Почему на картинах эпохи возрождения у женщин нет волос

Опубликовано: 15.05.2024

В Античности портретная живопись была настолько развита, что даже посмертные Фаюмские портреты, имевшие сугубо прикладное значение, до сих пор удивляют зрителей своей реалистичностью. Вновь данный вид изобразительного искусства появился только в Европе в эпоху Возрождения. Однако сегодня портреты того времени кажутся странными и порой отталкивающими. Всё дело в том, что художники Ренессанса творили в один из самых причудливых периодов истории европейской моды.

Долой брови!

Живописцы Раннего Возрождения ориентировались на античные представления о мире и человеке. Они стремились к изображению «идеала», поэтому люди на их полотнах, как правило, не испытывают сильных эмоций, они бесстрастны и как будто «воздушны». Вместе с тем, представления о женской красоте в эпоху кватроченто заметно отличались от тех, которые бытовали в древности. Если римлянки и гречанки предпочитали естественность, то этого нельзя было сказать о европейских аристократках конца XV века.

Итальянки, француженки, фламандки того времени стремились избавиться от любой растительности на лице. Многие женщины выщипывали или выбривали брови. Родоначальницей этой моды называют французскую королеву Изабеллу Баварскую. Впрочем, не исключено, что это выдумка политических недоброжелателей, обвинявших королеву в том, что она покинула мужа (короля Карла VI Безумного) и предалась разврату.

Именно отсутствие бровей придаёт значительную долю «загадочности» портрету Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. Вероятно, сама богатая заказчица вряд ли задумывалась о том, что выщипанные брови придают ей какую-то особую одухотворенность, а лишь подражала другим жительницам Флоренции. Впрочем, уже в начале XVI века облик Джоконды стал казаться неестественным – на одной из копий знаменитой картины брови нарисованы на своём месте.

Высокие лбы, ненужные ресницы

Очень высокая линия лба Моны Лизы – также дань моде. Женщины брили волосы на лбу, чтобы эта часть лица визуально казалась больше. Многие дворянки носили сложные головные уборы, например, геннин. Так как волос под этими чепцами видно не было, на портретах они кажутся лысыми. Подобным образом выглядит герцогиня Мария Бургундская на портрете Михаэля Пахера. Но не только Бургундия являлась центром данной моды. Писатель Бальдассаре Кастильоне в трактате «Придворный» упоминал, что в искусстве «вырывания волос» итальянским женщинам подражали даже мужчины.

Европейки доходили до того, что избавлялись и от ресниц – это можно увидеть на известном «Портрете девушки», написанном живописцем Петрусом Кристусом в 1460 году.

Возникновение столь странных представлений о красоте некоторые историки пытаются объяснить распространённостью рахита. Предположительно, у одних женщин волосы выпадали из-за болезни, другие же стремились им подражать.

И всё-таки «плешивые» женщины – это, с современной точки зрения, ещё не самое необычное, что можно увидеть на картинах эпохи Возрождения. Некоторые придворные дамы не стеснялись постоянно демонстрировать одну обнаженную грудь – в таком виде изображают Агнес Сорель, любовницу французского короля Карла VII (сына Изабеллы Баварской). Не отставали по части «странностей» и мужчины: на множестве портретов можно заметить гульфики – так называемые «позорные мешочки» на штанах, которые считались декоративным элементом.

Художники-«оппозиционеры»

И всё-таки художники эпохи Возрождения не были бы столь великими, если бы не искали подлинную красоту. Пока знатные дамы брили волосы, титаны Ренессанса ориентировались на эллинистические рельефы, на которых нимфы и менады пляшут с распущенными волосами.

«Длинные волосы встречаются только у Мадонны и у святых на картинах живописцев», – утверждал дореволюционный исследователь Фёдор Комиссаржевский в книге «История костюма». Однако он был не совсем прав – с пышными причёсками и бровями изображались языческие богини, а порой и вполне «земные» итальянки. Примером естественной красоты может служить «Венера Анадиомена» Тициана. Множество аналогичных изображений девушек оставил и Сандро Боттичелли.

-Метки

-Рубрики

  • Гороскопы (337)
  • астропрогнозы (178)
  • Аспекты планет (48)
  • Планеты в знаках (24)
  • Зодиакальная астрология (21)
  • Транзиты (13)
  • Синастрия (7)
  • Планеты в Домах (6)
  • Структурный гороскоп (4)
  • Лунный календарь (3)
  • Книги. (194)
  • Рецензии, критика, отзывы (109)
  • Зарубежная литература (88)
  • Новинки литературы (54)
  • Литературные герои (17)
  • Российские писатели (11)
  • Книжные цитаты (10)
  • Зарубежные писатели (7)
  • Русская литература (5)
  • История моды. (192)
  • Родословная вещей (47)
  • Средние века (29)
  • Возрождение (22)
  • Античность (17)
  • 20 век (15)
  • 17 век (14)
  • 19 век (14)
  • 18 век (8)
  • Барокко (3)
  • Древний мир (1)
  • Изобразительное искусство (119)
  • Тематические подборки (47)
  • Графика (46)
  • Живопись (37)
  • Путешествие в картину (5)
  • О художниках (1)
  • Художественная культура (118)
  • Фотография (75)
  • Скульптура (17)
  • Декоративно-прикладное искусство (16)
  • Креатив (5)
  • Современное искусство (4)
  • Архитектура (3)
  • История. (112)
  • Эпоха и нравы. (40)
  • Предметы из прошлого (12)
  • Великие личности (5)
  • Изобретения человечества (3)
  • Памятники древности (1)
  • Кругосветка (108)
  • Европа (37)
  • Памятники, фонтаны и скульптуры (27)
  • достопримечательности (25)
  • Азия (6)
  • Америка (6)
  • Памятники природы, парки и заповедники (4)
  • музеи мира (4)
  • Россия (4)
  • В мире женщин (73)
  • Знаменитые женщины прошлого. (39)
  • Секреты красоты (15)
  • Женские типы и профессии (13)
  • Идеал эпохи (8)
  • Магические штучки. (73)
  • Исполнение желания (15)
  • Гадания (14)
  • Привлечение денег (13)
  • Домашняя магия (7)
  • Легенды, предания, суеверия. (6)
  • Привлечение любви (4)
  • Волшебство простых вещей (4)
  • нумерология (2)
  • Заговоры (1)
  • Обретение здоровья (1)
  • Семейная магия (1)
  • Психология (61)
  • Взаимоотношения (35)
  • Саморазвитие (11)
  • Детская психология (1)
  • женская типология (1)
  • мужская типология (1)
  • Все для оформления дневника. (53)
  • Рамочки (23)
  • Мода (52)
  • Женские штучки (22)
  • Словарь моды (6)
  • Азбука стиля (5)
  • Прически (3)
  • Знаменитые кутюрье (2)
  • Кино. (39)
  • Знаменитые актрисы (12)
  • Зарубежные фильмы (9)
  • Отечественное кино (4)
  • Советское кино (3)
  • Снимается кино. (1)
  • Экранизация (1)
  • Сериалы (1)
  • Юмор (38)
  • Лирика (35)
  • Стихи (21)
  • Коротко о главном. (6)
  • Рецепты блюд. (30)
  • Сладкая выпечка (11)
  • Салаты и закуски (4)
  • Домашнее консервирование (2)
  • Кухня разных стран (1)
  • Детская тема (29)
  • сказочные места для отдыха с детьми (5)
  • игрушки (5)
  • мультики (2)
  • Воспитание без наказания (1)
  • Зверье мое (24)
  • Кошки (14)
  • Собаки (1)
  • всякие полезности (23)
  • Советы (15)
  • Нужные ссылки (3)
  • Этника (21)
  • Культура и быт. (5)
  • Национальный костюм (5)
  • Национальные праздники (3)
  • Народные традиции и обычаи (3)
  • Советская эпоха (20)
  • Наша жизнь (7)
  • Советское детство (6)
  • Старые фотографии (6)
  • Символы эпохи (4)
  • Мудрые мысли. (19)
  • О любви (3)
  • О счастье. (2)
  • Праздники (12)
  • Новый Год (7)
  • Пасха (1)
  • Тесты (12)
  • Интересное (11)
  • Общество (11)
  • Истории из жизни (7)
  • Неопознанное (10)
  • Призраки и духи (5)
  • Инопланетные цивилизации (1)
  • Эзотерика (8)
  • Ручная работа (4)
  • вязание (2)
  • (0)
  • (0)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Эпоху Средневековья сменила следующая. Усовершенствование орудий труда привело к увеличению продуктов - появился излишек. Это дало толчок для развития торговли, а для этого были налажены пути сообщения между отдельными провинциями и между разными государствами. Прогремели великие географические открытия. Места, которые находились на пересечении путей, стали центрами торговли. В них и начала развиваться культура. Общая интеграция дает право вести речь об обобщении идеала красоты для Европы, хотя мы знаем, что эти земли развивались достаточно неоднородно.

В любом случае, идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и перед нами во всем своем величии появляется Тело.

Красота теперь снова неотрывно связана с телом. К женской красоте перестали относиться, как к дьявольскому искушению, а к телу – как к греховному сосуду. Напротив: красота теперь – дар Божий, заслуживающий поклонения, а прекрасные женские тела появляются на картинах всех выдающихся живописцев.


Люди вспомнили, что «когда-то они это уже видели», и искусство взяло за образец достижения антич­ности. В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины. Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства - в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота уступала красоте зрелой женщины 35-40 лет.

"Ax, Филина, люблю я смеющуюся морщинку около твоего глаза, не сочной молодости, а опытности создание. Когда мои жадные руки охватывают твой пышный стан, грудь твоей дочки не прельщает меня. Мне люба зрелая осень, и для нее я забываю весну. Иди! Я укачаю тебя, пока зима не накроет белой пеленой виноград".


Предпочтение, которое давалось зрелой матери перед только что расцветающей дочерью, мысль, что зрелые прелести первой соблазнительнее, выражалась непосредственно в самых разнообразных формах. Грудь, уже ставшая источником жизни, более всего манит и интересует мужчин. Вот почему художники так охотно изображали Марию, кормящую младенца. Вот почему также в XV и XVI вв. колодцы и фонтаны так часто сооружались в виде женщины, из грудей которой брызжет вода. Она лучший символ брызжущей во все стороны жизни, символ питающих сил. Достаточно вспомнить знаменитый "колодезь добродетели" в Нюрнберге. Можно было бы привести сотню других примеров. Все они одинаково драгоценные и прекрасные доказательства творческого пыла эпохи. Из таких фонтанов часто текло вино, которым в праздничный день город или князь угощали народ.
Прекрасная женщина, достигшая зрелости, может, естественно, предъявлять к мужу самые высокие требования, о чем, впрочем, подробнее в главе о любви в эпоху Ренессанса.


Та же самая точка зрения объясняет нам, почему тогда, в противоположность другим эпохам, беременная женщина считалась эстетически прекрасной. И не только в переносном смысле, не только как символ материнства, нет, самое состояние беременности производило эстетическое впечатление. Доказательством служит, на наш взгляд, тот факт, что искусство очень часто изображало беременную женщину, и притом со всеми характерными признаками беременности. Наиболее известна в этом отношении картина "La Gravida" ("Беременная". — Ред.), приписываемая Рафаэлю. Другим доказательством служит то, что, изображая нагих женщин, им охотно придавали вид беременных. Достаточно вспомнить Еву ван Эйка и другие подобные женские изображения.


Одежда стала более открытой. Платья теперь щедро демонстрируют плечи и грудь, для имитации полноты используются накладные бедра и накладные животы. В эпоху Ренессанса не запрещается позировать для картин обнаженными. Среди аристократов даже возникает определенная мода изображать своих любимых в костюме Евы. Новые набирающие обороты производственные отношения, требовали увеличения количества рабочих рук, то есть рождения большего количества детей, и это обуславливало моду на беремен­ность. Это нашло отражение в костюме – одежду начали шить по сборкам выше талии.


Если в эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос были канонами красоты женщин Флоренции и идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб, для удлинения которого женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, то высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных, подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.


Женщина должна была быть в одном лице Юноной и Венерой. Женщина, корсаж которой предвещает роскошную грудь, ценится выше всего. Вот почему уже девушка щеголяет своей пышной грудью. По мнению Брантома, величественно сложенная женщина заслуживает глубочайшего преклонения. Она должна быть высокого импозантного роста, должна обладать пышной, прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами — как Венера Каллипига, — полными руками и ногами, "способными задушить гиганта". Такова, по мнению Брантома, прекрасная, царственная женщина. Таковы женщины Рубенса, созданные им для бессмертной жизни.




Созерцание таких женщин доставляет высочайшую радость, ибо обладание ими сулит мужчине глубочайшее наслаждение. Брантом говорит по поводу любовной авантюры величественной по своему телосложению женщины: "Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, их ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча".





В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, – цвет, который позже стали называть «цветом Тициана».

Поэты в разных странах пишут трактаты о красоте и пытаются до миллиметра выверить внешность: «длина носа равна длине губ, оба уха по площади равны открытому рту, а в высоте тела восемь раз укладывается высота головы».

Или более известное: «У красивой женщины должны быть: три вещи белые – кожа, зубы, кисти рук; три черные – глаза, брови, ресницы; три розовые – губы, щеки, ногти; три длинные – тело, волосы, пальцы; три короткие – зубы, уши, ступни; три тонкие – губы, талия, ступни; три полные – руки, бедра, икры; три маленькие – соски, нос, голова. »


В особенности восторженные гимны поются красоте бюста. Груди белы, как слоновая кость, они подобны Венериным холмам или двум сахарным головам, они выступают из корсажа, как "два восходящих весенних солнца", они "поднимаются, как два копья" и т. д. В честь женской груди всюду раздаются хвалебные гимны. Везде там, где слагается гимн в честь женщины, прежде всего и громче всего воспевается грудь. Ганс Сакс поет о своей красавице: "У нее белая шейка, а под ней две груди, украшенные и испещренные голубыми жилками".




Быть может, самый восторженный гимн в честь прекрасной груди принадлежит Клеману Маро, который сложил дифирамб всем ее достоинствам, прославил вызываемые ею чары сладострастия, все желания, которые она возбуждает в мужчине.

Великий Рубенс внес свой вклад, написав «Трактат о теле человеческом», где утверждал: «Говоря о женской фигуре, следует заметить, что очертания и контуры мышц женщины, ее манера стоять, идти, садиться, все ее движения и все ее действия представлены таким образом, что в них нельзя разглядеть совершенно ничего, свойственного мужчине. Напротив, в соответствии со своим первоначальным элементом, коим является окружность, она вся круглая, нежная, гибкая и во всем противоположна мощной и мужественной форме».


Апофеоз, устроенный прекрасной женской груди в искусстве, не только не уступает, но даже превосходит гимн, сложенный в ее честь поэзией. Никогда в живописи не изображали с таким горячим упоением красоту груди, как в эпоху Ренессанса. Ее идеализированное изображение — один из неисчерпаемых артистических мотивов эпохи. Для нее женская грудь — самое удивительное чудо красоты, и потому художники рисуют и изображают ее изо дня в день, чтобы увековечить. Какой бы эпизод из жизни женщины ни изображал художник, он всегда найдет случай вплести новую строфу в гимн, раздающийся в честь ее груди. И всегда возвеличивается ее здоровая естественная красота — красота, покоящаяся на принципе целесообразности. Это всегда такая грудь, которая точно создана для того, чтобы пить из ее источника жизненную силу.



С этим культом груди может сравниться еще только восторженное прославление интимных красот женщины. Пластические искусства также отдали дань этому культу. Вспомним многочисленные гравюры на эту тему Бехама и Альдегревера, плакаты Петра Флетнера, "Флору" Донателло, чтобы ограничиться хотя бы этими немногими примерами.

Обязательным штрихом для красавицы эпохи Возрождения являлись золотистые волосы: «тонкие и светлые, похожие то на золото, то на мед, сияющие подобно солнечным лучам, вьющиеся, густые и длинные, рассыпанные по плечам волнами» — так писал в своем «Трактате о красоте и любви» Агостино Нифо в 1539 году.

Абсолютно прекрасным считалась сочетание золотистых волос и черных глаз . Эпоха Возрождения проявляется в возвращении женственности. После запрета на макияж всемогущей церковью в средние века, представительницы слабого пола начинают вновь красить глаза, ресницы и брови суриком. Губы и ногти становятся ярко-розовыми. Некоторые девушки подкрашивали даже соски.




Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса:

«Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной. волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения. Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги – это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми. ».




Именно такой тип красоты изображен на полотнах Тициана «Любовь земная и небесная», «Портрет дамы в белом» и портретах многих мастеров венецианской школы XVI века, в творениях Рубенса, Рембрандта, Гальса и других художников этого времени.

Сайт Курия Сергея Ивановича

woman_krasota_6_06


Знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи демонстрирует все прелести красавицы Возрождения — высокий лоб, выщипанные брови, телесную статность.

Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Светская жизнь приобретает всё больший вес и всё активнее проявляется в искусстве. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Искусство Древней Греции становится образцом для художников и скульпторов. Вместе с ним возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.

woman_krasota_6_08


Утверждают, что «Рождение Венеры» Боттичелли — одно из первых «ню» на картинах светского содержания.

Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: «Венера» Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Однако с появлением так называемых «титанов Возрождения» — да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, — идеальная женская фигура преображается.
Теперь — это статная, полнокровная, «телесная» женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. То же мы наблюдаем и на картинах да Винчи, Тициана и других мастеров.

woman_krasota_6_01a
woman_krasota_6_01b

Тициан. «Венера с зеркалом» (1555) и «Венера и Адонис» (1554).

Линии женского тела должны быть округлыми и мягкими, а кожа иметь «здоровый» цвет — белоснежный с розоватым оттенком.

woman_krasota_6_02

Воспевание телесной полноты позже достигнет своего апогея в картинах Рубенса, созданных в первой половине XVII века. Свой идеал женщины художник нашел в 53-летнем возрасте, женившись на 16-летней Елене Фоурмент. Именно она изображена на картине «Шубка».

В эпоху Возрождения тесное готическое платье сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Для придания объёма некоторые женщины даже дополнительно обматывают талию. Именно в это время появляется новое слово «grandezza», означающее величественную, благородную наружность.

woman_krasota_6_03


Пальма иль Веккьо «Красавица». 1525.

Аньоло Фиренцуола «О красоте женщин»:
«Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».

П. Брант:
«…полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча».

woman_krasota_6_04


Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина».

От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же «выпускаются» на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны — длинные, вьющиеся, золотистые. Причёски становятся сложными — с хитроумно уложенными локонами и прядями.

woman_krasota_6_07


Сандро Ботичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. 1476.

Конечно, в разных странах Европы каноны красоты заметно отличались. Например, на севере (в Германии, Нидерландах) ещё долго сохраняются элементы позднеготической моды — бледность и худосочность.

woman_krasota_6_05


Лукас Кранах Старший. «Венера».

Автор: Сергей Курий
Впервые опубликовано в журнале «Твоё Время» №2-3 (ноябрь), №4 (декабрь) 2003 г.

См. также:

Вокруг талии и ниже

Развлечениям Ренессанса позавидовали бы римские патриции: так, Чезаре Борджиа устроил в Риме Каштановый банкет, на котором прислуживали обнаженные девушки легкого поведения.

С изобретением книгопечатания в Европе самым распространенным изданием стал «Декамерон» Боккаччо. Этот «бестселлер» Возрождения посвящался любви и любовникам. Герой одной из новелл — согрешивший монах. Ему удалось избежать наказания, уличив настоятеля в аналогичном поступке. В старости Боккаччо открестился от непристойных рассказов, назвав их безнравственными. Несмотря на заявление автора, «Декамерон» точно отразил дух своего времени. Земные развлечения теперь не считались чем-то постыдным. Женщины отбросили, как надоевшую книгу, консервативную средневековую моду.

Глубокое декольте считалось вполне уместным для светского ужина. Платья открывали плечи. Представительницы прекрасного пола красили ресницы, губы и брови, осветляли волосы с помощью лимона. Стандарты красоты были вполне определенными: «Волосы золотистые, кожа сияющая, брови выразительные, глаза большие, брови не слишком широкие, нос тонкий. Шея не слишком короткая и не слишком длинная». Торговцы в парфюмерных лавках подсчитывали выручку, радуясь желанию дам украшать себя. В эпоху Ренессанса снят запрет на тему отношений мужчины и женщины. Жан Фернель — врач французского короля Генриха II — опубликовал работу, посвященную вопросам физиологии.

Фото3.jpg

Средневековый «регламент», целиком и полностью определявший быт женщины, ушел в прошлое. «Князь гуманистов» Эразм Роттердамский настаивал на том, чтобы девушки имели доступ к образованию наравне с мужчинами. Однако далеко не все мыслители Возрождения разделяли эту мысль. Теоретик искусства Леон Баттиста Альберти писал: «Мужчины лучше переносят трудности, нежели чем женщины. Они гораздо выносливее. Робкие, медлительные, мягкие женщины нужны нам дома».

Фото5.jpg

Любопытно, что итальянская куртизанка Туллия д’Арагона получила образование, которое в XVI столетии было доступно лишь мальчикам. В этом ей покровительствовал архиепископ Палермо. Перу Туллии принадлежит сочинение «Диалоги о бесконечности любви». Популярными в эпоху Ренессанса были стихотворения графини Вероники Гамбара. Вероника затрагивала ранее неприемлемые темы, например, домогательства мужчин. Сборники ее стихотворений хорошо продавались. Гамбара достигла успеха как на литературном поприще, так и в делах государственных: она была владетельницей города Корреджо. «Примадонна Возрождения» Изабелла д’Эсте, одна из самых образованных женщин своего времени, собрала обширную коллекцию произведений искусства, покровительствовала художникам и ученым, при ее дворе регулярно проходили шахматные турниры. Д’Эсте открыла школу для девочек.

Муза Микеланджело Виттория Колонна оставила богатое поэтическое наследие, по достоинству оцененное современниками. Куртизанка Вероника Франко, в отношениях с которой состоял французский монарх Генрих III, также издала несколько поэтических сборников. Она откровенно писала о своих любовных переживаниях. В 1580-м Франко заинтересовалась инквизиция: ее обвиняли в «запретных играх доме, наведении любовных чар». Вероника была оправдана. Во многом влиянию примадонн итальянского Ренессанса способствовало их богатство. Благодаря финансовой независимости и происхождению они могли приобщиться к занятиям, традиционно доступным мужчинам.

Фото6.jpg

Свобода, привнесенная эпохой Возрождения, имела и другие последствия. Куда более лояльным в обществе стало отношение к публичным домам. «Женские переулки» в Италии и Франции, по сути, санкционировали местные власти. В Риме, Венеции и других крупных городах узнать девушек легкого поведения можно было по дресс-коду: туфли на высоких каблуках, перчатки. В итальянском городе Мерано характерным украшением являлся желтый цветок. В одной только Венеции в 1509 году насчитывалось больше 5 тысяч работниц публичных домов. Чтобы заполучить девушек, владельцы домов терпимости шли на различные ухищрения — например, обещали оплатить все долги. Бордели нередко работали с молчаливого согласия местных властей при условии своевременных взносов в казну.

Инструкция для владельца одного из публичных домов в Германии гласила: «Пусть присягнет, что будет содержать свой дом в порядке и снабжать его хорошими, опрятными и здоровыми женщинами и что он никогда не будет иметь менее четырнадцати, если же он лишится одной из них вследствие болезни или по какой-нибудь другой причине, то обязан в течение месяца возместить их другой или другими опытными, опрятными и здоровыми женщинами так, чтобы не уменьшалось вышеозначенное число». В связи с распространением сифилиса муниципалитеты распоряжались о медицинских обследованиях девушек в борделях.

Фото4.jpg

Сохранились свидетельства, что во время проведения Констанцского собора (с 1414-го по 1418-й год) особенно удачливые куртизанки сколотили в Констанце целое состояние. Современники рассказывали, что во время осады Нойса в ходе Бургундских войн в войске Карла Смелого находилось несколько тысяч проституток.

Фото2.jpg

Ренессанс — время праздника, игры, карнавальных шествий. В дни карнавала стирались правила и чаще, чем обыкновенно, назначались свидания. В Венеции проводились праздники на воде, девушки представали в образе нимф. Представительницы прекрасного пола могли также участвовать в соревнованиях по гребле. Эротика проникла и в свадебные обычаи, особенно простых горожан и крестьян. Мужчины и женщины вместе посещали баню, нередко их разделяла лишь невысокая перегородка. В бане назначали свидания, здесь мужья подкарауливали своих неверных жен. На праздниках получили распространение игры, когда мужчины и женщины касались друг друга. Редкое торжество обходилось без плясок. Танцы были энергичными, с возможностью импровизации.

Фото1.jpg

В литературе периода Возрождения высмеиваются однополые отношения. В Италии в середине XVI столетия разгорелся скандал вокруг римского папы Юлия III, взявшего в качестве слуги бездомного подростка Инноченцо. После долгой службы Инноченцо получил титул кардинала. Юлию III приписывали и связи с другими мужчинами. По обвинению в содомии были привлечены молодой Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини.

Начиная с XV века церковный аскетизм в культуре стал постепенно сходить на нет. Светская жизнь приобретает все больший вес и активно вторгается в искусство. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Вместе с ними возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.

Сандро Боттичелли, «Весна (Примавера)», 1485 г.

Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: «Венера» Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482-86 гг.
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482−86 гг.
Фото: artchive.ru

Однако с появлением так называемых «титанов» эпохи Возрождения — да Винчи, Микеланджело, Рафаэля — идеальная женская фигура преображается. Теперь это — статная, полнокровная, «телесная» женщина высокого роста с широкими плечами, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. Воспевание телесной полноты — символа жизненной силы — достигает апогея в картинах Тициана и Рубенса. Питер Пауль Рубенс, «Три Грации», 1634 г.
Питер Пауль Рубенс, «Три Грации», 1634 г.
Фото: artchive.ru

Астеничные грудки средневековой красавицы теперь не в моде. В цене оформившаяся грудь зрелой женщины, желательно познавшей радость материнства, но при этом не дряблая. Хотя, конечно, по нынешним «силиконовым» временам даже груди пышнотелых красавиц с картин Рубенса покажутся достаточно скромными.

Одним из канонов идеала красоты являлась и белизна персей.

«У нее белая шейка, а под ней две груди, украшенные и испещренные голубыми жилками», — так воспевал свою даму Ганс Сакс.

Одежда дворянок обзаводится смелыми декольте и поднимающими грудь корсетами и лифами.

Полную «обнаженку» сначала разрешалось рисовать лишь на античные сюжеты. «Уместной» обнаженная грудь считалась и у кормящей Девы Марии. Это привело к тому, что картины заполонили Дианы, Венеры и Мадонны (вид груди последней вряд ли вызывал у зрителя набожные чувства), в которых современники узнавали вполне конкретных красавиц, зачастую жен и любовниц привилегированных особ. Жан Фуке изобазил Агнессу Сорель - фаворитку короля Франции Карла VII - в образе Мадонны
Жан Фуке изобазил Агнессу Сорель — фаворитку короля Франции Карла VII — в образе Мадонны
Фото: artchive.ru

Тесное платье готики сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Именно в это время появляется новое слово «grandezza», означающее величественную, благородную наружность.

От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же «выпускаются» на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны — длинные, вьющиеся, желательно золотистые.

Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503—1519 гг.
Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503—1519 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Писатели Возрождения о женской красоте:

«Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».
(Аньоло Фиренцуола «О красоте женщин»)

Тициан Вечеллио, «Даная», 1553 г.
Тициан Вечеллио, «Даная», 1553 г.
Фото: artchive.ru

…полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча.
П. Брант

Читайте также: