Поддержать короля за бороду что означает

Опубликовано: 17.09.2024

БОРОДА БОРОДЕ - РОЗНЬ. Во всяком случае, в воровском жаргоне. Есть бороды староверческие, но существуют и - королевские бороды!

В очерке «Красный Крест» писатель Варлам Шаламов, прошедший ужасы ГУЛАГа, рассказывает об отношении блатного мира к медицинским работникам. Он отмечает, что блатари всегда готовы заигрывать с врачами, помогать морально и материально:

"Дело за немногим: регулярно освобождать от работы блатных, чтобы они могли «подержать короля за бороду»".

Какого короля? За какую бороду? И зачем же его держать?

МНОГИЕ ИЗ НАС СРАЗУ ВСПОМНЯТ похожую ироническую русскую поговорку, в которой, однако, вместо короля выступает Бог.

«Держать Бога за Бороду» - то же самое, что поймать удачу, поймать птицу счастья. Циничная поговорка, конечно, с точки зрения верующих людей. Но – ничего не попишешь: так уж выражается народ русский. Причём из самых разных слоёв.

Например, в 2007 году издание «Правда.Ру» опубликовало материал о первом вице-премьере Сергее Иванове:

Отвечая на вопрос, будет ли он выставлять свою кандидатуру на пост президента России, Иванов заметил:

«Я всего лишь три месяца тому назад стал первым вице-премьером. В качестве вице-премьера я курировал часть промышленности, но всю промышленность не знал. Науку знал в основном в приложении к военной. Минсвязи не курировал никогда. Как вы думаете, может за это время человек всё узнать и считать, что он уже "держит Бога за бороду". Надо заниматься делом».

Эта поговорка известна также и с другими глаголами действия - «брать, взять, хватать»…


Так, в интервью 2009 года председатель Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Виктор Сергеев рассказывал:

«Когда в начале 90-х зарождалось фермерство, все бежали из коллективных хозяйств, стремились отделиться. Думали, что, получив землю, схватили Бога за бороду. И надеялись, что все их проблемы будут решены».

Нередко встречается и выражение «поймать Бога за бороду». Вот на одном из Интернет-форумов:

«Бывает, начинается с желания "поймать Бога за бороду", а обнаруживается, что ты сам пойман Богом».


Откуда взялся этот фразеологизм?

НЕКОТОРЫЕ ШУТНИКИ СЧИТАЮТ, что столь нетривиальный образ появился в фольклоре под влиянием поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Помните:

Руслан подъемлет смутный взор
И видит - прямо над главою –
С подъятой, страшной булавою
Летает карла Черномор…

Шумя летит на князя снова.
Проворный витязь отлетел,
И в снег с размаха рокового
Колдун упал - да там и сел;

Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,
Поймал, за бороду хватает,
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает.

Ретивый конь вослед глядит;
Уже колдун под облаками;
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой…

Далее известно: Руслан заставил карлу отнести его к Людмиле, а затем бороду схватив рукою, «отсёк ее, как горсть травы», «на шлем высокий Седые вяжет волоса», «карлу чуть живого В котомку за седло кладёт»…

Однако такая параллель очень сомнительна. Что не исключает само по себе какой-нибудь народной сказки или былички о том, как смекалистый герой схватил за бороду если не Бога, то кого-либо другого, принятого им за Всевышнего. Впрочем, мне она не знакома.

Хотя вполне достаточно и того, что Всевышний, Бог-Отец всегда изображался в русской традиции с седой бородой, а уж нашим отечественным богохульникам больной фантазии не занимать…

Любопытно также, что на востоке Европы сжимать бороду в руке считалось жестом, символизирующим мольбу или просьбу (см. Джайлз Констебл. «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие». – в книге «Одиссей. Человек в истории», М., 1994).

.Возможно, в поговорке вывернута наизнанку именно эта традиция?

Всё может быть. Однако есть и ещё одна разновидность «бородатой поговорки». Так, одна из статей о Романе Полански называлась «Роман Поланский дёргал Бога за бороду». Автор, Юрия Шигарёва, пишет о знаменитом кинорежиссёре:

«Он, что называется, слишком часто дёргал Бога за бороду, и тот, разозлившись, в конце концов отвечал ему весьма болезненными тумаками. В конце 60-х Поланский снимает фильм «Ребенок Розмари» — о том, как девушка зачинает ребенка от сатаны. Фильм стал культовым у молодежи и объектом нападок церковников. Поланский наскоки критики игнорировал, но жизнь отомстила ему сильнее, чем проклятия священников. Пока Поланский был в командировке, в его дом ворвались сектанты. Его жену, актрису Шэрон Тейт, которая была на восьмом месяце беременности, ее гостей зверски убили сатанисты».

Другими словами, «дёргать Бога за бороду значит» - упорно и неразумно испытывать, дразнить судьбу.

НО ДАВАЙТЕ БЛИЖЕ К ТЕМЕ. Всё-таки в уголовной поговорке речь идёт не о Боге, а именно о короле. Впрочем, связь жаргонного выражения с народным несомненна.

Начнём с того, что в уголовно-арестантской среде активно использовалась и поговорка с упоминанием бородатого Бога. Нередко, правда, уркаганы её переделывали на свой лад. Вот в рассказе Юлия Дунского и Валерия Фрида «Лучший из них» повествователь-урка размышляет о причине своих несчастий:

«Что мы, в натуре, богу в бороду нахезали?»
(Нахезать, если кто не понимает, значит испражниться).

В другом месте тот же рассказчик удивляется везучести одного из зэков:

«Что он, Бога за яйца ухватил?»

Кстати, вполне возможно, что известная поговорка имеет похожее продолжение. Во всяком случае, я слышал его несколько раз, а недавно даже встретил на одном из Интернет-форумов:

«Вот уже не ты держишь Бога за бороду, а он держит тебя за яйца».

И всё же – как Бог превратился в короля?

А дело в том, что выражения, связанные с королевской бородой, относятся в уголовном мире к карточной игре. Как вы знаете, монархи на картах изображаются бородатыми. Эту деталь блатной мир подметил своим острым взором и использовал в жаргоне. Вот один из бывших лагерников, С. Баев, рассказывает о своей нелёгкой судьбе:

"Начал колоться, стал наркоманом, Нужны, конечно, деньги на эту дрянь. Научился «королю бороду расчёсывать», то есть в карты на деньги".

Действительно, «расчёсывать королю бороду» значит - играть в карты. Говорят также - «почёсывать королю бороду» или даже эту самую бороду «поглаживать». Почему такое неравнодушное отношение к монаршей растительности?

В русском языке существует оборот «гладить (поглаживать) бороду». Когда человек поглаживает рукой свою бороду, это выражает его хорошее настроение, расположение духа. В Европу и в Россию этот жест перешёл из исламского мира: мусульмане постоянно поглаживают бороды во время молитвы. (Мы уже выше говорили также и о другом толковании похожего жеста).

Так что босяки «расчёсывают» бороду карточному королю, чтобы ублажить его и снискать его расположение. В принципе, «подержать короля за бороду» значит то же, что её «расчесать». Однако нередко о хорошем «исполнителе» (то есть опытном картёжнике) говорят: «он крепко держит короля за бороду» - то есть ему сопутствует в игре фарт, удача. Схватил самодержца так, что тот не рыпнется! Это босяцкое выражение тоже берёт начало в русском фольклоре, где есть поговорка "держать Бога за бороду", то есть быть удачливым во всех делах.

Есть и ещё одно карточное выражение, связанное с бородой, но уже не связанное с королями. Один арестант может по-братски предупредить другого:

"- Ты гляди, с Севочкой не садись катать (то есть играть. - авт.): он тебе сходу бороду подрежет!"

«Подрезать бороду» - обыграть в карты. Возможно, поначалу это было связано с оборотом «держать короля за бороду»: вроде крепко держал, а бородёнку глядь - и подрезали! Но нынче уже подразумевается не королевская борода, а волосатая пакля неудачливого картёжника.

И вот что любопытнее всего: в классических арестантских картах. вообще нет картинок! Ни бритых валетов, ни расфуфыренных дам, ни обросших густой растительностью монархов. Одни лишь замысловатые узоры. Так что на арестантских «стирах» (картах) королей держать не за что.

Эти слова происходит из эпиграфа к роману Э. Хемингуэя "И восходит солнце" ("Фиеста"): "Вы все - потерянное поколение". Его впервые услышала Гертруда Стайн от француза, владельца гаража, который сказал своему помощнику: "Ничего вы не умеете, вы - потерянное поколение". Она передала эти слова Е. Хемингуэя. После публикации "Фиесты" они стали широко известными и приобрели значение определенного социально-психологического феномена: потерянным поколением называли людей, которые прошли через испытания Первой мировой войны и потеряли не только физическое здоровье, но и веру в разумность мира. Теперь так говорят о поколении, которое из-за сложных общественно-политические и экономические условия не смогло реализовать свой потенциал.

В древних народных представлениях борода была признаком мужественности, воплощением большой силы, роста, плодовитости. А еще, схватив мужчину за бороду, можно его контролировать, заставлять выполнять свои желания.

Итак, фразеологизмы "ухватить Бога за бороду", "держать Господа за бороду", "схватить счастье за бороду" означает достижения чего-то особенного, необычного, мечтах.

Ганнибал (247-183 до н. Э.) - Выдающийся полководец, правитель Карфагена, города-государства в северной Африке. Когда ему было девять лет, он дал клятву отцу быть непримиримым врагом Рима, которой придерживался всю жизнь. В войнах с римлянами он прославился своим мужеством и мудростью. Но когда Рим наконец победил его войско, Ганнибал бежал на восток и, чтобы не попасть в руки врага, отравился.

Выражение "ганнибалова клятва" означает решимость в борьбе, готовность довести дело до победного конца.

Геркулес (Геракл) - герой древнегреческих мифов, сын верховного Бога Зевса и земной женщины Алкмены. В день, когда Геркулес должен был появиться на свет, Зевс решил: герой, который родится сегодня, будет обладателем всех земных народов. И богиня Гера, жена Зевса, чтобы отомстить мужу за измену, задержала рождения Геркулеса, и первым в мир пришел Эврисфей, которому Геркулес должен служить и подчиняться. Когда Геркулес вырос, он должен был совершить двенадцать подвигов для Эврисфея, а уже потом стать свободным. Каждый из этих подвигов требовал нечеловеческой физической силы. Поэтому выражение "геркулесов подвиг" употребляют, когда речь идет о деле, что требует больших усилий.

Эти слова связан с лесной птицей тетеревом (в народе - тетерев), который оказался под угрозой уничтожения из-за охоты. Уязвимым для охотников тетерев становится в брачный период. Во время выполнения брачной песни особая складочка в его ухе набухает кровью, и в момент, когда птица раскрывает клюв, он ничего не видит и не слышит, даже выстрела ружья. По этой причине получил свое название другая птица, подобный тетерева, - глухарь, а человека, который очень занята делами и не слышит, что к ней обращаются, называют глухой тетерей.

Гоголь - это вид диких уток, представители которого имеют особую походку; они ступают важно, переваливаясь с ноги на ногу, выпячивая грудь вперед и гордо задирая голову. О напыщенную или гордом человеке говорят, что она гоголем ходит.

Происходит это выражение из сказки Г.-Х. Андерсена "Новое платье короля". В ней рассказывается, как королю-щеголей, много денег тратил на одежду, мошенники предложили пошить дорогие наряды из ткани, которую не смогут увидеть дураки и те, кто занимает не свое место. Все деньги, предназначенные на покупку ткани, ниток и отделки, обманщики положили себе в карман, а сами долго делали вид, что усердно работают. Король не раз посылал подданных узнать о работе, но те не видели ни одного наряда, а чтобы не быть заподозренными в невежестве, хвалили мастерство портных. Когда же король "одел" новый наряд, то и сам его не увидел, и боялся в этом признаться. Когда он торжественно шагал по улице города, никто не решался сказать правду, все жители восторженно приветствовали и хвалили изысканная одежда. И только маленький мальчик искренне сказал, что король голый. Выражение "голый король" употребляют, когда хотят разоблачить чей незаслуженный, ненастоящий, раздутый авторитет.

Если вы обладатель бороды длиннее 10 см, носите темную одежду и ходите в церковь, то наверняка вам приходилось слышать в свой адрес – «Батюшка, а служба уже началась?».

И только разглядев узкие джинсы, черепушку на футболке и абсолютно не смиренный взгляд люди понимают – нет, вы не из духовенства. В этой статье рассмотрим отношения разных религий к бородоношению. Какие из них приветствуют, а какие отвергают растительность на лице мужчины. Чем является борода для людей духовных и какой смысл вкладывается в ее взращивание.

Борода и православие: значение бороды в православии

В православном мире отличительной чертой мужчин, имеющих духовный сан всегда было наличие бороды. Мы не будем дословно цитировать священные писания, их много, и они нагружены нюансами, но суть такова – Бог создал людей (мужчин) по подобию своему, а значит не гоже идти против природы и сбривать то, что растет естественным образом.

Брадобрейство считалось действием еретиков и противников церкви. Сбривая бороду, мужчина оголяет лицо и нежную кожу, становится похожим на женщину. Таким образом, он как бы отвергает свое мужское начало и идет против природы, против Закона Божьего.

Встречаются источники, которые говорят о распутстве и гомосексуальности этих мужчин, что является огромным грехом и всячески порицается. Таким мужчинам не было места в церкви на службе, не то что в монастыре. Ходить среди монашествующих с оголенным лицом считалось не допустимым. Менять образ по которому ты был создан, сбривать бороду, выделяясь таким образом и выпячивая свою некроткую натуру считалось грехом. На всех иконах Иисус Христос, святые, мученики – все с бородой. А там, где мужчины без растительности на лице – изображены отроки, они еще не вошли в соответствующий возраст. Но как бы там ни было, в современном православном мире нет строгого закона носить бороду. Это скорее традиция, чем непоколебимое правило. Вас не должно смущать, если вы встретите безбородого священнослужителя, хотя даже на сегодняшний день таких не так уж и много.

А знаете ли вы? Значение бороды в религиях мира.

Борода в исламе: что означает борода у мусульман

А знаете ли вы? Значение бороды в религиях мира.

Борода в буддизме: почему буддисты бреются

Известно, что волосы являются накопителем информации и содержат в себе тонкую энергию человека. Буддийский монах должен быть далек от мирской жизни и суеты, поэтому стрижка и бритье является для него моментом обнуления, подавления страстей человеческих и укрощением собственного эго. Сиддхартха Гаутама, в последствии ставший Буддой, покинув отчий дом, в первую очередь обрил голову. Буддийские монахи поступают так же с целью показать отречения от мирского и укрепить свою принадлежность к «святой жизни». В основе образа жизни буддийского монаха лежит большое количество практик и медитаций. Для максимального погружения в себя и наивысшей концентрации необходимо исключить все внешние раздражители и факторы влияния. Еще одной причиной бритья головы, бороды и усов является желание буддийского монаха ежедневно полностью всего себя посвятить служениям. Уход за бородой, расчесывание и мытье волос, все это требует времени и внимания. А зачем тратить энергию на такие приземленные дела, если можно пустить ее в другое священное русло. Есть определенные правила, волосы какой длины допустимы, что предполагает бритье головы несколько раз в месяц. Бритва – неотъемлемый атрибут буддийского монаха. Но стоит отметить, что речь идет исключительно о монахах, о людях которые выбрали аскезу своим принципом жизни. Среди буддистов-мирян строгих правил о ношении бороды и подстригании волос нет.

А знаете ли вы? Значение бороды в религиях мира.

Борода в иудаизме: почему евреи не бреются

Евреи всегда, всеми силами и при любых обстоятельствах стараются чтить традиции, постигать мудрость древних писаний и расти духовно. Выполнять волю Творца предпочтительнее в облике и с внешним видом, который был присущ предкам. При первом взгляде на человека должно быть понятно, что он уважает и принимает многовековое еврейские наследие. Борода, пейсы, кипа, черное одеяние – служат идентификатором, представитель какого народа перед нами. Тора дает конкретную установку евреям на счет растительности на лице: нельзя стричь волосы в пяти точках на нижней части лица. Одну точку определить несложно – это виски. Оставляя волосы на висках, евреи отращивают пейсы. А вот границы остальных четырех точек установить крайне сложно, конкретных толкований нет, поэтому принято оставлять нетронутой всю бороду. Тем более, сбривая бороду, человек отдаляется от Творца, ибо лишается части себя, а ведь он создан по подобию Всевышнего. Но есть примечание: если человек чувствует, что не постиг наивысшего духовного уровня, то бритья опасаться не стоит. Толкуя Тору, мудрецы постановили: можно срезать волосы на лице ножницами; выщипывать пинцетом; бриться только кошерными машинками для бритья (в настоящее время их две); пользоваться лезвием опасной бритвы категорически запрещено; срезать волосы на лице можно в любой день, кроме субботы. Этим правилам должны следовать те, кто всей душой стремиться быть истинным и духовным евреем. Но мирская жизнь еврея полна своих правил и нюансов, так что порицать его за сбритую бороду или отсутствие кипы не стоит.

А знаете ли вы? Значение бороды в религиях мира.

Сбривать или не сбривать бороду, конечно же выбор каждого. Но то, что она придает шарма, мужественности и солидности ее обладателю – вне всякий сомнений. Уважаемые мужчины, вне зависимости от религиозных убеждений, будьте мужественными, и посещайте барбершопы.


→ Коса / Косичка / Гермафродит /

► мужественность, мужская сила, сила;

отвага, мужество, храбрость,

мудрость, опыт(ность), консерватизм;

радикализма и революционности (Например, "барбудос" на Кубе, молодежная мода);

достоинство, независимость, гордость, почет;

признак возмужалости, зрелость (В странах западной культуры );

печаль, пожилой возраст, старость (В странах Востока );

борода богов неба интерпретируется как:

спускающиеся на землю лучи Солнца;

падающий благодатный дождь;

Цвет бороды имел свой смысл:

золотой — солнечные лучи;

синий — зло (Синяя борода);

рыже-красная — измена (В Средние века Каин и Иуда изображались непременно рыжими);

седая — лучи Луны, это достоинство, почет, старость.

Значимый символ во многих культурных традициях.

Бородатые богини (Аштарет, Венера Милитта) символизируют бисексуальность (см. андрогин).

Обрезание бороды — поношение, наказание, покаяние, печаль, неволя.

Философы Индии, Ассирии, Халдеи, а также древние евреи отращивали бороды - знак их мудрости.

Была предметом тщательной заботы и ухода, вплоть до специальной ароматизации.

Первоначально божества многих религиозных культов изображались исключительно бородатыми.

Почти всегда с бородой изображаются правители, герои и мудрецы боги, если только их не хотели изобразить в виде юношей.

На собственной бороде мужчина может давать клятву, зарок в чем-либо, обещание (Средневековая клятва "своей бородой" ("Клянусь честью!").).

В Западной Европе борода и мужское достоинство отождествлялись.

В Древних Греции и Риме признак достоинства философов и риторов.

В классической древности, безбородым юношам и женщинам, доказавших храбрость и мудрость давали искусственные бороды.

В античном искусстве кельты-враги почти всегда изображались с усами.

На Крите минойского периода мужчин изображали без бороды.

Во времена Гомера в первую очередь сбривалась растительность лишь над верхней губой.

В Риме сбривание бороды было принято до правления императора Адриана и снова возобновилось с приходом Константина Великого.

Уязвимая точка в боевой схватке, поэтому еще Александр Македонский приказал своим воинам гладко бриться, дабы рука врага не схватила бороду солдата.

Персиуш (Сатирик, живший в Риме в I в. н.э.) назвал Сократа «Magister barbutus» - «бородатый учитель».

Лукиан из Самосаты по поводу бород выражался весьма язвительно:

«Если бы борода действительно была гарантией мудрости, то козел стал бы выше Платона».

«Бородатый» — прозвище некоторых властителей:

император Византии Константин IV Погонатус — от греч. "погон" - "борода";

польский князь Генрик I;

Фридрих I Барбаросса — "рыжебородый";

король Дании Свен I Габельбарт — "вилобородый".

В сказке Перро Синяя борода (Главный персонаж убивает своих женщин и запирает их в потайной комнате ) - символ зверства и инстинкта обладания. Синий цвет означает ужас (жуткий страх (Peur blеu (дословно "синий страх") - жуткий страх )). Главный персонаж – символ жестоких и деструктивных чувств, темных аспектов сексуальности, которые должны быть спрятаны за запертой и тщательно охраняемой дверью.

С космической точки зрения, сюжет сказки можно соотнести с символической смертью утренней зари, убиваемой солнцем.

Иногда женщины носят татуировку в форме бороды, например, у северояпонского пранарода айнов.

Знаком храбрости и силы считалась красная борода.

Хотя у китайцев борода растет неважно, на рисунках и на сцене знаменитых мужей всегда изображают с бородой.

У аборигенов доколумбовой Центральной Америки рост бороды наблюдался также редко, однако некоторым богам ее приписывали, например Кецалькоатлю (Кукулькан у майя, т. е. '"змей, покрытый перьями"). В культурах Южной Америки андского пояса также встречаются глиняные фигурки богов с длинными эспаньолками, что иногда трактовалось как указание на забытые контакты с европеоидными пришельцами.

Волосок от бороды Мухаммеда хранится и почитается как реликвия в городе Сринагаре.

Гораций «Сатиры»: «Sapienten pascere barbam» - отпустил бороду мудреца.

«Спорить о бороде императора» - о чем-то несущественном,

«Спорить о козлиной бороде» - Гораций упоминает праздный вопрос, можно ли считать щерстью козлиную бороду или нет.

«Подергать кого-либо за бороду» — унизить.

Пословицы: «Борода мудрости не прибавит, борода философом не сделает».

«Подергать черта за бороду».

«Седина в бороду, а бес в ребро».

«В белой бороде не пройдешь по воде. », т. е. старый человек нуждается в помощи.

«При седой бороде не до пустой болтовни. ». Арабская.

В исламском мире распространена шутливая поговорка: "Клянусь бородой пророка (Магомета)";

«Когда перо с пером вступит в разумное соревнованье, уничтожится, исчезнет дикость нравов, спадут бороды суеверия» («Каэтану Венгерскому» И. Вабицкий).

(Петр I у А. Мицкевича, «Дзяды»).

«Бороды у них длинные, усы вьющиеся, а взор дикий. »

(О разбойниках. "Возвращение отца" А. Мицкевич).

«Опалить кому-либо бороду» — устроить полный разгром, привести в полное ничтожество.

«А ну-ка, опалим бороду королю испанскому!» Слова сэра Френсиса Дрейка, когда его корабли ворвались в порт Кадикс и начали уничтожать испанские корабли (1587).

Острота или анекдот «с бородой» — старый, как мир.

«Злые мальчики тянут за бороды» ("Сатиры" Горация).

«Плюнуть себе в бороду» — просчитаться в чем-либо, сделать самому себе зло.

«Задрать бороду» — умереть (жарг.).

Обычай красить бороды высмеян Уильямом Шекспиром в пьесе «Сон в летнюю ночь»:

Сподек спрашивает: «Так в какой же мне бороде появиться, чтобы выглядеть внушительнее? Пусть будет естественный цвет, или лучше какой-нибудь смешанный? А то можно ярко-померанцевый, или же даже искристо-пурпурный, или просто, как чистое золото!»

Праотец Адам, пророки, цари, аристократы и полководцы традиционно изображались с бородами.

Тот же касается иудео-христианского Бога-Отца.

В раннехристианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время извод (с длинными волосами и небольшой бородкой) внедрился значительно позже.

Западные священнослужители, которые намеренно не хотели подчеркивать свою принадлежность к мужскому полу, почти всегда были безбородыми в отличие от членов некоторых орденов и отшельников, которые рассматривали бритье как тщеславие и суетность.

Византийские императоры не носили бороды, в то время как священники восточной церкви бородаты. Согласно православной традиции, борода напоминает верующему об образе Бога — именно поэтому русские старообрядцы никогда не стриглись и не брились. Священнослужители православной церкви также не имели права подстригать волосы и бороду.

«Бородатая дева» / Св.Куммернус («Куммернус» по-видимому, преобразованное византийское имя «Комненос») (вар.: Вильгефортис или Либорада). Появление этого легендарного персонажа объясняется тем, что на картине Вольто Санто в Лукке (Италия) распятый Христос изображен в длинной византийской одежде. Несведущие паломники считали его изображением девушки, воспротивившейся приказу своего отца и отказавшейся от замужества с язычником. По ее молитве бог обезобразил ее бородой, после чего разъяренный отец позволил ей креститься.

В Кельтской легенде, женщины просили, чтобы молодой герой Кухулин прикрепил бороду к подбородку.

В набеге (The Cattle Raid of Cooley) ирландские воины отказались сражаться с безбородым ольстерским героем и он был вынужден волшебно делать себя ложную бороду из травы (WINI p. 309).

Франкские воины были бородаты; в средневековье Девять Worthies (Nine Worthies . ) носил золотые бороды как признак их мастерства и престижа.

Сикхские традиции связывают бороду с чувством достоинства.

Семитские традиции связывают бороду с мужественностью и чувством достоинства и придают ей большое значение. Рассматривалась как украшение лица человека. В Ассирии, Израиле, Египте властители и жрецы пользовались искусственными бородами, которые были завиты, напомажены, посыпаны золотой пылью или окрашены раствором хны. Сквозь волосы бороды протягивались золотые и жемчужные нити. Такая мода длилась около пятнадцати столетий. Часто пропитывались ароматическими веществами.

В Вавилонском талмуде (Санхедрин, т. 1006) говорится: тонкая борода — признак хитрости, толстая — глупости.

Восточная практика (I Kings 20: 9) должен был поцеловать бороду как символ уважения(отношения).

Обрить бороду значило причинить смертельное оскорбление (страшное унижение): так Ганон приказал выдрать по половине бороды у слуг Давида. «И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (2 Цар 10: 5).

Бритье бороды разрешалось лишь как знак траура или горя, в последнем случае, борода чаще просто закрывалась (охватывалась руками). Прокаженные были должны носить завесу по их бородам.

«Услышав о разрушении Иерусалима, пришли восемьдесят мужей, сбривших свои бороды, и молились, и плакали, и на остатках святыни принесли жертву». Иеремия.

Несмотря на это, священники в Древнем Египте брили бороды, главы, и волосы на теле; Моисей установили, что, когда левит предопределялся духовенству, они должны быть полностью бриты (Чис 8: 7).

Грязная и растрепанная борода - признак безумия: «И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1 Цар 21: 13).

Хотя Древние Египтяне брились, «от начала времен», Francois Daumas пишет (DAUE p. 582), «их боги были отличались тем, что носили длинную и узкую искусственную бороду. Она была заплетена и крепилась к ушам проводами, сокращающими стороны лица. Короли разделили эту привилегию с богами («their gods were marked out by wearing a long and slender imitation beard. It was plaited and secured to the ears by wires running down the sides of the face. Kings shared this privilege with the gods.»)».

Даже юные безбородые правители и царицы, появлялись перед народом и изображались с накладной бородой, которая подчеркивала их статус и равенство по власти царям. Так изображали царицу Хатшепсут.

Тип искусственной бороды с изогнутым вперед концом еще и сегодня носится сановниками некоторых центральноафриканских племен.

- признак возмужалости. Бородатыми всег-да изображались герои, цари и бо-ги, если только их не хотели изо-бразить в виде юношей. Египетскую царицу Хатшепсут часто изо-бражали, чтобы обозначить ее функцию, с искусственной эспа-ньолкой. Иногда женщины носят татуировку в форме бороды, как, например, у северояпонского пра-народа айнов. В Древнем Китае отличительным знаком храбрости и силы считалась красная борода. Хотя у китайцев от рождения бо-рода растет неважно, на рисунках и на сцене знаменитых мужчин все-гда изображают с бородой. У або-ригенов доколумбовой Централь-ной Америки рост бороды наблю-дался также редко, однако некото-рым богам ее приписывали, напри-мер Кецалькоатлю (Кукулькан у майя, т. е. ‘“змей, покрытый пе-рьями”). В культурах Южной Аме-рики андского пояса также встре-чаются глиняные фигурки богов с длинными эспаньолками, что иногда трактовалось как указание на забытые контакты с европеоид-ными пришельцами. В античном искусстве кельты-враги почти всег-да изображались с усами. На Кри-те минойского периода мужчин изображали без бороды, однако во времена Гомера в первую очередь сбривалась растительность лишь над верхней губой. В Риме сбрива-ние бороды было принято до прав-ления императора Адриана и сно-ва возобновилось с приходом Кон-стантина Великого. Византийские императоры не носили бороды, в то время как священники восточ-ной церкви бородаты. Западные священнослужители, которые на-меренно не хотели подчеркивать

Борода/усы: Реклама фик-сатуара для усов, 1911 г.

свою принадлежность к мужскому полу, почти всегда были безборо-дыми в отличие от членов некото-рых орденов и отшельников, кото-рые рассматривали бритье как тщеславие и суетность. В ранне-христианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время способ изобра-жения его с длинными волосами и небольшой бородкой внедрился значительно позже. “Бородатой девой”’ в христианской легенде на-зывают св. Куммернус (другие ее имена: Вильгефортис или Либора-да). Появление этого странного персонажа объясняется тем, что на картине Вольто Санто в Лукке (Италия) распятый Христос изо-бражен в длинной византийской одежде. Поэтому не знающие язы-ка паломники считали его изобра-жением девушки, которая отказа-лась выйти замуж за язычника по приказу своего отца. По ее молит-ве бог обезобразил ее бородой, после чего разъяренный отец поз-волил ей креститься (“Куммернус” является, по-видимому, преобра-зованным византийским именем “Комненос”). В исламском мире распространена поговорка: “Кля-нусь бородой пророка”; волосок от бороды Мухаммеда хранится и по-читается как реликвия в городе Сринагаре. О том, что в Западной Европе борода и мужское достоин-ство отождествлялись, свидетель-ствуют такие выражения, как сред-невековая клятва “своей бородой” (“Клянусь честью!”), в то время как “спорить о бороде императо-ра”, т. е. о чем-то несущественном, предположительно должно было бы значить “спорить о козлиной бороде” в смысле упоминаемого Горацием праздного вопроса, можно ли считать щерстью козли-ную бороду или нет.

— в народной традиции, как и волосы, символ жизненной силы, плодородия, роста и обилия (ср. Волосы); с точки зрения церковной традиции — «образ Божий», а также знак, отличающий православного от католика. В Древней Руси Б. была эквивалентом мужского и человеческого достоинства. В русском обычном праве — знак зрелости, социальной полноценности, поэтому лишение Б. являлось ритуали-зованной формой унизительного наказания. Согласно «Повести временных лет», в XII в. Ян Вышатич, слуга князя Святослава, распорядился выдрать Б. языческим волхвам в наказание за колдовство. Согласно «Псковской судной грамоте» (Х1У-ХУ вв.), за повреждение Б. другого человека полагался наивысший штраф в два рубля, тогда как за убийство взимался лишь один рубль. Показателен также характерный способ оскорбления противника — плюнуть ему в Б. Обычай брить Б. довольно рано установился у западных и южных славян, а также у украинцев. У чехов существовал обряд пародийного ритуального бритья всех мужчин в селе в первый день Великого поста: женщины брали бритву, вместо мыла — кусок репы, вместо зеркала — дощечку и, обходя мужчин-односельчан, имитировали бритье. «Выбритый» мужчина платил женщинам деньги, на которые те устраивали угощение. У болгар процедуре ритуального бритья подвергался жених перед свадьбой. Русские и белорусы долго сохраняли обычай носить Б. Для Московии ношение Б. было более характерно, чем для севернорусских земель. Молодые, то есть социально незрелые люди, могли не носить Б. Бритье было введено на Руси Петром I, обложившим ношение Б. налогом. С точки зрения православных обычаев, Б. — деталь образа Божия. Пострижение Б. и усов в допетровскую эпоху считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодей-ством, наказываясь отлучением от церкви. Запрет брить Б. объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик. Противники Петровских реформ утверждали, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а следует «яко же пса кинуть в ров», поэтому многие сохраняли свои насильно отрезанные Б. и завещали положить после их смерти в гроб, чтобы предъявить на «том свете». Старообрядцы до сих пор считают, что без Б. невозможно попасть в царство небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда. У белорусов еще в XIX в. считалось, что на «тот свет» нельзя являться без Б., поэтому тяжело больные люди специально отращивали Б. Б. — символ богатства, изобилия и счастья. В Полесье, к примеру, лен и коноплю должен был сеять человек с густой Б. и волосами, чтобы такими же густыми были всходы. Сербы касались монетой Б., желая, чтобы денег было столько же, сколько волос, а македонцы, продав скотину, чесали монетой Б., приговаривая: «Сколько волос в этой бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия!» Согласно сербским поверьям, увидеть во сне себя бреющимся или постриженным означает убыток, несчастье, а увидеть себя косматым или бородатым — прибыль и удачу. Словенцы пожелание друг другу счастья, богатства и благополучия выражали фразой: «Длинной бороды, полного кошелька, хорошего настроения!» У православных существовал ряд предписаний и запретов, связанных с Б.: запрещалось мальчику смотреть в дежу, иначе у него никогда не вырастет Б. Если женщина нарушит запрет ходить во время месячных в церковь (то есть будет игнорировать специфику женского поведения), у нее вырастет Б. У сербов существовал запрет бриться и стричься в течение недели после Рождества, чтобы не утратить здоровье. Отсутствие Б. характерно для представителей потустороннего мира и колдунов. Часто отмечается бесплодность, бездетность колдунов, внешним выражением которой является отсутствие вторичных половых признаков, в том числе Б. и бровей. Характерно, что бесы на русских иконах изображались безбородыми и вообще безволосыми. Белорусы считали, что у ведьмы на верхней губе растут усы, зато нет обычной для женщины растительности на теле. Е. Е. Левкиевская

Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте. По различию форм Б. в иконописных подлинниках названия их форм определяются сравнением с Б. особо чтимых святых, начиная с праведников и заканчивая преподобными. Например, «брада доле Захарии пророка», могут быть такие дополнения как «…узка, концы маленько подво-и лися» или «брада Павла апостола», «брада Николина» — свт. Николая Мир Ликийских, «брада аки Сергиева» — св. прп. Сергия Радонежского, «брада аки Антипина» — епископа Пергамского, много ссылок на Б. Космы и Дамиана, напр., у Иоанна Златоуста: «…брада аки Козмина, кудрявата», и т. п. Персонально описываются особенности Б. только у некоторых Святителей, а именно у Иоанна Златоуста — «браду… малу и зело ретку, размесну велию», у Макария Александрийского — «брада по колени долга, а от колен двумя космами ловилась до земли» (сведения по Б. см.: -«Иконописный подлинник» С.Большакова. М., 1903). Седая Б. всегда считалась символом мудрости и почетной старости.


Борода с точки зрения религий Востока и иудаизма

Изображение царицы Хатшепсут с бородой

В Древнем Египте мужчинам полагалось бриться. Фараоны, правда, бороду носили, но она была искусственной – из шерсти или волос, переплетенная золотыми нитями. Это украшение представляло собой символ верховной власти, его подвязывали к подбородку, причем не только мужчины. Даже царица-фараон Хатшепсут, чтобы подчеркнуть свой высокий статус, носила такую бороду.
Брахма, один из трех верховных богов в индуизме, часто изображается с длинной белой бородой, символизирующей мудрость и вечность бытия.

Изображение Брахмы в индийском храме XII века

А вот буддизм вместе с отречением от чувственных удовольствий предписывает последователям и отказ от волос на голове. В подражание Будде приверженцы этой религии бреют также и бороду. Так пропадает необходимость ухаживать за волосами, а значит, больше времени и внимания можно уделять внутреннему самосовершенствованию. К тому же, таким способом буддисты становятся еще на шаг ближе к отказу от собственной личности.

Буддийский монах

Ветхий Завет относительно бороды непреклонен: избавляться от нее не разрешает, связывает бритье с трауром или унижением. Долгое время сбривание бороды было равносильно потере чести, обрезать кому-либо бороду считалось жестоким оскорблением.

Представитель общины хасидов

Сбривающий бороду отдаляется от творца, от близости его образу и подобию. У хасидов – приверженцев одного из течений в иудаизме - бритье бороды влечет за собой разрыв с общиной.

Однако в современном мире еврею дозволяется решать вопрос с бритьем самостоятельно, и если человек не считает свой духовный, религиозный уровень достаточно высоким, он может и избавляться от волос на лице, только, разумеется, не в шаббат. А вот традицию не бриться в течение месяца в знак траура по близкому человеку соблюдают все.

Так или иначе, уход за бородой и ее поддержание в аккуратном состоянии приветствуется, но вот вопрос о том, можно ли подравнивать бороду, теоретиками иудаизма рассматривается по-разному.

Борода в католичестве и православии

Взгляды католиков и православных христиан на ношение бороды различались еще до официального разделения христианской церкви в 1054 году. Во многом это было обусловлено традицией – римляне считали бороду чертой варваров. Долгое время вопрос «бриться или не бриться» церковью не регламентировался, но традиция все же предписывала «латинянам» ходить без бороды. С XII века католическим священнослужителям не дозволялось отпускать бороду, это определил Тулузский собор 1119 года, но спустя четыре столетия папы римские уже позволяли себе отказываться от бритья.

Вошли в моду и считались делом вполне богоугодным усы и эспаньолка, такого имиджа придерживались многие правители Ватикана. Что касается католических монахов, то им предписывалось не только избавляться от бороды, но и брить волосы на макушке.

Папа римский Климент VII

Гладкие подбородки латинян воспринимались православными христианами с осуждением. Брадоношение признавалось обязательным для верующих, поскольку таков замысел творца – мужчинам иметь бороду, а женщинам – нет.

Брадобритие, бритье бороды, запрещалось церковными книгами и постановлениями соборов, в частности, Стоглавого Собора 1551 года. Посягнувшим на бороду грозили серьезные наказания: по ним не служили панихиду и сорокоуста, не ставили свечи в храме.

Православные священнослужители

А потому то, что сделал на рубеже XVII и XVIII веков Петр I, представляется делом поистине грандиозным – ему удалось перевернуть с ног на голову многовековые установки и традиции относительно того, что приличествует порядочному христианину. Была установлена пошлина, которая взималась с тех, кто предпочитал ношение бороды новым правилам – налог довольно существенный: например, царедворцы, чиновники, купцы и посадские люди платили по шестьдесят рублей в год, слуги, ямщики – по тридцать.

Указом Петра была предусмотрена пошлина на бороду

Разумеется, на первых порах роптали, бунтовали, хранили сбритую бороду дома в сундуке, чтобы быть с ней похороненными – в царствие небесное без бороды путь закрыт. Но обычай бриться прижился довольно быстро, правда, от этой обязанности были освобождены попы, дьяконы и архиереи, всем остальным за нарушение царского указа полагалось уплатить штраф.
Вот только раскольники этих изменений не признали. По правилам старообрядцев, бритому человеку запрещается входить в церковь, а если он умирает, не покаявшись в этом грехе, то будет похоронен без обряда.

Старообрядцы предпочитали платить пошлину, но бороду не сбривать

Даже теперь, в то время как обычным семинаристам полагается бриться – чтобы отличаться от тех, кто уже получил сан, ученикам, что придерживаются старообрядчества, разрешено отпускать бороду.

Борода в исламе

Мусульманин

Согласно исламу, если борода растет, значит, таков замысел Аллаха, и ее нужно носить. Борода отличает правоверного мусульманина от язычников, а еще от женщин. Бритье бороды считается большим грехом, или, по крайней мере, порицается – многое зависит от течения в исламе. Им же определяются разные варианты взглядов и правил по вопросу обращения с бородой. Разрешено укорачивать бороду – если длина превышает размер сжатого кулака. Допускается и даже приветствуется окрашивание бороды.

Бороду обычно красят хной

И все же мусульманам, как и представителям других вероисповеданий, приходится порой идти навстречу требованиям общества. В ряде стран госслужащим запрещено носить бороду, и последователям ислама при выборе профессии приходится учитывать это. Согласно разъяснениям российских имамов, ношение бороды не является обязательным. Примечательно, что и некоторые монархи исламских государств предпочитают бритье ношению бороды, как, например, король Марокко Мухаммед VI.

Король Марокко Мухаммед VI

На женскую внешность во все времена мода влияла куда сильнее, чем на мужскую, и в отношении волос тоже. А потому религиозные традиции быстрее уступали место прическам, которые подарили миру знаменитые дамы прошлого.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также: