Почему ребенок постоянно теребит волосы

Опубликовано: 17.09.2024

Пожалуй, этот вопрос можно встретить на любом форуме для мам. И подавляющему большинству женщин не нравится, что их чадо, засыпая (а чаще всего данная привычка проявляется именно в момент укладывания), накручивает их локоны на пальчик, перебирает, тянет или даже вырывает волоски. Это раздражает, да и больно, в конце концов! Крохе же непременно нужно потеребить мамину шевелюру, чтобы успокоиться. Более того, если отобрать у карапуза требуемое, он начинает капризничать, злиться и идет на любые ухищрения в попытке добраться до волос.

Причины, по которым ребенок теребит маму за волосы.

Каждая мама пытается понять мотивы малыша. Психологи называют следующие варианты:
- ребенку не хватает родительского внимания, тактильной близости;
- карапуза что-то тревожит, беспокоит;
- он думает, что таким образом закрепляет право собственности на маму.

Однако есть и более врожденное объяснение подобному поведению на уровне врожденных инстинктов: все детеныши-приматы хватаются за шерсть самки и так передвигаются, согреваются или избегают опасности. Существует эксперимент, описывающий действия маленькой обезьянки, воспитываемой без родителей. Ее помещают в помещение с двумя “приемными” мамами: одной мягкой, но бесполезной, а другой металлической, но обладающей молоком или какими-то иными функциями. Моделируются различные ситуации, однако исход их один. Каждый раз, насытившись, малыш бежал к шерстяной матушке и проводил время с ней. К ней же обезьянка кидалась первым делом в непривычной или пугающей обстановке. Таким образом, прошли десятки тысяч лет, женщины давным-давно лишены шерсти, а инстинкт наших детей все еще провоцирует их ухватиться за имеющиеся волосы.

Методы “борьбы”.

Некоторые сторонники мягких, “японских” методов воспитания, скажут: “Ну и пусть ребенок теребит маму за волосы, он же маленький, можно потерпеть”. Однако, во-первых, вредная привычка может закрепиться. А бороться с ней придется ровно столько же, времени (а то и дольше), сколько она формировалась. И это будет процесс довольно некомфортный для обеих сторон, требующий от родителей максимум терпения и изобретательности.

Во-вторых, раз женщине неприятны такие ощущения, то она вряд ли должна терпеть, идя на поводу у чада. Более того, дети постоянно проверяют границы допустимого и дозволенного и мало-помалу могут далеко зайти в своих притязаниях и поступках.

Скажем сразу, не существует универсальных способов искоренить эту привычку, подходящих абсолютно всем малышам. Важно понять причину и поэкспериментировать. Если грудничок только-только начинает так себя вести, попробуйте спокойно, мягко, но уверенно убирать его ручку от своих волос. Как вариант, надевать косынку, шапочку или заплетать хвостик или пучок. Возможно, колыбельной, покачиваний, поглаживаний, похлопываний будет достаточно для расслабления крохи при отходе ко сну.

Иногда предлагают несколько противоречивый способ: потянуть волосы крохи в ответ. Наверное, некоторым детям старшего возраста этот урок может пойти на пользу. Они поймут причину возникновения боли и свяжут свои соответствующие действия с неудовольствием “объекта”. Однако вполне вероятен и абсолютно иной исход. Поскольку способность детей строить логические цепочки довольно низка, ваш урок может пройти даром. Более того, демонстрируя поведение, которые вы хотите предотвратить у карапуза, взрослые посылают сигнал, сбивающий с толку. Порой помогает объяснение, что маме неприятно, повторяемое несколько раз. И уж точно крик и раздражение (от которого, признаться честно, бывает сложно избавиться) работают в этом вопросе хуже всего.

Можно предложить замену маминой шевелюре - куклу, мягкую игрушку, шелковую ткань. Таким образом родители разберутся, чего именно не хватает малышу: родительской близости или неких тактильных ощущений. Если последнего, то в течение дня стоит предложить карапузу игры с ощупыванием различных фактур, заплетанием косичек, расплетанием шнурочком и так далее. В кроватку можно повесить мягкую подвеску с различными элементами.

Или же вы понимаете, что когда ребенок теребит маму за волосы, он пытается компенсировать недостаток объятий, ласки и внимания в течение дня. Тогда постарайтесь чаще инициировать подобные акты проявления любви, наполните сосуд любви своего чада до краев. Не все дети любят, когда их чрезмерно зацеловывают, они буквально вырываются и убегают. Можно просто посадить его на колени и почитать книгу или, приобнявшись, посмотреть мультфильм. Да или просто присоединиться к любой детской игре, отвлечься от домашних хлопот и провести это время вместе качественно, а не вполглаза и вполуха, как это бывает обычно.

Также стоит проверить, фиксируется ли карапуз исключительно на маминой прически или же ему подойдут любые волосы, которые можно хватать и перебирать. Для этого пусть какое-то время малыша укладывает папа или бабушка. Желательно, чтобы прическа у родственника была короткой. Так вы проверите, будет ли ребенок искать успокоения в привычной манере или уснет без этого ритуала. Вполне вероятно, что в течение нескольких дней кроха избавится от дурной повадки.

Да, иногда необходимость засыпать с мамиными волосами в руке отпадает по мере взросления карапуза, вредная привычка пропадает. Однако иногда женщинам приходится идти на радикальные меры - подстригаться коротко - в борьбе за собственные нервы. Надеемся, это не ваш вариант, и удастся договориться с малышом по-хорошему, сохранив прическу.

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Малыши копируют поведение родителей, в том числе привычку кусать губы.







Маленькие дети часто неосознанно грызут ногти, теребят волосы или ковыряют в носу. Большинство вредных привычек, по словам психологов, проходят сами, если не заострять на них внимания. Но когда такая модель поведения повторяется вновь и вновь, нужно срочно действовать.


От безделья и страха

В дошкольном возрасте наиболее распространены следующие вредные привычки:

  • сосание пальца,
  • грызение ногтей,
  • кусание губ,
  • скрежет зубами,
  • жевание края одежды или карандашей,
  • теребение волос,
  • ковыряние в носу,
  • хруст суставами пальцев.

Правильный распорядок дня и этикет

Понаблюдайте за поведением ребёнка и определите причину проявления вредной привычки. Доброжелательно поговорите, выясните, что его побуждает к этим действиям. Как можно деликатнее объясните, почему не следует так себя вести. Например, что шмыгать носом при других некрасиво по этикету, а щелкать пальцами вредно для здоровья. Расскажите, как через грязные ногти в организм попадают микробы, которые могут вызвать опасные заболевания.

Мальчики часто боятся огорчить или рассердить свою маму.

Нужно чаще хвалить детей и поощрять их за достижения, чтобы и в дальнейшем они придерживались хорошего поведения. Нередко то, что взрослые воспринимают как плохие привычки, на самом деле свидетельствует лишь о невоспитанности. К этому можно отнести чавканье за столом или постоянное перебивание взрослых во время разговора по телефону. Научите дошкольника носить с собой носовой платок и регулярно подстригать ногти.

Причинами нарушения родительских запретов могут быть желание проверить взрослых на прочность, протест или недостаток внимания.

Меняем плохие привычки на хорошие

  • Если ребёнок кусает ногти, предложите ему в качестве альтернативы в такие моменты перекусывать тыквенными семечками или сухофруктами.
  • Если ребёнок постоянно теребит волосы, займите его руки чем-то другим, например, дайте верёвку и научите вязать морские узлы. А можно показать дочке, как плести косы.
  • Вместо того чтобы хрустеть костяшками, пусть лучше лопает упаковочную плёнку с пузырьками. А ещё лучше - просто делает зарядку для пальцев.
  • Тем, кто любит грызть ногти, нужно занять руки – либо игрушкой, либо, например, морковкой.

Правила успешных родителей

«Вредные привычки – это симптом невротического состояния. Чтобы выяснить, почему ребёнок кусает ногти или постоянно теребит волосы, нужно разобраться, что происходит в семье этого малыша, - советует практикующий психолог Алла Гущина. - Ругать и запрещать в этом случае полностью противопоказано. Так как невроз может перейти в более тяжёлую форму и стать причиной развития соматических болезней. Например, астмы, аллергии или энуреза. Часто своими вредными привычками дети пытаются привлечь внимание взрослых. Если в семье царит тревожная атмосфера, мама и папа часто ругаются, эта нервозность передаётся и детям. Поэтому в первую очередь психологи работают с родителями. Помогать ребёнку бессмысленно, если потом он вернётся в ту же нездоровую среду » .

По словам психолога, родители должны как минимум 30 минут в день уделять ребёнку качественное внимание. Вы должны искренне интересоваться его самочувствием и делами, не отвлекаясь от разговора на переписку по телефону и просмотр видео на планшете. Покажите, что малыш действительно важен для вас.

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Невроз у детей симптомы и лечение — рекомендации психолога Елены Лагуновой на medalvian.ru

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.


Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.


У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.


На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.


сохранение волос

Почему ребенок ест волосы?

У маленьких детей нередко проявляется странное поведение, которое взрослые не могут объяснить логическими догадками. К числу подобных странностей относятся ситуации, когда ребенок дергает себя за волосы, или пытается вырывать локоны волос у мамы.

Порой действия малышей становятся настолько интенсивными, что провоцируют облысение целых участков головы, или приносят боль маме. Рассказываем, что заставляет ребенка рвать волосы на голове и как отучить карапуза от странного поведения.

Причины возникновения трихотилломании

Важно понять, что трихотилломания относится к неврозам навязчивых состояний. Заболевание это в равной мере проявляется как у детей, так и у взрослых, как у мальчиков, так и у девочек. Трихотилломания характеризуется автоматическим, неосознанным рвением волос. В процессе этого трихотолломаны получают удовлетворение. При этом люди с таким неврозом сами не могут объяснить, почему они это делают, и почему получают от этого удовлетворение.

Сегодня детские психологи выделяют несколько причин, из-за которых ребенок вырывает волосы на голове. Среди них:

1. Стресс или потрясение эмоционального характера. Может проявиться в случае перенесения психической травмы.

2. Низкая самооценка ребенка. Такая причина характерна для детей, которые не получают от родителей необходимое им внимание. Как следствие, ребенок начинает рвать на себе волосы, чтобы обратить на себя внимание родителей, показать свои внутренние переживания.

3. Действие компенсаторного механизма. В таком случае дети вырывают себе волосы, если ожидают какое-то несчастье, выдуманное или реальное.

4. Существует также возможность того, что вырывание волос вызвано поведением родителя женского пола. Такой вариант применим к девочкам. Они могут видеть, как их мама, к примеру, выщипывает брови, и попросту повторять за ней. Но со временем у них может развиться зависимость, с которой они не смогут совладать. Но такое случается довольно редко.

Симптомы трихотилломании могут быть вызваны и чисто физиологическими причинами:

— болью в области головы или зудом;

— повышением внутричерепного давления;

— недостатком в организме таких элементов как медь или железо;

— в крайнем случае – наличием в головном мозге новообразования.

Что делать, когда ребенок дергает себя за волосы?

малыш дергает себя за волосы

Независимо от причины описанного поведения, не оставляй его без внимания и контроля.

Покажи, что агрессия не эффективна.

Главный ключ подавления агрессии младенца – убедительная демонстрация того, что подобные действия не приносят результата.

Если ты будешь игнорировать его дергание за волосы, поведение продолжит «работать» (потому что тот, кого дернули за волосы, скорее всего, сделает то, что требует малыш), и ситуация ухудшится. Карапуз усвоит, что подергивание волос приносит желаемые результаты.

Если же будешь слишком проникаться ситуацией, то тоже сыграешь малышу на руку. Например, родители часто забирают младенца на руки и пытаются отвлечь его прочтением сказки или каким-то другим увлекательным занятием, если он дергает за волосы или мешает старшим братьям и сестрам. Младенец не осознает сложности социального взаимодействия. Однако он поймет, что рвать волосы на голове у брата или сестры – действие, позволяющее оказаться на маминых руках.

Чтобы не следовать уловкам малыша, продемонстрируй бесполезность дергания за волосы. Например, малыш потянул за волосы товарища, чтобы отобрать игрушку? Отдай игрушку мальчику, и параллельно объясни собственному ребенку: «Мы не тянем волосы». Необходимо действовать быстро, чтобы метод работал, поскольку маленькие дети живут в настоящим моментом..

Останови негативные действия.

Когда поймаешь малыша с пригоршней волос в руке, аккуратно распутай волосы, затем возьми за руку и держи, пока говоришь наставление: «Мы не дергаем за волосы. Вытягивание волос причиняет боль».

Воспитание дисциплины можно продолжить методом, который Робертс называет «тайм-аутом». Оставайся с ребенком, но не разговаривай с ним и не вовлекай во взаимодействие, пока длится тайм-аут. Продолжительность подобного отстранения не должна превышать 1-2 минут.

Когда тайм-аут закончится, обсуди ситуацию с ребенком, который дергает себя за волосы или направляет агрессию на окружающих. Это важно сделать, даже если карапуз не обладает навыками для ведения подробного разговора. Обсуждение показывает, что разговор (а не выдергивание волос) является способом решения проблем.

Спроси малыша: «Что ты сделал неправильно?» и продолжи словами «Почему твои действия неправильны?». Не волнуйся, если он ответит: «Потому что ты не разговаривала со мной».

«Это нормальное проявление в детском развития», – утверждает Робертс. «Следуй намеченному направлению, сказав: «Да, я не стану разговаривать, если ты продолжишь тянуть за волосы. Но есть еще кое-что, о чем нам необходимо подумать. Нельзя тянуть за волосы других людей, потому что ты можешь причинить им боль».

Не ожидай моментальных чудес. Маленькие дети учатся трудным путем – им приходится многократно повторять одно действие, чтобы запомнить, что оно не сойдет с рук. Сохраняй последовательность в воспитании и старайся избегать разочарования, если ребенок продолжает рвать волосы на голове.

Когда малыш научится общаться словами и жестами, научи его решать сложности альтернативными вариантами: «Вместо того, чтобы дергать за волосы, что можно сделать, когда сестра забирает игрушку?». Помоги малышу научиться говорить «нет» сестре и выражать желания словами.

Не отступай.

Никогда не тяни младенца за волосы, чтобы продемонстрировать чувства жертвы. Ребенок рвет на себе волосы, потому что пытается что-то изменить – не позволить сестре взять игрушки. Если ты дергаешь малыша за волосы, чтобы он не дергал сестру, ты учишь, что подобный способ агрессии – это возможность изменить поведение человека.

Смоделируй желаемое поведение, которому должен подражать карапуз. Используй слова, чтобы выражать собственные потребности и не причиняй вреда другим, даже если сильно расстроилась.

Заключение

За привычкой ребенка дергать себя за волосы или рвать волосы на голове у других людей, обычно скрываются психологические причины. Это лишь метод малыша найти контакт с окружающими и заявить о своих потребностях. Старайся делать так, чтобы малыш не получал «плюшки», когда рвет волосы на голове сестры или заставляет лысеть собственную голову.

Постарайся показать, что когда карапуз дергает волосы, это приносит дополнительные неприятности. Также демонстрируй альтернативные варианты получить желаемое. Например, чтобы оказаться на руках у мамы, достаточно протянуть к ней руки, а, чтобы получить последнее печенье, можно выразить недовольство голосом.

Как решить проблему?

Некоторые родители, столкнувшиеся с тем, что их ребенок вырывает волосы на голове, пробуют решить эту проблему самостоятельно. Вместе с тем, от этого нужно отказаться. Трихотилломания – это невроз, избавиться от которого без помощи специалистов невозможно. Более того, если не обратится к ним вовремя, заболевание, по понятным причинам, может привести к облысению малыша.

Поэтому при выявлении проблемы, необходимо сразу же обратится к таким специалистам как детский невролог, психолог или психиатр. Лучший вариант действий – обратится сразу ко всем докторам, то есть провести консилиум. Если этого не сделать сразу, невроз может закрепиться и избавиться от него будет сложнее.

Таким образом, ребенок может рвать волосы на голове по нескольким причинам. Иногда появление навязчивого состояния вызвано прямыми действиями родителей. Но вне зависимости от того, что послужило причиной такого поведения, медлить в борьбе с ним нельзя. После выявления этой проблемы, необходимо сразу же проконсультироваться с врачом.

Укрепление и рост волос



Красный перец для роста волос:

Настойка из красного перца отлично помогает при выпадении волос, стимулирует их рост и избавляет от перхоти (на эту тему читайте также статью «Как избавиться от перхоти»). Половину стручка красного перца залить 250 гр. водки и настоять в темном месте в течение двух недель. Втирать настойку в кожу головы надо через день в течение месяца. При необходимости можно сделать перерыв 2-3 недели и опять повторить курс.

Аир от выпадения волос и облысения:

Приготовьте отвар из трех столовых ложек нарезанного корневища аира, проваренного в 0,5 литре уксуса (6-9%) в течении 15 минут. Втирать в кожу головы в течении недели.

Отвары для укрепления и роста волос:

1. 15 грамм шишек хмеля и 20 грамм лепестков и корней календулы заварить двумя стаканами кипятка. Втирать в корни волос ежедневно.

2. Смешать поровну подорожник, шалфей, ромашку, крапиву и душицу. Одну столовую ложку смеси заварить стаканом кипятка. Дать настояться в течении часа, а затем добавить туда мякиш черного хлеба до кашицы. Смесь ( в теплом виде) втереть в корни волос и завязать голову платком или полотенцем. Держать два часа, затем смыть теплой водой без применения шампуня.

3. Смешать поровну кору ивы и корневища и листья лопуха. 4 столовые ложки смеси залить литром горячей воды. Втирать в кожу головы три раза в неделю.

Трихотилломания диагностика

При диагностировании трихотилломании необходимо исключить такие недуги, как грибковые поражения и сифилис, при которых наблюдается полное облысение. Диагностика трихотилломании основана на осмотре больного и опросе пациента, членов его семьи. Врач должен собрать следующую информацию:

— что беспокоит пациента;

— какими болезнями болел в последнее время;

— есть ли наследственные заболевания у членов семьи пациента;

— какие препараты применял в последнее время;

— какой режим дня, питания, наличие физических нагрузок.

После опроса, врач делает осмотр пациента:

— врач оценивает жирность головы;

— исследует волосы на ломкость, отсутствие блеска, сечение кончиков волос;

— осматривает кожу головы на наличие дерматологических проблем (воспаление, шелушение и т.д.);

— определяет наличие, локализацию, степень поредения волос;

— выясняет вид выпадения волос (рубцовое, нерубцовое).

Почва для развития заболевания

Трихотилломанию провоцируют различные причины:

  1. Ученые проводят исследования для подтверждения генетической природы заболевания. Было установлено, что у ряда больных поврежден одинаковый ген – SLITKR1.
  2. Трихотилломания становится проявлением ряда других психических расстройств – шизофрении, депрессии, невроза, деменции. Выступает симптомом биполярного аффективного расстройства. В большинстве случаев патологическое выдергивание волос является навязчивым действием в рамках ОКР – обсессивно-компульсивного расстройства.
  3. Заболевание провоцирует органическое поражение головного мозга.
  4. Недостаток серотонина становится провокатором расстройства.
  5. Гормональные всплески по праву способны претендовать на роль в возникновении трихотилломании. Теория подтверждается фактом расцвета болезни в подростковом возрасте.
  6. Расстройство чаще формируется у людей с особым складом личности – мнительных, скрупулёзных, чувствительных.
  7. Трихотилломанию способны запустить сильные или длительные хронические стрессовые воздействия. Сильнейшее эмоциональное напряжение, возникающее во время стресса, требует выхода и находит его в такой извращенной форме.

Трихотилломания профилактика и прогноз

Бывает, что трихотилломания проходит сама по себе без внешнего вмешательства. Если патологическое выпадение волос является неизлечимым, в таком случае прогноз неутешительный в отношении выздоровления. В целом прогноз зачастую благоприятен. Необходимо обязательное проведение курса психотерапии, а устранение травмирующего фактора — цель профилактики трихотилломании. Отнестись к этой болезни нужно ответственно, поскольку пациенту нужно квалифицированное лечение трихотилломании и консультация психотерапевта.

Профилактические методы включают физическую активность (занятие спортом), любые маски для волос (чтоб волосы были недоступны), наращивание ногтей женщинам, отсутствие свободного времени, общение с друзьями, развлечения, прогулки, общение на форумах.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Открытка-рубашка: мастер-класс ;
  • Как делать плетёный коврик из бумаги ;
  • Занятия по развитию речи в ДОУ ;
  • Конспект занятия по развитию речи в средней группе ;
  • Как сделать искусственные грибы ;
  • Конспект НОД по аппликации в первой младшей группе: Пирамидка Звезда аппликация в первой младшей группе ;
  • Сценарий игровой программы к дню знаний «веселые экзамены» Телепрограмма на 1 сентября ;
  • Проектная деятельность по изо в детском саду ;

Как проявляется

Заболевание проявляет себя внезапно. Больной начинает выдергивать волосы на любой волосяной части тела:

  • чаще – на голове;
  • брови;
  • ресницы;
  • лобок;
  • подмышки;
  • живот;
  • грудь.

Как замечают сами больные, желание выдернуть волосы настолько сильное, что импульс невозможно заглушить. После совершения действия появляется чувство приятного расслабления.

Для трихотилломана выдергивание волос – целый ритуал. Прядь особым образом накручивается на палец. Если волос короткий, он зажимается определенным способом.

Мальчик фиксировал волосяной пучок между указательным и средним пальцем. Большой прижимал к указательному, затем прокручивающим методом выдергивал волос за волосом. По словам матери, так был удален весь волосяной покров головы. После малыш переключился на брови и ресницы.

После проведенного ритуала человек должен убедиться, что волос удален. Больной проводит прядь между зубами, откусывает луковицу.

Типичным является трихофагия – поедание вырванных прядей. Случается, что больной съедает даже чужие волосы. Явление было замечено еще в 18 веке: французский врач обнаружил у мальчика 16 лет волосяной ком в ЖКТ.

Кроме трихофагии, трихотилломанию сопровождают обгрызание ногтей, травмирование кожи. Больные вырывают шерсть у животных, вытягивают нити из тканевого полотна.

Еще одна разновидность расстройства – трихотемномания: человек «прорежает» седые волосы, полагая, что таким образом снимает зуд.

Выдергивание волосяных прядей может быть тотальным, до полного облысения, или зональным. Облысевшая кожа имеет обычный вид с четко обрисованными фолликулярными устьями.

Трихотилломан совершает ритуал осознанно и неосознанно. Бессознательно процесс происходит в состоянии скуки, одиночества, при выполнении обыденных действий – разговор по телефону, просмотр телевизора, чтение книги. Неосознанные импульсы рождаются как в спокойном состоянии, так и в период пикового нарастания напряжения. После совершенной аутодепиляции человек впадает в недоумение, когда присутствующие рассказывают ему о содеянном, так как не помнит, как совершал ритуал.

Проводя процедуру осознанно, больной тщательно подготавливается к ней. Готовит инструменты, старается уединиться.

Люди с трихотилломанией тщательно скрывают места вынужденного облысения. Для этого они используют подручные способы. Надевают головные уборы, шарфы, парики. Делают татуаж бровей, наращивают ресницы.

Читайте также: