О чем говорит деталь темно русые волосы раскольникова

Опубликовано: 17.09.2024

Сочинение на тему: «Описание внешности Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Сочинение на тему «Описание внешности Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», представленное на нашем сайте, помогает разобраться в особенностях создания портрета в произведениях автора, кратко проследив изменение состояний и ощущений героя.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский создает образы персонажей, помогающие раскрыть идейное содержание произведения. На достижение этой цели работает все: портрет, речь, поступки, мировоззрение героев, интерьер.

Главным персонажем является Родион Романович Раскольников. Это молодой человек двадцати трех лет. У него тонкие черты лица, волосы темно-русые. Он тонок, высок, строен. Его черты не испорчены пороком, ничто не указывает на жестокость или злодейство в его характере. Достоевский обращает внимание читателя на прекрасные темные глаза, взгляд которых не вызывает страха. Словом, герой имеет очень привлекательную внешность, что составляет контраст с тем, что он совершит в дальнейшем.


Гордая, прямая осанка героя не соответствует его одежде, которая уже давно превратилась в настоящие лохмотья. Он живет в таком районе, что своим нарядом он не может никого удивить. Здесь на это просто не обращают внимания. У Раскольникова нет средств к существованию, он раздавлен нищетой. Молодой человек, казалось бы, даже смирился со своей участью и не стыдится того, как он выглядит. Исключение составляют встречи со знакомыми людьми, но он старается их избегать. В то же время Достоевский указывает на то, что в его душе поселилось злобное презрение к себе и к окружающим.

Страх вызвало у него восклицание пьяного человека, который назвал его немецким шляпником. Он в испуге схватился за высокую, круглую шляпу. Она тоже была изрядно потрепанная, выцветшая, в дырах и пятнах. Но не из-за ее вида он заволновался, а из-за того, что шляпа была приметная. По ней его могли бы узнать, она могла быть уликой против него, а Раскольников собирался совершить не много ни мало убийство.

Использование приема противопоставления внешнего и внутреннего характерно для творчества Достоевского. Автор подчеркивает двойственную природу человека, что в философском мире писателя занимает важное место. Человек грешен изначально, добро уживается со злом, попеременно одерживая верх в человеческой натуре. Под внешней привлекательностью Раскольникова притаился убийца.

По ходу развития действия в портрете Раскольникова проявляются черты, говорящие о его внутреннем конфликте и разобщенности с миром. Прочитав письмо матери, он побледнел, лицо исказила судорога, «и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». Автор в нескольких словах обозначил, что это не смирившийся с несчастной участью человек. Внутри него бушуют нешуточные страсти, читая об этом, понимаешь, что этот человек способен на что угодно. Достоевский прямо говорит, что Раскольников готов был убить Лужина, за которого сестра собралась выйти замуж. Он не мог позволить, чтобы сестра продала себя этому подлому человеку. А в том, что он подлец, Родион не сомневался.

Письмо сильно его потрясло, он не мог сидеть на месте и вышел на улицу. Встречные принимали его за пьяного. Его походка была неверной, он ухмылялся время от времени и вел внутренний диалог с сестрой и матерью, на что указывали шевелящиеся губы. С этого момента им овладело болезненное состояние, внешне проявляющееся в том, что он то вздрагивал, то оглядывался кругом, то снова становился тихим и задумчивым. Лицо стало еще бледнее, глаза горели, он был весь в напряжении, как натянутая струна, готовая вот-вот лопнуть. Ему казалось: кто-то может подслушать его мысли. Он мог часами сидеть без движения. Когда приходил в себя, не мог вспомнить, о чем думал и думал ли вообще.

В день убийства он трясущимися руками пришил петлю к своему ветхому пальто. Оно было широкое, похожее на мешок, топор под мышкой был незаметен. Эту деталь он продумал давно. К старухе-процентщице бывший студент отправился тихой степенной походкой, совершенно не соответствующей его внутренней дрожи. Он старался ни на кого не смотреть, чтобы не привлекать внимания. Когда Раскольников вошел в подъезд, шаги его стали еще тише и осторожнее. Старуха, впустив его, заметила бледность и трясущиеся руки. Она не придала этому значения, вероятно, к ней приходило много людей, дошедших до такого состояния.

Описывая сцену убийства, Достоевский не останавливается подробно на элементах внешности героя. Его больше интересует внутренние движения Раскольникова, его мысли, чувства, эмоции. Совершив убийство, Раскольников усмехнулся тому, что ему все еще хотелось убежать отсюда. Он понимал, что он не хладнокровный убийца, и то, что он сделал, неправильно. Но отказаться сразу от своей теории, которая давала некоторым людям право на преступление, герой не мог. Он мог только признать, что он обычный человек, в отличие от Наполеона.

Раскольников пришел домой, как в тумане, плохо осознавая происходящее. Не раздеваясь, он упал на диван и забылся тяжелым сном. Проснувшись на следующий день, он осмотрел одежду. Только внизу на панталонах он заметил следы запекшейся крови. Ножом он срезал ткань со следами преступления.

На его лице усугубились следы болезненного состояния: бледность стала еще сильнее, глаза воспалились. Эти две детали Достоевский подчеркивает на протяжении всего произведения. Бледность в произведениях прошлых лет говорила о благородном происхождении. Раскольников и впрямь нередко вел себя как благородный человек. Воспаленные глаза указывают на бессонные ночи и душевные муки, которые непрерывно испытывает герой. Эти художественные детали помогают понять, что преступление Раскольникова – чудовищная ошибка. Автор явно сочувствует своему герою и пытается вызвать понимание у читателей.

Эту мысль подтверждает его портрет в эпизоде встречи с Пульхерией Александровной и Дуней. Бледность, угрюмость, беспокойство движений выдавали его внутренние страдания. Он похож на раненого человека, испытывающего сильную боль: «брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный». Его лицо на миг посветлело, когда он увидел родных. Он понимает, что между собой и родными он проложил своим поступком огромную пропасть.

Достоевский в романе использует «метод двукратного портретирования», говоря словами В. Я. Кирпотина. В начале романа он дает развернутый портрет Раскольникова, потом фиксирует ощущения и состояния. Портрет описывает внешность, словно смотришь на чужого человека со стороны. Остальные детали открывают внутреннюю сущность героя. Такой способ описания внешности приближает героя к читателю, он связывает портрет с идеей произведения, взглядами самого писателя.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея превосходства одних людей над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемого романа -- Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Родион Раскольников -- главный герой романа, живет в мрачной, угнетающей обстановке Петербурга. Бедный студент. Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алены Ивановны.

Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку, взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.

Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступлением. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон.

Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель. Так доселе велось и так всегда будет!

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он -- «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу, Раскольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает состояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение становится расплатой за совершенное преступление.

Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь -- безусловная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека.

Трагизм Раскольникова -- в ложности его собственной теории. Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

Самым распространенным цветом в романе оказывается желтый. Он присутствует почти постоянно, оказывает сильнейшее воздействие на действующих лиц и читателя, и даже является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев.

С.М. Соловьев, пишет, что произведение Достоевского создано при использовании фактически одного желтого фона! Этот желтый фон -- великолепное, целостное живописное дополнение к драматическим переживаниям героев.

Достоевский явно не любит желтый цвет: свое отрицательное отношение к желтому он высказывал неоднократно. Кроме воспоминаний о детстве, на отношение к цвету влияли, должно быть, и другие факторы, прежде всего - знания традиционного к нему отношения в народе, в христианстве.

Пронзительно желтый цвет в народной символике связывается с завистью и ревностью (“желтый от зависти»). Чаще всего желтый цвет понимается как цвет Солнца: по своей двоякой природе это “цвет чутья, догадки, интуиции, так легко сбивающих с толку, в которых ведь заключена своеобразная солнечная мощь, всепроникающая и всепросветляющая. Золотисто-желтый, с легкой красноватинкой цвет относится чаще всего к зрелой мудрости; бледно-желтый - к коварной агрессивности, например в представлении о цвете одежды Иуды. Поэтому в средние века иудеи должны были носить желтые одежды.

В романе «Преступление и наказание», видимо, желтый (грязный, бледный, выгоревший) и имеет такой смысл: агрессивной коварности, измены, предательства, болезненности, нездоровой атмосферы как таковой. Проанализируем два примера: «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со спитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару». «Когда он очнулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою». «Желтый сахар» сочетается с надтреснутым чайником (сломанным, т. е. больным) и спитым чаем, который тоже имеет желтый цвет. Во втором примере «желтый стакан», то есть давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая ржавая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненную убогую желтизну мы встречаем и при описании других вещей, например: «пожелтелая меховая кацавейка» Алены Ивановны, «совсем рыжая, вся в дырах и пятнах» шляпа Раскольникова и т. д.

Желтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. Мебель вся очень старая и из желтого дерева грошовые картинки в желтых рамах» 2 . Так описывает Достоевский квартиру Алены Ивановны. А вот описание бедного жилища Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями» 2 .

В постоянном, демонстративном использовании этого цвета -- горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, -- это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона.

Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе -- очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям.

Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки -- импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным. Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета.

Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими -- именно этого жаждет герой в романе.

Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С.М. Соловьев, например, считает, что «желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности.

Исследователи творчества Достоевского, отмечают, что во всем мировом искусстве найдется немного произведений, подобных “Преступлению и наказанию”, в которых желтый цвет был бы в такой степени цельно выдержан. Аналогию проводят не с литературой, а с живописью, с творческими исканиями голландского художника Ван-Гога. Картина Ван-Гога “Кафе” изображает залу провинциального трактира с ярким желтым полом и висячими керосиновыми лампами, свет от которых окрашивает фигуру хозяина и всю обстановку в желтый цвет. “В моем “Кафе”, - писал Ван-Гог, - я попытался выразить то, что кафе - это место, где можно сойти с ума или совершить преступление. Все это выражает атмосферу раскаленной бездны, бледного страдания. Все это выражает мрак, в котором, однако, дремлет сила”.

Результаты исследования колористики как функционального явления в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что как немногочисленность использования, так и выбор цветов в романе ни в коей мере не должны рассматриваться в качестве случайных или малозначащих явлений. Колористика, даже ее кажущаяся бедность, здесь носят огромную смысловую нагрузку и используются как средство выразительности замысла и мировоззрения Ф.Достоевского, выполняя, прежде всего. функции раскрытия духовно-философского содержания и эмоционально-психологического воздействия, и очень редко - описательную функцию.

Достоевский постепенно раскрывает образ Раскольникова: мы видим его как любимого сына и брата, понимаем его социальное и материальное положение, чувствуем его гордый дух и убеждаемся в отзывчивости и сострадательности его сердца. При этом Достоевский уклоняется от открытых описаний характера, души, мировоззрения главного героя.

Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героя и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор как бы наблюдает за своим героем через «желтые очки». Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете.

Большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь -- красный. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться они могут по-разному. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая на первых страницах романа описывалась в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклой крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль. Прежде всего, он принялся, было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки. «Красное, ну а на красном кровь неприметнее», -- рассудилось, было, ему. Контраст красного цвета на фоне привычного желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. «Господи! С ума, что ли, я схожу?» -- думает он. Кажется, что эпизод убийства Алены Ивановны окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание).

Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.

В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например, Порфирий по-гречески - багряный, пурпурный. Порфира - багряница.

Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион - розовый. Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.

Подводя итог, можно отметить, что использование немногих цветов в романе не случайно. Достоевский, таким образом, хотел показать постепенное раскрытие и развитие образа Родиона Раскольникова и использовал для достижения этой цели, в том числе и символику цвета. Все цветовые символы носят огромную смысловую нагрузку и используются как средство выразительности замысла и мировоззрения Ф. М. Достоевского, выполняя, прежде всего, функции раскрытия духовно-философского содержания и эмоционально-психологического воздействия.

Портрет раскольникова в романе преступление и наказание

Преступление и наказание

Родион Раскольников — центральная фигура в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Все события развиваются вокруг этого молодого человека, который решается на страшный шаг — убийство. Писатель уделил много внимания Родиону. Прежде всего автор делает упор на психологическую составляющую, что дает четкий портрет Раскольникова. Описание внешности также является важной составляющей, так как на протяжении романа герой переносит большие изменения.

  1. Внешность и одежда героя
  2. Характеристика персонажа
  3. Раскольников после преступления

Внешность и одежда героя

Достоевский начинает знакомство с Раскольниковым в начале повествования, описывая его внешность. Молодой человек замечательно хорош собой. Он обладатель тёмно-русых волос и темных глаз. Мужчина подтянут и высок. На момент событий романа ему 23 года. Черты лица его были тонкими и аккуратными. Цвет кожи — бледный, аристократичный. Взгляд его внимателен. Иногда в глазах появляется блеск, что добавляет привлекательности персонажу. Таким образом, первое впечатление о нем самое приятное. Перед читателем восстает картина приятного, скромного парня.

Описание внешности раскольникова портрет

Одежда Родиона была более чем скромна. Он носил костюм, который явно был не по размеру, мешковат и ободран. Многие оценивали его внешний вид, как будто это оборванец или простой кочегар. Обычный человек лишний раз бы постыдился выходи́ть в таком наряде на публику, но у Родиона не было иного выхода.

Раскольников носил и шляпу. Она тоже была поношена, в пятнах и дырах. Она была рыжего цвета, выцвела на солнце, а полы ее практически отсутствовали. Сапоги он носил дырявые, и не чистил их — они были все в грязи. Текст романа содержит прямые цитаты о внешности и одежде юноши. Иногда речевую характеристику ему дают другие герои, которые успели оценить юношу. Это позволяет создать точную картинку того, как он выглядел.

Характеристика персонажа

Описание внешности персонажа тесно связано с его личностною характеристикой. Это важный момент для анализа героя. Несмотря на скромную, нищую одежду, он был красив и обладал прекрасными манерами. Более того, молодой человек был образован. Достоевский как будто намеренно садит красивого, умного юношу в узкую комнату и одевает в лохмотья, чтобы показать развитие личности в таких условиях. Комнатка его была небольшой, и чем-то напоминала гроб. Там мрачно, грязно, стоит сломанная мебель. Атмосфера не дополняет его, а лишь угнетает.

Портрет раскольникова

Родион — отшельник. Чем дольше он рассуждает о своем положении, тем более отстраняется от людей. Его раздумья отражаются на внешности, он начинает выглядеть болезненно. Раскольников много думает, гуляет по улицам, наблюдает за людьми и всему дает свою оценку. Юноша одержим смятениями и страхами. Его наблюдения и опасения подталкивают на совершение преступления.

Родиона не беспокоит его бедный и обшарпанный наряд. Намного больше главного персонажа волнуют вопросы социального неравенства. Герой раздражен, что одним людям достается все, а другим ничего. Так он постепенно приходит к идее людей обычных и людей великих. К великим он относит Наполеона, а обычные люди лишь материал, благодаря которому великие добиваются успехов. И он относит себя к таким.

Образованность и начитанность юного студента лишь усиливают его амбиции. Он перестал давать частные уроки, потому что стремился к большим богатствам, а мелкий заработок его не интересовал. Тут проглядывается высокомерие главного персонажа. Некоторые герои книги ощущали, что юноша смотрит на них свысока.

Раскольников после преступления

Роман можно разделить на 2 части: до преступления и после. Таким образом, и главный персонаж претерпевает некоторые изменения. Особенно это касается его психологического состояния. До преступления перед читателями предстает:

Внешность раскольникова

  1. Образованный, статный молодой человек.
  2. Красив внешне.
  3. Рассуждает о великих и обычных людях.
  4. Высокомерен по отношению к другим, жестко отстаивает свою позицию.

Убийство старухи-процентщицы кардинально меняет жизнь героя. Его настигают муки совести. Он постепенно начинает осознавать, какое зло совершил. После преступления Родион выглядит так:

Внешность раскольникова анализ

  1. Слаб как морально, так и физически, много спит.
  2. Меняется цвет кожи — она желтеет и взгляд становится болезненным.
  3. Меняются идеи относительно величия особенных людей, он ощущает себя обычным человеком.
  4. Испытывает чувство стыда перед близкими и обществом.
  5. Теряется во времени, бредит.

Состояние Родиона было настолько сложным, что временами ему казалось, будто на самом деле ничего не произошло, а преступление лишь сон. Образ парня обретает черты сломленной, погубленной личности. Сам юноша считает, что там в той квартире он погубил не столько старуху, сколько себя. Он примерил маску убийцы и уже не сможет ее снять. С искуплением вины мужчина меняется, и даже становится слегка религиозен под руководством Сонечки — еще одной сломленной души.

Существуют авторские рисунки Родиона Раскольникова. Позже они были добавлены в издания романа. Облик его на изображениях достаточно мрачен. Портретная характеристика из текста полностью соответствует тем изображениям, что лишний раз подтверждает точность, которой Достоевский уделил внимание.

Добавь меня!
Открытое Меню Категорий

В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.

Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.

В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.

Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.
Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.

Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой. Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.

Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами».

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.

Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

Использует Достоевский и символику других цветов. Чёрный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице», входит в пустоту тёмной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель.
Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы. Белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.

У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.

Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.

Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

2 .\". \u043e\u043d \u0431\u044b\u043b \u0437\u0430\u043c\u0435\u0447\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448 \u0441\u043e\u0431\u043e\u044e, \u0441 \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0442\u0435\u043c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430\u043c\u0438, \u0442\u0435\u043c\u043d\u043e-\u0440\u0443\u0441, \u0440\u043e\u0441\u0442\u043e\u043c \u0432\u044b\u0448\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e, \u0442\u043e\u043d\u043e\u043a \u0438 \u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d. \" \u00a0

\" . \u0432 \u0442\u043e\u043d\u043a\u0438\u0445 \u0447\u0435\u0440\u0442\u0430\u0445 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u043e\u0433\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430. \" \u00a0

\". \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0447\u0430\u043b. \u043d\u0435 \u043e\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u044f \u0447\u0435\u0440\u043d\u044b\u0445 \u0432\u043e\u0441\u043f\u0430\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0433\u043b\u0430\u0437 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445. \" \u00a0

\". \u043a\u0430\u043a\u0430\u044f-\u0442\u043e \u0434\u0438\u043a\u0430\u044f \u044d\u043d\u0435\u0440\u0433\u0438\u044f \u0437\u0430\u0431\u043b\u0438\u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0432\u0434\u0440\u0443\u0433 \u0432 \u0435\u0433\u043e \u0432\u043e\u0441\u043f\u0430\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430\u0445 \u0438 \u0432 \u0435\u0433\u043e \u0438\u0441\u0445\u0443\u0434\u0430\u043b\u043e\u043c \u0431\u043b\u0435\u0434\u043d\u043e-\u0436\u0435\u043b\u0442\u043e\u043c \u043b\u0438\u0446\u0435. \"\n

\". \u0431\u043b\u0435\u0434\u043d\u043e\u0435 \u043b\u0438\u0446\u043e \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430. \"

\u0411\u0435\u0434\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0442\u0443\u0434\u0435\u043d\u0442 \u0420\u043e\u0434\u0438\u043e\u043d \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0441\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 \u043a\u043e\u043c\u043d\u0430\u0442\u0443 \u0432 \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c \u0438\u0437 \u0434\u043e\u043c\u043e\u0432 \u0432 \u0421-\u043c \u043f\u0435\u0440\u0435\u0443\u043b\u043a\u0435 \u0432 \u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0435. \u041a\u0430\u043c\u043e\u0440\u043a\u0430 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0447\u0435\u0440\u0434\u0430\u043a\u0435 5-\u044d\u0442\u0430\u0436\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u043e\u043c\u0430.

\u0416\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435 \u0420\u043e\u0434\u0438\u043e\u043d\u0430 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0437 \u0432\u0430\u0436\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0435\u0442\u0430\u043b\u0435\u0439 \u0432 \u0440\u043e\u043c\u0430\u043d\u0435 \"\u041f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u0435\" \u0414\u043e\u0441\u0442\u043e\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e. \u00a0\u0410\u0432\u0442\u043e\u0440 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442,\u0447\u0442\u043e \u0431\u0435\u0434\u043d\u0430\u044f \u043a\u043e\u043c\u043d\u0430\u0442\u0430 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430 \u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0432\u043b\u0438\u044f\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0435\u0433\u043e \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0435. \u041f\u043e \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u043c \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438 \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430, \u043a\u043e\u043c\u043d\u0430\u0442\u0430 \u043d\u0430\u043f\u043e\u043b\u043e\u0432\u0438\u043d\u0443 \u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u0430\u0442\u0430 \u0432 \u043c\u0435\u043b\u0430\u043d\u0445\u043e\u043b\u0438\u0438 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u043e\u0433\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430.

3. \u0413\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0435\u0440\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0424\u0435\u0434\u043e\u0440\u0430 \u041c\u0438\u0445\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0438\u0447\u0430 \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043c\u0440\u0430\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e, \u0437\u0430\u043c\u043a\u043d\u0443\u0442\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e \u0438 \u0437\u0430\u0434\u0443\u043c\u0447\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e. \u0420\u043e\u0434\u0438\u043e\u043d \u0438\u0437\u0431\u0435\u0433\u0430\u0435\u0442 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043e\u043d \u2013 \u043d\u0435 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u0431\u0435\u043b\u0435\u043d \u0438 \u0432\u044b\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u0440\u0436\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043a \u043d\u0438\u0433\u0438\u043b\u0438\u0437\u043c\u0443. \u0423\u0433\u0440\u044e\u043c\u043e\u0441\u0442\u044c \u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430 \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0441\u043a\u043b\u043e\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f \u043a \u0441\u0430\u043c\u043e\u0438\u0437\u043e\u043b\u044f\u0446\u0438\u0438: \u043b\u0438\u0448\u043d\u0435\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0435 \u0441 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438 \u0432\u044b\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0443 \u043d\u0435\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u0434\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435. \u041c\u0435\u043b\u0430\u043d\u0445\u043e\u043b\u0438\u044f \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f \u0441\u043e\u0447\u0435\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u043e \u0432\u0441\u043f\u044b\u043b\u044c\u0447\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u043f\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0445\u043e\u043b\u043e\u0434\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c.

\u0420\u0430\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 - \u0442\u0440\u0430\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0442\u0438\u043f. \u041e\u043d, \u0433\u0443\u043c\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a, \u043f\u044b\u0442\u0430\u043b\u0441\u044f \u0443\u043d\u0438\u0447\u0442\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c \u0441\u0430\u043c\u0443 \u0438\u0434\u0435\u044e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 - \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u0431\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0437\u0430\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u044c. \u0415\u0433\u043e \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0431\u043e\u0440\u0430\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u044b\u043c \u0441\u0430\u043c\u043e\u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0433\u0435\u0440\u043e\u044e \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u043d\u0438\u0447\u0442\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c,\u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a \u0435\u0433\u043e \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0442\u0432\u0435\u0440\u0434\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0435.

Читайте также: