Светало скоро стало видно что французская коса

Опубликовано: 17.09.2024

Путь Кассандры, или Приключения с макаронами

Знаешь признаки антихристовы, не сам один помни их, но всем сообщай щедро.

Св. Кирилл Иерусалимский

Сейчас уже намного позже, чем вам кажется.

Иеромонах Серафим (Роуз) Платинский

– А если бы он вез макароны?

Реплика из старого русского фильма

Господи, благослови!


Узкая оленья тропа, усыпанная опавшими листьями, потаенно вилась между черных стволов вековых деревьев, лес молчал в чуткой, настороженной неподвижности; изредка медленно, будто боясь спугнуть тишину, слетал с ветки, плыл, кружился и падал на тропу перед нами желтый или оранжевый лист. Тропа вывела нас с Индриком на освещенную белым осенним солнцем широкую просеку; теперь вместо листьев под копыта Индрика ложился толстый слой рыжей золы, сверху подернутый серым пеплом: по бокам просеки стояли мертвые, угольно-черные обожженные деревья. Я обняла белую шею единорога, наклонилась и прошептала в отсвечивающее розовым чуткое остроконечное ухо:

– Только тихо, Индрик! Он, кажется, спит…

Индрик слегка нырнул рогом в знак согласия и стал ступать еще осторожнее, стараясь не нарушить таинственную тишину мертвого леса.

Фафнир спит чутко, по нам удалось подойти необнаруженными к самому входу в пещеру. Из громадной черной дыры с оплавленными краями, шипя, вырывались клочья горячего желтого пара. Я соскользнула со спины единорога, подкралась к скале сбоку от пещеры и осторожно начала карабкаться наверх, стараясь, чтобы ни один камушек не сорвался у меня из-под руки, ни один обгорелый куст не хрустнул под ногой. Кое-как зацепившись на закоптелых камнях над самым входом в пещеру, я развязала и сняла свой пояс – длинный шнур, свитый из шелковых и золотых нитей, в который были вплетены три волоска из моей косы. Я связала из пояса петлю, приготовилась и кивнула Индрику – пора!

Встав прямо напротив пещеры, Индрик по-лебединому выгнул шею и запел прекрасную песню без слон. Звук его голоса был подобен виолончели. В ответ из пещерного зева раздался мощный рык и выметнулся длинный язык пламени. Прямо в лицо мне пахнуло жаром, глаза защипало от едкого дыма. Но Индрику огненное дыхание дракона было нипочем, он только покрепче уперся копытами в рыхлую золу, чтобы не быть снесенным горячим вихрем, да опустил свои длинные ресницы, оберегая глаза от взметнувшегося пепла.

– Ты че тут развопился, козел однорогий? Че спать не даешь? – просипел Фафнир, высовывая из пещеры бородавчатую морду и скаля кривые зубы. Он откашлялся, сплюнул гарью и добавил:

– Счас я поджарю тебя на ужин, козлятина вопиющая!

Индрик, изящно переступая тонкими ногами, сделал перед самой мордой дракона несколько танцующих шагов вправо и влево. Тот вытянул шею, поводя головой и глядя па единорога то одним, то другим глазом, как петух па букашку. Индрик выразительно глянул на меня – теперь ты! Я прикинула ширину петли, чуть-чуть ее раздвинула и ловко набросила волшебное оружие на голову дракона. Фафнир рванулся вперед, петля соскользнула на его морщинистую шею и улеглась рядом с толстой золотой цепью, которую он носил как знак принадлежности к самым крутым рептилиям. Дракон рванулся, и меня снесло с карниза над пещерой: вмиг я оказалась у него на спине, удачно угодив как раз между двумя отростками гребня.

Фафнир взвыл, присел на все четыре лапы, мотая головой и бестолково крутя грозным шипастым хвостом. Но дракон уже не мог причинить нам зла: пояс девственницы и песня единороги сделали его беспомощным. Лапы чудища подогнулись и разъехались в стороны, он улегся прямо в пепел, повернул ко мне голову и выпустил большую мутную слезу из круглого зеленого глаза с продолговатым зрачком. Слеза плюхнулась в горячий пепел и тут же с шипеньем испарилась.

– Слышь ты, дева! Отпустила бы ты меня, а? Надо мной другие драконы смеяться будут – девчонка и козел одолели!

– За «козла» ответишь, – мягко заметил Индрик. – Пора возвращаться, госпожа моя!

Мы отправились к замку: впереди Индрик, распевающий громкую песнь торжества, а позади я верхом на укрощенном драконе, изредка взвывавшем дурным голосом от непереносимого унижения.

Замок, в котором сейчас жили-были мы с друзьями, стоял на высоком холме за лесом. Издали он казался целым городком – такое множество башенок с флюгерами и шпилями громоздилось над его высокими зубчатыми стенами. Когда мы приблизились к главным воротам, на площадку надвратной башни вышли мальчишки-герольды, подняли трубы и протрубили что-то победно-героическое. Со скрипом опустился мост, с лязгом поднялась массивная чугунная решетка в воротах, и мы торжественно вступили на замковый двор. Я привязала конец своего пояса к кольцу пустой коновязи и оставила возле нее Фафнира; все наши лошади стояли сейчас в конюшнях, иначе пришлось бы дракону терпеть унизительное для него соседство.

723. Прочитайте предложения, запишите их, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку. Определите значения союзов, связывающих части сложносочиненных предложений.

1. Была зима, но в последние дни стояла оттепель. (Б.) 2. Луна освещала новый дом, а старый прятался в тени. (Гонч.) 3. Светало и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен и неприятен. (Булг.) 4. Из сырой темноты тянуло бурьяном, зато в хате пахло топленым молоком. (Пауст.) 5. И кровь приливала к коже и кудри мои вились. (Цв.)

724. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы в частях. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

1)Лошадей привязали, (1) однако кучер все никак не мог успокоиться.

1 — сложносочиненное предложение

2)На путях, (1)в вагонах глухо переговаривались казаки да копытили деревянные полы лошади,(2) обеспокоенные паровозными гудками.

1 — однородные члены

2 — причастный оборот

3)Давно октябрь,(1) но не уходит лето.

1 — сложносочиненное предложение

4) Толчок опередил выстрел, (1)и пуля, (2)сбивая хвою с сосен,(3) запела тягуче тонко.

1 — сложносочиненное предложение

2,3 — деепричастный оборот

5) И потраченные деньги пошли прахом,(1) и Карамзин ушел в неудовольствии.

1 — сложносочиненное предложение

725. Прочитайте предложения. Спишите их, выделяя грамматическую основу в частях, определите значения союзов. Объясните постановку точки с запятой в сложносочиненном предложении.

1. Вошел слуга с каким-то докладом; но Алексей Абрамович не считал нужным его заметить, а слуга не смел потревожить барина. (Герц.) 2. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал ее совершенно. (Л.) 3. Скоро и мы с отцом нашли гнездо груздей; мы также принялись ощупывать их руками и бережно вынимать из-под пелены прошлогодних полусгнивших листьев, проросших всякими лесными травами и цветами. (Акс.) 4. Солнце уже давно встало, когда Рудин пришел к Авдюхину пруду; но не веселое было утро. (Т.)

726. Прочитайте и запишите предложения. Объясните постановку тире в сложносочиненном предложении.

1. К морю князь — а лебедь там уж гуляет по волнам. (П.) 2. Взошла луна — и смолкли голоса. (Б.) 3. Щелчок аппарата — и слон мгновенно станет «самым опасным животным Африки». (Песк.) 4. Но дни идут, наскучило ненастье — и сердце жаждет блеска дня и счастья. (Б.)

727. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.

1. Столпились тесно липы, сосны, клены, над озером смыкаются кольцом и в синеве сплетаются венцом их пышные зеленые короны. (Ю. В.) 2. Открывают лоток и жидкая, как вода, белорозовая, сверкающая серебром бронза по желобкам устремляется в нужное место. (Песк.) 3. Взмахи острых сабель, удары беспощадными пиками и батальона стрелков как не бывало. (Ког.) 4. Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами и снова глубоко синеют небеса над освеженными лесами. (Б.)

728. Прочитайте и запишите предложения. Объясните отсутствие занятой между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и.

1. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. (Б.) 2. Между тем дождь перестал и тучи рассеялись. (П.) 3. Снова было несколько гроз и несколько раз пришивали пуговицу. (Бел.)

729. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

1. Конечно , Чанг никому не мешал _ и никто его не боялся.

Вводная конструкция КОНЕЧНО выделяется запятыми.

Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общая вводная конструкция.

2. Ты помнишь ли , как под горою , осеребряемый росою , белелся луч вечернею порою и тишина слетала в лес с небес?

Ставим запятую перед союзом КАК (начало придаточной части).

. , осеребряемый росою , . - причастный оборот, выделяем его запятыми по правилу: Обособляется определение (в данном случае - это причастный оборот), «оторванное» от главного слова другими членами предложения.

3. По его словам , ему надо мне сказать нечто очень важное _ и он не в силах сделать это в обычной обстановке.

Вводная конструкция ПО ЕГО СЛОВАМ выделяется запятыми.

Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общая вводная конструкция.

4. Только звезды по-весеннему ласково теплились над вершинами деревьев _ и соловьи в чащах пробовали свои голоса.

Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общий второстепенный челе ТОЛЬКО

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 70



План экспедиции. — Мулы. — Конское снаряжение. — Инвентарь. — Питательные базы. — Прибытие Дерсу. — Помощь, оказанная моряками. — Залив Петра Великого. — Остров Аскольд. — Залив Преображения. — Плавание на миноносцах. — Прибытие в залив Ольги. — Высадка на берег. — Горбуша

С января до апреля я был занят составлением отчётов за прошлую экспедицию и только в половине мая мог начать сборы в новое путешествие. В этих сборах есть всегда много прелести. Общий план экспедиции был давно уже предрешён, оставалось только разработать детали.

Теперь обследованию подлежала центральная часть Сихотэ-Алиня, между 45° и 47° северной широты, побережье моря от того места, где были закончены работы в прошлом году, — значит, от бухты Терней к северу, сколько позволит время, и затем маршрут по Бикину до реки Уссури.

Организация экспедиции 1907 года в общих чертах была такая же, как и в 1906 году. Изменения были сделаны только по некоторым пунктам на основании прошлогоднего опыта.

Новый отряд состоял из девяти стрелков[1], ботаника Н. А. Десулани, студента Киевского университета П. П. Бордакова и моего помощника А. И. Мерзлякова. В качестве вольнонаёмного препаратора пошёл брат последнего Г. И. Мерзляков. Лошади на этот раз были заменены мулами. Обладая более твёрдым шагом, они хорошо ходят в горах и невзыскательны на корм, но зато вязнут в болотах. В отряде остались те же собаки: Леший и Альпа.

В конском снаряжении пришлось сделать некоторые изменения. Из опыта выяснилось, что путы — вещь малопригодная. Они цепляются за пни, кусты и сильно стесняют движения коней, иногда совершенно привязывая их к месту. Лошади часто их рвут и теряют, в особенности в сырую и дождливую погоду. Вместо пут мы купили канат для коновязи недоуздки в двойном числе и колокольчики.

В хозяйственной части тоже пришлось кое-что изменить. Например, мы совершенно отказались от медных чайников. Они тяжелы, требуют постоянной полуды, у них часто отпаиваются носики. Несравненно лучше простые алюминиевые котелки разного диаметра. Они прочны, дёшевы, легки и при переноске вкладываются один в другой. Для ловли рыбы в реках мы захватили с собой маленький бредень.

Самое важное в походе — уметь предохранить спички от сырости: сплошь и рядом случается вымокнуть до последней нитки. В таких случаях никакая обёртка из коней или резины не помогает. Во время ненастья спички не загораются далее тогда, когда они не были подмочены. Самое лучшее средство — укупорить спички в деревянную коробку с хорошо пригнанной крышкой. От сырости дерево разбухает, и крышка ещё плотней прижимается к краям коробки. Этот неприкосновенный запас спичек я хранил в своей сумке. Стрелкам для табака были куплены резиновые кисеты с затяжными завязками. Кроме того, на всякий случай мы захватили с собой целлулоид, кремень, огниво, трут и жжёную тряпку.

Инструменты и приборы были те же, что и в прошлом году. Только прибавился плотничий инструмент: бурав диаметром в 8 миллиметров, рубанок, долото, напильник и поперечная пила с разводкой. Фотографические пластинки для предохранения от сырости были запаяны в цинковые коробки — в каждой по дюжине. Не были забыты и подарки для туземных женщин и детей в виде бус, пуговиц, гаруса, шёлковых ниток, иголок, зеркал, перочинных ножиков, серёг, колец, разных брелоков, цепочек, стекляруса и т. д. Самыми ценными подарками для мужчин были топоры, пилы, берданки кавалерийского образца и огнеприпасы.

В апреле всё было закончено, и А. И. Мерзляков выехал во Владивосток. Надо было ещё исполнить некоторые предварительные работы, и потому я остался в Хабаровске ещё недели на две.

Я воспользовался этой задержкой и послал Захарова в Анучино искать Дерсу. Он должен был вернуться к Уссурийской железной дороге и ждать моих распоряжений.

От села Осиновки Захаров поехал на почтовых лошадях, заглядывая в каждую фанзу и расспрашивая встречных, не видел ли кто-нибудь старика гольда из рода Узала. Немного не доезжая урочища Анучино, в фанзочке на краю дороги, он застал какого-то туземного охотника, который увязывал котомку и разговаривал сам с собою.

На вопрос, не знает ли он гольда Дерсу Узала, охотник отвечал:

Тогда Захаров объяснил ему, зачем он приехал. Дерсу тотчас стал собираться. Переночевали они в Анучине и наутро отправились обратно. 13 июня я покончил свои работы и распрощался с Хабаровском. На станции Ипполитовке Захаров и Дерсу прожили четверо суток, затем по моей телеграмме вышли к поезду и сели в наш вагон.

Я очень обрадовался приезду Дерсу. Целый день мы провели с ним в разговорах. Гольд рассказывал мне о том, как в верховьях реки Санда-Ваку зимой он поймал двух соболей, которых выменял у китайцев на одеяло, топор, котелок и чайник, а на оставшиеся деньги купил китайской дрели, из которой сшил себе новую палатку. Патроны он купил у русских охотников; удэгейские женщины сшили ему обувь, штаны и куртку. Когда снега начали таять, он перешёл в урочище Анучино и здесь жил у знакомого старика гольда. Видя, что я долго не являюсь, он занялся охотой и убил пантача-оленя.

Между прочим, в Анучине его обокрали. Там он познакомился с каким-то промышленником и по своей наивной простоте рассказал ему о том, что соболевал зимою на реке Баку и выгодно продал соболей. Промышленник предложил ему зайти в кабак и выпить вина. Дерсу охотно согласился. Почувствовав в голове хмель, гольд отдал своему новому приятелю на хранение все деньги. На другой день, когда Дерсу проснулся, промышленник исчез. Дерсу никак не мог этого понять. Люди его племени всегда отдавали друг другу на хранение меха и деньги, и никогда ничего не пропадало[2].

В то время правильного пароходного сообщения по побережью Японского моря не существовало. Переселенческое управление первый раз, в виде опыта, застраховало пароход «Эльдорадо», который ходил только до залива Джигит. Определённых рейсов ещё не было, и сама администрация не знала, когда вернётся пароход и когда он снова отправится в плавание.

Двадцать второго июня, после полудня, мы перебрались на суда. Вечером в каюте беседы наши с моряками затянулись далеко за полночь. Я рассчитывал хорошо уснуть, но не удалось. Задолго до рассвета поднялся сильный шум снимались с якоря. Я оделся и вышел на палубу. Занималась заря; от воды

723. Прочитайте предложения, запишите их, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку. Определите значения союзов, связывающих части сложносочиненных предложений.

1. Была зима, но в последние дни стояла оттепель. (Б.) 2. Луна освещала новый дом, а старый прятался в тени. (Гонч.) 3. Светало и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен и неприятен. (Булг.) 4. Из сырой темноты тянуло бурьяном, зато в хате пахло топленым молоком. (Пауст.) 5. И кровь приливала к коже и кудри мои вились. (Цв.)

724. Спишите предложения. Обозначьте грамматические основы в частях. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

1)Лошадей привязали, (1) однако кучер все никак не мог успокоиться.

1 — сложносочиненное предложение

2)На путях, (1)в вагонах глухо переговаривались казаки да копытили деревянные полы лошади,(2) обеспокоенные паровозными гудками.

1 — однородные члены

2 — причастный оборот

3)Давно октябрь,(1) но не уходит лето.

1 — сложносочиненное предложение

4) Толчок опередил выстрел, (1)и пуля, (2)сбивая хвою с сосен,(3) запела тягуче тонко.

1 — сложносочиненное предложение

2,3 — деепричастный оборот

5) И потраченные деньги пошли прахом,(1) и Карамзин ушел в неудовольствии.

1 — сложносочиненное предложение

725. Прочитайте предложения. Спишите их, выделяя грамматическую основу в частях, определите значения союзов. Объясните постановку точки с запятой в сложносочиненном предложении.

1. Вошел слуга с каким-то докладом; но Алексей Абрамович не считал нужным его заметить, а слуга не смел потревожить барина. (Герц.) 2. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал ее совершенно. (Л.) 3. Скоро и мы с отцом нашли гнездо груздей; мы также принялись ощупывать их руками и бережно вынимать из-под пелены прошлогодних полусгнивших листьев, проросших всякими лесными травами и цветами. (Акс.) 4. Солнце уже давно встало, когда Рудин пришел к Авдюхину пруду; но не веселое было утро. (Т.)

726. Прочитайте и запишите предложения. Объясните постановку тире в сложносочиненном предложении.

1. К морю князь — а лебедь там уж гуляет по волнам. (П.) 2. Взошла луна — и смолкли голоса. (Б.) 3. Щелчок аппарата — и слон мгновенно станет «самым опасным животным Африки». (Песк.) 4. Но дни идут, наскучило ненастье — и сердце жаждет блеска дня и счастья. (Б.)

727. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.

1. Столпились тесно липы, сосны, клены, над озером смыкаются кольцом и в синеве сплетаются венцом их пышные зеленые короны. (Ю. В.) 2. Открывают лоток и жидкая, как вода, белорозовая, сверкающая серебром бронза по желобкам устремляется в нужное место. (Песк.) 3. Взмахи острых сабель, удары беспощадными пиками и батальона стрелков как не бывало. (Ког.) 4. Как дымкой даль полей закрыв на полчаса, прошел внезапный дождь косыми полосами и снова глубоко синеют небеса над освеженными лесами. (Б.)

728. Прочитайте и запишите предложения. Объясните отсутствие занятой между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом и.

1. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку, но до рассвета мерцала его свечечка и до рассвета звучали его молитвы. (Б.) 2. Между тем дождь перестал и тучи рассеялись. (П.) 3. Снова было несколько гроз и несколько раз пришивали пуговицу. (Бел.)

729. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их постановку или отсутствие.

1. Конечно , Чанг никому не мешал _ и никто его не боялся.

Вводная конструкция КОНЕЧНО выделяется запятыми.

Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общая вводная конструкция.

2. Ты помнишь ли , как под горою , осеребряемый росою , белелся луч вечернею порою и тишина слетала в лес с небес?

Ставим запятую перед союзом КАК (начало придаточной части).

. , осеребряемый росою , . - причастный оборот, выделяем его запятыми по правилу: Обособляется определение (в данном случае - это причастный оборот), «оторванное» от главного слова другими членами предложения.

3. По его словам , ему надо мне сказать нечто очень важное _ и он не в силах сделать это в обычной обстановке.

Вводная конструкция ПО ЕГО СЛОВАМ выделяется запятыми.

Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общая вводная конструкция.

4. Только звезды по-весеннему ласково теплились над вершинами деревьев _ и соловьи в чащах пробовали свои голоса.

Перед союзом И запятая НЕ нужна (хотя это сложное предложение), потому что есть общий второстепенный челе ТОЛЬКО

Тренировочный вариант №3 ВПР 2021 по русскому языку 7 класс. Всероссийская проверочная работа 2021 по русскому языку 7 класс варианты

1.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Галя шла по яблон..вому саду. Она от..скала на з..мле больш..е ж..лтое яблоко пр..к..снулась к нему губами но не с..ела а тол..ко вдохнула его м..довый зап..х. Яблоко от дыхания девоч..ки запахло ярч.. . Галя ра(з/с)смотрела его на со..нце и в глуб..не уг..дала семеч..ки. 4) Семеч..ки просвеч..вая в(з/с)драг..вали (в)нутри яблока как сер..це новор..ждё(н,нн)ого пт..нца.
Скво(з/с)ь лист..я девоч..ка увидела стар..ю яблоню мозолист..ми в..твями опл..та..щую (3) небо. (На)верху (2) какой(то) мальч..к соб..рал яблоки в переполне(н,нн)ый подол рубахи.
Яблоки уже (не)пом..щались в подоле пад..ли (в)низ. Мальч..к (не)уклюже спустился с дер..ва и(з/с)пуга(н,нн)о озираясь. Галя окликнула его. От неожида(н,нн)ост.. он ра(з/)т..рял
все яблоки и быстро поб..жал проч.. . Запнулся о корень вскочил на ноги и пр..храмывая зат..р..пился к оград.. .

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых
выделенные слова являются предлогами.
1) (В)заключени.. экспертизы не были записаны выводы.
2) Для ловли бабочек нужно что-то (на)подоби.. сачка.
3) Я всё-таки надеюсь (на)встречу с ней.
4) (Не)смотря на общее одобрение, он не был доволен докладом.

4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются
союзами.
1) Он получил грамоту за(то) выступление.
2) Мы играли, так(же) пели и танцевали.
3) Пётр то(же) попросил меня о помощи.
4) Что(бы) почитать сегодня вечером?

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Балуясь, создан, путепровод, намерение.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Слушая музыку Мусоргского, слышны интонации народных песен.
2) По окончании занятия мы задали вопросы учителю.
3) По прибытию на поляну мы разбили лагерь и развели костёр.
4) На отправляемые в деревню письма никто не отвечал.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ярко сверкающее на солнце озеро показалось вдали.
2) Травы покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
3) Сегодняшние газеты они рассматривали с особым вниманием.
4) Скоро из города пришло письмо написанное в стихах.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Анна Борисовна сидит положа руки на колени и строго глядя на ученика.
2) Как радовались мы за Анну Борисовну нашедшую выход из положения.
3) Анна Борисовна я понял ход рассуждения решая последнюю задачу.
4) Исправив ошибки в моей работе Анна Борисовна дала мне новую задачу.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−14.

Текст 2

(1)Примерно на полпути между Египтом и Вавилоном, на восточном берегу Средиземного моря, лежала небольшая страна, которая называлась Финики́ ей. (2)У финикия́ н не было ни плодородной земли, ни богатых пастбищ, однако недаром довольно долгое время финикияне считались лучшими мореплавателями, астрономами и изобретателями.

(3)Жителей Финикии издавна кормили море и морская торговля. (4)На своих скорлупках-кораблях финикийские купцы не только смело плавали по всему Средиземному морю, но и выходили через пролив в Атлантический океан. (5)Море для финикиян было не только кормильцем, но и учителем. (6)Раньше всех других народов финикияне поняли, что Земля круглая. (7)Ведь каждый раз, когда корабль приближался к берегу, сначала были видны верхушки мачт, потом – паруса, и только в последнюю очередь из-за «горба» моря показывалось всё судно. (8)Финикияне плавали не только вдоль берегов, но и в открытом
море.

(9)Финикияне сделали ещё одно очень важное открытие: они первые стали писать буквами. (10)До этого все другие народы писали специальными значками-иероглифами. (11)Каждый такой значок – полубуква-полукартинка – обозначал целое слово, поэтому иероглифов было очень много – сотни и даже тысячи: на каждое слово – свой знак. (12)Научиться писать иероглифами, конечно, было очень трудно. (13)Попробуйте-ка запомнить алфавит из нескольких тысяч «букв»! (14)Вы, вероятно, слышали высказывания о трудности китайской грамоты. (15)А финикияне догадались, что можно зафиксировать значками не слова, а звуки, из которых состоят эти слова. (16)Тогда малым числом значков можно записать любое слово. (17)Такие значки мы и называем буквами. (18)По примеру финикиян, буквами стали писать и другие народы, например греки и наши предки – славяне.

(19)Чи́сла финикияне тоже стали записывать буквами – это было гораздо удобнее и, главное, быстрее. (20)Способ записи чисел буквами перешёл позднее к грекам и к другим
народам. (21)Так что, как видите, многое досталось человечеству по наследству от древней
Финикии.

9.Определите и запишите основную мысль текста.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12–14 текста. Запишите ответ.

11.Какую роль играло море в жизни древней Финикии? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

12.Определите и запишите лексическое значение слова «астроном» («астрономами») из
предложения 2.

13.Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14–15, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.

14.Объясните значение пословицы Не имей сто рублей, а имей сто друзей, запишите Ваше
объяснение.

ОТВЕТЫ

1. Галя шла по яблоневому саду. Она отыскала на земле большое жёлтое яблоко, прикоснулась к нему губами, но не съела, а только вдохнула его медовый запах. Яблоко от дыхания девочки запахло ярче. Галя рассмотрела его на солнце и в глубине угадала семечки. (4)

Семечки, просвечивая, вздрагивали внутри яблока, как сердце новорождённого птенца.
Сквозь листья девочка увидела старую яблоню, мозолистыми ветвями
оплетающую (3) небо. Наверху (2) какой-то мальчик собирал яблоки в переполненный подол рубахи.

Яблоки уже не помещались в подоле падали вниз. Мальчик неуклюже спустился с дерева, испуганно озираясь. Галя окликнула его. От неожиданности он растерял все яблоки и быстро побежал прочь. Запнулся о корень, вскочил на ноги и, прихрамывая, заторопился к ограде.

(По С. Романовскому)

2. наверху (2)



оплетающую (3)
1. Яблоню (какую?) оплетающую – причастие, н. ф. – оплетающий; от глаг. оплетать.
2. Пост. – действит., наст. вр., несов. в.; непост. – в вин. п., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является определением.

Галя рассмотрела его на солнце и в глубине угадала семечки. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: Галя (подлежащее, выражено именем существительным) рассмотрела (и) угадала (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (рассмотрела) его – дополнение, выражено местоимением; (рассмотрела) на солнце – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (угадала) в глубине – обстоятельство, выражено именем
существительным с предлогом; (угадала) семечки – дополнение, выражено именем существительным.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложений с предлогом: Для ловли бабочек нужно что-то наподобие сачка. Несмотря на общее одобрение, он не был доволен докладом;
2) правильное написание предлогов: наподобие, несмотря на

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложений с союзом: Мы играли, также пели и танцевали.
Пётр тоже попросил меня о помощи;
2) правильное написание союзов: также, тоже

5. Балýясь, со́здан, путепрово́д, наме́рение

6. Слушая музыку Мусоргского, можно услышать интонации народных песен.
По прибытии на поляну мы разбили лагерь и развели костёр.
ИЛИ Когда слушаешь музыку Мусоргского, можно услышать интонации
народных песен.
По прибытии на поляну мы разбили лагерь и развели костёр

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложения и места постановки запятой: Скоро из города
пришло письмо, написанное в стихах;
2) обоснование выбора предложения, например: причастный оборот находится
после определяемого слова и завершает предложение.
˟
ИЛИ [сущ., |п. о.|].
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе

8. Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание предложения и мест расстановки запятых: Анна Борисовна, я понял ход рассуждения, решая последнюю задачу;
2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом.
ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе

9. Основная мысль текста.
Многое досталось человечеству по наследству от древней Финикии, жители которой считались лучшими мореплавателями, астрономами и изобретателями, создателями буквенного письма.
ИЛИ Открытия и изобретения древних финикиян служат человечеству на протяжении многих веков.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

10.Ответ: рассуждение

11.Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) ответ на вопрос, например: В жизни древней Финикии море играло важную
роль: оно было для них и кормильцем, и учителем.
(Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие
ответ, например: кормило море и морская торговля; знатоками мореплавания,
астрономами и изобретателями; раньше всех… поняли, что Земля круглая;
плавали не только вдоль берегов.
Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или
меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний

12.Астроном – специалист, изучающий небесные тела (звёзды и планеты);
звездочёт.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение

13.Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) распознавание стилистически окрашенного слова: зафиксировать;
2) подбор синонима к данному слову: зафиксировать – записать, запечатлеть,
закрепить.
Могут быть подобраны другие синонимы

14.Данная пословица означает: дружба дороже богатства; верные друзья важнее
материального благополучия.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы

Читайте также: