Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать земной солью

Опубликовано: 17.09.2024

Разделы: Литература

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
  2. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.
  3. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, литературоведческий словарь (тога – мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима – в православии; монашеский обед вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань – война, битва), эпиграф, тексты стихотворений, книги.

Эпиграф на доске:

Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

II. Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

  1. Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
  2. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)
  3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
  4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

1. Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 года.

a) Чтение стихотворения “Красною кистью. ” (индивидуальное задание).

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья .
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

б) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Чтение наизусть стихотворения “Книги в красном переплете”. (Индивидуальное задание)

Что дорого героине в ее детских воспоминаниях? Почему книги – “неизменившие друзья”?

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.

Стихотворение “Домики старой Москвы” (Индивидуальное задание)

Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает старая Москва, часть культуры древнего города.)

Москва в ранних сборниках – воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
Чье творчество напоминают эти мотивы?

(А. Н. Некрасова.)

4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.

Слушаем “Стихи к Блоку”.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой – славить Блока.)

5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир “тайный, скрываемый взрослыми”. Поэма “Цыганы” положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а “Евгений Онегин” дал уроки “смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества”. У нее был “свой” Пушкин. Сказав “мой”, Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин – тога, Пушкин - схима,
Пушкин – мера, Пушкин – грань.
Пушкин, Пушкин, Пушкин – имя
Благодарное – как брань.

6. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.

Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – сердце своё в придачу.

В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)

Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город – Москву.)

- Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.

7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету”. Любовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще – разрыв. Невероятная откровенность, открытость – неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел нам вслед.
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет.

Исполнение песни на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что Вы больны не мной. ”

Какие отношения между героями стихотворения?

Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).

8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям – поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.

Стихотворение “Аля” (отрывок)

Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым.
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.

О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)

Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)

Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи. не доходят,” - сожалела она.

Отрывок “Стихи к сыну” (1932).

Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край – всем краям наоборот!
Куда назад идти – вперед
Идти, - особенно – тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое. Мое?
Ее – Дитя!

Какое пожелание высказывает поэтесса?(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)

9. В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….”

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – в ответной улыбки прорез.
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

IV. Вывод, итоги.

  • Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  • Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  • Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)
  • V. Заключительное слово.

    Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:

    Моим стихам
    Как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.

    VI. Домашнее задание: стихотворение “Молодость” прочитать и сделать разбор. Сообщение: “Марина Цветаева и Сергей Эфрон”. Выучить понравившееся стихотворение.

    Морская волна Цветаевой
    Анализ стихотворения «Кто создан из камня» Цветаевой
    «Кто создан из камня» анализ стихотворения Цветаевой по плану кратко – идея, образы, тема

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кто создан из камня, кто создан из глины.
    История создания – стихотворение вошло в сборник вёрсты, вышедший в 1922 году, написано оно было в 1920 году – самом тяжёлом году в судьбе Цветаевой. Личные трагедии и творческий кризис не сломили поэта, она создала оптимистическое произведение, провозгласившее победу и торжество таланта.

    Тема – поэт и толпа, непонимание, отверженность и вместе с тем избранность и величие творящих бессмертное искусство.

    Композиция – четыре строфы, объединённые монологом лирической героини.

    Жанр – лирическое стихотворение, напоминающее оду творческому свободному человеку, самой себе.

    Стихотворный размер – амфибрахий, придающий плавное, ритмичное звучание лирическому произведению Цветаевой.

    Эпитеты – “кудри беспутные”, “весёлая пена”, “бренная пена”.

    Метафора – “гранитные колени”, “пена морская”.

    Фразеологизм – земная соль, означающий избранность, превосходство в обычной жизни.

    Тематика и сюжет

    Стихотворение бессюжетно. В центре – мысли, эмоции, чувства лирической героини. Содержание произведения раскрывается для читателя через два образных плана. Первый – морской пейзаж с бьющимися о берег волнами. Второй – изображение мятежной души лирической героини, женщины своевольной и с переменчивым настроением.

    «Кто создан из камня, кто создан из глины…» перекликается с ранним стихотворением Цветаевой «Душа и имя», вошедшим во второй сборник поэтессы «Волшебный фонарь» (1912). Смысловая оригинальность обоих произведений заключается в том, что в них образ лирической героини раскрывается в первую очередь через ее имя. Правда, в «Душе и имени» оно не называется. Только говорится, что имя героине бог дал морское, как и душу.

    История создания

    Стихотворение “Кто создан из камня” написано Мариной Цветаевой в тяжёлые годы, когда её стихи были запрещены, не печатались, а личные драмы шли одна за одной. Не прошло и месяца, как умерла от голода её трёхлетняя дочь, муж пропал в эмиграции, от него не было известий. Сама поэтесса находилась в тяжёлом материальном положении, однако старалась держаться на зло режиму, завистникам и недругам. Стихотворение датируется 23 мая 1920 года, входит в сборник “Вёрсты”, относится к циклу Н. Н. В. (Николай Николаевич Вышеславцев). Художник – портретист Вышеславцев был дружен с Мариной Цветаевой, она – увлечена им. К слову, увлечение скоро сменилось разочарованием. Сборник “Вёрсты” был издан в 1922 году небольшим тиражом. Стоит отметить, что образ моря, как и сама стихия, были очень близки Цветаевой, она любила море, так же, как А.С. Пушкин.

    Художественные приемы и средства выразительности

    Стихотворение наполнено эпитетами, метафорами, антитезами. К числу таковых стоит отнести:


    • кудри беспутные, ассоциирующиеся с морской пеной;
    • веселая пена, говорящая о задорном нраве поэтессы, позитиве;
    • бренная пена, которая недолговечна, так же как и человеческая жизнь;
    • гранитные колени, ассоциирующиеся с непреклонностью режима, о который разбиваются многие непокорные.

    Свое имя Цветаева также употребляет неспроста, ведь оно обозначает вечность, невозможность исчезнуть или погибнуть. Ее образ противопоставляется простым обывателям, лишенным духовности, которым уготовлены каменные надгробные плиты. Все это позволяет понять, насколько важно сохранять свою индивидуальность, бороться за свои права, не унывая. Это помогает каждому сделать жизнь такой, что будет нравиться, а не будет вынужденной.

    Тема – поэта и толпы, обособленности, избранности творческой личности. Для Цветаевой это одна из любимых тем, к которой она возвращается на всех этапах своей творческой карьеры. Лирический герой размышляет о судьбе и воле каждого человека. Себя она ставит обособленно от рядовых людей, которые “окаменели” или прогнулись, приспособились (именно это имеется в виду, когда поэт говорит о людях из глины). Это произведение проникнуто оптимизмом и верой в будущее. Озорной, весёлый характер цветаевского стиха, самовозвеличивание – не что иное, как завеса от боли и страданий, которые выпали на долю Марины Ивановны. Она пророчит своё бессмертие в стихах, в таланте, который является залогом её воскрешения. Ярким и своеобразным видится читателю образ “морской пены” (символизирующей поэтессу), которая “серебрится и сверкает”. Непринуждённой и лёгкой кажется внешняя сторона её жизни, именно этого и добивался автор. Торжествуя над толпой завистников и предателей, она утверждает своё поэтическое величие и личное свободное, безмятежное существование. Она хотела, чтобы именно такой видели её недруги, и, несмотря на боль и множество испытаний, её поэтическое предсказание сбылось.

    Значение имени как основа стихотворения

    В качестве фундамента стиха послужило имя писательницы, которое в переводе с латинского обозначает «морская». Она сравнивает две основные мировые стихии — это вода и почва. Называя себя «бренной пеной», поэтесса пытается противопоставить творческого человека камню и глине.

    Эти образы были также выбраны неслучайно, а основаны на главных религиях мира — православие и мусульманство. Известно, что первый человек был создан творцом из глины — податливого материала, поддающегося любым движениям создателя. Как только глиняные изделия обжигают, они становятся прочными, словно камень. Они становятся вечными, но теряют свою «душу», что напрямую прописывается в строчке с аналогией «могильная плита».

    Так как имя Марина связано с морем, то себя писательница связывает с водной стихией, постоянно меняющейся и двигающейся. Она бесформенна и чем-то напоминает Афродиту, рожденную из пены морской. Это сравнение прослеживается в словах и фразах «кудри беспутные», «своеволье» и т. д.

    Стихотворение наполнено дерзостью, направленной в сторону недоброжелателей. Автор говорит о своей несломленной душе. Вода преодолевает все преграды, она точит камни, размягчает глину, но живет с приходом каждой волны. Когда стихия соприкасается с каменными изваяниями, это говорит о борьбе с политическим режимом и ограничениями. Вода игрива и изменчива, а простые люди черствы и равнодушны, как камень. И это произвело нужный эффект, недоброжелатели поэтессы были в ярости!

    Композиция

    Композиция – четыре строфы (по четыре стиха в каждой). Две первые строфы начинаются одинаково “Кто создан из…“. Эта анафора роднит стихотворение с песенным жанром, создаёт эффект волн, которые набегают на берег, исчезают, придают звучанию ритмичность. В первом четверостишии происходит своеобразное знакомство: лирическая героиня представляется, раскрывает свою сущность. Все последующие строфы содержат противопоставления в системе “поэт – толпа”. В последнем четверостишие поэт восклицает, провозглашая торжество своей внутренней бушующей стихии моря – бесконечно свободной, неподвластной времени и людским законам.

    Лирический герой

    В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» лирическая героиня – женщина, которую зовут Марина. Ее характер определен именем. Оно представляет собой аналог древнеримского мужского имени Марин, произошедшего от латинского слова «marīnus», что переводе на русский значит «морской». На протяжении всего стихотворения лирическая героиня противопоставляет себя тем, кто сделан из камня, плоти или глины. В чем же заключается ее особенность? Тем, что ей не уготованы надгробные плиты и гроб. Тем, что она сравнима с древнегреческой богиней красоты и любви Афродитой, рожденной из морской пены. Тем, что у нее есть способность воскресать с каждой волной, противостоя жизненным трудностям и не ломаясь под натиском несчастий. Тем, что ее своеволие способно пробиться сквозь сети и сердца.

    Жанр, направление и размер

    Стихотворение «Кто создан…» можно охарактеризовать, как лирическое стихотворение. Оно очень напоминает оду, но не в честь кого-то другого, а в честь самого себя. Цветаева в этом своем произведении будто кричит всему миру о том, что справится, что она сильная. Это легко прослеживается в строках «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье». Она здесь не бросает вызов кому-то, она направляет энергию на себя. Здесь Цветаева — и враг самой себе, и друг, она и поддерживает себя, и укоряет.

    Размер этого стихотворения — амфибрахий, который представляет собой такое построение строфы, при котором ударение падает на второй слог. Подобный размер очень часто придает стихотворению плавность, размеренность, но и в данном случае Цветаева доказала, что является прекрасным поэтом — она играет с нами, показывая сначала резкость и определенную обрывочность строк, а затем умело добавляя им легкости и уверенности.

    Темы и проблемы

    1. Основная проблема стихотворения «Кто создан…» – это противостояние
      . Не просто поэта, здесь она не зависит от своего призвания, здесь она личность, человек, женщина. Автор не ставит себя в один ряд со всем обществом, она считает себя выше, особенной. Она говорит «меня…земною не сделаешь солью», пытаясь таким образом показать, что она не станет смиряться и покоряться судьбе, не станет прогибаться ни под новое правительство, ни под желания основной массы.
    2. Призыв к протесту — основная тема стихотворения
      . Она хочет быть уникальной, это сквозит в каждой фразе стихотворения, читается между строк. Говоря «дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной воскресаю…», она прекрасно отдает себе отчет, что говорит уже не с теми, кто требует ее не печатать, она говорит со всем народом, будто призывает сделать также, выступить против. Стать ею.
    3. Индивидуальность
      — это тоже тема для размышления автора. Цветаева описывает уникальность своей личности и противопоставляет ее унификации пролетарской морали.

    Морская волна

    Внутренняя сила Марины ещё не потухла, она подобна морской волне – то накатывает на берег, то прячется в глубинах океана. Почему Марина сравнивает себя с морской волной? Случайность ли это? Цветаева прекрасно знает, что Марина с греческого «морская», поэтому и прикладывает волну для сравнения своего состояния душа и характера. Верит – не верит, в жизни Цветаевой было немало волн и сравнение уместно.

    Поэтесса пишет, что волна способна воскресать, что она и планирует сделать, так как давно подана просьба отпустить к мужу в Европу и надежда на восстановление семьи жива. Сравнивая себя с изменой, Цветаева не имеет в виду измену в общепринятом понимании, хотя долго прожить без страсти и чувств Марина не могла. Измена – это игривость волны – её приливы к берегу и отливы в океан, её своеволие.

    Основная идея

    Марина Цветаева будто бы всю жизнь боролась не только с режимом, но и со всем миром. Она бросала ему вызов, проверяя на прочность не только моральные устои общества, но и собственную силу воли, силу характера. Она жила каждым моментом, каждую секунду жизни готова была превратить в стихотворение, наполнить до краев, увековечить. И всегда писала. Смысл стихотворения «Кто создан…» заключается в обозначении этого кредо: Цветаева противопоставляет индивидуальность безликой толпе.

    Поэтесса не боялась, сметая на своем пути преграды из чужого осуждения, предательств, страха перед неизвестностью. Только ее самоубийство дает понять, что этот страх все же был, захлестывал ее с головой, но она выплывала. Не выплыла лишь в год своей гибели, захлебнулась в ужасе войны и крови, в страхе за саму себя и близких. Она сломалась, но тогда, в 1920 году, она еще держится, стараясь держать голову высоко, а спину – ровно. Тогда она еще уверена, что справится, что выстоит, даже если останется совсем одна. Она говорит: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье», и верит в это. Или хочет верить, кто знает? Такова главная мысль стихотворения «Кто создан».

    Образы и символы

    Данное стихотворение — знакомство. Главный герой его — сама автор, она и не пытается это скрыть. Ее имя, Марина, переводится как морская, и именно на этом построено все стихотворение. Каждая строка здесь — о ней, в каждом слове она выражает себя, погружаясь в язык аллегорий.

    Цветаева сравнивает здесь себя с морской пеной, говоря об этом прямым текстом в строке «Я — бренная пена морская». Она не просто рассуждает о своей судьбе, здесь для банального рассуждения слишком много восклицаний, она хочет доказать, что права. Во всем: в своих суждениях, мыслях, поступках. Но еще ей страшно, она не уверена. Слишком уж эмоционально написано, даже для того человека, который живет чувствами. А если брать в расчет то, что она переживала не только разлуку с мужем, жившим в эмиграции в то время, но и смерть маленькой дочери, то данное стихотворение можно даже расценивать, как крик о помощи.

    Морская пена породила на свет Афродиту, богиню красоты в древнегреческой мифологии. Видимо, поэтому сравнение себя с нею весьма лестно для лирической героини. Пена на языке символов — это изменчивость, непостоянство, легкость и эфемерность. В то же время она порождается сильной и могучей морской стихией — капризной владычицей Земли. Сочетание силы и слабости, вечности океана и бренности пены — это есть противоречивый характер Цветаевой,

    Стихотворный размер, рифмы и тропы

    Размер, которым написано стихотворение, — амфибрахий. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку и женские рифмы. Важнейшее средство художественной изобразительности в произведении – аллитерация. Например, в заключительной строфе повторяется буква «в», а в двух последних строках первой строфы – буква «м». Кроме того, в стихотворении нередко встречаются повторы слов. В частности, речь идет о последних строках произведения. Там три раза использовано существительное «волна». Благодаря повторам и аллитерации стихотворение приобретает особенное звучание. При его чтении возникает ощущение, что слышится шум морских волн, то прибиваемых к берегу, то стремящихся от него прочь.

    • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
    • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
    • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой
    • «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой
    • «Книги в красном переплёте», анализ стихотворения Цветаевой

    По произведению: «Кто создан из камня кто создан из глины…»

    По писателю: Цветаева Марина Ивановна

    Сочинения

    Чтобы понять сущность и творческие истоки замечательной поэтессы Марины Цветаевой, достаточно прочитать ее стихотворение Кто создан из камня, где главным героем выступает не просто какой-то лирический герой, а она сама. Об этом мы и напишем в анализе стиха, которое нам задали на дом.

    Цветаева: Кто создан из камня

    Произведение Кто создан из камня Марина Цветаева пишет в 1920 году. Ей тогда исполнилось двадцать восемь лет, и для нее это был сложный жизненный период. Время было смутное и не простое. Такое же сложное время было и в личной жизни Цветаевой. Мужу пришлось эмигрировать, а младшая дочка поэтессы умирает. Но Марина находит в себе силы, и вопреки всему пишет стихотворение, насыщенное оптимизмом и верой в лучшее будущее.

    Жанр, композиция и основная мысль

    По своему жанру стихотворение Кто создан из камня является лирической работой, одой свободному творческому человеку. Стихотворение небольшое, и ее композиция состоит лишь из четырех строф, что представлены монологом автора в образе лирической героини. Однако с помощью эпитетов, метафор и фразеологизмов, Цветаевой удается наилучшим образом раскрыть тему непонимания и отверженности. Вместе с тем читатель может здесь заметить и величественные ноты, тему избранности тех, кто создает бессмертное искусство.

    Используя разнообразные образы, Цветаева описала свою сущность и показала себя изнутри. И что мы видим?


    Поэтесса сравнивает себя с морской пеной, которая несмотря на обстоятельства, продолжает серебриться и сверкать. Людей же в своем окружении она сравнивает с камнем. Многие попросту окаменели и стали бесчувственными. Другие, подобны глине, из которой можно лепить, все что пожелает душа. Все они приземленные и обречены на гроб и могильные плиты. Она же пена морская, чье своеволие пробьется сквозь сети и проникнет в любое сердце. У поэтессы горит надежда что-то изменить. И пусть она еще неоднократно будет натыкаться на гранитные колена, и даже разобьется, но не умрет. Подобно пене, она все равно воскреснет в своих стихах. Ведь все, что идет из души, бессмертно и остается жить в сердцах тех, кому удалось прочувствовать их очарование.

    Работа Цветаевой Кто создан из камня наполнено оптимизмом, желанием творить, жить, делать что-то важное, бросая вызов судьбе. Лишь бы не превратиться в тех, кого поэтесса сравнивает с камнем и глиной.

    История создания

    Стихотворение Кто создан из камня было написано в 1920 году. Стихи поэтессы запрещены и не разрешают к печати, да и смерть ребенка стала ударом для Марины Цветаевой. Но поэтесса продолжает писать, и создает стихотворение, которое входит в сборник Версты. Оно посвящено художнику Вышеславцеву. С ним Цветаева познакомилась после смерти дочки и искала у него поддержки и опоры. Женщина быстро увлеклась новым знакомым, и также быстро в нем разочаровалась. Однако это знакомство подарило миру более двадцати пяти стихотворений, среди которых и Кто создан из камня. Анализ этого стихотворения мы и разобрали в нашем сочинении.

    «Кто создан из камня» анализ стихотворения Цветаевой

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок литературы проведен в 11 классе, согласно календарно-тематическому планированию. Тема урока: М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве».

    Просмотр содержимого документа
    «Урок литературы в 11 классе на тему: "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой"»

    ЛИТЕРАТУРА 11 КЛАСС ДАТА _________

    ТЕМА УРОКА: М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве».

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: заинтересовать обучающихся личностью Марины Цветаевой, увлечь её поэтическим творчеством; отметить отличительные особенности художественного мира, поэтической манеры; способствовать выработке умения определять стилевое своеобразие поэтессы; совершенствовать навыки аналитической работы, самостоятельного учебного труда, умения планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме, экономить время.

    Развивающие: развивать эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности обучающегося, способность видеть и понимать подтекст стихотворения, оформлять свои чувства и ощущения в грамотную речевую форму, умение активно мыслить, навыки самоанализа, вдумчивого и выразительного чтения, развивать чувство прекрасного; развивать умение анализировать лирические произведения, способствовать освоению информационной компетентности.

    Воспитательные: способствовать пробуждению патриотических чувств у обучающихся, утверждению ценности человеческой жизни и мира, который создает личность, формированию осторожного отношения к миру и чувствам другого человека, укреплению читательского интереса к поэзии М. Цветаевой,

    Организация начала урока.

    Слово учителя: Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Пожелаем всем плодотворной работы и начнём наш урок.

    Мотивация учебной деятельности.

    Слово учителя: (1СЛАЙД) «Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать…». Этими словами Марины Цветаевой, мне бы хотелось начать сегодняшний урок, на котором мы окунемся с вами в её художественный мир, выбрав из моря поэзии произведения, где наиболее ярко выразился характер поэта, ее идеалы.

    (2 СЛАЙД) Работа с карточкой «Верите ли вы…».

    (3 СЛАЙД) Слушание в записи стихотворения «Идёшь, на меня похожий…»

    Скажите, к кому обращены эти слова?

    (К прохожему. А прохожим может быть каждый из нас. Значит, Цветаева обращается к каждому из нас.)

    Ее слова что это? Просьба? Призыв или требование? Как вы думаете?

    (Наверное, и первое, и второе, и третье. Понятно одно: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимание. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни.)

    - Попробуйте определить цель нашего урока: (Ответ учащегося).

    Слово учителя: Знакомясь с судьбой Марины Цветаевой, важно не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, Потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она творила и любила, страдала и жила. И понять как – это тоже цель нашего урока. И, наверное, чтобы для кого-то из вас просто Цветаева превратилась в мою Цветаеву.

    Актуализация опорных знаний. Подготовка к работе по теме урока.

    Слово учителя: «Возьмите…стихи – это и есть моя жизнь…» - это слова Цветаевой. Следуя её совету, обратимся к её стихам. Я думаю, узнав её биографию, вы лучше поймёте поэтессу и её произведения (кстати, сама Цветаева не любила, когда ее называли поэтессой, и именовала себя Поэтом).

    Усвоение новых знаний по теме.

    1) Жизнь и творчество М.Цветаевой

    Слово учителя: (4 СЛАЙД) М.И. Цветаева родилась в центре Москвы 26 сентября 1892 г. в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки. Потом она напишет о своём рождении: (5 СЛАЙД)

    Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья,
    Я родилась.
    Спорили сотни
    Колоколов.
    День был субботний:
    Иоанн Богослов.

    От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. (6 СЛАЙД) Особенно тёплые отношения были Марины с сестрой Анастасией, по-домашнему её звали Ася.

    Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков (7 СЛАЙД), лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. (8 СЛАЙД).

    Москва была обжитой и уютной российской усадьбой, раскинувшейся на семи холмах.(9 СЛАЙД)

    Московская тема в творчестве Цветаевой появляется очень рано.

    2) Москва в творчестве Марины Цветаевой.

    Чтение и анализ стихотворений из цикла «Стихи о Москве».

    Слово учителя: Поэтический цикл «Стихи о Москве» включает в себя девять стихотворений, написанных весной и летом 1916 года. Он пере­даёт отношение лирической героини к ми­ру, любование красотой родного города. (10 СЛАЙД) В цикле «Стихи о Москве» изображен дореволюционный го­род, главным украшением которого являются храмы. Сорок сороков церквей, купола, часовни, соборы изображены М.И. Цве­таевой в радостном величии, на фоне колокольного звона. Упоминает московскую чудотворную икону Божьей Матери Иверская, знаменитую икону «Нечаянная радость», также посвященная Божьей Матери. Но очевидно, что авто­ра интересуют не просто архитектурные красоты Москвы, а в первую очередь православные святыни. Каждое поколение бережно, как самую драгоценную свя­тыню, передает следующему из рук в руки Москву. Однако и после смерти лирическая героиня М.И. Цветаевой не отделяет свою судьбу от образа родного города («Мне же — вольный сон, колокольный звон, Зори ранние На Ваганькове», «В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой мне Будет радостно…»). В пятом стихотворении цикла М.И. Цветаева называет Москву «городом, отвергнутым Петром». Здесь имеется в ви­ду факт переноса Петром Первым столицы из Москвы в Пе­тербург. Однако М.И. Цветаева все равно считает Москву первым городом России.

    3) А.С. Пушкин в жизни и творчестве Марины Цветаевой.

    Чтение и анализ стихотворений из цикла "Стихи к Пушкину".

    (11 СЛАЙД) Сильной и страстной была любовь Марины Цветаевой к солнцу русской поэзии - Пушкину. Творчество поэта было постоянной духовной опорой. Пушкинскую "Капитанскую дочку" Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение "К морю" было ее любимым. Любимому поэту посвятила Марина цикл "Стихи к Пушкину". Она напишет книгу прозы: “Мой Пушкин”.

    В третьем стихотворении цикла «Станок» А. С. Пушкин утверждается как равный собеседник. «Отношение Цветаевой к Пушкину как к единомышленнику, товарищу по «мастерской». Ей ведомы и понятны все тайны ремесла Пушкина - каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой его остроты, каждого слова».

    (12 СЛАЙД) Слово учителя: Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А её поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Это были стихи о детстве, о влюблённости, о смерти. Первым, кто прочитал альбом и сразу на него отозвался, был М. Волошин. Главное, что он отметил в её стихах – искренность. Поразительно, что сама Цветаева ещё в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелёгкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет пророческие строки: «Моим стихам, написанным так рано…»

    4) Чтение и анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»

    Слово учителя: Её первые сборники действительно пылились на полках в магазинах, «где их никто не брал». Её стихи восхищали многих символистов, однако не пользовались особой популярностью у широкого круга читателей. Сама Марина не примыкала ни к одному литературному направлению. Все это поэтесса предвидела, и изложила в своем стихотворении, подчеркнув при этом, что «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И это действительно произошло.

    У произведения «Моим стихам, написанным так рано…» есть еще одна отличительная особенность. Оно состоит всего из одного предложения, поэтому создается впечатление, что это стихотворение создано словно на одном дыхании.

    (13 СЛАЙД) Слово учителя: С Сергеем Эфрон они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу, куда Марина приехала с сестрой Асей по приглашению Волошина. Она собирала камушки на пустынном морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, и который чудом уцелел и по сей день. Они обвенчались в январе 1912 г., а 5 сентября 1912 родилась их дочь Ариадна.

    (14 СЛАЙД) Слово учителя: Цветаева была знакома со многими поэтами начала ХХ века. Но особое место занимал в душе Цветаевой А.Блок. Он был ее поэтическим кумиром, но она не была знакома с ним лично. Цветаева посвятила ему цикл стихов.

    Основные темы цикла – преклонение перед талантом поэта, стремление постичь тайну духовной жизни художника, рассказ о любви, в котором переданы тончайшие оттенки чувств.

    5) Чтение и анализ первого стихотворения цикла «Имя твое – птица в руке».

    - Обратите внимание на определения: мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту, камень, кинутый в тихий пруд, звонко щелкающий курок.. Что они передают?

    (Они предают то, что длится не более короткого мига, но оставляет долгий след в сердце. Все эти определения отражают извечное стремление человека остановить прекрасное мгновение.)

    (15 СЛАЙД) Слово учителя: 1914 – Начинается Первая мировая война.

    В годы революции и гражданской войны она вынуждена была жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках уже с двумя детьми. Её муж был в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность. Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно было продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замёрзнуть. Она отдала дочерей в приют, чтобы как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Умирает дочь Ирина. Спасало лишь одно - поэзия, надежда на встречу с любимым. Только в 1921 г. она узнала, что он жив и находится в Праге. В 1921 в частном издательстве «Костры» вышел небольшой сборник «Версты». 1922 год – Марина Цветаева покидает Россию. Её эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины.

    В сборник «Версты» вошло стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

    6) Чтение и анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

    Слово учителя: В стихотворении заявлена традиционная тема Поэта и Толпы. Свой соб­ственный характер, и женский, и поэтический, Цветаева склонна объяснять своим именем, но не просто звучанием, а главным образом этимологией име­ни — «морская». Лирическая героиня сопоставляется с морской пеной, волна­ми, сменяющей одна другую. В стихотворении сталкиваются суша и морская стихия, как неподвижность и полёт; противопоставляются два человеческих характера.

    - Кто герои этого стихотворения?

    - Какое слово главное в первой строфе?

    - Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать «земной солью»?

    (16 СЛАЙД) Слово учителя: 17 лет она проживёт за границей. Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской. 3 года она проживёт в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925). Здесь был роман с белым офицером. Через несколько месяцев после расставания с Константином Родзевичем Цветаева создает стихотворение «Попытка ревности», которым хочет подвести черту под своим бурным романом. Поэтесса понимает, что никогда не испытывала глубоких чувств к своему избраннику. Да и он нуждался в обычной женщине, способной создать домашний уют, а не витающей в облаках.

    7) Чтение и анализ стихотворения «Попытка ревности»

    -Когда приходит ревность? (Когда уходит любовь).

    -На что обратим внимание, чем стихотворение особенно?

    (Нет начала; идут один за другим вопросы; много разорванных строк, женщина захлебывается вопросами, чувствуется ее прерывистое дыхание, она боится не успеть все сказать, но в то же время преодолевает внутренние препятствия: стыдливость, гордость, любовь).

    -Какой предстают перед вами героиня и женщина, к которой она пытается ревновать? В чем главное отличие их друг от друга? Какой прием используется в стихотворении?

    Героиня Женщина

    Государыня простая, любая

    Мрамор гипсовая труха

    Божество здешняя, сто-тысячная

    товар рыночный, земная

    Слово учителя: В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России»

    В 1934 году написано удивительное стихотворение «Тоска по родине! Давно…»

    8) Чтение и анализ стихотворения «Тоска по родине! Давно…»

    В 1936-1937 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехали дочь и муж. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

    Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

    (17 СЛАЙД) Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы, всё это резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала писать, переводить…

    Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном было отчуждение. Встреча с читающей Россией не состоялась.

    На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой.

    Отказываюсь – быть.
    В бедламе нелюдей
    Отказываюсь – жить!
    С волками площадей
    Отказываюсь – выть.

    Нет, она не отказывалась жить — она любила жизнь. Но она отказывалась так жить. Она покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года.

    (18 СЛАЙД) Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. В 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие кенотаф. (19 СЛАЙД) Но Марина хотела быть похоронена в Тарусе, поэтому там сооружен камень с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

    Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева.
    Отпевание состоялось в московском храме Вознесения Господня. И когда его спросили, что позволило ему сделать для Марины Цветаевой исключение, он ответил: «Любовь народная».

    Первичная проверка и закрепление новых знаний.

    1) Работа с карточкой «Верите ли вы…».

    2) Составление синквейна о жизни и творчестве поэта.

    Контроль и самопроверка знаний.

    1) Тестовое задание на проверку изученного на уроке

    Подведение итогов. Рефлексия.

    Обучающиеся подводят итоги урока по следующему плану:

    -Меня особенно заинтересовало…

    -Для меня было особенно значимо…

    -Я получила знания, которые мне помогут…

    -Мне было не совсем понятно…

    -Я хотела бы еще узнать…

    Слово учителя:

    Цветаевой не будет повторенья.

    И пусть стремительно покинула наш мир,

    Но не найдёт стихи её забвенье,

    Они продлятся, как и жизни пир.

    Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

    Слушание «Мне нравится, что вы больны не мной…»

    Слово учителя: Поэт умирает – а его поэзия остаётся. Сбылось её пророчество: «Моим стихам настанет свой черёд». Надеюсь, что вы хоть чуть-чуть «заболели» творчеством М. Цветаевой и захотите еще не раз «остановиться», почитать ее стихи. А может, кто-то из прохожего станет почитателем ее таланта, сможет с искренностью произнесет: «Моя Цветаева», как однажды она написала «Мой Пушкин».

    Домашнее задание.

    Стр. 72-89 учебника, исследовательская работа по текстам стихотворений на
    тему: «Слова со значением цвета в поэзии М. Цветаевой.

    ХОД УРОКА Организационный Этап Актуализация Опорных Знаний Беседа ♦ что давало основание исследователям творчества а. а. Блока говорить о появлении в его ранних произведениях темы человеческих страданий?

    ♦ Назовите конкретные произведения, в которых эта тема получила отражение. Присутствует ли в них мистическая символика?

    ♦ Составьте (устно) словарь основных символов, к которым часто прибегал а. а. Блок, особенно в ранний период своего творчества. III. Постановка Цели И Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности Учитель (под звучание вальса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Серебряный век… Удивительно ёмкое понятие, точно определившее период развития русского стиха. Возвращение романтизма? Очевидно, в какой-то мере и так.

    В целом же — зарождение нового поколения стихотворцев, многие из которых покинули отринувшую их родину, многие погибли под жерновами гражданской войны и сталинского безумия. И права Была марина Цветаева, воскликнувшая: «моим стихам, как драгоценным винам,— //Настанет свой черёд!» И он настал. многие сейчас всё пристальнее вглядываются, вчитываются в её стихотворения, открывая для себя великие исти ны, зорко охранявшиеся десятилетиями от постороннего глаза. мне очень приятно, что мы с вами среди этих многих. Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам её поколения, ей присуще ощущение трагизма мира.

    Конфликт со временем для неё оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нём пошлости, серости, мелочности. Марине Ивановне суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ в.

    в своём творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека-современника. лирическая героиня её поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

    Кто же она такая, лирическая героиня поэта? IV. Работа Над Темой Урока 1. выступление учащихся с «литературными визитками» о жизни и творчестве м. и. Цветаевой (см. домашнее задание предыдущего урока) (Учащиеся составляют тезисы.) 2. обобщающее слово учителя — Никогда не писавшая в угоду читателю, а тем более издателю, м. И. Цветаева была убеждена: «Быть современником — творить своё время, а не отражать его.

    Да, отражать его, но не как зеркало, а как щит. Быть современником — творить своё время, то есть с девятью десятыми в нём сражаться, как сражаешься с девятью десятыми первого черновика». Не дух противоречия — о чём так любят писать критики — руководил Цветаевой в жизни, но непоколебимая уверенность в собственной правоте.

    Судьба её сложилась трагично. Страстно влюблённая в жизнь, заряженная неистовой творческой энергией, м. И.

    Цветаева рано ощутила тяжесть одиночества, непонимание со стороны окружающих её людей, не желавших считаться с её правом на собственную, непохожую на другие позицию в жизни и искусстве. Усугублялось это и складом её натуры — мятежной, непокорной, одержимой, склонной всегда и во всём идти наперекор общепринятым взглядам и вкусам. Жизнь в эмиграции, куда она отправилась в 1922 г. вслед

    Комментарий. «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…» — эти пушкинские слова Цветаева знала с детства, но Полностью поняла, по-видимому, лишь в пору «Юношеских стихов». так, после долгих проб и вариаций, где «я» заслоняло всё, появился, наконец, образ «прохожего» — другого человека, идущего «мне» на смену, а иначе говоря, образ вечного мира, постоянно окатываемого волною радостной юности. «Кладбищенское» стихотворение Цветаевой полно жизнелюбия и какой-то человечески мягкой и заботливой расположенности к «прохожему, осыпанному солнечными нитями и лёгким трепетанием зелёной листвы — даже без зависти: так надо! » Стихотворение написано в Коктебеле в мае 1913 г. — в годовщину встречи с Сергеем Эфроном. «может быть, вечный шум вечного моря и извечная женская тревога, неразрывно сплетённая с надеждой, вызвали к жизни пленительную мелодию этого мудрого стихотворения.

    Она острее большинства чувствовала непревзойдённость его гения и уникальность личности, выражала восхищение и восторг его творчеством — на равных, глаза в глаза, без подобострастия одних и без высокомерного превосходства других, считавших себя умудрёнными жизненным опытом ещё одного столетия» (В. Швейцер). 5. литературно-музыкальная композиция (Звучит аудиозапись песни на стихи М. И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года».) Учитель. В Декабре 1920 г. В заснеженной москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг, словно из темноты студёной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в чёрном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо.

    Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. а вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей. (В исполнении учащейся звучит стихотворение «Я расскажу тебе про великий обман…».) Это была марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная москва. многие знали или, вернее, догадывались, что революция не вдохновляла её.

    Профессиональный репетитор помогает разобраться в творчестве Марины Цветаевой

    Профессиональный репетитор помогает разобраться в творчестве Марины Цветаевой
    Профессиональный репетитор помогает разобраться в творчестве Марины Цветаевой

    Текст: Ольга Разумихина *

    Как многие из вас уже знают, самые заметные поэты Серебряного века творили в русле какого-либо направления. Так, А. А. Блоку был близок символизм, В. В. Маяковскому — футуризм, А. А. Ахматовой — акмеизм, и так далее. А вот Марина Цветаева вошла в историю русской литературы начала ХХ в. как одна из немногих поэтов, работавших вне общепризнанных художественных методов.

    В Москве не до стихов?

    Особая позиция Цветаевой в русской литературе не в последнюю очередь обусловлена тем, что девочка Марина появилась на свет пусть и в интеллигентной, творческой семье, но не в Петербурге, куда стекались крупнейшие стихотворцы 1900-х, а в Москве. «Башня» Вячеслава Иванова, где по средам читали свои произведения Бальмонт и Сологуб; Институт Живого Слова — место проведения первых лекций Николая Гумилёва; кафе «Подвал Бродячей Собаки» — излюбленное место как начинающих футуристов, так и акмеистов, — все эти знаковые места располагались в Санкт-Петербурге.

    Конечно, это не значит, что в Москве начала ХХ в. вовсе не было литературного процесса. Так, участник группы «новокрестьянских поэтов», а впоследствии имажинист С. А. Есенин успел пожить не только в Петербурге, но и в Москве, где сейчас планируют воссоздать некогда знаменитое «Кафе имажинистов». Перу В. В. Маяковского принадлежат знаменитые строки: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, / Если б не было такой земли — Москва», в этом городе в 1920-х действовало его детище — ЛЕФ, «Левый фронт искусств». Не раз бывали в городе на семи холмах и Александр Блок, и Анна Ахматова; и всё-таки ключевые свои произведения они писали в Петербурге — и о Петербурге. Если бы Цветаева появилась на свет в Северной столице, кто знает, может, она и примкнула бы к одному из прославленных литературных «лагерей». Однако в Санкт-Петербурге Марина Ивановна побывала лишь трижды, причём один из таких визитов продлился лишь сутки.

    Чем же занималась поэтически одарённая девушка, чей отец был профессором Московского университета, блестящим знатоком истории и филологии, а мама — прославленной пианисткой и педагогом? Некоторое время посещала лекции при издательстве московского журнала символистов «Мусагет», в переводе с древнегреческого — «повелитель муз». В разное время познакомилась с Андреем Белым, Константином Бальмонтом, а также Осипом Мандельштамом, с которым она даже находилась в романтических отношениях. Многие, прочитав цикл «Стихи к Блоку», полагают, что Марина Ивановна была знакома и с величайшим российским символистом, — но нет: знакомство Цветаевой и Блока осталось заочным. То есть они были друг о друге наслышаны, но никогда не встречались.

    Любопытный факт. Первое стихотворение из цветаевского цикла «К Блоку» начинается так:

    Имя твоё — птица в руке,

    Имя твоё — льдинка на языке.

    Одно-единственное движенье губ.

    Имя твоё — пять букв.

    Внимательный читатель спросит: почему пять букв? «Блок» — всего четыре, «Александр» — девять. Может, речь идёт о каком-то прозвище или псевдониме символиста? но если так, то о каком? На самом деле всё просто. Стихотворение «Имя твоё. » Цветаева написала в 1916 году — незадолго до реформы русской орфографии, состоявшейся в 1917—18 гг. После реформы новоиспечённые жители Советского Союза перестали писать Ъ на конце любого слова, оканчивающегося на согласную. То есть ещё в 1916 году фамилия Александра Александровича писалась так: «Блокъ». Кстати, когда после реформы книгоиздатели перепечатали «Войну и мир», убрав из романа-эпопеи все твёрдые знаки, то книга стала тоньше на целых 30 страниц!

    Но вернёмся к Цветаевой. В 18-летнем возрасте она выпустила первый стихотворный сборник — «Вечерний альбом», — который всерьёз заинтересовал критиков. Впоследствии стала близким другом Бориса Пастернака (да-да, того самого, который получил бы Нобелевскую премию, если бы не нападки властей). И всё-таки Марина Ивановна была и осталась, пожалуй, наиболее самодостаточной литературной величиной первой половины ХХ в. Какие же характерные черты имеют её произведения разных периодов, а также поэмы и пьесы? Присмотримся внимательнее.

    Стихи — от ранних к поздним

    В большинстве стихотворений Марины Цветаевой — как ранних, так и поздних — действует почти одна и та же лирическая героиня. Эта девушка свободолюбива, в чём-то дерзка, эрудированна, умна, талантлива; она высоко (может, даже чересчур) себя ценит — но имеет для этого основания. Эта героиня предстаёт во всей красе уже в стихотворении «Моим стихам, написанным так рано», которое Цветаева опубликовала в 21 год:

    Моим стихам, написанным так рано,

    Что и не знала я, что я — поэт,

    Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

    Как искры из ракет,

    Ворвавшимся, как маленькие черти,

    В святилище, где сон и фимиам,

    Моим стихам о юности и смерти,

    — Нечитанным стихам! —

    Разбросанным в пыли по магазинам

    (Где их никто не брал и не берёт!),

    Моим стихам, как драгоценным винам,

    Настанет свой черёд.

    1913

    В отличие от многих молодых творцов, опасающихся показывать свои произведения окружающим — из стеснения или боясь нарваться на гневную критику, — лирическая героиня Цветаевой уверена, что она — «поэт». То, что окружающие могут не понять её дара, девушку ничуть не расстраивает: её стихам «настанет свой черёд». А то, что до поры до времени стихи «разбросаны в пыли по магазинам», — признак не то чтобы плохой, но вполне закономерный. Толпа глупа, намекает лирическая героиня; люди ищут спасения в «святилище, где сон и фимиам» и боятся любых перемен. Не случайно в стихотворении использовано так много сравнений: «брызги из фонтана», «искры из ракет» и тем более «маленькие черти» — совсем не те вещи, которые порадовали бы обывателя. Но рано или поздно, верит лирическая героиня Цветаевой, общество изменится (как говорил другой классик, «вспрянет ото сна»), восторжествует справедливость, а с ней станет востребованным истинное искусство.

    Нередко Цветаева находила вдохновение в античных образах. Например, в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины» лирическая героиня сравнивает себя ни много ни мало с Афродитой — древнегреческой богиней любви, вышедшей, согласно преданию, из морской пены:

    Кто создан из камня, кто создан из глины, —

    А я серебрюсь и сверкаю!

    Мне дело — измена, мне имя — Марина,

    Я — бренная пена морская.

    Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

    Пробьется мое своеволье.

    Меня — видишь кудри беспутные эти? —

    Земною не сделаешь солью.

    1920

    Эта работа, как и предыдущая, содержит богоборческие мотивы. В произведении «Моим стихам, написанным так рано. » лирическая героиня бросает вызов «святилищу, где сон и фимиам», в стихотворении «Кто создан из камня. » утверждает, что не станет «земною солью». Соль земли — расхожее выражение, впервые появившееся в Евангелии. Согласно преданию, Иисус Христос некогда прочитал Нагорную проповедь, в которой значилось следующее:

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

    Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

    Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? (Мф: 5, 1-13)

    Однако лирическая героиня Цветаевой не мечтает ни о Царстве Небесном, ни о наследовании земли. Её жизнь прекрасна такой, какая есть. И каяться в грехах, как заповедовал Христос, она точно не собирается. И пусть для кого-то лирическая героиня — лишь «бренная» (то есть смертная, быстро исчезающая) пена, — стоит ли обращать на них внимание? Не лучше ли посвятить свою жизнь, тем более такую короткую, земным радостям, творчеству и любви?

    Впрочем, лирическая героиня Цветаевой, такая лёгкая и независимая, не всегда счастлива. Иногда ей всё-таки хотелось бы обрести свою «точку притяжения» в мире — как в этом стихотворении:

    Тоска по родине! Давно

    Разоблачённая морока!

    Мне совершенно всё равно —

    Где совершенно одинокой

    Быть.

    Не обольщусь и языком

    Родным, его призывом млечным.

    Мне безразлично — на каком

    Непонимаемой быть встречным!

    1934

    Героиня Цветаевой называет тоску по родине «разоблачённой морокой». Иными словами, она утверждает, что совершенно не обязательно быть «привязанной» к какой-либо точке на карте. Но за этими словами скрывается тревога. Кажется, девушка обманывает сама себя: она бы и рада найти где-то дом и друзей, но люди, как ей кажется, везде одинаковы. Они не поймут высоких чувств поэта, не разделят творческих восторгов, да что там — не смогут даже сказать доброго слова при встрече. И вновь героиня Цветаевой «бросает перчатку» в лицо целому миру, будучи убеждённой, что её дело — обличать и дразнить. Возможно, если бы она постаралась, она бы нашла «ключ» к душе хотя бы одного-двух человек, которые казались ей непонимающими. Но она этого не делает. Что это — идеализм и неготовность прощать человечеству ни один мало-мальский проступок, боязнь «обжечься» или просто снобизм? Вопрос остаётся открытым.

    Другие произведения Цветаевой

    Вот мы и ознакомились с биографией Марины Цветаевой, а также рассмотрели её ключевые стихотворения. Чтобы получить хорошую оценку на уроке литературы в школе, этого вполне достаточно. Но если вы собираетесь сдавать ЕГЭ по литературе или просто хотите знать всё-всё-всё об искусстве, стоит ознакомиться также с поэмами и пьесами Цветаевой: и первых и вторых в её собрании сочинений немало. Но для неподготовленного читателя они могут показаться трудными.

    Например, как понять поэму «Крысолов»? Что это за такой немецкий город Гамельн, где чопорность и порядок достигли абсурда; где всех мужчин зовут Гансами, а девушек — Гретами; где поварам снятся блюда, священникам — проповеди, а собакам — ошейники? И что это за таинственный человек, который уводит из домов всех непослушных детей? Оказывается, это не просто выдумка Марины Цветаевой, а её творческое переосмысление легенды о Гамельнском крысолове. Согласно средневековому преданию, однажды в одном немецком городе завелось столько крыс, что местные жители потеряли покой: грызуны уничтожали запасы съестного, пробирались в постели, портили книги и одежду, пугали детей. И вот однажды в Гамельн невесть откуда пришёл мужчина, умевший заклинать животных игрой на флейте. Бургомистр пообещал ему мешок золота, если тот изгонит грызунов из города; мужчина выполнил задание и привёл крыс к реке, где они все утонули, но золота не получил — и в отместку околдовал всех жителей. Взрослые как будто забыли, что у них есть дети, а малыши пошли вслед за флейтистом так же, как это недавно сделали крысы, — и тоже погибли. Но Цветаева делает акцент не на волшебстве, а на психологии. По её версии, дети пошли за крысоловом, потому что, с одной стороны, хотели избежать чрезмерной опеки родителей и наказаний, а с другой стороны — не хотели отставать от толпы, ведь их родители привыкли делать «как все»:

    — Я — чтоб детство наверстать.

    — Не остаться. — Не отстать.

    — Потому что в школе бьют.

    — Потому что все идут.

    Творческим переосмыслением популярного европейского сюжета является и пьеса в стихах «Приключение». Имя главного героя этого произведения Цветаевой — Джакомо Казановы (кстати, реальной персоны, жившей в Италии в XVIII в. и оставившей после себя мемуары о любовных похождениях) — уже давно стало нарицательным. Казанова — дамский угодник, умелый льстец; высоких чувств он не ищет, каждый роман для него — мимолётное приключение. Но, по версии Цветаевой, и такой ветреный человек умеет любить. Подобный сюжет лежит и в основе «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Каменный гость», правда, главный герой этого произведения — не Казанова, а полностью вымышленный Дон Жуан. Это лишний раз доказывает, что Марина Ивановна прекрасно знала и русскую, и европейскую литературу — и именно поэтому мастерски выбирала содержание и форму каждого будущего произведения.

    Ольга-Лапенкова

    Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

    Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

    Читайте также: