Почему китайцы носили длинные косы

Опубликовано: 15.05.2024

Почему китайские мужчины носили косы?

Когда мы говорим про Китай и китайскую моду, сразу всплывает в памяти необычная мужская прическа – выбритая голова с «островком» волос на макушке и длинной косой.

Казалось бы, это вообще не должна быть прическа бравых мужчин, но тем не менее, почти 265 лет местные жители подчинялись закону и носили косичку. Это стало своеобразным символом Китая. И тем более удивительно, что прическа эта пришла из другой страны – Маньчжурии.

Косичка была первоначально деталью прически чжурчжэньской или Маньчжурской династии, которая когда-то располагалась на северо-востоке современного Китая, но не была китайской территорией. В 1644 году армия захватчиков разгромила ханьских китайцев и завоевала страну. В стране установилась новая власть новой династии, взявшей себе имя – Цин.

Почему китайские мужчины носили косы?

Новый император Китая, взявший тронное имя — Шунци, приказал всем китайцам сделать на голове косичку в знак подчинения власти.

Исключение сделали лишь для монахов и священников, которые могли полностью сбривать волосы или отрастить их по своему усмотрению. Для всех остальных жителей действовало новое правило.

Разумеется, нововведение вызвало широкое сопротивление по всему Китаю. У маньчжуров разговор был короткий — они установили политику «потеряй волосы или потеряй голову»; за нежелание изменить прическу полагалась смертная казнь.

Однако и тут были свои подводные камни. Мужчинам приходилось подбривать головы раз в 10 дней, чтобы косичка смотрелась ярко и выделялась.

Вот как описывали современники эту прическу — «Первоначально это был знак покорности, которого требовал первый маньчжурский император только через год после захвата трона в 1645 году.

Китайцы брили переднюю часть головы, а волосы на затылке заплетали в косы. Они использовали не только собственные натуральные волосы, но и конский волос или черный шелк».

Интересно, что маньчжуры не издавали никаких эквивалентных правил о женских прическах- то есть в подавляющем большинстве случаев косичка предназначалась только для мужчин.

Даже китайцы, проживавшие за границей, старались сохранять свои традиционные прически с косичкой, ведь их жизнь на чужбине была не навсегда, они планировали вернуться домой. И нужно было стараться не вызвать гнев властей.

В начале 20-го века повстанцы (в том числе молодой Мао Цзэдун) отрезали свои косы в качестве демонстрации неповиновения властям.

Постепенно Китай отходил от этого пережитка прошлого и императорского наследия. Косичка была отменена в Китае в 1911 году, когда маньчжурская династия была свергнута в пользу Республики. То есть символ эпохи ушел вместе с ней. В 1922 году последний император Пу И самолично отрезал свою косичку, чтобы показать, что Китай отныне шагает по новому пути.

Пользуясь безграничным влиянием маньчжуры насадили свой стиль не только в прическе. Было навязано носить маньчжурскую одежду не только ханьцам, а также и монголам и бурятам. Хотя маньчжурская прическа не совсем маньчжурская, она сохранилась со времен античности. Ее принято было носить и в империи хунну.

  • Популярное
  • Комментарии

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

NARA, Т 311, R 244, f. 280 № 698/39, секретно Командование Группы Армий "Юг" Командующий 18.09.1939 (идет война с Польшей) Из донесения начальника гражданской администрации следует, что солдаты в больших количествах перевозят грузовиками пакеты с награбленным через границу рейха и сдают их в немецких почтовых отделениях. Список с конфискованными посылками, а также донесение криминальной полиции г. Бреслау прилагаются. В тех случаях, когда отправитель неизвестен, Группа Армий "Юг" проведёт расследование и сообщит армиям их результат. Я прошу обращаться с преступниками со всей строгостью и результат доложить мне. Против командира 3-й роты 538-го дорожно-строительного батальона завести уголовное дело. Верховному командующему Люфтваффе направлена просьба разобраться с личным составом 8-й строительной роты 13-го корпуса люфтваффе. Чтобы предотвратить в будущем подобные действия, которые сильнейшим образом угрожают дисциплине и чести вермахта, я приказываю: 1. В армиях предпринять все необходимые меры для поддержания военной дисциплины и порядка и предотвратить мародёрство в любых формах. В особенности дать указания всем тыловым структурам жёсткими методами контроля и энергичными действиями немедленно вмешиваться в случаях нарушениях дисциплины. Каждого мародёрствующего солдата немедленно задерживать и как можно быстрее передать полевому суду. Армии издают необходимые постановления, дабы избежать затяжки таких дел из-за "ведомственной принадлежности". Всем судьям дать указание наказывать за мародёрство самым строгим образом. На непосредственного начальника (Disziplinarvorgesetzte) преступника заводить дело по § 147 свода военных законов. Против старших ответственных начальников действовать по § 142. 2.) Позаботится о том, чтобы как можно быстрее все солдаты были проинструктированы о поведении на территории противника. В особенности указать всем командирам тыловых структур на их ответственность за дисциплину подчинённых. 3.) Дать распоряжение, чтобы с настоящего момента во всех одиночных машинах, въезжающих из оккупированных территорий в рейх, проводился контроль ввозимого. Всё подозрительное подлежит конфискации. Группа Армий отдаст распоряжение о наблюдении за пунктами приёма посылок в больших населённых пунктах в силезском районе операции.

. "машина крино» — германской уголовной полиции"? . Не "крино", а "крипо".

ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОЧЕСТЬ О СПЕЦ ОПЕРАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ УБИЙЦ ТЕРРОРИСТОВ ОЛИМПИЙСКОЙ КОМАНДЫ ИЗРАИЛЯ В ГЕРМАНИИ. БЛЕСТЯЩАЯ ОПЕРАЦИЯ ,КОТОРАЯ ВОШЛА ВО ВСЕ УЧЕБНИКИ ВОЙСК СПЕЦ НАЗНАЧЕНИЯ


Известный немецкий географ XIX века Фридрих Ратцель в своем труде «Народоведение» отмечал, что «китайская коса» у мужчинъ доходитъ до самой Индiи». И действительно подобная прическа стала своеобразной визитной карточкой жителей Китая. Однако на самом деле своей косой китайцы обязаны маньчжурской династии.

Завоевание государства Мин

В древности Маньчжурия представляла собой множество разрозненных владений. Эти владения порой объединялись в единое целое, но всякий раз снова распадались. И только в конце XVI века благодаря хану Нурхаци, основателю династии Цин, государство все-таки было образовано. Как утверждает автор издания «История мира», Роман Зарапин, в 1618 году Нурхаци отвоевал часть земель у Китая: некоторые территории Южной Маньчжурии и Ляодунского полуострова. Но это оказалось только началом. В 1643 году, уже после смерти сына Нурцахи, Абахая, провозгласившего себя императором, маньчжурские полководцы взяли Пекин.

Тогда же Пекин был провозглашен и маньчжурской столицей. Поэтому именно сюда завоеватели перевезли нового, но еще малолетнего императора. В сущности, так называемая Маньчжурская война продолжалась до 1683 года, пока все земли, некогда принадлежавшие государству Мин, не перешли во владение новых хозяев. Для того, чтобы упрочить свое положение маньчжуры не стали менять ни сложившуюся в Китае систему управления, ни народные традиции. Однако эта политика не коснулась внешнего вида жителей Поднебесной. Китайцев в буквальном смысле заставляли носить маньчжурскую одежду и прически.

Волосы или смерть?

Знаком подчинения новой власти стала и знаменитая «китайская косичка». Впрочем, поначалу, как пишет Елена Грицак в своей книге «Пекин и Великая Китайская стена», завоеватели приказали китайцам мужского пола вообще избавляться от волос на голове. Всем непокорным грозила смертная казнь, после которой отрубленная и уже обритая голова ослушавшегося китайца выставлялась на всеобщее обозрение на главной площади Пекина. Однако даже под страхом высшей меры наказания жители Поднебесной продолжали отращивать волосы. Иначе следующий указ, предписывавший ношение «китайской косы», вряд ли появился бы на свет.

По-видимому, тех, кто был не согласен с маньчжурскими порядками, было слишком много. Именно поэтому, по словам Грицак, представители династии Цин и разрешили китайцам брить головы так, чтобы на макушке оставался небольшой «островок» волос. Эти волосы следовало заплетать в косу. Впрочем, наказание за неисполнение указа осталось прежним. Тяжелее всего приходилось пожилым мужчинам, которые начинали лысеть. Для того, чтобы в буквальном смысле спасти свою жизнь, стареющие китайцы приобретали косы в лавках.

Отрезание косы как знак протеста

Так длинная «маньчжурская» коса стала своеобразной визитной карточкой китайцев. Но в связи с тем, что такая прическа являлась все-таки не исконно китайским атрибутом, а символом покорности империи Цин, многие жители Поднебесной ее попросту ненавидели. В качестве доказательства данного утверждения можно привести события, имевшие место во время Синьхайской революции 1911-1912 годов. Именно к этому моменту влияние династии Цин заметно снизилось. Причинами ослабления позиций стали и русская оккупация Маньчжурии, и условия Портсмутского мира после русско-японской войны, и тот факт, что в 1910 году страна Восходящего солнца сделала Корею своей колонией. Китайцы опасались, что аналогичная участь ждет и их.

Вышеперечисленные обстоятельства привели к Уханьскому восстанию, которое и положило начало революции в Китае, приведшей в свою очередь к свержению династии Цин. Как утверждает Виктор Усов, автор книги «Последний император Китая. Пу И (1906-1967)», в знак освобождения от маньчжурского ига, длившегося не один век, участники революционных выступлений срезали ненавистные косы, напоминавшие своим владельцам об их унизительном подчинении завоевателям.

Китайские прически, столь непривычные взгляду среднестатистического европейца, являются своеобразным символом Поднебесной, неотъемлемой частью образа, элементом культуры. Женские прически варьируются в зависимости от возраста и семейного положения. Стричь волосы считается неуважительным действом, так как это то, что унаследовано от родителей. Маньчжурский режим диктовал мужчинам необходимость бритья передней части головы. Волосы с макушки заплетались в косичку и перевязывались черной шелковой лентой. Это было традицией, сломленной лишь недавно, во времена правления последнего императора в начале прошлого века. Обрезание косички стало одним из наиболее известных символов падения императорского правления династии Цин, готовности к модернизации и политическим изменениям.

Прически – один из способов персонализации истории. Норманны носили их во времена Вильгельма Завоевателя, который побудил англичан отращивать волосы. В умах населения прочно засели ассоциации длинных волос с крепкой политической властью, а их отсутствие – с анархией. Волосы – символ энергии, жизненной силы библейского Самсона. Распущенные волосы часто обозначают свободу и протест, а растрепанные – признак тоски и печали. Собранные волосы могут означать семейное положение или порабощение. Бритая голова – удел истинно верующего. Заключенные, рабы и солдаты, чье положение предполагает послушание – владельцы коротких причесок. Так, в древнем Китае прически символически иллюстрируют вехи китайской истории.

Книга о сыновьей почтительности

Основы традиций, в частности касательно отношения к убранству головы, лежат в древности и отсылают к конфуцианскому трактату под названием «Книга о сыновьей почтительности». Упор в тексте был сделан на социальные отношения, особенно между отцом и сыном. Трактат традиционно приписывается Конфуцию, то есть датируется 479 годом до нашей эры. Однако эта теория подвергалась сомнению вплоть до периода династии Сун, управлявшей Китаем с 1127 года по 1279-й. Предполагалось, что текст был составлен учениками Конфуция или последователями мыслителя в конце периода Воюющих царств или во времена начала правления династии Хань. Несмотря на то, что привлекла к себе внимание эта книга в незапамятные времена, частью конфуцианского канона она стала лишь во время правления Северной Сун с 960 по 1126 год.

Часть глав книги посвящена сыновьей почтительности, которая рассматривается в качестве основной концепции конфуцианской социальной системы. Согласно конфуцианской философии благочестие детей – социальный руководящий принцип, который является основой всех других добродетелей и всех действий, предпринимаемых человеком. Благочестивый правитель способен управлять своей страной справедливо, а это значит, что и народ станет наводить порядок и привносить гармонию в свои семьи. Сыновье благочестие, равно как и отношения между отцом и сыном, распространяются в полной мере и на сферу государственных отношений между правителем и его народом. В отношении двух братьев его можно сравнить с любовью младшего брата к старшему. Книга дает конкретные инструкции по выстраиванию взаимоотношений во всех сферах взаимодействия.

Тело дано сыну его родителями, и почтительность подразумевает невозможность навредить собственному телу. Самоубийство, равно как и бритьё на себе волос, как у буддийских монахов, является выражением отсутствия сыновней почтительности. Концепция также подразумевает, что сыновья должны почтить имя родителей и уважать предков. Высшая форма почитания собственных родителей – достижение высокого положения и социального статуса. Собственная позиция влияет на славу предков.

Истоки китайской косички

Характерная маньчжурская прическа привлекала внимание приезжих западных путешественников с древних времен. Так, в 1618 году Альваро де Семедо, португальский миссионер в Китае, утверждал, что китайцы бреют бороды и часть головы, а оставшиеся волосы собирают в пучок, заплетенный таким образом, что они небрежно свисают ниже плеч. Британец девятнадцатого века уверял соплеменников, что у китайцев волосы собраны в хвост на макушке, который они формируют в прическу. Юстус Дулиттл в 1865 году в опубликованной им книге о Китае пишет, что волосы сбривают все, начиная с простых людей и заканчивая мандаринами, оставляя круговой участок на макушке, который растет в течение жизни и, разбиваясь на три пряди, заплетается. Гильом де Рубрук, путешественник в страны Востока, описывал мужчин, которые выбривают все волосы, кроме квадрата на верхней части головы, включая виски, заднюю часть шеи и лба.

Большинство людей на Западе считают, что маньчжуры изобрели косы, но эта китайская традиция намного древнее. Кочевое племя хунну, то самое, которое воевало с империей Хань на стыке первого и второго тысячелетий, имело символ, описывающий процесс плетения волос или веревок. Мужские и женские косы наблюдались у племен на крайнем западе Китая во время правления династии Тан в период с 618 по 907 год. Правители Северного Китая во времена династии Ляо носили нечто вроде косы на затылке с 947 по 1125 год. Этот же обычай был приписан племенам чжурчжэней, которые наводнили север страны и создали династию Цзинь. Есть мнение, что такими прическами китайцы обязаны указу императора Тай-Цзуна. Во времена Марко Поло большинство китайцев носили завязанные на затылке или на макушке волосы. Китайские прически были описаны и рядом путешественников шестнадцатого века. Хуан Гонсалес де Мендоса отметил, что китайские мужчины собирают волосы на макушке. Отец Гаспар да Круз в 1569 году был удивлен тем, что мужчины носят длинные волосы, подобно женщинам, и так же хорошо причесывают их. Мартин де Рада завершил картину, заметив, что сильный пол гордится длинными волосами не меньше слабого.

Приказ об обрезании волос

Все изменилось летом 1645 года. Китай увидел указ об обрезании волос, выпущенный маньчжурским военачальником Доргонем. Согласно указу, каждый взрослый китайский мужчина должен был брить переднюю часть головы, а волосы с затылка собирать в тугую косу. Безапелляционность указа, равно как и требования к его неукоснительному выполнению под страхом смерти, походили на российский указ Петра Первого относительно бритья бород. Для представителей маньчжурских народов это требование было возможностью отличить своих от чужих, а для многочисленной ханьской народности выполнение Доргонского приказа стало действом, оскорбляющим чувства приверженцев учения Конфуция. Во время правления прошлой династии Мин мужчины завязывали волосы, а неповиновение новому указу повлекло массовую гибель ханьцев.

Маньчжуры принуждали ханьцев следовать северным обычаям и заставляли брить головы, за исключением макушки. Несогласных казнили. Даже король Кореи подчинился как правитель вассалитета. Приказ об обрезании волос распространялся на все категории граждан, но встретил сопротивление народа. Был создан военный совет, призванный подавить оппозицию. Бытует мнение, согласно которому цирюльники носили по городам на бамбуковых палках головы тех, кто не подчинился, чтобы показать обоюдоострый характер их профессии.

Несколько смягченный указ опирался частично на конфуцианские заповеди, трактуя их в свою пользу. В обращении говорилось, что в то время, когда страна объединилась и стала одной семьей, правитель стал народу отцом, а подданные – его сыновьями. Но эта попытка смягчить подход не возымела действия. При этом повиновение было верным отличительным знаком согласия с властью.

Женские прически Древнего Китая

Женская традиция ухода за волосами в Китае не зависела от политической конъюнктуры в такой степени, как мужская. Девочки до достижения ими возраста 16 лет не были обременены серьёзными ограничениями при выборе прически. По достижении этого времени девушки проходили церемонию переходного возраста «цзи-ли» (笄禮), в ходе которой волосы собирались в традиционную для Китая прическу. Во время ритуала волосы мылись, скручивались и фиксировались заколкой-шпилькой, называемой «цзи», (笄) или гребнем. Девушка, прошедшая церемонию, считалась взрослой и получала право на брак.

Простая прическа времен династии Хань, правившей с 206 года по 22 год до нашей эры, состояла из длинного «конского» хвоста, распадающегося вдоль головы так, чтобы волосы обрамляли лицо с обеих сторон и показывали в выгодном свете лоб. Волосы могли разделяться пробором, так как идеалы красоты предполагали симметрию. Девочки могли оставить большую часть своих волос распущенными, собирая лишь их часть в пучок на затылке, который фиксировался шпилькой.

После того как девушка выходила замуж, прагматизм брал верх. Занимаясь семьей и домашними делами, женщины не имели необходимости выставлять напоказ свои волосы.

Замужние женщины в Древнем Китае носили волосы собранными в прически различных стилей, начиная от практичных до сложных, предназначенных для праздников и церемоний. Прическа зависела и от социального ранга. Самым простым был пучок из волос, собранных на затылке. Более сложный вариант времен династии Тан (618–907 годы) предполагал использование шиньонов, декоративных гребней, булавок и даже свежих цветов. Для фиксации причесок использовался прототип нынешнего лака для волос, изготовленный методом вымачивания древесины в горячей воде, в результате чего получался липкий гель.

Одежда и прическа

Нам ничего не известно об одежде яншаосцев; очень мало— о том, как одевались иньцы. Однако есть основания утверждать, что на протяжении I тысячелетия до н. э. одежда древних китайцев претерпела весьма существенные изменения. Речь идет прежде всего о составе древнекитайского костюма.

Подчеркивая отражение социальных различий чжоуского общества в одежде, один из государственных деятелей VIII в. до н. э. говорил: «Халат, шапка, передник, яшмовая табличка, которую держат в руках при аудиенции, пояс, плахта, обмотки и туфли… все указывает на соблюдение установлений, соответствующих рангу» [Legge, т. VII, 38]. В основном те же элементы костюма постоянно упоминаются и в более ранних чжоуских надписях на бронзе: «дарю тебе… головной убор, халат, передник и туфли» [Го Мо-жо, 1958. т. 6, 34]; «дарю тебе пурпурный халат… и красный передник» [там же, 72] и т. д. Таким образом, основными компонентами традиционного чжоуского мужского костюма были: головной убор, халат, пояс, передник, туфли.

Древние китайцы не стригли волос и в этом отношении противопоставляли себя юэсцам, носившим короткие прически. Единственно приемлемой с точки зрения общепринятых норм прической древние китайцы считали волосы, свернутые в пучок, закрученные на затылке и скрепленные шпилькой. Эта прическа сохранялась у китайцев вплоть до маньчжурского завоевания в XVII в., когда повсеместное распространение получили косы; восходит она к глубокой древности. В культурном слое яншаоских поселений нередко встречаются головные шпильки [Мяо- дигоу…, 62]; они чрезвычайно характерны и для иньского времени, когда для их изготовления использовалась слоновая кость [Сэкай, 131]. Об исключительном значении головных шпилек в иньское время свидетельствует иероглиф «фу»

(«мужчина») — изображение человека анфас со шпилькой в волосах. Этимология этого иероглифа проясняется в свете несколько более поздних письменных свйдетельств. По достижении совершеннолетия юноши проходили в чжоуском Китае своеобразную инициацию. Им укладывали волосы пучком и закалывали их шпилькой — с этого момента прошедший инициацию становился полноправным мужчиной [подробнее см.: Ли Ань-чжай, 49–51].

В отличие от женщин взрослые мужчины всегда носили головной убор — необходимый атрибут мужского костюма. «Без меня вы то же, что одежда без головного убора или река без источника», — говорится в «Цзочжуане» [Legge, т. VIII, 625]. В отличие от Европы в Китае не сформировался обычай снимать головной убор, входя в помещение и тем более приступая к трапезе: в средневековом Китае обедать или заниматься каллиграфией с непокрытой головой считалось для мужчины совершенно неприличным [Цзацзуань, 34]. Эти представления восходят по крайней мере к чжоускому времени. Когда циский правитель Хуань-гун опьянел на пиру и снял при всех свой головной убор, это было сочтено проявлением крайней разнузданности; три дня после этого Хуань-гун стыдился показываться на глаза придворным [Шан Бин-хэ, т. 4, 2]. Добавим попутно, что прическе и уходу за волосами чжоусцы придавали особое значение. Считалось необходимым мыть голову раз в три дня [Чэнь Хао, 154]. Для мытья головы использовали пшенный отвар [Шан Бин-хэ, т. 4, 10]. Правила хорошего тона предписывали детям вставать утром с петухами, мыть руки, полоскать рот и причесываться [Чэнь Хао, 152]. Находки гребней (преимущественно костяных) в стоянках эпохи неолита свидетельствуют, что уже яншаосцы и луншаньцы ходили причесанными. Традиция не прерывалась и в дальнейшем. Известны иньские гребни из слоновой кости, украшенные великолепным орнаментом [Сэкай, 131]. В чжоуское время считалось, что жена должна ухаживать за мужем «с полотенцем и гребнем» [Legge, т. VIII, 461]. Гребни были деревянные или из слоновой кости [Шан Бин-хэ, т. 4, И]. Образ гребня нередко используется в поэтических сравнениях, например:

В плотные, плотные груды ссыпают зерно;

в груды высокие, как крепостная стена,

гребню густому как будто подобна она

Одним из важных компонёнтов чжоуского костюма был, как отмечалось, халат.

В письменных источниках сохранились некоторые указания, позволяющие в общих чертах восстановить особенности покроя чжоуского халата. Он должен быть «не настолько коротким, чтобы было видно тело, и не настолько длинным, чтобы волочиться по земле» [Чэнь Хао, 315]. Халат кроился из 12 кусков ткани [там же], ширина которых составляла 2 чи 2 цуня (около 55 см) и зависела от конструкции ткацкого станка. Примерно такую же ширину имели ткани и в ханьское время; однако реальная величина единиц длины постепенно уменьшалась, и поэтому во II–I вв. до н. э. 2 чи 2 цуня составляли уже от 48,5 до 45,5 см [Лубо-Лесниченко, 18–19].

Рукава халата должны были иметь ширину 1 чи 2 цуня (около 30 см) [Чэнь Хао, 169], ширина халата на поясе — в три раза больше, а нижняя ширина — вдвое больше, чем на поясе [там же], т. е. около 1,8 м. Рукава были длинными настолько, чтобы, будучи завернуты, они достигали локтя [там же, 315]. Халат имел дополнительную полу в виде клина [там же, 169]. В квадратный вырез вшивался воротник высотой 2 цуня (около 5 см) [там же].

Легкие халаты шились без подкладки [там же]. Если же они имели подкладку, последняя обычно была другого цвета, чем сам халат:

Одежда на вас зеленого цвета,

вы желтый мой шелк для подкладки избрали

Зимние халаты подбивались шелковой ватой в «Цзочжуане» помещены слова некоего У Чэня, советовавшего правителю лично проинспектировать свою армию: тогда даже в холод солдатам будет казаться, что на них халаты на ватной подкладке [Шан Бин-хэ, т. 4, 16].

Халат непременно следовало подпоясывать: «не настолько низко, чтобы пояс давил на бедра, и не настолько высоко, чтобы он давил на ребра» [Чэнь Хао, 315]. Пояс делался из куска шелковой ткани; он закреплялся застежкой, причем свободные концы свешивались вниз:

Отрок на пояс привесил наперстье стрелка…

Пусть он на пояс привесил наперстье стрелка,

разве с моею сравнится искусством рука?

С поясом мужа он беззаботен и рад — кисти у пояса,

вниз опускаясь, висят [Шицзин, 78].

Поясные пряжки в позднечжоуское время делались из бронзы и нередко украшались инкрустацией [Го Бао-цзюнь, 51; Ань Чжи-минь, 1953, 100 и далее]. Наиболее крупные экземпляры из числа найденных в археологических раскопках достигают значительных размеров — более 20 см в длину [Го Баоцзюнь, 49].

Неотъемлемой частью чжоуского костюма был также передник — далекий аналог набедренной повязки или пояса стыдливости. Передник этот изготовлялся из кожи и имел ширину 2 чи (около 50 см) внизу и 1 чи наверху при длине 3 чи [Чэнь Хао, 171]. Он завязывался на поясе и спускался до колен. Этим, очевидно, объясняется ошибка Дж. Легга, употреблявшего в переводе слово Knee-covers; русский эквивалент этого выражения («наколенники») использован А. А. Штукиным в его переводе «Шицзина» (например, «в алых стоят наколенниках триста вельмож» [Шицзин, 179]; «наколенники ярким багрянцем сверкают» [там же, 226]; «заблестит наконец их наколенников яркий багрец» [там же, 242] и т. д.). Однако В. Эберхард еще в 1946 г. отмечал, что так называемые Knee-covers в действительности представляют собой Schurz («передник», «фартук») [Eberhard, 36–37].

Эберхард высказал также предположение, что древнекитайский передник южного происхождения. Это мнение было поддержано П. Серройсом, обратившим внимание на то, что в словаре «Шовэнь», составленном в I в. н. э., слово «передник» поясняется как «одежда южных варваров» [Serruys, 1969, 257]. К тому времени у самих древних китайцев этот компонент костюма уже вышел из потребления.

Туфли в чжоуское время были двух типов: на твердой (деревянной) и мягкой подошве. В надписях на бронзовых сосудах упоминается первый тип, в «Шицзине» — и тот и другой:

1. Преславный потомок, велик и прекрасен был князь,

спокоен и важен, — багряные туфли на нем [Шицзин, 193].

В золоте туфель сафьян [там же, 227].

Алые туфли и черный халат [там же, 399].

2. Туфель пеньковых пять пар подобрала она [там же, 122].

Легкие туфли свои из пеньки

он и в морозец согласен носить [там же, 129].

И в легких туфлях, свитых из пеньки, т

ам ходят по земле, покрытой льдом [там же, 275].

Древние китайцы надевали туфли на босу ногу. Когда однажды правитель царства Вэй устроил пир, то некто Шэн-цзы занял свое место, не сняв туфель. Правитель был разгневан. Но Шэн-цзы извинился и объяснил: «У меня на ногах чирьи, и, если Вы увидите их, Вам будет неприятно. Вот почему я не осмелился снять туфли» [там же, т. 8, 856].

Надевали обувь сидя, сначала на одну, затем на другую ногу, укрывая их халатом [Чэнь Хао, 7].

Читатель, конечно, обратил внимание на то, что при перечислении компонентов чжоуского костюма не были упомянуты штаны. Как и многим другим древним народам, чжоусцам и иньцам этот немаловажный с современной точки зрения предмет одежды не был известен. Поэтому когда в IV в. до н. э. правитель царства Чжао, Улин-ван, ввел в своей армии ношение штанов, заимствованных от северных соседей — кочевников, это означало поистине революционные изменения в традиционном костюме. Вскоре штаны вошли, во всеобщее употребление.

Несмотря на то что состав древнекитайской одежды претерпел на протяжении I тысячелетия до н. э. важные изменения за счет заимствования первоначально чуждых древним китайцам элементов, некоторые особенности ее покроя и манеры ношения оказались чрезвычайно стойкими. Речь идет, например, о манере запахивать верхнюю одежду.

Здесь приходится отметить одно недоразумение, вошедшее в русскую китаеведческую литературу е легкой руки такого крупного авторитета, как Н. Я. Бичурин (Иакинф). Во время своего длительного пребывания в Китае в начале XIX в. монах Иакинф постоянно носил китайскую одежду и должен был хорошо знать ее особенности. Однако в переводе династийной хроники «Чжоу-шу» он допустил труднообъяснимую ошибку. В тексте говорится о древних тюрках, и Иакинф переводит: «Обычаи тукюэсцев; распускают волосы, левую полу наверху носят» [Бичурин, т. 1, 229]. Это повлекло за собой целую цепь досадных ошибок [подробнее см.: Вайнштейн, Крюков, 182–186].

Между тем по крайней мере с иньского времени предки древних китайцев всегда запахивали верхнюю одежду только направо, так что левая пола оказывалась наверху. Правда, судить об этом по знаку «халат», встречающемуся в иньских надписях, трудно: как любой иньский знак, он мог иметь прямой и зеркальный вариант. Но на статуэтке, найденной в иньском погребении близ Аньяна, мы видим халат, запахнутый направо [Ли Я-нун, табл. 30]. То же самое прослеживается на всех без исключения известных в настоящее время древнекитайских изображениях чжоуского времени (рис. 33). Вполне закономерно, что на керамической форме, предназначенной для отливки детали бронзового сосуда и представляющей собой зеркальное изображение человека, халат на нем запахнут налево [Синь чжунго… табл. 51].

Манера запахивать одежду направо сохраняется у китайцев до сих пор — это одна из наиболее устойчивых черт китайской материальной культуры. Именно этой черте китайцы всегда придавали исключительное значение, рассматривая ее как показатель этнической принадлежности. Достаточно вспомнить высказывание Конфуция, в котором он оценивает заслуги Гуань Чжуна в борьбе с кочевниками: «Если бы не Гуань Чжун, мы все ходили бы непричесанными и запахивали бы одежду налево» (т. е. приняли бы обычаи «варваров») [Legge, т. I, 282].

Глава 1 Прическа как признак принадлежности

Глава 1 Прическа как признак принадлежности В Средневековье, равно как и в древности и вообще в традиционном обществе, вопрос внешности, в частности прически, менее всего был делом моды и личного выбора. Как правило, внешность человека определялась его принадлежностью –

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Прическа

Прическа В одном старинном сборнике обычаев говорится, что монахи обязаны мыть голову перед Вербным воскресеньем. При этом не уточняется, мыли ли они голову при других обстоятельствах (последнее вполне вероятно).Бенедиктинцы, бернардинцы, картезианцы, которые не стригли

Глава 1. Прическа как признак принадлежности

Глава 1. Прическа как признак принадлежности В Средневековье, равно как и в древности и вообще в традиционном обществе, вопрос внешности, в частности прически, менее всего был делом моды и личного выбора. Как правило, внешность человека определялась его принадлежностью —

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Одежда

Одежда Считалось, что партизаны должны обеспечивать себя одеждой в районах проведения своих операций. Поставка одежды по воздуху осуществлялась в отдельные районы, такие как, например, Крым, или была ограничена отдельными предметами одежды, которые партизанам было

§ 2. Одежда

§ 2. Одежда Легко предвидеть, что многим данная книга покажется очередной попыткой усложнить восприятие исторической действительности привнесением в нее не только понятия ментальности, действительно несколько расплывчатого и многообразного, но к тому же и рассуждений

IX Одежда

IX Одежда Старинная русская одежда представляет с первого вида большую сложность и разнообразие; но, присмотревшись к частностям ее, легко узнать во множестве наименований больше сходства между собою, чем отличий, которые преимущественно основывались на особенностях

Одежда

Одежда За два с половиной тысячелетия – с 3000 до 500 г. до н. э. мода сильно изменилась. Текстиль определенно был известен уже в 3-м тысячелетии до н. э., а до него использовались шкуры и овечья шерсть. Одежда шумеров, судя по изображениям на памятниках, вероятно, была сделана из

Одежда

Одежда Скифы также очень любили нарядные украшения на одежде. Они могли выполнить аппликацию с такой точностью и мастерством, что она походила на самую изысканную вышивку. Они делали для себя великолепную, но чрезвычайно практичную одежду, часто используя мех и кожу.

ХЛЕБ, МЯСО И ИМПЕРСКАЯ ПРИЧЕСКА

ХЛЕБ, МЯСО И ИМПЕРСКАЯ ПРИЧЕСКА Западные институты были усвоены японцами в определенной мере благодаря влиянию просвещенного императора. Муцухито превратился из недоступного первосвященника в монарха европейского типа, присутствовал на военных маневрах и

Манера одеваться, макияж, прическа

Манера одеваться, макияж, прическа Все это немаловажно и многое может рассказать о человеке, особенно о женщине. Женщина – актриса по природе и часто переодевается, вместе с одеждой меняя поведение и роль.Однако было бы ошибкой считать, что лишь женщины придают одежде так

Одежда

Одежда Но прежде чем окунуться в водоворот светской жизни, необходимо было запастись достаточным количеством костюмов, для того чтобы соблюдать светский «дресс-код». Лексиконы хороших манер напоминали, что «мужчины являются на завтрак в сюртуках. Жакет допускается

Одежда

Одежда Древние могилы и бабушкины сундуки Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для

Причёска

Причёска Мужчины издавна подстригали волосы ровно над глазами, подстригали и подбривали над ушами и на затылке; иногда оставляли падающими на плечи. Позже представители зажиточных слоев населения (дворяне, казацкая старшина, мещане) оставляли волосы на макушке. У воинов

Экзотические укладки все больше завоевывают поклонниц среди юных модниц. Узнать больше о традициях, культуре, формировавшейся на протяжении тысячелетий можно, изучив историю причесок китайцев. Волосы всегда имели символическое значение, могли рассказать о статусе, происхождении владельца. Своеобразной визитной карточкой стали китайские прически. Они отражали общественное положение, религиозную принадлежность, семейный статус.

Описание стиля

Современные укладки в китайском стиле легко узнать по собранным локонам в объемный пучок, закрепленный палочками. Многовековые традиции сформировали целую науку о прическах, с их помощью мужчины и женщины могли рассказать о себе почти все. Незамужние китаянки заплетали косу, после вступления в брак разрешалось создавать объемные пучки, ставшие визитной карточкой Китая.


Обратите внимание! Для создания сложных высоких причесок использовались бархатные валики, обработанные клеем. Сложная конструкция выдерживала испытания погодой, сохраняла форму на протяжении всего дня. Но чтобы расчесать после подобной укладки волосы, девушкам приходилось прикладывать немало усилий.

Особой популярностью пользовались челки. Их форма подчинялась общей симметрии прически. Как правило, в Китае носили ровную челку разной длины или разделенную на 2 части центральным пробором. В качестве декора использовались цветы, листва и даже небольшие ветки с почками. Помимо украшения, подобные заколки выполняли функцию дополнительной фиксации.


Создание высоких укладок требовало немало усилий. Чтобы подчеркнуть свое социальное положение, знатные китаянки украшали волосы шпильками из золота, жемчуга, драгоценных камней. Для создания объемных вариантов нередко использовались парики. Изготавливались из шерсти, водорослей, шелковых нитей, подобные изделия стоили очень дорого. Традиционно, вдовы отказывались от длинных, роскошных локонов как символа красоты. Они стригли коротко волосы, а желая сохранить свой статус, и вовсе могли побрить голову.


Мужчины также носили пучки, которые располагались на макушке или темени, волосы тщательно приглаживались для создания безупречных причесок. Китайские монахи сбривали шевелюру, чтобы не отвлекаться на уход и укладку. В период завоевания империи, мужской части населения теменную область брили налысо, оставляя лишь тонкую косу в области затылка.


Для ухода за локонами китайские девушки использовались натуральные составы на основе водорослей. Для придания блеска, эластичности локонам наносили на волосы растительное масло или воск. Для ароматизации применялись цветочные эссенции.

Характерные черты причесок

Укладки выполняются на прямых волосах средней, а также длине ниже плеч. Отличаются аккуратной формой, за счет создания объемных, гладких пучков. Не допускается растрепанных, выбившихся прядок. Возможно оставлять часть волос на макушке и затылке распущенными. Пряди ровно укладываются, локоны, словно отрез шелка, лежат на спине. Также используется прямой пробор, придающий симметрию прическе.


Кому подходит:

  • прерогатива девушек с правильными чертами лица, аккуратным носом, точеным подбородком;
  • рекомендуется барышням с продолговатым, треугольным, ромбовидным овалом, высоким, стройным, а также миниатюрным женщинам;
  • лаконичные, аккуратные прически подходят для делового, кэжуал стиля, можно использовать для праздников при отсутствии характерных элементов китайской культуры;
  • если сочетать с национальными украшениями, укладка подходит только для особых случаев, мероприятий, посвященных культуре Китая;
  • гладкие прически выбирают барышни контрастной внешности с выразительными чертами лица;
  • лучше смотрится на прямых, густых локонах ниже плеч, укладка создана для того, чтобы подчеркнуть красоту длинных локонов;
  • сочетается с монохромными техниками окрашивания, но современные варианты могут выполняться и на блондированных прядях, интересно выглядят варианты с мелированием или омбре.


Общие рекомендации по выполнению

Особая стилистика укладок требует тщательной подготовки. Волосы должны быть прямыми, гладкими, эластичными. Лучше выполнять на следующий день после мытья, пряди сохраняют объем, но не будут пушиться, выбиваться из общей композиции.

Как подготовить волосы:

  • рекомендуется обработать термозащитным средством, после выпрямить с помощью утюжка;
  • для блеска, сияния локонов стоит нанести специальное масло, также позволит придать здоровый вид окрашенным, тусклым прядям;
  • для фиксации используется лак для сохранения аккуратной формы максимальное количество времени;
  • для закрепления пучка, помимо палочек, рекомендуется применять шпильки, невидимки;
  • максимально объемный пучок создается с помощью поролонового валика.


Можно ли сделать укладку самостоятельно

Укладку в китайском стиле легко сделать своими руками, для этого потребуется немного терпения, стандартный набор инструментов. В салоне стоимость зависит от мастерства парикмахера, длины и густоты волос. Цена варьируется от 1000 до 5000 руб.

Инструменты для выполнения прически в китайском стиле:

  • щетка для расчесывания всей копны;
  • редкий гребень для расчесывания прядок, разделения волос на пробор, придания укладке гладкости;
  • невидимки, заколки, резинки для фиксации пучков, завитков, хвостов;
  • утюжок или щипцы для выпрямления;
  • крем для эластичности кудрявых локонов, термозащитное средство, гель, воск для придания гладкости локонам;
  • валики разного диаметра для создания пучков;
  • палочки, заколки в китайском стиле с оригинальным декором в виде птиц, животных, цветов.


Варианты стрижек, причесок, укладок на разную длину волос

Национальная укладка включает собранные в высокие пучки волосы. Состоит из нескольких элементов, аккуратная форма соответствует китайским традициям. Объем распределяется в области темени, висков, на макушке, затылке, благодаря этому укладка гармонизирует форму лица. Пышные, высокие пучки темных локонов подчеркивают хрупкие, миниатюрные силуэты. Подходит прическа девушкам и женщинам с утонченными чертами лица, не имеет возрастных ограничений. Национальные головные уборы для декорирования прически станут изюминкой всего образа.


Китайские женские прически выполнялись на длинных локонах. Густые пряди могут собираться на затылке, сочетаются с распушенными прямыми локонами. Скромные лаконичные укладки подчеркивают нежность и красоту. Элегантные модели подходят для особых случаев, а также на каждый день.


Прическа для китайского танца отличается собранными локонами на затылке и роскошными головными уборами. Локоны аккуратно убраны назад, чтобы во время движения ни одна прядка не выбилась из общей копны. Такую прическу можно создать на любой длине, так как основная масса волос прячется под головным убором. Основными чертами остается симметрия и гладкость модели, небольшой пучок может создаваться на затылке. Внимание уделяется украшению или головному убору, для декорирования используются не только цветы, веточки деревьев, но и образы птиц, животных.


Прически китайских принцесс отличаются особой сложностью конструкции. Нередко для создания подобного шедевра использовались парики. Укладка состоит из множества элементов, включающих пучки, косы, аккуратно уложенные завитки. Представляет собой настоящую каркасную конструкцию, объем распределяется в области темени, макушки, у висков. Особое внимание уделяется украшениям прически. Вместо короны, используются цветы, листья, перья павлинов, изготовленные из золота. Объемная модель подчеркивает нежность и хрупкость молодых девушек, создает красивую линию овала.


Древние китайские прически позволяли судить о статусе, происхождении девушки. Большие, пышные укладки могли позволить себе знатные, богатые женщины. Аккуратные высокие пучки носили замужние китаянки. Украшениями служили природный декор — цветы, перья, веточки деревьев. Роскошные украшения из золота, жемчуга и драгоценных камней превращали объемные пучки в настоящие произведение искусства.


Современные стрижки в Китае пользуются невероятной популярностью. Повлияла на тенденции не только западная культура, сохранились и традиционные элементы. Неизменной осталась аккуратная форма, симметрия в укладках. Короткие стрижки подчеркивают точеный подбородок, идеальные пропорции лица, красивую линию шеи.


Среди стрижек на среднюю длину стоит выделить каре и паж. Они популярны среди китайских модниц благодаря элегантной форме, оптимальные варианты для прямых волос. Отлично сочетаются с челкой и без, подходят для круглых и правильных овалов. Прически подчеркивают утонченные черты лица, нежность фарфоровой кожи.


Укладки с длинными локонами отличаются симметрией. Распущенные или заплетенные волосы сохраняют вертикальное расположение прядок, позволяет визуально придать овалу правильную форму. Прямая густая челка не только скрывает высокий лоб, но и акцентирует внимание на миндалевидных глазах. Выбирают укладки на длинных локонах девушки разных профессий и возрастных групп. Благодаря тщательному уходу сложно определить возраст китаянок, даже после 50 сохраняют девичью нежность и красоту.


Современные интерпретации китайских причесок включают пучок на затылке, фиксируемый палочками. Укладку можно создать на средней и длине ниже плеч. Подходит разным возрастным категориям, отличный вариант каждодневной прически. Украсит вытянутые и треугольные формы овалов, сочетается с различными стилистическими направлениями.


Плюсы и минусы

Традиционные прически Китая сложно выполнить самостоятельно, но современные модели станут отличным вариантом ежедневной укладки. Стоит оценить все преимущества и недостатки при выборе подходящей модели.

Плюсы:

  • подходит разным возрастным категориям, юным девушкам и зрелым женщинам;
  • можно выполнить самостоятельно;
  • прическа сочетается с ровной, прямой и удлиненной челкой;
  • практичный, удобный вариант позволяет сохранять аккуратную укладку на протяжении дня;
  • сочетается как с ярким, также и с нюдовым макияжем;
  • могут использовать высокие, миниатюрные, спортивные или барышни с формами.

Минусы:

  • выполняется на среднюю длину и волосы ниже плеч, на коротких прядках сложно воссоздать подобную укладку;
  • подходит барышням с правильными чертами лица, гладкие, собранные прически акцентируют внимание на внешних недостатках;
  • укладка не является актуальной в парикмахерском искусстве;
  • подходит только кэжуал или этно направлениям, сложно сочетать с современными образами.

Звездные примеры

Мировые знаменитости используют основные черты китайских причесок — гладкость, симметрию и пучок волос, собранных на затылке или макушке.

Риз Уизерспун часто использует аккуратную укладку, элегантная прическа хорошо сочетается с вечерними платьями.


Высокие пучки Рианны создают образ настоящей китайской принцессы.


Ирина Шейк обладает безупречными данными, природную красоту модели выделяют прически с аккуратными пучками.


Селене Гомес подходят симметричные укладки в китайском стиле.


Кара Делевинь часто собирает волосы в гладкие пучки.


Полезные видео

5 модных причесок на средние волосы.

Пучок на макушке.

Читайте также: