Можно ли выдергивать волосы из носа по исламу

Опубликовано: 17.09.2024

Можно ли женщине брить ноги? Приведите хадисы.

Можно ли женщине или мужчине сбривать волосы на теле?

Можно, если они растут в избытке, а порой и нужно. Брить ноги женщине можно[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[2] относится следующее[3]: стрижка усов[4], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[5], стрижка волос на лобке[6], подмывание водой и обрезание[7]«[8].

Можно ли женщине брить ноги? И где можно брить, а где нельзя? Фируза.

Можно. Запреты на этот счет отсутствуют. Как брить и где, определяется самой женщиной (девушкой).

Можно ли делать эпиляцию (удаление волос на длительный период) на ногах, под мышками и т.д.? Белла.

Я занимаюсь шугарингом — видом депиляции сахарной пастой. Делаю только женщинам. На процедуру приходят как мусульманки, так и немусульманки. Практикующие мусульманки приходят, в основном, на обучение, чтобы в домашних условиях научиться делать себе депиляцию. Преимуществ этого вида депиляции очень много, и при этом она самая безопасная из всех доступных в домашних условиях. Как известно, аурат женщины перед другой женщиной от пупка до колен. Я же работаю в том числе и над зоной бикини. Как можно поступить? Не обучать? Обучать без этой зоны. Но именно на этой зоне часто просят делать депиляцию.

Это ваша работа, вы спокойно выполняете ее, и отношение к вам как к врачу — человек вынужденно оголяет необходимые для врачевания и лечения части тела. А в вашем случае это касается косметических процедур.

О других темах, связанных с женской красотой читайте в следующих материалах:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 462, пояснение к хадису № 5939.

[2] Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.

[3] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

[4] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

[5] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

[6] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

[7] Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

[8] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».


Одним из непременных условий соблюдения Ислама и полноценной веры является поддержание чистоты. Соблюдение гигиены согласно Сунне Пророка ﷺ способствует очищению души и укреплению имана. Из перевода комментариев имама ан-Навави на «Сахих Муслим» вы сможете почерпнуть полезные сведения о чистоте и рекомендуемых действиях по уходу за своим телом.

Хадисы

257. Передаётся от Абу Хурайры (да будет Аллах им доволен): «К фитре относятся пять вещей: обрезание, бритьё волос на лобке, выщипывание волос под мышками, подстригание ногтей и укорачивание усов».

258. Передал Джафар ибн Сулейман от Ибн Малика: «Анас, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Было установлено для нас время для стрижки усов, стрижки ногтей, выщипывания (волос под мышками), чтобы мы не откладывали (эти действия) более чем на сорок ночей"».

259. Передают со слов Ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Подрезайте усы и отпускайте бороды».

260. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал, что Посланник Аллаха ﷺ произнёс: «Укорачивайте усы и оставляйте бороды – будьте отличны от язычников!».

261. Передают со слов Аиши: «Посланник Аллаха ﷺ произнёс: "Десять вещей относятся к фитре: укорачивание усов, оставление бороды, использование сивака, полоскание носа водой, стрижка ногтей, тщательное мытьё суставов, выщипывание волос под мышками, бритьё волос на лобке и подмывание водой (после испражнения)"». Мусаб (передатчик хадиса) сказал: «Я забыл десятое, и это не что иное, как полоскание рта». Кутайба добавил: «Ваки сказал: "Сбрызгивание водой значит подмывание"».

уход за телом

Комментарий имама ан-Навави

Пророк ﷺ разъяснил пять вещей, сказав (что это): «обрезание, бритьё волос на лобке, выщипывание волос под мышками, подстригание ногтей и укорачивание усов».

В другом хадисе говорится: «Десять вещей относятся к фитре: укорачивание усов, оставление бороды, использование сивака, полоскание носа водой, стрижка ногтей, тщательное мытьё суставов (1) , выщипывание волос под мышками, бритьё волос на лобке и подмывание водой (после испражнения)». Мусаб (передатчик хадиса) сказал: «Я забыл десятое, и это не что иное, как полоскание рта».

Слова Пророка ﷺ «фитра – это пять вещей» означают, что пять вещей относятся к фитре, как сказано в другом хадисе: «Десять вещей относятся к фитре», и (фитра) не ограничена только десятью вещами, так как Пророк ﷺ указал на это, сказав: «…относятся к фитре». Аллах знает лучше!

Что такое фитра?

Среди учёных есть разногласия относительно этого слова тут (в этих хадисах). Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Большинство учёных пришли к тому мнению, что это сунна». Так же об этом упомянули множество учёных, которые сказали, что смысл этого слова в том, что это является сунной всех пророков, мир им всем и благословение Аллаха.

Другие сказали: это религия. Далее, большинство из этих деяний не являются обязательными, по мнению учёных, а в некоторых из них есть разногласие об их обязательности – в таких, например, как обрезание, полоскание рта и промывание носа водой. Не запрещается связывать обязательное с необязательным, как, например, сказал Всевышний Аллах (смысл): «Ешьте из этих плодов, когда они созреют, и отдавайте должную милостыню после сборки урожая» (сура «аль-Анам», аят 141). В этом аяте Господь связал необязательное с обязательным. Ведь отдавать должную милостыню (закят) является обязательным, а приём пищи не является обязательным. Аллах знает лучше!

уход за телом

Разъяснение каждого пункта из хадиса

Обрезание

Обрезание является обязательным, по мнению имама аш-Шафии и некоторых учёных, желательным – по мнению имама Малика и большинства учёных (2) . По мнению шафиитов, оно является обязательным как для мужчин, так и для женщин.

Учёные разошлись во мнениях относительно гермафродита (3) . Некоторые сказали, что до совершеннолетия нужно сделать ему обрезание обоих половых органов. Другие сказали, что не делается обрезание, пока не выявится (его половая принадлежность), и это (второе) мнение более сильное.

Что касается того, кто родился с двумя мужскими половыми органами, если они работают, то им обоим следует сделать обрезание, а если работает только один, то обрезание делается рабочему органу. Есть также разногласие в том, в чём проявляется работоспособность (члена): одни говорят, что возможностью мочиться, а другие – способностью совершать половой акт.

гигиена

Если человек умер, не сделав обрезание, то по отношению к нему есть разные мнения:

1. Известное и достоверное – это то, что не делается обрезание, будь покойный ребёнком или взрослым.

2. Взрослому делается обрезание, а ребёнку не делается. Аллах знает лучше!

Бритьё в паховой области

Бритьё в паховой области – это бритье волос на лобке. называется истихдат (дословно – «требование железа»), потому что для этого используются железные инструменты, и это, как правило, бритва. В этом действии (удалении волос) есть красота и чистота. Самое лучшее – это бритьё, но можно стричь, выщипывать и употреблять современные средства удаления волос.

Под бритьём волос на лобке имеется в виду бритьё волос, которые растут над половым органом и вокруг него, также и волосы вокруг женского полового органа. Передаётся от Абу Аббаса ибн Шурейджа, что это и волосы, выросшие вокруг заднего прохода. Из всего этого становится ясным, что желательно брить все волосы, которые растут спереди и сзади на половых органах и вокруг них.

Что касается времени бритья (этих волос), то избранным мнением считается, что их следует брить в зависимости от степени необходимости и длины волос: когда они вырастают, то сбриваются. То же самое и относительно подстригания усов, выщипывания волос под мышками и стрижка ногтей. А что касается хадиса, в котором сказано: «Было установлено для нас время для стрижки усов, подстригания ногтей, выщипывания (волос) под мышками, чтобы мы не откладывали (эти действия) более чем на сорок ночей», то смысл его в том, чтобы люди не откладывали это действие более чем на сорок дней, но не в том, что желательно откладывать на сорок дней (и брить на сороковой). Аллах знает лучше!

гигиена

Стрижка ногтей

Стрижка ногтей – это желательное действие, но не обязательное.

Желательным является начать стрижку с ногтей рук, потом ног. И начать с указательного пальца правой руки, потом среднего, потом безымянного пальца, потом мизинца, потом большого пальца. После этого переходим на левую руку и начинаем с мизинца, потом настаёт черёд безымянного, и так до конца – до большого пальца правой руки. Потом переходим на ноги. Желательно начать стрижку с мизинца правой ноги и закончить мизинцем левой ноги. Аллах знает лучше!

Выщипывание волос под мышками

Выщипывание волос под мышками единогласно является желательным действием. Лучшим является удаление этих волос через выщипывание, если человек может это делать, но можно и брить, и использовать разные средства удаления волос.

Рассказывают от Юнуса ибн Абдуль Аъля: «Я зашёл к имаму Шафии, да смилуется над ним Аллах, и возле него был парикмахер, который брил ему под мышками, и имам Шафии сказал: "Ты знаешь, что сунной является выщипывать из-под мышек, но я не могу терпеть боль от этого"».

Желательным является начинать с правой подмышки.


Укорачивание усов

Укорачивание усов – это сунна, и желательно начинать стрижку с правой стороны. У человека есть выбор: постричь самому или попросить другого помочь в этом, поскольку здесь нет ущемления достоинства и совершения запретного, в отличие от случая с выщипыванием волос под мышками и бритьём в паховой области. Что же касается границ подстригания, то избранное мнение , что , пока не обнажится край губы, но не следует их сбривать. А что касается риваятов «сбривайте усы», то речь идёт о том, что выходит за границы губ. Аллах знает лучше.

Что же касается «отпускайте бороды», то имеется в виду отращивание длинной бороды. И у персов был обычай брить бороду, поэтому Шариатом нам запрещается это делать.

Учёные перечислили двенадцать нежелательных действий, связанных с бородой, и некоторые из них особенно нежелательны.

Первое – окрашивание бороды в чёрный цвет, кроме целей джихада.

Второе – окрашивание в жёлтый цвет ради уподобления праведникам, а не Пророку ﷺ .

Третье – окрашивание бороды в белый цвет серой или чем-то ещё так, что человек приобретает вид старца, желая власти или высокого положения, либо внушая людям, что он шейх.

Четвёртое – выщипывание или бритьё при появлении бороды, для того чтобы молодо или хорошо выглядеть.

Пятое – выщипывание седины.

Шестое – стрижка бороды с целью придать ей форму в качестве украшения, чтобы нравиться женщинам или ради других целей.

Седьмое – увеличение либо уменьшение , например удлинение волос бакенбардами на щеках либо бритьё бакенбард вместе с бритьём головы, выщипывание эспаньолки (волосы под губой в виде треугольника) по бокам и другое.

Восьмое – расчёсывать её на виду у всех, приукрашивая себя.

Девятое – оставлять бороду растрёпанной, указывая этим на свой аскетизм и отсутствие заботы о внешнем виде.

Десятое – смотреть на черноту или седину своей бороды с самодовольством и гордостью, обманываясь своей молодостью либо гордясь сединой, поскольку она возвышает мужчину над юношами.

Одиннадцатое – связывать её либо плести косы.

Двенадцатое – бритьё бороды, кроме случая, когда борода растёт у женщины, – тогда ей желательно сбрить её. Аллах знает лучше.

гигиена по сунне

Тщательное мытьё суставов

Тщательное мытьё суставов – это сунна, которая не ограничена омовением (то есть это желательно не только во время омовения). Учёные сказали, что к суставам относятся те места из ушей, где накапливается грязь, то есть это ушные раковины. Эту грязь нужно удалять, так как скопление большой (грязи) вредит слуху. Также (необходимо удалять) то, что накапливается в носу, и в общем всю грязь, которая накапливается в какой-либо части тела в виде пота, пыли и т.д. Аллах знает лучше!

Что касается его слов «я забыл десятое – и это не что иное, как полоскание рта», то это сомнение (передатчика) в ней (передаче). Кади Ияд сказал: «Это (десятое) может быть обрезанием, которое было упомянуто вместе с пятью (вещами, которые были упомянуты в первом хадисе)».

Это краткое изложение того, что связано с фитрой. В «Шарх Мухаззаб» я написал об этом досконально с доводами и ответвлениями. Аллах знает лучше!

Другой хадис, в котором сказано: «Было установлено для нас время для стрижки усов, стрижки ногтей, выщипывания (волос под мышками), чтобы мы не откладывали (эти действия) более чем на сорок ночей». Смысл этого хадиса мы разъяснили, а именно: чтобы не откладывали более чем на сорок дней, но не в том, чтобы оставлять на сорок дней (и брить на сороковой).

В другом хадисе не из «Сахих Муслима» пришло: «Было установлено для нас Пророком ». Аллах знает лучше!

Кади Ияд сказал: «Сказал Укайли: "В этом хадисе Джафара есть недопонимание. Ибн Абд аль-Барр сказал: этот хадис не передал никто, кроме Джаъфара"». Но это не является доводом (поводом) для того, чтобы посчитать, что у Джафара слабая память.

Я (ан-Навави) скажу: «Многие учёные посчитали доверенным Джафара бин Сулеймана, и о доверенности его тебе должно хватить того, что Муслим привёл его (то есть привёл от него хадис).

гигиена

Различные слова, которые употребляются в хадисах в отношении бороды, – все они указывают на необходимость оставления бороды так, как она растёт, и это ясный смысл из хадисов. Это мнение было высказано нашими учёными и учёными других мазхабов.

Кади Ияд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нежелательно брить бороду, укорачивать и подстригать её. Что касается подравнивания снизу и по бокам, то это хорошее дело, кроме случая, если этим пытаются достичь известности. Кроме того, нежелательно брить и подстригать её».

И затем он сказал: «Саляфы разошлись во мнениях по поводу границ бороды. Часть из них сочла, что у бороды нет границ, но они не оставляли её настолько длинной, чтобы получить из-за неё известность, и имам Малик считал, что нежелательно отпускать слишком длинную бороду. Другие посчитали, что борода ограничивается обхватом кулака, а то, что длиннее, следует подстригать. Третьи сочли, что нежелательно брить бороду, кроме как в хадже или умре».

И он сказал: «А что касается усов, то многие саляфы следовали мнению о полном удалении усов и их бритьё, следуя буквальном смыслу слов Посланника Аллаха : «Брейте и устраняйте», – и это мнение куфийцев. Многие посчитали, что нельзя сбривать усы и удалять их полностью. И это мнение имама Малика, который сбривание усов приравнял к нежелательности их оставления и повелевал наставлять того, кто так поступает (бреет усы). Он также считал нежелательным убирать усы сверху. Эти учёные считали, что слова «сбривать», «удалять» и «подстригать» означает одно и то же, и это подстригать усы так, что обнажится край губы. Другие решили, что здесь есть выбор».

Слова Кади Ияда завершились.

И избранное мнение – оставлять бороду так, как она растёт, и не укорачивать её вообще.

А самое предпочтительное мнение по поводу усов – это подстригать их так, чтобы был виден нижний край губы. А Аллах знает лучше!

Имам ан-Навави, «Шарх Муслим», глава об уходе за телом

Перевёл: Муса Багилов, теолог

(1) То есть мытьё мест, куда плохо попадает вода, например между пальцами, где собирается грязь и куда плохо попадает вода.

(2) Мудрость в обрезании для мужчин: очищение члена от попадающей в крайнюю плоть грязи и множество других польз. Для женщин – оно уменьшает её сильную страсть.

(3) Хунса Мушкиль.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Вопрос:

Пожалуйста, пролейте свет на дозволенность удаления бровей и лишних волос с лица. Можно ли удалять лишние волосы с переносицы? Либо немного уменьшить брови слишком большие и густые?

Ответ:

С именем Аллаха, Который наставляет на истину.

Проблема удаления волос вокруг бровей стала очень популярной сегодня, и, похоже, смущает многих людей. Проблема в том, что модный стиль внешности в наше время предполагает тонкие брови, имеющие определенную форму. Так что этот вопрос создает большую фитну для наших сестер-мусульманок.

Даже женщины, у которых хорошая естественная форма бровей, чувствуют себя некрасивыми и несовременными, так что они также стараются выщипывать себе брови, осветлять их и придать им форму.

Пророк (мир ему и благословение) предупреждает подобных женщин:

«Аллах проклял тех женщин, которые изменяют свои брови или просят кого-то помочь им в этом» (Сахих Бухари и Муслим).

Предупреждение весьма строгое, поэтому такие большие ученые как Ибн Хаджар Аскаляни, Табари, Навави были против любых изменений формы бровей, запрещая даже удаление волос между бровями. Табари относил подобное к изменению творений Аллаха.

Однако, они разрешали женщинам удаление волос с верхней губы, щек и подбородка (что напоминает усы и бороду у мужчин), чтобы избежать уподобления мужчинам.

На основании всего этого делается вывод, что женщинам не разрешается удалять любое количество волос из бровей для украшения, однако разрешается удалять волосы с переносицы (промежутка между бровями), поскольку это считается ненормальным. Так дозволяется удалять некоторое количество волос вокруг бровей или прореживать очень густые брови, уменьшая их до обычного, среднего размера. Этот вывод можно сделать из следующих текстов:

Ибн Абидин аш-Шами пишет в комментариях к Дурруль-Мухтар относительно запрета удаления волос с лица:

«Возможно, что запрет, упомянутый в хадисе, относится к тому выщипыванию бровей, которое женщины могут делать ради посторонних мужчин. Но если женщина удаляет волосы с лица, чтобы понравиться мужу, это будет дозволенным. В «Табиин аль-Махарим» говорится, что удалять волосы с лица запретно, однако, если у женщины растут усы или борода, тогда, наоборот, удаление этих волос будет желательным. Передается в Татархания, что нет возражений против того, чтобы удалить волосы с лица и бровей, если таким образом мужчина не уподобляется женщине».

Также в Фатава Хиндия сказано:

«Нет возражений против удаления волос с бровей и лица, если это не делает мужчину подобным женщине» (Фатава Хиндия, с.23/4).

Также один из великих правоведов 21 века муфтий Рашид Ахмад Людьянви пишет в своей фетве следующее:

«(…) Однако, если брови становятся настолько густыми, что это неестественно для женщины и вызывает отвращение у ее мужа, ей дозволяется уменьшить их до более подходящего и обычного размера» (Ахсануль-Фатава, т.8, с. 76).

Принимая во внимание вышеупомянутый хадис, а также утверждения ханафитских факихов, можно сделать следующие выводы:

  1. Женщине дозволяется удалять бороду и усы, которые растут у нее на лице – а также любые волосы с лица, которые делают ее подобной мужчине. Это позиция большинство ученых, которые считали это не только дозволенным, но и желательным. То же самое касается отбеливания этих волос (если их не удаляют).
  2. Если брови срастаются между собой, допускается удалять волосы с переносицы, поскольку это считается дефектом внешности.
  3. Дозволяется удалять отдельные волосы, которые растут вокруг бровей, если это выглядит некрасиво и/ или вызывает отвращение у мужа. Это не значит, что дозволяется удалять целый ряд волос с бровей (делая брови тонкими), как это принято в наше время.
  4. Плотные густые брови можно немного уменьшить до нормального размера. Однако, в этом следует проявлять большую осторожность, чтобы не попасть под предупреждение хадиса. Если вы не знаете, что считать «нормальным» размером, лучше проявить осторожность и удалить совсем немного волос. Стилисты – особенно, немусульмане – могут считать «нормой» брови, которые уменьшены до тонкой линии или имеют неестественную форму. Такое неприемлемо для мусульман.
  5. В этом отношении (удаления волос с бровей) следует проявить большую осторожность, поскольку хадис очень строго предупреждает против удаления волос с бровей. Некоторые ученые-ханафиты, поэтому, занимали очень строгую позицию по этому вопросу. К примеру, Мулла Али Кари, комментирует (со ссылкой на имама Навави), что выщипывание волос с лица – запретно для женщины (кроме волос на подбородке и верхней губе) (Миркат аль-Мафатих, 8:218). Уступки, которые мы привели выше, предназначены для устранения дефектов внешности, а не для эстетических целей, поэтому главное в этом вопросе – умеренность и осторожность.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Абдуррахман ибн Юсуф Мангера




Корзина покупок

  • Мисс мусульманка мира
  • Ислам и мусульмане
  • Советы мусульманкам
  • Мусульманские показы моды
  • Мусульманские постулаты
  • Женская одежда
  • Мужская одежда
  • Мисс мусульманка мира
  • Ислам и мусульмане
  • Советы мусульманкам
  • Мусульманские показы моды
  • Мусульманские постулаты

Можно ли мусульманкам удалять волосы на теле и выщипывать брови?

Как говорится: «мужчина должен иметь голову на плечах, а женщина – лицо». А каким должно быть женское лицо? Конечно же, красивым. Халяльная косметика и макияж – это все хорошо, и, конечно же, женская красота начинается с души, но и не стоит забывать о своей ухоженности. Женщины всегда очень трепетно относятся к уходу за собой: за кожей лица и тела, волос, ногтей, зубов,– все это словно паззлы, из которых складывается женская красота. И если какие-то недостатки можно спрятать за одеждой, то лицо не скроешь: в исламе женщины и девушки на людях обязаны носить хиджаб, скрывающий все тело, кроме овала лица и кистей рук.

Есть вещи, которые украшают исключительно мужчин, а женщин ужасно портят. И это не только шрамы, но и излишняя растительность на лице и теле… Согласитесь, увидеть перед собой женщину или девушку с мохнатыми, как попало растущими, «кустистыми» бровями или, что еще хуже, с усами – зрелище малоприятное, отталкивающее и даже вызывающее отвращение. Тем более, что в таком «первозданном» виде девушка или женщина смахивает на подобие мужчины, а это категорически запрещено в исламе. Сегодня мы поговорим о такой процедуре, как удаление волос на лице и теле, с точки зрения Ислама.

Согласно правилам Ислама, удаление волос на теле необходимо для того, чтобы сохранять и поддерживать в чистоте свое тело. Стремясь к чистоте, тем самым мы становимся ближе к Аллаху, что способствует укреплению нашей веры.

Однако Ислам разрешает удаление волос отнюдь не на всех частях тела. Так, женщинам запрещено полностью удалять (сбривать) и выщипывать брови, а также налысо сбривать волосы на голове (за исключением тех случаев, когда это вызвано болезнью). Обязательно подчеркнем еще раз, что запрещено удалять брови полностью! Посмотрите как выглядела бы девушка-мусульманка, которая полностью удалила бы брови и ресницы со своего лица, это во истину смотрится неестественно, и так делать - грех!

Можно ли мусульманкам выщипывать брови и ресницы?

--Вы должны понимать, что среди ученых нет единогласного мнения по поводу незначительного выщипывания или удаления волос с бровей, но все сходятся в одном: когда лицо девушки обезображено, и это явно заметно, то есть это не является чем-то сомнительным, и все люди явно считают это физическим отклонением, например: у 15- летней девушки брови как у Брежнева, или весь лоб у неё одна сплошная бровь, или брови закручиваются вокруг глаз подобно очкам, или спускаются на переносицу, в таком случае - нет проблем, если женщина сделает эпиляцию лишнего волосяного покрова, чтобы волосы росли более естественно.--

«Женщина может удалять все волосы, удаление которых делают ее краше, и она обязана оставлять те волосы, которые делают ее краше. И по этой причине женщинам запрещено бриться на лысо!» (См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 18/100). Так что никаких стрижек под «ноль»…

Можно ли делать обычную стрижку?

Шейх Ибн Баз – да помилует его Аллах – сказал: «Женщине нельзя брить свои волосы на голове, но что касается уменьшения их длины или объема, то мы не видим в этом проблемы. Тем не менее, это должно быть сделано надлежащим образом, чтобы она с мужем остались довольны. То есть необходимо договориться со своим мужем насчет стрижки, и она не должна быть похожа на прически неверующих женщин. За длинными волосами тяжело ухаживать – их сложно мыть и расчесывать, и если она несколько укоротит слишком длинные или густые волосы, то это не повредит. Так же это сделает их красивее, что порадует женщину и ее мужа, и мы не знаем ни одной причины для запрета этого. Но сбривать волосы полностью запрещено, за исключением случаев недомогания и болезни. И Аллах наделяет успехом». См. книгу «Фатава ал-Маръа ал-Муслима» (том 2 стр. 515).

Но помните, что в исламе женщинам разрешается стричь волосы на голове не короче, чем до мочек ушей.

В «Сахихе Муслима» приводится хадис со слов Абу Саламы б. Абд ар-Рахмана: «Жёны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, укорачивали свои волосы на голове до уровня чуть ниже ушей» (ал-Хьайд, 320).

Можно ли мусульманкам удалять волосы на лице, например, усики?

Многие из нас видели девушек и женщин с усиками на лице. Это происходит при гормональном сбое у женщин. Некоторые сумульманки боятся удалять их, потому что считают это грехом, хотя удаление волос с лица мусульманки не считается грехом. «Я видел пару раз мусульманок с усами, это смотрится ужасно, и из-за этого сторонние неверующие люди реагируют на саму религию очень плохо, т.к. это действительно выглядит неэстетично и производит ужасное впечатление. А ведь мусульманка должна удалять все ненужное с лица, что является неестественным для женщин. Разве я не прав?», - спросил один молодой мусульманин. И знаете, ведь он совершенно прав!

Во многих книгах по исламскому фикху говорится о том, что волосы на лице женщины, присущие природе мужчин – усы и борода, портящие ее красоту, не только могут, но и должны быть удалены.

Усы мусульманки обязаны удалять как и другие волосы на теле

Шейх Мухаммад б. Солих ал-Усеймин сказал: «Что касается волос, которые растут там, где обычно не бывает волос, например, когда у женщин есть усы или растут волосы на щеках, то в их удалении нет ничего плохого. Поскольку они не соответствуют природе женщины и портят ее красоту». «Фатава ал-Маръа ал-Муслима» (2/536-537).

«Ибн Абидин сообщил, что борода и усы не принадлежат естеству женщин и соответственно если они начнут проявляться у нее, то их устранение является одобряемым действием!» (Илми-халь для женщин, Муршиде Уйсал, стр.370).

Имам ан-Науауи сказал: «Удалять волосы с лица женщинам запрещено, если только речь идет не о бороде или усах. Их удаление не запрещено, более того, мы считаем это желательным!» (“Шарх Сахих Муслим” 14/106).

Так что, если вы заметили у себя над верхней губой усики или волоски на подбородке – удаляйте их обязательно. При этом лучше не самим пытаться избавиться от ненужной растительности, что наоборот, может лишь усугубить проблему, а обратиться за помощью к профессиональном у мастеру или в специальный салон.

Может ли мусульманка выщипывать брови?

Если глаза – это зеркало души, то брови – ее крылья. Каждая женщина знает, что ухоженные красивые брови делают взгляд еще более выразительным и красивым. Но в исламе есть запрет на полное удаление (выщипывание) бровей.

Сообщается от Ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Аллах проклял женщин, которые делают татуировки и которым делают татуировки; которые выщипывают брови и которым выщипывают брови; которые распиливают зубы для красоты и изменяют творение Всевышнего Аллаха!" аль-Бухари 5931, Муслим 2125.

Отметим, что запрет на выщипывание (удаление) бровей в этом хадисе касается как мужчин, так и женщин, поскольку смысл запрета в изменении творения Аллаха.

«Удаление женщиной волос с тела, относится изначально к требуемой от нее вещи, поскольку в этом приукрашивания себя для мужа. И нет никакого доказательства, запрещающего это, кроме запрета на ан-намс, что является удалением волос с бровей!» См. “Фатауа аль-Ляджна” 17/130.

Однако, в этом вопросе мнения многих исламских ученых расходятся. Как говорил имам Абу Дауд в своем сборнике, после упоминания приведенного выше хадиса: "Намиса - эта та, которая удаляет брови". И этому мнению отдали предпочтение ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-дд аима) во главе с шейхом Ибн Базом. И по этой причине они дозволяли удалять волосы между бровей, опираясь на то, что запрет пришел только на удаление именно бровей! (См. "Фатауа аль-Ляджна" 5/197).

Другими словами, если женщина будет удалять лишние волоски на переносице (место, где срослись ее брови), это не будет считаться чем-то греховным, поскольку переносица – это не бровь.

Шейх Ибн Усаймин говорил, что если у женщины сильно густые брови, что они даже спадают на глаза, по причине чего это утруждает женщину, она может подравнивать и подстричь слегка брови. См. "Фатауа Ибн Усаймин" 3/866.

Можно ли мусульманкам удалять волосы подмышками, на руках, ногах и в интимных участках?

Удаление волос на других частях тела: подмышками, на руках, ногах и в зоне бикини не только не возбраняется, но и является желательным действием. Тем не менее, прежде чем удалять волосы на теле, женщина в большинстве случаев должна спросить разрешения у своего мужа, особенно если дело касается эпиляции в области бикини. Среди мусульман горячо обсуждается вопрос, кому позволяется производить удаление волос на теле женщины, особенно на интимных его участках. В идеале, тело женщины и его самые интимные участки должен видеть только ее муж. Однако во многих мусульманских странах доктор или косметолог могут вполне свободно выполнять какие-то процедуры на теле женщин, если доктор или мастер также являются женщинами.

Что касается способов удаления волос для мусульманок, то использовать какой-либо из методов депиляции не запрещается, будь то лазерная эпиляция, бритье, восковая эпиляция или какой-либо еще метод. На Ближнем Востоке, например, самым распространенным видом удаления волос является шугаринг - способ депиляции, выполняемый с помощью густой сахарной пасты.

Итак, подытоживая сегодняшнюю тему, напомним об одном важном шариатском правиле: все дозволено, кроме того, что запрещено. Что касается волос, Шариат разделил их на три категории:

1. Т е , что запрещено удалять: борода у мужчин, бритье на лысо у женщин и выщипывание бровей , как у женщин, так и у мужчин .

2. Т е , что шариат повелел удалять : волосы на лобке и подмышками, как на это указывают достоверные хадисы.

3. Т е , относительно которых шариат умолчал. Здесь все зависит от выбора самого человека, если он желает, то может их оставить, а если нет, удалить. ( См. "Фатауа маратиль-муслима " 3/879 ) .

Так, что, дорогие девушки и женщины мусульманки, если какие-то нежелательные волоски портят вашу внешность – смело удаляйте их, в этом нет ничего греховного. И да будет доволен вами Аллах!

Чистота и опрятность – характерные черты Ислама. Священный Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение) еще 1400 лет тому назад так сильно повлияли на невежественных, темных и нечистоплотных жителей Аравийского полуострова, что они поднялись на самую высокую ступень человеческого развития.

В Коране говорится: «Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (2:222), а также: «О, вы, верующие, когда вы собираетесь совершить намаз, вымойте ваши лица и руки, включая и локти, проведите мокрыми руками по голове и вымойте ноги, включая лодыжки» (5:6) и «Когда вы осквернены, очищайте свои тела» (5:6).

В хадисах также сказано: «Чистота – это половина имана» (Муслим). Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал: «Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны, так, чтобы вас можно было различить среди людей». Мусульманин, также отмечается в другом хадисе, должен выделяться в толпе как родинка на лице.

Поэтому увидев как-то мусульманина в грязной одежде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выразил свое неудовольствие: «Неужели он не может постирать одежду?» (Абу Дауд).

Пророк (мир ему и благословение) также говорил: «Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом» (Бухари и Муслимом). Более того, он повелел стричь ногти, чистить зубы, хранить в чистоте одежду, и не реже, чем через каждые сорок дней, очищать от волосяного покрова подмышки и область в районе половых органов.

Еще в хадисах говорится: «Вы очищайте пороги своего дома и дворики перед ними» (Абу Дауд), а также «Каждую пятницу, когда вы идете в мечеть и на собрания, купайтесь, одевайтесь в красивые одежды и умащайтесь благовониями».

В этой связи передано, что когда однажды к Пророку (мир ему и благословение) подошел человек в изношенной одежде, он спросил его: «У тебя есть достаток?» «Да», - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поскольку Аллах даровал тебе богатство, позволь увидеть на тебе плоды Его милости и щедрости» (Насаи).

Также рассказывают, что когда Пророк (мир ему и благословение) видел человека с пожелтевшими зубами, со взъерошенными волосами, в запыленной одежде, то сразу же говорил: «Соблюдайте чистоту» (Байхаки и Баззар) или «Ключ к намазу - это чистота» (Тирмизи).

Наряду с этим, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел ухаживать и за своими волосами. Однажды некий человек с всклокоченными волосами и бородой подошел к нему. Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что тому следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).

Суть такого внимания Ислама к вопросам гигиены заключается в следующем:

1. Чистота – неотъемлемая часть естественной и здоровой природы человека.

2. Соблюдая чистоту, человек сохраняет достоинство, силу и праведность. Чистый, опрятный человек привлекает людей, вызывает у них симпатию, что способствуют укреплению Ислама и формирует здоровую атмосферу в обществе.

3. Чистота - залог здоровья. Большинство болезней люди приобретают из-за несоблюдения гигиены. В этой связи Ислам особенно требует, чтобы мусульмане мыли руки и полоскали рот, как перед едой, так и после употребления пищи.

4. Человеку свойственно представать перед вышестоящим начальством в чистом, опрятном виде. Это же должно быть характерно, но гораздо более сильнее, учитывая то, что мы постоянно пребываем перед взором Аллаха.

Нельзя забывать, что Создатель любит чистых и опрятных людей. Поэтому мусульманину следует изучить правила гигиены и соблюдать их в повседневной жизни.

Необходимо ухаживать за своим телом. Пророк (мир ему и благословение) регулярно мыл и расчесывал свои волосы и велел другим поступать так же. Кроме того, он говорил, что тот, у кого есть волосы, должен относиться к ним уважительно.

Также следует очищать уши во время омовения и в других необходимых случаях, удаляя нечистоты с видимых его частей. Также надо убирать серу из ушной раковины. Последнее особенно желательно делать после купания.

Прочищать нос следует, набрав воду в нос и прополоскав его. При сморкании надо использовать левую руку, отвернувшись от людей в левую сторону. Нежелательно сморкаться и очищать горло, стоя или сидя в сторону Киблы.

Нечистоты, которые накапливаются на зубах, у десен следует убирать, используя зубную пасту и мисвак. Чистить зубы последним следует перед сном и проснувшись, при омовении, перед совершением намаза, при дурном запахе изо рта и т.д.

Бороду также следует регулярно мыть, расчесывать и содержать в чистоте. Ее надо подправлять, не оставляя в потрепанном виде. Борода должна быть привлекательной, а не уродливой, особенно у тех, кто призывает людей на путь Ислама.

Для того, чтобы убрать нечистоты, накапливаемые под ногтями и в складках пальцев рук, необходимо регулярно мыть руки и подстригать ногти.

Необходимо приучить себя очищать тело от пыли и пота, накапливающихся в результате работы. Нельзя идти к людям с неприятным запахом.

Особенно возбраняется совершать в таком виде намаз, стоять перед Всевышним Аллахом. Как мы упоминали выше, в Коране есть аят, в котором говорится, что Всевышний любит чистоплотных верующих. Отсюда становится понятно, что Аллах не любит грязных, нечистоплотных людей. Поэтому следует купаться хотя бы раз в неделю, особенно желательно совершать полное омовение всего тела в пятницу.

Кроме того, на теле человека есть четыре места, в которых следует удалять или подправлять волосы.

Волосы на голове. Их разрешается подстригать, брить наголо, но можно и отращивать, если аккуратно ухаживать за ними, содержать их в чистоте и посещать парикмахера время от времени. Но нельзя частью сбрить, а частью оставить – это запрещено.

Усы. Не одобряется отращивать длинные усы, особенно не одобряется оставлять усы неподстриженными, чтобы при употреблении пищи жир оставался на усах. Полагается подстригать усы так, чтобы видна была линия над верхними губами. В целом, желательно, как можно больше укорачивать усы или вовсе сбрить их.

Волосы в подмышках. Их следует удалять не реже, чем через каждые сорок дней. Оставлять на этом месте волосы более этого возбраняется. Кому трудно выщипывать волосы из подмышек, тот может их сбривать, главное - это соблюдение гигиены. Считается сунной удалять волосы сначала с правой стороны, а потом с - левой.

Волосы в области аурата. Их тоже следует сбривать не реже, чем через каждые сорок дней. Имам Навави разъяснил, что в данном случае в аурат входят волосы над детородным органом и в области заднего прохода. Удалять волосы с обоих мест следует путем бритья или с помощью крема для удаления волос. Нанави говорит, что это служит укреплению супружеских отношений.

Также необходимо ухаживать за ногтями. Считается сунной подстригать их в каждую пятницу. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «О, Абу Хурейра, ты подрезай свои ногти, ибо на длинных ногтях сидит шайтан». Передают, что Пророк (мир ему и благословение) даже отказывался принимать тех, у кого под ногтями была грязь.

Последовательность подрезания ногтей следующая: начинать следует с указательного пальца правой руки и идти до мизинца. Затем нужно подстричь ноготь большого пальца. Что касается ногтей пальцев ног, то их следует подстригать, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой ноги. После подстригания ногтей пальцы желательно вымыть и совершить омовение.

К гигиене относится и обрезание пуповины. Ее следует обрезать сразу же после рождения ребенка. Пупок желательно оставить длиной равный толщине четырех пальцев, не короче.

Это же касается и крайней плоти мужского полового органа. Обрезание считается по мнению некоторых ученых обязательным, а, согласно другим, - желательным. В любом случае – это крайне важное предписание.

Помимо прочего, мусульманин обязан следить за своей бородой. Большинство богословов утверждают, что начисто сбривать бороду запрещено. Имам же Навави и Рафии пишут, что это только неодобряемое действие. Но все ученые согласны, что необходимо оставлять хотя бы небольшую щетину. Запрещается также окрашивать седую бороду в черный цвет и выщипывать седые волосы из бороды.

Но чистота, согласно Шариату, не ограничивается только вышеупомянутыми правилами. Имам Газали пишет: «Чистота по требованию Шариата имеет четыре ступени», а самая низкая ступень – это о чем написано выше, т.е. правила элементарной личной гигиены, соблюдение которых является также поклонением и заслуживает награду Всевышнего.

Вторая же ступень – очищение тела от грехов и приучение их к служению Аллаху, третья – заполнение сердца благими, праведными чертами характера и очищение его от скверных, плохих нравов. А четвертая ступень – это очищение таинства, скрытого в сердце. Иными словами, необходимо отказаться от всех мыслей, которые не приближают к Аллаху, и в каждый миг находиться в состоянии любви к Богу, думать о Всевышнем с благоговением, направив все помыслы к тому, что приближает раба к Нему.

Эти ступени постижения чистоты также надо иметь в виду, понимая взаимосвязь внутреннего и внешнего в Исламе. В этой связи ученые говорят, что внешний вид верующего не должен расходиться с его внутренним состоянием.

Читайте также: