Отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами кто это

Опубликовано: 17.09.2024

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Тест по литературе 11 класс

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

1 «… был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе»

Г) Стёпа Лиходеев

2 «… плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек, в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и чёрных тапочках»

А) Алоизий Могарыч

3 «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глас чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом – иностранец.»

4 «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»

В) Иван Бездомный

5 «…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся клоком волос человек примерно лет тридцати восьми…»

Г) Алоизий Могарыч

6 «Она была красива и умна…Бездетная тридцатилетняя…была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения»

7 «…маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстух был яркий. Удивительно было то, что из кармашка, где мужчины обычно носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость»

8 «На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок…, гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая»; «усики у него, куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные», «в треснувшем пенсне».

9 «…отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою чёрной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и носках»

А) Стёпа Лиходеев

10 «…громадный, как боров, чёрный, как сажа или грач, и с отчпянными кавалерийскими усами»

Рубрика: Чьи слова?

1 «…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»

2 «…всякая власть является насилием над людьми, …настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

3 «Сижу, никого не трогаю. Примус починяю».

В) Дядя Берлиоза

4 «Рукописи не горят!»

5 «Денежка любит счёт».

А) Никанор Иванович Босой

6 «…все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно».

7 «Милиция? Товарищ дежурный, распорядитесь сейчас же, чтобы выслали пять мотоциклетов для поимки иностранного консультанта с пулемётами.»

А) Иван Бездомный

Б) Алоизий Могарыч

В) Барон Майгель

Г) Жорж Бенгальский

8 «Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»

Г) Стёпа Лиходеев

9 «Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса».

10 «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!»

1 Любимые цветы Маргариты?

2 Какой порок, по мнению Иешуа Га-Ноцри, является самым страшным?

3 Другое название психиатрической клиники доктора Стравинского?

4 Какая буква вышита на шапочке мастера?

5 Кто спас Римского от гибели?

6 Что подарил Воланд Маргарите на память?

7 Как звали собаку прокуратора?

8 Сколько Маргарит Было найдено в Москве?

9 Что вручил Азазелло Маргарите, приглашая её на бал Воланда?

10 Какую характеристику давал всем людям Иешуа Га-Ноцри?

Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: "Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!" — Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: "Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану".

Не то что встать, — ему казалось, что он не может открыть глаз, потому что, если он только это сделает, сверкнет молния и голову его тут же разнесет на куски. В этой голове гудел тяжелый колокол, между глазными яблоками и закрытыми веками проплывали коричневые пятна с огненно-зеленым ободком, и в довершение всего тошнило, причем казалось, что тошнота эта связана со звуками какого-то назойливого патефона.

Степа старался что-то припомнить, но припоминалось только одно — что, кажется, вчера и неизвестно где он стоял с салфеткой в руке и пытался поцеловать какую-то даму, причем обещал ей, что на другой день, и ровно в полдень, придет к ней в гости. Дама от этого отказывалась, говоря: "Нет, нет, меня не будет дома!" — а Степа упорно настаивал на своем: "А я вот возьму да и приду!"

Ни какая это была дама, ни который сейчас час, ни какое число, ни какого месяца — Степа решительно не знал и, что хуже всего, не мог понять, где он находится. Он постарался выяснить хотя бы последнее и для этого разлепил слипшиеся веки левого глаза. В полутьме что-то тускло отсвечивало. Степа наконец узнал трюмо и понял, что он лежит навзничь у себя на кровати, то есть на бывшей ювелиршиной кровати, в спальне. Тут ему так ударило в голову, что он закрыл глаз и застонал.

Итак, Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребовать у нее пирамидону, но все-таки сумел сообразить, что это глупости. Что никакого пирамидону у Груни, конечно, нету. Пытался позвать на помощь Берлиоза, дважды простонал: "Миша. Миша. ", но, как сами понимаете, ответа не получил. В квартире стояла полнейшая тишина.

Пошевелив пальцами ног, Степа догадался, что лежит в носках, трясущейся рукою провел по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и не определил.

Наконец, видя, что он брошен и одинок, что некому ему помочь, решил подняться, каких бы нечеловеческих усилий это ни стоило.

Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках.

Таким он увидел себя в трюмо, а рядом с зеркалом увидел неизвестного человека, одетого в черное и в черном берете.

Степа сел на кровать и сколько мог вытаращил налитые кровью глаза на неизвестного.

Молчание нарушил этот неизвестный, произнеся низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом следующие слова:

— Добрый день, симпатичнейший Степан Богданович!

Произошла пауза, после которой, сделав над собой страшнейшее усилие, Степа выговорил:

— Что вам угодно? — и сам поразился, не узнав своего голоса. Слово "что" он произнес дискантом, "вам" — басом, а "угодно" у него совсем не вышло.

Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке, позвонил одиннадцать раз и сказал:

— Одиннадцать! И ровно час, как я дожидаюсь вашего пробуждения, ибо вы назначили мне быть у вас в десять. Вот и я!

Степа нащупал на стуле рядом с кроватью брюки, шепнул:

— Извините. — надел их и хрипло спросил: — Скажите, пожалуйста, вашу фамилию?

Говорить ему было трудно. При каждом слове кто-то втыкал ему иголку в мозг, причиняя адскую боль.

— Как? Вы и фамилию мою забыли? — тут неизвестный улыбнулся.

— Простите. — прохрипел Степа, чувствуя, что похмелье дарит его новым симптомом: ему показалось, что пол возле кровати ушел куда-то и что сию минуту он головой вниз полетит к чертовой матери в преисподнюю.

— Дорогой Степан Богданович, — заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, — никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, — лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.

Степа Лиходеев. Один из любимых моих эпизодов романа Степа Лиходеев, Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты

К чему был этот отрывок? Вам плохо, поправьте здоровье подобным.

И чем Степа нравится? Или так, что в голову стукнуло, то и скопировал?

Нет, не тот же самый. Не надо сравнивать экранизацию с романом


Мастер и Маргарита, или Инженер с копытом

Вы знали, что Михаил Булгаков работал над «Мастером и Маргаритой» около 12 лет? История у книги интересная. Первые наброски были созданы в 1928 – 1929 годах. В то время критики Российской ассоциации пролетарских писателей нещадно громили его пьесы, и только служба в театре держала писателя на плаву. Есть мнение, что собственная писательская судьба заставила Булгакова вспомнить библейскую историю. Также в романе легко проследить влияние «Фауста» И. Гете.

В первой версии романа (озаглавленной «Инженер с копытом») не было ни Мастера и Маргариты, ни свиты Воланда (даже Бегемота!) – тот действовал сам. Но от этой версии мало что осталось – Булгаков сжег ее после запрещения пьесы «Кабала святош». Рукопись была уничтожена не полностью, и ее остатки послужили толчком к продолжению работы через долгих два года, а также вдохновили писателя вставить эпизод с сожжением рукописи в свой роман. В новой версии появилась и драматическая линия Мастера, и яркая свита Воланда.

Работа шла долго, но не равномерно – Булгаков то писал большие куски текста, то оставлял работу на целые месяцы. Текст тщательно редактировался до самой смерти автора в 1940 году.

Роман был завещан жене Михаила Булгакова Елене Сергеевне, которая отчасти послужила прообразом Маргариты. Как и героиня в книге, жена Булгакова много лет потратила на доработку романа и попытки его опубликовать. Но первая публикация «Мастера и Маргариты» состоялась в журнале «Москва» через 26 лет после смерти Булгакова, да и то в сильном сокращении.

В полной версии впервые в России роман вышел только в 1973 году ограниченным тиражом.

Мастер и Маргарита, или Инженер с копытом Мастер и Маргарита, Библиотека, Книги, Михаил Булгаков, Кот Бегемот, Обзор книг

mein


Мемы и Булгаков

Мемы и Булгаков

kaketosdelano

Необычные скульптуры из романа "Мастер и Маргарита"

Недавно прогуливаясь по улицам Москвы обнаружил около пересечения Земляного Вала с рекой Яузой нагло припаркованный на газоне автомобиль, но я не стал спешить с жалобой в гибдд, чтобы эвакуатор утащил транспортное средство на штрафстоянку и наказал владельца за нарушение правил. Мало ли, вдруг владелец авто может обидится, да и кто может быть владельцем такого необычного авто? Разве что сам Воланд!

Необычные скульптуры из романа

Я это понял, как только стал рассматривать более подробно саму скульптуру. Все кто читал роман Булгакова "Мастер и Маргарита" наверняка помнят момент, когда главная героиня возвращалась с шабаша, и приспешник Воланда подал ей такой необычный транспорт. Вот как описан в самом романе этот момент:

"Козлоногий почтительно осведомился у Маргариты, на чем она прибыла на реку; узнав, что она явилась верхом на щетке, сказал: – О, зачем же, это неудобно, – мигом соорудил из двух сучков какой-то подозрительный телефон и потребовал у кого-то сию же минуту прислать машину, что и исполнилось, действительно, в одну минуту. На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами."

Необычные скульптуры из романа

Необычный фантасмагорический аппарат с крыльями выглядит оригинально: на крыльях авто растут перья, как на настоящих птичьих крыльях, обивка дверей чешуйчатая, вместо спидометра - глаз, сиденье - в виде морской раковины, лобовое стекло обрамляют швейные машинки, а из задних фар торчат ладони с лампами. Ну а на самом водительском месте грач в фуражке, причем не пристегнутый.

Необычные скульптуры из романа

Необычные скульптуры из романа

Необычные скульптуры из романа

Необычные скульптуры из романа

На заднем сидении стоит в обнимку пара главных героев из романа.

Необычные скульптуры из романа

Мне стало интересно их создание и появление на этом месте и вот что мне удалось узнать. Больше 20 лет назад в 1998 году, московское правительство объявило конкурс на памятник Михаилу Булгакову. Конкурс выиграла команда во главе со скульптором Александром Рукавишниковым.

Проект должен был потрясти воображение москвичей: на Патриарших прудах, в том самом месте, где Иванушка с Берлиозом пили абрикосовую и там же встретили Воланда, предполагался памятник самому Булгакову в окружении его героев.

Комплекс должен был включать в себя три линии: московскую, ершалаимскую и мистическую. В ершалаимской линии Иешуа должен был идти по воде в окружении колоннады. Причем водный круг диаметром 10 метров не должен был замерзать даже зимой.

А центром композиции должен был стать гигантский примус высотой с 4-этажный дом. Он был бы одновременно и символом эпохи; и объединяющим элементом, вокруг которого крутилось все, и символом чертовщины.

Но проекту не суждено было состояться. Есть версия, что жителей Патриарших не устроила такая лужковская гигантомания, которая могла испортить всю атмосферу прудов. Потому стали думать о перемещении композиции на Воробьевы горы. Но тут возразила православная церковь, которой не хотелось соседства памятника чертовщине с Андреевским монастырем.

Необычные скульптуры из романа

Необычные скульптуры из романа

В результате всего этого проект был заброшен, а уже отлитые скульптуры долгое время пылились во дворе Мастерской Рукавишникова на Молчановке. В 2007 году был основан Музей Булгакова, и через несколько лет его руководство попросило Рукавишникова передать Коровьева с Бегемотом им в аренду. Там они и остались. Их фотографировал давно, когда был в музее Булгакова. Кстати, в этом дворе аж два музея Булгакова. Удалось побывать в обоих.

Необычные скульптуры из романа

Необычные скульптуры из романа

Необычные скульптуры из романа

Необычные скульптуры из романа

Сама скульптурная композиция с авто не сразу появилась на этом газоне. Сперва авто стояло у мастерской без своих пассажиров. А скульптура Мастера и Маргариты некоторое время находилась возле дома Нащокина в Воротниковском переулке. Ну а потом переместилась сюда, у арт-кафе А.Рукавишникова "Рукав", около которого я заметил еще несколько интересных экспонатов.

Это голова гладиатора, который сам целиком установлен перед стадионом "Спартак".

Необычные скульптуры из романа

Что-то похожее на кокон откуда вырвалось инопланетное существо.

Необычные скульптуры из романа

И еще парочка интересных творений

Необычные скульптуры из романа

Необычные скульптуры из романа

Abraham.Simpson

Сегодня страшная ночь!

Друзья, если вас сегодня вдруг позовут на сеанс магии в Театр Варьете, то не ходите. Именно сегодня, в 30-е годы прошлого века, Воланд проводил сеанс магии.

Сегодня страшная ночь! Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита, Воланд, Москва, Пасха, Длиннопост

Вы возразите! Но как, ведь ясно сказано "Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве" и вообще в романе ясно сказано, что на дворе стоял МАЙ.

И все же, это произошло именно сегодня, поскольку Булгаков в своем романе пользовался не астрономическим, а именно ЛИТУРГИЧЕСКИМ календарем. Если наложить церковный (литургический) календарь на роман Булгакова, то открывается секретный ключ, и роман начинает блистать удивительными красками. Смотрите сами:

Все события романа занимают всего 4 дня.

1. Воланд появляется в Москве в среду! В романе Берлиоз и Иванушка совещаются как "напасть" на Христа в журнале, посредством карикатур. В церковном календаре - Великая среда! День когда Иуда совещается о продаже Христа.

2. В четверг - в романе самое интересное происходит вечером. По церковному календарю сегодня в церкви происходит самая тяжелая служба в году - Служба 12 Евангелий.

В 1937 г. произошла перепись населения СССР. В самый разгар репрессий. В этой переписи был вопрос о религий, так вот 56,7% населения ответило "Да, мы религиозные люди". Люди давали такой ответ не смотря на страх оказаться в тюрьме, быть уволенным с работы и т.д.

Так вот для людей 30-х годов, которые еще знали и чтили церковные традиции, пойти в ТАКУЮ НОЧЬ, в театре варьете, да еще и на Сеанс магии, было совершенно недопустимо. Одно дело провести вечер дома, пойти в оперу, пойти погулять, но пойти на сеанс магии в такой день, мог только совершенно расхристанный человек, сознательный атеист, оборвавший все связи с религией и вот именно эти люди стали легкой добычей для Воланда.

3. Следующий день пятница. В этот день с утра ничего не происходит в храмах, только считаются часы. Это единственный день в году, когда нет церковной службы. И в романе в пятницу с утра, тоже ничего не происходит, но тоже считаются часы. Идет постоянное указание на время. А вот уже днем в храмах происходит вынос плащаницы, а в Романе антицерковный ход с гробом Берлиоза по манежной площади.

4. Вечер с пятницы на субботу.

Сейчас будем погружаться в академическое православие, пристегивайтесь! Это уже уровень профессорского состава факультета истории Московской духовной академии.

Была такая древняя традиция, в ночь с пятницы на субботу совершалось крещение людей в Римской Империи. Отсюда и термин "Крестный ход". Во времена Рима (когда на христиан еще были гонения) людей было принято крестить перед праздником Пасхи. Их вели к реке, крестили, а потом возвращались в храм. И поэтому крестный ход совершается в белых одеждах, а последующие дни Пасхи в красных. Делалось это с той целью, чтобы люди могли войти в самый главный праздник уже крещенными, приобщившись к вере.

В романе в эту ночь, происходит все зеркально наоборот.

Там тоже происходит обряд, но только обряд АНТИКРЕЩЕНИЯ! Когда Маргариту окунают в микву наполненную кровью, смывая с нее печать христианского крещения. В иудейской традиции Миква это маленький ритуальный бассеин для очищения, после посещения миквы женщина становится чиста, а у Воланда конечно наоборот.

5. Ну и конечно день субботы, когда Воланд стоит на крыше Дома Пашкова, а затем улетает со своей свитой. Почему именно в субботу?
Потому что даже в расхристанной Москве того времени, в городе с разбитыми храмами и побитыми святынями, Воланд не может оставаться на праздник Пасхи и он со своей нечистью покидает Москву, поскольку следующий день - Праздник воскресения Христова.

Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: «Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!» — Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: «Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану». Не то что встать, — ему казалось, что он не может открыть глаз, потому что, если он только это сделает, сверкнет молния и голову его тут же разнесет на куски.

Степа Лиходеев (полное имя — Степан Богданович Лиходеев) является одним из второстепенных персонажей романа «Мастер и Маргарита», оказавшихся в числе «жертв» визита Сатаны в Москву. В романе не дается подробного описания, как выглядит Степан Богданович Лиходеев. О нем известно лишь, что это молодой человек, шатен. Он проживает вместе с Берлиозом в квартире номер 50 на Садовой. Лиходеев получил там жилплощадь вместе с женой, но быстро от нее избавился, переселив на Божедомку с помощью своих многочисленных знакомых. Степан является директором московского театра Варьете, того самого театра, в котором давали представления Воланд со своей свитой.

В одной из ранних редакций романа автор назвал Степу «красным директором». Что значит это словосочетание? В 20—30-е годы на административные должности в театрах начали назначать партийных работников. Они, причем вполне официально, и назывались «красными директорами». Эти люди были далеки от искусства. Именно таким некомпетентным руководителем был Степа Лиходеев. О его деятельности выразительно говорят Азазелло («Я вообще не понимаю, как он попал в директора, он такой же директор, как я архиерей») и Коровьев («— Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе. — Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено»). Всю работу за Степу делают фининспектор Римский и администратор Варенуха, которые мечтают избавиться от начальника-бездельника.

Степа Лиходеев в романе упоминается всего несколько раз. В седьмой главе романа, посвященной «нехорошей квартире», очень ярко описывается его пробуждение в квартире, которую он делил с покойным Берлиозом. Лиходеев просыпается в своей постели и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню.

Римский и администратор Варенуха долго ожидают своего начальника, который обещал приехать через полчаса. Коллеги звонят Лиходееву на квартиру, но ответа нет. Неожиданно приходит телеграмма, что директор Варьете находится в Ялте. Такого от него не ожидают даже привычные к его фокусам коллеги. Тем не менее они высылают Степе деньги на обратную дорогу.

Небритый и грязный Лиходеев возвращается из ссылки в Москву. Потрясения этих дней не проходят для него даром, и Степа с манией преследования попадает в клинику для душевнобольных к профессору Стравинскому. Там Лиходеева лечат больше недели, пока он не возвращается к жизни и не перестает просить, чтобы его поместили в «бронированную камеру». По его делу было проведено следствие, в ходе которого установили, что Степа в Ялту не летал, а оставался в квартире номер 50. Его загипнотизировали иностранные диверсанты во главе с Воландом. Затем гипнотизеры надели на Лиходеева войлочную шляпу и отправили на аэродром. Там они внушили встречающим, что он вышел из самолета, прибывшего из Ялты. В ялтинском угрозыске утверждали, что к ним заявился босой Степа, и они даже отправляли о нем телеграммы в Москву. Но никаких подтверждений этому не нашли и решили, что гипнотизеры сумели на расстоянии воздействовать на сотрудников.

После этого случая Степа уходит из Варьете. Знакомые устраивают его директором магазина в Ростове. Характер Лиходеева меняется. Он становится степенным и молчаливым. Начинает сторониться женщин. Степа перестал пить портвейн с водкой, а пьет только водку, настоянную на смородиновых почках.

История создания персонажа

В редакции 1929 года этот персонаж именовался Гарасей Педулаевым и имел, очевидно, своим прототипом владикавказского знакомого Булгакова кумыка Туаджина Пейзулаева, соавтора по пьесе «Сыновья муллы» Туаджина Пейзулаева. Об их совместной работе рассказано в «Записках на манжетах» и «Богеме». Соответственно и незадачливого директора перемещали чудесным образом не в Ялту, а во Владикавказ. По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. «Гарася залился детскими слезами и сел на уличную тумбу и слышал вокруг ровный шум сада. Карлик в черном пиджаке и в пыльном цилиндре вышел из этого сада. Его бабье безволосое лицо удивительно сморщилось при виде плачущего мужчины. — Вы чего, гражданин? — спросил он у Гараси, дико глядя на него. Директор карлику не удивился. — Какой это сад? — спросил он только. — Трэк, — удивленно ответил карлик. — А вы кто? — Я — Пульз, — пропищал тот. — А какая это гора? — полюбопытствовал Гарася. — Столовая гора. — В каком городе я? Злоба выразилась на крохотном личике уродца. — Вы что, гражданин, смеетесь? Я думал, вы серьезно спрашиваете. — Маленький человек. Остановись. Сжалься. Я. все забыл, ничего не помню, скажи, где я, какой город. — Владикавказ, — ответил карлик. Тут Гарася поник головой, сполз с тумбы и, ударившись головой оземь, затих, раскинув руки». Здесь отразились булгаковские впечатления от гастролировавшей во Владикавказе труппы лилипутов.

В последующих редакциях директор театра назывался Степой Бомбеевым или Лиходеевым, но вплоть до 1937 года его выбрасывали из нехорошей квартиры во Владикавказ. Владикавказ был заменен на Ялту уже после смерти Т. Пейзулаева в 1936 году, а сцена пробуждения Степы Лиходеева в Ялте была написана незадолго до смерти писателя, 25 января 1940 года.

Цитатный образ Степы Лиходеева

Полное имя героя — Степан Богданович Лиходеев:

«. Простите, что, Степана Богдановича Лиходеева сейчас нету дома. »

Степа Лиходеев является директором театра Варьете в Москве, где выступает сатана Воланд со своей свитой:

«. Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете. »

«. что он, собственно, намерен сегодня показывать во вверенном Степе Варьете. »

Коллеги считают Степу "бедствием" и мечтают о его увольнении:

«. Освобождение! Долгожданное освобождение финдиректора от этого бедствия в лице Лиходеева! А может Степан Богданович добьется чего-нибудь и похуже снятия. »

Степа Лиходеев — молодой мужчина:

«. Это был молодой гражданин. »

О внешности Степы известно следующее:

«. Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках. »

Внешность Степы после путешествия в Ялту:

«. На московском аэродроме совершил посадку шестиместный пассажирский самолет, прилетевший из Крыма. Среди других пассажиров из него высадился один очень странный пассажир. Это был молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспаленными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо. Гражданин был в папахе, в бурке поверх ночной сорочки и синих ночных кожаных новеньких, только что купленных туфлях. »

Степа Лиходеев является соседом литератора Берлиоза. Степа и Берлиоз вдвоем живут в квартире № 50, каждый в своих комнатах:

«. у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице. »

Степа женат, но его супруга живет отдельно:

«. вселились — покойный Берлиоз с супругой и этот самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что. Именно, в течение одного месяца пропали обе супруги. супруга Степы якобы обнаружилась на Божедомке, где, как болтали, директор Варьете ухитрился добыть ей комнату, но с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице. »

У Степы есть домработница Груня:

«. Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребовать у нее пирамидону. »

Степа — ленивый и бестолковый директор. Он пьянствует и веселится, но не занимается работой:

«. запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, — вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки. »

«. вообще не понимаю, как он попал в директора, — рыжий гнусавил все больше и больше, — он такой же директор, как я архиерей. »

Степа является хитрым человеком:

«. Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем. »

Степа — легкомысленный человек:

«. Ни Груни, приходящей домработницы, ни легкомысленного Степана Богдановича в это время в квартире не было. »

«. Степа раздражал финдиректора своим легкомыслием. »

У него есть много знакомых:

«. директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства. »

Степу знает вся театральная Москва. Все его считают «не подарочком»:

«. Степа был широко известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот — не подарочек. »

Воланд отправляет Степу в Ялту:

«. Воланд проник в Варьете под видом артиста, загипнотизировав Степу Лиходеева, а затем ухитрился выбросить этого же Степу вон из Москвы за бог знает какое количество километров. »

«. из Ялты был получен ответ, что Лиходеев был в Ялте, но вылетел на аэроплане в Москву. »

Позднее следствие приходит к выводу, что на самом деле Степа не был в Ялте, а все это время находился в квартире № 50 в Москве:

«. Ни в какую Ялту, конечно, Степа Лиходеев не улетал (это не под силу даже Коровьеву) и телеграмм оттуда не посылал. После того, как он упал в обморок в ювелиршиной квартире он пролежал в ней до тех пор, пока Коровьев, издеваясь над ним, не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром, внушив предварительно встречавшим Степу представителям угрозыска, что Степа вылезет из аэроплана, прилетевшего из Севастополя. »

«. Правда, угрозыск Ялты утверждал, что он принимал босого Степу и телеграммы насчет Степы в Москву слал, но ни одной копии этих телеграмм в делах никак не обнаружилось, из чего был сделан печальный, но совершенно несокрушимый вывод, что гипнотизерская банда обладает способностью гипнотизировать на громадном расстоянии, и притом не только отдельных лиц, но и целые группы их. »

После этого случая Степа лечится в психиатрической клинике. Затем его переводят в Ростов заведовать магазином:

«. Степе Лиходееву больше не приходится разговаривать по телефону в Варьете. Немедленно после выхода из клиники, в которой Степа провел восемь дней, его перебросили в Ростов, где он получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином. »

После пережитого потрясения Степа становится молчаливым и избегает женщин:

«. Ходят слухи, что он совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел. Говорят, что стал молчалив и сторонится женщин. »

Образ Степы Лиходеева в кинематографе

Олег Табаков в роли Степы Лиходеева в кинофельетоне «Никогда не отвлекайтесь на работе» (СССР, 1976)

Олег Табаков в роли Степы Лиходеева в кинофельетоне «Никогда не отвлекайтесь на работе» (СССР, 1976)

Ежи Бончак в роли Степы Лиходеева в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)

Ежи Бончак в роли Степы Лиходеева в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)

Ежи Бончак в роли Степы Лиходеева в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)

Ежи Бончак в роли Степы Лиходеева в фильме Mistrz i Malgorzata (Польша, 1988)

Сергей Никоненко в роли Степы Лиходеева в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Сергей Никоненко в роли Степы Лиходеева в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Сергей Никоненко в роли Степы Лиходеева в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Сергей Никоненко в роли Степы Лиходеева в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Александр Панкратов-Черный в роли Степы Лиходеева в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Панкратов-Черный в роли Степы Лиходеева в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Панкратов-Черный в роли Степы Лиходеева в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Панкратов-Черный в роли Степы Лиходеева в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Панкратов-Черный в роли Степы Лиходеева в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Александр Панкратов-Черный в роли Степы Лиходеева в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Степа Лиходеев и Воланд. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Степа Лиходеев в Ялте. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Иллюстрации

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

Степа Лиходеев

©2019—2021. «Михаил Булгаков. Жизнь и творчество писателя»

Все материалы на сайте только для использования в некоммерческих целях. Все права принадлежат правообладателям и защищены законом.

stepa-lihodeev-master-i-margarita
Степа Лиходеев.
Художник Энрико Рипосати
Степа Лиходеев является второстепенным персонажем романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова. Степан Богданович Лиходеев - один из героев "московских глав" романа.

В этой статье представлен образ и характеристика Степы Лиходеева в романе "Мастер и Маргарита", описание внешности и характера героя в цитатах.

Смотрите:
Краткое содержание романа
Все материалы по "Мастер и Маргарита"

Образ и характеристика Степы Лиходеева в романе "Мастер и Маргарита": описание в цитатах

Полное имя героя - Степан Богданович Лиходеев:
". Простите, что, Степана Богдановича Лиходеева сейчас нету дома. "

Степа Лиходеев является директором театра Варьете в Москве, где выступает сатана Воланд со своей свитой:
". Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра Варьете. "
". что он, собственно, намерен сегодня показывать во вверенном Степе Варьете. "

Коллеги считают Степу "бедствием" и мечтают о его увольнении:
". Освобождение! Долгожданное освобождение финдиректора от этого бедствия в лице Лиходеева! А может Степан Богданович добьется чего‑нибудь и похуже снятия. "

Внешность Степы после "путешествия в Ялту":
". На московском аэродроме совершил посадку шестиместный пассажирский самолет, прилетевший из Крыма. Среди других пассажиров из него высадился один очень странный пассажир. Это был молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспаленными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо. Гражданин был в папахе, в бурке поверх ночной сорочки и синих ночных кожаных новеньких, только что купленных туфлях. "

Степа Лиходеев является соседом литератора Берлиоза. Степа и Берлиоз вдвоем живут в квартире №50, каждый в своих комнатах:
". у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице. "

Степа женат, но его супруга живет отдельно:
". вселились – покойный Берлиоз с супругой и этот самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что. Именно, в течение одного месяца пропали обе супруги. супруга Степы якобы обнаружилась на Божедомке, где, как болтали, директор Варьете ухитрился добыть ей комнату, но с одним условием, чтобы духу ее не было на Садовой улице. "

У Степы есть домработница Груня:
". Степа застонал. Он хотел позвать домработницу Груню и потребовать у нее пирамидону. "

Степа - ленивый и бестолковый директор. Он пьянствует и веселится, но не занимается работой:
". запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, – вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки. "
". вообще не понимаю, как он попал в директора, – рыжий гнусавил все больше и больше, – он такой же директор, как я архиерей. "

Степа является хитрым человеком:
". Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем. "

Степа - легкомысленный человек:
". Ни Груни, приходящей домработницы, ни легкомысленного Степана Богдановича в это время в квартире не было. "
". Степа раздражал финдиректора своим легкомыслием. "

У него есть много знакомых:
". директор Варьете, используя свои бесчисленные знакомства. "

Степу знает вся театральная Москва. Все его считают "не подарочком":
". Степа был широко известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот – не подарочек. "

Воланд "отправляет" Степу в Ялту. Так он наказывает его за его легкомыслие и лень:
". Воланд проник в Варьете под видом артиста, загипнотизировав Степу Лиходеева, а затем ухитрился выбросить этого же Степу вон из Москвы за бог знает какое количество километров. "
". из Ялты был получен ответ, что Лиходеев был в Ялте, но вылетел на аэроплане в Москву. "

На самом деле Степа не улетает в Ялту, а все это время находится в квартире №50 в Москве:
". Ни в какую Ялту, конечно, Степа Лиходеев не улетал (это не под силу даже Коровьеву) и телеграмм оттуда не посылал. После того, как он упал в обморок в ювелиршиной квартире он пролежал в ней до тех пор, пока Коровьев, издеваясь над ним, не напялил на него войлочную шляпу и не отправил его на московский аэродром, внушив предварительно встречавшим Степу представителям угрозыска, что Степа вылезет из аэроплана, прилетевшего из Севастополя. "
". Правда, угрозыск Ялты утверждал, что он принимал босого Степу и телеграммы насчет Степы в Москву слал, но ни одной копии этих телеграмм в делах никак не обнаружилось, из чего был сделан печальный, но совершенно несокрушимый вывод, что гипнотизерская банда обладает способностью гипнотизировать на громадном расстоянии, и притом не только отдельных лиц, но и целые группы их. "

После этого случая Степа лечится в психиатрической клинике. Затем его переводят в Ростов заведовать магазином:
". Степе Лиходееву больше не приходится разговаривать по телефону в Варьете. Немедленно после выхода из клиники, в которой Степа провел восемь дней, его перебросили в Ростов, где он получил назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином. "

После пережитого потрясения Степа становится молчаливым и избегает женщин:
". Ходят слухи, что он совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел. Говорят, что стал молчалив и сторонится женщин. "

Это был цитатный образ и характеристика Степы Лиходеева в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова, описание внешности и характера героя.


Stoneturtle
stoneturtle.livejournal.com

График под ником Stoneturtle (к сожалению, не знаю его настоящего имени) обыкновенной ручкой на обыкновенных листах А4 сделал такие необыкновенные иллюстрации. Вот что пишет по поводу этих иллюстраций сам художник в своем блоге:

«В небе, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы. »
«Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках.
Таким он увидел себя в трюмо, а рядом с зеркалом увидел неизвестного человека, одетого в черное и в черном берете»
А вот и лестница злополучного дома 302-бис. Видимо, по ней только что пронесся удирающий из нехорошей квартиры буфетчик – видите, на площадке лежит оброненный берет с пером. Обратите внимание на тень кота на стене.
Коровьев и Бегемот
«Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!»
Воспоминания мастера о встрече с Маргаритой.
Болезнь мастера.
«Все было кончено, и говорить более было не о чем, Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить, от них нет средства кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал…»
«Зажмуриваясь, Левий ждал огня, который упадет на него с неба и поразит его самого. Этого не случилось, и, не разжимая век, Левий продолжал выкрикивать язвительные и обидные речи небу. Он кричал о полном своем разочаровании и о том, что существуют другие боги и религии. »
Афраний и Пилат
Крем Азазелло
«Огонек приблизился вплотную, и Маргарита увидела освещенное лицо мужчины, длинного и черного, держащего в руке эту самую лампадку. Те, кто имели уже несчастие в эти дни попасться на его дороге, даже при слабом свете язычка в лампадке, конечно, тотчас же узнали бы его. Это был Коровьев, он же Фагот»
Глобус Воланда.
Кстати, на этом рисунке в образе Воланда изображен Виктор Авилов, прославившийся исполнением его роли на сцене.
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве. »
«Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять»

И это далеко не всё!

Не забудьте посмотреть остальные иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» самых разных художников.

Читайте также: