Можно ли продавать волосы в исламе

Опубликовано: 17.09.2024


- Можно ли продавать, покупать или носить одежду, изготовленную из норки?


- Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно разъяснить следующее. Согласно Шариату, кожа и волосы любого живого существа (кроме человека, рыбы и саранчи), умершего нешариатским закалыванием, считаются нечистыми (наджаса). Но если эту кожу дубить - она становится чистой, кроме кожи свиньи и собаки. Но волосы дубением не очищаются.

Кожа и волосы животного, мясо которого можно кушать и заколотого по Шариату, считаются чистыми, даже если их не дубить. Волосы, отделившиеся от любого живого существа, мясо которого можно кушать, считаются чистыми. Отделившиеся же от живого существа, мясо которого кушать нельзя - считаются нечистыми (наджаса). Волосы, отделившиеся от человека, будь то при жизни или после смерти - считаются чистыми.

Исходя из вышесказанного можно определить, что нельзя (харам) продавать, покупать и носить одежду, головные уборы, изготовленные из норки. Также и намаз, совершённый в этой одежде, считается недействительным, ибо норка является животным, мясо которого кушать нельзя и поэтому волосы её не очищаются ни в коем случае, но если дубить кожу без шерсти (волос), то кожа считается чистой (но не волосы!). Это достоверное мнение, но ас-Субуки говорит, что волосы очищаются вместе с кожей. Следуя за ним, можно сказать, что все эти изделия можно продавать, покупать, носить, но - лучше воздержаться от этого («Мугни аль-мухтадж»).
http://www.assalam.ru/assalam2009/345/28-s.shtml

Авторы данного ресурса не следуют направлению, которое пропагандирует сайт http://www.assalam.ru/

Однако, тот или иной ученый может ошибаться в одном вопросе, и быть близким к истине в другом. Данное мнение относительно запретности для мусульман меха пушных зверей не вызывает сомнений с точки зрения основ шариата - Корана и достоверной сунны.

Точку зрения на запретность меха хищных пушных зверей разделяют ученые салафитского направления:
"Шейх Абдул Мухсин аль Аббад ссылаясь на хадис пророка (с.а.с.), где он запретил ношение шкур хищных животных, сказал что харам как носить их так и продавать".
http://ksunne.ru/poiskznaniya/sheihi18022008.htm

Также следует добавить, что Пророк Мухаммад (с.а.в.) запрещал использовать шкуры диких животных в целях роскоши:

- Передают со слов Му`авийи, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не ездите верхом ни на шелках, ни на тигровых (шкурах). (Хороший хадис, который Абу Дауд и другие (мухаддисы) передают с хорошим иснадом.)

- Передают со слов Абу-ль-Малиха, ссылавшегося на слова своего отца, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал (использовать) шкуры диких зверей. (Этот хадис с достоверными иснадами приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса`и.)

В той версии (этого хадиса, которую приводит) ат-Тирмизи(, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) запрещал покрывать шкурами диких зверей постели.
http://islamecologia.ucoz.ru/index/0-20

Также, Мухаммад (с.а.в.) запрещал убивать любое живое существо мучительной смертью:

Джабир Ибн Абдулла говорил: "Воспретил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, убивать какую бы то ни было тварь мучительной смертью" (Сахих Муслим).

В то же время вся современная меховая индустрия связана с мучительным убийством живых существ:
http://islamecologia.ucoz.ru/news/2009-08-17-3
http://vkontakte.ru/club43900
http://zhestokosti.net/abuse/fur.html

НЕТ - МЕХУ! НЕТ - УБИЙСТВАМ!

Натуральные меха являются гордостью тех женщин, у которых они есть, и мечтой тех, кому эта вещь не по карману. Но давайте подумаем: чем на самом деле мы гордимся, о чем мы мечтаем? Для получения куска меха надо убить животное и ободрать его шкуру. Чтобы сшить одну шубу, требуется отнять жизни у десятков, иногда и сотен животных. Как вы считаете, стоит ли красота ТАКИХ жертв?

Всем нам известно высказывание Ф. М. Достоевского, что счастье всего мира не стоит слезинки на щеке невинного ребенка. Большинство людей согласно с этой мыслью. Но в то же время мы считаем нормальным лишить жизни множество живых существ, чтобы выглядеть элегантно. И это при том, что искусственные меха, пальто, куртки также красивы и хорошо защищают от холода. С первого взгляда натуральная шуба действительно красива и роскошна.

Но давайте посмотрим, что было с кусками меха до того, как они стали шубой. Убитого зверька подвешивают вниз головой, сначала снимают шкуру с задних конечностей, а потом начинают стягивать ее с туловища, подобно тому, как Вы снимаете с себя через голову одежду. Но трупу еще и разрезают подкожную пленку, перерезают ушные хрящи, удаляют их и обрезают кожу вокруг глаз, носовых хрящей и губ. Вот шкурка лежит отдельно и зверек отдельно. То, что еще недавно двигалось, дышало, пищало, то, в чьей груди еще недавно билось сердце, теперь беспомощно валяется на разделочном столе. Это создание потеряло единственную имеющуюся у него одежду, без которой жизнь невозможно. Капает кровь, оголились мышцы, обтягивающие скелет. Все это очень похоже на рисунок из учебника по анатомии, на котором изображается мускулатура человека. Вы хотите взять и надеть на себя эту влажную, свежую, еще не обезжиренную и неочищенную внутри шкурку, которая скоро сгниет и превратится в зловоние, если ее не обработать химикатами, которые так портят нашу планету? Нет? А почему же? Ведь вот вам самый лучший натуральный мех в первозданном виде.

Бывают и еще более извращенные способы получения меха. Каракуль — это ягнята, забитые на 2-3 день после рождения.

А как Вам нравится ходить в шкуре эмбриона?

Чтобы получить каракульчу, беременной овце вспарывают живот, разрезают матку, выдирают зародыш и снимают с него шкуру.

Давайте не будем, подобно страусу, прятать голову в песок и думать, что предметы и явления, которых мы не видим, не существует. В следующий раз, когда Вы будете надевать Вашу натуральную шубу, пожалуйста, задумайтесь о том, сколько жизней было уничтожено для ее получения. Если бы каждая женщина, накидывая на себя свой любимый наряд, чувствовала, как горячая, густая, уже начинающая сворачиваться кровь приклеивает свежую шкуру к ее телу, слышала крики обреченных на смерть ради чужой красоты созданий, видела оголенные внутренности и выколотые глаза, чувствовала одновременно холодный и жгучий дух смерти, то, скорее всего, натуральным шубам место было бы в музее. В настоящее время большинство ведущих косметологов и модельеров пришло к мысли, что красота — это прежде естественность. Давайте подумаем: что может быть более неестественным, а, следовательно, уродливым и абсурдным, чем надевание на себя одежды, которую природа создала для совершенно иного биологического вида?

Кстати, во многих цивилизованных странах натуральные меха уже не служат, как прежде знаком красоты и престижа. Теперь, когда многие люди познали кровавую изнанку меха, они воспринимают натуральную шубу как признак дурного тона. Сотрудники многих российских туристических агентств даже не советуют своим клиентам брать с собой в путешествие по Западной Европе натуральные меха.

Пожалуйста, постарайтесь ощутить всю жестокость натурального меха и Вы!


Как поступать с отстриженными волосами и ногтями? Правда ли, что их желательно закапывать в землю?

Всевышний в Коране говорит:

وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ

Смысл: «. Аллах любит соблюдающих чистоту» (сура «ат-Тавба», аят 108).

Под чистотой в этом аяте подразумевается физическая чистота. Вообще, в целом в Исламе чистоте уделено огромное значение, ибо от её соблюдения напрямую зависит наше поклонение.

Согласно Шариату, волосы и ногти желательно закапывать в землю, ибо передаётся во многих изречениях, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) велел закапывать в землю отстриженные волосы и ногти. Хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советует хоронить волосы и ногти, приводят в своих сборниках известные мухаддисы: ат-Табарани в «Муджам аль-кабир», Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф», аль-Байхаки в «Шуабуль-иман». Так с волосами и ногтями поступали и многие из саляфов (праведники, жившие в первых трёх веках после Пророка (мир ему и благословение)).

Великий учёный Ибн Куддама пишет в книге «аль-Мугни»:

قال ابن قدامة في المغني: ويستحب دفن ما قلم من أظفاره أو أزال من شعره، لما روى الخلال بإسنادهعن ميل بنت مشرح الأشعرية قالت: رأيت أبي يقلم أظفاره ويدفنها، ويقول: رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يفعل ذلك .

«Желательно хоронить отстриженные или отделённые иным способом волосы и ногти. Поскольку передаётся от Мили, дочери Мишраха, что она видела, как её отец стриг ногти и закапывал их в землю, объясняя это тем, что он видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поступал таким образом».

Имам ан-Навави в книге «аль-Маджму» пишет:

وقال النووي في المجموع: يستحب دفن ما أخذ من هذه الشعور والأظفار ومواراته في الأرض، نقل ذلك عن ابن عمر رضي الله عنهما، واتفق عليه أصحابنا .

«Отстриженные волосы и ногти рекомендуется закапывать в землю, скрывать их в ней. Эта желательность передаётся от Ибну Умара (да будет доволен им Аллах)».

Богословы шафиитского и ханафитского мазхабов (правовых школ) обуславливают желательность закапывать в землю только волосы и ногти, которые не являются авратом (часть тела, которую обязательно скрывать от посторонних или вообще других лиц).

Великий учёный аль-Буджайрими говорил:

قال البجيرمي في حاشيته على الخطيب: قلت: ينبغي تقييده بغير ظفر عورة وشعرها، أما لو كان منها كعانة رجل وظفر وشعر امرأة وخنثى، فينبغي وجوب الستر لحرمة النظر إليه .

«Закапывать в землю волосы и ногти желательно только тогда, когда они не являются авратом. Так, например, если волосы будут из границ аврата, например, из области паха или же если волосы женские или гермафродита, то их обязательно скрывать, чтобы не увидели другие люди, поскольку взор на них запрещён». Здесь под словом «скрывать» подразумевается закапывать в землю.

Ибн аль-Мукри Исмаиль в своей книге «Равзат-талиб» пишет:

وقال صاحب روض الطالب: ما حرم نظره متصلا، حرم نظره منفصلا، كشعر عانة ولو لرجل، وقلامة ظفر قدم حرة، إبقاء لحكمه قبل انفصاله، فليواره وجوبا كما اقتضاه كلام القاضي، لئلا ينظر إليه أحد .

«На то, на что смотреть запрещено, когда оно связано (с телом), запрещено смотреть и после его отделения, как, например, лобковые волосы, даже мужские, а также ногти ног свободной женщины, распространяя положение Ислама в отношении этих частей тела после их отделения от тела, так же как было и до их отделения. Пусть же (постригший волосы и ногти) в обязательном порядке скрывает их (волосы и ногти), чтобы никто не увидел их».

Мудрость в желательности скрывать волосы, ногти и другие части тела и его выделения заключена в том, чтобы колдуны не смогли навредить человеку, поскольку они во время наведения порчи очень часто используют волос или ноготь человека, на которого хотят навести порчу.

Крайне нежелательно стричь или удалять иным образом волосы и ногти в осквернённом состоянии (состояние, когда по Шариату человек обязан совершить полное ритуальное купание, например, после полового сношения) и без омовения.

СОВРЕМЕННАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ. ЧТО ДОЗВОЛЕНО МУСУЛЬМАНКЕ?
В сегодняшней статье хочу немного разъяснить сестрам,которые пользуются всевозможными процедурами в салонах красоты, а также научить братьев, которые переживают, что их жены, сестры могут совершать грех, посещая например, парикмахера или косметолога.

Хочу объяснить какие процедуры и действия в салонах красоты дозволены по шариату а какие под запретом.

В Исламе не существует полного запрета на улучшение внешнего вида, как мужчинам, так и женщинам. Более того, в некоторых ситуациях Ислам рекомендует, а в некоторых обязывает украшать себя, например, в отношениях между мужем и женой. Некоторые рекомендации я уже давал в этой статье . Если поддерживать привлекательность свою в глазах супруга или супруги, это только укрепит брачные отношения.

Ислам призывает поддерживать опрятный, презентабельный внешний вид.

В целом, улучшение внешнего вида в Исламе разрешено, но существуют некоторые нюансы, которые являются запрещенными.

В наши дни индустрия красоты стала одной из самых востребованных во всем мире. И многое навязывается из СМИ, поэтому нужно быть внимательным и не поддаться на рекламу, а здраво рассуждать с точки зрения дозволенности по шариату.

В первую очередь нужно всегда задаваться вопросами:

  • Будет ли какое- либо действие подражанием неверным ( рекламе), безнравственным людям;
  • Не несет ли изменение внешнего вида неестественный что приведет к изменению того, как создал Аллах человека.

Если однозначно не сможете ответить на какой либо из вопросов , то значит напрашивается вывод, что это будет не дозволено!

Давайте разберем самые распространенные процедуры в салонах красоты, которые пользуются наибольшей популярностью:

ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ, что все процедуры, которыми вы собираетесь воспользоваться, категорически запрещено,чтобы проводились противоположным полом.

1. Стрижка и укладка волос на голове;
Женщинам разрешается делать укладку и стрижку волос, если это не приводит к тому, что прическа по своему стилю или длине волос начинает напоминать мужскую.


Укладка волос разрешается по собственному усмотрению, вкусу, главное чтобы выходя из салона мусульманка покрывалась и прятала от посторонних глаз свою красоту. Опять же есть такой нюанс, во все салоны красоты есть доступ и для мужчин и для женщин. В таком случае, попросите мастера-парикмахера или другого сотрудника салона проводить вам процедуру либо в отдельном кабинете, либо за ширмой( которые есть в любом салоне красоты) , чтобы посторонние мужчины не смогли увидеть вас непокрытой. Благо, что в последнее время получили распространение мусульманские салоны красоты, где обслуживаются только женщины, а также появились мужские салоны (барбершоп). В таких салонах можно быть спокойной и вы не столкнетесь с противоположным полом в самый неподходящий момент.

2. Окрашивание волос;

Разрешается красить волосы, если они не будут окрашены в полностью черный цвет, а также в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной. Покраска волос в полностью черный цвет была запрещена Хадисом.


Покраска волос в цвета, из-за которых женщина выглядит распущенной и безнравственной (фиолетовый, синий и т.д.), запрещена из-за уподобления бесстыдным людям.

3. Наращивание волос;

В Исламе не приветствуются любые изменения, связанные с использованием искусственных средств и внешнего вмешательства.


4. Наращивание ресниц;

Если вы хотите нарастить ресницы, используя натуральные (кроме человеческих) или искусственные волосы, которые являются чистыми, чтобы приукрасить себя перед мужем, то это дозволено.(например, одноразовые ресницы, которые легко клеятся и снимаются). А если же хотите этим приукрасить себя перед посторонними мужчинами, то это запрещено.


А также нельзя забывать что, клей, которым присоединяются ресницы для длительного ношения не пропускает воду, то есть омовение будет считаться недействительным и как следствие и намаз тоже.

5. Коррекция и окрашивание бровей и ресниц;

Изменение формы и выщипывание бровей. Это запрещено, поскольку носит инородный характер, то есть происходит вмешательство в естественную форму бровей.

Факихи говорили, что изменение формы бровей запрещено из-за данного хадиса и причины изменения того, что Аллах сотворил в качестве нормы. Поэтому если брови у женщины нормальны, не разрешается изменять их форму, подрезать и утончать их.


Если брови у женщины чрезмерно велики или густы, то дозволено убирать торчащие волоски, выходящие из общего ряда. Чтобы придать опрятный и ухоженный вид. Кстати, с разрешения мужа, можно красить хной ресницы и брови или сурьмой.

6. Маникюр и педикюр (шеллак, наращивание ногтей) Маникюр и педикюр (гигиенический классический), то есть чистка, подпиливание, шлифовка ногтей разрешены, даже обязательны. Так как каждая мусульманка должна быть опрятна. А вот нанесение лака для ногтей не является дозволенным,именно, при совершении омовения, так как лак не пропускает ни воздух ни воду и омовение не будет считаться действительным. Если же вы можете перед каждым омовением перед обязательным намазом удалять с ногтей, то это разрешено.


А вот период хайда(менструации) и нифаса(послеродового кровотечения) женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем и в это время полностью разрешено нанесение лака на ногти во время маникюра. То же самое относится и к нанесению шеллака или наращиванию ногтей. И пока этот период не закончится можете лак не смывать и носить накладные ногти. В остальные же дни можно пользоваться хной для окрашивания ногтей, она не препятствует проникновению воздуха и воды.

7. Эпиляция( восковая, сахарная( шугаринг))
Восковая эпиляция области бикини и удаление волос с тела клиента. Удаление волос с аурата не допускается. Это касается области от груди до коленей. Поэтому удаление волос в этой области, в том числе с бедер и лобка клиента, запрещено. Такую эпиляцию женщины должны делать себе сами, не обращаясь к посторонним. Давать возможность посторонним удалять волосы с этих частей тела – вершина бесстыдства.


Нет никакого греха в том, чтобы удалять волосы клиентов с частей тела, не входящих в аурат: например, нежелательных лицевых волос (за исключением бровей), волос на руках, ступнях ног и т.д. Те же нормы применимы и к лазерной эпиляции.

В конце статьи, хочу заметить, что мы акцентировали свое внимание на самых распространенных процедурах, предлагаемых в салонах красоты. Если, вас интересуют какие-либо еще процедуры и их дозволенность в Исламе, то пишите вопросы в комментариях. В следующей статье обязательно их разберем тоже.

Если вам понравилась эта статья и была полезной, пожалуйста поддержите лайком👍

А также вы можете ознакомиться с остальными статьями на нашем канале:

Можно ли носить парики или присоединять искусственные волосы к своим собственным волосам, как делают сейчас молодые люди для украшения?

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Изготовление париков из волос человека или соединения волос человека к своим собственным волосам было четко запрещено Посланником Аллаха (мир ему и благословение), поскольку это подразумевает обман и использование каких-то частей тела человека, что запрещено.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Аллах проклял женщину, которая соединяет (свои или чужие) волосы (с волосами других мужчин и женщин) и женщину, волосы которой соединяют с волосами другого человека, и тех, кто делает татуировки (себя или своим близким) и тех, кому делают татуировки» (Сахих аль-Бухари, нет. 5589)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запрещал это до такой степени, что даже не разрешал сделать это для женщины, у которой выпали ее естественные волосы.

Аиша (да будет Аллах доволен ею) повествует, что замужняя женщина из ансаров заболела, и после болезни у нее выпали волосы. Ее родные и друзья хотели сделать ей парик или прическу из чужих волос и спросили Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о дозволенности этого. Он ответил им, что: «Аллах проклял женщину, которая соединяет (свои или чужие) волосы (с волосами других мужчин и женщин) и женщину, волосы которой соединяют с волосами другого человека» (Сахих аль-Бухари, № 5590).

Поэтому, использование человеческих волос в любом виде будет недозволенным. Запрещается соединять свои волосы с волосами другого человека или носить парик, сделанный из человеческих волос, независимо, будут ли чужие волосы полностью соединены с собственными волосами, или же это всего лишь парик, который можно будет снять в любое время. Правило будет таким, даже если это делается по уважительной причине, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не позволил сделать это даже в таких ситуациях.

Точно так же не будет разрешено использовать волосы свиньи из-за ее нечистоты (наджис). Ученые (фукаха) утверждают, что использовать любую часть тела человека (мусульманина или немусульманина) не дозволено по причине почетного места человека среди творений, а волосы свиньи потому, что все части свиньи считаются нечистыми (наджис) (См: аль-Любаб фи шарх аль-Китаб, 1/47).

Что касается использования парика, сделанного из волос других животных (кроме свиньи) или синтетических волокон, то факихи утверждают, что это разрешено, независимо от того, будут волосы полностью сплетены с собственными волосами или это съемный парик.

Об этом говорится в аль-Фатава аль-Хиндийя:

«Соединять свои волосы с волосами другого человека является запретным (харам), будь то свои собственные (выпавшие) волосы или чужие волосы, как упомянуто в Аль-Ихтияр Шарх аль-Мухтар. Тем не менее, нет ничего запретного (ля ба’c) для женщины, чтобы вплести в волосы мех (волосы) верблюда или козы (или других животных, кроме свиньи), как упомянуто в Хадикан» (аль-Фатава аль-Хиндийя, 5/358).

Допустимость использования искусственных волос передается от Абдуллаха ибн Аббаса, Умм Саламы, Аиши и других сподвижников (да будет Аллах доволен ими всеми) (См: Айни, Умдат аль-Кари Шарх Сахих аль-Бухари, 22/64).

Некоторые ученые считали нежелательным соединение собственных волос и искусственными или животными волосами, если они будут вплетены в собственные волосы таким образом, что трудно отличить одни от других, поскольку это форма обмана. Тем не менее, многие ученые допускают такое, даже если парик или искуственные волосы полностью вплетены в собственные волосы.

Также следует отметить, что если парик крепится к волосам или телу таким образом, что его трудно снять, будет разрешено протирать парик при выполнении малого омовения (вуду), и полного омовения ( гусль). Однако, если это съемный парик, то придется снять его при выполнении вуду или полного омовения (См: Taкмила Фатх аль-Мульхим, 4/191).

Вопросы приобретения товаров и услуг актуальны для любого общества, каким бы ни было технологическое развитие. В этом смысле необходимость регулировать торговлю в целях соблюдения интересов как продавцов, так и покупателей приобретает важное значение. В исламе эти моменты были учтены ещё на заре становления религии: Коран и Благородная сунна содержат множество экономических принципов и правил, соблюдение которых поможет избежать проблем в этом мире и в вечности.

Любое исследование вопросов, касающихся социального бытия людей (а вопросы торговли, безусловно, относятся к таковым) требует определения понятий и терминов, выступающих инструментами для разбора ситуаций. Арабский язык похож на русский тем, что в нём одно и то же явление может выражаться сразу несколькими словами, которые, как правило, делают акцент на какой-то одной стороне изучаемого процесса или явления. Вот и торговля может быть разделена сразу на несколько этапов и, соответственно, описана разными терминами.

Ключевые понятия

«Покупка» – в Священном Коране это слово можно встретить в суре «Тауба» («Покаяние»):

«Поистине, Всевышний Аллах купил у уверовавших в Него людей в обмен на райскую обитель их жизнь и всё, что им принадлежит…» (9:111)

В этой части Писания слово «покупать» выражается арабским глаголом «иштэра».

В другом кораническом аяте рассказывается следующее:

«Всевышний Творец дал разрешение вам на ведение торговли, но запретил занятие ростовщичеством» (2:275)

Сура «Ан-Ниса» также подчёркивает важность торговли, её роль заменителя противоправным действиям по овладению чужим имуществом:

«О те, которые верят во Всевышнего Творца и Его посланника! Вам запрещено посягать на чужое имущество, на которое у вас нет никакого права. Вместо этого занимайтесь торговлей, основанной на взаимном согласии сторон…» (4:29)

Таким образом, в исламском праве под покупкой понимается результат договора (подразумевается обоюдное согласие) между двумя сторонами по обмену одной собственности на другую. При этом собственность должна, с точки зрения Шариата, обладать ценностью (об этом будет сказано ниже).

«Продавец» – на арабском языке обозначается словом «баиг».

«Покупатель» – на арабском языке будет произноситься как «муштари».

«Цена» – на языке Священного Корана это слово произносится как «саман».

«Объект торговли» – на арабском языке «мабиг».

Элементы, без которых торговые отношения между сторонами будут недействительными

Их всего два, но они отражают один из важнейших принципов – взаимное согласие:

а) предложение – иджяб (будь то со стороны продавца или от покупателя), которое всегда идёт первым;

б) согласие – кабул, которое всегда произносится после предложения.

Важно отметить, что эти слова должны произноситься либо в прошедшем, либо в настоящем времени. Если предложение или согласие будут сказаны участником торговых отношений в будущем времени, то сделка как таковая считается, согласно исламскому праву, недействительной и ни к чему не обязывающей.

К тому же факт купли-продажи считается соответствующим Шариату, если никакие слова во время этого акта не произносятся. Например, в настоящее время на кассе магазина при оплате товара речевая коммуникация между продавцом и покупателем сведена к минимуму. Некоторые торговые точки и вовсе отказываются от кассиров, заменяя их аппаратами. Естественно, в этом случае нельзя вести речь о несоответствии подобных действий Шариату, так как продавцом выступает обезличенная в масштабах одного магазина компания.

Помимо этих двух неотъемлемых элементов торговли, есть также условия купли-продажи. Они тоже носят обязательный характер:

1. Продавец и покупатель должны находиться в здравом рассудке.

2. Формулировки предложения и согласия должны быть чёткими, если без переговорного процесса торговля невозможна.

3. Предложение и согласие должны относиться к одному и тому же основанию предмета сделки. То есть если в предложении речь шла о пяти саженцах, то согласие нельзя давать по поводу семи саженцев.

4. Сделка должна проходить без большого смыслового разрыва между предложением и согласием. Допустим, после того, как потенциальный покупатель обратился к человеку, который владеет каким-то интересным предметом или ресурсом, последний просто ушёл, не дав никакого внятного ответа на сделанное предложение, но согласился после какого-то времени, когда покупатель, возможно, и забыл о факте своего предложения. В этой ситуации факт купли-продажи не произошёл. Другое дело – если потенциальный продавец сказал бы покупателю, что ему нужно некоторое время на обдумывание сделки. В этом случае отношения между двумя субъектами носят совершенно иной характер, они уже имеют какие-то договорённости, которые необходимо исполнять (имеется ввиду, прежде всего, информационное оповещение о согласии либо отказе проводить сделку после размышления о ней).

5. Товар должен представлять ценность (то есть одна крупинка риса не может выступать в качестве объекта сделки, так как её ценность крайне низка, она не способна утолить голод и прочее) и быть халяльным (например, торговать алкоголем нельзя).

6. Товар должен находиться в собственности у продавца. К тому же нельзя продавать объекты, которые находятся в пользовании всеми людьми (например, реки, озёра, горы, холмы, моря и так далее).

7. Нельзя продавать то, чего ещё нет в наличии и что зависит от каких-то природных факторов (например, плоды какого-то растения). Этот запрет не касается промышленных товаров.

8. Купля-продажа совершается в отношении объекта, свойства которого известны. Например, неизвестный баран в стаде, который может иметь какие-то физические дефекты, не может продаваться.

Существуют и второстепенные условия торговли:

1) Продавцу не стоит настаивать на серьёзном завышении цены, а покупателю – бесконечно торговаться.

2) Нельзя излишне нахваливать собственный товар, вводя в заблуждение покупателя.

3) Нельзя скупать товар, который имеет общественную значимость, стремясь сыграть на искусственном завышении цен на рынке.

4) Торговлю следует вести в местах, где можно оценить качества продаваемого товара.

Расторжение договора купли-продажи

Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Человек, который расторг сделку с тем, кто покаялся о совершённой покупке (либо продаже), заслуживает прощения грехов в Судный день» (Тирмизи).

В Шариате расторжение сделки купли-продажи между сторонами, которое не оставляет никого из них в убытке, именуется термином «икаля».

Если предложение об аннулировании сделки встречает согласие второй стороны, то возвращается изначально выплаченная цена. Когда товар за время пользования подвергся некоторым дефектам, цена при его возврате может быть снижена.

Аннулирование сделки невозможно, если товар был уничтожен (подобное решение не касается случая, когда были уничтожены деньги).

Когда между сторонами произошёл товарный обмен, то он также может быть аннулирован после того, как поступило соответствующее предложение. Если в этом случае был уничтожен товар, то можно вернуть деньги за него или отдать что-то эквивалентное.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламу алейкум ва рахматуллах Я продаю свой товар компании, которая строит дом. Точнее, мы меняем некоторое количество товара на конкретную квартиру в строящемся доме (в договоре конкретно указывается место и этаж). Будущая квартира переходит в мою собственность. Еще не достроив дом, иногда я продаю квартиру за наличные деньги. Скажите пожалуйста, ради Аллаха, на ком будут риски недостройки дома? Могу ли я перенести эти риски на застройщика? Как называется моя сделка согласно шариату? На какие аяты, хадисы или заключения ученых я должен ссылаться для понимания ограничений моих сделок? Чазак Аллоху хайр.

Читайте также: