То ли шелест колоса трепет ветерка то ли гладит волосы теплая рука синтаксический разбор

Опубликовано: 17.09.2024

2. Далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.

3. Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4. В этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.

5. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

6. Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.

7. Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.

8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.

9. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.

12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.

1. \u041e\u0442\u0442\u0430\u044f\u0432\u0448\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434 \u043b\u0443\u0447\u0430\u043c\u0438 \u0441\u043e\u043b\u043d\u0446\u0430 \u0437\u0435\u043c\u043b\u044f \u043f\u043e\u0447\u0442\u0438 \u043d\u0435 \u043f\u0430\u0445\u043d\u0435\u0442, \u0430 \u0432\u0435\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0432 \u043b\u0438\u0446\u043e \u0432\u0435\u0442\u0435\u0440 \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e \u043d\u0435 \u043d\u0430\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442 \u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u044b\u0445, \u0442\u0440\u0435\u0432\u043e\u0436\u0430\u0449\u0438\u0445 \u043d\u0430\u0441 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0445\u043e\u0432 \u0432\u0435\u0441\u043d\u044b.

[- \u00a0=], \u0430 [- =, (\u043f.\u043e.)]

2. \u0414\u0430\u043b\u0451\u043a\u0438\u0435 \u0441\u043d\u0435\u0433\u0430 \u0431\u0435\u0437 \u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446 \u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0442\u043e \u0441\u043a\u0443\u0447\u043d\u043e-\u0437\u0435\u043b\u0435\u043d\u043e\u0432\u0430\u0442\u044b\u043c\u0438, \u0442\u043e \u0432\u044f\u043b\u043e-\u0436\u0435\u043b\u0442\u043e\u0432\u0430\u0442\u044b\u043c\u0438, \u0430 \u0432 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430\u0445 \u043f\u043b\u0430\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0435 \u0442\u043e\u0447\u043a\u0438.

[- \u00a0= \u0442\u043e \u2248\u2248\u2248, \u0442\u043e \u2248\u2248\u2248], \u0430 [- =]

3. \u041a\u043e\u043d\u0447\u0438\u043b\u0441\u044f \u043b\u0435\u0441, \u0438, \u0440\u0430\u0441\u043f\u0430\u0445\u043d\u0443\u0432\u0448\u0438\u0441\u044c \u0434\u043e \u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u0435\u0433\u043e \u0441\u0438\u043d\u0435\u0433\u043e \u043d\u0435\u0431\u0430, \u0443\u0434\u0430\u0440\u0438\u043b\u0430 \u0432 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430 \u0440\u043e\u0441\u0438\u0441\u0442\u0430\u044f \u044f\u0440\u043a\u043e\u0441\u0442\u044c \u043b\u0443\u0433\u043e\u0432.

[ = \u00a0- ], \u0438, [ (\u043f.\u043e.), = - ]

4. \u0412 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0434\u043b\u044f \u0437\u0430\u043f\u0438\u0441\u0435\u0439 \u043b\u0435\u0433\u043a\u043e \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0438 \u043d\u0443\u0436\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043a\u0438, \u0434\u0430 \u0438 \u043e\u0446\u0435\u043d\u043a\u0430 \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u044f\u043c \u0434\u0430\u0451\u0442\u0441\u044f \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0431\u0435\u0441\u043f\u0440\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u043d\u0430\u044f.

5. \u041d\u0438 \u043e\u043d\u0430 \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0440\u043e\u043d\u0435\u0442, \u043d\u0438 \u0435\u0451 \u043d\u0438\u043a\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0440\u043e\u043d\u0435\u0442.

\u043d\u0438 [- \u00a0=] \u043d\u0438 \u00a0[- =]

6. \u041c\u0435\u0441\u044f\u0446 \u0441\u0442\u043e\u044f\u043b \u0437\u0430 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044c\u044f\u043c\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0438\u0437\u043a\u043e, \u043d\u043e \u0432\u0441\u0451 \u0432\u043e\u043a\u0440\u0443\u0433 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0435\u0449\u0451 \u044f\u0441\u043d\u043e \u0432\u0438\u0434\u043d\u043e.

7. \u0411\u0443\u0440\u0430\u0442\u0438\u043d\u043e \u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u043f\u0430\u0434\u0430\u043b \u0432 \u0442\u0435\u043d\u0438, \u0442\u043e \u0431\u0435\u043b\u044b\u0439 \u043a\u043e\u043b\u043f\u0430\u043a \u0435\u0433\u043e \u043c\u0435\u043b\u044c\u043a\u0430\u043b \u0432 \u043b\u0443\u043d\u043d\u043e\u043c \u0441\u0432\u0435\u0442\u0435. \u00a0

8. \u041a\u0430\u043d\u043e\u043d\u0430\u0434\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0441\u043b\u0430\u0431\u0435\u0435, \u043e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e \u0442\u0440\u0435\u0441\u043a\u043e\u0442\u043d\u044f \u0440\u0443\u0436\u0435\u0439 \u0441\u0437\u0430\u0434\u0438 \u0438 \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0441\u043b\u044b\u0448\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432\u0441\u0451 \u0447\u0430\u0449\u0435 \u0438 \u0447\u0430\u0449\u0435.

9. \u0422\u043e \u043b\u0438 \u0448\u0435\u043b\u0435\u0441\u0442 \u043a\u043e\u043b\u043e\u0441\u0430, \u0442\u0440\u0435\u043f\u0435\u0442 \u0432\u0435\u0442\u0435\u0440\u043a\u0430, \u0442\u043e \u043b\u0438 \u0433\u043b\u0430\u0434\u0438\u0442 \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u044b \u0442\u0451\u043f\u043b\u0430\u044f \u0440\u0443\u043a\u0430.

[\u0442\u043e \u043b\u0438 -, -, \u0442\u043e \u043b\u0438 = - \u00a0=],

10. \u041b\u0438\u0448\u044c \u0438\u0437\u0440\u0435\u0434\u043a\u0430 \u043e\u043b\u0435\u043d\u044c \u043f\u0443\u0433\u043b\u0438\u0432\u044b\u0439 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043f\u0443\u0441\u0442\u044b\u043d\u044e \u043f\u0440\u043e\u0431\u0435\u0436\u0438\u0442, \u0438\u043b\u0438 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0439 \u0442\u0430\u0431\u0443\u043d \u0438\u0433\u0440\u0438\u0432\u044b\u0439 \u043c\u043e\u043b\u0447\u0430\u043d\u044c\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0430 \u0432\u043e\u0437\u043c\u0443\u0442\u0438\u0442.

11. \u041a \u043b\u0438\u0446\u0435\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443 \u044f \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0432\u044b\u043a, \u0448\u0430\u0440\u043a\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0436\u043a\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0438\u043b\u0438.

12. \u041b\u0435\u0441\u043e\u043a \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e \u0438\u0441\u0447\u0435\u0437, \u0438 \u0432\u0435\u0442\u0435\u0440 \u043a\u0430\u043a-\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u0441 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d.

ТЕМА 13.

Сложное предложение.

Пунктуация в сложносочиненном предложении.

I. Подготовить ответы на вопросы

1. Сложное предложение.

2. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (запятая, точка с запятой).

3. Пунктуация в сложносочиненном предложении, части которого имеют общий второстепенный член, общее придаточное или общее вводное слово.

II. Выполнить письменно упражнения

Упражнение 1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы.

1. Опять не убраны хлеба и не покошены покосы. (Дуд.) 2. В это время подъехала к крыльцу карета и бричка и из кареты вышел князь Андрей высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперёд. (Л. Т.) 3. Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат. (Кав.) 4. Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно пролетит подслеповатая сова. (Абр.) 5. И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвётся пополам. (П.) 6. В тишине маленького дома потрескивала печная штукатурка да пригревшись пилил сверчок крошечной пилой крошечную деревяшечку. (А. Т.) 7. Уже степь была в свежей росе и небо в звёздах. (Кат.) 8. Через неделю при таком ровном бледном тепле взломает лёд вода выйдет из берегов и ночью будет слышен весёлый шум половодье. (3айц.) 9. Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы. (Ч.) 10. Верхние листья верб начали лепетать и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. (Г.) 11. В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры. (Л. Т.) 12. В это время откуда-то с другой стороны переулка из открытого окна вырвался и полетел громовый виртуозный вальс и послышалось пыхтение подъехавшей к воротам машины. (Булг.) 13. Сумерки медленно наползали на тайгу и постепенно блёкла яркая голубизна неба и затухал блеск раскинувшихся по прямому плёсу серебристых песков. (Марк.) 14. Гоняются над лугом друг за дружкой весёлые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки. (С.-М.) 15. Вдруг конь остановился и Елена лишилась чувств. (А. К. Т.) 16. В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. (Пришв.) 17. Кричат орлы пустынный ветер веет в задумчивых тоскующих полях да тень от туч кочующих темнеет. (Бун.)

Упражнение 2. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы.

1. Где-то начинал сверкать огонёк и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам. (Г.) 2. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью. (М. Г.) 3. А утром всё так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски брёвна и вырванные с корнем деревья. ( Пауст.) 4. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом месяц. (Л. Т.) 5. По мере приближения к водоразделу угрюмее становился лес и больше попадалось звериных следов. (Аре.) 6. Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел. (М.-С.) 7. Только кое-где мерцали растягивались и тотчас же исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам. (Кор.) 8. У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились. (М. Г.) 9. Ни звука ни шороха не раздавалось в лесу и в воздухе чувствовался тягучий медвяный травяной запах плывший с далёких полей. (Kyпp.) 10. Издали слышался шум неугомонного ручья и чувствовалось его сырое холодное дыхание. (Кор.) 11. На торфяном болоте поднялась утка и выбрался из кустов селезень. (Пришв.) 12. По ночам вокруг кордона трубили лоси и дядя Лёша сокрушался что слабовато в этом году трубят. (Пауст.) 13. Откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук похожий на чей-то голос. (Ч.) 14. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (Л.) 15. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.) 16. Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих-то Шагов. (Ч.)

Упражнение 3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы.

1. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.) 2. У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк. (М. Г.) 3. На дворе росла случайная трава в углу стоял рундук для мусора дальше находился ветхий деревянный сарай и около него жила одинокая старая яблоня без всякой заботы человека. (Плат.) 4. На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоженные весёлою рыбою. (Ч.) 5. Чугунная решётка на каменном мосту и тень её так чётко пробита на свету. (Оз.) 6. Радостно весной чирикают воробьи и поют синички. (Пришв.) 7. С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (Бун.) 8. Уже дворники подметали улицы и большой жёлтый круг солнца стоял довольно высоко над Выборгской стороной. (Кав.) 9. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. (Пауст.) 10. Всё было тихо только вдали от дороги шумели листья и слышался треск сучьев. (Кор.) 11. Мигают вишни спят волы внизу спросонок пруд маячит и кукурузные стволы за пазухой початки прячут. (Паст.) 12. Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся настоящая гроза. (Ч.) 13. Ещё трава полна прозрачных слёз и гром вдали гремит раскатом. (Бл.) 14. Побелел восход и озарил вершины гор и стал синеть безмолвный бор. (Л.) 15. Льды быстро сгустились и судну приходилось идти тихим ходом. (Обр.) 16. В голубом небе плывут облака и проносятся перелётные птицы. (Пришв.) 17. Гроза совершенно стихла и только издали неслись далёкие раскаты грома да по небу ползла чёрная бесконечная туча. (Леск.)

Упражнение 4. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы.

1. В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль. (М. Г.) 2. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью. (М. Г.) 3. В давно забытые времена быть может так же на кургане чернела конная фигура и носился орлиный клёкот и рыскал степной зверь и смутно волновался седой ковыль и вольно над степным простором неслись победные гортанные крики. (Сер.) 4. Последние тени сливались да мгла синела да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сер.) 5. Как будто кто-то задумчиво без слов пел и не было слышно голоса и только представлялась потонувшая в ночной синеве река и костёр и смутный обрыв и в тёмной глубине чуть зыблемые звёзды. (Сер.) 6. Сквозь грохот слышался иногда дикий вскрик да вместе с комьями рванувшейся земли взлетало тележное колесо или дымящаяся солдатская шинель. (А. Т.) 7. Решение Лизы сняло с его сердца камень да и весь дом сразу ожил.·(Фед.) 8. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца прорвавшиеся сквозь листву на столики освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие длиннопалые руки. (Фед.) 9. По крыше выложили жесть и дом готов и крыша есть. (М.) 10. В два пальца по-боцмански ветер свистит и тучи сколочены плотно. И ёрзает руль и обшивка трещит и забраны в рифы полотна. (Багр.) 11. Ровный мягкий свет струился по опавшей листве и яблони отсвеченные по краям стояли у окна странные и золотые. (Фад.) 12. Иногда после слабенького отрывистого выстрела [в тире] слышался звон разбитой бутылки или начинал шуметь механизм движущейся мишени. (Кат.) 13. Мы спустились с горы и въехали в село. (Фурм.) 14. В такие ночи даже широко раскрытые зрачки не могут одолеть темноты и люди движутся ощупью вслепую рискуя в любой канаве свернуть голову. (Н.О.) 15. Бело вспыхнула молния и ворон уронив горловой баритонистый клёкот вдруг стремительно ринулся вниз. (Ш.) 16. Конь глухо звякая подковами по устилавшим дно колышкам на ходу потянулся было пить но всадник заторопил его и конь ёкая селезёнкой выскочил на пологий берег. ( Ш.) 17. То ли шелест колоса трепет ветерка то ли гладит волосы тёплая рука. (Сурк.) 18. Короткая команда пущенные на полный ход моторы стремительно с ближней дистанции торпедный залп и с одним немецким транспортом а через пятнадцать секунд со вторым было покончено. (Сим.) 19. Ржавеют в арсеналах пушки зато сияют кивера. (Сим.) 20. То тут то там легонько шелестел ручеёк и вздыхал оседая оттаявший за день крупитчатый снег. (Пол.)




Литература

1. Водина Н.С., Иванова А.Ю. Культура устной и письменной речи. Справочник. Практикум. – М., 2001.

2. Розенталь Д.Э, И. Б. Голуб Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2003 (и другие издания).

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2008.

Запятыми разделяются части сложносочиненного предложения, между которыми стоят союзы:

1) с о е д и н и т е л ь н ы е: и, да (в значении «и»), ни… ни. Например: Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова (Л. Толстой); Дикие и даже страшные в своём величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (Короленко); Ни калина не растёт между ними [крестами], ни трава не зеленеет… (Гоголь);


2) п р о т и в и т е л ь н ы е: а, но, да (в значении «но»), однако, же, зато, а то, не то. Например: Старик явно возмущался, а Григорий морщился… (Шолохов); Я ему верю, да суд-то ему на слово не верит (Достоевский); Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать сюда, как и отсюда… (Сергеев-Ценский); Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера… (Симонов); Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато (Чехов); Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде… (Писемский);


3) р а з д е л и т е л ь н ы е: или, либо, ли… или, ли… ли, то… то, не то… не то. Например: Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон (Серафимович); То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы теплая рука (Сурков); Во сне ль всё это снится мне, или гляжу я в самом деле на что при этой же луне с тобой живые мы глядели? (Тютчев).

Примечание. В сложносочиненном предложении пара ли… или рассматривается как повторяющийся союз, в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ли… или не образуют повторяющегося союза, вследствие чего запятая перед или в последнем случае не ставится (см. § 87, п. 4). Ср. также: Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов, кричал ли во дворе павлин, или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на ум, что Михаил Ильич серьёзно болен (Чехов);

4) п р и с о е д и н и т е л ь н ы е: да, да и, тоже, также. Например: Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира (Федин); Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Чехов);


5) п о я с н и т е л ь н ы е: то есть, а именно. Например: Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (Салтыков-Щедрин); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Арсеньев).

Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения:

а) имеют общий второстепенный член, например: Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами (Чехов) (общий второстепенный член – тут); У Гаврилы смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (Горький) (общий второстепенный член – у Гаврилы); По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца, прорвавшиеся сквозь листву на столики, освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки (Федин) (общий второстепенный член – по утрам); но (при повторении союза): В спальне было и душно, и жарко, и накурено (Чехов) (хотя есть общий второстепенный член – в спальне);

б) имеют общее придаточное предложение, например: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Чехов); Но Леля спала так спокойно и в её ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Паустовский); Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом (Первенцев) (общий второстепенный член и общее придаточное предложение); Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину (Чехов);

в) выражены двумя назывными (номинативными) предложениями, например: Хриплый стон и скрежет ярый! (Пушкин); Тишина, темнота, одиночество и этот странный шум (Симонов);

г) выражены двумя вопросительными, или двумя восклицательными, или двумя побудительными предложениями, например: Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан? Как часто мы встречались вместе и какие вели интересные беседы! (Фурманов);

д) выражены двумя неопределенно-личными предложениями, если имеется в виду один и тот же производитель действия, например: …Постояли, потолковали и пошли назад (Лермонтов); Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

е) выражены двумя безличными предложениями, имеющими синонимические слова в составе сказуемых, например: Не нужно злоупотреблять цеховой терминологией или следует объяснять термины (Горький).

§ 105. Точка с запятой в сложносочиненном предложении

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто они представляют собой соединение сложноподчиненных предложений) или имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой (чаще перед союзами а, но, однако, зато, да и, тоже, также, же, реже перед союзами и, да (в значении «и»), или; перед последними обычно лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой). Например: Он держал её за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всём только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость… (Чехов); Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь); Нельзя сказать, чтобы это нежное расположение к подлости былo почувствовано дамами; однако же во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине… (Гоголь); Пьянство не особенно было развито между ними; зато преобладающими чертами являлись: праздность, шутовство и какое-то непреоборимое влечение к исполнению всякого рода зазорных «заказов» (Салтыков-Щедрин); …Поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе, но ничего положительного об этом не знали; да и от кого было узнать – не от него же самого (Тургенев).

Постановка точки с запятой в этих случаях факультативна; ср. постановку запятой в аналогичном предложении перед присоединительным союзом да и: Кликушу он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за десять от монастыря, да и прежде её водили к нему (Достоевский).

§ 106. Тире в сложносочиненном предложении

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится перед союзом тире, например: Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин); Ещё несколько слов, несколько ласк от матери – и крепкий сон овладел мною (Аксаков); Ещё одна минута объяснения – и давнишняя вражда готова была погаснуть (Гоголь); Все вскочили, схватились за ружья – и пошла потеха (Лермонтов); Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья… (Л. Толстой); Вавила бросил что-то в костёр, притоптал – и тотчас же стало очень темно (Чехов); Треск разрываемой рубахи – и Гаврила лежал на песке, безумно вытаращив глаза (Горький); Ещё год, два – и старость… (Эренбург).

РАЗДЕЛ 9
Знаки препинания в сложносочиненном предложении

§ 30. Запятая в сложносочиненном предложении

1. Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

1) соединительные (и, да ("и"), ни..ни): Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском, и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка (М.Г.); Получив известие о болезни Наташи, графиня, ещё не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и всё семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом (Л.Т.); Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного - сложносочиненное предложение (глагольные формы разных наклонений не выступают в роли однородных членов простого предложения); Наташа говорила шёпотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.);

Примечание. Запятая ставится перед союзом и также в тех случаях, когда он присоединяет предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением, относящимся к подлежащему первой части или повторяющим его: Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками (Ч.); Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив (Т.).

Но: Автор прочитал корректуру и сам внёс нужные исправления - предложение простое, сам не является подлежащим.

2) противительные (а, но, да ("но"), однако, же, зато, а то, не то, а не то): Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшие под ней люди возбуждали его любопытство (Ч.); У Ивана Ильича от усталости гудело всё тело, но сидеть на мягком и прихлёбывать из кружки было так приятно (А.Т.); Надо бы, наконец, возбудить дело о разводе, да другие дела мешают взяться (Фед.); Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу (Ч.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.); Брак не в его принципах, зато чувство равенства будет в нём польщено (Т.); Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет бес покоиться о твоём отъезде (Пис.); Отвечай же мне, а не то буду беспокоиться (П.);

3) разделительные (или, либо, ли…или, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то): Только иногда, вглядываясь пристально в неё, он вздрогнет страстно, или она взглянет на него мимоходом и улыбнётся (Гонч.); Уймись, или худо будет (П.); Он должен уехать, или я погибла! (Т.); Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (Л.); То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.); То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука (Сурк.); …В скользящей стеклянной зыби плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях, - нахлебался воды (А.Т.);

Примечания:

1. В сложносочиненном предложении ли…или рассматривается как повторяющийся союз (в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ли…или не образуют повтеряющегося союза, вследствие чего запятая перед или в последнем случае не ставится; см. § 13, п. 12): Во сне ль всё это снится мне, или гляжу я в самом деле, на что при этой же луне с тобой живые мы глядели; (Тютч.); Серьёзно ли в ней гнездилось это намерение, или она только шутки шутила (С.-Щ.); Жалобный ли тон Авдотьи подействовал на Буянова, или сведения о количестве поросят произвели на него впечатление, но через минуту он дал свет (Ник.).

2. Запятая ставится перед союзом или в названиях литературных произведений, состоящих из двух наименований (второе название тоже пишется с прописной буквы): "Двенадцатая ночь, или Как вам угодно" (Шекспир); "Похождения Чичикова, или Мёртвые души" (Н.В. Гоголь); "Воевода, или Сон на Волге" (А. Н. Островский); "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (А. Н. Толстой).

4) присоединительные (да, да и, и притом, тоже, также): Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил (Фед.); Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много (Гарш.); Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Ч.); Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Т.);

5) пояснительные (а именно, то есть): Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно… для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (С.-Щ.); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Акс.).

2. Запятая перед союзами и, да ("и"), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим для них элементом.

1) Общим может быть второстепенный член предложения: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (П.); У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Г.); Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гонч.); У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Акс.); Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (Т.); В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л.Т.); Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем (Ч.); В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь (Ч.); Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Ч.); У Гаврилы смешно надулись щёки, оттопырилисъ губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М.Г.); У него осунулось лицо и отяжелели веки (М.Г.); В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт (М.Г.); От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина (Купр.); По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца.. освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннополые руки (Фед.); В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.); В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря (Ш.).

Правило действует и в тех случаях, когда общим является обособленный второстепенный член предложения, сравнительный оборот и т. д.: Согласно общепризнанным нормам международного права, открытое море свободно для всех наций и все государства обязаны воздерживаться от всяких актов, способных причинить ущерб его использованию другими государствами (газ.); Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

Примечания:

1. При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом и ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

2. Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.

2) Общей может быть придаточная часть сложноподчиненного предложения: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.); Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.); Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно… (Ч.); Но Леля спала так спокойно и в её ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.); Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой… (Перв.); Пока я умывался, печь была затоплена и на сковородке кипело масло.

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемbelokatayoo.ucoz.org

Похожие презентации

Презентация на тему: " Сложноподчинённое предложение. Повторение и обобщение изученного." — Транскрипт:

1 Сложноподчинённое предложение. Повторение и обобщение изученного.

2 1. Контроль усвоения темы, сформированности навыка разграничения сложных предложений. 2. Проверка сформированности умения постановки знаков препинания в сложных предложениях, умения определять вид сложного предложения. 3. Закрепление умения работать со схемами предложений.

3 Сложное предложение – это 1.Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и поэтому приспособлена для общения. Обладает смысловой и интонационной законченностью; является минимальной единицей высказывания. 2.Такое предложений, которое имеет в своём составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. 3.Синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных (самостоятельных) слов на основе подчинительной связи.

4 Наступил октябрь, и заметно похолодало. (сложное предложение) Спит земля в сиянье голубом… (простое предложение)

5 Макар и не заметил, что стало светать. (союзное предложение) Наступила весна – стало тепло. (бессоюзное предложение)

6 1.Сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. 2.Сложное предложение, части которого соединяются между собой по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов. 3.Сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

7 Солнце светило, но оно не грело. Обильная роса покрывала землю, траву, листья, кусты. В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

8 Солнце светило, но оно не грело.ССП Обильная роса покрывала землю, траву, листья, кусты. ПП В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. СПП Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. ПП Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. СПП То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука. ССП

9 Определите вид сложноподчинённого предложения. Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят. В лесу, где всегда темно и сыро, можно встретить гигантские папоротники. Кто ищет, тот всегда найдёт. Автобус остановился на берегу реки, которая здесь плавно поворачивала к югу. Та девушка, что стояла ближе к нему, протянула руку. Пришлось остановиться, чтобы навести порядок. Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата. Все, что окружало его, вызывало в нём досаду и раздражение. Я хотел узнать, когда выйдет очередной номер журнала.

10 Определите вид сложноподчинённого предложения Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят. Обстоятельс. В лесу, где всегда темно и сыро, можно встретить гигантские папоротники. Определит. Кто ищет, тот всегда найдёт. Изъяснит. Автобус остановился на берегу реки, которая здесь плавно поворачивала к югу. Определит. Та девушка, что стояла ближе к нему, протянула руку. Определит. Пришлось остановиться, чтобы навести порядок. Обстоятельс.. Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата. Обстоятельс. Все, что окружало его, вызывало в нём досаду и раздражение. Изъяснит. Я хотел узнать, когда выйдет очередной номер журнала. Изъяснит.

11 Задание: определите вид придаточного обстоятельственного. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. Ученик всё сделал так, как требовал мастер. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся.

12 Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Условия Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. Следствия Ученик всё сделал так, как требовал мастер.Образа действия Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. Причины Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. Сравнения Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт.Места Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.Цели Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.Уступки Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся. Времени

13 Расставьте запятые. 1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Каждый кто был летом на Севере навсегда запомнит белые ночи. Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи. 3. Никто не знал того откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова. Никто не знал того, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова. 4. Жизнь пернатых начала замирать зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. 5. Недаром говорится что дело мастера боится. Недаром говорится, что дело мастера боится.

14 6. Я не знаю буду ли дома вечером. Я не знаю, буду ли дома вечером. 7. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук. Вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук. 8. Под вечер мы вышли на поляну где рос огромный дуб. Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. 9. Врач подошёл к больному которому вчера была сделана операция. Врач подошёл к больному, которому вчера была сделана операция.

15 Задание: соотнесите предложение со схемой. 1.Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. 2.Люблю людей, с которыми легко общаться. 3.Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. 4.Умчался век эпических поэм, и повести в стихах пришли в упадок. 5.Вода была так тепла, словно её специально подогрели. 1. [ ], (с которыми ). 2. [, (что ), ]. 3. (Чтоб ),[ ]. 4. [ так], (словно).

16 Задание: соотнесите предложение со схемой. 1.Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. (Чтоб ),[ ]. 2. Люблю людей, с которыми легко общаться. [ ], (с которыми ). 3. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. [, (что ), ]. 4. Умчался век эпических поэм, и повести в стихах пришли в упадок. [ ], и[ ]. 5. Вода была так тепла, словно её специально подогрели. [ так], (словно ).

Читайте также: