Почему мусульмане носят бороду и сбривают усы

Опубликовано: 17.09.2024

Мусульманин с бородой

Зачем мусульмане носят бороду и обязательна ли борода в исламе? Этот вопрос достаточно популярен в обществе, поскольку чаще всего можно увидеть мужчину-мусульманина с красивой окладистой бородой. Но однозначного ответа на вопрос, какой именно должна быть борода, среди мусульманских ученых нет, поскольку у каждого из них есть своя точка зрения на этот вопрос и свое к нему отношение. Некоторые из них считают обязательным действием – отращивать и носить бороду (ваджибом) и греховным действием – брить ее (фиском). Но у некоторых других ученых господствует мнение, что отращивание бороды действие необязательное, но желательное, то есть мустахабб, а бритье ее – действие не запрещенное, то есть харам, но порицаемое, то есть макрух.

Едины все мусульманские ученые в том, что борода является сунной пророка Мухаммада ﷺ, который всегда носил бороду, кроме того борода - символ мужественности, она часть фитры человека, то есть его первозданного естества, подаренного человеку Аллахом.

Борода в исламе

Если обратиться к истории жизни и деятельности Пророка Аллаха ﷺ, то можно увидеть, что он отращивал бороду, как и все христиане-монахи и иудеи в то время. Как сообщают хадисы, Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ призывал и мусульман не брить, а отращивать бороду и носить ее: «Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороды и подстригайте усы», и «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». То есть, в его времена борода была отличительным признаком верующих в Единого Бога - Аллаха.

О запрете на бритье бороды встречается упоминание у Ибн Хазма, захиритского правоведа, а также у маликита аль-Хаттаба, ханбалита ас-Саффарини и ханафита Ибн Абидина. Но были и те, кто противоречил мнению о таком запрете, - такого мнения придерживались, к примеру, шафиитские ученые ан-Навави, ар-Рафии, аль-Хатиб аш-Шарбини и Закария аль-Ансари говорили о том, что бритье нежелательно, то есть макрух. Но аз-Заркаши, аль-Азраи, аль-Халими и аль-Каффаль аш-Шаши, представители шафиитского мазхаба, все-таки считали, что это скорее запретное действие.

По мнению салафитских богословов аль-Албани, аль-Усаймина, Ибн База, борода – это отличительный признак мужчин в исламе как от женщин, так и от неверующих, которые ее не носят и не отращивают, поэтому придерживаются того, что бритье бороды следует отнести именно к греховным и запретным действиям. Представители шиизма Мухаммад Ширази и Али Систани придерживаются такого же мнения. Всем известен случай, когда в телеэфире из уст аятоллы Али Хаменеи прозвучало осуждение короткой бороды короля Марокко Мухаммеда VI. У короля, по мнению аятоллы, она скорее напоминает легкую небритость, и он во всеуслышание назвал ее «позором», на что король сказал, что слова аятоллы в эфире иранского национального телевидения – полная чушь.

Ношение бороды в исламских странах сегодня

Бородатый спортсмен мусульманин

Нередки случаи, когда бородатые люди в ряде стран Ближнего Востока могут стать объектами пристального внимания полиции, сталкиваться с тем, что к ним представители силовых структур относятся с подозрением. Это касается таких стран, как Ливан – там подобные случаи нередки даже с теми, кто отращивает бороду не по религиозным причинам.

Из-за военных действий, которые ведутся в последнее время на территории Ирака и Сирии, где боевики ИГИЛ воюют против курдов, наметилась тенденция среди курдов, проживающих в юго-восточной части Турции, к сбриванию бород для того, чтобы не походить на членов ИГИЛ, которые носят длинные бородаты.

Связано это еще и с тем, что бывали случаи, когда состоящие в Рабочей Партии Курдистана курды были казнены только лишь за наличие у них бороды, хотя это и не является исключительно особенностью именно членов группировки «Исламское государство».

Турецкие мусульмане отращивание бороды считают сунной, рекомендованным для мужчин действием, но существует турецкий правовой кодекс, исходя из которого государственный служащий в Турции ее носить не может, однако в последнее время, в законах Турции приняты послабления. На улицах Стамбула можно встретить все чаще бородатых мужчин, часть из которых отращивают бороду, так как следуют сунне пророка ﷺ, другие же как дань исламской мусульманской моде.

В Египте во время правления Хосни Мубарака бороду рассматривали как элемент, характерный для исламистских сил, которые выступали против президента, невзирая на то, что бороды носили не только мусульмане, но и представители других религиозных концессий – к примеру, копты-христиане и сам патриарх Феодор II. Бороды братьев-мусульман отличались тем, что были ухоженными и аккуратными, в то время как у салафитов борода была внушительной, а усы они сбривали. Среди салафитов также наблюдалась тенденция к окрашиванию волос на лице хной поэтому их бороды могли иметь цвет от ярко-оранжевого до темно-бордового. В Египте в то время бороды полагалось сбривать всем государственным служащим, а когда режим Хосни Мубарака пал, мусульмане вновь вернулись к ношению бороды.

Шариатские нормы были введены на территории захваченного талибами Афганистана после того, как он стал одним из Исламских Эмиратов. По этим нормам мужчин обязали отращивать бороды, причем длинные и густые, и их регулярно проверяли, и тех, у кого они оказывались короче сжатого кулака, могли сильно наказать.

В мусульманских странах постсоветского пространства ситуация с официальной религиозной позицией относительно ношения бороды также складывается по-разному. В Казахстане Духовное управление мусульман Республики избрало своей официальной позицией мнение, что отращивание бороды – это сунна, то есть необязательное действие. О том, что бритье греховно, говорят лишь салафиты. В своей позиции религиозная верхушка Казахстана опирается на мнение Мухаммада Абу Захра и Махмуда Шалтута, египетских улемов двадцатого века, а также на постановление Управления по фетвам Египта. Танжарык Турганкулов, заведующий «Центра религиоведения», высказал на сайте мечети им. Гылмани в Астане мнение, что молодые мусульмане Казахстана отращивают сегодня бороды в том числе и с целью внесения смуты в мусульманское общество.

Основное население Узбекистана – мусульмане, и в государстве нет определенных официальных законов, которые бы вводили запрет на ношение бороды, и все равно бородатые люди постоянно испытывают на себе, что окружающие, в том числе и работник полиции, относятся к ним с подозрением. Встречаются случаи, когда имамы мечетей вынуждены были сбривать бороду, поскольку опасались попасть в так называемый «список бородатых» Службы национальной безопасности страны.

Такие случаи неофициального запрета на ношение бороды уходят своими корнями в практику борьбы с экстремистскими движениями, начавшейся в Намангане в 1997г. Тогда Ферганской долине было совершено жестокое показательное убийство одного из высокопоставленных чиновников правоохранительных органов, и во время операции по розыску преступников только лишь наличие бороды могло стать причиной для уголовного преследования и ареста. Даже для получения паспорта бородатому мужчине нужно было предоставить справку, выданную Управлением духовенства области, удостоверяющую, что человек не состоит в экстремистской организации, однако получить эту справку было крайне сложно.

В российских регионах, где традиционно проживает мусульманское население, ситуация складывается по-разному. В Карачаево-Черкессии в 2011 году Совет улемов выпустил постановление, которое объявляло ваджибом ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу. В результате всем мужчинам были обязаны отрастить их «минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)». А тюменский имам-мухтасиб Ильдар Зиганшин высказал личное мнение, что для татарского народа носить бороду – не есть традиция, и право носить ее надо заслужить: после женитьбы мусульманин может отпустить небольшую бородку, а уже после шестидесяти лет можно отпустить длинную и густую.

По мнению имам-хатиба Мемориальной мечети в Москве Шамиля Аляутдинова, которым он делится в статье на эту тему, обязательным, то есть фардом ношение бороды «категорически не является», и те, кто так считает, по мнению Аляутдинова, просто проявляют свою неграмотность. В своем мнении Шамиль Аляутдинов также опирается на Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута, улемов из Египта.

Случаи, когда ношение бороды является основанием для постановки человека на полицейский учет, зафиксированы в Дагестане – здесь бородатых мужчин ставили на «профилактический учёт» по подозрению в «религиозном экстремизме».

Длина и цвет бороды

Часто возникает вопрос о том, какой длины носить бороду, поскольку богословы позволяли в большинстве своем укорачивать бороду до тех пор, пока ее длина не будет превышать длину сжатого кулака.

Мнения, что стричь ее нельзя, придерживались часть шафиитов, к примеру, ан-Навави. Но, если судить по действиям сподвижников Пророка Аллаха ﷺ Абу Хурайры и Ибн Умара, и нескольких еще улемов прошлого (Ибн Таймии, Ибн Абидина, Ибн Абд аль-Барра и Хасан аль-Басри), укорачивание бороды – деяние дозволенное. Пророк Мухаммад ﷺ призывал бороду отращивать, носить, а также окрашивать ее, чтобы было видно отличие от христиан и иудеев. Среди мусульман часто встречаются те, кто окрашивает свою растительность на лице хной (хидаб). Ан-Навави считал, что как мужчинам, так и женщинам лучше окрашивать свою седину в желтый или красный цвет, говоря: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и катма». Сам Пророк Мухаммада ﷺ, по некоторым сообщениям, волосы и бороду красил в желтый цвет. Некоторые богословы считают, что красить в черный цвет волосы и бороду нельзя, за исключением тех случаев, когда это делают для устрашения врага во время джихада.

Усы в исламе

Что же касается выбривания усов мусульманами, то по поводу этого вопроса у ученых-богословов ислама нет единого мнения, как именно следует укорачивать усы: если имам Малик ибн Анас и шафииты считали, что укорачивать нужно только ту часть усов, которая выходит за край губы, то, по мнению Ахмада ибн Ханбаля, нет ничего в укорачивании усов плохого, точно так же, как нет ничего плохого в их полном сбривании.

Среди ранних ханафитов считалось, что укорачивать усы – это полностью их искоренять (исти’саль), но позднее по ханафитскому мазхабу разрешено было просто укорачивать усы, не искореняя их полностью.

Среди сподвижников Пророка Аллаха ﷺ были и те, кто усы только укорачивали - Абдуллах ибн Бишр, Хаджжадж ибн Амир, Утба ибн Ауф, Микдам ибн Мадикариб и Абу Умам аль-Бахили, а также те, кто полностью сбривал или убирал свои усы - Абу Рафиа, Салама ибн аль-Акуа, Абу Усайд аль-Ансари, Ибн Умар, Джабир ибн Абдуллах и Абу Саид аль-Худри.

Подводя итоги всего вышесказанного, будет справедливым сказать, что брить волосы на лице – это значит вносить изменение в тот свой облик, который был дарован Аллахом человеку при рождении. Этот свой облик он должен принимать беспрекословно как великий дар Аллаха, заботиться о нем и ухаживать. Это значит, что носить ухоженную и аккуратно подстриженную растительность на лице будет лучшим свидетельством бережного отношения мусульманина к своему облику, подаренному Аллахом. Носить бороду является сунной Пророка Мухаммада ﷺ, и этой его практики придерживались как многие другие пророки, так и их последователи. Не лучший ли это ответ на вопрос, почему мусульмане носят бороду и обязательно ли бороду носить мусульманину?

мусульмане сбривают усы


Почему мусульмане сбривают усы? Традиция ношения обильного волосяного покрова на поверхности мужского лица идет со времен пророка Мухаммеда. Так ходили предки мусульман, такого порядка старается придерживаться молодежь. Не все представители сильного пола оставляют щетину и усы, некоторые предпочитают их удалять. С чем связано почитание щетины, как мусульмане относятся к бороде, что она символизирует для них, попробуем разобраться ниже.

  1. Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет?
  2. Чистоплотность важнейший закон жизни
  3. Как мусульмане должны ухаживать за усами
  4. Почему некоторые мусульмане сбривают усы?
  5. Борода в исламе: значение. Почему мусульмане носят бороду?
  6. Ислам традиционное отношение к бороде
  7. Хадисы – что это такое?
  8. Хадисы о бороде
  9. Культура ношения бороды в исламе
  10. Борода в исламе – что значит?
  11. Окрашивание бороды
  12. Борода в исламе сунна или фарз
  13. Нормы шариата борода как символ истинной веры
  14. Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды
  15. Борода отличительная черта террориста
  16. Молодые мусульмане и отращивание бороды
  17. Отращивать или брить извечная дилемма
  18. Почему представители радикального ислама сбривают усы, но носят бороду?
  19. Не все и не всегда, но безусых бородачей в их кругах можно заметить часто
  20. Это что-то символизирует

Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет?

мусульмане сбривают усы

Каждый правоверный имеет собственное мнение по поводу того, как будет выглядеть его лицо, одни считают бритье усов обязательной процедурой, другие старательно отращивают и подстригают их, придавая желаемую форму.

Ислам уделяет много внимания нормам поведения правоверных, особенностям их внешнего вида, соблюдения гигиенических норм. Все они содержатся в Коране – основной духовной книге ислама, хадисах (изречениях) пророка Мухаммеда.

Чистоплотность важнейший закон жизни

Мир истинных мусульман придает много значения духовному воспитанию людей, но не оставляет без своего внимания и практический жизненный уклад. Правила гигиены занимают очень важное место, по мнению правоверных, несоблюдение чистоты собственного тела – это оскорбление пророка.

Некоторые хадисы утверждают, что верующий отличается от неверующего именно собственной чистоплотностью, внешним видом, соблюдением гигиенических правил.

Как мусульмане должны ухаживать за усами

Что касается усов, среди наставлений Пророка можно найти те, что касаются непосредственно их:

  • усы разрешается, как оставлять, так и удалять полностью;
  • борода стрижке подвергаться не должна;
  • по отношению к растительности должны соблюдаться строгие меры гигиены;
  • усы требуется аккуратно стричь, чтобы, во время еды, она их не запачкала;
  • идеальной считается стрижка, при которой между растительностью и кромкой верхней губы оставалась полоска чистой кожи;
  • весь волосяной покров, находящийся на лице, необходимо регулярно мыть, расчесывать, по праздничным дням умасливать специальными средствами.

Почему некоторые мусульмане сбривают усы?

мусульмане сбривают усы

Ношение усов отнюдь не относится к нарушению заповедей Аллаха, равно как и их полное удаление. Главное, чтобы мужчина в полной мере соблюдал собственную гигиену, не допуская загрязнения растительности, приобретения ею неряшливого внешнего вида.

Нарушением заповедей пророка считается неухоженность собственной внешности, взлохмаченный вид шевелюры.

Ислам имеет множество религиозных течений:

  • сунниты;
  • хариджиты
  • мурджииты;
  • шииты;
  • мутазиллиты.

Любое течение имеет собственные правила, которых его члены тщательно придерживаются. Для некоторых удаление растительности над верхней губой –процедура, что нельзя не исполнить, для других – желательна к исполнению, для третьих – запретна, четвертые – могут поступать по собственному усмотрению.

Специалисты отмечают, что удаление растительности над губой – это явный признак повышенного служения Аллаху.

Борода в исламе: значение. Почему мусульмане носят бороду?

борода у мусульман

Еще с древних времен волосяной покров, обрамляющий поверхность подбородка считался символом мужественности. Чисто выбритая поверхность лица, в некоторых случаях, считалась даже позором, вызывала всеобщее отвращение.

Течение времени привело к смене общественного отношения к этому непременному атрибуту мужского лица. Каждый из людей получил собственное право выбора, затрагивающего его внешний вид. Однако некоторые религии по прежнему придерживаются строгих норм, касающихся щетины. Особенно много тонкостей имеет ислам, попробуем прояснить основные из них.

Ислам традиционное отношение к бороде

Многие религиозные деятели многократно подчеркивали важность ношения обильной растительности у мужчин. Сам пророк Мухаммед носил и повелевал отращивать бороды своим сподвижникам. Эта рекомендация сегодня рассматривается правилом, потому является обязательной для правоверных.

Особенности отношения исламистов к этому вопросу:

  • необходимость обладания ухоженной растительностью;
  • недопустимость попустительского отношения к собственной внешности;
  • запрет ношения неопрятных, грязных волос;
  • отращивание – как символ взросления, становления мужественности, приобретения опыта, получения возможности обзаведения семьей;
  • символ веры в Аллаха.

Хадисы – что это такое?

Специально для того, чтобы люди могли понять отношение ислама к той или иной жизненной ситуации, создавались хадисы. Под ними понималось мнение пророка, которому было необходимо строго следовать. Слова Мухаммеда относились к множеству сфер жизни правоверного человека, они устанавливались один раз и не подлежали изменению, повторному толкованию.

Специального для изучения хадис, было создано течение, получившее название хадисоведение.

Хадисы о бороде

Хадисы о бороде

В хасидах есть четкие поучения, содержащие нормы поведения мусульман:

  • важность личной гигиены;
  • необходимость поддержания телесной чистоты, для примера другим людям;
  • обязанность бритья усов с одновременным отращиванием щетины, обрамляющей подбородок;
  • наличие растительности – основное отличие правоверных от многобожников, язычников, огнепоклонников;
  • обязательность ухода за полостью рта, очищения усов (при их наличии) после каждого приема пищи, их подстригание до определенной длины.

Культура ношения бороды в исламе

Несмотря на то, что многие правоверные считают необходимостью отращивание густой растительности, это мнение нельзя считать правильным.

Подстригание волосяного покрова – это процесс, отличающийся строгой регламентированностью, он не может производиться произвольным образом.

Хадисы отмечают регулярное подстригание волос Мухаммедом в длину, ширину, для поддержания их опрятного вида. Все правоверные должны уподобляться его примеру, со вниманием относясь к собственной щетине.

Борода без усов вполне допустима, впрочем, решение этого вопроса большинство течений отдает на усмотрение мужчины. Главное, чтобы растительность всегда была чистой, ухоженной, выглядела опрятно. Приемлемой длиной растительности принято считать размер сжатого кулака.

Борода в исламе – что значит?

борода у мусульман

Главное назначение растительности, покрывающей лицо правоверного мусульманина, трудно переоценить. Это особый символ, позволяющий отличать человека верующего от того индивидуума, для которого вера имеет небольшое значение. Подобный внешний вид приближает каждого смертного к пророку, передает людям его волю.

Окрашивание бороды

Окрашивание щетины для мусульман не просто разрешено, оно рекомендовано самим Мухаммедом. Пророк советовал своим приверженцам проводить окрашивающие процедуры, выбирая для этой цели оттенки красного, желтого. Это было необходимо для разительного отличия исламистов от иудеев, христиан.

Использование черного оттенка является строго запрещенным (здесь мнение богословов единодушно), его применяют только воины джихада, что является свидетельством его будущих намерений.

Борода в исламе сунна или фарз

Важность растительности для мусульман доказана. Но вопрос необходимости ее ношения, возможность сбривания, подстригания активно обсуждается современными правоверными.

Здесь нужно отметить, что все хадисы, объединяясь, составляют сунны. Эти рекомендации являются желательными, при этом, не являются обязательными к исполнению.Когда исламист выполняет сунны, он получает одобрение от Пророка, если же он отходит от этих правил, то греха здесь не возникает.

Другое дело, когда речь касается фард. Это те рекомендации, которые обязательны к исполнению, если следовать данному правилу, происходит совершение греха, требующего обязательного искупления, раскаяния.

Мнения богословов различны:

  1. Запрет сбривания растительности, если на то нет явной причины.
  2. Необходимость поддержания волос подстриженными, опрятными.
  3. Возможность сбривания волос по причине заболевания.
  4. Запрет ощущать себя испорченным, неправильным, когда щетина (по каким-либо причинам) не растет.

Вера – прежде всего, результат работы сердца, души, она не измеряется длиной волос на лице.

Существуют и крайне радикальные мнения, для которых борода обязательный атрибут правоверного мужчины. Ее отсутствие – всегда нарушение, вне зависимости от причин, послуживших тому. Это нарушение законов Аллаха, потому здесь требуется обязательное наказание. Такому мнению придерживаются радикальные исламисты.

Нормы шариата борода как символ истинной веры

борода у мусульман

Многочисленные споры среди верующих могут разрешить нормы шариата:

  • осмотр мужчин на предмет наличия щетины;
  • размер волос, равный сжатому кулаку;
  • истинная правоверность подтверждалась у людей, прошедших такой осмотр;
  • не прошедшие осмотр люди, подвергались всевозможным гонениям, публичным избиениям;
  • страны, где власть контролируется талибами, за отсутствие растительности полагалась смертная казнь.

Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды

В каждой из стран, где распространен ислам, свои правила, касающиеся отращивания шевелюры, обрамляющей подбородок. Некоторые страны лояльно относятся к мужчинам, чьи лица всегда остаются гладко выбритыми.

  1. Турция: здесь щетина является сунной для уже взрослых, зрелых мужчин. Но государственным служащим необходимо иметь гладкий подбородок во время нахождения на государственной службе.
  2. Ливан: здесь данный атрибут не обязателен для верующего человека, более того, его наличие может стать причиной явного внимания со стороны полиции.
  3. Казахстан, Узбекистан: здесь равное отношение к людям с щетиной и без нее. Густая растительность вполне может вызывать ненужные подозрения, поэтому молодежь от нее отказывается, бороды носят лишь пожилые люди.

Борода отличительная черта террориста

Современный мир полностью поменял отношение к людям, исповедующим ислам, предпочитающим носить бороды. Это связано с тем, что сегодня прочно распространены ассоциации щетины с экстремистскими настроениями, терроризмом.

Большинство радикалов, что совершают кровавые террористические акты, обязательно имеют густую растительность. Они вызывают страх, потому и такой атрибут на лицах правоверных мусульман, не может не вызывать подозрений.

По этим причинам многие лидеры мусульманских государств положительно рассматривают приверженность современных мужчин к бритью бород.

Многие страны, где исповедуется ислам, вводят неофициальные запреты ношения густой щетины.

Молодые мусульмане и отращивание бороды

триммер

Избавление от усов – это мода, чрезвычайно популярная среди молодежи. Данное отношение не вызывает одобрения у богословов, что вызвано такими мнениями молодых людей:

  • соблюдение заветов Мухаммеда только в области ношения щетины;
  • отсутствие подтвержденных фактов добропорядочности.

Некоторые муфтии полагают, что современная молодежь, прежде чем отращивать щетину, должна заслужить право ее ношения. К обязательным условиям относят:

  • исполнение 30 лет;
  • обретение семьи;
  • моральная зрелость.

Эти условия подходят только для отращивания небольшой по длине бородки, позволить себе густую растительность могут только умудренные жизненным опытом, старцы. Для них это своеобразный показатель опыта, зрелости, ума, которыми они готовы делиться с молодыми людьми.

Отращивать или брить извечная дилемма

Сложно дать однозначный ответ на вопрос о возможности или необходимости бритья для правоверного человека. Эта проблема отличается многогранностью. Не все люди стремятся полностью соблюдать заветы пророка, другие просто не могут сопротивляться давлению современного общества.

В качестве альтернативы, которая устроит всех, разрешено ношение аккуратно подстриженной растительности, имеющей опрятный внешний вид.

Почему представители радикального ислама сбривают усы, но носят бороду?

Радикальные исламисты, несмотря на ношение щетины, не относят ее к обязательному признаку религиозности. Для них это просто ритуал, возможно, особый долг, либо способ искусной маскировки собственного лица.

Не все и не всегда, но безусых бородачей в их кругах можно заметить часто

Не все радикалы носят длинные волосы, среди них можно увидеть тех, кто бреется наголо, здесь нет каких-то особенных причин, мотивов, скорее, это особенности того или иного радикального течения.

Это что-то символизирует

Борода – это всегда символ, который может показать величину погруженности человека в религию. Равно как и показать его радикальные настроения.

Каждый правоверный должен соблюдать правила гигиены, постоянно поддерживая собственную чистоту, опрятность, не только внутреннюю, но и внешнюю.

Важные правила гигиены:

  • ежедневное расчесывание волос, периодическое их подстригание, когда они доходят до уровня плеч;
  • возможность окрашивания волос на голове и щетины, особенно, когда она начинает седеть (это помогает внешне отличаться от христиан, которые не прибегают к выполнению подобной процедуры);
  • возможность подведения глаз с помощью сурьмы (сегодня практически не исполняется);
  • обязательное ополаскивание полости рта после употребления чеснока, лука.

Сила веры истинного мусульманина лежит гораздо глубже внешнего вида, особенностей отращивания волос. Тем не менее, этот фактор имеет немалое значение, поэтому внимание к нему должен уделять каждый мужчина.

В русской традиции принято отращивать бороду с усами. А вот мусульмане иногда усы сбривают, оставляя только бороду. Разберемся, с чем это связано.

Священные волосы

Согласно мусульманским преданиям, Пророк призывал последователей сбривать усы, но отращивать бороду, чтобы правоверные не походили «на огнепоклонников». Сам Пророк придерживался именно такого правила – носил бороду без усов. В сборнике канонических хадисов имама аль Бухари рассказано предание, когда в последних паломничествах в Мекку Пророк раздавал людям состриженные с головы и лица волосы. В исламском мире они считаются одной из почитаемых и ценнейших реликвий.

Обязательно или нет?

В многочисленных течениях ислама и у мусульманских богословов не сложилось единого мнения о том, обязательно ли оставлять бороду и сбривать усы. Так, захиристкий теолог Ибн Хазм писал о строгом запрете на сбривание бороды. Такой же позиции придерживались сторонники суннитского, ханбалитского мазхаба и ханафиты.

Отдельные представители шафиитского мазхаба (арРафии, анНавави, Закария-аль-Ансари, аль-Хатиб-аш-Шарбини) говорили, что сбривать бороду нежелательно, но оставляли человеку право выбора.

Главное условие отращивания бороды

Сегодня большинство теологов склоняется к мнению, что строгий запрет на сбривание бороды – проявление неграмотности и неверного толкования традиций ислама. Так, известный исламский проповедник-богослов Шамиль Аляутдинов в книге «Ношение бороды» подмечает, что наряду с рекомендацией стричь усы и отращивать бороду, Пророк рекомендовал своим последователям тщательно следить за внешность и соблюдать правила гигиены: чистить зубы палочкой, промывать нос, стричь ногти, выщипывать волосы под мышками и соблюдать другие ритуалы.

Автор ссылается на пояснения имама ат Табари, который пояснял: не нужно бездумно следовать упомянутым в хадисах рекомендациям. Если борода будет неряшливой, грязной, то не сделает мусульманину чести. Доктор богословия Али-Ахмад-Мари также напоминал, что важно при отпускании бороды помнить об аккуратности и опрятности внешнего вида. Если борода становится причиной насмешек и олицетворением неряшливости, то следование традиции утрачивает смысл, ведь мусульманин обязан следовать правилам гигиены, быть опрятным, аккуратным и солидным.

Шамиль Аляутдинов напоминает, что уход за отпущенной бородой – часть кропотливой работы над собственной личностью. Борода – это маркер, через который окружающие оценивают ее хозяина. А ее ношение – сунна, то есть путь и пример подражания Пророку и праведникам. А потому все бородачи обязаны помнить об ответственности, которую накладывает на них буйная растительность.

Окрашивание бороды

Помня заветы Пророка, многие мусульмане продолжают сбривать усы и отращивать бороды, чтобы не походить на многобожников. Однако традиция ношения бороды характерна и для других религий: и православные, и иудеи носят бороды. Чтобы отличаться от них не только сбритыми усами, мусульмане издавна красили бороды натуральными природными красителями. По преданиям сам Пророк носил желтую шевелюру и бороду. Он говорил, что лучшее средство для закрашивания седины – басма или хна.

В России подобная традиция встречается редко, а вот в Бангладеш, например, туристы не могут удержаться от селфи со стариками-мусульманами, образ которых украшают длинные бороды всевозможных расцветок – огненно-красные, оранжевые, синие, изумрудные. Именно такой непредсказуемый эффект дает окрашивание седины натуральной хной и басмой. А вот в черный бороду красить запрещено. Исключение – придание устрашающего облика во время джихада.

О длине

Большинство богословов считают, что бороду можно постричь, но в том случае, если она перерастает длину сжатого кулака. При такой оптимальной длине бороды и ухаживать за ней проще, и смотрится она аккуратно и солидно. Бороды подстригали ближайшие сподвижники Пророка – Ибн-Умар и Абу-Хурайра. О разрешении подстригать бороду говорится в трудах многих богословов – исламского аскета Хасан аль Басри, правоведа маликитской школы Ибн-Абд аль Барра, арабо-мусульманского теолога Ибн-Таймии и пр.

О правилах сбривания усов у исламских богословов единого мнения нет. Так, сторонники шафиита считают, что сбривать усы полностью не нужно. Достаточно подрезать то, что отросло ниже губы. Ханафиты убеждены, что усы нужно «искоренять» полностью. Заметим, что часть сподвижников Пророка сбривали усы целиком (Абу-Раида, Инб-Умар и пр.). Другие – лишь подстригали (Абдуллах-ибн-Бишр, Микдам-ибн-Мадикариб и др.).

О запретах и наказаниях

В современном сознании любой темноволосый мужчина с бородой (как и женщина в хиджабе, кстати) ассоциируется с террористом, поэтому во многих странах буйная растительность на лице становится причиной повышенного интереса к человеку со стороны правоохранительных органов. Например, в Узбекистане нет официального запрета на ношение бороды, но многие мужчины расстаются с ней, чтобы не вызывать подозрения и не оказаться в «списке бородатых» Службы безопасности. Узбеку-бородачу для получения паспорта требуется специальная справка, доказывающая его непринадлежность к экстремизму, получить которую практически невозможно. Дагестанские бородачи рискуют постановкой на «профилактический учет».

В истории зафиксированы случаи, когда нарушение правил относительно бороды приводило к трагическим последствиям. Так, талибы в Афганистане обязывали мужчин отращивать бороды и проводили проверки. Тех, кто по каким-то причинам не смог вырастить бороду длиннее сжатого кулака, жестоко избивали. В Пакистане талибы запрещали парикмахерам брить бороды, а заведения отказавшихся или нарушивших запрет подрывали.

Сегодня большинство мусульманских стран всё же относятся к бородачам лояльно. Так, обязательное ношение бороды в Карачаево-Черкессии предписано только имамам. В Татарстане считают, что борода – атрибут, который следует заслужить, поэтому небольшую поросль можно отпустить в 30-35 лет после женитьбы, и только разменяв седьмой десяток, разрешается отращивать длинную бороду.

Бороду принято считать одним из основных атрибутов внешнего вида мусульманина. Правоверные братья отпускают её для того, чтобы узнавать друг друга среди незнакомых людей (и затем обмениваться приветствиями, как того требует ислам).

Вопрос о каноническом положении бороды в среде мусульманских богословов остаётся дискуссионным. Ряд консервативных учёных относят её ношение к обязательным (фард) действиям. Они утверждают, что мужчины, которые сбривают волосяной покров на лице, совершают грех уподобления женщинам. Однако это лишь частные мнения, к которым не стоит относиться с полной серьёзностью.

Тем не менее, некоторые видные учёные считали полное сбривание грехом. Например, имам Ибн Хазм утверждал, что удаление волос на подбородке «подобно уродованию своего тела» и недопустимо в среде мусульман.

Бо́льшая часть учёных ислама считают ношение бороды сунной. Ведь Посланник Аллаха (с.г.в.) сам имел обильную растительность на лице и призывал так ходить своих сахабов. В одном из хадисов, который приводят Бухари и Муслим, сказано: «Стригите усы и отпускайте бороду». Смысл этого Пророк (с.г.в.) видел в необходимости отличаться от персидских язычников – чтобы мусульмане могли узнать своих единоверцев. Это положение актуально и в наши дни. Именно по бороде мы имеем возможность визуально определять братьев по вере (хотя 100-процентная точность здесь не гарантирована – прим. Islam.Global). Опираясь на хадисы, большинство богословов считают ношение именно суннатом, то есть желательным.

Некоторая же часть аливов склонна причислять ношение бороды к категории мандуб (одобряемое). Свою позицию они объясняют тем, что данный атрибут внешнего вида относится к бытовой составляющей жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.), не имеющей отношения к религиозным канонам или пророческой миссии. Иными словами, в ношении бороды отсутствует религиозная составляющая. Подтверждением тому и служит мотив отпускания бороды – чтобы отличаться от многобожников.

Кроме того, внешний вид человека во многом зависит от культурных особенностей народа, к которому он принадлежит. Здесь доминирует именно национальный элемент, а не религиозный. Именно по этой причине ношение бороды – это проявление уважения к Пророку ислама (с.г.в.), но без религиозной составляющей.

Некоторые современные представители мусульманского духовенства и вовсе призывают воздерживаться от отращивания бороды по причине того, что бородатый мужчина ассоциируется во многих обществах с радикалами.

Усы: сбривать или стричь?

Если желательность бороды у мужчин особых нареканий среди богословов не вызывает, то усы стали предметом дискуссии.

Представители мазхабов Абу Ханифы (он сам, его ученики Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани), а также Ахмада ибн Ханбала считают, что желательно сбривать растительность над губой. Аргументируют они свою позицию высказыванием Заключительного Божьего посланника (с.г.в.): «Удаляйте усы» (хадис приводит Бухари). Однако более поздние богословы-ханафиты, а также учёные шафиитского и маликитского мазхабов утверждали, что полное сбривание усов нежелательно, а лучше их просто укорачивать. Основным их аргументом служит другой хадис: «Естественное состояние человека кроется в 5 составляющих: обрезание, укорачивание усов, устранение волос на лобке, подстригание ногтей и удаление волос подмышками» (Бухари, Муслим).

В довесок приводятся слова сахаба Мугира ибн Шугба (р.а.): «Я носил длинные усы – увидев их, Пророк, саляллаху алейхи уа салям, подстриг их по длине мисвака» (Абу Дауд).

При этом Малик ибн Анас, основоположник маликитского мазхаба, и вовсе называл бритьё усов нововведением (бид`а), которое вредит верующим.

Известный мусульманский учёный имам Навави утверждал, что усы нужно подстригать так, чтобы был виден край верхней губы.

Некоторые алимы, такие как Табари или Ибн Хаджар, и вовсе считали допустимым оба варианта.

Какой длины должна быть борода

В Пречистой сунне не содержится указаний на то, какого размера должна быть борода мусульманина. Но Божий Посланник (с.г.в.) призывал верующих к чистоте и аккуратности, и волосяной покров – не исключение. Верующий должен ухаживать за бородой, используя для этого все необходимые средства. Опрятный внешний вид – то, к чему должен стремиться каждый.

Что касается длины бороды, то такой сахаб, как Ибн Умар (р.а.), брал свою бороду в кулак так, что большой палец его руки касался подбородка, и отрезал то, что выступало за пределы ширины его ладони (Бухари). Опираясь на пример этого сподвижника, мусульмане могут поступать аналогичным образом. А длину волос на щеках затем «подстраивать» по размеру волос на подбородке.

Борода или работа?

В современном обществе бытует множество стереотипов об исламе, главными жертвами которых становятся сами мусульмане. По этой причине густая борода нередко становится барьером при трудоустройстве. Как же быть в такой ситуации?

Одной из важнейших обязанностей мужчин считается содержание семьи. Именно мужчина в Судный день будет ответственен за то, в каком материальном положении была его семья и как он справился с содержанием своей жены и детей. Если же борода становится преградой на пути к устройству на работу, и работодатель требует побриться, то в такой ситуации правоверному следует выбрать «меньшее из двух зол». Содержание семьи выглядит в данном случае более предпочтительным, так как от этого зависит жизнь и достаток не только его самого, но и его родных. То есть если с начальством не удаётся договориться, и оно настаивает на своём, то лучше сбрить бороду и трудоустроиться.

Если борода не растёт

Некоторые молодые люди сталкиваются с тем, что борода начинает расти слишком поздно, либо она растёт, но редкими волосами. Безусловно, густая ухоженная борода выглядит симпатичнее, и молодые мусульмане хотят иметь мужественный вид. Как же быть?

Сегодня существует множество различных средств, стимулирующих рост волос. Кроме того, специалисты в этой области рекомендуют употреблять в пищу побольше фруктов и овощей, содержащих натуральный сахар (яблоки, морковь, гранат). Для увеличения выработки тестостерона, ведущего к росту волос, медики рекомендуют заниматься спортом. Также необходимо включить в рацион продукты, содержащие большое количество витаминов A, B3, B5, B7, C, E.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Споры о бороде в мусульманском мире ведутся настолько бурно, что ее наличие стало чуть ли не самым главным признаком верующего человека. Можно подумать, что в мире нет большей проблемы, чем отсутствие бороды. Мусульмане так часто зацикливаются на второстепенных вопросах веры, а порой и вообще к вере не имеющие никакого отношения, что забывают о главных Законах Всевышнего. Споры ведутся не только о наличии или отсутствии бороды, но также о ее длине, ширине, цвете и форме.

О том, что человеку не разрешается сбривать бороду вообще, большинство мусульманских ученых единодушны, если только в этом нет какой-то необходимости. Например, из-за медицинских показаний. И то это делается с разрешения улемов. О дозволенности сбривания бороды говорят лишь единицы. Но на таких людей то самое большинство, как правило, вешают ярлык «неверный», «заблудший», «тагутчик» и другие страшные слова.

Согласно ханафитскому мазхабу, полностью сбривать бороду является нежелательным, близким к запретному. По ханбалитскому и маликитскому мазхабу это запрещено. По шафиитскому мазхабу – нежелательно, но не запрещено. В общем, является ли сбривание бороды грехом или нет, полностью зависит от четырех основателей школ шариатского права, одной из которых следует мусульманин. Так что решать вам, дорогие мусульмане, следовать за учеными, или думать своей головой.

О длине бороды исламские ученые разошлись во мнениях. Некоторые считают, что бороду можно отпускать до той длины, до которой она вырастает естественным образом. Другие говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека.

Помимо бороды, немаловажную роль играют усы. Согласно мнению одних, их нужно сбривать полностью. Согласно других – длина усов должна ограничиться лишь удалением того, что выходит за край губы. Имам Малик, основатель маликиского мазхаба, вообще считал, что полное сбривание усов является нововведением. А тех, кто так делает, следует побивать. Один из его последователей, Ибн Фархун, запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы.

В те времена сбривание бороды считалось уподоблению женщинам. Это основной аргумент сторонников отращивания бороды, что, мол, уподобление женщинам запрещено хадисами и Кораном. Да, это так. Но при чем здесь борода? По этой логике длинные волосы тоже должно приравниваться к уподоблению женщинам. Согласно Писаниям и хадисам, многие пророки ходили с длинными волосами. Даже пророк Мухаммад. Почему же Посланник не укорачивал волосы?

А еще женщины красят голову. Чаще для того, чтобы скрыть седину. Не все это знают, но в хадисах пророк Мухаммад велел мусульманам красить волосы. Особенно седину, о чем есть соответствующий хадис [1]. При этом он запретил краситься в черный цвет. Предпочтение отдается красному цвету. Это касается и мужчин и женщин. Тут сразу же встает вопрос: разве это не уподобление женщинам? И почему именно красный цвет? В других хадисах пророк запрещает мужчинам одежду красного цвета, так как это цвет для женщин[2]. А в мечети красный цвет отвлекает верующих от молитвы. Представьте себе, молитесь вы в мечети, а тут заходит мужчина с красными длинными волосами, и все внимание молящихся приковывается к нему. Явное противоречие. И почему сегодня мусульмане, повторяющие каждый шаг Посланника, не красят свои волосы в красный цвет?

О том, что сам пророк красил волосы в красный цвет, есть хадисы [3].

Красить же волосы надо по той причине, что так не делают иудеи и христиане:

«Иудеи и христиане не красят (т.е. бороды), вы делайте наоборот» [4].

Иудеи и христиане еще много чего не делают. Что же теперь, мусульманам вменяется все, что они не делают? Иудейские раввины и христианские священники тоже носят длинную бороду. Получается, мусульмане им все-таки подражают?

Есть другие хадисы, только в них пророк велит удлинять бороды и отрезать усы, чтобы отличаться от многобожников и язычников [5].

Читаем другой хадис:

«Десять вещей [относятся] к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой»[6].

Прежде чем комментировать этот хадис, надо пояснить, что главным аргументом сторонников отращивания бороды является то, что, сбривая бороду, мужчина пытается изменить облик творения Аллаха и подчиняется воле шайтана, что человек восстает против своей природы. В качестве подтверждения этих слов, приводится аят из Корана:

«Аллах проклял его (Иблиса), и он сказал: “Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им изменять творение Аллаха”» (Коран, 4:118-119).

Ни в одном переводе в аяте слова «и прикажу им изменять творения Аллаха» не понимаются как сбривание бороды, или что-то вроде этого. Если на то пошло, если нельзя пытаться изменить облик творения Аллаха, зачем вообще что-либо сбривать? Зачем сбривать усы? Зачем выщипывать волосы подмышками и брить пах? Разве в этом случае человек не пытается изменить Его творение? Разве он не восстает против своей природы? То же самое относится и к обрезанию. Зачем изменять первоначальный облик, созданный Всевышним? Если все лишнее нужно сбривать и отрезать, почему тогда Всевышний не сделал так, чтобы борода и усы росли до определенной длины, как, например, ресницы и брови? Аргумент лишен всякой логики и здравого смысла.

Есть также хадисы, в которых рассказывается, что пророк Мухаммад подстригал и сбривал бороду. Но они считаются недостоверными или вымышленными. Я не могу дать оценку этим хадисам, так как не нашел ни один такой хадис. В интернете существует жесткое подавление инакомыслящих. Сайты и группы в соцсетях с подобным содержанием блокируются или закрываются. И не только в интернете. Литература объявляется экстремистской и изымается из книжных магазинов. Вскоре «недостоверные» и «вымышленные» хадисы вообще канут в лету.

Теперь перейдем к Корану. В Священной Книге мусульман Всевышний нигде не упоминает о запрете сбривания бороды, усов, или о необходимости выщипывания или удаления волос где бы то ни было. Даже в качестве рекомендации. Этот вопрос Всевышний оставил на усмотрение людей. Правда, есть попытки найти подтверждения отпускать бороду в Коране. Читаем:

«(Харун) сказал (Мусе, который схватил его правой рукой за волосы, а левой за бороду): «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову, я боялся, что ты скажешь: «Ты вызвал разделение среди потомков Исраиля и не соблюл моего слова [наставления Мусы о заботе о потомках Исраиля]». (Коран, 20:94).

Это якобы говорит о том, что раз пророк Харун был с бородой, значит борода должна быть обязательно. Убийственная логика.

«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).

Некоторые алимы утверждают, что под словами «покончат со своей неопрятностью» означает бритье головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды (размером с кулак). Но это лишь их собственное мнение, никак не подтверждаемое самим Кораном. Некоторые толкователи считают, что в аяте имеется в виду обрядовое очищение. И я с ними согласен[7].

«Скажи: «Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками». (Коран, 17:107).

Некоторые алимы говорят, что в данном аяте под словами «касаясь земли своими подбородками» имеются в виду бороды, ибо невозможно падать ниц, то есть совершать земной поклон так, чтобы при этом подбородок (в котором нет бороды) касался земли. Лично мне непонятно, почему тогда Всевышний так и не сказал «борода», вместо «подбородка»? Возможно, я что-то не понимаю. Ведь арабский язык был тогда очень сложным, как уверяют алимы. И, тем не менее, это не значит, что борода – обязательный атрибут веры. Допустим, в аяте действительно говорится о бороде. Я уже не раз говорил в своих статьях, что слова Всевышнего в Коране обращены в основном к современникам пророка Мухаммада. Это уже видно по аяту. Всевышний обращается к Посланнику словами: «Скажи…». Ношение бороды в то время было обычным делом. Борода считалась признаком ухоженности и опрятности. Она была неким дресс-кодом. Сегодня же в большинстве светских странах все наоборот. Борода считается признаком неухоженности, а иногда и неопрятности. Тогда были другие обычаи, сейчас – другие. И опять же, ношение бороды (если она все же имеется в виду в аяте) в Коране мусульманам нигде не вменено в обязанность.

Не все исламские ученые согласны с мнением, что борода – обязательна. Известный ученый, шейх Махмуд Шальтут, высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия, в окружении которых живет индивидум… Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше»[ 8].

По мнению известного богослова шейха Мухаммада Абу Захра, следование Пророку, связанные с отпусканием бороды, стрижкой усов, выбором одежды и приема пищи относится к бытовым вопросам, не касающимся выполнения его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это просто проявление уважение к пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)[9].

Под конец добавлю, что хадисы не должны восприниматься как второй источник веры. За эти полторы тысячи лет хадисы переписывали, искажали, неверно трактовали и выдумывали. Если пророк и запретил брить бороду, то к религии это не имело никакого отношения. Это не является грехом, и за отпускание бороды никакой награды не будет. Возможно, это была традиция тех времен. Многие народы чтят свои традиции. Это помогает сохранить свою историю, свою идентичность. Это важно. Но это была традиция тех времен, традиция арабов. И все мусульмане на земле не обязаны соблюдать эту традицию. Времена меняются, меняются традиции, нравы. А Законы Аллаха не меняются. Они остаются неизменными. Это Законы Корана. Надо соблюдать то, что лучше для мусульман. Длинная борода сегодня ассоциируется с терроризмом, и люди из-за действия каких-то религиозных фанатиков делают выводы обо всех мусульманах. Следовательно, ношение бороды не выгодно мусульманам с точки зрения имиджа Ислама. Поэтому, на мой взгляд, лучше воздержаться от ношения длинной бороды. Возможно и такое, что пророк хотел этим как-то выделить мусульман из общей массы. Это было его личным предпочтением, его личным выбором, который не касался вопроса веры, и за несоблюдение которого человек не получит никаких санкций.

[1] - Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 1. С. 125, Бухари», том 4, стр. 292.
[2] - Ахмад и Ибн Маджа № 3591.
[3] - Усман ибн Абдиллях (да будет доволен им Аллах) рассказал: «. я видел, что у жены Пророка (мир ему и благословение) в ёмкости с водой (из которого пьют воду) были красные волосы (от бороды)» (Бухари №5896, Муслим 1т/83).
[4] - Бухари, том 4, стр. 292.
[5] - Бухари, 5892, Муслим.
[6] - Муслим, 261.
[7] - «После завершения остальных обрядов они очистятся от грязи, которая покрыла их за то время, что они находились в состоянии ихрам, и исполнят данные ими обеты» (Тафсир ас-Саади). «Потом пусть они завершают обрядовое очищение от пота и дальней дороги после конца ихрама» (Тафсир аль-Мунтахаб).
[8] - ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
[9] - ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

Читайте также: