Су анасы какие волосы

Опубликовано: 17.09.2024

-Метки

-Рубрики

  • ПРИРОДНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (30)
  • ВИДЕО (27)
  • БУРСА (16)
  • ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (7)
  • Узелок на память (12)
  • ЖРАТВА (12)
  • ПАЦТАЛОМ (8)
  • Программы SOFT (6)
  • АНЕКДОТЫ (5)
  • БОДИФЛЕКС (5)
  • ДЕМОТИВАТОРЫ (5)
  • TVIGLE-ФИГЛЕ (4)
  • ВОПЛИ и СОПЛИ (3)
  • ДИБЕЛИЗАЦИЯ СТРАНЫ (2)
  • ОЛБАНИЯ (2)
  • DAY Z (1)
  • ЦВЕТЫ (0)

-Видео


Heineken 11.08.2011 --> Смотрели: 28 (0)
КИСЕ! 09.08.2011 --> Смотрели: 75 (3)
ПРАЗДНИЧНЫЙ САЛЮТ В КАЗАНИ 10.05.2011 --> Смотрели: 105 (0)
БУНТ УШАСТЫХ 10.01.2011 --> Смотрели: 3345 (0)
SOUNDTRACK из фильма "Телохранитель" 29.06.2010 --> Смотрели: 187 (0)

-Музыка

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая 11:45 03.04.2012 Фотографий: 10

-Я - фотограф

МОЯ РОДНАЯ КАЗАНЬ










-Поиск по дневнику

-Статистика

Су анасы

(ВОДЯНАЯ)

Су анасы или водяная мать - это существо женского пола, то же приблизительно, что в русских легендах русалка. В татарских рассказах она изображается в качестве жены Су бабасы или Су иясе. Су анасы чаще других водяных существ является на берегу людям, и поэтому о внешнем ее виде имеются более определенные сведения. Су анасы имеет вид человека. Телосложение у нее не особенно складное, коса черная, длинная - чуть не до земли. Голова большая и продолговатая. Глаза большие, черные, выпуклые. Цвет тела несколько красноватый, а грудь - широкая, выдающаяся вперед.

Как и су иясе, то есть водяной хозяин. Су анасы является людям причесывающей свои длинные волосы. Иногда она забывает свой золотой или серебряный гребень и приходит за ним к тому, кто взял этот гребень.

Су анасы обитает как в больших, так и в малых реках. Если в руки ей попадется человек, то она уже его не отпустит. Ловит она людей вечером, когда те купаются, хотя может схватить человека и днем. Поговаривают, что Су анасы питается человеческим мясом, поэтому она внушает людям большой страх. Матери пугают малых детей, угрожая, что им явится Су анасы и утащит их, если они пойдут на реку купаться одни.

Впрочем, если умилостивить Су анасы, то в некоторых случаях она может быть и доброй. Вот что об одном из таких случаев рассказывают.

Как-то явилась мельнику водяница и попросила помочь ей добыть человека. Мельник отказался исполнить ее просьбу. Тогда водяница стала угрожать, что прорвет мельничную плотину, и не раз это делала. Мельник едва не разорился и в конце концов решился сделать то, о чем просила Су анасы. Подкупив одного охотника, он попросил его привести для водяницы мальчика.

Охотник взял с собой на охоту подростка. Охотились на пруду почти до вечера. Уже смеркалось, когда парень подстрелил утку. Чтобы достать ее из пруда, он, по совету охотника, снял с себя одежду и вошел по колено в воду. В тот миг мальчика не стало - утонул, несмотря на то, что и плавать хорошо умел. На другой день вытащили его из воды совсем в другом месте.

Вскоре после этого та же водяница пришла поблагодарить мельника и стала приглашать его к себе в гости. Долго не соглашался мельник, но водяница повадилась являться по десяти раз на день. Волей-неволей пришлось мельнику идти. Предупредила его водяница, чтобы на берегу он закрыл глаза. Когда тот исполнил это приказание, то в одно мгновенье очутился в стеклянном доме под водой, где для него был приготовлен царский пир. Водяница угощала мельника, любезно беседуя с ним, как теща с зятем.

Из этого народная молва делает вывод, что водяные, как и люди, платят за добро добром и отвечают на зло злом.



к сожалению не могу найтти очень красивую картину Баки Урманче "Водяная". Найду выложу.

История персонажа

Су анасы — водяной дух, мифологический персонаж тюркских народов. Изображается женщиной, расчесывающей свои длинные волосы. Образ популяризирован в сказочной поэме татарского поэта Габдуллы Тукая, а в 2019 использован в полнометражном фильме «Водяная».

История создания персонажа

В начале XX века Габдулла Тукай занимался воплощением мифов и легенд народа в детской художественной литературе. Татарский поэт отметил, что писал сказки, пользуясь примером таких деятелей искусства, как Михаил Лермонтов и Александр Пушкин, т.е. обрабатывал сюжеты народного фольклора.

Источником для прорисовки водяной стала легенда об Амине Гаушаркад — дочери Казанского хана. Это было необыкновенно мудрая и столь же красивая девушка, которая изначально предрекала падение войска отца. А после того, как враги напали на ее народ, решила утопиться в озере Кабан. Теперь же в образе духа бродит по берегу, запугивая местных жителей.

Но и эта легенда имеет более древний источник. Описание Су анасы связано с космогоническими представлениями в тюркской мифологии. Дух символизирует стихию воды, в том числе начала всего живого. Интересно то, как изменяется внешний вид водяницы: она то старая, то молодая, то жертвенная, то зловещая. Иногда выступает мстительной ведьмой, но зачастую — спасителем народа.

У болгар (булгар) и их потомков в лице казанских татар предстает в образе хозяйки или матери воды, выходящей, согласно легенде, из уха гигантской рыбы.

В некоторых интерпретациях женщина получает портрет краснощекой черноволосой девы. У Тукая в основе произведения лежит пугающий образ духа. Персонаж сказки — демон, злая старуха. Любопытно, что она выполняет определенный ритуал — расчесывает золотым гребнем волосы (седые, черные или сине-зеленые).

Исследователи нашли в этом сакральный смысл — гребень олицетворяет душу ведьмы, а расчесывание волос традиционно перед погребением. Кроме того, этот предмет несет в себе противоречивые смыслы — отождествляется и со смертью, и с зарождающейся жизнью.

Работа Тукая во многом определяется религиозными факторами и ознаменовывает переход от язычества к монотеизму. Переоценка представлений обусловливает то, что мифологические персонажи стали выступать в другой ипостаси. Так, Су анасы ранее описывалась спасительницей деревни, которая уберегла мирных жителей от Дива.

Традиционный сюжет в сказке народного татарского поэта выполняет другие функции. А роль водяницы стал отождествляться с воспитательной целью. В книге главная героиня научила мальчика, который украл ее гребень, что брать чужое — плохо.

Образ и биография Су анасы

Водяница в татарских преданиях чем-то напоминает русалку. Но если последняя страдает от тоски, разочарованности, неразделенной любви - т.е. обладает эмоциями, то героиня татарской мифологии представляет собой призрачный и холодный персонаж.

В народных сказках она изображается женой Су бабасы — водяного деда. Чаще всего ее можно встретить на берегах водоемов. Изображение героини сходится в одном — это женщина с длинными, почти до пола, волосами и большими глазами.

Су анасы ревностно относится к гребню. И если кто-то из увидевших ее решит прихватить забытый водяницей артефакт, она обязательно придет за ним.

Излюбленные места духа — реки, в которые она утаскивает незадачливых пловцов. В некоторых легендах даже питается людьми — этим грозят родители маленьким детям, чтобы они не ходили в одиночку купаться.

Однако есть ряд преданий, в которых водяная предстала «добрым» персонажем. Например, однажды она пришла к мельнику и стала просить, чтобы тот привел ей мальчика. Мельник долго не соглашался, но Су анасы пригрозила ему тем, что сломает плотину.

В итоге мужчина согласился и обманом привел мальчика из деревни. Водяница утянула несчастного, а позже позвала мельника к себе в гости, чтобы отблагодарить. Она накормила его и отпустила живым из своего стеклянного царства под водой.

Су анасы в фильмах

В 2010 году в Казани была создана киностудия — «Татармультфильм». Группа аниматоров занялась экранизацией сказок Габдуллы Тукая, которые вошли в сборник «Волшебные странички». Удостоилась вниманием и знаменитое произведение «Су анасы».

Сюжет мультфильма в точности повторяет историю, рассказанную татарским поэтом. В картине водяная предстает стройной женщиной с сероватым цветом лица и изумрудными волосами. Мальчик украл у духа золотой гребень и отдал матери. А ночью его хозяйка пришла к ним в дом, требуя обратно свою вещь.

Весной 2019 года на большие экраны вышел фильм-хоррор «Водяная» режиссера Алексея Барыкина. В этот раз источником вдохновения для написания сценария киноленты стало произведение Каюма Насыри — татарского ученого, исследовавшего мифологию своего народа.

В картине водяная предстала злобной ведьмой, которой пугали детей. Она прославилась тем, что заманивала людей в воду, и они никогда больше не возвращались на землю. В сюжете Су анасы украла Алсу — бизнесвумен из Москвы, которая решила с детьми погостить на малой родине. Роль хозяйки воды сыграла российская актриса Юлия Захарова.

Су анасы в культуре

Незримый образ водяницы, который жил в татарской культуре, не сразу нашел визуальное воплощение. Облик духа существовал только в воображении, поэтому не имел канона. Хотя как отрицательный персонаж, олицетворяющий зло, он уже отождествлялся с чем-то малопривлекательным.

Поэтому появление иллюстраций в книге Тукая художника Байназара Альменова не вызвало недоумений. Су анасы на картинках к сказке — чудовище с перепончатыми лапами, внешне напоминающее жабу.

Позднее образ мифологического персонажа стал трансформироваться. Так, например, народный художник Тавиль Хазиахметов изобразил водяную привлекательной девушкой со струящимися волосами.

Быстрый переход

  • Транслятор имен Здесь у Вас есть уникальная возможность узнать, как могло бы звучать Ваше имя на языках различных вымышленных рас. При этом результат имеет смысловую нагрузку. Так к примеру, эльфийские имена собираются по грамматическим правилам квэнья и других эльфийских языков исходя из значения Вашего настоящего имени.
  • Мифы Ктулху «Мифами Ктулху» обычно называют мифологию, созданную Говардом Филлипсом Лавкрафтом, а также произведения других авторов по мотивам его работ, выдержанные в его особом стиле.
  • Городские легенды Cовременная разновидность мифов, как правило, короткие, и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действи­тельности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум




Су Анасы́ — женский дух воды, «мать воды» в мифологии казанских, западносибирских татар, татар-мишарей, кумыков (суванасы́), карачаевцев (суу анасы́).

У татар Су Анасы́ — женская разновидность водяных духов су иясе, представлялась в человеческом облике. У су анасы есть муж, су бабасы, и дети (сыновья иногда тоже называются су иясе). Она моет своих детей, выходя в полночь на мостик над водой. Людям су анасы показывается на берегу реки, расчёсывая, подобно албасты, волосы гребнем. Считалось, что су анасы может наслать засуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодая жена, впервые пошедшая в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку. У тобольских татар су анасы (соу короткоях) считалась главой соу-пяре, злых духов, за "ноги затаскивающих людей в воду. Представляли её в образе старухи с длинными седыми распущенными волосами, обычными атрибутами считались золотые вёдра или золотая гребёнка (2: с.503).

В системе языческих верований кумыков Суванасы занимала примерно такое же место, как у языческих славян русалка. В представлении народа Суванасы имела образ женщины огромного роста и большой физической силы. Она обитала в реках, охраняла воду. Люди могли столкнуться с ней только вечером или ночью. В темноте она могла внезапно оглушить ударом и даже утопить в реке того, кто неосторожно подходил к воде. Поэтому человек, направлявшийся в вечерние или ночные часы к реке за водой, должен был задобрить Суванасы ласковыми словами, упросить ее не причинять вреда и позволить набрать воды. В обращении к ней, в частности, говорилось:

Мать воды, мать воды.

Ты золотой столб вселенной.

Разреши нам набрать воды!

Вера в Суванасы была очень сильна. Жители селения Башлыкент Каякентского района рассказывали случай, который якобы имел место в конце XIX века или в первые годы XX века. По поверью, один из сельчан, Магомед, однажды вечером якобы шел около речки и увидел Суванасы. Она была очень высокого роста, брала из речки огромного размера камни и кидала их в сторону. Рядом с ней был ее ребенок. Увидев это зрелище, Магомед убежал в селение и от испуга заболел. Односельчане утром следующего дня решили осмотреть место встречи и якобы обнаружили отпечатки огромных ног, а рядом следы меньших ног.

До недавнего времени была распространена детская игра, которая называлась «Суванасы». Сущность ее заключалась в том, что один из играющих становился в середине реки. Он назывался Суванасы. К нему со всех сторон подбегали другие ребята. Задача «Суванасы» состояла в том, чтобы не выходя из воды поймать кого-нибудь из детей и «утопить». «Утопленный» тут же превращался в «Суванасы» и в свою очередь заманивал других (1427: с.67-68).

rn
rnВ творчестве Габдуллы Тукая одним из самых ярких является образ Су rnанасы, духа воды. Образ Водяной был навеян поэту воспоминаниями детства.rnСделать фольклорный сюжет темой стихотворения ему подсказала поэзия А. rnПушкина и М. Лермонтова, «обрабатывавших сюжеты народных сказок, rnрассказываемых народными сказителями в деревнях» писал Габдулла Тукай в rnпримечании к поэме «Шурале». Тукай так описывает Водяную:
rn«…ведьма водяная ноги свесила с доски!
rnЗолотым блестящим гребнем над зеркалъною водой
rnКосмы ведьма продирает, прядью тешится седой» (3, 3).

rnЭтот образ ведьмы бытовал в поверьях казанских татар. Каюм Насыри rnприводит следующее описание Су анасы: «Су-анасы, как показывают сами rnслова, есть существо женского пола, ибо по-русски означает „водяную rnмать»… Еще надобно заметить, что су-анасы бывает иногда видима rnнечаянно подошедшему к воде татарину в образе женщины, чешущей себе rnгребнем волосы — видима и днем, и ночью. Болыпе ничего не могу о ней rnсказать…» (2). Су анасы («мать воды»), в мифологии казанских, rnзападносибирских татар, татар-мишарей, кумыков (суванасы), карачаевцев rn(суу анасы) — дух воды. У татар Су анасы — разновидность духов су иясе rnпредставлялась в человеческом облике. У Су анасы есть муж, су бабасы rn(«водяной дед»), и дети (сыновья иногда тоже называются су иясе). Она rnмоет своих детей, выходя в полночь на мостик над водой. Людям Су анасы rnпоказывается на берегу реки, расчёсывая, подобно албасты (другому духу, rnживущему у воды), волосы гребнем. Считалось, что Су анасы может наслать rnзасуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодая жена, впервые rnпошедшая в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку. У rnтобольских татар Су анасы (соу короткоях) считалась главой соу-пяре, rnзлых духов, за ноги затаскивающих людей в воду. Представляли её в образеrnстарухи с длинными седыми распущенными волосами, обычными атрибутами rnсчитались золотые вёдра или золотая гребёнка (1, 514). Таким образом, Суrnанасы представлялась ведьмой, старухой, несущей зло человеку, главной rnее особенностью был золотой гребень, которым она расчесывала волосы. rnТукай, в лице маленького мальчугана, укравшего у Водяной золотой rnгребень, учит юного читателя правильной морали:
rn«С той-то взбучки материнской научился я добру.
rnЕсть хозяин или нету — ввек чужого не беру» (3, 12).

rnТукай отразил в своем стихотворении важную мысль: человек должен rnсосуществовать в гармонии с окружающим миром, не нарушать заведенный в rnнем порядок и тогда зло не коснется его.
rnЗримый, емкий образ Водяной, живший в культуре народа, не сразу нашел rnсвое визуальное решение. У татар не было изобразительного искусства и rnоблик Су анасы существовал только в воображении народа, не было канона, rnхотя изначально Водяная изображалась уродливой старухой, как собственно rnона и представлялась в преданиях. Очевидно, что воплощенное зло не моглоrnбыть привлекательным. Ярким образцом такой Су анасы являются rnиллюстрации замечательного графика-реалиста Байназара Альменова (Обложкаrnкниги Г. Тукая «Су анасы». 1968 г. Б.акв.). Пучеглазое, похожее на жабуrnчудовище, с космами волос, лягушачьими руками — вызывало активное rnнеприятие, брезгливость. Альменов создал, если можно так выразиться, rnконкретный образ духа воды, живущем на дне речном.
rnПозднее стилистика образа начинает трансформироваться. В иллюстрациях rnТавиля Хазиахметова к стихотворению Тукая появляется соблазнительный rnобраз Водяной, с длинными, струящимися как вода волосами. Зло становитсяrnнеожиданно привлекательным образом молодой девы, стихией воды. rnГрафичность линейного силуэта подчеркивает плавность текущей воды.
rnВ последние годы образ Су анасы становится самостоятельным сюжетом в rnразличных видах изобразительного искусства. Скульптура Игоря Башмакова rnукрашает улицу Баумана в Казани (установлена в 2000 г.). Являясь частью rnфонтана, Водяная как бы оказалась в настоящей водной стихии. Су анасы rnпредставлена мастером молодой девушкой с ломким, хрупким силуэтом, rnсидящей на камне, волосы ее водорослями свисают в воду, а золотой rnгребень она будто обронила, о чем-то задумавшись.
rnВ технике батика был создан образ Су анасы художницей из Набережных rnЧелнов — Лилией Мустафиной-Хазиевой. Яркой татарской красавицей rnпредстает перед нами Водяная. Являясь стихией воды, она переливается rnвсеми оттенками синего, сливаясь с растительными формами, образующими rnтатарский орнамент.
rnНа стыке декоративного и изобразительного искусства работает известный rnмастер из Нижнекамска Ахсан Фатхутдинов. Его панно «Су анасы и Шурале» rnобъединило героев двух произведений Тукая. Языческая образность rnусиливается применением в оформлении работы резных элементов из дерева. rnМы видим Водяную уже в образе русалки, чья маленькая фигурка почти rnтеряется на фоне огромных ветвей дерева, растущего на берегу реки. Эти rnдва персонажа — Водяная и Шурале — часть огромного мира природы, потому rnих и нельзя назвать главными героями панно. Су анасы, сидящая на rnогромной ветке, кажется трогательно незащищенной девочкой, такую героинюrnлегко обидеть, что собственно и произошло в стихотворении Тукая.
rnЯзыческое отражение образа Су анасы стало, пожалуй, доминирующим в rnтворчестве современных художников. В первую очередь, здесь нужно rnотметить работу Марии Кильдибековой, замечательного мастера гобелена. ЕеrnСу анасы — это языческий идол, повелительница стихии, в которой rnотразились и небо (его образами стали птицы), и земля (ее символы — rnкорова и крестьянка), и сама вода (знаки воды — ее обитатели — рак и rnрыба). Дух воды поддерживает свод небесный, расцвеченный радугой. rnПримитивистский стиль, в котором выполнен гобелен, только подчеркивает rnизначальность образа, его незыблемость как символа природы.
rnВ примитивистском стиле решен образ Су анасы Альфией Ильясовой. Ею был rnрасписан холст в виде свитка (для проекта «Хабар»). Вытянутая фигура rnВодяной также напоминает языческого идола. Глаза у Су анасы от восточнойrnкрасавицы, а тело — рыбье. Красочный и загадочный образ обрамлен rnзвездами, превращая его в декоративный элемент работы.
rnК абстракция приближается образ Су анасы у художника Булата Гильванова. rnМерцающий красками дух воды отвернулся от враждебного ему города. Это неrnсоблазнительная дива, а растворившаяся в пространстве, тревожащая rnзрителя мать воды.
rnСовершено абстрактлым предстает перед нами Су анасы в работе немецкой rnхудожницы, уроженки Казани Нины Геллинг. Ее Водяная — декоративная rnстихия, как сама природа. Голубые тона воды ярко контрастируют с rnоливковым, красным и желтым, символизирующим землю.
rnТаким образом, Су анасы — языческий дух из тюркского фольклора, нашел rnразнообразное стилистическое воплощение в изобразительном искусстве — отrnреализма до абстракции. Общим, что объединяет столь непохожие образы, rnможно назвать мысль о том, что дух воды — это часть природного rnпространства, которое требует уважительного к себе отношения, и мысль rnэта была выражена Тукаем в его замечательном произведений «Су анасы».rn

rn
rnЛИТЕРАТУРА
rn1. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М Мелетинский. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. — 736 с.
rn2. Насыри К. Приметы и поверья казанских татар. Татарская электронная библиотека. — [Электронный ресурс].
rn3. Тукай Г. Водяная: Сказка в стихах: для дошк. и мл. шк. возраста / rnГ. Тукай; Пер. с тат. Р. Бухараев; Худож. В. Карамышев. — Казань: Татар.rnкн. изд-во, 1985. — 12 с: цв.ил.
rn

rn(Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шурале и Су анасы в сказках Г.Тукая: сказочный персонаж или фольклорный образ?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: "Шурале и Су анасы в сказках Г.Тукая: сказочный персонаж или фольклорный образ?»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа №30 города Тюмени имени Ф.Е.Федорова»

Исследовательская работа по теме:

«Тайны сказок Г.Тукая и А.С.Пушкина»

ученица 2 “д” класса

Хамитова Карина Валитовна

учитель начальных классов

Идрисова Гузель Саяхотдиновна

Глава 1. Шурале и Су анасы – герои сказок Габдуллы Тукая

1.1. Объяснение автором появления образов Шурале и Су анасы в своей сказках

1.2. Шурале – сказочный фольклорный образ

1.3. Су анасы – сказочный фольклорный образ

1.4. Шурале – мифологический образ

1.5. Су анасы – мифологический образ

Глава 2. Шурале и Су анасы - яркие запоминающиеся образы татарской литературы и искусства

2.1. Образ Шурале глазами художников

2.2. Образ Су анасы глазами художников

2.3. Современное видение образа Шурале

2.4. Современное видение образа Су анасы

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Очарование сказочного вымысла во всей силе впервые ощутил Александр Сергеевич Пушкин. Он вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Из Михайловского он писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Собственные сказки поэта удержали в себе главное — прелесть и свободу сказочного чуда. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные стихи или сказки мы проносим с собою через всю жизнь.

Ознакомление татарского народа с произведениями Пушкина и творческое их усвоение началось в период революции 1905 года. Важнейшая заслуга в этом принадлежит любимому сыну татарского народа, талантливому поэту Габдулле Тукаю, Так, в статье «Национальные чувства», опубликованной в 1906 году, Тукай писал: «Наша нация нуждается в Пушкиных, в Толстых, в Лермонтовых. Короче говоря, и наша нация нуждается в настоящих писателях, художниках, в новейших стихотворениях, в произведениях музыки, которые способствовали бы, как и у других национальностей, прогрессу». В результате изучения наследия великих классиков русской литературы Габдулла Тукай в течение очень короткого времени (1905—1913) сам стал виднейшим писателем и общественным деятелем татарского народа.

В 1907—1908 годах Г. Тукай усердно принимается за создание на татарском языке детской художественной литературы. И в этой отрасли своего творчества Г. Тукай берет пример у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Актуальность темы.

Одним из моих любимых произведений Габдуллы Тукая являются сказки «Шурале» и «Су анасы». Благодаря этим сказкам незадачливый лесной житель Шурале и водяная фея Су анасы знаком каждому из нас с самого раннего детства. Трудно себе представить более популярных татарских национальных персонажей. Кто же они – Шурале и Су анасы? Выдуманные поэтом сказочные герои или существующее в реальности существа?

Цель работы - узнать, откуда в сказках Габдуллы Тукая появились образы Шурале и Су анасы.

1. Изучить возможное объяснение самого автора о героях своего произведения.

2. Изучить татарское народное творчество, на наличие образов Шурале и Су анасы.

3. Изучить словари на возможное определение слов – Шурале и Су анасы.

4. Изучить использование образов Шурале и Су анасы в современном искусстве.

Объект и предмет работы:

- татарские народные сказки,

- современные произведения, а также другие источники, доказывающие использования образов Шурале и Су анасынашими современниками.

Основная часть

1.1. Сказки «Шурале» и «Су анасы» были написаны Тукаем в период с 1907 по 1908 года. В примечании к ней поэт замечает: «Эти сказки «Шурале» и «Су анасы» я написал, пользуясь примером поэтов А.Пушкина и М.Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями в деревнях». [1] Можем сделать следующий вывод: также, как Пушкин и Лермонтов, написавшие свои сказки на основе сказок, рассказанных им в детстве, и, Тукай, написал свои сказки на основе услышанных в детстве сказкок. А, значит, истоки образов Шурале и Су анасы нужно искать в татарском народном творчестве.

1.2. И, действительно, в устном татарском народном творчестве есть сказка «Шурале», в которой деревенский парень, встретивший в лесу Шурале, спасается от него своей хитростью. Сюжет идентичен сказке Тукая. Значит, действительно, сказка «Шурале» написана Тукаем на фольклорном материале. Но откуда пришел этот образ в татарскую народную сказку?

1.3. В «Книге степенной царского родословия» проводится легенда о дочери Казанского хана Мухамеда Амина Гаушаркад. Необыкновенно красивая и умная, она предсказала падение ханства. Не желая сдаваться на милость врагам, девушка бросилась в озеро Кабан и превратилась в Су анасы – водяную. С тоской бродит она по ночам по берегу, мстя горожанам за то, что те не прекратили распри и раздоры. Значит, действительно, сказка «Су анасы» написана Тукаем на фольклорном материале. Но откуда пришел этот образ в татарскую народную сказку?

1.4. Обратимся с этим вопросом к словарям. Нет объяснения слову Шурале в словаре С. И. Ожигова, В. Даля, Д.Н. Ушакова. Однако, в одном из словарей найдено следующее объяснение: «Шурале, шюрали, урман иясё, у казанских татар и башкир (шурали, ярымтык) дух леса, леший. Термин «Шурале», видимо, восходит к древнему названию божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии. У татар представляется в образе волосатого мужчины с рогом на лбу; у башкир - часто также человекоподобным существом с одним глазом во лбу, на одной ноге, иногда - бревном. Шурале занимается охотой, любит ездить на лошадях, имеет жён и детей. Ряд башкирских преданий говорит о происхождении отдельных родов (в частности, группы «шайтан-кудей») от брака человека с женой или дочерью Шурале.

В одном лесу могут жить несколько Шурале. Шурале сбивает людей с пути, заманивает в чащу, может защекотать до смерти. Боится воды: считалось, чтобы спастись от него, надо перескочить через ручей. Шурале можно поймать, уговорив засунуть палец в расщеплённое дерево, а затем выдернув клин. У татар-мишарей Шурале - разновидность злых духов-пиров. У других тюркоязычных народов Ш. соответствуют арсури у чувашей, пицен у западносибирских татар. Термин «Шурале» в различных вариантах распространён среди народов Урало-Поволжья.» [2, с. 627]

Действительно, это описание схоже с описанием Шурале в сказке Габдуллы Тукая «Шурале»:

« Кто же это? Человек? Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод? До чего он безобразен, поневоле страх берет. Нос изогнут наподобье рыболовного крючка, Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака. Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят. Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд. Он похож на человека, очень тонкий и нагой, Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной. У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,- Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.

1.5. Обратимся с этим вопросом к словарям. Нет объяснения слову Су анасы в словаре С. И. Ожигова, В. Даля, Д.Н. Ушакова. Однако, в одном из словарей найдено следующее объяснение: Су анасы - («мать воды»), в мифологии казанских, западносибирских татар, татар-мишарей, кумыков (суванасы), карачаевцев (сууанасы) дух воды. У татар С. а. - разновидность духов су иясе (су иясе нередко также другое название Су анасы) представлялась в человеческом облике. У Су анасы есть муж, су бабасы («водяной дед»), и дети (сыновья иногда тоже называются су иясе). Она моет своих детей, выходя в полночь на мостик над водой. Людям Су анасы показывается на берегу реки, расчёсывая, подобно албасты, волосы гребнем. Считалось, что Су анасы может наслать засуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодая жена, впервые пошедшая в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку. У тобольских татар Су анасы (соу короткоях) считалась главой соу-пяре, злых духов, за "ноги затаскивающих людей в воду. Представляли её в образе старухи с длиннымиседыми распущенными волосами, обычными атрибутами считались золотые вёдра или золотая гребёнка.

2.1. Когда Тукай написал свою поэму в 1907 году, он не очень уверенно выразил надежду, что, может быть, из татарской среды когда-нибудь выдвинутся талантливые художники, которые проиллюстрируют эту сказку, нарисовав леших с их горбатыми носами, рогатыми головами и длинными пальцами, тёмные таинственные леса, где они обитают. Среди современных иллюстраторов сказки Тахир Ильясов, Байназар Альменов, Юсуф Валиахметов, Нияз Хазиахметов, Виталий Булатов (Рисунок 1, 2, 3, 4)


Чем дальше наши предки уходили от язычества и увереннее чувствовали себя в окружающем мире, тем меньше оставалось в нём мистики. Постепенно наводящий ужас и обладающий сверхъестественными силами лесной дух превратился в незлое и даже почти безобидное существо, правда, имеющее странные и неприятные привычки, но настолько глупое и доверчивое, что его нетрудно обмануть. С лёгкой руки поэта Шурале шагнул из области суеверий в мир татарской литературы и искусства. Этот яркий запоминающийся образ уже многие годы вдохновляет писателей, художников, композиторов на создание значительных и оригинальных произведений искусства. Один из самых впечатляющих примеров — первый татарский балет "Шурале" композитора Ф. Яруллина. (Рисунок 5)

Рис. 4 Иллюстрация Б. Альменова

Рис. 2 Шурале. Ильясов Т.М.

Рис. 3 Иллюстрация В. Булатова

Рис. 1 Иллюстрация Ю. Валиахметова

В Татарстане этот колоритный народный персонаж продолжает жить своей особой жизнью, получая самые разнообразные трактовки в творчестве художников различных видов и жанров искусства. Яркие, оригинальные, глубоко национальные образы были созданы в изобразительном искусстве. Прошло около ста лет, и на эту тему появились десятки, если не сотни, произведений. Это не только иллюстрации и книжная графика, но и скульптуры, живописные полотна, декорации. При этом каждый художник имеет своё видение, создаёт свой неповторимый образ. Вот, к примеру, живой, обаятельный, трогательный в своей непосредственности и единении с природой, Шурале из графического цикла Баки Урманче (Рисунок 6).

А в этих абстрактно-философских деревянных скульптурах Нижнекамского художника Асхана Фатхутдинова образу лешего возвращена его глубинная языческая первооснова (Рисунок 7).



Рис. 6 Иллюстрация Б.Урманче .

Рис. 7 Работы Асхана Фатхутдинова.

Пришедший из глубины веков и дремучих лесов языческий персонаж чувствует себя уверенно и комфортно в больших современных городах. Недавно открывшийся в Казани парк аттракционов и развлечений назвали "Шурале". На одной из станций метро Казани пассажиров встречает этот герой. В северном вестибюле станции метро «Площадь Тукая» в Казани объёмная фигура Шурале (Рисунок 8).

Рис. 8 Шурале в Казанском метро.

2.2. Образ Шурале нередко встречается и в современной драматургии. На конкурс "Новая татарская пьеса" в 2004 году поступило пять пьес с его участием. Интересно, что сегодня отношение к этому герою совсем не то, что было пятьдесят лет назад. В конфликте Человек — Шурале симпатии автора все чаще на стороне последнего. Шурале стал флагманом борьбы за экологию, символом естественного, здорового образа жизни, национальных обычаев и мироощущения. Людям же вменяется в вину варварское отношение к природе, погоня за деньгами, пренебрежение к традициям и нравственности, которых веками придерживались наши предки. Примером этого является новый 3D м/ф «Шурале». Режиссер Рамиль Тухватуллин, автор сценария: Айсылу Хафизова. Фильм можно посмотреть на http://ras2203.narod.ru/shubino-kinoteatr8.html (Рисунок .)

Рис. 9 Шурале - герой 3D фильма.

2.2. Незримый, емкий образ Водяной, живший в культуре народа, не сразу нашел свое визуальное решение. У татар не было изобразительного искусства и облик Су анасы существовал только в воображении народа, не было канона, хотя изначально Водяная изображалась уродливой старухой, как собственно она и представлялась в преданиях. Очевидно, что воплощенное зло не могло быть привлекательным. Ярким образцом такой Су анасы являются иллюстрации замечательного графика-реалиста Байназара Альменова (Обложка книги Г. Тукая «Су анасы 1968 г.). Пучеглазое, похожее на жабу чудовище, с космами волос, лягушачьими руками — вызывало активное неприятие, брезгливость. Альменов создал, если можно так выразиться, конкретный образ духа воды, живущем на дне речном.


Рисунок 10. Байназар Альменов "Су анасы»

Позднее стилистика образа начинает трансформироваться. В иллюстрациях Тавиля Хазиахметова к стихотворению Тукая появляется соблазнительный образ Водяной, с длинными, струящимися как вода волосами. Зло становится неожиданно привлекательным образом молодой девы, стихией воды. Графичность линейного силуэта подчеркивает плавность текущей воды.


Рисунок 11. Тавиль Хазияхметов "Су анасы"

В последние годы образ Су анасы становится самостоятельным сюжетом в различных видах изобразительного искусства. Скульптура Игоря Башмакова украшает улицу Баумана в Казани (установлена в 2000 г.). Являясь частью фонтана, Водяная как бы оказалась в настоящей водной стихии. Су анасы представлена мастером молодой девушкой с ломким, хрупким силуэтом, сидящей на камне, волосы ее водорослями свисают в воду, а золотой гребень она будто обронила, о чем-то задумавшись.


Рисунок 12 Игорь Башмаков Скульптура "Су анасы"

В технике батика был создан образ Су анасы художницей из Набережных Челнов — Лилией Мустафиной-Хазиевой. Яркой татарской красавицей rnпредстает перед нами Водяная. Являясь стихией воды, она переливается rnвсеми оттенками синего, сливаясь с растительными формами, образующими татарский орнамент.


Рисунок 13 Лилия Мустафина-Хазиева "Су анасы" (техника батик)

На стыке декоративного и изобразительного искусства работает известный мастер из Нижнекамска Ахсан Фатхутдинов. Его панно «Су анасы и Шурале» объединило героев двух произведений Тукая. Языческая образность усиливается применением в оформлении работы резных элементов из дерева. Мы видим Водяную уже в образе русалки, чья маленькая фигурка почти теряется на фоне огромных ветвей дерева, растущего на берегу реки. Эти два персонажа — Водяная и Шурале — часть огромного мира природы, потому их и нельзя назвать главными героями панно. Су анасы, сидящая на огромной ветке, кажется трогательно незащищенной девочкой, такую героиню легко обидеть, что собственно и произошло в стихотворении Тукая.


Рисунок 14 Ахсан Фатхутдинов "Су анасы и Шурале"

Языческое отражение образа Су анасы стало, пожалуй, доминирующим в творчестве современных художников. В первую очередь, здесь нужно отметить работу Марии Кильдибековой, замечательного мастера гобелена. Су анасы — это языческий идол, повелительница стихии, в которой отразились и небо (его образами стали птицы), и земля (ее символы — корова и крестьянка), и сама вода (знаки воды — ее обитатели — рак и рыба). Дух воды поддерживает свод небесный, расцвеченный радугой. Примитивистский стиль, в котором выполнен гобелен, только подчеркивает изначальность образа, его незыблемость как символа природы.
В примитивистском стиле решен образ Су анасы Альфией Ильясовой. Ею был расписан холст в виде свитка. Вытянутая фигура Су анасы также напоминает языческого идола. Глаза у Су анасы от восточной красавицы, а тело — рыбье. Красочный и загадочный образ обрамлен звездами, превращая его в декоративный элемент работы.


Рисунок 15 Альфия Ильясова "Су анасы"

К абстракции приближается образ Су анасы у художника Булата Гильванова. Мерцающий красками дух воды отвернулся от враждебного ему города. Это несоблазнительная дива, а растворившаяся в пространстве, тревожащая зрителя мать воды.


Рисунок 16 Булат Гильванов "Су анасы"

Совершено абстрактным предстает перед нами Су анасы в работе немецкой художницы, уроженки Казани Нины Геллинг. Ее Водяная — декоративная стихия, как сама природа. Голубые тона воды ярко контрастируют с оливковым, красным и желтым, символизирующим землю.


Рисунок 17 Нина Геллинг "Су анасы"

Таким образом, Су анасы — языческий дух из тюркского фольклора, нашел разнообразное стилистическое воплощение в изобразительном искусстве — от реализма до абстракции. Общим, что объединяет столь непохожие образы, можно назвать мысль о том, что дух воды — это часть природного пространства, которое требует уважительного к себе отношения, и мысль эта была выражена Тукаем в его замечательном произведений «Су анасы».

Читайте также: