Почему ребенок накручивает волосы на палец

Опубликовано: 17.09.2024

Пожалуй, этот вопрос можно встретить на любом форуме для мам. И подавляющему большинству женщин не нравится, что их чадо, засыпая (а чаще всего данная привычка проявляется именно в момент укладывания), накручивает их локоны на пальчик, перебирает, тянет или даже вырывает волоски. Это раздражает, да и больно, в конце концов! Крохе же непременно нужно потеребить мамину шевелюру, чтобы успокоиться. Более того, если отобрать у карапуза требуемое, он начинает капризничать, злиться и идет на любые ухищрения в попытке добраться до волос.

Привычка крутить волосы на палец: психология

Поведенческие привычки связывают как с характером человека, так и с народными приметами. Безобидную привычку крутить волосы на палец часто трактуют как сентиментальность, мнительность и неуверенность в себе.

Народные поверья связывают привычку крутить волосы с определенными событиями:

  • Постоянное накручивание волос на палец провоцирует сильные головные боли.
  • Осознанное накручивание локонов на палец приводит к череде неприятностей.
  • Использование расчески для накручивания волос приводит к мигреням.
  • Привычка контактировать с волосами закладывается в детском возрасте. Благодаря аналогичным рефлекторным движениям дети пытаются успокоиться и оградиться от внешнего мира.
  • Длительное засыпание также может сформировать привычку крутить волосы на палец. При отсутствии серьезных психологических недомоганий подобные особенности уходят на задний план по мере взросления человека.

Крутить волосы


Крутить волосы
Рассмотрим несколько причин формирования привычки крутить волосы:

  • Как средство успокоения. Отсутствие контакта с близким человеком заменяется различными методами релаксации.
  • Средство для засыпания. Когда родители перестают убаюкивать ребенка, он начинает искать альтернативные методы для быстрого сна.
  • Способ отвлечься. Безысходность в стрессовых ситуациях находит выход в определенных привычках.
  • Способ обезопасить себя. Идя на поводу у собственных страхов, ребенок импульсивно совершает некоторые действия. Накручивание волос снижает чувство опасности.

Психология явления

Психологи утверждают, что привычка трогать свои волосы формируется еще в младенческом возрасте и должна пройти к школьным годам. Чаще всего малыши трогают себя за голову, чтобы успокоиться и уснуть. Дети старшего возраста таким образом справляются со стрессом и нервным напряжением.

Желание накручивать пряди может стать следствием появления серьезных психологических проблем.

Детская привычка

Нет ничего страшного в том, что младенец или ребенок дошкольного возраста приобрел подобную привычку. Для него это своеобразный способ успокоиться, расслабиться, защитить себя от внешнего мира.

Заметив это, родители должны провести с ребенком беседу, научить его делиться с ними своими переживаниями и предложить ему выбрать другой способ релаксации.

Многие специалисты настоятельно рекомендуют родителям поскорее обратиться к детскому психологу. Сделать это нужно тогда, когда желание накручивать волосы осталась у ребенка после достижения им 10 лет.

Часто у детей привычка трогать свои волосы перерастает в навязчивое расстройство. В такой ситуации родителям приходится обращаться за помощью к психотерапевтам, чтобы выявить причину проблемы и благополучно искоренить ее.

Чтобы отучить девочку от подобной манеры нужно сделать ей новую стрижку или интересную прическу.

Ни в коем случае не стоит игнорировать подобное поведение ребенка. Нельзя пытаться отучить его от привычки, применив физическую силу. Если на этом действии заострять внимание, малыш начнет повторять его назло родителям.

При правильном подходе к решению проблемы можно избежать негативных последствий: разных видов расстройств, неврозов, закомплексованности, ухудшению внимания и облысения в будущем.

Что делать, если подросток накручивает волосы на палец

В подростковом возрасте подобная привычка не всегда является следствием душевных переживаний. Чаще всего девушки таким способом пытаются создать себе привлекательный и загадочный образ. Они делают это для того, чтобы привлечь внимание противоположного пола.

Периодически трогать волосы и наматывать локоны на палец могут те подростки, которые еще не смирились с физиологическими изменениями организма. В этом случае психологи советуют родителям приобщить детей к спорту или рукоделию. Со временем привычка исчезнет, если руки будут постоянно чем-то заняты.

Почему взрослые накручивают пряди на палец

Взрослая жизнь подразумевает собой стресс, попадание в неловкие ситуации, конфликты на работе, а также различные неприятности и потери. Если человек в душе остался ребенком, который не может жить без родительской опеки, то подобная ситуация во многом объясняет привычку трогать свои волосы.

Чаще всего такие действия появляются у взрослых людей в процессе напряженной деятельности или в непредвиденных ситуациях. Но даже в таких случаях от привычки следует избавляться.

Эффективные методы борьбы с привычкой:

  1. Сделать короткую стрижку, биозавивку или новую укладку.
  2. Постоянно собирать длинные волосы в хвост.
  3. Внимательно изучить последствия этой пагубной манеры.

Привычка крутить волосы на палец у детей дошкольного возраста

  • Маленькие дети формируют привычку крутить волосы на палец как средство самоуспокоения от внешних раздражителей. Такая особенность не несет угрозы здоровью, но должна привлечь внимание заботливых родителей.
  • Если ребенок накручивает волосы на палец для снятия напряжения, то в силах родителей предложить альтернативный способ релаксации.
  • Выяснить, что беспокоит маленького ребенка с помощью беседы не всегда удается. Задача родителей организовать интересное времяпровождение, позволяющее дать выход накопившимся эмоциям.
  • Расслабить малыша можно с помощью совместного рисования или рукоделия, танцами или песнями, подвижными или ролевыми играми.

Детками


Детками
Рассмотрим несколько подходящих вариантов:

  • Отвлеките внимание ребенка новой игрушкой.
  • Играйте в игры на развитие мелкой моторики – пазлы, конструкторы, пластилин, бисер и т. д.
  • Играйте в пальчиковые игры, проделывайте массаж рук.
  • Как можно меньше оставляйте ребенка в одиночестве.
  • Помогайте засыпать ребенку с помощью книг или колыбельных.

Нельзя оказывать давление на ребенка или указывать на его недостатки. Малышу должно быть комфортно рядом с вами. Если ребенок идет на контакт, то нужно попытаться аккуратно расспросить о том, что его беспокоит. Иногда минимизировать частый контакт с волосами позволяет новая стрижка или продуманная прическа.

  • Если вы связываете накручивание волос ребенком с расстройством психики, то необходимо обратиться за квалифицированной помощью невропатолога или психолога.
  • Специалист в индивидуальной беседе поможет выяснить причину подобных проявлений, связать их с эмоциональным фоном пациента и его телесными ощущениями.
  • Любая терапия должна проходить мягко и ненавязчиво. Неуместно акцентировать внимание на данной проблеме и применять физическую силу для ее устранения.

Причины, по которым ребенок теребит маму за волосы.

Каждая мама пытается понять мотивы малыша. Психологи называют следующие варианты: — ребенку не хватает родительского внимания, тактильной близости; — карапуза что-то тревожит, беспокоит; — он думает, что таким образом закрепляет право собственности на маму. Однако есть и более врожденное объяснение подобному поведению на уровне врожденных инстинктов: все детеныши-приматы хватаются за шерсть самки и так передвигаются, согреваются или избегают опасности. Существует эксперимент, описывающий действия маленькой обезьянки, воспитываемой без родителей. Ее помещают в помещение с двумя “приемными” мамами: одной мягкой, но бесполезной, а другой металлической, но обладающей молоком или какими-то иными функциями. Моделируются различные ситуации, однако исход их один. Каждый раз, насытившись, малыш бежал к шерстяной матушке и проводил время с ней. К ней же обезьянка кидалась первым делом в непривычной или пугающей обстановке. Таким образом, прошли десятки тысяч лет, женщины давным-давно лишены шерсти, а инстинкт наших детей все еще провоцирует их ухватиться за имеющиеся волосы.

Привычка крутить волосы на палец у подростков

  • У подрастающих детей привычка крутить волосы на палец может иметь двоякое значение. Навязчивый контакт с волосами может говорит о расстройстве психики. В таком случае не обойтись без помощи психотерапевта.
  • Своевременное внимание к данной проблеме поможет избежать серьезных последствий в будущем.
  • В процессе физиологических изменений подросткам сложно принимать некоторые перемены. Постоянный контакт с волосами является отражением детской неуверенности, закомплексованности, критичного отношения к своей внешности.

Подростками


Подростками

  • Минимизировать подобные проявления можно с помощью секций по рукоделию или спортивных кружков. Активный распорядок дня не оставит времени на лишние раздумья. Режим дня снимает лишнее напряжение и стимулирует нервную систему преодолевать недомогания.
  • Девушки могут использовать накручивание волос на палец как способ заигрывания к противоположному полу. Подобными жестами они пытаются привлечь дополнительное внимание, придать загадочности своему образу.

Помощь детям

Вовремя заметив признаки ненормального поведения, родители могут сами помочь ребенку. Характер действий зависит от возраста малыша.

Дети до 3 лет

Не нужно их бить по рукам, когда они накручивают волосы. Это ухудшит отношения между малышом и родителями, но не поможет устранить вредную привычку. В книгах по детской психологии пишут: если мама и папа акцентируют внимание на проблемном поведении ребенка, он может специально совершать провоцирующие действия.

  1. Найдите замену волосам. Дайте ребенку игрушку, чтобы отвлечь его.
  2. Развивайте мелкую моторику ребенка — собирайте пазлы, играйте с крупой, делайте постройки из кубиков. Тогда волосы станут для малыша неинтересным объектом.
  3. Делайте ребенку массаж рук. Нежно погладьте каждый палец, голову. Важно дать ему те приятные ощущения, которые он получает от накручивания волос на пальцы.
  4. Больше общайтесь с ребенком. Чем реже он будет видеть маму, тем чаще будет пытаться покрутить волосы.
  5. Перед сном включайте малышу успокаивающую музыку, читайте сказки или пойте колыбельные. Если это грудничок, можно включить белый шум. Не забудьте перед сном поцеловать ребенка.
  6. Если ничего не помогает, можно пойти на крайнюю меру — коротко постричь малыша. Можно собирать волосы в хвост или надевать тонкую шапку. Главное — отсутствие у малыша доступа к шевелюре.

Дети 4—6 лет

У дошкольников процесс накручивания волос уже не является убаюкивающим средством. Это способ защитить себя или возможность проверить собственную безопасность. Более распространено среди девочек. Это связано с тем, что у них длинные волосы.

Способы решения проблемы:

  1. Поговорите с чадом. Обратите внимание, в какие моменты девочка накручивает пряди на палец. Она в хорошем настроении или испытывает гнев, агрессию, стресс? Помогите ей почувствовать уверенность в себе. Создайте ощущение безопасности. Можно рассказать случай из своей жизни: как вы волновались перед первым выступлением, чтением стиха в классе, после получения замечания от постороннего человека. Пример родителей воодушевляет детей и помогает самоутвердиться.
  2. Объясните ребенку суть проблемы. Расскажите, почему вы считаете такое поведение плохим и неприемлемым. Скажите, что после такого действия волосы портятся и выглядят некрасивыми, неухоженными. Предупредите, что в результате накручивания некоторые пряди могут запутаться. Это затруднит расчесывание. Главное — не кричите на ребенка. Разговаривайте с ним как со взрослым.
  3. Используйте сигнал. Вместе с дочкой придумайте сигнал или жест, оповещающий, что нужно убрать руки от локонов.

Обязательно хвалите ребенка, если он делает успехи. Акцентируйте внимание на хорошем. Можно использовать небольшие поощрения: сладости или продление просмотра мультфильма на 15—30 минут. Ребенка это мотивирует.

Дети 7—13 лет

В таком возрасте важно не потерять доверие ребенка. Для этого говорите с ним почаще, давайте понять, что цените его индивидуальность. Важно, чтобы мама и папа делали дочке комплименты. Для девочки важно знать, что она красивая, и чувствовать поддержку родителей.

Маме нужно научиться делать красивые прически — стать персональным парикмахером для дочки. Она должна объяснить дочке, что распущенные волосы мешают заниматься и лучше сделать аккуратную прическу. Можно показать красивые прически у ровесниц: варианты с подробной инструкцией вы найдете в журналах и в интернете. Делайте завивку, красиво укладывайте локоны. Тогда желание крутить волосы пропадет — никто не захочет портить красивую прическу.

Если накручивание прядей успокаивает девочку, предложите ей другие варианты снять стресс. Объясните, что подобное действие не поможет сосредоточиться, а лишь отвлекает.

Дети старше 13 лет

В подростковом возрасте накручивание прядей на палец может стать проявлением флирта. Таким способом девочки привлекают внимание противоположного пола и скрывают свое стеснение.

Такая привычка может быть копированием поведения взрослых. Девочке это могло показаться привлекательным, и она стала действовать так же. Нужно ей объяснить, что это не лучшее решение.

Научите девочку ухаживать за волосами. Можно вместе делать маски для волос. Для ребенка нужны предельно простые маски, состоящие только из натуральных компонентов. Часто используют сыворотки, кокосовое масло или бальзамы на козьем молоке.

Привычка крутить волосы на палец у взрослых

  • Взрослый человек гораздо чаще сталкивается с непредвиденными ситуациями, подвержен стрессу и переживаниям. Под внешней оболочкой взрослого человека часто прячется неуверенный ребенок, требующий родительской опеки.
  • Напряженный рабочий график также может приводить к подобным привычкам. Сосредоточенность и концентрация на рабочем процессе сопровождается непроизвольными движениями. Если накручивание волос приобретает форму навязчивого действия, то можно воспользоваться несколькими методами, чтобы ее искоренить.
  • Попробуйте изменить стрижку. Короткие волосы не накрутишь, а значит и привычка постепенно сойдет на нет.

Измените прическу


Измените прическу

  • Желая сохранить длинные волосы, возьмите за правило собирать их в пучок. Отсутствие висящих прядей отучит вас от привычных действий.
  • Разберите негативное действие постоянного накручивания волос. Поинтересуйтесь мнением окружающих, ассоциирует ли они вас с накручиванием волос. Посмотрите, не поменялось ли качество роста волос в местах, с которыми вы часто контактируете.
  • Ежедневная привычка крутить волосы на палец приводит к повышенному напряжению волосяных луковиц. Как следствие — ломкость и выпадение волос. Если привычка сопровождает человека с младенчества до самого взросления, то на голове могут образовываться залысины.

На палец


На палец
Чтобы помочь ребенку избавиться от подобной привычки необходимо активно участвовать в его жизни. Отсутствие сдвигов в поведении является поводом для посещения психолога.

Может быть следствием разных болезней безобидная привычка крутить волосы. Это обсессивно-компульсивные расстройства, проблемы с волосами и т. д.

Крутить волосы

Причины

Самая распространённая причина – привычка. Человек крутит волосы в момент задумчивости, осознания какой-то проблемы, длительных размышлений. Такое простое действие помогает сконцентрироваться на своих мыслях и перестать реагировать на внешние раздражители.

Во время волнения непроизвольные движения

Прочие причины представлены ниже.

  • Желание успокоиться. Ощущения от кручения волос напоминают успокаивающее поглаживание по голове или расслабляющий массаж. Вот почему дети дошкольного и младшего школьного возраста могут пользоваться этим методом релакса. Иногда так проще переживать разлуку с мамой.
  • Скорейшее засыпание. Малыш теребит волосы, когда засыпает. Постепенно он погружается в сон без помощи родителей. Обычно эта вредная привычка с возрастом искореняется.
  • Желание отвлечься от своих проблем. По мере взросления у ребенка увеличивается количество стрессовых ситуаций. Привычка трогать волосы перерастает в компульсивное действие. Образуется замкнутый круг: немного понервничал – накручивает волосы – понимает, что это плохо – нервничает.
  • Еще одна причина – чувство беззащитности. Будучи сильно напуганным, малыш решает потеребить волосы. Ему кажется, что это сделает ситуацию более безопасной и поможет избавиться от навязчивого страха.
  • Бывает, что он начинает теребить не только свои волосы, но и чужие. Так ребенок часто делает маме больно, даже не осознавая этого. Иногда он применяет ногти, буквально вырывая целые клочья волос. А объяснение этому одно – ему страшно и хочется, чтобы родитель ото всех его защитил.

Симптоматика

Компульсивное действие настолько важно, что невозможность его совершить воспринимается как угроза жизни. Необходимость постоянно теребить волосы возникает в стрессовых ситуациях и повторяется. Это может быть и реакцией на хронический стресс, который ребенок не может устранить из своей жизни (ссоры родителей, издевательства сверстников, проблемы в школе).

Верчение волос

Если прервать неконтролируемое действие, то ребенок будет всеми силами искать способ его завершить: он станет накручивать волосы определенное количество раз или в какой-то последовательности. Делать это малыш будет до полного успокоения.

Последствия

Любой невроз, который не был диагностирован и вылечен своевременно, значительно вредит ребенку. Психика в этом возрасте (дошкольном и младшем школьном) еще сформирована целиком, а нервная система неустойчива.

Очень много физических и психических сил тратится на компульсивное действие и мысли о нем. В результате навязчивое накручивание локонов у детей может привести к таким последствиям:

  • снижению возможностей всех когнитивных процессов (память, внимание, мышление);
  • быстрой утомляемости ребенка, невозможности сосредоточиться на уроках;
  • нарушениям сна, ночным кошмарам;
  • отсутствию контакта с другими детьми (он не играет, не дружит с ними, т. к. они могут его дразнить);
  • общей замкнутости, отсутствию контакта со взрослыми.

От постоянного напряжения страдают волосяные луковицы. В итоге волосы ломаются, становятся сухими, безжизненными и выпадают. На поврежденных участках локоны могут плохо отрастать всю оставшуюся жизнь.

Залысины на голове

Хуже всего, если малыш начнет выдергивать волосы на голове.

Самолечение

Помочь ребенку или даже взрослому человеку самостоятельно реально. Особенно если от этой вредной привычки страдает девушка или девочка-подросток.

Одни из самых простых, но эффективных методов:

  • создание красивых причесок;
  • плетение кос;
  • красивая завивка волос;
  • нежная и аккуратная укладка;
  • короткая стрижка (если она будет к лицу) и т. д.

Девушке нужно объяснить, что теребление волос – показатель ее волнения, переживания. Что это не всегда выглядит привлекательно, и характеризует человека как нервного. Нужно деликатно и очень аккуратно ей объяснить, что подобные однотипные действия делают ее имидж однобоким и демонстрируют ее, как закомплексованного, неуверенного в себе человека.

Рукоделие

Некоторые врачи советуют пациентам заняться рукоделием. Руки всегда будут заняты, и человеку будет не до накручивания локонов. Если занятие действительно увлекательно, то избавиться от проблемы будет легко.

Способы лечения

Первый шаг на пути к выздоровлению – консультация у психолога. Он помогает выяснить причины развития такой привычки. Объяснит, зависимость ли это или еще только тревожный симптом.

Смена стрижки

Если это просто привычка, подойдет бихевиоральный подход. В психологии это один из методов управления поведением. Нужно сделать так, чтобы накручивание волос вело к неприятным последствиям (не к наказанию, а к неполучению желаемого). Хорошо помогает короткая стрижка, но только с согласия ребенка.

Если же речь идет о компульсивных действиях или аутоагрессии нужно выполнить следующие действия.

  1. Продолжать работу с психологом до полного выздоровления или значительного снижения выраженности симптомов.
  2. Можно подключить медикаментозное лечение.
  3. Важно соблюдать режим дня. Изо дня в день выполнять определенные дела по четкому расписанию (сон, еда, прогулки). Такая рутина успокаивает, т. к. заранее известно, что и когда произойдет. Нервная система получает ресурс для преодоления болезни.

Развитие происходит из «точки покоя», т. е. в момент отсутствия жизненных потрясений.

Помощь психотерапевта

В момент накручивания волос не нужно одергивать и делать замечания. Это оттолкнет ребенка от вас и заставит его прятаться.

Спокойно спросите, что встревожило ребенка. Постарайтесь все обсудить и показать другой способ успокоения. Лучше всего обнять и сказать, что он самый замечательный и любимый.

На своем примере покажите, как можно справляться с тревогой, злостью и раздражением конструктивно. Не ругаясь и крича, а выражая свои эмоции в виде «Я»-сообщений. В процессе используются фразы:

«Я расстроена, т. к…»; «Мне обидно, т. к…»; «Я очень рада, т. к…» и т. д. Говорите о чувствах от своего имени, подразумевая под этим переживания малыша. Ребенок должен понять, что он не один, у него есть поддержка.

Самое сложно в психотерапии – выяснить, что родители сами провоцируют образование стресса. Нужно быть к этому готовым, делать все в интересах члена семьи.

В период терапии в семье не должно быть скандалов, больших праздников, переездов, смен школ. Стресс как положительный, так и отрицательный губителен в таких ситуациях.

Когнитивно-поведенческая терапия

Эта методика эффективна по отношению и ко взрослому индивиду, и к ребенку. Цель когнитивно-поведенческой терапии – изменить негативный настрой пациента на позитивный. В результате он должен понять, что успокоиться или выйти из состояния стресса можно и без накручивания волос.

Вначале первого сеанса психолог должен выяснить причины развития ОКР. Для этого он просит клиента поделиться размышления о таком:

  • становится ли ему легче от теребления локонов;
  • что он чувствует, теребя волосы;
  • приносит ли ему это действие удовольствие, спокойствие и умиротворение;
  • что произойдет, если он перестанет этим заниматься;
  • осознает ли он последствия этой вредной привычки и т. д.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Кроме индивидуальной беседы, пациенту необходимо делать домашние задания. От качества их исполнения зависит скорость излечения. Под ними понимают изучения материалов о вреде теребления волос: просмотр видеолекций, прочтение специальной литературы, общение с трихологами.

Средняя продолжительность курса лечения – 5-6 занятий. Они длятся 40-60 мин, проходят раз в неделю. Если привычка уже перешла в стадию психической зависимости, то длительность курса может составить 10 занятий.

Групповая терапия

С детьми эта техника не применяется, только со взрослыми. Группа обычно состоит из 10 человек, которых объединяет или общая симптоматика, или общая причина развития этой вредной привычки.

Все участники садятся в круг и начинают делиться своими историями. Это стадия знакомства, цель которой – расположение всех пациентов друг к другу для построения конструктивных диалогов, т. к. иногда люди с привычкой теребить волосы являются асоциальными.

Могут проводиться ролевые игры. Самая популярная – исполнение желания, если кто-то из пациентов вновь начнет делать эти навязчивые действия.

Групповая терапия

На групповых занятиях также проводятся лекции. Их цель – показать человеку, что привычка теребить волосы не несет в себе ничего хорошего, и от нее лучше избавиться.

Возможны групповые занятия разными видами физической активности: йогой, медитацией, аэробикой. Участники беседы также посещают культурные мероприятия, много общаются с трихологами.

Арт-терапия

В общении с детьми подобная беседа может не дать ожидаемых результатов, поэтому узнать причины и симптоматику проще с помощью арт-терапии. Подразумевает она под собой изображение своей проблемы с помощью разных видов искусства:

  • рисования;
  • театрального действия;
  • пения;
  • танцев;
  • рукоделия и т. д.

Важно выбрать то занятие, которое больше всего любит малыш. Тогда он не почувствует никакого напряжения при общении с врачом.

Арт-терапия

Обычно используют изобразительную арт-терапию. Психолог общается с малышом, а тот в процессе рисует. Врач просит изобразить, что его беспокоит. Ограничений нет.

После этого оценивается творение малыша. Учитываются все линии, штрихи, орнаменты. Особое значение имеет цветовая гамма, которая дает возможность оценить стадию заболевания.

Дальше врач просит малыша уничтожить его рисунок любым способом – порвать, потоптаться, намочить водой и т. д. Главное – избавиться от изображения, а вместе с этим и от проблемы.

Заключение

Привычка накручивать локоны на палец чаще присуща маленьким детям, но фиксируется и среди взрослых людей. Лечение назначают исходя из причины развития расстройства. Обычно это когнитивно-поведенческая или групповая терапия, арт-терапия, бихевиоральный подход.

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Победитель Народной премии НГС

Лучшая клиника города

Программы годового наблюдения ребенка

От 23 700 рублей

Интервью с неврологом

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

В современном мире навязчивый невроз — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Навязчивые движения рассматриваются, как реакция организма на временные или длительные переживания, из которых карапуз не смог найти. Физиологическая дезорганизация особы показывается вместе с изменениями психики. В детском возрасте негативные эмоции, связанные с проблемами в школе или на детской площадке, превращаются в причину проявления подобной болезни.

Агибалова Татьяна Васильевна

Навязчивые неврозы у ребенка, симптомы и лечение существенно отличаются в зависимости от специфики конкретного случая, возникает и развивается очень быстро, и только врач поставит правильный диагноз.

Происхождение заболевания

Формирующаяся особа карапуза зависит от многих внутренних и внешних факторов, которые, в свою очередь, при определенных обстоятельствах вызывают подобное заболевание. Основными основаниями считают:

  • Социально-культурные связаны с проблемами жизни в крупных городах. Возникновение психоневроза можно связать с нехваткой требуемого количества срока для полноценного отдыха.
  • Социально-психологические сопряжены с эмоциональной изоляцией грудничка, к примеру, долгий домашний арест или конфликты. Встречается другая трудность в благополучных семьях. Только групповая терапия позволит создать положительные условия для формирования ребят.
  • Социально-экономическая возникает при отсутствии требуемых условий для комфортного проживания. При этом мамы часто занимаются своими делами и не уделять требуемое количество времени. Также у ребеночка могут отсутствовать вещи, которые есть у его сверстников. В последнее время социально-экономическая встречается намного чаще.

Достаточно большое значение имеют соматические патологии, которые оказывают непосредственное влияния на нервную систему. Повышение чувствительности к психологическим воздействиям определяет то, что ребёнок остро реагирует даже на незначительное управление со стороны окружающего мира.

В последнее время медики все больше уделяют внимание тому, что симптомом является долгое пребывание в интернете нарушает ЦНС. Это сопряжено с большим потоком различной информации, оградить ребят от источников боязни и душевных переживания практически невозможно.

Невроз — признаки, симптомы, методы лечения

В медицинской практике они делятся на многие виды, но только часть из них может возникнуть в детстве.

Согласно итогам проведенных исследований, мальчики чаще всего страдают от навязчивого невроза. Некоторые действия ребенком, на которые мамы не сразу обращают внимание, указывают на трудность. Наиболее распространены следующие признаки:

  • Тики. Мышцы способны делать непроизвольные сокращения из-за неправильной работы системы. Мигания, судороги, подергивания, длительные шмыганья носом воспринимаются как основные сигналы. Со временем тики усиливаются, если не провести лечение.
  • Надоедливые движения. Они бросаются в глаза не сразу. Некоторые дети накручивают волосы на палец, другие дергают мочку уха или хрустят пальцами, делают периодические наклоны, третьи грызут ногти.
  • Вредные привычки. Отличиями навязчивого состояния детей считаются привычки, взаимосвязанные с сосанием пальца или ковырянием в носу, специально портят материалы. Некоторые не обращают внимательности на другие сигналы появления неврозов.

Неврастения станет основанием нарушения сна или потери аппетита, возникновение панических атак или паники. При этом дети не охотно рассказывают о паниках своим отцам.

Опасения врачей вызывает навязчивость, которая проявляется в детстве до 3-х лет. Обычно они указывают на тяжелые расстройства, результат эволюции которых заключается в нарушение действия ЦНС. Требования, взаимосвязанные с обследованием и выздоровлением, лечение невроза несколько отличается, так как причина заключается в генетическом несоответствии.

Действия, которые чадо совершает не задумываясь, также основные аналогичного вопроса. Невроз навязчивых состояний станет поводом прогулки по определенному маршруту или подчеркивания букв.

Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства следующие:

  • Появление абсурдных мыслей, которые в итоге приводят к развитию страхов.
  • Тревожные сомнения, касающиеся своих поступков или окружающих.
  • Поступки, не имеющие смысла, повторяющиеся неоднократно.
  • Совершение различных поступков, направленные на временное устранение панического положения.
  • Боязнь совершить неправильный поступок.

Только опытный врач знает все сигналы, указывающие на расстройства.

Взрослые привыкли решать вопросы лечения с психами принимая антидепрессанты. С детьми нужно сразу обратиться к медработнику, так как неврастения это повод сбоя. Специалист порекомендует:

  • Ссоры должны прекратиться, как и выяснения отношений. Комплексное предусматривает создание среды, при которых чадо будет ощущать заботу и любовь.
  • Сложнее всего помочь ребеночку побороть свой страх. Для этого нужно создать условия для откровенных разговоров.
  • Имеет значение то, сколько подросток проводит в интернете или за использованием разных гаджетов. Прогулки на улице выгодно влияют на положение психики.
  • После консультации у специалиста многие решают записать детишек в спортивную секцию или на танцы. На аналогичных занятиях представлено общением со сверстниками, физическим развитием и отдыхом душой.

Функциональные сбои, стесненные со стрессами, можно устранить, записав кроху к профессионалу. Он будет под контролем психолога, который также даст указания родителям. Если затруднения стесненные с нарушением функциональности клеток мозга, психологи могут назначать разные медикаменты или прохождение терапии у психиатра.

С окружающими дети часто ведут себя по-разному. Родители и педагоги должны обращать внимание на все несоответствии. Основными критериями определения эффективности можно назвать психологическое самочувствие и отсутствие аномалии.

На устранение отводится самое разнообразное количество времени. Сроки зависят от разнообразных моментов:

  • Запущенности состояния.
  • Источник образования.
  • Применяемой методики.
  • Обстановки дома.

Необходимо тщательно следить за собственным детьми на момент формирования личности.

Особенности у детей

Начинать выздоровление необходимо при проявлении первых знаков. У детишек они координированы с эмоциональными кризисам, возникающими при конфликте или постоянными выяснениями отношений. Непроизвольно повторяющиеся движения проявляются уже при затяжном протекании недуга.

Истерия показывается неодинаковым образом. Протекание недуга и его выраженность зависят от:

  • Пола и возраста. Дети разного годов по-разному реагируют на напряженные ситуации.
  • Специфики среды проживания. Такими факторами являются обеспеченность, их образ существования, моральные устои.
  • Темперамента.

Плохое поведение также воспринимается как реакция организма на стрессы. При резкой смене настроения, характера обязательно следует обратиться к медработнику.

Прогрессия и последствия не лечения

Существует довольно много методик, выбор проводится в соответствии с результатами проведенного обследования. Прогрессия в детском возрасте стремительная, так как личность еще не сформировалась.

Любые нервно-психические детские кризисы имеют тенденцию компенсироваться со временем. Ни один диагноз не считается пожизненным приговором, но если не заняться затруднениями своевременно, то она станет виновником перебоя сознания и образования тиков.

Как правило, истерия значится знаком стрессового самочувствия. У взрослых надоедливые меры сохраняются по причине того, что являются виновником более глубокой дисфункции.

Выздоровление в стационаре (круглосуточно, комплекс, анализы)

Приход первых отличий становится мотивом, по которой обращаться за помощью к невропатологу. Специалист проводит осмотр и обследование крохи. Лекарственное лечение назначается крайне редко, в большинстве случаев при клеточных и других перебоев.

Постановка диагноза “невроз” проводится в несколько этапов. Последовательность следующая:

  • Для нахождения требующегося ответа сначала проверяются разрушение ЦНС и генетические дефекты. Такого рода прецеденты встречаются крайне редко. Выявить генетические аномалии можно только при проведении непростых обследований. Поэтому надобно обратиться в клинику, которая специализируется на решении такого рода сложностей.
  • Некоторые признаки значатся последствиями травм или приход других тяжелых хворях. Примером являются тяжелая форма гриппа, энцефалиты, черепно-мозговая травма и другие. На данном этапе определяется связанное с дисфункцией хворь, для чего проводятся неодинаковые тесты и анализы.
  • К наиболее встречающейся сложности относится разлад, которые возникают из-за драматичных ситуаций. На нее оказывают влияние даже конфликты во дворе или частые ссоры. Оценка производится путем продолжительного общения.

Сбор анализов выполняется для поиска недомогания, которые превращаются в мотив выхода психического разлада.

Психотерапия — самый встречающейся метод. В стационаре следующие характерности:

  • Пациент находится под постоянным наблюдением.
  • Выполняется создание групп. Общение со сверстниками оказывает благоприятное воздействие на сознание.
  • Лекарственный препарат используется в крайних или запущенных прецедентах.

Стационарное врачевание назначается в отдельных эпизодах, когда дома не обеспечивают надлежащую среду. После того как прошел непростой период дитя сможет вернуться к своему обычному существованию.

Самолечение (вред, последствия, нежелательность опасность) призыв обратиться к врачу

Плохим решением можно считать самолечение. Самостоятельно оказать правильную помощь малютке родители не способны по ряду предлогов. Последствия недостатка профессиональной помощи со стороны психотерапевта следующие:

  • Разрушение психики. Проявляется оно неадекватной реакцией на жизненные ситуации.
  • Выхода тиков. Они координированы с потерей контроля над мышцами.
  • Разрушение личности. Это осложнение заметно в тяжелых эпизодах.
  • Организм становится менее устойчивым к стрессу и другим недомоганиям.

В независимости от того, какой предлог привела к происхождению отклонений в психике надобно обращаться к профессионалу. Некоторые меры перерастают в привычку, и малыш будет совершать их постоянно.

Амбулаторная программа, ремиссия

Работа психотерапевта согласована с выявлением настроя. Впервые осложнение было описано в 1617 года и сегодня применяют проект, который характеризуется высокой эффективностью. Амбулаторная программа содержит следующие особенности:

  • После определенного врачевания на стационаре курс реализуется в амбулаторной атмосфере. Это этап требуется для того, чтобы малютка учился и привыкал к жизни в своей семье.
  • Важной предпосылкой считается недостаток напряженной обстановки. Если ссоры повторяются, этом нарушает проект.
  • Родители и эксперты уделяют внимание проведению мероприятий по восстановлению социальных связей. Нехватка друзей приводит к тому, что загвоздка перерастет в синдром.

Прием некоторых трав и продуктов, другие народные методы ускоряют прохождение ремиссии. Восстановлению способствуют:

  • Прием успокаивающей травы, например, валерианы или мелиссы. Антидепрессанты прописываются исключительно экспертом, самостоятельно их давать не рекомендуется.
  • Перед сном малышу можно дать молоко с медом. Похожее сочетание также успокаивает.
  • Можно принять ванну с добавлением морской соли, мяты или лаванды. Теплая вода оказывает расслабляющий эффект на мышечные ткани.
  • Надо больше проводить времени с малышом. При этом следует выбрать какую-нибудь игру или занятие, в котором он сможет достигнуть успеха.

Изменив атмосферу пребывания кровинки, к примеру, на момент каникул можно способствовать его лечению. При выезде на другую местность для временного проживания меняется круг общения.

Физическая активность маленького чада контролируется ради его безопасности. Некоторые меры приводят к травме.

Профилактика

Рассмотрев каждый фактор, который становится стимулом явлению неврологических отклонений, можно разработать эффективную профилактику. Наиболее популярны нижеприведенные рекомендации:

  • Развитие не должно отставать от эволюции сверстников. В противном деле он будет чувствовать себя неполноценным, это приведет к комплексам. Для этого надо с ним заниматься.
  • В семье должна быть благоприятная обстановка. Рассчитывать на положительный успех можно только при отсутствии скандалов дома.
  • В современном мире изменение сознания происходит под управлением интернета и гаджетов. Сильнейший естественный антидепрессант заключается в продолжительном пребывании на свежем воздухе и активном отдыхе.
  • Периодические откровенные разговоры позволят своевременно выявить страхи и помочь ему с их преодолением.

В большинстве профилактика не требуется. Если ваша кровинка не проявляет никакой реакции на воздействие окружающего мира, стрессовые ситуации, то достаточно обеспечить благоприятную обстановку дома и психостения не появится.

Если была проведена соответствующая терапия самостоятельно под наблюдением медперсонала в юности после 8 лет, тогда она пропадет практически бесследно. Если показатели проявлялись в детстве с 3 до 6 лет, то они проявляются в период 8-11 лет. Лечение обсессивно в силах провести в любой возрастной период, но в позже отвыкание проходит сложнее.

Даже в самом сложнейшем деле не стоит забывать о том, что психостения лечится и практически во всех стечениях её показатели обратимы. Дошкольник может полностью выздороветь и вернуться к нормальной жизни. Различные клиники разработали собственные методики, которые характеризуются своими особенностями. Поэтому перед обращением нужно подробно изучить план.

Намного проще предотвратить, чем потом устранять, поэтому необходимо создать максимально комфортные условия жизни. В противном случае существующая патология не будет лечиться и приведет к осложнениям.

Читайте также: