Можно ли в школу с пирсингом в брови

Опубликовано: 17.09.2024

Имеют ли право учителя придираться к внешнему виду школьников?

Педагог потребовала снять сережку в носу. Имеют ли право учителя придираться к внешнему виду школьников, и как подростку отстоять свободу самовыражения — советы психолога.

В рамках проекта gazetaby.com. «Обратная сторона медали» читательница рассказала о конфликте, который произошел в школе у ее дочери-одиннадцатиклассницы.

— Одноклассница моей дочки Алеся сделала пирсинг. Колечко в носу вызвало негативную реакцию учительницы иностранного языка. На уроке она потребовала девочку снять сережку. Та отказалась. Учительница сказала, что она не может смотреть на пирсинг и вести урок. Обратилась к ученице со словами: «Переходи в другую группу».

Прямо на уроке она пошла к коллеге, чтобы та забрала ее ученицу. Алеся не выдержала и ушла с урока, в этот день она больше в школе не появлялась. Учительница вернулась и извинилась перед классом за то, что прервался урок.

Позже дочь рассказала, что мама Алеси поговорила с учительницей по телефону, она осталась в группе. За инцидент на уроке учитель перед ученицей не извинилась.

Меня задела за живое эта ситуация. Пару лет назад моя дочь в конце учебного года также делала пирсинг, и «гвоздик» в носу провоцировал замечания со стороны администрации школы, которые в лицо дочери говорили: «Зачем ты это сделала? Тебе, наверное, больно?» Дочь отвечала, что ее внешний вид их не касается, это к учебе не имеет отношения.

Посоветуйте, как разрешать конфликты «учитель-ученик», если придирки касаются внешнего вида? Как правильно расставить границы, чтобы школа в лице администрации и педагогов не указывала подросткам, как им стричься, делать ли пирсинг и т.д.? Почему эти вопросы так волнуют учителей?»

«Нигде не прописаны нормы, с какой прической или макияжем должен приходить ученик в школу»

Психолог Лилия Ахремчик напоминает, что деятельность учителя регламентируется Законом «Об общем среднем образовании» и должностной инструкцией. Согласно Закону, задачами общего среднего образования является в том числе формирование эстетического вкуса.

— Учитель и администрация школы, придираясь к внешнему виду учеников, могут сослаться на якобы воспитание эстетического вкуса. Но! Нигде не прописаны нормы, в каком именно виде (за исключением делового стиля), с какой прической, с макияжем или без, с пирсингом или без, должен приходить ученик в школу.

Этого и не может быть, потому что любое ограничение свободы в самопредъявлении можно расценить как дискриминацию, — считает Лилия Ахремчик.

Психолог отмечает, что в Беларуси нет отдельного закона о дискриминации, и это создает лазейки для вольных интерпретаций отдельных личностей, но в государстве есть Конституция, которая гарантирует равенство прав вне зависимости от пола, национальности, внешности, состояния здоровья и прочее.

— Более того, согласно тому же Закону об образовании работники учреждения образования обязаны обеспечить «сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся», поэтому любой манипулятивный прессинг недопустим.

Эксперт подчеркивает, что у нас нет практики фиксировать у психотерапевтов стресс, депрессию, которые переживает ребенок, — то, что можно отнести законодательно к «моральным страданиям».

— Если бы родители это чаще делали и писали соответствующие заявления в вышестоящие органы, желание педагогов высказывать свое мнение относительно внешности ученика резко поуменьшилось бы.

«Агрессивное поведение учителя говорит о его непрофессионализме и незнании возрастной психологии»

Психолог считает: эксперименты с внешностью совершенно нормальны в подростковом возрасте:

— Это естественное следствие происходящих с ребенком психических процессов — поиск своей уникальности, при этом желание не отбиваться от стаи, потребность быть самостоятельным, свержение авторитетов, пересмотр социальных стандартов и прочее. Внешность — едва ли не единственное, чем подросток управляет на самом деле при его неуемной тяге к независимости. Бороться с этим — то же самое, что бороться с самой природой. Агрессивное поведение учителя, обнаружившего какие-то изменения во внешности ученика, говорит о его непрофессионализме и незнании возрастной психологии.

К тому же, законодательно учителя не обязывают во время обучения и после проходить личную психотерапию, поэтому действуют обычные механизмы психологической защиты — проекции, переносы, отрицание и прочее. Скажем, себе человек чего-то не разрешает, поэтому то, что это делает кто-то другой, так раздражает. Или, например, учительница испытывает неосознанную зависть к ученице, потому что та юна и красива, и потому вынуждает стать незаметной, снять «это все» или смыть макияж. Ничто человеческое не чуждо, как говорится.

Кроме того, школа, как поставщик рабочих кадров, не заинтересована в укреплении индивидуальности — системе нужны стандартизованные винтики, говорит Лилия Ахремчик. Поэтому творческий потенциал, сохранение личностных границ и самобытности ребенка — целиком ответственность родителей.

— Что делать родителям? Быть на стороне своего ребенка — это главное. И помнить, что они имеют дело с бюрократической системой, поэтому в отстаивании своих прав необходимо использовать нормы и документы, минимум эмоций.

-Рубрики

  • Судьба (366)
  • Настроение (215)
  • Любовь (139)
  • Религия (95)
  • Чудеса (80)
  • Тайные открытия (73)
  • Ясновидение (41)
  • Про авиацию (30)
  • Кавказ (18)
  • Ванга (14)
  • НЛО (7)
  • Снежный человек (4)

-Видео


Ленина заставили дышать 17.04.2013 --> Смотрели: 1044 (7)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

_a_girl_with_pink_hair_and_piercings_in_her_cheeks_106612_ (640x360, 23Kb)


Прокуратура и суд отстояли права российских школьников красить волосы и делать пирсинг. Вот, написал заметку по этому поводу:

Розовая детская революция

Самый долгожданный подарок российским детям принесли не дедушка Мороз со Снегурочкой, а суд и прокуратура: они отстояли право школьников приходить в класс в самых модных причёсках. С пёстрым ирокезом на голове – пожалуйста, с пирсингом в носу – да ради Бога, только учитесь хорошо, дорогие наши чада!
Правда, такие супер-демократичные правила существуют пока только в одном городе России, в Перми. Этот миллионник на самом востоке Европейского континента стал ареной грандиозной битвы отцов и детей. К счастью, конфликт, разгоревшийся из-за экстравагантных причёсок, кипел в социальных сетях, а не на площадях и улицах.
"Розовая детская революция» началась 7 сентября в четвёртой пермской гимназии, одной из лучших в городе. Десятиклассницу Зину Агишеву администрация отстранила от занятий из-за причёски – накануне девушка выкрасила свои волосы в розовый цвет.
Обиженная школьница так написала о проблеме на своей страничке в соцсети:
«Я зашла в школу, меня поймала завуч и сказала, что это — не волосы, отправила меня к директору, которая сказала, что отстраняет меня от уроков и посоветовала выбрать другой учебный план или учебное заведение. „Нечего всех злить, ходя с такой головой!“ . За мной привели ещё одну девочку из параллели, она покрасила свои волосы в рыжий (довольно прилично выглядело, кстати). Её довели до слёз, пристали к её бровям, угрожали исключением и так далее. Я стояла и слушала, она разрыдалась, и мне так хотелось всем всё высказать, за себя и за неё. Самое смешное во всей этой истории, что мой цвет волос не нравится лишь директрисе и завучу. Моя классная абсолютно спокойно подошла и просто поговорила с нами, даже ничего не сказав. Улыбнулась. Другие учителя просто смотрели на меня, или сделали мне комплимент, что было очень приятно. Учительница по обществознанию даже чуть-чуть поддерживала меня. Я считаю, что школа поступила неправильно и незаконно, пытаясь диктовать свои правила насчёт моего тела, так как это чисто моё желание и никого больше».

Проблема оказалась глобальной

Абсолютное большинство подростков, прочитавших этот крик души, поддержало Зину. Взрослые тоже не остались в стороне, старшая сестра пострадавшей пятнадцатилетней школьницы Александра Агишева (кстати, педагог по образованию) перенесла обсуждение на федеральный уровень, увидев в частном случае глобальную проблему:
«Ощущение власти — самое ужасное, что с человеком может случиться, особенно власти над маленькими людьми, которые не могут ответить и защитить себя (мы ведь их все время учим старшим не хамить). Директор школы не может принимать решение о теле ребёнка, не может рассказывать как должны выглядеть волосы, руки, губы и что угодно. Нельзя доводить до слез десятиклассницу, которая изучает себя, своё тело и свои границы. Нет связи между волосами, татуировками, пирсингом и учебой. Но есть связь между травмами, неуверенностью и сложностями в отношениях и комментариями учителей. Желаю всем помнить о том, что тело человека только его тело, независимо от возраста этого человека, ну и адекватных учителей».
Зина начала битву за свою розовую причёску и свои права. Для начала она опубликовала в соцсети "Требования к внешнему и одежде учащихся», утверждённые администрацией её гимназии. Этот документ – сплошное «низз-зя!»: ученицам запрещалось красить волосы, носить экстравагантные причёски, массивные украшения, мальчишкам запрещалось отращивать волосы, одобрялись только короткие стрижки.
Директор гимназии Татьяна Дьякова поначалу не приняла этот бунт в Интернете всерьёз, но когда к конфликту подключились СМИ, сочла своё учреждение правым – мол, это внутренний правовой акт, к тому же правила утверждены и родительским комитетом.
Родители Зины не стали принуждать дочь сменить причёску, но в администрация гимназии проявила твёрдость: выкрашенным в розовый и рыжий цветом учиться нельзя!

Право на знания

Зина и её подруга по несчастью оказались в ситуации, которая поначалу казалась безвыходной. В Интернете по всей России (и не только) начался флеш-моб в поддержку гонимых девушек. Подростки и взрослые рассказывали о случаях дискриминации школьников по внешнему виду.
Нынешним и бывшим школьникам было чем поделиться – во многих учебных заведениях, словно в монастырях, запрещали косметику, серьги, браслеты, кольца и прочие аксессуары.
«Нас учителя хотят сделать одинаковыми, как доски в заборе!» - писали повзрослевшие дети.
«Может, как в советские времена, в фартучках кружевных ходить прикажут?» - ехидничали мамы нынешних учениц.
«Каждый из нас – свободная личность!» - написал какой-то московский старшеклассник на своей футболке. Лозунг явно не для школы, а для митинга – проблема «хайеров» грозила уже выплеснуться на городские площади. Подростки охотно ведутся на всяческие акции протеста, не случайно экстремисты всех мастей делают ставку на подрастающее поколение.
Малолетки становились детонаторами взрывов арабских революций, в нынешних беспорядках во Франции их тоже используют в качестве детонаторов социального взрыва.
Увы, провоцируем повзрослевших чад на конфликт зачастую мы, взрослые – мы не замечаем, что архаичные правила им кажутся унизительными. Но настаиваем на своём, пытаемся гнуть подростков в дугу и получаем в ответ бунт – в семье, в школе, на городской площади.
К счастью, в Перми «розовая детская революция», растянувшаяся на три с лишним месяца, не выплеснулась из правового русла. Прокуратура и суд разрешили конфликт, разглядев в нём самое главное – запретом на причёски администрация гимназии нарушила гарантированное Конституцией право на образование. Директриса учебного заведения была оштрафована на 30 тысяч рублей, а её гимназия – на 50 тысяч.
А в декабре администрация города Перми по требованию прокуратуры отменила прежние школьные правила. Чиновники признали, что «положения, содержащие любые ограничения, устанавливаемые в отношении внешнего вида учащихся, за исключением школьной формы, незаконны». Все средние учебные заведения Перми местный департамент образования обязал к февралю 2019 года изменить свои внутренние правила. Вместо запретов там появятся рекомендации – но соблюдать их или нет, ученик будет решать сам, по крайней мере за розовый, синий и даже за радужный цвет волос от занятий отстранять детей уже не будут.
Отрадно, что на страже законных прав школьников стоит не только пермская прокуратура – подобные «батлы» идут в Карелии, Удмуртии, Новосибирске, в других регионах.

Мне не очень-то нравится розовый цвет волос – разве только что у кукол. И хайеры ярко оранжевого цвета оскорбляют мой эстетический вкус, уж извините. Моё детство прошло в серо-сине-коричневых тонах, когда школьная форма у мальчишек была похожей на военную. Девчонкам в моей школе было и того хуже – от дореволюционных бабушек-гимназисток они отличались только длинной платья, кружевные фартучки были почти как при царе.
Мы, конечно, бунтовали, но тихо: пацаны пытались отращивать волосы на палец длиннее, а барышни завивали локоны и тайком красили губы.
Но то время давно прошло, и нынешнее время – не брежневский застой. Эпоха сейчас бурная, многоцветная и яркая.
Старшеклассники уловили быстрый темп времени, а мы, папы и мамы, дедушки, цепляемся за прежние стереотипы.
Беречь нужно только нравственные скрепы – если мы, взрослые, растратим свой пыл на борьбу с длинной и цветом волос, то можем упустить главное.
Любить Родину и свой народ может и девушка с розовыми волосами. А парнишка с петушиным гребнем на голове, случись беда, наверняка побреется наголо, наденет солдатскую форму и станет нашим защитником.
А черезчур ретивым педагогам типа пермской директрисы напомню старый анекдот:
“От вашего Вовочки пахнет такими резкими духами! – жалуется классная руководительница. А мудрая мама ей в ответ: “Вовочку не нужно нюхать, его нужно учить!”
Григорий Тельнов, специально для РЕН-ТВ.

Кроме того неоднакратно классный руководитель намекала на его причастность то к преступной группировке, то к сексуальным меньшинствам. :010:

А если ей намекнуть, что бывает за клевету?

Племянник мужа (14 лет) недавно проколол губу, после чего его каждое утро пытаются заставить снять серьгу, он отказывается и пишет объяснительную. Кроме того неоднакратно классный руководитель намекала на его причастность то к преступной группировке, то к сексуальным меньшинствам. :010: (Мальчик хороший, твердый хорошист, занимается спортом, а так все время дома, т. е. он домашний, не шляется нигде).
Вопрос в том, может ли мальчик ходить в школе с серьгой или есть какое-то положение, регулирующее данную ситуацию? Расскажите, опытные мамочки.


а почему пытаются снять серьгу? Я бы на месте мамы попыталась выяснить. Ведь,я понимаю, дома не возражают.
Не вижу связи между серьгой ( в любом месте) и учебным процессом:)

должно быть в уставе школы написано, что разрешается носить и что нет.

Т. е. этот устав принимает именно школа? Не вышестоящие органы? Например, коммитет по образованию?

Т. е. этот устав принимает именно школа? Не вышестоящие органы? Например, коммитет по образованию?

Конечно нет :)) Да с корее всего и в уставе ничего такого нет. Комитету по образованию делать что ли нечего больше?

Либо что-то такое у них записано в Уставе (в чем лично я сомневаюсь), либо, и скорее всего это полный произвол со стороны администрации школы. Глупость одним словом. И пирсинг-то не особо умно, а уж бороться с ним таким способом и того глупее.

Ну не умно, понятно. Все ж он ребенок, многие прошли через этот жизненный этап, кто-то волосы отращивал, кто-то красил в разные цвета, но выросли ж и среди таких есть порядочные люди. :)

а почему пытаются снять серьгу? Я бы на месте мамы попыталась выяснить. Ведь,я понимаю, дома не возражают.
Не вижу связи между серьгой ( в любом месте) и учебным процессом:)

Ну как, мама не то чтобы "за", но после слез и уговоров поддержала сына. Она уже неоднократно ходила к классной, та вроде с ней соглашается, что все в порядке, а на следующее утро опять все заново. Поэтому я и решила поинтересоваться, есть ли под ее действиями какая-либо правовая обоснованность ли это только ее личное отношение.

Ну как, мама не то чтобы "за", но после слез и уговоров поддержала сына. Она уже неоднократно ходила к классной, та вроде с ней соглашается, что все в порядке, а на следующее утро опять все заново. Поэтому я и решила поинтересоваться, есть ли под ее действиями какая-либо правовая обоснованность ли это только ее личное отношение.

Однозначно личное отношение.

Думаю, самого мальчика это вообще не напрягает

В том-то и дело, что напрягает, два дня не ходил в школу, сказал, что не хочет идти, потому что к нему там опять будут приставать.

Можно лавировать, приспособляться.
Это же школа: не только физике-литературе их там учат. Это школа жизни.
Я всегда думаю, когда вижу таких отпирсингованных: выделиться больше нечем? Жаль..
Дело тут не в моде, а в выпендреже. Цель у таких домашних хороших мальчиков - что бы заметили, остановили, потребовали снять. И делали так каждый день.

Да и разговор в топе не о том, красиво это, не красиво, правильно или нет, а в том, могут ли запрещать ходить с серьгой или нет.

Могут - не могут - какая разница? Если директор или учитель, который очень против упрется - может хорошо испортить жизнь. Если мальчик упрется - будет изо всех сил сопротивляться- учиться точно никаких моральных сил не останется. Если еще мама поднимет пирсинг на принципиальную высоту - будет полный дурдом.
Я в свое время отговаривала до последнего. Главный аргумент - неприятности в школе. Ну, у нас же главный тренажер - многоразовые грабли. Проколол ухо, потом оба, потом - губу. Все, что я предсказывала, сбылось в точности. На кого жаловаться? На себя.
Окончил школу. Растянул дырки в ушах конусным калибром до 28 мм. И. вынул плаги, снял все железо.


Можно вопрос?
А дырка-то в мочке так и осталась?

Педагог-психолог рассказывает родителям неформальных детей, чем опасны подростковые эксперименты с внешностью.

Ирина Новак

Ваш 14-летний юнец решительно настроен отрастить дреды или покрасить волосы в фиолетовый? Или задумал серьгу в ухо, пирсинг в бровь, а на спину татуировку. Вы схватились за голову: а примет ли неформала школа со своими порядками и устоями? Педагог-психолог Ирина Новак, ежедневно работающая с такой категорией подростков, раскрывает причины и последствия личного вызова ребенка обществу. Да-да, вы не ошиблись. Попытка выделиться внешне, а не внутренним содержанием, — не что иное, как вызов и желание прогнуть под себя систему.

Рекомендация № 1. Научите ребенка жить по правилам

И школа — это как раз хороший пример и место, где играют исключительно по правилам. Не может же субкультурный ребенок прийти на футбол, послать всех к черту и начать играть, как хочется лично ему? Спорт более отформатирован, в отличие от системы образования.

И это очень важно. Люди, которые с детства не научились жить по правилам, в будущем обязательно столкнутся с законом. Не нужно с раннего возраста позволять детям манипулировать членами семьи и обществом. А как же право на индивидуальность и выделение из толпы, спросите вы. На мой взгляд, так акценты расставлять нельзя. Это неверно с точки зрения возрастной психологии.

Школа — не место для самовыражения, это образовательное учреждение, которое дает стандарты адаптации. Самовыражение должно идти через таланты, через способности и возможности. А это — всегда включение мозгов.

Многие танцуют, другие — поют, третьи — покоряют олимпиады по математике и физике. При чем здесь облегающая ткань, расстегнутая пуговица, три карата в ушах или фиолетовые волосы? Я еще в университете, не будучи психологом, поняла, что вставить в нос булавку — легче, чем выиграть олимпиаду.

Но почему-то именно подростки с булавкой в носу орут о своем праве на индивидуальность больше, чем выпускники физико-математических школ. Почему? Потому что это инфантилизация. И школа, к сожалению, таких подростков не может поддержать.

Школа призывает к развитию, в этой среде инкубатора и можно заявить о себе талантами, а также внутренним содержанием. Подростковый возраст опасен еще и тем, что выражать еще нечего, потому что не наработалось внутреннее содержание. При всеобщей разнузданности, когда идеология очень слаба, каждый считает своим долгом что-то заявить. Поймите, субкультура подростка не отвечает ни за что, даже он сам не может ответить, почему у него синие волосы.

Рекомендация № 2. Восстановите эмоциональную связь с ребенком

У субкультурных детей эта связь с родителями нарушена, однозначно. Родители не могут управлять детьми. Есть одна сложность — в 15-16 лет ее просто так не восстановишь, а вернуть ребенка в годовалый возраст или во внутриутробное состояние — невозможно. Почему важна эмоциональная связь с ребенком? Потому что такой ребенок учится у своих родителей. Он слышит их, понимает, он адаптивен, меньше попадает в конфликтные ситуации с обществом. Но это — идеальный вариант.

Вообще это происходит от того, что у нас на детский сад и школу всегда навешивали еще и воспитание. Но это — обязанность родителей. Учителя не должны тратить время, чтобы объяснять парням, что длинные волосы — не школьная прическа. Адаптация к социуму — прямая обязанность школы. Это то время, когда тебе наполняют мозги нужной информацией. А внешностью нужно заниматься дома, в свободное от учебы время. И тут как раз возвращаемся к эмоциональной связи родителей и их детей. Задача папы и мамы объяснять детям, для чего они посещают школу. Если у тебя нестандартная стрижка, то это еще не повод пытаться прогнуть под себя школу. И родители должны это помнить, когда субкультурный подросток манипулирует ими, ссылаясь на свою индивидуальность.

Рекомендация № 3. Помните, до 18-летия ребенка вы за него ответственны

Эксперименты с внешностью допустимы, когда человек становится совершеннолетним и будет самостоятельно нести ответственность за свой внешний вид. К тому времени это уже будет не про школу с ее правилами. Пока за ребенка ответственны родители, им и отвечать за проколотые брови и фиолетовые волосы. И такой внешний вид только лишний раз подтверждает конфликт и кризис в семье. Родители не знают, почему их ребенок самоутверждается именно таким образом. Но ответственность за это нести кто-то должен.

Подросток — всегда субкультура. Я понимаю, что сейчас у них такой возраст, когда в приоритете принцип стаи. Но прежде чем самовыражаться, подростку нужно понять, а что он хочет выразить? Просто привлечь внимание? Это не к школе. В противном случае произойдет крен в поверхностные вещи — в прическу или покрой джинсов.

Сейчас, если нет четких требований к тем же прическам, которые уместны в школе, адаптировать и нивелировать разницу во внешнем виде учащихся приходится учителям. Потому что, если такой яркий и провокационный неформал появится в школе, то это сразу зацепит внимание сверстников и даст установку им: зачем учиться и доказывать свои способности, если можно волосы покрасить в зеленый.

Рекомендация № 4. Работайте со смыслами

Я благодарна своим родителям, которые вырастили меня на словаре Даля, и я знаю смысл слов. Например, смысл слов «школа», «образование». Понятийный аппарат ребенка нужно развивать. Должно быть правильное понимание вещей. Если вы с детства будете неправильно пользоваться ручкой, и будете измерять ею сантиметры, то и жизнь будет запутанной.

Если вы объясняете сыну или дочери, что место учебы и место для самовыражения — не одно и то же, а вам не могут объяснить, зачем ему дреды на голове, то однозначно, смысла школы подросток не понимает. Попробуйте сказать ему, что за его фиолетовый ирокез на вас наложили серьезный штраф. Посмотрите на реакцию. Если эмоциональная связь с ребенком есть, он мгновенно поймет, к чему привело его стремление выглядеть необычно.

Если сейчас мы дадим подросткам право в рамках школы стать личностями, как они себя видят, начнется хаос. Понятно, что таких немного, это не критическая масса, но есть золотое правило — стая поднимается в небо при 30% активистов. Кто будет отвечать за хаос в школе, если треть учащихся вдруг придет с татуировкой? Их родители.

Рекомендация № 5. Заслужите доверие ребенка и сами ему доверяйте

Научитесь разделять понятия «доверие» и «заигрывание». Это не одно и то же. Если вы не в состоянии донести до ребенка, что дреды или зеленые волосы в школе — это не есть нормальная школьная стрижка, то доверия между вами нет. Если его желание носить необычную стрижку связано только с тем, что это его желание, то спросите себя: «Я могу как-то на это повлиять»? Если утвердительного ответа нет — доверительные отношения отсутствуют. Вы покажете ему сто картинок с хорошими и стильными подростковыми прическами, но ребенок вам не поверит. Значит, где-то раньше из взаимоотношений в семье вылетел нужный кирпичик. Ищите, где и когда, потому что отсутствие этого кирпичика раскачивает отношения.

В педагогике с советских времен всегда использовался треугольник «ребенок-педагог-родитель». У нас из процесса воспитания выпал именно родитель. Он просто откупается деньгами либо приходит и говорит учителю: «А где это у вас написано, что с такой прической в школу нельзя?». Тем самым родитель, у которого нарушена эмоциональная связь с ребенком и отсутствуют доверительные отношения с ним, поддерживает субкультуру сына или дочери. А, значит, они вскоре могут самовыражаться еще неформальнее.

Самовыражение через внешность — чисто подростковое незрелое свойство. Если мы, взрослые, будем ее поддерживать, все дети уйдут в неформалы, а внутрь, что действительно ценно в каждом человеке, так ничего и не войдет.

Что говорит закон?

Общеобразовательные школы субкультурных подростков с цветными волосами или необычными стрижками не жалуют. В одних учебных заведениях ссылаются на школьные уставы, в других — на законодательство об образовании. Но в обоих случаях подростки становятся объектом повышенного внимания со стороны школьной администрации. Беседы, уговоры подстричься, угрозы недопуска к занятиям — методы воздействия везде разные.

Что о неформальных стрижках казахстанских школьников говорит законодательство? Можно ходить в школу с дредами или нет?

Вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева ответила на наш запрос ссылкой на статью 45 Закона «Об образовании», что регулирование внешнего вида обучающихся относится к компетенции школ. И регламентируется это правилами внутреннего распорядка и уставом организации образования. То есть длину причесок и цвет волос для школьников школа может прописать в своем уставе самостоятельно. Главное, чтобы школьные требования не противоречили законодательству.


В советские времена для всех образовательных школ были единые стандарты относительно одежды школьников. На уровне законодательства были прописаны требования, которые могли вводить учебные заведения в отношении фасона одежды, цвета и использования отличительных знаков. Но даже в те времена никаких требований к остальному виду ученика не предъявлялись. А сейчас нередко можно услышать жалобы родителей, что их детей отчислили или не допустили к урокам за «неподобающий» внешний вид. Правы ли учителя в такой ситуации?


Что сейчас

В современных школах администрация вправе создавать локальные акты, касающиеся внешнего вида. В них могут прописываться требования даже к прическам, обуви, макияжу, татуировкам. Но, несмотря на это, документы могут нести только рекомендательный характер. Проще говоря, ребенка не могут отчислить из школы, если он сделал пирсинг или перекрасил волосы в зеленый цвет.

Родители должны понимать, что школа может вынести ребенку даже дисциплинарное взыскание, но ни в коем случае не отчислить или не допустить к обучению по причине несоответствующего внешнего вида. Администрация вправе лишь провести беседу с ребенком и даже с его родителями.

Когда могут отчислить

Есть четкий перечень причин, позволяющих отчислить ребенка:

  • за невыполнение учебного плана или недобросовестное отношение к обучению;
  • вследствие ликвидации учебного заведения;
  • если ребенка зачислили незаконно;
  • по инициативе родителей;
  • за нарушение устава школы, имеются в виду прогулы, совершение правонарушений, но не внешний вид;
  • отставание по учебной программе в 10-м и 11-м классах;
  • использование наркотических средств, распитие спиртных напитков;
  • состояние здоровье ребенка, не позволяющее пройти курс обучения;
  • неоплата за обучение, если школа платная.

Нельзя отчислить ребенка, если он не достиг 15 лет или имеет умственные или психические заболевания, о которых было известно при приеме. Совершение мелкого хулиганства или одноразовое нарушение устава школы – не повод для отчисления.

Но самое главное, нет никаких оснований отчислить или не допустить к обучению ребенка, если преподавателю не нравится, как он выглядит. Не может учитель заставить умыться, переодеться или причесаться. У него лишь есть право рекомендовать ученику сделать это.

Что делать родителям

Если администрация школы пытается отчислить ребенка из школы по причине несоответствующего внешнего вида, то родители должны срочно пойти к директору. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у администрации учебного заведения, они не вправе выгнать ребенка только потому, что у него пирсинг.

Нельзя даже не допустить к урокам, если ребенок пришел без формы, которая предусмотрена для ношения. Конституция дает право на обучение абсолютно всем, без исключения.

Если переговоры не дали положительного результата, то родителям рекомендуется написать письменное заявление с требованием объяснить причины отчисления или недопуска к урокам. Если это не даст результатов, то придется идти дальше – в Департамент образования, управление или даже дальше – в прокуратуру. Кстати, прокуратура в 99,9 % всегда принимает сторону родителей, так как нередко школы нарушают конституционные права детей.


Наказывать или нет?

По сути, ношение той или иной одежды, использование косметики – это лишь возможность самовыразиться. Если это не мешает учебному процессу, то почему нельзя покрасить волосы в синий цвет? Задача родителей и учителей - выявить неординарных личностей и дать им развиться. А как такие детки еще могут выразить свое отношение к жизни в раннем возрасте?

С другой стороны, яркие волосы и татуировки могут говорить о внутреннем конфликте. С такими детьми надо проводить беседы, желательно, чтобы это делал психолог, который сможет выявить истинные причины такого поведения.

Читайте также: