На что крутили первые локоны

Опубликовано: 17.09.2024

Спирали истории

Первый раз вьющиеся волосы оказались в тренде очень давно — древние греки изображали богов и богинь с вьющимися волосами, и если человеку выпадало счастье родиться с локонами, это считалось благословением и божественным подарком. Но уже в Средние века в Европе кудри перестали быть желанным украшением. Их стали прятать — теперь они означали греховность и порок. Но и это прошло. К началу XX века в арсенале парикмахеров появились первые щипцы для завивки волос, а немного позднее составы для перманентной завивки и самые разные виды бигуди. Да и сама укладка менялась от десятилетия к десятилетию: «горячая волна» в 20-е, тугие упругие локоны в 40-е и 50-е, лёгкая волна в 70-е, объёмные кудри с начёсом в 80-е.

В конце XX века локоны «ушли в подполье»: никто даже думать не хотел о кудрях, настала эпоха повального увлечения гладкой текстурой. Но поскучав на обочине моды, кудри вернулись. После андрогинного героинового шика 90-х в моду снова вошла женственность, а вместе с ней — изгибы. Уже в 2000 году Донателла Версаче показала небрежный объём, волны и текстуру. Для Gucci волнистые волосы всегда были частью ДНК бренда, а в 2000-м Дом Gucci и вовсе выпустил на подиум моделей с хаотичными кудрями а-ля 70-е. В 2010 году на показе Louis Vuitton модели демонстрировали не только новую коллекцию, но и огромные круглые афро-парики — и с этого момента процесс стал уже необратимым.

Кудри XXI века обрели разные формы и долгожданную естественность. Вот давайте о ней и поговорим — чего стоит эта самая естественность, и на какие ухищрения надо пойти, чтобы её добиться.

Уравнение для парикмахера

Что делать — локоны, текстурированный объём или чёткие завитки, — это парикмахер решает вместе с клиентом. И тут важно, чтобы мастер сам понимал, чем локоны отличаются от кудрей, а кудри от волн, иначе путаницы не избежать (причём не только в понятиях, но и в волосах). Хотя на самом деле всё просто. Прядь волос, напоминающая трубочку, — это локон. Локоны человечество крутит с давних времён — даже на раскопках Древнего Египта археологи обнаружили глиняные бигуди. Закручивать пряди в трубочку можно разными способами — вертикально и горизонтально, вверх и вниз и даже в виде восьмёрки и полувосьмёрки. Локоны — суперпопулярная укладка, пожалуй, поспорить с ней могут только волны. Укладка волнами придаёт волосам мягкий изгиб. Волны тоже бывают разные — они могут быть направлены к лицу или от лица и по-разному располагаться относительно пробора — параллельно, наискосок и перпендикулярно. И если ваша клиентка собирается на романтическое свидание или выпускной бал, будьте готовы услышать от неё: «Хочу волны».

А вот слово «букли» не так популярно у клиентов. Может, оно старомодно звучит, но на самом деле букли (проще говоря, пряди, завитые крупными кольцами) очень часто используются для причёсок «на выход». Естественно, размер всех этих элементов укладки зависит от диаметра инструмента — бигуди, щипцов или утюжка. Но об инструментах у нас разговор ещё впереди, а пока клиентка в кресле ждёт от вас подсказки — какой вариант завивки вы ей предложите? Тут очень важно обговорить, что можно сделать, а ещё важнее — объяснить, что вы сделать не можете. Так клиенту легче понять, за что он платит, и избежать разочарования.

«Выбор укладки зависит от структуры волос по принципу «от обратного», — поясняет Ольга Никифорова, основатель и совладелец «Студии причёсок Ольги Никифоровой». — То есть обладательницы от природы пушистых и вьющихся волос предпочитают более крупные волны и локоны. Те же, кто от природы имеет прямые, гладкие волосы, больше хотят объёма, упругих кудрей. Конечно, нужно ориентироваться и на форму лица: так, крупные локоны и волны подойдут всем, а вот мелкие, активные кудри визуально расширят лицо, их стоит избегать тем, кто имеет крупную фигуру, круглое лицо. Помимо этого я руководствуюсь желанием клиента и стилистикой образа в целом».

«Я бы сказал, что выбор завитка зависит как от формы и черт лица, так и от типа волос, — делится своими соображениями Ричард Эшфорт, международный творческий директор SACO. — Также тип завитка в огромной степени зависит от длины волос. Длинные волосы неизбежно дадут более мягкие и расслабленные локоны, а короткие могут держать более жёсткий завиток. В общем, это абсолютно индивидуально — тип лица, тип волос и их длина — это три ключевых момента при выборе стиля локонов». Его точку зрения поддерживает Юлия Художникова, основатель Hudozhnikova Fashion Hair School: «Я отталкиваюсь от индивидуальности клиента: характера черт и формы лица. Для мягких черт лица я всегда выбираю плавные линии, крупный шаг волны, для более рельефного лица предпочитаю более динамичные линии с мелким шагом. Многое зависит от типа волос: плотность, густота, длина и слои — 4 критерия, которые в совокупности с индивидуальностью клиента определяют мой выбор».

Вот и получается почти математическое уравнение: тип лица + структура + длина волос + пожелания клиента = то самое решение, которое и определит вашу работу как мастера.

Волшебные палочки

Для создания кудрей можно использовать целый арсенал инструментов — бигуди, щипцы, утюжки, круглую щётку, клеммы и даже собственные пальцы. Особенно интересны щипцы — тут производители постоянно придумывают что-то новое. Например, не так давно появились конусные щипцы, которые позволяют создать очень естественные локоны с вариацией объёма — чёткий завиток у корней и мягкие расслабленные волны, спускающиеся к кончикам. Есть ещё и перевёрнутые конусные щипцы, которые в России пока не так популярны, но это вопрос времени.

Выбирая щипцы или утюжки, обратите внимание на покрытие рабочей поверхности. Оно по-разному воздействует на волосы. Классическое титановое покрытие даёт эффективный равномерный нагрев и сглаживает поверхность волос, предотвращая спутывание. Керамическое покрытие при равномерном нагреве минимизирует повреждение волос, а негативно заряженные ионы увлажняют и разглаживают пряди. Турмалиновое покрытие выделяет в шесть раз больше негативно заряженных ионов — и увлажнение, и сияние волос. За покрытием инструментов нужно правильно ухаживать. Небольшие загрязнения можно удалить, слегка нагрев щипцы и потерев чистой влажной тряпочкой. Можно добавить в воду немного технического спирта. Будьте осторожны, щипцы должны быть просто тёплыми, не горячими, так как спирт очень легко загорается. Ну и, конечно, специальные продукты для чистки утюжков и щипцов никто не отменял.

Так какие инструменты выбрать для работы в каждом конкретном случае? Никаких готовых рецептов тут нет. Выбор инструмента зависит от результата, которого вы хотите добиться, а также от ваших привычек и предпочтений. Надо только помнить, что чем меньше диаметр инструмента, тем круче получится завиток.

«Я использую все возможные размеры инструментов для создания локонов и кудрей в зависимости от желаемого стиля: начиная от утюжков и щипцов до бигуди и бумерангов, — рассказывает Гари Тейлор, основатель и владелец Edward&Co. — В салоне мы также часто используем клеммы и вертикальное накручивание просто на пальцы, чтобы придать локонам нужную форму перед тем, как заколоть их зажимом». «Инструмент, без которого я не могу обойтись, — это утюжок, — признаётся Юлия Художникова. — Он даёт гарантированный длительный результат. Я использую четыре техники, которые сформировались в процессе моей работы. Они называются так же, как и конечная текстура: Nudewave, Hollywoodwave, Glamwave, Volumewave».

«Мы используем в салоне утюжки, щипцы, диффузор и фен. В большинстве случаев я выбираю щипцы, это быстро и даёт естественный результат, — говорит Арьян Беверс, владелец салона Avanti, Нидерланды. — Но если волосы очень прямые, устойчивые к завитку, то я беру утюжки, они сильнее. Они как бы впечатывают стайлинг и завиток в волосы. Конечно, в такой ситуации я выбираю более мелкий завиток, потому что даже если он начнёт ослабляться, всё равно что-то останется. Я наношу сухой спрей сильной фиксации, делаю накрутку утюжком от корней к кончикам, а потом прочёсываю щёткой». Кстати, продукты для «кудрявого» стайлинга — это отдельная история. Начнём?

Колдовские зелья

Косметическая промышленность бесперебойно поставляет всё новые и новые продукты для стайлинга. И половина, если не больше, этих продуктов предназначена для создания кудрей, локонов, волн и текстуры. А всё потому, что одной баночкой волшебного средства тут не обойдёшься. Нет, каждый этап создания кудрей требует особого продукта для стайлинга.

Этап первый — термозащита. Мы надеемся, среди наших читателей нет мастеров, которые готовы рискнуть здоровьем волос клиента. Вряд ли вы хотите, чтобы расплатой за кудри стали пережжённые и ломкие волосы. Так что средства для термозащиты должны навечно поселиться на вашем рабочем месте. Термозащита бывает разная для разного типа волос. Для тонких волос — лёгкие спреи и кремы, для плотных и жёстких — сыворотки, флюиды и продукты на масляной основе.

Этап второй — подготовка и завивка. Перед тем как приступить к накручиванию волос на щипцы, бигуди или утюжок, нужно подготовить волосы к укладке. То есть нанести на них мусс или текстурирующий спрей. «Подготовка волос очень важна, — считает Арьян Беверс. — После мытья мы используем спрей Salt Spray в большом количестве и сушим волосы феном до абсолютно сухого состояния. Волосы должны быть на ощупь слегка грязными, не мягкими. Затем мы завиваем волосы на щипцы. Перед тем как накручивать бигуди, мы используем много мусса для объёма или Salt Spray. После накрутки волосы должны полностью высохнуть под сушуаром. Как вы их разберёте — зависит от выбранного стиля. Можно оставить чёткий завиток или расчесать и получить более модный эффект».

«Используйте средства, которые позволят сделать локоны более упругими, наносите перед накруткой пену, спрей, лак, но не перебарщивайте, волосы не должны быть склеенными, — советует Ольга Никифорова. — Дайте локону остыть после накручивания, оставляя его неразобранным или подкладывая в виде кольцевого локона».

Этап третий — фиксация. Фиксация кудрей — этап обязательный. И тут есть своя тонкость. С одной стороны, клиент хочет, чтобы кудри радовали его как можно дольше, а с другой — укладка должна выглядеть естественно, поэтому не оставляйте на волосах всё содержимое баллончика с лаком. Выбирайте лаки, которые дают гибкую фиксацию и не склеивают пряди — даже самые красивые кудри теряют всё очарование, если они напоминают застывшую лаву.

Божественный подарок

А что делать тем, кому волнистые или кудрявые волосы достались не от парикмахера, а от природы? Жить и радоваться? Как бы не так. Чтобы вьющиеся волосы смотрелись действительно красиво, очень важно сделать правильную стрижку. Стрижки для вьющихся волос — это тема отдельной статьи, но вот вам пара советов от человека, который действительно умеет работать с кудрявыми волосами: «Я очень люблю работать с вьющимися волосами бритвой, — делится своим опытом Гари Тейлор, основатель и владелец Edward&Co. — Я люблю гибкость, которую она даёт, даже когда выполняешь активную форму. Ещё в стрижке на вьющихся волосах важно не убирать углы на крупно выделенной секции».

Предположим, что более или менее идеальная стрижка уже есть. Объяснить клиенту, как с этим жить дальше, прямая обязанность парикмахера. Правильный уход поможет сделать локоны более чёткими, оформленными, ухоженными и блестящими. Профессиональные уходы для вьющихся волос, как правило, выполняют почти всё, что обещали. Но для некоторых типов волос — жёстких, плотных, с тугим или мелким завитком — лучше работают продукты для разглаживания. Они не разглаживают волосы до гладкости, но слегка их «расслабляют», и вместо торчащих жёстких пружинок мы видим мягкие блестящие кудри. «Кудрям нужно увлажнение. Всегда используйте хороший увлажняющий шампунь и кондиционер, — призывает Арьян Беверс. — Один раз в неделю делайте маску. Если у вас нет такого ухода, смешайте кондиционер с маслом для волос, нанесите и оставьте минимум на 10 минут».

Несмываемые уходы помогают кудрям оставаться увлажнёнными и чёткими весь день. Перебарщивать с количеством всё же не стоит, особенно если волосы тонкие. Есть риск получить вялые «переваренные спагетти», которые не держат завиток. Как вариант можно не промывать кондиционер до конца.

Люди с вьющимися волосами в основном и сами знают, что фен — это не их выбор. Сушка феном должна быть только с диффузором. Еще лучше сушить их естественным способом. «Мы используем диффузор для сушки вьющихся волос, но вообще я сторонник того, чтобы такие волосы высыхали естественно, — говорит Ричард Эшфорт, международный творческий директор SACO. — Мы даже используем инфракрасные лампы нагрева для сушки, чтобы усилить натуральные характеристики локонов». «Если к вам пришёл человек с вьющимися от природы волосами, то фен с диффузором будет идеальным вариантом, — соглашается с коллегой Арьян Беверс. — После мытья мы используем продукт для активации кудрей и затем очень аккуратно сушим волосы. Не торопитесь! Фен должен работать на низкой скорости, чтобы не распушать завиток».

Кроме привычных спреев, муссов и кремов для укладки вьющихся волос можно использовать пудры для волос — это практически идеальное средство, чтобы придать объём у корней уже сухим волосам. «Когда мне нужно создать объём на сухих вьющихся волосах, я использую пудру для волос, — говорит Гари Тейлор. — Она работает изумительно! Я наношу её на корни и прорабатываю, перед тем как работать по всей длине локонов».

Думай медленно — решай быстро

Давайте обозначим примерный порядок действий во время работы с клиентом. Сначала диалог и определение того, какой нужен результат. Это совместная работа, которая требует от парикмахера вдумчивого общения и умения правильно и убедительно объяснять свою точку зрения. Ведь клиентки не всегда до конца понимают, что они хотят, и ещё реже понимают, как это будет выглядеть на самом деле. Когда цели поставлены и клиент примерно понимает, что он покупает, парикмахер выбирает инструменты, технику работы и продукты стайлинга.

К счастью, здесь мы можем сосредоточиться и сделать профессиональный выбор без непременного диалога с клиентом. Множество начинающих мастеров обожглись на том, что доверили клиенту выбрать инструмент или технику работы. Так и хочется сказать: «Парикмахер! Бди!». Ведь женщины иногда так убедительны, и от их слов так хочется расслабиться и уже не принимать никаких решений, но это опасный путь. Парикмахер должен точно понимать, какого эффекта какой техникой и продуктами он может добиться. Вот ещё немного коротких советов, которые помогут избежать распространённых ошибок.

1. Лёгкие, мягкие волны Отлично подходят для очень длинных волос. Для мягкого изгиба на концах расчесать щёткой.

2. Крупные, ниспадающие локоны Подходят для придания формы длинным волосам. Можно оставить как есть после завивки, можно слегка взбить руками.

3. Крупные, упругие локоны Подходят для создания объёмной причёски на длинных волосах, визуально сокращает длину волос. После завивки разделить пальцами.

4. Свободные локоны на средней длине Подходят для создания повседневных причёсок из лёгких локонов на коротких волосах и волосах средней длины. Можно слегка расчесать после завивки для придания эффекта натуральных волн.

5. Плотные, чётко очерченные локоны Идеальны для создания ретро-стиля или пляжных локонов на коротких и средних волосах.

6. Винтажные, текстурированные локоны Идеальны для создания чётких спиральных локонов, можно оставить после завивки как есть или расчесать по всей длине щёткой.

7. Гладкие упругие локоны Подходят для создания чётких, упругих локонов. Можно оставить после завивки как есть или слегка взбить руками.

8. Упругие, мелкие завитки Подходят для создания чётких локонов и объёма на очень длинных волосах.



Кудри и локоны всегда имели для женщин какое-то особое, почти мистическое значение. В истории парикмахерского искусства можно было найти немало способов завивки волос, но до XX века кудри и локоны были недолговечны.

Локоны считались красивыми во все времена. По свидетельствам археологов, что-то вроде бигуди существовало уже за несколько тысячелетий до нашей эры.

История завивки волос начинается с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Чем пышнее и сложнее была прическа, тем выше социальный статус был у того, кто ее носил. Между прочим, отношение к волосам и способу их укладки как к одному из признаков сословной принадлежности, у многих народов сохранится вплоть до конца XIX века, о чем свидетельствует вся история прически.

Древний Египет

Самые ранние доказательства того, что парикмахерское дело было хорошо знакомо людям древности, дошли до нас со времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Профессия парикмахера была очень почитаема в Древнем Египте, конечно же, позволить себе услуги парикмахера могли только высшие сословия, знать и жрецы. Уже тогда были известны основные приемы украшения волос — завивка, окрашивание и обесцвечивание. Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Волосы заплетались в тугие многочисленные косички, располагали их плотными рядами, или делалась завивка при помощи холодной укладки, называемой «мокрой». Волосы наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, сушили их под жарким солнцем, после высыхания комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями, клейкими составами.


Древняя Греция

Голову гречанки трудно представить без изысканных завитков и плетений в прическе. Древние парикмахеры делали прически тщательно и искусно. Волосы завивались на железные стержни, называемые «каламисами» (от грец. calamistrum). Тяжелые и густые волосы гречанок убирались с особой тщательностью, украшались диадемами, обручами и лентами. Самая популярная прическа в Древней Греции, представляла собой непростую конструкцию: волосы, завитые в локоны, разделялись на прямой пробор, зачесывались назад, собирались в узел и украшались драгоценностями.


Древний Рим

В моде у древних римлянок была очень крутая завивка волос, которая еще и сопровождалась начесом. Волосы накручивали на специальные палочки и на горячие железные пруды. Мастера-парикмахеры старались перещеголять друг друга в изобретательности и необычности. Крылатая фраза парикмахеров Древнего Рима: «Легче пересчитать желуди на дубе, чем перечислить прически римлянок«. Знатные римлянки украшали кудри ювелирными украшениями, женщины низших сословий вплетали в прическу нарядные ткани.


Средневековье

Строгое Средневековье — период церковных гонений и инквизиций считает желание человека выглядеть «лучше, чем он есть» крайним греховным проявлением плоти. Но, по-прежнему романтические локоны — обязательный атрибут прекрасной дамы, ради которой готовы на подвиги рыцари.


XVII-XIX вв.

На смену мрачному средневековью, подчеркнутой скромности причесок приходит эпоха выразительности и многообразия декора в прическе.


С середины XVII века в Испании зарождается новый стиль — Барокко, который быстро распространяется по всей Европе. Законодательницей моды признается Франция. В парикмахерском искусстве царят сложные объемные прически с обязательными локонами. Накручивались волосы с помощью папильоток и горячих прутьев. Популярна прическа «а ля Фонтаж» — завитые пряди протягивались сквозь ленты и кружево. Постепенно прическа из мягкой и низкой превратилась в высокую башню — ленты и кружева для прически крахмалили и декорировали.

Стиль Рококо уменьшил высоту причесок до более разумных размеров, благодаря «маленькой женщине«, фаворитке Людовика XV Маркизе де Пампадур. Однако пышные кудри и упругие локоны по-прежнему обязательны в дамских прическах.


XIX век возрождает культ античности, классицизма, греческий и римский дух. В 20-х годах XIX века в Вене возникает стиль Бидермейер — прически из пышных локонов уложены в стиле античной архитектуры. Модницы желали походить на древние статуи. Появляются и довольно короткие прически для женщин — волосы до плеч, обнажающие шею, завитые на концах. В целом, волосы укладываются более естественно и просто, однако локоны и кудри — неизменный элемент композиции из волос.


Король Людовик XVI дал возможность для развития парикмахерского искусства и методик завивки. Он ввел в моду завитые парики, а также поддерживал исследования и опыты на волосах, что привело к началу новой традиции в парикмахерском искусстве. Эта французская традиция до сих пор известна своим вкусом и возможностями мастеров.

Изобретение современных способов завивки

В 1872 году француз Марсель Гатлю изобрел плойку. Точнее, усовершенствовал щипцы для завивки, ведь европейцы пользовались ими уже давно.



Плойку нагревали от газовой горелки и зажимали ею волосы: если зажать прядь выемкой вниз, получится впадина, если вверх — выпуклость.

Так появилась «марсельская волна», самая популярная прическа первой половины XX века.


Парикмахерам приходилось изрядно помучиться с плойкой: трудно было добиться равномерного нагревания, так что перед тем, как приложить ее к волосам, плойку подносили к бумажке. Если бумага вспыхнет, то и волосы будут испорчены. Значит, надо щипцы остудить.
Кроме того, «марсельская волна» держалась не так уж долго.


Прорыв случился в 1905 году, когда немец Карл-Людвиг Несслер продемонстрировал свое изобретение — аппаратную химическую завивку. В 1901 году немецкий цирюльник Карл Несслер переехал в Лондон. Именно здесь и состоялась первая публичная демонстрация его нового метода завивки волос. Несслер работал над идеей длительной завивки еще с 1896 года. Ему, как и любому парикмахеру, было известно, что парикам волны и завитки придавались при помощи химической завивки, но реактивы, которые применялись для этих целей, невозможно было использовать на живых волос. Несслер упорно искал способ пригодный для придания волосам долговременной завивки. В результате он придумал нагревающийся электрический аппарат с металлическими стержнями, на которые спирально накручивались волосы, предварительно обработанные раствором гидроксида натрия. Таким методом можно было завивать только длинные волосы, так как сильное нагревание угрожало ожогами кожного покрова головы. Свои опыты Несслер проводил на жене Катарине. Первые две попытки были неудачными и привели к обожженной коже и пережженным волосам.


Наконец настал тот момент, когда Несслер решил продемонстрировать своим коллегам изобретение, при помощи которого можно было произвести химическую завивку. 8 октября 1905 в салоне Несслера на Оксфорд-стрит собрались все лондонские парикмахеры. Волосы фрау Несслер были накручены на двенадцать длинных и довольно тяжелых латунных стержня, подключенных к разогревающемуся электрическому аппарату. Вся процедура продолжалась около пяти часов. После чего голова героической супруги новатора оказалась кудрявой, Но не это удивило сообщество профессионалов, а то, что и на следующий день кудри никуда не исчезли. Позже выяснилось, что держатся они около полугода, за что перманент и получил название «шестимесячная завивка«. Постепенно метод был усовершенствован и к 1909 году стал применяться в Лондоне. Правда ажиотажным спросом он не пользовался, так как был длительным, дорогим (5 фунтов стерлингов) и небезопасным.


Когда началась Первая мировая война немец Несслер был обвинен английскими властями в шпионаже и вынужден бежать под чужим именем в Нью-Йорк. В Америке он обнаружил, что там знакомы с его методом электроперманента, но большинство машин для химической завивки простаивали без дела, так как считались крайне надежными. Несслер открыл несколько салонов в Чикаго, Детройте, Флориде, Филадельфии. А звезды, развивающегося американского кинематографа постепенно своими головами «пробивали» перманенту дорогу в жизнь.


Идея Несслера не давала покоя его собратьям по ремеслу. В 1917 году в Лондоне появились еще два изобретателя электрической завивки. Свои усилия объединили швейцарский иммигрант Эжен Сутер (Eugene Suter), открывший салон в Вест-Энде и Исидоро Калвети (Isidoro Calvete) иммигрант из Испании, имевший в том же районе Лондона мастерские по ремонту и производству электрооборудования для парикмахерских и медицинских учреждений.

В период Первой мировой войны, когда в моду вошли короткие женские стрижки нужно было придумать такие стержни-нагреватели, подключаемые к аппарату, которые не повреждали бы короткие волосы. При помощи идей Сутера и мастерства Калвети стержни-нагреватели были разработаны.


Сутер запатентовал изобретение на свое имя и стал продавать оборудование для химической завивки под маркой Eugene Ltd, а Калвети, разработавший свою собственную продукцию начал продавать её под коммерческим названием Icall Ltd. Конкурирование двух фирм неизбежно привело бывших партнеров к конфликту и судебному разбирательству. К тяжбе присоединился и Карл Несслер, обвинявший Сутера и Калвети в том, что их стержни-бигуди очень похожи на его детище.

Усовершенствование метода перманентной аппаратной завивки продолжалось еще не один год. Применялись электрические и паровые методы. Компании, производящие аппаратуру для перманента расхваливали свои технологии, рекламируя их самыми неожиданными способами. Среди тех, кто внес свою лепту в этот процесс — чешский парикмахер Йозеф Мейер, который в 1924 году предложил очередную версию стержней для накрутки. Сутер и Калвети тоже разрабатывали все новые и новые устройства для химической завивки. В 1934 году Калвети предложил использовать в парикмахерских не стационарный, а передвигающийся аппарат для перманента.

В 30-е годы для улучшения завивки начали применять щелочные компоненты, такие как бура и аммиак. Перманентная завивка становилась все более популярной. Чудо, дававшее женщинам возможность изменять то, чем одарила их природа, усиленно пропагандировали рекламные издания.

До 1930 годов процесс химической завивки проходил эмпирическим путем, каждый парикмахер использовал свой собственный метод. Исидоро Калвети выступил с заявлением, что нужны химические исследования, показывающие как можно воздействовать на структуру человеческих волос. Он провел целый ряд экспериментов, в которых учитывались такие факторы воздействия на волосы как тепло, вода, пар, щелочь, напряжение, плотность накрутки волос, а также значение типа волос для химической завивки. Его практические лекции по этому вопросу оказались весьма популярны среди специалистов парикмахерского дела, и он написал книгу на эту тему.

Стали появляться различные машины для горячей завивки – американские Superma Macdonald, Superma originated by Sartory, немецкая системаWella-Rapid, французская Vapeur Marcel, в 1928 году появилась машина для завивки, изобретенная афроамериканкой Марджори Джойнер (Marjorie Joyner) темнокожей женщиной, работающей в косметологической компании и т.д.

Wella Rapid; 1928 by Marjorie Joyner

Машины для горячей завивки Wella Rapid; машинка изобретенная в 1928 Марджори Джойнер

Попытки перейти на принципиально новый метод долговременной завивки волос без подключения к громоздким электроаппаратам стали предприниматься еще с середины 1920 годов. Так, еще в 1927 году, Натали Уилсон (Natalie Wilson) на очередном Beauty Show в Нью-Йорке показала свою интерпретацию холодной химической завивки, которая делалась при помощи химических реактивов и стержней для накручивания волос.

В 1931 году в Соединенных Штатах был придуман, так называемый, безмашинный метод Ральфа Эванса и Эверетта Макдоно. На Beauty Show в Чикаго они продемонстрировали, как при помощи стержней и сульфидных препаратов можно сделать волосы кудрявыми. Химическую завивку сооружали на голове клиента в салоне и отправляли домой, а раскручивать волосы он возвращался в салон лишь наутро. Подобную завивку прозвали «ночной волной».

В 1936 году появились первые беспроводные приборы с контролируемым нагревом.

И лишь в 1938 году в США Арнольд Виллат (Arnold F. Willatt), применив в качестве реактива производное тиогликолевой кислоты — тиогликолят аммония, изобрел холодную завивку, которая стала предшественницей современной химии. Наконец-то было найдено химическое вещество, которое разрушало природную структуру волос и создавало новую структуру, поэтому волосы без всяких нагревательных аппаратов при накручивании на стержни-бигуди приобретали устойчивую волнистую форму, которая закреплялась при помощи окисляющего лосьона на основе перекиси водорода. Изначально весь процесс занимал несколько часов при комнатной температуре. В 30-е и 40-е года оба вида химической завивки (горячий и холодный) пользовались большим спросом. На прогрессивный метод обратила внимание даже сильная половина человечества.

Нововведение подоспело к расцвету в кинематографе стиля гламур, зарождающегося в 30-годы и достигшего своего расцвета в 40-е. Звезды кинематографа того времени появлялись на киноэкранах с изумительными прическами, а главной темой этих причесок были волны и локоны. Женщины, выходя из кинотеатров, начинали мечтать о таких же роскошных укладках. Но в отличие от кинодив, у них не было персональных парикмахеров, укладывающих волосы перед каждым выходом из дома. А ежедневное накручивание на бигуди очень надоедало. И вдруг такой подарок, долговременная завивка без всяких подключений к аппаратуре!

На косметическом рынке стали появляться все новые и новые составы для холодного перманента. Свою революционную по тем временам продукцию предлагали такие знаменитые ныне компании как L’Oreal, Wella, Schwarzkopf и т.д. Причем каждая из них претендовала на первенство в этой области индустрии красоты.


Прически 40-50-х годов

Кинофильмы, реклама, модные журналы постепенно делали свое дело, и химическая завивка получала всё большую популярность у женщин. Америка и Европа 40-х, за исключением Германии, стали активными потребителями перманента. В Германии же, в 1943 году, химическая завивка и окрашивание волос, были запрещены, так как считалось, что повышенная кудрявость мало соответствует образу истинной арийской фрау.

Модные прически 50-х годов, с их пышностью, объемами, очень часто делались на основе химической завивки.

В Советской России после 1936 года появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Перманент, становится очень популярным, хотя и считается довольно опасной процедурой, можно остаться с поврежденными волосами. К 40-м годам термическая завивка прочно входит в арсенал услуг дамского парикмахера. Именно аппаратный перманент, несмотря на то, что в Америке и Европе начали делать холодную химическую завивку, надолго прижился в СССР, и стал излюбленной процедурой советских женщин. Ведь каждой из них так хотелось быть похожей на героинь из фильмов 40-х годов.

Первые патенты на химическую завивку в нашей стране были заявлены еще в 1935 году, однако доработка и внедрение ее тянулись до начала 50-х годов. А массовое введение холодной химической завивки в практику дамских салонов началось примерно с 1955 года. Вытеснение из обихода аппаратного перманента произошло только в середине 60-х годов. Хотя парикмахерские предлагали услугу перманентной шестимесячной завивки на электроаппарате вплоть до 70-х годов и среди советских женщин находились стойкие поклонницы этого метода. А короткая стрижка с завитыми волосами стала любимой прической отечественных модниц.

В 1970-е годы была изобретена кислотная химическая завивка, более мягко воздействующая на волосы.


Сейчас процесс химической завивки волос занимает всего 15-30 минут. Современная индустрия красоты предлагает невероятное количество видов долговременной завивки. Как знать, возможно, то, что сейчас является прогрессивной суперсовременной технологией, через определенный отрезок времени тоже станет историей.

Кудрявый завиток

Пышные кудрявые волосы, упругие локоны, озорные завитки, мягкие волны волос – во все времена волнистые волосы делали прическу более стильной, выразительной. Озорные кудряшки придают облику очарование и романтичность, локоны – законченность изысканной прическе, слегка вьющиеся волосы делают прическу объемной и женственной. Кудрявые волосы от рождения не все люди рассматривают как подарок судьбы. Многие обладательницы кудрявых шевелюр прилагают массу усилий, чтобы выпрямить волосы, сделать их более гладкими и послушными. Однако почти все обладатели прямых волос при создании прически прибегают к завивке – это может быть незначительный штрих на кончиках волос, придающий форму, или пышная объемная шевелюра. В наш просвещенный век мы, завивая волосы, пользуемся щипцами для волос, насадками для фена, термобигуди, прибегаем к химической завивке. Однако в масштабах мировой истории эти незаменимые приспособления и способы завивки появились сравнительно недавно, а локоны и кудряшки украшали головы прелестниц испокон веков.

Древняя Греция

Парикмахерское искусство древнего мира наибольшее развитие получило в Греции. Голову гречанки трудно представить без изысканных завитков и плетений в прическе. Парикмахеры делали прически тщательно и искусно. Волосы завивались на железные стержни, называемые «каламисами», а парикмахеров, выполнявших эту процедуру, именовали «каламистрами». Тяжелые и густые волосы гречанок убирались с особой тщательностью, украшались диадемами, обручами и лентами. Самая популярная прическа В Древней Греции, представляла собой непростую конструкцию: волосы, завитые в локоны, разделялись на прямой пробор, зачесывались назад, собирались в узел и украшались драгоценностями. Те, кто не мог позволить себе услуги каламистра, чтобы добиться модных волн, заплетали влажные волосы в косички, высушивали, потом распускали и укладывали в прическу.

Древний Рим

Замысловатые прически древних римлянок не раз становились объектом шуток и злых эпиграмм. В моде была очень крутая завивка волос, которая еще и сопровождалась начесом. Волосы накручивали на специальные палочки и на горячие железные пруты. Если природной густоты волос не хватало, выручали пышные парики. Мастера-парикмахеры старались перещеголять друг друга в изобретательности и необычности. Крылатая фраза парикмахеров Древнего Рима: «Легче пересчитать желуди на дубе, чем перечислить прически римлянок». Знатные римлянки украшали кудри ювелирными украшениями, женщины низших сословий вплетали в прическу нарядные ткани.

Были в прическах Древнего Рима и африканские нотки. Так голову Мессалины Валерии – жены Клавдия - украшает прическа из волос, заплетенных в мелкие косички, убранные на затылке и декорированная драгоценностями.

Средневековье

Строгое Средневековье – период церковных гонений и инквизиций считает желание человека выглядеть «лучше, чем он есть» крайним греховным проявлением плоти. Но, по-прежнему романтичные локоны – обязательный атрибут прекрасной дамы, ради которой готов на подвиги верный рыцарь. В романе «Тристан и Изольда» воспевается прекрасная белокурая кудрявая Изольда, к которой воспылал страстью Тристан после того, как ласточка принесла ему в клюве волос красавицы. Любовная лирика восхищается струящимися белокурыми кудрями волос, в то время, как женские головы украшает скромное убранство из накидок, платков и чепцов.

XVII-XIХвв.

В природе и в мире все подчиняется законам цикличности, поэтому на смену подчеркнутой скромности причесок вновь возвращается эпоха выразительности и многообразия декора в прическе. С середины ХVII века в Испании зарождается новый стиль – Барокко, который быстро распространяется по всей Европе. Законодательницей моды признается Франция. В парикмахерском искусстве царят сложные объемные прически с обязательными локонами. Накручивались волосы с помощью папильоток и горячих прутьев. Популярна прическа «а ля Фонтаж» - завитые пряди протягивались сквозь ленты и кружево. Название прическе дано в честь имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Как многие знаменитые прически, она появилась случайно – на охоте у де Фонтаж растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришел в восхищение и попросил фаворитку носить такую прическу всегда. Постепенно прическа из мягкой и низкой превратилась в высокую башню – ленты и кружева для прически крахмалили и декорировали.

Стиль Рококо (ХVIIв) уменьшил высоту причесок до более разумных размеров, благодаря «маленькой женщине», любимице Людовика ХV маркизе де Помпадур. Однако пышные кудри и упругие локоны по-прежнему обязательны в дамских прическах.

ХIХ век возрождает культ античности, классицизма, греческий и римский дух. В 20-х гг ХIХ века в Вене возникает стиль Бидермейер – прически из пышных локонов уложены в стиле античной архитектуры. Модницы желали походить на древние статуи. Появляются и довольно короткие прически для женщин – волосы до плеч, обнажающие шею, завитые на концах. Эта прическа называлась «а ля Титус» и появилась в память казненных на гильотине (перед казнью волосы коротко остригали). В целом, волосы укладываются более естественно и просто, однако локоны и кудри – неизменный элемент композиции из волос.

Изобретение современных способов завивки

В 1881 году французом Марселем были изобретены щипцы для завивки волос. А в 1904 немец Шарль Нестле обнародует химический способ завивки волос с применением обогрева. По настоящему популярной химическая завивка становится в 70-е годы ХХ века. В 70-80 гг химическая завивка пользуется огромным спросом не только среди женщин, но и среди мужчин. Упругие локоны на длинных волосах постепенно ушли в прошлое, но пышные кудрявые объемные шевелюры в моде и по настоящее время. С помощью завитка можно воссоздать любой стиль. Возможно, поэтому он пользуется неизменной популярностью во все времена.


История появления локонов и кудрей уходит корнями в глубокое прошлое. Мода на них возникла более трех тысяч лет назад. Ученые-археологи и по сей день во время раскопок находят бигуди, сделанные из глины.

В современном мире существует огромное множество различных видов кудрей и локонов с самыми различными названиями.

Средние в виде штопора, легкие и небрежные, спиралевидные, зигзагообразные, пляжные и американские, естественные – это все о локонах. Кудри тоже поражают своим разнообразием: афро кудри, кудри ангела, кукольные и многие другие.

Советы по формированию

Для этого можно взять маркер (или что-либо другое) и обвести им отражение вашего лица в зеркале, предварительно убрав волосы за уши. Далее смотрят на получившееся изображение и устанавливают тип своего лица.


  • Обладательницам так называемого овального (классического) типа лица подходят все виды причесок. Такая форма является идеальной и для остальных типов лиц необходимы локоны или кудри максимально приближающие их к классическим пропорциям.
  • Для круглой формы, которой характерно наличие широких скул, не рекомендуются мелкие кудри и объемные крупные локоны. Подойдут прически с легкими естественными волнами на волосах средней длины, которые можно сделать превратив каждую предварительно обработанную муссом прядь в жгут и направив на нее струю теплого воздуха из фена.
  • Прямоугольный (вытянутый) тип лица имеют люди с высоким лбом и вытянутым подбородком, примерно равными по ширине. Для такой формы мягкие локоны и кудри будут идеальной прической, зрительно округляющей лицо. Создать их можно, используя или крупные бигуди или обыкновенную плойку.
  • Широкие лоб и подбородок, равные по ширине, присущи людям с квадратным типом лица. Кудри в таком случае возможны, но не желательны. Намного лучше будут выглядеть объемные летящие локоны, сделанные с помощью крупных бигудей, мусса и слегка взбитые пальцами для большего объема. Лак для такой прически не нужен.
  • Для треугольного и ромбовидного типов нежелательны короткие стрижки. Выигрышно будут смотреться средние и длинные волосы, с объемом на концах в виде локонов, чтобы визуально расширить нижнюю часть лица.
  • Форма лица с небольшой верхней и средней, но расширяющейся к низу частями лица называется трапециевидной. Обладающие ей люди могут спокойно делать химическую завивку на короткие и средние волосы. Такие кудри скроют массивную нижнюю часть лица. Сделать их можно как с помощью простой плойки, так и мелких бигудей, фена и мусса для волос.


Перед использованием фена, плойки, утюжка обязательно необходимо наносить термозащитное средство. Оно создаст на волосах тонкую пленку, которая убережет их от негативного влияния температуры. Мусс или другое средство для укладки нужны тогда, когда не используется лак. Они придают прическе большую подвижность и естественность.

Фото разных типов кудрявых локонов и способы, как их сделать


Такой вид кудрей отличается от обычных небольшими, одинаковыми по величине завитками, начинающимися прямо от корней. Чтобы они были максимально естественными, не стоит при создании такой прически использовать лак. Его можно заменить пенкой для укладки. Способов получения кудрей афро достаточно много, чтобы найти подходящий.

    Плойка для гофре.

  • На чистые волосы наносят термозащиту.
  • Берут небольшую прядь и, зажав ее у корней наматывают локон на плойку.
  • Бигуди.
    • Мокрые волосы слегка отжимают полотенцем и прочесывают расческой с редкими зубьями.
    • Берут небольшую прядь и, фиксируя кончик, оборачивают вокруг бигуди (следует брать бигуди с малым диаметром).
    • После полного высыхания снимают все бигуди и слегка взбивают волосы пальцами для создания объема.
  • Пляжные


    Эти локоны универсальны и подходят практически всем. Для их создания можно использовать любой спрей для фиксации.

    1. Фен.
      • На слегка влажные волосы наносят легкое фиксирующее средство.
      • Скручивают пряди в жгуты и просушивают теплым воздухом фена.
    2. Утюжок для волос.
      • Подсушенные волосы заплетают в одну или несколько не толстых кос.
      • Аккуратно проводят утюжком по всей длине косы.
    3. Естественный способ.
      • Влажные волосы скрутить в жгуты и закрепить.
      • Оставить до полного высыхания.

    Небрежные


    Плюсом такой прически является то, что она великолепно смотрится и уместна в любых ситуациях, а также просто и быстро делается.

    Обыкновенная плойка:

    • На волосы наносят термозащитное средство.
    • Делят их на четыре части и начинают накручивать на плойку, оставляя кончик свободным.
    • Слегка взбивают прическу и обрабатывают лаком.

    Волосы ангела


    Это биозавивка, в результате которой под влиянием состава, наносимого на голову, изменяется структура волос и они превращаются в мягкие естественные кудри. Помимо этого завивочное средство питает волосы и обогащает их протеином.

    Эффект «кудрей ангела» держится до 3 месяцев и может быть использован даже при очень поврежденных волосах.

    Американские


    Подобные локоны дарят своей обладательнице неуловимый шарм и женственность.

    1. Фен.
      • Мокрые волосы подсушивают полотенцем, наносят термозащиту и специальное средство для укладки.
      • Берут небольшую прядь и с помощью круглой расчески начинают сушить все пряди, слегка подкручивая каждую от корней к кончикам.
    2. Обычная плойка.
      • Хорошо расчесывают волосы и делают пробор.

    Ломанные


    Подобная прическа выглядит очень оригинально и собирает восхищенные взгляды.

    Утюжок для волос:

    • Берут небольшую прядь и полностью заворачивают ее в полоску фольги, равную по длине волосам.
    • Затем завернутую фольгу складывают в виде гармошки и прогревают утюжком.

    Естественные


    Создание таких локонов, несмотря на кажущуюся простоту, займет время.

      Фен.
        На влажные волосы наносят термозащиту и скручивают в спиральки.

    Локоны-спиральки


    Такая прическа не занимает много времени, а главное – подходит практически всем.

    1. Естественный.
      • Обработать сухие чистые волосы муссом для укладки.
      • Заплести колосок.
      • После просушить его феном и обработать локоны лаком.
    2. Средние бигуди.
      • На чистые влажные волосы нанести мусс.
      • Отделив небольшую прядку накрутить ее вокруг бигуди.
      • После высыхания волос бигуди снять и воспользоваться лаком для волос.

    Локоны или кудри – это универсальная прическа, которая подойдет для любого мероприятия. Главное – подобрать именно тот вид прически, которая подойдет к типу лица, сделает его идеальным.



    Кудри и локоны всегда имели для женщин какое-то особое, почти мистическое значение. В истории парикмахерского искусства можно было найти немало способов завивки волос, но до XX века кудри и локоны были недолговечны.

    Локоны считались красивыми во все времена. По свидетельствам археологов, что-то вроде бигуди существовало уже за несколько тысячелетий до нашей эры.

    История завивки волос начинается с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Чем пышнее и сложнее была прическа, тем выше социальный статус был у того, кто ее носил. Между прочим, отношение к волосам и способу их укладки как к одному из признаков сословной принадлежности, у многих народов сохранится вплоть до конца XIX века, о чем свидетельствует вся история прически.

    Древний Египет

    Самые ранние доказательства того, что парикмахерское дело было хорошо знакомо людям древности, дошли до нас со времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Профессия парикмахера была очень почитаема в Древнем Египте, конечно же, позволить себе услуги парикмахера могли только высшие сословия, знать и жрецы. Уже тогда были известны основные приемы украшения волос — завивка, окрашивание и обесцвечивание. Прически знати отличались пышностью, простонародья — скромностью и сдержанностью. Волосы заплетались в тугие многочисленные косички, располагали их плотными рядами, или делалась завивка при помощи холодной укладки, называемой «мокрой». Волосы наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, сушили их под жарким солнцем, после высыхания комки грязи отваливались, волосяные пряди завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками. В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями, клейкими составами.


    Древняя Греция

    Голову гречанки трудно представить без изысканных завитков и плетений в прическе. Древние парикмахеры делали прически тщательно и искусно. Волосы завивались на железные стержни, называемые «каламисами» (от грец. calamistrum). Тяжелые и густые волосы гречанок убирались с особой тщательностью, украшались диадемами, обручами и лентами. Самая популярная прическа в Древней Греции, представляла собой непростую конструкцию: волосы, завитые в локоны, разделялись на прямой пробор, зачесывались назад, собирались в узел и украшались драгоценностями.


    Древний Рим

    В моде у древних римлянок была очень крутая завивка волос, которая еще и сопровождалась начесом. Волосы накручивали на специальные палочки и на горячие железные пруды. Мастера-парикмахеры старались перещеголять друг друга в изобретательности и необычности. Крылатая фраза парикмахеров Древнего Рима: «Легче пересчитать желуди на дубе, чем перечислить прически римлянок«. Знатные римлянки украшали кудри ювелирными украшениями, женщины низших сословий вплетали в прическу нарядные ткани.


    Средневековье

    Строгое Средневековье — период церковных гонений и инквизиций считает желание человека выглядеть «лучше, чем он есть» крайним греховным проявлением плоти. Но, по-прежнему романтические локоны — обязательный атрибут прекрасной дамы, ради которой готовы на подвиги рыцари.


    XVII-XIX вв.

    На смену мрачному средневековью, подчеркнутой скромности причесок приходит эпоха выразительности и многообразия декора в прическе.


    С середины XVII века в Испании зарождается новый стиль — Барокко, который быстро распространяется по всей Европе. Законодательницей моды признается Франция. В парикмахерском искусстве царят сложные объемные прически с обязательными локонами. Накручивались волосы с помощью папильоток и горячих прутьев. Популярна прическа «а ля Фонтаж» — завитые пряди протягивались сквозь ленты и кружево. Постепенно прическа из мягкой и низкой превратилась в высокую башню — ленты и кружева для прически крахмалили и декорировали.

    Стиль Рококо уменьшил высоту причесок до более разумных размеров, благодаря «маленькой женщине«, фаворитке Людовика XV Маркизе де Пампадур. Однако пышные кудри и упругие локоны по-прежнему обязательны в дамских прическах.


    XIX век возрождает культ античности, классицизма, греческий и римский дух. В 20-х годах XIX века в Вене возникает стиль Бидермейер — прически из пышных локонов уложены в стиле античной архитектуры. Модницы желали походить на древние статуи. Появляются и довольно короткие прически для женщин — волосы до плеч, обнажающие шею, завитые на концах. В целом, волосы укладываются более естественно и просто, однако локоны и кудри — неизменный элемент композиции из волос.


    Король Людовик XVI дал возможность для развития парикмахерского искусства и методик завивки. Он ввел в моду завитые парики, а также поддерживал исследования и опыты на волосах, что привело к началу новой традиции в парикмахерском искусстве. Эта французская традиция до сих пор известна своим вкусом и возможностями мастеров.

    Изобретение современных способов завивки

    В 1872 году француз Марсель Гатлю изобрел плойку. Точнее, усовершенствовал щипцы для завивки, ведь европейцы пользовались ими уже давно.



    Плойку нагревали от газовой горелки и зажимали ею волосы: если зажать прядь выемкой вниз, получится впадина, если вверх — выпуклость.

    Так появилась «марсельская волна», самая популярная прическа первой половины XX века.


    Парикмахерам приходилось изрядно помучиться с плойкой: трудно было добиться равномерного нагревания, так что перед тем, как приложить ее к волосам, плойку подносили к бумажке. Если бумага вспыхнет, то и волосы будут испорчены. Значит, надо щипцы остудить.
    Кроме того, «марсельская волна» держалась не так уж долго.


    Прорыв случился в 1905 году, когда немец Карл-Людвиг Несслер продемонстрировал свое изобретение — аппаратную химическую завивку. В 1901 году немецкий цирюльник Карл Несслер переехал в Лондон. Именно здесь и состоялась первая публичная демонстрация его нового метода завивки волос. Несслер работал над идеей длительной завивки еще с 1896 года. Ему, как и любому парикмахеру, было известно, что парикам волны и завитки придавались при помощи химической завивки, но реактивы, которые применялись для этих целей, невозможно было использовать на живых волос. Несслер упорно искал способ пригодный для придания волосам долговременной завивки. В результате он придумал нагревающийся электрический аппарат с металлическими стержнями, на которые спирально накручивались волосы, предварительно обработанные раствором гидроксида натрия. Таким методом можно было завивать только длинные волосы, так как сильное нагревание угрожало ожогами кожного покрова головы. Свои опыты Несслер проводил на жене Катарине. Первые две попытки были неудачными и привели к обожженной коже и пережженным волосам.


    Наконец настал тот момент, когда Несслер решил продемонстрировать своим коллегам изобретение, при помощи которого можно было произвести химическую завивку. 8 октября 1905 в салоне Несслера на Оксфорд-стрит собрались все лондонские парикмахеры. Волосы фрау Несслер были накручены на двенадцать длинных и довольно тяжелых латунных стержня, подключенных к разогревающемуся электрическому аппарату. Вся процедура продолжалась около пяти часов. После чего голова героической супруги новатора оказалась кудрявой, Но не это удивило сообщество профессионалов, а то, что и на следующий день кудри никуда не исчезли. Позже выяснилось, что держатся они около полугода, за что перманент и получил название «шестимесячная завивка«. Постепенно метод был усовершенствован и к 1909 году стал применяться в Лондоне. Правда ажиотажным спросом он не пользовался, так как был длительным, дорогим (5 фунтов стерлингов) и небезопасным.


    Когда началась Первая мировая война немец Несслер был обвинен английскими властями в шпионаже и вынужден бежать под чужим именем в Нью-Йорк. В Америке он обнаружил, что там знакомы с его методом электроперманента, но большинство машин для химической завивки простаивали без дела, так как считались крайне надежными. Несслер открыл несколько салонов в Чикаго, Детройте, Флориде, Филадельфии. А звезды, развивающегося американского кинематографа постепенно своими головами «пробивали» перманенту дорогу в жизнь.


    Идея Несслера не давала покоя его собратьям по ремеслу. В 1917 году в Лондоне появились еще два изобретателя электрической завивки. Свои усилия объединили швейцарский иммигрант Эжен Сутер (Eugene Suter), открывший салон в Вест-Энде и Исидоро Калвети (Isidoro Calvete) иммигрант из Испании, имевший в том же районе Лондона мастерские по ремонту и производству электрооборудования для парикмахерских и медицинских учреждений.

    В период Первой мировой войны, когда в моду вошли короткие женские стрижки нужно было придумать такие стержни-нагреватели, подключаемые к аппарату, которые не повреждали бы короткие волосы. При помощи идей Сутера и мастерства Калвети стержни-нагреватели были разработаны.


    Сутер запатентовал изобретение на свое имя и стал продавать оборудование для химической завивки под маркой Eugene Ltd, а Калвети, разработавший свою собственную продукцию начал продавать её под коммерческим названием Icall Ltd. Конкурирование двух фирм неизбежно привело бывших партнеров к конфликту и судебному разбирательству. К тяжбе присоединился и Карл Несслер, обвинявший Сутера и Калвети в том, что их стержни-бигуди очень похожи на его детище.

    Усовершенствование метода перманентной аппаратной завивки продолжалось еще не один год. Применялись электрические и паровые методы. Компании, производящие аппаратуру для перманента расхваливали свои технологии, рекламируя их самыми неожиданными способами. Среди тех, кто внес свою лепту в этот процесс — чешский парикмахер Йозеф Мейер, который в 1924 году предложил очередную версию стержней для накрутки. Сутер и Калвети тоже разрабатывали все новые и новые устройства для химической завивки. В 1934 году Калвети предложил использовать в парикмахерских не стационарный, а передвигающийся аппарат для перманента.

    В 30-е годы для улучшения завивки начали применять щелочные компоненты, такие как бура и аммиак. Перманентная завивка становилась все более популярной. Чудо, дававшее женщинам возможность изменять то, чем одарила их природа, усиленно пропагандировали рекламные издания.

    До 1930 годов процесс химической завивки проходил эмпирическим путем, каждый парикмахер использовал свой собственный метод. Исидоро Калвети выступил с заявлением, что нужны химические исследования, показывающие как можно воздействовать на структуру человеческих волос. Он провел целый ряд экспериментов, в которых учитывались такие факторы воздействия на волосы как тепло, вода, пар, щелочь, напряжение, плотность накрутки волос, а также значение типа волос для химической завивки. Его практические лекции по этому вопросу оказались весьма популярны среди специалистов парикмахерского дела, и он написал книгу на эту тему.

    Стали появляться различные машины для горячей завивки – американские Superma Macdonald, Superma originated by Sartory, немецкая системаWella-Rapid, французская Vapeur Marcel, в 1928 году появилась машина для завивки, изобретенная афроамериканкой Марджори Джойнер (Marjorie Joyner) темнокожей женщиной, работающей в косметологической компании и т.д.

    Wella Rapid; 1928 by Marjorie Joyner

    Машины для горячей завивки Wella Rapid; машинка изобретенная в 1928 Марджори Джойнер

    Попытки перейти на принципиально новый метод долговременной завивки волос без подключения к громоздким электроаппаратам стали предприниматься еще с середины 1920 годов. Так, еще в 1927 году, Натали Уилсон (Natalie Wilson) на очередном Beauty Show в Нью-Йорке показала свою интерпретацию холодной химической завивки, которая делалась при помощи химических реактивов и стержней для накручивания волос.

    В 1931 году в Соединенных Штатах был придуман, так называемый, безмашинный метод Ральфа Эванса и Эверетта Макдоно. На Beauty Show в Чикаго они продемонстрировали, как при помощи стержней и сульфидных препаратов можно сделать волосы кудрявыми. Химическую завивку сооружали на голове клиента в салоне и отправляли домой, а раскручивать волосы он возвращался в салон лишь наутро. Подобную завивку прозвали «ночной волной».

    В 1936 году появились первые беспроводные приборы с контролируемым нагревом.

    И лишь в 1938 году в США Арнольд Виллат (Arnold F. Willatt), применив в качестве реактива производное тиогликолевой кислоты — тиогликолят аммония, изобрел холодную завивку, которая стала предшественницей современной химии. Наконец-то было найдено химическое вещество, которое разрушало природную структуру волос и создавало новую структуру, поэтому волосы без всяких нагревательных аппаратов при накручивании на стержни-бигуди приобретали устойчивую волнистую форму, которая закреплялась при помощи окисляющего лосьона на основе перекиси водорода. Изначально весь процесс занимал несколько часов при комнатной температуре. В 30-е и 40-е года оба вида химической завивки (горячий и холодный) пользовались большим спросом. На прогрессивный метод обратила внимание даже сильная половина человечества.

    Нововведение подоспело к расцвету в кинематографе стиля гламур, зарождающегося в 30-годы и достигшего своего расцвета в 40-е. Звезды кинематографа того времени появлялись на киноэкранах с изумительными прическами, а главной темой этих причесок были волны и локоны. Женщины, выходя из кинотеатров, начинали мечтать о таких же роскошных укладках. Но в отличие от кинодив, у них не было персональных парикмахеров, укладывающих волосы перед каждым выходом из дома. А ежедневное накручивание на бигуди очень надоедало. И вдруг такой подарок, долговременная завивка без всяких подключений к аппаратуре!

    На косметическом рынке стали появляться все новые и новые составы для холодного перманента. Свою революционную по тем временам продукцию предлагали такие знаменитые ныне компании как L’Oreal, Wella, Schwarzkopf и т.д. Причем каждая из них претендовала на первенство в этой области индустрии красоты.


    Прически 40-50-х годов

    Кинофильмы, реклама, модные журналы постепенно делали свое дело, и химическая завивка получала всё большую популярность у женщин. Америка и Европа 40-х, за исключением Германии, стали активными потребителями перманента. В Германии же, в 1943 году, химическая завивка и окрашивание волос, были запрещены, так как считалось, что повышенная кудрявость мало соответствует образу истинной арийской фрау.

    Модные прически 50-х годов, с их пышностью, объемами, очень часто делались на основе химической завивки.

    В Советской России после 1936 года появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Перманент, становится очень популярным, хотя и считается довольно опасной процедурой, можно остаться с поврежденными волосами. К 40-м годам термическая завивка прочно входит в арсенал услуг дамского парикмахера. Именно аппаратный перманент, несмотря на то, что в Америке и Европе начали делать холодную химическую завивку, надолго прижился в СССР, и стал излюбленной процедурой советских женщин. Ведь каждой из них так хотелось быть похожей на героинь из фильмов 40-х годов.

    Первые патенты на химическую завивку в нашей стране были заявлены еще в 1935 году, однако доработка и внедрение ее тянулись до начала 50-х годов. А массовое введение холодной химической завивки в практику дамских салонов началось примерно с 1955 года. Вытеснение из обихода аппаратного перманента произошло только в середине 60-х годов. Хотя парикмахерские предлагали услугу перманентной шестимесячной завивки на электроаппарате вплоть до 70-х годов и среди советских женщин находились стойкие поклонницы этого метода. А короткая стрижка с завитыми волосами стала любимой прической отечественных модниц.

    В 1970-е годы была изобретена кислотная химическая завивка, более мягко воздействующая на волосы.


    Сейчас процесс химической завивки волос занимает всего 15-30 минут. Современная индустрия красоты предлагает невероятное количество видов долговременной завивки. Как знать, возможно, то, что сейчас является прогрессивной суперсовременной технологией, через определенный отрезок времени тоже станет историей.

    Читайте также: