У кого на щеке пятно родимое а на висках волосья выдраны

Опубликовано: 17.09.2024

Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.

Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

    пятнышко на лице;

отсутствие на висках «волосьев».

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

    обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;

казакин на крючках.

Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Образ таланта из глубинки

Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.

Характер героя из народа

Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.

Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.

Особые качества личности

У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.

Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.

Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.

Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.

Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.

«Левша» Лескова: план произведения. Как и о чем писать в сочинении? Образ Левши, характеристика главного героя: имя, портрет Левши. Тема и герои произведения: царь, Платов. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

24 декабря 2020
  • Фото «Левша» Н.С. Лескова: план, сочинение, характеристика Левши, герои. 6 класс

    Сказ Н.С. Лескова «Левша» проходят в школах на уроках русской литературы уже в 6 классе. Оттого произведение принято воспринимать как «детское» и объяснять попроще: Лесков воспевает искусство и патриотизм русских мастеров, сочувствует их тяжелой судьбе.

    Левшу – безымянного тульского мастера – обычно называют положительным героем, воплощающим в себе «лучшие черты русского народа».


    Иллюстрация Кукрыниксов

    Однако внешняя простота лесковских произведений обманчива. Его герои не делятся на чисто положительных и чисто отрицательных: и Левша, и оба русских императора, и казак Платов, и английский полшкипер наделены как недостатками, так и благородными чертами. Автор над всеми подшучивает и всем сочувствует.

    Сбивает с толку и язык Лескова. Сдобренный «народными» словечками и оборотами, он вызывал удивление у современников: так в народе никогда не говорили. Этот наивный и насмешливый язык выдуман самим Николаем Лесковым и существует лишь в его книгах.

    После публикации сказа литературные критики спорили о смысле «Левши»: одни видели в нем саркастическую насмешку над русским народом, другие – неглубокую ура-патриотическую сказку о превосходстве русских над иностранцами. Сам Лесков открещивался от этих обвинений.

    Содержание

    План произведения

    Чтобы составить план, нужно выделить в произведении ключевые моменты. Вот они:

    1. Царь Александр I в Англии, покупка стальной блохи
    2. Царь Николай I получает блоху в наследство
    3. Платов дает задание оружейникам
    4. Работа тульских мастеров
    5. Левша в Петербурге
    6. Левша в Англии
    7. Возвращение домой и смерть левши

    О чем писать в сочинении по «Левше»

    Тема и проблематика

    Тема сказа – судьба талантливого человека в России. Лесков поднимает проблему несправедливости: гениальный мастер всю жизнь терпит унижения.

    Однако он не соглашается остаться в Англии, где к нему впервые относятся по-человечески. Между собственным благополучием и помощью Родине левша выбирает последнее и возвращается в Россию, чтобы предупредить царя: «У англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но жертва левши оказывается напрасной: его не слушают, он умирает в больнице для бедных, никому не нужный.

    Герои

    Герои описаны без лишних подробностей, символически: они воплощают русскую жизнь в разных ее проявлениях.

    Левша – безымянный тульский мастер, необразованный, но гениальный в своем деле. Скромный, по-своему верующий, любящий родину, но при этом недалекий, по-детски наивный и склонный к пьянству.

    Император Александр I – поклонник всего иностранного. Уверен, что в России нет мастеров, способных сравниться с англичанами. Больше всего боится обидеть иностранцев своей неучтивостью.

    Атаман Платов – герой войны 1812 года, мужественный, но грубый и скорый на расправу. Убеждает Александра I в превосходстве русских мастеров над иностранцами, но сам обращается с мастерами как с холопами: ругает, унижает и бьет. Лишь когда левше удается произвести впечатление на императора, просит у него прощения за побои.

    Английский полшкипер – спутник и собутыльник левши во время обратного плавания из Англии в Россию. Фактически, это он спаивает левшу и доводит до могилы. Но он сохраняет дружеские чувства к своему «камраду», пытается помочь мастеру. Полшкипер находит левшу в больнице и стремится исполнить его последнее желание: довести до сведения императора, что за границей «ружья кирпичом не чистят».

    Доктор Мартын-Сольский – врач, который старается передать слова левши царю. Единственный из приближенных ко двору, кто согласился это сделать.

    Граф Чернышёв – грубый и злой военный министр, который отказывается передать предупреждение левши императору. Когда предсказание мастера сбывается и русские ружья оказываются негодными для стрельбы, Чернышёв вновь прогоняет Мартын-Сольского: «Пошел к черту, плезирная трубка, — не в свое дело не мешайся, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, — тебе же и достанется».

    Образ и характеристика Левши

    Главный герой лишен имени. Слово «левша» Лесков пишет с маленькой буквы. Получается, это даже не прозвище, а обозначение, чтобы отличить одного безымянного тульского мастера от двух других.

    Левша единственный, чьего имени нет на подковах стальной блохи: «Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».

    Портрет

    Оружейник внешне неказист, «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учении выдраны». Поэтому голова у него «щипаная». К царю он является в порванной одежде и избитый Платовым: «он в чём был взят, и теперь очень в злом виде».


    Иллюстрация Кукрыниксов

    Характеристика

    Левша – человек простой и недалекий. Он виртуозно владеет ремеслом, но совершенно безграмотен во всем остальном: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».

    Левша уверен в своем искусстве и не боится представить подкованную блоху на суд царя. При этом он совершенно не умеет держаться перед теми, кто выше по званию, – «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто».

    У мастера есть собственная рабочая гордость, его обижают незаслуженные обвинения и побои Платова. Но левша, с детства привыкший к унижениям, безропотно терпит все издевательства:

    Платов ему сто рублей дал и говорит:
    — Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал.
    Левша отвечает:
    — Бог простит — это нам не впервые такой снег на голову.

    А вот к хорошему тульский оружейник не привык: даже от сладкого чая он морщится. Когда же на английском корабле «поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина», то «он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился».

    Нежелание левши остаться в Англии, где к нему относятся хорошо и ценят за талант, поначалу выглядит непонятно: то ли в нем говорит патриотизм, то ли просто привычка к прежней жизни.

    — Мы, — говорит, — к своей родине привержены и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я ещё в холостом звании.

    И все-таки левша оказывается патриотом. В Россию он уезжает, как только замечает важную деталь: англичане смазывают ружья, а не портят их кирпичом, и нужно передать это русским солдатам.

    Но благородный порыв левши ни к чему не приводит. Из-за пьянства он попадает в больницу, а из-за нежелания чиновников слушать умирающего мастера его предупреждение так и не передают царю. В итоге левша пропадает ни за грош.

    Единственное дело, которым он запомнился, – изготовление гвоздиков для подков стальной блоги. Трудно придумать более бессмысленное занятие.

    Почему левша и его товарищи взялись поддержать Платова?

    В учебнике В.Я. Коровиной для 6-го класса школьникам предлагается ответить на несколько вопросов по произведению Лескова. Первый из них: «Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?»

    «Взялись поддержать Платова и с ним всю Россию» – это цитата из самого сказа, то есть рассказчик оценивает работу мастеров как желание послужить стране.

    Сами мастера-оружейники несколько раз повторяют, что главное для них – не подвести императора, что для них крайне важно «царское слово»: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется»; «будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет»; «будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить».

    То есть главный мотив мастеров – не подвести царя, который им доверился, честно выполнить свою работу.

    Русский народ в сказе «Левша»

    Еще один вопрос, который задают в школе: «Какие лучшие качества русского народа изображены в сказе “Левша”». В 6-м классе ответить на него можно просто: трудолюбие, скромность, умение превозмогать трудности, патриотизм.

    Но не всегда сказ Лескова воспринимали так однозначно. После публикации «Левши» отдельной книгой в 1882 году произведение критиковали как либералы, так и консерваторы, отмечал Б.Я. Бухштаб в комментариях к Собранию сочинений Н.С. Лескова в 11 томах.

    Например, рецензент «Отечественных записок» критиковал Лескова за то, что тот «придумал развлечение — рассказывать сказки, или сказы, как он их (вероятно, для большей важности) называет», и упрекал автора в славянофильском шовинизме. Либеральная газета «Голос» относила сказ Лескова к числу произведений, «где русский человек затыкает за пояс иностранца».

    А вот рецензент консервативного «Нового времени», наоборот, ругал Лескова за чересчур пессимистичный взгляд на соотечественников: «Русский человек у себя дома превращается в существо низшего порядка. Гениальный “Левша” (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего свое ничтожество рабочего, который безропотно идет своей серенькой, неприглядной полоской. “Левша”, по рассказу г. Лескова, не только не разумеет ясно выгод своих, но и не очень чувствителен к варварскому обхождению с ним. Словом, совсем как подобает людям низшей, недоразвившейся породы».

    А вот либеральный «Вестник Европы» заметил неоднозначность сказа: с одной стороны, в нем излагается славянофильская теория «о сверхъестественных способностях нашего народа», и вместе с тем произведение «заключает в себе весьма злую и меткую сатиру на эту же самую теорию».

    Сам Лесков, отвечая критикам, признавал, что образ левши – в каком-то смысле обобщенный образ русского народа. «Но не могу принять без возражения укоры за желание принизить русский народ или польстить ему», – подчеркивал автор.

    Я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайне противоречивые заключения. Левша сметлив, переимчив, даже искусен, но он «расчет силы не знает, потому что в науках не зашелся и вместо четырех правил сложения из арифметики все бредет еще по псалтырю да по полусоннику». Он видит, как в Англии тому, кто трудится, — все абсолютные обстоятельства в жизни лучше открыты, но сам все-таки стремится к родине и все хочет два слова сказать «государю о том, что не так делается, как надо», но это левше не удается, потому что его на «парат роняют». В этом все дело.

    Я никак не могу согласиться, чтобы в такой фабуле была какая-нибудь лесть народу или желание принизить русских людей в лице «левши». Во всяком случае, я не имел такого намерения.

    1) «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.»;

    2)». один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. «;

    3) «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.»;

    1) «. У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота.»;

    2) «Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай.»

    2) «А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся.»;

    3) «Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил. «.

    1) «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный. «; 2) «. он на своих людей надеется. «; 3)». никакому иностранцу уступать не любил. «.

    Цитаты из повести «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

    «один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»

    «я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – таМуже никакой мелкоскоп взять не может»

    В современных реалиях Левшу и его сослуживцев назвали бы настоящими трудоголиками:

    • Одной из основных черт Левши и его коллег автор называет хитрость ума, в которой их не превзойти даже придворным:

    «туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил»

    «Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять»

    Несмотря на свою искусность и знаменитость, Левша относится к бедным слоям населения:

    • «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши»

    «тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить»

    «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем»

    Издержками религиозного воспитания объясняется его готовность к всепрощению, именно поэтому он так легко воспринимает несправедливые побои Платова:

    Лесков, однако, наделил Левшу также и чувством собственного достоинства, смелостью и решительностью:

    «я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать»

    • Главный персонаж «Сказа» подвержен типичному русскому заболеванию – беспробудному пьянству:

    «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся»

    Заканчивая повесть, автор говорит о гениальном Левше, забытом и брошенном на произвол судьбы за ненадобностью:

    «Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований»

    «Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил»

    • «Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил, – никак не мог ухватить.»

    На момент повествования Платов сопровождает Александра I в европейских поездках:

    «император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться при нем был донской казак Платов»

    Кроме того, блестящий военный довольно необразован, с точки зрения тех же придворных, например, он не знает и не хочет знать иностранных языков:

    Нельзя, однако, считать казака неучем, так как нежелание изучать языки объясняется его убежденностью в том, что русским это не нужно:

    • Он вовсе не считает образование бесполезным, более того, полагает его необходимым для русских мастеров:

    «Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет»

    «Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»

    «а Платов взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли»»

    Автор наделил персонажа многими чертами, характерными для русского человека. Он хитер:

    • Не любит, когда создают искусственные трудности, но может искренне посочувствовать:

    Ездит он тоже всегда с максимальной скоростью, причем не жалеет ни людей, ни животных:

    «А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся»

    Если же ему кажется, что дело нарочно затягивают, то становится откровенно жесток:

    «Напрасно так нас обижаете, – мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть»

    «как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак»

    «и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел»

    «я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил – теперь меня больше не уважают»

    Любопытный факт. Прототип Платова – реальный граф Платов умер еще при Александре I, до самой смерти командуя Донским казачьим войском.

    Император Александр I, на момент повествования, путешествует по Европе и производит на иностранное окружение впечатление «ласкового» государя:

    «везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»

    «Англичане выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали»

    «Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо»

    Государь очень щедр, отличаясь при этом не меньшей слабохарактерностью. За то, что англичане «дарят» ему стальную блоху, он выплачивает им огромную сумму:

    «Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями»

    «Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай»

    Подавленный превосходством англичан, совершенно не желает верить в русское мастерство:

    «Больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся»

    Несмотря на смелость Платова, доказывающего ему, что все дело в образовании и правильной организации, Александр не принимает всерьез его возражений:

    Мало того, государь (победитель Наполеона) в описании Лескова настолько бесхарактерен и чувствителен, что даже военные дела вводят его в депрессию, от которой он в итоге и умирает:

    «У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота»

    «Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение»

    «Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить»

    В основе противостояния Николая и иностранных мастеров, в первую очередь, лежит его собственное самолюбие:

    Не в меньшей степени автор наделил государя и самоуверенностью. Он даже мысли не допускает, что его могут обманывать:

    «Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что‑нибудь сверх понятия сделано»

    «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

    Александр I

    Император Александр I, на момент повествования, путешествует по Европе и производит на иностранное окружение впечатление «ласкового» государя:

    «…везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми…»

    Царь падок на все интересное, особенно если оно имеет зарубежное происхождение:

    «Англичане… выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали…»

    «Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему… . Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо…»

    Государь очень щедр, отличаясь при этом не меньшей слабохарактерностью. За то, что англичане «дарят» ему стальную блоху, он выплачивает им огромную сумму:

    «Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями»

    Мало того, при отказе иностранных мастеров подарить чехол к их изделию, Александр, не желая портить международные отношения, также платит и за него, мотивируя это тем, что:

    «Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай»

    Подавленный превосходством англичан, совершенно не желает верить в русское мастерство:

    «…Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве…»

    «…Больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся»

    Несмотря на смелость Платова, доказывающего ему, что все дело в образовании и правильной организации, Александр не принимает всерьез его возражений:

    «И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл. Государь этого не хотел долго слушать, а Платов, видя это, не стал усиливаться»

    Мало того, государь (победитель Наполеона) в описании Лескова настолько бесхарактерен и чувствителен, что даже военные дела вводят его в депрессию, от которой он в итоге и умирает:

    «…У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота»

    Цитаты про левшу в рассказе Лесков «Левша»

    1. «Англичане из стали блоху сделали, а наши тульские кузнецы ее подковали, да им назад отослали»;

    2. «Мы люди бедные, и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши»;

    4.»Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся»;

    1)один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны

    А потому, говорит, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, таМуже никакой мелкоскоп взять не может.

    Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

    Наша наука простая: но Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.

    Это, говорит, книга, к тому относящая, что если в Псалтире что-нибудь насчет гаданья царь Давид неясно открыл, то в Полусоннике угадывают дополнение.

    Об этом, говорит, спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.

    Оставайтесь у нас, мы Вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.

    Потому, отвечает, что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.

    Внешность Левши

    Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

    Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

    Другие особые приметы:

    • пятнышко на лице;
    • отсутствие на висках «волосьев».

    «…один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…»

    Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.

    Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

    • обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
    • казакин на крючках.

    Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

    Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

    Образ и характеристика Левши в повести «Левша» Лескова: описание внешности и характера в цитатах

    «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.»

    «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно. «

    «. да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. у мастеров в их тесной хороминке. » (от слова «хоромы»)

    «. тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить. » (тятенька — то есть отец)

    «. один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. «

    «. за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели. «

    (казакин верхняя одежда, короткий кафтан, застёгиваемый на крючки; опорочки истоптанные башмаки; озямчик русская старинная верхняя одежда.)

    Левша — глубоко верующий человек, как и его земляки-туляки. Левша не приступает к делу без Божьего благословения:

    «Туляки. известны также как первые знатоки в религии. Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела. «

    «. туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил. «

    «Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять. «

    «. Надо, – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.»

    «. я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – таМуже никакой мелкоскоп взять не может.»

    «. я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать.»

    «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

    И с этою верностью Левша перекрестился и помер. Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании.»

    «Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований. «

    В результате вдохновенной и «безотдышной» работы им и удается сотворить свое немалое чудо — подковать блоху.

    . на каждом шагу дает себя знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность других. В глазах писателя такой склад отношений — горе России.

    Это был цитатный образ и характеристика Левши в повести «Левша» Лескова: описание внешности, характера и личности героя в цитатах.

    Каковы ранние признаки меланомы? Какие пациенты подвергаются наибольшему риску развития меланомы? Что можно посоветовать для предотвращения болезни? Рисунок 1 (основная фотография). Себоррейная бородавка (кератоз), отличающаяся разнообр

    Каковы ранние признаки меланомы?
    Какие пациенты подвергаются наибольшему риску развития меланомы?
    Что можно посоветовать для предотвращения болезни?

    Рисунок 1 (основная фотография). Себоррейная бородавка (кератоз), отличающаяся разнообразием окрашивания

    Это заболевание, являясь тяжелой формой рака, непропорционально часто поражает молодых людей: 18% заболеваемости приходится на людей в возрасте 15-39 лет, в то время как другие злокачественные новообразования в этой возрастной группе составляют всего 4%. Меланома занимает второе место среди злокачественных опухолей у женщин (на первом — рак шейки матки) и шестое — у мужчин.

    Хотя кожная меланома может развиваться de novo, чаще она появляется из предсуществующей родинки. Согласно недавним исследованиям, обычно люди больше беспокоятся по поводу родинки или другого кожного образования, которое чешется или кровоточит, чем по поводу родинки, увеличивающейся в размерах, меняющей форму или цвет.

    Таблица 1. Некоторые полезные определения

    Пятна и чешуйчатые папилломы на коже тела нередко сдираются, болят, чешутся и иногда кровоточат. Себоррейные бородавки, или кератозы, распространенные среди людей старшего возраста, также часто вызывают зуд и кровоточат при повреждении. Но ни одно из таких образований не грозит малигнизацией.

    В настоящее время дерматологи используют опросник, содержащий семь пунктов, который помогает решить, развилась ли меланома из родинки или она представляет собой новообразованное пигментное пятно. Клинические признаки разделены на три главных и четыре второстепенных (табл. 2). Наличие любого из главных признаков уже позволяет с высокой степенью вероятности предполагать меланому, а второстепенные признаки еще усиливают такое подозрение.

    Прогноз в каждом индивидуальном случае определяется глубиной инвазии меланомы в подлежащую кожу — толщиной Бреслоу, но, как правило, наилучшие результаты достигаются при ранней диагностике и удалении опухоли. С ростом толщины уменьшается пятилетняя выживаемость.

    Таблица 2. Семь опорных пунктов для распознавания меланомы

    Только 21% населения знает, что наиболее часто меланома у мужчин развивается на спине, и только 8% знает, что у женщин, как правило, меланома поражает голень. К сожалению, спина и голень не всегда обращают на себя внимание пациентов и подвергаются врачебному осмотру.

    При осмотре пациента с подозрением на меланому необходимо раздеть его полностью, можно с помощью сопровождающих, чтобы тщательно осмотреть всю поверхность кожи. Кроме всего прочего, это позволяет врачу общей практики дать пациенту представление о возможном риске развития меланомы и рассказать о мерах ее профилактики.

    • Пациенты с высоким риском развития меланомы

    Солнечный свет, особенно в периоды интенсивного облучения, является главным фактором развития меланомы. Однако у некоторых пациентов с различными факторами риска, при прочих равных условиях, меланома развивается чаще.

    Таблица 3. Независимые факторы риска для развития меланомы

    Независимые факторы риска развития меланомы приведены в табл. 3. По данным последних исследований, группа высокого риска, в которую входят люди с отдельными или всеми этими факторами, составляет 10% всего населения. Меланома в семейном анамнезе, несомненно, считается фактором риска, независимо от того, имеются или нет иные факторы. Другими наследственными факторами, которые могут проявляться у родственников, служит светлая, нежная, легко сгорающая или плохо загорающая кожа, а также сочетание рыжих волос и голубых глаз.

    Значительному риску подвержены и бледнокожие люди, по роду занятий большую часть времени проводящие в помещении и подвергающиеся интенсивному солнечному воздействию во время отдыха. В современном мире этот фактор играет все большее значение.

    Таблица 4. Меры профилактики для людей с повышенным риском развития меланомы

    Людей с повышенным риском развития меланомы следует проинформировать о мерах, уменьшающих влияние вредных факторов (меры первичной профилактики), и обучить распознавать ранние признаки меланомы (табл. 4). Врач общей практики также должен разбираться в ранних клинических проявлениях опухоли и суметь быстро поставить диагноз, что способствует более успешному лечению (вторичная профилактика).

    Для людей, предрасположенных к развитию меланомы, солнечный свет представляет особый риск. В этой группе пациентов должно уделяться особое внимание профилактическим мерам.

    • Ведение больных с родинками, пигментными образованиями и меланомами

    Невусы (родинки). Следует успокоить пациентов с обычными непигментированными родинками, доброкачественными папилломами или пятнами на коже. В этих случаях не требуется никакого лечения. Однако, если такое образование постоянно травмируется и вызывает определенные неудобства, можно просто срезать его или иссечь бритвой, слегка прижечь под местной анестезией и получить гистологическое подтверждение диагноза. Обнаруженные у пациента множественные мелкие пигментированные родинки без значимых признаков озлокачествления также представляют собой высокий риск развития меланомы. Таких пациентов надо успокоить и снабдить информацией и советами, представленными в табл. 1-4, а также предложить им повторно обратиться к врачу при появлении новых беспокойств, связанных с родинками.

    Пигментные себоррейные бородавки (кератозы). Себоррейные бородавки могут чесаться и темнеть. Зачастую они неправильной формы и кровоточат при повреждении. Себоррейные бородавки редко нуждаются в лечении, но, если они раздражают пациента и он хочет от них избавиться, их можно легко удалить простым выскабливанием и легким прижиганием под местной анестезией.

    Важно исследовать гистологическое строение образования, так как то, что выглядит темной себоррейной бородавкой, может, хотя и редко, оказаться меланомой.

    Подозрительные родинки и меланомы. Поскольку дерматологические и хирургические навыки врача общей практики, как правило, ограниченны, всех пациентов с кожными образованиями с подозрением на меланому следует немедленно направлять на консультацию к дерматологу.

    Обученный дерматологии и кожной хирургии врач общей практики должен следовать нижеперечисленным указаниям.

    Таблица 5. Типы меланомы

    Если наиболее вероятным диагнозом представляется меланома, отошлите больного в отделение дерматологии или пластической хирургии (это не относится к случаям простой поверхностной опухоли).

    Если последнее определяет доброкачественный невус, то нужно успокоить пациента и в случае необходимости продолжать наблюдение. При обнаружении диспластического невуса или простой поверхностной распространенной меланомы образование полностью иссекается. При толщине Бреслоу менее 0,5 мм дальнейшего лечения не требуется, но пациент должен регулярно проходить осмотр.

    Рассматривая родинки и меланомы в свете вышеизложенного и ознакомясь с индивидуальными факторами риска, врач общей практики и члены его бригады могут:

    • успокоить большинство пациентов, испытывающих тревогу по поводу своих родинок;
    • проводить первичную и вторичную профилактику у пациентов с высоким риском развития меланомы;
    • предпринимать, при достаточном опыте работы, некоторые скрининговые исследования и меры первичной профилактики прямо на обычном приеме и клиническом обследовании.

    Выбор редакции

    Левша краткое содержание - кратко, краткое содержание, краткий пересказ, классика

    Левша краткое содержание (Лесков Николай) - Читать онлайн на Ryfma Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему п.

    Рассказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящёно гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

    Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левша» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.

    Главные герои

    Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

    Другие персонажи

    Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.
    Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.
    Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
    Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.
    Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.
    Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.
    Чернышев – министр иностранных дел.

    Краткое содержание

    Глава 1
    Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.
    В конце турне царь приезжает в Англию.

    Глава 2
    Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера».
    Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

    Глава 3
    Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории». Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

    Глава 4
    До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.
    Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

    Глава 5
    Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

    Глава 6
    Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

    Глава 7
    Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

    Глава 8
    Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

    Глава 9
    Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

    Глава 10
    Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

    Глава 11
    Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

    Глава 12
    Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп».

    Глава 13
    Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

    Глава 15
    Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики совсем не знает.

    Глава 16
    Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

    Глава 17
    На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

    Глава 19
    Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

    Глава 20
    В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.

    Заключение
    В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

    Читайте также: