Почему римляне не носили бороду

Опубликовано: 17.09.2024

В современном мире мужчина сам вправе выбирать носить ему бороду или нет. Ведь сейчас этот выбор не регулируется правовыми и морально-этическими нормами, а скорее определяется веяниями моды. Но так было далеко не всегда, например, среди древних греков приветствовалось ношение бороды, а в древнем Риме – нет.

Но почему в древней Греции бороды носили, а в Риме – нет? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории.

Борода в культурах народов мира

Отношение к ношению бороды среди народов мира всегда было разнообразным. В первую очередь оно зависело от культурных обычаев страны и эпохи. Так, во многих культурах считалось, что мужчина становился способным открыто озвучивать свое мнение и принимать решения только тогда, когда у него отрастала борода. А у некоторых народов бороду позволялось носить лишь избранным.

Так, например, в древнем Египте бороду носить мог только фараон . Остальным же мужчинам в обязательном порядке было необходимо начисто выбривать лицо. Стоить отметить, что борода фараона чаще всего была искусственной.

Рамсес II Великий — фараон Древнего Египта из XIX династии, правивший приблизительно в 1279—1213 годах до н. э.

Кроме того, в древние времена, борода была необходима для защиты лица от неблагоприятных погодных условий. И только в 1-ом тысячелетии до нашей эры борода стала использоваться в качестве украшения мужского лица.

Борода у древних греков

Древние греки относились к ношению бороды с почтением. Борода для мужчин древней Греции была предметом гордости и символизировала мудрость и просвещение. А некоторые типы бороды говорили о принадлежности мужчины, носящего их, к той или иной философской школе.

«Афинская школа» — фреска работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца.

Но с приходом к власти Александра Македонского все поменялось, и популярность ношения бороды быстро сошла на нет. Так по одной из версий, люди перестали носить бороды, последовав примеру своего безбородого военачальника. А по другой – Александр Македонский не сумел отрастить нормальную бороду, а потому и подданным приказал бороды сбрить.

Так же известно, что Александр Македонский приказывал своим воинам перед боем начисто брить лицо. Это делалось в целях обеспечения безопасности – что бы неприятель не мог схватить воина за бороду. С тех времен носить бороду в Греции стали лишь философы и мыслители.

А как обстояли дела с бородой в древнем Риме?

В древнем Риме борода не пользовалась популярностью. Римляне с давних времен отдавали предпочтение начисто выбритому лицу. Родоначальником этой традиции считается римский император Нерон.

Нерон — римский император c 13 октября 54 года, последний из династии Юлиев-Клавдиев.

Римляне считали, что гадкое и чистое лицо без бороды и аккуратная прическа являются олицетворением цивилизованного, богатого и успешного человека. А вот длинные волосы и борода – признаки бедности и варварства. И если у греков мужчина к 20 годам должен был бороду отрастить, то у римлян в этом возрасте бороду торжественно сбривали.

Таким образом, получается, что в древней Греции борода являлась олицетворением мудрости, и определяла принадлежность к той или иной философской школе. Поэтому в определенный временной период ношение ее для мужчин было обязательным. В древнем Риме же отношение растительности на лице было иным, борода считалась признаком варварства – поэтому римляне вынуждены были бриться.

С незапамятных времен борода считалась признаком зрелости и мудрости, силы и власти.

В Древней Ассирии и Персии длина бороды находилась в строгом соответствии со статусом. У воинов она могла доходить только до уровня плеча, а вот для правителей никаких ограничений не существовало. Бороду, закрывавшую большую часть лица, и ассирийцы, и персы завивали и укладывали ярусами, умащивая маслами.

К бороде, имеющей конусообразную форму, с большим почтением относились в Древней Греции, вплоть до эпохи Александра Македонского, который приказал воинам в обязательном порядке брить подбородки.


Существует несколько версий того, почему все-таки великий полководец ввел запрет на это "украшение". Возможно потому, что он хотел всегда выглядеть молодо, а возможно и потому, что у него самого плохо росла борода.

Хотя военные историки утверждают, что такое решение было принято для большей неуязвимости греческих воинов, чтобы враг не мог ухватить их за бороду во время сражения. Носить бороду было позволено только ученым и философам.

Римляне, для которых борода была атрибутом варваров, не носили ее вообще, и лишь в период упадка римских духовных ценностей, при императоре Адриане (117-138 годы) , увлекающемся философией, борода вошла в моду.

В Риме времен Калигулы и Нерона юноша по достижении 21 года должен был впервые избавиться от волос на лице. Ритуал сопровождался бурной оргией и означал официальное признание юноши мужчиной.

Долгое время обычай носить бороду как в Древней Греции, так и в Риме был всеобъемлющим — ни один уважающий себя грек или римлянин не мог появиться перед окружающими с бритым подбородком. Сохранился даже анекдот о том, что философ Диоген жестоко высмеял безбородого человека, спросив его: «Не собираешься ли ты подать в суд на природу за то, что она сотворила тебя мужчиной, а не женщиной? »

Вызов этой моде бросил Александр Македонский. Этот царь был первым известным безбородым греком. Пример его оказался столь заразителен, что почти 500 лет после его правления бороду в цивилизованном мире носили, пожалуй, только философы, да и то не все.

Существует, правда, и более прозаическое объяснение этого факта, заключающееся в физиологической особенности Александра Македонского, у которого борода просто-напросто не росла. Хотя, может быть, это явление носило и чисто утилитарное объяснение. Известно, что перед решающей битвой с персами при Гавгамелах Александр повелел своим воинам сбрить бороды, чтобы коварные варвары не смогли в тесноте битвы ухватить за них. Так или иначе, но все известные персонажи древней истории бород не носили. За исключением разве что римского императора Адриана, вновь внедрившего эту моду во времена варваризации Римской империи. http://www.vokrugsveta.ru/quiz/67/
Молодые римляне чисто выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков, ассирийцев. http://www.policlinica.ru/hair16.html
Греки носили бороды до эпохи эллинизма, наступившей вместе с завоеваниями Александра Македонского (356-323 гг до н. э.) . Овеянный славой, ставший символом мужской красоты, Александр Македонский был безбородым. Многие века после этого, греки, и вслед за ними римляне, считали, что цивилизованные народы, к которым они себя причисляли, должны бороды брить и тем самым отличаться от варваров – германцев и скифов.
Во 2 веке римский император Адриан (76-138 гг. н. э.) , для того, чтобы, как утверждала молва, скрыть родимые пятна на лице, отрастил бороду. Вслед за императором бороду стали носить и его подданные.
В начале 4 века отношение к бороде вновь изменилось. Император Константин Великий, сделавший христианство равноправным среди других религий Римской империи, ввел брадобрейство в обязанность. Христиане последовали императорскому указу. Отсутствие бороды стало отличать их от бородатых язычников и евреев.
http://www.proza.ru/texts/2008/06/07/154.html

Долгое время обычай носить бороду как в Древней Греции, так и в Риме был всеобъемлющим — ни один уважающий себя грек или римлянин не мог появиться перед окружающими с бритым подбородком. Сохранился даже анекдот о том, что философ Диоген жестоко высмеял безбородого человека, спросив его: «Не собираешься ли ты подать в суд на природу за то, что она сотворила тебя мужчиной, а не женщиной? »

Вызов этой моде бросил Александр Македонский. Этот царь был первым известным безбородым греком. Пример его оказался столь заразителен, что почти 500 лет после его правления бороду в цивилизованном мире носили, пожалуй, только философы, да и то не все.

Существует, правда, и более прозаическое объяснение этого факта, заключающееся в физиологической особенности Александра Македонского, у которого борода просто-напросто не росла. Хотя, может быть, это явление носило и чисто утилитарное объяснение. Известно, что перед решающей битвой с персами при Гавгамелах Александр повелел своим воинам сбрить бороды, чтобы коварные варвары не смогли в тесноте битвы ухватить за них. Так или иначе, но все известные персонажи древней истории бород не носили. За исключением разве что римского императора Адриана, вновь внедрившего эту моду во времена варваризации Римской империи.

Почему греки носили бороду, а римляне нет?

Интересно
  1. Отношение к бороде и усам в разных культурах
  2. Значение бороды в мировых религиях
  3. Короткий ответ

В современном мире наличие волосяного покрова на лице не регламентируется какими-либо нормами, моральными или правовыми. Каждый мужчина вправе самостоятельно решать, носить ему бороду или нет. Однако в прошлом к этому вопросу было более строгое отношение.

Отношение к бороде и усам в разных культурах

По неизвестной причине к бороде всегда складывалось особое отношение. Каким именно оно было, зависело от конкретной страны, культуры и эпохи. Зачастую считалось, если мужчина отрастил бороду, значит, он способен выражать свое мнение и убеждения открыто.

В древности растительность на лице была необходимой, так как защищала от неблагоприятных погодных условий. Лишь в первом тысячелетии до н.э. она превратилась в украшение и предмет мужской гордости.

Древние Египтяне особым образом относились к бороде, поэтому ее мог носить лишь фараон. К слову, его знак отличия был искусственным. Остальные мужчины избавлялись от волосяного покрова на лице.

Древние греки относились к растительности на лице более чем благосклонно. Для них она была символом мудрости и знаний. Наличие бороды определенной формы говорило о том, что человек принадлежит к конкретной философской школе.

Скульптуры древнегреческих философов

Скульптуры древнегреческих философов

Так продолжалось до тех пор, пока власть над Грецией не оказалась в руках Александра Македонского. С его появлением мода на бороды быстро угасла. Здесь мнения историков расходятся. Одни считают, что подданные просто последовали примеру военачальника. Другие настаивают – Александр не мог отрастить достойную бороду (по физиологическим причинам) и запрещал делать это остальным.

В любом случае, перед сражением полководец приказал воинам сбрить бороды в целях безопасности – чтобы враги не могли ухватиться за них в бою. С тех пор в Греции растительность на лице стала чертой философов.

Что касается римлян, то они действительно предпочитали иметь чисто выбритые лица. Инициатором такой традиции считается император Нерон. В Римской империи ценили волевой и энергичный характер, энтузиазм, молодость, а не многолетний опыт и груз прожитых лет. Кроме того, небритое лицо, длинные волосы ассоциировалось с недалекими варварами. Аккуратная короткая стрижка, гладко выбритое лицо – вот признаки цивилизованного человека.

Гай Юлий Цезарь - древнеримский полководец, государственный и политический деятель.

Гай Юлий Цезарь – древнеримский полководец, государственный и политический деятель.

В дальнейшем отношение к бороде и усам менялось не раз. Относительно стабильным было мнение в Киевской Руси. Долгое время мужчины носили бороды и очень гордились ими. Эта традиция сперва не имела отношения к религии (позже церковь укрепила ее). Доходило до того, что священники отказывались благословлять верующего человека, если у того не было бороды.

Существенные изменения произошли лишь при царе Петре I. Он во многом брал пример с немцев и голландцев. В один прекрасный момент бороды оказались под строгим запретом (на усы он не распространялся). Однако такие новшества вызвали бурю протестов у населения, поэтому царь поступил иначе – ввел пошлину для тех, кто не хотел бриться.

Значение бороды в мировых религиях

Первым делом стоит отметить, что среди наиболее распространенных религий мира мнения насчет бороды разделились. Одни всячески приветствуют ее наличие или, как минимум, рекомендуют сторонникам носить бороду. Другие – призывают регулярно избавляться от волос на лице. Каждая религия руководствуется определенными мотивами.

В иудаизме и исламе наличие бороды крайне желательно, но есть свои нюансы. Мусульмане отращивают бороды, стараясь поступать по примеру пророка Мухаммеда. При этом за волосяным покровом необходимо тщательно ухаживать. Усы должны быть короткими. Это строгие правила, которые важно соблюдать.

Иудеи наличием растительности на лице демонстрируют уважение к предкам, ведь им был свойственен именно такой внешний облик. Тора (часть Библии) указывает иудеям на то, что нельзя стричь волосы в определенных точках на нижней части лица. Поэтому они отращивают бороды и не стригут волосы на висках. Впрочем, существует масса дополнительных нюансов.

Буддисты предпочитают избавляться от волос, как на лице, так и на голове. Монахи ведут отстраненный образ жизни, который далек от обычной суеты и будней. Они считают, что в волосах содержится человеческая энергия, поэтому избавление от них – своего рода «обнуление».

Буддийский монах

Буддийский монах

В православном христианстве нет четких предписаний относительно растительности на лице. Однако большинство мужчин-священнослужителей предпочитают носить бороду. Это связано со стремлением не идти против природы и естественного порядка вещей. Кроме того, на всех иконах святые и мученики изображены с бородой.

Противоположное мнение сложилось у католического христианства. Священнослужители предпочитают полностью сбривать волосы на лице, хотя их наличие официально не запрещено. На католиков сильное влияние оказали римские традиции, в соответствии с которыми бритье является обязательной гигиенической процедурой.

Короткий ответ

В Древней Греции до определенного момента борода символизировала мудрость, отношение к определенной философской школе. Все изменилось с приходом к власти Александра Македонского, который запретил воинам носить бороды в целях безопасности (чтобы противники не могли хвататься за них в сражениях). Согласно одной из версий, у самого полководца волосы на лице росли плохо и это реальная причина запрета. В Римской империи предпочитали бриться начисто, поскольку в моде был опрятный внешний вид – признак цивилизованности. А борода и длинные волосы – удел варваров.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Почему греки носили бороду, а римляне нет?
masterok February 8th, 2020

По неизвестной причине к бороде всегда складывалось особое отношение. Каким именно оно было, зависело от конкретной страны, культуры и эпохи. Зачастую считалось, если мужчина отрастил бороду, значит, он способен выражать свое мнение и убеждения открыто.

В древности растительность на лице была необходимой, так как защищала от неблагоприятных погодных условий. Лишь в первом тысячелетии до н.э. она превратилась в украшение и предмет мужской гордости. Древние Египтяне особым образом относились к бороде, поэтому ее мог носить лишь фараон. К слову, его знак отличия был искусственным. Остальные мужчины избавлялись от волосяного покрова на лице.

Интересный факт: по правилам фараоном мог быть лишь мужчина, олицетворявший бога Хора. Но история помнит женщину-фараона по имени Хатшепсут. Чтобы не нарушать традиций, в ходе различных церемоний она облачалась в мужскую одежду, а также носила искусственную бороду.

Древние греки относились к растительности на лице более чем благосклонно. Для них она была символом мудрости и знаний. Наличие бороды определенной формы говорило о том, что человек принадлежит к конкретной философской школе.

Так продолжалось до тех пор, пока власть над Грецией не оказалась в руках Александра Македонского. С его появлением мода на бороды быстро угасла. Здесь мнения историков расходятся. Одни считают, что подданные просто последовали примеру военачальника. Другие настаивают – Александр не мог отрастить достойную бороду (по физиологическим причинам) и запрещал делать это остальным. В любом случае, перед сражением полководец приказал воинам сбрить бороды в целях безопасности – чтобы враги не могли ухватиться за них в бою. С тех пор в Греции растительность на лице стала чертой философов.

Что касается римлян, то они действительно предпочитали иметь чисто выбритые лица. Инициатором такой традиции считается император Нерон. В Римской империи ценили волевой и энергичный характер, энтузиазм, молодость, а не многолетний опыт и груз прожитых лет. Кроме того, небритое лицо, длинные волосы ассоциировалось с недалекими варварами. Аккуратная короткая стрижка, гладко выбритое лицо – вот признаки цивилизованного человека.

В дальнейшем отношение к бороде и усам менялось не раз. Относительно стабильным было мнение в Киевской Руси. Долгое время мужчины носили бороды и очень гордились ими. Эта традиция сперва не имела отношения к религии (позже церковь укрепила ее). Доходило до того, что священники отказывались благословлять верующего человека, если у того не было бороды. Существенные изменения произошли лишь при царе Петре I. Он во многом брал пример с немцев и голландцев. В один прекрасный момент бороды оказались под строгим запретом (на усы он не распространялся). Однако такие новшества вызвали бурю протестов у населения, поэтому царь поступил иначе – ввел пошлину для тех, кто не хотел бриться.

Значение бороды в мировых религиях

Первым делом стоит отметить, что среди наиболее распространенных религий мира мнения насчет бороды разделились. Одни всячески приветствуют ее наличие или, как минимум, рекомендуют сторонникам носить бороду. Другие – призывают регулярно избавляться от волос на лице. Каждая религия руководствуется определенными мотивами.

В иудаизме и исламе наличие бороды крайне желательно, но есть свои нюансы. Мусульмане отращивают бороды, стараясь поступать по примеру пророка Мухаммеда. При этом за волосяным покровом необходимо тщательно ухаживать. Усы должны быть короткими. Это строгие правила, которые важно соблюдать. Иудеи наличием растительности на лице демонстрируют уважение к предкам, ведь им был свойственен именно такой внешний облик. Тора (часть Библии) указывает иудеям на то, что нельзя стричь волосы в определенных точках на нижней части лица. Поэтому они отращивают бороды и не стригут волосы на висках. Впрочем, существует масса дополнительных нюансов.

Буддисты предпочитают избавляться от волос, как на лице, так и на голове. Монахи ведут отстраненный образ жизни, который далек от обычной суеты и будней. Они считают, что в волосах содержится человеческая энергия, поэтому избавление от них – своего рода «обнуление».

В православном христианстве нет четких предписаний относительно растительности на лице. Однако большинство мужчин-священнослужителей предпочитают носить бороду. Это связано со стремлением не идти против природы и естественного порядка вещей. Кроме того, на всех иконах святые и мученики изображены с бородой.

Противоположное мнение сложилось у католического христианства. Священнослужители предпочитают полностью сбривать волосы на лице, хотя их наличие официально не запрещено. На католиков сильное влияние оказали римские традиции, в соответствии с которыми бритье является обязательной гигиенической процедурой.

Борода в древнем мире

У всех древних народов волосы были частью культовых верований. Отсечение волос на голове или теле имело мистическое значение: волосы стригли при инициации юношей, пряди волос были частью погребального обряда, а насильственное лишение волос — знак победы и унижения соперника: например, скальпирование у индейцев, принудительное бритье рабов в древнем Вавилоне.

Борода в традиционном обществе служила признаком красоты, мужества и благородства. У народов азиатского Востока борода однозначно трактовалась как атрибут мужской силы: так, в Месопотамии чиновники и солдаты обязаны были носить бороду. Сохраняла борода культовое значение и у северных европейцев.


Немецкие язычники клялись волосами и бородой; все боги скандивавов бородаты, при этом Один прозывался «пышноволосым», а Тор «пышнобородым».

Бороды побежденных собирали как знаки одержанных побед и превосходства. Гигант Рето в «Истории королей Британии» имел плащ, сотканный из бород убитых им королей.

В Древнем Египте ношение бороды было дозволено только фараону: остальные — от жрецов и чиновников до простолюдинов — брили лицо. В полисах Древней Греции борода была знаком принадлежности к государственной власти или философской школе, ассоциировалась с мужской силой и привлекательностью.

Первым известным историческим лицом, брившим бороду, был Александр Македонский. Существует легенда, что перед индийским походом Александр узнал, что тактика тамошних воинов заключается в том, чтобы хватать противника за бороду во время ближнего боя, и приказал своему войску сбрить бороды. Так, со времени Александра (IV в. до н. э.) в Средиземноморском мире господствовал обычай брить (или выщипывать) бороду. Бриться «до кожи» было необязательно, да и не все могли себе это позволить — можно было обстригать бороду ножницами, оставляя небольшую щетину.



В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы — медные, бронзовые и стальные — впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.


Излишние волосы души моей

Со времен Александра мода на бритье бород появилась в Греции, затем ее переняли римляне, у которых бритое лицо стало обязательным признаком цивилизованного человека. И после падения Римской империи в V веке короли и правители Европы, подражая первым Каролингам и самому Карлу Великому, брили бороды и иногда носили усы. Согласно обряду коронации императоров первой половины XII века, они должны были «быть бриты», когда папа римский целует коронуемого в лоб, щеки и уста.

В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто.

Тем не менее господствовали разные моды. Солдаты на средневековых миниатюрах изображаются безбородыми, особым образом были обриты факиры и комедианты.

К XII веку относят трактат Бурхарда Беллевосского «Апология бороды», в котором автор дает описание разных «стилей» бород и усов:

“barbae funiculatae” («как веревки»), “corniculatae” («маленькими рожками»), “furcate” («вилами», то есть разлапистые бороды), “calanistratae” (завитые с помощью железа, как волосы женщин)… Бороды заостренные, длинные, ниспадающие на живот и бороды «как птичьи хвосты».

В Англии в англосаксонскую эпоху (V–IX века) любой, кто отрезал человеку бороду, должен был заплатить вергельд в 20 шиллингов. В «Русской правде» (X–XI века) за вырванный клок бороды полагалась пеня в 12 гривен (тогда как за отсеченный палец на руке — всего 3 гривны). К русской бороде мы еще вернемся, но как же Европа в итоге осталась безбородой? Всему виной католические священники.

В XI веке мирянин, вступавший в монастырь, произносил обет: «Я предаю излишние волосы души моей на пострижение в жертву и волосы головы моей на бритье…» в качестве символа послушания. Действительно, духовенство и монахи в средневековой Европе все были бритыми.

Уже в XII–XIII веках моралисты и ханжи считали, что пышная борода указывает на греховность человека, а небольшая ухоженная бородка — на сладострастие.

Преследовались и длинные волосы: «Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, но из соображений святости», — путано писал богослов XII века Петр Коместор (Едок). Крестоносцам епископы рекомендовали сбривать бороды, чтобы их нельзя было спутать в битве с бородатыми противниками.

Словом, бритое лицо стало явной принадлежностью высшего общества — и осталось ею в дальнейшем, в века Возрождения и Новое время. (Заметим, что европейские крестьяне и бедняки при этом носили бороды.) Элита же отпускала волосы и бороду в трауре, ссылке, отшельничестве. Ну а тем временем в России бороду носили все мужчины независимо от социального статуса.


Усы на Руси

Брились или нет восточные славяне в языческую эпоху — вопрос, на котором сломано не одно копьё. Не будем в него вдаваться — скорее всего, южные славяне брились, а северные — нет — чисто по климатическим причинам. Но в X веке между Западной и Восточной церковью по вопросу стрижки бород происходит серьезный раскол. Русь в этой ситуации — на стороне византийского христианства, где священники носили бороду.

«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — это цитата из Библии (Левит, 19:27). В средневековой Руси этот принцип свято соблюдался.

Один из первых больших скандалов с бородой случился с Василием III, отцом Ивана Грозного. Чтобы понравиться Елене Глинской, будущей матери Ивана и литовской княжне, Василий сбрил, по западному обычаю, бороду. Когда бояре стали пытаться ему подражать, на них ополчилось духовенство, и мода не прижилась. Сам Иван Васильевич впоследствии запрещал брить бороды «и попу и мирским людем», а в 1551 году по его инициативе собрался церковный Стоглавый собор, который прямо табуировал брадобритие: «Безбородому невозможно в царствие небесное внити», — говорит Стоглав. Согласно его текстам, бритого даже нельзя отпевать.

Бородой на Руси гордились и клялись. Путешественник Адам Олеарий говорит о московских боярах, что «те из них, которые имеют большую бороду и толстое брюхо, пользуются большим уважением. Его царское величество (имеется в виду Михаил Федорович. — Прим. авт.) выставляет таких людей на торжественных аудиенциях, думая этим вселить в иноземцах большее к своей особе уваженье». Григорий Котошихин писал о времени царя Алексея Михайловича, что «иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, а по великой породе». Именно при царе Алексее усилились гонения на бритых мужчин и даже у заслуженных бояр отнимались чины за подрезывание волос. Но почему это вообще началось?


Бритвенный станок цивилизации

Ксенофобия в России XVII века существовала не только на словах. Как писал историк Николай Костомаров, «все западные христиане являлись в понятии русского под именем немцев; их признавали некрещеными. По понятию строгого благочестия, не только дружба с немцами, но само прикосновенье к ним оскверняло православного. На этом основании, когда великие князья и цари принимали послов и допускали их к руке, то обмывали руку, чтобы стереть с нее оскверняющее прикосновение еретика». Вот так следовало, по идее, относиться к иностранцам. И царь Алексей Михайлович этот ритуал тоже соблюдал — а сам вовсю интересовался иностранными изобретениями, наукой и культурой, завел у себя придворный театр…

Да и вообще иноземцев кругом становилось все больше. Огромная торговля с Европой шла через Архангельск, где уже привычным делом стали межнациональные браки. Европейские военные (немцы и англичане в основном) обучали и тренировали русские полки. В Россию из Англии ехали купцы и медики.

Через западную моду и светские развлечения в Россию проникал и западный образ светского человека — бритого, то есть с «босым лицом».

В 1675 году выходит указ, чтобы придворные чины (стольники, стряпчие, дворяне и жильцы — придворная элита того времени) «иноземных немецких и иных извычаев не перенимали, волос у себя на голове не подстригали, а также платья, кафтанов и шапок у себя не носили и людям своим тоже носить не велели». Таким образом двор стареющего царя Алексея пытался защититься от «иноземщины» в царских покоях.

Но уже в 1681 году царь Федор приказывает дворянам и приказным (чиновникам) носить короткие «европейские» кафтаны. Кстати, символично, что сам Федор — царь без бороды (по возрасту; она просто не успела вырасти, Федор Алексеевич скончался в 21 год). В Москве начинают брить бороду, что вызывает протест традиционалистов. В качестве последнего средства патриарх Адриан издает специальное послание, в котором убеждает в неизбежности адских кар за брадобритие… Но Адриан был последним патриархом досинодального периода — вскоре институт патриаршества будет отменен Петром Первым. Как, кстати, и бороды.


Царь-брадобрийца

Раз уже выходили царские указы, запрещавшие ходить в иноземном платье при дворе, значит, петровские новации имели хоть какую-то, да почву. Все равно первый день брадобрития был шокирующим. Вернувшись из Великого посольства в европейские земли, царь собрал придворных в Преображенском дворце, ласково говорил с ними, рассказывал о походе — и собственноручно обрезал бороду то одному, то другому царедворцу. То же повторилось и на следующих пирах — у Шеина, у Лефорта… Уже через несколько пиров высшее общество поняло, к чему клонит царь, и начало примерять немецкое платье.

Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев — сначала внешне, а там и все остальное подтянется.

С 1700 года сначала все правительственные чины, дворяне и чиновники, а затем и «все вообще» люди, кроме духовенства, извозчиков и пахотных крестьян, должны были начать носить немецкое платье. А в 1705 году повелено: «Всякого чина людям, кроме церковного (попов и дьяконов), брить бороды и усы». С того, кто не хотел подчиняться, брали ежегодный налог: с чиновников и состоятельных горожан («торговых и посадских») по 60 рублей, с богатых купцов — по 100, с горожан победнее — по 30 рублей, а с крестьян, входящих с бородой в город, каждый раз по 2 деньги (1 копейка).

У городских ворот стояли специальные досмотрщики, другие разыскивали бородачей по улицам и площадям. Особенно тяжко приходилось староверам, которые бороду сбрить просто не могли. В 1722 году было приказано, чтобы носящие бороды платили по 50 рублей в год и «чтобы оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем, ферязи и однорядку с лежачим ожерельем» — в общем, карикатурный «староверский» костюм. Пришедшим в государственное учреждение бородачу не в таком платье отказывали в принятии документов и взыскивали с него штраф. Тому, кто приведет к воеводе одетого «не по форме» бородача, полагалась половина такого штрафа. А в 1724 году царь еще повелел и «женам бородачевым» носить шапки с рогами. Разумеется, такие дикие меры дополнительно способствовали переходу многих раскольников на нелегальное положение.


Можно себе представить, какое — при хаосе в тогдашних государственных учреждениях, неопределенности в порядке взимания «бородовых» денег и пошлин — открывалось поле для злоупотреблений!

«Бедный промышленник из купечества или из крестьян везет в город: харч, бревна, дрова, уголья или какой-нибудь другой товар; у городских ворот: стой! а борода? И вот летит алтын и копейка в карманы заставных — не хочет платить, отправляют в воеводскую канцелярию, а оттуда в тюрьму — и долго, долго просидит в ней: откуда бедному взять 50 рублей? В воеводской канцелярии в Петербурге в 1723 году накопилось так много бородачей из бедных торговцев и промышленников, приехавших в город с самыми ничтожными товарами, что по указу Сената велено выбрить им бороды и выпустить на поруки…»

Г. Есипов. «Русская борода и немецкое платье»

Бритое лицо и немецкое платье стало «пропуском» в новое общество: хочешь жить в городе и зарабатывать — брейся и одевайся по-европейски.

«Отмена» бороды далась далеко не просто, но дело было сделано, и вся верхушка общества после Петровской эпохи бород уже не носила. А вот среди пашенного крестьянства уважением к бороде по-прежнему было столь сильным, что брить бороду не осмеливались даже… женщины. О курьезном случае в 1741 году сообщали «Санкт-Петербургские ведомости»:

«В 1739 г. была привезена в Академию наук из Московской губернии „мужицкая жена“ Аксинья Иванова, 45 лет, как замечательный раритет. У нее с двадцатилетнего возраста стала расти мужская борода, с усами, и достигла 4–5 дюймов длины. В академии с нее списали „живописным художеством“ портрет… Росту своих волос не противилась, и как стрижением, так и вырыванием препятствовать оному не хотела, но за грех сие почитала. А и муж ее того делать ей не советовал».


«Высочайше утвержденные усы»

Индустрия взимания «бородовых» денег породила огромное количество злоупотреблений — а главное, оставалась доходной статьей государства. Поэтому после смерти Петра борода на лица русских мещан не вернулась. В 1762 году Екатерина II, только вступив на престол, выпустила указ о разрешении бежавшим за границу раскольникам вернуться в Россию — и велела не преследовать их за ношение бород. Екатерина также отменила бородовую пошлину для гражданских, а военным по-прежнему строго наказывали бриться.

К началу XIX века бритье сделалось для высших сословий в России уже общим местом.

Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.

Однако влияние французских мод постепенно возвращает бороды на лица молодых российских дворян — вместе с цилиндрами и стеклышками в глазу. «Борода все еще в большой моде. Да, борода! Кто хочет одеваться совершенно по-парижски, тот должен носить бороду…» — читаем в 1834 году.

Вообще в эпоху Николая I ношение усов и бороды в обществе не приветствовалось и считалось признаком вольнодумства или фатовства. Даже Пушкин, отпустив бороду, вынужден был скрываться от глаз светского общества: «Он никуда не показывался, потому что ехал с бородой, в которой ему хотелось показаться жене».

Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.

С 1832 года воинским чинам было разрешено носить усы и баки (но не бороды). Для гражданских чинов все оставалось строго. 30 марта и 2 апреля 1837 года вышли указы, напоминавшие о строгом запрете носить усы и бороды всем гражданским чинам и чинам придворного ведомства. В указе от 2 апреля говорилось: «император… изволил заметить, что многие гражданские чиновники, в особенности вне столицы, дозволяют себе носить усы и не брить бороды… подражая французским модам». Император находил это «совершенно неприличным» и повелел «всем начальникам гражданского ведомства строго смотреть, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили, ибо сии последние принадлежат одному военному мундиру».


Как пишет А. Фаресов, «один только профессор батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде носил „высочайше утвержденные усы“, как он выражался, на том основании, что император Николай Павлович очень часто посещал мастерскую художника, очень любил последнего и, в виде исключения, позволил ему носить усы». В 1848 году, однако, усы разрешили носить также чиновникам одного гражданского ведомства — Корпуса путей сообщения.

В 1850-е годы усы и бакенбарды стали модным аксессуаром викторианского мужчины — возможно, после Крымской (Восточной) войны, откуда британские офицеры возвратились порядком заросшими. Со временем и в России наступило послабление законодательства по этому вопросу: Александр II, сам носивший пышные бакенбарды, в 1874 году разрешил военным носить бороды во всех войсках, кроме гвардии, свиты императора и высших военных и морских чинов. А в 1881 году бородатый царь Александр III «вернул» бороды и гражданским чиновникам. Бороду носили и многие члены царской семьи рубежа веков — Константин Константинович, Николай Михайлович, Сергей Александрович и сам Николай II.

В Советской России законов о растительности на лице уже не было. Борода, конечно, могла восприниматься как характерный атрибут геологов, художников, диссидентов, но денег за ее наличие никто брать не пытался. Обязательным бритье бороды осталось только в армии.

Читайте также: