То ли шелест колоса трепет ветерка то ли гладит волосы теплая рука разбор

Опубликовано: 17.09.2024

2. Далёкие снега без границ казались то скучно-зеленоватыми, то вяло-желтоватыми, а в глазах плавали чёрные точки.

3. Кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

4. В этом случае для записей легко находятся точные слова и нужные краски, да и оценка событиям даётся более беспристрастная.

5. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет.

6. Месяц стоял за деревьями уже низко, но всё вокруг было ещё ясно видно.

7. Буратино то пропадал в тени, то белый колпак его мелькал в лунном свете.

8. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще.

9. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

10. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

11. К лицедейству я не привык, шаркать ножкой тоже не обучили.

12. Лесок быстро исчез, и ветер как-то был с разных сторон.

1. \u041e\u0442\u0442\u0430\u044f\u0432\u0448\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434 \u043b\u0443\u0447\u0430\u043c\u0438 \u0441\u043e\u043b\u043d\u0446\u0430 \u0437\u0435\u043c\u043b\u044f \u043f\u043e\u0447\u0442\u0438 \u043d\u0435 \u043f\u0430\u0445\u043d\u0435\u0442, \u0430 \u0432\u0435\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0432 \u043b\u0438\u0446\u043e \u0432\u0435\u0442\u0435\u0440 \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e \u043d\u0435 \u043d\u0430\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442 \u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u044b\u0445, \u0442\u0440\u0435\u0432\u043e\u0436\u0430\u0449\u0438\u0445 \u043d\u0430\u0441 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0445\u043e\u0432 \u0432\u0435\u0441\u043d\u044b.

[- \u00a0=], \u0430 [- =, (\u043f.\u043e.)]

2. \u0414\u0430\u043b\u0451\u043a\u0438\u0435 \u0441\u043d\u0435\u0433\u0430 \u0431\u0435\u0437 \u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446 \u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0442\u043e \u0441\u043a\u0443\u0447\u043d\u043e-\u0437\u0435\u043b\u0435\u043d\u043e\u0432\u0430\u0442\u044b\u043c\u0438, \u0442\u043e \u0432\u044f\u043b\u043e-\u0436\u0435\u043b\u0442\u043e\u0432\u0430\u0442\u044b\u043c\u0438, \u0430 \u0432 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430\u0445 \u043f\u043b\u0430\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0435 \u0442\u043e\u0447\u043a\u0438.

[- \u00a0= \u0442\u043e \u2248\u2248\u2248, \u0442\u043e \u2248\u2248\u2248], \u0430 [- =]

3. \u041a\u043e\u043d\u0447\u0438\u043b\u0441\u044f \u043b\u0435\u0441, \u0438, \u0440\u0430\u0441\u043f\u0430\u0445\u043d\u0443\u0432\u0448\u0438\u0441\u044c \u0434\u043e \u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u0435\u0433\u043e \u0441\u0438\u043d\u0435\u0433\u043e \u043d\u0435\u0431\u0430, \u0443\u0434\u0430\u0440\u0438\u043b\u0430 \u0432 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430 \u0440\u043e\u0441\u0438\u0441\u0442\u0430\u044f \u044f\u0440\u043a\u043e\u0441\u0442\u044c \u043b\u0443\u0433\u043e\u0432.

[ = \u00a0- ], \u0438, [ (\u043f.\u043e.), = - ]

4. \u0412 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0434\u043b\u044f \u0437\u0430\u043f\u0438\u0441\u0435\u0439 \u043b\u0435\u0433\u043a\u043e \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0438 \u043d\u0443\u0436\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043a\u0438, \u0434\u0430 \u0438 \u043e\u0446\u0435\u043d\u043a\u0430 \u0441\u043e\u0431\u044b\u0442\u0438\u044f\u043c \u0434\u0430\u0451\u0442\u0441\u044f \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0431\u0435\u0441\u043f\u0440\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0441\u0442\u043d\u0430\u044f.

5. \u041d\u0438 \u043e\u043d\u0430 \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0440\u043e\u043d\u0435\u0442, \u043d\u0438 \u0435\u0451 \u043d\u0438\u043a\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0440\u043e\u043d\u0435\u0442.

\u043d\u0438 [- \u00a0=] \u043d\u0438 \u00a0[- =]

6. \u041c\u0435\u0441\u044f\u0446 \u0441\u0442\u043e\u044f\u043b \u0437\u0430 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044c\u044f\u043c\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0438\u0437\u043a\u043e, \u043d\u043e \u0432\u0441\u0451 \u0432\u043e\u043a\u0440\u0443\u0433 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0435\u0449\u0451 \u044f\u0441\u043d\u043e \u0432\u0438\u0434\u043d\u043e.

7. \u0411\u0443\u0440\u0430\u0442\u0438\u043d\u043e \u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u043f\u0430\u0434\u0430\u043b \u0432 \u0442\u0435\u043d\u0438, \u0442\u043e \u0431\u0435\u043b\u044b\u0439 \u043a\u043e\u043b\u043f\u0430\u043a \u0435\u0433\u043e \u043c\u0435\u043b\u044c\u043a\u0430\u043b \u0432 \u043b\u0443\u043d\u043d\u043e\u043c \u0441\u0432\u0435\u0442\u0435. \u00a0

8. \u041a\u0430\u043d\u043e\u043d\u0430\u0434\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0441\u043b\u0430\u0431\u0435\u0435, \u043e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e \u0442\u0440\u0435\u0441\u043a\u043e\u0442\u043d\u044f \u0440\u0443\u0436\u0435\u0439 \u0441\u0437\u0430\u0434\u0438 \u0438 \u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0441\u043b\u044b\u0448\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432\u0441\u0451 \u0447\u0430\u0449\u0435 \u0438 \u0447\u0430\u0449\u0435.

9. \u0422\u043e \u043b\u0438 \u0448\u0435\u043b\u0435\u0441\u0442 \u043a\u043e\u043b\u043e\u0441\u0430, \u0442\u0440\u0435\u043f\u0435\u0442 \u0432\u0435\u0442\u0435\u0440\u043a\u0430, \u0442\u043e \u043b\u0438 \u0433\u043b\u0430\u0434\u0438\u0442 \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u044b \u0442\u0451\u043f\u043b\u0430\u044f \u0440\u0443\u043a\u0430.

[\u0442\u043e \u043b\u0438 -, -, \u0442\u043e \u043b\u0438 = - \u00a0=],

10. \u041b\u0438\u0448\u044c \u0438\u0437\u0440\u0435\u0434\u043a\u0430 \u043e\u043b\u0435\u043d\u044c \u043f\u0443\u0433\u043b\u0438\u0432\u044b\u0439 \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043f\u0443\u0441\u0442\u044b\u043d\u044e \u043f\u0440\u043e\u0431\u0435\u0436\u0438\u0442, \u0438\u043b\u0438 \u043a\u043e\u043d\u0435\u0439 \u0442\u0430\u0431\u0443\u043d \u0438\u0433\u0440\u0438\u0432\u044b\u0439 \u043c\u043e\u043b\u0447\u0430\u043d\u044c\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0430 \u0432\u043e\u0437\u043c\u0443\u0442\u0438\u0442.

11. \u041a \u043b\u0438\u0446\u0435\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443 \u044f \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0432\u044b\u043a, \u0448\u0430\u0440\u043a\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0436\u043a\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0438\u043b\u0438.

12. \u041b\u0435\u0441\u043e\u043a \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e \u0438\u0441\u0447\u0435\u0437, \u0438 \u0432\u0435\u0442\u0435\u0440 \u043a\u0430\u043a-\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u0441 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d.

date image
2020-06-29 views image
70

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Сложносочиненное предложение

Сложное предложение.

Сложное предложение — это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух предикативных частей, соединённых в одно целое по смыслу и интонации. Восходит солнце, и ложатся тени, шиповник раскрывает лепестки, и вздрагивают головы растений, и к солнцу продираются ростки.

Части сложного предложения могут соединяться:

  • интонацией: Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом.
  • сочинительными союзами: Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стёкла падали на стол горячие лучи.
  • подчинительными союзами: Я всегда считал, что свобода сильнее страха смерти.

Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые(СПП).

Сложносочинённые предложения.

Сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называется сложносочинённым (ССП). Красный полумесяц уже и шёл за холм, и сторожившие его тучи тёмными пятнами лежали около звёзд.

Между частями ССП могут быть разные смысловые отношения:

  • временные(последовательность или одновременность событий): Наступает лето, и жизнь меняется;
  • противительные: Ложились сумерки, но огней нигде не было;
  • разделительные (чередование, взаимоисключение): Уймись, или худо будет. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука;
  • причинно-следственные: В кассе не оказалось билетов, и нам пришлось отказаться от поездки;
  • присоединительные: На улице стоял холодный ясный день, на сердце у неё тоже было светло.

Части сложносочинённых предложений с присоединительными отношениями нельзя назвать равноправными. Вторая (присоединяемая) часть предложения представляет собой добавочное сообщение, дополняет ту мысль, которая выражена в первой части. Присоединительное значение передается при помощи союзов да и, также, причем, (и) притом, (и) при этом. Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много.

Сочинительные союзы Примеры
соединительные: и да («и») ни-ни также, тоже Чуть дрогнула струна, и песня стелется на поле. (Сурк.) Поле с рожью горит огнем, даречка блестит и сверкает на солнце. (Гонч.) Ни солнца мне не виден свет, нидля корней моих простору нет. (Кр.) Секунду он молчал, мать смотрела на него тожемолча. (М. Г.)
противительные: а но да («но») однако («но») зато Не успело просветлеть небо, а уж голова колонны •далеко вытянулась, поползла по шоссе. (Сераф.) Многое еще хотелось сделать строителям в этот день, нодень был по-зимнему короток. (Аж.) В сумке был хлеб и сухари, даптицы или зверь уже расправились с этой едой. (Пол.) Был уже весенний месяц март, однакопо ночам деревья трещали от холода, как в декабре. (Ч.) Не удалась охота, затобыли исхожены и изучены новые места.
разделительные: то — то или (иль), либо не то — не то То длинный сук ее за шею зацепит вдруг, тоиз ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, товыронит она платок. (П.) Паду ли я стрелой пронзенный, ильмимо про­летит она. (П.) Не то дым шел от костра, не тотуман под­нимался над болотом.

Знаки препинания
в сложносочинённом предложении.

ЗАПЯТАЯ в сложносочинённом предложении.

В сложносочинённом предложении его части соединяются союзами и, да (= и или но), а, но, однако, зато, а то, не то, или, либо, также, тоже и др. Перед ними или между повторяющимися союзами (ни … ни; ли … ли; то … то; не то … не то и др.) ставится запятая. Прекрасен мудрый путь зерна, и солнца вечный свет прекрасен. Внизу за рекой тянулись луга, а по взгорью подымался лес. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.

Не ставится запятая перед союзоми, если он соединяет:

  • два вопросительных предложения. Кто это такие и что им надобно?
  • два побудительных предложения. Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках!
  • два восклицательных предложения. Как красиво в этих местах и как хорошо здесь отдыхать!
  • два назывных предложения. Чужие скалы и мокрый снег, летевший навстречу машине.

Не ставится запятая перед союзами и, да (= и), или, либо, если простые предложения имеют:



  • общее вводное слово. По-видимому, он был в большом затруднении и в его собачьей душе совершалась какая-то борьба.
  • общий второстепенный член. Крылья у гуся были растопыреныи клюв раскрыт. НО: У гуся и крылья растопырены, и клюв раскрыт. (повторяющиеся союзы)
  • общее придаточное предложение. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой.
  • общее поясняемое предложение, связанное бессоюзной связью с остальной частью сложного предложения. Произошло два события одинаковой важности:люди научились летать и люди разучились удивляться этому.

ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложносочинённом предложении.

Точка с запятой ставится перед союзами но, однако, всё же, тем не менее (реже перед и, да = и), если хотя бы одна часть сложного предложения значительно распространена или имеет в своём составе запятые.

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…

ТИРЕ в сложносочинённом предложении.

Тире ставится (чаще перед союзом и, реже переда, но), если необходимо показать быструю смену событий, следствие или противопоставление.

Немножко счастья — и человек сразу же становится лучше, добрее. Как будто надо было радоваться —но радости не было.

Домашнее задание:

Посмотрите видеоуроки. Сложносочинённое предложение

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Разбор «ССП». Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

  1. Цель высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное.
  2. Эмоциональная окраска предложения: восклицательное, невосклицательное.
  3. Количество простых предложений, их границы и грамматические основы каждого из них.
  4. Выделить сочинительный союз, который обеспечивает сочинительную связь в предложении, и определить тип смысловых отношений между простыми предложениями.
  5. Составить схему предложения.
  6. Пояснить расположение каждого из знаков препинания.

Пример разбора сложносочинённого предложения.

[Мама очень устала], но [работы было ещё очень много].

[ ], но [ ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, которые связаны противительным сочинительным союзом «но», имеет значение противопоставления; в предложении есть одна запятая, которой разделяются простые предложения в составе сложносочинённых.

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Сложноподчиненное предложение

Сложное предложение — это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух предикативных частей, соединённых в одно целое по смыслу и интонации. Восходит солнце. и ложатся тени, шиповник раскрывает лепестки, и вздрагивают головы растений, и к солнцу продираются ростки.

Части сложного предложения могут соединяться

  • интонацией: Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом.
  • сочинительными союзами: Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стёкла падали на стол горячие лучи.
  • подчинительными союзами: Я всегда считал, что свобода сильнее страха смерти .

Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП).

Сложносочинённые предложения

Сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называется сложносочинённым (ССП). Красный полумесяц уже и шёл за холм, и сторожившие его тучи тёмными пятнами лежали около звёзд.

Между частями ССП могут быть разные смысловые отношения:

  • временные (последовательность или одновременность событий): Наступает лето, и жизнь меняется;
  • противительные: Ложились сумерки, но огней нигде не было;
  • разделительные (чередование, взаимоисключение): Уймись, или худо будет. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука;
  • причинно-следственные: В кассе не оказалось билетов, и нам пришлось отказаться от поездки;
  • присоединительные: На улице стоял холодный ясный день, на сердце у неё тоже было светло.

Части сложносочинённых предложений с присоединительными отношениями нельзя назвать равноправными. Вторая (присоединяемая) часть предложения представляет собой добавочное сообщение, дополняет ту мысль, которая выражена в первой части. Присоединительное значение передается при помощи союзов да и, также, причем, (и) притом, (и) при этом. Вода была тепла , но не испорчена , и притом её было много .

Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённое предложение (СПП) — это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Это хорошо, когда жизнь оставляет место для мечты .

В сложноподчинённом предложении одна часть является главной, а другая — придаточной: Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Я увидел что? как птица села.

Придаточная часть может пояснять все главное предложение в целом или один из его членов. Когда художник открыл портрет , я невольно рассмеялся от радости. Я рассмеялся когда? когда художник открыл портрет.

В сложноподчинённом предложении может быть не одна, а несколько придаточных частей, соединённых подчинительной связью с главным предложением.

По характеру взаимосвязи придаточных предложений с главным выделяют три типа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными:
  1. СПП с однородным соподчинением. Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты , что чувствуют они себя связанно . Она знала что? что девочки поглядывают и чувствуют…
  1. СПП с неоднородным соподчинением. Когда мы встали , то нельзя было понять , который час . Нельзя было понять когда? когда мы встали. Нельзя было понять что? который час.
  1. СПП с последовательным подчинением. Надо было видеть, как берёза вспыхивала на солнце , когда его лучи пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток… Видеть что? как береза вспыхивала когда? когда его лучи пробивались.

Виды придаточных предложений

Сложное предложение. Виды придаточных предложений

Внимание! тип придаточной части нельзя определять только по характеру союза или союзного слова, т. к. один и тот же союз может присоединять придаточные предложения разных типов. Например, союз когда может присоединять придаточные времени, условия, определительные и изъяснительные; союз пока — придаточные времени и условия; союз что — изъяснительные и определительные.

Сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам-сказуемым или обстоятельствам в главном предложении. Они уточняют цель, время, место, причину и т.д. действия и делятся на следующие виды:

Примеры:

Федор Иванович поступил так великодушно (как? каким образом? в какой степени?), как никто не предполагал.
Птицы летели туда (куда?), где была их родина.
На ночлег они останавливались там (где?), где их не могла достать пуля браконьера или хищный зверь.
Дверь была распахнута настежь (когда?), когда Анна вбежала во двор.
Она искала сына до тех пор (до каких пор?), пока не нашла его.
Мы вернулись домой засветло (несмотря на что?), хотя нам разрешат остаться на рыбачке до утра.
Сома мы так и не вытащили (несмотря на что? вопреки чему?), как ни старались.

Конспект урока «Сложное предложение». Следующая тема: «Сложные бессоюзные предложения»



  • 07 December 2012
  • Алгебра
  • Автор:



Составить 2 сложносочиненных предложений и разобрать их со схемой( синтаксический разбор)



  • 07 December 2012
  • Ответ оставил: AljnaNik

1.То ли шелест колоса,трепет ветерка,то ли гладит волосы тёплая рука ( сложносочиннёное предложение с разделительными союзами)

2.Чирикали воробьи,и каркали вороны (сложносочинённое предложение,союз и)

грамматическая основа 1. чирикали воробьи, 2. каркали вороны ,соединяются союзом и.



  • НЕ НАШЛИ ОТВЕТ?

Последние опубликованные вопросы

Предметы

  • Алгебра

  • Английский язык

  • Беларуская мова

  • Беларуская мова

  • Биология

  • География

  • Геометрия

  • Другие предметы

  • Другое

  • Информатика

  • История

  • Қазақ тiлi

  • Литература

  • Математика

  • Обществознание

  • Право

  • Русский язык

  • Українська література

  • Українська мова

  • Физика

  • Химия

  • Экономика



© 2019 - 2020 vseznanija.com Все права защищены

  • Контакты
  • О сайте

Все ответы на вопросы школьной программы по различным дисциплинам, а также разбор домашних заданий и многое другое получено из открытых источников или добавлены на сайт пользователями, все материалы доступны бесплатно и как есть.

Презентация к уроку на закрепление и обобщение изученного по теме "Сложноподчиненное предложени". Повторение основных теоретических понятий: сложное предложение и его виды. особое внимание уделяется сложноподчиненному предложению. Для закрепления приводятся различные упражнения

ВложениеРазмер
spp.ppt 984 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сложноподчинённое предложение. Повторение и обобщение изученного.

1. Контроль усвоения темы, сформированности навыка разграничения сложных предложений. 2. Проверка сформированности умения постановки знаков препинания в сложных предложениях, умения определять вид сложного предложения. 3. Закрепление умения работать со схемами предложений.

Сложное предложение – это Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и поэтому приспособлена для общения. Обладает смысловой и интонационной законченностью; является минимальной единицей высказывания. Такое предложений, которое имеет в своём составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных (самостоятельных) слов на основе подчинительной связи.

Наступил октябрь, и заметно похолодало. (сложное предложение) Спит земля в сиянье голубом… (простое предложение)

Макар и не заметил, что стало светать. (союзное предложение) Наступила весна – стало тепло. (бессоюзное предложение)

Сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. Сложное предложение, части которого соединяются между собой по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов. Сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

Солнце светило, но оно не грело. Обильная роса покрывала землю, траву, листья, кусты. В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука.

НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Солнце светило, но оно не грело. ССП Обильная роса покрывала землю, траву, листья, кусты. ПП В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. СПП Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. ПП Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. СПП То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука. ССП

Определите вид сложноподчинённого предложения. Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят. В лесу, где всегда темно и сыро, можно встретить гигантские папоротники. Кто ищет, тот всегда найдёт. Автобус остановился на берегу реки, которая здесь плавно поворачивала к югу. Та девушка, что стояла ближе к нему, протянула руку. Пришлось остановиться, чтобы навести порядок. Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата. Все, что окружало его, вызывало в нём досаду и раздражение. Я хотел узнать, когда выйдет очередной номер журнала.

Определите вид сложноподчинённого предложения Молодость и здоровье ценят тогда, когда они уходят. Обстоятельс. В лесу, где всегда темно и сыро, можно встретить гигантские папоротники. Определит. Кто ищет, тот всегда найдёт. Изъяснит. Автобус остановился на берегу реки, которая здесь плавно поворачивала к югу. Определит. Та девушка, что стояла ближе к нему, протянула руку. Определит. Пришлось остановиться, чтобы навести порядок. Обстоятельс.. Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата. Обстоятельс. Все, что окружало его, вызывало в нём досаду и раздражение. Изъяснит. Я хотел узнать, когда выйдет очередной номер журнала. Изъяснит.

Задание: определите вид придаточного обстоятельственного. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. Ученик всё сделал так, как требовал мастер. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся.

Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Условия Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. Следствия Ученик всё сделал так, как требовал мастер. Образа действия Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. Причины Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. Сравнения Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт. Места Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. Цели Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. Уступки Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся. Времени

Расставьте запятые. 1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Каждый кто был летом на Севере навсегда запомнит белые ночи. Каждый, кто был летом на Севере, навсегда запомнит белые ночи. 3. Никто не знал того откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова. Никто не знал того, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова. 4. Жизнь пернатых начала замирать зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. 5. Недаром говорится что дело мастера боится. Недаром говорится, что дело мастера боится.

6. Я не знаю буду ли дома вечером. Я не знаю, буду ли дома вечером. 7. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук. Вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук. 8. Под вечер мы вышли на поляну где рос огромный дуб. Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. 9. Врач подошёл к больному которому вчера была сделана операция. Врач подошёл к больному, которому вчера была сделана операция.

Задание: соотнесите предложение со схемой. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. Люблю людей, с которыми легко общаться. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. Умчался век эпических поэм, и повести в стихах пришли в упадок. Вода была так тепла, словно её специально подогрели. 1. [ ], (с которыми ). 2. [ , (что ), ]. 3. (Чтоб ),[ ]. 4. [ так], (словно).

Задание: соотнесите предложение со схемой. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. (Чтоб ),[ ]. 2. Люблю людей, с которыми легко общаться. [ ], (с которыми ). 3. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. [ , (что ), ]. 4. Умчался век эпических поэм, и повести в стихах пришли в упадок. [ ], и[ ]. 5. Вода была так тепла, словно её специально подогрели. [ так], (словно ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка. 1.Особенность русской орфографии.Главной особенностью русской орфографи.


Урок русского языка в 5 классе по теме " Обобщение и повторение изученного по теме " Лексика""

Конспект урока по русскому языку.


Презентация к уроку "Обобщение и повторение изученного по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Презентация к уроку.

Конспект урока для 6 класса. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри предложения. Повторение изученного материала в 5 классе.


конспект урока "Сложноподчинённые предложения. Обобщение и повторение" и презентация к нему

Урок-фрейм с элементами гендерного воспитания.


Обобщение и повторение изученного материала по теме «Кислород. Водород»

Читайте также: