Сколько кос у замужней женщины на руси

Опубликовано: 17.09.2024

В современном мире по внешнему виду представительниц прекрасного пола невозможно понять, кто состоит в браке, а кто нет. На Руси достаточно было только взглянуть на девушку-незнакомку, как сразу становился понятен ее статус. Узнаем, как же отличали наши предки замужних и незамужних женщин.

Особенности в одежде

Отличить девушку от замужней женщины на Руси можно было по характерным чертам их одежды. Используемые предметы гардероба, а также орнамент на одежде, ее цвет говорили о семейном статусе женщины.

Основы костюмов женщин

Рубаха считалась основным элементом костюма на Руси. Длина женской рубахи была до самых ступней. Поверх нее надевали одежду из плотных тканей.

Незамужняя девушка носила запону. Эта вещь представляла собой холщовый отрез ткани. Он был прямоугольной формы, складывался пополам. На месте сгиба делали вырез для головы. Боковые части этой одежды не сшивали. Длина была короче, чем у рубахи, поверх которой ее одевали. Запона подвязывалась поясом.

Женщины, которые были замужем, поверх рубахи носили поневу. Ее еще называли понькой. Это юбка, которая не сшивалась, а просто запахивалась вокруг женской фигуры. По талии она закреплялась гашником – шнуром.

Поневу первый раз одевали в тот день, когда происходило венчание. Иногда сразу после него. Девица символично прыгала в поневу с лавки. Этот обычай говорил о согласии девушки на замужество. Завязывали гашник на талии родители невесты или ее брат.

Если случалось так, что девушка совсем не выходила замуж, то она носила запону всю жизнь. Надеть на себя поневу она не могла себе позволить.
Орнамент на ткани

На одеждах часто делали вышивки, которые много говорили о владельцах. Например, на Вологодчине, на рубашках у женщин, носящих под сердцем младенцев, вышивали дерево. Если девушка еще не вышла замуж, на тканях ее одежды изображались белые лебеди, а у замужних – курица.

Цвет одежды

Положение женщины раскрывал и цвет ее одежды. Синие цвета различных оттенков преобладали в нарядах незамужних девиц. Так же одежду в синих тонах носили старушки.

Красные цвета присутствовали в нарядах у тех, кто уже пошел под венец. Полностью красный сарафан носили недавно вышедшие замуж. С годами замужние женщины уменьшали количество красных оттенков в одежде.

Головные уборы, украшения

В давние времена головной убор стал очень значимым в наряде персоны женского пола. Он являлся украшением всего образа женщины. Говорил он о многом:

· о возрасте владелицы;

· о социальном статусе;

· про семейное положение;

· о наличии детей.

Повойник и убрус

После замужества голова женщины покрывалась специальным убором. Его с X по XI век называли «повойником». Он представлял собой ткань, напоминающую полотенце. Со временем, в XV и XVI веках, повойник заменили убрусом. Этот довольно красивый убор представлял полотно красного, а также белого цветов. На его концах были украшения из жемчуга, которые спускались на женские плечи, грудь.

Уборы помогали по внешнему виду определить статус владелицы. Когда женщина была в повойнике или убрусе, это означало, что она замужняя.

Венец

С непокрытыми волосами могли ходить девушки, которые были не замужем. Иногда использовались уборы, которые не закрывали теменную часть головы. Девичье тело скрывалось под многими слоями одежды. Неприкрытая макушка должна была подчеркивать красоту.

Венец носили только девицы. Он был символом девичества. Это был берестяной или кожаный обруч. Его обтягивали тканью, богато украшали камешками, бусинами, жемчугом, а также вышивкой. Девушка, выходящая замуж, прощалась с венцом.

Серьги

Такое украшение, как серьги, имели отличия в размере и форме у замужних женщин и девиц. По традиции первые серьги девочке дарил папа на 5-летие. Подарок очень ценили и старались хранить.

Серьги продолговатой формы были у не имеющих мужей девушек. Обычно они не отличались особым декором, были простой формы. Замужние носили серьги более сложной формы, более дорогие.

Существовало много примет, связанных с этим украшением, например:

1. Парень, нашедший серьгу, которую потеряла девушка, будет ее супругом.

2. Потеря серьги женой считалось плохой приметой - значит, что муж ей изменяет.

Обручальные кольца

На Руси считалось неприлично близко приближаться к женщине. Поэтому увидеть свадебное кольцо на пальце или его отсутствие не было возможности.

Этот свадебный символ был гладким и довольно простым. Православными людьми обручальные кольца надевались на безымянный палец на правой руке.

Косы у женщин и девиц

На Руси издавна коса считалась девичьей красой. Она являлась достоинством каждой девушки. По косе судили о здоровье девушек. Незамужние особы носили одну косу, которая обычно сплеталась из 3 прядей:

1. Единственная коса говорила окружающим, что девушка свободна.

2. Вплетенная лента говорила, что девица уже «на выданье».

3. Появление двух лент свидетельствовало о том, что у девицы есть жених, брак благословлен.

Подруги невесты накануне свадьбы распускали ей косу. Это означало прощание с девичеством. После замужества заплетали уже две косы. Они располагали вокруг головы, словно корону.

Старым девам было разрешено носить только одну косу. Сплетать волосы в двух косах им было традиционно запрещено.

Смотрите также на нашем YouTube-канале:

Как можно было легко и быстро понять статус незнакомой девушки во времена, когда общение противоположных полов было строго регламентировано.


Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» - вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.


Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово "венец" происходит от русского "венить", то есть "заниматься жатвой". Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" ("на жатву"), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.


На Руси была традиция, связанная с ношением сережек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче – по статусу.


Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.


Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей — у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде. Что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.


Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной - до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх нее надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону — холщевый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и на¬девалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали.
Замужние женщины носили поверх рубахи паневу (или поньку) — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром — гашником. Куда лучше спрятать? – за гашник! - это с тех пор еще. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в панёву - это символизировало ее согласие на брак. Завязывали на ней панёву родители, или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла.


Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у нее кольцо на пальце - то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое, по-классике.

Известно, что по традиции на Руси замужняя женщина должна была заплетать волосы в две косы, укладывать их венцом и непременно покрывать их платком или головным убором. Девушкам, в отличие от замужних женщин, разрешалось открывать макушку, а волосы заплетать в одну косу. Понятно, что принципиальной разницы не было, а раз так, если уж ходить все время в головном уборе, пускай по крайней мере он будет необычайным и красивейшим



1. По головному убору

Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса.

Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам.

После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» — вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

2. По венцу

Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец — символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями).

Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених.

Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва — вечная забота хлеборобов, а потому брачующийся получал помощницу «на вено» («на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.

3. По серьгам

На Руси была традиция, связанная с ношением сережек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь.

Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче – по статусу.

Существует ряд примет и суеверий, связанных с серьгами.
Так, потерять серьгу всегда считалось к плохому известию, неприятному событию.
Если замужняя женщина теряет серьгу, возможно, супруг изменяет ей.
Нашедший серьгу незамужней девушки станет ее мужем.

Тот, кто найдет серьгу женщины замужней, в скором времени найдет себе сердечную подругу, любовницу.
Если на свадьбе новобрачная теряет серьгу, то найти ее может любой из гостей, а поднять должна обязательно замужняя подружка невесты.

Невесте должна была серьги вдеть в уши счастливая жена, чтобы и та была счастлива.
А если замужняя женщина не носила серег, ей суждено было овдоветь.
Ну а вдове носить серьги было грешно.

4. По косе

Как только девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу — косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману — вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске».

Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.
В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, — намек на ее новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

5. По орнаменту и цвету одежды

Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей — у незамужних девушек.

Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.

Что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.

6. По юбке

Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной — до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх нее надевали более плотные одежды.

Незамужние девицы носили запону — холщевый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали.

Замужние женщины носили поверх рубахи паневу (или поньку) — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром — гашником. Куда лучше спрятать? – за гашник! — это с тех пор еще. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в панёву — это символизировало ее согласие на брак.

Завязывали на ней панёву родители, или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла.

7. По обручальному кольцу

Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у нее кольцо на пальце — то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое…


Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.

Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами.

Ну а косы появились намного позже. Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две. Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом. На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила, способная энергетически поддерживать ее семью. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Кстати, тех, кто осмеливался сорвать головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего нерожденного ребенка поддержки. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.

Детям в малом возрасте волосы расчёсывали родители, потом они делали это самостоятельно. Доверить расчёсывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знают и кого любят. Девушка могла позволить расчёсывать свои волосы только своему избраннику или мужу.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой и обереговой силы.

Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.

Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые были символом объединения Яви, Нави и Прави (настоящего, прошлого и будущего). Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Длинная коса сохраняла женскую силу для будущего мужа. Плетение кос защищало женщин от сглаза, негатива и зла.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Длинные волосы являются признаком хорошего здоровья, красоты и женской внутренней силы, а значит, подсознательно нравятся мужчинам. По статистике, мужчины, оценивая женщин, ставят женские волосы на третье место после фигуры и глаз.

Был проведен эксперимент: дети 5 лет, рисуя свою маму, в 95 % случаев рисовали ее с длинными волосами, несмотря на то, что у мам были короткие стрижки. Это говорит о том, что образ мамы – нежный, добрый и ласковый, подсознательно связывается у маленьких детей с длинными волосами. Та же статистика утверждает, что 80% мужчин соотносят короткие стрижки с мужественностью и агрессией.

Длинные волосы дают женщине силу, но что важно: их нельзя носить распущенными. Распустить длинные волосы было неприлично, это как обнажиться. «Распустила Маша косы, а за нею все матросы».

Распускание волос в присутствии мужчины означало приглашение к близости. Поэтому раньше женщине было нельзя распускать волосы при посторонних. Женщины, которые носили распущенные волосы были падшими, их называли «РАСПУТНИЦАМИ».

Распускать волосы было не принято также и потому, что считалось небезопасным разбрасываться энергией и силой, распуская волосы. Поэтому волосы забирали и заплетали в косы. Ведь женщина распуская волосы, могла привлечь чужие взгляды, могла вызвать зависть недоброжелателей. Женщины себя блюли в этом смысле, так как они знали, что в их руках энергетическая защита семьи и своего дома.

Женские волосы обладают очень мощной сексуальной притягательностью, наверное, поэтому замужние женщины могли показывать свои волосы только мужу, а в остальное время носили платок. Поэтому, женщина в храме должна надевать платок, чтобы не смущать мужчин и не отвлекать их от молитвы.

А также платок символизирует власть мужа и женскую покорность и смирение. Только незамужние женщины могли раньше не прикрывать голову платком в храмах.

Очень важно знать о том, какой силой обладают женские волосы и использовать эти знания себе во благо, а главное помнить что волосы – это наше достоинство и наша гордость.


Николай Малышев; Владимир Смирнов/TASS

Увидеть на голове русской женщины короткую стрижку еще какое-то столетие назад было практически невозможно. С распущенными волосами ходить в обществе тоже было не принято - сегодня это можно сравнить с появлением в офисе в ночной рубашке. Женщины всех возрастов носили длинные волосы, заплетенные в косы.

Косы - это статус

Одна из самых простых на первый взгляд причесок - длинная коса - имела сакральное значение для женщин на Руси. Во-первых, так было понятно, свободна ли женщина или в отношениях. Незамужняя девушка носила одну косу, а когда у нее появлялся жених, вплетала в косу яркую ленту.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Вплетая в косы ленту, девушка показывала, что у нее уже есть жених.

Две ленты означали, что родители девушки уже дали согласие на брак.

А вот две косы могли носить только замужние женщины. На Руси существовал обряд расплетания косы накануне бракосочетания, который символизировал прощание с девичьей жизнью. В некоторых регионах в обряде участвовал брат невесты, в других - сам жених, в третьих - подружки.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Константин Маковский. Под венец. 1890.

Серпуховский историко-художественный музей

Так как семейный статус обязывал женщину всегда покрывать голову, то обе косы укладывались в хитрую прическу под головной убор. И никто кроме семьи не мог видеть ее волос. Если замуж женщина не выходила (такие случаи, разумеется, тоже были), то так до самой старости и носила одну косу.

Коса для женщины - как борода для мужчины

Коса для женщины считалась символом чести, как и борода для мужчины: дернуть за косу считалось большим оскорблением. На Руси насильственное обрезание косы у крестьянки было наказанием за серьезные проступки - прелюбодеяние, например. И наказание определял крестьянский суд.

При этом девушка могла сама обрезать косу в знак скорби, если у нее погибал жених. Так она выражала окружающим свое нежелание выходить замуж. В некоторых регионах существовал обычай дарения косы: девушка дарила ее будущему мужу, как бы отдавая свою жизнь в его руки. Если на деревню нападали враги, муж мог взять на бой косу жены как оберег.

Вся сила в волосах

У славян было довольно много поверий, связанных с волосами. Главным образом, они считали, что в них находится жизненная сила, а потому обращаться с волосами нужно бережно.

Маленьких детей не стригли до определенного возраста (где-то это было 3 года, где-то даже 5) и старались не расчесывать. А обряд первой стрижки был одним из главных событий в жизни молодого славянина.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848.

Национальный художественный музей Республики Беларусь

Девочки с ранних лет учились ухаживать за своими волосами и доверяли расчесывать себя и заплетать косы только близким людям. Чем толще коса (лучше до пояса и толщиною в руку), тем завиднее была невеста. Девушки старательно расчесывали волосы по вечерам, восстанавливая потраченную за день энергию. Заплетая косу, можно было читать заговоры на любовь или от сглаза.

Если одна коса наполняла жизненной силой только одну девушку, то две косы символизировали жизни как их владелицы, так и ее будущих детей. Еще с древних времен существуют поверья, что беременным женщинам нельзя стричь волосы. Но это не значит, что на Руси волосы не стригли совсем.

Чтобы волосы быстрее росли и были гуще, начиная с 16 лет, девушкам подравнивали кончики волос, причем делать это можно было только на растущую луну. Остриженные волосы нельзя было просто выкинуть, чтобы на человека не навели колдовство - их сжигали. Кстати, до сих пор в России девушки нередко сверяются с лунным календарем, выбирая день для стрижки.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Девушки во время праздника Ивана Купалы.

Распущенные волосы было носить не только неприлично, но еще и опасно - ведь девушка могла подвергнуться негативному воздействию злых сил. Правда, на языческий праздник Ивана Купалы девушки могли распускать волосы, и именно для “контакта” с миром духов.

Ведьм славяне также представляли с распущенными волосами - от русалок до Бабы Яги.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Вий".

Константин Ершов, Георгий Кропачев/Мосфильм, 1967

Читайте также: