Почему у священников длинные волосы

Опубликовано: 17.09.2024

священник с бородой


Борода священника – незыблемая традиция, существующая испокон веков. Трудно представить служителя, без этого атрибута русской православной церкви. Традиция восходит к ветхозаветным временам, когда стрижка и бритье считались языческими траурными обрядами, потому строго запрещались. Чтобы разобраться, почему священники носят бороду и длинные волосы, уйдем вглубь истории нашей страны.

Зачем священнику борода и длинные волосы

Почему у православных священников и монахов длинные волосы и бороды?

Существует версия, что подобный образ был воспринят монашествующими странниками, у которых было мало возможностей для поддержания себя в опрятном виде.

Сегодня у людей сложился обобщенный образ батюшки, чаще всего он имеет такие аксессуары:

  • длинная ряса;
  • большой крест;
  • книжечка с молитвенным текстом;
  • длинные волосы, завязанные в хвост;
  • растительность на лице.

Трудно представить батюшку без этого атрибута. Шевелюру отращивает не каждый, многие носят современную стрижку.

История православия повествует, что ранее, людям, облаченным церковным саном, запрещалось удалять щетину с лица, даже, когда существовал повсеместный закон о запрете на её ношение среди мирян. Корни этой традиции уходят далеко, в древние цивилизации.

Такие традиции имеют свои основания:

  • во время приема Русью религии из Византии, воспринимался церковный устав, который был создан для монашествующих лиц;
  • запрет на стрижку волос головы пришел вместе с религией;
  • растительность являлась характерным признаком, выделяющим батюшек среди населения.

Ношение такой стрижки, способно доставлять немало неудобств, начиная от застревания кусочков пищи во время еды. Такой аксессуар обладает несомненной пользой: личность идентифицируют, как слугу Божьего, представителя Церкви Христовой. Это дает осознание собственного предназначения, лишний повод следить за собственным поведением, чтобы не опозорить имя Божие.

Почему у православных священников и монахов длинные волосы и бороды?

Есть люди без этого традиционного атрибута. К примеру, святитель Николай, отличался аккуратной стрижкой. Он носил выстриженное гуменцо, являвшееся признаком его принадлежности к священному сану. У людей, служащих церкви, могут быть совершенно разные виды бороды, только традиционные её модели.

Можно встретить молодого батюшку, практически без растительности. Это временное явление, просто юноша, еще молод, не успел отрастить нужное количество щетины.

Если обратиться к Вселенскому Собору, можно отметить наличие запрета и апостольских наставлений уже тогда. Брадобритие открыто именовалось грехом по канонам Ветхого Завета, Библия содержит отсылки к подобному запрету.

Православная вера утверждает, что бритье – признак недовольства людей собственной внешностью, дарованную Господом Богом. История знает о созвании Стоглавого собора, когда было принято решение о проведении погребальной службы над безбородыми личностями.

Умершего мужчину запрещалось отпевать, когда он не имел подобного атрибута, после его погребения запрещалось ставить о нем свечи в храме.

До прихода к власти Петра Первого, брадобрейство строго запрещалось и наказывалось, приравнивалось к греху прелюбодейства, за непослушание отлучали от церкви.

Почему у православных священников и монахов длинные волосы и бороды?

Старообрядцы и сейчас верят, что отсутствие волос на линии подбородка будет препятствием к попаданию после смерти в Царство Небесное.

Существует несколько версий этой традиции:

  1. Соблюдение канонов Ветхого Завета, запрещающих стрижку растительности лица и головы, а также любое изменение их формы.
  2. Желание быть похожим на Иисуса.
  3. Признак выделения из общей массы, чтобы другие воспринимали священника иным, прислушивались к проповедям, внимали доводам.
  4. Существует версия, что растительность – способ накопления энергии, как жизненной, так и духовной.

Найти точный, единственно верный ответ, почему священники оставляют волосы нетронутыми, трудно. Самым распространенным считается мнение о наложении подобного запрета Библией.

Запрещено ли брить бороду попам

Почему у православных священников и монахов длинные волосы и бороды?

Православным попам ношению этого атрибута предлагают обучаться со времени посещения духовной семинарии. Растительность лица является одним из символов веры.

Согласно Библии, каждый мужчина обязан отращивать шевелюру, отказываться от её состригания. Женщинам предписывалось оставлять без изменений свою шевелюру. Рекомендации обуславливались мнением, что человек обязан выглядеть таким, каким его создал Бог. Если люди изменяют собственную внешность, они противятся воле Бога.

Если для обычных людей нарушение такого запрета воспринималось лояльно, то для служителей строго порицалось. Они должны были строго придерживаться законов Божьих.

Русские православные традиции приравнивают растительность к символам православного духовенства. Когда батюшка не носит этого атрибута по состояния своего здоровья или иным физиологическим причинам, он неизменно вызывает подозрение.

Борода – обыденное, привычное облачение человека, облаченного церковным саном. Большинство людей не придают ей большой роли, однако она имеет глубокие корни, уходящие в древнюю историю, обладает великим значением.


Привычный облик православного священника – борода и длинные волосы. Но так называемое власоращение – это не только дань традиции, но и процедура с глубоким сакральным смыслом.

Сначала было гуменце

Словечко это является уменьшительным от «гумно», что означает расчищенный и утоптанный участок земли, на котором крестьяне хранили и обрабатывали собранный урожай зерновых.

Выражение «попово гуменце» ныне вышедшее из обихода, еще каких-нибудь сто — сто пятьдесят лет назад вовсе не было в диковинку, потому как все православные священники выстригали на темени часть волос и делалось это в подражание ученику Иисуса Христа, Апостолу Петру, чью главу в насмешку обрили язычники, не веровавшие его слову. Отсюда — «гуменце Апостола Петра» словосочетание, также имевшее в старину широкое хождение.

По новой «моде»

Как отмечает в своей монографии «К истории длинных волос русских священников» В.Макарова, обычай отращивать волосы был позаимствован у греческих монахов. Традиция распространялась стихийно. Специальных распоряжений в отношении «новой моды» от патриархов Церкви не было. При этом долгое время обе традиции – и выстрижение гуменца, и отращивание длинных волос – прекрасно уживались. Многие иностранцы и в 17 веке отмечали сосуществование обоих обычаев. Известный немецкий путешественник и историк Адам Олеарий писал, что русские попы «вверху голову остригают», закрывая «плешь» шапочкой-скуфьей, а оставшиеся волосы оставляют свисать до плеч подобно женской прическе.

Со временем удлиненные пряди в среде духовенства трансформировались в предмет особой гордости. Как писал в 17 веке архидиакон-путешественник Павел Алеппский, иереи всегда содержат волосы в идеальном порядке, постоянно их расчесывают и не стесняются смотреться в зеркала, коих в алтаре может стоять до трех штук. Новая «мода» вынудила Церковь регламентировать появившийся обычай и со временем появились определенные правила. Так, отпускать волосы разрешалось еще во время учебы в семинарии, а вот заплетать волосы в косу – лишь по благословению духовника.

Во второй половине XIX века появилось немало трактатов, посвященных внешнему виду священников. Батюшкам полагалось заботиться о внешности не меньше, чем о чистоте собственной души. При этом одновременно осуждались как нечесаные и грязные волосы, так и уложенные на светский манер. Во время литургии батюшка обязан был выглядеть и вовсе безупречно. Недаром протоиерей А. Ковальницкий в своем трактате «Мелочи в обыденной жизни священника», советовал клирикам перед молитвой приводить себя в «безукоризненное приличие».

Для идентификации

В книге А. Розанова «Записки сельского священника» конца XIX века, верно подмечено, что отличить обычного крестьянина от батюшки в жизни было сложно. Оба, по словам автора – в плохоньких кафтаньишках и поношенных сапожищах. Только из-под шапки батюшки «выбиваются длинные пряди». Получается, что длинные волосы православные священнослужители носили еще и для того, чтобы отличаться от мирян. Интересно, что в быту священники плели косы (в наше время – завязывают в хвост резинкой), а частью процедуры лишения сана становилось обязательное острижение волос.

Как писал протоиерей А. Ковальницкий, православный батюшка «выделяется среди общества» как одеянием, так и прической. Именно отращённые волосы указывают другим на истинного христианина – того, у которого следует «учиться добродетелям». Как разъясняли уже в наше время прихожанам Екатеринбургской епархии, священники – они же, по Священному Писанию, «не от мира сего», а отпущенные волосы и длинная борода являются еще одним символом отказа от благ земной жизни.

По образу и подобию

Противники отпускания шевелюры любят опираться на слова святого Апостола Павла о том, что "если муж растит волосы, то это бесчестье для него" (Первое послание к Коринфянам, 11:14). Власоращение осуждали многие отцы церкви и богословы: прославившийся ярым отрицанием ересей Епифаний Кипрский, создатель канонического текста Библии на латыни Иероним Стридонский, преподобный Симеон Новый Богослов.

У сторонников отращивания волос имелись свои аргументы. Упоминалась ветхозаветная система обетов священника, частью которой становился и запрет на стрижку. Но главный довод в пользу власоращения – канонический образ Христа с доходящими до плеч волосами. Сложно оспаривать этот аргумент, ведь православным священникам «вожделенно» подражать Спасителю как по духу, так и по внешнему виду. В книге «Нечто о поповских гуменцах», священник В. Руднев высказывал распространенное мнение духовенства: не осуждались ни те, кто выстригал символ тернового венца, ни те, кто отпускал волосы в подражание Господу.

Связано с подражанием Христу и еще одно объяснения ношения духовенством длинных волос. Упомянутый выше протоиерей А. Ковальницкий пишет, что священник не стрижет волосы по православному старому обряду в знак напоминания о свободе, дарованной человечеству Спасителем.

Идеологическая примета времени

Еще со времен церковных преобразований 17 века отращённые волосы превращаются в примету «никоновских» попов, что осуждалось старообрядцами.

Уже в советское время отращённые волосы становятся для священников символом христианского мученичества и наряду с бесформенной рясой служат метафоричным «духовным мундиром» – тем покровом, который защищает церковнослужителей от бесчинствующих атеистов. А еще длинные волосы, согласно святителю Николаю Сербскому, считаются «частью униформы», которую носят все «офицеры» Царя Небесного.

ПОПУЛЯРНОЕ

  • В сети появились фейковые страницы «Дышу Православием»
  • 7 секретов счастья от афонских старцев
  • Обрядоверие или благоговение?
  • Петр Первозванный, апостол. Житие
  • Православное воспитание детей. Тайна воспитания
  • Воспитание детей по-христиански. Как воспитывать в современном мире?
  • Странно
  • Аврамий Болгарский, мученик. Житие
  • Православный взгляд на болезнь — почему мы болеем?
  • Как приобретается порча и беснование в современном мире
  • Милостыня — как правильно совершать милостыню?
  • Православная семья — вопросы и ответы
  • Богослужение и дети — с какого возраста приучать к церковной службе?
  • Коленопреклонение – почему мы не встаем на колени по воскресным дням?
  • Борется ли дьявол с Богом?
  • «Мытарь и фарисей» в электричке
  • Можно ли быть христианином без знания догматов?
  • В чем смысл Петрова поста?
  • Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
  • Адриан и Наталия, мученики. Житие
  • Без любви не может быть Церкви
  • Самоуважение — христианское самоуважение
  • Авраамий Смоленский, преподобный. Житие
  • Болезнь — Бог не требует от больных телесных подвигов
  • Православная миссия — найди 10 отличий

Наши друзья

Зачем священнику борода и длинные волосы?

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.
Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция пришла из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской Церкви, но окончательно утвердился в VII веке (21-е правило VI Вселенского собора 692 г.). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой — скуфьей.

С XVII века в Русской Православной Церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо. Об этом свидетельствует, например, архидиакон Павел Алеппский, который в 1656 году путешествовал в Москву вместе со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они (священники — д.И.И.) не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» [Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898. С. 97]. Как долго практиковалось выстрижение маковки, с точностью сказать невозможно, но к XVIII в. эта практика была совершенно оставлена.

Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания. Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея. О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.

Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.

В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.

Если священник не носит бороды и удлиненных волос не по состоянию здоровья, а сознательно в соответствии со своим желанием, то у людей (не только верующих) возникает вполне обоснованная мысль, что священник стесняется своего служения и, в каком-то роде, «маскируется».

И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.

От себя могу лишь добавить: если уж решил священнослужитель отращивать длинные волосы, то нужно за ними ухаживать и внимательно прислушаться к наставлениям, какие давал, например, профессор архимандрит Киприан (Керн): «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан, профессор. Православное пастырское служение. СПб., 1996. С. 92)


Когда человек приходит в церковь впервые и видит батюшку, что запоминается? Облачение священника, крест на груди и длинная борода. Взгляд и доброе слово на исповеди вспоминают уже позже, по мере того, как человек становится церковным.

Почему священники носят бороду? Задумывались ли об этом верующие люди? Едва ли - ну носят и носят, положено так.

Давайте поговорим о том, почему все же так положено.

Вначале была.

Выстриженная маковица. Эта византийская традиция пришла на Русь. Что она символизировала? Терновый венец Христов. Священники выстригали полукругом маковицу, остальные же волосы оставались длинными. Такая прическа получила название "гуменцо". Она существовала до XVIII века, в дальнейшем подобная практика утратила свою необходимость.

Интересная традиция

Уже в XVII веке на Руси священники соединили две традиции: выстригать гуменцо и отпускать волосы вкупе с бородой. Таким образом, макушка была гладко выбрита, а оставшиеся длинные волосы заплетали в косу. Выбритую часть головы закрывали специальной шапочкой - скуфьей. Почему православные священники носят длинные волосы? Об этом - в следующем абзаце.

Православный монах

Откуда это пришло

Традиция не стричь волос и бороды, возможно, появилась под влиянием восточного монашества. Монахи не стригут волос и не бреются. Постепенно она распространилась и на другие православные страны, включая Русь. Единственное исключение - западный христианский мир. Там предписывалось состригать волосы и брить бороду, но это делалось с медицинской точки зрения - во избежание распространения вшей. Купаться в водных источниках, например в реках, запрещалось. Считалось, что в водоемах слишком много инфекций.

На Востоке все было в точности до наоборот. Омовения совершались ежедневно, это считалось обязательным.

Еще одним ответом на вопрос, почему священники носят бороду и длинные, аккуратные волосы, логично считать Библейское предписание. "Не стригите главы вашей кругом и не порти края бороды твоей", - эта строчка из Ветхого завета.

Греческий священник с верующими

А как у католиков?

С православием более или менее понятно, и с его отношением к длинным волосам и бороде у священников - тоже. А как у католиков? Почему православные священники носят бороду, а католические - нет? Среди духовенства этой конфессии много безбородых и коротко остриженных представителей.

Дело в том, что традиции по ношению волос и бороды католики унаследовали от древних римлян. Те, как говорилось выше, были сторонниками сбривать бороды и стричь волосы по гигиеническим мотивам.

Времена изменились, а традиции у католиков остались. Русский Стоглавый Собор в 1551 году признал эти традиции ересью.

Православное и католическое духовенство

Интересный факт

Почему священники носят бороду и усы? Вы замечали, что у всех священников разные бороды? У кого-то аккуратная, "профессорская" бородка. А кто-то щеголяет с длинной лопатообразной бородой. Есть интересное мнение: священники - выходцы из интеллигенции предпочитают как раз аккуратные бородки. А те, чьи предки были крестьянами, носят величественные лопатообразные бородищи.

Возведение в сан, возможно

Внешний вид батюшки

В российских храмах давно привыкли к тому, что у священника обязательно должна быть борода. Это неизменный его атрибут, почти такой же, как облачение. Волосы некоторые, особенно молодые служители церкви, позволяют подстричь. Но борода неприкосновенна.

Многие люди, даже ходя в церковь годами, понятия не имеют, почему священники носят бороду и длинные волосы. А между тем все просто, как нам удалось выяснить.

Греческий священник

Но вернемся к тому, как должен выглядеть православный батюшка. Почему-то у многих людей возникает ассоциация: он непременно толстый, с седыми волосами и бородой. Что касается телосложения и цвета волос - это только человеческие домыслы. Батюшки бывают разные. Нет, не черные, белые и красные, а стройные и не очень, высокие и низкие, седые и черноволосые. Но всех их объединяет борода.

Что предписывает церковь?

Почему православные священники носят бороду? Это предписано церковью. Но бородатый батюшка, к тому же с длинными волосами, должен выглядеть аккуратным. Кому понравится лохматый, с давно немытой шевелюрой, священнослужитель? К тому же с неухоженной длинной бородой? Разумеется, к такому батюшке вряд ли потянутся прихожане.

Как должен выглядеть священник? Длинные волосы собирают в хвост. Голова всегда чистая. Борода аккуратно причесанная и имеет форму, несмотря на длину. Но в заботе о прическе и бороде нельзя доходить до крайностей. Неуместна будет как неухоженность, так и излишняя "зализанность".

Белое духовенство

Образ священника в православии

Почему священники носят бороду, мы выяснили. А каков он, православный батюшка? Он стремится быть похожим на Христа, ибо священник - это земной образец для христиан. Не это ли одна из причин ношения длинных волос и бороды? Ни на одной иконе нет изображенного Спасителя без бороды и удлиненных волос.

Черное духовенство

Священник носит специальное облачение и рясу. Ряса представляет собой подобие платья с очень широкими рукавами, обычно черного цвета. Но могут быть и летние варианты этой одежды - светлые. Когда очень жарко, в черной рясе далеко не комфортно.

Белое духовенство, то есть женатые священники, носят скуфью - специальную шапочку. Черное духовенство - монахи - облачено в рясу и клобуки. Клобук - это высокая черная "шапка" с покрывалом сзади. Покрывало идет по спине и спускается до пола. Непременный атрибут монашества, за исключением бороды и длинных волос, - четки. По ним монахи молятся. Мирские священники тоже могут носить четки.

Значит, представитель белого духовенства выглядит так:

Облачение и ряса.

Большой крест на массивной цепочке на груди.

Длинные волосы и борода.

Иногда - молитвослов в руках и четки.

Интересные факты

Почему священники носят бороду? На этот вопрос мы уже ответили. Теперь давайте поговорим о некоторых интересных фактах, связанных с небритостью батюшек и не только:

В православном храме можно встретить священнослужителей без бороды или с редкой растительностью. Как правило, это молодые батюшки, и отсутствие бороды - явление временное.

Считается, что если батюшка не носит бороду, по причинам, не связанным с состоянием здоровья, то он стесняется своего служения. К таким священникам относятся настороженно, прихожане стараются избегать их.

Не только священники должны отращивать бороды. Это обязанность всех православных мужчин, согласно указанию Ветхого Завета о стрижке волос и бритье бороды.

Женщинам в православии также запрещено стричься.

Считается, что волосы - это прикрытие человека на Страшном Суде. На нем все будут обнажены, и смогут спрятать наготу лишь под длинными волосами.

В православии не существует представительниц прекрасного пола среди духовенства. Это не связано с притеснением женщин. Достаточно вспомнить, что самая почитаемая Женщина - это Дева Мария. Дело в том, что Бог пришел в мир в мужском образе. Священник представляет собой образ Христа. Женщина, ввиду пола, не может представить Его образ.

Вместо заключения

Основная цель статьи - рассказать читатель, почему священники носят бороду и зачастую длинные волосы. Ознакомить его с традициями в православии, рассказать о том, что представляет собой православный батюшка.

Давайте выделим основные аспекты в статье:

По каким причинам батюшки носят бороды и длинные волосы? Одна из них - соответствие облику Христа. Он изображен с бородой и волосами.

Вторая причина кроется в пришедшей на Русь восточной традиции православного монашества. Монахи не стригут волос и не бреют бород.

Указание в Ветхом Завете на то, что не нужно мужчине брить голову и стричь бороду.

В католицизме все наоборот. Католические священники бреются и стригутся. Это связано с древнеримскими гигиеническими нормами, превратившимися теперь в традицию. В Древнем Риме предписывалось брить бороды и стричь волосы во избежание распространения вшей. Кроме того, запрещалось регулярное купание в реках. На Востоке каждодневное омовение считалось обязательным.

Что можно добавить? Едва ли короткие волосы и укороченная борода умаляют достоинства батюшки как священника. Дело не в наличии бороды или волос на голове, а в том, как священник подходит к своей миссии.

Рясы, бороды и длинные волосы

Почему священники не могут быть как все? Поменьше выделяться из толпы: стричься, бриться и носить костюмы. Вон у католиков священники выбриты, подстрижены и в костюме. Их от мирян отличает только белая референтка на шее вместо галстука. А наши?!

Такое часто приходится слышать от людей. Православные священники никогда не стремились быть похожими на всех остальных, их традиции не меняются вот уже два тысячелетия и меняться не собираются, их надо воспринимать такими, какие они есть. Их служение настолько оторвано от мирской жизни, что требует сохранения внешних атрибутов как прикрытия от всего внешнего. Священник находится на служении, а следовательно, носит форму; военный тоже обязан носить форму.

Так как же, согласно традициям, должен выглядеть православный священник? Наиглавнейшим атрибутом российских священников является борода. На Украине из-за сильного влияния Запада далеко не все духовенство носит бороды.

Существует несколько традиций, напрямую связанных с радикальной или либеральной настроенностью духовного лица.

Старые священники, выходцы из интеллигенции, всегда очень любили коротенькие профессорские бородки, а выходцы из простого народа, как правило, носят пышные окладистые бороды-лопаты. Как правило, чем либеральнее батюшка, тем короче его волосы и борода.

Традиция носить длинные волосы корнями уходит в глубокую ветхозаветную древность, когда назареи, то есть посвященные Богу, не стригли волос, ногтей и не пили вина; правда, на современных священников последние два пункта не распространяются. Особенно смешно будут выглядеть нестриженные ногти.

Вообще, носить длинные волосы священнику совсем необязательно, это просто традиция, которую можно соблюдать или не соблюдать в зависимости от вкусов и желания. При этом совершенно непонятно, почему некоторые православные миряне носят длинные волосы. Здесь уже вмешиваются каноны, которые запрещают обычным мужчинам не стричь волосы.

Теперь об одежде. До революции белые священники (то есть женатые) всегда носили рясы и широкополые шляпы, монашествующие же шляп не носили. Сейчас священники шляпы давно не носят, на смену им пришли более традиционные скуфьи (куполообразная шапочка). Наперсные кресты появились только при Николае ІІ.

В советское время священникам было запрещено появляться в рясе вне церкви. За много лет они настолько к этому привыкли, что когда Союз рухнул вместе со всеми запретами, продолжали упорно следовать сей новой традиции, иногда даже запрещая молодым священникам ходить в рясах. В начале девяностых эти традиции были еще настолько сильны, что далеко не всякий батюшка решался спуститься в метро или пройтись по улице в рясе. Сейчас ситуация изменилась радикально, теперь гораздо меньше священников носят мирскую одежду.

Ряса представляет собой длинную широкую одежду с очень широкими рукавами, прикрывающими почти всю ладонь. Но ряса — это верхняя одежда, под ней положено носить подрясник, который от рясы отличается узкими рукавами с манжетами, как на рубашке, более узким покроем и наличием глубоких карманов, в которые должен обязательно помещаться требник — довольно увесистая книга небольшого формата, содержащая тексты треб. Ряса не имеет карманов, так что воры-щипачи отдыхают.

По поводу отсутствия карманов в рясе — еще один анекдот из нашей реальности. Едет священник в метро. И вдруг чувствует, что кто-то пытается залезть к нему в несуществующий карман. Батюшка делает вид, что ничего не замечает, наблюдая, что будет дальше. Вор предпринимает еще одну тщетную попытку найти вожделенную поповскую мошну. В следующее мгновение рука воришки попадает в руку смеющегося священника. «Ну что, поправил свое материальное положение?»

Надо сказать, что ряса хорошо удерживает тепло в холод и защищает от зноя в жару. Правда, в сильную жару во всем черном можно расплавиться, поэтому летняя одежда, как правило, светлых тонов.

Существует и своеобразная поповская мода; рясы, подрясники и скуфейки могут отличаться покроем. Например, сейчас очень распространены так называемые греческие рясы и скуфьи, пришедшие в Россию из Греции. Провинциальные священники очень любят разноцветные скуфьи из бархата. А в семидесятые-восьмидесятые годы среди духовенства была мода на разноцветные рясы, которая прошла уже в середине девяностых. Среди украинских священников по сей день существует мода на широкие вышитые цветными нитками и бисером пояса, которые надевают на подрясник.

Священнические и богослужебные одежды, как правило, шьют на заказ; готовые изделия продаются, но в меньших количествах. Обычная ряса стоит две-три тысячи рублей. Подрясник — до двух тысяч. Зимняя ряса стоит как хорошее пальто. Правда, охотников носить зимние рясы среди духовенства немного. В качестве зимней одежды священники предпочитают носить обычные пальто, дубленки или куртки. Скуфья — от трехсот рублей до тысячи. Зимняя — на натуральном меху, как обычная меховая шапка. Кстати, католические священники все, вплоть до нижнего белья и носков, покупают в специализированных магазинах. У нас в России такого, конечно же, нет. Брюки, нижнее белье и прочее приобретается в самых обычных магазинах.

Богослужебные одежды мы описывать не будем, так как об этом можно прочитать в любом катехизисе. Их очень много, они имеют совершенно разное назначение. Основные — это фелонь и епитрахиль, без них священник не может служить литургию. Одно стоит сказать, что некоторые элементы богослужебного облачения являются наградами, которые, как и военным, дают за выслугу лет и другие заслуги.

Например, самая первая награда — так называемый набедренник, элемент богослужебного облачения прямоугольной формы, который носят на боку, поэтому он и называется набедренником. Следующая награда — камилавка, бархатный головной убор синего или красного цвета. Одевают ее только на богослужении (не путать со скуфьей, которая носится вне богослужений и имеет другую форму). Далее следует наперсный крест — позолоченный крест четырехконечной формы, а не шестиконечной, как у начинающих священников. На церковном сленге называется «золотой крест». После золотого креста идет крест с украшениями вместе со званием протоиерея (прото — первый или старший, а обычный священник — иерей). После креста с украшениями — митра, особый головной убор из парчи, украшенный камнями или стразами. После митры — палица, ромбовидное украшение из парчи, надеваемое, как на и набедренник, сбоку. Вот, пожалуй, и все священнические награды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Волосы и борода

Волосы и борода Мы уже говорили о тех монахах, единственной «одеждой» которых были собственные волосы и борода. Но и другие могли никогда не стричь волос. По словам блаженного Иеронима, Павел Фивейский имел волосы до пят[331]. Но авва Аполлон осуждал монахов за длинные

Остриженные волосы

Остриженные волосы И Мимоза снова пошла домой, к мужу, который теперь уже выздоравливал, и продолжала преданно за ним ухаживать. Его волосы уже целый год никто не подстригал, не причёсывал и не мыл, потому что единственная капля масла или малейшее прикосновение гребня

Почему мальчикам не стригут волосы до трех лет?

Почему мальчикам не стригут волосы до трех лет? Скажите, почему мальчикам не стригут волосы до трех лет? И можно ли отрезать, например, челку, чтобы волосы не лезли в глаза?Источник обычая не стричь мальчиков до трёх лет – книга Каванот (глава Каванат Корбан Песах) рава

Какого цвета были волосы у царя Давида?

Какого цвета были волосы у царя Давида? Художники, как правило, изображают царя Давида типичным семитом – темноволосым, преимущественно черноволосым (например, в живописи Андреа дель Кастаньо, Антонио дель Поллайоло, Микеланджело Буонарроти, Гвидо Рени, Микеланджело да

Та, Чьи волосы подобны пекельному пламени

Та, Чьи волосы подобны пекельному пламени При полной Луне Ты — Сон моего сна.Я — Сам Вещий, смотрящий в зеркало ночи.Я — Он, отверзающий Путь, без боли и без жалости — Путь из Ниоткуда в Никуда.Ты — во мне, когда «меня» нет, а есть лишь Вещий. Ты тень Его сна, и омут ночи, в

30. у вас же и волосы на голове все сочтены;

30. у вас же и волосы на голове все сочтены; (Лк. 12:7). У Луки 21:18: "но и волос с головы вашей не пропадет". Образное и пластическое выражение. Иначе сказать: даже и волосы на голове вашей, как ни малоценны сами по себе, находятся однако вот на счету, ни один из них не пропадет без

Рясы и масличное дерево

Рясы и масличное дерево В то время — около 1972 года — в Греции обсуждался вопрос перемены священнических одежд. Некоторые из клириков хотели взять у Старца Паисия благословение не носить рясы. Один из таких священников-модернистов приехал к Старцу и стал его уговаривать:

Глава 596: О том, кто облачался в ихрам, склеив волосы камедью[1150] .

Глава 596: О том, кто облачался в ихрам, склеив волосы камедью[1150]. 740 (1540). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, волосы которого были склеены камедью, произносил

Глава 1424: Отпускание бороды.

Глава 1424: Отпускание бороды. 1904 (5892). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поступайте не так, как поступают многобожники: отпускайте бороду и подстригайте

Глава 1426: Курчавые волосы.

Глава 1426: Курчавые волосы. 1906 (5905). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Волосы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были волнистыми, не гладкими и не курчавыми, и опускались ниже мочек его ушей, не доходя до плеч».1907 (5907). Сообщается,

Глава 1428: Умащение головы и бороды мужа благовониями.

Глава 1428: Умащение головы и бороды мужа благовониями. 1909 (5923). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я умащала пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лучшими благовониями, какие только он мог найти, пока не видела, что от этих благовоний его

Читайте также: