Плат узорный до бровей что это

Опубликовано: 17.09.2024





Русский поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.) оставил достаточно обширное творческое наследие. Однако не так уж много центральных тем выделяют в его творчестве. Поэт писал о любви - к женщине и к своей Родине. В позднем творчестве Блока эти две темы практически объединяются в одну, а Россия в его стихотворениях предстает перед читателем той самой Прекрасной Дамой из ранних произведений. В данном тексте вы можете найти полный анализ стихотворения Блока "Россия". Среди стихотворений Блока о России есть такие шедевры, как цикл "Куликово поле", "Русь" ("Ты и во сне необычайна. "), "Россия" ("Опять, как в годы золотые. ").

Краткий план анализа стихотворения Блока "Россия"

  1. История создания произведения
  2. Строфика стихотворения, его размер, вид рифмы
  3. Средства художественной выразительности. Синтаксические и лексические особенности стихотворения
  4. Тема, идея стихотворения. Мотивы и символы. Особенности композиции

Стихотворение "Россия": история создания

В 1906 г. Александр Блок окончил Петербургский университет. Этот момент исследователи считают началом его профессионального, зрелого творчества. С 1907 по 1916 год Блок работает над циклом "Родина", основной мыслью которого становится выражение светлого чувства любви к своей стране. Поэт действительно очень любил Россию, разочаровавшись в 20-х гг. XX в. в произошедшей революции, он не покинул страну, подобно другим представителям русской интеллигенции.

Столичная марка с портретом Блока

В цикл "Родина" входит и стихотворение "Россия", написанное осенью 1908 года. По сравнению с другими стихами цикла, это произведение завоевало наибольшую известность у читателей.

Скелет стихотворения: какими средствами создан шедевр?

Итак, стих Блока "Россия". Анализ стихотворения предполагает освещение его технических особенностей.

В стихотворении шесть строф, каждая из которой представляет четверостишие, кроме заключительной (она состоит из шести строк). Произведение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует перекрестную рифму по следующей схеме: AbAb (прописные буквы подразумевают использование женской рифмы, а строчные - мужской).

Продолжим анализ стихотворения Блока "Россия". Художественные средства, использованные поэтом, - крайне важная часть анализа, так как позволяет узнать, какие средства языка помогли автору выразить его мысли и чувства.

Выразительные средства, лексические и синтаксические особенности

Блок в своем стихотворении прибегает к использованию эпитетов (красочных определений): "годы золотые", "нищая Россия", "разбойную красу", "прекрасные черты", "тоской острожной".

Поэт использует метафоры (троп, основанный на скрытом сравнении): "забота затуманит", "звенит песня". Через все стихотворение проходит сравнение России с женщиной. Однако сравнения используются в стихотворении не только на макро-, но и на микроуровне: "как в годы золотые", "как слезы первые любви". В пятой строфе используется скрытое сравнение России с рекой и заботы - со слезой. Почти на всем протяжении текста Блок прибегает к инверсии (перестановке слов). В первой строфе присутствуют элементы звукописи, основанной на аллитерации, - повторении согласных звуков.

Продолжим анализ стихотворения Блока "Россия". Средства выразительности поэт использует различные, в том числе и синтаксические. Среди них - однородные члены предложения ("не пропадешь, не сгинешь"; "заманит и обманет"; "лес, да поле, / Да плат узорный до бровей. "; "избы серые" и "песни ветровые"). Также используется повтор слов (см. вторую строфу: повтор слов "Россия", "твои"; также см. пятую: "одной заботой" - "одной слезой"). Однородные части сложноподчиненного предложения способствуют появлению анафоры (одинакового начала строк) в заключительной строфе ("когда" - "когда").

Поэт применяет просторечную лексику: "сгинешь", "боле". Использованная в умеренном количестве, она порождает у читателя чувство глубокого слияния со страной, ее стариной, ее народом.

О Русь моя! Жена моя! До боли.

Темой произведения Блока становится судьба родной страны. Поэт сравнивает ее с судьбой женщины.

Алексей Венецианов Крестьянка с граблями

Нельзя однозначно охарактеризовать эту судьбу. С одной стороны, поэт намекает на ее трагизм: его героиня отдаст себя чародею, который ее "заманит и обманет".

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Но, едва намекнув на этот трагизм, поэт тут же жизнеутверждающе замечает:

Ну что ж? Одной заботой бо́ле —

Одной слезой река шумней,

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Его героиня Россия никогда "не пропадет" и "не сгинет", какому бы чародею ни отдала она свою "разбойную красу". Испытания делают ее только сильнее, богаче и краше:

Стихотворение буквально напоено любовью и восхищением, которые испытывает лирический герой по отношению к своей Родине. Это не отрешенная созерцательная любовь к родной природе и не горячее патриотическое чувство. Нет, вряд ли эти стихи можно сравнить с гражданской или пейзажной лирикой других поэтов. Скорее они напоминают самого Блока - его стихи, посвященные Прекрасной Даме. Любовь к России здесь - это любовь к женщине. Чувство поэта пропитано любовным очарованием, восторженным любованием и робким трепетом. Блок говорит об этом прямо во второй строфе:

Твои мне песни ветровы́е —

Как слезы первые любви!

Старинные русские места

Сравним такое отношение к стране с первым стихотворением из цикла "Куликово поле", где лирический герой восклицает:

Образ России наполняет героя силами:

И невозможное возможно,

Доро́га долгая легка́,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Точно так же в одном из стихотворений цикла "Куликово поле" герою внушает огромную силу образ женщины, его Вечной Жены.

Сравнение с другими творениями поэта предполагает план анализа. Стихотворение Александра Блока "Россия", наряду с циклом "Куликово поле" и другими стихами выражает светлое чувство любви к Родине, приближенное к страстной любви к женщине.

Но все же в разных стихах Блока образ Родины преломлен по-разному. Одним из самых известных произведений поэта является стихотворение "Русь". Здесь в родной стране живут сказочные герои. Описание просторов Родины приближает стихотворение к древним былинным сказам:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

В более позднем стихотворении "Россия" на место сказочных персонажей приходят женщина-крестьянка в платке и обыкновенный русский ямщик. Но сказочные элементы насовсем не исчезают:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Птица-тройка, кто тебя выдумал?

Первые две строфы - это своеобразная экспозиция стихотворения, описание любимой страны и чувств поэта. Основная мысль произведения и его кульминация сосредоточена в следующих трех строфах. Заключительное шестистишие играет роль катарсического (то есть просветляющего) завершения.

В первой строфе Блок рисует в воображении читателя картину, перекликающуюся с русской пейзажной живописью (Саврасова, Васильева и др.). Это образ нищей, грязной Родины. Малопривлекательный, казалось бы, образ, однако он глубоко симпатичен автору - и его симпатия сообщается и читателю.

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Картина Саврасова

Связь здесь наблюдается, однако не только с живописью. В поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" есть лейтмотив - дорога, которая на протяжении всей поэмы естественно отождествляется с образом Родины. Первый том "Мертвых душ" завершается лирическим отступлением автора, исполненным глубокой поэтичности и любви к родной земле. Образ России в этом отступлении - это образ "птицы-тройки", которая величественно несется, оставляя далеко позади за собой другие страны. Неудивительно, что Блок в самом начале своего стихотворении о России вспоминает именно дорогу, плохую, грязную, но пересекающую всю страну. Исследователи не раз отмечали эту связь начала стихотворения Блока и лирического отступления о "птице-тройке" Гоголя.

Проселочная дорога

Стихотворение имеет симметричную структуру: оно начинается описанием дороги и так же завершается:

И невозможное возможно,

Доро́га долгая легка́

Можно сказать, что все стихотворение представляет собой лишь дорожное размышление путешественника. В этом смысле можно провести параллели с лирикой и Пушкина, и Некрасова.

Три времени России

Дорога символизирует обновление. И хотя предметом изображения в стихотворении становится "нищая Россия", поэт размышляет о ее будущем.

Николай Анохин. Уединенная Россия

В стихотворении пересекаются все три времени русского языка: настоящее (момент дорожного размышления, запечатленный автором в стихотворении), прошлое (упоминание о золотых годах в первой строфе) и будущее (через трагическое безрассудство родной земли, переданное здесь в образе влюбленной и отдающейся женщины, - к очередному возвышению России, обязанной этим возвышением именно своему безрассудству).

Может быть, поэт, размышляя о будущем своей страны, предвидел предстоящие ей испытания, ведь стихотворение было написано в период между двумя русскими революциями! Во всяком случае поэт до самой смерти считал, что никакие испытания не могут поколебать силы и внутренней красоты его России.

Строки последней строфы имеют двойственное толкование. С одной стороны, поэт пишет о силе, внушаемой ему родными краями (см. выше), но с другой - в этих строках он выражает надежду на обновление России. Обновление, которое пока, в бедной повозке, на грязной, плохой дороге, представляется маловероятным.

Анализ стихотворения Блока "Россия" предполагает рассмотрение текста с точки зрения его символики, ведь Александр Александрович Блок является ведущим представителем течения "младших символистов" (одного из ответвлений русского символизма - литературного направления конца XIX - начала XX вв.). Характерной чертой символизма является использование разного рода символики, недосказанности, намеков и т. д. В стихотворении "Россия" роль символа играет дорога.

Мотив вольности в стихотворении "Россия"

Стремление к свободе - характерная черта русского народа, а значит, и России, на которую наложил свой отпечаток многовековой гнет крепостного рабства. Поэтому мотивы бунта, свободы, вольности присутствуют во многих произведениях русских авторов о родной стране.

Александр Блок не исключение. Он касается темы вольности и в стихотворении "Россия". Ведь краса его Руси - "разбойная", и "острожной тоской" звенит песня его ямщика.

Заключение

Мы сделали анализ стихотворения "Россия" Александра Александровича Блока.

Александр Блок, портрет

У крупного поэта весь комплекс выразительных средств, которые он использует, работает на выражение его мысли. Александр Блок - очень крупный поэт, величайший творец. Каждый технический нюанс и художественная деталь, каждая метафора и любое сравнение - это очередной маленький штрих в портрете страстно любимой. нет, не женщины - страны. Родины.

18 октября 1908

Филологический анализ стихотворения

Стихотворение «Россия», написанное Александром Блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «Родина» и подцикл «На поле Куликовом». Цикл «На поле Куликовом» не сразу был оценен и замечен русской критикой: публикация его в 1909 г. в альманахе ««Шиповник» (книга 10) не вызвала заметных критических откликов, как и перепечатка его в сборнике «Ночные часы» (1911) и в третьем томе первой редакции «Лирической трилогии» (1912). И лишь появление его в 1915 г. в сборнике «Стихи о России» заставило увидеть в Блоке поэта общенационального значения. «Последние стихи Блока истинно классичны, — писал Г.Иванов, — но они нисколько не походят на те стихи Брюсова, например, которые «трудно отличить» от Пушкина или Жуковского. Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути. Некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу».

Александр Блок – один из ярких представителей русского символизма, модернистского литературного течения того времени. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ был призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики (выразительный ассонанс и эффектная аллитерация); расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Это все отразилось и в стихотворение «Россия».

Цикл «На поле Куликовом», в который входит стихотворение «Россия», – высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим историзмом», способностью увидеть в прошлом России свое, близкое - сегодняшнее и «вечное». В своих раздумьях о судьбе Родины Блок обращается к облику старой России, издавна характеризуемой как Россия нищая и униженная. Такой видится она и Блоку.

Кстати, Лермонтов в стихотворении «Родина» тоже обращает свой взор к нищете и бедности его родной земли. Однако Блок, в отличии от Лермонтова, использует прекрасные образы, в то время как Лермонтов лишь реалистически изображает свою Родину.

Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).

Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).

С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»).

К 1908 году Блок уже пережил личную драму (Менделеева влюбляется в его друга, Александра Белого), также он был потрясен революцией 1905 года, которая принесла только разочарование в жизнь общества, поэтому в стихотворении слышатся грустные мотивы. Образ Прекрасной Дамы, которая стала символом ранних стихов Блока, нашел новое воплощение в этом стихотворении. По мнению Блока, единственная женщина, достойная любви – это родина, Россия.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.

Стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто Блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ Руси-тройки Гоголя. Становится ясно, что Россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была.

Текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. Каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. Деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя. Связность текста стихотворения «Россия» подчеркивается с помощью семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами (« Россия , нищая Россия …», «Мне избы серые твои , Твои мне песни ветровые…», «Ну что ж! Одной заботой боле – Одной слезой река шумней…», «Лес, да поле, Да плат узорный до бровей…», « Когда блеснет в дали дорожной… Когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («Пускай за ман ит и об ман ет… И лишь забота зату ман ит…», «И не возможн ое возможн о…»). С одной стороны, повторы придают напевность стихотворению, с другой – усиливают мотив трагизма. Сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: первая. а последняя – это надежда на светлое будущее России; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». Эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость.

Заглавие «Россия» означает адресованность Родине. Оно занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения.

Несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «Россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи.

В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы. Например, «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Бог обязательно поможет; это надежда на светлое будущее. Россия – это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.

Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.

В цветовом плане стихотворение имеет неброский колорит («избы серые»), что подчеркивает любовь автора к любой России, даже нищей.

Своеобразна тропика «России» Блока. В стихотворении присутствуют только жизнеподобные художественные образы. Например, метафорические эпитеты: «расхлябанные колеи», «дорога долгая», «мгновенный взор», «тоской острожной», «глухая песня», «избы серые», которые делают его более ярким, эстетическим, увиденные картины становятся реальнее. Эпитет «разбойная» к слову «краса» очень важен. В нем выражается непокорность, упрямость, непредсказуемость. В первой строфе употреблен постоянный эпитет «годы золотые», придающий выразительность поэтической речи.

Нетрудно заметить единство временных и пространственных представлений, которые принято называть хронотопом. В «России» представлено настоящее время, о котором говорят глаголы, употребленные в настоящем времени, например: «треплются», «вязнут», «звенит» – и будущее, судить об этом можно по глаголам будущего времени: «заманит», «обманет», «пропадешь», «не сгинешь», «затуманит», «блеснет». Пространство в этом стихотворении – Россия, изображенная Блоком.

«Россия» написана четырехстопным ямбом, который придает легкую напевность и просветленность. В третьей стопе наблюдается пиррихий, что делает стихотворение неповторимым и наполненным задумчивостью.

Благодаря перекрестной рифмовки «Россия» становится похожей на разговор.

Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность.

Безусловно, интересен синтаксис стихотворения «Россия». Практически в каждой строфе есть предложения с многоточиями, из чего следует, что автор находился в раздумье, размышлял во время написания стихотворения. Восклицательные предложения придают эмоциональную окраску, воодушевленность.

Кроме того, в «России» наблюдается инверсия: «годы золотые», «треплются шлеи», «вязнут спицы», «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «плат узорный», «дорога долгая», «блеснет взор», «звенит песня» - тем самым, вызывая интонационное выделение ключевых слов.

Последняя строфа особенная, состоит из шести строк. В ней Блок перечисляет черты, присущие России. Дороги, дали, песни ямщика, «мгновенный взор», то есть проникновенность души – всё это чисто российские реалии.

Таким образом, такие языковые средства, как семантические повторы (точные лексические и корневые), слова с приращенными смысловыми и семантическими значениями, аллитерация согласных звуков несут важную смысловую нагрузку в стихотворении «Россия». Тропика, метрика и синтаксис усиливают эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя. В данном стихотворении очень удачно сочетается общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, поскольку слова, состоящие из реальных морфем, сочетаются со стилистическими приемами (повторами, метафорами, эпитетами) и с реализацией индивидуально-авторских новообразований, таких как повторы, слова-символы, инверсия, аллитерация. Учитывая общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, приходишь к выводу, что патриотические чувства для лирического героя, который приближен к автору, превыше всего. Россия для Блока – это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.

2) \u00a0\u043d\u0438\u0449\u0430\u044f \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u044f: \u043e\u0431\u0435\u0434\u043d\u0435\u0432\u0448\u0438\u0439 \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434
3) \u00a0\u043f\u0435\u0441\u043d\u0438 \u00a0\u0432\u0435\u0442\u0440\u043e\u0432\u044b\u0435: \u043f\u0435\u0441\u043d\u0438,\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u043e\u044e\u0442 \u0432\u0435\u0442\u0440\u044b, \u0437\u0432\u0443\u043a\u0438 \u00a0\u043a\u043e\u043b\u044b\u0445\u0430\u043d\u0438\u044f \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044c\u0435\u0432, \u00a0\u043b\u0435\u043f\u0435\u0441\u0442\u043a\u043e\u0432, \u0432\u043e\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u0441\u043d\u0435\u0433\u0430 \u0438 \u0431\u0443\u0440\u0438.
4)\u043a\u0430\u043a \u0441\u043b\u0435\u0437\u044b \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0431\u0432\u0438: \u0438\u0441\u043a\u0440\u0435\u043d\u043d\u0438\u0435, \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0438\u0435 \u0441\u043b\u0435\u0437\u044b \u0432\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0439 \u043b\u044e\u0431\u0432\u0438. \u0412\u0435\u0434\u044c \u043f\u0435\u0440\u0432\u0430\u044f \u043b\u044e\u0431\u043e\u0432\u044c - \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0436\u043d\u043e\u0435, \u0441\u0430\u043c\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0438\u0438 \u0447\u0438\u0441\u0442\u043e\u0435 \u0447\u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0417\u0435\u043c\u043b\u0435.
5) \u00a0 \u00a0 \u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0439\u043d\u0430\u044f \u043a\u0440\u0430\u0441\u0430: \u0440\u0430\u0437\u0440\u043e\u0437\u043d\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0440\u0435\u043a\u0438 \u00a0\u0438 \u043e\u0437\u0435\u0440\u0430, \u0431\u0435\u0441\u043a\u0440\u0430\u0439\u043d\u0438\u0435 \u0434\u0438\u043a\u0438\u0435 \u0441\u0442\u0435\u043f\u0438, \u043d\u0435\u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u044b\u0435 \u0442\u0435\u043c\u043d\u044b\u0435 \u043b\u0435\u0441\u0430 \u00a0\u0438 \u0431\u043e\u043b\u043e\u0442\u0430, \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0430 \u0445\u043e\u043b\u043e\u0434\u043d\u044b\u0445 \u043c\u043e\u0440\u0435\u0439, \u043d\u0435\u043e\u0431\u0443\u0437\u0434\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u043a\u0440\u0430\u0441\u043e\u0442\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b \u0438 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u0438\u0445 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u043e\u0432, \u0442\u0430\u043a\u0438\u0445 \u043a\u0430\u043a \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430, \u0421\u0430\u043d\u043a-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433.
6) \u0434\u0430 \u043f\u043b\u0430\u0442 \u00a0\u0443\u0437\u043e\u0440\u043d\u044b\u0439 \u00a0\u0434\u043e \u0431\u0440\u043e\u0432\u0435\u0439: \u00a0\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u044b\u0439 \u0443\u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0438 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0449\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0439\u0437\u0430\u0436
7)\u043d\u0435\u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e:\u0432\u0441\u0435 \u0432 \u00a0\u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c ,\u0435\u0441\u043b\u0438 \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0440\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f.,\u0435\u0441\u043b\u0438 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0434\u0430\u0436\u0435 \u043d\u0435\u00a0\u043c\u0435\u0447\u0442\u0430\u043b \u043e \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441\u0435, \u0442\u043e \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u043d\u043e \u043f\u043e \u043d\u0435\u043c\u0443 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0432\u0438\u0433\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f.

Масёна

1)годы золотые: лучшие годы страны,много поэтов и писателей, урожайность, нету войн.
2) нищая Россия: обедневший народ
3) песни ветровые: песни,которые поют ветры, звуки колыхания деревьев, лепестков, воющего снега и бури.
4)как слезы первые любви: искренние, настоящие слезы во время первой любви. Ведь первая любовь - самое нежное, самоотверженное ии чистое что есть на Земле.
5) разбойная краса: разрозненные реки и озера, бескрайние дикие степи, непроходимые темные леса и болота, берега холодных морей, необузданная красота природы и древних городов, таких как Москва, Санк-Петербург.
6) да плат узорный до бровей: красивый уберегающий и защищающий пейзаж
7)невозможное возможно:все в жизни можно сделать ,если очень постараться.,если раньше человек даже не мечтал о космосе, то сейчас свободно по нему передвигается.


А. Блок — один из немногих поэтов, кто принял революцию 1905 года, а позже и октябрьский переворот. Позже он разочаровался в новом режиме, но не стал покидать Россию. Это поступок стал символом бескорыстной любви к родине, несмотря ни на что.

Александр Блок «Россия»

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Краткий анализ

Стихотворение «Родина» написано в 1908 году и входит в одноименный цикл.

Тема стихотворения — любовь к родине, несмотря на ее несовершенства и противоречия.

Жанровая характеристика — гражданская лирика.

Композиционные особенности — стихотворение делится на две части: первая содержит 5 четверостиший, вторая — последняя строфа (6 строк).

Размер стихов — ямб четырёхстопный.

Средства выразительности: эпитеты («годы золотые», «спицы расписные», «нищая Россия», «песни ветровые», «прекрасные черты», «прекрасные черты»), метафоры («Одной слезой река шумней», «Какому хочешь чародею отдай разбойную красу»), устойчивое выражение («И крест свой бережно несу»), сравнение («Как слезы первые любви»).

Развернутый анализ

Тема родины проходит красной нитью через творчество многих русских поэтов. В начале 20 веке, в период поднятия революционных настроений, писатели и поэты поделились на два лагеря — те, кто принимал происходящие события и на тех, кто критиковал революционеров. Каждый творческий человек пытался отразить эти настроения в своем творчестве и тема родины в этот период стала набирать популярность.

Исторические события

В период своего зрелого творчества Блок создает цикл стихотворений о родине, в который и входит произведение, повторяющее название сборника. Стихотворение «Родина» написано в 1908 году, за несколько лет до революции 1917 года. И в этом произведении Блок выразил всю свою любовь к родине.

В 1908 году поэт, как и многие другие представители интеллигенции и народа, ждали перемен в политическом строе. Многие были недовольны царской властью и несправедливостью режима. Подавление революции 1905 года, период реакции, поражение в Японской войне наложили отпечаток на настроения в обществе.

Тема произведения

Стихотворение посвящено теме родины. В произведении показан тот образ России, который представляется лирическому герою. Можно выделить целый ряд особенностей образа. Для лирического героя родина — нищая, со старыми избами и разъезженной дорогой, в которой застревают колеса, на улице повсюду слышны ветровые песни. Герой выражает свое отношение к родине: ему ее не жаль, он готов принимать со всеми несовершенствами. У Блока тема родины тесно переплетается с темой любви к женщине и эти два образа сливаются в один. Поэт сравнивает Россию с доверчивой и простой женщиной, которую легко обмануть. Но такая женщина стойко переносит все тяготы жизни (Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней).

Композиционные особенности

Текст поделен на две смысловые части: первая состоит из пяти катренов, вторая — последние 6 строк. Обе части объединены мотивом дороги, который ярко показан в первой строфе и последней. Но эти образы противопоставлены друг другу. В начале дорога кажется лирическому герою долгой, грязной, непроходимой. А во второй части мотив дороги переплетается с мотивом надежды и возможности невозможного. Так вводится тема предвестия преобразований в стране, которые в скором времени грядут. Лирический герой верит в эти изменения.

Определение жанра

Последняя строфа помогает ввести в стихотворение гражданскую проблематику. Лирический герой выражает свои нежные чувства к родине, но также он недоволен положением страны, тем, что она нищая и бедная. Герой ждет изменений и перемен. Поэтому стихотворение можно отнести к гражданской лирике.

Тема родины, России – сквозная тема лирики Александра Александровича Блока. На одном из последних выступлений поэта, где он читал самые разные свои стихотворения, Блока попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», - ответил Блок и не покривил душой, ведь "русская тема" была для него близка и дорога. Так или иначе, к этой теме можно отнести практически все творчество поэта.

Стихотворение Блока «Россия», написанное в 1908 году, - самое известное из цикла «Родина». В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Что подразумевает автор под фразой «годы золотые»? С каким временем сопоставляет Блок современность? Можно предположить, что в этом перифразе подразумевается золотой век Пушкина, Лермонтова, Гоголя. С тех пор прошло много времени, но Россия не меняется, она все та же.

Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» - «расхлябанные колеи». Это страна, где соседствуют невероятное богатство со страшной нищетой. Большие деньги тратятся на «спицы росписные», а не на облагораживание русских дорог.

А Россия в массе своей остается нищей:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Автор говорит о крестьянской России, где действительно господствует нищета. Олицетворением именно такой родины он называет «избы серые». Мы понимаем, что Блок описывает не городскую Россию, с ее шикарными дворцами, площадями, памятниками искусства. Нет, автору дорога именно деревенская родина с ее простором, широтой и нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.

Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойничью красу!

Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.

Последние две строки характеризуют историю России, отдающую себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она, по сути своей, сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.

Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».

Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика. ».

Из этого стихотворения мы видим, насколько А.А. Блок любит Россию, искренне переживает за нее и воспевает ее в своем творчестве. Через все произведение проходит мотив дороги, тоски, но, вместе с тем, и уверенности, что у многострадальной родины поэта есть будущее.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Стихотворение А.А. Блока «Россия» (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Блока :

Читайте также: