У берегов калининградской области балтийское море образует два залива и две косы какие

Опубликовано: 17.09.2024

Природная достопримечательность города Балтийска — это Балтийская коса. Южная часть города находится именно на ней: здесь расположены поселки Коса и Рыбачий.

На Балтийской косе можно не только любоваться потрясающей природой и наслаждаться песчаными пляжами. Здесь находятся Южный мол и исторические достопримечательности Балтийской косы: Западный форт, заброшенный аэропорт Нойтиф, остатки немецких зенитных батарей, а также мемориальные памятники погибшим здесь советским солдатам в апреле 1945 года.

Как добраться до Балтийской косы

Паромы Балтийской косы

Сайт: baltparom.ru Адрес: Морской бульвар, 2А Стоимость переправы на пароме на Балтийскую косу и обратно: 70 рублей, с 6 до 12 лет — 40 руб., до 6 лет бесплатно, пассажир с велосипедом — 100 руб., стоимость переправы автотранспорта зависит от разрешенной максимальной массы.

Чтобы попасть на Балтийскую косу в Балтийске надо сесть на паром или катер. Паромную переправу осуществляет Балтийская судоходная компания на паромах «Вистула» и «Нида». Билет надо купить в кассе Балтийска и сохранить до конца поездки, он действителен в обе стороны. Кассы работают с 7.00 утра. Паром отходит от причала, расположенного рядом с памятником Петру I на Морском бульваре.

Балтийская коса

Балтийская коса (Фрише-Нерунг) имеет протяженность 65 километров, из них 35 километров на территории России, остальная часть относится к Польше. Здесь находится польская граница.

Балтийская коса

На косе находятся прекрасные песчаные пляжи. Часть ее территории покрыта дюнами и лесными массивами. Это уникальное место, не загрязненное промышленными отходами, выбросами, идеально подходит для отдыха.

Много лет Балтийская коса с ее красивейшей уникальной природой была закрыта для большинства людей, как и Балтийск, вход осуществлялся по пропускам и был доступен только военным. Сейчас на Балтийскую косу можно свободно попасть, но туристический бизнес здесь не развит, в отличие от Польши. На польской стороне косы расположен популярный курорт Крыница Морска.

Братская могила советских воинов, Балтийская коса

Братская могила советских воинов, п. Коса, ул. Некрасова

Достопримечательности Балтийской косы

Балтийская коса

Достопримечательности Балтийской косы — это Южный мол, старинный полуразрушенный форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief) и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.

Карта Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы на карте.

Южный мол

Южный мол Балтийская коса

Южный мол был создан в 1887 году для защиты береговой линии от морских волн, на нем находится зеленый маяк. Попытки создать мол предпринимались неоднократно, но только данная конструкция оказалась наиболее долговечной.

Через пролив на расстоянии 361 метров расположен Северный мол, на нем установлен красный маяк. Два мола являются своеобразными воротами Балтийска на море.

Западный форт

Форт Западный

На Балтийской косе рядом с Южным молом находится заброшенный полуразрушенный Западный (Морской) форт. Напротив него через пролив — Цитадель Пиллау. Кстати, есть и форт Восточный. Он находится на территории города Балтийск, рядом с парком имени А. Головко, недоступен для посещения, является частной собственностью.

Форт Западный

Западный форт был построен в 1869 году на случай войны для перекрестной артиллерийской обороны Пиллауского пролива, но активных боевых действий в нем никогда не было.

Форт Западный

Во время боев в апреле 1945 года, он никак не участвовал в немецком сопротивлении, гарнизона там не было.

Западный форт является памятником фортификационного зодчества середины XIX века. Он отнесен к памятникам архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, находится в свободном доступе. Разрушается от морских штормов, времени и вандалов.

Форт Западный Балтийская коса

Есть вероятность скорого исчезновения форта под воздействием моря. Оно все больше захватывает сушу и наступает на форт.

Аэродром Нойтиф


Нойтиф (Neutief) — это немецкий аэродром, построенный (1934-1939) на Балтийской косе. Предназначался для сухопутных и гидросамолетов Luftwaffe. Уникальность аэропорта в том, что он был построен на песке. Снабжение аэродрома осуществлялось только морским путем, а электричество здесь появилось только в 1938 г. — по дну пролива был проложен электрический кабель.

Аэродром Нойтиф

Здесь было два огромных ангара из бетона с электрифицированными воротами для самолетов, 2 металлических ангара для другой техники, две бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом и подсветкой длиной около километра каждая, гидрогавань для гидросамолетов. А также мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады, казармы и другие хозяйственные постройки. Тут же на косе был создан жилой поселок.

Нойтиф считался одной из лучших военных авиабаз Германии.

Нойтиф Балтийская коса

Несмотря на масштабные бои на Балтийской косе, аэродром находился в отличном состоянии. После войны аэропорт использовался авиацией Балтийского флота: здесь базировались гидросамолеты «Каталина», а позже — самолеты-амфибии или «летающие лодки»: Бе-4, Бе-6 и Бе-12.

Аэродром Нойтиф

К 90-м годам аэропорт требовал капитального ремонта и стал не нужен военным. С 1996 года аэропорт заброшен и является историческим памятником Второй мировой войны: именно здесь завершилась Восточно-Прусская операция. Продолжает разрушаться от времени. А одну летающую лодку Бе-12 с Балтийской косы можно увидеть в Калининграде, она относится к Музею мирового океана.

Береговые зенитные батареи

Зенитная батарея Лемберг

Немецкий аэродром на Балтийской косе защищали со стороны моря береговые зенитные батареи. Была построена система железобетонных капониров и подземных бункеров, некоторые из них двухэтажные.

Лемберг

Из артиллерийских батарей на Балтийской косе наиболее известна зенитная батарея Лемберг.

Бункеры на Балтийской косе

Зенитная батарея Лемберг (Lehmberg) — это запасной командный пункт системы противовоздушной обороны Пиллау. Здесь находилось четыре орудия «S.K. C/32» калибром 105 мм и четыре бункера для них. А также здесь были расположены бункеры для личного состава, боеприпасов, электростанция, столовая и другие бункеры. Общее количество — 25 бункеров.

бункер Балтийская коса

В апреле 1945-го зенитная батарея Лемберг под руководством немецкого генерала Карла Хенке сопротивлялась до последнего, отказываясь сдаться. 27 апреля Хенке застрелился, оставшиеся в живых немцы капитулировали.

бункер Балтийская коса

В настоящее время бункеры относятся к военной части, но не охраняются и не загорожены. Есть бункеры, которые можно найти прямо на пляже, некоторые оказались под песками, некоторые под водой.

Бункер на Балтийской косе

Балтийская коса — удивительное, одно из самых красивых мест Калининградской области. Кажется, что время здесь остановилось. Мало людей, почти полное отсутствие организованного туризма, заброшенные грандиозные постройки и величие природы — все это разительно отличается от окультуренной Куршской косы.

Достопримечательности Калининградской области

Идеально подходит тем, кому нравится «дикий» отдых без удобств. Здесь можно спокойно ходить по дюнам, никаких запретов нет, в отличие от Куршской косы.

Большой интерес Балтийская коса представляет для любителей военных объектов и заброшек. Здесь есть на что посмотреть и куда забраться.

Старый Люнет

Старый Люнет

Парково-музейный комплекс «Старый Люнет» создан энтузиастами в 2017 году. Он рассказывает об истории Балтийской косы и военных действиях, ведшихся на Фриш-Нерунге. Здесь можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе. Представлены карты, чертежи, довоенные фотографии. Проводятся экскурсии.

Проект музея «Военные тайны самой западной точки России» получил президентский грант в 2019 году, выиграв конкурс.

Калининградская область, как настоящая русская красавица, славится своими косами, которые расположены аккурат на северо-востоке и юго-западе от города. Любой уважающий себя турист, упустивший их из своего вида, рискует прослыть дилетантом. Дабы избежать этой позорной участи, мы отправились в странствие по косам области.

Балтийск не производит впечатление российского города. Если бы не редкие вывески кричащих цветов и городской клуб (разумеется, в провинциальном понимании этого слова), то на мгновение можно вполне почувствовать себя на севере Германии или Франции: каждая улица уставлена немецкими домами, скрывающими за своими фасадами убожество советской архитектуры, на улицах немноголюдно, и те редкие прохожие, с которыми приходится столкнуться, с высокой вероятностью — военные. Калининградская область — это действительно «одна большая военная часть». Минуя заставленную машинами с черными номерами улицу, протискиваясь через узкий проход между полуразвалившимися кирпичными домами, выходим к набережной. Вернее сказать, к берегу.

В ярко красную полоску маяк, едва ли не пряничные домики вокруг и суровая бетонная пристань, на которую приходит паром до Балтийской Косы — места поистине завораживающие и пугающие одновременно. Чуть вдаль, на юго-запад от пристани тянется огромная выложенная каменными плитами дорога к мысу — самой западной точке России. Со стороны моря мыс укрыт от морских волн гигантскими железобетонными «ежами», которых в народе называют «кулебяками» или просто волнорезами. О них разбиваются огромных размеров волны, которых не увидишь ни в одной другой части области. А человеку, не видевшему океана и другого моря, кроме Черного, легко внушить, что это самые большие волны в мире. Во всяком случае, их размер действительно впечатляет. Разбиваясь о волнорезы, они окатывают ледяными брызгами всех смельчаков, решивших пройтись до оконечности мыса.

Калининградские косы: часть 1 - Балтийская коса. Калининград, Балтийская коса, Балтийское море, Путешествия, Фотография, Россия, Длиннопост

По берегу, как брызги, рассыпались искатели янтаря: не серьезные старатели с обветренными лицами, а родители с детьми да путешественники. Однако, среди выброшенной на берег пеньки действительно немало маленьких кристаллов янтаря. Совсем маленькие камушки никому не интересны, но с увеличением размера растет и стоимость товара. За действительно большие куски застывшей смолы в Калининграде и Европе могут давать по несколько тысяч евро. Правда там, где такой спрос, борьба за предложение ведется весьма отчаянная: житель Приморья поделился с «ЗаГаражами» историей о том, как его молодой сосед, 25-летний водитель, однажды нашел в море едва ли не полукилограммовый кристалл янтаря. На радостях, парень рассказал об этом всем своим друзьям, а через день получил в затылок пулю из травматического пистолета своего другого соседа. Его больше никто не видел, но знатоки говорят, что полкило янтаря можно сбыть за несколько сотен тысяч рублей. Особенно если это монолит.

Дойдя по променаду до оконечности мыса, видишь другой берег — косу, на которой стоит точно такая же красно-белая мачта с изредка мигающим огоньком, и камерный форт, до блеска отполированный волнами. Встав на каемку форта, можно буквально принять душ из морской воды, которая беспрестанно бьется о его стены.

Калининградские косы: часть 1 - Балтийская коса. Калининград, Балтийская коса, Балтийское море, Путешествия, Фотография, Россия, Длиннопост

Пройдя вдоль берега на север и завернув чуть вглубь материка, можно попасть в совершенно другую действительность — на мемориальное немецкое кладбище жертвам Первой и Второй Мировой Войны. Завораживающее зрелище, особенно учитывая облик российских кладбищ: как мемориальных, так и обыкновенных. Внимание и забота о сохранении памяти о своих предках для немцев просты, как они сами: каждая могила не украшается раз в год помпезными венками, которые сильно контрастируют с потрескавшейся краской на оградке и надломленным могильным камнем. Оградок здесь вообще нет. Все могилы объединены в группки, очевидно, рядом захоронены те, кто служил вместе.

“Быть похороненным в сосновом лесу на берегу открытого Балтийского моря — не такая уж и плохая концовка для любой жизни” — подумалось мне.

Калининградские косы: часть 1 - Балтийская коса. Калининград, Балтийская коса, Балтийское море, Путешествия, Фотография, Россия, Длиннопост

В паре сотен метров от пристани за парой поворотов по лесной дороге открывается поистине завораживающее зрелище — череда заброшенных и полуразрушенных ангаров Люфтваффе: каждый построен по-своему, на каждом вандалы прошлись по-разному, да и растительность покорила ангары не в равной степени. Забравшись на крышу одного из них, я делаю первый уверенный шаг, за которым в то же время следует поспешное отступление: крыша разваливается под ногами. От моего шага пошло сразу несколько трещин, а вид дюжины спонтанных дырок в разных уголках крыши не особо внушал доверие.

Калининградские косы: часть 1 - Балтийская коса. Калининград, Балтийская коса, Балтийское море, Путешествия, Фотография, Россия, Длиннопост

Калининградские косы: часть 1 - Балтийская коса. Калининград, Балтийская коса, Балтийское море, Путешествия, Фотография, Россия, Длиннопост

Зато вид, конечно, открывался впечатляющий: пусть на залив, а не на открытое море, качели прямо на берегу — этакий референс к променаду в Янтарном — сильный аргумент в пользу общей картины. Земля здесь производит впечатление внебрачного ребенка бетонных плит и диких лиан — заросшая и жесткая, с прогалинами бетона. Она заставляет ноги удивляться, в прямом смысле, на каждому шагу.

Калининградские косы: часть 1 - Балтийская коса. Калининград, Балтийская коса, Балтийское море, Путешествия, Фотография, Россия, Длиннопост

И ответ на вопрос, что же не так с той землей, приходит спустя полчаса неспешного хода по дороге к какому-то полумистическому загадочному санаторию, в котором многие калининградские школьники отмечали свои выпускные без родителей. Лес по правую руку заканчивается, и открывается простор, уходящий в горизонт: колоссальных размеров взлетная полоса. Около трехсот метров в ширину и кто-его-знает сколько метров в длину, ей не видно конца. Хотя судя по картам, полоса должна доходить от силы до конца косы, а сама коса — с гулькин нос! Тончайшая и узейшая.

Калининградские косы: часть 1 - Балтийская коса. Калининград, Балтийская коса, Балтийское море, Путешествия, Фотография, Россия, Длиннопост

Вообще, Балтийская коса производит впечатление места весьма сюрреалистичного, застрявшего где-то на стыке середины прошлого века и девяностых. Время здесь будто бы остановилось и не собирается продолжать свой ход. А если у тебя есть идеи по поводу того, как бы сдвинуть его с места, то приходи посмотреть на взлетную полосу. Обомлей и пойми, что человек здесь больше не царь. И ему остается лишь с опущенными руками вглядываться в глаза природе, берущей свое.

Привет всем внимательным читателям и любопытным странникам!

Калининградские косы: часть 1 - Балтийская коса. Калининград, Балтийская коса, Балтийское море, Путешествия, Фотография, Россия, Длиннопост

Если понравится, буду писать еще! Имеются фотографии с Кушрской косы и других прекрасных мест этого полуострова. Спасибо за внимание :)

«Страна, поднявшаяся из моря»: история Балтийской косы (фото)

Балтийская коса — замечательное место для тихих морских прогулок. Небольшая преграда в виде залива, который необходимо преодолеть на пароме, отсекает толпы отдыхающих, и они остаются на городском пляже Балтийска.

Однако настоящие любители дикого отдыха высаживаются на берег, который когда-то поднялся из морских глубин. Древнепрусское название Фрише Нерунг, что в переводе означает «страна, поднявшаяся с моря», полностью оправдывает свою романтичность. Именно так и происходило формирование песчаных дюн, рождаться которым помогали штормы.

Географическое название косы — Вислинская, Балтийской она называется на российской территории. Общая протяжённость — 65 километров, площадь — 2 тысячи гектаров. Российская часть косы в длину составляет около 39 километров. Ширина косы от 700 метров до 4-5 километров.

Штормы и пески

Большинство учёных оценивают возраст косы в пять-шесть тысяч лет. Считается, что формирование дюн началось после возникновения Вислинского (сегодня — Калининградского) залива. Однако по версии историка Симона Грунау появление песчаных масс на месте Балтийской косы началось в 1190 году. По его словам, на территорию Пруссии обрушился шторм, усиливший течения, которые и подняли пески.

Вот что говорит о косе всезнающая «Википедия»: это природный феномен, который заключается в противодействии двух природных сил. Морские волны и береговые течения перемещают песок к берегу, а ветер перемещает его на саму косу, образуя дюны.

Существует ещё одна история, не имеющая подтверждения. Некоторые учёные склоняются к мнению, что когда-то на дно опустилась та часть берега косы, на которой произрастали лесные массивы. В эту версию верят те, кто знает, что по сей день на дне залива находят замшелые стволы различных пород. То есть получается, что деревья на этой местности произрастали уже давно. Позже вы поймёте, почему это вызывает удивление.

В книге Лидии Довыденко «Тайны Пиллау» приводится интересный факт о найденном у стен одной из крепостей Балтийска в 2008 году куске каменного дерева. «Строители, работавшие на территории нынешнего МЧС, на вопрос, не нашли ли они что-нибудь интересное, разрыв котлован под ангар, вынесли из своего строительного домика четвертинку бревна высотой 35 сантиметров, с ясно видными годовыми кольцами, показывающими, что радиус бревна составляет 9 сантиметров. Окаменевшему дереву не менее 6-7 тысяч лет. Я передала его в Музей Балтийского флота», — пишет историк.

Самый значимый для жителей этой местности шторм произошёл в 1510 году. Тогда образовался большой пролив, разделяющий Балтийск с косой, который сыграл колоссальную экономическую роль в истории города. Пиллау стал таможенным и торговым центром, через который проходили сотни судов.

На этом влияние ветра на формирование косы не закончилось. В течение веков и до нынешних времён штормы и морская вода стремятся то разрушить дюны, то создать новые островки, углубляя и осушая пролив. Каждый шторм оставляет после себя «подарки», в том числе и в виде многочисленных мелких проливов.

Люди и пески

Жизнь на территории косы никогда не была лёгкой. Людям ежедневно приходилось бороться с капризами природы и непрерывно двигающимися песками. Так, в 1824 году им была полностью засыпана одна из деревень. Картина, которая открылась жителям, была устрашающей: бывшее деревенское кладбище превратилось в рытвину, а из земли торчали исковерканные кресты и погружённые в песок черепа и кости.


Тогда было принято решение начать укреплять косу с помощью естественных «держателей» — деревьев. Жители сажали берёзу и ольху от Пиллау до Нойтифа — посёлка на косе. Дюны укрепляли железными штангами, которые несколько портили пейзаж, но были жизненно необходимы. Кроме того, они служили указателями почтовой службе.

Так как борьба с передвижением дюн была экспериментом, общество любителей природы объявило конкурс на лучший проект укрепления и способы борьбы с песчаными заносами. Его выиграл профессор Титиус, который предложил озеленить дюны сибирской акацией и североатлантическими травами. В 1797 году были впервые проведены государственные работы по укреплению дюн на косе. К 1850 году она уже была покрыта лесом.

Этот процесс продолжался постоянно постоянно, но в 1918 году природа вновь внесла свои коррективы. В первый день нового года на территорию Пиллау вновь пришёл сильнейший ураган, который уничтожил многовековую работу людей. Были с корнем вырваны тысячи деревьев, и укрепление пришлось производить заново.

Сегодня Вислинская коса на 81% покрыта лесом. На её территории распространены кустарники облепихи, малины, можжевельника, бузины, красной смородины. В лесопарковой зоне косы преобладают хвойные и широколиственные породы деревьев.

Фауна

Фрише Нерунг всегда была отличным местом для охоты и рыбалки. Множество животных выбрали её в качестве дома или места для отдыха во время миграции. Отдельного внимания, конечно, заслуживает рыба. Эти края, вполне естественно, всегда были богаты ею. Больший интерес вызывает то, какая именно рыба водилась в Балтийском море прежде. Самым значимым для этой местности всегда являлся осётр. Он кормил Пиллау и все близлежащие посёлки. Изображение этой крупной усатой рыбы удостоилось чести красоваться на гербе города, который до сих пор наблюдают жители Балтийска.


Осётр очень любит чистоту и с переходом судов на «грязное» топливо он практически исчез из этих вод, лишь иногда сегодня появляясь у берегов Швеции. Это не единственный удивительный феномен из истории Балтийского моря. Некоторые источники описывают выброшенных на берег мёртвых китов, кашалотов и даже рыбу-пилу.

Особую роль в жизни населения косы сыграли утки. Существует история, когда рыбак из местной деревни за день добыл 600 диких птиц. В сложные периоды, например, во время войны, мясо уток становилось отличный подспорьем.

Поселения на песке

Самым крупным и известным посёлком на косе являлся Нойтиф. В некоторых источниках есть информация, что несколько посёлков до этого были засыпаны песком. В 1822 году архитектуру Нойтифа составляли три строения и почтовый домик, но позже на этом месте вырос прекрасный приморский городок. Его жители занимались почтовыми пересылками и ловлей рыбы. Накануне Второй мировой войны в посёлке проживало около 200 человек, сегодня в посёлке Коса, который и является продолжателем истории прусского поселения — 800 человек.


Земледелие здесь не было развито из-за песчаной почвы. Из неё добывали другой продукт — янтарь. Знаменитый географ из города Данциг Филипп Клювер называл Фрише Нерунг «янтарным островом».

Через сто лет после начала бурного развития Нойтифа на этой территории была создана гидроавиационная база. С тех пор коса стала закрытой для посторонних глаз. Такой режим продолжился и после 1945 года, когда советские войска построили здесь военную авиабазу. Нельзя сказать на сто процентов, что закрытая территория сыграла отрицательную роль для Балтийской косы. Возможно, благодаря этому у жителей и гостей Калининградской области есть возможность посещать дикие места.

Сегодня на русской территории косы расположены два посёлка — Коса (бывший Нойтиф) и Рыбачий. Главное, что здесь можно увидеть — руины военных баз, о которых было написано ранее, форты и «останки» грандиозного немецкого аэродрома. С польской стороны косы располагаются три населённых пункта — Рыбацкие Конты, Крыница Морска и Пяски.

Форт

Вот какое описание Западного форта можно найти на просторах всемирной сети: «Находится на Балтийской косе. Состояние плачевное, как и у многих других фортов Калининградской области. Не охраняется. Доступ свободный. Возможны обрушения». К сожалению, это действительно так. От былого могущества этого военного сооружения остались лишь внешние стены и старые фотографии.


Форт на песках Фрише Нерунг был построен пруссами ещё в 1869 году. Памятный камень с датой окончания строительства удивительным образом сохранился и по сей день. Это сооружение в составе крепости Пиллау создавалось из-за оружейной эволюции других европейских стран — гладкоствольные пушки крепости XVII века уже не могли противостоять усовершенствованным орудиям и мощной броне военных кораблей. Стены форта имели форму дуги и прикрывали цитадель Пиллау с северо-запада.

Он находился в отдалении нескольких километров от других укреплений Пиллау. Стены строились из кирпича, а их толщина составляла один метр. Кроме того, для утолщения и укрепления стен после начала использования фугасных снарядов был использован новый материал — бетон.

Вот что о форте писал помощник генсеков ЦК КПСС Георгий Шахназаров в своих мемуарах «С вождями и без них»: «Если русский солдат с полным правом может считаться лучшим в мире, то второе место должно быть присуждено немецкому. В этом я убедился, когда нам пришлось брать старинный замок на Балтийской косе. Это было величественное мрачное сооружение, с мощными стенами, бойницами, башнями, в котором засели несколько сот эсэсовцев. Наступающие части обтекли замок с двух сторон, а нам с пехотным полком было приказано подавить сопротивление гарнизона. Били прямой наводкой по бойницам, начали выкуривать, не раз по мегафону предлагали сдаться, обещая сохранить жизнь. Но защитники крепости в течение нескольких дней держались. Возможно, боевой дух поддерживался переданной из Берлина, перехваченной нами радиограммой, в которой Гитлер обещал всем железные кресты, благодарил за героизм и велел устоять, пока не подоспеет подмога. Какая там подмога, если уже вся Восточная Пруссия была в наших руках, и оставались считанные недели до конца войны.) Когда в конце концов наши заняли крепость, то нашли в ней только трупы да несколько десятков полуобгоревших, тяжелораненых людей. Форт держался ещё сутки после салюта, который в Москве дали в честь захвата Пиллау».

Аэродром на песке

Сам факт строительства такого стратегического сооружения на зыбучей песчаной почве уже удивителен. Однако немцам удалось создать на косе грандиозный аэродром, названный, как и деревня, Нойтифом.

Его строительство началось в 1934 году, и для этого на косе специально возвели бетонный завод. В эксплуатацию военный объект был сдан в 1939 году. Интересно, что электричество на стройку провели лишь в 1938 году, то есть работы велись в крайне сложных условиях.


Вода сыграла важную роль и здесь. Место для аэродрома было выбрано намеренно — залив и море препятствовали проникновению вражеской силы и сделали аэродром самым безопасным местом на территории Пиллау.

Если верить архивным данным, этому сооружению могли бы позавидовать некоторые современные аналоги. На водной глади была установлена гидрогавань, сам аэродром был подсвечен огнями, а сухопутные взлётные полосы были расположены под углом в 45°, что сделало их эксплуатацию возможной практически при любой погоде. На территории аэродрома находились три огромных бетонных ангара для самолётов и два металлических для другой техники. Кроме того, здесь появился посёлок, казино, школа и магазины.

Во время Второй мировой войны Нойтиф считался одним из лучших аэродромов. Несмотря на это, в течение войны он использовался лишь дважды. Главное событие в жизни Нойтифа случилось в самом конце Второй мировой — именно здесь проходили заключительные бои в Восточной Пруссии.

Очевидцы утверждали, что, несмотря на интенсивные бомбардировки, после войны это сооружение осталось практически нетронутым и действующим. Им пользовалась и советская армия. Однако, как и многое в нашем регионе, оно было уничтожено безразличием и временем.

По слухам, между Вислинской косой и Балтийском есть полузатопленный подземный ход. К слову, время от времени историки действительно находят на территории Балтийска какие-то тоннели, но до сих пор неизвестно, куда они ведут.

Косы мира

Балтийская коса, к сожалению, не так популярна, как её соседка — Куршская коса. Она входит в число самых красивых на земле, но существует ещё много подобных природных «сооружений» по всему миру. Так, самой длинной считается Арабатская стрелка в Азовском море. Её протяжённость составляет около 110 км, а ширина колеблется от 270 метров до 8 км. Общая площадь «стрелы» составляет 395 квадратных километров. За исключением крепости, которую в 17 веке построили на Арбатской стреле турки, это место было диким. Первые поселения здесь появились лишь в 19 веке.


Одной из самых удивительных природных объектов британской береговой линии является коса Сперн Поинт. Её особенность состоит в том, что ширина косы не превышает 46 метров. Удивляет и экосистема этого места — на одной стороне косы растения «приспособились» к погружению в воду каждые 12 часов. С другой стороны, где перемещается песок, можно найти растения, способные сохранять влагу.


От этих экологически чистых природных чудес отличается коса Ла Манга в Испании. Её территория оставалась нетронутой до 60-х годов двадцатого века, после чего на косе стали строить туристическую инфраструктуру. На ширине в 100 метров здесь разместились сотни отелей и ресторанов.

Природная достопримечательность города Балтийска — это Балтийская коса. Южная часть города находится именно на ней: здесь расположены поселки Коса и Рыбачий.

На Балтийской косе можно не только любоваться потрясающей природой и наслаждаться песчаными пляжами. Здесь находятся Южный мол и исторические достопримечательности Балтийской косы: Западный форт, заброшенный аэропорт Нойтиф, остатки немецких зенитных батарей, а также мемориальные памятники погибшим здесь советским солдатам в апреле 1945 года.

Как добраться до Балтийской косы

Паромы Балтийской косы

Сайт: baltparom.ru Адрес: Морской бульвар, 2А Стоимость переправы на пароме на Балтийскую косу и обратно: 70 рублей, с 6 до 12 лет — 40 руб., до 6 лет бесплатно, пассажир с велосипедом — 100 руб., стоимость переправы автотранспорта зависит от разрешенной максимальной массы.

Чтобы попасть на Балтийскую косу в Балтийске надо сесть на паром или катер. Паромную переправу осуществляет Балтийская судоходная компания на паромах «Вистула» и «Нида». Билет надо купить в кассе Балтийска и сохранить до конца поездки, он действителен в обе стороны. Кассы работают с 7.00 утра. Паром отходит от причала, расположенного рядом с памятником Петру I на Морском бульваре.

Балтийская коса

Балтийская коса (Фрише-Нерунг) имеет протяженность 65 километров, из них 35 километров на территории России, остальная часть относится к Польше. Здесь находится польская граница.

Балтийская коса

На косе находятся прекрасные песчаные пляжи. Часть ее территории покрыта дюнами и лесными массивами. Это уникальное место, не загрязненное промышленными отходами, выбросами, идеально подходит для отдыха.

Много лет Балтийская коса с ее красивейшей уникальной природой была закрыта для большинства людей, как и Балтийск, вход осуществлялся по пропускам и был доступен только военным. Сейчас на Балтийскую косу можно свободно попасть, но туристический бизнес здесь не развит, в отличие от Польши. На польской стороне косы расположен популярный курорт Крыница Морска.

Братская могила советских воинов, Балтийская коса

Братская могила советских воинов, п. Коса, ул. Некрасова

Достопримечательности Балтийской косы

Балтийская коса

Достопримечательности Балтийской косы — это Южный мол, старинный полуразрушенный форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief) и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.

Карта Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы на карте.

Южный мол

Южный мол Балтийская коса

Южный мол был создан в 1887 году для защиты береговой линии от морских волн, на нем находится зеленый маяк. Попытки создать мол предпринимались неоднократно, но только данная конструкция оказалась наиболее долговечной.

Через пролив на расстоянии 361 метров расположен Северный мол, на нем установлен красный маяк. Два мола являются своеобразными воротами Балтийска на море.

Западный форт

Форт Западный

На Балтийской косе рядом с Южным молом находится заброшенный полуразрушенный Западный (Морской) форт. Напротив него через пролив — Цитадель Пиллау. Кстати, есть и форт Восточный. Он находится на территории города Балтийск, рядом с парком имени А. Головко, недоступен для посещения, является частной собственностью.

Форт Западный

Западный форт был построен в 1869 году на случай войны для перекрестной артиллерийской обороны Пиллауского пролива, но активных боевых действий в нем никогда не было.

Форт Западный

Во время боев в апреле 1945 года, он никак не участвовал в немецком сопротивлении, гарнизона там не было.

Западный форт является памятником фортификационного зодчества середины XIX века. Он отнесен к памятникам архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, находится в свободном доступе. Разрушается от морских штормов, времени и вандалов.

Форт Западный Балтийская коса

Есть вероятность скорого исчезновения форта под воздействием моря. Оно все больше захватывает сушу и наступает на форт.

Аэродром Нойтиф


Нойтиф (Neutief) — это немецкий аэродром, построенный (1934-1939) на Балтийской косе. Предназначался для сухопутных и гидросамолетов Luftwaffe. Уникальность аэропорта в том, что он был построен на песке. Снабжение аэродрома осуществлялось только морским путем, а электричество здесь появилось только в 1938 г. — по дну пролива был проложен электрический кабель.

Аэродром Нойтиф

Здесь было два огромных ангара из бетона с электрифицированными воротами для самолетов, 2 металлических ангара для другой техники, две бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом и подсветкой длиной около километра каждая, гидрогавань для гидросамолетов. А также мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады, казармы и другие хозяйственные постройки. Тут же на косе был создан жилой поселок.

Нойтиф считался одной из лучших военных авиабаз Германии.

Нойтиф Балтийская коса

Несмотря на масштабные бои на Балтийской косе, аэродром находился в отличном состоянии. После войны аэропорт использовался авиацией Балтийского флота: здесь базировались гидросамолеты «Каталина», а позже — самолеты-амфибии или «летающие лодки»: Бе-4, Бе-6 и Бе-12.

Аэродром Нойтиф

К 90-м годам аэропорт требовал капитального ремонта и стал не нужен военным. С 1996 года аэропорт заброшен и является историческим памятником Второй мировой войны: именно здесь завершилась Восточно-Прусская операция. Продолжает разрушаться от времени. А одну летающую лодку Бе-12 с Балтийской косы можно увидеть в Калининграде, она относится к Музею мирового океана.

Береговые зенитные батареи

Зенитная батарея Лемберг

Немецкий аэродром на Балтийской косе защищали со стороны моря береговые зенитные батареи. Была построена система железобетонных капониров и подземных бункеров, некоторые из них двухэтажные.

Лемберг

Из артиллерийских батарей на Балтийской косе наиболее известна зенитная батарея Лемберг.

Бункеры на Балтийской косе

Зенитная батарея Лемберг (Lehmberg) — это запасной командный пункт системы противовоздушной обороны Пиллау. Здесь находилось четыре орудия «S.K. C/32» калибром 105 мм и четыре бункера для них. А также здесь были расположены бункеры для личного состава, боеприпасов, электростанция, столовая и другие бункеры. Общее количество — 25 бункеров.

бункер Балтийская коса

В апреле 1945-го зенитная батарея Лемберг под руководством немецкого генерала Карла Хенке сопротивлялась до последнего, отказываясь сдаться. 27 апреля Хенке застрелился, оставшиеся в живых немцы капитулировали.

бункер Балтийская коса

В настоящее время бункеры относятся к военной части, но не охраняются и не загорожены. Есть бункеры, которые можно найти прямо на пляже, некоторые оказались под песками, некоторые под водой.

Бункер на Балтийской косе

Балтийская коса — удивительное, одно из самых красивых мест Калининградской области. Кажется, что время здесь остановилось. Мало людей, почти полное отсутствие организованного туризма, заброшенные грандиозные постройки и величие природы — все это разительно отличается от окультуренной Куршской косы.

Достопримечательности Калининградской области

Идеально подходит тем, кому нравится «дикий» отдых без удобств. Здесь можно спокойно ходить по дюнам, никаких запретов нет, в отличие от Куршской косы.

Большой интерес Балтийская коса представляет для любителей военных объектов и заброшек. Здесь есть на что посмотреть и куда забраться.

Старый Люнет

Старый Люнет

Парково-музейный комплекс «Старый Люнет» создан энтузиастами в 2017 году. Он рассказывает об истории Балтийской косы и военных действиях, ведшихся на Фриш-Нерунге. Здесь можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе. Представлены карты, чертежи, довоенные фотографии. Проводятся экскурсии.

Проект музея «Военные тайны самой западной точки России» получил президентский грант в 2019 году, выиграв конкурс.

Балтийская коса (немецкое название – Фрише Нерунг) – это узкая полоска суши, отделившая Калининградский залив от основной части Гданьского залива, длина которой составляет 65 км. По косе проходит российско-польская граница. Здесь можно бесконечно любоваться нетронутой природой, свободно ходить по дюнам и отдыхать на чистейших пляжах. Кроме природы, на Балтийской косе много достопримечательностей ушедшей эпохи.

На косе находится одноименный поселок – Коса, который административно входит в состав Балтийска. В поселке можно снять жилье, купить продукты питания и перекусить в кафе.

Во времена СССР посещение косы было ограничено, что объясняет полное отсутствие туристической инфраструктуры.

Балтийская коса фото

Балтийская коса

Балтийская коса – это атмосферное место, которое идеально подходит для приверженцев тихого и уединенного отдыха, а также тех, кто предпочитает отдыхать «дикарем» в палатках. На косе сохранились заброшенные военные объекты, построенные немцами до Второй Мировой Войны.

  • Балтийская коса – как добраться?
    • Расписание парома на Балтийскую косу
    • Стоимость парома на Балтийскую косу в 2020
  • Балтийская коса: что посмотреть?
    • Южный мол
    • Форт Западный на Балтийской косе
    • Аэродром Нойтиф – достопримечательность Балтийской косы
    • Береговая зенитная батарея Лемберг на косе
  • Экскурсии на Балтийскую косу

Балтийская коса – как добраться?

Паром Балтийская коса

Паром – единственный способ попасть на косу на машине

Между Балтийском и Балтийской косой действует регулярное паромное сообщение. Суда курсируют на протяжении целого дня (ночью переправа не функционирует). Интервал движения составляет примерно 2 часа, время в пути менее 10 минут. На пароме можно перевозить личные легковые автомобили и велосипеды. Актуальное расписание работы паромной переправы опубликовано на официальном портале Балтийской Судоходной Компании. Купленный билет действителен в оба конца.

Расписание парома на Балтийскую косу

Паром на Балтийскую косу отправляется ежедневно, если позволяет погода. Из Балтийска на косу паром в 2020 году отправляется в 07:20, 10:00, 12:00, 14:00, 16:00, 18:00, 20:00, 21:30. С Балтийской косы паром отправляется в 07:30, 10:10, 12:10, 14:10, 16:10, 18:10, 20:10, 21:40. Источник расписания – сайт перевозчика.

Стоимость парома на Балтийскую косу в 2020

Цены на билеты на паром Балтийск – Балтийская коса представлены в таблице (источник сайт перевозчика). Билеты приобретаются в кассе Балтийска и действуют “туда-обратно”. При покупке билета потребуется паспорт.

Нажмите, чтобы посмотреть тарифы на паром

№п/пПереправляемый объектЦена
в рублях
1.Пассажир70-00
2.Детский билет (от 6 лет до 12 лет)40-00
3.Пассажир с велосипедом100-00
4.Билет со скидкой для групп свыше 15 пассажиров50-00
5.Мотоцикл, грузовой мотороллер, квадрацикл500-00
6.Мотороллер, мотоскутер200-00
7.Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 1,5 тонн600-00
8.Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 2,0 тонн700-00
9.Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 2,5 тонн900-00
10.Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 3,0 тонн1350-00
11.Автомобиль: разрешенная максимальная масса до 3,5 тонн1850-00
12.Автомобиль типа «Жилой дом»1700-00
13.Грузовой автомобиль, общая масса которого до 12 тонн (в том числе трактор, специальная техника)4500-00
14.Грузовой автомобиль, общая масса которого более 12 тонн (в том числе специальная техника)6500-00
15.Прицеп максимальной массой до 750 кг450-00
16.Прицеп максимальной массой от 751 кг до 1500 кг700-00
17.Прицеп максимальной массой от 1501 кг до 2500 кг1100-00
18.Прицеп или полуприцеп максимальной массой от 2501 кг и более2500-00
19.Переправа негабаритного груза (дополнительный налог к основному тарифу, когда груз перевозится авто и прицепом и выступает более чем на 1 метр вперед или назад, или за боковой край прицепа)200-00
20.Автобус: до 8 сидячих мест, включая место водителя1000-00
21.Автобус: до 17 сидячих мест, включая место водителя1300-00
22.Автобус: от 18 до 30 сидячих мест, включая место водителя2600-00
23.Автобус: от 31 сидячих мест4200-00
24.Большое животное (лошадь, корова и т.п.)100-00
25.Заказной рейс по маршруту Балтийск-Балтийская Коса *13500-00

  • Дети до 6-ти лет перевозятся бесплатно
  • Владельцы транспортных средств приобретают билеты, согласно свидетельству регистрации транспортного средства
  • Под термином заказной рейс понимается: паром осуществляет перевозку в одну сторону Балтийск-Балтийская Коса. При оплате заказного рейса вывоз техники (людей) с Балтийской Косы производится с 50% скидкой от стоимости заказного рейса (вне расписания парома), или по плановому расписанию бесплатно.
  • Перевозка водителя транспортного средства и груза включена в цену билета для транспортного средства, а пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти через турникеты.
  • Ветераны ВОВ и инвалиды 1 группы проходят через турникет бесплатно – при предъявлении удостоверения.
  • Владелец опасных грузов (нефтепродуктов, химических веществ, газа и др.) обязан предъявить кассиру документ на перевозку груза.
  • На пассажира и транспортное средство, которые переправляются без билета (разрешения) налагается штраф в размере стоимости билета, согласно тарифа.
  • Собаки средних и больших размеров без поводка и намордника на паром не допускаются.
  • Транспорт, предназначенный для перевоза горючих веществ (газа,бензина,сена) перевозится только спецрейсом, согласно тарифа на заказной рейс.
  • Проезд пассажиров по детскому билету без сопровождения взрослых не допускается.
  • За операцию “возврат билета” взимается:
    • 30 руб. от стоимости пассажирского билета независимо от времени отказа от поездки до момента отправления судна.
    • 100 руб. от стоимости билета на провоз автотранспорта

Если хотите осмотреть достопримечательности Балтийской косы, то обязательно перед выездом на косу посмотрите погоду – в шторм и сильный ветер паром не курсирует! (мы один раз так обломались)

Балтийская коса: что посмотреть?

На косе сохранились некогда грандиозные военные постройки, датируемых концом XIX – первой половиной XX века, которые интересны множеству туристов. Доступ к артефактам является свободным. Осмотреть все достопримечательности Балтийской косы туристы могут самостоятельно за 1 день.

Южный мол

Первую попытку построить мол немцы предприняли еще в середине XVIII века. Однако, конструкция оказалась ненадежной и просуществовала недолго – морские волны быстро разрушили сооружение.

Вторая попытка была предпринята в конце XIX столетия. Чтобы сделать сооружение более надежным, косу укрепили конструкциями из соединенных между собой камней и якорей, пустое пространство между которыми заполнили цементным раствором, а в конце мола установили маяк.

Через пролив от Южного мола на расстоянии 361 метр находится Северный мол, где есть красный маяк. Оба мола образуют своеобразные морские ворота Балтийска.

Южный мол считается самой северной точкой Балтийской косы.

Форт Западный на Балтийской косе

Недалеко от Южного мола немцами был построен Форт Западный, который сегодня находится в полуразрушенном состоянии. Фортификационное сооружение, являвшееся частью комплекса цитадели Пиллау, в случае боевых действий обеспечивало перекрестную артиллерийскую оборону Пиллауского пролива.

Для строительства форта использовался изготовленный из особой глины клинкерный кирпич, отличающийся повышенной прочностью. Кирпич обжигался до полного запекания, благодаря чему практически не впитывал влагу и не разрушался на морозе.

После завершения строительных работ форт имел вид пятиугольника неправильной формы, в центральной части которого находился дворик небольшого размера. По фронту располагались 3 капонира, позволявшие вести огонь в разных направлениях под разными углами.

Возведение фортификационного сооружения велось в середине XIX столетия, когда на вооружение флота поступили артиллерийские орудия. Поэтому, стены форта строились из расчета попадания артиллерийского снаряда и имели толщину 1 метр. Сверху стены были укрыты насыпанным земляным накатом толщиной 3 метра. Тыльную часть сооружения защищал ров с водой.

В горжевой части (в тыльной части) форта были размещены двухъярусная караульная казарма, в подвале которой был оборудован склад, а также площадка, где происходило построение караула, горжевой капонир, колодец и складские помещения. Форт был оснащен системами водоснабжения, вентиляции и канализации, а также имел автономную систему отопления.

В конце XIX века была проведена реконструкция, в ходе которой фортификационное сооружение усилили бетоном.

Во время Второй Мировой Войны Форт Западный практически не пострадал, так как каких-либо серьезных боевых действий в его районе не происходило. После войны рядом с фортификационным сооружением базировался 59 Зенитный Артиллерийский полк Балтийской дивизии ПВО, личный состав которого жил в помещении форта. В 1960 году полк передислоцировался и Западный Форт опустел.

На текущий момент фортификационное сооружение имеет статус регионального памятника, однако не находится под охраной и рушится под воздействием времени и природы. Воды Балтики активно захватывают берег и в скором времени старинную достопримечательность Балтийской косы просто смоет. Территория форта постепенно зарастает деревьями и кустарниками, корни которых разрушают фундамент постройки изнутри.

Аэродром Нойтиф – достопримечательность Балтийской косы

Аэродром Нойтиф - достопримечательность Балтийской косы

Старые ангары немецкого аэродрома

Продолжаем двигаться вглубь косы, рассказывая Вам про достопримечательности Балтийской косы, на очереди – аэродром Нойтиф (Neutief). Некогда одна из лучших немецких военных авиабаз. Уникальность аэродрома заключалась в том, что он был построен на песчаной почве.

Строительство аэродрома, предназначенного для сухопутных летательных аппаратов и гидросамолетов, длилось 5 лет и завершилось в 1939 году. Снабжение объекта производилось только по морю. Для электрификации авиабазы по дну пролива был протянут электрокабель.

Помимо двух бетонных взлетно-посадочных полос протяженностью 1 км каждая, комплекс аэродрома включал гавань для гидросамолетов, гигантские ангары для летательных аппаратов и техники, ремонтные мастерские, котельную, насосную станцию, трансформаторную подстанцию, различные постройки хозяйственного назначения и казармы. Для обслуживающего персонала авиабазы рядом построили небольшой поселок.

Во время штурма Пиллау советскими войсками аэродром практически не пострадал и находился в очень хорошем состоянии. В советский период объект эксплуатировался авиацией Балтийского флота. К началу девяностых годов Нойтиф обветшал и стал нуждаться в серьезном ремонте, из-за чего оказался ненужным военным. С 1996 года аэродром пребывает в заброшенном состоянии и постепенно разрушается.

В настоящий момент Нойтиф находится в частной собственности. В 2018 году собственник начал снос ангаров для гидросамолетов. Но местные жители, по мнению которых немецкий аэродром имеет общественную ценность, предприняли попытку предотвратить разрушение. Демонтаж был приостановлен на основании того, что владелец не получил разрешение местных органов власти на проведение данных работ.

Инициативная группа местных жителей организовала сбор подписей и обратилась в региональную Службу охраны памятников с просьбой придать Нойтифу статус охраняемого объекта. Однако, местные власти ответили отказом, сославшись на то, что аэродром нужен Министерству Обороны.

Несмотря на заброшенное состояние, в котором авиабаза пребывает более 20 лет, аэродром все еще может использоваться по назначению – летом 2019 года из гавани Нойтифа взлетел гидросамолет.

Недалеко от ангаров аэродрома расположены еще оружейные склады (на фото), где хранились боеприпасы и вооружение:

Достопримечательности Балтийской косы - оружейные склады

Береговая зенитная батарея Лемберг на косе

Во время Второй Мировой Войны немцы укрепили оборонительную линию Пиллау зенитными батареями, которые были оборудованы водопроводом, а также имели специальные помещения, где хранилась вода и продовольственные запасы. Батарея Лемберг помимо оборонительной функции также могла использоваться в качестве запасного командного пункта. Мощное сооружение представляло собой комплекс, объединявший более 20 бункеров, включая четыре бетонных орудийных капонира, бункеры для солдат и офицеров, бункеры для хранения боеприпасов, столовую, электростанцию, складское помещение, бункер для арестантов и прочие инженерные сооружения. Конструкция обеспечивала как выход к орудиям, так и внутреннее сообщение между всеми помещениями. Толщина стен в некоторых укрытиях превышала 2 метра. На вооружении батарея имела 4 орудия «S.K. C/32» калибром 105 мм.

Во время наступления советских войск батарею частично разрушили артиллерийским огнем . Поэтому, на сегодняшний день уцелели: несколько бункеров, наблюдательный пост, пост направления огня, связные будки, складские помещения и погреба для хранения боекомплекта, а также один закрытый и три открытых орудийных дворика. Местами можно наткнутся на колючую проволоку и ржавые гильзы от снарядов.

Сейчас к батарее Лемберг затруднен, так как многие сохранившиеся объекты погребены под слоем песка или полностью ушли под воду.

Экскурсии на Балтийскую косу

Рекомендуем посмотреть экскурсии по Балтийской косе с профессиональными гидами. Преимущества путешествий с гидом:

  • Гид возит на своей машине, забирает из указанного Вами места по договоренности.
  • В пути экскурсовод рассказывает интересные истории, факты про достопримечательности Балтийской косы.
  • Стоимость экскурсии можно разделить между ее участниками.
  • За одну экскурсию можно побывать в разных местах, например, съездить в Балтийск и на Балтийскую косу и заглянуть в поселок Янтарный, где находится карьер по добыче янтаря.

Описание самых интересных экскурсий читайте у нас на сайте! – ссылка.

Читайте также: