Почему у клоуна рыжие волосы

Опубликовано: 17.09.2024

Приветствую вас, друзья!

Сегодня, после долгого перерыва, я снова с вами со статьей про рационалов и иррационалов. Вы спросите, почему такое странное название статьи, и причем тут, собственно, клоуны? Все просто.

В клоунаде есть так называемая «классика жанра» — дуэт двух клоунов, когда один представляет так называемого Белого клоуна, а второй — Рыжего. Белый и рыжий — это не внешние характеристики, не цвет волос или одежды артистов. В основе дуэта — олицетворение совершенно разных типов людей, разных подходов к жизни.

Белый клоун — блюститель порядка. Разумный и ответственный, он является полной противоположностью Рыжего клоуна — по-детски непосредственного и даже нелепого, но такого забавного и смешного!

Если рассматривать эти типажи с точки зрения соционики, то, как вы уже, наверное, догадываетесь, Белый клоун очень напоминает рациональный тип, а Рыжий — иррациональный.

Почему так популярно это противопоставление? Да потому что оно показывает, насколько изначально различны бывают подходы людей к жизненным обстоятельствам, ситуациям, и как это сильно заметно в контрасте, когда мы можем одновременно наблюдать и то, и другое.

Цирк

Так давайте заглянем чуть глубже и подробнее рассмотрим, как проявляют себя «Белые» и «Рыжие» в обычной жизни.

Белые и Рыжие клоуны в детстве

В детстве «Белые клоуны» послушны и дисциплинированы. С такими детьми обычно нет особых проблем, и за это их любят воспитатели и учителя. Конечно, они, как и все дети, могут периодически баловаться, но в целом сверстникам достаточно сложно втянуть их в какую-либо авантюру.

Правила поведения для них — не пустой звук! Им действительно комфортно, когда ясно и понятно, что делать можно, а чего нельзя. Если «Белый клоун» и нарушает правило, то, опять же — хорошо подумав и все взвесив перед этим.

При этом он может быть и не согласен с отдельными правилами, но сама идея расписать нормы поведения и знать заранее, что к чему, ему очень симпатична. Ему так спокойно, понятно, и лучше работается.

«Рыжий Клоун» как будто создан для того, чтобы правила нарушать. Он — головная боль воспитателей в детском саду и учителей в школе.

детский сад

Правила поведения буквально душат его и не дают свободно дышать. На каждом шагу он наталкивается на какие-то непонятные запреты, указания, и в его голове очень плохо укладывается, почему, собственно, он должен следовать придуманным кем-то инструкциям.

Он идет за самой жизнью, и жизнь проявляется через него во всем своем многообразии.

«Белые Клоуны» в школе тоже могут учиться по-разному, однако они обычно старательны и добросовестны. Некоторых учителей это настолько подкупает, что они даже слегка завышают таким детям оценки, как бы давая понять, что поощряют их старание.

Такой ребенок разделяет учебу и отдых, и плохо понимает, как можно превращать урок в «балаган», и «мешать другим работать». Чем, собственно, с удовольствием занимается его антипод — «Рыжий клоун».

При этом «Белый Клоун» тоже может радоваться, когда урок отменяется. Не стоит думать, что он законченный зануда, нет. Просто если уж он сидит за партой, то делу, как говорится, время.

за партой

У Рыжего, кроме урока, есть дела и поважнее. Он успевает поссориться и помириться с соседом по парте, послушать музыку и даже поспать. Он живо включается в урок, если что-то действительно интересует его, и моментально «угасает», когда предмет обсуждения не трогает за живое. И поэтому его работоспособность может скакать вместе с отметками в дневнике.

У Белого клоуна успеваемость обычно держится на каком-то одном уровне. Да, могут быть и случайные «взлеты» и «падения», выбивающиеся из общей канвы, но в целом можно проследить довольно стабильную картину.

На перемене «Белые клоуны» могут вести себя по-разному. Какое-то время назад я вела тренинги у подростков, и вот вспоминаю одного такого мальчика. В перерывах между уроками он носился вместе с «рыжими» по всему классу и задирал девочек, но как только звенел звонок, он поправлял одежду и с самым серьезным выражением лица садился за парту. С этого момента и до следующего звонка он был погружен в рабочий процесс.

И несмотря на то, что учился он на тройки, учителя его любили, потому что он не доставлял им ровным счетом никаких хлопот.

Если же отвлечься от учебы, то что можно сказать? Белым комфортно в системе. Четкие порядки их организуют и в разы повышают их работоспособность. В последовательных действиях они черпают энергию и с завидным упорством идут к своей цели. Хаос же их дезорганизует и истощает.

система

Рыжих система, наоборот, сковывает и отбирает у них энергию. В таких условиях их работоспособность и настроение падает, а здоровье ухудшается. Им тяжело четко следовать намеченному пути, ведь так много всего интересного встречается по дороге! И поэтому они проигрывают Белым в целеустремленности.

Суть различий Белых и Рыжих

По своей сути Белые все пропускают через голову. Они оценивают. На предмет «хорошо-плохо», «правильно-неправильно», «разумно-неразумно», «нужно-не нужно» и тд. И затем уже выдают реакцию. У них внутри как будто встроены критерии, по которым они сверяют и оценивают сигналы, поступающие из внешнего (или внутреннего) мира. Некая «пропускная система», таможня. Можно еще сравнить с контролером, стоящим перед поездом и проверяющим билеты. И если сигнал «не проходит» по каким-то параметрам, то он просто отметается, как неподходящий, ненужный. Такой подход позволяет им сохранять внутреннюю стабильность и брать именно то, что необходимо.

У Рыжих «контролер» тоже есть, но он работает по принципу «Все проходите, а там разберемся, что к чему». Они, конечно, тоже оценивают, однако часто уже тогда, когда все свершилось. Однако для них это не так страшно, потому что рыжие обладают способностью моментально принимать решения по ситуации, и поэтому ошибки исправляются по ходу движения.

Может показаться, что Белые более надежные, чем Рыжие. Тут не соглашусь. Потому что надежность, преданность, верность — это уже черты характера. В сложной ситуации и те, и другие могут повести себя по-разному, в зависимости от этических принципов.

В детстве у меня была подруга, которая была очень ярким «рыжим» представителем. С ней мы постоянно попадали в какую-нибудь переделку, однако она ни разу не «кинула» меня).

человек

Кстати, возвращаясь к клоунам. Если внимательно посмотреть на дуэты Рыжих и Белых, то частенько в самом конце номера у Рыжего вдруг неожиданно получается то, что Белому не удавалось сделать на протяжении всего номера. Хотя вроде бы старался и все делал по правилам.

В жизни тоже можно такое наблюдать — когда иррациональному типу вдруг, шутя, дается то, во что рациональный вложил самое серьезное намерение, время и силы. Это может вызвать обиду и даже стать причиной конфликта. Вполне возможно, что данный механизм дан Рыжим в качестве компенсации за их не очень удачные попытки последовательно двигаться к своей цели. Кстати, о конфликтах.

Какие конфликты возможны между Белыми и Рыжими

Если Белый и Рыжий проживают на одной территории, то конфликты между ними практически неизбежны. Хотя бы даже потому, что им сложно подстроиться под режим друг друга.

У Белого все по плану, а Рыжий этот план постоянно нарушает. Такая ситуация выматывает обоих.

Что еще может стать причиной конфликта? Рыжий не так щепетилен в вопросах порядка. Вещи у него могут лежать где попало, и убирается он, когда есть настроение. Если, конечно, уборка сама по себе не является для него удовольствием.

Белому же тяжело жить в бардаке. При этом совсем необязательно он сам любит убираться. Но он старается поддерживать порядок. И если рядом тот, кто постоянно сводит на нет все его усилия, это для Белого тяжело. В зависимости от характера Белый может раздражаться про себя или срываться на эмоции, но у него в любом случае будет дискомфорт.

беспорядок

Рыжие не боятся пробовать новое, и могут провоцировать рискованные ситуации. Для Белых это немыслимо — зачем «нарываться» на сложности? Зачем специально их создавать? Это может привести к недопониманиям и упрекам, а если Белый обладает еще и способностью предчувствовать опасность, то даже перерасти в конфликт.

Рыжие могут разрушать устои, чтобы создать на этом месте нечто новое. Белые предпочтут скорее сохранить и усовершенствовать то, что есть. Если это касается отношений, то конфликт может встать особенно остро.

Сферы реализации

Как я уже писала выше, для Белых подходят сферы, в которых присутствует четкая система, и правила расписаны заранее. Они и сами создадут эти правила, если возникнет такая необходимость. Сложно обозначить конкретные профессии, легче сказать, какие области им не подойдут.

Это все, связанное с постоянным повышенным риском и сменой обстановки и режима, а также деятельность, где требуются такие качества, как новаторство, быстрая переключаемость внимания и нестандартный подход.

Не стоит думать, что Белые совершенно неспособны к подобного рода областям, нет. Они могут быть очень творческими людьми, но их режим работы будет несколько иной, чем у Рыжих. Также они вполне могут рисковать и использовать нестандартные методы, но им требуется больше времени, чтобы выбрать верную стратегию. И пока Рыжие будут «тыкать пальцем в небо», пробуя все, что можно, Белые уже выберут направление и сделают первые реальные шаги к цели.

улыбка

Рыжие плохо переносят ограничения, и им больше подходят области, в которых дают свободу и самостоятельность, и где приветствуется независимость мышления. На самом деле у них в целом больше сложностей с поиском подходящего места работы, если только они не обладают каким-либо ярко выраженным талантом, за который работодатель прощает им их независимый нрав. На то же, чтобы создать что-то свое, им часто не хватает воли и дисциплинированности.

Они, кстати, могут стремиться на руководящие должности, надеясь, что, став начальником, наконец-то смогут позволить себе более свободно распоряжаться своим временем.

Опять же, повторю, что и те, и другие могут прекрасно реализовать себя, но для этого необходимо учитывать свои особенности и не перегружать себя работой, которая противоречит внутренней природе.

Пожалуй, на этом я остановлюсь сегодня. Кстати, нашла видео — дуэт Колганова и Белогорлова, посмотрите. Живая демонстрация типных различий)

Еще одна статья на эту тему: Рационалы и Иррационалы

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Клоун Белый - Клоун Рыжий

В этот понедельник ( 23 апреля) в музее состоялось открытие новой временной выставки "Клоун Белый-Клоун Рыжий". Разместилась она в большом зале нашего крохотного музея. Выставка получилась очень "насыщенная" и даже немного интерактивная за счет кривых зеркал и смешных париков,которые могут примерить посетители. В одном помещении собралось более 1000 клоунов, среди которых не только куклы, игрушки, фигурки, но и различные предметы быта. Экспозиция состоит из трех коллекций: двух частных и коллекции музея. Одна частная коллекция попала в Музей кукол по наследству. Много лет назад жительница Петербурга Галина Арбузова узнала о своей страшной болезни. Почему-то единственное утешение она нашла в коллекционировании добрых веселых клоунов, которые скрашивали женщине последние дни жизни. Вся комната Галины была увешана клоунами. Теперь коллекция живет в нашем музее. Другая коллекция, современная, в которой можно увидеть даже клоунов из детского мира. Коллекция же музея включает авторскую куклу и даже необычных довоенных клоунов. (Кстати, вот сюжет с открытия)

Но это о нас. А ведь стоит только задуматься, насколько неоднозначен образ клоуна. Для кого-то это символ беззаботного детства, неуклюжий и грубоватый весельчак в рыжем парике, а для кого-то страшная фобия, навязанная кинематографом и страшилками. Сегодня мы погрузимся не в психологические проблемы, а постараемся разобраться, откуда появился клоун, почему Рыжий постепенно вытеснил Белого и какими клоуны в принципе бывают.

КЛОУН (английское clown, от латинского colonus - деревенщина, грубиян).

В Западной Европе отдалёнными предшественниками клоунов были античные мимы (5 в. до н. э.— конец 7 в.), более поздними — персонажи итальянской комедии дель арте (середина 16— начало 18 вв.), шуты в пьесах Шекспира и других драматургов, паяцы старинных площадных и балаганных представлений (17 —18 вв.). В России — скоморохи, позднее — участники балаганных представлений. В период зарождения и становления циркового искусства, когда цирк был в основном конным, наездники, конные акробаты, дрессировщики лошадей, пародируя номера верховой езды, разыгрывали небольшие конные пантомимы на комические сюжеты. Самостоятельное цирковое амплуа клоуна сложилось в 1-й четверти 19 века. Первым выдающимся клоуном, прямым предшественником ковёрного клоуна, был Ж.Б. Ориоль (1834, Олимпийский цирк-театр). Этапным событием в истории цирка стало рождение клоунской маски Августа (70-е годы 19 в.), в России — Рыжего. Оно привело к возникновению разговорного комического антре в форме буффонадной клоунады — дуэта, изредка — трио клоунов-буфф (Белый и Рыжий, Белый и два Рыжих ).

Рыжий — амплуа клоуна, в клоунском дуэте партнёр Белого, В русском дореволюционном цирке выступал также соло. Название «Рыжий» утвердилось в конце 19 века, вытеснив прежнее — «Иван-кирпич». Происхождение его связано с вошедшим в моду у комиков париком рыжего цвета. Существует большое разнообразие масок Рыжего. Как правило, у Рыжего преобладает какая-либо определённая черта характера: флегматик, неуёмный проказник, по-детски наивный и непосредственный, хитрец и др. У каждого Рыжего свои излюбленные комические приёмы и выразительные средства, но все прибегают к гротеску. В начале 20 века для Рыжего стал обычен грим ярких, «кричащих» тонов, часто с элементами трюка: светящиеся носы, парики с поднимающимися волосами и др. В советском цирке с середины 40-х годов 20 века Рыжие стали отходить от резкой утрировки своего облика и выступать в реалистических бытовых костюмах и гриме. Возникновение амплуа Рыжего и его эволюция во многом сходны с зарождением амплуа и эволюцией Августа.

Белый клоун –партнёр Рыжего (в зарубежном цирке – партнёр Августа). До 1880 Белый выступал главным образом один, как разговаривающий комичный наездник, комичный акробат, пародист, дрессировщик, заполнял паузы в конных номерах. В этот период Белый нёс в цирковом представлении основную комедийную нагрузку.

У артиста были подчёркнуто комический костюм и грим: короткие до колен панталоны, сшитые вместе с курткой, украшенной аппликациями – бабочками, рыбами, звёздами или яркими полосами; артист белил лицо, чернил нос, подрисовывал утрированные брови и рот. Заметное влияние на формирование образа Белого оказали персонаж итальянской комедии «Дель арте Педролино» и особенно герой ярмарочного театра Пьеро. Первоначально Белый олицетворял образ крестьянина-мукомола; его старинное прозвище – Жан-Фарин (французское farine – мука, Жан-Мука), отсюда и его набелённое лицо и традиционный атрибут – батон. С 80-х годов 19 в. Белый начал выступать в дуэте с Рыжим, разыгрывая сценки, комизм которых строился на столкновении контрастных характеров – недотёпы Рыжего и застенчивого насмешника Белого. Со временем заметно видоизменилась маска Белого, его сценическая манера, грим, костюм. С годами изменился образ Белого: артист стал играть умничающего резонёра, склонного к риторике, поучениям и показному благородству..

В ходе постепенной дифференциации цирковых жанров определились основные разновидности амплуа клоуна:
1) клоуны-мимы, главными выразительными средствами которых являются движение, жест, мимика в сочетании с трюковым действием; сюда же могут быть отнесены и клоуны-акробаты всех разновидностей (клоуны-прыгуны, клоуны-каскадеры, клоуны-эксцентрики, клоуны в номерах партерной и воздушной гимнастики, клоуны в конных номерах), а также клоуны-пародисты.
2) клоуны разговорного жанра, в выступлениях которых главным является речь, слово (ковёрные клоуны, клоуны-сатирики, клоуны-куплетисты, реприз-клоуны, исполнители цирковых антре и другие), а также клоуны-дрессировщики.
3) музыкальные клоуны, исполняют свои номера на разнообразных, большей частью эксцентрических, музыкальных инструментах, находясь часто во время исполнения в самых необычных положениях (игра на трубе в положении копфштейн, в стойке на одной руке и другие).
4) коверный клоун работал у ковра (ковер готовили для следующего номера) между выступлениями других артистов цирка.
5) клоуны-дрессировщики (в России прославились братья Дуровы, Л.Селяхин, А.Кисс, М.Бекетов, Ю.Куклачев) 6) Клоуны-акробаты: У.Ольшанский (Дания, 1890-е), В.Лазаренко (1930-е), В.Феррони (Италия, 1950-е)

О происхождении образа рыжего клоуна
(к выходу фильма «Оно»)

Попытаемся теперь пролить некоторый свет на характер и манеру исполнения нового персонажа. Де Перродиль так определяет сущность рыжего: казаться необыкновенно заня­тым, ничего не делая, даже мешая, если ему заблагорассу­дится, работе служителей арены, вносящих и выносящих предметы реквизита. Таким образом, рыжий первоначально соединял в обличье циркового служителя черты человека растерянного и вместе с тем надоедливого; именно эти отли­чительные качества отмечают все комментаторы, описывающие его появление, если не считать варианта, о котором говорил Фрателлини: мы имеем в виду наездника, нетвердо стоящего на ногах вследствие постоянной приверженности к спиртному.

Если в приводимой им первой версии Гальперсон говорит о Томе Беллинге, злоупотреблявшем алкоголем, то вторая версия приписывает персонажу более определенные черты характера. Он охотно подшучивает над другими, но не терпит никаких шуток над собой. Неуклюжий, то и дело спотыкающийся, он с вызывающим видом выслушивает насмешливые .замечания и дает отпор зубоскалам. Он исполнен чванства, он отнюдь не смущен, и если его помятый костюм и контрасти­рует с физиономией гордеца, уязвленного в своем самолюбии, то рыжий требует уважения к себе и не склонен пассивно мириться со своим незавидным положением.

К сожалению, выяснить этот вопрос мешает то обстоятель­ство, что нам неизвестно точное содержание номера, пока­занного Томом Беллингом в цирке Франкони, когда он впер­вые во Франции выступил в роли рыжего. Было бы очень интересно узнать, представлял ли Том Беллинг человека никчемного, суетящегося без нужды, смешного непоседу, пятое колесо в телеге, человека, который, ничего путного не сделав, тем не менее требует похвал, или же он ограничивался тем, что попросту спотыкался и падал, вызывая этим веселость зрителей, которую он встречал деланным возмущением.

Нам представляется, что новые разыскания, которые могли бы рассеять атмосферу тайны, окружающую рождение рыжего, следует производить в Германии. Но мы надеемся также на то, что когда-нибудь французская пресса благодаря ныне забытой и случайно обнаруженной статье поможет нам восстановить характер комических приемов, к которым прибегал Том Бел­линг, изображая рыжего. И тогда раз и навсегда будет выя­снен облик этого персонажа и техника его исполнения.

В те годы, когда Дж. Стрэли писал свою книгу «Акроба­тическое искусство и акробаты», обычный костюм рыжего состоял из фрака с широкими фалдами, необыкновенно длин­ного белого жилета и слишком коротких черных штанов. Помятый цилиндр и гетры из белого пике дополняли наряд; на его бритой голове выделялась прядка тщательно напома­женных волос, отдаленно напоминавшая громоотвод. Именно в таком, донельзя обворожительном наряде появ­лялся на арене Кабан, по прозвищу Железная Проволока (Кабан или Сестак, что, возможно, одно и то же. Карандашный пор­трет Джемса Гюйона, воспроизведенный в «Фантазио» (1908, февраль), в точности напоминает это описание, если не считать того, что у Гюйона была необыкновенной величины нижняя губа, которой он мог закрыть, большую часть носа); но-только для того, чтобы сделать свой костюм еще смешнее, ры­жий облачался в необыкновенно узкие штаны, украшал фрак пришитыми наизнанку кружевами и надевал огромные перчатки.

По словам Порто, которому рассказывал об этом его дядя Тонито, по прозвищу Маленький Тони, ученик Тони-Грэса, происхождение костюма рыжего связано со следующим обычаем. В старинных цирках, как и в некоторых современных про­винциальных цирках, артисты до и после исполнения своего номера оставались стоять и сидеть у барьера, то есть у входа на манеж. В ливреях служителей арены они своим присут­ствием оказывали честь товарищам по профессии и помогали им, если требовалось. В Берлине, в частности в цирке Ренца, раз в неделю, ког­да происходили гала-представления, артисты, находившиеся у входа на манеж, меняли ливрею на вечерний костюм, состо­явший из фрака, белого галстука, сверкающих белизной пер­чаток, обшитых шелковым или серебряным шнурком панта­лон, ниспадавших на лакированные башмаки. В таком наряде, правда, несколько потрепанном, и появил­ся Том Беллинг, рыжий, если судить по иллюстрации, приве­денной в книге Гальперсона (Рыжий, чье изображение хранится в коллекции Ронделя (библиотека Арсенала), носит такую же ливрею).

Слишком узкий в плечах и слиш­ком длинный фрак, который он носил, казалось, был взят напрокат из гардероба ярмарочного балагана. По свидетель­ству Фрателлини, братья Вельдеманы с самого рождения рыже­го исполняли эту роль. У них клоун был одет гораздо хуже рыжего, чей наряд отличался непогрешимой элегантностью. В подобном же костюме, вслед за множеством других артистов, таких, как Маленький Уолтер, Грок, Поль Фрателлини, Эмиль Луайяль, выступал и Люсьен Годдар. Если Том Беллинг и в самом деле бесконечно смешил публику своими претенциозными требованиями — относиться с почти­тельным восхищением к тому, как он исполнял роль отставной козы барабанщика (как выражаются в народе), то Люсьен Годдар принадлежал к числу самых добросовестных его имита­торов; но об этом мы скажем позднее.

Таким образом, если суммировать все дошедшие до нас версии, то можно сделать вывод, что у рыжего первоначально было обличье либо служителя арены (режиссера или униформиста), либо он выступал в облике человека, всерьез относя­щегося к своей роли (Маклин) и исполняющего ее с большим или меньшим успехом, но каждый раз для того, чтобы доста­вить удовольствие директору цирка.

С другой стороны, если французские источники указывают на Берлин или Брюссель, как на место рождения этого персо­нажа, то немецкие источники называют Берлин или Петербург. Однако и те и другие единодушно сходятся на том, в каком цирке впервые появился рыжий, — это цирк Ренца. Можно считать, что обстоятельства, сопутствовавшие появ­лению рыжего, не совсем вымышлены. У всех у них общая точка отправления, общий источник: комический инцидент, странные манеры, необыкновенный костюм, необычная ситуация. Опираясь на все это, комментаторы, далекие от цирка, нагро­моздили множество домыслов. Между тем клоуны и другие комики цирка по роду своих занятий использовали этот инци­дент, усложнили манеры персонажа, придали новые краски его костюму, видоизменили первоначальную ситуацию, чтобы вызвать больше смеха и увеличить шансы на успех. Перво­начальная находка, обогатившись, дала материал сначала для шуток, а затем и для антре клоунов. После того как рыжему было обеспечено поле деятельности, он смог начать дейст­вовать и укрепил свое положение: так он сделался полноправ­ным персонажем цирка.

Рыжий, этот двоюродный брат клоуна, не мог стихийно возникнуть в богатом воображении какого-нибудь наездника или другого циркового артиста, который в силу обстоятельств вынужден был неожиданно выступить в роли комика, не чувст­вуя к ней никакой склонности, а ведь именно так будто бы произошло с Томом Беллингом. Гальперсон совершенно спра­ведливо замечает, что Том Беллинг вовсе не блистал как комик, и позднее, как это ни странно звучит, его собратья отрицали в нем наличие какого бы то ни было комического таланта. Однако же, когда он неожиданно появлялся на манеже и, вос­пользовавшись паузой в музыке, оглушительно чихал, а затем скрывался за кулисами, публика, переполнявшая цирк, раз­ражалась безумным хохотом. Его карьера комика была слу­чайной и короткой. Когда Беллингу пришлось покинуть цирк, он, чтобы обеспечить себе существование, перешел в варьете, где выступал как фокусник. Если бы он был в состоянии соз­дать яркий типаж, если бы ему была по плечу роль рыжего, он, конечно бы, не искал других занятий.

Сам Том Беллинг, которому приписывали создание образа рыжего, насколько нам известно, никогда в своей жизни не хвастался тем, что это его заслуга. У Тома Беллинга было три сына: Гоберт, Томас и Клеменс. Гоберт Беллинг, «оригинальный американский клоун», появился в Париже в 1905 г., где он выступал в труппе Матвея Бекетова, гастролировавшей в помещении Нового цирка. В качестве партнера с ним выступал рыжий Фипс. Следовало бы расспросить Гоберта относительно роли его отца в создании образа рыжего. Мы, во всяком случае, нигде не встречали никаких высказываний Гоберта по этому поводу. Томас Беллинг, при­нявший имя Том Беллинг, выступал вместе с рыжим — ирландцем Шоу. Зато некоторые другие, ничтоже сумняшеся, присваивали себе права отцовства, тем более, что ребенок к тому времени вошел в силу.

Образ рыжего не родился в воображении какого-нибудь одного артиста, быстрое развитие этого персонажа вовсе не дело случая. На первых порах рыжий был довольно-таки бесцветным персонажем, весьма расплывчатым, и обилие гипотез, относящихся к его происхождению, доказывает, что прошло несколько лет, пока образ этот окончательно созрел и оформился. Все версии о возникновении рыжего, и немецкие и француз­ские, сходятся на том, что этот персонаж изображал то на­доедливого непоседу, то необыкновенно суетливого человека..

Разве человек, который за все берется и ни с чем не справ­ляется, путается в ногах у других и при этом высокомерно требует признания своих заслуг, который то и дело стано­вится в позу триумфатора, заложив правую руку за борт форменной тужурки и держа левую за спиной, разве этот чело­век не является карикатурным изображением режиссера аре­ны? Почему не допустить, что какой-нибудь артист в поис­ках нового номера, горя к тому же желанием отомстить за обиду, решил высмеять в образе рыжего именно режиссера арены?

Таким образом, рыжий появился в результате эмпириче­ских поисков клоунов и других комиков цирка, которые, будучи недовольны своим подчиненным положением, стреми­лись занять более видное место: сначала они достигли этого лишь в своем воображении, разыгрывая пародию, а затем — и в действительности, когда их усилия увенчались успехом.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Новая экранизация кинговского «Оно» способна заслужить чьи угодно положительные отзывы, но уж точно не клоунов, ведь образ, созданный писателем, попортил им немало крови. Действительно, может показаться, что именно на Стивене Кинге лежит ответственность за появление коулрофобии — панического страха перед клоунами. Однако это справедливо лишь наполовину. Иррациональный ужас перед жуткими цирковыми весельчаками зародился еще век назад и, рано или поздно, стал бы частью массовой культуры — с Кингом, или без.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Французские клоуны XX века

Сейчас всем само собой разумеющимся, что у профессии клоуна есть своя темная сторона, мрачная тень, которая преследует это ремесло. Она проявлялась в ряде игр и фильмов, вроде Until Dawn, Twisted Metal, «Зомбиленд» и «Полтергейст». И, кажется, нет ничего удивительного в том, что искореженная гримаса, застывшая на лице клоуна, вызывает у взрослых и детей страх. Под огромной красной, словно вымазанной кровью, улыбкой может скрываться вовсе не радостное лицо, а хищная ухмылка. Большие глаза только на первый взгляд выглядят приветливыми, но стоит слегка наклонить голову, и они приобретают угрожающий блеск. Похожим обманным выражением обладают японские маски хання, изображающие безутешно рыдающего демона, который через мгновение превращается в жуткую тварь, раскрывшую зубастую пасть в попытке сожрать жертву.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Как клоуны превратились из смешных в пугающих

Тем не менее, потребовалось больше века, чтобы эта тень выросла и начала довлеть над привычным образом, складывавшимся в течение столетий. Первым о клоунах заговорил Шекспир, но более привычные нам разукрашенные лица и яркие одежды появились лишь в конце XIX века. Однако позже артисты начали слишком экстравагантно экспериментировать с новым обликом, и, возможно, их жажда новизны породила первые сомнения в умах зрителей. К примеру, известнейший клоун по имении Эмметт Келли отошел от образа веселого паяца, сменив яркий балахон на рваную одежду бродячих работяг. На его лице больше не было улыбки, наоборот, уголки кривых белых губ смотрели вниз, а сам Келли, называвший себя «Угрюмым Вилли», предстал перед публикой угнетенным жизнью неудачником. Люди впервые увидели клоунов в ином, более мрачном свете.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Келли выступал до конца пятидесятых, пока не появилось телевидение, а вместе с ним и новый клоун — Бозо. Бозо должен был стать любимцем детей, кем он в итоге и стал, развлекая с экрана телевизора мальчиков и девочек, вернувшихся после полудня из школы. Странно, как его пышные рыжие волосы, распустившиеся на лысой голове, не ассоциировались у детей с рогами, а бледный грим с белизной трупа — именно так своего клоуна-демона описывал Стивен Кинг в книге «Оно». Кажется, уже тогда за спиной клоунов послышался тихий нервный смешок существа, набиравшего силу.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Let’s Visit the World of the Future

Еще сильнее оно стало в 1973 году, когда вышел фильм Let’s Visit the World of the Future. В нем будущее представлялось мрачной и темной эпохой, подконтрольной обществу сумасшедших клоунов, именовавших себя «Бозо-клоунами». Они похищали людей, проводили им лоботомию и уродовали лицо так, что те навсегда обращались в карикатурных существ с красными носами, большими ушами и зловещей клыкастой улыбкой. Однако даже этого было недостаточно для того, чтобы темная фигура поднялась во весь рост. Ей все еще требовался реальный человек, и в 1976 году он пришел.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

кадры из фильма Let’s Visit the World of the Future

Джон Уэйн Гэси-младший
История клоуна-убийцы

Он родился в 1942 году, став третьим ребенком и единственным мальчиком в семье. Его отец, ветеран Первой мировой войны, ждал сына с нетерпением, надеясь вырастить здорового крепкого наследника. К его огромному сожалению, мальчик страдал от сердечной недостаточности и, окруженный материнской опекой, очень мало двигался. Отец налег на бутылку и часто приходил домой нетрезвым. Мальчик, души не чаявший в нем, частенько получал от папаши трепку, будучи еще слишком маленьким, чтобы понять, в чем он провинился.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Однажды, рассматривая детали от машины, под которой лазил отец, малыш случайно уронил их на пол. Мужчина, узнав об этом, схватил метлу и с треском обрушил ее на голову ребенка, да так, что тот потерял сознание.

Как ни странно, мальчик не отчаивался и рос, все еще добиваясь отцовской любви. Когда он пошел в школу, мать, наблюдавшая за избиениями долгие годы, не выдержала и заступилась за сына со слезами на глазах. Она больше не могла видеть, как ее ребенка лупят ежедневно без видимой на то причины. Мальчишке, впрочем, это не принесло ничего хорошего. Отец продолжал хлестать его ремнем, когда жены не было рядом, а при ней обзывал «сосунком» и «маменькиным сыночком». «Ты придурок, — орал мужчина, — всегда будешь придурком, и вырастешь педиком!».

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Слова отца задевали мальчика даже сильнее, чем кулаки или ремень, оставлявшие на коже синяки и кровоподтеки. По странной психопатической логике, именно поэтому он вместе с другим подростком попытался совратить еще совсем юную школьницу. Он не понимал, почему отец так взбесился, узнав об этом, ведь он старался быть мужчиной, как тот того и хотел. Но старик был неумолим, он будто с цепи сорвался, весь покраснел и кидался по комнате, словно бешеный пес. Дав выход гневу, мужчина схватил бритвенный станок и полоснул им сына.

Результатом всех перенесенных потрясений стали частые обмороки. Юноша провел целый год в больнице, но так полностью и не излечился. Мать и сестры переживали за него, но ситуацию это не меняло. Спустя несколько лет, уже став совершеннолетним, он угнал у отца машину и укатил в Лас-Вегас. Там он устроился санитаром в морг (единственная работа, на которую его взяли), твердо решив вести самостоятельную жизнь.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Через несколько недель, поддавшись неясному мотиву, он залез в гроб к забальзамированному покойнику. Крышка была плотно закрыта, внутри — темнота. Его никто не видел. Он провел рукой по холодному лицу, погладил грудь и опустил кисть вниз живота. Внезапно им овладела паника. Что он делает? Зачем? Испугавшись, он будто пружина выпрыгнул из гроба, свалился на пол и попятился прочь, перебирая руками и ногами. Он добежал до телефона, позвонил домой и рыдая умолял мать принять его обратно.

Самый счастливый день в жизни клоуна-убийцы
(если не считать убийств)

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Прошло четыре года. Родительский дом остался позади. Он живет в собственном вместе с прекрасной женой и двумя прелестными дочурками. Брак оказался крайне удачным: тесть купил три ресторана KFC в Ватерлоо, а его, Джона Уэйна Гэси, назначил в них управляющим. Месячного достатка в 15 тысяч долларов хватает на все необходимое и даже сверх того, чтобы побаловать его милых девочек. Работа радует, он, наконец нашел то, в чем хорош, и еще остается время на собрания народной дружины, в которую он недавно вступил. Там его прозвали «Полковником», наверное, за то, что он всегда приносит жареные крылышки и опекает участников. Вскоре должны приехать родители. Он будет рад их увидеть — голос матери звучал бодрым по телефону.

За окном раздался скрип тормозящих покрышек. «Кажется приехали» — подумал он. Вот-вот он вновь увидит отца. Что тот скажет ему? Как поглядит на внучек? Мысли прервал перезвон дверного колокольчика. Родители вошли. Все обнялись и сели за стол. Кажется, самый обыкновенный семейный ужин. Неужели он наконец-то счастлив? Определенно. Вдруг отец встает и поднимает бокал, как бы призывая этим жестом его тоже подняться. Старик, вскинув подбородок, говорит: «Прости меня, сын, за все, что я сделал. Ты молодчина, я ошибался на твой счет».

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Джон Гэси с будущей первой леди США — Розалин Картер

По воспоминаниям родственников будущий клоун-убийца радовался встрече как ребенок. По воспоминаниям самого Гэси весь вечер он прокручивал в голове фразу: «Ты придурок, всегда будешь придурком, и вырастешь педиком!». А еще вспоминал с дюжину подростков, которые приходили к нему на работу и потом боялись рассказать о насилующем их психопате полиции. Он чувствовал себя так, словно обманул всех, урвал лучшее в жизни и наконец-то заслужил уважение отца. И это было только самое начало.

Срок за совращение несовершеннолетних

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Счастье продолжалось недолго. Вскоре один из сотрудников, пятнадцатилетний Дональд Вурхиз, написал заявление о домогательствах в полицию. Гэси поймали и осудили на 10 лет тюремного заключения за совращение троих подростков. За решеткой он вел себя примерно: служил поваром и выполнял все указанные распоряжения, но рождественский сюрприз выбил его из колеи — скончался отец. Гэси рухнул на пол, словно подкошенный. Охранники едва успели его поймать. Кулаки бессильно стучали по кафельному полу. Грудь разрывалась от рыданий. Слезы ручьями стекали по лицу.

Через 18 месяцев его выпустили за примерное поведение. Он больше не надеялся увидеть жену, которая увезла девочек подальше от их папаши-извращенца. Второй брак также не удался. Джон не выдержал и пяти лет, объявив новой жене, что она его не привлекает, и секса у них больше не будет. Это случилось в 1976 году, когда он вступил в чикагский клуб клоунов.

Убийства

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Подвал Джона Гэси

Отныне он жил один, в большом просторном доме. Удачный бизнесмен, примерный гражданин, веселый клоун, жадно обнимающий детей на праздниках. Ночью накатывало одиночество. Он садился в машину, включал радио и ехал вдоль пустых дорог, разрезая темноту желтым светом фар. Как-то раз он заметил на автобусной остановке молодого человека, рассеянно оглядывающего окрестности. На вид ему было не больше 15 лет. Что-то внутри заставило Гэси остановиться. Возможно, это тень наконец нашла своего попутчика. Юноша ехал из Мичигана в Небраску, и Джон предложил ему остановиться у себя. Тот согласился.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Вечер прошел невинно. Они посмотрели телевизор и разошлись по комнатам. Утром Гэси проснулся от чьего-то голоса, пробивающегося сквозь сон. Открыв глаза, он увидел недавнего знакомого, стоящего над ним с ножом в руках. Мужчина от испуга резко рванулся вперед. Юноша поднял руки над головой, но хозяин уже выхватил нож и припечатал гостя к стене. Тот вырывался, ударив соперника ногой в живот. Гэси отпрянул, но тут же повалил парнишку на пол и всадил ему нож в спину. Уселся поудобнее и еще несколько раз вонзил лезвие в плоть. Кровь медленно растекалась под телом. Наслаждение яркими брызгами, похожими на огни салюта, вспыхнуло в голове и растеклось по всему телу. Он испытал оргазм.

Гэси встал, опомнился от минутного шока и прошел на кухню. Там он увидел открытую пачку яиц возле сковородки, нарезанный бекон и две тарелки, приготовленные на столе. Это уже было неважно, главным для него теперь было испытывать такое чувство вновь и вновь.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Картина Джона Гэси

Когда Джона Уэйна Гэси арестовали в 1978 году, он к тому времени убил уже больше 29 человек. Ожидая смертной казни, он, казалось, ни о чем не жалел, рисовал клоунов и отдавал листки разгневанным родителям, которые с отвращением публично их сжигали. Многие фанаты романа Стивена Кинга считают, что именно Гэси вдохновил писателя на создание злобного клоуна, но тот всегда повторял, что лишь хотел создать универсальное чудовище, которое бы пугало маленьких детей, и клоун, по его словам, оказался идеальным символом. Вот когда тень за спинами цирковых шутов издевательски улыбнулась. Но ей было мало, она намеревалась вытеснить оригинал. И ей это удалось.

Эпидемии пугающих клоунов

Осенью 2016 года США охватила эпидемия ужаса, разразившаяся в канун Хеллоуина. Полицейские небольшого городка Гринвилль отправились расследовать сразу несколько тревожных сообщений. В них говорилось о странных клоунах, которые заманивали малолетних школьников в лесную чащу. Другие дети рассказывали о настойчивых стуках в дверь и звоне цепей под окнами, а некоторые из них даже видели клоуна, мигающего зелеными огнями в вечернем сумраке. Никто из них не успел сфотографировать этих людей, но это удалось жителям других городов, в которых тоже вскоре появились клоуны.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Неделю спустя подросток в штате Огайо рассказал полицейским о мужчине в маске клоуна, который гнался за ним с ножом, когда он возвращался из школы. Еще двое детей поведали о клоуне, предлагавшем им конфеты за то, чтобы они пошли с ним в лес. А еще через неделю в полицейский участок обратилась женщина, напуганная, на этот раз, не на шутку. Дрожашим голосом она рассказала, как прошлой ночью к ней приставал клоун, держащий в руках мачете.

боязнь клоунов коулрофобия клоун-убийца оно кинг страх перед клоунами клоуны отвратительные мужики disgusting men

Социальные активисты не преминули случаем в очередной раз обвинить известный роман, но произошедшее было лишь повторением подобного инцидента, случившегося в Бостоне в 1980 году, за шесть лет до выхода популярной книги. Безусловно, свою роль здесь сыграл интернет, благодаря которому болезненная мания вышла далеко за пределы Соединенных Штатов. В том же 2016 году во Франции появились клоуны, которые точно так же кидались на граждан. В основном это были подростки, но попадались и взрослые. В приморском городе Монпелье мужчина, переодетый клоуном, набросился на женщину и ударил ее железным прутом. Он бил ее до тех пор, пока его не схватили.

Как бы сегодня ни возмущались и ни протестовали клоуны, но им уже не изгнать то, что росло на протяжении столетия. Существо, подпитываемое иррациональным страхом перед непонятным, неизвестным и непредсказуемым. Оно больше не жалкая тень, оно стало хозяином того образа, пленником которого когда-то было. Мы так до сих пор и не знаем, откуда оно взялось, но мы точно знаем, что теперь оно здесь, и оно никуда не уйдет.

Кроме цвета париков, естесственно)


Белый и рыжий клоун - потомки средневекового итальянского уличного представления комедии дель арте (комедии масок). В числе прочих масок были Арлекин и Пьеро. Арлекин- веселый пройдоха и интриган, Пьеро - глуповатый простак, объект насмешек Арлекино.

Спустя два столетия Арлекин и Пьеро появились в кукольном театре, разыгрывали буффонады. Французские Арлекинады позаимствовали для ярмарочного театра эти персонажи, но Арлекин в них - работник в заплатанной одежде, а Пьеро - мельник в белом, осыпанный мукой. В ХIХ веке, уже во времена стационарных цирков, на аренах и появляется устойчивая пара антре - Рыжий и Белый клоун. Рыжий клоун унаследовал от Арлекина хитрость, умение смеяться над собой и простодушие. Пьеро преобразовался в Белого клоуна, оставшись смешным нелепым "умником".

Кстати, дуэт Тарапунька-Штепсель очень близки к амплуа "белый-рыжий".

текст при наведении


Если рассматривать актерское мастерство и перевоплощение в целом, то клоун рыжий отличается от клоуна белого темпераментом, характером и харизмой.

Как правило, рыжий клоун - это полная непосредственность, некая легкомысленность и простота во всем. Он постоянно попадает во всякие курьезы, смеется над собой и смешными случаями со своими товарищами. Крайне жизнерадостен и позитивен, смотрит на мир с улыбкой всегда и во всем.

Белый клоун немного надменен, не сказать что плакса, но крайне не любит попадать в просак, порой злится, но также и любит ехидничать и хохотать у краткой над ошибками коллег, других клоунов.


Рыжий клоун - это воплощение Арлекина. Он не должен обязательно быть задорным весяльчиком, но обязан не бояться попадать в различные смешные и неловкие ситуации. Белый клоун, примеривщий на себя роль Пьеро, как раз-таки является полной противоположностью и как огня боится попадать в такие курьёзные ситуации.

Белому клоуну свойственна важность, какое-то высокомерие, занудство, а также злопамятство. Рыжему же клоуну присуще легкомыслие, непоследовательность, обидчивость. Белый клоун не любит смеятся над собой, а Рыжий с удовольствием.


Рыжий клоун детской студии "Арлекино" на манеже Екатеринбургского цирка:


А образа Белого клоуна, к сожалению, нет.


Моя бабушка чистила меховые изделия белого цвета при помощи обычной манки - манной крупы.

Я меня в детстве была белая меховая шапка из меха ягнёнка, так когда мех желтел, то бабушка просто втирала в мех манку, а затем вычесывала манку из меха и хорошенько встряхивала изделие.

Шапка становилась как новая.

Вообще имеются много способов чтобы удалить с белого меха желтизну.

Можно так же, как и манку, использовать картофельный крахмал. Еще рекомендуют истолочь мел в порошок и нанести его на меховое изделие, хорошо втереть а потом хорошенько протрести меховую вещь.

Имеются и влажные чистки белого меха от желтизны:

например раствор из одной чайной ложки 3% перекиси водорода и 200 мл воды смешивается с несколькими капельками нашатырного спирта и наносится на меховое изделие губкой. А потом изделие просушивается на солнце.

текст при наведении


В трилогию польского писателя и путешественника Аркадия Фидлера Белый Ягуар - вождь араваков входят три книги:

  • Остров Робинзона;
  • Ориноко;
  • Белый Ягуар.

Эту трилогию можно прочитать онлайн вот в этой электронной библиотеке.

текст при наведении


Если подходить к вопросу чисто формально,с точки зрения расового разделения, тогда всех представителей европеоидной расы.Если брать шире, тогда "белыми" можно называть всех людей с европейским мировоззрением.Точно так же обстоит дело с вопросом - кого можно назвать РУССКИМ ЧЕЛОВЕКОМ.


Стих - выражение души.

Для простоты понятия он в рифму обрамлен

И этим стал стандартом стиха стиль,

Но как везде - есть исключения из правил:

Те, кто вне общей массы - прослыли белыми воронами

Поэтому и стих без рифмы - белый стих.


Я как-то ел диетический шоколад. Он был черный, горький и не сладкий. То есть чуть ли не вообще без сахара. В аптеке куплен, раза в 4 дороже обычного шоколада.

А по сути вопроса- горький менее вреден. Белый аж приторный от сахара, а черный, особенно если какао много, вполне можно есть в разумных количествах.

Хотя по большому счету сахара очень много оба содержат, так что вредны для фигуры. А аптечный, хоть и не такой вкусный, вреден меньше.

Читайте также: