Сколько косичек было у самсона

Опубликовано: 17.09.2024

В животе беременной женщины разговаривают два младенца. Один из них - верующий, другой - неверующий. Неверующий младенец: Ты веришь в жизнь после родов? Верующий младенец: Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ожидает потом. Неверующий младенец: Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть? Верующий младенец: Я не знаю все детали, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом. Неверующий младенец: Какая ерунда! Невозможно же самим ходить и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь, пуповина, и так уже слишком коротка. Верующий младенец: Я уверен, что это возможно. Все будет просто немного по-другому. Это можно себе представить. Неверующий младенец: Но ведь оттуда ещё никто никогда не возвращался! Жизнь просто заканчивается родами. И вообще, жизнь - это одно большое страдание в темноте. Верующий младенец: Нет, нет! Я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случае, мы увидим маму, и она позаботится о нас. Неверующий младенец: Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится? Верующий младенец: Она везде вокруг нас, мы в ней пребываем и благодаря ей движемся и живем, без нее мы просто не можем существовать. Неверующий младенец: Полная ерунда! Я не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что ее просто нет. Верующий младенец: Не могу с тобой согласиться. Ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит наш мир. Я твердо верю, что наша настоящая жизнь начнется только после родов. А ты?

Наша жизнь не закончилась после родов, она просто стала другой. Точно также наша жизнь не закончится после нашей физической смерти, но без веры в Христа наша участь там будет плачевной. Так говорит слово Божие.

ТЫ НАМЕРЕН МНЕ ПОМОЧЬ

В 1989 году землетрясение силой в 8,2 балла почти стерло с лица земли Армению, менее чем за четыре минуты погибло свыше 30 000 человек.В момент этого кошмара и хаоса некий мужчина оставил дома жену, убедившись в ее безопасности, и бросился в школу, где должен был находиться его сын. Прибежав туда, он обнаружил, что здание расплющилось. Оправившись от шока, он вспомнил свое обещание, которое дал когда-то сыну:— Что бы ни случилось, я всегда приду к тебе на помощь! Слезами наполнились его глаза. Он смотрел на груду обломков на том месте, где когда-то была школа. Все выглядело совершенно безнадежным, но он помнил о своем обещании сыну! Он стал вспоминать, куда отводил сына каждое утро. Вспомнил расположение класса, который должен был находиться в правом заднем углу здания. Он бросился туда и стал разбирать камни.Тем временем к школе подошли другие убитые горем родители, которые в отчаянии восклицали:— Мой сын! Моя дочка! Некоторые родители из добрых побуждений старались оттащить убитых горем людей от развалин, убеждая:— Слишком поздно!— Они погибли.— Вы не сможете им помочь!— Пошли домой!— Будьте реалистами, здесь уже ничего не сделаешь! Отец к каждому родителю обращался с одним вопросом:— Ты намерен мне помочь? И продолжал камень за камнем разбирать завал, чтобы добраться до сына. Появился начальник пожарной команды и попытался отогнать всех от остатков школьного здания, объясняя:— Сейчас всюду вспыхивают пожары, происходят взрывы. Вы подвергаете себя опасности. Мы сами обо всем позаботимся. Идите домой. В ответ на это любящий отец спросил пожарного:— Ты намерен мне помочь? Пришел милиционер и сказал:— Вы обозлены и ведете себя неразумно. Подвергаете опасности других. Идите домой. Мы сами займемся этим.Отец в ответ спросил:— Ты намерен мне помочь? Он мужественно продолжал разбирать завал один, потому что должен был сам убедиться, жив его сын или погиб. Он копал 8 часов. 12 часов. 24 часа. 36 часов. Наконец на 38-м часу он отодвинул огромный камень и услышал голос своего сына.— Арманд! — окликнул его отец по имени. И услышал в ответ:— Папа?! Это я, папа! Я сказал другим детям, чтобы они не беспокоились. Я сказал им, что если ты жив, то спасешь нас. Ведь ты обещал: "Что бы ни случилось, я всегда приду на помощь!" И ты это сделал, папа!— Что там у вас происходит? Как там? — спросил отец.— Нас осталось четырнадцать из тридцати трех, папа. Мы все напуганы, голодны, хотим пить. И все ждали тебя.Когда здание рухнуло, то образовалась ниша, и это спасло нас.— Давай, сын мой, выходи!— Нет, папа! Пусть другие дети выходят первыми, потому что я знаю, что ты меня спасешь. Что бы ни случилось, ты придешь мне на помощь.

Так и наш Небесный Отец всегда готов придти на помощь. " Кто призовет имя Господне, тот спасется."

История Самсона в Библии

Важные статьи
  1. История Самсона
  2. Рождение
  3. Слабость Самсона
  4. Волосы Самсона
  5. Победа и поражение Самсона
  6. Далида и Самсон
  7. Восстановления Самсона
  8. В поте лица будешь добывать себе хлеб
  9. Бог хочет принести покой твоему разуму
  10. Урок из истории о Самсоне

(Суд 13) История Самсона в Библии начинается с того, что он родился от человека по имени Маной — что значит покой. Можно сказать, что Самсон был сыном покоя. До его рождения, матери Самсона явился Ангел Господень и сказал, что у неё родится сын, который избавит Израильский народ от Филистимлян.

История Самсона

Рождение

Матери Самсона было предупреждение, что, когда родится сын, она не давала ему в пищу ни изюм, ни виноград, ни вина. Потому что этот ребенок должен быть назореем Божьим. Это назорейство на всю жизнь. Жизнь Самсона была запечатлена сверхъестественным вмешательством еще до его рождения. Дело было не в его силе. Библия говорит, что как только Дух Господень сходил на него, тогда он совершал великие подвиги.

История Самсона в Библии

Самсон побеждает филистимлян

Слабость Самсона

Но при всех его подвигах у Самсона была достаточно банальная проблема для всех мужчин — это похоть. Его слабостью были женщины. Это было связано с тем, как его воспитал отец.

Обычно похоть берет начало у отверженности. Но Самсон не должен был чувствовать себя отверженным, а наоборот, особенным человеком. Вспомним, что Самсон должен был жить жизнью назорея от юности своей. Его отец должен был постараться дать ему почувствовать себя особенным. Каждый год, во время жатвы, все собирают плоды винограда, и затем танцуют в этом винограде, выдавливая сок.

Люди играли на разных инструментах и устраивали настоящий праздник. В празднике участвовали взрослые и дети. Они танцевали и получался сок, из которого в последствии делали вино. Но маленький мальчик по имени Самсон не приходил на этот праздник, потому что он не мог быть среди винограда. Сок мог случайно попасть ему на уста (вино ему было запрещено). Как трудно ему было наблюдать в стороне, как другие дети играют и веселятся.

Волосы Самсона

Кроме этого, волосы Самсона были длинными. Уже в возрасте 3-4 лет, если мальчику не стригут волосы, то прохожие могу назвать его девочкой. А дети могут быть особенно жестокими. Если есть какой-нибудь физический дефект, то дети сразу же дадут знать тебе о нем. Скорее всего, дети дразнили Самсона. Он мог возненавидеть свое призвание. Тут должен был вмешаться отец и поддержать, но этого не случилось, поэтому Самсон вырос в отверженности и чувствовал себя не в своей тарелке. Несмотря на грехи и слабости, он все же в какой-то степени несет образ Иисуса Христа.

Победа и поражение Самсона

(Суд 16:3) Самсон вынес городские ворота, положил на плечи и отнес на гору на пути к Хеврону.

История Самсона

Хеврон означает общение. Городские ворота являются центром города. Там сидел городской совет. Когда ты захватываешь врата, ты захватываешь весь город. Поэтому Иисус сказал, что врата ада не одолеют церковь. И здесь видно, что Иисус понес на Себе врата ада, наши грехи, наказание, наш стыд, нищету и наши проклятия. Он понес все это на Себе, на этой горе Голгофы и ввел нас на гору Хеврон — общение с Богом.

Против Самсона выступила целая армия и он их всех победил. Тогда диаволу пришлось осуществить коварный план. Он использовал человеческие слабости.

Далида и Самсон

(Суд 16:4) После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида.

Имя Далида — что значит истощающая. Она должна была лишить его покоя. В Библии написано, что она до смерти истощила его душу. И однажды он сдался и сказал, что никому еще не говорил: «Я от утробы матери моей назорей, я никогда не стриг волосы, я отделен для Бога».

История Самсона

Есть кое-что в потере волос Самсона. Число семь означает число совершенства. Бог сотворил всю землю и почил в седьмой день. Но в случае с Самсоном, мы знаем, что его волосы не делали его совершенным. Поэтому число семь здесь означает не совершенство, а отделение для покоя в Боге.

Самсон уснул и Далида пригласила Филистимлян прямо к нему в комнату, и они остригли ему волосы. И у него не получилось отразить удар. Он понял, что сила его пропала. Он потерял свой покой, ведь он был отделен для него. Секрет Самсона был в этом покое. Филистимляне вырезали Самсону глазницы, и он ослеп.

Когда вы теряете свой покой в Боге, вы теряете перспективу, свое видение.

Когда Самсон лишился покоя, он остался не только без зрения и перспективы на жизнь, он потерял все и свободу в том числе. Но Бог даёт ему шанс.

Может быть сейчас, в твоей жизни есть грех аморальности, но ты принимаешь решение с этим покончить. Слава Богу, есть надежда. В Библии написано, что волосы Самсона начали отрастать. Постепенно он начал приобретать покой. Он ничего не видел кроме темноты. И вдруг начал снова думать о призвании от Бога. Бог милостив всегда. И вот однажды было большое собрание Филистимлян, почетным гостем была Далида, потому что она предала Самсона. И они стали кричать: «Приведите сюда Самсона, того, кто когда-то внушал всем страх, давайте все вместе над ним посмеемся».

Восстановления Самсона

(Суд 16:26) И сказал Самсон отроку, который водил его за руку: подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним.

Самсон попросил отрока подвести его к столбам чтобы ощупать их. Самсон помолился Богу, чтобы Бог укрепил его между этими столбами. Он сдвинул столбы. Самсон погиб и было много умерших вместе с ним.

История Самсона

Где эта область в твоей жизни, куда враг приносит волнение и отсутствие покоя? Если вы еще неверующий и не спасены, то ваше слабое место — это ваша совесть. Некоторые люди не любят быть в Церкви, потому что к ним приходит осознание греха. Но как только они видят Иисуса на кресте, тогда грехи уходят из сознания. Бог заплатил за них. Но для нас, верующих самое первое место, куда атакует враг, это разум. В разум он приносит волнение, и лишает покоя.

В поте лица будешь добывать себе хлеб

(Иез 44:17) Когда придут к воротам внутреннего двора, тогда оденутся в одежды льняные.

Лен пропускает воздух. А шерстяное не должно быть на них. От шерсти потеют.

(Иез 44:18) Увясла на головах их должны быть также льняные ; и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная; в поту они не должны опоясываться.

Голова также должна быть ясной. Бог хочет, чтобы Его народ имел горячие сердца и свежие головы.

Бог Своему народу: в поту они не должны опоясываться.

То есть, в поту ты не должен сражаться за свои благословения. Не надо потеть за исцеление и процветание.

Пот стал последствием падения Адама. Шерсть, это не проклятие, это дар от Бога. Бог дал Адаму и Еве шерстяные опоясания. Но «в поте лица твоего будешь зарабатывать хлеб свой» — вот это уже проклятие. Что это означает? Тебе будет трудно зарабатывать на жизнь. Трудно достигать успеха. Потом и кровью будешь добывать себе все необходимое. Будешь все время много работать. А результат будет минимальным. Это проклятие.

Но Иисус Христос пришел, и первая область Его страданий была Его голова (терновый венец) — там пролилась первая Кровь. То, что началось в одном саду, было завершено в другом. То, что взяло начало от Адама, было искуплено и завершено Иисусом Христом.

В Гефсиманском саду с капельками пота со лба Иисуса стекала Кровь. Это было начало Его страданий.

Бог хочет принести покой твоему разуму

Когда Иисус пролил Кровь вместе с потом в саду, Он принес искупление нам всем за тот грех Адама и убрал проклятие работы в поте лица.

Иисус сказал: «Не волнуйтесь и не беспокойтесь во что вам одеться. Что вам есть и что пить. Посмотрите на птиц небесных, они не сеют и не жнут, но Отец небесный питает их». Вы же важнее в глазах Божьих.

Посмотрите на полевые лилии, как они растут. А траву полевую как одевает Бог?

Как атакует враг? Он посылает тревожные мысли. Мы не должны принимать и озвучивать их. Когда приходит плохая мысль, приходит беспокойство. Не произноси плохие мысли вслух, и они умрут, так и не родившись.

Урок из истории о Самсоне

Какой урок нам вынести из истории, которая произошла с Самсоном? Как нам сохранить наш разум от этих беспокойств и пребывать в покое?

Вы помните, что Иисусу надели терновый венец на голову?

История Самсона

Как избавиться от этих мыслей без особых усилий?

Встаньте под поток воды слова Божьего. Встаньте под поток помазанного учения о благодати и поливайте ваши мысли водой слова Божьего. Замените негативные мысли на мысли Божьи, потому что они могущественнее тех, которые враг посылает вам.

Когда вы подходите под поток учения слова Божьего, то на ваши тернии льется вода и распутывает их.

Они превратятся в свежие листья и начнут снова цвести благодатью, красотой и необыкновенным миром. Не ты хранишь мир, а он хранит тебя. История Самсона в Библии учит нас хранить покой и всегда доверять Господу. Аминь!

Самсо́н (ивр. שִׁמְשׁוֹן ‎, Шимшо́н) — ветхозаветный Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

Содержание

Библейское повествование

Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13-16) [1] . Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.

Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Ангел предсказал:

Филистимляне тогда уже без малого сорок лет правили израильтянами.

Мальчик с детства владел необыкновенной силой. Когда он возмужал, то надумал жениться на филистимлянке. Сколько ему не напоминали его родители, что закон Моше(Моисея) запрещает жениться на идолопоклонницах, Самсон отвечал, что каждое правило имеет исключение, и женился на своей избраннице.

Однажды он пошел в город, где жила его жена. По дороге встретил молодого льва, который хотел броситься на него, но Самсон мгновенно схватил льва и разорвал его руками, как козленка.

Во время свадебного пира, который продолжался несколько дней, Самсон загадал свадебным гостям загадку. Ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости не смогли отгадать и угрозами вынудили жену Самсона выпытать у того правильный ответ. Ночью, в постели, она потребовала от мужа дать ответ загадке и утром сообщила его своим соплеменникам. Самсону ничего не оставалось, как уплатить проигрыш. Для этого он пошел в Ашкелон, устроил драку с 30-ю филистимлянами, убил их, снял одежду и рассчитался за проигрыш. Был седьмой день свадебного пира. Тесть, не предупреждая Самсона, отдал его жену молодому парню, который был другом Самсона. И ответил им Самсон:

Он начал мстить всему филистимлянскому народу. Однажды он поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил лисиц на филистимлянские поля во время жатвы. Весь хлеб на полях сгорел. Сам Самсон скрылся в горах. Позже филистимляне, узнав о причине мести, пошли к тестю Самсона и сожгли его вместе с дочерью. Они посчитали, что это смягчит гнев Самсона. Но он заявил, что его месть направлена против всех филистимлян. И месть только начинается. Начал Самсон так называемую охоту на жителей Ашкелона. Он появлялся перед каждым, кто шел из Ашкелона или в Ашкелон, затем грабил и убивал его. Немало случаев таких нападений на прохожих. Самсон никого не пускал в Ашкелон, из-за этого в скором времени в Ашкелоне начался голод. Весь этот гордый город боялся одного Самсона, боялся так, никто не решался выходить из города, все были так напуганы, словно город осадило могучее войско. Позже филистимляне, с целью прекратить этот террор напали на владения соседнего колена Иудина и потребовали, чтобы им выдали Самсона.

Три тысячи человек пришли к нему в горы. Они начали укорять Самсона, говоря, что из-за него их окружили филистимляне, с которыми у них нет сил воевать.

«
Ну что ж,— сказал Самсон,-свяжите мне руки сильно и отдайте меня нашим врагам. Таким образом они дадут вам покой. Только пообещайте, что не убьете меня. »

Самсону связали руки крепкими веревками и вывели из ущелья, где он скрывался. Но когда подошли филистимляне, чтобы взять его, он напряг свои силы, разорвал веревки и убежал. Не имея при себе оружия, он по дороге поднял челюсть мертвого осла и убивал ею насмерть встречавшихся филистимлян:

Вскоре Самсон заночевал в филистимском городе Газа. Жители узнали об этом, заперли городские ворота и решили рано утром поймать богатыря. Но Самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами отнес их на вершину горы напротив Хеврона.

Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.

Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже!» (Суд.16:28)

Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (Суд.16:31).

Научные интерпретации



Самсон как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей, находящих любопытное подтверждение в новейших исследованиях археологов и географов.

Заготовка раздела

В религиозной традиции



В христианстве

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью:

Иоанн Златоуст видит в поведении Далилы вмешательство дьявола:

В то же время самоубийство Самсона («Умри, душа моя, с филистимлянами») испокон веков озадачивало теологов, убеждённых в греховности суицида. Святой Августин высказал мнение, что гибель Самсона нельзя считать ни убийством, ни самоубийством, потому как он был ведом не собственной волей, а Святым Духом [2] . Джон Донн в трактате «Биатанатос» (1608) не только приводит гибель Самсона как аргумент в защиту самоубийства, но и крестные муки Христа трактует как суицид, тем более что согласно традиционной теологической доктрине Самсон в своей гибели за народ — предвозвестник и символ Христа [2] .

В искусстве и литературе

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса.

В изобразительном искусстве



В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах IV в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Лукас Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В литературе

Одной из первых пьес, посвящённых Самсону, стала трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556. Тема приобрела особую популярность в XVII в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений XVIII в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В XIX в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в XX в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В музыке

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

-Метки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Библейский Самсон

САМСОН ( Шимшон ), сын Маноаха из колена Дана , «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13–16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

4638534_1432855_original (700x630, 357Kb)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

4638534_1435159_original (700x526, 63Kb)

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

4638534_1432314_original (569x700, 354Kb)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.
Государственные музеи Берлина

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

4638534_dore071515 (557x700, 242Kb)

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

4638534_1434409_original (558x700, 351Kb)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

4638534_12585Francesco_Morone_001 (700x442, 255Kb)

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

4638534_1433190_original (700x639, 416Kb)

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

4638534_1431874_original_1_ (700x612, 433Kb)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

4638534_1434148_original_1_ (700x630, 438Kb)

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

4638534_TelTzora2 (700x525, 77Kb)

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

4638534_747152378 (700x575, 359Kb)

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

4638534_1arhit32b2 (600x342, 70Kb)

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

4638534_untitled (700x525, 631Kb)

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

4638534_untitled_3_ (176x282, 123Kb)
Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве- х а-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («А х ават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

4638534_poster (300x364, 53Kb)

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

( שִׁמְשׁוֹן , Шимшон), сын Маноаха из колена Дан (см. также Колена Израилевы), «судья» (правитель) древних израильтян (см. Судей Израилевых книга), чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13–16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине (см. Сарра, Рахиль, Самуил). Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое (см. Ритуальная чистота), а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян (Суд. 13:2–25).

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва. В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона. (15:2). В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону» (16:1–3).

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона. После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы (см. выше). Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его» (16:19). Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30). Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (16:31).

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет (15:20; 16:31). Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену. Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве- ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («А хават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Читайте также: