете. Но если знать, только то что нужно, вполне можно разобраться самостоятельно. Рассмотрим основные моменты.

И так, в наших волосах, как это ни странно, есть только 3 цвета: синий, красный и желтый. Синий - убирается красителем в первую очередь, потом красный, желтый – в самую последнюю очередь. И если полностью его убрать, то от волоса ничего не останется, по крайней мере внутри. При смешении всех этих трех цветов, в разной степени, получается натуральный, серо-коричневый цвет волос. Когда мы перекрашиваем волосы, искусственный краситель уничтожает наш натуральный пигмент и заполняет волос искусственным.

Вы замечали, что на всех красках для волос есть цифры? Именно цифрами руководствуются парикмахеры подбирая вам краску. С их помощью выбрать цвет или нейтрализовать нежелательный оттенок значительно легче. Выглядит это примерно так: Х.ХХ или Х/ХХ. Первая цифра обозначает УГТ (уровень глубины тона или степень затемнения натуральной базы), вторая – 70% пигмента (основной цвет), третья – 30% пигмента (оттенок).

Что такое УГТ? Натуральный цвет волос примерно одного цвета, если не считать небольшие оттенки, но по насыщенности, интенсивности этого цвета, различаются от блондина до жгуче-черного. Посмотрите на таблицу, где первая цифра соответствует цвету:

УГТ натуральный цвет

10 светлый блондин

5 светлый шатен

1 и 2 черный (в природе настолько черного цвета нет)

Этой первой цифрой мы руководствуемся, когда подбираем краску. Если вы собираетесь красить волосы первый раз (значит у вас натуральные волосы), вы можете выбрать любое затемнение или осветление. Но если у вас окрашенные волосы, даже не пытайтесь выбрать УГТ светлее окрашенных волос, окрасятся только корни. Ранее окрашенные волосы светлой краской не осветлить ! Там уже работают другие правила .

Вторая цифра - означает выбираемый цвет волос. У разных производителей могут цифры отличаться, но не кардинально. Возьмем 2 известных бренда и сравним:

Estel Revlon

1 синий (пепельный) синий (пепельный)

2 зеленый фиолетовый (перламутровый)

3 желтый (золотистый) желтый (золотистый)

4 оранжевый (медный) оранжевый (медный)

5 красный красный (пурпурный, холодный)

6 фиолетовый (перламутровый) красный (алый, теплый)

7 коричневый нет

Как видите, есть различия, но не большие.

Колористика для новичков, или как разобраться в красках для волос

Третья цифра - это нюанс основного направления цвета, она либо делает цвет более ярким и интересным, либо приглушает оттенок или частично его нейтрализует. В Кутрине (финская фирма профессиональной косметики) , например, можно встретить еще и четвертую цифру.

А теперь примеры: 7/45 – медно-золотистый русый, 6.41 – темно-русый медно-пепельный (коричневый, шоколадный).

А такие красивые названия, как карамель, огненная румба, лесной орех, искрящийся лед - абсолютно не объясняют, что же это за цвет, только вызывают приятные эмоции.

Колористика для новичков, или как разобраться в красках для волос

Еще нам поможет для образного восприятия, цветовой круг, который есть на всех раскладках цветовой палитры красок. На нем можно увидеть, какие цвета нейтрализуют друг друга или добавляют насыщенности оттенка. Помните, противоположные цвета нейтрализуют друг друга. Например, если мы хотим приглушить красный, надо добавить зеленый или, классика жанра, желтый – убираем фиолетовым, медный – синим и т.д.

Конечно надо потренероваться, парикмахеры этому учатся не один месяц. Зато вы будете точно знать, какой у вас цвет волос.

Подписывайтесь, и узнаете много нового и интересного!

Правила колористики при окрашивании волос


Прочтений: 3 458
Время на прочтение: 5 мин.
Комментариев нет

В настоящее время техника окрашивания развивается быстро и всесторонне, ведь при помощи колористики можно не только закрасить седину – правильно выбранный цвет краски способен подчеркнуть качество и структуру волос.

Многие рельефные стрижки намного выгоднее смотрятся именно при цветовой подаче.

Искусство придавать оттенок волосам постоянно совершенствуется. Каждый сезон отмечен новыми тенденциями.

Появляются новые технологии нанесения красителей, распределения цвета в волосяной массе и сочетания его в различных вариантах.

Современная колористика — это искусство, и чтобы им овладеть, мастеру необходимо иметь знания об основных правилах теории цвета, его восприятии, уметь анализировать оттеночный тон и его составляющие части.

Цветовой круг

В парикмахерском искусстве владение цветом очень важно, и для того чтобы получать совершенные цвета, необходимо знать, как они располагаются в цветовом (хроматическом) круге.

Существуют три первичных (базовых) цвета, которые являются самостоятельными и составляют основу натурального цвета волоса.

Все в природе состоит из этих цветов: синий, красный, желтый.

Равноценное сочетание их создает базу или одну ступень уровня цвета натуральных волос, а на практике мы видим просто коричнево-серый, он считается нейтральным.

Синий цвет является самым нестойким, самый стойкий — желтый (остаточный при осветлении).

В цветовом круге, используемом для окрашивания волос, отображены первичные и вторичные цвета. Вторичные цвета можно получить при смешивании двух первичных.

Противоположные цвета нейтрализуют друг друга при смешивании в одинаковой степени интенсивности.

Все оттенки цветового круга красок для волос, применяемых в колористике, делятся на теплую и холодную цветовые гаммы:

  • Теплая гамма — это желтый, оранжевый и красный цвета.
  • Холодная гамма — это зеленый, синий и фиолетовый цвета.

Пигменты волос

Цвет волос зависит от натурального пигмента — меланина, расположенного в кортексе — среднем и самом большом слое волоса, отвечающем за прочность и цвет волоса.

Пигмент может быть гранулированным (зернистым) или диффузным.

Гранулированный (зернистый) пигмент характеризуется наличием красного и синего цветов и имеет форму больших, удлиненных гранул.

Отвечает за уровень глубины тона: чем больше в волосе гранулированного пигмента, тем волос темнее.

Диффузный пигмент — наличие очень маленьких частиц круглой формы, в основном красного и желтого цветов.

Чем больше в волосе диффузного пигмента, тем волос светлее.

Полное удаление этого пигмента из волоса практически невозможно, т.к. это может привести к разрушению волоса.

Отвечает за фон осветления волос (ФО).

Уровень глубины тона

Для определения натурального цвета волос используют шкалу уровня глубины тона (УГТ).

Уровень глубины тона — это степень светлости волос, выражающаяся в соотношении между гранулированными и диффузными пигментами. Такое понятие, как светлый или темный волос, кроется в визуальном восприятии.

Определяется УГТ по шкале от 1 до 10 (снизу вверх):

  • 10 — светлый блондин
  • 9 — блондин
  • 8 — светло-русый
  • 7 — русый
  • 6 — темно-русый
  • 5 — светлый шатен
  • 4 — шатен
  • 3 — темный шатен
  • 1 — черный

Терминология может отличаться в зависимости от фирмы-производителя, например фирма Schwarzkopf обозначает:

  • 4 УГТ — коричневым цветом и соответственно 3 УГТ темно-коричневым
  • 5 УГТ — светло-коричневым, а фирма L’Oreal 7 УГТ обозначает блондином и соответственно 8 УГТ — светлым блондином
  • 9 УГТ — очень светлым блондином
  • 10 УГТ — очень-очень светлым блондином

На этих фото показана шкала уровня глубины тона (УГТ) волос, используемая колористике:


Натуральный цвет волос определяется с помощью самого главного инструмента колориста — карты цветов (палитры).

Необходимо определять цвет волос на корнях затылочной зоны, т.к. там тон волос немного темнее, чем на теменной зоне.

При наличии седины цвет на затылочной зоне дольше остается естественным.

Выполняется пробор, волосы расчесываются в разные стороны, к корням прикладываются индикаторы натурального цвета (кисточки) и подбирается самый близкий по тону цвет.

Как изменить цвет волос

Направление цвета — натуральный или искусственный оттенок волос.

В натуральных волосах может преобладать желтый цвет, тогда направление цвета будет золотистым, если синий — пепельным и если красный, то и направление будет красным.

Искусственные оттенки волос разрабатываются фирмами-производителями и могут различаться, но основные направления все же сохраняются.

Изменить цвет волос можно, применяя различные виды окрашивания:

  • Осветление — получение цвета на несколько тонов светлее натурального. Пигмент разрушается частично.
  • Обесцвечивание — самая высокая степень осветления, при которой пигмент разрушается полностью.
  • Мелирование — частичное осветление или обесцвечивание по прядям. Получение двух цветов, включая натуральный. Пигмент разрушается в зависимости от степени осветления и вида красителя.
  • Тонирование — придание более легкого оттенка или освежение предыдущего. Пигмент не разрушается.
  • Окрашивание — достижение желаемого цвета путем окисления цветообразующих компонентов. Внутри волоса происходит замещение части натурального пигмента искусственным.
  • Колорирование — работа с большим числом оттенков или цветов (более двух, включая натуральный). Пигмент разрушается в зависимости от вида красителя.

Классификация красителей

Все красители, применяющиеся для окраски волос, делятся на группы.

Классификация красителей +для волос по группам и их характеристика:

  • I группа — блондирующие (обесцвечивающие) красители, которые позволяют изменить цвет волос посредством полного или частичного удаления пигмента из волос. С помощью данных красителей выполняется обесцвечивание (декапирование) по всей массе волос и по отдельным их участкам, мелирование, пряди в колорировании и других видах окрашивания.
  • II группа — химические (окислительные) красители, имеющие широкий спектр действия. С их помощью можно не только изменить цвет волос, но и подчеркнуть особенности, скрыть недостатки лица и всего образа в целом, выполнять различные виды окрашивания и составлять комбинации цвета волос. Процесс окрашивания состоит в частичной замене натурального пигмента искусственным.
  • III группа — физические (тонирующие) красители, которые выполняют функцию тонирования — придания оттенка как всему массиву волос, так и их части (мелированным прядям). Данные красители не взаимодействуют с пигментом внутри волос, работают под чешуйчатым слоем волос и снаружи. Окрашивание физическими красителями очень нестойкое. Необходимо выполнять тонирование раз в две недели.
  • IV группа — растительные (натуральные) красители, окрашивание которыми является очень стойким, т.к. пигмент внутри волоса не разрушается, а срастается с пигментом красителей, что дает большую прочность волосу и лечебный эффект. Растительные пигменты имеют натуральный цвет. pH волоса несет на себе функцию окислителя.

Для того чтобы начать выполнять окрашивание, необходимо не только знать о классификации по группам, но и в диалоге с клиентом провести диагностику состояния волос, выбрать красители, с помощью которых можно добиться желаемого результата, рассчитать концентрацию окислителя, добавляемого в краску, и составить техническое решение (технологию и последовательность выполнения операции).

Вся эта информация должна содержаться на карточке, которая заводится на каждого клиента и ведется в дни его посещения.

Состояние чувствительности волос определяется по типам:

  • Жесткие, толстые волосы (как правило, хорошо отзываются на все виды окрашивания).
  • Седые волосы.
  • Легкие, хрупкие, тонкие, пористые волосы (легко впитывают влагу).
  • Обесцвеченные волосы.

Красители I, II и III групп взаимодействуют с окислителями, разработанными по аналогии с природным процессом осветления волос.

Главную роль в осветлении играют воздух (кислород), вода (море) помогает в процессе осветления, тепло (солнце) создает благоприятную среду для этого процесса.

Окислители состоят из воды, кислорода, а в процессе окисления выделяется тепло, так что осветление волос — процесс вполне органический.

Современные окислители выпускаются в виде эмульсии молочного цвета, включают в состав процентное (%) содержание перекиси водорода (Н202), загустители, консерванты, стабилизаторы цвета, компоненты по уходу и дистиллированную воду.

Окислители бывают различной концентрации:

  • 1,5%-е — применяются для затемнения, тонирования.
  • 3%-е — применяются для затемнения, тонирования, окрашивания тон в тон.
  • 6%-е — применяется для окрашивания тон в тон, на 1 УГТ светлее; на 1 УГТ темнее; на корнях волос — на 2 УГТ светлее (естественное тепло на корнях волос).
  • 9%-е — осветляют на 2 УГТ, на корнях волос осветляют на 3 УГТ.
  • 12%-е — осветляют на 3-4 УГТ в зависимости от пропорции: 1:1-3 УГТ, 1:2 -4 УГТ. Работа по коже окислителем данной концентрации не рекомендуется, кроме специальных разработанных продуктов.

Различные фирмы-производители выпускают окислители, концентрация которых необходима для разработанных ими технологических процессов окрашивания.

Читайте также: