Невысокий казак с неморгающим взглядом зеленоватых глаз коричневые волосы на тыльной стороне кто это

Опубликовано: 17.09.2024

© М. А. Шолохов (наследник), 2014

© ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2014

Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, – Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живущо́й придорожник, часовенка на развилке; за ней – задернутая текучим маревом степь. С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.

В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына. В курень его не ходил до смерти, не забывая обиды.

Прокофий обстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увел на новое хозяйство сгорбленную иноземку-жену. Шел с ней за арбой с имуществом по хутору – высыпали на улицу все, от мала до велика. Казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто перекликались бабы, орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед, но он, распахнув чекмень, шел медленно, как по пахотной борозде, сжимал в черной ладони хрупкую кисть жениной руки, непокорно нес белесо-чубатую голову, – лишь под скулами у него пухли и катались желваки да промеж каменных, по всегдашней неподвижности, бровей проступал пот.

С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гутарили про него по хутору чудно́е. Ребятишки, пасшие за прогоном телят, рассказывали, будто видели они, как Прокофий вечерами, когда вянут зори, на руках носил жену до Татарского ажник кургана. Сажал ее там на макушке кургана, спиной к источенному столетиями ноздреватому камню, садился с ней рядом, и так подолгу глядели они в степь. Глядели до тех пор, пока истухала заря, а потом Прокофий кутал жену в зипун и на руках относил домой. Хутор терялся в догадках, подыскивая объяснение таким диковинным поступкам, бабам за разговорами поискаться некогда было. Разно гутарили и о жене Прокофия: одни утверждали, что красоты она досель невиданной, другие – наоборот. Решилось все после того, как самая отчаянная из баб, жалмерка Мавра, сбегала к Прокофию будто бы за свежей накваской. Прокофий полез за накваской в погреб, а за это время Мавра и разглядела, что турчанка попалась Прокофию последняя из никудышных…

Спустя время раскрасневшаяся Мавра, с платком, съехавшим набок, торочила на проулке бабьей толпе:

– И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так… Ни заду, ни пуза, одна страма. У нас девки глаже ее выгуливаются. В стану – перервать можно, как оса; глазюки – черные, здоровющие, стригеть ими, как Сатана, прости Бог. Должно, на сносях дохаживает, ей-бо!

– На сносях? – дивились бабы.

– Кубыть, не махонькая, сама трех вынянчила.

– С лица-то? Желтая. Глаза тусменныи, – небось не сладко на чужой сторонушке. А ишо, бабоньки, ходит-то она… в Прокофьевых шароварах.

– Ну-у. – ахали бабы испуганно и дружно.

– Сама видала – в шароварах, тольки без лампасин. Должно, буднишние его подцепила. Длинная на ней рубаха, а из-под рубахи шаровары, в чулки вобратые. Я как разглядела, так и захолонуло во мне…

Шепотом гутарили по хутору, что Прокофьева жена ведьмачит. Сноха Астаховых (жили Астаховы от хутора крайние к Прокофию) божилась, будто на второй день Троицы, перед светом, видела, как Прокофьева жена, простоволосая и босая, доила на их базу корову. С тех пор ссохлось у коровы вымя в детский кулачок, отбила от молока и вскоре издохла.

В тот год случился небывалый падеж скота. На стойле возле Дона каждый день пятнилась песчаная коса трупами коров и молодняка. Падеж перекинулся на лошадей. Таяли конские косяки, гулявшие на станичном отводе. И вот тут-то прополз по проулкам и улицам черный слушок…

С хуторского схода пришли казаки к Прокофию.

Хозяин вышел на крыльцо, кланяясь.

– За чем добрым пожаловали, господа старики?

Толпа, подступая к крыльцу, немо молчала.

Наконец один подвыпивший старик первый крикнул:

– Волоки нам свою ведьму! Суд наведем.

Прокофий кинулся в дом, но в сенцах его догнали. Рослый батареец, по уличному прозвищу – Люшня, стукал Прокофия головой о стену, уговаривал:

– Не шуми, не шуми, нечего тут. Тебя не тронем, а бабу твою в землю втолочим. Лучше ее уничтожить, чем всему хутору без скотины гибнуть. А ты не шуми, а то головой стену развалю!

– Тяни ее, суку, на баз. – гахнули у крыльца.

Полчанин Прокофия, намотав на руку волосы турчанки, другой рукой зажимая рот ее, распяленный в крике, бегом протащил ее через сени и кинул под ноги толпе. Тонкий вскрик просверлил ревущие голоса.

Прокофий раскидал шестерых казаков и, вломившись в горницу, сорвал со стены шашку. Давя друг друга, казаки шарахнулись из сенцев. Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий сбежал с крыльца. Толпа дрогнула и рассыпалась по двору.

У амбара Прокофий настиг тяжелого в беге батарейца Люшню и сзади, с левого плеча наискось, развалил его до пояса. Казаки, выламывавшие из плетня колья, сыпанули через гумно в степь.

Через полчаса осмелевшая толпа подступила ко двору. Двое разведчиков, пожимаясь, вошли в сенцы. На пороге кухни, подплывшая кровью, неловко запрокинув голову, лежала Прокофьева жена; в прорези мученически оскаленных зубов ее ворочался искусанный язык. Прокофий, с трясущейся головой и остановившимся взглядом, кутал в овчинную шубу попискивающий комочек – преждевременно родившегося ребенка.

Жена Прокофия умерла вечером этого же дня. Недоношенного ребенка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делали его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал на хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой.

Женил его Прокофий на казачке – дочери соседа.

стороне ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»; «твёрдо загнутые челюсти»; Б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»; В) «Из узеньких щёлок жёлто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки – кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд… текуч, неуловим»; походка «увалистая», напоминает о «волчьей» породе; Г) «Вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины горячих глаз», сутулость. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!


Б. Отец Григория, Пантелей Прокофьич

В.Если не путаю, то тоже Иван Бунчук

Другие вопросы из категории

будет главным героем; Какое событие будет лежать в основе твоего рассказа.

стихотворного текста,объединенные общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое.В стиотворении клен ты мой опавший

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу,
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу. Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых -
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.

«твёрдо загнутые челюсти»; Чей это портрет в романе Шолохова "Тихий Дон"?

4. «Отчетливо бросается в глаза, что в
«Тихом Доне» сосуществуют как бы два хронологических отсчета, условно их можно
было бы назвать хронологией «внешней» и «внутренней». Первая свойственна событиям,
происходящим, как правило, за пределами хутора Татарского, в большом мире, потрясенном
войнами и революциями. » «С первых же страниц «Тихого Дона» и до последних в
тексте разбросаны хронологические примеры — как прямые, так и косвенные» (С. Н.
Семанов).

— Какие события относятся к хронологии
«внешней» и какие входят в понятие хронологии «внутренней»?


— Приведите примеры того, как
взаимодействуют, соприкасаются события «внешней» и «внутренней» хронологии.


— Какие «хронологические приметы» есть в
романе «Тихий Дон»? Какие из них являются наиболее важными в каждой из четырех
книг?


— Каким образом «хронологические
приметы» характеризуют время, описываемое в «Тихом Доне»?


— Каков характер повествования в романе
«Тихий Дон»? Как влияет на него манера М. А. Шолохова выделять «хронологические
приметы»?

кто сколько сможет ( очень поможите ) это внутренный экзамен по литетаруте 1. В чем трагизм любви Желткова, героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет»?
2. Докажите, что для героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет» любовь является высшей ценностью мира.
3. Покажите богатство духовного мира героини повести Куприна «Олеся».
4. Докажите, приведя примеры из произведений Куприна, что его любимый герой – молодой человек, мягкий, интеллигентный, совестливый, горячо сочувствующий «меньшому брату» и одновременно безвольный, трагически подчиняющийся силе среды и обстоятельств.
5. Почему эпоху поэтов начала 20 века характеризуют как «серебряный век» русской поэзии? В чём его принципиальные отличия от «золотого века»?
6. Какие три совета дает юному поэту лирический герой стихотворения В.Я. Брюсова «Юному поэту»? Согласны ли вы с его позицией? Каким, на ваш взгляд, должен быть истинный поэт? Прочтите стихотворение наизусть.
7. Расскажите, что вы знаете о Брюсове – переводчике. Назовите его основные переводы. С каких языков они осуществлены?
8. Как в лирике Бальмонта проявляется интерес к древнеславянскому фольклору? Какие образы возникают? Проанализируйте стихотворения «Злые чары» и «Жар-птица».
9. Какую картину Бальмонт рисует в стихотворении «Первая любовь»? Расскажите о своём восприятии этого стихотворения.
10. Охарактеризуйте творчество раннего Маяковского. Каковы его основные специфические особенности? Прочтите одно стихотворение этого периода наизусть.
11. «Свобода – самое прекрасное в жизни, ради неё человек должен быть готов пожертвовать всем, даже жизнью». Подтвердите слова Горького примерами из его рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
12. Докажите, что даже безумный, но неординарный шаг, по мнению Горького, останется в памяти людей. Приведите примеры из «Песни о Соколе», «Песни о буревестнике», «Легенде о Марко».
13. Какое значение имеет смысл названия пьесы «На дне»? Объясните его символическое звучание.
14. Кому посвящен цикл стихотворений Блока «Стихи о Прекрасной Даме»? В связи с чем написан? Проанализируйте 3 стихотворения из этого сборника. Одно прочтите наизусть.
15. Как раскрывается тема Дома в романе Булгакова «Белая гвардия»? Какое символическое значение для Булгакова имеет слово «дом»?
16. Какие философские проблемы поднимаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
17. Покажите неразрывность связи судьбы и творчества Цветаевой с Москвой. Проанализируйте цикл «Стихи о Москве». Прочтите одно стихотворение наизусть.
18. Охарактеризуйте образ лирической героини поэмы «Реквием».
19. Охарактеризуйте казачий быт, изображённый Шолоховым. Покажите особенности речи казаков. Как они помогают писателю передать жизненность обстановки. Как писатель рисует жизнь станицы?
20. Охарактеризуйте семейный уклад Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Составьте сравнительно-сопоставительную характеристику.
21. Как в романе «Тихий Дон» изображена Первая мировая война?
22. Сравните Аксинью и Наталью, объясните чувство Григория к каждой из них. Какое значение имеют имена героинь? Почему обе гибнут?
23. В чём смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»?
24. Дайте подробную характеристику военной прозы и поэзии. Проанализируйте 2 произведения.
25. Дайте подробную характеристику городской прозе. Проанализируйте 2 произведения.

Содержание

1.Укажите годы жизни М.Шолохова

2. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А.Шолохова известным, назывался:

Б «Донские рассказы»

Г) «Наука ненависти»

3. Какое сословие изображает М.Шолохов в своих произведениях

В каком году состоялся литературный дебют Шоло­хова?

2. В каком журнале печатались первые главы «Тихого Дона»?

3. Какой премии был удостоен Шолохов за роман «Под­нятая целина»?

Роман «Тихий Дон»

4. В каком году начинается действие романа «Тихий Дон»?

а)1912; 6)1913; в)1914.

Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?

А) потому что у них был необузданный характер?

Б) потому что они были отчаянно храбры

В) потому что бабка Григория Мелехова была турчанка

5. Когда состоялась свадьба Григория и Натальи?

6. Где получил Григорий свое первое ранение?

а) Под г. Каменка-Струмиловом;

в) под г. Новороссийском.

7. Каким воинским подразделением командовал Гри­горий в Конной армии Буденного?

8. В какой войне участвовал Прокофий Мелехов?

а) В русско-турецкой 1828—1829 годов;

в) в русско-турецкой 1877—1878 годов.

9. В каком из исторических событий участвовал Евге­ний Листницкий?

а) Брусиловский прорыв;

б) взятие Перекопа;

в) Ледяной поход.

10. Кто из жителей хутора Татарский получил офицер­ский чин?

а) Григорий Мелехов, Прохор Зыков, Илья Бунчук;

б) Григорий и Петр Мелеховы, Митька Коршунов;

в) Григорий и Петр Мелеховы, Евгений Листницкий.

11. Найдите среди перечисленных персонажей историческое лицо.

а) Илья Дмитриевич Бунчук, Иосиф Давыдович Штокман, Михаил Васильевич Кривошлыков;

б) Калмыков, Павел Кудинов, Капарин;

в) Листницкий, Лукомский, Котляров;

г) Чернецов, Степан Астахов, Атарщиков;

д) Зыков, Подтелков, Мохов;

е) Погудко, Полковников, Яков Подкова.

12. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Вел. Отечественной войны

г) установл. советской власти

Какова судьба Аксиньи в романе?

А) погибает от случайной пулиъ

Б) соединяет свою судьбу с судьбой Григория

В) расстреляна как пособница белогвардейцев Михаилом Кошевым

Г) покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке

13. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеле­новатых глаз»; «коричневые волосы на тыльной сторо­не ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»;
«твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную по­лумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя,
оттого взгляд. текуч, неуловим»; походка «увалистая,
напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины
горячих глаз», сутулость.

14. Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него
должно быть отчество?

15 Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну
а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину

16. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность

17. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет
автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

18. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 2 вариант

1. Какой из «Донских рассказов» Шолохова был опуб­ликован первым?

2. Кто из писателей помог Шолохову опубликовать пер­вую книгу романа?

в) А. Серафимович.

3. В каком году Шолохов получил Нобелевскую пре­мию?

Роман «Тихий Дон»

4. Каков примерный возраст Григория Мелехова в кон­це романа?

Слово «казак» - тюркского происхождения, Что оно обозначает в переводе на русский язык?

5. В каком полку начинает службу Григорий?

б) в 12-м Донском;

в) в 11-м гусарском Изюмском.

6. Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?

А) как к бессмысленной , жестокой войнке

Б) как справедливой войнке, ведущейся ради свободы и равенства сословий

В) как к противному человеческому разуму явлкеию

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

6. Обладателем каких наград стал Григорий в период Первой мировой войны?

а) Георгиевский крест 4-й и 3-й степени;

б) «Полный бант» (Георгиевский крест всех четырех степеней);

в) Георгиевское оружие «За храбрость».

7. Кем Аксинья нанимается служить в Ягодном?

8. Какова рабочая специальность Штокмана?

9. Что подарил командир конной разведки Мишке Ко­шевому после взятия Таганрогским полком станицы Каргинской?

а) Именной револьвер;

б) часы с цепочкой;

10. Кто из названных героев может быть отнесен к « иногородним » ?

а) Федот Бодовсков;

в) Семен Ахваткин.

11. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

12. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в) 1940 г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.

13. Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Николай II в) Каледин

б) Корнилов г) Долохов.

14. Узнайте героя по портрету.

а) «Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смуще­ния и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка.
Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь
вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пугов­ками торчали остренькие соски».

б) «От потрескавшегося козырька казачьей слинявшей фуражки падала на черные веки закрытых глаз черная тень; от тени морщины щек казались глубже, седая борода
отливала сизью. По пальцам, скрещенным над костылем, по кистям рук, по выпуклым черным жилам шла черная, как чернозем в логу, медленная в походе кровь».

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд. текуч, неуловим».

г) «Был он коренаст, одинаково широк и в плечах и в бедрах, оттого казался квадратным; на чугунно-крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и стран­но выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женским очертанием матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбой курчавых волос».

д) «На большом, чуть рябоватом выбритом лице его светлели заботливо закрученные усы, смоченные волосы были приглажены расческой, возле мелких ушей взбиты, с
левой стороны чуть курчавились начесом. Он производил бы приятное впечатление, если бы не крупный приподнятый нос да глаза. На первый взгляд не было в них ничего необычного, но, присмотревшись, Григорий почти ощутил их свинцовую тяжесть. Маленькие, похожие на картечь, они светлели из узких прорезей, как из бойниц, приземля­ли встречный взгляд, влеплялись в одно место с тяжелым мертвячьим упорством».

е) «Она была. полна той тугой полнотой, которая при­суща всем здоровым, физического труда девушкам, — мо­жет быть, немного сутула и, пожалуй, даже некрасива, ес­ли б не большие синие глаза, диковинно красившие всю ее. У нее от напряжения (неловко было управляться с во­лосами, не скинув платка) чуть шевелились просвеченные низким солнцем розовые ноздри. Линии рта были мужест­венны и в то же время — детски нежны. На приподнятой верхней губе темнел крохотный пушок, четче оттеняя не­яркую белизну кожи».

15. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мя­систой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая. лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «. кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказив­шимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой бо­лел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

16. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 3 вариант

1. В каком писательском объединении состоял Шоло­хов?

2. В каком году роман «Тихий Дон» впервые вышел от­дельной книгой?

3. Кто из российских кинорежиссеров снял больше всего фильмов по произведениям М. А. Шолохова?

Роман «Тихий Дон»

4. Как звали мать Григория Мелехова, Ильиничну?

Где в основном разворичивается действие семейныз глав романа «Тихий Дон»

А) на хуторе Татарском

Б) в станице Вешенской

В)в селе Ягодное

Г) на хуторе Гремячий Лог

5. какой женский образ романа явялется символом отчего дома, домашенго очага?

А) образ Аксиньи

Б) образ Натальи

В) образ Ильиничны

5. В какой армии служил первый убитый Григорием солдат?

б) в австрийской;

К какой группе казаков принадлежали Мелеховы?

А) казачья аристократия ( кулаки)

Б) крепкие казаки ( середняки)

В) худородные казаки бедняки)

6. Чего не принимает в героях романа «Тихий Дон» автор?

Г) бессмысленной жестокости

6. Какое звание получил Григорий после отстранения от командования дивизией в период расформирования по­встанческих частей?

б) младший урядник;

7. В какой стране оказался Степан Астахов, попав в плен?

8. Где получил образование Евгений Листницкий?

а) В учительском институте;

б) в Московском университете;

в) в кадетском корпусе.

9. С кем из земляков Григорий Мелехов поступил в ар­мию Буденного?

а) С Прохором Зыковым;

10 . Найдите среди перечисленных персонажей историческое лицо.

а) Илья Дмитриевич Бунчук, Иосиф Давыдович Штокман, Михаил Васильевич Кривошлыков;

б) Калмыков, Павел Кудинов, Капарин;

в) Листницкий, Лукомский, Котляров;

г) Чернецов, Степан Астахов, Атарщиков;

д) Зыков, Подтелков, Мохов;

е) Погудко, Полковников, Яков Подкова.

11. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть в) роман-эпопея

б) роман г) исторический роман

12. В каком чине вышел в отставку отец Григория, Пантелей Ме­лехов?

а) есаул в) поручик

б) сотник г) старший урядник

13. Фамилия Натальи до замужества:

а) Мелехова в) Астахова

б) Коршунова г) Кошевая

14. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мя­систой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая. лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «. кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказив­шимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой бо­лел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

15. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеле­новатых глаз»; «коричневые волосы на тыльной сторо­не ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»;
«твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную по­лумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя,
оттого взгляд. текуч, неуловим»; походка «увалистая,
напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины
горячих глаз», сутулость.

16. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет
автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тест по творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой

1. Когда вышел первый сборник стихов А. А. Ахматовой?

а) в 1910 г. в) в 1915г.

б) 1912 г. г) в 1916г.

2. Кто автор этих сборников:

а) «Лебединый стан»; в) «После России»;

б) «Подорожник»; г) «Из шести книг».

3. О ком написаны эти строки?

а) «Откроешь любую страницу — и сразу погружаешься в ее стихию — в атмосферу душевного горения, безмерности чувств, (. ) острейших драматических конфликтов с окружающим миром» (Вл. Орлов);

б) «. принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа ХIХ века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу» (О. Э. Мандельштам).

4. Чьему перу принадлежат эти строки?

а) «А юность была — как молитва воскресная. / Мне ли забыть ее?»

б) «Молодость моя! Иди к другим!»;

в) «Ибо раз голос тебе, поэт, / Дан, остальное — взято»;

г) «Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда. ».

5. Приведите аргументы в поддержку мнения Н. В. Недоброво о том, что стихи Ахматовой полны «благожелательности к людям», отличаются «глубоко гуманистическим характером»?

6. Дайте комментарии и выразите свое отношение к мнению И. Бродского, высказанному в беседе с С. Волковым:

« Волков . Считаете ли вы, что женская поэзия есть нечто специфическое?

Бродский . К поэзии неприменимы прилагательные. (. )

Волков. И все-таки — разве женский голос в поэзии ничем не отличается от мужского?

Бродский . Только глагольными окончаниями. (. )

Волков. Ну, а это: «О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Это уж такой женский крик.

Бродский. Знаете — и да, и нет. Конечно, по содержанию — это женщина. Но по сути. По сути — это просто голос трагедии. (Кстати, муза трагедии — женского пола, как и все прочие музы.) Голос колоссального неблагополучия».

7. « По М. Цветаевой, по ее стихам можно понять, что же это такое — поэзия. Поэзия не только русская, но и мировая…» (В. Адмони)

1) Что такое поэзия, по-вашему?

2) Какие черты поэзии ХIХ и XХ вв. выражает творчество М. Цветаевой.

1. Когда вышел первый сборник стихов М. И. Цветаевой?

а) в 1910 г., в) в 1914 г.,

б) в 1912г., г) в 1917г.

2. Кто автор этих сборников?

а) «Версты»; в) «Белая стая»;

б) «Вечер; г) «Вечерний альбом»;

3. О ком написаны эти строки?

а) «Сама структура некоторых ее произведений, построенных на повторении устойчивых словесных формул, которые как бы «вдалбливаются» и произносятся в состоянии оторопи, исступления или наития, непосредственно воссоздает форму заговора, оказавшуюся близкой (. )» (А. Синявский);

б) «Целый ряд стихотворений (. ) может быть назван маленькими повестями, новеллами; обыкновенно каждое стихотворение — это новелла в извлечении, изображенная в самый острый момент своего развития, откуда открывается возможность обозреть все предшествовавшее течение фактов» (В. Жирмунский).

4. Чьему перу принадлежат эти строки?

а) «О вопль женщин всех времен: / «Мой милый, что тебе я сделала?!»;

б) «И стих уже звучит, задорен, нежен, / На радость вам и мне»;

в) «Два близнеца, неразрывно-слитых: / Голод голодных и сытость сытых!»;

г) «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам».

5. С точки зрения И. Кудровой: «Поэт, в глазах Цветаевой, — существо особое во многих отношениях. И прежде всего — по развитости и независимости своего духовного мира».

1) Согласны ли вы с тем, что поэт — существо особое?

2) Как образ поэта представлен в творчестве Цветаевой?

6. Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение О. Э. Мандельштама:

«Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом» всего Достоевского и отчасти даже Лескова.

Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не в поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу».

7. М. Цветаева писала о стихах А. Ахматовой: «Все о себе, все о любви. Ахматова пишет о себе — о вечном. И Ахматова, не написав ни одной отвлеченно-общественной строчки, глубже всего — . передает потомкам свой век. »

Каков «век Ахматовой» и как мы можем его увидеть в ее стихах?

Можно ли тоже самое сказать о стихах самой М. Цветаевой?

Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть в) роман-эпопея

б) роман г) исторический роман

2. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Великой Отечественной войны

г) установления советской власти

3. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

4. Какие реальные исторические лица фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Александр I в) Подтелков

б) Голицын г) Меншиков

5. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеленоватых глаз»; «коричневые волосы на тыльной стороне ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»; «твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд. текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины горячих глаз», сутулость.

6. Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него должно быть отчество?

7. Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну

а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину

8. Что означают слова, встречающиеся в тексте «Тихого Дона»:

а) гутарить в) завеска

б) кизяки г) взгальный

9. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады ХХ века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

10. Докажите мнение Д. Бреговой о том, что в конце романа дня Григория Мелехова характерна «полная внутренняя опустошенность. глубочайший моральный крах».

1. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в)1940г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.

2. Фамилия Натальи до замужества:

а) Мелехова в) Астахова

б) Коршунова г) Кошевая

3. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность

4. Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Николай II в) Каледин

б) Корнилов г) Долохов.

5. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мясистой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая. лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «. кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

6. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

7. В каком чине вышел в отставку отец Григория, Пантелей Мелехов?

а) есаул в) поручик

б) сотник г) старший урядник

8. Что означают слова, встречающиеся в тексте «Тихого Дона»:

а) ухнали в) чикилять

б) коловерть г) баз

9. Исследователи творчества Шолохова Ф. Г. Бирюков и В. Байц считают, что «Шолохову особенно родственна традиция европейского Возрождения, в частности, его величайшего представителя — Шекспира».

В чем проявляется эта «родственность»?

10. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

Проверочная работа по поэме А. Т. Твардовского

1. Кто из поэтов-классиков ХIХ века ближе всего Твардовском по характеру литературно-общественной деятельности? Каковы жанровые и стилевые параллели между творчеством этих двух поэтов?

2. С какими словами рифмуются в «Книге про бойца» имя и фамилия главного героя? из этих рифм передают отношение автора к своему герою и определяют масштаб художественного обобщения в образе Теркина?

3. Сколько персонажей в поэме носят фамилию «Теркин»? Как зовут разных Теркиных?

4. Какие фрагменты «Василия Теркина» посвящены бытовым подробностям жизни на войне?

Как проявляется в этом внимании к оконному быту отношение автора и его героя к войне?

5. Каким из принадлежащих Теркину предметам одежды даны в поэме следующие развернутые описания?

а) Знаменитая, пробитая

В бою огнем врага

Да своей рукой зашитая, —

б) Тот, в котором жизнь проводишь,

Не снимая, — так хорош! —

И когда ко сну отходишь,

И когда на смерть идешь.

Какими принципами руководствуется автор, отбирая необходимые для воссоздания бытового армейского фона детали?

6. Найдите в тексте «Василия Теркина» такие примеры использования тропов и стилевых фигур, когда благодаря иносказанию на героя переносятся общие признаки воюющего народа.

7. Попробуйте коротко описать боевой путь Теркина:

— когда и где происходит его боевое крещение?

— каковы важнейшие этапы его фронтовой биографии?

— где Теркин встречает окончание войны? Каковы принципы построения сюжета «Книги про бойца»?

8. Какова степень ком позиционной самостоятельности отдельных глав «Василия Теркина»? Как вы объясните такой принцип композиции книги? Каким образом главы связываются друг с другом?

9. Каким образом автор определяет свое отношение к герою? Каково место образа автора в поэме?

10. Как организована строфа текста в «Василии Теркине»? Как эти особенности связаны с содержанием книги?

Тест по творчеству А. Т. Твардовского

1. К какому виду поэтических произведений можно отнести поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин»?

2. Каков стихотворный размер поэмы?

б) трехстопный дактиль

в) четырехстопный ямб

г) четырехстопный хорей

3. Благодаря какому приему выделена авторская позиция в поэме?

а) позиция не проявляется

б) дается через оценку героев

в) прослеживается в лирических отступлениях

г) через ком позицию

4. Черты какого фольклорного жанра можно найти в главе «Два солдата»?

5. С кем можно сравнить образ советских солдат в поэме?

а) с русскими воинами ХVIII века

б) сказочными богатырями

в) средневековыми рыцарями

6. В какой главе автор показал черты характера Василия Теркина?

в) «Смерть и воин»

7. Каким известным художником сделаны иллюстрации к поэме «Василий Теркин»?

8. Что помогло А. Т. Твардовскому сделать в его творчестве лирику «фактом высокого и строгого искусства»?

Тест по лирике Б. Пастернака

1. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?

а) Ленинской премии в области литературы

б) международной премии «Этна Таормина»

в) Нобелевской премии

2. Какие мотивы преобладали в лирике Б. Л. Пастернака?

а) любовная лирика в) гражданственная лирика

б) христианские мотивы г) тема поэта и поэзии

3. В чем заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»?

б) специфика понимания образа креста

в) использование символики

г) использование рефрена

4. По словам литературоведа В. Альфонсова, «поэзия Пастернака — поэзия дорог и разворачивающихся пространств». Приведите аргументы, подтверждающие этот тезис.

5. Назовите черты, отличающие лирику Б. Л. Пастернака от поэзии его современников.

а) пафосность, гражданственность

б) публицистичность, идеологическая направленность

в) ассоциативные ряды символических образов, динамичная метафоричность и философичность

г) музыкальность стиха, неожиданность словоупотребления

6. Прочитайте стихотворение «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение». Какие темы и мотивы сочетаются, переплетаются в стихотворении?

а) тема любви и страсти в) мотивы творчества

б) урбанистические мотивы г) мотив природы

7. Прочитайте стихотворение «Во всем мне хочется дойти. », открывающее сборник «Когда разгуляется». Какие художественные средства использует автор для создания напряженной, словно задыхающейся интонации?

8. Восстановите пропущенные слова в строчках Пастернака:

а) В кашне, ладонью заслонясь, б) И чем случайней, тем вернее

Сквозь фортку крикну детворе: Слагаются стихи

Какое, милые, у нас

в) Когда строку диктует чувство, г) Не спи, не спи, художник,

Оно на сцену шлет раба, Не предавайся сну, —

И тут кончается искусство Ты — ………………….

И дышат ……………… У вечности в плену!

9. Анна Ахматова сказала о Пастернаке: «Он наделен каким-то вечным детством». Как вы понимаете это высказывание?

Голубков М. М. Максим Горький. М., 2000.

Кулешов Ф. И. Лекции по истории русской литературы конца ХIХ — начала ХХ века. Минск, 1976.

Кучин Т. Г., Леднева А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. М., 2000.

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. В 3-х кн. М., 2001.

Литература. 11 класс. Методические советы / Под ред. В. П. Журавлева. М., 2000.

Открытый урок по литературе: Русская литература ХVIII —ХХ веков: План, конспекты, материалы: Пособие для учителей / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. М., 2001.

Открытый урок по литературе: Русская литература ХХ века: План, конспекты, материалы: Пособие для учителей / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. М., 2001.

Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя. М., 2001.

Русская литература ХХ века . Практикум под ред. В. П. Журавле ва. М., 2000.

Русская литература ХХ века. 11 класс. Ч. 1. Под ред. В. В. Агеносова. М., 1997.

Русская литература ХХ века. 11 класс. Ч. 1. Под ред. В. П. Журавлева. М., 2002.

Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СП. 2001.

Русская литература ХХ века: учебное пособие для 11 класса / Под ред. В. В. Кожинова. М., 1999.

Русская поэзия Серебряного века. Антология. М., 1993.

Семенов А. И., Семенова В. В . Русская литература ХХ века в вопросах и заданиях. М., 2001.

Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Под ред. В. П. Журавлева. М., 2001.

Шейнберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына. М., 1994.

Шолохов в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. М. А. Нянковский. М., 2001.

Шром Н. И. Новейшая русская литература:1987—1999. Рига, 2000.

1 Скороспелова Е. Б. Булгаков // Русская литература XIX-XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы: В 2 т. М., 2001. Т 2.

1 По материалам статей И. П. Карпова «Роман “Мастер и Маргарита” в православном прочтении». М.; 2001, Н. В. Барсукова «Творчество М. А. Булгакова», рукопись.

1 По материалам урока, предложенного Т. Бабкиной, гимназия № 1, г. Воронеж.

1 Урок проведен в школе № 16 г. Перми по материалам поурочных планов Р. Парфеновой, гимназия № 1, г. Оренбург.

1 Бирюков Ф. Г . Шолохов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. —2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 10 с.

1 Пастернак Е. Б. Не исказить голоса жизни, звучащего в нас. — М., 1992.

1 Корбинский А. Миф или идеология М., 2003.

1 Урок смоделирован и проведем в ср. школе № 9 г. Смоленска по материалам работ В. Высоцкой, школа № 102, г. Новосибирск.

1 Михайлов О. Н. От Мережковского до Бродского. // Литература Русского Зарубежья: Книга для учителя. М., 2001.

1 При проведении урока использованы материалы из книги: Шром Н. И. Новейшая русская литература 1987—1999.— Рига: Retorika A, 2000.

1 Некоторые темы, включенные в «Перечень. », выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант.

2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на, примере не менее 2-3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1—2 произведений.

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 1 вариант

1.Укажите годы жизни М.Шолохова

2. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А.Шолохова известным, назывался:

Б «Донские рассказы»

Г) «Наука ненависти»

3. Какое сословие изображает М.Шолохов в своих произведениях

В каком году состоялся литературный дебют Шоло­хова?

2. В каком журнале печатались первые главы «Тихого Дона»?

3. Какой премии был удостоен Шолохов за роман «Под­нятая целина»?

Роман «Тихий Дон»

4. В каком году начинается действие романа «Тихий Дон»?

а)1912; 6)1913; в)1914.

Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?

А) потому что у них был необузданный характер?

Б) потому что они были отчаянно храбры

В) потому что бабка Григория Мелехова была турчанка

5. Когда состоялась свадьба Григория и Натальи?

6. Где получил Григорий свое первое ранение?

а) Под г. Каменка-Струмиловом;

в) под г. Новороссийском.

7. Каким воинским подразделением командовал Гри­горий в Конной армии Буденного?

8. В какой войне участвовал Прокофий Мелехов?

а) В русско-турецкой 1828—1829 годов;

в) в русско-турецкой 1877—1878 годов.

9. В каком из исторических событий участвовал Евге­ний Листницкий?

а) Брусиловский прорыв;

б) взятие Перекопа;

в) Ледяной поход.

10. Кто из жителей хутора Татарский получил офицер­ский чин?

а) Григорий Мелехов, Прохор Зыков, Илья Бунчук;

б) Григорий и Петр Мелеховы, Митька Коршунов;

в) Григорий и Петр Мелеховы, Евгений Листницкий.

11. Найдите среди перечисленных персонажей историческое лицо.

а) Илья Дмитриевич Бунчук, Иосиф Давыдович Штокман, Михаил Васильевич Кривошлыков;

б) Калмыков, Павел Кудинов, Капарин;

в) Листницкий, Лукомский, Котляров;

г) Чернецов, Степан Астахов, Атарщиков;

д) Зыков, Подтелков, Мохов;

е) Погудко, Полковников, Яков Подкова.

12. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Вел. Отечественной войны

г) установл. советской власти

Какова судьба Аксиньи в романе?

А) погибает от случайной пулиъ

Б) соединяет свою судьбу с судьбой Григория

В) расстреляна как пособница белогвардейцев Михаилом Кошевым

Г) покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке

13. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеле­новатых глаз»; «коричневые волосы на тыльной сторо­не ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»;
«твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную по­лумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя,
оттого взгляд. текуч, неуловим»; походка «увалистая,
напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины
горячих глаз», сутулость.

14. Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него
должно быть отчество?

15 Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну
а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину

16. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность

17. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет
автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

18. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 2 вариант

1. Какой из «Донских рассказов» Шолохова был опуб­ликован первым?

2. Кто из писателей помог Шолохову опубликовать пер­вую книгу романа?

в) А. Серафимович.

3 . В каком году Шолохов получил Нобелевскую пре­мию?

Роман «Тихий Дон»

4. Каков примерный возраст Григория Мелехова в кон­це романа?

Слово «казак» - тюркского происхождения, Что оно обозначает в переводе на русский язык?

5. В каком полку начинает службу Григорий?

б) в 12-м Донском;

в) в 11-м гусарском Изюмском.

6. Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?

А) как к бессмысленной , жестокой войнке

Б) как справедливой войнке, ведущейся ради свободы и равенства сословий

В) как к противному человеческому разуму явлкеию

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

6. Обладателем каких наград стал Григорий в период Первой мировой войны?

а) Георгиевский крест 4-й и 3-й степени;

б) «Полный бант» (Георгиевский крест всех четырех степеней);

в) Георгиевское оружие «За храбрость».

7. Кем Аксинья нанимается служить в Ягодном?

8. Какова рабочая специальность Штокмана?

9. Что подарил командир конной разведки Мишке Ко­шевому после взятия Таганрогским полком станицы Каргинской?

а) Именной револьвер;

б) часы с цепочкой;

10. Кто из названных героев может быть отнесен к « иногородним » ?

а) Федот Бодовсков;

в) Семен Ахваткин.

11. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

12. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в) 1940 г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.

13. Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Николай II в) Каледин

б) Корнилов г) Долохов.

14. Узнайте героя по портрету.

а) «Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смуще­ния и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка.
Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь
вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пугов­ками торчали остренькие соски».

б) «От потрескавшегося козырька казачьей слинявшей фуражки падала на черные веки закрытых глаз черная тень; от тени морщины щек казались глубже, седая борода
отливала сизью. По пальцам, скрещенным над костылем, по кистям рук, по выпуклым черным жилам шла черная, как чернозем в логу, медленная в походе кровь».

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд. текуч, неуловим».

г) «Был он коренаст, одинаково широк и в плечах и в бедрах, оттого казался квадратным; на чугунно-крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и стран­но выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женским очертанием матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбой курчавых волос».

д) «На большом, чуть рябоватом выбритом лице его светлели заботливо закрученные усы, смоченные волосы были приглажены расческой, возле мелких ушей взбиты, с
левой стороны чуть курчавились начесом. Он производил бы приятное впечатление, если бы не крупный приподнятый нос да глаза. На первый взгляд не было в них ничего необычного, но, присмотревшись, Григорий почти ощутил их свинцовую тяжесть. Маленькие, похожие на картечь, они светлели из узких прорезей, как из бойниц, приземля­ли встречный взгляд, влеплялись в одно место с тяжелым мертвячьим упорством».

е) «Она была. полна той тугой полнотой, которая при­суща всем здоровым, физического труда девушкам, — мо­жет быть, немного сутула и, пожалуй, даже некрасива, ес­ли б не большие синие глаза, диковинно красившие всю ее. У нее от напряжения (неловко было управляться с во­лосами, не скинув платка) чуть шевелились просвеченные низким солнцем розовые ноздри. Линии рта были мужест­венны и в то же время — детски нежны. На приподнятой верхней губе темнел крохотный пушок, четче оттеняя не­яркую белизну кожи».

15. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мя­систой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая. лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «. кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказив­шимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой бо­лел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

16. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс 3 вариант

1. В каком писательском объединении состоял Шоло­хов?

2 . В каком году роман «Тихий Дон» впервые вышел от­дельной книгой?

3. Кто из российских кинорежиссеров снял больше всего фильмов по произведениям М. А. Шолохова?

Роман «Тихий Дон»

4. Как звали мать Григория Мелехова, Ильиничну?

Где в основном разворичивается действие семейныз глав романа «Тихий Дон»

А) на хуторе Татарском

Б) в станице Вешенской

В)в селе Ягодное

Г) на хуторе Гремячий Лог

5. какой женский образ романа явялется символом отчего дома, домашенго очага?

А) образ Аксиньи

Б) образ Натальи

В) образ Ильиничны

5. В какой армии служил первый убитый Григорием солдат?

б) в австрийской;

К какой группе казаков принадлежали Мелеховы?

А) казачья аристократия ( кулаки)

Б) крепкие казаки ( середняки)

В) худородные казаки бедняки)

6. Чего не принимает в героях романа «Тихий Дон» автор?

Г) бессмысленной жестокости

6. Какое звание получил Григорий после отстранения от командования дивизией в период расформирования по­встанческих частей?

б) младший урядник;

7. В какой стране оказался Степан Астахов, попав в плен?

8. Где получил образование Евгений Листницкий?

а) В учительском институте;

б) в Московском университете;

в) в кадетском корпусе.

9. С кем из земляков Григорий Мелехов поступил в ар­мию Буденного?

а) С Прохором Зыковым;

10 . Найдите среди перечисленных персонажей историческое лицо.

а) Илья Дмитриевич Бунчук, Иосиф Давыдович Штокман, Михаил Васильевич Кривошлыков;

б) Калмыков, Павел Кудинов, Капарин;

в) Листницкий, Лукомский, Котляров;

г) Чернецов, Степан Астахов, Атарщиков;

д) Зыков, Подтелков, Мохов;

е) Погудко, Полковников, Яков Подкова.

11. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть в) роман-эпопея

б) роман г) исторический роман

12. В каком чине вышел в отставку отец Григория, Пантелей Ме­лехов?

а) есаул в) поручик

б) сотник г) старший урядник

13. Фамилия Натальи до замужества:

а) Мелехова в) Астахова

б) Коршунова г) Кошевая

14. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мя­систой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая. лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «. кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказив­шимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой бо­лел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

15. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеле­новатых глаз»; «коричневые волосы на тыльной сторо­не ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»;
«твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную по­лумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя,
оттого взгляд. текуч, неуловим»; походка «увалистая,
напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины
горячих глаз», сутулость.

16. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет
автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

Читайте также: