Почему у гатса побелели волосы

Опубликовано: 17.09.2024

Гатс был рождён от мёртвой женщины, которую скорее всего повесили во время родов. Его подобрала Сис, женина одного из наёмников - Гамбино, отряд которого проходил мимо. Когда Гатсу было 3 года, Сис умерла от чумы, в 6 лет Гамбино начал давать парню первые уроки боя на мечах, но для маленького Гатса даже средние мечи были слишком тяжелыми, потому он использовал двуручный хват, смотря на это, наёмники предлогали парню взять меч поменьше, но Гамбино сказал что "В отряде нет детских мечей". В 9 лет Гатс впервые учавствовал в бою как полноценный наёмник. После этого Гамбино продаёт Гатса на ночь другому наёмнику - Доновану, который насилует Гатса.

В следующем бою Гатс убивает Донована, а Гамбино теряет ногу. Следующие 2 года парень заботился о Гамбино, но однажды, изрядно напившись, Гамбино обвинил Гатса в смерти Сис и попытался его убить, Гатс убивает Гамбино и убегает из роты наёмников.

Следующие 4 года Гатс скитается по миру меняя отряды до тех пор, пока не вступил в Банду Ястреба - легендарный отряды, который никогда не терпел поражения. Прекрасно показывая себя в бою, Гатс дослужился до звания Командира Штурмового Отряда - элитного ударного отряда банды. Там же он нашёл своих первых друзей в числе которых командир Банды Ястреба - Гриффит. Будучи в этой банде, Гатс совершает немало подвигов, в числе которых, сражение с сотней человек, за что его прозвали "Убийцей Сотни". Спустя примерно 3 года Гатс уходит из банды. Ещё через год он узнаёт, что Гриффит попал в тюрьму, так, с остатками Банды Ястреба, Гатс отправляется освобождать Гриффита. Но он был настолько искалечен, что даже не мог ходить. Не выдержав, Гриффит использует бехелит - камень, который он носил на шее. Бехелит согласился исполнить его желание, но а замен ему нужно было отдать самое ценное - его Банду. В результате битвы с демонами во время затмения, уцелели только Гатс, потерявшый левую руку и правый глаз, и Каска, которая лишилась рассудка, так же выжил Рикерт, который не учавствовал в сражении так как был ранен. Придя в себя, Гатс решает отомстить апостолам и Гриффиту.

2 года он бродит по континенту, убивая апостолов, нежить и духов, к тому же, на Гатса объявила охоту Церковь. За ним по следам идёт отряд рыцарей Святых Железных Цепей, который настигает его обессиленого после драки с очередным апостолом и пленит его. В скорее Гатсу удалось убежать, но позже, он узнаёт, что Каска, которую он оставил у кузнеца Годо. сбежала, потому он отправляется за ней на Святую Землю - в Альбион. Там он спасает Каску из рук церкви и становится свидетелем возрождения Гриффита. Понимая, что он не сможет обезпечить безопасность Каске и одновременно мстить апостолам, он решает принять помощь от Фарнезы и Серпико, бывших рыцарей Святых Железных Цепей, и следуя совету ельфа Пака, отправляется на поиски острова Эльфхейма, В страны эльфов, чей король может исцелить недуг Каски. Во время путешествия, Гатс получает подарок от колдуньи Флоры - Броню Берсеркера, артефак, который увеличивает силу и ловкость носителя, а также блокирует ощущение боли, но при этом, носитель теряет самоконтроль и впадает в слепую ярость.

Он целеустремлённый, смелый и упрямый, очень уверенный в себе, прямолинейный, не терпит дипломатических тонкостей общения, предпочитает говорить прямо и как есть.

Гатс желает мести, он не думает о последствиях своих действий, может спокойно использовать ребёнка как приманку. или прохржего как живой щит.

Гатс - высокий, мускулистый брюнет с резкими чертами лица, с получением Брони Берсерка у него появились седые пряди волос, он получил шлем, который при использовании брони, принимает форму оскалённой волчьей морды. Выглядит старше своих лет(возраст 24 года).

Благодаря упорным тренировкам с раннего детства и постоянным сражениям, Гатс может зваться одним из сильнейшых мечников.Также умеет обращаться с метательными оружиями, арбалетами и т.п.

Гатс, не смотря на свой характер - превосходный тактик. Он может моментально оценить ситуацию и действовать с максимальной ефективностью для себя.

Гатс обладает не свойственной для человека регенирацией, он способен востанавливатся и заживлять свои раны в 2, а-то и в 3 раза быстрее, чем обычные люди..

Клеймо, которое Гатс получил во время затмения притягивает нежить. Также может быть использовано как "радар", для обнаружения нечести.

Во время затмения Гатс лишился руки, но кузнец Годо, сумел изготовить ему новый, металический протез, способный превращатся в пушку и стрелять ядрами, так же на ней закрепён мини-арбалет.

user uploaded image

Огромный меч Гатса. Он был выкован кузнецом Годо, на заказ одного короля который хотел убить дракона одним ударом, потому Годо и сделал его. Дракон был повержен, а Годо приговорили к смертной казни, он убежал и прихватил меч с собой.

Он представляет из себя огромный меч, длиной около 2-х метров, выкованный из чёрного метала. Сам меч невероятно тяжел, его с трудом переносят 2 рыцаря, но с его ударом, можно пробить любую броню. Из-за того, что Гатс убивал им апостолов и духов, меч приобрёл тёмную ауру, и теперь, способен убить любое существо, будь оно в астральной форме или физической.

user uploaded image

P.S также метательные ножи и бомбы.

Гатс позволяет броне овладеть им, броня пронзает металическими шипами его кости, тем самым давая ему возможность сражаться даже со сломаными конечностями;Даёт гатсу прибавку к силе и ловкости;при долгом использовании овладевает носителем и заставляет его впасть в боевую ярость(в этой форме носитель не различает противников и союзников, он просто сражается, пока не умрут либо все, либо он).

Проклятый мир, демоны и расчлененка.

Узнать историю персонажа будет интересно не только тем, кто только планирует ознакомиться с мангой/аниме "Берсерк", но и тем, кто просто хочет освежить события франшизы в памяти. Ведь мангака Кэнтаро Миура вновь приступает к работе над своим творением, после затянувшегося перерыва.

Арка "Золотой Век"

Гатц — лицо манги Берсерк и её главный герой. Суровый наемник, охотник на демонов (поневоле), участник сотен битв. Но все в его жизни было не так гладко, как оно бывает у легендарных фэнтези-героев. Чтобы это понять, стоит начать с самого детства персонажа, которое описано в некоторых главах арки "Золотой Век" .

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

  • Родился Гатц. мягко говоря тяжело. Роды начались пока его мать умирала на виселице .
  • Гатц попал в отряд наемников еще ребенком. Приемный отец Гамбино обучал мальчика бою на мечах с 6 лет .
  • У Гатца проблемы с женщинами. Ему сложно идти на контакт с ними, а уж тем более ему с трудом дается интим. Такое положение дел связано с детской травмой : один из наемников надругался над Гатцем, заплатив за это приемному отцу мальчика — Гамбино. Через некоторое время Гатц застрелил наемника из арбалета.

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

  • Позже Гатц убил и своего паршивого приемного отца Гамбино, а затем сбежал из отряда головорезов-наемников.
  • Юность Гатц провел в качестве вольного бойца. Он выступал на стороне тех армий, которые больше платят, никогда не задерживаясь подолгу на одном месте. Так происходило до тех пор, пока Гатц не встретил Грифита и его Отряд Сокола .

Слева Гатц после арки Золотой Век. Справа Грифит. Да, Грифит—мужчина. Трапы повсюду.

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

  • На службе Короля Отряд Сокола наживает врагов среди знати. По приказу, уже понемногу раскрывающего свою коварную натуру, Грифита, Гатц убивает одного из самых надоедливых приближенных Его Величества — Юлиуса . А затем и его сын Адонис попадает под раздачу и встречает клинок Берсерка.

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

По этой, и еще по многим другим причинам, Гатца сложно назвать положительным героем или даже антигероем. Он скорее отрицательный персонаж , прокладывающий себе путь к искуплению.

  • По стечению обстоятельств, Гриффит связывается с могущественными — апостолами . Они предлагают ему власть, могущество и положение в королевском обществе. Но в жертву придется принести весь отряд Сокола. Под раздачу попали все, включая Гатца и Каску.

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

  • Позже Гатц и Каска спасаются из ловушки Гриффита, но девушка теряет рассудок , а Гатц лишается руки и глаза.

Гатц до событий

. и после

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

  • Вместо предыдущего огромного меча, у Гатца появляется новое оружие — Dragon Slayer (Убийца Драконов). Меч выковал кузнец Годо — хороший приятель Гатца.

Кстати, протез, стреляющий дробью , который теперь заменяет Гатцу левую руку, тоже выковал Годо.

Этим мечом Берсерк способен убивать не только демонов, но и сказочных существ, которые наводнили мир после событий "Затмения".

Интересный факт : Убийца Драконов присутствует в серии игр Dark Souls . Геймдизайнер Хидэтаки Миядзаки — большой фанат франшизы. Это можно понять по сеттингу его игр, который буквально кишит референсами и аллюзиями к манге.

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

Арки "Осуждение", "Сокол тысячелетней империи" и новые друзья

В этих арках повествование ведется не только от лица Гатца, но и от лица других второстепенных персонажей. Вместе с новыми друзьями Берсерк сражается с демонами, противостоит церковным фанатикам и попадает в другие неприятности на фоне пейзажей умирающего мира.

  • Новыми спутниками Гатца становятся команда разношерстных персонажей, в том числе и единственное дружелюбное сказочное существо Пак . Это эльф, постоянно докучающий Берсерку. Порой он и дает дельные советы, но в основном присутствует только ради редких комических сцен.

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

Вторым напарником Берсерка становится паренек Исидо . Бродячий воришка, вдохновленный подвигами Берсерка и желающий обучаться у могучего воина.

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

Фарнезе де Вандимион еще одна спутница, которая сначала невзлюбила Гатца. Это обусловлено тем, что она состояла в ордене фанатиков "Рыцари Святой Железной Цепи" . Позже вера девушки пошатнулась, как только она поняла истинные мотивы религиозного культа.

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

Ширке — юная ведьма, ровесница Исидро. Девочку сопровождает похожая на Пако эльфийка Эварелла. Колдунья не раз помогает Берсерку в схватках с волшебными созданиями, и в частности с армией троллей , осадивших целый город. Хоть Ширке и совсем юна, она испытывает достаточно теплые чувства к Гатцу.

Пожестче Игры Престолов: интересные факты о главном герое манги

  • Пока Гриффит создает новое королевство на руинах старого мира, Гатц и компания направляются на родину эльфов и других сказочных существ — остров Скеллиг (не путать со Скеллиге из "Ведьмака"). Здесь Королева Эльфов обещает исцелить Каску от безумия. Последняя глава манги на этом и заканчивается: девушка вновь обретает разум. Долгожданное объединение возлюбленных мы уже увидим в следующей главе, к написанию которой мангака уже приступил.

Надеюсь этих фактов будет достаточно, чтобы новички с интересом ознакомились с франшизой, а олдфаги освежили в памяти самые важные моменты саги. Конечно, я многое не упомянул: совсем не рассказал о доспехах берсерка , о самих апосталах , о других сюжетных, менее важных линиях. Но ведь нужно сохранить небольшую интригу для новых зрителей и читателей, верно?)

Гатс вернулся к Ястребам, и они освободили Гриффита из темницы. Увидев его измождённым немым калекой, рядовые было пали духом, но Гатс и Каска сделали всё, чтобы снова вселить в них надежду – Гриффит вернулся, он отдохнёт, поправится и всё пойдёт как прежде.

Гатс был доселе непобедим, и ему поверили. Сам Гатс поверил себе. Между тем за Ястребами гналась армия Мидланда, и вскоре им стало некуда отступать. Гатс, Каска и другие командиры решили принять бой и спланировали эту битву по указаниям Гриффита как могли, отчасти надеясь, отчасти внушая себе, что правильно поняли невнятные жесты и звуки, которые калека издавал над картой.

Это был их последний бой. На поредевший и измученный отряд обрушилась армия целого королевства, полки за полками тяжёлой рыцарской конницы, закованные в латы с головы до пят – грозящие железными рогами, клыками и остриями туши, похожие на чудовищ из преисподней. Ястребы встретили их с мужеством людей, на которых ополчился ад. Все они до единого полегли.

В той битве Гатс превзошёл себя. Ни до, ни после него не бывало солдата, который убил бы в одном бою столько врагов – до появления пулемётов, а может, и дольше, до самой ядерной бомбы. Его громадный меч разил, как полярный ветер; Гатса, казалось, не брали клинки, копья, стрелы. Он долго ещё продолжал свою пляску смерти после того, как последний его соратник погиб.

Повозки, среди которых находился беспомощный Гриффит, были подожжены и сам он брошен в огонь. На подробностях смерти других останавливаться не стоит. Когда бой наконец угас, огонь затих и мидландские рыцари стали искать труп Гатса, они его не обнаружили. Он был, по-видимому, так изрублен, что победители не смогли найти ни его голову, которую хотели водрузить на пику рядом с головами других командиров Ястребов, ни какие-либо ещё части тела, которые можно было бы опознать. Не был найден даже его знаменитый меч. Правда, какой-то меч привезли в столицу, поднесли в дар королю, но всякий, кто видел его во дворце, а потом в музее, согласен, что этот трофей не может быть мечом Гатса – он слишком мал, меч как меч, едва больше обычного.

Таким образом гибель Гатса осталась мнимой, неподтверждённой. Чёрный мечник ушёл в легенды, не покорившись власти, не проиграв. Он и поныне странствует по свету в полузабытых сумерках средневековых песней, не встретив ни поражения, ни могилы, много веков любимый простыми людьми, сказителями, поэтами, странствующим народом и не в последнюю очередь литературой. Легенда Гриффита давно истлела, но Чёрный мечник не позабыт. Он и поныне не побеждён.

В самом деле? А как же демономочилово?:)

Первая серия, к раскладу которой подводит "ретроспектива" всего сериала, мне показалась сборником самых истрёпанных клише, какие только можно отыскать, если ты бездарь, желающая написать сценарий. Единственное что там было не совсем банально, это глюк Гатса в лесу и его клеймо. Это что-то обещало. Я решила дать сериалу ещё один шанс и не пожалела: со второй серии он прекрасен. Финал с Затмением впечатляет, но совершенно не подходит по тону, жанру и стилю к произошедшему перед этим. Слом жанра в рамках одного произведения (в данном случае от псевдоисторического/героического фэнтэзи к дарк фэнтэзи/хоррору) неминуемо выходит боком.

Edited at 2013-05-03 01:42 am (UTC)

> Автор просто не знает что там еще придумать.

Позволю поспорить :) По-моему, скелет сюжета (как я его понимаю - а я могу ошибаться) достаточно ясен, логичен и красив. С одной стороны, Гатс обрастает друзьями: Пак, Каска, Серпико, Фарнеза. фактически, это новая банда ястребов, только собранная не вокруг Гриффита, а вокруг Гатса. С другой стороны, Гатс жаждет мести, жаждет втоптать сияющую мерзость Гриффита в грязь - и фактически, это новая Мечта, только Мечта Гатса, а не Гриффита. И в кульминационный момент (бесконечно далекий) Гатс должен прийти к той же точке, в которой когда-то был Гриффит. Я думаю, он (несмотря на меч и доспех) не сможет одолеть Гриффита, и Рука Бога предложит ему сделку: новообретенные друзья в обмен на Мечту. Что выберет Гатс - вопрос.

Но это скелет. А вот мясо. Слишком много "мочилова", слишком медленно движется история. Некоторые прекрасные линии (моя любимая - Серпико и Фарнеза) убиты. Я очень люблю "Берсерка", но последние тома читать вообще невозможно.


«Такой огромный, что язык не поворачивается называть его просто мечом: длинный, широкий, тяжёлый, грубой ковки… не меч, а чудовище». Именно этот образ одним из первых приходит в голову при упоминании манги или аниме «Берсерк» (Berserk) — мрачный воин с гигантским мечом. Для многих Гатс ультимативный прообраз классического японского фэнтезийного героя с огромным шматом железа в руках, однако создатель манги «Берсерк» Кэнтаро Миура признаётся, что идею использовать несоразмерное герою оружие он позаимствовал у Щиндзи Вады, глядя на юного принца Курта из сёдзё-манги Pygmalio, а дизайн самого меча был вдохновлён клинком ледяного гиганта из спин-оффа «Саги о Гуине».

И в этот раз мы с вами поговорим о том, как идея сделать «что-то с богатым сюжетом, как в „Саге о Гуине“, и с брутальностью Violence Jack» привела к рождению одной из самых известных фэнтезийных саг, как в Японии, так и за её пределами.

Чёрные мечники

Вся правда об аниме «Берсерк»

На момент написания первоначального ваншота, вышедшего в 1988 году, у Миуры не было какого-либо чёткого сюжетного плана. Просто история злого мужика, пытавшегося отомстить за убийство родной семьи прислужникам какого-то бога зла и начавшего свой путь с владений Влада Цепеша.

Ранняя версия Гатса, представшая перед нами в ваншоте, вышла куда более разговорчивой, чем получившийся в итоге Чёрный мечник. Более того, наш герой был даже остёр на язык и в целом подозрительно походил на другого обладателя ручного протеза — Эша Уильямса. Сам Миура это старательно отрицает и клянётся, что посмотрел вторую часть «Злой мертвечины» уже после сдачи ваншота в редакцию, но следы персонажа Брюса Кэмпбелла прослеживаются как в диалогах, так и в изначальном дизайне героя. И хотя окончательный вариант внешнего вида Гатса создавался на основе персонажа Рутгера Хауэра из фильма «Кровь героев», мелких отсылок к протагонисту фильмов Сэма Рейми по ходу серии более чем достаточно. И то тут, то там всплывают панели манги, напоминающие кадры из третьей части похождений Эша.

Что до механической руки-протеза и имени героя, то среди фанатов довольно часто упоминается теория, согласно которой образ Гатса был основан на фигуре однорукого наёмника Гёца фон Берлихингена (Götz von Berlichingen), ходившего с железным протезом. Но несмотря на то, что Гёц запечатлён в немецкой культуре благодаря пьесе Гёте, Миура о рыцаре впервые от фанатов и услышал.

Золотой состав «Золотого века»

Вся правда об аниме «Берсерк»

Когда же дело дошло до сериализации, Миура. по-прежнему не имел чёткого сюжетного плана. И первые три тома манги были всё той же историей злого мужика, боровшегося с монстрами (гнев Гатса был и до сих пор остаётся одной из главных тем манги и аниме «Берсерк»).

Вся правда об аниме «Берсерк»

При создании «Соколов» Миура пошёл простым путём и списал образы Рикерта, Коркуса и Жюдо со своих закадычных друзей из художественного колледжа, а Пиппина — с себя самого. В Каске же, для которой не было прототипа, мангака просто изобразил симпатичный ему женский типаж. При этом изначально у Миуры не было планов выстраивать романтическую линию между Каской и Гатсом, и лишь к середине сюжетного цикла «Золотой век» он решил добавить истории драматизма.

Гриффитс и Гатс — скорее симптомы, одолевающие парней. Когда человек пытается чего-то добиться всерьёз, он может перенять черты любого из них.

Кэнтаро Миура /img/59472/k_miura.jpg

Что же до образов Гриффитса и Гатса, то их общим прототипом в немалой степени можно считать школьного товарища Миуры, тоже художника, с которым у мангаки было дружеское соперничество. Этот одноклассник, которого автор «Берсерка» ни в одном интервью не называет по имени, по описанию отчётливо смахивает на Кодзи Мори (автора Holyland и Jisatsutou). Он, как и юный Сокол, отличался наличием лидерских качеств, упорством и целеустремлённостью, при этом несколько раз полностью переосмысливал свои цели и радикально менял жизненный путь, в чём прослеживается его родство с Чёрным мечником.

Но главное, что Миура перенёс в мангу из отношений с друзьями, — это желание равенства, возможности получить признания через достижение своей мечты. Гатс времён «Золотого века» отчасти передавал и стремление самого мангаки найти своё место в жизни. И именно это желание навело Миуру на основу конфликта Гриффитса и Гатса.

Потерянные главы

Вся правда об аниме «Берсерк»

Когда ты всерьёз увлечён каким-то делом и натыкаешься на что-то подходящее, оно само найдёт своё место в истории. Я лично не дружу с планированием, но стоит остановиться и посмотреть на уже написанную мангу, как невольно начинаешь видеть во всех событиях смысл. А если в нём покопаться, то получается уже цельная история. Это всё происходит ненамеренно.

Кэнтаро Миура /img/59472/k_miura.jpg

Правда, как вы уже могли заметить, у Миуры не было (да и сейчас, вероятно, нет) чёткого плана развития истории. Сюжетная канва манги «Берсерк» находится в постоянной флуктуации, и мангака нередко пытается впихнуть в повествование отсылки к реальным событиям. Например, геноцид в Руанде нашёл отражение в арке «Церемония рождения». Иногда же случайные факты сами аккуратно подтягивают к себе глубинный смысл и укладываются в повествование: как то, что полное солнечное затмение в одной локации бывает раз в 216 лет — число, представляющее собой произведение трёх шестёрок. Не менее удачно пришёлся к месту и демонический ребёнок, появившийся значительно раньше и Фемто, и своей матери. Сюжет «Берсерка» во многом развивался сам по себе, и оттого выглядит естественнее, чем если бы Миура планировал всё заранее.

Правда, такой подход не защищает от огрехов и неудачных решений. Самым ярким и известным примером оказалась потерянная глава «Бог Бездны (2)». Изначально выпущенная в журнале Young Animal в 1996 году, она описывала разговор Гриффитса с Богом, оказавшимся фактически коллективным бессознательным человечества, квинтэссенцией отрицательных эмоций, «Идеей Зла». Но эпизод этот не дошёл ни до одного из томовых изданий — ни японского, ни западных. И фактически Миура отказался как от главы, поскольку она раскрывала слишком много информации и была способна ограничить дальнейшее развитие истории, так и от использования самой «Идеи Зла». Хотя мангака не отрицает, что может вернуться к заданным образам, а некоторые озвученные в эпизоде концепции уже были подтверждены дальнейшими событиями манги.

К слову, именно такой «случайный» подход Миуры к планированию сюжета толпа недовольных читателей может винить в том, что мрачная история о злом мужике, кромсающем толпы монстров на тропе мести, со временем обросла лоли-ведьмочками, раздражающими малолетними сайдкиками, лишними эльфами (по принципу «и одного слишком много») и начала отдавать сказочной атмосферой. В том, что тема человеческого превозмогания была убита доспехами берсерка (даром что Миура лишь целенаправленно раскрывает мысль из «По ту сторону добра и зла» Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем» и использует новую команду как якорь для человечности Гатса). Да и в том, что вообще лучше «Золотого века» в «Берсерке» так ничего и не было.

Скованные анимационными цепями

Вся правда об аниме «Берсерк»

Несмотря на то, что вот уже две аниме-адаптации манги «Берсерк» посвящены именно «Золотому веку», целиком арка экранизирована так и не была. Первая экранизация от студии Oriental Light and Magic начала выходить в 1997 году, сразу после завершения в манге главы «Затмение» — кульминации «Золотого века». То есть у команды имелась на руках прорва отличного материала, но хотя Миура лично визировал сценарии каждого эпизода, было непонятно, что именно будет использовано впоследствии, что будет безвозвратно потеряно и насколько события и персонажи арки «Чёрный мечник» повлияют на дальнейший сюжет.

Потому вместо полноценной экранизации первых трёх томов мы получили урезанную версию в один эпизод (даром что по атмосферности и информативности он вполне может с ними сравниться), а потенциальное экранное время «Чёрных псов» было потрачено на филлеры и тщательное раскрытие характеров и отношений персонажей.

При этом для своего времени сериал выглядел невероятно красиво: с детальной прорисовкой лиц персонажей, захватывающими дух пейзажами, качественной анимацией, аккуратной цензурой и великолепным и грамотно использованным саундтреком от Сусуму Хирасавы, чьё имя уже неотделимо от «Берсерка». И даже сейчас сериал можно посмотреть с огромным удовольствием.

Вся правда об аниме «Берсерк»

По факту единственным и главным его недостатком можно назвать лишь то, что продолжение сериала не планировалось изначально. И долгое время единственным утешением для фанатов были игры от студии Sammy, использовавшие оригинальный каст сериала и саундтрек от Хирасавы, — Sword of the Berserk: Guts' Rage для Sega Dreamcast и Berserk Millennium Falcon Chapter: The Holy Demon War Chronicles для PlayStation 2. У первой игры был полностью оригинальный сценарий, вторую же можно было считать полноценным продолжением сериала, покрывавшим события с 22-го по 27-й тома манги.

Амбиции Гриффита: интерпретация.

Поскольку пол автора статьи неизвестен, личные окончания в переводе поставлены через "/".

    Наверное, это было бы слишком - ожидать, что кто-нибудь действительно всё это прочитает (хотя меня бы это порадовало), но это аниме произвело на меня очень сильное впечатление, почему я всё это и пишу. Так что если вам когда-нибудь понадобится глубокая и подробная интерпретация "Берсерка" - вот, пожалуйста. Я закончил/а смотреть аниме неделю или две назад и приступил/а к манге. Если эта тема получит развитие, я надеюсь, что мой анализ будет как-то усовершенствован.

    Возможно, я подчёркиваю очевидное, но для меня основное послание "Берсерка" - это размышление на тему мечты. Не снов, которые вы видите ночью [прим. пер.: англ. dream означает и "сон", и "мечта"], а амбиций и их положительных и отрицательных сторон. Я постараюсь рассмотреть сюжет через призму психологического портрета Гриффита, поскольку мне кажется, что структура повествования во многом является отражением его мечты. Надеюсь, я смогу дать максимально широкий обзор этого аспекта.

    Образ Гриффита постоянно вызывает в моей памяти вот этот отрывок из предисловия к книге Карен Хорни "Невроз и развитие человеческой личности":

    "В определённых условиях энергия человека может быть направлена на реализацию его собственных возможностей. Подобная схема развития далека от однородности. В зависимости от темперамента, способностей, наклонностей человека и условий раннего и позднего периода его жизни, он может стать мягким или жёстким, осторожным или доверчивым, уверенным и неуверенным в себе, сдержанным или общительным, и может развить в себе какие-то особые умения.

    Однако под воздействием внутреннего напряжения человек может абстрагироваться от своего истинного "я". В этом случае он направит бОльшую часть своей энергии на превращение себя при помощи жёсткой системы внутренних ограничений в абсолютно совершенное существо, так как ничто меньшее, чем богоподобное совершенство, не будет соответствовать его идеализированному образу себя и не удовлетворит его гордость в отношении завышенных качеств, которыми он (по его мнению) обладает, может или должен обладать."

    История, показанная в "Берсерке", является в некоторой степени аллегорией. Фантастический мир даёт Гриффиту возможность превратить себя в подсознательно желаемое им "богоподобное совершенство", наделив этого персонажа способностью к такой степени воплощения своих невротических амбиций, что он действительно становится богоподобным существом. Гриффит, наверное, наиболее невротический персонаж, который когда-либо встречался мне в аниме. Этот случай даже тяжелее, чем Синдзи [прим. пер.: главный герой аниме "Neon Genesis Evangelion"]. Конечно, внешне Гриффит справляется со своими проблемами совсем иначе. Синдзи - типичный слабый, жалующийся невротик, в то время как Гриффит представляет собой редкую разновидность стойкого и умного психопата. Такие расстройства обычно не бывают врождёнными, а являются следствием тяжёлого детства. Другими словами, для человека считается здоровым и естественным перерастать их, в особенности если этот человек настолько умён и одарён. Но Гриффит принимает сознательное решение не делать этого, отчаянно цепляясь за свою невротическую фантазию и позволяя ей управлять своими поступками и поступками всех, кто в будущем привяжет себя к нему. Дальнейшее развитие сюжета показывает нам, к чему это приведёт.

    Это наиболее притягательный для меня персонаж, но мне очень жаль, что нам ничего не рассказывают о его жизни. Мы знаем, что у него всё очень не в порядке с головой, но причина этого неизвестна. Откуда взялось такое безрассудное честолюбие? Почему он не мыслит себе жизни без королевского трона? В какой-то момент мы видим его размышляющим об обычной, простой жизни, но он не может удовольствоваться этим. Мне кажется, это один из немногих моментов, когда Гриффит действительно пытается взглянуть на себя как на человека, но, испугавшись, быстро отбрасывает эту мысль. Можно предположить, что он никогда не испытывал здоровой обоюдной привязанности в отношениях с семьёй и друзьями, которая позволила бы ему научиться осознавать себя посредством чьей-то любви. В результате внешне он вылепил из себя само воплощение силы и могущества, в то время как эмоционально он очень слаб.

    Основа его экзистенциального кризиса лежит в незнании себя. Он не знает, кто он такой на самом деле, и из страха создаёт ложный образ себя-короля, убедив себя, что он должен достичь этой субъективной цели любой ценой. Иначе он рискует раствориться в пустоте, каковой является отсутствие у него истинной личности. Это и есть его самый сильный, не осознаваемый им подсознательный страх. (В манге он говорит: "…отказаться от мечты, подавить её в своём сердце подобно самоубийству" - он верит, что без своей мечты превратится в ничто и исчезнет.) Можно ещё добавить, что эта иллюзия являет собой практически парадокс. Я не знаю, можно ли с полным правом утверждать, что сознательный образ Гриффита является следствием потери его истинной личности, или же он лежит в основе этого. Скорее всего, тут сочетание и того, и другого.

    В любом случае, мне хотелось бы увидеть что-нибудь из его детства, чтобы знать точно, откуда всё это идёт. Единственное предположение, которое предоставляет нам сериал - что его детство могло быть таким же, как у Каски (что может быть одной из причин, почему он спас её). Но там должно быть даже что-то большее. Сериал обращается к теме детства Гриффита - демоны показывают ему его самого ребёнком, каким он в глубине души и является. Его мечта - это детская фантазия, сосредоточенная на себе и не принимающая во внимание весь остальной мир, как было бы естественно для ответственного взрослого человека. Он пытается найти смысл своего существования за счет окружающих его людей.

    Исполнение этой задачи ценой жизней его последователей делает его прототипом личности-"вампира", в полной противоположности с моралью Канта. Он использует других как средство достижения собственной цели, в отличие от точки зрения "отношения ради отношений". Когда Зодд говорит Гатсу, что если он будет считать Гриффита другом, это приведёт его к гибели, он предупреждает его, что Гриффит вытянет из него всю жизнь (пользу), а затем отбросит прочь. Именно это Гриффит и пытается сделать, когда принимает сознательное решение принести Ястребов в жертву. Он достаточно чётко обозначает свою позицию, говоря, что не считает своих соратников друзьями. У него нет друзей: он боится даже попыток завести дружбу с кем-либо. И слова о том, что его положение не позволяет ему этого - просто ложь самому себе, чтобы скрыть свой страх и не дать ему вырваться на сознательный уровень. Когда Гриффит говорит, что друг - это равный, это всего лишь продолжение его самообмана. "Он сразится даже со мной," - говорит он. Но в глубине души он считает себя королём - у него не может быть равных. Гатс уходит из Ястребов, сражается с Гриффитом, отвергает свою готовность следовать чьей-то другой мечте и даёт понять, что будет искать собственную мечту. И что, Гриффит выказывает ему уважение и радуется тому, что наконец-то обрёл настоящего друга? Вовсе нет. На самом деле для Гриффита существует только его мечта, ради которой при необходимости можно пожертвовать кем угодно.

    Когда Гатс осознаёт это, услышав разговор Гриффита с принцессой, это, естественно, становится для него ключевой точкой. Гатс начинает задумываться о том, до какой степени то, что Гриффит поддался своим демонам, явилось результатом его (Гатса) ухода от Ястребов, и этот вопрос вполне закономерен. Гриффит рассматривал Гатса как ценный инструмент, ради которого можно рискнуть головой. Поэтому он и уклонился от вопроса Гатса о том, почему рисковал ради него жизнью. Это способ манипуляции - позволить Гатсу думать, что он спас его, потому что Гатс был ему дорог как человек, как друг, а не как приспособление, полезное (и даже необходимое) для исполнения его честолюбивых замыслов. В этом отношении уход Гатса был для Гриффита потерей части своей мечты, своей безопасности.

    Среди этого Гатс, вероятно, послужил в большой степени причиной тому, почему Гриффит стал обдумывать для себя возможность обычной жизни. Гриффит сам говорит, что Гатс был единственным, кто мог заставить его забыть о мечте. Они могли бы стать настоящими друзьями, но Гриффит, хотя и подошёл к этому близко, не нашёл в себе достаточно смелости и не принял возможности, когда она была, приблизив этим своё падение - ведь ему был необходим настоящий друг. Одна из причин, почему Гатс становится лучше - его отношения с Каской. Гриффит всегда стоял выше критики, что позволило ему вообразить себя таким, каким он хотел, но критическое отношение Каски к Гатсу заставляет Гатса задумываться и оценивать себя, сознательно борясь со своими отрицательными чертами, чего Гриффиту не приходилось делать никогда. Мне очень нравятся эпизоды, где Гатс думает об оскорбительных словах Каски. Ему хочется верить, что она неправа насчёт него, но её слова вынуждают его произвести переоценку собственной личности и взглянуть на себя честно и объективно. Именно эта борьба за самоопределение делает его более человечным, чем когда-либо сможет стать Гриффит. Точно так же слова и действия Гатса в отношении Каски заставляют её сходным образом задуматься о себе. Так они оба осознают, что помогли друг другу вырасти, и в результате становятся ближе - что является одной из причин того, почему они полюбили друг друга.

    В другой теме Майк спрашивал, действительно ли Гриффит плохой человек. Я думаю, что Гриффит, в большей или меньшей степени, - жертва обстоятельств. Как уже было сказано, у него, вероятно, было трудное детство, похожее на то, какое было у Каски. Ещё, я думаю, сильное влияние на него оказало получение бехелита и пророчество колдуньи. Но интересно, насколько это пророчество истинно. Я склоняюсь к мысли рассматривать колдунью как некое подобие Оракула из "Матрицы", изрекающее пророчества, которые сбываются сами по себе. В конце концов, нам ясно показывают, что у Гриффита есть возможность повернуть назад. Демоны дают ему понять, что его судьба должна быть результатом его собственной свободной воли. Ему даётся очевидный выбор, и то, что он поддался демонам (в прямом и переносном смысле), есть его личное осознанное решение. Каждый эпизод начинается с эпиграфа о судьбе. Мне кажется, это судьба в том смысле, что мы изначально ограничены своей культурной и идеологической базой и своим внутренним потенциалом, а в случае "Берсерка" к этому добавляется немного божественного вмешательства. В этом плане Гриффит сам творит судьбу. Быть человеком - значит иметь способность подняться над обстоятельствами, бросить вызов богам и судьбе и сотворить свою собственную судьбу посредством личного выбора. Гриффиту был дан такой шанс, но он не смог этого сделать. Он слепо исполняет свою роль, даже не задумываясь о том, а надо ли ему или кому-нибудь другому вообще это делать.

    Небольшим примером того, как сериал показывает отношение к амбициям с точки зрения других героев, служит высказывание Коркаса в 19 серии:

    "В жизни человеку часто приходится идти на компромиссы, потому что у всех есть свои личные ограничения, и все должны смотреть в лицо реальности. Только ребёнок может довольствоваться одной мечтой."

    Коркас имеет в виду Гатса, но, по-моему, эти слова гораздо больше подходят Гриффиту. И мне кажется, это один из лучших и самых полезных советов, которые мне когда-либо доводилось слышать в аниме. Это мудро - быть честным с самим собой и знать о своих сильных и слабых сторонах. Коркас просто предупреждает об опасности иллюзии величия (конечно, Гриффит в этом плане "особенный", как говорит Коркас, потому, наверное, к нему это не относится). Но мне кажется, он несколько лукавит перед Гатсом и, возможно, самим собой. Использовать этот совет в применении к собственным усилиям - это одно, но пользоваться им как оправданием тому, что живёшь в чьей-то тени - совсем другое. Люди следуют за такими, как Гриффит, потому что они настолько слепо верят в мечту, и другие, не столь одарённые и уверенные в себе, видят в них средство достичь вершины. Я думаю, что Гатс прав в своём желании следовать собственным мотивам - хотя он не совсем уверен в них.

    Из-за того, что Гатсу не хватает мотивации, в "Берсерке" на самом деле так и нет героя. Есть героические личности, но героя - нет. Гатс в итоге превращается в героя, сделавшись противоположностью Гриффита. Его стремлением становится защитить невинных и свергнуть тиранию, в то время как стремление Гриффита в итоге заключалось в том, чтобы принести невинных в жертву ради создания того, что неизбежно превратилось бы в его собственную тиранию. Ирония заключается в том, что "судьба" Гатса зависит от обстоятельств не меньше, чем судьба Гриффита. Поэтому я и не считаю, что их судьбы являются чем-то абсолютным. Проводя ещё одну аналогию с "Матрицей", я думаю, что Рука Бога манипулирует людьми так же, как машины - расставляет игроков на поле, манипулирует ими при помощи пророчеств, и т. п. Аналогия не совсем точная, но, по-моему, вполне подходящая. Это некий философский шаг назад - вместо машин у нас декартовский демон зла. Кроме того, не будь это важно, в сериале не упоминалось бы так явно о свободной воле Гриффита. Может быть, Гатс стал для Руки Бога непривычным отклонением от нормы и этим создал закономерную угрозу их планам, в чём бы они ни заключались. Или наоборот - возможно, Апостолы намеренно манипулировали этими двумя людьми таким образом, чтобы подготовить битву между абсолютным героем и абсолютным злодеем. Конечно, доказательств ни тому, ни другому у меня нет.

    Гатс на самом деле очень простой персонаж. Его экзистенциальный кризис очень отличается от того, который испытывает Гриффит. Последнему нужно обрести смысл существования, а Гатс должен яростно сражаться, чтобы исполнить (или оправдать) то, что он считает своей внутренней божественной целью.

    Я не знаю, является ли то, как сюжет обходится с Каской, простым стереотипом, или же, к ужасу феминисток, это сделано специально. Каске не даётся даже намёка (не говоря уж о праве) на собственную мечту. Её судьба полностью принадлежит человеку, с которым она себя связала. Несмотря на то, что она воин, на её долю всё равно выпадает снисходительный ярлык "существа иного сорта".

    Когда всё уже сказано и сделано, сериал показывает, что, хотя обладать честолюбием и следовать своей мечте - это нормально, вводить в себя в заблуждение мыслью, будто ты бог среди людей или каким-то образом "достоин" такого положения - дело совсем другое. В этой точке сериал неожиданно представляет нам мысль о природе истории, по поводу чего я мало что осмысленного могу сказать. Действительно, кем были наши лидеры? Какова природа амбиций, скажем, Наполеона или Александра? Как они сумели собрать столь многих под своим флагом? Эти люди оказали значительное влияние на общество и историю, и может оказаться так, что история, какой мы её знаем, до какой-то степени была всего лишь плодом невротических амбиций.

    В "Двенадцати королевствах" похожий фантастический мир, и он являет собой приятную противоположность тому, что показано в "Берсерке". В этом аниме мы видим, как главный герой учится быть положительным лидером, что на самом деле означает быть честным с собой относительно своей человечности и принимать её слабости и недостатки. То, чего Гриффит никогда не мог. Ирония: Гриффит, наверное, думал, что достиг абсолютной власти, но на самом деле он так и остался рабом - рабом детского представления о судьбе.

    Скажу честно, что концовка сериала излишне жестока на мой вкус. Мне ужасно не понравилось то, что сделали с Каской, то, что Гриффит отдался на волю своих демонов и стал злодеем. Любую мысль о справедливости затмевает очень, ОЧЕНЬ навязчивый показ того, каким нехорошим делается Гриффит. Даже когда Гатс убивает короля, этого всё равно недостаточно. Нет удовлетворения - нет спасения, нет раскаяния. Гриффит хуже Синдзи, потому что он даже не пытается взглянуть за пределы своей фантазии. Кульминация его экзистенциального кризиса заключается в осознанном желании неоправданно уничтожить людей, которые верят в него. В конце можно испытывать лишь печаль и жалость по отношению ко всем, не исключая Гриффита. Да, Гатс - это свет во тьме, но за него трудно радоваться, учитывая то, насколько трагическим героем ему предстоит стать.

Читайте также: