У кого была сила в бороде мифология

Опубликовано: 17.09.2024

Предыдущая: "7 известных борцов с бородой" http://www.proza.ru/2014/10/01/453

и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:

— ;. Значение слова: БОРОДА - Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

— В. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.

— Г. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело).Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосы на бороде получает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями. «О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему - «Апология бороды»Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.

— Д. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода - неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы - дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

— Е. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки - каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.

— Ж. Борода есть духовная связь с предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно.

— З. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.
В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона - она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» - воспроизводительницей благ.

— И. Борода - это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри - с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял.И дед Мороз без бороды не он.

В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту - «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Людей можно обрезать по разному, у некоторых народов обрезание делают между ног, зато оставляют бороду, а некоторым наоборот обрезают бороду, зато между ног оставляют. То есть на разные нации действуют по разному, кому нижнюю чакру обрежут, а кому и повыше. Теперь у нас весь мир обрезанный ходит, только на разных уровнях

Это точно - люди выбрали обрезание и облысение - в некотором роде это самокострация и самоуничтожение одновременно.

Благодарю за отзыв вас.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сила в бороде

Не так давно ученые доказали, что бородатый воин является более мужественным и смелым. Значит, в бороде заключена сакральная сила, которая придает образу мужчины не просто брутальный вид, а наделяет его особой энергетикой.
Английский писатель Джон Булвер, живший в XVII веке, тоже утверждал, что бритье оскорбляет Творца:
«Борода – замечательный подарок Бога, и брить ее – значит быть в меньшей степени мужчиной. Это не только непристойность, но и неблагодарность по отношению к Богу и природе, отвратительно с точки зрения Священного Писания, которое запрещает нам уродовать лицо…»
Борода – символ мужского начала, первородства, патриархальности, физиологической зрелости и мудрости. Она также являлась атрибутом внешнего отличия от женского культа красоты, который сейчас, к сожалению, стал доминирующим трендом в обществе постмодерна. Наша эпоха, охарактеризованная многими как духовно разложившаяся, смела все прежние мировоззренческие системы координат, иерархию ценностей, обнулила их и на их затухающих обломках воздвигла новый идеологический каркас: «дозволено все, что возможно, запретов и границ больше нет».
Так была стерта граница между подлинно «мужским» и «женским». На передний рубеж был выдвинут третий пол – «оно». Тут же появились различные концепты, объясняющие «современность» и «прогрессивность» среднего пола. «Унисекс» был объявлен трендом, наиболее контурно выражающим внутренний мир поколения «post pepsi». ЛГБТ-сообщество стало задавать тон в общественном дискурсе. Мужской принцип стал главным объектом критики и нападок. Феминистский каблук яростно пытается его раздавить, прижать, чтобы тот больше не смог подняться… При этом чем больше женщина получает прав, тем больше она истерично требует.
Многие мифы повествуют о силе и мощи бородатого мужчины. Праведник в Святых Писаниях – неизменно «бородатый муж». Впервые бороды стали брить жрецы Древней Греции. Они также проходили обряд физической кастрации. Бритье бороды, собственно, и означало символическое лишение себя «мужского принципа» ради обретения таинства «женской мудрости», практики созерцательной медитации, которая является противоположной настоящей мужской гармонике – воле и утверждению. Именно язычество апеллирует к мудрости как к женской ипостаси бытия. Мужчина же обращается за помощью к воле, принципу долженствования, преодоления, усердия и подлинной власти. Жрецы же выступают в качестве операторов «языческой мудрости», ее пропагандистов. У Агриппы Великого есть книга, в которой он доказывает преимущества женского начала. С точки зрения магического и мистического, женщина есть совершенное существо.
В Древнем Египте жрецы брились каждые три дня. Элита египетского общества относилась трепетно к процессу отсечения волосяного покрова с лица. Делали они это искусно выполненными бритвами – позолоченными и инкрустированными драгоценными камнями. Простые египтяне рассматривали мужскую бороду как символ, незыблемый атрибут мужской идентичности, что вылилось в серьезный конфликт. И тогда высшие иерархи Древнего Египта пошли на компромисс: они все же брились, но использовали во время церемониальных процедур и религиозных мероприятий накладные бороды – «постиш».
Так называемый третичный волосяной покров (борода и усы) прямо соотносится с уровнем мужского гормона тестостерона. Чем гуще растительность, тем выше мужская органика.
В Древней Руси состригание бороды у мужчины было подобно кастрации. Те же принципы были и в других патриархальных обществах, военных демократиях, где первичен закон меча и Божьего права! Это общество героев, которые были на «ты» со смертью.
В 1699 году Петр I приказал всем брить бороды и носить германские платья. Он привнес западный стиль и пытался навязать их образ жизни. Народ негодовал, отказывался исполнять указ императора. В народе говорили тогда: «Не трогайте наши бороды – возьмите лучше наши головы».
Ислам однозначно предписывает носить бороду как необходимый атрибут мужчины и добродетели. Некоторые ученые считают, что это ваджиб, то есть обязательное действие, предписанное шариатом. В целом все религиозные традиции четко предписывают отпускать бороды. Считается, что за бороду цепляются маленькие ангелы.
Сегодня мужская цитадель одиноко, но гордо стоит на страже подлинных ценностей сакральной цивилизации духа. «Оно» агрессивно наступает, используя все средства для торжества своего принципа. Есть еще очаги настоящих мужских по форме и содержанию пространств: Кавказ, Афганистан, Пакистан, Балканы… Трудно представить мужчин, населяющих эти регионы, бритых и без оружия. Вот поэтому-то мировая система всячески пытается лишить эти сакральные территории мужского наследия и духа сопротивления! Все — от медиа до многотонных бомб — брошено на борьбу с ними!
Ныне покойный исследователь и знаток традиционализма Евгений Головин говорил: «Вся современная буржуазная культура насквозь матриархальна. Все буржуа двулики. Вся наша современность, повторю, тотально матриархальна. И мужчина может существовать здесь только в виде сына, маменькиного сына, независимо от количества прожитых лет… Буржуа, изменив природное назначение мужчины, сделав его машинкой для накопительства денег, тут же попали под власть женских ценностей и женщин».
Сегодня общество и государство берут на себя функцию мужского противовеса женскому началу. Именно социальное пространство лепит из человека «современное оно», лишенное интеллектуальной воли и возможности различать внешнее от внутреннего, бросать вызов неправильной среде, созданной по чертежам системы. Тот, кто сегодня вмонтирован в общество, чувствует себя в нем комфортно и органично, играет по его правилам, оправдывает свою «включенность» в его зловещий терминал – лишен подлинно мужского качества к бунту сознания против косности материи. Альбер Камю говорил: «Рождение бунта означает и рождение сознания».
Патриархальные ценности по своей внутренней логике иррациональны. Они исчезают с исчезновением их носителей. Нет мужчин – нет и мужских ценностей! Мужчина не может обладать никакой собственностью кроме оружия, коня и великой идеи. Все завоеванное и приобретенное мужчина отдает женщине. Женская сущность и природа такова, что она «работает» с материальным пространством. Мужчина же приходит для того, чтобы отсверкать как яркая молния, а если он остается в «земных водах», то он неизменно теряет свое назначение и подлинный внутренний мужской центр.
Еще можно вспомнить известное изречение Осипа Мандельштама: «Власть отвратительна, как руки брадобрея!».
Скорее всего поэт здесь имел в виду власть в ее пошлом буржуазном значении. Именно она охотится за «бородой» как символом мужской доминации…

Руслан АЙСИН.

По нравоучительной бессмысленности статья соответствует уровню нашего старого знакомого Лукмана.

. ХОРОЩИЙ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: "Борода символ настоящего мужского духа".
ЛУКМАН абзый Закиров же пишет по чеховскому принципу: Краткость сестра таланта, но Поэзию на дух не переносит, считая Её Иллюзией.

Лицо человека является подобием открытого паспорта .Глядя на выражение лица человека, можно определить для себя, каким образом будет строится общение с ним, ведь именно на лице отображается мимическая информация ,передающая настрой его носителя ,а значит по определению ,человеческое лицо является главным и открытым атрибутом человеческого тела и значит не случайно на этом лице присутствует растительность.
И если говорить о гендерных различиях между полами , то здесь безусловно , одним из доминирующих внешних факторов мужественности будет борода и уже потом психологические способности свойственные мужчинам.
Если рассматривать тему бороды с точки зрения религии ,то совершенно очевидно, что Всевышний ,создавший супер-сложные планетарные системы и давший жизнь сложнейшим организмам на земле, не может совершить ошибку ,создавая свои творения в их конечном облике .В этой воле Творца заложен великий сакральный смысл и его надо рассматривать скорее как божественный дар ,нежели как лишний и ненужный атрибут.
Люди привыкшие бриться ,руководствуются на деле теми сложившимися стандартами и ложными иллюзиями красоты ,которое им навязало либеральное общество ,диктующее свои нормы и правила, где мужественный образ сменился на что-то среднее и бесполое ,что в конечном счете стирает границы между полами и выводит их за рамки нормального общества.
Сегодня борода является скорее профессиональным атрибутом и имеет частный характер. Решение человека отпустить бороду ,обусловлено в первую очередь его индивидуальностью , личной харизмой.Это личный протест против сложившихся стереотипов и шаблонов.И это выбор ,достойный уважения.

Так-то оно так,но если на паспорте фотография с изображением безбородого владельца, то при посадке в поезд или на борт самолета может возникнуть геморройная ситуация. Не успеешь побриться и доказать что это ты насамделе, как поезд тронется,вокзал останется,а самолет уже во облаках.

Петр 1 стократно прав.
А если говорить о военной удали, то это бессмыссленно, в современных войнах победу приносят не брутальные самцы, а очкарики за мониторами компьютеров.Ваши же бородачи так и продолжают существовать в 17 веке.
Что же касается женщин, то большинство их счмтает, и правильно, что самая привлекательная часть мужчины- это его мозги.

Всевышний ,создавший супер-сложные планетарные системы и давший жизнь сложнейшим организмам на земле, не может совершить ошибку ,создавая свои творения в их конечном облике

Где же этот конечный облик? А откуда взялись негры? Или Адам был чернокожим? А как же а австралопитеки, неадертальцы?

Guest, 16.06.2013 в 21:01

А откуда взялись негры? Или Адам был чернокожим? А как же а австралопитеки, неадертальцы?
__________________________________________________
Индусы считают, что Кришна, как одно из воплощений Вишну, был черным. Играл в пасторали с пастушками и доярками. Так считают черные дравиды Индии. Может быть и Адам был черным. Вообще, вопрос - к Создателю. И вопрос - кто был Создателем homo sapiens-а? Очень может быть, что вопреки Дарвину, Создатель был, но не тот, который указан в Писаниях.
Австралопитеки - тупиковая ветвь. А неандертальцев просто сожрали каннибалы-кроманьонцы, хотя перед этим наделали от них детей, потомки которых в небольших количествах живут среди нас. В общем, пока туман неопределенности в антропологии и генетике.

У Задорнова тоже вышел материал о бороде
"В 2013 году исполняется 315 лет налогу на бороду.

Изучая наши исторические несправедливости, часто натыкаешься на тему бороды. И тут возникает много вопросов: может борода – это вовсе не просто мужские вторичные половые признаки или атавизмы и рудименты?


На Руси мужика без бороды было видеть также дико, как и женщину с бородой. С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только «женоликая» внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода." http://mzadornov.livejournal.com/112707.html

Безбородый мужчина- то же, что лысая женщина.

4. Магические волосы Самсона, в которых была его сила, и магическая «синяя» борода Жиля де Рэ

Безусловно, яркой сюжетной линией в истории библейского Самсона являются его МАГИЧЕСКИЕ ВОЛОСЫ, обеспечивавшие ему небывалую мощь, и которые нельзя было стричь. Именно утрата волос привела Самсона к гибели. Ни о каком другом персонаже Библии ничего подобного не сообщается! Подобная характеристика Самсона уникальна на страницах Библии. Поэтому следует ожидать, что в реальной истории XV века нам удастся найти нечто, легшее в основу такого ветхозаветного сюжета. Долго искать не приходится. Как только мы начали шаг за шагом, анализировать жизнеописание Жиля де Рэ, ожидаемый «сюжет с волосами» всплыл практически мгновенно. Мы имеем в виду известную историю «Синей Бороды». Она знакома нам с детства, но только сейчас предоставляется возможность взглянуть на нее с новой и неожиданной точки зрения. Которая многое ставит на свои места.

Оказывается, Жиль де Рэ присутствует в истории Франции как бы в двух ипостасях. В официальной версии он выступает как легендарный маршал, сподвижник Жанны д’Арк, маг и колдун, казненный за свои занятия алхимией и массовые убийства. А в народных сказаниях он представлен как мрачный рыцарь Синяя Борода, сраженный шпагами за убийство нескольких своих жен. Вот что говорит по этому поводу Генри Чарльз Ли: «Если историк думает, что в этом исключительном деле (Жиля де Рэ — Авт.) непроницаемая тайна скрывает еще истину, то КРЕСТЬЯНЕ БРЕТАНИ нисколько в ней не сомневались. В их глазах Жиль был воплощением жестокости и бессердечия. Я недостаточно знаком с народными преданиями, чтобы высказаться по поводу гипотезы Боссара, который видит в Жиле прототип Синей Бороды, чудовища детских рассказов, всемирно прославленного в том виде, какой дал ему Шарль Перро. Однако, не признавая даже за этой легендой бретонского происхождения, мы не можем не признать, что в Бретани, Вандее, Анжу и Пуату, где находились любимые владения ужасного барона, ЕГО НАЗЫВАЛИ СИНЕЙ БОРОДОЙ; быть может, более древняя история о семи убитых женах была связана с именем человека, имевшего только одну жену и погибшего раньше ее. Предание рассказывает, что ДЕМОН ИЗМЕНИЛ В ЯРКО-СИНИЙ ЦВЕТ ЧУДНЫЙ РУСЫЙ ЦВЕТ БОРОДЫ ЖИЛЯ, КОТОРОЙ ОН ГОРДИЛСЯ, и в глазах крестьян повсюду, в Тиффоже, в Шантосэ, Машкуль, СИНЯЯ БОРОДА представляется владельцем замка, где Жиль царствовал над их предками. Еще до сих пор путник, проходя вечером мимо страшных развалин, осеняет себя крестным знамением, задерживает дыхание. В БАЛЛАДАХ ИМЯ БАРОНА РЭ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ РЯДОМ С ИМЕНЕМ СИНЕЙ БОРОДЫ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЛИЦА. Жан де Малеструа, епископ Нанта (устроивший суд над Жилем де Рэ — Авт.), рисуется тем борцом, который освободил напутанный народ от их угнетателя» [330], т. 2, с. 487.

Британская Энциклопедия также считает, что «версия Перро по-видимому происходит из Бретани (Brittany) и может быть основана на карьере маршала Франции 15 века Жиля де Рэ (Gilles de Rais) и Коморра Окаянного (Comorre the Cursed), правителя Бретонии (Breton) в 6 веке» (Британская Энциклопедия издания 1994–2000 годов, электронная версия).

Издаваемая сегодня сказка Шарля Перро «Синяя Борода» является радикально упрощенным детским вариантом старинных легенд Бретани XV века. Стоит отметить, что Шарль Перро (Charles Perrault, 1628–1703) был одним из ведущих академиков Французской Академии XVII века. Он был в центре яростного спора, расколовшего в XVII веке Французскую Академию пополам. Спорили «античники» и «модернисты». Перро был активным модернистом и считал, что «древняя литература неизбежно более груба, чем современная» (Британская Энциклопедия, статья «Charles Perrault», издание 1994–2000 годов, электронная версия). Именно с таких позиций Шарль Перро переизложил в сказочном детском варианте лишь малую часть известной средневековой истории С иней Бороды, максимально упростив ее и освободив от «лишних деталей». В результате, как выясняется, Перро не включил в свою сказку наиболее важные для нас подробности сюжета о Синей Бороде. Шарль Перро почему-то сосредоточил свое внимание лишь на семи женах рыцаря, сведения о которых нас здесь практически не интересуют. А. Франс, например, изучавший старые хроники и написавший новеллу о Синей Бороде, скептически относился к версии Перро [914:1], с. 617. Поэтому мы обратимся не к примитизированной сказке Перро, а к другим уцелевшим средневековым свидетельствам о Синей Бороде.

Мы уже процитировали сведения, согласно которым демон ИЗМЕНИЛ цвет русой бороды Жиля де Рэ на синий, после чего маршал и получил новое прозвище — Синяя Борода. Легенда делает акцент на изменении цвета бороды. Однако, отвлекаясь пока от «цветовых деталей», вроде русый-синий, обратим внимание на суть сюжета. Старинная легенда на самом деле утверждает, что ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ С БОРОДОЙ ЖИЛЯ ДЕ РЭ, то есть ПО КАКИМ-ТО ПРИЧИНАМ ОНА ИЗМЕНИЛАСЬ. Зададимся простым вопросом. Что обычно происходит с бородами и волосами? Особенно, когда они отрастают? Ясное дело, ИХ СТРИГУТ, СБРИВАЮТ. Поэтому можно предположить, что речь шла о том, что у Жиля де Рэ СБРИЛИ БОРОДУ ИЛИ ОСТРИГЛИ ВОЛОСЫ. Но ведь некоторые люди не сбривают бороду вообще! Иные даже не стригутся и ходят так всю жизнь. Так почему же в случае с Жилем какому-то изменению его бороды придается столь большое значение? Причем зачем-то специально подчеркивается, что бороду ему ИЗМЕНИЛ не кто-нибудь, не парикмахер, а «демон», то есть какая-то могучая внешняя сила. По-видимому, это было для чего-то нужно, привело к каким-то серьезным последствиям.

Отступая на минуту чуть в сторону от центральной темы нашего исследования, отметим, что обычай сбривать волосы в средневековой Европе имеет, скорее всего, вполне простое и понятное объяснение. Как мы уже показали в книге «Библейская Русь», гл. 4, после возникновения огромной «Монгольской» Империи, по Средиземноморью и по Западной Европе XV–XVI веков распространились заразные заболевания, двигавшиеся с торговыми и военными караванами по проложенным путям сообщения в Империи. Раньше таких путей не было, поэтому не было и массовых, далеко распространяющихся эпидемий. Правители Империи начали борьбу с заболеваниями, чем и объясняется повторное османское = атаманское завоевание земли обетованной в XV–XVI веках и первоначально поголовное вырезание жителей, как больных, так и здоровых, см. «Библейская Русь», гл. 4:5. Потом, по мере развития медицины, одной из первоочередных карантинных мер стало, по-видимому, сбривание волос с больных людей, чтобы уничтожить заразу. Так могли думать средневековые врачи. Волосы — естественная среда обитания многих паразитов, переносчиков болезней. Экспериментально было установлено, что в волосах могут гнездиться некоторые опасные болезни. И сегодня при некоторых заболеваниях обривают волосы на голове больного. Потом, по мере затухания эпидемий, в средние века обычай принудительного обривания головы перестал носить обязательный и массовый характер. Волосы стали сбривать лишь в особых случаях, связанных с колдовством, поскольку волосы продолжали рассматривать как гнездилище опасных свойств.

Не исключено, что этими причинами частично объясняется обычай казаков обривать голову, оставляя только оселедец, длинный чуб или прядь волос. Ведь казаки были основной военной силой Орды, ушедшей на завоевание тогдашнего мира. Волосы брили для надежности, дабы не подхватить заразу в походе. Например, вшей, распространителей тифа. Может быть, сначала казаки-ордынцы вообще брили голову наголо. Потом, по мере затухания болезней, начали оставлять длинный чуб-прядь. А может быть, небольшую прядь волос оставляли всегда. Наверное, из подобных же соображений в Западной Европе возникла практика сбривать бороды. На Руси, то есть в метрополии Империи, такой обязательный обычай был введен лишь при Петре I, а ранее его не было. И это понятно. В метрополии «Монгольской» Империи не было медицинских причин обривать волосы, поскольку массовые заболевания распространялись вдали от центра, то есть в Западной Европе, Африке, Средиземноморье. Куда и направили карательные имперские «монгольские» войска для уничтожения очагов заразы, см. «Библейская Русь», гл. 4.

Известное насильственное сбривание бород в петровской Руси не было, конечно, личной прихотью царя. За такой деятельностью стояли вполне реальные и практические причины. Либо медицинские, либо идеологические. После раскола Империи в XVII веке романовская администрация могла начать борьбу с пережитками ненавистного им имперского прошлого, когда мужчины правящего класса Великой = «Монгольской» Империи носили бороды и видели в них некий отличительный классовый признак. А Западная Европа уже привыкла «ходить без бороды». В XVII веке, после оккупации России западными европейцами, этот обычай насильственно внедрили и на Руси. Как известно, доходило до того, что бородатых мужчин ловили на улице и публично отрезали бороды, рис. 10.1а.

Но вернемся к Жилю де Рэ. Нам представляется вполне оправданной мысль, что Жилю де Рэ сбрили волосы на голове или сбрили бороду ВО ВРЕМЯ СУДА ИНКВИЗИЦИИ, чтобы, как мы цитировали выше, «облегчить отправление правосудия». Иначе бы не сознался. Более того, как мы уже видели, волосы сбривали ПЕРЕД ПЫТКОЙ. Дабы облегчить испытуемому признание. Ведь волосы, как всем было известно в ту эпоху, очень мешают чистосердечному раскаянию. И тут следует вновь обратиться к документам процесса над Жилем де Рэ, хотя документы, скорее всего, отредактированы позднее. И мы сразу наталкиваемся на замечательное обстоятельство, подтверждающее нашу реконструкцию событий. В деле Жиля де Рэ имеется, оказывается, некая загадка, не дающая покоя многим исследователям его биографии. Считается, что он упорствовал на суде, отвергая обвинения и настаивая на том, что суд не имеет полномочий судить его [330], т. 2, с. 482.


Рис. 10.1a. «Петр Великий. Русская народная гравюра XVII в.» [328], с. 261. Так в романовской России стали позднее изображать «сбривание бород». Затуманивая подлинную суть, об этом начали рассказывать в юмористическом виде. Рисовать яркие лубочные картинки, вроде приведенной нами. Было, как нам говорят историки, очень смешно. Взято из [328], с. 261.

И вдруг неожиданно картина радикально меняется. Чарльз Генри Ли пишет: «ТРУДНО ПОНЯТЬ, ЧТО ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ. Когда через день, 15-го числа, Жиль был приведен на суд (то есть на очередное заседание — Авт.), ТО ЭТО БЫЛ УЖЕ СОВСЕМ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК. Чем повлияли на него за это время?… Он смиренно признал судьями епископа и инквизитора. Преклонив колени, плача и вздыхая, он просил прощения за нанесенные им оскорбления и умолял, чтобы с него сняли отлучение от Церкви» [330], т. 2, с. 482.

Одни источники говорят, будто к Жилю не применяли пытки [330], т. 2, с. 483–484. Другие же, напротив, утверждают, что «после шести заседаний 19 октября де Рэ БЫЛ ПОДВЕРГНУТ ПЫТКЕ» [2:1], с. 89. А ведь мы уже видели выше, что по обычаям инквизиции перед пыткой подозреваемому обривали волосы на голове, дабы помочь ему в чистосердечной беседе с палачами.

Итак, мы можем сформулировать мысль, что ВО ВРЕМЯ ИНКВИЗИЦИОННОГО ТРИБУНАЛА, ЗНАМЕНИТОМУ МАРШАЛУ ФРАНЦИИ РЫЦАРЮ ЖИЛЮ ДЕ РЭ ДЕ ЛАВАЛЮ, ОБВИНЕННОМУ В МАГИИ И АЛХИМИИ, ОБРИЛИ ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ЕГО БОРОДУ. Таков был стандартный обычай той эпохи [920], с. 260. Синий цвет «новой бороды» Жиля, упомянутый легендой, может объясняться тем известным физиологическим эффектом, что когда обривают бороду, кожа лица в этом месте приобретает слегка синеватый оттенок, отсвечивает синевой. Так что Синяя Борода — это, скорее всего, ее отливающий синевой след на гладком свежевыбритом лице. Впрочем, эта деталь нам совершенно неважна.

Так Жиль де Рэ получил новое свое прозвище «Синей Бороды». После обрезания бороды, — и, скорее всего, последовавшей вслед за этим пытки, — Жиль де Рэ, как мы видели, сразу изменил свое поведение, сознался во всех мыслимых и немыслимых преступлениях и вполне удовлетворил судей инквизиции.

А теперь самое время вернуться к Библии. САМСОНУ ОТРЕЗАЮТ ВОЛОСЫ, И ОН СРАЗУ ТЕРЯЕТ ВСЮ СВОЮ МАГИЧЕСКУЮ СИЛУ. Перед нами — типичный средневековый сюжет из истории инквизиции XV–XVI веков [920], с. 260. Уже одного этого обстоятельства достаточно, чтобы увидеть в истории Самсона явные следы средневековых обычаев XV–XVI веков.

Нам представляется, что здесь мы натолкнулись на яркую параллель, еще сильнее сближающую французскую историю Жиля де Рэ и библейскую историю Самсона. После обрезания волос Самсон теряет силу, его арестовывают, заковывают в цепи и бросают в темницу. «И усыпила его [Далила] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему ОСТРИЧЬ СЕМЬ КОС ГОЛОВЫ ЕГО. И НАЧАЛ ОН (Самсон — Авт.) ОСЛАБЕВАТЬ, И ОТСТУПИЛА ОТ НЕГО СИЛА ЕГО… филистимляне взяли его… оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников» (Судьи 16:19, 16:20). По-видимому, здесь, на страницах Библии, мы читаем еще одну версию истории Жиля де Рэ = Синей Бороды.

Стоит упомянуть, что известный ученый Дж. Фрезер НАПРЯМУЮ ОТОЖДЕСТВИЛ БИБЛЕЙСКИЙ РАССКАЗ О САМСОНЕ СО СРЕДНЕВЕКОВЫМ ОБЫЧАЕМ ОБРИВАНИЯ ВОЛОС ПЕРЕД ПЫТКОЙ В ИНКВИЗИЦИИ [920], с. 260. Этому отождествлению Фрезер посвятил целую главу, «Самсон и Далила», своей известной книги «Фольклор в Ветхом Завете» [920]. Конечно, Фрезер, как воспитанник скалигеровской истории, не догадывается перенести историю Самсона в средние века, а предпочитает думать, будто «древние» обычаи «неожиданно возродились» в Западной Европе XV–XVI веков. Как мы теперь понимаем, здесь Фрезер ошибся. Не по своей, конечно, вине. Так его учили.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

"Синяя борода" с Лубянки

"Синяя борода" с Лубянки Обвинения Берии в половой распущенности, повторяю, были для его противников очень кстати. На следствии Лаврентий Павлович признал:"Я легко сходился с женщинами, имел многочисленные связи, непродолжительные. Этих женщин привозили ко мне на дом, к

Магическая сила трав

Магическая сила трав Несомненно, что травы и зелья, получаемые из них, обладали для «пациентов» знахаря особой магической силой. Эта целебная сила — метафорически понимаемая жизненная сила, которая пронизывает все живое на земле и обеспечивает жизнь, здоровье,

Синяя Борода

Синяя Борода Помните сказку Шарля Перро о богатом дворянин, который убивал своих жен?Однажды девушка вышла замуж за герцога Синяя Борода, и вскоре после свадьбы муж объявил ей о своем отъезде и вручил ключи от замка. Ей разрешалось бывать повсюду, кроме комнатки в нижних

3. Сравнение истории Жиля де Рэ и истории библейского Самсона обнаруживает яркий параллелизм

3. Сравнение истории Жиля де Рэ и истории библейского Самсона обнаруживает яркий параллелизм 3.1. Оба героя — и Жиль де Рэ и Самсон — считались великим воинами Причем оба занимали выдающееся место в государственной иерархии Хронологически Жиль де Рэ СЛЕДУЕТ ЗА Жанной

4. Магические волосы Самсона, в которых была его сила, и магическая «синяя» борода Жиля де Рэ

4. Магические волосы Самсона, в которых была его сила, и магическая «синяя» борода Жиля де Рэ Безусловно, яркой сюжетной линией в истории библейского Самсона являются его МАГИЧЕСКИЕ ВОЛОСЫ, обеспечивавшие ему небывалую мощь, и которые нельзя было стричь. Именно утрата

6.3. Третий этап — резкий перелом в борьбе и гибель Самсона = Жиля

6.3. Третий этап — резкий перелом в борьбе и гибель Самсона = Жиля Затем во французской версии событий происходит что-то из ряда вон выходящее. Мы уже фактически говорили об этом. Процитируем еще раз Генри Чарльза Ли: «Трудно понять, что произошло дальше. Когда через день,

6.4. Гибель Самсона = Жиля де Рэ Что за «дом» разрушил, погибая, библейский Самсон

6.4. Гибель Самсона = Жиля де Рэ Что за «дом» разрушил, погибая, библейский Самсон Дальше Библия и светская французская версия говорят в общем одно и то же. Самсон погибает (Судьи 16:23–30). Жиль де Рэ тоже погибает [330], т. 2, с. 485–486. Некоторые расхождения в описании обстоятельств

8. Отражения истории Жиля де Рэ = Самсона в фольклоре других стран

8. Отражения истории Жиля де Рэ = Самсона в фольклоре других стран Известный историк религии Дж. Фрезер указал много отражений истории Самсона и Далилы в народном фольклоре. Как мы теперь понимаем, все подобные, якобы «древние» народные сказания, похожие на ветхозаветные,

НЕСЧАСТНАЯ "СИНЯЯ БОРОДА"

НЕСЧАСТНАЯ "СИНЯЯ БОРОДА" Героя Шарля Перро Синюю Бороду весь мир считает извергом, убившим одну за другой шестерых своих жен. На кого только ни примеривали синюю бороду исследователи! Среди кандидатов в "синие бороды" были и король Англии Генрих VIII, и русский царь Иоанн

3. Сравнение истории Жиля де Рэ и истории библейского Самсона обнаруживает яркий параллелизм

3. Сравнение истории Жиля де Рэ и истории библейского Самсона обнаруживает яркий параллелизм 3.1. Оба героя — и Жиль де Рэ и Самсон — считались великим воинами. Причем оба занимали выдающееся место в государственной иерархии Хронологически Жиль де Рэ СЛЕДУЕТ ЗА Жанной

6.3. Третий этап — резкий перелом в борьбе и гибель Самсона = Жиля

6.3. Третий этап — резкий перелом в борьбе и гибель Самсона = Жиля Затем во французской версии событий происходит что-то из ряда вон выходящее. Мы уже фактически говорили об этом. Процитируем еще раз Генри Чарльза Ли: «ТРУДНО ПОНЯТЬ, ЧТО ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ. Когда через день,

6.4. Гибель Самсона = Жиля де Рэ Что за «дом» разрушил, погибая, библейский Самсон

6.4. Гибель Самсона = Жиля де Рэ Что за «дом» разрушил, погибая, библейский Самсон Дальше Библия и светская французская версия говорят в общем-то одно и то же. Самсон ПОГИБАЕТ (Судьи 16:23–30). Жиль де Рэ тоже ПОГИБАЕТ [330], т. 2, с. 485–486. Некоторые расхождения в описании

8. Отражения истории Жиля де Рэ = Самсона в фольклоре других стран

8. Отражения истории Жиля де Рэ = Самсона в фольклоре других стран Известный историк религии Дж. Фрезер указал много отражений истории Самсона и Далилы в народном фольклоре. Как мы теперь понимаем, все подобные якобы «древние» народные сказания, похожие на библейские,

Его жена, чтоб тот не ушел куда-то воевать - отрезала ему волосы, и тот ослаб.

Помогите вспомнить имя

В то время когда иудеи находились под властью филистимлян, для спасения избранного народа Бог послал Самсона, обладавшего великой силой. Секрет его силы заключался в его волосах — до тех пор пока их не коснулась бритва или ножницы, богатырь мог своротить горы. Пользуясь этим даром, Самсон причинял своим врагам большие неприятности, убивая их тысячами. Однажды, заметив, что богатырь увлекся одной женщиной (ее звали Далила) , филистимляне попросили ее выведать у Самсона секрет его силы, посулив блуднице крупное вознаграждение. С большим трудом блуднице удалось уговорить Самсона открыть ей свое сердце, в результате чего филистимляне заковали Самсона в цепи и, выколов ему глаза, посадили в темницу. Спустя некоторое время многие филистимляне собрались в одном доме, чтобы отпраздновать низвержение своего врага и принести жертвы богам. Когда веселье было в самом разгаре, позвали Самсона, чтобы посмеяться над ним. Однако волосы богатыря уже начали отрастать, и, по молитве, к нему снова вернулась былая сила. Самсон сломал столбы, на которых стоял дом; дом обрушился, и под завалами погибли все, кто там был.


Библейский персонаж - необыкновенной силы человек - Самсон. .
Самсо́н (ивр. שִׁמְשׁוֹן‎, Шимшо́н) — знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13–16). Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.

Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества.

Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида) , обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы. .

И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! »

И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.

Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом .

Самсон - израильский Геракл.

Несомненно, что Самсон, несмотря на мифические элементы в повествовании, превращающие его в израильского Геракла, является реальной личностью, в которой странным образом смешались несовершеннолетний преступник и герой, супермен и недоумок с параноидальной тягой к насилию, вандализму, поджогам, распущенности с падшими женщинами. Самсон-прекрасный пример линии, которую проводит Библия, а именно: Б-гу и обществу зачастую великую службу оказывают полукриминальные личности, отверженные и неудачники, которые благодаря своим подвигам становятся народными героями, а затем и канонизируются религией. .
"Длинные (подобно солнечным лучам? ) волосы Самсона побудили ряд ученых считать его мифическим персонажем, этимологически родственным ханаанейскому богу-солнцу Шемешу, чье святилище Бейт Шемеш, или Иршемеш, располагалось в центре территории, первоначально принадлежавшей племени Дана. Во всяком случае, Самсон приобрел известность как буйный исполин, фольклорный герой, прославившийся неуемной силой и непристойными выходками. Но при всем том он, вероятно, был исторической личностью, одним из лидеров упорного сопротивления, заслужившим доброе имя".

Царь-реформатор Пётр Первый приказал всем мужикам бороды рубить — известный факт из истории России. Чем же было обусловлена такая буйственная неприязнь к растительности на лице? Влияние европейской моды или нечто другое?


Царь-реформатор Пётр Первый приказал всем мужикам бороды рубить — известный факт из истории России. Чем же было обусловлена такая буйственная неприязнь к растительности на лице? Влияние европейской моды или нечто другое?

Нововведение стало огромным ударом для каждого бородача тех времен, ведь борода всегда была символом мужчины. Но по решению Петра мужчин лишили этой привилегии либо добровольно, либо принудительно, либо облагали неостриженную бороду налогом. Что тут говорить, если знатные купцы и бояре завещали положить с собой в гроб не нажитые драгоценности, а отрубленную бороду. Как говорили, «Без бороды в Рай не пустят».

По сей день нет однозначного ответа, почему Пётр сделал этот жестокий шаг по отношению к русскому народу, но есть несколько гипотез.

  • Примитивная версия:
    бороды не носили в Европе, поэтому и Россию причесали под евростандарт. Мода берет свое.
  • Потешная версия:
    у Петра не росла борода, поэтому и у других её быть не должно.
  • Конспирологическая версия:
    борода является источником некой силы, которая мешала Петру проводить реформы русской действительности.

Царь-реформатор Пётр Первый приказал всем мужикам бороды рубить — известный факт из истории России.

Здесь мы подошли к ключевому моменту, а именно понятию того, что у бороды есть некий сокрытый смысл и предназначение. В чем же заключается особенность бороды, что ей клялись, её оберегали и ей гордились?

Борода у староверов

Как говорят староверы: "После смерти Бог вытягивает на небо мужика за бороду, а девку за косу". Отсюда попробую сделать вывод, борода у мужчины и коса у женщины — инструмент или средство связи с богом. Таким образом, она сразу наделяется особенным отношением, так как является ниточкой, ведущей к Богу.

Борода у староверов

Если спросить у среднестатистического человека, как выглядят староверы, то наверняка он опишет мужчину с бородой в рубахе и женщину с косой в длинном платье. Не так ли?

Староверы бороды носили и носят. Это почетно. Это важно.

Борода у христиан

В христианской вере считается, что Поп или Священник — мирская икона Христа, который носил бороду. Значит и служителям церкви полагается быть бородатыми. Кроме того в Библии прямо говорится о том, нельзя стричь бороду: "Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей" (Лев. 19:27).

Борода в ведической культуре

Согласно древним Ведам волосы служат для накопления жизненной силы и энергетического обмена с окружающим пространством. Борода мужчины усиливает энергетический поток, а поглаживание бороды и пощипывание усов считаются неосознанными попытками оградить внутренний мир владельца от чужого воздействия.

В ведах приведен список качеств, делающих мужчину Совершенным. Одним из них является “умение пользоваться своими космами и бородой”.

Борода у славян

У славян мужчинам следовало беречь бороду, так как она есть символом зрелости, мужественности, образным подтверждением принадлежности к Роду. Борода – это «бо – рода», то есть «богатство рода», а это значит, чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

Борода у славян и день Перуна

Известны некоторые неписанные правила, пришедшие к нам с давних времен:

  • старайтесь не заключать договоров с безбородым мужчиной, так как у них «женоликая» внешность, а значит и образ мышления подобен женскому;
  • бритье расценивается как добровольная кастрация;
  • мужчина без бороды неспособен к продолжению рода;
  • борода даёт храбрость, поэтому в воины не стоит брать безбородых;
  • тронуть или навредить чужой бороде — воспринимается как оскорбление;

Прикладная роль бороды

Возможно, подзаголовок не совсем точный и стоило бы написать "исследованная и установленная роль бороды", но сути это не меняет. Борода играет роль терморегулятора в организме мужчины. В ней задерживается воздух, тем самым создается защитная температурная прослойка. Из-за этого в холодную погоду бородачу намного проще не мерзнуть. В жару такой же эффект, что в результате защищает от перегрева и солнечных ударов.

Итоги

С какой стороны не посмотришь на бороду, то видишь одни плюсы. Это и некая сила, и уважение, и храбрость, и сила, и много чего еще. Обертка, в зависимости от локации, расы и других факторов, может быть разная, но смысл один — борода не просто атрибут мужчины или какой-то атавизм. Борода — источник духовной силы мужчины. Борода — способ связи с некими силами, которые дают мужчине энергию и защиту.

Друзья, бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

Читайте также: