Почему женщины скрывают волосы

Опубликовано: 17.09.2024


Мусульманки, предпочитающие носить химар (хиджаб), часто сталкиваются с некоторыми из самых нелепых представлений о том, что это означает. Действительно, многие люди думают, что головной убор их заставляют носить мужчины или что у них совсем нет волос. Восемь женщин разрушают мифы о волосах и хиджабе. Что они рассказали - далее в статье.

Алия Хаким-Эл (Нью-Йорк)


Алия говорит, что о хиджабах уже заговорили в основных средствах массовой информации и они стали нормой в мире моды, но большинство стереотипов продолжает существовать. Многие по-прежнему убеждены, что выбор мусульманок означает, что они пренебрегают своими волосами.

Это не соответствует истине. Девушка утверждает, что ношение хиджаба фактически сделало ежедневный уход за волосами приоритетом для нее. Хотя ее головной убор может временно смять пышную прическу, она рада с помощью него оберегать свои локоны от пыли и солнечных лучей.

Хиджаб также дает ей возможность экспериментировать со стилями и цветами, которые она, вероятно, сочла бы слишком рискованными, если бы не покрывала волосы. Больше всего Алие нравится то, что хиджаб позволяет ей великолепно выглядеть даже в самый пасмурный день. Девушка отмечает, что с помощью своего головного убора она может публично демонстрировать гордость за свою религиозную принадлежность, а также быть милой для своего мужа, когда она находится дома.

Иман Халид (Объединенные Арабские Эмираты)


Иман часто боролась с мыслью о том, что ей нужно носить головной убор полный рабочий день. Она не понимала, почему ее красивые волосы должны быть постоянно покрыты. Иман знала, что должна носить хиджаб, но ей хотелось найти ту искру, которая заставила бы ее надевать платок для удовольствия Бога.

Однажды тетя Иман заболела и попала в клинику. Девушка вопреки совету своей матери отправилась в гости к родственнице с неприкрытыми волосами. Когда она вошла к ней в палату, то почувствовала присутствие ангелов. Именно в тот момент Иман поняла, что локоны никогда не спасут ее жизнь. Когда девушка вернулась домой, то начала усердно молиться: «Позвольте мне любить вас больше, чем я люблю себя. Позволь мне любить то, что ты любишь, и быть тем, кем ты хочешь, чтобы я была».

Биби Уоттс (Филадельфия)


«Когда я думаю о своем хиджабе, я вижу его как свою корону, - говорит Биби. – Он является не только частью моей личности. Мой головной убор дает мне чувство уникальности». Биби обычно смеется, когда люди спрашивают у нее, укладывает ли она свои волосы, которые никто не видит. Девушка говорит, что публика считает, что то, что никто не может увидеть, не имеет никакого значения.

На самом деле все совсем наоборот. Биби любит ходить без хиджаба дома. И делает она это для своего супруга. Девушка считает, что когда она снимает с головы покрытие, то таким образом делает своеобразный подарок мужу в виде красивых локонов. Биби нравится ощущать, что ее красота является секретом.

Аиша Абдул-Алием (Балтимор)

У Аиши всегда были длинные, густые волосы, и она постоянно о них заботилась. Девушка ежедневно покрывает свою голову платком. Она радуется полученной защите от Господа, надевая химар. Аиша знает, что ее волосы жаждут влаги и ежедневного внимания. Поэтому она тщательно ухаживает за ними и часто бывает в салоне.

Аиша говорит, что с тех пор как она покрыла свои волосы, их длина увеличилась, поэтому уход за локонами сегодня занимает больше времени. Девушка приветствует вопросы по поводу хиджаба, потому что это позволяет ей знакомить со своей верой других и дает людям понимание, кем она является.

Хайят Уоттс (Рок Хилл, Южная Каролина)

Хайят утверждает, что в юности ей внушали уважение к хиджабу. Ее мама говорила своим дочерям, что они являются цветами в саду Аллаха и созданы для того, чтобы чувствовать себя особенными, уникальными и ценными. Как девочку Хайят учили, что, хотя женщинам требуется скрывать волосы от публики, под платком они должны быть опрятными.

«Натуральные волосы или окрашенные, завитые или выпрямленные – я горжусь тем, что моя красота является тайной, - говорит Хайят. – И как замужней женщине мне гораздо легче придерживаться определенного стиля, чтобы нравиться моему супругу».

Аиша Альмуид (Балтимор)

Аиша утверждает, что, так как она является мусульманкой, ношение хиджаба – это ее религиозный долг. Но она еще и является женщиной, поэтому забота о волосах является также ее повседневной работой.

«Для меня уход за волосами - это не только то, что люди могут увидеть. Мои локоны повышают мою самооценку, - говорит Аиша. – Когда я правильно ухаживаю за своими волосами, я чувствую себя красивой».

Эшли Маршалл-Сьюард (Атланта)


Эшли буквально выросла в салоне красоты. Владелицей этого салона была ее тетя, и она в детстве всегда делала прекрасные прически. Эшли носит хиджаб в течение 18 лет. Женщина говорит, что то, что она покрывает свои волосы, совсем не значит, что она о них не заботится.

Этот ценный навык Эшли позаимствовала у своей тети, и ей очень нравится делать различные прически собственной дочери. Эшли никогда не задумывается о том, что она не может показывать свои волосы публике. Она оставляет это для собственной семьи, чтобы родные могли ею любоваться.

Садия Пауэлл (Вашингтон, округ Колумбия)


«Я много внимания уделяла своим волосам, когда была моложе, - говорит Садия. - Моя мама готовила меня к ношению хиджаба - жизни, в которой мои волосы действительно может увидеть только моя семья». Садия была недовольна тем, что ее волосы в детстве видели другие люди.

На следующий день после свадьбы Садия постриглась. Девушка утверждает, что это позволило ей влюбиться в свои волосы совершенно по-новому. Она смогла по-настоящему ощутить их рост и текстуру и в итоге увидела путь, ступив на который стала тем, кем она является сейчас. Также ее стрижка помогла ей начать ценить свои волосы.

Почему мусульманки должны прятать свое тело и голову?

Вопрос о хиджабе или вуали в настоящее время является одним из самых спорных вопросов как в мусульманской стране, так и на Западе, где он вызывает массовые и ожесточенные споры. Вопрос о «вуали», несомненно, является ядром очень сложной темы, связанной — довольно запутанным образом — с различными концепциями, такими как традиция, современность, свобода, женское тело, трагедии идентичности и проблема совместной жизни в многокультурных обществах.

Все дискуссии на эту тему имеют заслугу выявления двух основных современных проблем. Первый из них связан со все более заметной видимостью мусульманских женщин на Западе и, следовательно, положением ислама в этих обществах по мере того, как они проходят процесс конструирования идентичности. Второй — в мусульманском обществе, где проблема хиджаба выявила существование глубокого и серьезного кризиса идентичности, вызванного интенсивной эмоциональной поддержкой вуали как символа мусульманской идентичности.

Но помимо вопроса о праве претендовать на «покрывало» и его религиозной легитимности, мы должны сначала вернуться к Корану, чтобы увидеть, как священный текст обращается к этому вопросу наряду с терминологией, используемой в отношении этической одежды женщин.

Почему мусульманки должны прятать свое тело и голову?

Во-первых, важно подчеркнуть мысль о том, что термин «хиджаб», который часто используется, не совсем означает то, что должно быть шарфом, который покрывает волосы мусульманских женщин. Нигде в Коране термин хиджаб не отражает этого значения. «Хиджаб» означает занавес, разделение, стену и, другими словами, все, что скрывает, маскирует и защищает что-то.

Но стих, который чаще всего используется для доказательства «обязанности» покрывать женщинам головы и который упоминает термин хиджаб, следующий: «О вы, которые уверовали, не входите в дома пророка, за исключением тех случаев, когда вам разрешено есть… и когда вы просите [его жен] о чем-то, просите их из-за разделения (хиджаб)» Коран 33; 53.

Как указано здесь, хиджаб касается только жен Пророка и отвечает обстоятельному требованию уважать частную жизнь основателя ислама. Кроме того, она никоим образом не представляет собой определенную модель одежды. Суть этого требования сводилась, главным образом, к воспитанию у арабов того времени уважения к частной жизни людей и хороших манер.

Поэтому совершенно ясно, что термин не совсем относится к тому значению, которое дается сегодня как шарф, который должен покрывать голову. Хиджаб не имеет ничего общего с любым исламским женским платьем. Это скорее символ разделения общественной и частной жизни во времена Пророка. Она была направлена на то, чтобы сделать жен пророка матерями верующих.

Также в священной книге мусульман упоминается термин Хумурихина (множественное число химар), который относится к шарфу, который женщины носили на Аравийском полуострове и во всех других цивилизациях в то время. Коран призывает верующих женщин складывать свои шарфы (химар) на груди, чтобы прикрыть верхнюю часть бюста, когда они находятся на публике.

Большинство мусульманских ученых согласились с тем, что верующие женщины должны покрывать свои волосы, надевая химар, и оставлять открытыми только свои лица и руки в присутствии мужчин, которые не имеют с ними прямых семейных отношений.

Хиджаб был навязан мусульманским женщинам как способ отделения, чтобы показать им свое место в обществе и исключить их из социально-политической сферы. А заменить химар хиджабом — значит перепутать два разных регистра. В то время как химар остается, согласно видению Корана, знаком социальной видимости женщин, хиджаб, несомненно, символизирует их низведение в личное пространство. «Завуалировав» женщин, мужчины добъются того, что прекрасный пол потеряет все права, приобретенные с приходом ислама. И «вуаль», или хиджаб, останется единственным мощным индикатором ухудшения правового статуса мусульманских женщин, поскольку они будут изолированы и исключены из публичного пространства.

К сожалению, вся этика Корана сегодня сводится к женскому платью и телу, к тому, как они должны быть покрыты, к цвету, толщине и однородности одежды … Однако, учитывая, что Коран не настаивал на определенной одежде или внешнем виде для женщин, было бы очень упрощенно проанализировать несколько стихов о платье, далеких от руководства Духовного послания о глобальной этике тела как для мужчин, так и для женщин.

Коран призывает как мужчин, так и женщин вести себя «прилично» и «честно», как физически, так и морально. Коран не узаконивает строго религиозную «униформу», и первое духовное послание не намеревалось раз и навсегда установить жесткие или фиксированные стандарты одежды, а скорее рекомендовать отношение или этику в отношении тела и души.

Религиозная вера имеет смысл только тогда, когда она практикуется без давления. Поэтому говорить об обязанности Ислама носить платок или химар духовно неприемлемо, потому что в Коране сказано: «никакого принуждения в религии нет.»Это один из главных принципов Ислама.

  • Популярное
  • Комментарии

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

NARA, Т 311, R 244, f. 280 № 698/39, секретно Командование Группы Армий "Юг" Командующий 18.09.1939 (идет война с Польшей) Из донесения начальника гражданской администрации следует, что солдаты в больших количествах перевозят грузовиками пакеты с награбленным через границу рейха и сдают их в немецких почтовых отделениях. Список с конфискованными посылками, а также донесение криминальной полиции г. Бреслау прилагаются. В тех случаях, когда отправитель неизвестен, Группа Армий "Юг" проведёт расследование и сообщит армиям их результат. Я прошу обращаться с преступниками со всей строгостью и результат доложить мне. Против командира 3-й роты 538-го дорожно-строительного батальона завести уголовное дело. Верховному командующему Люфтваффе направлена просьба разобраться с личным составом 8-й строительной роты 13-го корпуса люфтваффе. Чтобы предотвратить в будущем подобные действия, которые сильнейшим образом угрожают дисциплине и чести вермахта, я приказываю: 1. В армиях предпринять все необходимые меры для поддержания военной дисциплины и порядка и предотвратить мародёрство в любых формах. В особенности дать указания всем тыловым структурам жёсткими методами контроля и энергичными действиями немедленно вмешиваться в случаях нарушениях дисциплины. Каждого мародёрствующего солдата немедленно задерживать и как можно быстрее передать полевому суду. Армии издают необходимые постановления, дабы избежать затяжки таких дел из-за "ведомственной принадлежности". Всем судьям дать указание наказывать за мародёрство самым строгим образом. На непосредственного начальника (Disziplinarvorgesetzte) преступника заводить дело по § 147 свода военных законов. Против старших ответственных начальников действовать по § 142. 2.) Позаботится о том, чтобы как можно быстрее все солдаты были проинструктированы о поведении на территории противника. В особенности указать всем командирам тыловых структур на их ответственность за дисциплину подчинённых. 3.) Дать распоряжение, чтобы с настоящего момента во всех одиночных машинах, въезжающих из оккупированных территорий в рейх, проводился контроль ввозимого. Всё подозрительное подлежит конфискации. Группа Армий отдаст распоряжение о наблюдении за пунктами приёма посылок в больших населённых пунктах в силезском районе операции.

. "машина крино» — германской уголовной полиции"? . Не "крино", а "крипо".

ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОЧЕСТЬ О СПЕЦ ОПЕРАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ УБИЙЦ ТЕРРОРИСТОВ ОЛИМПИЙСКОЙ КОМАНДЫ ИЗРАИЛЯ В ГЕРМАНИИ. БЛЕСТЯЩАЯ ОПЕРАЦИЯ ,КОТОРАЯ ВОШЛА ВО ВСЕ УЧЕБНИКИ ВОЙСК СПЕЦ НАЗНАЧЕНИЯ

Время прочтения: 4 мин.

Волосы - видимо, единственная часть женского тела, единственное назначение которой - делать ее более красивой. Женщина закрывает волосы потому, что они - часть ее внутренней красоты, которую только ее муж, интимно зная эту внутреннюю красоту, способен правильно воспринять. Поэтому еврейские женщины в течение столетий закрывали свои волосы, выражая этим свою суть как созданий, внутренне определенных.

Строго говоря, женщине нет необходимости прикрывать голову в присутствии другой женщины - только в присутствии других мужчин. Но многие женщины ощущают свое внутренне чувство скромности оскорбленным, если их волосы открыты даже в тех случаях, когда это Галахически разрешено.

"Голова, часть тела, заключающая в себе разум, символизирует наше более высокое положение как человеческих существ. Придавая голове особое значение, мы тем самым подчеркиваем то ощущение "бытия человеком", которое от нас исходит (например, выпускники колледжей надевают специальные четырехугольные шапочки с кисточками, индейские вожди отличаются специальными головными уборами, первосвященник в Храме надевал совершенно особенную шапку, носившую название мицнефет). Замужняя женщина закрывает волосы, подчеркивая то, что она теперь достигла более уважаемого социального положения". (Гила Манельсон, Внутри/Снаружи).

Прикрывание женских волос сродни включению ее ауры в ее внутреннюю суть ( סוד המקיף , "окружающая тайна"), так же, как человек покрывает голову талитом во время молитвы.

Почему только замужние женщины?

Женщина, вышедшая замуж, покрывает волосы, чтобы выразить "глубокое и необратимое изменение, происшедшее, когда она из одинокой стала замужней (…) сменила свою сексуальную неопытность на непосредственное знание интимной сферы (…). Когда женщина, более не являющаяся невежественной в сексуальной сфере, выражает нечто чувственное, она "излучает этим больше энергии", так как сама теперь на опыте знает, к каким последствиям это может привести (…) Когда женщина после свадьбы покрывает волосы, она говорит этим: "Мои глаза открылись; и в то же время я собираюсь удерживать мою сексуальность там, где она должна быть: в интимной сфере брака". (Снаружи/Внутри, стр. 46-47). На самом деле, освобождение от этого невежества даже вне рамок брака рассматривается как достаточная причина закрывать волосы. Поэтому Тамар стала покрывать волосы после того, как Амнон изнасиловал ее. (Шмуэль 2, 13:19). Чтобы отразить то, что ее интимность была нарушена, и чтобы сохранить свое естественное чувство стыдливости и скромности, она на людях стала покрывать волосы. Это было очищением, выходящим за рамки того, что обычно ожидается от незамужней девушки. (Скромность - украшение жизни, стр. 245).

Во времена мудрецов Талмуда даже неевреи чувствовали, что после свадьбы следует покрывать волосы ("Сангедрин" 58б). Страна, в которой мы оказались сейчас, где замужние женщины не испытывают побуждения к скромному поведению - совершенно неестественна. (Скромность - украшение жизни, стр. 227).

Лайза Эйкен, стр. 133: "Некоторые удивляются, чего ради замужняя женщина покрывает волосы, если она более привлекательна в парике, чем с собственными волосами. Нет никакой причины, по которой женщине следовало бы выглядеть непривлекательной; ей запрещено выглядеть привлекающей… Это даже может сделать ее более чувствительной к присутствию Б-га".

Идея парика поднимает проблему "буквы Закона против его духа". Разрешение надевать парик показывает, что первоначально женщины покрывали волосы ради самих себя. Головной убор напоминал женщине о ее особом статусе замужней (Гила Манельсон, Внутри/снаружи).

Снаружи/внутри, стр. 48-49: "Во всех культурах те, кто хотят показать другим свой более высокий статус, обращают внимание на голову. Выпускники университетов надевают особенные, четырехугольные шапочки с кисточкой. Священники почти всех религий отличаются бросающимися в глаза головными уборами. Священники в Еврейском Храме надевали головные уборы, напоминающие тюрбаны. Среди племен коренных американцев, вожди надевают самые высокие головные уборы. Все они интуитивно понимают, что голова, где расположен мозг, есть вместилище нашего "бытия человеком", и, обращая на нее внимание, человек сильнее подчеркивает свой статус человеческого существа".

"С этой точки зрения, женщина покрывает голову после свадьбы в знак того более высокого положения, которое теперь занимает. (С этой точки зрения, даже совершенно лысая женщина должна покрывать голову) (…) На самом деле, многие женщины относятся к своему головному убору так же, как королева - к своей короне".

5.40. Почему женщина должна покрывать волосы?

Волосы - видимо, единственная часть женского тела, единственное назначение которой - делать ее более красивой. Женщина закрывает волосы потому, что они - часть ее внутренней красоты [1], которую только ее муж, интимно зная эту внутреннюю красоту, способен правильно воспринять. Поэтому еврейские женщины в течение столетий закрывали свои волосы, выражая этим свою суть как созданий, внутренне определенных[2]. Строго говоря, женщине нет необходимости прикрывать голову в присутствии другой женщины - только в присутствии других мужчин. Но многие женщины ощущают свое внутренне чувство скромности оскорбленным, если их волосы открыты даже в тех случаях, когда это Галахически разрешено.

"Голова, часть тела, заключающая в себе разум, символизирует наше более высокое положение как человеческих существ. Придавая голове особое значение, мы тем самым подчеркиваем то ощущение "бытия человеком", которое от нас исходит (например, выпускники колледжей надевают специальные четырехугольные шапочки с кисточками, индейские вожди отличаются специальными головными уборами, первосвященник в Храме надевал совершенно особенную шапку, носившую название мицнефет). Замужняя женщина закрывает волосы, подчеркивая то, что она теперь достигла более уважаемого социального положения". (Гила Манельсон, Внутри/Снаружи).

Прикрывание женских волос сродни включению ее ауры в ее внутреннюю суть (סוד המקיף, "окружающая тайна"), так же, как человек покрывает голову талитом во время молитвы[3].

Почему только замужние женщины?

Женщина, вышедшая замуж, покрывает волосы, чтобы выразить "глубокое и необратимое изменение, происшедшее, когда она из одинокой стала замужней (…) сменила свою сексуальную неопытность на непосредственное знание интимной сферы (…). Когда женщина, более не являющаяся невежественной в сексуальной сфере, выражает нечто чувственное, она "излучает этим больше энергии", так как сама теперь на опыте знает, к каким последствиям это может привести (…) Когда женщина после свадьбы покрывает волосы, она говорит этим: "Мои глаза открылись; и в то же время я собираюсь удерживать мою сексуальность там, где она должна быть: в интимной сфере брака". (Снаружи/Внутри, стр. 46-47). На самом деле, освобождение от этого невежества даже вне рамок брака рассматривается как достаточная причина закрывать волосы. Поэтому Тамар стала покрывать волосы после того, как Амнон изнасиловал ее. (Шмуэль 2, 13:19). Чтобы отразить то, что ее интимность была нарушена, и чтобы сохранить свое естественное чувство стыдливости и скромности, она на людях стала покрывать волосы. Это было очищением, выходящим за рамки того, что обычно ожидается от незамужней девушки. (Скромность - украшение жизни, стр. 245).

Во времена мудрецов Талмуда даже неевреи чувствовали, что после свадьбы следует покрывать волосы ("Сангедрин" 58б). Страна, в которой мы оказались сейчас, где замужние женщины не испытывают побуждения к скромному поведению - совершенно неестественна. (Скромность - украшение жизни, стр. 227).

Лайза Эйкен, стр. 133: "Некоторые удивляются, чего ради замужняя женщина покрывает волосы, если она более привлекательна в парике, чем с собственными волосами. Нет никакой причины, по которой женщине следовало бы выглядеть непривлекательной; ей запрещено выглядеть привлекающей… Это даже может сделать ее более чувствительной к присутствию Б-га".

Идея парика поднимает проблему "буквы Закона против его духа". Разрешение надевать парик показывает, что первоначально женщины покрывали волосы ради самих себя. Головной убор напоминал женщине о ее особом статусе замужней (Гила Манельсон, Внутри/снаружи).

Снаружи/внутри, стр. 48-49: "Во всех культурах те, кто хотят показать другим свой более высокий статус, обращают внимание на голову. Выпускники университетов надевают особенные, четырехугольные шапочки с кисточкой. Священники почти всех религий отличаются бросающимися в глаза головными уборами. Священники в Еврейском Храме надевали головные уборы, напоминающие тюрбаны. Среди племен коренных американцев, вожди надевают самые высокие головные уборы. Все они интуитивно понимают, что голова, где расположен мозг, есть вместилище нашего "бытия человеком", и, обращая на нее внимание, человек сильнее подчеркивает свой статус человеческого существа".

"С этой точки зрения, женщина покрывает голову после свадьбы в знак того более высокого положения, которое теперь занимает. (С этой точки зрения, даже совершенно лысая женщина должна покрывать голову) (…) На самом деле, многие женщины относятся к своему головному убору так же, как королева - к своей короне".

[1] Волосы Хавы, как и все остальное ее тело, не были покрыты. Но мы видим, что с самого начала ее волосы были очень важной стороной ее привлекательности в глазах Адама. Поэтому Б-г украсил ее, сделав ей привлекательную прическу, перед тем, как представить ее Адаму. (Трактат "Шаббат", 95а). И это было сделано, даже несмотря на то, что он не реагировал на ее внешнюю красоту, из-за чего ей не нужно было надевать одежду. Это означает, что ее волосы, вырастая, как мы это видели, из самой вершины всего ее существа, излучают нечто большее, чем просто физическую красоту.

[2] ברכות כד. אמר רב ששת: שער באשה ערוה, שנאמר (שיר השירים ד') שערך כעדר העזים

"Брахот" 24а: Сказал рав Шешет: Волосы женщины - срам, как сказано (Шир а-Ширим 4): "Волосы твои - как стадо коз".

במדבר ה:יח והעמיד הכהן את האשה לפני ה' ופרע את ראש האשה ונתן על כפיה מנחת הזכרון…

Женщина, подозреваемая в неверности:

Бемидбар 5:18: «И поставит коэн эту женщину перед Б-гом, и обнажит голову (растреплет волосы) этой женщины, и положит на ее руки хлебную жертву напоминания. »

רש"י שם: "סותר את קליעת שערה כדי לבזותה, מכאן לבנות ישראל שגלוי הראש גנאי להן (ספרי)"

Раши на это место: «Разрушает ее прическу, чтобы опозорить ее. Отсюда мы делаем вывод относительно дочерей Израиля: непокрытая голова - позор для них».

במדבר רבה פרשה ט: כך שלא יאמר הכהן אני פורע ראש האשה ורוחו גסה עליו לכך נאמר לפני ה' ופרע ופרע למה שדרך בנות ישראל להיות ראשיהן מכוסות ולכך היה פורע ראשה ואומר לה את פרשת מדרך בנות ישראל שדרכן להיות מכוסות ראשיהן והלכת בדרכי העובדי כוכבים שהן מהלכות ראשיהן פרועות הרי לך מה שרצית, ונתן על כפיה את מנחת הזכרון

"Бемидбар Рабба", глава 9: «Также не должен коэн думать: "Я обнажаю голову этой женщины" - и гордиться; поэтому сказано: "Перед Б-гом, и обнажит". "И обнажит" - для чего? Так как в обычае дочерей Израиля, чтобы их головы были покрыты. Поэтому он обнажает ее голову и говорит ей: Ты сошла с пути дочерей Израиля, в обычае которых покрывать голову , и пошла по пути идолопоклонников, женщины которых ходят с непокрытыми головами, - так вот же тебе то, чего ты хотела! И кладет на ее руки хлебную жертву напоминания.»

(סנהדרין קט:)" ואון - שישב באנינות, פלת - שנעשו לו פלאות, בן ראובן - בן שראה והבין. אמר רב: און בן פלת אשתו הצילתו. אמרה ליה: ידענא דכולה כנישתא קדישתא נינהו, דכתיב (במדבר ט"ז) כי כל העדה כלם קדשים. אמרה ליה: תוב, דאנא מצילנא לך. אשקיתיה חמרא, וארויתיה, ואגניתיה גואי, אותבה על בבא, וסתרתה למזיה, כל דאתא חזיה, הדר. אדהכי והכי אבלעו להו. "

"Сангедрин" 109б): И Он - поскольку был в трауре (на иврите созвучно со словом "траур"); сын Пелета - так как были сотворены для него чудеса (на иврите созвучно со словом "чудо"), сын Реувена - сын, который "увидел и понял" (на иврите эти два слова соединяются в слово "Реувен)". (Речь идет о человеке, который сначала был с Корахом, а потом не был наказан вместе с ним; см. Бемидбар, "Корах", самое начало - перев.). Сказал Рав: Он, сын Пелета - его жена спасла его (. ) Сказала ему: Я знаю, что вся община (Израиля) свята, как сказано (Бемидбар 16): "Ибо вся община - все они святы". Сказала она ему: Вернись (домой и не ходи с Корахом; а если ты опасаешься, что они придут звать тебя, то - перев.) я спасу тебя. Она напоила его вином, пока он не опьянел, и уложила его в доме. Села у входа и распустила волосы. Всякий, кто приходил - видел ее и возвращался (не входя в дом - перев.). Тем временем были они проглочены (всю общину Кораха проглотила земля и вопрос был снят, а Он, сын Пелета, спасся - перев.).

Жена Она знала, что, поскольку  דכולה כנישתא קדישתא, вся община Израиля свята, ни один мужчина из Израиля, даже если он восстал против Моше-рабейну, не пройдет мимо дома, на пороге которого сидит женщина с непокрытой головой.

וזה לומדים מקמחית יומא מז . אמרו עליו על רבי ישמעאל בן קמחית: פעם אחת סיפר דברים עם ערבי אחד בשוק, ונתזה צינורא מפיו על בגדיו, ונכנס ישבב אחיו ושמש תחתיו, וראתה אמן שני כהנים גדולים ביום אחד. ושוב אמרו עליו על רבי ישמעאל בן קמחית: פעם אחת יצא וסיפר עם הגמון אחד בשוק, ונתזה צינורא מפיו על בגדיו, ונכנס יוסף (עם) אחיו ושמש תחתיו, וראתה אמן שני כהנים גדולים ביום אחד. תנו רבנן: שבעה בנים היו לה לקמחית וכולן שמשו בכהונה גדולה. אמרו לה חכמים: מה עשית שזכית לכך? - אמרה להם: מימי לא ראו קורות ביתי קלעי שערי אמרו לה הרבה עשו כן ולא הועילו

А учим мы это из истории с Кимхит, "Йома" 47а: Рассказывают о рабби Йишмаэле, сыне Кимхит, что однажды он разговаривал с одним арабом на улице, и попала капелька слюны из его (араба - перев.) рта на его (рабби Йишмаэля - перев.) одежду (и сделала рабби Йишмаэля временно нечистым и неспособным служить в качестве первосвященника - перев.). И вошел Йишбав, брат его, (временно в должность первосвященника - перев.) и служил вместо него, и видела их мать двух первосвященников в один день. Учили мудрецы (в Барайте): Семь сыновей было у Кимхит, и все служили первосвященниками. Сказали ей мудрецы: "Что же ты сделала, что удостоилась такого?" Сказала им: "Никогда не видели балки моего дома моей прически". Сказал ей: "Многие делали так, а им это не помогло".

Отсюда мы видим, что скромность, выражающаяся в прикрывании волос, не зависит от мужчины, который может это видеть. Кимхит утверждала, что ее внутреннее ощущение скромности никогда не было нарушено, видел ее кто-либо или нет.

[3] В иудаизме есть такое понятие: סוד המקיף, "окружающая тайна". У каждого человека есть пять уровней души. Первые три, נפש, רוח, נשמה ("нешама", "руах" и "нефеш"), находятся в теле человека. Следующие два, חיה ("хайя") и יחידה ("йехида"), хотя и связаны с телом, не заключены внутри него. Согласно одному из каббалистических представлений, "хайя" окружает тело, в то время как "йехида", наивысший уровень души, присоединена к телу сверху (Рамхаль). Это и называется סוד המקיף, "окружающая тайна", аура святости, окружающая тело (Рабби Матитьягу Глазерсон). Мы рассказываем это, чтобы объяснить, зачем мужчина покрывает голову талитом, когда молится утром. Женщина, обладающая гораздо большим чувством скромности, выражает эту идею, все время покрывая волосы. Однако среди ашкеназим принято закутываться в талит также лишь после свадьбы (исключение составляют еки); и даже вреди сфарадим, у которых принято закутываться в талит после бар-мицвы, голову покрывают талитом также лишь после свадьбы.

Некоторые считают, что именно головной тфиллин содержит в себе סוד המקיף, "окружающую тайну", или составляет ее часть. Поэтому раввин Шимон Шваб утверждает, что женщина потому не обязана накладывать тфиллин, что она, покрывая волосы, "накладывает свой тфиллин" каждый день. (В книге раввина Песаха Элиягу Скромность - украшение жизни, стр. 243)


Как известно, выражение «опростоволоситься» означает «оказаться в нелепой, стыдной ситуации, оконфузиться». Свое происхождение это слово ведет от обычая покрывать голову, волосы платком, шапкой или иным убором. Для мужчины снять шапку самому, обнажить голову – значит оказать уважение и честь собеседнику. Сбить шапку с головы оппонента – унизить его, «опростоволосить». Но особенно серьезным такое унижение считалось, если речь шла о женщинах. Простоволосая женщина – предмет насмешек. Но не только. Иной раз простоволосая баба внушала нашим предкам не столько смех, сколько страх.

Когда и почему волосы покрывали

Отношение к волосам вообще и к женским в особенности было непростым у большинства народов, а у тех, кто исповедует ислам и иудаизм, остается таковым и по сей день.

Наши предки в этом смысле не были оригинальны. Если девица могла ходить, выставив напоказ косу, то замужней женщине полагалось прятать волосы под сложными и многослойными головными уборами. Потеря такого головного убора означала подчас утрату женской чести. Достаточно вспомнить «Песню про купца Калашникова» Лермонтова. Красавица Алена Дмитриевна предстает перед мужем в таком виде: «Сама бледная, простоволосая, косы русые расплетённые, снегом-инеем пересыпаны…». Злодей Киребеевич не только обнимал-целовал чужую жену при посторонних, он еще и сорвал с нее головной убор. Подобное оскорбление можно было смыть только кровью.

Причина такого отношения к волосам женщины, видимо, кроется в древнейших, еще языческих представлениях о магической силе волос. Женский волос защищает, не случайно воины брали в бой локоны любимых, вплетали женские волосы в тетиву луков. Волосы использовались для магических обрядов, с их помощью можно было сделать приворот или навести порчу. Наконец, волосы – это важнейший атрибут женской красоты. В замужестве женщина скрывала волосы, даря их красоту и магическую силу одному лишь мужу. Сам переход из девичества в состояние замужней женщины выглядел, как смена прически: девушке расплетали ее косу, заплетали две, которые укладывали короной, на голову надевали повойник, сверху – кику и платок. Отныне лишить женщину этих атрибутов, «опростоволосить» ее, значит смертельно оскорбить.

Зачем волосы раскрывали

Но в некоторых случаях женщина могла быть простоволосой по доброй воле, открывая себе голову сама. Происходило это (если речь не идет о мытье в бане) в одном лишь случае: когда женщина намеревалась колдовать.

Русский и славянский фольклор знает немало женских персонажей. Это русалки, кикиморы, ведьмы, у южных славян – виллы. Все эти существа, независимо от того, красивы они, как, например, русалки и виллы, или страшны, как ведьмы и кикиморы, схожи в одном – все они простоволосы. Рассыпанные по плечам прекрасные русалочьи волосы, как и растрепанные космы кикимор указывают на волшебную, опасную для человека сущность.

В. И. Даль в книге «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа», описывая русалку и ведьму, указывает, что волосы у той и другой непременно распущены. Деревенская баба, даже если она и не числится ведьмой, но намеревается произвести какой-либо колдовской обряд, например, заговор или приворот, все магические действия (сбор трав, например) совершает тайно – ночью или ранним утром, и непременно распустив волосы.

Фольклорист И. П. Сахаров в книге «Сказания русского народа» описывает ритуал опахивания, который проводился с целью обезопасить село от лихорадки или «коровьей смерти». Село опахивали, обводили бороздой плуга, делая замкнутое кольцо. При этом полагалось создавать шум, стуча в горшки и вопя во весь голос, чтобы напугать «коровью смерть».

Участвовали в этом магическом обряде только женщины и девушки. Все они выходили за околицу в одних рубахах, а иной раз и вовсе нагие, и все, как одна, были простоволосы, с распущенными косами. Мужчинам видеть этот ритуал было строго запрещено. Попавшегося навстречу процессии человека ли, зверя ли, женщины, впавшие в исступление, могли забить насмерть.

Неудивительно, что наши предки опасались встреч с простоволосыми бабами. Особенно в уединенном месте и (или) в сумерках. Такой облик означал, что женщина – ведьма и затеяла колдовать. Попадешься ей на глаза – несчастья не избежать!

Читайте также: