Почему в узбекистане запрещено носить бороду

Опубликовано: 17.09.2024

Узбекские милиционеры задержали десятки бородатых мужчин на рынке в Ташкенте. В отделении их заставили сбрить бороды, после чего отпустили. О причинах и последствиях рейда «360» поговорил с экспертами.

Бородатых мужчин насильно побрили в Ташкенте. Так борются с радикальными исламистами

23 августа милиция Ташкента устроила охоту на мужчин с бородами. На рынке электроники «Малика» («Флешка») были задержаны десятки человек, сообщили узбекские службы «Радио Свобода» («Радио Озодлик») и «Би-би-си».

Один из задержанных, продавец Джамолиддин Мухаммад, рассказал о рейде в Facebook.

Бородатых мужчин насильно побрили в Ташкенте. Так борются с радикальными исламистами | Изображение 1

По его словам, его задержали на выходе с рынка. Перед отделом милиции Мухаммад увидел длинную очередь из бородачей, которая продолжилась и внутри здания. Всех задержанных переписали и сфотографировали.

«В следующем кабинете с нами «беседовали». Там мне заявили, что я ОБЯЗАН. сбрить свою бороду. Естественно я не согласился», — рассказал Мухаммад.

Милиционер заявил продавцу, что его не отпустят, пока он не сбреет растительность на лице. Показать закон, запрещающий ношение бород, в милиции отказались.

В тот же вечер Мухаммад выложил фото, на котором он стоит на улице без бороды.

Корреспондент «Би-би-си» стал свидетелем задержаний. По его словам, тех, кто согласился побриться, отпустили из отделения. Тех, же, кто стал сопротивляться, оставили в ОВД.

В Духовном управлении мусульман Узбекистана сказали «Радио Озодлик», что «ношение бороды является сунной для каждого мусульманина».

Бородатых мужчин насильно побрили в Ташкенте. Так борются с радикальными исламистами | Изображение 2

Притеснение граждан по этому признаку там назвали противозаконным.

При этом в регионе к бородатым мужчинам и раньше относились с подозрением. Так, узбекских студентов, не сбривших растительность на лице, не допускают до занятий, рассказывал источник «Радио Озодлик». Также молодых людей с бородой могут остановить на улице и отвести на допрос в милицию.

Подобная практика, как отмечало агентство «Фергана», процветает и в соседнем Таджикистане. Там неоднократно задерживали бородачей, отвозили их в отделения и насильно брили. Также в республике с недавнего времени перестали выдавать загранпаспорта мужчинам моложе 60 лет, отпустившим бороду.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/08/45640_1.jpg

Дмитрий Верхотуров / «ВКонтакте»

В разговоре с «360» востоковед Дмитрий Верхотуров заявил, что сбривание бород — «это одна из практик борьбы с радикальным исламизмом — ваххабизмом».

Потому что первоначальное обращение человека к этим структурам начинается с отращивания бороды. Они [силовики], разумеется, отрезают не всякую бороду, и не всю бороду, а совершенно определенные бороды, которые точно говорят, что человек ударился в соответствующую идеологию.

По мнению эксперта, узбекские милиционеры заставили сбрить бороды «вполне определенных мужчин, имея на них предварительную информацию». По его мнению, задержанные могли быть пропагандистами ваххабизма.

Силовые структуры чистым произволом и хватанием всех подряд занимаются крайне редко, и обычно этого не делают.

При этом эффективность подобной меры в качестве борьбы с исламизмом эксперт поставил под сомнение.

https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/08/45641_2.jpg

Даниил Кислов / «ВКонтакте»

В свою очередь, генеральный директор агентства «Фергана» Даниил Кислов в разговоре с «360» выразил удивление в связи с последними новостями, так как считал, «что в Узбекистане такая практика давно прошла».

Бородатых мужчин насильно побрили в Ташкенте. Так борются с радикальными исламистами | Изображение 5

«Она была в середине-конце 1990-х годов, когда силовые структуры по приказу [первого узбекского президента] Ислама Каримова очень активно действовали в роли блюстителей общественного порядка, считая, что исламская борода нарушает его или пропагандирует радикальный исламизм. Сегодня, на фоне заявлений нового президента Мирзиёева о том, чтобы либерализовать религиозные и общественные свободы, оно выглядит как попытка подставить президента, помешать ему в ходе его реформ», — считает эксперт.

По его словам, в Узбекистане молодые люди «никогда не носили бороду», так как это противоречило местным обычаям.

«Наоборот, аксакалы ругали молодых, если они отращивали бороду», — отмечает Кислов.

Но в последние годы эта привычка или новая исламская манера среди молодых людей диктуется влиянием ислама из Саудовской Аравии — так называемого ваххабизма, то есть течения, которое призывает мусульман вернуться к истокам, к своим предкам и соблюдать, на их взгляд, «более чистый ислам» и буквально исполнять заповеди или те принципы, которые проповедовал пророк Мухаммед. Например, подстригать коротко усы и не подстригать бороду.

Мужчинам, носящим бороду, директор информагентства посоветовал отстаивать свои права в суде. «Потому что в Узбекистане нет никаких законов и правил, регламентирующих ношение бороды или ее отсутствие».


Азат Ахунов о том, как постсоветская Средняя Азия борется с носителями усов и бород и что происходит с теми, до кого «плохо доходит».

Согласно тексту письма, недавно появившегося на просторах интернета, директор объединения «Туркменфильм» официально дает актеру разрешение на ношение бороды, причем делается большое исключение: идет съемка фильма по книге президента Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменистан — сердце Великого шелкового пути». Почему в зоне опасности в регионе оказались и ламберсексуальные хипстеры, и злостные исламисты — об этом читателям «БИЗНЕС Online» рассказывает известный исламовед и востоковед Азат Ахунов.

Мусульман, до которых это “плохо доходит”, вылавливают в мечетях и вынуждают сбривать растительность

На днях в интернет был слит смешной и нелепый, но очень характерный документ. Согласно тексту письма, директор объединения «Туркменфильм» Язмурад Шадурдыев дает артисту Анна Меляеву разрешение на ношение бороды и усов. Для киноактера делается большое исключение: идет съемка исторического фильма и не абы какого, а по книге президента Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменистан — сердце Великого шелкового пути». Только ради этого вводятся такие временные поблажки.


В Туркменистане де-факто существует запрет на ношение бороды, хотя закон этого не запрещает. Мусульман, до которых это «плохо доходит», вылавливают в мечетях и вынуждают сбривать растительность.

Неужели в Туркменистане нашлись поклонники Петра I, который прославился тем, что приказал рубить боярам бороды?

Да, в эпоху фейковых новостей можно вбросить в массы любую информацию, но это, скорее всего, не шутка — почти по всей постсоветской Средней Азии, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая борода и усы находятся вне закона. Нет, налога на бороду еще не ввели, официально растительность на лице никто не отменял, но факт остается фактом — бородачи в зоне повышенного риска. Усы еще куда ни шло, но борода, да еще длинная — это явный маркер злостного исламиста и экстремиста. «Обжегшись на молоке — дуешь на воду» — по такому принципу действуют власти центрально-азиатских республик. В принципе, понять их можно: слишком горек опыт еще не истершихся из памяти гражданских войн, религиозных противостояний, военных конфликтов.


В 2017 году президент Таджикистана Эмомали Рахмон призвал жителей перестать носить бороды и хиджабы / Источник: regnum.ru

В некоторых областях Таджикистана гражданам запрещали фотографироваться на загранпаспорт с бородой

Что касается закона, то попытки объявить бороду вне его официально уже предпринимаются. Дальше всего в этом деле пошел Китай. Два года назад власти мусульманского Синьцзян-Уйгурского автономного района «в целях борьбы с религиозным экстремизмом» ввели запрет на ношение «ненормальной бороды». Хотя де-факто мусульман осуждали и раньше. Так, в 2015 году 38-летний житель Кашгара «за провокацию вражды» был осужден на 6 лет тюрьмы, срок получила и его жена за ношение паранджи. И таких случаев становится все больше и больше.

Следующей страной, где бородачам не место, является Таджикистан. В 2017 году президент Эмомали Рахмон призвал жителей перестать носить бороды и хиджабы. По его мнению, это «пропаганда ношения одежды, чуждой культуре Таджикистана». О чем он высказывался и ранее, после сотрудниками правоохранительных органов были задержаны, согласно данным председателя общества «Таджикские трудовые мигранты» Каромата Шарипова, 13 тыс. человек только в одной Хатлонской области. У них забирали паспорта и возвращали обратно после того, как человек сбреет бороду.

С 2007 года в Таджикистане действует закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», который не запрещает ношение бороды и усов, но как бы намекает на то, что традиции надо соблюдать. Бороды можно носить имамам и муллам, но длина не должна превышать 3 сантиметров. В Таджикистане также была установлена допустимая длина бороды для учителей. Отращивать ее позволялось лишь преподавателям старше 50 лет. Кроме того, появлялись сообщения о том, что в некоторых областях страны гражданам запрещали фотографироваться на загранпаспорт с бородой, особенно это удивило мусульман, собирающихся в хадж. Вообще, совершать паломничество к святым местам могут лица лишь не моложе 35 лет.

В Узбекистане нет официального запрета на ношение бороды. Но в реальности это является нежелательным действием. Лишь в последнее время власти стали делать поблажки бородачам, понимая, что мода на бороду скорее дань современным тенденциям, чем показатель растущий религиозности. Но что касается известных и публичных людей, которые являются лицом страны, то для них никаких поблажек нет. Например, прошлой осенью случился скандал с известным узбекским певцом и композитором Санжаром Джавбердиевым. В государственной организации «Узбекконцерт» у него потребовали сбрить бороду для получения лицензии, которая выдается на год. Помимо подготовки пакета документов, надо пройти худсовет и заплатить налоги. В ином случае концертная деятельность считается незаконной. Но Джавбердиев решил не идти на поводу чиновников и обратился за помощью к президенту страны. Были случаи в Бухаре, когда на стадион не пускали футбольных фанатов, требовали от них сбрить бороду.

В Казахстане в 2017 году много шума вызвало заявление лидера страны Нурсултана Назарбаева о необходимости запрета на законодательном уровне ношения коротких штанов и бороды. Позже было уточнено, что слова президента поняты неправильно: он не призывал к законодательным ограничениям, говорил о проблеме вслух, а также имел в виду не просто бороду, а длинную бороду.

В целом для большинства стран Центральной Азии сохраняется тенденция запрета или ограничений на ношение бороды и усов. Они не касаются пожилых людей и религиозных деятелей. Небольшие послабления в этом вопросе отмечаются в Узбекистане, что происходит в целом в контексте новых реформ, инициатором которых стал нынешний лидер страны. И, наоборот, многие эксперты отмечают усиление государственного прессинга в считающемся демократическим государством Казахстане, особенно после утверждения в июне 2017 года новой концепции государственной политики в религиозной сфере.

Картинки по запросу нур султан

В Казахстане много шума вызвало заявление Нурсултана Назарбаева о необходимости запрета на законодательном уровне ношения коротких штанов и бороды / Источник: dailystorm.ru

“Отличайтесь от многобожников – отпускайте бороды и подстригайте усы”

В Татарстане также идут дискуссии на «бородатую» тему. Но пока это лишь словесные баталии. Никто и ничего запрещать не собирается. Хотя все прекрасно понимают, какой длины должна быть борода, чтобы тобой не заинтересовались правоохранительные органы. Да и им непросто: мода на мужские бороды еще не ушла, и с ходу не поймешь, кто перед тобой — ламберсексуальный хипстер или злостный исламист. Борода под запретом лишь в пенитенциарной системе, там таким образом борются с тюремными джамаатами. Время от времени конфликты выплескиваются наружу, наподобие того, что случилось в казанской колонии №2, где заключенные-мусульмане были брошены в ШИЗО за отказ бриться.

У религиозных лидеров Татарстана своя мода на бороды. И она не зависит от новейших тенденций, которые диктуют модные барбершопы. Если в 1990-е было принято отращивать длинную и окладистую бороду с усами по последней саудовской моде, то теперь многие носят «ханафитскую» бороду, то есть та, которая помещается в кулак, и сбритые усы.

В целом в исламе ношение бороды и усов является сунной, то есть поощряемым, желательным действием. Сунна — это сумма знаний и преданий о высказываниях и действиях пророка Мухаммада как образца примера для всей мусульманской уммы. Сам он носил большую бороду. Согласно преданиям, говорил: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы. Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников».

Картинки по запросу камиль самигуллин

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин / Источник: tatar-inform.ru

В исламе имеется четыре богословско-правовых школы — мазхабов. Каждая трактует вопрос о бороде по-своему. Салафиты запрещают ее сбривать, у ханафитов она желательна, но и не является грехом, если ее нет совсем (например, не растет по тем или иным причинам). Сбривание бороды также не является грехом, но желательно ее не сбривать, а подстригать так же, как и усы.

12 сентября 1980 года в Турции произошел военный переворот, все политические партии были запрещены. В то время будущий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган работал в городском комитете транспорта. Его начальник приказал ему сбрить усы, что прозвучало как оскорбление для молодого мусульманина. Реджеп отказался и был уволен с работы. Он запомнил это надолго…

На самом деле борьба с бородой и усами напоминает войну тупоголовых с остроголовыми. Мало того, это противоречит формальной логике. Если по бороде еще как-то можно определить, кто есть кто, то среди толпы гладколицых может затесаться кто угодно. И принцип «свой — чужой» здесь уже не работает. Все это только ведет к подспудному росту скрытого, внутреннего протеста, еще большей радикализации. Сжатая до упора пружина рано или поздно разожмется. В исламе четко оговорены правила ношения бороды, и, наверное, этот вопрос должны решать религиозные авторитеты, а не чиновники.

Азат Ахунов/ БИЗНЕС Online

В русской традиции принято отращивать бороду с усами. А вот мусульмане иногда усы сбривают, оставляя только бороду. Разберемся, с чем это связано.

Священные волосы

Согласно мусульманским преданиям, Пророк призывал последователей сбривать усы, но отращивать бороду, чтобы правоверные не походили «на огнепоклонников». Сам Пророк придерживался именно такого правила – носил бороду без усов. В сборнике канонических хадисов имама аль Бухари рассказано предание, когда в последних паломничествах в Мекку Пророк раздавал людям состриженные с головы и лица волосы. В исламском мире они считаются одной из почитаемых и ценнейших реликвий.

Обязательно или нет?

В многочисленных течениях ислама и у мусульманских богословов не сложилось единого мнения о том, обязательно ли оставлять бороду и сбривать усы. Так, захиристкий теолог Ибн Хазм писал о строгом запрете на сбривание бороды. Такой же позиции придерживались сторонники суннитского, ханбалитского мазхаба и ханафиты.

Отдельные представители шафиитского мазхаба (арРафии, анНавави, Закария-аль-Ансари, аль-Хатиб-аш-Шарбини) говорили, что сбривать бороду нежелательно, но оставляли человеку право выбора.

Главное условие отращивания бороды

Сегодня большинство теологов склоняется к мнению, что строгий запрет на сбривание бороды – проявление неграмотности и неверного толкования традиций ислама. Так, известный исламский проповедник-богослов Шамиль Аляутдинов в книге «Ношение бороды» подмечает, что наряду с рекомендацией стричь усы и отращивать бороду, Пророк рекомендовал своим последователям тщательно следить за внешность и соблюдать правила гигиены: чистить зубы палочкой, промывать нос, стричь ногти, выщипывать волосы под мышками и соблюдать другие ритуалы.

Автор ссылается на пояснения имама ат Табари, который пояснял: не нужно бездумно следовать упомянутым в хадисах рекомендациям. Если борода будет неряшливой, грязной, то не сделает мусульманину чести. Доктор богословия Али-Ахмад-Мари также напоминал, что важно при отпускании бороды помнить об аккуратности и опрятности внешнего вида. Если борода становится причиной насмешек и олицетворением неряшливости, то следование традиции утрачивает смысл, ведь мусульманин обязан следовать правилам гигиены, быть опрятным, аккуратным и солидным.

Шамиль Аляутдинов напоминает, что уход за отпущенной бородой – часть кропотливой работы над собственной личностью. Борода – это маркер, через который окружающие оценивают ее хозяина. А ее ношение – сунна, то есть путь и пример подражания Пророку и праведникам. А потому все бородачи обязаны помнить об ответственности, которую накладывает на них буйная растительность.

Окрашивание бороды

Помня заветы Пророка, многие мусульмане продолжают сбривать усы и отращивать бороды, чтобы не походить на многобожников. Однако традиция ношения бороды характерна и для других религий: и православные, и иудеи носят бороды. Чтобы отличаться от них не только сбритыми усами, мусульмане издавна красили бороды натуральными природными красителями. По преданиям сам Пророк носил желтую шевелюру и бороду. Он говорил, что лучшее средство для закрашивания седины – басма или хна.

В России подобная традиция встречается редко, а вот в Бангладеш, например, туристы не могут удержаться от селфи со стариками-мусульманами, образ которых украшают длинные бороды всевозможных расцветок – огненно-красные, оранжевые, синие, изумрудные. Именно такой непредсказуемый эффект дает окрашивание седины натуральной хной и басмой. А вот в черный бороду красить запрещено. Исключение – придание устрашающего облика во время джихада.

О длине

Большинство богословов считают, что бороду можно постричь, но в том случае, если она перерастает длину сжатого кулака. При такой оптимальной длине бороды и ухаживать за ней проще, и смотрится она аккуратно и солидно. Бороды подстригали ближайшие сподвижники Пророка – Ибн-Умар и Абу-Хурайра. О разрешении подстригать бороду говорится в трудах многих богословов – исламского аскета Хасан аль Басри, правоведа маликитской школы Ибн-Абд аль Барра, арабо-мусульманского теолога Ибн-Таймии и пр.

О правилах сбривания усов у исламских богословов единого мнения нет. Так, сторонники шафиита считают, что сбривать усы полностью не нужно. Достаточно подрезать то, что отросло ниже губы. Ханафиты убеждены, что усы нужно «искоренять» полностью. Заметим, что часть сподвижников Пророка сбривали усы целиком (Абу-Раида, Инб-Умар и пр.). Другие – лишь подстригали (Абдуллах-ибн-Бишр, Микдам-ибн-Мадикариб и др.).

О запретах и наказаниях

В современном сознании любой темноволосый мужчина с бородой (как и женщина в хиджабе, кстати) ассоциируется с террористом, поэтому во многих странах буйная растительность на лице становится причиной повышенного интереса к человеку со стороны правоохранительных органов. Например, в Узбекистане нет официального запрета на ношение бороды, но многие мужчины расстаются с ней, чтобы не вызывать подозрения и не оказаться в «списке бородатых» Службы безопасности. Узбеку-бородачу для получения паспорта требуется специальная справка, доказывающая его непринадлежность к экстремизму, получить которую практически невозможно. Дагестанские бородачи рискуют постановкой на «профилактический учет».

В истории зафиксированы случаи, когда нарушение правил относительно бороды приводило к трагическим последствиям. Так, талибы в Афганистане обязывали мужчин отращивать бороды и проводили проверки. Тех, кто по каким-то причинам не смог вырастить бороду длиннее сжатого кулака, жестоко избивали. В Пакистане талибы запрещали парикмахерам брить бороды, а заведения отказавшихся или нарушивших запрет подрывали.

Сегодня большинство мусульманских стран всё же относятся к бородачам лояльно. Так, обязательное ношение бороды в Карачаево-Черкессии предписано только имамам. В Татарстане считают, что борода – атрибут, который следует заслужить, поэтому небольшую поросль можно отпустить в 30-35 лет после женитьбы, и только разменяв седьмой десяток, разрешается отращивать длинную бороду.


Житель Ташкента, предприниматель Жамолиддин Мухаммаджон утверждает, что его насильно обрили в отделении милиции в столице Узбекистана. По его словам, это произошло 23 августа, когда сотрудники правоохранительных органов провели рейд на одном из самых крупных рынков электроники Ташкента – "Малика" и целенаправленно задержали десятки мужчин с бородой. Мужчина утверждает, что их увезли в отдел милиции, куда был заранее привезен парикмахер-брадобрей, сбрили им бороды и отпустили.

Пресс-служба Главного управления внутренних дел города (ГУВД) Ташкента спустя несколько дней заявила, что принудительно бороды не сбривали, а также что произошедшее не имеет религиозной подоплеки. По словам ведомства, отдельных людей только попросили "привести себя в соответствие с фотографией в биометрическом паспорте".

Однако ранее в Узбекистане сбрить бороду потребовали от певца и композитора Санжара Джавбердиева (без этого "Узбекконцерт" просто отказался выдать ему лицензию на пение) и от посетителей футбольного матча в Бухаре: там болельщиков с бородой не пускали на стадион.

Телеканал "Настоящее Время" поговорил с Жамолиддином Мухаммаджоном. Мужчина рассказал, что его продержали в отделении милиции четыре часа и грубо с ним обращались. То, что ему насильно сбрили бороду, он считает оскорблением и нарушением своих прав. Он уже написал несколько заявлений по этому поводу в МВД, Минюст Узбекистана и прокуратуру Ташкента с требованием наказать милиционеров за самоуправство.

Житель Ташкента рассказал, как его обрили в милиции

пожалуйста, подождите

Житель Ташкента рассказал, как его обрили в милиции

No media source currently available

"23 августа я выходил из торгового центра "Малика". У выхода меня остановили сотрудники милиции и попросили показать документы, а потом сразу же попросили меня проехать с ними в участок, – рассказал предприниматель. – Меня повезли в 4-й отдел милиции Шайхантахурского района Ташкента, где было очень много людей с длинными бородами. И там же на втором этаже была парикмахерская, где всем сбривали бороды, и из отдела людей выпускали только без бороды".

Сначала Жамолиддин отказался идти бриться. На это, по его словам, один из милиционеров с угрозой сказал ему: "Слишком умный, что ли? Ну попробуй тут подурачиться". После этого его сфотографировали и ввели его данные в некую базу данных, а потом начали допрашивать.

"Это делал человек в форме, который не представился, хотя я несколько раз просил его это сделать. Он спросил: почему я отрастил бороду? – рассказал мужчина. – Я ответил, что мне нравится такая борода, что носить ее – это мое личное желание. На это милиционер сказал, что нужно сбрить эту бороду и что "так ходить нельзя".

"Я сказал ему: "Вы не можете меня заставить это сделать, у вас нет таких прав", а его требование незаконное. "Если есть такой закон, который запрещает носить бороду – покажите мне его, и я беспрекословно ему подчинюсь", – вспоминает предприниматель. – Закона мне не показали, но сказали, что о бородах есть "приказ сверху", который в письменном виде тоже не показали. От кого этот приказ исходит – не сказали".

"Потом он начал угрожать, что я не выполняю требования сотрудника милиции, и за это меня могут арестовать на 15 суток", – рассказал бизнесмен. После угрозы ареста задержанному мужчине все-таки пришлось пойти к парикмахеру, потому что у него "не было времени сидеть так долго под арестом".

Жамолиддин Мухаммаджон

"В разговоре с парикмахером я понял, что их привели в отделение принудительно и заставляют бесплатно работать на милицию. Я сказал парикмахеру, чтобы мне оставили сантиметр бороды, и они это сделали, – сказал Жамолиддин Мухаммаджон. – Но когда я уже встал с кресла, человек, который меня допрашивал, увидел, что мне оставили 1 см бороды, и заставил парикмахера сбрить все "под ноль". Я снова сказал, что так нельзя, и что я на это не соглашусь. Но, несмотря на мое сопротивление, они все равно заставили меня все полностью сбрить. Причем делали это стоя: я в кресло не стал садиться".

Жамолиддин говорит, что принудительное бритье стало для него "большим психологическим ударом", и он намерен судиться с сотрудниками МВД, которые с ним это сделали.


Актер получил разрешение "Туркменфильма", чтобы отрастить бороду

"Раньше запрета на бороду в Узбекистане не было. В двух моих документах, в водительском удостоверении и в загранпаспорте я сфотографирован с бородой, – подчеркивает бизнесмен. – А теперь меня сделали неузнаваемым. По документам меня невозможно узнать! Как я буду выезжать за границу? И если меня теперь остановят сотрудники ГАИ, они тоже будут говорить, что это не мои документы".

"Узбекистан – правовое демократическое государство. В Узбекистане носить бороду – это личное дело каждого, закона на эту тему нет. Никто не может насильно сбривать кому-то бороду, волосы или брови. Если мы промолчим, то я не знаю, что может произойти завтра. Может они снимут наши штаны и заставят что-то другое надеть?" – возмущается мужчина.

"Я не хочу это оставлять как есть. Я буду жаловаться омбудсмену по правам человека, подам в суд и уже отправил три заявления: в Главное управление МВД Узбекистана, прокуратуру Ташкента и министру юстиции о том, что мои права были нарушены, – рассказал бизнесмен. – И буду бороться за восстановление своих прав. Потому что я не могу молча наблюдать за тем, как органы власти, которые должны защищать права, наоборот их нарушают!"

Жамолиддин говорит, что во время допроса в милиции его спрашивали о религии (исламе) и говорили о том, что "разные люди" в Узбекистане уезжают в Сирию. "Но я так и не смог понять, какая связь между Сирией и бородой", – замечает мужчина.

В соседнем Таджикистане милиция ведет борьбу с бородами у мужчин с 2015 года, после того, как власти выразили сильную обеспокоенность ростом "экстремистских настроений" в обществе и распространением в стране радикального ислама. Но, как и в Узбекистане, Министерство внутренних дел Таджикистана заявляет, что официального распоряжения о принудительном сбривании бороды граждан​ нет. А милиционеры, которые проводят рейды против бородачей, якобы делают это самостоятельно. Несмотря на эти заявления, милиция не стесняется сообщать об успехах в борьбе с лишней растительностью на лицах у мужчин и ношением хиджаба у женщин. Только в одной Хатлонской области за год были насильно обриты 13 тыс. мужчин.

Мой коллега, колумнист Джавлон Хасанов вчера опубликовал материал о Кончите Вурст, где строго-настрого запретил нам подрывать основы толерантности. Мужчины сказали: «Ладно, можно нам хотя бы побриться?» Женщины сказали: «Анхор, не позорьтесь! Бороды нам еще не хватало!». Мы посмеялись, поругались, повозмущались на площадке Anhor.uz - взбодрил нас наш любимый ресурс.

Ни в коей мере не оспариваю идею толерантности - это величайшее достижение человечества по формуле: «Мы все равны, независимо от пола, цвета кожи, национальности и убеждений», но хотелось бы развернуть мысль.

Вы можете представить себе общество, где ненавидят детей? Это невозможно, - скажете вы, - что за глупость? А между тем:

Понятие «childfree» («без детей») ввела в обиход американка Лесли Лафайет. В 1992 году она создала скромное сетевое сообщество ChildFree Network (CFN). Сегодня в США уже более 40 организаций «чайлдфри», каждая из них насчитывает несколько тысяч участников и имеет десятки отделений в стране и за границей. В России виртуальное сообщество «чайлдфри» появилось 20 декабря 2004 года и пока объединяет в своих рядах около 500 человек.

«Фрики!», скажете вы. Горстка несчастных идиотов. Но они есть. И их количество не уменьшается, а с каждым годом увеличивается. Их политика становится все более агрессивной. Они выходят на иные, более высокие уровни. Они начинают говорить с нами, как с заблудшими. Они отстаивают свое право жить без детей и призывают к этому других.

Об этом, об Окнах возможностей очень хорошо сказал Джозеф Овертон. («Окна Овертона» - политическая теория – Прим. Ред).

Джозеф П. Овертон (1960-2003), старший вице-президент центра общественой политики Mackinac Center. Сформулировал модель изменения представления проблемы в общественном мнении, посмертно названную Окном Овертона.

Вкратце – любую, даже самую отвратительную и вопиющую идею можно вывести на уровень разрешения в обществе. Даже каннибализм.

Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

Нет ничего святого.

Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?

Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие обществу от бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

Вседозволенность – бабушка анархии. Казалось бы, при чем тут чья-то борода, пусть и совершенно несуразная на женском лице? Это просто эпатаж, шоу, посмеялись и забыли. Но когда над бородой перестают смеяться, и начинают воспитывать нас в духе терпимости к бородатым теткам, это уже звоночек. Маленький такой, еле слышный, прелюдия к набату, когда мы вдруг неожиданно станем для себя Родителем №1 и Родителем №2, не мужчинами и женщинами, а «оно», и это будет почитаться за высшую добродетель.

«Это, как способ донести своё послание до всего мира так, чтобы его невозможно было не увидеть или не услышать. Ведь внешний вид, пол и происхождение не имеют никакого значения, когда речь идет о достоинстве и свободе индивида. Важен только и исключительно человек, у каждого должно быть право жить так, как он считает нужным, если это никому не причиняет вреда». Кончита Вурст.

Лолшто? Внешний вид, пол не имеют уже значения? Свобода индивида? Мы попали, друзья мои.

Возможно, мы не доживем до такого времени, когда нас с подругами убедят отрастить бороды, а друзей переодеться в платья и накрасить губы, но наши внуки вполне могут сказать нам «Спасибо, блин…», за то, что мы вовремя не «зашибли бороду лопатой». За то, что Кончита донесла свое послание, да так, чтобы мы его никак не пропустили и не смогли не заметить.

А дальше больше - сначала она ( читай «прогрессивное человечество») будет на нас обижаться, что мы смеемся и не идем за ней, потом будет штрафовать за смех в ее сторону, потом законодательно закрепит свое право на ношение бороды. И когда мы скажем своему ребенку что бородатая тетя – это просто сумасшедший человек, смешной, несуразный и нелепый – нас осудит общество.

Кстати, по поводу лопаты, да простит меня редакция замечательного Anhor.uz, но не могу не привести бородатый баян с просторов интернета, одну из моих любимейших притч:

Однажды к Мастеру Вану пришли трое его детей, и каждый желал странного.
— Отец, — жеманясь и краснея, сказал старший сын. — Мне кажется, я люблю мужчин больше, чем женщин. А среди мужчин я больше всех люблю Сунь Ауя из соседней деревни. Я понимаю, ты хотел видеть во мне опору в будущем, продолжателя рода и наследника своего мастерства, но… извини, я хочу иначе. Ничего, если я приведу в дом Сунь Ауя, и мы будем спать в одной кровати и сидеть у огня, держась за руки?

— Папа, — сказал средний сын. — Мне кажется, я пацифист и не могу даже смотреть на оружие, мясную пищу и чужие страдания. Я понимаю, ты хотел бы видеть во мне сильного воина, победителя и защитника, который прославится на всю Поднебесную, но… извини, я хочу иначе. Ничего, если ты отмажешь меня от армии, и мы возьмем в дом нашего поросенка, которого мы откармливаем на Праздник aонарей? Я назову его Пикачу, буду купать в теплой воде, повяжу на шею синий бантик, и мы с Пикачу будем кушать только растительную пищу!

— Папа! — сказала любимая дочь Мастера Вана, Ма Сянь, водя изящной ножкой по глиняному полу. — Ты знаешь, я ведь молодая, красивая и умная девушка. Поэтому я хочу самореализоваться и пожить для себя. Я понимаю, ты хотел бы видеть во мне любящую жену своего мужа, умелую хозяйку и заботливую мать многочисленных внуков, но… извини, этого не будет. Ничего, если я уеду в город, стану там офисным работником, сделаю карьеру и стану чайлдфри? А по выходным я буду приезжать к тебе в дом престарелых на своем «Матисе» и куплю тебе замечательное кресло-качалку…

Мастер Ван уже открыл было рот, чтобы громко высказать детям все, что он о них думает, но таки не издал ни звука. «А нужно ли? — подумал он вдруг.

— Да какое же я имею право решать за своих детей, как им жить, с кем спать, что есть, во что верить? Они же самостоятельные личности! Ну и что, что старшему всего семнадцать? Подумаешь, мне не нравится! Ничего, потерплю, зато дети мои будут счастливы! В конце концов, чем цивилизованнее человек, тем он толерантнее, так неужели я буду вести себя как дикарь?!»
— Хорошо, — устало сказал он, — живите как хотите.…

Прошло десять лет. Дети жили как хотели. Старший после долгих хворей и мучений умер. Средний все больше времени проводил в свинарнике, пристрастившись к паленому эрготоу (китайская водка – Прим. Ред. ) и всех хряков научив выпивать вместе с ним; время от времени он просыпался, некоторое время философствовал с Пикачу о том, что наш мир — это не более, чем скопище зловонных нечистот, и снова засыпал.

Дочь поначалу разбогатела в городе. Но в один прекрасный день она пресытилась партнерами по бизнесу, и все они показались ей чересчур стары и немощны для ее ложа. А молодой любовник, которого она за справедливую цену наняла для оказания сексуальных услуг, ловко подделал ее подпись, перевел на себя все ее активы и оставил без гроша; дочь вернулась к мастеру Вану, душой устремилась к самосовершенствованию и проводила дни под засыхающим утуном, неустанно читая мантру «Все сволочи… все подонки». Мастер Ван исправно выносил за нею горшок и с ужасом думал о том, кто же будет это делать, когда сам он вконец одряхлеет: ведь Небо не послало ему ни внука, ни даже внучки.

Как-то он пришел к соседу поделиться своим несчастьем и увидел, что Мастер Чжан сидит в беседке перед садом камней.
— Как поживаешь, сосед? — спросил Мастер Ван. — Все ли в порядке? Что детишки?
Мастер Чжан неторопливо отпил из чашки и ответил:
— Старший сын увлекся расшифровкой эпитафий на древних надгробиях, познает величие прошлого и хорошо зарабатывает. Он женился на дочери уездного судьи, они живут душа в душу, у них в городе большой дом. Средний сын служит в императорской коннице на южной границе. Он начальник «длинной сотни» конников. Враги боятся его, как огня, друзья любят, подчиненные уважают, а начальники ценят. А дочь — что ж, вон моя красавица-дочь, ее любимый муж и пять моих внуков…
— Невероятно! — вскричал Мастер Ван. — Но разве десять лет назад твои дети, будучи молодыми, горячими и глупыми, не приходили к тебе, желая странного?!
Мастер Чжан степенно кивнул.
— Как же тебе удалось воспитать таких славных детей?!
— Я просто сказал им, что если они не перестанут валять дурака, я зашибу их лопатой.…
С тех пор учение Свободной Личности в Поднебесной пошло на убыль, а учение Просветляющей Лопаты расцвело.

А так, конечно, дай бог здоровья бородатой тете, пусть поет. Главное, чтобы нас в клетку не посадили. Золотая Середина и Просветляющая Лопата – наше все.

Асия Качаева,
специально для Anhor.uz

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читайте также: