От чего зависит кас кос лаг лож

Опубликовано: 17.09.2024

Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

Вид деятельности учащихся: коллективная.

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Образовательные:

    формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

    развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

1. Вступительное слово учителя.

Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

МАСЛЕНИЦА

Сегодня небо хмурит брови,
Пугливый ветер бьёт в окно.
Зима гуляет на просторе,
Все позабыли про тепло.

На дух весны царит повсюду:
И в парках, и на площадях.
Подобно сказочному чуду
Несется праздник на санях.

То “Масленица” веселится,
Блинами, радуя народ.
И красные от счастья лица
Веселый кружат хоровод.

Зима прощается.
Навстречу спешит красавица – весна.
Давайте вместе ее встретим,
Забудем все про холода!

2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

- Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

3. Работа с текстом. (Задание №2)

- А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

(Запишите тему урока)

Задание №2

Из газетных строк:

Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

- В какой части слова пропущены буквы?

- Что такое корень?

- Давайте выпишем корни из слов.

- Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

ПРЕДЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ

КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ

ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ).

- Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- - , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

Задание

Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

  • Прил…гать усилия.
  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Предл…жить блины.
  • Безотл…гательное дело.
  • К…снуться чуда.
  • Радостное предпол…жение.
  • К…саться рукой.
  • Точки соприк…сновения.
  • Не к…саются влаги.
  • Расположить у костра.

4. Выборочный диктант

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

2 вариант -с буквой О в корне слова.

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

6. - - У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

- МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

7. Творческая работа.

От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

- Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

Мы сегодня правила учили, Лаг- и лож- мы тоже изучали,
Что в корнях нам - кос- и- кас- писать, Закрепляли в речи и письме
Суффикс находили, по нему решили, Буковки вставляли,
Букву нам какую там вставлять. Четко проверяли
Если суффикс – а -, И тетрадь записывали все.
То в корне тоже. Если суффикс –а-,
Если нет ее, то -о –пиши, То в корне тоже,
Все запомнить сможем Если нет его, то –о- пиши.
И себе поможем, Все запомнить сможем
Все запомнят это я и ты. И себе поможем,
Все запомнят это я и ты.

8. Рефлексия урока.

- Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть-чуть и к нам придет красавица – весна!


Понятие

В русском языке есть корни с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными.

Чередующаяся гласная корня – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Нужно уметь различать безударные и чередующиеся гласные.

Факторы

Каждая пара корней с чередующимися гласными имеет собственное правило написания. Однако все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп:

  • зависят от наличия или отсутствия суффикса (кас – кос, лаг – лож, бир – бер, блист – блест, дир – дер, жиг – жег, мир – мер, пир – пер, стил – стел, тир – тер, чит – чет, корни с чередованием а (я)/ин);
  • зависят от ударения (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, плав – плов);
  • зависят от буквы, следующей за гласной (раст – рос – ращ, скак – скоч, лаг – лож);
  • зависят от значения слова (мак – мок, равн – ровн).

Правописание корней лаг – лож зависит и от наличия и отсутствия суффикса, и от буквы, следующей за гласной.

Примеры

Перечислим все корни с чередующимися гласными и приведем к ним примеры:

Корни

Примеры

корни с чередованием а (я)/ин, а(я)/им

зарево, зори – заря

кланяться, поклон – поклониться

тварь, затвор – творить

поплавок, плавник, плавучий

расти, росла, сращением

макать хлеб в молоко –

вымокнуть под дождем

Исключения

Чтобы запомнить исключения, соединим их в одну таблицу:

Корни

Исключения

сочетание, сочетать, чета

выгарки, изгарь, пригарь

росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль

скачок, личные формы глагола скакать – скачу и др.

равнина, равнение, поравняться, ровесник, поровну, уровень, в сочетании не ровен час

Что мы узнали?

Чередование корней – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия суффикса, от ударения, от буквы, следующей за гласной, от значения слова. Каждый корень имеет собственное правило написания, некоторые из них обладают системой исключений.

Тест по теме

  • «а» и «е», «о» и «е»
  • «а» и «о», «е» и «и»
  • «а» и «у», «а» и «и»
  • «е» и «и», «и» и «ю»

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 157.





















Не понравилось? - Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Понятие
  2. Факторы
  3. Примеры
  4. Исключения
  5. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме
  • Приставки "пре" и "при"
  • Чередующиеся гласные в корне слова
  • Чередование согласных в корне слова
  • Неизменяемые приставки
  • Морфемный разбор слова
  • Гласные в приставках
  • Текст-рассуждение Чередование корней
  • Части речи и члены предложения
  • О Е Ё после шипящих в корне
  1. 1. Полина Иванова 218
  2. 2. Ирина Любимова
    Ирина Любимова 130
  3. 3. Капитан Немо 95
  4. 4. Егор Молчанов
    Егор Молчанов 70
  5. 5. Игорь Проскуренко 60
  6. 6. Игорь Николаев
    Игорь Николаев 52
  7. 7. Лена Коровкина
    Лена Коровкина 52
  8. 8. Вад Руд 50
  9. 9. Николай Возжаев
    Николай Возжаев 50
  10. 10. Marina Dubenok 45
  1. 1. Игорь Проскуренко 23,886
  2. 2. Кристина 1
    Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina
    Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бро
    Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader
    Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель
    Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна
    Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова
    Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza
    Liza 15,165
  10. 10. Дмитрий Прошин
    TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Конспект урока

Русский язык

Буквы а – о в корне -кас--кос-

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Понятие «чередующаяся гласная в корне».

2. Понятие «чередование гласных в корне».

3. Суффикс после корня.

4. Значение слова.

5. Алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.

Чередование гласных в корне – такое явление, при котором в корнях с одним и тем же лексическим значением пишутся разные гласные.

Чередующиеся гласные – безударные гласные внутри корней, которые невозможно проверить ударением, так как зависят они от значения, положения в слове или соседствующих морфем.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 104-105.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016. – с. 7.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте рассмотрим несколько слов: прикасаться, коснулся, косить (траву), косой (заяц), прикосновение, касался. Какие из них объединены значением и каким? Конечно, это слова прикасаться, коснулся, прикосновение, касался, так как у них общее значение «дотрагиваться до кого-либо или чего-либо».

Давайте разберём их по составу. Как можно разбить эти 4 слова на 2 группы по 2 слова? На основе какого признака? Если за корнем с чередующейся есть суффикс -а-, то писать следует -кас-, при отсутствии – -кос-.

Давайте вместе разберём несколько примеров. Слово прикасаясь имеет значение «дотрагиваясь» и после корня имеет суффикс -а-, поэтому в корне пишем букву а.

Обратимся к другому примеру.

Косой прыгал среди невысоких кустов.

В предложении есть слово косой. Оно не имеет значения дотрагиваться, обозначая косость, то есть это не корень с чередованием, а проверяемая гласная в корне.

Давайте проверим себя. Какие буквы вы бы вставили в слова: к_саться, прик_снуться, к_сой, прик_сание, к_снуться, к_солапый, прик_сновение, прик_саться, сенок_силка, к_сательная, песчаная к_са, неприк_сновенный.

Какие из этих слов не относятся к правилу? Конечно, слова косой, косолапый, сенокосилка и песчаная коса не относятся к нашему правилу, потому что имеют иное лексическое значение. Косой и косолапый проверяются словом косо; сенокосилка – косит, а песчаная коса – косами.

Всё же остальные слова имеют значение «дотрагиваться». Применим к ним правило.

Касаться: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.

Прикоснуться: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.

Прикасание: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.

Коснуться: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.

Прикосновение: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.

Прикасаться: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.

Касательная: вставляем А, так как есть суффикс -а- за корнем.

Неприкосновенный: вставляем О, так как нет суффикса -а- за корнем.

Какие ещё чередующиеся корни вы знаете? В 5 классе вы изучили корни -лаг-/-лож- и -рос-/-раст-/-ращ-. Какие из них похожи на изучаемый? Конечно, -лаг-/-лож-, так как тоже зависит от наличия или отсутствия последующего суффикса -а-. А от чего зависят -рос-/-раст-/-ращ-? От последующей согласной буквы после чередующейся гласной.

Когда мы работаем с чередующимися гласными в корне, очень важно помнить все особенности этих корней: у одних правописание зависит от ударения, у других – от наличия или отсутствия суффикса, у третьих – от значения корня, а у четвёртых – от буквы в корне.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный выбор

Подберите правильное лексическое значение слову.

Прямая, имеющая общую точку с кривой

Так говорят о запасе, который нельзя расходовать

Общее место стыковки

Разбор задания: надо вчитаться в значения слов, обратить внимание на слово точка.

Правильный ответ: точка касания – общее место стыковки.

2. Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильное утверждение.

Слова касаться, коснулся, неприкосновенный в корне имеют:

а) проверяемую безударную гласную;

б) непроверяемую безударную гласную;

в) чередующуюся безударную гласную.

Разбор задания: корни -кас- и -кос- зависят от последующей гласной. Правильный ответ: в


Понятие

В русском языке есть корни с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными.

Чередующаяся гласная корня – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Нужно уметь различать безударные и чередующиеся гласные.

Факторы

Каждая пара корней с чередующимися гласными имеет собственное правило написания. Однако все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп:

  • зависят от наличия или отсутствия суффикса (кас – кос, лаг – лож, бир – бер, блист – блест, дир – дер, жиг – жег, мир – мер, пир – пер, стил – стел, тир – тер, чит – чет, корни с чередованием а (я)/ин);
  • зависят от ударения (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, плав – плов);
  • зависят от буквы, следующей за гласной (раст – рос – ращ, скак – скоч, лаг – лож);
  • зависят от значения слова (мак – мок, равн – ровн).

Правописание корней лаг – лож зависит и от наличия и отсутствия суффикса, и от буквы, следующей за гласной.

Примеры

Перечислим все корни с чередующимися гласными и приведем к ним примеры:

Корни

Примеры

корни с чередованием а (я)/ин, а(я)/им

зарево, зори – заря

кланяться, поклон – поклониться

тварь, затвор – творить

поплавок, плавник, плавучий

расти, росла, сращением

макать хлеб в молоко –

вымокнуть под дождем

Исключения

Чтобы запомнить исключения, соединим их в одну таблицу:

Корни

Исключения

сочетание, сочетать, чета

выгарки, изгарь, пригарь

росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль

скачок, личные формы глагола скакать – скачу и др.

равнина, равнение, поравняться, ровесник, поровну, уровень, в сочетании не ровен час

Что мы узнали?

Чередование корней – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия суффикса, от ударения, от буквы, следующей за гласной, от значения слова. Каждый корень имеет собственное правило написания, некоторые из них обладают системой исключений.

Тест по теме

  • «а» и «е», «о» и «е»
  • «а» и «о», «е» и «и»
  • «а» и «у», «а» и «и»
  • «е» и «и», «и» и «ю»

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 157.





















Не понравилось? - Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Понятие
  2. Факторы
  3. Примеры
  4. Исключения
  5. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме
  • Приставки "пре" и "при"
  • Чередующиеся гласные в корне слова
  • Чередование согласных в корне слова
  • Неизменяемые приставки
  • Морфемный разбор слова
  • Гласные в приставках
  • Текст-рассуждение Чередование корней
  • Части речи и члены предложения
  • О Е Ё после шипящих в корне
  1. 1. Полина Иванова 218
  2. 2. Ирина Любимова
    Ирина Любимова 130
  3. 3. Капитан Немо 95
  4. 4. Егор Молчанов
    Егор Молчанов 70
  5. 5. Игорь Проскуренко 60
  6. 6. Игорь Николаев
    Игорь Николаев 52
  7. 7. Лена Коровкина
    Лена Коровкина 52
  8. 8. Вад Руд 50
  9. 9. Николай Возжаев
    Николай Возжаев 50
  10. 10. Marina Dubenok 45
  1. 1. Игорь Проскуренко 23,886
  2. 2. Кристина 1
    Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina
    Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бро
    Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader
    Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель
    Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна
    Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова
    Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza
    Liza 15,165
  10. 10. Дмитрий Прошин
    TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

В ряде корней их правописание зависит от ударения.

Без ударения – О;

В корнях –клан-/-клон-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор— без ударения пишется буква О, под ударением та гласная, что слышится. Например:

накл..ниться – наклониться; кланяться

Наклониться, поставим ударение: наклонИться. Ударение падает не на корень. Значит, без ударения пишется корень –клон-.

Кланяться. Корень стоит под ударением, пишем букву А.


Загоратьть
, поставим ударение: загорАть. Ударение падает не на корень. Значит, без ударения пишется корень –гор-.
заг..рать – заг о рать; заг а р

Загар. Корень стоит под ударением, пишем букву А.


т
ворение, поставим ударение: творЕние. Ударение падает не на корень. Значит, без ударения пишется корень –твор-.
тв..рение – тв о рение; тв о рчество

Творчество. Корень стоит под ударением, пишем букву О.

Исключения из этого правила — слова: изг а рь, приг а рь, выг а рки; утв а рь.

В корнях –зар/-зор-, -плав-/плов— без ударения пишется буква А, под ударением та гласная, что слышится. Например:

Заря, поставим ударение: зарЯ. Ударение падает не на корень. Значит, без ударения пишется корень –зар-.

Зорька. Корень стоит под ударением, пишем букву О.

Попл..вок – попл а вок; пл а вание

Поплавок, поставим ударение: поплавОк. Ударение падает не на корень. Значит, без ударения пишется корень –плав-.

Плавание. Корень стоит под ударением, пишем букву А.

Исключение из этого правила — слова: з о ревать; пл о вец, пл о вчиха.

Правописание зависит от конечной согласной корня:

В корнях -лож-/-лаг-, -раст-/-ращ-/-рос-, -скак-/-скоч- правописание гласных зависит от конечной согласной корня. Эти корни надо запомнить. Например:

сл..гаемое – сл а гаемое

Слагаемое. Корень заканчивается на «г», значит, пишется корень –лаг-.

Растение. Корень заканчивается на «ст», значит, пишется корень –раст-.


Подскочить
. Корень заканчивается на «ч», значит, пишется корень –скоч-.
подск..чить – подск о чить

Исключения из этого правила — слова: отр а сль, р о сток, р о стовщик, Р о стов, Р о стислав, на выр о ст, выр о сток; ск а чок, ск а чу.

Правописание зависит от суффикса –а-:

В корне –кос-/-кас- пишется А, если после корня следует суффикс –а-. Пишется О, если после корня нет суффикса –а-. Например:

Касание. После корня есть суффикса –а-. Значит пишется корень –кас—

Правописание зависит от значения:

В корнях -мок-/-мак-, -ровн-/-равн- правописание гласных зависит от значения.

Пишется -мак— в значении ‘погружать, опускать во что-то’. Пишется -мок- в значении ‘пропускать, впитывать жидкость, становиться мокрым, влажным’. Например:

обм..кнуть блин в варенье – обм а кнуть.

Обмакнуть блин в варенье. Значение ‘погружать, опускать во что-то’. Значит, пишется корень –мак-.

нам..кать под дождем — нам о кать

Намокать под дождём. Значение ‘становиться мокрым, влажным’. Значит, пишется корень –мок.

Пишется -равн— в значении ‘одинаковый, равный, такой же, наравне’. Пишется -ровн- в значении ‘прямой, без изгибов; гладкий, без возвышенностей’. Например:

ср..внять условия — ср а внять

Сравнять условия. Значение ‘одинаковый, равный, такой же’. Значит, пишется корень –равн-.

пор..внять грядку — пор о внять

Поровнять грядку. Значение ‘гладкий, без возвышенностей’. Пишется корень –ровн-.

Исключения из этого правила — слова: равнина, поровну.

Повторим

Без ударения – О;

В корнях –клан-/-клон-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор— без ударения пишется буква О, под ударением та гласная, что слышится.

Исключения: изг а рь, приг а рь, выг а рки; утв а рь.

В корнях –зар/-зор-, -плав-/плов— без ударения пишется буква А, под ударением та гласная, что слышится.

Исключениея: з о ревать; пл о вец, пл о вчиха.

В корнях -лож-/-лаг-, -раст-/-ращ-/-рос-, -скак-/-скоч- правописание гласных зависит от конечной согласной корня.

Исключения: отр а сль, р о сток, ростовщик, Р о стов, Р о стислав, на выр о ст, выр о сток; ск а чок, ск а чу.

В корне –кос-/-кас- пишется А, если после корня следует суффикс –а-. Пишется О, если после корня нет суффикса –а-.

В корнях -мок-/-мак-, -ровн-/-равн- правописание гласных зависит от значения.

Пишется -мак— в значении ‘погружать, опускать во что-то’. Пишется -мок- в значении ‘пропускать, впитывать жидкость, становиться мокрым, влажным’.

Пишется -равн— в значении ‘одинаковый, равный, такой же, наравне’. Пишется -ровн- в значении ‘прямой, без изгибов; гладкий, без возвышенностей’.

Исключения: равнина, поровну.

Читайте также: